Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурное развитие экстерриториальных народов Западной Сибири В конце 1920-х - начале 1930-х гг. Рафиков, Рашит Гиазатович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рафиков, Рашит Гиазатович. Культурное развитие экстерриториальных народов Западной Сибири В конце 1920-х - начале 1930-х гг. : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Новосибирск, 1994.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Культура, во всем ее многообразии, является основной характеристикой, отличающей человеческое общество. Полноценное воспроизводство нации невозможно без отлаженного механизма передачи, сохранения и развития таких ценностей национальной культуры, как язык, религия, традиции и т.п. Это позволяет выделить область национально-культурных отношений в самостоятельный предмет исследования.

Первоочередное внимание следует уделить вопросам нацио-нально-языкозого строительства, школьной политики, подготовки специалистов, становления творческой интеллигенции, ДУХОЕНОЙ жизни, поскольку именно в данных областях культуры национальные меньшинства наиболее чувствительны ко всякого рода перегибам и нарушениям. *

Культурная сфера тесно связана со всеми другими сторонами жизнедеятельности человека. Уровень развития культуры в значительной степени обуславливает размах, глубину и темпы политических и социально-экономических процессов. Нередко эта связь реализуется драматическим образом: ущемление культурной автономии, вторжение в сферу национального самосознания отзывается серьезными катаклизмами. Кризисный характер межнациональных противоречий стал дестабилизирующим фактором современности для всех.республик бывшего Союза, не исключая и Российской Федерации. Накопившиеся в этой области ошибки и упущения уходят корнями в историю царской России и к истокам Советской эпохи. В этой связи значительный интерес и актуальность приобретает изучение сложного, переломного периода конца 1920-х и начала 1930-х годов. Тогда, в условиях отказа от демократических принципов нэпа, набирала силу сталинская модель национальной политики. ' В то время окончательно утвердились административно-приказные методы решения национального вопроса.

Для нерусского населения, представлявшего в массе своей глубокорелигиозное крестьянство, негативные последствия сталинской национальной политики усугублялись насильственной коллективизацией и антицерковной борьбой. Развитие науки и практики настоятельно требует обращения к истории периода "великого перелома" и исследования инонационального населения с точки зрения сохранения им специфических культурных черт в условиях

действия разнонаправленных тенденций, противоречивых внутренних и внешних факторов.

Степень изученности проблемы. В российской историографии не рае отмечалось, что преимущественно разрабатывается история тех наций, которые дали название своей республике. А культурные процесор протекавшие в экстерриториальной среде, вплоть до настоящего времени принадлежат к числу наименее исследованных проблем.

Первые таги в изучении данной тематики были предприняты еще современниками событий - сибирскими нацменработниками. Работы атих авторов несут на себе явную печать конъюнктуры. Выдержанные в строго "партийном" духе они не претендуют на научный уровень и теоретические обобщения. Исключением стали публикации профессора Томского университета П.Г.Иванова, которым свойственна взвешенность подходов, серьезность аргументации и широта спектра изучаемых вопросов. С середины 1930-х годов проблемы инонациональной культуры оказались вне рамок исторических исследований.

Появдение в середине 1960-х годов многотомной "Истории. Сибири", работ Л.А.Голишевой и П.Н.Иванова позволяет датировать начало нового историографического этапа. Авторы включили в сферу изучения не только коренные народности, но и экстерриториальные национальности.. Характерной чертой данного историографического периода стало изучение проблемы преимущественно в иеторико-партшнюм плане. Так, в работах В.А.Демидова и И.А.Молетотова анализируются условия, организационные формы и методы деятельности партийных групп национальных меньшинств. Эти публикации ценны и теоретико-методологическом аспекте.

С начала 1980-х годов в рамках историко-партийной литературы появляются исследования В.В.Демидова и М.Н.Колоткина. Их васлута состоит в стремлении показать многоаспектность нацио-нально-культурноігполитики' государства, как специального предмета изучения, со всей ее внутренней инсфраструктурой.

Рассматривая общую историографическую традицию, следует выделить группу работ историке-лингвистических (Ю.Д.Дешериев, U.И.Исаев) и нсторюсо-этнографических (Ф.Т.Вачеев, Н.А.Тоыи-лов). Появдение междисциплинарных исследований характеризует более высокую степень научных разработок, ибо позволяет глубже

вникнуть в предмет исследования обогатить методы изучения культуры нерусского села.

Обращает на себя внимание широкое использование сибирских материалов учеными центральных регионов страны (А.Я.Шарапов, Н.Ф.Шафигуллин). Это способствует выяленгао на сощем фоне региональной национально-культурной специфики.

Лучшему изучению проблемы "общего" и "особенного" на микроуровне (внутрисибирском, межэтническом, межконфессиональном) помогает разработка сибирскими учеными истории отдельных экстерриториальных народностей: немцев (Л.В.Малиновский), народов Балтии (М.Н.Колоткин), чувашей (Д.Г.Коровушкин), татар (Н.Х.Аитов), казахов (К.Н.Балтабаева).

Среди наиболее острых, дискуссионных вопросов отечественной историографии можно выделить проблему эмиграционного движения нерусских народов Западной Сибири, вызвавшего в ряде национальных районов экономический и культурный кризис. Большинство сибирских историков (Н.Я.Гущин, В.А.Ильиных, Ю.В.Ку-перт, И.Д.Эинторн) разделяет официальную точку зрения, уходящей корнями в 30-е годы, об инспирированности движения внешними и внутреншали врагами, пытавшимися любыми средствами сорвать коллективизацию. Думается, эмиграция была вынужденной формой сопротивления коллективизации, несшей нерусским народам насильственное разрушение привычного уклада жизни, семейно-бы-товой сферы, национальной психологии и религии.

Серьезному критическому анализу должна быть подвергнута проблема атеистического воспитания. Концепцию о своевременности, правомерности и успешности государственной "церковной политики" поддерживают многие исследователи: Ю.Н.Бакаев, Л.И.Боженко, П.Н.Иванов, О.А.Лукинский, И.М.Шильдяшев, И.Н.Юрасов. При этом игнорируется тот факт, что в основе "церковной политики" сталинского режима лежала чрезвычайщина.

Дискуссионен и вопрос о целесообразности правительственной программы унификации алфавитов на основе латинской, а позднее - славянской транскрипций. Сибирские ученые либо обходили тему латинизации и методов ее осуществления, либо, вслед за некоторыми российскими лингвистами, критиковали" латинскую графику в русле "обоснования" необходимости перехода на русское письмо.

Постоянный интерес у историков вызывает национально-кадровая проблематика. Ее разработкой занимаются Н.Х.Аитов, В.В.Демидов, Г.И.Подружин, Г.А.Черемисина. Авторы справедливо отмечают огромные трудности, стоявшие на пути формирования национальных специалистов. Однако в имеющихся публикациях отсутствует ясное представление об искусственном характере кадрового кризиса и многих "объективных" трудностей, о том, что за достигнутое пришлось расплачиваться ухудшением качественного состава интеллигенции, ее политизацией и социальной дискриминацией, снижением материального благосостояния.

Новые методологические подходы применительно к сфере национально-культурных отношений получили отражение в публикациях последнего времени. К ним в первую очередь следует отнести работы Л.Н.Беленчука, Р.А.Набиева, А.П.Ненарокова, М.И.Одинцова.

Серьезной корректировке подверглись взгляды и сибирских историков. В 1989 г. в диссертационном исследовании К.Н.Балта-баевой были даны критические оценки отходу от демократических принципов национальной политики, отказу от нового экономического курса в деревне, произволу при проведении коллективизации, что в конечном итоге крайне негативно отразилось на национально-культурном развитии народов. О пагубном воздеиствіш командно-административных методов управления и насильственной коллективизации на социально-культурную жизнь нерусского крестьянства говорится в монографии "Народы Сибири:на путях интернационализма" (Новосибирск, 1990), выполненной в соавторстве В.А.Демидовым, Б.В.Демидовым и В.С.Поэнанским.

Однако, характеризуя в целом степень разработанности в отечественной историографии проблемы культурного развития экстерриториальных народов Западной Сибири на рубеже 20-х - 30-х годов, можно заключить, что многие аспекты данной темы остались вне рамок исторического исследования. Существующие в литературе обобщения и выводы, делавшиеся зачастую априорно под давлением доминировавших политических установок и официальных концепций, требуют переосмысления, значительных дополнений, корректировки или опровержения.

Цель диссертационной работы заключается в том, чтобы на основе обширного фактического материала и современных методов

исследования, проанализировать культурное развитие экстерриториального населения Западной Сибири- в единстве типичной культурной деятельности и детерминирующих ее условий: материальных, социальных, политических и прочих.

Для этого необходимо решить ряд задач:

теоретически обосновать систему эмпирических показатв'-ней, позволяющих наиболее полно описать и проанализировать состояние культурной жизни нерусского села: полярность культурных ареалов, разнонаправленность культуры, экономики и быта, религиозных контрастов, что должно быть положено в основу национально-культурной политики;

проанализировать систему "национально-культурная полигика", как динамичную, диалектически взаимосвязанную, противоречивую, - через призму демократических, общечеловеческих ценностей и извлечения исторических уроков;

рассмотреть формы, методы, направления работы партийных \ советских органов во всех сферах культурной жизни нерусских народов в координатах необходимого, намеченного и полученного;

показать, с одной стороны, включенность некоренных народов Западной Сибири в общие культурные процессы, а с другой :тороны,- их региональную, этногрупповуга и этническую специфику -

Поставленные цели и задачи определяют объект и предмет нсследования. Объектом исследования является крестьянство 9 национальностей, не имеющих автономных образований. Они условно объединены в две группы: народы Запада (поляки, немцы, эстонцы и латыши с латгальцами) и народы Востока (татары, каза-си, чуваши и мордва).

Интерес к экстерриториальным народностям актуализирован :овременностью. Развернувшаяся в годы "перестройки" борьба коленных народов против диктата союзных ведомств и централиза-горских тенденций, за национальный суверенитет и возрождение, безусловно, была справедлива. Но на практике она привела к другой крайности - ущемлению прав инонационального населения, "о есть, решение,национальной проблемы на макроуровне оберну-гось еще большим обострением межэтнических противоречий на ме-ю- и микроуровнях.

Предметом исследования является культурное развитие национального села, рассматриваемого через призму школьного и языкового строительства, изменения уровня грамотности, формирования собственной интеллигенции, преобразования религиозно-духовной сферы и др.

Хронологические рамки работы обусловлены переломным характером рассматриваемого периода. Именно в конце 1920-х гг. происходит свертывание новой экономической политики, и страна вступает в полосу формирования тоталитарной системы власти, утверждения сталинского режима и командных методов управления. Автоматическое перенесение этих методов на непроизводственную сферу общественных отношений порождало конфликтные ситуации и противоречивые результаты. Общественно-политические процессы развивались столь стремительно и бурно, что даже на этом, ка-валось бы, небольшом временном отрезке возможно (и необходимо) провести серьезный анализ всей внутренней инфраструктуры национально-культурной политики государства.

Территориальные рамки исследования охватывают Западно-Сибирский экономический район в составе современных Алтайского края, Новосибирской, Омской, Кемеровской и частичка Томской областей. В изучаемый период на этой территории размещалось 12 западных округов Сибирского края, а после районирования 1930 г.- практически весь Западно-Сибирский край.

Методологические основы изучаемой проблемы могут быть представлены в двух ипостасях: общезначимых законов общественного развития и конкретных методов научного анализа. Переживаемый исторической наукой методологический кризис, недостаточное философское осмысление национальной проблематики осложняет выработку исходной теоретической базы, требует переосмысления накопленного отечественным и зарубежным обществогнанием опыта.

В качестве исходных методологических посылок на макроуровне в диссертации были использованы идеи В.И.Ленина, Л.Д.Троцкого, Н.И.Бухарина и других общественно-политических деятелей о подъеме культуры ("уровня цивилизованности") крестьянства, как главном условии построения социализма; о.детерминированности категорий "классовое" и "национальное", о невозможности их соподчинения или противопоставления друг другу. В ленинском теоретическом наследии можно найти обобіденную

формулировку демократического принципа "возмещающего неравенства", который в сочетании с вопросами о преемственности национальных градаций и уникальности каждой национальной культуры является важнейшим методологическим обоснованием при выборе тактики, методов, подходов и направлений в национально-культурной политике. Именно этой высокой культуры не хватало И.В.Сталину и его окружению. В современных научно-теоретических разработках раскрываются новые аспекты принципа "возмещающего неравенства", что свидетельствует о его большой методологической значимости.

Среди конкретных проблем, требующих методологического переосмысления, следует выделить упрощенную трактовку теории национально-культурной автономии. Ее характеристика, решавшая ситуативные, конкретно-исторические задачи, оказалась со временем распространенным стереотипом, официальной догмой.

Для выработки правильных подходов к национально-языковой политике и прежде всего по таким ее аспектам, как место и роль родного и русского языков в национальной школе, коренизация учреждений культуры, введение новых латинизированных алфавитов, крайне важны теоретические наработки Н.К.Крупской и современной лингвистики.

Методологически значима критика Н.А.Бердяевым концептуальной противоречивости и ошибочности "церковной политики" советского государства. В основе марксистской идеологии лежал по меньшей мере спорный тезис о социальных корнях религии, искусственно разделяющий два диалектически связанных религиозных начала: социальное (внешнее) и духовное (внутреннее). Это вело к политической борьбе с первым и вынужденным игнорированием либо отрицанием второго.

При работе над диссертацией был использован широкий спектр различных исследовательских приемов: диалектики, объективизма, междисциплинарного синтеза, структурно-функционального, и др.

Источники. Получение объективной информации о культурных преобразованиях в национальной среде на рубеже 20 - 30-х годов Еесьма проблематично. Для реконструкции ушедшей эпохи был использован широкий круг материалов, извлеченный из 28 фондов 13 архивов и 39 периодических изданий. Условно источники могут быть разделены на несколько основных групп.

В первую очередь традиционно выделяют документы высших партийных и государственных органов. Оценивая данную категорию источников, необходимо отчетливо осознавать, что являясь ориентирами и катализаторами социально-культурных процессов, регламентируя жизнь страны, народов и всех граждан, они отражают дух и противоречия своего времени, далеко не всегда оказываясь обоснованными и действенными.

Большой блок источников официального происхождения представлен информационно-отчетными материалами различных учреждений и организаций. Но наряду с главным достоинством этого вида источников- массовостью, очевидна его ограниченность. Поступавшей с мест информации были присущи неполнота, разрозненность, недостаточная репрезентативность, неустойчивость терминологии. Многоуровневая, зачастую полярная специфика национальных меньшинств низводилась .до абстрактного среднего уровня. Оценочные суждения несли печать упрощенчества, схематизма, грешили зачастую прямой необъективностью и тенденциозностью.

Отчетно-информационные материалы нуждаются в постоянной корректировке показаниями других источников, и в перпую очередь статистическими данными. В диссертации используются целые группы опубликованной статистики СССР и РОЗСР: переписи, обследования, сводные данные и т.п. Особо следует выделить всесоюзные переписи: населения (декабрь 1926 г.) и школьных учреждений (декабрь 1327 г.). Их отличает относительная полнота разработок, репрезентативность, широкий спектр и масштаб группировок, большая разрежающая способность. Для выявления региональной специфики были привлечены сибирские публикации статистического характера.

Но наибольший интерес представляют материалы неопубликованных обследований, которые проводились непосредственно национальными управленческими структурами и работниками. Они впервые введены в научный оборот. Ценность их заключается не только в приведении большого количества фактологического материала, но и в попытках отойти от чисто количественного подхода и проанализировать некоторые внутренние процессы. С другой стороны, репрезентативность этого вида источников ограничена в силу того, что обследования и опросы проводились по жесткой

схеме, заданной официальными властями, с сугубо прагматическими, узко утилитарными целями.

Незаменимым источником является периодическая печать с ее оперативностью, отражением повседневной жизни, использованием огромного числа интересных фактов, доносящих до современного читателя неповторимый колорит и атмосферу той эпохи.

В группу неформальных источников включены материалы эпистолярного жанра (воспоминания, письма, обращения), принадлежащие перу представителей высшего эшелона власти, партийных и государственных руководителей, в т.ч. репрессированных, чье творческое наследие долгое время было недоступно для исследователей. Эти люди, находясь у кормила власти, самым непосредственным образом влияли на изменения в теории и политике. Для регионального исследования большую ценность представляют неформальные источники, исходившие от местных партийно-советских функционеров и нацменработников. Однако эти материалы выдержаны в официальном, "партийном" духе, поэтому требуют осторожного и критического подхода к себе.

Массовые источники создавались и в среде интеллигенции и крестьянства- это письма и жалобы в национальную и общую прессу, в различные официальные и общественные инстанции. Многие из этих документов также впервые вводятся в научный оборот. Они помимо интересного фактологического материала отражали типичные мнения и воззрения на все происходившие в национальной деревне социально-политические и культурные процессы.

С учетом выделенных позитивных и негативных сторон, присущих различным видам используемых в работе источников, первостепенное значение приобретает их комплексное, системное использование, взаимодополнение и взаимопроверка. В целом совокупность охарактеризованных источников дает возможность приступить к решению поставленных исследовательских целей и задач.

Научная новизна. Диссертация является первым обобщающим исследованием культурного развития экстерриториальных народов Западной Сибири. Работа опирается на переосмысленное теоретико-методологическое наследие прошлого и новейшие разработки отечественного и зарубежного обществознания, на широкий круг новых архивных материалов, методы междисциплинарного синтеза.

В работе были рассмотрены через призму внутренних (качественных) изменений и подвергнуты скрупулезному анализу все структурообразующие элементы национальной культуры рубежа 20 -20-х годов. Новой является и попытка отразить проявление, с одной стороны, общих культурных тенденций и закономерностей, а с другой стороны,- всей многоуровневой национальной специфики западно-сибирского региона.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы для написания обобщающих трудов по истории культуры нерусских народов Сибири, при подготовке лекционных и специальных курсов, а главное - в процессе разработки государственных и региональных программ развития национальных районов.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были изложены в докладах и сообщениях на научных конференциях различного уровня в Екатеринбурге, Красноярске, Новосибирске и Омске. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории России Новосибирского государственного университета.

Структура работы. Диссертация состоит иэ введения, пяти разделов, заключения, списка использованных источник і и литературы, приложения.