Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культура кубанского казачества в конце XVIII - начале XX вв.: общие черты, этнические и региональные особенности Тернавский Николай Александрович

Культура кубанского казачества в конце XVIII - начале XX вв.: общие черты, этнические и региональные особенности
<
Культура кубанского казачества в конце XVIII - начале XX вв.: общие черты, этнические и региональные особенности Культура кубанского казачества в конце XVIII - начале XX вв.: общие черты, этнические и региональные особенности Культура кубанского казачества в конце XVIII - начале XX вв.: общие черты, этнические и региональные особенности Культура кубанского казачества в конце XVIII - начале XX вв.: общие черты, этнические и региональные особенности Культура кубанского казачества в конце XVIII - начале XX вв.: общие черты, этнические и региональные особенности Культура кубанского казачества в конце XVIII - начале XX вв.: общие черты, этнические и региональные особенности Культура кубанского казачества в конце XVIII - начале XX вв.: общие черты, этнические и региональные особенности Культура кубанского казачества в конце XVIII - начале XX вв.: общие черты, этнические и региональные особенности Культура кубанского казачества в конце XVIII - начале XX вв.: общие черты, этнические и региональные особенности Культура кубанского казачества в конце XVIII - начале XX вв.: общие черты, этнические и региональные особенности Культура кубанского казачества в конце XVIII - начале XX вв.: общие черты, этнические и региональные особенности Культура кубанского казачества в конце XVIII - начале XX вв.: общие черты, этнические и региональные особенности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тернавский Николай Александрович. Культура кубанского казачества в конце XVIII - начале XX вв.: общие черты, этнические и региональные особенности : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Краснодар, 2004 195 c. РГБ ОД, 61:04-7/573

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Особенности заселения края и факторы, повлиявшие на становление кулыуры кубанского казачества

1.1. Основные компоненты культуры кубанского казачества 28

1.2. Заселение Кубани и становление культуры казачества 39

Глава 2. Традиционная культура кубанского казачества

2.1. Материальная культура 56

2.2. Этнические и региональные особенности духовной культуры кубанского казачества

2.3. Песенный фольклор кубанских казаков и его особенности

2.4. Язык кубанского казачества и его этнические'особенности

2.5. Этнокультурные группы кубанского казачества

Глава 3. Авторская культура кубанского казачества кубанского 108

3.1. Основные этапы развития культуры кубанского казачества

3.2. Образование и распространение грамотности среди казачества

3.3 Развитие художественной культуры Кубани

3.4. Особенности авторской культуры кубанского казачества

Заключение

Введение к работе

Актуальность исследования. В наше время все большую актуальность приобретает осмысление этнических процессов, имевших место в прошлом и находящих свое продолжение в наши дни. Все большее внимание, исследователей привлекают вопросы. связанные с национальным самосознанием, проблемы нынешнего состояния традиционных культур, их роль и значение в общекультурном процессе.

Возрождение кубанского казачества, пробуждение исторической памяти, поиски своего места в нынешнем обществе, делают актуальными вопросы культуры этой этно-социальной общности. Становление культурной структуры «возрождающегося» казачества в период перехода России от культуры моїюстилистическои к полистилистической1 требует изменений в подходе работы учреждений образования и культуры к удовлетворению культурных потребностей населения наших дней и ближайшего будущего.

От правильного решения вопросов: «Какие факторы влияли на становление культуры кубанского казачества и как взаимодействовали культуры традиционная и авторская ?» - зависит адекватное понимание процессов, происходивших в культуре кубанского казачества; степень ее интегрированности в региональную культуру и культуру российского общества указанного периода в целом.

Во время существования Российской империи самодержавие по-разному относилось к этническим особенностям кубанского казачества, его культуре и языку - от лояльного подхода - к диктату и полному игнорированию этнических факторов. Предпочтение отдавалось социальной стороне. Положения правительства и высочайшие указы регламентировали жизнь казачьих войск всей России, подгоняли их иод общий стандарт служивого сословия. Процесс сглаживания этнической неоднородности

1 Ионин Л.Г. Культура на переломе (механизмы и направление современною культурною развития и России) ХпнИС. -1995. -.Vj 2. -С.41-48.

основных групп казачества России длился долго и проходил не всегда гладко. Иногда попытки самодержания волевым путем осуществить нивелирование этнических особенностей вызывало недовольство в казачьей массе. Так было, например, с черноморцами в конце XIX века, когда решался вопрос старшинства созданного в 1861 г. Кубанского казачьего войска.

Чтобы понять особенности и причины нынешнего состояния традиционной казачьей культуры, особенности авторской культуры региона нужно обратиться к истории нашего, края, выявить основные этапы культурогенеза и факторы, повлиявшие на него.

Наш край полиэтничен, и кубанское казачество, являясь феноменом славянским, вобрало в себя представителей разных этносов и этнических групп. Определение «кубанское казачество», появившееся 140 лет назад, не является этнонимом, т.е. определением этноса, а обозначает этносоциальную группу с довольно близкой материальной культурой, укладом жизни. Некоторые различия в главных чертах культуры казаков бывших черноморских, старолинейных и новолинейных станиц можно обнаружить и в наши дни.

Из упомянутых выше групп кубанского казачества этнически наиболее устойчивой являлась черноморская (украинская). Черноморцы прибыли на Правобережную Кубань войском, т.е. устойчивой социально-культурной общиной, сохранившей, хотя и в значительно измененном виде' этнокультурные традиции бывшего Запорожского войска.

Из поля зрения ученых очень часто выпадают . вопросы взаимоотношений казачества с самодержавным правительством с одной стороны (этапы его «огосударствления», т.е. включения казачества в государственную структуру) и социально-культурные взаимовлияния казаков и иногороднего населения - с другой. Как свидетельствуют исторические факты, попытки игнорирования или подмены культуры той или иной этнической группы, приводили к обратным желаемому результату, вызывали непонимание, а то и негативную реакцию народных масс на ту или иную'

социокультурную акцию, проводившуюся центральной государственной властью. Недостаточно изучены правовые и экономические взаимоотношения членов казачьих обществ.

Под культурой кубанского казачества мы понимаем культуру нескольких этносоциальных групп казачества - черноморскую (украинскую) и линейную (южнорусскую), смешанную (закубанскую) и великорусскую (северо-восточный регион Кубани).

Истории казачеств, в том числе и кубанского, уделялось большое внимание. Написаны сотни статей, десятки очерков, монографий и многотомных трудов. Историки прошлого и настоящего времени останавливались также и на вопросах культуры (в первую очередь развития образования, науки, искусства), тем не менее, до сих пор нет исследования, специально посвященного региональным и этническим особенностям той или иной группы казачества или региона бывшей Кубанской области (ныне. Краснодарского края, Республики Адыгеи, частично - Карачаево-Черкессии, Ставрополья). Некоторые современные ученые утверждают, что к началу прошлого (ХХ-го) столетия на основе черноморского и линейного казачества на Кубани складывался (или даже сложился) новый этнос и только революция и расказачивание помешали окончательному завершению процесса слияния двух этническихтрупп в один народ1.

Разные этнические метрополии, ' продолжительное автономное

существование двух этнических групп казачества на Кубани вызвали и

существенные отличия, как в стереотипе поведения, так и в культуре.

/ Наличие своих обособленных духовных и культурных центров позволяло (в

разной степени) двум ветвям славянского казачества развивать самобытную

культуру и влиять на социокультурные процессы в "метрополиях". Попытки

обособления казачеств Запорожского и Донского в самостоятельные

государственные образования вызывали, жестокие репрессивные меры со

1 Ьопларь И.И. Узловые проблемы катачества//Проблемы р.ишппя казачьей культуры: материалы научно-' практической конференции и. Тульский, 7.06.1997. -Майкоп, І997..-С. 11; Матвее» О.В. Слово о кубанском казачестве.-Краснодар, 1995. - С. 203, 260 и др.

стороны центральной государственной власти; необходимость надежной охраны своих стенных рубежей заставляли Польшу и Россию мириться с автономией Запорожского и Донского войск.

Значительное влияние, как на национальное самосознание, так и культуру оказывает религия. Православие хотя и сближало запорожцев, а позднее и черноморцев, в XVIII - начале Х1Х-го веков с украинцами и русскими, тем не менее, обладало рядом существенных отличий, выражавшихся в особом почитании культа Святой Богородицы, архистратига Михаила, существовании своих икон, распространении молитв на украинском языке (бытовое православие -Н.Т.), создание на черноморской войсковой земле монастырей (Николаево-Лебяжий - мужской и Марии Магдалины - женский), стремление иметь в своих храмах священнослужителей из казачьей среды. К культурно-религиозным особенностям казаков Старой Линии следует отнести бытование в некоторых станицах старообрядчества, с распространением которого боролись как самодержавие, так и казачьи власти Кубанской области.

На примере культуры кубанского казачества можно проследить этно- и социокультурные процессы, происходившие между близкими группами славянского населения, влияние ' проводимой самодержавием государственной политики на культуру авторскую и взаимовлияние культур авторской и традиционной.

Некоторые ученые1 утверждают о возникновении субэтноса, что, по их мнению, закреплено в этнониме . «кубанские казаки», самосознании, одинаковом социальном положении, а также отражается в. культуре казачества Кубани. Сословная замкнутость основных групп казачества зачастую превалировала над этнической и, несоменно, находила отражение как в самосознании, так и культуре в целом. Это позволило отдельным

1 Ьонларі. И.И.. Матвеев О.В. и лр. См. указанные выше сочинения.

современным исследователям говорить о «возникновении нового, казачьего самосознания и уникальной традиционной культуре кубанских казаков»1.

Тем не менее, переизданные труды историков, писателей, этнографов прошлого, полевые материалы зтноірафических экспедиций, материалы научно-практических конференций, собранные автором архивные данные дают возможность рассмотреть проблемы, связанные с казачьей культурой, с иной точки зрения, как нам представляется, более объективно.

Актуальность отмеченных проблем, недостаточная изученность сфер и
блоков культуры одной из важнейших социальных групп Кубани, стремление
внести свою посильную лепту в изучение, истории культуры родного края
стали причиной выбора автором данной темы и определили содержание
исследования. '

Объект и предмет исследовании. Объектом нашего исследования является досоветская культура кубанского казачества. Предметом

исследования являются социально-политические факторы, повлиявшие на ее
становление и этносоциальные культурные особенности основных групп
кубанского казачества.

Территориальные рамки диссертации включают в себя земли Черноморского и Кавказского линейного казачьих войск, которые с 1860 г. составили Кубанское казачье войско и Кубанскую область.

Хронологические рамки исследовании охватывают период: от заселения края, т.е. с конца XVIII в. до.перехода казачества из культурно-

социальной общности в этнографическую группу, т.е. до 1920 г.

Степень научной разработанности проблемы. Специальных исследований по избранной теме нами не установлено, тем не менее, многие историки, этнографы прошлого, современные ученые так или иначе, касались вопросов культуры кубанского казачества, устанавливали периоды ее развития, освещали общие черты, региональные и этнические особенности.

1 Матвеев О.В. Каиказская война на Северо-Западном" Каньа .е и ее упюпо.титпческие и соппоку.п.тчрные
* последствия/.'Дис... канд. ист. наук.-Краснодар, 1996.-С. l."i(>.

Сжатую характеристику традиционной культуры черноморцев дает И.Д. Попко в книге "Черноморские казаки в их гражданском и военном быту", вышедшей в Санкт-Петербурге в 1858 г.1 В этом историческом труде автор впервые сравнивает военный уклад черноморцев и линейцев, указывает на некоторые факты взаимовлияния культур черноморских казаков и адыгов. И.Д. Попко отмечает существовавшие отличия в хозяйственном укладе черноморцев, живущих в степной и прибрежной областях края", описывает менталитет черноморца, которого характеризует как «малоросса», сравнивая его с великороссом. Здесь же он приводит данные о состоянии образования и грамотности в войске. Труд И.Д. Попко носит беллетристический характер, он страдает фрагментарностью, но свидетельствует 9 незаурядном литературном даровании автора. Однако делаемые им выводы не подкрепляю!ся архивными материалами. Это произведение более ценно для нас с этнографической, чем с историографической стороны.

Очень много интересных фактов из истории развития культуры черноморского и кубанского казачества приводит в своих произведениях П.П. Короленко. Наиболее значимыми для нашего исследования являются: «Черноморцы» , «Двухсотлетие Кубанского казачьего войска» «Некрасовские казаки» , «Переселение казаков за Кубань. Русская колонизация на Западном Кавказе»6, «Атаманы бывшего Черноморского (ныне Кубанского) казачьего войска»'.

В исторических трудах П.П. Короленко нет ни определенной системы, ни главной идеи, отсутствует оценка событий, их анализ. Но его пересказы тех или иных событий из истории казачества пестрят любопытными

1 Переиздана в Краснодаре издательством "Сов. Кубані," ь 1998 г.

" Попка И.Д. Черноморские казаки в их гражланско.м и военном биту. -Краснодар, 1998. -С. 47.

х Короленко П.П. Черноморцы. -СПб., 1874.

4 Короленко П.П. Двухсотлетие Кубанского казачьего войска* -Харьков, 1896.

Короленко II.П. Некрасовские казаки. -Пкатеринолар, 1899. " Короленко 11.11. Переселение казаков за Кубань. Русская колошпашія Северо-Западного Кавказа. -Нкатериноллр. 1910. ' КчбаискпП сборник. -Пкатеринолар. 1891. -Г. 2.

архивными данными, которые но разным причинам сегодня являются недоступными для исследователя.

Интересны его статьи по этнографии казачества, публиковавшиеся в семи номерах «Кубанских войсковых ведомостей» за 1884 г. «Весенние хороводы в Черномории», «Черноморские заговоры», рассказы - «Чернен Лаврин або хутирськи беседы» и «Кара Іїожа в «Кубанских ведомостях» и «Мертвяки» в «Казачьем Вестнике».

О заселении Черномории и Линии, "национальных чертах" линейцев, "зачатках школьного дела", а также о военном укладе кубанских казаков с биографиями атаманов сообщает Ф.А. Щербина в книге "Кубанское казачье войско. 1696-1888 г.» Впервые книга под редакцией Е.Д. Фелицына вышла в г.Воронеже в 1888 г. В 1996 г. этот исторический очерк был переиздан в Краснодаре. В этом труде впервые освещается история колонизации Закубанья, освещаются этнические особенности казачьего населения Новой Линии, приводятся биографии наказных атаманов Кавказского линейного войска. Этот груд до сих пор представляет большой интерес для исследователей, изучающих историю и культуру кубанского казачества.

Значительное внимание культуре и прежде всего образованию уделяет Ф.А. ІЦероина в своем двухтомном труде «История Кубанского казачьего войска», вышедшем в 1910-1913 гг. в Екатеринодаре. Во втором томе своего фундаментального труда Ф.А. Щербина обстоятельно освещает историю возникновения казачества, отмечает некоторые региональные и этнические особенности несения военной службы черноморцами и линейцами, делает общую сравнительную характеристику двух типов казака-линейца и черноморца; освещает особенности заселения Закубанья, развитие экономики края, торговых отношений казачества с горцами1. Ф.А. Щербина приводит некоторые ценные данные об экономическом развитии нашего края, особенностях хозяйственной жизни казаков - линейцев и черноморцев в другой своей работе - "Естественно-исторические условия и смена

1 ІЦероина Ф.Л. История Кубанского каіачі.его поиска. H 2-v г. -Краснодар, 1992.

народностей на Куоани", вышедшей в г. 1:катеринодаре в 1906 г.,' и целом ряде очерков и статей, посвященных истории казачества и края.

Немало ценных фактов о культуре казаков Кубани XIX в. сообщает Л.Я. Апостолов в "Географическом очерке Кубанской области"1. В нем приводятся данные об этнических особенностях населения Кубани, состоянии образования в конце XIX в., указывается на приток иногороднего населения в города и станицы края.

Для исследования художественной культуры Кубанского казачества очень ценным источником является і руд И.И. Кияшко «Войсковые певческий и музыкантский хоры Кубанского казачьего войска»". Несмотря на то, что это скорее историографический, нежели исторический труд, в нем немало сведений о деятелях музыкальной культуры Кубани.

Целый ряд авторов, сотрудников Кубанского областного статистического комитета, открытого в 1879 г.. и возглавляемого Е.Д. Фелицыиым, а также членов Общества любителей изучения Кубанской области (создано в 1897 г.) свои научные исследования посвящали разным аспектам культуры кубанского казачества. К наиболее значимым следует, на наш взгляд, отнести работы таких исследователей, как П.П. Короленко", Б.М: Городецкий4, И.И. Кияшко5, B.C. Шамрай6 и многих др.

Апостолов А.Я. Географический очерк Кубанской области. -Тифлис, 1897. ' Кияшко И.И. Поисковые певческий и музыкантский \орм Кубанскою казачьет войска. 1811-1911. -Гкатеринодар. 1911.

' Короленко II.П.: «Черноморцы». -СПб., 1874; «200-летие KKB». -Харьков, 1896; «Переселение казаков за Кубань. Русская колонизация на Зап. Кавказе». -Іікатерпнод.ір. 1910; «Некрасовские казаки». -Икатеринодар, 1899 и лр."

Городецкий 1І.М. «Литературные и обіцест. деяіе.іи Сен. Кавказа. -Якатерннодар, 1913; «Очерк развития рус. периодической печати на Сев. Кавказе»; «Кто. и как ту чал .Куб обл.» // Известия ОЛИКО. -Гкатеринодар. 1912. -Выи. 5; «Периодика Куб.-Черн. крач і КАЗ-1925. -Краснодар, 1927 и др. ' Кияшко И.И. Войсковой певческий и музыкашский \о;-ы Кубанскою kasacro войска 1811-1911 гг. -Гкатеринодар. 1911; Пкатерипо-Лебяжская Снято-Нпколлсгокая пустынь//Куб. сб. Якатерннолар, 1910. -Т. ХУ. -С. 208-230; Черноморская женская монаш. обшежш. иусп.шь по имя св. Марин Магдалены //Куб. сб. -Гкаїеринодар, 1910. -Т. ХУ. -С. 231-236. Ь'иоірафии К.Госсииского //Куб. сб. -Якатерннодар, 1913г. -Т.ХУШ.. П.Д. Бабыча/.Куб. сб. -Якатеринодар, 1914. Т. XIX.; А.Ф. Бурсака и др.

6 Шамрай B.C. Биб.нкнарфический указатель литературы о Кубанской области. Кубанском казачьем войске и Черноморской губернии». Придож. к «Кубанскому сборнику». -Якатеринодар, 1908. - Т. 14, 15.

К)

# В досоветский период исследователями был заложен подход к анализу
развития культуры Кубани, изучались аспекты становления образования,
науки, журналистики, искусства, но глубокого и обобщающего исследования
по культуре не было.

В советский период изучение культуры Кубани проводилось учеными с позиций классовой борьбы.

Вопросов культуры черноморского казачества касался украинский

историк В.А. Голобуцкий. В одном из его трудов1 много сведений по
истории материальной и духовной культуры казачества; особое внимание
автор уделяет вопросам классового расслоения казачества, происходившего
с конца XVIII-ro столетия до 1860 г.

Одним из наиболее обстоятельных и полных, хотя и не лишенных некоторых неточностей, является исследование по традиционной культуре кубанского казачества - совместный труд коллектива ученых института

* этнографии им. H.II. Миклухо-Маклая "Кубанские станицы. Этнические и
культурно-бытовые процессы на Кубани", вышедший в Москве в 1967 г. До
сегодняшнего дня это исследование материальной и духовной культуры'
основных групп кубанского казачества является наиболее полным. Особенно
удачны разделы, посвященные материальной культуре казаков: описание
основных типов жилищ, одежды и пиши. В этом исследовании
прослеживается фактическое разделение кубанских казаков на линейцев,
относящихся к русской этнической іруппе и черноморцев - украинской. С

этих позиций и рассматриваются различные области бытовой и духовной
культуры. Весьма поверхностным является анализ развития образования,
языковых особенностей и процессов двух основных групп кубанского
казачества, развития литературы и других видов искусства и сфер культуры
авторской.

В конце 1980 -х - начале 1990-х годов (в период демократизации страны - Н.Т.) особенно активно обсуждался вопрос - является ли казачество

« ' Голод) ішпі В.Л. "Черноморское ка$ачество. -Киев. 1956.

особым народом или же оно - одно из сословий, самодержавной России . Вопрос этот представлялся особенно актуальным, от его решения, как тогда казалось, зависела судьба дальнейшего социально-экономического, политического и культурного развития нашего региона. Несмотря на утрату прежней остроты, этот вопрос, на наш взгляд, остается по-прежнему важным.

Историк И. Я. Куценко - автор книги.«Кубанское казачество»" является типичным выразителем существовавших' у историков советского периода воззрений на казачество. В указанном груде он отмечает: «В памяти народной старинное вольное казачество запечатлелось как носитель идеалов независимости и справедливости, как принципиальный противник всякого угнетения»'. И.Я. Куценко рассматривает казачество как привилегированное военное сословие и в связи с этим отмечает: «К кубанским казакам были отнесены линейны - в основном потомки переселенных на Кубань донских казаков, и черноморцы - второе и третье поколение казаков, которые вели свою родословную от запорожцев. Черноморцы долго считали себя украинцами, сохраняя язык и традиции отцов. Это обусловило этническое своеобразие кубанского казачества» .

Особый акцент он делает на сословной розни казаков и иногородних, соглашаясь с характеристикой кавказских казаков, данной Л. Толстым в «Казаках» (1852 г.): «Собственно, русский мужик для казака есть какое-то чуждое, дикое и презренное существо, которого образчик он видел в заходящих торгашах и переселенцах - малороссиянах, которого казаки презрительно называют шановалами»1.

В вопросах культуры И.Я. Куценко придерживается того мнения, что каждая национальная (этническая) культура состоит из двух культур -эксплуататорской и пролетарской (т.е. угнетенного класса). Собственно на

Моро son С.Л. К проблеме зтноиленінфикапин кубанскою ка имеет на //Тезисы докладов международной конференции «Клілчєєтно и истории России» (К 200-леппо Гклтеринодара-Краснодара и 43 кубанских станин). -Краснодар, 1993. -С. 188: Пондарі, Н.И. Кубанское каїачестпо: тпюс (народ) иди ? /'Con. К) баш». -1991.-17 июля. " Kvцепко И.Я. К\байское казачество. -Краснодар, 1990.

3 Там же.

4 Там жеГС. 25.

вопросах региональных и этнических особенностей культуры кубанского казачества И.Я. Куценко не останавливается, он подчеркивает лишь тот факт, что самодержавие самым активным образом поддерживало сословную рознь между казаками и иногородними. По мнению этого ученого,, в книгах кубанских историков Е.Д. Фелицына, И.И. Дмитренко, П. Орлова, библиографа 1>.М. Городецкого и «буржуазно-либерального историка и экономиста» Ф.А. Щербины «проводились послания царей». Он также отмечает, что «казенную политику проводила в жизнь войсковая газета «Кубанские областные ведомости». Одним из главных официальных-атрибутов Кубанского войска И.Я. Куценко называет памятник Екатерине 2, установленный но проекту М.О. Микешина. По утверждению этого же ученого, «с выражением верности самодержавию» открыт и памятник запорожцам в Тамани". В заключение своего труда И.Я. Куценко пишет: «С ликвидацией белоказачьих войск была навсегда ликвидирована войсковая сословная организация, бесславно. закончилась «атаманская» история кубанских казаков»'.

Свою концепцию развития традиционной культуры казачества Кубани исследователь Н.И. Ьондарь раскрыл в научных статьях: «Основные тенденции развития кубанского казачесіва в XIX веке (этно-социальный аспект)»4, «Кубанское казачество: этнос (народ) или ?...»5, «Традиционная духовная культура кубанского казачества (конец XIX-первая половина XX вв.)»6 и других. Ученый утверждает, . что «этнокультурный процесс сближения и взаимодействия южнорусской и украинской традиции завершился во второй половине XIX в.», и кубанское казачество, стало «этнической общностью, называемой . в ' науке субэтносом» . Как

Кчиенко И.Я. Кубанское казачество. -Краснодар. 1990. -С". SI. : I ам же7С. SI. '" 1 ам жегС. 229.

4 Попларь ИИ. Основные існлєіішш р.пшния к> блискіт» ».;и.ічсс rua » XIX ьекс (оинкошииі.ний аспект) //Вопросы общественно-политических отношении на Северо-Западном Кавказе в XIX в. -Маіікоп, 1987.

Ьондарь Н.И. Кубанское казачество: этнос (парод) иди '.' '/ Сои. Кубані.. -1991. -17 июля. 6 Нопларь Н.И. Традиционная духовная культура кубанскою казачества (копен XIX- первая половина XX в.) /'Традиционная культура и дети. -Краснодар, 1994. ' Бондарі. Н.И. «Кубанское казачество: этнос (народ) или ''//Сов. К) бань. -1991. -17 июля.

свидетельствуют многочисленные исторические факты и этнографические материалы, эта гипотеза является . весьма спорной. Подробнее мы останавливаемся на ней в главе, посвященной традиционной культуре кубанского казачества. Здесь же отметим, что научные статьи, очерки кубанского этнографа Н.И. Бондаря являются весьма ценным материалом для исследования культуры казачества.

Вопросам авторской культуры' казачества Кубани посвящали свои исследования современные кубанские историки, этнографы, филологи, писатели и краеведы: И.И. Горлова, Д.И. Манаенков, В.И. Лях1, В.II. Ратушняк, В.Д. Трехбратов, A.M. Еремеева", В.К. Чумаченко, В.В. Бондарь, О.В. Матвеев, Г. Шахова3, Л.В. Комиссинская, А.И. Слуцкий, В. Бардадым, В.А. Жадан, В. Соловьев, Б.К. Фролов, П. Бойко, П. Ткаченко и другие.

Научные труды, пособия и статьи доктора философских наук И.И. Горловой посвящены общим проблемам развития культуры региона. Освещая историю становления культуры Кубани, ученый отмечает существенную роль казачества. Основные положения И.И. Горловой раскрыты в книгах: «Культура кубанских'станиц 1794-1917» (в соавторстве с А.И. Манаенковым и В.И. Лях. . 1993 г.), «Культурная политика в современной России: региональным аспект» (1998 г.), «Художественная культура и художественное образованно- (2001 г.)5, а также в целом ряде очерков, статей и докладов. А.И. Манаенков в своих исследованиях особое внимание уделял влиянию декабристов на становление кубанской региональной культуры. В.И. Лях в книге «Просвещение и культура в истории кубанской станицы»1 на основе исторических материалов проследила развитие культуры сельского населения Кубани с конца XVIII в.

1 Кчлыура Кубанских сіапіш. 1794-1017. -Краснолар, l'>9.">. ' Авіор книі п «Мсжлу прошлым и булупшм». -СПб.,. ІУ%.

Г. Шахова. Краснодарская у.ішіа Краскля. История юрода в рассказах об улипах, илоінадях, скверах. - Краснолар, 1497.

Наиболее чмачиїелі.ііі.іе произведения II. Ткаченко: «І ;:. спи г каіапкая слана». -М., 1995; Кубанским ювор. Опьп авторского словаря. -М., 1998; Кубанские носкішим. -VI., 1999.

Горлова 11.И. Художественная культура и художественное образование. Учебное пособие. -Краснолар, 2001. -256с.

но настоящее время. Учебное пособие «Художественная культура Кубани»,

составленное В.И. Лях совместно с II.Г. Денисовым, содержит обобщающий материал по истории культуры края, освещает становление и развитие просвещения и образования, художественного творчества в регионе. В этой книге раскрыты истоки авторской художественной культуры края, становление изобразительного и музыкального искусства. Данное пособие является определенным вкладом в осмысление генезиса культуры Кубани.

Но отсутствие характеристики традиционной ' культуры и фольклора
основных групп населения не дает возможности выявить региональные
особенности, бытующие в разных районах края, проследить их влияние на-
культуру авторскую.

Б.Л. Трехбратов в своих исторических трудах уделяет внимание становлению культуры Кубани, отмечая существенную роль казачества. В целом ряде исторических трудов он подчеркивает значение отдельных

личностей и казачьей интеллигенции, в формировании региональной культуры Кубани: Ученый отмечает также влияние иногороднего населения на культуру казачества. Существенным вкладом в изучение истории края, а в том числе и культуры кубанского казачества является вышедший под редакцией этого ученого в Краснодаре «Энциклопедический словарь по-истории Кубани. С древнейших времен до октября 1917 г.»". В этом коллективном труде многих видных кубанских ученых - историков, литераторов, культурологов, этнофафов очень много ценных данных о

деятелях и учреждениях культуры, общественных и политических организациях Кубани дореволюционного периода.

В учебном' пособии по краеведению Б.А. Трехбратова «История Кубани с древнейших времен до начала XX в.»3 обстоятельно освещается развитие авторской культуры нашего края; в отдельные главы выделены

1 Ля\ В.И. Просвещение и кулыура и истории кубанской ч.чшиы. -Краснолар, 1997; Денисов И.Г., Лих Н.И. Художесіг.еипая культура Кубани. -Краснолар. 2000.

" Энциклопедический словарь по истории Кубани. С древнейших времен до октября 1917 г. / Состави і ель.
научный редактор, рук. авторскою коллектива Трехбратов Ь.Л. -Краснодар, 1997.
* Трехбратов Ь.Л. История Кубани с древнейших времен до начал.! XX в. -Краснодар, 2000.

очерки по истории становления . просвещения, бибилиотек, музеев, периодической печати, науки, литера і уры, музыки, изобразительного искусства и архитектуры. Это пособие восстанавливает существовавшие пробелы в истории авторской культуры Кубани.

В «Очерках истории Кубани», вышедшей иод общей редакцией В.Н. Ратушняка, в общих чертах освещается история культуры нашего края, сообщаются факторы, повлиявшие на ее становление, приводится ее общая периодизация.

A.M. Нремеева особое внимание уделяет культуре Кубани периода гражданской войны1.

О казачьей интеллигенции, роли общественных просветительских оргапизациіі и отдельных общественных и культурных деятелей проводили исследования: А.И. Федипа, Л.М. Галутво", И.Д. Золотарева, M.IO. Поборина5, Т.В. Ратушняк6 и целый ряд других.

О значении войскового города Екатеринодара как культурного центра Кубани сообщали исследователи: Г.Т. Чучмай7, В.В. Бондарь8, В. П. Нардадым9 и другие.

Вопросы кубанской литературы исследовал II. Веленгурин. Наиболее значимые труды этого литературоведа «Дорога к Лукоморью» , «Пути и

1 Нремеева Л.Н. Между прошлым и будущим (художественная жизнь Кубани и годы революции и

гражданской войны 1917-1920 гг.). -СПб, 1996. '

" Федипа А.И. Формирование историко-культурной региональной традиции черноморских казаков:

образование, литература, историки-этнографическая наука (1792-1860 гг.): Дне. па соиск. учен. степ. канд.

культуролошч. наук. -Краснодар, 1998.

' Галутво Л.М. Общественно-политическая деятельность ФА Щербины: Дис. на соиск. ученой стен. канд.

ист. паук. -Краснодар, 1993.

* Золотарева И.Д. Научная и общественно-просветительская деятельность D.M. Городецкою: Дис. на соиск.
учен. степ. канд. ист. наук.-Краснодар, 1998.

Поборина М.К). Общественно-просветительская деятельность К.В. Российского: Дис. на соиск. учен. сієм,
канд. ист. наук. -Краснодар, 1997.

'" Ратушняк ТВ. Рапштие краеведения на Кубани (коп. 18-нач. 1930-\ і г.): Дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. па>к. -Краснодар, 1999.

Краснодар. -Краснодар. 1967; Культурный облик Іікатсрннодарл (1800-1890 гг.) и нач. XX и. -'.' Вольная Кубань. -1997.-17. 18окт. 4 Войсковой город Гкатеринодар. -Краснодар. 2000.

Эподы о Г.каїерпнодаре. -Краснодар, 1992; Радетели тем;:и Кубанской. -Краснодар, 1986; Зодчие Гкатерпподара. -Краснодар, 1995. " Веленгурин 11. Дорога к Лукоморью. -Краснодар, 1984.

судьбы» . В них ІІ.Ф. Веленгурин не только сообщает о пребывании на Кубани классиков русской и украинской литературы, известных русских и зарубежных писателей, но и раскрывает их связь с нашим краем, вклад, внесенный ими в развитие литературы Кубани. Наиболее ценными для нашего исследования стали очерки о Ф. Гладкове («Мятежная молодость писателя»), В. Потапенко, М. Седине, Н. Кузьминой-Караваевой. Отдельные статьи и очерки ІІ.Ф. Веленгурина, опубликованные в периодической печати, посвящены кубанскому литературоведению, биоірафиям и творчеству: Я. ['. Кухаренко, B.C. Мове, В. Потапенко, Н. 11.. Канивецкому.

Краевед В.П. Нардадым в своих статьях касался вопросов истории литературы Кубани, театра, архитектуры. Он подготовил и издал сборники' произведений Н.Н. Канивецкого «Из бьііюго Черномории», «На вершок от счастья»", А. Пивня «Торба смеха її мешок хохота»". Существенный вклад в научное осмысление развития кубанской литературы, ее истории внес литературовед В.К. Чумаченко. Наиболее злачимыми трудами этого ученого являются очерки и статьи о творчестве В. Мовы, Я Кухаренко, Я. Жарко и других литераторов Кубани. В.К, Чумаченко является инициатором проведения Кухаренковских и Личературно-исторических чтений, проводившихся в 1990-2002 гг.

Развитие книжного и дела и библиотек в Кубанской области исследовал А.И. Слуцкий. Несомненный интерес представляет диссертационное исследование ученого «История книжного дела на Кубани: проблемы формирования и функционирования книжного фонда региона (1793-1917)». На основании анализа исторических источников А.И. Слуцким дано описание формирование крупных- книжных собраний и библиотек Кубани с 1792 г по 1917 г. История формирования библиотечного дела, тенденции развития печати отдельного региона, по мнению этого ученого,

1 Веленгурпн ІІ\ пі м сульбы. -Краснодар, 1988.

" КапииецкиП Н.Н. На ьершок от счастья. -Краснодар, 1443.

1 Пивеш, Л. Торба смеха и мешок хохота. -Краснодар, 190.'..

характеризует не только духовную сферу, они являются формой проявления нелого ряда социально-экономических, политических проблем общества1.

Широтой интересов отличаются исследования Л.И. Фединой;- ее научные очерки и статьи, посвященные деятелям казачьей культуры Кубани,, насыщены малоизвестными историческими фактами. Диссертационное исследование А.И. Фединой «Формирование историко-культурной региональной традиции черноморских казаков: образование, литература, историко-этнографическая наука (1792-1860 гг.)» изобилует биографическими сведениями о многих деятелях казачьей культуры, вводит в научный оборот неизвестные прежде архивные данные". Научный интерес представляют статьи и очерки этого автора: «Они учились в Петербурге»3, «К истории дворянских родов Порохни и Литевских», «К истории семьи Я.Г. Кухаренко: дети» и др.

Развитию музыкальной культуры кубанского казачества посвятили свои исследования: А.Л. Слепов, автор ряда интересных научных статей, книги «О песенном фольклоре Кубани»3, В.А. Жадан6, Е.В. Бабенко7, А.Н. Соколова8, С.А. Жиганова, А. Ф. Нырко и другие.

Истории театрального искусства Кубани посвящены

научные исследования" Л.В. Комиссинской9,

Слуцкий Л.И. История книжного дела на Кубани: проблемы формирования и функционирования книжного фонда региона (1703-1917). Автореферат. -Краснодар, 20()0. -С. 3.

" Фелипа Л.И. Формирование историко-культурной реіиональной традиции черноморских казаков:
образование, литература, историко-этнографическая наука (1792-1860 гг.)». Автореферат. -Краснодар, 1998.--
186 с. ' '

Фелипа Л.И. Они учились и Петербурге./.' Дворяне в истории и культуре Кубани. Материалы научно-теоретической конференции. -Краснодар, 2001. -С. 81-97.

4 Фелипа Л.И. К истории семьи Я.Г. Ку харенко:дети. // Треп.и Кухаренковские чтения. Материалы краевой
научно-теоретической конференции. -Краснодар, 1999. -С.20-34.

5 Слепов А.А. О песенном фольклоре Кубани. Заметки. -Краснодар, 200.-196с.

6 Жадан В.А. Влияние военно-административной деятельности Я.Г. Кухаренко на развитие музыкальной
культуры Черномории (1840-1850-с гг.). //Третьи Кухаренковские чтения. -Краснодар, 1999. -С.48-52.

Бабенко П.В. Камерно-вокальная музыка Кубани в региональной многоуровневой системе образования //Развитие социально-культурной сферы Северо-Кавказскою региона. Мат-лы Северокавказской научно-практической конференции молодых ученых. -Краснодар, 2000. -С.51-53.; Национально-региональный компонент в вузах культуры и искусств. //Региональные проблемы многоуровневой системы профессиональною музыкальною образования. Материалы научно-практической конференции 21 марта 2001 г. -Краснодар, 2001.-С. 36-40.

8 Соколова Л.Н. К вопросу генезиса казачьей музыкальной культуры. //Проблемы развития казачьей кулыуры. Mai-.ты научно-практической конференции. -Майкоп, 1997. -С. 67-71.

4 Комиссинская Л.В. Театральная жизнь Іїкагеринодара. '.'Кубань в эпоху «серебряного века». Мат-лы краевой научно-теоретической конференции. -Краснодар, 1997. -С.4-6; Летопись театральной гастрольной

А. Носковой . Развитие народного изобразительного искусства и архитектуры Кубани освещены в исследованиях: Н.А. Гангур", В.Н. Анисимовой", В. Хорошенко, очерках В.П. Бардадыма.

Развитие общественной жизни конца 1980 - начала 1990-х годов, снятие идеологических ограничений и запретов, вывело ученых на новый уровень осмысления теоретико-методологических основ культуры, который вызвал повышенный интерес к отдельным ее сферам. Современные' исследователи обратили пристальное внимание на становление художественной культуры Кубани, роль интеллигенции и отдельных общественных деятелей прошлого. Кроме того, существенно возрос интерес к традиционной культуре кубанского казачества и этнических групп, проживающих в регионе.

Существенный вклад в изучение (а также в возрождение и развитие) казачьей культуры, как черноморской, так и линейной этнических групп вносит государственный Кубанский казачий хор и Центр народной культуры Кубани иод руководством В.Г. Захарчепко. Центр народной культуры Кубани ведет педагогическую и просветительскую деятельность, выпускает книги по этнографии и истории кубанского казачества. Благодаря деятельности центра вышли в свет сборники народных казачьих песен , материалов по этнографии5.

жизни Кубани XIX - нач. XX вв. //Третьи Кубанские литературно-исторические чтения. -Краснодар, 2001.-

С.62-6Х."

1 Поскока Л. Любительский театр и среде военного казачества. Мат-лы докладов и сообщений молодых

ученых и рамках «Дней науки-99». -Краснодар, 1999.-С. 5-6.

: Гангур Н.А. Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения Кубани (па

примере гекстиля). Автореферат. -Краснодар. 2002.

' Аниспмова В.Н. Становление профессиональною изобралиелыюго искусства на Кубани (кон. XVIII - нач.

XX вв.). / Коваленковские чтения-99. Художественный мучей в контексте культуры. Сообщения. -

Краснодар, 1999. -Вып. 6. -С.41-48.

4 Впг.таП А.Д. Песни кубанских казаков. -Краснодар, 1992. -Т.1; Он же. Песни кубанских казаков. -
Краснодар, 1995. -Т.2; Захарчепко В.Г. Народные песни Кубани. -Краснодар, 1987. -Вып. 1.; Он же.
Народные песни Кубани. -Краснодар, 1997. -Вып. 2.; Он же. Песни станицы Кавказской, записанные от А.И.
Сидоровой. -Краснодар, 1993; Он же. Пост Кубанский казачий хор. -Краснодар, 2002. Кониевпч Г.М.
Народные песни казаков. -Краснодар, 2001.

5 Традиционная культура и дети. -Краснодар, 1994; Ламопов А. Исторический очерк о заселении станины
Кавказской/.'Захарчепко В.Г. Песни станицы Кавказской, записанные от А.И. Сидоровой. -Краснодар, 1993
и др.

Вопросам культуры Кубани, в том. числе и казачества, посвящены труды ученых и преподавателей Краснодарского государственного университета культуры и искусств.. В сі єнах вуза проводятся научные конференции по наиболее острым и актуальным проблемам истории и культуры кубанского казачества, диссертационный совет ежегодно принимает к зашите исследования по различным аспектам культуры Кубани.

Вышеизложенное позволяет заключить, что современные исследователи упускают из виду тог факт, что ряд закубанских станиц со смешанным населением представляет собой обособленную группу, обладающую культурой с этнически специфическими чертами. Следует также признать, что слабо изучено взаимовлияние культур основных этнических групп кубанского казачества, влияние казачьей культуры на иногорднее население и на авторскую культуру края.

Анализ научной литературы по теме диссертационного исследования показывает, что наиболее изученными являются отдельные блоки и сферы авторской культуры, такие как музыка, литература, изобразительное искусство, образование, архитектура, отчасти прослежена динамика развития традиционной культуры некоторых станиц, представляющих две основные группы кубанского казачества. Но нет концептуального исследования по развитию авторской культуры с четким определением его основных этапов, общих черт и регионально-этнических особенностей.

В докладах, статьях и очерках современных исследователей, как правило, отсутствует проблемный. подход, нет целостности видения, что делает актуальной необходимость комплексного изучения культуры кубанского казачества конца XVIII - начала XX вв.

В целом же следует отметить, что в отличие от определения общих черт, отдельных . сфер и блоков культуры, региональные и этнические особенности в культуре кубанского казачества недостаточно изучены. Специальных трудов и исследований, посвященных данной тематике нет..

Как правило, большинство исследователей традиционной. культуры кубанского казачества отмечают существовавшие, (и существующие ныне) этнические различия в традиционной культуре черноморской и линейной групп; некоторые из них говорят о возникновении новой - кубанской культуры, появившейся в результате смешения южнорусской и украинской традиций. Тем не менее, сравнительного и глубокого научного исследования до сих пор нет. Все еще не выявлены основные этнокультурные группы кубанского казачества, нет научной' характеристики отличительных особенностей их культуры, не обозначены районы бытования.

Цель и задачи исследования. Основываясь на степени изученности темы, целью данного диссертационного исследования является комплексное изучение и осмысление феномена культуры казачества Кубани конца XVIII -начала XX вв. В качестве задач, способствующих достижению указанной цели, ставились следующие:

- проведение комплексного изучения культуры казачества указанного
периода как исторического, духовного и художественного явления,
рассматривая на историко-этнографическом материале в программно-
хронологическом аспекте развитие традиционной (народной) и
авторской культур;

- выявление главных факторов, повлиявших на формирование
традиционной культуры основных групп казачества Кубани и
особенностей становления авторской культуры региона;

определение главных этапов развития культуры края в указанный период с определением регионов бытования традиционной культуры основных этнических групп казачества;

характеристика развития видов художественной культуры, выявление степени взаимодействия традиционной и авторской культур;

- уяснение роли общероссийских деятелей и местной- казачьей
интеллигенции в развитии культуры региона.'

9 Методологическая основа диссертации. В соответствии с

поставленными задачами нам пришлось сочетать в исследовании методы, применяемые в истории, этнографии, культурологии, социологии и. антропологии. Для определения генезиса культуры Кубани указанного периода нами использована общетеоретическая концепция ее типологического развития.

В работе над диссертацией применялись принципы историзма,

хронологии, системности, типологии и ретроспективное.

Источниковая база исследования включает опубликованные и неопубликованные материалы, некоторые' из которых впервые вводятся в научный оборот. Основную группу источников составили архивные материалы Государственного архива Краснодарского края (ГАКК), Украинского государственного исторического архива (УДИА), Отдела рукописей института литературы (Украина, г. Киев), Отдела древней книги

библиотеки им. Вернадского (Киев), библиотеки КГИАМЗ им. Е.Д.
Фелицына.

Наиболее ценными для нашего диссертационного исследования стали архивные материалы ГАКК следующих фондов: Канцелярия Наказного атамана Кубанского казачьего войска (Ф. 249), Войсковая канцелярия Черноморского казачьего войска (Ф. 250), Войсковое Правление Кубанского казачьего войска (Ф. 252), Коллекция документов по истории Кубанского казачьего войска (Ф. 670), Дирекции народных училищ Кубанской области

(Ф.470).

Весьма ценными фондами Отдела рукописей института литературы (г. Киев) являются: Я.Г. Кухаренко (Ф. 90), Я.В. Жарко (Ф. 113), В.О. Потапенко (Ф.142), Г.Ф. Квитки-Основяненко (Ф. 52).

Разнообразную информацию содержат многочисленные

опубликованные источники, которые можно разделить на три группы. Первую составляют документы юридические (законы, указы, положения), содержащиеся в «Полном собрании законов Российской империи»,-

относящиеся к концу XVIII - начала XX вв., четырехтомном «Сборнике исторических материалов по истории Кубанского казачьего войска» И.И. Дмитренко . Вторая группа - официальные документы (приказы, ордеры, циркуляры, рапорты, делопроизводство и переписка учреждений, статистические источники по Черноморскому, Кавказскому и Кубанскому войскам, отражающие культурную жизнь казачества). Третью группу составили этнографические источники (отчеты, песенные сборники, полевые материалы этнографических экспедиций, документы личного происхождения: воспоминания участников и свидетелей важнейших культурных событий, происходивших-в крае).

Разносторонне отражена культурная жизнь кубанцев в периодической печати. Фактический материал этого ряда источников иногда является единственным и весьма важным в изучении театрального, музыкального и изобразительного искусства. Периодика дает представление о культуре Кубани пореформенного и предреволюционного периодов истории.

Богатейшими источниками в изучении песенной фольклорной культуры казачества и в целом Кубани стали сборники: «Песни казаков Кубани», подготовленный поэтом И.Ф. Вараввой , «Песни кубанских казаков» А.Д. Бигдая3, «Народные песни Кубани» В.Г. Захарченко4, "Українські народні пісні"5.

Весьма ценными источниками для данного диссертационного исследования стали полевые материалы 1 Кубанской. интернациональной фольклорно-зтнографической экспедиции, проводившейся в 1989 г. под руководством Н.И. Бондаря, которые позволяют проследить динамику традиционной культуры отдельных кубанских станиц. Наиболее ценными по

1 Дмитренко И.И. Сборник метрических материалов по истории Кубанскою казачьего поиска. -СПб., 1896.

-Т. I - IV.

: Песни катков Кубани /Запись текстов и подготовка.к печаш И.Ф. [Зараввы. -Краснодар, 1966.

1 БиглаП А.Д. Песни кубанских казаков. Песни черноморских казаков. -Краснодар, 1992. -Т.1.; Бигдай А.Д.

Песни кубанских казаков. Песни линейных казаков. -Краснодар, 1995. -1.2.

4 Захарченко И.Г. Народные песни Кубани. Из репертуара і ос. Кубанского казачьего хора. -Краснодар, 1987.

-Вып. 1.; Захарченко В.Г. Народные песни Кубани. Песни черноморских казаков. -Краснодар, 1997. -Вый. 2.

5. Українські народні пісні. -Київ. 1955. - Т. 1-2.

приводимым этнографическим материалам являются: «Динамика традиционной культуры ст. Николаевской» (Краснодар, 1989 г.), «Динамика традиционной культуры ст. Воронежской Усть-Лабинского района (1883-1987)» (Краснодар, 1990), «Динамика традиционной свадебной обрядности ст. Ладожской, Усть-Лабинского района (1883-1987 гг.)» (Краснодар, 1990), «Сборник народных песен ст. Темижбекской Кавказского района (1987 г.)» (Краснодар, 1990) и др.

Существовавшие особенности в традиционной культуре черноморских
казаков нашли отражение в творчестве одного из первых кубанских
писателей - Я.Г. Кухаренко. В таких произведениях, как "Пластуны", "Вивци
и чабани в Чорномории", "Запорожский аркуш", "Чорноморськый побыт на
Кубани миж 1794 и 1796 рокамы" и' др. он отразил типичные черты
черноморской казачьей культуры своего времени, наметил подходы к
изучению традиционной культуры. Наиболее ценны с этнографической

точки зрения очерки: «Вивци и чабаны в Чорномории» с «Чабанским словарем», «Запорожский аркуш», в котором приводятся надписи, «списанные» литератором с картин, изображавших Казака-Мамая. Пьеса «Чорноморськый побыт» свидетельствует о безраздельном бытовании в среде черноморского казачества конца XVIII в. фольклорной культуры1. Вместе с тем, мы должны отметить, что произведения этого автора не являяются чисто научными трудами. Они названы оповиданиями, т. е. рассказами, и ценны для современного исследователя как материал,

проливающий свет на бытовавшие этнические особенности в- культуре черноморцев конца XVIII - первой половины XIX века.

Состоянию культуры черноморцев в 1830-40-х гг., духовной жизни екатеринодарцев, образованию казаков посвящена одна из глав очерка «Плач Василия при реке Кубани»", написанная смотрителем и учителем Нкатеринодарскогр приходского. училища В.Ф. Золотаренко в 1847г.

' Кухаренко Я.Г. Збирныктворин.- Киев. 1880.
: «Плач Василия при реке Кубани» //Из». ОЛИКО. -Пкатершюлар. 1909. - Вып. А.

24'

Интересные сведения о культуре казачества имеется и в других произведениях этого автора - очерке о К. Российском, опубликованном в газете «Кавказ» (1849, № 16), «Разговор старого 1846 с новым 1847 годом - о влиянии судеб», в переписке с родными. Наибольший интерес для -нас представляет очерк «Плач Василия при реке Кубани»; в нем приводится, немало фактов из культурной жизни г. Екатеринодара 1830-40-х гг., сообщаются данные о развитии образования среди черноморского казачества, проникновении русского литературного языка и т.д. Вместе с тем, будучи важным источником для современного исследователя, этот очерк, как показывает сопоставление фактов, страдает субъективизмом и поверхностным взглядом на происходившие события того времени.

Немало интересных фактов из культурной жизни черноморцев приводится в наиболее раннем историческом труде по истории Кубани «Исторические записки о войске Черноморском. Со времени поселения оного-на всемилостивейше пожалованной земле по 1831 год» Л. М.' Туренко. Написанный в 1838 г., труд этот около 50 лет оставался неизвестным для черноморцев и увидел свет в Киеве лишь в 1887 г. По сути «Исторические записки о войске Черноморском» A.M. Туренко являются летописью, в которой приводится немало данных, о социокультурном развитии Черномории того периода.

Для исследования языковых особенностей этнических групп кубанского казачества особую ценность представляют: «Словарь русских донских говоров» , «Кубанский говор» II. Ткаченко , «Словарь української мови» 1і. Гринченко", «Историко-этимологический словарь современного русского языка»4.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она является одной из первых работ по сопоставлению традиционной культуры основных

1 Словарь русских лонских говоров -Ростов-на-Дону, 1975. -Т. 1-3.

: Ткаченко П. Кубанский говор. Опыт авторского слоиаря. - УЛ., 1998.

3 Гринченко И. Словарь української мови. -В 4 т. - Киев, 1907. -T 1-2.; -Киев, 1909. -Т. 3-4.

4. Черных П.Я. Историко-этимологическип словарь современного русскою языка. - В 2 т. -М, 1993.

* этнических групп, составляющих кубанское казачество, освещает
этноконсолидационные процессы в станицах со смешанным населением,
устанавливает основные этапы в. развитии культуры, этнические и
региональные особенности, существовавшие в'прошлом и сохраняющиеся в
наши дни, степень проникновения культуры традиционной в авторскую и
динамику развития последней.

Осуществленный нами анализ песенного фольклора и традиционной
г культуры кубанского казачества позволяет установить регионы бытования

ее локальных вариантов, выделить основные этнические группы. Исследование становления авторской культуры Кубани свидетельствует о зарождавшемся самобытном культурно-историческом типе, в котором главную роль в конце XIX - начале XX вв. играло казачество.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что ее основные выводы могут быть использованы при составлении

* учебных программ по истории родного края, в научной, экскурсионной'
деятельности, для составления специальных региональных программ.
Фактологический материал может быть использован учеными для
проведения собственных исследований по вопросам региональной культуры,
истории кубанского казачества.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории и музееведения Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Общие и частные

* положения работы диссертант апробировал в ряде научных публикаций, в
докладах и сообщениях, сделанных им на международных, региональных и
краевых научно-теоретических и научно-практических конференциях:
«Кухаренковские чтения» (Краснодар, 1993, 1996, 1999), «Два века
кубанской литературы» (Краснодар, 1993), «Кубань литературная: новые
доклады и сообщения» (Краснодар, 1994), «Роман и жизнь» (Краснодар,
1994), «Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее»

(Краснодар, 1996), «Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы» (Краснодар, 1997),'«Кубань в эпоху «Серебряного века» (Краснодар, 1997), «Музей и школа. Воспитание искусством» (Краснодар, 1997), «Региональные.'аспекты информационно-культурной деятельности» (Краснодар, 1998), «Культура, искусство, образование: наследие и современность» (Краснодар, 1998), «Первые Кубанские литературно-исторические чтения» (Краснодар, 1999), «Из. истории дворянских родов Кубани» (Краснодар, 2000), . «Дворяне в истории и культуре Кубани» (Краснодар, 2001).

Опубликовано 26 работ (2 исторических очерка, 14 докладов и 10 статей) объемом 16,4 печатных листов.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения.

Цель и задачи исследования обусловили структуру диссертации, которая состоит из двух основных блоков. В первом мы отразили, насколько нам позволили существующие данные 'этические особенности кубанского казачества, обозначили территориальные границы бытования этнокультурных групп кубанского казачества, выявили динамику традиционной культуры отдельных станиц. Во втором, диссертант дал характеристику становления образования, проанализировал рост грамотности, что является основой авторской культуры. На основе выявленных фактов сделано определение основных тенденций развития авторской культуры региона и роли казачества .как одной из основных этносоциальных ірупп. В данном случае мы провели четкое разделение между культурой традиционной (этнической) и авторской.

Каждая глава выделена по проблемно-хронологическому принципу.

Основные компоненты культуры кубанского казачества

Глава посвящена существующей в культурологии, этнографии, филологии и истории терминологии, относящейся к области культуры этносоциальных групп. Для определения общих черт, выявления особенностей и установления основных этапов в истории развития культуры кубанского казачества, мы считаем необходимым уделить внимание вопросам, относящимся к истории края, его социально-экономическому обустройству.

Первоначально термин «культура» был связан с земледелием и происходил от латинского глагола colere - выращивать, возделывать землю, но уже в I в. до н.э. слово «культура» получило и новое значение -просвещенность, воспитанность1.

Дефиниции культуры «структурного» характера, как и «сквозных свойств»2 оставляют за своими пределами те или иные срезы социальной жизни, которые на основании других критериев могут быть отнесены к культуре. Э.В. Соколов в книге «Культура и личность» говорит следующее: «Любая деятельность общества - практическая" и теоретическая, материальная и духовная -наряду с творческим аспектом включает в себя аспект функционирования», т.е. простого воспроизводства традиционных стереотипов культуры, и аспект усвоения культуры, т.е. овладения уже существующими знаниями»1.

С.А. Артановский выделяет три важнейшие аспекта рассмотрения культуры: историко-социологический, философско-антропологический и феноменологический. По его мнению, при социологическом подходе к культуре, акцент, прежде всего, делается на ее общественных функциях; структура отодвигается на второй план. При философско-антропологическом аспекте внимание исследователя обращается на связи культуры с созидательной деятельностью человека; она рассматривается как «ответ, который общество дает на вызов, бросаемый ему окружающей средой». При феноменологическом подходе культура рассматривается как достояние нашего повседневного жизненного опыта2.

Культура, как и другие социальные компоненты, рассматриваются нами в историко-стадиальном и пространственно временном плане. Следует подчеркнуть тот факт, что на разных социально-исторических этапах развития этноса структура и функции культуры, равно как и способы ее трансляции от поколения к поколению существенно отличаются. В особенности это относится к капиталистической эпохе развития общества.

Изменения в традиционной культуре идут очень медленно и не фиксируются этническим коллективным сознанием. В условиях современной урбанистической индустриальной культуры культура традиционная сохраняется нередко в неявном виде и не составляет какой-то определенной системы, находя лишь некое отражение в семейных отношениях, обычаях, традициях, народных промыслах, художественной самодеятельности и т.д.

Из различных функций культуры Ю.В. Бромлей особо выделяет несколько, среди которых основной обычно называют инструментальную (выступает в виде системы средств совместного воздействия человеческих индивидов на материальную среду), нормативную, сигнификативную, коммуникативную, а также этническую (этнодифференцирующую).

Материальная культура

В материальной культуре отличия основных групп кубанского казачества сводятся к традиционным промыслам, типам жилья, одежды и предпочтениям в пище. Складывалась она под влиянием таких важнейших факторов, как организованные переселения украинских казаков в Черноморию, донских, волжских, екатеринославских и слободских на Старую и Новую Линии, обращение отставных солдат и крестьян части селений бывшей Ставропольской губернии в казачье сословие. Развитие семейной жизни у черноморцев, увеличение роли земледелия, Кавказская война также влияли на материальную культуру кубанского казачества исследуемого нами периода.

У черноморцев пахота, боронование и сев считались мужским трудом, прополка была как мужским, так и женским занятием. В отличие от украинцев метрополии, у которых женщины мало работали в поле, занимаясь в основном домашним хозяйством и огородом, черноморские казачки трудились в поле наравне с мужчинами . В линейных станицах метание скирд считалось мужской работой, в черноморских эта работа являлась женским трудом

Животноводство долгое время являлось одним из основных видов занятий в обеих группах кубанского казачества, но в отличие от линейных казаков, для черноморцев в первой половине XIX в. оно, как и рыболовство, было предпочтительнее земледелия. В 1839 г. на каждое казачье хозяйство в среднем приходилось по 5 голов рогатого скота, две лошади и 14 овец. Скотоводство являлось предпочтительным, так как требовало меньших затрат3. В станицах и хуторах, стоявших на побережье Азовского моря и лиманов, развито было рыболовство. У черноморцев также было широко распространен чумацкий промысел - перевозка соли, зерна, досок и т.д. С распространением земледелия, чумачеством стали заниматься иногородние, выходцы из Украины. Очень слабо была развита промышленность; в черноморских станицах кузнецами, сапожниками, портными, столярами и каменщиками были люди пришлые1.

В XIX в. в период распространения земледелия наряду с двухколесным деревянным плугом, который применялся в южных степных районах России, на Кубани было в употреблении и трехзубое украинское рало .

Соледобыча также являлась весьма доходным промыслом для жителей Черноморского войска. Добычей соли на войсковых соляных озерах могли заниматься и простые казаки. На добытую соль казаки выменивали у горцев пшеницу, лес, другие строительные материалы и товары.

Черноморское войско имело рыболовный, конный и кирпичные заводы, суконную фабрику, винокурни. Более регламентированный и подчиненный военному распорядку быт линейных казаков позволял им лишь время от времени заниматься скотоводством и земледелием3. По причине тяжелого экономического положения казаки Кубанского полка в 1830-х гг. просили предоставить им, по примеру Донского, Черноморского, Астраханского казачьих войск права на винную монополию, беспошлинную добычу соли на казенных озерах и освободить от земских повинностей4.

Основные этапы развития культуры кубанского казачества

Становление авторской культуры региона связанно с развитием социокультурной структуры общества, ростом грамотности населения, его культурных и духовных запросов, появлением интеллигенции, учреждений и институтов культуры. Роль интеллигенции в развитии культуры региона и этно-социальной общности, каковой являлось кубанское казачество со второй половины XIX в., огромна. По численности и процентному соотношению людей, занятых умственным трудом, к остальному населению можно судить о развитии культуры и в целом общества.

Как известно, в Черноморском казачьем войске конца XVIII-первой четверти XIX вв. находились весьма образованные люди. К таковым относились: войсковой судья А.А. Головатый, войсковой писарь Т.Т. Котляревский, Ф.Я. Бурсак, К.В. Российский, священники, преподаватели училищ, писари. Тем не менее, их число было незначительным, влияние на общественную жизнь ограничивалось, как правило, службой. К тому же, многие казачьи старшины, занимавшие высокие посты в войске, были либо малограмотны или вообще неграмотны, как, например, кошевой атаман З.А. Чепига, обладавший огромным моральным авторитетом среди казаков. В Черноморском войске почти безраздельно царила традиционная культура. Судя по высказыванию кошевого 3. Чепига, отказывавшегося позировать художнику - «Малюют только богов и святых» - он являлся приверженцем народной культуры. В семьях, как простых казаков, так и офицеров бытовала традиционная культура. А.А. Головатый, отправивший своих сыновей учиться в Санкт-Петербург, выписывавший календари и журналы, а также К.В. Российский, открывший первые училища в Черномории, заложили основы для развития русской авторской культуры на Кубани.

Культуру казачества Кубани конца XVIII - первой половины XIX века, несмотря на существование значительного числа образованнных офицеров, преподавателей, священнослужителей, писарей - людей, занятых умственным трудом, в целом можно охарактеризовать как традиционно-бытовую.

Примечательно, что и правительство России не проявляло никакой заботы о развитии культуры авторской. Так, в дарственной грамоте на землю Черноморскому войску от 1 июля 1792 г. Екатерина II, распределяя ежегодное жалование (20 тыс. руб.), ничего не говорит о развитии культуры, упоминание о которой, видимо, следует искать в словах «и на все прочие по рассмотрению войскового правительства расходы»1. Таким образом, мы вправе считать, что развитие культуры находилось в ведении войска. В этот период российскую центральную власть прежде всего заботила охрана границ империи по Кубани и правопорядок на занимаемой террирории.

Как указывает В. Золотаренко, лишь в конце 1830-х гг. авторская культура и русский литературный язык стали проникать в семьи казачьих офицеров Екатеринодара, благодаря квартировавшим в Екатеринодаре и некоторых куренных селениях частям регулярной армии. В эти годы появилась мода на женское образование в офицерских семьях и чтение журналов на русском языке.

Образование и грамотность среди линейного казачества, также как и у черноморцев конца XVIII - первой четверти XIX в., практически всецело были подчинены нуждам военной службы. Полковые штабы отправляли ежегодные сведения о состоянии своих подразделений и станиц, офицеры должны были уметь составить рапорты и другие всевозможные реляции, нужны были писари для кордонной и внутренней службы. Слабое экономическое развитие региона, сдерживаемое многолетней войной, также не способствовало оживлению культурной жизни.

Похожие диссертации на Культура кубанского казачества в конце XVIII - начале XX вв.: общие черты, этнические и региональные особенности