Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Литература и искусство Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны Болдырев, Юрий Анатольевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Болдырев, Юрий Анатольевич. Литература и искусство Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Краснодар, 1993.- 23 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы определяется ее научной, политической и позназатежной значимостью. Культура общепризнанно выражает то, что определяет человеческую историю как таковую - ту тайну её преемственности, которой нет ни в каком другом процессе. В XX веке феномен культуры Есе более сдвигается в центр человеческого бытия, пронизывает все решающие события зеизни и сознания людей. Денная тенденция находчт отражение в стремлении поникать каядык феномен человеческой жизни как феномен культуры. В этой связи огрошый интерес в ряду многообразных культурные явлений представляет опыт искусства как наиболее симптоматичного вида человеческой деятельности, особенно чуткого к состоянию человеческого духа, к напряяен-носги, кризисным взаимоотношениям человека с миром.

Искусство, или художественная культура, при смене культурно-исторических эпох представляет несоженную возможность осмысления процессов, происходящих в духовной сфере. Решающие для общества социально-экономические и политические факторы находят ь художественной культуре двоякое отражение. &и воздействуют на художественный процесс, изменяя его содержание, направленность, применяемые приёмы. В то же время художественный процесс влияет на организацию системы миропонимания человека, как самого художника, так и потребителя его произведений.

Искусство никогда не отвечало одной лишь эстетической потребности, too рассматривается также в виде ареала создания духовг-ных ценностей. И в этом качестве художественная культура воспроизводит отношение власти и подчинения, существующие в идейной сфере. Нередко искусству навязываете;! какая-либо общественная ценность как безусловный духовный идеал, отвечающий потребностям некой социальной модели. То есть художественный процесс управляется, формируется и развивается исходя не только из своей внутренней логики, но и из определённых общественных требований, подлежащих удовлетворению. В данном случае искусство, попадая под власть механизма, принявшего на себя обязанность хранителя и защитника целей социального порядка, превращается в искусство пропаганды.

Прекрасной иллюстрацией такого явления стало советское искусство, без изучения которого трудно понять духовный образ культурно-исторической эпохи, называемой социалистической. Анализ художественных явлений в тесной связи с историческим фоном помога-

ет глубже осознать истоки и всю противоречивость процессов, вызванных; переменой эпохи. Особенно, если исторический фон представляет собой критическую ситуацию в существовании общрственно-государственной системы, включающей разнородные национально-культурные элементы.

Территориальные рамки исследования включают следующие административные районы Северного Кавказа: Краснодарский и Ставропольский (до 1942 года Орджоникидзевский) края и в их состазе Адыгейскую, Карачаевскую и Черкесскую автономные области, а также Дагестанскую, Кабардино-Балкарскую, Северо-Осеткнскую и Чечено-Ингушскую автономные республики. Выбор обозначенного региона обусловлен прэжде всего тем, что здесь достаточно четко проявились тенденции и процессы, характерные для страны в целом, а также отражающие местное своеобразие и особенности. Сосуществование разнонациональных кулвгур, вызванное этническим разнообразием населения, обусловило специфику построения художественного процесса. Территория Северного Кавказа за годы Великой Отечественной войны побывала и глубоким тылом, и прифронтовой полосой, и театром военных действий, и зоной оккупации. Упитывая перечисленные обстоятельства, представляется правоверным рассмотрение художественной культуры Северного Кавказа в качестве модели для изучения действия художественного процесса в стране.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с ишя 1941 года по май 1945 года, то есть Великую Отечественную войну с фашистской Германией. Избрание военного времени объясняется тем, что в критической ситуации культурно-исторические явления приобретают своеобразную выразительность и определенность форм. Во время Великой Отечественной войны произошло прямое столкновение тоталитарных режимов. А это, в свою очередь, с особой силой обнажило их сущостное содержание, проявило гибкость сложившихся структур, прочность идеологических построений. Художественная ку;лтура была призвана усилить свое воздействие на людей с целью внедрения в их сознание тех идей, которые составляли основу госу-

Названия административных районов и их границы указываются по состоянию к началу Великой Отечественной войны. Изменение границ азтоношых образований и их названий в связи с депортацией ряда северокавказских народов не сказались на территориальных рамках исследуемого региона.

дарственной доктрины в сложившихся условиях. Система взаимоотношений художественной культуры с государством проходила испытание вместе с другими сторонами сложившегося социально-политического устройства.

Степень изученности темы определяется наличием большого количества научной литературы, Изходя из задач, решаемых авторами в своих работах, представляется возмояиым условно выделить среди них три большие группы.

Одну из них составляет научные труды, посвященные исследованию теории мировой культуры, в том числе художественного творчества. Ы.М.Бахткн, А.Я.Гуревнч, М.А.Барг, И.П.Вейнберг, С.С.Аве-ркнцев, Л.М.Батквд, В.П.Даркевич, К.Куманецккй, Л.Вкнннчук, Н.Ос-совская, Э.Гарен, Г.Зикмаль, Л.Е.Кертман и другие при всем разнообразии подходов, концепций и глубины исследования рассматривают явления культуры комплексно, в тесной связи с развитием исторического процесса, их взаимовлиянии и взаимообусловленности. Искусство как культурно-исторический феномен работах Н.Бердяева, І.Марнтена, Х,Ортеги-и-Гасета, В.Вейдле, Г.К.Честертсна и др. ), либо отдельные его виды (нг.пример, у П.Пави 3), отдельные явлении (у Н.К.Старпинова, Н.Я.Берковского, Р.Хлодовского ), темы (у В.П.Горан 5), периоды развития (у Г.Ю.Стернина 6) или использова-

'См.: Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. Ы., 1965: Он же. Эстетика словесного творчества. М., 1979 и другие его работы; Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников, М., ІУ89; Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987; Аверин-цев С.С. Образ античности в западноевропейской культуре XX века. Новое в современно^ классической филологии. М., 1979 и др. о Бердяев Н. Кризис искусства. М.. 1990; Самосознание европейской культуры XX веке. (составитель Р.А.Гальцева). М., 1991. С.171-364. о Пави П. Словарь театра. М., 1991.

ішинов Н.К. Неповторимое чудо - частушка//Я приду на посиделт-ки. М., 1991; Берковскии Н.Я. Романтизм в Германии. М., 1973; Хлодовский Р. Декамерон. Поэтика и стиль. М., 1962.

Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск, 1990.

Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов. М.,

ниє творчества для нуяд идеологической доктрины (например, тоталитарной, как у З.Кракауэра ) слупили для исследователей средством анализа важнейших событий, происходящих в обществе . Подавляющее большинство работ, особенно принадлежащие перу советских ученых, последует культурные процессы, происходившие в период античности иди Средневековья. ЙЗо исследование событий, явлзннй далекого прошлого давало возможность ощутить известную свободу в выборе подходов, построении концепций, не увлзывая их с нугдами пропаганды. Разумеется, по такому пути шли далеко не все. Однако, то обстоятельство, что і: зарубежные исследователи культурно-исторического развития предпочитали давно минувшие века сравнительно недалекому прошлому, говорит саме за себя. В любом случае, деятельность названных авторов соядала определенные традиции в изу-* чении явлений культуры и искусства. Ими выработан понятийный аппарат. Наконец, благодаря их научным изысканиям стало возкотшм рассмотрение развития литературы и искусства как самостоятельного предмета исследования.

Другой комплекс научной литературы связан с изучением развития культуры советского общества. М.П.Ким, А.И.Арнольдов, Н.С.Злобил, М.Р. Зезина и другие сформулировали концепцию советской культуры, основанной на принципах, заложенных Е.И.Лениным, развивавшейся в строгом соответствии с нуждами "социалистического строительства", представляваей "высший тип" духовного образования по сравнению с культурой несоветской и несоцкалистической. В ра-

Крахауэр 3. От Калигари до Гитлера. М., 1977; Он же. Пропаганда и нацистский военный фильмУ/Киноведческие записки, 1991, №10. о

При перечислении имена ученых располагаются в порядке значимости их творчества по мнении диссертанта, либо по алфавиту в случае их равнозначности.

См.: Ким Ы.П. Советская культура. М., 1957 и др.его работы; Арнольдов А. И. Коммунизм и культура. Закономерности формирования и развития новой культуры. М., IS56; Злобш н.С. Социалистическое государство и культура. М., 1968; Кабанов П.И. Изтория культурной революции в СССР. М., 1971 и другие.

ботах Г.И. Каймаразова, М.М.Бекижзва, С.М.Арутшяна, А.РусиноЙ, Х.М.Сабанчиева, Б.А.Цуциева, С.Т.Дедегкаева, А.В.Еурнншева, Х.И, Хутуева, Е.А.АбуловоЙ, Ф.А.Напсо и других анализируются в этом ключе вопросы: культурного строительства на Северном Кавказе . Изучение историографии развития советской культуры представлено трудами В.Т.Ермакова, Л.М.Зак, Ю.Е.Новикова и других . йзтория изучения национально-культурного строительства на Северном Кавказе, а также некоторые Еопросы анализа исследуемых по этой проблеме источников разработаны Э.А.Ыеуджен .

В рамках общепринятой концепции советской художественной культуре отводилась роль инструмента идеологической политики партии и государства, на веете этапах сеоєго развития обязанной соответствовать требованиям ими выдвигаемым. Б научной литературе исследовались различные виды художественной культуры как в_раннах всей страны , так и в границах северокавказского региона й. В обобщающих трудах по 'историк краев, областей, республик Северного Кавказа художественная культура служила иллюстрацией достижений

на Северном Кавказе. М,, 1^68; Бекнжев М.М. Формирование соша-
,л нар0Д0В Северного Кавказа (I9I7-I94I).

См.гКаИмаразов Г.Ш. Формирование социалистической интеллигенции
іа. Северном Кавказе. М., 1уё"- ^ " " *

листической интеллигенции у

!'«_..»/..... тепа. ->._,„._ л If..

Черкесск, 1978; Русина А. Культурное строительство Ставрополья. Ставрополь, 1947; Дедегкаев о.Т. Культурное строительство в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1964 и др. р

^Ермаков В.Т. К вопросу о периодизации историографии советской культурн//Советекая культура: история и современность. М., 1983; Зак Л.М. йзтория изучения советской культуры. М., 1961; Новиков Ю.Е. Ленинское теоретическое наследие по проблемам культурной революции в советской исторической и философской литературе//Учен. зап.ЛГПИ. Т.364. Л., 1968 и др.

М!еудо:ен Э.А. Советская историография национально-культурного строительства на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 1983; Она же. Расширение круга источников истории культурной революции народов Сечерного Кавказа (20-70-е гт.)//Вопросы историографии культуры и общественных движений, Ростов-на-Дону, 1979 и др.её работы.

Например:йзтория музыки народов СССР, Т.3.1941 -1945. М.,1972; История советского драматического театра. Т.5. М.,1969; Очерки истории советского искусства. М. ,1980; Русская советская эстрада. 1930-1945 и др. (Здесь и далее в многотомных изданиях указываются тома, в которых содержится материал периода войны).

Например;Асрнянц Г.Г. Партия и искусство народов Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, 1975; ІШлов В.А. Изобразительное искусство Кабардино-Балкарии. Нальчик,1965; Эфендиев А. Руководство партийной организаций "Дагестана развитием театрального искусства (1920-1970 гг.).Диска соиск.степ.к.и.н. Махачкала,1970 и др.

социалистического строительства . В ряде работ (И.В.Давыдова, Х.Н.Ардасенова, ЛД.Боковой, М.З.Саблиевой, В.Б.Корэуна, Т.И.Ку-лик и др.) рассматривалось развитие явлений культуры в годы Веской Отечественной войны .

Названные авторы разработали определенные концептуальные подхода, которые,наряду с приводимым фактическим материалом,учитывается в настоящей исследовании.

Третья групла научно-исследовательских: работ связана с воен-но-полятнческнми и социально-экономическими проблемами Великой Отечественной войны. Этот комплекс литературы включает в себя научные исследования обобцавщего характера .посвященные Северному Кавказу , идеологической деятельности партийно-государственных органов , периоду оккупации ряда северокавкаэских территорий , Иатеркая, рассмотренный авторами, явления анализируемые ими, позволяют представить фон, на котором происходило развитие художественной культуры.

Например: История .Дагестана. Т.З. М. ,1968; Очерки истории Адыгеи. Ї.2. Майкоп, І9БІ; Очерки истории Ставропольского края. Т.2.Ставрополь, 1966 и др. о

См.: Бокова Л.Х. Севепо-Кавказская поэзия периода Великой Отечественной войны (1941-1945). (На материалах Чечено-Ингушской и Балкарской литератур). Грозный. 1990; Гусейнов А. Очерки лакской советской литературы (1940-1960). Диена соиск.степ.к.фил.н. Махачкала, 1965; Дзуцати Х.-М.А. Великая Отечественная война в осетинской советской поэзии. Цхинвали, 1972; Давыдов И.В. Летописцы огненных лет. Нальчик. 1976; Караева А.И. Обретение художественности. Тема Великой Отечественной войны в младописьменной литературе. М., 1979 и др.

"Например: Великая Отечественная война Советского Союза. 1941-1945. Энциклопедия. И. ,1985; Вторая мировая война. Итоги и уроки. М., 1985; История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945. В 6-ти томах. М., 1960-1965: йзгория второй мировой войны, 1939-1945 гг. В 12-ти томах. М., 1973-19 и др.

например: Глух об В.Ы. Адыгея в дни Великой Отечественной войны. Диска сокск.степ.к.и.н. Майкоп, 1949; Иванов Г.П. В годы суровых испытаний. Краснодар. 1967; Ибрагимбейли Х.М. Битва за Кавказ.Ы., 1983; Карданов Ы.К. Народы Черкессии в годы Великой Отечественной войны. Ставрополь, 1957 и др.

Например: Аликберов З.М. Партийные организации республик Северно, го Кавказа в годы Великой Отечественной войны (I94I-I945 гг.).Махачкала, 1959; Алещенко П.Б. Партийно-шолитическая работа в войсках Северо-Кавказского и Закавказского фронтов во время битвы за Кавказ. Диена соиск.степ.к.и.н.Краснодар, 1972 и др.

Бабаев A.M. Крах гитлеровских (продолжение на след.стр.) 8

Таким образом, историография исследуемой темы складывается из разнообразной научной литературы, выработавшей определённые подходы к пониманию художественного процесса северокаЕказского региона периода Великой Отечественной войны, опирающейся на различные источники, охватывающей отдельные аспекты проблемы. Вместе с тем, в исторической науке отсутствуют специальные работы, посвященные культурно-историческому анализу литературы и искусства Северного Кавказа военного времени.

Большинство авторов, в той или иной связи касавшиеся рассмотрения проблем, как правило, ограничивались констатацией количественных показателей, либо перечислением ряда фактов. Кроме того, среди источников, изучавшихся ранее, крайне редко привлекались, или вовсе не использовались такие, как переписка между различиями государственными и творческими организациями, управлявшими развитием художественной культуры, периодика оккупационного dежима и другие.

Цель исследования - концептуальный анализ развития литературы и искусства на Северном Кавказе в годы Веяккой Отечественной войны, его оценка как культурно-исторического явления в контексте общемировой культуры. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

определить степень изученности проблемы, охарактеризовать ис-точниковую основу и методологические принципы исследования;

проанализировать опыт и традиции художественной культуры предшествующего времени, выявить их роль в формировании идейно-художественных принципов литературы и искусства;

исследовать систему воздействия партийно-государственнкх органов на художественную культуру, рассмотреть механизм взаимоотношений властных структур с творческой интеллигенцией;

планов захвата Кавказа. Махачкала, 1975; Бочкарева З.В. Оккупационная политика фашистской Германии на Северном Кавказе. Автореф, дис.на ссиск.уч.степ.к^и.н. Краснодар, 1992; Зелкин И.И. Фашистская оккупационная политика на временно захваченной территории. СССР. М., 1976; Гриднев В.М. Борьба крестьянства оккупированных областей РСФСР против немецко-фашистской оккупационной политики. 1941-1944 гг. М., 1976; Шмонин А. Непокоренный Кавказ. Махачкала, 1943 и др.

проследить основные формы, направления и содержанке деятельности творческой интеллигенции на фронте, в советском тылу, в условиях немецкой оккупации;

обосновать негативные последствия насильственной депортации северокавказских народов для развития культуры региона;

выявить и обосновать периодизацию развития литературы и искусстг-ва Северного Кавказа в годы войны, дать их сравнительную характеристику;

на основании анализа источников оккупационного периода охарактеризовать политику германского командования в области художественной культуры.

Источниковая основа исследования состоит из документов госу-дарстЕенно-партийных органов, общественных организаций, материалов личного характера, а также самих художественных произведений военного времени.

Документы государственно-партийных оргшов включают в себя протоколы заседаний бюро краевых и областных партийных комитетов, их решения, переписку по творческим и идеологическим вопросам, постановления и приказы центральных партийных органов, краевых, областных, республиканских отделов и управлений по делам искусств, комитета по делам искусств при СНК СССР. Некоторые из названных источников были опубликованы в различных сборниках . Сюда же относится периодическая печать, носящая официальный характер, как советская , так и оккупационная , а также издававшиеся в период

Напршер: КПСС о культуре, просвещении к науке. М., 1983; Культурнее строительство в СССР. Стат.сб. М., 1956: Культурное строительство в РСФСР. Док.и материалы. Т.З. І941-1945. М., 1989: Культурное строительство в Дагестанской АССР. Сб.док. Т.2. І94І-Їу77гг. Махачкала, 1983: Культурное строительство в Северной Осетии. Сб.док. Т.2. І94І-І977 гг. Орджоникмдзь. I960; Культурное строительство в Чечено-Ингушетии Тишь 1941-1980 гг.). Сб.док. к материалов. Грозный, 1985; Народы Карачаезо-Черкессии в годы Великой Отечественной войны. Сб.док. и материалов. Черкесск, І990.И др.

Например: Ставропольская правда, І94І-І945; Грозненский рабочий, І94І-І945, Большевик, І94І-І945 и другие газеты, являвшиеся печатными органами партийных и советских организаций административных единиц Северного Кавкаэи. о

Ставропольское слово, отд.номера за 1942 г.; Кубань,отд.номера за І9Ч2.-І943 гг.: Кавказский вестник, отд.номера за 1942-1943 гг. и другие печатные издания, являвшиеся органами управления бургоми-стоов.

войны листовки ".

Документы местных и центральных творческих союзов , профсоюза работников искусств составляют следующую группу источников. Часть из них также вошла в сборники документов, изданные в Москве и на Северном Кавказе.

Мемуары представителей творческой интеллигенции, их переписка, отдельные статьи содержат ценные сведенчя по данной темеtОтдельные документы этой группы вошли в опубликованные издания , большинство из них хранится в личных фондах архивов0.

Важным источником дхя анализа содержания художественного процесса послужила литература военного времени. В диссертации использованы произведения, изданные в периодической печати и в отдельных сборниках в период войны, найденные в архивных материалах стихотворения, рассказы, повести, пьесы. Кроме того, в свет вышли сборники, составленные из сочинений, которые были созданы во время пребывания их авторов на фронте, или по впечатлениям о* различных эпизодов военной действительности .

Коллекция листовок военного времени хранится в фонде Р-9550 е ЦГАОР, отдельные немецкие листовки,распространяемые на территории Северного Кавказа найдаш в коллекции немецких документов периода оккупации в ГАКЧР. Некоторые листовки изданы - і срок и подвиги. Советские листовки Великой Отечественной войны (ІУ4І-І945 гг.). М., 1958 и др.издания. р

Союзы писателей, художников, композиторов, Всероссийское театральное общество.

Профсоюз работников искусств обычно именуется сокращенно "Рабис".

%апример: Искусство в боевом строю. Воен.дневники, очерки. М., 1985; Когда пушки гремели. 1941-1945. М., 1975; Советские писатели на фронтах Великой Отечественной войны//Литературное наследство. Т.78. Кн.1-2. М.,1966; Музыка и музыканты на фронтах Великой Отечественной войны. №., 1978:. Музы вели в бой... М., 1985; Они ковали победу. Воспоминания. Очерки. Статьи. Майкоп, 1965 и др.

Диссертант работал с личными фондами Г.Гасанова, Т.Шейблера, X. Байрамуковой, И.Трескова, П.Павленко и других деятелей художест-венної4 культуры.

Например: Венок олавы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти темах. Т.1-. м., І983-; Журналисты на войне. М., 1966; Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне. ССб.стихов). М.-Л., 1965 и др.

_ Основную группу истопников составили неопубликованные материалы, содержащиеся е фондах Центрального государственного архива литературы и искусства (ЦГАЛИ), Государственного архива Российской Федерации (ГАКБ) , Центроь документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДШКК), Ставропольского края (ЦДОЕК), Чеченской республики (ЦДШР), Дагестанской республики (ЦЦНВДР), Кабардино-Балкарской республики (ЦДШБР), Карачаево-Черкесской республики (ЦДНИКЧР), Государственных архивов северокавказских административных образований (ТАКК, ГАСК, ЦГАЧР, ЦГЛДР, ЦГАКБР, UTACOF2, ТАРА3, ГАКЧР).

Впервые в качестве источников для исследования художественных явлений используются газеты, издававшиеся оккупационными властями, целый ряд материалов из переписки государственно-партийных органов с вышестоящими и подотчетными инстанциями, а также с отдельными деятелями искусств, командирами воинских подразделений, ряд других документов.

Данная иеточниковая база является необходимой и достаточной для исследования поставленных проблем.

Методологической основой диссертации является такое понимание исторического процесса, которое характеризуется: диалектическим рассмотрением каздого феномена художественной культуры; изучением всего культурного фона и отдельных фактов в связи с конкретно-историческим опытом культурного развития; в контексте общемирового культурного процесса. Автор изучает совокупность фактов в их тесной взаимосвязи и взаимозависимости, что позволяет сделать выводы об общих тенденциях культурно-исторического развития. В оснсву изучения материала по теме положен метод проблемного анализа.

В ГАК5 объединены Центральный госудачственный архив Октябрьской революции, высших органов власти и органов государственного управления СССР (ЦГАОР) и Центральный государственный архив РСФСР ТЦГАРСФСР). Поскольку автор работал в архивах до преобразования, в диссертации сохраняется их прежнее обозначение. о

Бывший партийный архив Адыгейского обкома КПСС вошел в состав ГАРА под названием "Хранилище документов новейшей истории". Его обозначение в тексте - ВДИ ГАРА.

"%ывший партийный архив Северо-Осетинского обкома КПСС вошел в состав ЦГАСОР. Его фонды обозначается: ЦТАСОР, Ф.ІІ-І.

Научная новизна. Впервые предпринимается попытка подхода к литературе и искусству северокавказского региона периода Великой Отечественной войны с точки зрения общеисторических тенденций раззития культуры. Это позволило, Ер-первых, построить диссертационное исследование по проблемному принципу; во-вторкх, рассмотреть конкретные региональные проблемы с учетом мирового опыта развития художественной культуры; в-третьих, выделить и охарактеризовать периоды развития художественного процесса на Северном Кавказе исходя из расстановки акцентов в проблематике художественного творчества, активности партийно-государственных органов в воздействие на деятельность творческой интеллигенции, изменения форм художественной жизни; в-четвертых, воссоздается сложившаяся система контроля и управления художественной ігультурой, принципы её функционирования, влияния на художественный процесс, взаимоотношения с творческой интеллигенцией; в-пятых, соприкосновение с Фашистским пониманием художественного творчества рассматривается не в противопоставлении, а в сопоставлении, что помогло глубже осознать место и значение художеетсенной культуры в период военных действий; впервые явления литературы и искусства Северного Кавказа служат для определэния культурно-исторического облика эпохи.

Практическое значение исследования состоит в возможности его использования в общем культурно—историческом анализе литературы и искусства Северного Кавказа, в подготовке учебных и методических пособий, з просветительской деятельности. Отдельные сюжеты исследования, полученные научные результат и обобщения могуч- послужить базой для дальнейшей научной разработки проблемы как на региональном, так и на республиканском уровне, стать дополнительным вкладом в дальнейшее развитие историографии проблемы. Выводы и положения диссертации могут найти применение в работе общественных организаций, культурных фондов, национально-культурньк образований.

Апробация работы. Основные положения, полученные в ходе исследования .концептуальные принципы, на которые опирается автор, изложены в научных публикациях. Отдельные разделы диссертации положены в основу докладов и сообщений на региональных научных конференциях "Историко-культурное наследие народов Северного Кавказа" 'Краснодар, 1990 г.), "Ддаамика политических процессов

ь советском обществе на современном этапе" (Краснодар, І99Ї г.). на краевой научно-практической конференции "Екатеринодару -Краснодару 200 лет" (Краснодар, 1993 г.). Результаты диссертационного исследования рассматривались на заседаниях кафедры новейшей отечественной истории и социологии Кубанского государственного университета и кафедры истории и культурологии Краснодарского политехнического института. Материалы диссертации используются в преподавательской деятельности, в частности, для разработки спецкурса "Художественная культура России XX века", чтения учебьых курсов по истории и культурологии.

Структура работы. Диссертация состоит иг введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников к литературы, приложения.

Похожие диссертации на Литература и искусство Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны