Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Научная и творческая интеллигенция Таджикистана в годы Великой Отечественной войны : 1941-1945 гг. Одинаев, Алиджон

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Одинаев, Алиджон. Научная и творческая интеллигенция Таджикистана в годы Великой Отечественной войны : 1941-1945 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Одинаев Алиджон; [Место защиты: Ин-т истории, археологии и этнографии им. Ахмади Дониша АН Респ. Таджикистан].- Худжанд, 2013.- 166 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-7/404

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Деятельность интеллигенции по удовлетворению нужд фронта и решению народнохозяйственных задач - 14-78

1.1. Деятельность научной интеллигенции в годы Великой Отечественной войны 19-46

1.2. Народное образование и подготовка кадров в годы войны 40-56

1.3. Деятельность работников печати и радио в условиях военного времени 56-78

Глава 2. Художественная интеллигенция Таджикистана в годы Великой Отечественной войны 79

2.1. Творческая деятельность писателей в условиях военного времени 79-95

2.2. Вклад театральных деятелей Таджикистана в развитие искусства в военные годы 96-117

2.3. Деятельность эвакуированной творческой интеллигенции в Таджикистане в годы войны 117-124

Глава 3. Подвиг представителей интеллигенции Таджикистана на фронтах войны 125-152

Заключение 153-160

Список сокращений 161

Список использованной литературы 162

Введение к работе

Актуальность темы. Каждая историческая эпоха оставляет глубокий след в судьбах наций и народов, оказывая влияние на ход их становления и развития. История даёт нам возможность увидеть и в отдельности, и в едином историческом ряду каждый этап развития нации, её взлёты и падения, вклад поколений в материальную и духовную сокровищницу. Только через познание исторического прошлого, через национальное самосознание можно определить будущее новых поколений.

Чем дальше от нас по времени тот исторический день, когда над рейхстагом взвился красный флаг, водруженный воинами–победителями, тем величественнее и зримее становится героический подвиг советского народа в борьбе с гитлеровским фашизмом. Великая Отечественная война явилась суровой проверкой прочности общественного и государственного строя Союза ССР. Это было невиданное по своему масштабу и социальным последствиям столкновение двух противоположных систем - социализма и капитализма. Подлинно народной, мужественной и справедливой войной ответили советские люди на захватнический фашистский натиск, отстояли честь, свободу и независимость своей Отчизны.

С первых дней войны вся идейно-политическая и культурно- просветительная работа перестраивалась в соответствии с требованиями военного времени. 17 июля 1941 года газета «Правда» поместила статью «Агитацию - на службу Отечественной войне», в которой подчеркивалось, что партийно-политическая, массово-разъяснительная, культурно- воспитательная, агитационно-пропагандистская работа должна быть подчинена интересам фронта.

Вместе со всеми народами нашей страны поднялся на священную борьбу за честь, свободу и независимость своего социалистического Отечества и свободолюбивый народ Таджикистана.

Более 200 тыс. таджикистанцев с оружием в руках сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Воины–таджики защищали Москву и Сталинград, участвовали в битве под Курском и в освобождении Украины, Белоруссии, Прибалтики, добивали врага в Берлине.

Актуальность исследования предопределяется следующим: во первых, изучением деятельности работников культурного фронта - учителей, писателей, врачей, научных работников, деятелей печати кино, искусства в годы Великой Отечественной войны; во вторых, исследование поможет лучше определить деятельность научно-творческой интеллигенции Таджикистана в годы войны и ее вклад в дело победу над фашизмом; в-третьих, недостаточная освещенность проблемы как в таджикской, так и в мировой литературе определила научный интерес автора к её исследованию.

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, выступая на торжественном собрании в честь 60-летия годовщины Победы над фашизмом, отметил: «В силу исторических обстоятельств таджикский народ тоже прошел трагические испытания и проверку Великой Отечественной войной. Поэтому День Победы является славной страницей истории и неповторимым примером подвига наших отцов и старших братьев в самой кровавой войне прошлого века. Сегодня, спустя шестьдесят лет, нашими сердцами и нашей памятью более глубоко осознаются масштабы величия и ценности неповторимого подвига, являясь для нас поучительным примером. В этом подвиге воплощаются исключительная смелость и необыкновенное мужество народа. Вместе с тем, война оставила после себя сотни тысяч убитых и раненых, лишения и горечь утрат. До сих пор не забыты нашим народом те трудные и страшные дни, месяцы и годы и, конечно, в нашей памяти, уважаемые ветераны, они останутся навсегда.»

С началом Великой отечественной войны весь комплекс носителей духовной культуры республики: культурно - просветительные учреждения, народное образование, печать, издательство, радио, кино, художественная литература, искусство и наука – перестроил свою работу в соответствии с требованиями военного времени.

Они внесли заметный вклад в победу над фашизмом. Боевой и трудовой подвиг научно- творческой интеллигенции Таджикистана в период Великой отечественной войны заслуженно привлекал внимание историков и ныне является предметом их пристального и всестороннего изучения.

Актуальность проблемы связана ещё и с тем, что как в научной, так и в исторической литературе вклад интеллигенции Таджикистана в годы Великой Отечественной войны освещен недостаточно.

При разработке темы исследования автор диссертации исходил из актуальности привлекшей его внимание проблемы и руководствовался, кроме изложенных фактов, следующими мотивами и соображениями: во-первых, нам представляется, что существует острая потребность в анализе деятельности научно - творческой интеллигенции Таджикистана в годы войны с точки зрения объективной оценки.

Во вторых, следует дать объективную оценку перестройки работы научно - творческой интеллигенции в годы Великой Отечественной войны и осветить героический подвиг её представителей на фронтах войны.

Таким образом, актуальность проблемы обусловлена потребностями общественно - политического развития современного общества, а также необходимостью обогащения научных знаний в области истории общественно -политических организаций и движений.

Степень изученности проблемы. Историческое прошлое всегда нуждается в самом тщательном осмыслении. Историческое беспамятство неизбежно обрекает народ на повторение ошибок, причем ошибок старых, уже, казалось бы, осмысленных, разложенных в своих ипостасях по полочкам.

Несомненно, историография Таджикистана, освещавшая историю деятельности интеллигенции республики периода Великой Отечественной войны, богата разнообразием монографических изданий, научных сборников, исследовательских трудов. Существующую научную литературу и публикации, связанные с темой нашего исследования, можно разделить на три группы:

В первую группу входят коллективные обобщающие труды, в которых отражены вопросы развития науки, подготовки кадров, деятельности театров, средств массовой информации, кино, а также творчество писателей и поэтов военного периода.

Ко второй группе можно отнести отдельные работы, научные и научно-популярные статьи, которые были опубликованы в разные годы в различных сборниках, научных журналах и других периодических изданиях.

Ценные документальные источники и фактические материалы (третья группа) для разработки исследуемой темы извлечены нами из фондов Центрального государственно архива Таджикистана (ЦГА), текущих архивов Академии наук, Министерства народного образования (МНО), архива Центрального комитета Компартии Таджикистана (ЦККП), а также Государственного архива Согдийской области (ГАСО).

Наиболее значительными и обобщающими трудами, посвященными истории научно-творческой интеллигенции Таджикистана, являются издания, представляющие собой фундаментальные труды, в которых использован большой объем архивных материалов, источники и литература, опубликованные в разные периоды.

Вопросы вклада интеллигенции Таджикистана в военные годы рассматриваются в трудах Кабилова А., Усманова Дж., Раджабова З., Обидова И., Нурджанова Н. и Секретова А..

По-особому хочется отметить оригинальную работу «История культурного строительства в Таджикистане (1917-1977гг.)», в которой раскрываются процессы организации культурной жизни республики в годы войны. В книге профессора М.Р.Шукурова «Культурная жизнь Таджикистана в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)» на основе архивных документов показаны основные направления развития культурной жизни Таджикистана в условиях войны. Большую ценность представляет собой труд Сечкиной Л.П. «Трудовой подвиг таджикского народа в годы Великой Отечественной войны». В нем рассматривается деятельность культурно- просветительных учреждений, роль средств массовой информации, литературы, искусства, вклад ученых в дело Победы.

Заслуживает внимания работа Е.С.Шагалова «Наука в Таджикистане в период социалистического строительства». В ней освещается организация научной деятельности в годы войны и подготовка научных кадров в военные годы.

В монографии С.Гулямова «Формирование и развитие таджикской советской интеллигенции» отражён вклад интеллигенции в развитие народного хозяйства.

Книга Л.П.Сечкиной «Доблестные сыны Таджикистана на фронтах Отечественной войны» содержит материалы об участии трудящихся, в том числе интеллигенции Таджикистана, в героических сражениях в годы Великой Отечественной войны.

По отдельным вопросам исследуемой проблемы написан ряд диссертаций.

В кандидатской диссертации Т.Таирова освещается деятельность Компартии по развитию высшей школы в Таджикистане.

В диссертации Ф.Курбанова изучается развитие педагогического образования в годы войны.

В работе Дж.Усманова рассматривается деятельность республиканских, областных газет и радио в годы Великой Отечественной войны.

В докторской диссертации М.Шукурова прослежена деятельность по развитию культурной жизни в период развития социализма. Докторская диссертация С.Гулямова изучает процесс формирования таджикской советской интеллигенции в 1917-1958 гг.

В исследовании С.Абдуллаева рассматриваются вопросы развития высшей школы в Таджикистане.

Но в этих работах суть и значение многих вопросов, связанных с интеллигенцией, остаются вне поля зрения.

Оценивая указанную литературу, хотелось бы отметить, что перечисленные работы неполно освещают сущность и особенности деятельности интеллигенции Таджикистана в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. До настоящего времени не изучены такие проблемы, как подвиг представителей интеллигенции на фронтах войны, а также деятельность эвакуированной творческой интеллигенции в Таджикистане в годы войны.

Краткий обзор материалов и литературы позволяет сделать следующие выводы:

а) в течение десятилетий по вопросу деятельности интеллигенции в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. издан ряд монографических работ, сборники, научные статьи. Следовательно, отдельные направления деятельности интеллигенции достаточно эффективно разработаны. Однако для ряда работ, изданных в республике до 90-х годов ХХ в., характерно чрезмерное преувеличение роли КПСС, идеологизация проблем науки, культуры и литературы, в связи с чем делались недостаточно объективные выводы и заключения.

Краткий историографический обзор показывает, что данная тема в представленной нами разработке и в хронологической рамке относится к числу недостаточно изученных. Исходя из этого, мы поставили перед собой

а) задачу на основе нового подхода и осмысления комплексно изучить и, проанализировать деятельность интеллигенции военного периода.

б) во многих научных публикациях и исследованиях не изучены такие проблемы исследуемого периода, как перестройка деятельности научно-творческой интеллигенции Таджикистана в годы войны;

в) анализ источников и литературы способствовал не только расширению нашего представления о теме исследования в целом, но он также даёт возможность более чётко определить её недостаточно изученные аспекты, выявить пробелы, наметить основные направления и методы нашего исследования.

Хронологические рамки исследования охватывают период 1941-1945 годов, известный как годы Великой Отечественной войны. Этот отрезок времени по обилию политических событий оказался судьбоносным не только для бывшего СССР и всех союзных республик, но и для всех государств мира.

В суровые годы войны научно-творческая интеллигенция Таджикистана принимала активное участие в деле скорейшего разгрома врага.

Организации и учреждения культуры, средства массовой информации, деятели науки, образования, литературы, искусства самоотверженно трудились в республике в суровых условиях военного времени.

Предметом настоящего исследования является изучение деятельности культурно-просветительных учреждений, роли средств массовой информации, литературы и искусства, вклада учёных республики в дело победы над фашистской Германией.

Цель и задачи исследования:

Основная цель работы заключается в конкретно-историческом изучении и обобщении истории деятельности научно-творческой интеллигенции Таджикистана в период Великой Отечественной войны.

Для реализации указанной цели выдвигаются следующие задачи:

- обобщение существующих публикаций по избранной теме исследования и введение в научный оборот новых, не использованных ранее документальных материалов;

- краткий экскурс в историю науки, образования, искусства, здравоохранения Таджикистана в годы Великой Отечественной войны;

- выявление механизма и результатов воздействия властных структур на развитие деятельности научной и творческой интеллигенции Таджикистана;

- всесторонний анализ деятельности интеллигенции по развитию образования и подготовки кадров в военные годы;

- определение роли научной и творческой интеллигенции в Таджикистане в суровые годы войны;

- демонстрация героического подвига представителей научно-творческой интеллигенции на фронтах войны.

Основные положения, выдвигаемые на защиту.

- обоснование закономерности и особенностей деятельности интеллигенции таджикского народа в трудные годы войны;

- в социально-политических условиях советского периода на развитие науки, образования, здравоохранения, печати, радио и кино повлияла идеология и политика государства;

- формы и методы деятельности научно-творческой интеллигенции в период войны;

- деятельность эвакуированной научно-творческой интеллигенции России в Таджикистане;

- героический подвиг представителей интеллигенции Таджикистана на фронтах войны;

- функционирование печати и радио в республике в военные годы;

Роль интеллигенции в тех изменениях, которые происходили в культурной жизни Таджикистана в трудные годы войны

Научная новизна и практическое значение исследования

В исследовании даётся углублённый анализ различных аспектов участия интеллигенции в культурно-политической работе.

В аспекте отечественной истории на защиту выдвигаются следующие научные положения, определяющие новизну исследования:

1) на основе многочисленных источников, большего количества материалов периодической печати в отечественной исторической науке осуществлен комплексный анализ проблемы, выбранной в качестве темы исследования;

2) осуществлена новая постановка известных проблем и задач по комплексному изучению вопросов деятельности научно-творческой интеллигенции в период Великой Отечественной Войны;

3) анализируется состояние деятельности научно-творческой интеллигенции в период войны, исследуются формы и методы подготовки кадров в годы войны.

Теоретико-методологическая основа исследования. В качестве методологической основы исследования использована система методов, в ряде которых ведущими являются исторические методы (сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, методы социально-исторического анализа и др.

Сравнительно-исторический метод позволили соотнести особенности деятельности научной-творческой интеллигенции Таджикистана в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Благодаря проблемно-хронологическому методу был определен диапазон проблематики исследования. Историко-системный метод обеспечил целостный охват деятельности научно-творческой интеллигенции Таджикистана как области социума и системы, обладающей внутренней логикой.

Историко-типологический метод дал возможность упорядочить и систематизировать различные группы творческой интеллигенции.

В работе автор руководствовался научным принципом историзма, историческими событиями в соответствии с конкретно-исторической обстановкой.

Источниковедческая база исследования. В качестве основного материала для диссертации использованы исторические первоисточники.

Ценные документальные источники и фактические материалы для разработки исследуемой темы извлечены нами из фондов Центрального Государственного архива Таджикистана (ЦГА), архива Министерства народного образования республики (MHO), архива ЦК Коммунистической партии Таджикистана и Государственного архива Согдийской области (ГАСО). Диссертант тщательно изучил и использовал в работе материалы республиканской и местной периодической печати.

Немаловажное значение имеют постановления и решения правительства Таджикистана в период Великой Отечественной войны.

Автор диссертации опирался на труды видных учёных и деятелей искусства, литературы.

Наряду с этим, в диссертации использованы сборники документов, материалы республиканского государственного комитета по статистике.

Апробация исследования. Диссертация обсуждена на объединённом заседании кафедр истории таджикского народа и политологии Таджикского Государственного Университета права, бизнеса и политики и рекомендована к защите. Основные положения диссертации изложены в ряде публикаций автора на научно - теоретических конференциях, в брошюре, статьях и других выступлениях в массовой аудитории.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованной литературы и источников.

Деятельность научной интеллигенции в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война явилась суровой проверкой материальных и духовных сил всего советского народа.

В эти трудные годы защита социалистического Отечества стала священным делом для каждого советского человека, в том числе и для творческих работников.

Самоотверженная деятельность таджикских учёных, писателей, учителей, врачей, артистов было направлена на всемерное оказание помощи фронту, на укрепление оборонной мощи советского государства.

С первых дней войны таджикская интеллигенция включилась в общенародную борьбу против фашистских захватчиков.

В годы войны научная деятельность учёных, как академических институтов, так и высших учебных заведений, была направлена на укрепление оборонной мощи, на оказание эффективной помощи Красной Армии. Важнейшей особенностью деятельности высшей школы в годы Великой Отечественной войны являлось органическое сочетание учебной, воспитательной и научной работы с оказанием помощи народному хозяйству.

Научные исследования в условиях военного времени проводились с учётом укрепления связи науки с производством, оказания учёными помощи промышленности и сельскому хозяйству в получении и переработке различных видов сырья, поисков новых залежей полезных ископаемых, имеющих оборонное значение и др.

С началом войны резко возросла потребность в исследованиях, направленных на укрепление обороноспособности нашей страны. Необходимо было перестроить деятельность ТФАН СССР на военный лад.

Уже к 1-му июля 1941г., были намечены главные направления исследований АН СССР и подведомственных научных учреждений:

1) Поиски и конструирование средств обороны, и решение научных проблем, связанных с ними;

2) Научная помощь промышленности в улучшении и освоении военного производства;

3) Мобилизация сырьевых ресурсов страны, замена дефицитных материалов местным сырьем».

Председатель ТФАН СССР Е. Н. Павловский отмечал, что научные учреждения Таджикистана в июле 1941г. начали осуществлять перестройку своей деятельности. «Призывы по радио 3 июля 1941г., - писал он, - о перестройке всей нашей работы на военный лад нашли живой отклик в институтах и научных учреждениях филиала... Отдельные научные темы, которые в данный момент не имеют актуального значения, были сокращены или закон, сервированы, и все внимание было направлено на усиление тематики, имеющей непосредственное оборонное и народнохозяйственное значение».

В названном выше постановлений Совнаркома Таджикской ССР «О перестройке работы Таджикского филиала Академии наук СССР» было предусмотрено сосредоточение основных сил и средств ТФЛН на тематике оборонного значения. Совнарком принял к сведению заявление зам. председателя президиума ТФАН СССР т. Быковского, сообщившего, что «коллектив филиала перестраивает свою работу в сторону осуществления мероприятий, необходимых для обороны страны».

Условия военного времени сделали более напряжёнными и интенсивными работу преподавателей вузов республики и учёбу студентов. Сокращались сроки обучения, пересматривались программы, сроки выполнения научных исследований в вузах и научных учреждениях сжимались до минимума. Война ускоряла проверку науки практикой применения полученных результатов в народном хозяйстве. «Война,— как отмечал президент АН СССР В. Л. Комаров,- не даёт времени сначала разрабатывать вопрос, а потом заняться внедрением. Сейчас это надо делать одновременно.»

К концу 1941г. определились основные направления исследований научных учреждений и вузов республики с учётом требований военного времени.

Институт геологии вёл поиски месторождений редких металлов, топлива, соли и изыскивал возможности их разработки и эксплуатации . Институт ботаники усилил внимание к поискам новых видов растительного сырья. Институт зоологии и паразитологии приступил к изучению вредителей сахарной свеклы, посевы которой в Таджикистане намечалось довести до 10 тыс. га, и других вредителей культурных растений. Вахшская почвенно-мелиоративная станция изучала вопросы использования местных ресурсов удобрений.

Организация научных исследований по актуальной для военного времени тематике способствовала более эффективному использованию научных возможностей ТФАН в оказании помощи народному хозяйству республики в увеличении запасов важных сырьевых ресурсов. Этому также содействовали новые принципы планирования научных исследований, сложившиеся в годы войны. Начиная с сентября 1941г., тематические планы научных исследований утверждались Совнаркомом республики. Ежегодные отчёты о выполнении планов также рассматривались в Совнаркоме Таджикской ССР.

Тематический план научных исследований ТФАН СССР включал работы прикладного и теоретического характера. В разработке отдельных вопросов принимали участие научные работники различных институтов и ведомств, большое внимание уделялось внедрению законченных работ в производство.

В 1944г. предусматривалось вести разработку узловых вопросов животноводства, в частности, создания новых пород, повышения продуктивности животных, изучать вопросы сельскохозяйственного освоения новых земель, исследовать химическую природу богатств недр Таджикистана в целях их использования для сельского хозяйства и промышленности. Изучались флора и фауна республики, её природные ресурсы, велись исследования в области, гидрогеологии, сейсмичности и др. Научная тематика ТФАН в годы войны была полностью подчинена интересам укрепления обороноспособности страны, запросам народного хозяйства республики. Это явилось важным фактором участия учёных в общенародной борьбе с фашистскими захватчиками.

В первые же месяцы войны в Таджикистане было усилено выявление месторождений редких металлов - вольфрама, молибдена, поиски свинца, сурьмы, имевшие важное значение в плане мобилизации сырьевых ресурсов для оборонной промышленности. В связи с временной оккупацией фашистской армией металлургических районов юга европейской части страны стояла задача выявить новые промышленные запасы редких металлов на Урале, в Западной Сибири, Казахстане и Средней Азии.

В целях координации работ по выявлению сырьевых ресурсов для предприятий оборонной промышленности в 1942г. Президиум АН СССР создал специальную комиссию по редким металлам.

Поиски редких металлов в Таджикистане вели Институт геологии ТФАМ СССР, Геологоуправление республики, Средазцветметразведка и др.

В.М. Бирюков (Средазцветметразведка) в 1941г. определил промышленную ценность издавна известного вольфрамового месторождения Чорух-Дайрона в торах Могол-Тау. В 1943г. И.К. Никитин (Институт геологии) установил рудные точки железа, вольфрама, меди, свинца и цинка в Хаитском и Джиргатальском районах. Несколько образцов руд было доставлено для апробирования.

О важности проводимых в 1943 г. работ по расширению сырьевой базы чёрных, цветных и редких металлов ,в Таджикистане подчёркивалось в специальной статье «Тематика филиалов Академии наук СССР в дни Великой Отечественной войны». В ней отмечалось: «Таджикский филиал проводит в районе Каратегина поиски олова, ртути и сурьмы, особенно необходимых в настоящее время. Производится апробирование и лёгкая разведка кобальта. Составляется геологическая карта долины р. Сурхоб для постановки поисковых работ на ртуть и редкие металлы в Каратегине.»

В результате исследований, проведённых в довоенные и, главным образом, в военные годы в Таджикистане, в районе Зеравшано-Гиссарской горной системы, «можно сделать вывод о крупном знамении этой новой рудоносной области, в которой наиболее важным и практически интересным является редко-метальное оруднение, имеющее такую большую ценность в оборонной промышленности Союза».4

Усилиями ученых были определены новые промышленные запасы цветных и редких металлов. Это обеспечило «большой рост добывающей промышленности в течение войны».

Деятельность работников печати и радио в условиях военного времени

В период Великой Отечественной войны ещё больше возросла роль средств массовой информации и пропаганды. Это было связано с усилившимся интересом всех советских людей к политике, к событиям, происходившим на фронте и в тылу, к международному положению. И задача средств массовой информации заключалась в том, чтобы при уменьшившихся материальных возможностях, слабой полиграфической базе, острой нехватке квалифицированных работников удовлетворить эти запросы, полнее обслуживать воинов Красной Армии и тружеников тыла оперативной информацией.

Особенно значительно возросла потребность в печатных изданиях в тыловых районах, куда прибыло значительное количество эвакуированного населения. Однако партия вынуждена была пойти на сокращение числа газет в тылу. Во-первых, в стране почти вдвое увеличилось количество военных газет, а, во-вторых, производство бумаги, в силу ряда объективных причин, вызванных войной, сократилось в 1942г по сравнению с 1941 г. в четыре раза.

Коммунистическая партия и её местные организации, перестраивая деятельность средств массовой информации, руководствовались ленинскими принципами печати — партийностью и высокой идейностью, правдивостью и тесной связью с массами. В. И. Ленин подчёркивал необходимость «воспитания масс на живых, конкретных примерах и образцах из всех областей жизни...»

Война выдвинула перед периодической печатью большие ответственные задачи. Она ещё больше повысила их агитационно-пропагандистскую и организаторскую роль. Учитывая это, ЦК ВКП (б) постоянно контролировал и направлял деятельность местных партийных органов по руководству газетами. Так, программный характер в работе органов периодической печати имело постановление ЦК ВКП (б) от 3 марта 1942г «О работе районных газет». В нём указывалось, что в период Отечественной войны с немецко-фашистскими захватчиками основная задача районных газет заключается в том, чтобы воспитывать в трудящихся «огненную ненависть» к врагам, посягающим на жизнь и свободу нашей Родины, вдохновлять народ на великую отечественную, освободительную войну, мобилизовать трудящихся на выполнение конкретных задач по оказанию помощи фронту. Газеты призваны были «на конкретных, близких и понятных фактах из местной практики, из жизни своего района, области и страны учить, поли тически воспитывать массы и организовывать их на разрешение стоящих перед районом задач».1

В письме Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП (б), направленном на места в связи с этим постановлением, подчёркивалось, что сокращение объема районных газет до двух полос усложняет работу редакции, однако, как показывает опыт ряда газет, и на двух полосах можно делать хорошую газету. Рекомендовалось, чтобы каждая районная газета содержала следующие материалы: передовая статья, построенная на фактах и примерах из жизни своего района; помощь фронту; сообщения о ходе военных действий; партийная жизнь, информация о жизни района.

Центральные органы ЦК ВКП (б), газета «Правда» и журнал «Большевик» периодически помещали обзоры местной печати, в которых отмечали положительный опыт, вскрывали имевшиеся недостатки и давали советы, как сделать печатный орган более действенным и авторитетным. Естественно, что всё это оказывало неоценимую помощь в работе местной печати.

Руководствуясь решениями ЦК ВКП (б), партийная организация республики в течение всего периода войны повседневно занималась вопросами деятельности органов печати и радио. Так, в целях обеспечения своевременного выхода газет, а также улучшения связи редакций с внештатным авторским активом и обеспечения неуклонного повышения качества газет, был установлен новый распорядок рабочего дня в редакциях республиканских газет. ЦК КП (б) Таджикистана обязал парторганизации редакций республиканских газет мобилизовать коммунистов, комсомольцев и беспартийных сотрудников на борьбу за коренное улучшение всей работы, повышение качества публикуемых материалов, поручил издательству республиканских газет создать необходимые условия для своевременного выпуска газет.

Ввиду нехватки бумаги временно было прекращено издание газет «Пионер Таджикистана» (на таджикском и русском языках), «Васияти Ленин» (Заветы Ленина) и «Газетаи муаллимон» (Учительская газета), многотиражных газет ряда колхозов. Перестали также выходить журналы «Большевики Точикистон» (Большевик Таджикистана), «Бо рохи Ленин» (Путь Ленина), «Мактаби Совети» (Советская школа), «Шарки Сурх» (Красный Восток) и «Здравоохранение Таджикистана». Были внесены изменения в форматы, тиражи и периодичность издания ряда других газет. В частности, для республиканских газет «Точикистони Сурх» (Красный Таджикистан) и «Коммунист Таджикистана» устанавливался выход три раза в неделю на двух полосах и три раза -прежним форматом.

Резко сократились объём и периодичность издания областных, районных и многотиражных газет; было запрещено издание ведомственных периодических и разовых бюллетеней, инструкций и других печатных изданий, не связанных с оборонной тематикой. Несколько позже, 25 августа 1941 г. ЦК КП (б) Таджикистана признал необходимым слить газету «Комсомолец Таджикистана» с «Коммунистом Таджикистана», «Комсомоли Точикистон» (Комсомолец Таджикистана) с «Точикистони Сурх» (Красный Таджикистан) и «Комсомоли Бадахшон» с «Бадахшони Сурх», создав в этих партийных газетах отделы комсомольской жизни. В результате этого число журналов сократилось с 12 в 1941 г. до двух в 1942г, а количество вышедших за год номеров - с 32 до пяти. Число газет соответственно сократилось с 79 до 62. ,

Несмотря на частичное сокращение сети газет и журналов, партийные и советские организации республики в годы войны располагали достаточным количеством органов периодической печати. Так, на 1 сентября 1942г в их распоряжении были 3 республиканских, 5 областных и 52 районных газеты, в том числе в Сталинабадской области издавались 24, в Ленинабадской - 11, в Кулябской - 9, Гармской - 6 и ГБАО - 2 районных газеты.1 Газеты выпускались на таджикском, русском, узбекском и киргизском языках.

В годы войны «Точикистони Сурх» (Красный Таджикистан) живо и доходчиво пропагандировала правду о жизни тех суровых дней, укрепляя в сознании читателей уверенность в победе над врагом. В газете редактором был Самад Гани, а также в ней работали С.Хасанов, К.Холматов, Х.Сохибов, Н.Исохокбоев и другие. Надо отметить, что со статьями, очерками в ней постоянно выступали поэты и писатели Таджикистана. Так, в 1943 году на странице газеты был опубликован рассказ писателя Фотеха Ниязи «Интикоми точик». В нём писатель говорил о подвиге таджикского воина Кабира Комилова, который взял в плен фашистского солдата .

В газете часто публиковали очерки, рассказы и стихи Джалола Икроми, Мирзо Турсунзаде и Абулкосима Лахути. Так, в 1944г.оду, 21 мая в газете «Точикистони Сурх» (Красный Таджикистан) разместили рассказ Дж.Икроми «Достони марди шерафкан», стихи А.Лахути «Хушбахти» .

Корреспондент газеты А.Исокбоев 24 ноября 1944г написал статью о подвиге Кузи Хушвактова, который в ходе боя уничтожил нескольких фашистских солдат .

Публиковались статьи и о подвиге работников тыла. Так, корреспондент Ю.Маджидов в своей статье говорил об опыте работы колхоза «Буденный» Курган-Тюбинского района.

Вклад театральных деятелей Таджикистана в развитие искусства в военные годы

С первых же дней войны театры Таджикистана начали перестраивать свою работу в соответствии с требованиями военного времени.

Искусство Таджикистана в военные годы отмечено тенденциями, характерными для всего многонационального искусства советской страны. С первых дней все деятели культуры республики были охвачены стремлением оказать помощь фронту действенным языком искусства. Здесь, как и по всей стране, получает огромный размах система фронтовый бригад - передвижных коллективов, выступавших как в тылу, перед призывниками, уходившими на фронт, в госпиталях и воинских частях, так и на выезде. Фронтовые бригады - беспримерное явление в истории войн. Солдатам и офицерам Советской Армии предлагались не бездумные развлекательные подделки, а настоящее искусство при всей его доходчивости, коммуникативности.

В первые дни войны родилась новая форма театрального представления-концерты-митинги. Они проходили с программой, включавшей в себя одноактные скетчи, песни, хореографические номера, стихотворения, эстрадные фельетоны. Эта театральная форма нашла горячую поддержку у зрителя и пользовалась большим успехом.

Во многих районах республики зрители увидели выступления артистов Таджикского ордена Ленина театра оперы и балета, ордена Трудового Красного Знамени Таджикской государственной филармонии, русского театра им.В.Маяковского. В программах принимали участие заслуженная артистка республики Г.Д.Степанова, заслуженная артистка республики М. Г. Волина, артисты: В. Рублевский, А. Исанова, П. Беляев, М. Шимов, баянист А. Дугумин. Театр оперы и балета создал две бригады артистов хора, балета, а также солистов. Неоднократно выезжал с бригадой к труженикам республики заслуженный артист Таджикистана Мирбобо Зияев. Выступления мастеров искусств проходили успешно. На митингах, посвященных защите Родины в Великой Отечественной войне, артисты говорили, что они в любую минуту готовы выехать для выступления в частях действующей армии.1

Большой размах в годы войны получила военно-шефская работа театров Таджикистана. В состав шефских концертных бригад, кроме артистов, входили писатели, поэты, композиторы. Эти бригады выступали в отдаленных кишлаках, на пограничных заставах, в районах и городах республики.

В апреле 1942г было утверждено специальное положение, согласно которому были определены маршруты шефско-бригадного обслуживания всех районов республики театрами Таджикистана, в том числе районными и областными. Всего за время войны было дано 3250 шефских концертов и сыграно 600 спектаклей.

Большая военно-шефская работа театров республики была отмечена Почётными грамотами, Грамотами Президиума Верховного Совета Таджикской ССР, Среднеазиатского военного округа, ЦК РАБИС и наградными значками ГВФ Наркомминздрава. Этих наград были удостоены более 80 театральных работников.

В условиях войны в соответствии с требованиями времени изменился репертуар театров. Русский драматический театр им. В. В. Маяковского в Сталинабаде, в новом военном сезоне 1941 г. показал постановку «Продолжение следует» А. Бруштейна. Спектакль рассказывал о зверствах фашистских оккупантов и о том, как советские люди твёрдо и без колебаний стали на путь борьбы с врагом.

В 1941 г. театр показал вторую премьеру - «Кровь народа». Спектакль из одноактных пьес, рассказывающих о событиях разных лет, был задуман и решён как цельное произведение. Другие произведения драматургии-«Рыбачка с побережья», «После боя» и «Кровь народа» - все они утверждали одну идею: «Враг будет разбит, победа будет за нами!» И нередко в конце спектаклей в едином порыве поднимались на авансцену актёры и зрители со своих мест, чтобы исполнить «Интернационал», как писала газета «Коммунист Таджикистана», могучий гимн трудящихся всех стран мира, зовущий на последний решительный бой.

Кроме того театр поставил сверх плана спектакли «Слава» и «Платон Кречет». Репетиции проводились по 12-14 часов в сутки, в основном в ночное время. Коллектив готовил каждую постановку 10-12 дней, тогда как раньше на неё затрачивалось полтора-два месяца.1

В годы войны на сцене Русского драматического театра им. В. В. Маяковского шли пьесы «Русские люди», «Фронт», «Нашествие», «Пропавший без вести», «Любимая девушка», «Дым отечества», которые пользовались большим успехом у зрителей.

Государственный орден Трудового Красного Знамени академический театр драмы Таджикской ССР им. Лахути, перестраивая свой репертуар, приближал максимально его содержание к выполнению главной задачи, стоящей перед советским пародом - выстоять и разбить врага. Была поставлена пьеса Е. Акубжанова и В. Зелеранского «В бой!» (октябрь 1941г.), в первый военный сезон начали работать над антифашистскими пьесами «Матросы из Катарро» и «Продолжение следует».

Впоследствии на сцене Таджикского академического театра им. А.Лахути и Ленинабадского театра им. А.С.Пушкина шли пьесы «В бой», «Сердце матери», «Дом Надира», «В огне», «Две встречи», сыгравшие важную роль в развитии таджикской советской драматургии.

Таджикский государственный ордена Ленина театр оперы и балета поставил музыкальную драму «Песнь гнева», посвященную мужеству и героизму воинов Таджикистана на фронтах (авторы Крейс и Эль Регистан, музыка С. А. Баласаняна, постановка И. М. Лапидского, оформление Н. П.Акимова, в последствии знаменитого режисеёра и театрального художника, до конца жизни возглавлявшего Ленинградский театр комедии, ныне носящий его имя). 26 декабря 1942г состоялась премьера музыкальной драмы «Розия» (текст Е. Акубджанова и Н. Зелеранского, музыка С. Баласаняна и 3. Шахиди, постановка Р. Короха, оформление Д. Власька, дирижер Л. Кауфман), рассказывавшей о трудовых подвигах женщин-таджичек в тылу .

С большим успехом в театре прошли постановки музыкально-сатирического спектакля «Мушфики у Гитлера», балета «Клятва джигитов». Приобрели популярность спектакли о героическом прошлом таджиков, об их борьбе против врагов: «Краснопалочники», «Кровь за кровь», «Майсара», «Тахир и Зухра», «Рустам и Сухроб» и др.

Таджикская лирическая опера «Тахир и Зухра» (музыка композитора А. Ленского, либретто поэта М. Турсун-заде, постановка режиссёров Р. Короха и С. Саидмурадова, дирижёр А. Климов, оформление художника Е. Чемодурова) по своим идейно-художественным качествам явилась лучшим оперным спектаклем из поставленных к тому времени на таджикской сцене2. Важную роль в театральной жизни республики в военные годы сыграли эвакуированные в Таджикистан творческие коллективы Ленинградского театра комедии, Украинского государственного симфонического оркестра, Украинского театра им. Щорса, Ворошиловградского театра юного зрителя, Воронежского театра музыкальной комедии, Днепропетровского кукольного театра. Их богатый творческий опыт способствовал повышению профессионального мастерства таджикских театральных работников. Творческие деятели этих театров проводили учебные и практические занятия с актёрами, консультировали в период подготовки к постановкам новых пьес, различных театральных представлений, участвовали в совместной постановке спектаклей, в проведении творческих вечеров, концертов, в радиопередачах, оказывали помощь коллективам художественной самодеятельности военных организаций, промышленных предприятий, составляли эскизы декораций. Они активно участвовали в гастрольных мероприятиях. Вспомним хотя бы работу Ленинградского театра комедии.

В конце 1941 года коллектив этого театра вынужден был оставить родной город. Сперва он побывал на Кавказе, в Сочи и Тбилиси, а затем прибыл в Таджикистан. За сравнительно короткий срок пребывания в Сталинабаде, в течение двух сезонов, театр комедии не только возобновил основные спектакли своего репертуара, но и показал целую серию новых постановок. Такие пьесы, как «Актриса» Файко, «Каменный остров» Флоринского, «Братишка» Дыховичногд, созданные на материалах Великой Отечественной войны, помогали воспитывать в народе чувство любви к Родине и глубочайшей ненависти к врагу. Спектакли по пьесам «Пигмалион» Бернарда Шоу, «Дорога в Нью-Йорк» Малюгина, «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина и др. являлись подлинными образцами высокой исполнительской культуры, актёрского мастерства, безукоризненной слаженности и чёткости в творческой работе всего ансамбля. За полтора года театр дал около 300 спектаклей, которые посмотрели сотни тысяч зрителей.1

Подвиг представителей интеллигенции Таджикистана на фронтах войны

Борьба нашего народа с немецко-фашистскими захватчиками стала суровым испытанием силы, идейной стойкости советского человека.

Рука об руку с рабочим классом и колхозным крестьянством ковала победу над врагом и советская интеллигенция. Самоотверженная деятельность советских учёных, инженеров, учителей, врачей, писателей, художников, артистов была направлена на всемерное оказание помощи фронту, на укрепление оборонной мощи советского государства. В час грозных испытаний все отряды интеллигенции показали, что им близки и дороги интересы Родины и народа.

Представители творческой интеллигенции Таджикистана по призыву партии и велению своих сердец встали на защиту Родины.

Узнав о вероломном нападении фашистской Германии на нашу страну, студенты и преподаватели на состоявшихся в учебных заведениях Таджикистана митингах и собраниях заявили о своей готовности отдать все силы и знания борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Так, из Сталинабадского педагогического института им. Т.Г. Шевченко в первые недели войны отправились на фронт 106 студентов, 34 преподавателя, 11 аспирантов, из сельхозинститута -7 преподавателей и 16 студентов.

За годы войны из ЛГПИ им. СМ. Кирова ушли на фронт более 150 преподавателей, сотрудников и рабочих. Из ушедших на фронт первоначально были 17 преподавателей, 77 студентов во главе с секретарём партийного бюро института Дадабаевым Каримом, остальные - выпускники 1941 года Кабилов Абдусаттор, Назаров Кадыр, Раджабов Соли, Каримов Касым, Турсунов Абдукасым и др.2 Со студенческой скамьи ушли на фронт

Почоев Шариф, Валиев Хамид, Кормушин, Нелипа Александр, Рогов Леонид. С начала войны до победного разгрома немецко-фашистских войск участвовал в боях студент института, позднее известный учёный, кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники Асад Атаев1. Он служил на Северо-Западном фронте, производил инженерную подготовку операции на Курской Дуге, возводил мосты через Днепр, участвовал в разминировании Львова, Тирасполя, Житомира, спасал уцелевших узников Освенцима, среди которых были также и уроженцы Таджикистана. Был участником операции на Сандомирском плацдарме, участвовал в разминировании древнего польского города Кракова, спасал от разрушения чешские города и сёла. Закончил А. Атаев войну на Эльбе.

Защищали Ленинград преподаватели института Домышлинец Григорий Афанасьевич и Рогов Леонид Александрович. Участниками Сталинградской битвы были военный комиссар батареи, парторг института в канун войны, а после войны - старший преподаватель кафедры истории КПСС Карим Дадабаев, старший преподаватель этой же кафедры Абдусаттор Ходжибаев, преподаватель кафедры гражданской обороны Михаил Андреевич Гладышев, служивший в штабе легендарной 62-бй армии под командованием В.И. Чуйкова, старший преподаватель Дураков Александр Ильич и Каримов Касым.

Война застала А. Ходжибаева в Литве, в маленьком городке Россияны под Шауляем. Потом он был бойцом Донского, третьего Белорусского, первого Прибалтийского и ряда других фронтов. Он участвовал в освобождении Киева, Минска, Вильнюса и многих других советских населённых пунктов, освобождал от фашистской нечисти Румынию, Польшу, германию. За доблесть и мужество, проявленные в боях с немецкими оккупантами, Абдусаттор Ходжибаев награждён орденом «Отечественной войны II степени», двумя орденами «Красной Звезды», семью медалями. Он является участником Парада Победы на Красной площади1.

Грудью отстаивали Севастополь воины 57-го артполка 95-й стрелковой дивизии. В жестоких схватках с фашистскими танками погиб сержант Пулат Кадыров, бывший студент ЛГПИ.

В канун войны Гафуров Шарифджон закончил физико-математический факультет ЛГПИ им. СМ. Кирова. С началом войны Гафурова Ш. направили на учёбу в Ташкент, а затем в Алма-Ату на краткосрочные военные курсы.

Начиная с 1942 года, Гафуров Ш. в составе 39-й стрелковой дивизии воевал на Калининском фронте. Боевое крещение встретил в феврале того года под Ленинградом, был ранен, лечился в военном госпитале города Горького. После выздоровления, весной 1942 года он как телефонист в составе 84-й ударной танковой бригады сражался на Белоруской Витебщине. В 1944г.оду Гафуров Ш. обучался в военном училище города Грозного, где и встретил Победу. После войны Гафуров Ш. 30 лет своей жизни отдал делу народного образования.

Геройской смертью пал бывший студент ЛГПИ Бахриддин Умаркулов, 29 января 1945 года в районе населённого пункта Карблак (Восточная Пруссия) лейтенант Умаркулов, командуя взводом автоматчиков, первым ворвался в траншею противника. Завязалась неравная рукопашная схватка.

Умаркулов, действуя смело и решительно, из пистолета убил 6 фашистских солдат, а когда не стало патронов, он выхватил штык у одного гитлеровца и заколол его этим штыком. В этом бою лейтенант Умаркулов погиб. Его посмертно наградили орденом Отечественной войны II степени.

От городов Калинина до Кенигсберга прошёл войну старший преподаватель Садыков Абдулло Саидович. От русского города Калинина (ныне Тверь) до Венгрии пролегал путь его коллеги Собирова Тоира Собировича.

Молодой преподаватель Касым Каримов в 1942 году воевал в Сталинграде. В боях на Мамаевом Кургане он был ранен. Потом некоторое время он служил в различных частях Средней Азии и в 1944г.оду был направлен на первый Украинский фронт. За боевые заслуги К. Каримов награждён орденом Отечественной войны и медалями.

Пример мужества показали и братья Касаткины. Евгений Касаткин работал ассистентом кафедры физики. В 1941 году он был призван в армию, вместе с ним воевал и Николай. В 1942 году в армию был призван другой брат Александр Касаткин. Все они воевали с честью.

В боях под Ленинградом участвовал преподаватель кафедрыхимии ЛГПИ им. СМ. Кирова Зайниддин Асимов.

В боях за г. Сестрорецк Зайниддин, находясь в боевых рядах пехоты, обеспечивал батарею достоверными разведданными, лично разведал 4 артбатареи, 3 дзота и 8 огневых точек противника. Корректируя огонь своих товарищей, подавил 5 артиллерийских, 3 миномётные батареи и 6 огневых точек. Когда взрывом вражеского снаряда его смертельно ранило, Зайниддин, истекая кровью, по телефону успел передать брату: «Прикажи батарейцам бить по прежним целям, отомстите и за меня». Орденом Отечественной войны I степени был отмечен подвиг Зайниддина Асимова.

Студент исторического факультета ЛГПИ Хамид Ходжаев в 1943 году был призван в армию. Воевал снайпером на Ленинградском фронте. Участвовал в штурме Кёнисберга. После прохождения курса был назначен командиром взвода 21-ой стрелковой бригады. Фронтовые маршруты Х.Ходжаева протянулись до Восточной Пруссии. Награждён двумя орденами. После войны он продолжал педагогическую работу. В 1953 году защитил кандидатскую диссертацию и долгие годы работал на кафедре истории КПСС Ленинабадского госпединститута.

В 1942 году Ленинабадский обком комсомола создал добровольческий отряд, в котором вожаком был комсорг исторического факультета ЛГПИ Мамаджан Акилов.

М. Акилов сражался доблестно, за что был удостоен трёх боевых наград. Это о нём писал порторг батальона Е. Яковлев в письме в редакцию Ленинабадской газеты «Стахановец»: «комсомолец М. Акилов честно выполняет свой долг перед Родиной». Было бы хорошо, если таджикский народ воспитает своих сыновей на примере боевых подвигов таких воинов, как М. Акилов.1

Двумя орденами Отечественной войны отмечены подвиги выпуска ЛГПИ Джалила Назарова. В боях за г. Любен Назаров первым со своим взводом ворвался на окраину города и, ведя огонь прямой наводкой, уничтожил одну самоходку и танк, обеспечив тем самым продвижение стрелковых подразделений вперёд и способствуя занятию города. Сильный бой разгорелся на берегу реки Нейсе. Лейтенант Назаров, ведя точный огонь по противнику, уничтожил две пулемётные точки вместе с их расчетами. Не довелось Назарову дожить до светлого дня Победы. 6 мая он был тяжело ранен и, спустя пять суток, скончался от ран.

В боях за родную Москву пример беззаветной храбрости проявил Максуджан Мирмуллаев. Он являлся солдатом 37-й стрелковой бригады и на подступах к столице (на Можайском направлении), в жаркой схватке с фашистскими автоматчиками, показал бесстрашие, уничтожил гранатой несколько фрицев, но получил тяжёлое ранение. Контуженного Максуджона доставили в госпиталь. Врачам пришлось долго бороться за жизнь воина. Пришлось ампутировать одну ногу. Как инвалида 2-й группы М. Мирмуллаева в конце 1942 года демобилизовали из Действующей Армии. За мужество он был награждён орденом Славы III степени .

Похожие диссертации на Научная и творческая интеллигенция Таджикистана в годы Великой Отечественной войны : 1941-1945 гг.