Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 1945-1956 гг. Пономарева Елена Юрьевна

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 1945-1956 гг.
<
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 1945-1956 гг. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 1945-1956 гг. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 1945-1956 гг. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 1945-1956 гг. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 1945-1956 гг. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 1945-1956 гг. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 1945-1956 гг. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 1945-1956 гг. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 1945-1956 гг. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 1945-1956 гг. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 1945-1956 гг. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 1945-1956 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пономарева Елена Юрьевна. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 1945-1956 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Пономарева Елена Юрьевна; [Место защиты: Институт истории АН Татарстана].- Казань, 2010.- 250 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. МУЗЫКАЛЬНО - КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ 1945-1956 гг. 25

1.1. Организационно-правовая основа деятельности музыкальных учреж- 25 дений

1.2. Состояние музыкально-культурной системы в середине 40-х-50-х гг. 39

1.3. Специфика жанровой структуры музыкального искусства в середине 51 40-х-50-х гг.

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ В ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ 65

2.1. Работа музыкальных учебных заведений Среднего Поволжья 65

2.2. Деятельность музыкально-театральных и концертных коллективов 93 региона

2.3. Самодеятельное музыкальное творчество 135

2.4. Пропаганда музыкальной культуры местными средствами массовой 165 информации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 181

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 184

ПРИЛОЖЕНИЕ 217

Введение к работе

Актуальность темы. Музыкальная культура как междисциплинарный феномен находится на пересечении исследовательских интересов сразу целого ряда гуманитарных и специальных научных дисциплин, что, несомненно, способствует постановке новых перспективных задач и получению нового знания. Особенность исторического ракурса заключается в изучении музыкальной культуры того или иного периода не только в плоскости развития музыкального искусства, его жанрового и стилевого разнообразия, но, прежде всего, в контексте социокультурного развития страны. Данный подход позволяет отойти от описательности в изложении и осмыслении музыкальных явлений, установить периодизацию и основные тенденции развития музыкальной культуры, показать влияние властных структур на состояние музыкального искусства, образования, выявить инфраструктуру музыкальной жизни, охарактеризовать деятельность различных музыкальных учреждений и отдельных музыкантов. Таким образом, появляется возможность объективного рассмотрения одной из наиболее сложных и специфических сторон духовной жизни общества. Это имеет особое значение при анализе недостаточно изученной советской музыкальной культуры послевоенного десятилетия. К настоящему времени в отечественной исторической науке и современном музыковедении не существует общепринятой концепции музыкальной культуры 1940-1950-х гг., что делает актуальным обращение автора к данной теме. Одним из важных шагов в этом направлении является детальное исследование проблемы на региональном уровне, так как объективное и полное представление о развитии отечественного музыкального искусства рассматриваемого периода невозможно без изучения провинциальной музыкальной жизни.

Сочетание общероссийского и регионального измерений позволяет преодолеть разрозненность и фрагментарность наших знаний о музыкальном культурном достоянии России в целом и Среднего Поволжья, в частности, избежать определенных стереотипов, связанных с характеристикой воздействия партийно-государственной политики второй половины 1940-1950-х гг. на состояние музыкального искусства, выявить место и роль музыки в жизни провинциального общества после окончания Великой Отечественной войны, подчеркнуть своеобразие региональной музыкальной культуры.

Таким образом, актуальность исторического исследования музыкальной культуры Среднего Поволжья послевоенного периода обусловлена научными и практическими задачами. Изучение региональных особенностей музыкальной жизни в связи общественно-политическим и культурным развитием советского общества дает возможность составить более целостное и объективное представление о музыкально-культурной системе края, основных направлениях профессионального музыкального искусства, образования, состоянии художественной самодеятельности, массового хорового пения, формах и методах распространения музыкального знания. Все вместе взятое позволяет определить роль музыкальной культуры в решении важнейших социально-экономических и культурных задач в послевоенное время, выявить как позитивные, так и негативные аспекты осуществлявшейся музыкальной политики и практики, а также мало известные имена музыкальных деятелей, причастных к профессионально-концертной, образовательной, композиторской и самодеятельной сфере музыкальной культуры Среднего Поволжья 1940-1950-х гг.

Объект исследования — отечественная музыкальная культура.

Предметом исследования являются нормативно-правовые основы функционирования музыкальной культуры; деятельность региональных музыкальных учреждений, учебных заведений, работников искусства Среднего Поволжья; социально значимые музыкальные события.

Хронологические рамки исследования охватывают 1945-1956 гг. В первое послевоенное десятилетие в нашей стране было продолжено культурное строительство, прерванное Великой Отечественной войной. Данный период отличается известной противоречивостью, выразившейся в изменении идеологических основ советского государства, что нашло отражение в ряде мероприятий по усилению идеологического контроля над свободой творчества в сфере искусства, в том числе и музыке. Местные органы власти оказались в сложном положении. С одной стороны, они были вынуждены выполнять партийные директивы, связанные с борьбой с «формализмом», влиянием «буржуазного» музыкального искусства, за доминирование «советского репертуара», что неизбежно негативно сказывалось на качестве музыкальных мероприятий и их посещаемости. А с другой стороны - стремились решить насущные проблемы развития музыкального искусства в крае, укрепляя его материальную базу, организуя подготовку профессиональных кадров, поддерживая создание различных музыкальных коллективов. Две указанные противоречивые тенденции определяли основное содержание развития музыкальной культуры в рассматриваемый период.

Территориальные рамки работы включают три области Среднего Поволжья: Куйбышевскую, Ульяновскую и Пензенскую. В 1943 г. Ульяновская область, входившая в состав Куйбышевской, получила статус самостоятельной территориально-административной единицы. Данный регион в силу конкретно-исторических обстоятельств, значительного экономического и культурного потенциала, а также определенного стратегического и географического положения внес значительный вклад в послевоенное восстановление страны. В центре изучения находилась музыкальная культура областных центров (Куйбышев, Ульяновск, Пенза) и малых провинциальных городов (Чапаевск, Мелекесс и др.), а также некоторых сельских поселений, в той или иной мере принимавших участие в создании музыкально-культурного прог странства региона в послевоенный период.

Степень изученности проблемы. Все имеющиеся исследования по истории отечественной музыкальной культуры рассматриваемого времени можно разделить на два крупных периода: первый — с окончания Великой Отечественной войны до конца 1980-х гг., второй начался на рубеже 1980-х— 1990-х гг. В рамках советского периода определены два взаимосвязанных этапа на основе таких критериев, как концептуальное осмысление проблемы, создание обобщающих, специальных и диссертационных трудов, направления исследовательских интересов.

Литературу второй половины 1940-x-l950-х гг. можно подразделить на две основные группы. Первая, направленная на оказание практической помощи кружкам музыкальной самодеятельности, городским и сельским клубным музыкальным коллективам, имеет методический и научно-популярный характер1. Вторая группа работ кратко освещает развитие музыкального искусства в отдельных регионах, включает сведения о деятельности творческих коллективов, музыкальных учебных заведений, теат-ров, филармоний, списки произведений музыкантов того времени . В центре внимания авторов находились хоровое искусство, художественная самодеятельность, творчество отдельных национальных композиторов. На характер и содержание работ, как неоднократно отмечалось исследователями, оказал период «пересмотра, нового осмысления музыкального творчества», вызванного постановлением ЦК ВКП (б) от 10 февраля 1948 г. «Об опере «Великая дружба» В.И. Мурадели, которое обозначило новый виток государственной регламентации музыкальной науки и профессионального искусства3.

В это время появляются первые обобщающие труды по теме, в которых предпринимаются попытки обозначить своеобразие музыкальной жизни послевоенного периода, а также сравнить уровень развития музыкальных культур отдельных областей и автономных республик РСФСР4.

В целом исследование общероссийской и региональной музыкальной культуры второй половины 1940-х-1950-х гг. сдерживали недоступность источниковой базы, излишняя идеологизация музыкальных событий и явлений.

Новый этап в осмыслении темы начинается в конце 50-х гг. Процессы десталинизации в культурной сфере нашли отражение, в частности, в известном Постановлении ЦК партии от 28 мая 1958 года, согласно которому были реабилитированы несправедливо обвиненные во второй половине 40-х гг. деятели искусства. Некоторые позитивные явления в политической, социальной и культурной жизни советского общества, а также открывшиеся более широкие возможности доступа к архивным источникам активизировали исследование проблем музыкальной культуры. В основе методологии практически всех работ лежали ленинская концепция советской культуры, тезисы о необходимости руководства искусством, исходя из решений КПСС, о поступательном развитии и взаимообогащении национальных культур на основе их идейной общности5. Но, несмотря на ограниченность подобного подхода, исследователи конца 50-х-80-х гг. сумели заложить научные основы изучения музыкальной культуры страны и ее отдельных регионов: ввели в научный оборот значительную источниковую базу, расширили исследовательскую проблематику, включив в нее вопросы развития некоторых музыкальных жанров, истории музыкальных учреждений, профессионального искусства, подготовки кадров, самодеятельного музыкального творчества и фольклора. В монографическом плане изучалась деятельность «столичных» и местных композиторов. Важно подчеркнуть, что именно на данном этапе историографии исследователями была осознана сложная научная проблема -необходимость сближения двух основных методологических ракурсов -искусствоведческого и исторического, что могло бы препятствовать унификации в области анализа музыкальных процессов XX столетия и выйти за рамки чисто музыковедческого подхода6.

В 1960-х-1980-х гг. выходят капитальные коллективные труды по теме, подготовленные специалистами Института истории искусств . Их ценность в том, что музыкальная культура послевоенного времени включена в широкий исторический контекст, впервые давались сводные материалы по истории развития основных музыкальных направлений, стилей, жанров, театральных, филармонических и других творческих учреждений, композиторских школ, самодеятельного искусства.

Наибольшее количество работ по теме составляют региональные исследования по истории музыкального искусства послевоенных лет . В них выявлен и обобщен богатый документальный материал по теме, воссоздана своеобразная музыкальная летопись отдельных областей, краев, автономных республик РСФСР. Недостатками ряда публикаций являлись однообразная и схематичная трактовка роли центральных и местных властных структур в руководстве музыкальной культурой, недостаточное освещение вопросов подготовки и повышения квалификации музыкальных кадров, однозначно позитивные оценки достигнутых результатов в музыкальной сфере. 

Материалы региональных исследований дополнили публикации биобиблиографического характера, посвященные творчеству местных композиторов , содержащие сведения не только о жизненном и творческом пути музыкантов, списки их произведений, оперных постановках, балетных спектаклей и т.д., но и ценную информацию о взаимовлиянии различных музыкальных национальных школ. Новые данные о музыкально-культурном пространстве российских регионов послевоенного периода содержались в первых монографиях, посвященных истории музыкальной культуры горо-дов10.

Историография музыкальной культуры Среднего Поволжья послевоенного периода и в 1960-1980-х гг. развивается медленно. В ее активе - традиционные сборники о состоянии художественной самодеятельности в крае , работы искусствоведческого и краеведческого характера, в которых затрагивались некоторые аспекты послевоенной музыкальной жизни12.

К концу XX века наиболее актуальными задачами изучения проблемы стали вопросы методологии, расширения источниковой базы, необходимость создания научных трудов междисциплинарного характера, в том числе монографий и диссертаций по истории советской музыкальной культуры. В настоящее время в Российской Федерации существует несколько крупных научных центров, которые занимаются музыковедческой проблематикой советского общества, в том числе и интересующих нас лет: Государственный институт искусствознания в Москве, музыкальный отдел Института истории искусств в Санкт-Петербурге, Новосибирская им. М.И. Глинки и Магнитогорская государственные консерватории и другие. В них сложились традиции изучения советской музыкальной культуры в контексте сложных политических, социально-экономических, общекультурных, идеологических процессов, происходивших в нашей стране, издаются капитальные обобщающие труды, документальные сборники и защищаются докторские и кандидатские диссертации.

По сравнению с предыдущими периодами историографии рубеж XX-XXI столетий отличается количественным ростом и качественным разнообразием представленных сюжетов. В их числе - государственная политика в области музыкальной культуры13; подготовка кадров в музыкальных школах, училищах и консерваториях14; региональная музыкальная культура15; творчество композиторов ; музыкальная интеграция различных национальных культур17; музыкально-культурное пространство провинциальных российских городов18 и другие. Изучая музыкальную культуру второй половины 1940-1950-х гг., авторы впервые критически рассмотрели вопросы партийно-государственного руководства в данной сфере, восстановления репертуара музыкальных театров после войны, исследования форм, методов и специфики подготовки кадров в период возрождения мирной жизни (деятельность музыкальных учебных заведений, численность, научно-педагогический состав, профессиональный уровень), музыкального искусства (опера, театр, филармоническая деятельность, профессиональные и любительские музыкальные коллективы), приобщения самых широких слоев населения к музыкальной культуре. Характерная черта современной историографии - анализ основных параметров советской музыкальной культуры в диахронном и синхронном аспектах. Первый способствует выявлению наиболее важных тенденций исторического развития тех или иных музыкальных явлений, второй - разносторонности их функционирования в области исполнительства, творчества композиторов, музыкальном образовании, повседневной культурной жизни и т.д.19

В постсоветский период истории авторы акцентировали внимание на изучении негативных сторон развития музыкальной жизни, противоречий в политике центральных и местных органов государственной власти по отношению к музыкальным учреждениям и музыкантам, введении в научный оборот десятков неизвестных имен музыкантов, выявлении тенденций развития музыкальной культуры страны в целом и отдельных регионов в рассматриваемое время. Одной из наиболее сложных проблем является определение степени влияния музыкального искусства на общую культуру советского общества послевоенных лет. В связи с этим была предпринята попытка комплексного анализа объективных и субъективных факторов, воздействовавших на состояние музыкальной сферы в 1946-1956 гг." Сюжеты, касающиеся развития массовых музыкальных жанров, вокально-инструментальной музыки, симфонического творчества, музыки театра и кино, музыкальной самодеятельности в послевоенное десятилетие рассматривались на конференциях различного уровня . Материалы конференций содержат ценную информацию о современных направлениях в изучении темы, научных центрах, дискуссионных вопросах, например, терминологического характера. В начале 2000-х гг. интересные статьи по проблеме развития музыкальной культуры в условиях восстановительного периода публиковались на страницах ежеквартального альманаха «Музыкальная академия»22.

Заслуживает внимания комплекс диссертационных работ по истории советской музыкальной культуры (искусствоведческие , педагогические , культурологические"5 и исторические26). Анализ диссертаций свидетельствует о том, что трансформации, происходившие с советской культурой в целом и музыкальной культурой, в частности, после окончания Великой Отечественной войны рассматривались авторами на основе критического анализа нормативно-правовых документов, партийных директив, статистических данных, методических рекомендаций, материалов центральной и местной периодической печати, источников личного происхождения. Широко использовались документы федеральных и местных архивов, многие из которых впервые вводились в научный оборот. Комплексное использование перечисленных видов источников позволило выйти на новый уровень изучения музыковедческой проблематики послевоенного периода. Различные методологические подходы, используемые в педагогических, искусствоведческих, культурологических диссертациях оказали положительное воздействие на аналогичные исторические работы. Наблюдается сближение методологического и терминологического инструментария, одним из последствий которого является постановка задачи системного анализа музыкальной культуры, позволяющего представить ее как структурно-функциональную систему, с определением ее компонентов и их взаимосвязи, исторически изменяющееся явление, эволюционирующее под воздействием общественного развития, социальных отношений, национальной специфики, морально-эстетических идеалов, состояния музыкальной педагогики и т.д.27

В 1990-2000-е гг. складываются предпосылки для научного изучения музыкальной культуры Среднего Поволжья послевоенных лет. Следует отметить работы музыковедов И.В. Большаковой, Е.Г. Сковиковой, В.Н. Бацун и некоторых других , сумевших собрать и обобщить разрозненные сведения о процессах развития музыкальной жизни нашего края в XIX-XX вв. Особое значение имеют исследования О.В. Тузовой , которые положили начало историко-культурологическому анализу музыкальной системы Среднего Поволжья и ее основных подсистем в годы Великой Отечественной войны. В целом количество работ, посвященных музыкальной культуре Куйбышевской, Ульяновской и Пензенской областей второй половины 1940-1950-х гг., незначительно и охватывает сравнительно узкий круг рассматриваемых сюжетов30. Наиболее исследована деятельность некоторых музыкальных учреждений Куйбышевской и Ульяновской областей31. Е.М. Цветовой на основе многолетних архивных изысканий удалось воссоздать историю сложных, неоднозначных творческих поисков в области музыкального искусства после окончания войны. И.А. Каторгиной принадлежит первый капитальный труд по истории музыкальной культуры Ульяновска. Основательно рассмотрены такие вопросы, как тема «мира и труда» в искусстве послевоенных лет, деятельность филармонии, хора русской песни, музыкальное образование и самодеятельное творчество. Однако в книге отсутствуют причинно-следственные связи между теми или иными музыкальными событиями, не выявлено своеобразие развития музыкальной культуры края изучаемого периода.

Таким образом, к настоящему времени изучение литературы общероссийского и регионального характера по теме позволяет утверждать, что музыкальная культура послевоенного времени представляет собой недостаточно исследованное явление. Несмотря на существенные количественные и качественные изменения в историографии и, прежде всего, появление перспективных направлений, связанных с музыкальной областью познания, целостного представления о развитии различных аспектов музыкальной сферы во второй половине 1940-1950-х гг. у исследователей не сложилось. Отсутствуют специальные монографические и диссертационные труды, посвященные данной проблематике на материалах большинства российских регионов, в том числе и Среднего Поволжья, что подтверждает актуальность изучения музыкальной культуры указанного периода для отечественной исторической науки.  

Организационно-правовая основа деятельности музыкальных учреж- 25 дений

Рассматривая общее состояние культуры советского общества послевоенного времени, следует отметить, что процессы реформирования страны внесли в сферу духовной жизни как позитивные, так и негативные моменты. После завершения Второй мировой войны в сентябре 1945 года было отменено чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. В марте 1946 года Совет Народных Комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров. Одновременно увеличилось число министерств и ведомств, росла численность их аппарата. В это же время прошли выборы в местные советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР, в результате чего обновился депутатский корпус, не менявшийся в годы войны. К началу 50-х гг. усилилась коллегиальность в деятельности Советов в результате более частого созыва их сессий, увеличения числа постоянных комиссий. Однако вся полнота власти по-прежнему оставалась в руках партийного руководства.

В 1949 г. прошли съезды профсоюзов и комсомола (также не созывавшиеся 17 и 13 лет соответственно). Им предшествовали отчетно-выборные партийные, профсоюзные и комсомольские собрания, на которых обновилось руководство этих организаций. Однако, несмотря на внешне позитивные, демократические изменения, в стране ужесточался политический режим, нарастала новая волна репрессий. После тринадцатилетнего перерыва в октябре 1952 г. состоялся XIX съезд ВКП (б), принявший решение о переименовании партии в КПСС.

Война пробудила в интеллигенции надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Деятели культуры рассчитывали, что наметившаяся в годы войны тенденция к относительному смягчению контроля над интеллектуальной жизнью общества получит развитие. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. С лета 1946 г. власти развернули широкую кампанию против «западного влияния» на развитие отечественной культуры. По существу речь шла о наступлении на свободомыслие и любое проявление творческой самостоятельности интеллигенции, о возвращении безраздельного партийно-политического контроля. Данная кампания проводилась под предлогом всемерной поддержки деятелей культуры, принципиальной критики отрицательных явлений в литературе и искусстве. В центральной печати этого времени подчеркивалось, что партия, «всегда решительно высказывается за серьезное творческое соревнование, против попыток администрирования в литературе и искусстве»41.

В августе 1946 г. стал выходить новый журнал «Партийная жизнь», одной из задач которого являлся контроль над развитием культуры, которая, по мнению партийных чиновников, «страдала идеологической вялостью, появлением новых идей и иностранных влияний, подрывающих дух коммунизма». Поход против «западничества» возглавил член Политбюро и секретарь ЦК ВКП (б), отвечавший за идеологию, А.А. Жданов. «Железный занавес» был окончательно восстановлен в ходе развернувшейся в конце 1948 г. новой идеологической кампании — кампании по борьбе с «космополитизмом» . Страна вновь оказалась не только в идеологической, но и в культурной изоляции от остального мира.

В нелегком положении оказался после окончания войны театр. В августе 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) «О репертуаре драмати См.: КПСС во главе культурной революции в СССР / ред. С.А. Андронов и др. М.,1972 С. 226-227.

«Борьба с космополитизмом» — кампания, проводившаяся в СССР в 1947—1953. Провозглашала целью создание культуры «национальной по форме, социалистической по содержанию», обязательность советского и, несколько менее, русского патриотизма (патриотизм при этом зачастую понимался как «подлинный интернационализм»), борьбу с низкопоклонством перед Западом. В ряде случаев приобретала антисемитские черты, хотя к антисемитизму не сводилась. ческих театров и мерах по его улучшению»43. Состояние репертуара оценивалось в нем как неудовлетворительное. В постановлении говорилось: «Комитет по делам искусств ведет неправильную линию, внедряя в репертуар театров пьесы буржуазных зарубежных драматургов... Постановка театрами пьес буржуазных зарубежных авторов явилась, по существу, предоставлением советской сцены для пропаганды реакционной буржуазной идеологии и морали, попыткой отравить сознание советских людей мировоззрением, враждебным советскому обществу, оживить пережитки капитализма в сознании и быту»44.

Работа музыкальных учебных заведений Среднего Поволжья

Существовавшая в крае (как и в стране в целом) система музыкальных учебных заведений сложилась еще в довоенный период. Во второй половине 1940-х - середине 1950-х гг. она включала музыкальные училища, детские музыкальные школы (ДМШ), оперно-балетные студии, музыкальные кружки. Высших учебных заведений в изучаемом регионе не было.

К концу войны на территории Куйбышевской, Ульяновской и Пензен ; ской областей работали два музыкальных училища (Куйбышевское и Пен зенское), шесть детских музыкальных школ (№ 1 и 2 в Куйбышеве, Пензе, Ульяновске, Мелекессе, Кузнецке) и четыре студии (эстрадного искусства і при Куйбышевской и Ульяновской филармониях и оперно-балетные - при

Пензенском оперном театре и Куйбышевском театре оперы, балета и музко-медии). ДМШ в течение семи лет обучения давали общее музыкальное образование и готовили учащихся для поступления в музыкальные училища. Музыкальные училища в свою очередь готовили исполнителей на различных инструментах, педагогов и абитуриентов для музыкальных высших учебных заведений, включая консерватории образом, количество музыкальных образовательных учреждений в течение послевоенного десятилетия увеличилось почти в два раза.

Из-за отсутствия музыкального училища (до 1958 г.) у талантливых педагогов ДМШ г. Ульяновска - Г.И. Шадриной и Л.Ф. Идзон-Колтуновой по программе музыкального училища занимались способные ребята, желавшие продолжить своё образование155.

20 июля 1946 г. Куйбышевский ГОДИ издал приказ № 48 (См.: приложение 5), согласно которому директор детской музыкальной школы № 1 З.И. Маевская должна была организовать музыкальную школу при заводе им. Масленникова (как филиал ДМШ №1) с количеством учащихся в 80 человек, а на директора местного музыкального училища возлагалась обязанность обеспечить ее преподавателями из числа педагогов, получивших образование по классу фортепиано и скрипки156. Однако, материалы годового отчета свидетельствуют, что эта задача не была выполнена. В связи с этим количество обучающихся в ДМШ г. Куйбышева на начало учебного года составляло 764 человека, что было меньше плана на 14 %, а выпускников - 29 человек, что меньше плана на 74 %157.

К 1948-1949 уч. году появились музыкальные школы в Кировском и Сталинском районах Куйбышевской области158. В ДМШ Сталинского района занимались 80 детей по классу фортепиано, скрипки, аккордеона . Но тяга детей к музыке после окончания войны была так велика, что новые музыкальные школы лишь в малой степени удовлетворяли потребность подрастающего поколения в музыкальном образовании.

В целях подготовки новых молодых исполнителей Управление по делам искусств при СНК РСФСР делало многое для расширения сети музыкально-образовательных учреждений. Так, в мае 1945 г. при Куйбышевской филармонии была создана студия эстрадного искусства. К этому времени в крае продолжали работать четыре студии: эстрадного искусства (при Куйбышевской и Ульяновской филармониях) и оперно-балетные при Пензенском оперном театре и Куйбышевском театре оперы, балета и музкомедии. В 1947 г. в Куйбышевском театре оперы и балета студию по классу вокала окончили 9 человек, по хореографии - 22 человека. Все они были зачислены в штат театра160. В 1948 г. балетную студию в театре посещали 60 человек . В г. Пензе с 1944 г. в ДМШ Южного района работала уникальная музыкальная студия для слепых162.

Деятельность музыкально-театральных и концертных коллективов 93 региона

После окончания Великой Отечественной войны в Среднем Поволжье работали пять музыкально-театральных учреждений. Среди них: Куйбышевская государственная филармония, Куйбышевский государственный театр1 оперы и балета (вместимость 1186 мест)273, Пензенский театр оперы и балета, Ульяновская областная филармония, Пензенская концертно-эстрадная бригада (далее КЭБ). В 1949 г. КЭБ передали здание клуба им. Первого мая с музкомедии , так как считалось, что новый коллектив требовал меньшего количества материальных затрат и артистов276. В 1952 г. МКС региона пополнилась коллективом Волжского народного хора (Куйбышев) .

Театр и филармония представляют собой сложные художественные учреждения, в задачи которых входят, с одной стороны, музыкально-акустическое воздействие, с другой - зрительное. Жизнедеятельность театра обусловлена рядом составляющих: исполнители-вокалисты и музыканты, а также обслуживающий персонал поделочного, мебельно-реквизиторского, гримерно-парикмахерского, декораторского, хозяйственно-технического цехов . В филармонии были иные подразделения, включавшие отдельные концертные единицы (бригады, ансамбли, оркестры и т. д.). В состав коллектива Волжского народного хора входили: хоровая и танцевальная труппы, оркестр народных инструментов, а также специалисты по отдельным музыкальным инструментам - саратовской гармошке, рожку, балалайке и многим другим279.

Серьезной проблемой музыкальных коллективов первых послевоенных лет являлось пополнение художественно-руководящего и исполнительского штата квалифицированными специалистами. Особенно остро данный вопрос стоял в Ульяновской области, т.к. отсутствовала собственная база для подготовки профессиональных музыкантов280. В 1949 г. творческий состав музыкального лектория Ульяновской областной филармонии усилился выпускниками государственных консерваторий и музыкальных училищ, имевших солидные традиции. Среди них: пианистка З.С. Коган (Московская консерватория), скрипач В.А. Матва (Харьковская консерватория), вокалисты Д.М. Павловская (Харьковская консерватория), Р.К. Вебер и В.И. Вржесинскии (Саратовская консерватория), А.Н. Пастушкова (Воронежское музыкальное училище), Г.П. Максимова (Свердловское музыкальное училище) .

В 1953 г. Главное управление по делам искусств направило в Ульяновскую государственную филармонию специалистов с хорошим музыкальным образованием: художественным руководителем - М.Г. Фролова, хормейстером П.Д. Осипову, артисткой лектория - В.М. Будрину - выпускников Уральской государственной консерватории, артистами лектория - А.Ф. Толгаева -выпускника Саратовской государственной консерватории и И.М. Маринкина - выпускника Сталинградского музыкального училища, солистами хора -A.M. Сысоеву - выпускницу Ростовского музыкального училища, Н.П. Протопопову и И.Н. Локтеву - выпускниц Свердловского музыкального училища .

После окончания Великой Отечественной войны коллектив Куйбы-шевского театра оперы и балета состоял из 336 человек (См.: приложение 13), однако годовой отчёт, подписанный директором О.А. Гантманом за 1949 г. свидетельствует о том, что творческий состав театра на протяжении длительного периода был не укомплектован, поэтому оперный репертуар носил ограниченный характер . Вместо того, чтобы принять действенные меры по укреплению штатов, дирекция театра практиковала приглашения внештат-ных режиссеров-постановщиков, выплачивая им крупные суммы .

Похожие диссертации на МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 1945-1956 гг.