Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Немецкие колонии в Волынской губернии, конец ХVIII - начало ХХ вв. Агасиев, Икирам Керимович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Агасиев, Икирам Керимович. Немецкие колонии в Волынской губернии, конец ХVIII - начало ХХ вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Красноярск, 1999.- 270 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-7/286-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава І. Исторические предпосылки и начало немецкой колонизации на Волыни (конец XVIII-первая половина XIX вв.)

1.1. Из истории немецкой колонизации в России и на Волыни до 1795г 37-55

1.2. Немецкая колонизация в Волынскую губернию в конце XVIII - 50-е гг. XIX вв 55-72

1.3. Вклад немецких колонистов в экономическое развитие Волыни 72-89

1.4. Религиозная и культурная жизнь немецких колонистов 89-103

Глава 2. Немецкие колонии во второй половине XIX-начале XX вв.

2.1. Динамика численности немецкого населения на Волыни 104-129

2.2. Ограничения иностранной колонизации. «Немецкий вопрос» 129-160

2.3. Развитие экономики и культурная жизнь во второй половине ХIХ-начало XX вв 160-190

2.4. Выселение волынских немцев в годы первой мировой войны: причины и последствия 190-207

Заключение 208-216

Примечания 217-242

Источники и литература 243-260

Приложение 261-270

Из истории немецкой колонизации в России и на Волыни до 1795г

Первые упоминания о немецких колониях на территории бывшей Российской империи встречаются в письменных источниках времен Киевской Руси и феодальной раздробленности.

Нельзя забывать, что древнерусские авторы «немцами» часто называли народы романо-германского происхождения, которые жили в пределах Священной Римской империи. Поэтому в средневековых источниках встречаются упоминания как о собственно немцах, так и о немцах-австрийцах, немцах-итальянцах, ливонских немцах, немцах-поляках и немцах-крестоносцах Тевтонского ордена .

Следует отметить, что в глубинных регионах России в то время численность немецких колонистов была незначительная. В XII-XIV вв. немецкие колонии возникали преимущественно на западно-русских землях. Особенно большой интерес к услугам немецких ремесленников, купцов проявляли представители галицко-волынской княжеской династии. Например, после отражения татаро-монгольского нашествия в 1259 году князь Данил Галицкий для восстановления разрушенных западно-русских городов пригласил немецких строителей, ремесленников, торговых людей. Чтобы заинтересовать иностранных переселенцев, он, в соответствии с Магдебургским правом, даровал им некоторые привилегии, право на местное самоуправление, судопроизводство. Это способствовало активному переселению опытных немецких строителей, ремесленников, купцов на Восток.

Описывая смерть князя Владимира Васильковича, автор Галицко-Волынской летописи отмечал: «И плакало над ним все множество владимирцев - мужья, и жены, и дети; немцы и сурожцы, и новгородцы» . Исторические источники свидетельствуют, что в 1270-1290-х гг. немцы во Владимире-на-Волыни и Луцке занимали весьма ответственные посты в управленческих структурах.

Представители Галицко-Волынской княжеской династии князья Юрий, Андрей и Лев поддерживали хорошие отношения с Ливонским орденом. Основой дружеских отношений была торговля через Балтийское море и общие интересы по защите от монголо-татарской угрозы. В годы правления князя Юрия численность немецкого населения заметно увеличилась, что являлось одной из причин народного негодования политикой князя. Как говорили тогда в народе, князь наводнил города чехами и немцами, «хотел заменить их право и веру»3. Трагические события в 40-х гг. XIV в. во Владимире-на-Волыни, Луцке, Львове и других городах привели к гибели многих немецких колонистов.

Впоследствии правители Речи Посполитой и крупные магнаты тоже были заинтересованы в развитии торговых отношений с германскими землями. В 1349 году король Казимир III (1333-1370) объявил универсал, в котором расширил права купцов, ремесленников из Пруссии, приглашенных ранее в г. Владимир-на-Волыни для ведения торговых дел . Уже в конце XIV в. в городах Волыни и Галиции функционировали десятки ремесленных цехов и купеческих гильдий, принадлежащих колонистам. По утверждению американского историка О. Субтельного, немецкое население в городах в основном занималось ремеслом и в меньшей степени торговлей5.

Разнообразной была не только профессиональная, но и этническая принадлежность колонистов. Одними из первых переселенцев на Волыни являлись так называемые «бугголендры» или просто «голендры». После принятия польскими городами Магдебургского права в XV в. приток эмигрантов из Южных Нидерландов в Польшу усилился6. По мнению польского историка С. Цихоц-кой - Петражецкой, впоследствии население голландских колоний смешалось с новоприбывшими немецкими колонистами. Таким образом, национальный состав голландских колоний изменился, в них временами жили немцы, поляки, голландцы и представители других этносов. Польское население называло жителей этих колоний - «голендрами», что происходило от слова «голландцы»7.

Немецкий историк В. Кухн в своей работе «Происхождение волынских немцев» родиной «голендров» называет северо-западные районы Германии. По его мнению, в 1563 г. они переселились на Буг и образовали две колонии: Ной дорф и Нойбрау к югу от Бреста . Вдали от Германии, в окружении польского этноса, они ополячились, и выработался особый разговорный диалект польского языка. Польское население называло их «голендрами», поскольку в XVI веке в Польше было очень много голландских переселенцев. По мнению В. Кухна, название «голендры» носит чисто символический характер, поскольку в средневековой Польше так могли назвать маленький островок немецких колонистов среди многочисленных голландских поселений. В пользу немецкой принадлежности «голендров» автор приводит также доводы что «голендры» по вероисповеданию являлись лютеранами и пользовались староготской письменностью9.

С. Цихоцкая - Петражецкая не отрицает возможность немецкого происхождения «голендров», но и допускает, что они действительно могли быть голландцами, потому что их потомки говорили по голландски, носили голландские фамилии10. В пользу голландской принадлежности «голендров» С. Цихоцкая - Петражецкая приводит весомый факт: во время выселения немцев из Волыни в 1915 г. «голендров» не трогали, так как российские власти считали их голландцами.

Основные города Волыни - Сянок, Луцк, Ковель, Владимир-на-Волыни, Торчин - Магдебургское право получили ещё до 1569 года, то есть до образования Речи Посполитой и инкорпорации в состав Польши западно-русских земель. Магдебургское право способствовало развитию западно-русских городов, однако не оказывало существенного влияния на колонизационные процессы. В городах Юго-Западной Руси, в т.ч. Волыни немецкий элемент оставался незначительным. Это были в основном ремесленники и купцы, которые занимались посреднической деятельностью в торговле между германскими и русскими землями.

Несколько возрастает, но все же остается сравнительно небольшой по масштабам немецкая миграция из Германии в Восточную Европу с середины XIV в. до конца XVIII в. В этот период в России поселяются военнопленные, захваченные в ходе Ливонской войны (1558-1583), лица, приглашенные в Россию московскими великими князьями и российскими царями.

Так, в 1643 г. в Москве насчитывалось уже около 400 немецких дворов11. В конце XVII в. выходцы из германских земель селились в специальной иноземной (Немецкой) слободе.

После инкорпорации Волыни в состав Польши, в результате Люблинской унии в 1569 г., историческая судьба края была связана с историей Речи Поспо-литой. Вторая половина XVII и первая половина XVIII вв. были периодом длительного экономического упадка и политического кризиса феодально-крепостнической Речи Посполитой. Многолетние тяжелые войны, фольвароч-но-барщинная система обусловили экономический и политический упадок страны. Перед польскими феодалами стояла сложная задача восстановить разоренное поместное хозяйство - источник их благополучия. В зависимости от конкретной обстановки для этого практиковалось два метода: а) очиншевание (от слова «чинш» - оброк); б) расширение фольварка, т.е. «барской запашки».

Очиншевание как кратковременная мера для заселения и укрепления поместий практиковалась особенно там, где было много пустых земель и помещики, нуждаясь в рабочей силе, старались привлечь и удержать чиншевиков различными льготами. Значительное число чиншевиков в Великой Польше и Померании составляли «голендры». Впоследствии к ним присоединилась часть немецких колонистов.

Увеличение фольварков практиковалось обычно там, где землевладелец располагал средствами для обеспечения фольварка сельскохозяйственным инвентарем. В таких случаях фольварк быстро рос, соединяя к себе опустевшие крестьянские земли. Этот метод восстановления поместного хозяйства был наиболее распространен, в так называемой Малой Польше, то есть Галицкой Руси и на Волыни. Поэтому массовая немецкая колонизация, которая охватила западные регионы Польши, почти не затрагивала Волынский край. Исключение составляла группа колонистов, которая, избегая притеснения со стороны лютеранского и католического духовенства, находила убежище среди православного населения Волыни. Так возникли колонии переселенцев евангелистской веры в с. Киселин и Славутиче.

С конца XVII-первой половине XVIII в. упоминание немцев на Волыни касается конкретных лиц или групп людей: строителей, ремесленников, купцов, мастеров, которые приезжали сюда по приглашению местных знатных людей для выполнения строительных, торговых и других поручений.

На территориях собственно российских численность немцев стала увеличиваться с начала XVIII в., что связано с деятельность Петра I.

С молодых лет он был окружен иностранцами, являлся частым гостем в Немецкой Слободе. Уже тогда у него сформировалась «некоторая привычка к немцам, знакомство с ними, симпатия к Западу»12.

Религиозная и культурная жизнь немецких колонистов

В духовной жизни волынских немцев главную роль играла религия. Кирха была центром их культурной жизни, и этническое самосознание колонистов настолько приобрела религиозную ориентацию, что национальная принадлежность для них отождествлялась с религиозной принадлежностью в одном конфессиональном самоназвании «лютеранин». В дореволюционной литературе очень часто статистические данные о национальности составлялись по религиозной принадлежности респондентов. Абсолютной принадлежности одной национальности к одной религиозной конфессии не встречается, но большинство протестантов губернии были немцами. Волынские немцы принадлежали к лютеранскому и евангелийско-реформаторскому течению протестантизма. Небольшая часть колонистов принадлежала к протестантским религиозным сектам, среди которых самой многочисленной была секта меннонитов. Большинство меннонитов проживало в Корце, где в 1783 г. при материальной поддержке князя И. Чарторыского была построена кирха .

Одним из спорных вопросов, связанных с историей меннонитства является вопрос об их национальной принадлежности, на этот счет существуют различные точки зрения. Например, по мнению историка Г.П. Писаревского меннониты после эмиграции из Нидерландов в Германию онемечились, что все меннониты переселившиеся затем в Россию, являются немцами . Многие не-мецкие историки, такие как Б.Г. Унру , Г. Пеннер , Г. Хольц считают, что меннониты всегда были немцами, потому ни о какой ассимиляции меннонитов немцами не может идти речи. Польские историки И.С. Постма132, С. Цихоцка-Петражецка считали, что меннониты являлись голландцами, поскольку этимологический анализ меннонитских фамилий позволил им сделать вывод о голландском происхождении их носителей. Новой и оригинальной по этому вопросу является точка зрения советского исследователя А.Н. Ипатова134. По его мнению, меннониты обращают на себя внимание не как онемеченные голландцы или немцы, говорящие на нижнегерманских наречиях, а как особая эт-ноконфессиональная общность. Для меннонитской общности, пишет А.Н. Штатов, «характерно отстаивание своей «автономности» как этнической, так и конфессиональной исключительности».

В условиях обособленности от окружающего населения, в течение четырех веков различные этнографические группы (голландцев, фламандцев, фризов, северных немцев) синтезировались в этноконфессиональную общность «меннониты», в которой совпадала как религиозная, так и этническая принадлежность.

Анализ наличной литературы по данному вопросу дает основание сделать вывод, что меннонитство необходимо рассматривать как цельное религиозное направление со своей теологической и культовой практикой. Относительно этнической принадлежности, то среди меннонитов в XVI в. большой процент составляли фламандцы, голландцы, фризы, нижние саксонцы, говорящие на родственных наречиях германской языковой группы. По мере продвижения их на Восток - В Пруссию и Польшу лингвистические различия между ними стирались, в чем немаловажную роль сыграла политика прусских и польских королей, направленная на ассимиляцию меннонитов.

В результате в конце XVIII в. перед переселением их в Россию большинство меннонитов осознало себя немцами и пользовалось немецким языком и письменностью. Не случайно в работах многих исследователей меннонитство рассматривается в контексте истории немецкой колонизации.

После I раздела Речи Посполитой в 1772 г. Пруссия заняла польскую Ма-зовию, так называемую «Южную Пруссию» и западные районы Польши, преимущественно заселенные меннонитами. Милитаристская Пруссия требовала от них поставлять солдат для армии, при отказе облагала большими налогами и, главное, запрещала им покупать землю у иноверцев. Так меннониты, были буквально принуждены к эмиграции.

Прибытие в 1786 г. в Данциг Георга Траппе, которому князь Потемкин поручил набирать колонистов для Новороссийского края, пришлось для меннонитов как нельзя более кстати . После долгих переговоров 270 меннонит-ских семейств согласились переселиться в Южную Россию. Документально переселение меннонитов в Россию в 1787 г. было оформлено через губернатора Новороссии князя Потемкина. Меннониты требовали к себе особого отношения, что нашло отражение в «просительных статьях», одобренных в 1787 г. Екатериной II.

Дополнительные привилегии меннонитам в основном касались свободы вероисповедания, свободы от воинской повинности. Они получали не по 60 дес. земли как все колонисты, а 65 дес, а также значительные кредиты и пособие на обзаведение.

Немало меннонитов осело на территории Волыни. По данным 1854 г. тут проживало около 1500 меннонитов . Основная масса меннонитов проживало в селах Свободное Острогского уезда (750 чел.), Антоновка Ровенского (469 чел.) и Владимир - Волынского уезда (188 чел.).

Бесспорно то, что религия играла в известных пределах интегрирующую и организующую роль в развитии экономических отношений в меннонитских колониях.

Интенсивное развитие деловых способностей колонистов, по мнению М. Вебера, объяснялось тем, что профессиональный труд, мирская деятельность были подчинены у протестантов идее спасения души. Исполнение профессиональных мирских обязанностей они рассматривали как исполнение религиозных обязанностей, как служение богу. Надежда на религиозное воздаяние за деятельность в миру вырабатывала в меннонитах ревностное трудолюбие.

Суровость нравов, скромность и порядочность в быту отличала меннонитов от других колонистов. Они вели замкнутый образ жизни, но несмотря на это, взаимоотношения между ними и местным населением были добрососедские. Официальные органы власти относились к меннонитам с симпатией.

Более напряженные отношения наблюдались между меннонитами и последователями лютеранства. Корни этих разногласий уходили во времена Крестьянской войны 1525 г. в Германии и реформационного движения. Меннониты считали себя богом «избранными людьми», а общину свою «обществом святых». Они обособлялись от «грешного мира» чтобы предотвратить естественную ассимиляцию, на пути которой основной преградой, прежде всего, было конфессиональное запрещение браков с неменнонитами. Нарушав ццие это правило должны были изгнаны из колонии. Характерный пример в этом отношении описывается А. Клаусом, который показывает, какими методами пользовались в этих случаях меннониты. Речь идет об исключении Иогана Ланге из приходской общины (Молочанский округ) за его женитьбу на лютеранке из Вюртемберга. Когда отец Ланге продал сыну надел земли из своего 65-десятинного участка, меннонитское братство не утвердило этой сделки и вынесло следующее решение: «Иоган Ланге, как женившийся на лютеранке и посему не принадлежащий к меннонитскому братству, не может владеть землей в колонии» .

Следует отметить, что переход меннонита в другую секту или вероисповедание осложнялся не только жесткими правилами жизни секты меннонитов, но и бюрократизмом местных органов. Например, меннонит Яков Ведель из села Антоновка Острогского уезда обратился 2 января 1851 года к самому губернатору с просьбой помочь ему выйти из секты меннонитов в связи с пере ходом в православие . После получения отказа от губернских властей, Я. Ведель самостоятельно оставил секту и уехал в Тамбовскую губернию

После закрытия Корецкой мануфактуры в 1832 году, меннониты оказались в тяжелом экономическом положении, и часть их была вынуждена переселяться в Причерноморье и Поволжье.

Другой группой, что не вписывалась в общую религиозную структуру волынских немцев, были бугголендры. Хотя они разговаривали на польском языке, но являлись протестантами и пользовались староготской письменностью139. Они не имели ни молитвенных домов, ни школ, вели замкнутый образ жизни, не подчинялись Житомирской церковной парафии, которая была создана в 1801 году, как религиозный центр волынских немцев140. Во главе парафии стоял пастор, который время от времени посещал немецкие колонии, изучал проблемы каждой конкретной колонии. Из-за плохого состояния дорог он мог только раз в году посещать определенную колонию. Заместителем пастора в колонии был кантор. Система канторов в Германии не существовала. Этот опыт волынские немцы переняли у польских соотечественников, которые подобным образом решали проблему нехватки пасторов. Для подготовки канторов в Польше существовала целая сеть подготовительных курсов, где будущие канторы получали религиозное и светское образование. Несмотря на это, на местах канторов не хватало, поскольку число колоний год за годом увеличивалось. Поэтому, Житомирскому пастору приходилось назначать канторов из среды более - менее образованных колонистов.

Динамика численности немецкого населения на Волыни

С 60-х годов XIX в. начинается второй этап эмиграции немцев на Волынь. Этот период отличается от первого значительными переменами в жизни немецких колонистов.

События, которые произошли в 60-70-х гг. XIX в. в социально-экономической и политической жизни Российской империи, создали благоприятные условия для интенсивной иммиграции немецких колонистов на Волынь. К ним относятся отмена крепостного права и проведение других буржуазных реформ, польское восстание 1863 г. Эти события тесно взаимосвязаны: польские события были вызваны отчасти проведением крестьянской реформы в 1861 г. В то же время они повлияли на темпы и условия её осуществления на Правобережной Украине.

Источники свидетельствуют о том, что массовая эмиграция немцев из Царства Польского на Волынь началась в 1863-1865 гг. Немецкие историки это связывают непосредственно с польским восстанием 1863 г.1 По их мнению, главной причиной переселения польских немцев в Волынскую губернию являлся «большой мятеж». Архивные документы свидетельствуют, что действительно значительная часть немцев из Царства Польского переселилась на Волынь, где в меньшей степени действовали повстанческие отряды против царских войск. Об этом, например, говорится в прошении жителей колонии По-стрище Ровенского уезда на имя Императора от 9 января 1865 г.2 Колонисты писали о том, что из-за нежелания участвовать в мятеже против Императора, «вынуждены были лишиться за бесценок своей собственности и переселиться на жительство в Волынскую губернию»3, а также просили царя оказать им материальную помощь.

Прошение такого же содержания поступили на имя Киевского генерал-губернатора, который поручил Волынскому губернатору выяснить истинные причины переселения колонистов из Царства Польского. Изучение сложившейся ситуации раскрыло действительную картину. В донесении Волынского губернатора Киевскому генерал - губернатору говорится о том, что «подписавшие прошение переселились из Царства Польского разновременно»4. Из донесения видно, что часть просителей переселилась на Волынь даже в 1861 г., то есть до польского восстания. Несмотря на то, что большинство колонистов переехало, не желая участвовать в восстании 1863 г., губернатор Волыни выразил сомнение в действительных причинах их переселения, так как «не было возможности собрать на месте их жительства сведения по этому поводу»5.

Польские авторы отрицают утверждение о том, что именно польское восстание 1863 г. явилось причиной переселения немцев из Польши на Волынь. «Не было смысла переезжать из одного нестабильного региона в другой, поскольку польские повстанцы действовали и на Волыни», - пишет С. Цихоцкая-Петражецкая . Она не отрицала того факта, что польскими повстанцами преследовались колонисты, которые оказывали содействие российским войскам при подавлении восстания. Это могло толкнуть к эмиграции определенную часть польских немцев. Но главной причиной эмиграции немцев из Польши на Волынь являлись, по её мнению, экономические факторы.

Советский исследователь С. Никель считал, что рост эмиграции из Польши на Волынь объяснялся не только польским восстанием, но и политикой Германии в связи с событиями в российской части Польши. Известно, что канцлер О. Бисмарк выразил желание оказывать военное содействие России в подавлении польского восстания 1863 г. Этот жест ухудшил отношения между польским и немецким населением.

По мнению С. Никеля, классовые различия среди немецкого населения усилились и нашли свое отражение в отношении к польскому восстанию. Он считал, что враждебно относились к восстанию крупные немецкие землевладельцы Польши, тогда как простые, беднейшие слои немцев сочувствовали национально-освободительной борьбе польского народа. Поэтому ополченцы польских отрядов - козуниеры - преследовали только богатых немецких владельцев, которые во имя спасения своего имущества поддерживали политику царизма в революционной Польше.

Однако вышеназванное прошение на имя Императора колонистов Ровен-ского уезда свидетельствует о том, что переселенческое движение охватило самую беднейшую часть немецкого населения. Подавляющее большинство из них испытывало судьбу эмигрантов второй раз.

Польша с начала колонизационного процесса была отправной точкой немецких колонистов на Волынь. Интерес польских политических кругов в переселении немцев на восток, в глубь империи, усилился в 60-70-х гг. XIX в., поскольку год за годом в Царстве Польском нарастала экономическая, социальная, политическая напряженность. Начиная с середины XIX в., Польша встала перед проблемой перенаселенности. Эта проблема особенно острой была в Варшавской, Калушской губерниях, в районе Лодзи. Только в Привислинском районе в 1857 году проживало 4 млн. 697 тыс. чел., из которых 246 тыс. были немцами8. Промышленность и сельское хозяйство не в состоянии были стягивать избыточное население.

Последствия перенаселенности затрагивали в первую очередь немцев Польши, поскольку они, как национальное меньшинство, не выдерживали конкуренции и в материальном плане им было жить труднее. Переселившись в Польшу в 30-40-х г. XIX в., они были вынуждены искать новое место жительства, где можно было бы устраивать свою хозяйственную деятельность. Вполне закономерно, что эмигрировали беднейшие слои крестьянства и ремесленников. Только незначительная часть реэмигрантов из Польши имела достаточное состояние для начала новой жизни. Волынь их привлекала как стабильный регион, где можно было бы открыть дело с хорошими перспективами.

Отмена крепостного права открыла большие возможности для стремительного развития сельского хозяйства и промышленности. До 1861 г. иностранным выходцам было запрещено владеть землей. Она выделялась иностранцам только под строительство промышленных предприятий размером 300 десятин, и то при условии, что иностранец в течение І 0-летнего срока примет Российское подданство9. Не принявшие Российское подданство в указанный срок должны были продавать землю тем, кто имел юридическое право на землевладение. Отмена крепостного права открыла большие возможности для купли - продажи, а также аренды земли. Арендаторами имели право быть представители всех сословий, в том числе иностранные колонисты. С другой стороны, были отменены все льготы, ранее предоставленные переселенцам в Царстве Польском.

В связи с польским восстанием российское правительство изменило условия реформы 1861 г. в 9-ти западных губерниях, в том числе Волынской10. Эти шаги были обусловлены стремлением Александра II создать себе в лице крестьян опору в борьбе с польским национально-освободительным движением. Определенная надежда при этом возлагалась на немецких колонистов.

Условия проведения крестьянской реформы на Правобережной Украине были значительно облегчены. По Положению от 19 февраля 1861 г. был предусмотрен перевод крепостных крестьян из положения временнообязанного на выкуп. Однако в Положении не были указаны конкретные сроки этого важного проекта. Только закон от 28 декабря 1881 г. установил начало перевода крестьян по всей Империи на обязательный выкуп начиная с 1 января 1883 г.11 В Юго-Западном крае, с целью ослабления позиций польских помещиков, Главный комитет по устройству сельского состояния еще в июле 1863 г. принял решение о переводе всех крестьян на обязательный выкуп12.

Иностранных колонистов привлекала относительная дешевизна земли на Волыни. Стоимость земли, по сравнению с южными и великороссийскими губерниями, была ниже в 20-25 раз . Действительная цена земли на рынке была выше, чем установленная государством. Но разница между западными и великороссийскими губерниями сохранялась в силу того, что на Волыни, в том числе в Юго-Западном крае, предложение на землю превышало спрос. Дело в том, что царское правительство конфисковало земли и имущество польских дворян, которые принимали непосредственное участие в польском восстании. В феврале 1863 г. Волынское губернское управление приняло постановление о продаже имущества польских помещиков14. Остальные помещики должны были платить царской казне ежегодную контрибуцию за восстание 1863 г. Поэтому большинство польских помещиков стремилось в срочном порядке распродать свои земельные владения, причем по низкой цене15, или же отдать ее в долгосрочную аренду.

Развитие экономики и культурная жизнь во второй половине ХIХ-начало XX вв

Основным источником существования немецких колонистов во второй половине ХГХ-начале XX вв. было сельское хозяйство, которое в отличие от дореформенного периода развивалось быстрыми темпами.

Отмена крепостного права в России в 1861 г. способствовала развитию капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Большое экономическое, политическое значение имело личное освобождение крестьян от помещичьей зависимости. Это привело к нехватке рабочих рук и вынудило помещиков отдать землю в аренду, поэтому во второй половине XIX в. число колонистов -арендаторов заметно увеличилось.

Арендные цены на землю на Волыни были низкими. Например, в 1864 г. в колонии Желяны колонисты за десятину платили по 60 коп. в год, в Гарадже в 1880-1892 гг. - 2 руб. 30 коп., в 1892-1904 гг. - 3 руб.140 Цены зависели от условий арендного договора. Как и прежде, арендные договоры в основном заключались коллективно. Срок аренды определялся сторонами. Колонистам выгодно было заключить долгосрочный договор, но закон от 27 декабря 1884 г. определил максимальный срок аренды - до 12 лет141.

Арендаторы - колонисты делились на ряд категорий. К первой относились арендаторы, которые поселились и имели землю с ведома владельца, заключив договор лично с ним. К другой категории относились арендаторы, которые право на аренду покупали у другого арендатора, без ведома владельца земли. Обычно такие договоры носили словесный характер и нигде не фиксировались. Это создавало немало конфликтных ситуаций между помещиками и арендаторами. Колонисты-арендаторы были заинтересованы в том, чтобы арендованную землю, в освоение которой они вкладывали немало средств, у них не отобрали после истечения срока договора. В 60-х гг. XIX в. изгнание колонистов с арендованных земель стало обычным явлением. В 1867 г. в колонии Рокины Луцкого уезда 30 семей и в Боголюбове того же уезда 18 семей были изгнаны с арендованных ими земель142. Жалоба, с которой они обратились к Киевскому генерал - губернатору, осталась нерассмотренной.

Все спорные вопросы решались в судебном порядке. С юридической точки зрения землевладельцы имели право выселять крестьян с арендованных земель, но коллективная форма договора придавала этому мероприятию массовый характер, поэтому осуществление решения суда о выселении арендаторов из обжитых земель приводило к массовым выступлениям немецких колонистов.

Одно из таких выступлений состоялось в 1880 г. в колонии Копачевка Рожищенского уезда . Следует отметить, что недовольством немецких арендаторов ловко пользовались члены организации «Народная воля», распространявшие слухи о том, что по истечении срока арендных договоров землевладельцы не только должны возобновлять их, но и отдать арендаторам землю в частную собственность.

Именно с таких требований началось выступление колонистов в Копа-чевке. Луцкий мировой судья, рассмотрев дело, принял решение о выселении арендаторов с земель помещика Сементковского. При исполнении данного решения произошло столкновение колонистов с полицией. Весть о «волнении» волынских немцев дошла до центральных государственных органов, посол России в Германии Сабуров даже сообщил об этом инциденте рейхсканцлеру О. Бисмарку1 . Усилиями Киевского консула, лютеранских пасторов удалось утихомирить колонистов, и они возобновили арендный договор с землевладельцем Сементковским. Подобные случаи, как в Копачевке, случались часто. Причиной их было отсутствие четкого законодательства по сельскому хозяйству, которое защищало бы арендаторов от произвола землевладельцев.

Характеризуя сопротивление колонистов, шеф жандармов граф Шувалов в своем докладе в 1869 году писал: «В нескольких имениях внутренних и западных губерний неповиновение крестьян сопровождалось таким упорством, что только командованием войск в виде экзекуции порядок мог быть восстановлен»145.

Больше всего судебных разбирательств выпадало на 1885-1890 гг., потому что в эти годы истекали сроки первых договоров, составленных 30 лет назад. В последующие годы судебных разбирательств было меньше, так как колонисты, научившись на прошлых ошибках, новые тексты арендных договоров составляли так, чтобы в будущем можно было выкупить землю или же возобновить аренду.

Следует отметить, что колонистов устраивал статус арендатора, поскольку, заключив долгосрочный контракт, они сохраняли привилегированное положение, ограничиваясь только платой арендных взносов и паспортного сбора.

В 1871 г. в распоряжении колонистов - арендаторов на Волыни находилось 47708 дес. земли, а в 1884 г. - 169171 дес.146

Отмена крепостного права создала благоприятную возможность для увеличения численности частных владельцев земли в колониях. Уже отмечено, что первые колонии частных собственников в селах возникли ещё в 40-х гг. XIX в. они составляли несколько процентов от всей численности колоний. О том, насколько сильны были стремления немецких колонистов к приобретению земли в частную собственность, свидетельствует тот факт, что за одну половину ноября 1873 г. к Волынскому губернатору обратилось 60 семейств с просьбой о разрешении приобрести землю в частную собственность. Цены на землю в губерний были низкие. Например, если стоимость одной десятины в 1863-1872 гг. в Таврической губернии была от 12 рублей 09 копеек, Херсонской - от 21 рубля 43 копеек до 50 рублей 27 копеек, то на Волыни она колебалась от 20 копеек до 2 рублей 04 копейки147. Действительная цена земли на рынке была выше, чем установленная государством. В 70-х гг. рыночная цена десятины земли на Волыни колебалась от 11 до 16 рублей.

С середины XIX в. доля колоний частных собственников увеличилась. Если в 1871 г. немецкие колонисты имели в частной собственности 48318 дес. земли, то в 1884 году эта цифра достигла 93477 дес. В общей сложности в 1884 году немецкому населению Волыни принадлежало 394694 дес. земли, что составляло 6,9% всей пахотной земли губернии. Из них принадлежало: колонистам-арендаторам - 169171 дес, колонистам-собственникам - 93477 дес, крупным землевладельцам - 132046 дес. земли148.

Колонисты приобретали землю у разорившихся дворян, которые после отмены крепостного права не смогли приспособиться к новым экономическим условиям и были вынуждены продавать свои имения. За 10 лет, с 1877 по 1887 гг., площадь дворянского землевладения уменьшилась приблизительно на 10%149. Покупали землю более состоятельные колонисты. Значительную роль в этом играл Крестьянский банк, выдававший долгосрочные кредиты.

В первой половине XIX в. на Волыни уже сформировалась группа крупных немецких землевладельцев. Среди них самыми влиятельными были члены семьи Арндтов. На Волыни не было такого уголка, где бы не встречались их имения. На их землях работали тысячи немецких и украинских арендаторов. К крупным землевладельцам относились также Литтерман (Житомир, Боярка), Яков Рихерт (Житомир, Бабичевка), Генрих Фидлер (Новая Прутовка, Житомир), Карл Шленхер (Житомир, Ново - Завод), Петер Шмидт (Житомир, Певна), Якоб Янц (Житомир, Геймталь), Адольф Ай (Новоград - Волынск, Город-нище), Иоган Беккер (Новоград - Волынск, Меленцы), Оскар Ойленберг (Новоград - Волынск, Александровка), Йоган Шмидт (Новоград - Волынск, Курне) и десятки других.

О росте крупного немецкого землевладения свидетельствуют следующие цифры: в 1884 г. в губернии насчитывалось 251 крупное немецкое имение, во владении которых было 132046 дес. земли. В общем числе крупных землевладельцев немцы составляли 3,4%, в их руках находилось 5% всех владельческих земель губернии. В среднем по губернии на одного владельца приходилось 360 десятин, в том числе на одного русского владельца - 448 дес, поляка - 330 дес, немца - 526 дес, чеха -116, еврея - 589 дес. земли150.

Рост немецкого землевладения вызвал опасения среди правительственных кругов империи. Эти опасения были вызваны нарастающей мощью Германии и её милитаристскими устремлениями в восточном направлении.