Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественно-политическое движение коренных народов Якутии : конец 1980 - х - 1990 - е гг. Григорьев, Степан Алексеевич

Общественно-политическое движение коренных народов Якутии : конец 1980 - х - 1990 - е гг.
<
Общественно-политическое движение коренных народов Якутии : конец 1980 - х - 1990 - е гг. Общественно-политическое движение коренных народов Якутии : конец 1980 - х - 1990 - е гг. Общественно-политическое движение коренных народов Якутии : конец 1980 - х - 1990 - е гг. Общественно-политическое движение коренных народов Якутии : конец 1980 - х - 1990 - е гг. Общественно-политическое движение коренных народов Якутии : конец 1980 - х - 1990 - е гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Григорьев, Степан Алексеевич. Общественно-политическое движение коренных народов Якутии : конец 1980 - х - 1990 - е гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Григорьев Степан Алексеевич; [Место защиты: Сев.-Вост. федер. ун-т им. М.К. Аммосова].- Якутск, 2011.- 181 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/190

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование и становление общественно-политического движения коренных народов Якутии в новейшее время 21

1.1. Власть и коренные народы Севера: ретроспектива взаимоотношений до кризиса Советского государства 25

1.2. Подъем этнического самосознания и общественные инициативы в Якутии в период перестройки 47

Глава II. Деятельность общественно-политических организаций коренных народов Якутии в 1990-е гг 74

2.1. Общественно-политическое движение коренных народов в условиях новых политических реалий (первая половина 90-х гг. XX в.) 74

2.2. Развитие общественного движения коренных народов Якутии во второй половине 1990-х гг 103

Заключение 129

Список источников и литературы 135

Приложения 153

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью объективного изучения и анализа новейшей истории развития российских регионов. Период развития российского общества в конце ХХ в. вызывает большой интерес исследователей. Особое место в его научном освещении занимают процессы, отражающие социально-политическую активность народов Российской Федерации.

В период со второй половины 1980-х гг. в стране начались радикальные изменения в сферах политики, экономики и культуры. В Якутии происходили процессы, схожие с процессами в других регионах России. В условиях переломного перехода в государственной идеологии, экономической стратегии и национальной политике для коренных народов Якутии, включая малочисленные народы Севера, вопросы культурной сохранности и дальнейшего развития в качестве самостоятельных этносов приобрели особую важность. В этом свете представляется обоснованным научное изучение деятельности общественных объединений и организаций коренных народов Якутии в период конца 1980-х – 1990-х гг. Для многонационального государства именно мобилизация социального потенциала населяющих ее народов является одним из обязательных условий формирования гражданского общества, что актуализирует избранную тему.

Степень научной разработанности темы. Историография по проблемам общественно-политического развития коренных народов Российского Севера в последние десятилетия ХХ века находится еще на стадии становления. Внимание исследователей уделено, прежде всего, вопросам социально-экономического развития и административного устройства северных территорий, культурного развития коренных народов. Особенностью сложившейся традиции научного изучения темы является преобладание в ней трудов по проблемам малочисленных народов Севера, что обусловлено их особым этнодемографическим положением среди народов Российской Федерации.

Начало демократических преобразований во второй половине 1980-х гг. ознаменовалось появлением новых возможностей в исследовании истории и культуры коренных народов России. Специалисты получили долгожданную возможность свободно анализировать прошлое и настоящее Севера как в общесоциальном, так и частном человеческом измерениях, публиковать объективные результаты своих изысканий. В трудах А.И. Пика, П.Х. Зайдфудима, В.Г. Бабакова, З.П. Соколовой, М.Н. Губогло и др., были даны характеристики социально-экономического и культурного развития малочисленных народов Севера.

В советской историографии было исследовано формирование и особенности законодательных основ деятельности органов самоуправления коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока. Несмотря на то, что теоретическая база трудов советского периода тесно связана с устаревшей идеологией решения национального вопроса в СССР, в них содержатся богатый фактический материал и анализ исторической ситуации начального этапа социально-политического развития коренных народов Севера в ХХ в. Так, сложности реализации экономической и культурной политики на Севере, а также опыт и способы решения национально-культурных и экономических проблем коренных народов изложены в работах В.А. Зибарева, Н.Т. Онищука, С.В. Бобышева и других исследователей.

Сферой отдельного научного интереса является опыт осуществления государственной политики в отношении коренных народов России. Современные этнополитические процессы у народов Севера проанализированы ведущими российскими исследователями Л.М. Дробижевой и В.А. Тишковым. Реализация политики государства в дореволюционный, советский и постсоветский периоды в литературе обобщена и проанализирована, в частности, в трудах Р.Г. Абдулатипова. Проблемы развития законодательства по коренным народам Севера, вопросы государственной практики в данной сфере привлекали внимание ученых и общественных деятелей из числа малочисленных народов Севера России. В Институте этнологии и антропологии РАН сложилось отдельное научное направление «юридическая антропология», в рамках которого был осуществлен целый ряд научных и прикладных проектов по проблемам народов Севера.

Большое количество работ новейшего периода посвящено вопросам управления в сфере природопользования и промышленного освоения северных территорий, в т.ч. в контексте этно-экологических проблем и сохранения среды обитания аборигенных народов. В этой связи представляют интерес труды А.С. Ахиезера, И.А. Халий, О.Н. Яницкого, в которых рассмотрены проблемы развития экологического движения в России, а также этноэкологические исследования Л.С. Богословской, К.Б. Клокова и П.Н. Павлова.

Исследователи обоснованно обращаются к проблематике традиционного природо- и землепользования, т.к. исконные земли коренных народов остаются источником их жизнедеятельности, этнической не только хозяйственной, но и духовной нишей. Работы, касающиеся аспектов правового обеспечения, политико-правовых основ создания и функционирования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока широко представлены в научной и научно-публицистической литературе. Круг вопросов прошлого и настоящего коренных народов Севера, связанного с традиционным и модернизированным образом жизни в разных аспектах рассмотрен в работах Н.Б. Вахтина, О.А. Мурашко, А.Н. Пилясова, С.Н. Харючи и др.

На материалах истории регионов проживания представителей малочисленных народов Севера, в частности, по Дальнему Востоку и Сибири выполнены исследования В.А. Тураева, Л.В. Самандиной, А.Ю. Завалишина и др. Этими авторами интерпретируются проблемы этнического, социально-политического и правового развития малочисленных народов Севера в новейший период.

Этническая и социальная история коренных народов Якутии во второй половине прошлого столетия, в основном, освещена в формате авторских очерков в коллективных монографиях, представлена блоками в обзорных трудах. Среди немногих исследований, комплексно сфокусированных на этнических, социально-экономических и культурных проблемах коренных народов в условиях интенсивного промышленного освоения территорий их проживания, следует отметить работы В.И. Бойко. Будучи выполненными в рамках советской методологии, они содержат ценный эмпирический материал и авторский анализ изученной социальной реальности.

В работах Ю.Д. Петрова освещены проблемы социально-политического развития народов Севера, исследованы теория и практика государственной национальной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера на примере Республики Саха (Якутия). К хронологическому периоду диссертации относится историко-географическое исследование В.В. Филипповой «Коренные малочисленные народы Севера Якутии в меняющемся пространстве жизнедеятельности: вторая половина ХХ в.», посвященное различным аспектам жизнедеятельности коренных малочисленных народов Северной Якутии.

По социальным и культурным вопросам жизнедеятельности малочисленных народов Севера ряд проблемных статей был подготовлен специалистами по изучению коренных народов Якутии С.Н. Гороховым и У.А. Винокуровой. Широкий спектр современных социальных, экономических, культурных проблем северных этносов был освещен в 1990–2008 гг. в исследованиях Института проблем малочисленных народов Севера СО РАН и Института гуманитарных исследований АН РС(Я).

Социологические очерки по прошлому и современному состоянию малочисленных народов Севера были подготовлены М.Н. Борисовым, в них также прослежены актуальные вопросы развития языка, культуры и демографической ситуации у коренных малочисленных народов Севера. Исследования социально-экономического развития малочисленных народов Севера позволили Ф.С. Донскому предпринять попытку смоделировать развитие коренных меньшинств в рыночных условиях.

Предпринятое диссертационное исследование ставит задачу освещения исторических истоков «общественного пробуждения» коренных народов Якутии в переломную эпоху. В этом свете осмыслению социально-политических традиций региона, роли этнических лидеров в общественных процессах способствовали труды исследователей А.Н. Дьячковой, Н.Н. Дьяконовой, С.В. Степановой. Большую пользу диссертант извлек из работ Е.П. Антонова, изучившего становление общественного движения якутов в первые десятилетия ХХ века. В его трудах показана деятельность первых национально-культурных обществ якутов, прослежены их роль, место и функции в национально-государственном строительстве.

В оценке этнополитической ситуации Якутии конца ХХ в. диссертанту оказали помощь работы Д.Г. Брагиной и В.Б. Игнатьевой. В работах Д.Г. Брагиной раскрыты этнические и этнокультурные процессы, происходившие в Якутии во второй половине ХХ в. и влияние на них исторических и социально-политических факторов. Проблемы этнополитических процессов в Якутии освещены в исследованиях В.Б. Игнатьевой, ею опубликованы результаты мониторинга этнополитической ситуации, сложившейся в республике в постперестроечное время, проанализированы отношения между федеральным центром и республикой.

Вопросы этнокультурного взаимодействия, этноязыковых процессов, происходивших в 1990-е гг. в РС(Я), рассмотрены в работах якутских исследователей И.Е. Спиридоновой, Т.В. Аргуновой, Р.И. Васильевой. Феномен этноконфессиональной ситуации в Якутии 90-х гг. ХХ в. впервые был освещен А.П. Николаевым и В.Е. Васильевым, обратившими внимание на резкое усиление у коренных народов Якутии интереса к традиционным дохристианским, неоязыческим верованиям и учениям.

Рассмотренный круг литературы позволяет сделать вывод, что изучение проблем коренных народов Российского Севера охватило многие области их жизнедеятельности. Научные достижения в данной сфере особенно продвинулись на рубеже ХХ–ХХI вв., когда с новых подходов были исследованы социально-экономические, правовые и этнокультурные проблемы, затрагивающие, в первую очередь, малочисленные народы Севера. В значительно меньшей степени изучена социальная и политическая история коренных народов Якутии, в частности, не становилась предметом научного внимания деятельность общественных объединений коренных народов в их взаимоотношениях с властью в последние десятилетия ХХ века.

Цель исследования – изучение формирования и развития общественно-политического движения коренных народов Якутии как органичной части политической истории РС(Я) в конце 1980-х – 1990-е гг.

Задачи исследования:

– охарактеризовать исторические условия, в которых происходило становление общественного движения коренных народов Якутии в конце 1980-х гг.;

– определить истоки и предпосылки формирования общественных инициатив;

– выявить основные этапы становления и деятельности общественно-политических организаций коренных народов Якутии;

– обобщить опыт деятельности общественных движений коренных народов Якутии, оценить их роль и вклад в социально-политическое развитие Республики Саха (Якутия).

Объектом исследования является развитие общественно-политического движения коренных народов Якутии.

Предметом исследования стали общественно-политические объединения и организации коренных народов Якутии в конце 1980-х – 1990-е гг.

Территориальные рамки исследования ограничены современной территорией Республики Саха (Якутия).

Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины 1980-х гг. – конец 1990-х гг. Выбор исходной даты исследования обоснован началом процесса перестройки, затронувшей все сферы общественной жизни, в т. ч. и национальные отношения. В 1988 – 1989 гг. в Якутии возникли первые неформальные объединения граждан, общественно-политическая активность которых оказала большое влияние на дальнейшее развитие республики в 1990-е гг. Выбор конечной даты в диссертации обусловлен началом новой общественно-политической ситуации, обусловленной сменой правящих элит в стране и республике, означавшим завершение переходной эпохи. Последний год ХХ в. явился переломным моментом в истории современной российской политической жизни. Многолетний процесс диверсификации и дробления политических сил в это время сменился тенденцией постепенной концентрации и консолидации партий и движений, что привело к появлению структурно нового общественно-политического пространства.

Методологическую базу диссертационного исследования составляет ряд общетеоретических и специальных исторических методов. Так, для того чтобы рассмотреть многоуровневость и иерархичность системы общественных движений коренных народов Якутии применен структурно-функциональный подход. Принцип историзма, использованный в исследовании общественно-политического развития коренных народов Севера Якутии во взаимодействии с социально-экономическими, демографическими, экологическими и культурными процессами, с учетом исторической обстановки, позволяет проследить основные этапы развития общественно-политических движений. Принцип объективности дал возможность исследовать совокупность фактов с точки зрения их достоверности и по мере возможности избежать субъективных оценок.

В работе был применен комплексный подход к изучению процесса общественно-политического развития коренных народов Якутии, в соответствии с которым он рассматривается в совокупности с другими направлениями развития. Использование историко-сравнительного, историко-системного, проблемно-хронологического и статистического методов, позволило наиболее полно проанализировать изучаемые процессы.

Источниковая база. В ходе исследования были выявлены и изучены опубликованные и ранее неопубликованные источники. К первому виду источников относятся официальные документы: Конституция РС(Я), федеральные законы, постановления Правительства РФ и РС(Я), нормативно-правовые акты законодательного органа власти РС(Я) Государственного собрания – Ил Тумен, а также опубликованные сборники правовых документов по проблемам коренных малочисленных народов Севера и материалы съездов общественных организаций. Значительную помощь при анализе становления и развития общественного движения коренных народов Якутии оказали материалы, опубликованные в периодической печати за 1986 – 2000 гг. Дополнительным информативным источником выступила всемирная сеть «Internet», в которой опубликованы материалы и нормативные акты различных международных организаций, информация о российских общественных организациях народов Севера.

Основную эмпирическую базу исследования государственной политики по отношению к народам Севера в период с 1985 по 1991 гг. составили материалы фондов Национального архива Республики Саха (Якутия). Документы этих фондов позволили обозначить положение коренных народов, состояние межнациональных отношений, а также выявить процесс подключения аборигенного населения Якутии к решению проблем собственного национально-административного устройства, самоуправления и культурного развития.

Большой интерес для темы исследования представили регистрационные документы общественных организаций коренных народов Якутии, вошедшие в реестр Министерства юстиции РС(Я) в 1990-е гг. В этих документах можно проследить хронологию регистрации общественных объединений, ознакомиться с уставными документами, раскрывающими цели и задачи деятельности. Дополнительная информация о намерениях и деятельности общественных организаций коренных народов Якутии, а также учредительные документы были получены из Текущего архива Федеральной регистрационной службы по РС(Я).

Особую группу источников составили документы делопроизводства Государственного собрания – Ил Тумэн и текущих архивов Управления федеральной налоговой службы по РС(Я) и Министерства охраны природы РС(Я). Среди них нормативные и отчетные документы: положения о структурах и структурных подразделениях министерств и ведомств, занимающихся проблемами малочисленных народов Севера в органах государственной власти и местного самоуправления; отчеты, доклады и деловая переписка, позволяющие проанализировать взаимодействие органов государственной власти с коренным населением Севера и общественными организациями.

В исследуемый период произошло общее снижение требовательности к осуществлению делопроизводства, приведшее к тому, что в государственных и текущих архивохранилищах не удалось обнаружить ожидаемого количества полных документов о деятельности общественных организаций коренных народов Якутии. Это обстоятельство подталкивало к поиску и обращению к дополнительным источникам информации, например, к таким как интервью участников движений. В целом, собранный источниковый материал позволил обеспечить решение поставленных в исследовании задач.

Научная новизна. На основе широкого круга источников и литературы впервые в отечественной исторической науке на материалах Якутии предпринято исследование общественно-политической деятельности объединений и организаций коренных народов в новейший период истории. Рассмотрен процесс становления принципиально новых общественных инициатив в республике, обобщен опыт их работы, проведен компаративный анализ результатов деятельности различных общественных организаций. Предпринята авторская попытка реконструировать эволюцию активности общественных формирований в их этническом и социальном разнообразии, в дифференциации по главным направлениям деятельности, а также предложена периодизация их деятельности. Итоги исследования позволяют восполнить пробел в научном изучении общественно-политической истории Якутии в конце ХХ в.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы в реализации государственно-национальной политики, специалистами государственных и общественных структур, занимающихся вопросами сферы интересов коренных народов Якутии и Российского Севера. Материалы и выводы диссертационной работы могут быть полезны при подготовке специальных и обобщающих работ по новейшей истории России и Якутии, учебных курсов для студентов гуманитарного профиля.

Основные положения, выносимые на защиту:

– кризис государственной национальной политики в целом и нереализованность социально-экономических, культурных программ развития Севера послужили предпосылками для формирования в период перестройки общественных инициатив и организаций коренных народов Якутии;

– общественно-политическое движение, представленное фронтом деятельности общественных объединений и организаций, как якутов, так и северных малочисленных этносов Якутии, было сложным по составу и содержанию, дифференцированным по масштабам, направлениям и степени влияния;

– активность общественных объединений и организаций была направлена на возрождение, сохранение и дальнейшее развитие национальной культуры, обеспечение экологической безопасности и на формирование правовой защиты интересов коренных народов Якутии;

– общественные объединения и организации коренных народов сыграли значительную роль в становлении государственности, общественно-политическом развитии Республики Саха (Якутия).

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены автором в пяти опубликованных работах и в докладах на следующих конференциях: республиканской научно-практическая конференции, посвященной 70-летию Г.Н. Курилова «Развитие североведения в Республике Саха (Якутия)» (Якутск, 30 апреля 2008 г.); республиканской научно-практической конференции «Исследовательский потенциал молодых ученых. Новый взгляд на проблему гуманитарных наук» (Якутск, 9 апреля 2009 г.); региональной научно-практической конференции «Женский мир в научном дискурсе: приоритеты, партнерство, исследовательские стратегии» (Якутск, 22 октября 2009 г.); республиканской научной конференции «Этнос: традиции и современность» (Якутск, 18 ноября 2010 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, технических приложений.

Власть и коренные народы Севера: ретроспектива взаимоотношений до кризиса Советского государства

На протяжении всей истории России коренные народы Якутии являлись объектом, вызывающим к себе особое внимание со стороны государственной власти. В ходе продвижения русских землепроходцев на северо-восток Азии аборигенные народы часто оказывали сопротивление, выражавшееся не только в вооруженных выступлениях, но и в массовом отказе от выплаты ясака и бегстве в отдаленные местности тайги и тундры. Тем не менее Русскому государству удалось присоединить территорию Ленского края, заставить местное население платить ясак, что позволило обеспечить поступление средств в казну и расширить территориальные владения.

К XVII в. якуты представляли собой сформировавшийся этнос. В социальном отношении они находились на стадии предклассового общества. У якутов тогда не было государственности, хотя уже начинались процессы, которые в дальнейшем могли привести к образованию государства9. После того, как якуты стали подданными Русского государства, традиционные социальные институты якутского этноса подверглись заметным изменениям. Вместе с тем преимущественно мирное развитие событий предотвратило возможное разрушение хозяйственного строя якутов и способствовало сохранению внутренней общественной организации якутов. Уже в конце ХУЛ в. якутам удалось установить тесные контакты с новыми властями и получить некоторые привилегии и уступки, в том числе касавшиеся невмешательства во внутреннюю общественную структуру10.

Политика властей по отношению к малочисленным народам была несколько более жесткой. Лишь во второй половине ХУШ в. было ликвидировано прямое колониальное управление и даннические отношения, отменен институт аманатства (заложников), являвшийся средством принуждения кочевых аборигенов Сибири к регулярной уплате ясака, создана адаптированная к государственной власти система родового управления. Хозяйственный строй аборигенов при этом, также не подвергся значительному разрушению. Но в целом, процесс вхождения коренных народов Якутии в Российское государство не сопровождался ломкой глубинных устоев общественного строя, быта, духовной культуры и верований местного населения1!.

В 1822 г. был введен в действие известный «Устав об управлении инородцев», разработанный под руководством М.М. Сперанского. Согласно ему народы Севера в Якутии разделялись на разряды: якуты были причислены к разряду «кочевых инородцев», остальные причислялись к разряду «бродячих инородцев». Устав 1822 г. впервые законодательно закрепил создание родовых управлений и инородных управ как органов инородческого управления . Для малочисленных народов была введена упрощенная система управления, состоявшая из одного звена родового управления. Кроме того, статус «бродячих инородцев» давал им право быть освобожденными от всех сборов, кроме ясака, и беспрепятственного перехода из округа в округ для промысла, в отличие от якутов.

Эта система без изменений действовала вплоть до 1917 г. Консервацию родовой системы управления обусловили фискальные интересы российской власти, заинтересованной в бесперебойном поступлении ясака в виде ценной промысловой пушнины. В силу природных обстоятельств основными плательщиками пушного ясака оставались коренные малочисленные народы Севера

После революции 1917 г. и образования Якутской АССР в 1922 г. политика власти по отношению к северным народам получила новое развитие. Формально с момента провозглашения образования ЯАССР было закреплено право народа на самоопределение, конституцию и создание государства, узаконены органы государственной власти, институт гражданства, определены внешние границы. Но на практике эти принципы остались нереализованными. СССР сформировался и развивалась как унитарное государство с чисто символической федерацией, централизованной партийно-государственной системой управления. Любые попытки возражения и несогласия жестко пресекались, многие представители национальной якутской интеллигенции были обвинены в национализме, подверглись гонениям и физическому уничтожению13.

Но здесь же следует признать и другой факт: для якутов и малочисленных народов Севера в этот период началось формирование нового социального компонента - политической культуры. Государственность в форме автономии в то время объективно обеспечивала общественное развитие народов Якутии, преодоление их былого правового и фактического неравенства. Необходимо подчеркнуть и то, что политический фактор способствовал как консолидационным, так и интеграционным процессам в этническом развитии якутов .

В 1924 г. был создан Комитет содействия народностям северных окраин при ВЦИК (Комитет Севера), ставший первым специальным государственным органом по делам коренного населения Севера. Стали появляться его отделения в регионах. Так, 17 ноября 1924 г. был образован Якутский комитет Севера под председательством известного государственного деятеля П.А. Ойунского. Основной его целью стало оказание материальной помощи народам Севера и мероприятия, направленные на подъём основных отраслей их хозяйства, разоренного Гражданской войной. В его ведении находилось 35 тыс. человек, составляющих 7009 хозяйств, проживающих на территории в 2 млн. км., что составляло 2/3 пощади Якутии15.

Деятельность Комитета Севера по оказанию неотложной помощи бедствующему населению положительно сказалась на уровне жизни малочисленных народов Севера. Основные отрасли северного хозяйства получили государственную поддержку.

В целом Комитет Севера как специальный государственный орган по делам народов Севера проделал исключительно большую работу. Деятельность КСНСО способствовала образованию северных автономий, развитию хозяйства и культуры народов . Основным принципом его деятельности стал принцип «не только для народов Севера, но и руками самих этих народов». Многие представители народов Севера принимали непосредственное участие в деятельности этого органа и тем самым проходили школу управления государственными делами.

Активная политика государства по оказанию помощи малочисленным народам благотворно сказалась на оживлении основных отраслей северного хозяйства. В результате принятых срочных мер к концу 1925 г. наметился рост поголовья оленей и пушного промысла. Государственные мероприятия по ока занию неотложной и срочной помощи населению Севера Якутии практически спасли его от вымирания17.

Подъем этнического самосознания и общественные инициативы в Якутии в период перестройки

До начала 1990-х годов Якутская АССР, будучи официально декларированным в Конституциях СССР и РСФСР государством, реально была обычной административно-территориальной единицей, обладавшей только внешними признаками государства, в том числе и государственной символикой. Такое положение в значительной степени было предопределено реализованной в СССР и РСФСР моделью федеративного устройства, основанного на принципе иерархии статусов ее субъектов, а также особенностями формирования России как федеративного государства. Усиление центробежных сил в СССР в конце 1980-х гг. и, как следствие, провозглашение суверенитета союзными республиками придали импульс самоопределению народов автономных республик, областей, округов и даже бесстатусных народов в самих союзных республиках, и в особенности в РСФСР - самого большого и многонационального субъекта советской федерации.

Ни одна из бывших автономных республик России не захотела сохранить прежний статус, что свидетельствовало о необходимости изменения существующей модели федеративного устройства, установления качественно нового типа сотрудничества автономий и центра. Якутия выступила одним из основных участников радикальных преобразований государственного устройства России. Активную роль в борьбе за самоопределение и самоуправление в республике стали играть гражданские национальные объединения. Несмотря на кажущуюся неожиданность их появления, они возникли не на «пустом месте» и имели свои источники, собственную предысторию.

Новые неформальные объединения граждан Якутии возникли в 1989 г. Одной из первых организаций стала независимая группа «Саха тыла», образованная летом 1989 г. с целью разработки проекта закона о языке. Но уже в феврале 1990 г. группа была преобразована в организацию «Саха кэскилэ». Этим участники группы «Саха тыла» стремились показать прямую преемственность нового общественно-политического движения якутов с существовавшими в 1920-х гг. культурно-просветительными обществами «Саха омук» и «Саха кэскилэ».

История общественно-политического движения якутов уходит в начало XX в., когда под влиянием первой русской революции 31 января 1905 г. возникло первое национально-культурное движение «Союз якутов». Возглавлял «Союз» известный общественный деятель Василий Васильевич Никифоров. Уже тогда движение добивалось признания всех земель, находящихся в пользовании инородцев, собственностью якутов; предоставления якутам права избирать своего депутата в Государственную думу, введения земского самоуправления и избавления от полицейской опеки над инородческими общественными учреждениями. Но все их требования оказались отвергнутыми властями, а сам Никифоров и его сподвижники предстали перед судом. «Это движение носило антиколониальный характер и было лишь первой робкой попыткой пробудить национальное самосознание»49.

Позднее, вплоть до 1917 г., продолжали возникать различные культурно-просветительные общества и кружки, такие как: «Общество просвещения», «Сырдык», «Любители якутской литературы», «Возрождение якутов» и т.д. Существование этих объединений было недолгим, в силу отрицательного отношения властей к их деятельности, но сам факт их появления показывает, что в начале XX в. у якутов окончательно сформировалась социальная группа, которая была способна аккумулировать идеи и стремления к самоуправлению и культурному развитию.

После 1917 г. подобные культурно-просветительские общества оказались востребованы новой властью. В 1921 г., при Губернском бюро РКП(б) открылось культурно-просветительское общество «Манчаары», переименованное в 1922 г. в «Саха омук». Новое общество ориентировалось на новую власть и сыграло значительную роль в советизации местного населения и интеллигенции. В состав общества вошли деятели, сыгравшие в последующем значительную роль в истории Якутии: П.А. Ойунский, М.К. Аммосов, А.Е. Кулаковский, А.И. Софронов, Н.Д. Неустроев, Г.В. и П.В. Ксенофонтовы, Г.В. Баишев, В.Н. Леонтьев и др. Общество «Саха омук» внесло значительный вклад в культурное развитие Якутии: образования, науки, искусства и значительно способствовала формированию национального самосознания якутов50. Общество «Саха омук» прекратило существование 19 июня 1928 г. по решению Якутского обкома из-за обвинений в национализме. В 1937 г. «Саха омук» был объявлен буржуазно-националистической организацией, а некоторые ее руководители были репрессированы.

Ряд членов общества «Саха омук» в 1925 г. стали инициаторами создания научно-исследовательского общества «Саха кэскилэ», сделавшее большой вклад в научном изучении Якутии. Культурно-просветительские организации якутов в начале XX в. оказали большое влияние на общественно-политическое и культурное развитие Якутии. Общественные деятели, входившие в эти общества, стали своеобразным знаменем и символом культурного развития и политического равноправия, а интеллектуальный вклад, который они внесли, оказался востребованным новыми общественными организациями якутов в конце XX в.

Подобная преемственность прослеживается в программах возродившихся национальных обществ и национально-культурных объединений, в которых вновь прозвучали идеи и лозунги начала XX в., но так и оставшиеся нереализованными. Одной из основных идей, которую стремились воплотить в жизнь вновь появившиеся национальные организации, стала приобретение Якутией более высокого государственного статуса. Так, в ходе обсуждения проекта «Декларации о государственном суверенитете Якутской-Саха ССР» участники национально-демократического движения «Саха кэскилэ» выдвинули альтернативный проект Декларации, согласно которому суверенная республика не может находиться в двойном подчинении - СССР и РСФСР, поэтому Якутия, провозгласив собственную государственность, должна непосредственно входить в состав союзного государства .

Согласно принятой 27 сентября 1990 г. Декларации, имевшей силу закона, ставшей основой для разработки новой Конституции, Якутия обрела государственный суверенитет в пределах существующих границ и преобразовалась из Якутской АССР в Якутскую-Саха Советскую Социалистическую Республику. Декларация провозгласила, что самоопределение Якутии предполагает формирование договорных отношений как с РСФСР, так и с СССР. Теперь участие республики в новом Союзном договоре устанавливалось в качестве его равноправного участника. Кроме того, было объявлено, что все виды природных ресурсов на территории Якутии являются ее исключительной собственностью.

После провозглашения суверенитета возросла популярность организации «Саха кэскилэ» как выразителя идеи национального возрождения якутов. В октябре 1990 г. «Саха кэскилэ» имела свои центры в 10 районах республики. В марте и апреле 1990 г. в рамках объединения «Саха кэскилэ» начали свою деятельность группы «Тумсуу» («Союз») и «Хомус». Группа «Тумсуу» вела свою деятельность среди студентов Якутского государственного университета, с целью распространения идей национально-культурного возрождения среди молодежи. Объединение «Хомус» сфокусировало свои усилия на развитии якутской литературы.

В июне 1990 г. состоялась учредительная конференция союза якутских общественных объединений «Саха омук» («Якутская нация»), главой которого стал тогда народный депутат СССР А.С. Борисов. В конференции участвовали представители других общественных объединений: «Саха кэскилэ», «Осуохай», «Мемориал», «Ассоциация представителей народной медицины», «Ассоциация мастеров народного творчества», духовно-культурное общество «Кут-сюр» .

На учредительной конференции были сформулированы задачи нового союза: участие в инициативном порядке в разработке проектов законов и других законодательных актов ЯАССР, пробуждение национального самосознания якутского народа, формирование уважительного отношения всего населения ЯАССР к языку, обычаям, культуре, истории и традиционному хозяйству якутов, укрепление дружбы между народами и расширение международных связей якутского народа. Официально союз «Саха омук» был зарегистрирован 1 июля 1991 г. .

Общественно-политическое движение коренных народов в условиях новых политических реалий (первая половина 90-х гг. XX в.)

Кризисные явления в СССР в 1980-х гг. обнажили множество проблем во всех сферах общественно-политической жизни государства. Становилось все более очевидно, что господствовавшая административно-командная система управления в силу своей унитарности уже не могла обеспечить дальнейшее социально-экономическое и культурное развитие общества. Начавшаяся в середине 1980-х гг. перестройка советского общества и демократизация общественной жизни в СССР вызвали рост этнического самосознания народов и их стремление к независимости.

В 1988-1989 гг. в Конституции СССР и РСФСР были внесены изменения и дополнения, ставшие базой обновления конституций автономных республик и их правового статуса. Республики получили право самостоятельно определять структуру государственной власти. Новые редакции основных законов СССР и РСФСР были направлены на совершенствование федеративного устройства в стране, обновление законодательства и демократизацию национальных отношений. Стала проводиться политика по предоставлению большей самостоятельности регионам.

Знаменательным событием стало принятие 26 апреля 1990 г. Закона «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации», в котором союзные и автономные республики определялись как субъекты Союза ССР. Согласно этому закону автономная республика получала возможность определять на основе соглашений и договоров свои взаимоотношения с союзной республикой, в состав которой она входила. Еще одним важным событием для государственно-правового развития автономных республик стало провозглашение Декларации о государственном суверенитете РСФСР, принятая I Съездом народных депутатов 12 июня 1990 г.1 В ней подтверждалась необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР. Автономные республики, располагая теперь правовой основой, приступили к решению вопросов повышения своего статуса. Не стала исключением и Якутия, принявшая 27 сентября 1990 г. «Декларацию о государственном суверенитете Якутской-Саха Советской Социалистической Республики» .

Принятие республиками деклараций о государственном суверенитете во многих местах привел к обострению межнациональных противоречий. Ряд союзных республик (в первую очередь прибалтийские республики и Грузия) поставили вопрос о выходе из состава СССР. После событий в августе 1991 г. процесс распада СССР ускорился. Указом президента РСФСР Б. Ельцина на территории России была запрещена деятельность КПСС. 8 декабря 1991 г. руководители РСФСР, Белоруссии и Украины подписали соглашение о прекращении существования СССР и об образовании Содружества Независимых Государств, 25 декабря 1991 г. последний президент - М.С. Горбачев, сложил с себя полномочия и СССР официально прекратил свое существование. Тогда же было утверждено новое официальное название — Российская Федерация. Новое государство состояло из 89 субъектов Федерации, одним из которых являлась Республика Саха (Якутия).

В этих условиях в Якутии шли процессы расширения статуса республики и полномочий местных властей. Так, Верховным Советом Якутской-Саха ССР были приняты законы «О собственности в Якутской-Саха ССР» (март 1991 г.), «О земельной реформе» (март 1991 г.), «О крестьянском хозяйстве» (июнь 1991 г.), «О внешнеэкономической деятельности Якутской-Саха ССР» (июнь 1991 г.), «Об охране природы в Якутской-Саха ССР» (октябрь 1991 г.), призванных создать правовой фундамент для расширения экономической самостоятельности. В октябре 1991 г. был учрежден пост Президента Якутской-Саха ССР, а 20 декабря 1991 г. состоялись выборы, на которых уверенно победил М.Е. Николаев, тогда же было изменено название республики на «Республика Саха (Якутия)».

Первыми документами, юридически утвердившими экономические притязания Якутии, стали указ Президента России «О полномочиях Якутской-Саха ССР в распоряжении природными ресурсами республики» от 11 декабря 1991 г. и Соглашение по экономическим вопросам между Правительствами Российской Федерации и Якутской-Саха ССР от 12 декабря 1991 г. В соответствии с ними республика впервые получила право на 20 % ювелирных алмазов и получила право выкупать по специальному курсу 10 % золота, добытого на ее территории .

Следующим шагом в развитии государственности республики стало подписание Федеративного договора 31 марта 1992 г. Договор разграничивал предметы ведения и полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Согласно договору республики в составе Российской Федерации наделялись самостоятельными полномочиями, был определен круг вопросов, относящихся к их ведению. Договором устанавливалось, что национальные республики обладают всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые переданы (отнесены) в ведение федеральных органов государственной власти Российской Федерации. Особо подчеркивалось, что территория и статус республики в составе Российской Федерации не могут быть изменены без ее согласия.

Федеративный договор подтвердил основные положения деклараций о государственном суверенитете республик, о праве их собственности на землю, ее недра, воды, растительный и животный мир. Но в нем оговаривалось, что вопросы владения, пользования и распоряжения всеми этими природными ресурсами регулируются Основами законодательства Российской Федерации и законодательством республик .

Хотя Конституция РФ 1993 г. восстановила свой приоритет по отношению к Федеративному договору, его принятие имело важное значение не только в развитии принципов федерализма, национальной политики, федеративных связей, но и в повышении статуса национальных республик, укреплении и развитии Российской Федерации.

Особенностью становления новых федеративных отношений между федеральным центром и Республикой Саха (Якутия) стало подписание в марте 1992 г. «Соглашения о взаимоотношениях между Правительствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) по экономическим вопросам». В нем была установлена квота республики на золото в размере 11,5%, на ювелирные алмазы - в размере 20%, которые выкупались Правительством Республики Саха (Якутия)5. Данное соглашение рассматривалось как документ, который будет разграничивать полномочия по алмазно-бриллиантовому и золотодобывающему комплексам между федеральным центром и Республикой Саха (Якутия). Это обусловливалось тем, что основные поступления финансовых средств в бюджет республики шли именно из этих отраслей.

Все это происходило на фоне глубокого социально-экономического кризиса, охватившего всю страну. Сложная экономическая ситуация, сохранявшаяся на протяжении всех 1990-х гг., привела к кризису всего республиканского агропромышленного комплекса. В условиях либерализации цен, девальвации национальной валюты начатая аграрная реформа привела к серьезным деформациям и нестабильности сельской экономики, традиционно являющейся сферой деятельности коренного населения Якутии. Уменьшение государственной поддержки развития традиционных отраслей хозяйства стало причиной сокращения финансирования сельскохозяйственных и оленеводческо-промысловых хозяйств, нарушения производственных связей, и как следствие их последующего развала. В результате произошло резкое сокращение производственных показателей сельскохозяйственного производства и традиционных отраслей, что в свою очередь привело к снижению уровня и качества жизни коренного населения, высокому уровню безработицы, снижению покупательной способности и другим социальным и экономическим проблемам.

Развитие общественного движения коренных народов Якутии во второй половине 1990-х гг

Как уже упоминалось, период с 1991 г. по 1993 г. был наиболее активным в деятельности общественно-политических движений коренных народов Якутии. Именно в этот период они сумели добиться наибольшего внимания общества и власти. Но с этого пика началось движение по нисходящей - ослабление значимости общественных инициатив в политической жизни республики, а также их интеграция в государственные проекты. Это наглядно демонстрирует дальнейшая история общественно-политического движения якутов. Лидеры «умеренного» движения «Саха омук» влились в политический истеблишмент республики (например, А.С. Борисов стал министром культуры РС(Я), Е.П. Жирков - министром образования РС(Я), И.И. Николаев - советником Президента М.Е. Николаева по стратегическим вопросам). Часть членов движения «Саха кэскилэ» отошла от активной общественной деятельности, углубившись в научное изучение традиционной культуры якутов, в частности, Л.А. Афанасьев стал заниматься пропагандой архаических верований.

В апреле 1994 г. по инициативе Конгресса народа саха и Министерства по делам народов РС(Я) была проведена Ассамблея народов Якутии, основным итогом которой явилась выработка направлений деятельности по согласованию важных экономических, социальных и политических решений властных структур с основными общественно-политическими силами, создание с этой целью общественного движения из представителей народов республики.

Ассамблея внесла ряд предложений Президенту РС(Я), Государственному собранию (Ил Тумен) и Правительству. Среди них можно выделить следующие: создание общественного Совета национального согласия; придание арктической зоне республики особого статуса; об отказе от реализации проекта строительства Усть-Среднеканской ГЭС до тех пор, пока не будет полностью оценена степень отрицательного воздействия на население Колымского региона; о принятии закона «Об исчезающем этносе»; о воздержании от принятия нормативно-правовых актов, противоречащих Конституциям Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) и др.36

В 1997 г. состоялась II Ассамблея народов Якутии. Ее основным итоговым документом стало соглашение «Об общественном согласии и гражданском единении в PC (Я)», которое предусматривало последовательное развитие конституционно-договорных отношений между республикой и федеральным центром с учетом международного опыта, исторических традиций добрососедских отношений народов России в реализации государственной национальной политики. Вместе с Президентом PC (Я) подписи под «Соглашением об общественном согласии и гражданском единении» поставили от имени многонационального народа республики делегаты, уполномоченные улусными и городскими собраниями депутатов, национально-культурными объединениями, ассоциациями, общинами .

В том же году было образовано общественное движение «Ассамблея народов Республики Саха (Якутия)», которое приняло на себя функции диалога между властью и обществом, соответствие их интересов в целях осуществления стратегии социально-экономического и политического развития республики и ее народов .

С 1993 г. начался процесс образования новых общественно-политических движений, партий, политических блоков и коалиций, усилия которых были бы направлены главным образом на формирование депутатского корпуса Государственного собрания (Ил Тумэн) РС(Я) и местных органов государственной власти, чтобы через своих представителей принимать участие в управлении республикой.

Одной из старейших оппозиционных партий республики была зафиксирована Демократическая партия Якутии. По представленным в Министерство юстиции РС(Я) сведениям, отделения партии созданы в Намеком, Нюрбинском, Сунтарском, Хангаласском улусах и в Якутске, общая численность ее членов была невелика, хотя и возросла с 11 в 1993 г. до 44 в 1996 г. Приоритетным направлением деятельности Демократической партии Якутии, согласно ее программе, является содействие формированию гражданского общества на основе общечеловеческих ценностей, а также принципов политической и экономической свободы. Определенным достижением партии стало избрание сопредседателя Республиканского координационного совета ДЛЯ В.Г. Николаева депутатом Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

С конца 1993 г. по 1996 г. образованы блоки общественных республиканских организаций «Единство», «Общественно-политический союз студенческих организаций и аспирантов Республики Саха (Якутия)», «Народный дом», входивший во Всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом — Россия». Помимо трех вышеназванных блоков, появилось несколько новьк партий и движений, таких как «Труд и прогресс», Республиканская партия Якутии, неправительственное республиканское женское политическое движение «Рост», а также республиканское общественно-политическое движение «Новая Якутия», возглавляемое Ф.Г. Тумусовым (тогда - президент ФПГ «САПИ») и общество «Хопуун», возглавляемое депутатом Государственного Собрания (Ил Тумэн) B.C. Поскачиным.

Вышеназванные общественно-политические движения и партии Якутии, имевшие определенное влияние на население Якутии, уже не ставили перед собой тех целей, которые в свое время ставили перед собой движения «Саха омук» и «Саха кэскилэ». Эти новые общественно-политические организации ставили перед собой новые, скорее более социальные, а не национально-возрожденческие задачи. И несмотря на то, что в целом они не представляли серьезной политической конкуренции жесткой исполнительной вертикали, во главе которой стоял Президент РС(Я), сам факт их появления на политической арене республики показывает, что население республики было более заинтересовано в решении социально-экономических задач, в то время как проблемы суверенитета республики отошли для основной массы населения на второй план.

Несмотря на постепенный спад своей популярности движение «Саха кэскилэ» продолжало свою деятельность. В декабре 1996 г. состоялся очередной съезд (сугулаан) национально-демократического движения «Саха кэскилэ». На съезде был заслушан отчет о деятельности движения с начала его возникновения и по 1996 г. и доклады по проблемам зашиты и возрождения якутского языка. На съезде обсуждались проблемы развития села и занятости сельского населения, так как большую его часть продолжали составлять якуты.

Основной доклад сделал один из лидеров движения И. Николаев-Уххан. По его мнению, движение «Саха кэскилэ» в первую очередь должно решать вопросы роли и места якутского народа в республике. Он выделил девять пунктов дальнейшей деятельности движения:

1) внедрение в жизнь закона о языке и содействие развитию якутского языка и его широкого употребления во всех сферах жизни;

2) разработка толкового словаря якутского языка, издание якутской энциклопедии;

3) строительство в центре Якутска храма Айыы, возведения таких же храмов в улусах якутским населением;

4) строительства проекта Аал-лук Мае (Дерева жизни);

5) определение места создания национального якутского парка;

6) совершенствование концепции национальной школы;

7) превращение проблем нравственности и борьбы с преступностью в государственную политику;

8) правительство, президент, государственное собрание Ил Тумэн должны первостепенное внимание уделять проблемам села;

9) правительство республики безотлагательно должно решать вопросы самоуправления, принять Уставы улусов, ввести частную собственность на землю и решить проблемы безработицы в селе .

Председатель движения «Саха кэскилэ» Л.А. Афанасьев выступил с докладом о проблемах духовности. По его мнению, национальная духовная культура основывается на трех главных «китах»: это развития языка, верования и создание якутской национальной философии. Движение «Саха кэскилэ», по его мнению, должно было вести работу, чтобы добиваться решения на государственном уровне этих трех задач.

На съезде присутствовал и выступил с речью Президент Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаев. Он уделил особое внимание вопросам государственного строительства, экономики, духовной культуры и якутского языка. Президент подытожил четырехлетний период суверенного развития республики, отметив, что республика за этот короткий исторический отрезок времени обрела многое в совершенствовании республиканского суверенитета, возрождении и развитии традиционной национальной культуры якутского народа. Президент М.Е. Николаев призвал движение «Саха кэскилэ» к совместной работе по развитию республики, ее духовного потенциала, на благо мира и согласия

Похожие диссертации на Общественно-политическое движение коренных народов Якутии : конец 1980 - х - 1990 - е гг.