Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Механизмы формирования патриотического сознания населения в годы Великой Отечественной войны : На материалах Москвы и Московской области Попова Вера Владимировна

Механизмы формирования патриотического сознания населения в годы Великой Отечественной войны : На материалах Москвы и Московской области
<
Механизмы формирования патриотического сознания населения в годы Великой Отечественной войны : На материалах Москвы и Московской области Механизмы формирования патриотического сознания населения в годы Великой Отечественной войны : На материалах Москвы и Московской области Механизмы формирования патриотического сознания населения в годы Великой Отечественной войны : На материалах Москвы и Московской области Механизмы формирования патриотического сознания населения в годы Великой Отечественной войны : На материалах Москвы и Московской области Механизмы формирования патриотического сознания населения в годы Великой Отечественной войны : На материалах Москвы и Московской области
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Попова Вера Владимировна. Механизмы формирования патриотического сознания населения в годы Великой Отечественной войны : На материалах Москвы и Московской области : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Москва, 2003.- 205 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-7/793-0

Содержание к диссертации

Введение

2. Основные направления агитационно - пропагандистской работы по формированию патриотического сознания населения в условиях войны 31

3. Реорганизация системы военно - патриотического воспитания 72

4. Цели и способы влияния средств массовой информации на формирование патриотического сознания 97

5. Место и роль интеллигенции в патриотическом воспитании населения 126

6. Заключение 173

7. Список литературы 180

Основные направления агитационно - пропагандистской работы по формированию патриотического сознания населения в условиях войны

Великая Отечественная война, явившаяся неожиданностью для всего советского народа, потребовала быстро и кардинально перестроить всю идеологическую работу. Сознание людей необходимо было переориентировать на военный лад. Наряду с другими средствами воздействия важным фактором формирования патриотического сознания была агитационно-пропагандистская работа, способствовавшая воспитанию в каждом жёстко необходимых в военных условиях дисциплинированности и самоотверженности, готовности к самопожертвованию для блага Родины, крайне важную популяризацию передового опыта рабочих. Немалое внимание уделялось и формированию и укреплению чувства гордости за прошлое и настоящее своей страны и своего города.

Система патриотического воспитания в Советском Союзе сложилась еще в предвоенный период. Партийные и государственные органы всегда считали её одной из самых важных и актуальных политических задач. В предвоенный период основными направлениями агитационно-пропагандистской работы были: 1) разъяснение и популяризация ленинских идей советского патриотизма, 2) изучение истории революционного движения в России, 3) сохранение боевых традиций Красной Армии, 4) пропаганда героического прошлого и настоящего партии и советского народа.

Война с Финляндией вскрыла серьёзные недостатки в области патриотического воспитания и способствовала осознанию необходимости обращения к героическому прошлому Родины. В частности, она показала, что недостаточно изучалась военная история Отечества, что лучшие традиции русской армии были либо забыты, либо представлялись в карикатурном виде, что недостаточно изучались воинские традиции, сложившиеся на протяжении многовековой борьбы с иноземными захватчиками.

Всё это потребовало расширить и существенно изменить принципы и механизмы военно-патриотического воспитания населения. В частности, большая работа стала проводиться по разъяснению внешнеполитического курса советского государства. Читались лекции и доклады, проводились политинформации, беседы, устраивались по-литдни, митинги и собрания рабочих и служащих.

Серьёзное внимание стало уделяться воспитанию гордости и уважения к Красной Армии и Флоту, а также упрочению связи армии и народа. Эти задачи предполагалось решить с помощью шефства гражданских общественных организаций и всевозможных творческих союзов над воинскими частями, через пропаганду военных знаний и военное обучение населения. Весной 1940 года было проведено совещание по вопросам идеологической работы в армии, после чего ЦК ВКП(б) рекомендовал перестроить всю партийно-политическую работу в армии, максимально приблизив её к задачам боевой подготовки.

Особое место в формировании патриотического сознания занимал харизматический образ вождя — Сталина. Идеал патриотизма в определенной степени был персонифицирован в образе вождя, наделён такими качествами, которые вызывали безграничную веру в него и постоянное преклонение перед ним.

По-прежнему много внимания уделялось критике капитализма и обоснованию преимуществ социализма, пропаганде марксизма-ленинизма. Этому в немалой степени способствовал выход в свет массовыми тиражами "Краткого курса истории партии". Серьёзное внимание теперь уделялось военно-патриотической работе, направленной на формирование в сознании общества идей защиты социалистического Отечества и уважения к Красной Армии.

Широко стали пропагандироваться традиции защиты Отечества, много говорилось о проявленном при этом героизме. Для этого были изданы новые учебники по истории СССР, созданы и активно демонстрировались кинофильмы об Александре Невском и Петре I, о победах Красной Армии на фронтах Гражданской войны. Стала появляться и соответствующая научная и научно-популярная литература; в частности, широкое распространение получила книга Е. Тарле "Нашествие Наполеона в Россию".

Надо сказать, что в советской пропаганде и агитации предвоенного периода имелись серьезные просчёты, сильно осложнявшие агитационно-пропагандистскую работу в первый период войны. К примеру, после подписания пакта Молотова - Риббентропа 23 августа 1939 года фактически прекратилась публикация объективной информации о фашизме: были запрещены книги, раскрывающие суть нацизма, с киноэкранов исчезли антифашистские фильмы; к тому же началось активное культурное сотрудничество Советского Союза с нацистской Германией.1 Результатом заключения пакта о ненападении между СССР и Германией стало изменение курса политического руководства страны и ослабление антифашистской пропаганды, вследствие чего массовому сознанию был нанесён заметный урон. Можно сказать, что накануне войны многие советские граждане были дезинформированы: зная о немецких революционерах и революционных традициях, будучи знакомыми с немецкой наукой, музыкой, литературой, поэзией, живописью, реально большинство населения не имело никакого представления об истинном положении в Германии и оккупированных ею странах, ничего не знало о сути германского фашизма, о его презрении к общечеловеческим ценностям, о фашистских планах их уничтожения.

С середины 30-х годов в нашей стране советские средства массовой информации при активном участии деятелей литературы и искусства вели активную антифашистскую пропаганду. Но после подписания советско-германского пакта о ненападении 23 августа и Договора о дружбе и границе 28 сентября 1939 года положение кардинально изменилось. Антифашистские агитация и пропаганда, дающие якобы, по представлению тогдашнего политического руководства Советского Союза, повод Гитлеру усомниться в пацифистских настроениях нашего народа, были запрещены.

В результате ощущение близкой военной опасности притуплялось. Население не имело возможности понять, что вероятным противником СССР в будущей войне является Германия. Например, у К.М. Симонова хотя и "не было сомнений в неизбежности войны с Германией", но ему "казалось, что это будет довольно далеко от нас, что до этого будет долго идти война между Германией, Францией и Англией и уж где-то потом, в финале, столкнёмся с фашизмом мы".

Большинство советских людей в 1939 — 1941 годы искренне верило,что все рабочие планеты — братья, что они никогда не поднимут оружие против тех, кто построил первое в мире государство рабочих и крестьян. При всей своей наивности эти взгляды соответствовали установкам советской официальной идеологии 30-х годов, согласно которым народные массы капиталистических стран глубоко враждебны своим правительствам и в случае войны с СССР немедленно перейдут на его сторону. Надежды на пролетарскую солидарность трудящихся европейских стран, на сознательность и интернациональные чувства немецкого рабочего класса сохранялись практически на протяжении всей войны. Люди очень часто спрашивали, чем объяснить, что рабочий класс Германии не выступает против войны с Советским Союзом и почему не восстает против Гитлера. Некоторые даже спрашивали, почему рабочие Германии не убьют Гитлера? 3

Это привело к тому, что в первые дни и даже недели войны звучали высказывания о том, что немцы — это культурная европейская нация, которой мирному населению опасаться не стоит. Говорили, что немцы принесут с собой дисциплину, организованность, порядок и культуру, что немцы ведут войну против коммунистов и евреев. Многие подвергали сомнению официальные сообщения о зверствах немецко-фашистских захватчиков, об издевательствах над мирным населением и пленными. Некоторые считали, что немцы вовсе не так жестоки, как о них говорят. Кое-кто даже утверждал, что Гитлер несет хорошую жизнь.4 В самом начале войны фронтовики иногда отмечали, что в рассказах о наступающих немцах (до момента непосредственного "контакта" с ними) не было ненависти, "напротив, какое-то восхищение силой".5

Всё это являлось следствием того, что в предвоенные годы население Советского Союза было дезориентировано советской пропагандой в оценке характера будущей войны. Вариант ведения боевых действий в окружении полностью исключался, практически ничего не делалось для разоблачения фашистской идеологии. Основную сущность советской стратегической доктрины выражал Полевой устав 1939 года, который требовал вести войну "наступательно, перенеся её на территорию противника" и путём достижения "решительной победы малой кровью"; также там содержалось утверждение о том, что "на всякое нападение врага СССР ответит сокрушающим ударом всей мощи своих Вооружённых Сил".

Реорганизация системы военно - патриотического воспитания

Военно-патриотическое воспитание в годы войны отличалось злободневностью и конкретностью. Руководство страны проводило работу, которая была необходима сейчас, сию минуту, для фронта, для победы.

Как и в любом воюющем государстве, ситуация в столице была объектом особого внимания властей. Одной из важнейших целей противника был её захват, поэтому с самого начала войны вопросы военно-патриотического воспитания в Москве встали особенно остро. Уже 22 июня 1941 г. указом Президиума Верховного Совета СССР в городе было объявлено военное положение, в соответствии с которым комендант гарнизона Москвы опубликовал сообщение о том, что въезд в город разрешается только рабочим и служащим, проживающим в пригородной зоне и работающим в Москве, — по специальным справкам. Колхозникам, приезжающим с сельскохозяйственными продуктами на колхозный рынок, — по удостоверениям, выдаваемым правлением колхоза.1

Основа военно-патриотического воспитания была заложена ещё в годы Гражданской войны. Эта система развивалась в трёх направлениях. Первая её часть включала в себя политико-воспитательные мероприятия по идеологической подготовке к защите социалистического Отечества и формирование у населения — особенно молодёжи — соответствующих морально-нравственных качеств, а вторая — военно-профильную подготовку, то есть получение практических навыков оборонно-массовой работы через систему добровольных оборонных кружков. Третьей частью системы военно-патриотического воспитания была спортивно-оборонная деятельность, включавшая в себя проведение военизированных походов, спортивных олимпиад, стрелковых и оборонно-физкультурных соревнований, массовое обучение в кружках стрелков, санитаров, пулемётчиков, сдачу норм ГТО, ПВХО, ГСО.

Анализ правительственных и партийных документов свидетельствует о существовании неразрывной связи между работой по подготовке физически здоровых людей и их политическим и военно-патриотическим воспитанием. В постановлениях ЦК ВКП(б) и ЦК ВЛКСМ содержатся конкретные требования о соединении оборонно-массовой работы и средств идейного воздействия на молодёжь с целью привития ей понимания необходимости выполнения своего воинского долга, формированию патриотических чувств и классовой ненависти к врагам.

Уже к осени 1941 года Отделом пропаганды и агитации ГК ВКП(б) были подобраны для работы в домохозяйствах и бомбоубежищах специально подготовленные при ГК ВКП(б) докладчики, а отделами пропаганды и агитации райкомов партии — докладчики и беседчики из районного актива, которым было рекомендовано наибольшее внимание уделять таким формам работы, как консультации, лекции и доклады.

В годы Великой Отечественной войны сложившаяся система военно-патриотического воспитания в рамках оборонно-массовой работы была несколько видоизменена и преобразована с учётом изменившихся условий и требований переживаемого страной исторического момента.

В деле формирования и укрепления патриотического сознания немаловажную роль сыграл Всевобуч. Уже летом 1941 года местные партийные организации приняли решения о необходимости массового военного обучения трудящихся, а 26 августа 1941 года в "Прав-де"было опубликовано сообщение, что на многих предприятиях Ленинградского района Москвы организованы учебные подразделения для военного обучения трудящихся. 2 2Правда, 1941, 26 августа.

В сентябре 1941 года Государственным Комитетом Обороны было принято постановление "О всеобщем обязательном обучения военному делу граждан СССР", которое вводилось в стране с 1 октября. 17 сентября 1941г. Государственным Комитетом Обороны было принято постановление "О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР".3 Военное обучение вводилось с 1 октября 1941 г. для граждан мужского пола в возрасте от 16 до 50 лет.4 Для этой цели в Москве было организовано 260 военно-учебных пунктов, а в области - 597.5

Введение Всевобуча стало важнейшим этапом перестройки военного обучения населения. Добровольный принцип, характерный для деятельности оборонных организаций, теперь был дополнен обязательным принципом военного обучения граждан СССР. Качество военных занятий стало более высоким.Был а создана жесткая и соответствующая условиям войны система подготовки боевых резервов.

Обязанности по организации и руководству военным обучением граждан, допризывную военную подготовку учащейся молодежи, подготовку методических указаний и кадров для Всевобуча ГКО возложил на ГУ ВВО.

На местах при военкоматах создавались отделы Всевобуча, в районных военкоматах имелись штатные единицы инструкторов командного состава.6

Ответственным за руководство партийно-политической работой во Всевобуче был специально созданный Политодел, подчинявшийся ГПУ КА, а в республиках, краях и областях эта обязанность была возложена на политотделы военкоматов, подчинявшиеся политуправлениям военных округов. В батальонах и в ВУПах вводились должности комиссаров, а в ротах — политических руководителей.

До 1942 г. военная подготовка населения в основном проводилась по 110-часовой программе "бойца-стрелка", включавшей в себя 38 часов огневой, 26 часов строевой и 18 часов тактической подготовки, 14 часов рукопашного боя, 7 часов самоокапывания и 7 часов изучения Уставов.8

Важная роль в проведении Всевобуча принадлежала комсомолу. "От того, насколько серьезно будет поставлена военная подготовка во всевобуче, от того, как мы сумеем воспитать бойцов всевобуча, во многом будет зависеть боеспособность армии, — говорил первый секретарь ЦК ВЛКСМ Н. Михайлов. — Подготовить комсомольцев к войне — вот задача дня, вот в чём должно быть сейчас содержание и смысл комсомольской работы, вот чему должна быть посвящена вся наша деятельность".9 19 сентября 1941 г. ЦК ВЛКСМ было принято решение об участии комсомола в выполнении постановления ГКО "О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР". Местным отделениям ВЛКСМ разрешалось иметь неосвобожденных секретарей по военной работе среди молодежи.10

22 октября на первой полосе газеты "Комсомольская правда" был опубликован призыв: "Комсомольские работники! Помните, что в эти дни у вас нет более ответственного участка работы, чем Всевобуч. Этой работе — все силы, все внимание!"11

Всего за годы войны в комсомольско-молодежных подразделениях Всевобуча прошли обучение около 2 млн. юношей и девушек.12

Основным назначением Всевобуча была подготовка людских ресурсов для нужд фронта. К осени 1941 года обстановка на фронтах ухудшилась. Красная Армия, понеся большие людские потери в ходе летних оборонительных сражений, остро нуждалась в постоянном пополнении. Однако итоги работы оборонных, прежде всего осо-авиахимовских, организаций в первые месяцы войны показали недостаточность масштаба подготовки резервов на основе добровольного принципа военного обучения. В поисках наиболее массовой его формы правительство обратилось к накопленному ещё в годы Гражданской войны опыту подготовки бойцов для фронта через систему всеобщего военного обучения.

Вопросы оборонно-массовой работы неоднократно обсуждались на заседаниях горкомов и райкомов ВКП(б). Бюро горкомов партии уже в сентябре 1941 года потребовали от районных комитетов ВКП(б) организовать учебные пункты всевобуча на крупных предприятиях и общерайонные для мелких предприятий и учреждений. Большие задачи были поставлены перед отделом пропаганды и агитации ГК ВКП(б) по разъяснению среди населения постановления ГКО СССР о всевобуче, организации инструктивных докладов для беседчиков, консультации, широкое освещение значения всевобуча в печати, использование кинохроники и т.д.13

Цели и способы влияния средств массовой информации на формирование патриотического сознания

Являясь самым мощным средством воздействия на сознание людей, средства массовой информации играют огромную роль в идеологической работе. Так было и во время войны.

Говоря о деятельности средств массовой информации в военный период, следует помнить, что культ личности И.В. Сталина, сосредоточившего в своих руках огромную власть, привёл к серьёзным ошибкам в организации агитационно-пропагандистской работы предвоенных лет, вызванным его неверной оценкой возможного времени нападения гитлеровской Германии на Советский Союз. Умиротворяющие заявления средств массовой информации дезориентировали советских людей; легко представить себе их недоумение и растерянность в момент начала военных действий, если буквально за неделю до этого (14 июня 1941 года) в газетах было опубликовано сообщение ТАСС, официально опровергающее намерение Германии разорвать пакт и напасть на Советский Союз. В той же статье содержалось и утверждение, что слухи о подготовке СССР к войне с Германией "являются лживыми и провокационными".1 Вместо того чтобы планомерно, упорно готовить население к предстоящей войне, пресса создавала у людей ложное ощущение военной неуязвимости СССР, а в случае войны — лёгкой победы над возможным противником. До самого начала войны средства массовой информации хранили полное молчание о развёртывании немецких войск у советских границ.

Такой самообольщающий тон давал о себе знать и в первые месяцы войны, когда в газетах встречались высказывания о скорой победе, предположения о неизбежности разложения вражеской армии в ходе военного столкновения с СССР, о приближающемся крахе коалиции фашистских государств. Более того, в прессе даже встречались утверждения о том, что Советская Армия отступает по заранее продуманному Верховным командованием "плану активной обороны", которого в действительности не существовало. В первый период войны отступление носило вынужденный характер и сопровождалось огромными человеческими жертвами и потерями в живой силе и технике.

Необходимо было исправлять эти упущения и просчёты, которые подрывали репутацию средств массовой информации, лишали их доверия населения. Это явилось ещё одной причиной перестройки работы радио и печати, начатой в первые же военные дни. Они должны были организовывать и воодушевлять народные массы на отпор врагу.

Поскольку главной задачей в формировании и укреплении патриотического сознания было разъяснение справедливого, освободительного характера войны, с первых дней войны средства массовой информации рассказывали о сильнейшем патриотическом подъёме, охватившем всю страну, о создании народного ополчения, о перестройке всех организаций и учреждений на военный лад, о митингах, проходящих на предприятиях и в учреждениях. Не оставались в стороне и проблемы, связанные с местной спецификой: например, в Москве существовали радиопередачи и разделы в газетах, освещавшие меры, предпринимаемые для обороны столицы, передачи, посвященные задачам, стоящим перед москвичами.

24 июня 1941 года Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР было создало Советское Информационное бюро (Совинформбюро) во главе о кандидатом в члены Политбюро ЦК, секретарем ЦК, МК и МГК ВКП(б) А.С. Щербаковым. Его заместителем был назначен С.А. Лозовский. Бюро состояло из пяти отделов: 1) контрпропаганды, 2) международной жизни, 3) внутренней жизни, 4) военного радиовещания и 5) печати. В каждом отделе работало по восемь человек, ещё 23 было занято в секретариате; всего в штате Совинформ-бюро состояло 79 человек.2 За первую неделю работы было опубликовано 169 статей (из них в "Правду" и "Известия" направлено 11, на радио — 17, в военные газеты /"Красная звезда", "Красный флот", "Красный воин", "Авиагазета"/ — 15, в другие центральные газеты — 102) и 10 брошюр3, а за весь период Великой Отечественной войны Совинформбюро в СССР было выпущено по радио и опубликовано в печати около 2,5 тыс. сообщений.4 Сводки Совинформбюро должны были нести исключительно информационную функцию, быть сухими и краткими, для чего из них убиралась любая патетика, а также цифры и названия.5 Такая политика, однако, вызвала недовольство населения, и летом - осенью 1941 г. в адрес Бюро начали приходить письма с критикой тенденции к раздуванию успехов советских войск, краткости фронтовых сводок, отсутствия в них конкретики (и особенно названий).6

За первый год работы деятельность Совинформбюро распространилась практически на весь мир. Например, за август 1942 г. из Москвы было разослано 985 статей, очерков и рассказов, а из Куйбышева, куда частично было эвакуировано Бюро, — 492. Материалы были отправлены в следующие страны: Великобританию, США, Швецию, Канаду, Южную Африку, Австралию, Иран, Турцию, Сирию, Палестину, Египет, Ирак, Китай, Мексику, Колумбию, Аргентину, Чили, Уругвай.Также Бюро снабжало информацией иностранные посольства.7

Огромная нагрузка приходилась на Международный отдел: 440 статей из 985, посланных из Москвы. В сентябре 1942 г. по предложению Лозовского была проведена реорганизация Совинформбюро.

Были созданы разделы по группам стран: 1) отдел Великобритании; 2) отдел США; 3) отдел английских доминионов; 4) скандинавский отдел; 5) отдел прибалтийских республик; 6) военный отдел (цензура, военные обзоры); 7) отдел снабжения информацией телеграфных агентств и иностранных корреспондентов (отдел внешней информации); 8) отдел кино- и фотодокументов.8

За время своего существования Совинформбюро, работая в 51 стране мира, опубликовало 158 тыс. статей, 145 тыс. фотографий и до 200 книг на разных языках, контактируя примерно с 3000 различных газет и журналов. 9

Одним из важнейших направлений работы средств массовой информации была борьба с пропагандой противника, которая велась в основном по двум направлениям — по радио и в печати, причём, как нетрудно догадаться, больший упор делался на вторую, так как изъятие из частного пользования радиоприёмников значительно затруднило проведение радиопропаганды. Одной из форм фашистского идейного воздействия были газеты, издаваемые на русском языке, часто под советскими названиями с сохранением того же формата, шрифтов и вёрстки при антисоветском их содержании. Активно использовалась агентурная пропаганда и рассылка жителям анонимных писем антисоветского содержания, а также распространение в больших количествах листовок и воззваний, осуществляемое с помощью авиации, артиллерии и агентов.

Наряду с общеполитическими темами фашистская пропаганда уделяла большое внимание и местной проблематике, в частности московской. Наибольшие возможности для этого представились в октябре 1941 года, когда отступление Красной Армии, стремительно приближавшийся фронт, незнание реальной обстановки, вызванное отсутствием точной информации о возможностях, имевшихся у государственного и военного руководства для защиты Москвы, породили в городе сомнения, растерянность, отчаяние, а иногда даже панику.

В этих условиях крайне необходима была чёткая и эффективная работа контрпропагандистов. Известно, что контрпропаганда всегда ведётся по двум направлениям: защита своей армии и населения от идеологического воздействия противника и работа среди населения и войск враждебной стороны с целью дискредитации в их глазах его идеологических установок. Добиваться решения этих задач можно разными способами, главным из которых является постоянное умелое разоблачение целей и методов вражеской пропаганды. Необходимость в эффективной контрпропаганде понимали многие. В частности, об этом писал И. Эренбург, обращаясь к руководству Совинформбюро.10

В Москве руководство города вместе с правоохранительными органами для противодействия фашистской пропаганде использовало все имеющиеся средства. Прежде всего необходимо было стараться не пропустить сюда материалы нацистской пропаганды, а параллельно с этим разыскивать и уничтожать уже попавшие в город. Всё это проводилось на фоне продолжающейся работы по разоблачению самой идеологии фашизма и формированию патриотического сознания жителей Москвы. Из числа агитаторов и политорганизато-ров были созданы особые группы, занимавшиеся учётом настроений. Они проводили индивидуальную разъяснительную работу с теми, кто поддавался пораженческим, упадническим или оппозиционным настроениям — последние, впрочем, часто оказывались объектами пристального внимания органов внутренних дел.

Место и роль интеллигенции в патриотическом воспитании населения

Крайне важной и сложной задачей в годы войны была перестройка сознания людей. Необходимо было воспитать в народе ненависть к захватчикам, так как вначале сильно сказывались серьёзные предвоенные просчёты пропаганды предвоенных лет, приведшие в значительной степени к благодушию и моральной неготовности людей к отражению агрессии. В радикальном изменении таких взглядов и настроений, перестройке сознания народа-труженика в народа-воина большую роль сыграла художественная интеллигенция СССР. Но этому, конечно, в начале войны предшествовала перестройка взглядов, сознания, деятельности самой интеллигенции.

В июне 1941 года по стране прокатилась волна многочисленных выступлений, митингов и массовых собраний художественной интеллигенции.1

Уже 23 июня 1941 года в Московском Доме актера состоялся расширенный пленум Центрального Комитета Союза работников искусств, посвященный вопросам культурного обслуживания частей действующей армии, выступая на котором народный артист СССР Гнат Юра сказал: "Лучшие силы работников искусств, лучшие произведения, самые доходчивые формы работы мы дадим славной Красной Армии. Мы, красноармейцы на культурном фронте, сделаем все, чтобы воодушевить наших бойцов на славные подвиги, на победные дела". В этот же день состоялось экстренное расширенное заседание президиума Академии наук СССР с участием академиков и руководителей московских институтов, на котором была принята резолюция, где, в частности, говорилось: "От имени Академии наук Союза Советских Социалистических Республик мы заверяем наш народ, наше правительство, нашу Всесоюзную Коммунистическую партию большевиков в том, что мы отдадим все свои знания, все свои силы, энергию и свою жизнь за дело нашего великого народа, за победу над врагом и за полный разгром фашистских бандитов, осмелившихся нарушить священные границы нашей великой социалистической Родины".

В этот же день в Москве прошло множество митингов. На митинге в Государственном академическом Большом театра Союза ССР артисты приняли обязательство оказывать всяческую помощь фронту, быть в "постоянной боевой готовности". 4

На следующий день в Москве состоялся писательский митинг, на котором присутствовало свыше 500 человек, принявших заявление о том, что:"Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против фашизма". 5

С этого момента вся работа творческих союзов была подчинена нуждам военного времени, подготовке нового патриотического, антифашистского репертуара. Основной задачей творческих союзов являлась мобилизация всех творческих сил на помощь фронту, на оборону города и на усиление массовой агитационно-пропагандистской работы.

Обслуживание мобилизационных и агитационных пунктов работниками искусств началось в ночь на 23 июня. В составы концертных бригад, обслуживающих пункты круглосуточно, входили почти все исполнительские силы театрально-зрелищных предприятий города.

Артистические бригады, в которые входило около 700 человек, за первые семь дней дали свыше 450 концертов на сборных мобилизационных пунктах Москвы и подмосковных городов , а за первые 17 дней (с 24 июня по 10 июля) артисты столичной эстрады дали свыше 1200 концертов на сборных пунктах бойцов, отъезжающих на фронт. 7 Организационную перестройку деятельности художественной интеллигенции в военных условиях возглавили Комитет по делам искусств при СНК СССР (председатель М.Б. Храпчен-ко) и Управление по делам искусств при СНК РСФСР (начальник управления Н.Н. Беспалов). 6 июля 1941 года Всесоюзный Комитет искусств подготовил директивное письмо, содержащее конкретные задачи по пересмотру государственной сети театров, сокращению и объединению отдельных театральных групп, переходу учреждений культуры на бездотационную работу8

Потребность перестройки экономики страны на военный лад выдвинула задачу пересмотра основных статей государственного бюджета СССР. Во второй половине 1941 года ассигнования на военные нужды по сравнению с первым полугодием выросли на 20,6 млрд. руб., а средства, отпущенные на социально-культурные мероприятия, уменьшились на 38,1 млрд. руб.9, что привело к сокращению ассигнований учреждений искусств и соответственно к сокращению и объединению ряда театральных, музыкальных и эстрадных коллективов страны.

Организационная перестройка Союза художников СССР проходила довольно оперативно. В июне 1941 года для координации работы мастеров изобразительного искусства был образован Организационный комитет, президиум которого создал военную комиссию, проводившую в 1941 — 1942 годах большую работу по учёту всех художников СССР и организовывавшую их шефскую деятельность по оформлению призывных пунктов, вокзалов и госпиталей. 10

Для координации работы деятелей музыкальной культуры страны в Союзе советских композиторов также был создан Организационный комитет.

Таким образом, в первый период войны сложилась достаточно централизованная система управления деятельностью художественной интеллигенции СССР. Проведённое исследование позволяет сделать вывод, что сосредоточение основных полномочий в военных условиях в руках Всесоюзного комитета искусств объективно сыграло положительную роль в оперативной перестройке организационной работы деятелей литературы и искусства. Комитет планировал и проводил эту работу совместно с Управлением по делам искусств при СНК РСФСР, ЦК Союза работников искусств, Центральным Домом работников искусств (ЦДРИ), Всероссийским театральным обществом (ВТО), Домом актера.11

О творческой мобилизации советских писателей, поэтов, журналистов в первые дни войны можно было судить по публикациям центральной и местной периодической печати. Так, вечером 22 июня 1941 года поэт В.И. Лебедев-Кумач написал новый текст к песне "Если завтра война" И уже на следующий день, 24 июня в газетах "Известия" и "Красная звезда" была опубликована песня композитора А.В. Александрова на слова В.И. Лебедева-Кумача "Священная война". Песня призывала всех советских людей к мужественной борьбе с фашистскими захватчиками. 12 23 июня 1941 года в "Правде" появились стихотворения "Присягаем Победой!" А. Суркова, "Победа будет за нами" Н. Асеева, статья "В первый день" И. Эренбурга; "Известия" и "Красная звезда" 24 июня 1941 года опубликовали стихотворение "Священная война" В.И. Лебедева-Кумача. 25 июня 1941 года "Правда" поместила на своих страницах "Песнь смелых" А. Суркова. 13

С первых дней Великой Отечественной войны многие работники литературы и искусства ушли в армию, во флот, в народное ополчение. В декабре 1941 года на фронте находилось 800 литераторов (25% численности Союза писателей). Одними из первых в ряды РККА вступили H. Тихонов, Е. Петров, В. Саянов, А. Безыменский, А. Твардовский, М. Светлов, С. Михалков, В. Гроссман, А. Прокофьев, В. Ставский, А. Гайдар, К. Симонов, А. Сурков, Е. Долматовский, В. Кожевников и другие.14

Отечественная война была не только столкновением крупнейших армий мира, но и противостоянием двух пропагандистских систем, от которых (особенно в начале войны) зависело многое. Первый период войны предопределил агитационно-пропагандистский характер всей профессиональной деятельности художественной интеллигенции СССР, произведений литературы и искусства. В это время в творчестве деятелей литературы и искусства преобладали так называемые малые формы — как наиболее своевременные, оперативные и общедоступные. Малые формы — это антифашистские прологи, интермедии (в театрах); стихи, басни, "оборонные частушки" (поэзия), очерки, публицистические статьи, рассказы, корреспонденции, одно- и двухактные пьесы (проза) — у писателей, поэтов, журналистов; "Окна ТАСС", агитплакаты, боевые листки и стенгазеты — у художников; массовые песни, марши — в творчестве композиторов. Происходило это потому, что такие распространённые в мирное время жанры как роман или драма не отвечали требованиям времени военного. Нужны были новые оперативные формы (очерк, короткий рассказ, стихи), которые можно было раздробить в лозунги и плакаты, необходимы были боевые фельетоны. В театре наиболее предпочтительным жанром была сценическая миниатюра. Большое внимание уделялось созданию юмористических произведений, таких как частушки и анекдоты.

Похожие диссертации на Механизмы формирования патриотического сознания населения в годы Великой Отечественной войны : На материалах Москвы и Московской области