Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образование и общественная деятельность женщин Тобольской губернии II половины XIX - начала XX вв., 1860 - 1917 гг. Скачкова, Галина Константиновна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Скачкова, Галина Константиновна. Образование и общественная деятельность женщин Тобольской губернии II половины XIX - начала XX вв., 1860 - 1917 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Тобольск, 1998.- 195 с.: ил. РГБ ОД, 61 99-7/176-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Становление системы женского образования

1. Динамика численности и состава женского населения 25

2. Развитие общеобразовательной школы 31

3. Специальное образование 49

4. Духовно-нравственное воспитание 61

Глава 2. Активизация общественной деятельности женщин

1. Профессиональная и научно-просветительская деятельность 75

2. Попечительно-благотворительные и культурные общества 97

3. Усиление роли женских монастырей 113

Заключение 133

Источники и литература 139

Приложение 156

Введение к работе

Актуальность темы Положение женщин, составляющих более половины населения страны, определяется социально-экономическими противоречиями современного периода, весьма сходного с эпохой становления в России буржуазного строя. Демократические преобразования в российском обществе 60-х годов XIX века вызвали волну общественно-педагогического движения, в результате которой женщины получили право на образование, что, в свою очередь, привело к повышению их роли в духовной жизни страны, активизации их общественной, профессиональной, культурной и других видов деятельности.

Ныне действующая Конституция Российской Федерации декларировала широкие демократические права и свободы всем гражданам, но их практическая реализация затруднена жесткими рамками кризиса системы и государства. Последствия кризисных явлений во многом отразились и на состоянии женского населения страны: дискриминация в области труда и связанная с ней проблема занятости, падение жизненного уровня, препятствия в реализации своих профессиональных знаний в духовной области, невостребованность на рынке труда.

В обществе, где в духовной культуре превалируют мужские ценности, по меткому выражению Д. И. Писарева, «мужчины дирижируют оркестром общественных убеждений и являются запевалами"1, недостаточно интересуются потребностями духовного развития женщин, их влиянием на духовность общества в целом. Между тем, историки прошлого столетия подчеркивали, что "женщина -какою она проявляется в истории - это такой чувствительный барометр, который, прежде всего, отражает в себе состояние общественной атмосферы. "2

Наметившаяся демократизация российского общества, возрастание интереса к духовной жизни страны, проблемам женщин, а также поиск путей выхода из создавшегося положения требуют учета исторического опыта, накопленного в процессе образования и активизации общественной деятельности женщин в пореформенный период. В этой связи этого настоящее исследование приобретает актуальность.

Территориальные рамки исследования включают Тобольскую губернию -самую обширную и наиболее обжитую территорию Западной Сибири. По данным

1 Писарев Д. И. Собр. соч. - Т.1. - М.,1953. - С. 10.

2 Мордовцев Д. Л. Русские женщины. - М., 1993. - С.7.

Ежегодника России,1 Тобольская губерния занимала площадь в 1 219 229, 7 кв. версты, что равнялось 6 проц. территории России и 63 проц. - Западной Сибири.

Тобольская губерния изначально являлась центром духовной жизни Сибири. Первая светская и духовная школы были открыты в Тобольске в 1701-1703 гг. Здесь же возникли первые в Сибири духовная семинария и классическая гимназия. Тобольская губерния стала родоначальницей женского образования — женская школа, созданная декабристом И. Я. Якушкиным в г. Ялуторовске в 1846 году, получила широкую известность и признание. Тобольскую Марианскую женскую школу (впоследствии гимназию) современники называли «рассадником женского образования всей Сибири».

Хронологические рамки исследования охватывают период с 60-х годов XIX до начала 1917 г. Именно в этот период происходил интенсивный рост капиталистических отношений, который вызвал усиление темпов социально-экономического развития региона. В этой связи повышается образовательный уровень женского населения губернии, происходит рост самосознания, самоопределения женщин как субъекта активного социального творчества.

Степень изученности проблемы. В процессе разработки темы автор обращалась к общероссийским исследованиям и работам регионального характера. В историографии проблемы можно выделить три периода.

Первый период - 70-е годы XIX - нач. XX вв, - характеризуется пробуждением общественного интереса к женскому вопросу в России, попыткой выяснения его сущности. Особенностью данного периода является преобладание трудов ученых-гуманитариев. Общий взгляд на роль и место женщины в духовной жизни общества выразили русские философы Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, В. В. Розанов, В. С. Соловьев, 2 не оставив без внимания положительные изменения, происшедшие в женщине с развитием образования. Вместе с тем, названные авторы недооценивали роль образованной женщины в обществе, полагая, что образование и наука - приоритеты мужчины.

' Ежегодник России за 1914 год. - Петроград, 1915. - С. 23.

2 Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. - М. ,1989.-С. 399 - 420; Ильин И. А. Путь к очевидности. - М., 1993; Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. - М., 1991; Соловьев B.C. Смысл любви //Избранное.-М.,1990. -С. 165-190; Розанов В. В. Женское образовательное движение 60-х годов // Религия и культура. - Т.1 - М., 1989. -С. 129 -141.

Сторонники другой точки зрения, в их числе Н. Зинчеііко, П. Шашков, М. И. Катков ', считали право на образование краеугольным камнем женского вопроса в России. Взгляд идеологов женского образования поддерживали историки В. Михневич, Д. Мордовцев2, высоко оценивая интеллектуальное влияние женщин в обществе.

Особую значимость для настоящего исследования представляют работы русских педагогов XIX столетия - теоретиков и практиков женского образования К. Е. Ельницкого, В. Д. Сиповского, В. Я. Стоюнина, К. Д. Ушинского. 3 Наиболее ценным в грудах данных авторов является концепция женского образования в России с практической направленностью на педагогическую деятельность.

Заслуга историков, в их числе Е. Лихачева, М. Демков, В. Овцын, состоит в том, что они в своих работах создали объективную картину истории женского образования в России.4

Среди работ исторического профиля касательно исследуемого региона, преобладают труды, посвященные истории становления и деятельности женских учебных заведений: П. Головачева, Н. И. Палопеженцева, М. Р. Клериковой, Е. А. Фениксова, 5 которые анализируют ход и состояние учебного процесса, приводят характеристики учительского коллектива, попечительского совета и отдельных благотворителей, данные по социальному составу и динамике численности, приема, отсева и выпуска учениц.

При подробном рассмотрении вопросов общего образования женщин, их профессиональная деятельность освещена очень скупо. Исключение в этом

' Зинченко Н. Женское образование в России: Исторический очерк. -С-П.,1901; Катков М. И. О женском образовании. - М., 1897; Шашков А. Очерки истории русской женщины. - Спб., 1892.

2 Мордовцев Д. Л. Русские женщины. - М., 1993. - С. 7; Михневич В. Русская женщина ХУШ
столетия. Исторические этюды. - Киев, 1S95.

3 Ельницкий К. Преподавание педагогики // Народное образование. - 1906. -Т. 2. Кн. 9. - С.

161 -188; Ситювский В. Д. Избранные педагогические сочинения. - С - П., 1911; Стоюнин В. Я. Образование русской женщины // Собр. соч. - М., 1954. - С.58 - 66; Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. - Собр. соч. - Т. 1. - С. 56 - 72.

4 Лихачева Е. И. Материалы для истории женского образования в России (1828 - 1856 гг.). -
Спб., 1895; Демков М.И. Очерки по истории русской педагогики. - М., 1915; Овцын В. Развитие
женского образования (исторический очерк). - С - П., 1888.

5 Головачев П. Исторический очерк женского образования в Сибири // Сибирская жизнь. - 1898.
- 29 октября - 4 ноября; Палопеженцев Н. И. Народное образование в Ялуторовске и
Ялуторовском округе // Ежегодник Тобольского губернского музея. - Вып. 2.-Тобольск, 1894;
Клерикова М. Р. Исторический очерк за 25 лет существования Тюменской женской прогимназии
(1871 - 1896 гг.). - Тюмень, 1898; Фениксов Е. А. Краткий исторический очерк женской
воскресной школы г. Тобольска, 1894 - 1911 гг.

отношении составляет статья декларативного характера "Потребность женщины-врача в Сибири".'

В целом, труды дореволюционных авторов по исследуемой теме носят эмпирический характер, в них присутствует явно выраженный субъективный подход: либо идеализация женской личности, либо ее недооценка; они лишены каких-либо глубоких обоснований, обобщений, предложений и выводов. Тем не менее, это ценнейший источник для современных исследователей.

Второй период историографии включает работы, опубликованные в 20 - 80-е годы XX столетия, характерные заданной идеологической направленностью историко-педагогических исследований, призванных раскрыть и оценить исторический опыт с позиций марксизма-ленинизма. Рассматривая работы от общего к частному, следует отметить, что все они принадлежат историко-педагогическому блоку.

Работы В. П. Лапчинской, А. Я. Кипермана, Ф. С. Озерской, Л. Д. Филипповой, К. И. Львова, Г. А. Тишкина, Н. Н. Кузьмина2 воссоздают целостный тип женской школы, преимущественно, средней (женская гимназия), раскрывая формы организации, содержание обучения, методы преподавания и т. п., при этом подчеркивая ее ограниченный характер и подчинение узкоклассовым целям. Авторы недостаточно внимания уделяют личности, в них практически отсутствует попытка обобщения личного историко-педагогического опыта. В отличие от упомянутых авторов, В. М. Величкина исследует проблему образования в свете профессиональной деятельности женщин на педагогическом поприще.3

1 Потребность женщины - врача в Сибири // Восточное обозрение. - 9янв. - С. 1 - 2. гЛапчидская В. П. Возникновение женских гимназий в России и история первых лет их деятельности. - М, 1950; Киперман А. Я. Из истории женского образования в России в 60 - 70-е годы XIX в. // Ученые записки Иркутского пединститута. - Вып. 60. - Иркутск, 1963. - С. 199 -213; Озерская Ф. С. Средние женские учебные заведения // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. П-« пол. XIX в. - М., 1976; Филиппова Л. Д. Из истории женского образования в России // Вопросы истории. - 1963. - №2. - С.48 -61; Львов К. И. Женское образование // Очерки истории школы. - М., 1989. -С. 56 - 72; Тишкин Г. А. Женский вопрос в России в 50 - 60 годы XIX в. - Л., 1984.Кузьыин Н. Н. Низшее и среднее специальное образование в Сибири до Великой Октябрьской социалистической революции // Школа и педагогическая мысль Сибири. - Новосибирск, 1974. - С.74 -116.

3 Величкина В. М. Педагогическая и общественная деятельность народных учителей сельской дореволюционной школы. - Дисс.... канд. пед. наук. - М., 1975. - рукопись.

В этот период появляются и первые нетипичные для советской эпохи исследования, раскрывающие роль женщины в семейном быту и городской жизни (И. Б. Маркова, А. И. Куприянов)'.

Заслуга Н. С. Юрцовского в ранней советской историографии состоит в том, что он первым предпринял опыт анализа и обобщения состояния женского образования исследуемого региона. 2 Основным обобщающим трудом по истории женского образования является работа А. Д. Саблина.3 При безусловной содержательности этой работы сомнение вызывают выводы автора о том, что показатели состояния женского образования в Западной Сибири накануне социалистической революции оказались весьма убогими. Причину автор видит в «разнузданной, невероятно бессмысленной и зверской реакции со стороны правящих кругов Западной Сибири». В целом, методологические подходы в рассмотренном исследовании требуют значительного обновления. Весомый вклад в изучение женского образования внес известный историк Сибири Ф. Ф. Шамахов4, рассматривая его как составляющую образовательного комплекса региона.

Некоторые наработки по истории образования, общественной и культурной деятельности женщин содержатся в капитальном труде по истории Сибири.5

Заметим - если вопрос женского образования рассматривался более или менее объективно, то по профессиональной и общественной деятельности женщин совершенно отсутствует литература. Исключением являются работы, посвященные участию женщин и учащейся молодежи в революционно-демократическом движении, в попытке реформирования школьной жизни. 6

Новый этап в историографии темы, наступивший во второй половине 80-х - 90-е годы, связан с переосмыслением проблем духовности российского общества, изменением стереотипных подходов к различным вопросам истории и духовной культуры общества в целом.

1 Маркова И.Б. Досуг сибирских чиновников в 1-й пол. XIX - нач. XX йв. // Культурно - бытовые
процессы у русских Сибири ХУШ-XX вв.-Новосибирск, 1985.-С. 43 - 49; Куприянов А. И.
Общественные праздники в Омске в 1-й пол. ХГХ в. - Там же. - Новосибирск, 1985. - С. 65 -78.

2 Юрцовский Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири. - Ново-Николаевск, 1923.
Саблин А. Д. Общее я педагогическое женское образование в дореволюционной Западной
Сибири (ХУШ-XX вв.).-Горький, 1957.

4 Шамахов Ф. Ф. Школа Западной Сибири в к. XIX - нач. XX вв. - Томск, 1958.

5 История Сибири - Л., 1968. - Т. 3.

6 Копылов Д. И. Движение учащихся Тобольской губернии за обновление школы в 1905 - 1907
гг. // Тобольский архив: Прошлое и настоящее Тюменского края. Материалы научной
конференции. - Тобольск, 1994. - С. 38 - 42.

Заслуживает внимания, на наш взгляд, работа Е. И. Перфильевой, в частности, ее высокая оценка роли женской гимназии в развитии культуры и просвещения России.

Основательно и глубоко тему женщины-крестьянки, ее роли в семье и в воспитании детей, в системе материальных и духовных ценностей сибирской деревни, исследовали известные историки культуры Сибири М. М. Громыко, Н. А. Миненко, В. А. Зверев, К. Е. Зверева, Т. И. Березина.2

Вопросы образования и культуры женщин рассматривались на семи научных конференциях, проведенных Музеем истории народного образования Тюменской области в г. Тобольске (1992 - 1998 гг.). Авторы, в их числе И. В. Скипина, А. К. Новопашин, Т. А. Панова, В. И. Меньшиков, М. И. Федорова, М. С. Замятина, рассматривали вопросы развития женского духовного и профессионального образования, а также участия женщин в общественной жизни региона. 3

Новым явлением современной историографии является показ творческой деятельности женщин (Л. Г. Беспалова, Н. Е. Коновалова, О. Г. Немирова)4, участия женщин в организации и деятельности монастырей (Г. Макарова, А. И. Емельянов),

Таким образом, анализ рассмотренной литературы по исследуемой проблеме показывает, что она содержит довольно разнообразный фактический материал,

1 Перфильева Е. И. Становление и развитие среднего женского образования в России в XIX в.
(40-60 гг.). - Дисс. канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 1992. - Рукопись.

2 Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. -
М., 1986; Миненко Н. А. История культуры русского крестьянства Сибири в период феодализма.
- Новосибирск, 1986; Зверев В. А. Русская крестьянская семья в Сибири в к. XIX - нач. XX вв, -
Новосибирск, 1982; Зверева К. Е. Роль просвещения в жизни сибирского крестьянства в к. XIX -
нач. XX вв.//Развитие культуры сибирской деревни. -Новосибирск, 1986. -С. 101 - 118;
Березина Т. И. Трудовое воспитание в народной педагогике русских крестьян Сибири (1861 -
1917). - Новосибирск, 1990.

3 Скипина И. В. Православное церковное образование в Тобольской губернии в XIX в. //
Народное образование Тюменского края: историография, источниковедение. -Тюмень, 1993. -
С. 57 - 64; Новопашин А. К. Медицинское образование в Тобольске// Там же. - С. 24 - 30;
Панова Т. А. Профессиональные школы XIX - XX вв.в Тобольской губернии. //
Профессиональное образование Тюменского края: история и современность -Тобольск, 1996. -
С. 27-33; Меньшиков В. Н. Школы Ишима в годы 1-й мировой войны. // Школа, общество,
педагог. - Тобольск, 1997. - С. 57 - 64; Федорова М. И. Благотворители школы. // Образование и
культура Тюменского края в ХУШ - нач. XX вв. - Тобольск, 1998. - С.45 - 48; Замятина М. С.
Преемственность женской школы. \\ Там же. - С. 56 -59.

4 Беспалова Л. Г. Живое прошлое: Писатели XIX века о Тюмени. - Свердловск, 1987.
Коновалова Е. Н. Книгоиздание в Тобольской губернии (11-я пол. XIX - нач. XX вв.). - Тюмень,
1995; Коновалова Е. Н. Архивные материалы Тюменской области XIX - нач. XX вв. как
книговедческий источник // Научно-практическая конференция "Словцовские чтения" (Тезисы
докладов). - Тюмень, 1993. Сб. 2. - С.ЗО - 32.; Немирова О. Г. Курганская школа XIX - нач. XX
вв. - Курган, 1993.

5 Макарова Г. Кондинский монастырь // Югра. - 1995. - Jfe 8.- С.24 - 26; Емельянов А. Л.
350 лет селу Рафайлово. - Тюмень, 1995.

раскрывающий и характеризующий конкретно-исторический опыт решения женского вопроса в специфических условиях сибирского региона. Вместе с тем следует отметить, что широкий взгляд на означенную проблему был характерен на начальном этапе историографии, где наряду с работами исторического профиля распространение получили труды ученых-гуманитариев. В последствии происходило сужение аспектов темы исследования до проблемы женского образования. В современный период историки и ученые-гуманитарии пытаются переосмыслить и по-новому взглянуть на роль женщины в семье и обществе. Тем не менее, работы обобщающего характера по проблеме исследования на данном этапе историографии отсутствуют. Наша задача состояла в том, чтобы собрать по крупицам материал, накопленный предшественниками и перейти к системному, комплексному изучению означенной проблемы с привлечением новых содержательных источников.

Цель данного исследования заключается в выяснении и обобщении конкретно-исторического опыта развития образования и вследствие этого активизации общественной (профессиональной, попечительно-благотворителыюй, культурной, религиозной) деятельности женщин Тобольской губернии в 60-е годы XIX в. -1917 г.

Из поставленной цели вытекают соответствующие задачи:

1. Выяснить объективное влияние экономических, социально-демографических
и духовных факторов, определяющих и характеризующих место и положение
женщин в исследуемом регионе.

  1. Рассмотреть основные направления и значение женского образования и просвещения, деятельность общих и профессиональных женских учебных заведений региона.

  2. Исследовать и оценить наиболее распространенные формы и методы духовно- нравственного воспитания женщин, подчеркнуть роль православной церкви в формировании духовных основ личности.

  1. Дать характеристику профессиональной деятельности женщин в социально-образовательной сфере, в научном и художественном творчестве.

  2. Обобщить и оценить участие женщин в попечительно-благотворительной и культурной деятельности.

  3. Показать вклад женщин в духовное и социальное развитие сибирского общества.

Объектом данного исследования выступает женское русское население Тобольской губернии, так называемая «образованная», межсословная группа.

Источниковую базу данного исследования с учетом содержания, назначения и вида документов можно разделить на следующие группы.

К первой группе относятся официальные документы государственных органов власти и управления и подзаконные нормативные акты, характеризующие их политику в регулировании вопросов права, образования, служебной и общественной деятельности женщин (Свод Законов Российской империи, Положения о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения и дополнения к ним, Уставы женских гимназий Ведомства Императрицы Марии, распоряжения и постановления по Министерству народного просвещения, циркуляры по Западно-Сибирскому учебному округу).

Вторую группу источников составляют труды ученых-гуманитариев -идеологов и теоретиков женского вопроса в России: Н. А. Бердяева, Н. А. Зинченко. Д. Л. Мордовцева, М. Н. Каткова, В. Я. Стоюнина, К. Д. Ушинского и др., которые теоретически обосновали историческую роль и место женщины в обществе, определили приоритеты и пути достижения фактического равенства женщин, повышения их общественной активности.

В третью группу источников объединены статистические сборники и справочная литература (Первая Всеобщая перепись населения России, Ежегодник России за 1904 - 1914 гг., Список населенных мест Российской империи (1871 г.), Памятные книжки Тобольской губернии (1860 - 1915 гг.), Календари Тобольской губернии (1888 - 1896 гг.), Адрес - Календари (1888 - 1904 гг.), Обзоры Тобольской губернии (1872 - 1914 гг.), Справочная книга Тобольской губернии (1907 г.), Справочная книга Тобольской Епархии (1913 г.) Упомянутые издания позволяют выявить социально-экономические, демографические особенности развития региона, проследить динамику численности, социального состава, вероисповедания, грамотности и образовательного уровня женского населения Тобольской губернии.

Многочисленную группу источников составляют уставы и отчеты местных обществ, в деятельности которых принимали участие женщины.

В целом, опубликованные источники отличаются значительным

разнообразием, богатым содержанием фактического материала и цифровых данных по всем аспектам исследуемой проблемы. Вместе с тем, они не лишены

субъективных оценок и выводов, достоверность содержания некоторых из источников можно подвергнуть сомнению.

Самую многочисленную группу источников составляют архивные материалы Государственного архива Российской Федерации, Государственного архива Омской области, Государственного архива Тюменской области, Тобольского филиала Государственного архива Тюменской области. В общей сложности исследователем изучено более 300 дел 27 фондов. Наиболее ценные сведения в архивах представлены по истории женских учебных заведений: фонды Тобольской Мариинской женской гимназии ', Тюменской женской гимназии 2, Тобольской фельдшерско-акушерской школы 3, Тарской женской прогимназии 4и др.

В целом архивные документы достаточно разнообразны по форме и содержанию, отражают различные аспекты исследуемой темы, при этом требуют критического осмысления, тщательного анализа и отбора наиболее существенных.

Важную группу источников составляют материалы периодической печати (газеты: "Тобольские губернские ведомости", «Сибирский листок», «Восточное обозрение», «Сибирская жизнь», журнал «Сибирские вопросы»).

Существенный интерес представляют рукописные материалы фондов Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника: Е. Г. Чекмезовой, 5 М. Н. Костюриной 6, Е. Н. Знаменской 7 и Музея народного образования Тюменской области при ТГПИ им. Д. И. Менделеева: М. Н. Елохиной, М. П. Зверевой, А. И. Бакалдиной, А. А. Красновской, В. М. Европейцевой 8 и др. Названные документы ценны тем, что включают воспоминания учителей о педагогической деятельности в исследуемый период и вместе с тем, они в большей степени, чем другие, грешат субъективной оценкой и неполной достоверностью информации.

В целом, для выяснения объективных данных опубликованных и

неопубликованных источников автор производила перепроверку информации, используя метод перекрестного анализа, а также фронтальный и выборочный

1ТФ ГАТО, ф. 165. 2 ГАТО, ф. И - 55. 3ТФГАТО, ф. 168.

4 ГАОО, ф. 378.

5 Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, ТМ КП № 13
483.

6Тамже,ТМКП№13 589.

7 Там же, научный архив, д.№ 25.

4 Музей истории народного образования Тюменской области, дд. № 29, 35.42, 67, 106.

методы. Необходимо отметить, что большинство использованных в диссертации источников отличается достоверностью, разнообразием и глубиной содержания, что позволяет восполнить пробелы, существующие в историографии проблемы, и восстановить достоверную и достаточно полную картину развития образования и общественной деятельности женщин Тобольской губернии, а также систематизировать и обобщить исторический опыт их духовного развития в рассматриваемый период.

Методологической основой диссертации является обшссоциологическая концепция и теория развития и познания. Исследование основано на принципах историзма, объективизма, типизации исторических явлений, единства и взаимосвязи общего и особенного, преемственности, непрерывности, последовательности в освещении и осмыслении исследуемых проблем. Основными методами исследования являются проблемно-хронологический, метод системного и комплексного подхода к отбору источников, сопоставительно-сравнительный метод, выделение ведущего звена, выявление причинно-следственных связей. При исследовании использованы как историко-статистическая, так и культурно-личностная модели.

Научная новизна выполненной работы определяется тем, что она представляет первую попытку комплексного исследования женского вопроса в Сибири на материалах Тобольской губернии. Автор вводит в научный оборот широкий круг документов центральных и местных архивов, материалов периодической печати, статистики и воспоминаний современников, характеризующих разные аспекты исследуемой проблемы. Вопросы становления и развития женского образования рассматриваются в контексте повышения общественной активности женщин как результата образовательного процесса.

Апробация и практическая значимость исследования. Основные положения диссертации были изложены автором в выступлениях: на шести областных научно-практических конференциях по проблемам народного образования Тюменского края, проводившихся в Тобольске ТШИ им. Д. И. Менделеева совместно с музеем истории народного образования Тюменской области - "Исторический опыт народного образования Тюменского края" (1992), "Народное образование Тюменского края: историография, источниковедение"(1993), "Педагогика и школа"(1994), "Профессиональное образование Тюменского края: история и современность"(1996), "Общество, школа, педагог" (1997); «Образование и

культура Тюменского края в ХУШ - нач. XX вв.» (1998); четырех научно-практических конференциях Тюменского областного краеведческого музея "Словцовские чтения", всероссийских конференциях "Русский вопрос" и "Макушинские чтения" в Омске, международной конференции "История и гражданственность" в С.-Петербурге и др. Сообщения получили положительную оценку и были опубликованы в соответствующих сборниках материалов конференций. Всего по теме исследования автором было опубликовано 21 работа общим объемом в 4,5 печ. листа.

Материалы диссертации включены в экспозиции и программы экскурсий Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника и Музея истории народного образования Тюменской области.

Структура диссертации. Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка использованной литературы и источников.

Динамика численности и состава женского населения

К началу исследуемого периода Тобольская губерния, будучи одним из крупнейших административно-территориальных образований Российской империи, имела население в 1 021 300 человек,1 значительно уступая в численности другим регионам страны.

К 1897 году общая численность населения края, по сравнению с 1858 годом, возросла в 1,4 раза, составив 1 433 000 человек, при этом женщин насчитывалось 726 545 человек, что составляло 51 проц. от общей численности населения губернии. Таким образом, из всей Сибири и Дальнего Востока только в Тобольской и Томской губерниях, подобно Европейской части России, отмечалось преобладание численности женского населения над мужским.

В Тобольской губернии в среднем на 1 тыс. мужчин приходилось 1 028 женщин. В сельской местности численный перевес женщин был еще более значительным - на 1 тысячу мужчин приходилось 1 034 женщины.2 Данный факт объяснялся, главным образом, сокращением численности мужского населения в связи с их уходом на заработки в ближайшие города, а также отбыванием воинской повинности. Тем не менее, в 1904-1909 гг. наблюдалось некоторое увеличение численности мужчин на селе, связанное с массовым переселенческим движением, так как им было легче перенести тяжести далекого пути и устройства на новом месте. К тому же именно на них выделялись земельные наделы. Накануне первой мировой войны по мере укрепления мигрантов последней волны половая диспропорция в селениях естественным образом сглаживалась.

На одну тысячу мужчин приходится:

Города, будучи административными, торгово-промышленными, транспортными центрами, притягивали к себе из сельской местности Сибири, из западных регионов страны преимущественно работников - мужчин. В городах зимовали крестьяне, посланные от обществ или отдельных семей из малоземельных местностей России для приискания в Сибири хороших и удобных земель. В городах были сосредоточены воинские гарнизоны, сюда стремились ссыльные, отставные, военные, чиновники на пенсии и т. д. Вследствие того, лица женского пола в общей массе городского населения составляли 48,4 проц. Для сравнения: женщины преобладали в общей численности сельского населения (51 проц.).1

Исключением из наметившейся тенденции являлись Сургутский, Березовский и Тюкалинский уезды, в которых вне городов превалировало мужское население. Сургутский и Березовский уезды - это северные регионы, населенные по большей мере инородцами, среди которых преобладали мужчины. Кроме того, суровые условия проживания и характер занятий русского населения (преимущественно торговля с инородцами) способствовали закреплению здесь мужского контингента. В Тюкалин-ском уезде освоение земель еще не было завершено, в отличие от уездов с высоким процентом коренного населения (Ялуторовского, Курганского) - там численность женщин была самой значительной.

Среди возрастных групп женщины преобладали по численности над мужчинами в самом дееспособном возрасте от 20 до 39 лет. В других возрастных группах перевес был на стороне мужчин.

Тобольская губерния, как и другие российские губернии, была аграрной, поэтому подавляющее большинство в ней составляло население, связанное с занятием земледелием и сельскохозяйственными промыслами - 93, 9 проц. Следовательно, на жителей городов приходилось всего 6,1 проц. Доля горожанок в общей численности женского населения губернии не превышала 5,6 проц., а сельских жительниц было, соответственно, 94, 4 проц.

За период с 1897 по 1914 годы общая численность лиц женского пола в России в целом возросла в 1,3 раза, или на 27 проц. , а в Тобольской губернии отмечался прирост численности женского населения в 1,4 раза, или на 41,8 проц. к первоначальному показателю.4 В связи с интенсивным развитием в начале XX века промышленности, торговли, оживлением городской жизни усилился приток населения в города и стал очевиден опережающий рост численности городских жительниц перед сельскими, соответственно, в 1,6 раза, или 56 проц., и в 1,4 раза, или 39 проц. к первоначальным данным.1 Необходимо отметить, что прирост мужского городского населения происходил еще более быстрыми темпами (за указанный период он составил 86 процентов), в связи с этим доля женщин в городах уменьшилась на 4,4 , составив к концу исследуемого периода 44 проц. от общей численности городских жителей.2

Состав женского населения на территории губернии был многонациональным: свыше 90 проц. составляли русские, около 5 - татары, 2,5 - финны, 0,4 - поляки, 0,2 - евреи. На долю прочих национальностей, в т. ч. инородцев приходилось менее 1 проц. женского населения.3

Просматривается динамика в сословном составе женского населения Тобольской губернии. За 1897 - 1913 гг. удельный вес представительниц крестьянского сословия возрос с 82 до 91 проц., остались неизменными численность женщин мещанского сословия, в пределах 3 проц., духовенства (0,3 проц.), торгового сословия (0,2 проц.). Доля женщин дворянского сословия уменьшилась 0,18 до 0,13 проц. 4

Показатель принадлежности женского населения к различным религиозным конфессиям не претерпел существенных изменений за исследуемый период. Примерно 90 проц. женщин исповедовали православие, 5 проц. принадлежали к старообрядческим общинам и религиозным сектам, 3,6 - придерживались мусульманской веры, 0,5 проц. - католической, 0,2 проц. исповедовали иудаизм. Небольшие по численности группы женщин соблюдали протестантскую, армяно-григорианскую веру. Женщины коренных национальностей Севера продолжали соблюдать языческие обычаи и обряды.

Документы Переписи 1897 года свидетельствуют, что кроме основных видов деятельности - ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, участия в различных видах сельскохозяйственных работ, женщины занимались и побочными промыслами: обработкой хлопка и фабричным производством различных изделий из него, красильно-набивным и отделочным производством, изготовлением шерстяных изделий; чулочным, трикотажным, ковровым, рогожным, мочальным, кружевным производством, вышивкой, шитьем одежды; торговлей, в основном мелочной, смешанной торговлей различными товарами; в качестве прислуги, прачки и т. п.

Изложенные показатели численности, возрастного, национального, сословного состава, вероисповедания и занятий свидетельствуют, что состав женского населения Тобольской губернии был неоднородным и довольно разнообразным. Выявленные особенности и тенденции были тесно связаны с ростом экономики региона, усилением производства, в частности, тех отраслей, где был задействован мужской труд, миграционным движением, освоением территорий и т.д. В целом, женщины составляли экономически активную часть населения губернии. С учетом объективных показателей, характеризующих состав и занятия женского населения, создавалась и система женского образования исследуемого региона, определялась специфика их общественной деятельности.

Специальное образование

Развитие капитализма в России вызвало потребность в создании профессиональных учебных заведений различных направлений: педагогического, медицинского, технического, торгово-коммерческого, сельскохозяйственного, лесного, землеустроительного и т. д.

По данным Ежегодника за 1914 год, в Сибири действовало 57 специальных учебных заведений с численностью обучавшихся в 6 тыс. человек, из которых 2 тыс., т. е. одна треть, составляли учащиеся женского пола.2

Основным направлением профессиональной ориентации женщин Тобольской губернии стало педагогическое, которое получило развитие с создания в начале XX века дополнительных педагогических классов при женских гимназиях и Тобольском епархиальном училище.

Возможность заниматься педагогической деятельностью имели выпускницы всех женских учебных заведений: перворазрядных училищ (Мариинская женская школа), гимназии, прогимназии. После принятия правительственного Положения 1971 года, женские учебные заведения, так или иначе, нацеливали выпускниц на педагогическую деятельность, знакомя их с основами педагогики и дидактики. Статус окончивших педагогические классы был значительно выше, чем прочих выпускниц. В зависимости от успехов, они пользовались или приобретали особо престижное право домашних наставниц, а ученицы общеобразовательных классов женских гимназий могли рассчитывать только на звание первоначальных или учительниц народных школ. \

В Положении об учащихся специальных курсов (дополнительных педагогических классов) женских гимназий предусматривалось общее знакомство с главными принципами воспитания детей, методиками преподавания предметов учебного кур ca (в зависимости от направления: словесного или физико-математического) и проведение педагогической практики под руководством преподавателей. Специализация педклассов способствовала более углубленному изучению предметов.1

Так, ученицы восьмого дополнительного класса со словесным направлением изучали методику начального обучения русскому языку, русский язык и церковно-славянский, историю русской литературы. Обучение воспитанниц двухгодичного педагогического класса Тобольского епархиального училища физико-математического направления основывалось на овладении методиками преподавания арифметики, географии, космографии, естествоведения, а также изучении таких предметов, как алгебра, геометрия, тригонометрия, физика.3

Значительное внимание уделялось преподаванию специальных курсов: анатомии и гигиены, педагогики и психологии. Содержание предмета педагогики охватывало следующие разделы: дидактика и ее связь с педагогикой; соотношение между воспитанием и обучением; цели образования; классная и предметная система обучения; учебные средства; школьная дисциплина; гигиена школы и устройство школьных зданий; внутренняя организация школы. Особое место в программе отводилось личности учителя, его роли в обучении и воспитании, включая такие понятия, как основные элементы педагогического таланта, подготовка к делу учительства, личные качества учителя, заботы о совершенствовании личности учителя.1

При неформальном подходе, преподаватели педагогического класса приучали учениц заниматься самообразованием - изучать книги и статьи по вопросам воспитания и обучения, развивали письменную и устную речь выпускниц через подготовку рефератов и сообщений. Программой педкласса предусматривалось и знакомство с учебниками, по которым молодым специалистам предстояло работать в школе. Педагогическая практика будущих учительниц заключалась в наблюдении за детьми подготовительного класса гимназии или образцового начального училища и проведении пробных уроков. Ученицы помогали классным надзирательницам готовить необходимое оснащение для уроков, играли с детьми, присутствовали на образцовых уроках опытных учителей, участвовали в педагогических конференциях.

Поучителен в этом отношении опыт, накопленный Тобольским епархиальным училищем. Еще до открытия специального педагогического класса выпускниц-епархиалок готовили к работе с детьми в школах Св. Синода, педагогическую практику они проходили в городской женской воскресной школе. В 1894 году при училище было построено новое здание, в котором открыли образцовую начальную школу для девочек. Ученицы 6-го класса по очереди дежурили в школе. После прохождения курса общей дидактики практикантки давали по одному уроку в неделю, участвовали в просмотре и обсуждении уроков своих одноклассниц. На итоговом экзамене, по окончании курса наук, ученицы, наряду с устным изложением материала, демонстрировали урок на тему, предложенную учителем. Опыт подготовки учительниц Тобольским епархиальным училищем получил международное признание в 1893 году на Всемирном педагогическом Конгрессе в Чикаго. 1 После открытия в 1908 году специального педагогического класса процесс подготовки учительниц для церковно-приходских школ стал еще более совершенным и целенаправленным.

Будущие учителя из Тюменской женской гимназии закрепляли полученные теоретические знания на практике в летних детских яслях и приютах, организованных силами преподавателей и учащихся на средства местного Общества повсеместной помощи воинам и их семьям в годы первой мировой войны. Детские приюты были открыты в четырех селах Тюменского уезда; в деревнях Кулаково и Черви шевском ими руководили классные надзирательницы О. М. Шмурыгина и А. Г. Кашинцева, а в Падерино и Андрюшкино - местные учительницы. Их помощницами были ученицы гимназии Перемивалова, Дупленская, Брызгалова, Березкина, Кузнецова, Хилькевич. Все они трудились добровольно и безвозмездно. Работе в яслях предшествовала подготовка: врач гимназии Ноторин читал практиканткам лекции по основам санитарии и гигиены. 2 Выпускницы Тобольской Мариинской гимназии сестры Ишимцевы, А. Секлютина в летние каникулы занимались с детьми на площадке, организованной Тобольским обществом внешкольного образования в Благовещенском сквере в 1916 году. Они помогали воспитателям проводить занятия по чтению, лепке и конструированию из природного материала и т.п., совершали экскурсии по окрестностям Тобольска, готовили и проводили праздники и массовые мероприятия. Руководила площадкой выпускница педагогических курсов Фребеля в Петрограде Н. В. Костюрина. По оценке заведующей, «дети посещали площадку очень охотно и довольно регулярно. Отношение детей к руководительницам было хорошее, дети всегда радостно бежали навстречу к руководительницам, и, расставаясь с ними в последний день площадки, провожали их слезами.»3

Значимость педагогических классов снизилась в связи с принятием в 1916 -1917 г.г. ряда правительственных документов, которые стимулировали рост женского высшего образования. В женских гимназиях, кроме педагогических, стали создаваться общеобразовательные классы, приближенные по курсу к мужским гимназиям. Несмотря на то, что педагогические классы в губернии начали создаваться перед первой мировой войной и не успели развернуть свою деятельность в полном объеме, тем не менее, они явились прообразом специальных педагогических учебных заведений. Педагогические классы, будучи ценным приобретением дореволю ционной педагогики, обобщили и формально узаконили плодотворный опыт подготовки педагогических кадров в женских образовательных учебных заведениях.

Пять педагогических классов при женских гимназиях и епархиальном училище не могли удовлетворить растущие потребности региона в квалифицированных учительницах. В 1907 году директор народных училищ Тобольской губернии Г .Я. Ма-ляревский выступил с ходатайством перед Попечителем Западно-Сибирского учебного округа об открытии в подведомственной ему дирекции женской учительской семинарии. Г.Я. Маляревский лично разработал проект будущей семинарии. Местом для этого учебного заведения он предлагал выбрать г. Ялуторовск, поскольку город имел железнодорожное сообщение с южными уездами Тобольской губернии, и жизнь в нем отличалась дешевизной и напоминала сельскую из-за небольшого количества жителей. По предположению директора народных училищ, «учась здесь, ученики не получат вкуса к городским развлечениям и городской жизни и потом охотнее поедут в села».1 В то же время, в Ялуторовске, в отличие от сельской местности, имелись медицинская помощь, казначейство, почта и телеграф.

Профессиональная и научно-просветительская деятельность

Общее и специальное образование, ставшее доступным для различных социальных слоев женского населения России, позволило им заниматься профессиональной деятельностью, в первую очередь, на ниве просвещения. Правительственное положение «О допущении женщин на службу в общественные и правительственные учреждения» (1871 г.), в частности, указывало: «Поощрять женщин на поприще воспитательном, где они уже ныне занимают должности учительниц в начальных школах и низших классах гимназии, а будет признаваться возможным, то представлять учебному ведомству расширять круг их деятельности на этом поприще.» Известные русские педагоги, Н. А. Вышнеградский. Н. И. Пирогов, В. Я. Си-повский, В. Я. Стоюнин, К. Д. Ушинский теоретически и практически поддерживали эту идею. В частности, Василий Дмитриевич Сиповский (педагог, издатель и редактор журнала «Женское образование») указывал на черты, «выгодно отличавшие учительниц от учителей - это большая добросовестность в отношении к своим обязанностям и большая сердечность в отношении к учащимся - два качества в педагогическом деле весьма ценные... Дети, малоуспешные или почему-либо отставшие от класса, вызывают у учительниц гораздо более, чем у учителей, искреннего участия, более желания помочь им, хотя бы это стоило и большого труда и значительной затраты времени... В сельских школах, в деревнях, где положение учительницы и материальное, и во всех других отношениях крайне трудное, она является в буквальном смысле настоящей подвижницей. И это не исключение, а типическое явление.»2

Выше приведенные данные показывают, что государственная заинтересованность в распространении женской педагогической профессии, возможность активной реализации образованными женщинами своих творческих и профессиональных наклонностей и обретения, в какой-то мере, материальной самостоятельности, стимулировали в стране в исследуемый период быстрый рост численности женщин-учительниц, в частности, в начальных школах различных ведомств.

По данным Ежегодника за 1908 год в начальных школах страны трудились 46 проц. учителей и 54 проц. учительниц, в Сибири, соответственно, 45, 8 проц. учителей и 54,2 проц. учительниц. Тобольская губерния по численности учительниц, занятых в начальных школах различных ведомств, находилась на первом месте в стране - на их долю здесь приходилось 77, 1 проц. общего числа учителей.

Значительное преобладание численности учительниц над учителями в Тобольской губернии было исторически обусловлено - здесь развивались сферы экономики и управления, традиционно ориентированные на мужскую часть населения: правительственные учреждения, духовные ведомства, коммерция, железные дороги, пароходство, маслоделие и проч. Поэтому деятельность женского населения была связана с обучением и воспитанием подрастающего поколения, а также с обслуживанием населения.

По уровню квалификации учительницы делились на следующие категории:

1) со специальным образованием - выпускницы высших педагогических учебных заведений, педагогических классов гимназии, учительских семинарий, второклассных церковно-приходских школ; 2) с общим образованием - окончившие гимназии, прогимназии, епархиальные училища; 3)практики - сдавшие экзамен на звание народной учительницы.

Первая категория - самая малочисленная, поскольку, как уже было изложено, педагогические классы гимназий и епархиального училища, а так же учительская семинария были открыты в начале XX века. Между тем, выпускницы общеобразовательных женских учебных заведений уже осваивали профессию учителя на практике. Данные 1908 года подтверждают этот факт: на 1 января в школах Министерства народного просвещения Тобольской губернии служили 386 учительниц, из них со специальным образованием - 38, с общим - 348.2 Учительницы со специальным образованием, в частности, выпускницы высших учебных заведений и пед-классов гимназий, являлись самой высокообразованной частью педагогов, их отличали широкая эрудиция, знания методик преподаваемых предметов и, что очень важно, - умение пополнять свою теоретико-методическую базу путем работы с литературой и материалами периодической печати.

По сведениям 1916 года, самый высокий образовательный ценз имели специалисты Ишимской женской гимназии, почти все учительницы основных предметов обладали дипломами о высшем образовании. Так, Анна Ивановна Веселовская окончила Московские педагогические женские курсы при Обществе воспитательниц и учительниц, Нина Петровна Бережкова, Наталья Владимировна Оранская, Ольга Яковлевна Кухтина - Петроградские высшие женские курсы, Вера Васильевна Клевцова - Петроградские высшие женские курсы Лохвицкой-Скалон, Анна Андреевна Рыбакова - Курсы новых языков Лохвицкой-Скалон. Прасковья Гавриловна Хавкин, учительница арифметики, выпускница педкласса Омской женской гимназии, обладала богатым профессиональным опытом - за свой добросовестный труд была награждена серебряной медалью «За усердие» на Станиславской ленте и подарком княгини Марии Павловны - браслетом с рубином и бриллиантами.1

Высокообразованными специалистами были учительницы Курганской женской гимназии. Так, Лидия Александровна Юшкова окончила историко-филологический факультет Московских женских курсов; Александра Петровна Николаевская - историко-философское отделение Петербургских высших женских курсов; Феоктиста Ивановна Редькина - экономическое отделение со званием кандидата экономических наук Московского коммерческого института. Начальница гимназии Мария Матвеевна Волкова за свои труды на педагогическом поприще была награждена золотой медалью с надписью «За усердие» для ношения на груди на Аннинской и Станиславской лентах, медалью в память царствования императора Александра III и медалью дома Романовых. Таисью Ильиничну Лукьянову, выпускницу Тобольской Мариинской школы, за труды по народному образованию наградили золотой медалью «За усердие» на Аннинской ленте, серебряной медалью на Александров ской ленте и медалью в память 300-летия дома Романовых. Зинаида Петровна Ги-ганова окончила Омскую гимназию почетных граждан Поповых, награждена золотой медалью «За усердие» на Александровской ленте и медалью дома Романовых. Анна Николаевна Глераш, выпускница Курганской женской гимназии, награждена медалью «За усердие» на Станиславской ленте и медалью в память царствования дома Романовых.!

Практически все преподавательницы Тюменской женской гимназии окончили высшие учебные заведения или педагогические классы гимназий, обладали богатым педагогическим опытом. Ольга Дмитриевна Мельникова окончила полный курс физико-математического отделения при С-Петербургских женских курсах группы биологии, Софья Николаевна Шумилова - С-Петербургские высшие женские курсы по историко-филологическому факультету. Александра Александровна Юрис, выпускница Омской женской гимназии, была награждена серебряной медалью в память императора Александра III; на службе в Тюменской прогимназии в качестве преподавательницы математики состояла с 1885 года, а с 1908 года - начальница гимназии. Наталья Сергеевна Огибенина, дочь солдата, окончила курс Омской женской гимназии со званием домашней наставницы - с 1898 года служила учительницей арифметики прогимназии, затем гимназии, с 1912 года избрана на должность секретаря педсовета.2

Богатым профессиональным опытом и преданностью своему делу отличались и учительницы начальных школ. К примеру, стремлением к постоянному совершенствованию и повышению своей квалификации отличалась Анна Васильевна Ремен-никова, учительница Тобольского высшего начального училища. Родилась А. В. Ременникова в семье купца в 1866 году. В 1885 году окончила П-е отделение Мари-инской женской школы и начала свою педагогическую деятельность в Лапушин-ском сельском училище. Затем вернулась в Тобольск и возглавила Александров ский детский приют. С 1904 года - учительница основных предметов и рукоделия в Тобольском женском двухклассном приходском училище. В 1909 году выдержала экзамен испытательной комиссии при Тюменской женской гимназии на звание учительницы рукоделия в женских гимназиях и прогимназиях и получила свидетельство. В 1910 году Анна Васильевна Ременникова окончила теоретический и практический курс башмачного ремесла под руководством г-жи Беляевой-Вериго. За труды по народному образованию 25 марта 1912 года была награждена серебряной медалью «За усердие» для ношения на груди на Александровской ленте. В 1913 году Анна Васильевна Ременникова прослушала летние курсы естествоведения при П-й гимназии Петрограда, принимала участие во всех практических работах и экскурсиях учебного характера. С 1 сентября 1913 года она была допущена к временному исполнению обязанностей учительницы преобразованного с 1 октября 1913 года Тобольского высшего начального училища. Приказом Министерства народного просвещения утверждена в должности учительницы названного училища, которое в 1916/17 учебном году стало базовым для вновь открытого в Тобольске учительского института.1

Усиление роли женских монастырей

К концу XIX века в России возросла роль и заметно активизировалась деятельность женских монастырей. По данным 1916 года, в стране насчитывалось 467 мужских монастырей (11 332 монахов и 9 603 послушников). Численность обитательниц такого же числа женских монастырей (16 285 монахинь и 54 903 послушниц) - более чем в три раза превышала соответствующие показатели по мужским монастырям. 1 Подобная картина наблюдалась и в Тобольской губернии. Если в 1869 году в губернии действовало два женских монастыря: Иоанно-Введенский и Туринский Николаевский с общей численностью монашествующих женщин в 186 человек, то к 1913 году в трех женских монастырях (Туринском, Иоанно-Введенском и Кондинском) и двух общинах (Обдорской и Рафаиловской), приписанных к Ионно-Введенскому монастырю, проживало более 500 женщин.2

Тенденция возрастания места и роли женских монастырей в исследуемый период была обусловлена совокупностью объективных и субъективных причин. Во-первых, образованные женщины, стремившиеся к реализации своих духовных потребностей, могли выбрать богослужебную деятельность своим жизненным кредо или заняться просветительской деятельностью в монастырской школе; во-вторых, в монастырях традиционно обретали чувство покоя и независимости женщины, не сумевшие выйти замуж - «вековухи», чтобы не быть обузой для своих родителей и родственников; в-третьих, в монастырской обители находили приют девочки-сироты, которые там же получали образование и обучались рукоделиям или мастерству в церковных видах ремесел. Многие из воспитанниц впоследствии посвящали себя богослужебной деятельности. Наконец, успехи женских монастырей в хозяйственной деятельности, в культуре и просвещении, развитии ремесел привлекали к себе большое число женщин из местного населения.

Несмотря на замкнутость образа жизни, - «монашеская жизнь есть удел особенных избранников Божьих, занятия их многотрудны: чтение и поучение в слове Божием, молитвы, телесные труды, пост, сокрушение о грехах, покаяние, чистота (душевная и телесная), смирение, послушание, терпение исполнить все, что требует наш спаситель и святая церковь во спасение всех и каждого из нас», !- женские монастыри являли собой центры культуры и просвещения края, а также слаженные хозяйственные организации, отличавшиеся рачительным отношением к природе.

История возникновения всех женских монастырей в крае была примерно одинаковой. Образовавшись в середине семнадцатого века как мужские монастыри, достигнув значительных высот в хозяйственном и культурном отношениях, с течением времени они были преобразованы в женские. Причиной послужил известный Указ Екатерины II 1764 года о секуляризации монастырских имуществ, который резко изменил их положение, и мужские монастыри стали приходить в упадок. Спасая угасавшие светочи культуры, Синод решил преобразовать мужские монастыри в женские. Видимо, природные качества женщин - доброта, сострадание, терпение, выносливость, способность обживать даже самые дикие места и т.п. -обусловили большую устойчивость и жизнеспособность женских обителей по сравнению с мужскими. Во многом способствовала этому и наметившаяся в середине XIX века тяга женщин к образованию, поиску смысла жизни, стремление к духовной и экономической самореализации, независимости.

«Старшим» из тобольских женских монастырей являлся Туринский Николаевский, обращенный в женский в 1822 году. Значительную роль в реорганизации монастыря сыграли два тайных постриженника в монахи Зосима и Василиска при участии женщин - Натальи Николаевны Васильевой, жительницы Кузнецка, и ее дочери Натальи Матвеевой, Евдокии Романовой - купеческой дочери, Анисьи Ивановой - вдовы, мещанской жены. Они отправили Зосиму (в миру - отставного поручика Захария Богданова) в святой Синод, снабдив его доверенностью и необходимым количеством денег. 26 октября 1822 года, в день великомученика Дмитрия Солун-ского, просители вернулись в Туринский монастырь для принятия всего монастырского имущества согласно указа духовной консистории.

С 1825 года монастырь стал управляться непосредственно настоятельницей монастыря. Известны имена первых настоятельниц: Александра, Рахиль, Зинаида, Амфилохия, Пульхерия. Заметный след в истории монастыря оставила настоятельница Афинодора. Она была вызвана из Новгородского монастыря в 1843 году и управляла в течение 20 лет, доведя «монастырь до примерного цветущего состояния».1

В начале 60-х годов в монастыре проживало 101 чел., из них монахинь - 17, рясофорных - 38, послушниц, живущих по указу и уволенных от своего общества - 9, проживавших по билету - 37. К концу XIX века численность обитательниц монастыря увеличилась до 159: монахинь - 30, рясофорных - 54, послушниц - 75 - «все, по большей части, из простого звания, именитых монахинь нет».3

Сестры вели слаженное хозяйство, обрабатывали сенокосные и пахотные угодья: жали, косили, убирали и обмолачивали хлеб. Для пахоты нанимали работников. Угодья монастыря были довольно обширными: д. Пушкарево - 40 верст пути, 1076 десятин; Казаково - 2 версты, 15 десятин; по р. Шайтанке - 10 верст, 21 десятина; Коркинская волость - 43 десятины; три окуневых озера, общей площадью 34 десятины; заимка на Поповой даче - 10 верст, 812 десятин. На заимке были построены избушки для летних ночевок и баня для рабочих, а также несколько домов с часовней, колокольня, крытые сараи для скота. При настоятельнице Августе на заимке было сосредоточено все монашеское хозяйство: 50 голов крупного рогатого скота, 50 - лошадей, 40 - овец. Сестры обрабатывали 67 десятин земли: сеяли 2 де сятины гороха, 25 - репы, 5 - пшеницы, 28 - овса, 7 - ячменя. Остальные земли оставались под лесом и сенокосными угодьями.

Существенным источником дохода монастыря служил свечной завод, открытый в 1878 году. Для обучения сестер свечному производству был приглашен из г. Томска опытный мастер. Впоследствии сестры сами научились выделывать свечи, в год производили до 400 пудов свечей высокого качества. Они имели возможность вырабатывать и большее количество свеч, но сбыт их был затруднен - вывозили в г. Тобольск или на Ирбитскую ярмарку.

Настоящим бичом являлись пожары, которые несколько раз обрушивались на монастырь. Крупный пожар 1881 года унес множество кладовых, погреба, 8 жилых домов, все завозни, амбары, погреба, баню. В огне сгорело 2 200 пудов хлеба и прочих припасов, общий ущерб от пожара составил 3 000 рублей. 1 Сестрам понадобилось несколько лет, чтобы восстановить убытки.

Кроме хозяйственных дел, обитательницы монастыря не забывали и свои высокие обязанности - чтение молитв и святых писаний: «В монастыре соблюдались благочестивые обычаи - крестный ход по городу в неделю о слепом, в пятое воскресенье по Пасхе и в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери - 26 июня. Ходы совершали от собора, куда приносили иконы из всех церквей города, при участии всего городского духовенства. На десятую пятницу совершали собственный монастырский ход. Накануне праздника иконы несли на заимку Попову, там при большом скоплении народа совершали всенощное бдение в местной часовне».2

Еще об одной важной для монастыря и окружающего населения форме его деятельности стоит упомянуть - просветительство. Туринский женский монастырь одним из первых в крае (наряду со школой декабристов в г. Ялуторовске) приступил к обучению девочек. Женская школа для детей из семей духовенства была создана в 1846 году. В отчете сенатора М. И. Жемчужникова отмечалось: «В Туринске обращает на себя особое внимание девичий монастырь, весьма удобно обустроенный нынешней настоятельницей оного, заслуживает общую в городе любовь и уважение. Без вспомоществования правительства она завела при монастыре девичью школу, в которой обучается 40 девиц в совершенно религиозном духе, чем оказывается существенная помощь местным жителям».

Вторая женская обитель губернии возникла в 1864 году на месте мужского монастыря, который имел несколько названий: Иоанно-ВВеденский, Междугорный (расположен между двух пологих холмов) и Иоанно-Предтеченский. Последнее происходит от имени церкви Святого Иоанна Предтечи, возведенной при основании монастыря в 1653 году.

Монастырь был известен двумя замечательными иконами. Одна - Святого Николая, писанная в 1645 году собственноручно архиепископом Тобольским Герасимом, и другая - чудотворная икона Почаевской Божией Матери. Последняя была вынесена в 1836 году из Почаева дьяконом монастыря Василием Симоновым. В 1848 году во время холеры она была принесена в Тобольск прихожанами Андреевской церкви, и с тех пор ее ежегодно, в июне, приносили в город. Монастырские крестные ходы совершались ежедневно во время Пасхи, в десятое воскресенье после Пасхи и 4-го сентября.