Содержание к диссертации
Введение
Раздел 1. Социально-исторические тенденции общественного призрения и частной благотворительности в России в 1861-1914 гг 21
Раздел 2. Городская и земская системы общественного призрения в Брянском уезде Орловской губернии в пореформенный период (1861-1914 гг.) 153
Раздел 3. Общественная и частная благотворительность 198
Заключение 250
Список литературы 270
Приложение. Количество учащихся в школах Брянского уезда, курируемых училищным Советом в 1907-1908 учебном году 296
- Социально-исторические тенденции общественного призрения и частной благотворительности в России в 1861-1914 гг
- Городская и земская системы общественного призрения в Брянском уезде Орловской губернии в пореформенный период (1861-1914 гг.)
- Общественная и частная благотворительность
Введение к работе
В начале XIX в. процесс помощи и поддержки описывался в двух культурно-исторических парадигмах: общественное призрение и христианская благотворительность (в конце XIX в. он был осмыслен как благотворительность). К началу XX в. они рассматриваются уже в единстве как общественная помощь, а государственное призрение и частная благотворительность, представленная светской и конфессиональной исторической практикой, -как составные части единого социально-исторического процесса. На рубеже XIX-XX вв. складывается определенная область исторического познания общественной и частной помощи - история отдельных этапов социальной помощи в России, история направлений социальной помощи (приходской, земской, городской и т.д.), история благотворительных учреждений и обществ, зарубежный опыт общественного призрения в контексте российской практики, исторические подходы к явлениям социальной патологии После отмены приказов общественного призрения и перехода к земским принципам помощи и поддержки в 1880-1890-х гг. начинают проводиться исследования, посвященные истории земского, волостного и крестьянского призрения. В них находят отражение традиционные народные формы и поддержки, история общественной помощи, оказываемой земствами и их различными учреждениями.1
Актуальность выбранной автором темы исследования состоит в следующем. Во-первых, в сложное, противоречивое время нет более важной и актуальной задачи, чем достижение социального согласия в обществе. Правительство РФ оказывает существенное воздействие на формирование и реализацию государственной социальной политики.
Во-вторых, вопрос о соотношении цели и средств общественных преобразований, результатов реформ и путей их достижения актуален сегодня так же, как и сто лет назад. В конце XX в. практически все сферы жизни совре-
1 Фирсов М.В. История couiuLUiioii работы в России. - М., 2001. - С. 5-7.
5 менного общества подверглись радикальным преобразованиям, а ценой этих
преобразований стали снижение жизненного уровня подавляющего большинства россиян1, а также существенный рост числа людей, нуждающихся в помощи и поддержке со стороны государства. Подобную трансформацию российское общество переживало и в период после реформы 1861 г.
Однако, если во второй половине XIX в. государство (в форме Приказов общественного призрения) заботилось о социально уязвимых категориях россиян, то начало рыночных преобразований в современной России, напротив, было сопряжено с разрушением государственной системы социального обеспечения населения, достаточно эффективно функционировавшей в советский период истории, но оказавшейся нежизнеспособной в новых условиях. По мере углубления социально-экономического кризиса все более острой становилась проблема отношений, в которых находятся политическая власть и социальные группы на стадии их быстрого изменения.
В-третьих, проблемы становления современной системы защиты населения в России обусловили актуальность изучения отечественного опыта формирования системы помощи социально уязвимым слоям населения. Вот почему с практической точки зрения сегодня так важно оценить прошлый опыт, найти аналоги и истоки многих современных явлений и процессов.
История социальной работы в России - одно из относительно мало изученных направлений отечественной исторической науки. К нему обращались в основном дореволюционные исследователи, и только в конце XX в. возродился научный интерес к этой теме. При этом в современной историографии нет комплексных исследований пореформенного периода (1861-1914 гг.) в российской истории социальной работы применительно к отдельным регионам. В частности, эти исследования для Брянского уезда Орловской губернии в этот период изучены совершенно недостаточно. Необходимость восполнить этот пробел также обусловливает актуальность избранной темы диссертационного исследования.
1 См.:Жуков В.И. Реформы в России. 1985-1995 гг.-М., 1997.-С. 76.
Состояние научной разработанности проблемы.
В отечественной историографии до сих пор не предпринимались попытки комплексного исследования условий, предпосылок и процесса становления общественного, в частности сословного, призрения на рубеже XIX-XX вв. Поэтому автору диссертационного исследования пришлось привлечь труды отечественных специалистов в области теории и истории социальной работы в России, которые так или иначе затрагивали вопросы городского, земского, сословного призрения, меценатства и т. п.
Значительное число работ дореволюционных исследователей общественного призрения в России посвящено исследованию отношения государства к проблемам помощи социально уязвимым слоям общества, а также выявлению отличительных особенностей государственной системы призрения. Так, Н. Исаков1 обосновывает необходимость существования общественного призрения как "специальной" отрасли хозяйства государства. Кроме того, на основе сравнения систем призрения в европейских странах он предлагает некоторые подходы к решению практических задач общественного призрения в России.
Другой дореволюционный исследователь - П. Георгиевский - также сравнил систему помощи в странах Западной Европы. Лучшее средство регулирования усилий в деле общественной помощи, по его мнению, - это соподчиненная организационная структура2.
Этот взгляд в основном разделял и В. Герье, который впервые поставил вопрос о необходимости выработки теории организации общественного призрения и пришел к выводу о необходимости сделать взаимоотношения государства и системы общественного призрения предметом специального исследования3. На основании изучения исторического опыта он обосновал положение о том, что государство вынуждено включаться в регламентирование проблем общественного призрения, прежде всего, из-за необходимости
' См.: Исаков H. По вопросу об отношении государства к общественному призрению. - М., 1894.
2 См.: Георгиевский П. Призрение бедных и благотворительность. - СПб., 1894.
3 См.: Герье В.И. Записка об историческом развитии способов призрения в иностранных государствах и о
теоретических началах правильной его постановки. - СПб., 1897.
7 эффективно противодействовать развитию профессионального нищенства.
"Полицейско-административный мотив" - сохранение безопасности государства и его нравственности - важнейшая, по мнению исследователя, функция государства. В качестве второй важнейшей государственной функции в деле общественного призрения В. Герье называл экономический "народнохозяйственный аспект" . Исследователь считал, что "государственным призрением следует называть только такое, которое производится на средства государственного казначейства и посредством органов, назначаемых адми-нистрацией и не зависимых от общин местного населения"". При этом отстаивается необходимость сохранения в России всех исторически сложившихся форм организации призрения. По его мнению, сформировавшимся формам призрения - сословной, земской, городской и др. — необходимо только придать организованный характер.
О необходимости сочетания усилий государства и общества в деле организации помощи нуждающимся писал и С. Гогель3. Взгляд на общество как на целостный организм привел исследователя к пониманию необходимости столь же целостного, системного подхода к решению социальных проблем.
В дореволюционной историографии нашли отражение и те основополагающие принципы, на которых, по мнению ученых-обществоведов того времени, может осуществляться строительство системы общественного призрения. Так, согласно убеждению авторов коллективной монографии 1895 г. "Общие основания правильной организации общественного призрения", необходимо, "чтобы среди взрослых нуждающихся строго различались трудоспособные, с целью предоставления им работ, и чтобы воспитание детей последовательно направлялось к выработке из них производительных работников"4. Но главной задачей общественного призрения должна стать работа по предупреждению "крайней бедности", превентивные мероприятия долж-
1 См.: там же. - С. 70.
2 См.: там же. - С. 73.
5 Гогель С. Объединение и взаимодействие частной и общественной благотворительности. - СПб., 1908. 4 См.: Общие основания правильной организации общественного призрения. - СПб., 1895. - С. I.
ны быть поставлены во главу всей системы организации общественного призрения.
В. Дерюжинский предпринял попытку определить место общественного призрения в системе общественных отношений1, а Д. Жбанков классифицировал категории людей, по тем или иным причинам оказавшихся в положении нищих2.
Е. Максимов доказывает, что термин "общественное призрение" в России всегда имел достаточно широкое толкование, т. к. с петровских времен он включал в себя "и воспитание, и лечение, и предупредительную помощь, и даже репрессивные меры в области борьбы с нищенством"3.
Помимо разработки теоретических аспектов социальной работы, дореволюционные авторы изучали процесс эволюции системы помощи нуждающимся . Одним из первых исследователей петровского законодательства в отношении помощи социально уязвимым категориям населения, а также борьбы с профессиональным нищенством выступил А.Д. Стог5. О том, как законодательные нормы воплощались в практике государственного строительства при Петре I, писал П.И. Лыкошии6.
Ряд исследований был посвящен выявлению причин различных социальных "болезней" и средств борьбы с ними, а также изучению исторического опыта оказания помощи тем или иным категориям нуждающихся . От-
См.: Дерюжинский В.Ф. Заметки об общественном призрении. - М., 1897. - С. 5. 2 См.: Жбанков Д. Несколько заметок по поводу проекта общественного призрения. - СПб., 1895. - С. 5. 3См.: Максимов Е. Законодательные вопросы попечения о нуждающихся.-СПб., 1907.-С. 12.
4 Дунаев Н. Помощь миром. -СПб., 1862; Историко-статистический очерк общего и специального образо
вания в России /Под ред. А.С Небольсина. - СПб., 1884; Историческое обозрение мер правительства по
устройству общественного призрения в России. - СПб., 1874; Кизсвсттер А.А. Посадская община в России
в XVIII ст. - М., 1903; Ключевский В.О. Добрые люди Древней Руси //Антология социальной работы. - В 5
т. - Т. 1. История социальной помощи в России. - М., 1994; Максимов Е.Д. Из истории государственного
призрения в России //Трудовая помощь. - СПб., 1901. - Январь, февраль; Он же. Историко-статистический
очерк благотворительности и общественного призрения в России. - СПб., 1894; Он же. Общественная по
мощь нуждающимся в историческом развитии ее в России. - СПб., 1906; Свод Правительственных меро
приятий, а также ныне действующих узаконений о нищих (1681-1893 гг.) и историческая законодательная
записка о нищенстве в России. - СПб., 1898; Соколовский M.H. Петр Великий, как благотворитель
//Вестник благотворительности. Литературный отдел. - СПб., 1908. - №№ 7-8; Фролов Г.И. Развитие и уст
ройство общественного призрения п Империи //Журнал МВД. - 1844 - № 3; Ханыков Я.В. Исторический
очерк правительственных мер по части общественного призрения в России //Журнал МВД. - 1851 - № 11.
5 О общественном призрении в России. В 2 т. - СПб., 1818.
6 Благотворительная Россия./Под ред. П.И. Лыкошнпа. - СПб., 1901.-Т. 1.-4. 1.
7 См.: Пахрчппш С. Малолетние нищие и бродяги в Москне. Исторический очерк. - М., 1913: Васильев Л.Г. К истории
ломов )малишсн11ых в России //Медицинское обозрение. Москва - 1886. -X» 18; Гсрпет М. Детоубийство//Лншлошя
9 дельно исследовались история медицины1 и просвещения2. Кроме того, российские историки рассматривали процесс становления центральной и местной администрации, анализировали функции (в том числе и в социальной сфере) новых органов управления3.
Потребность в социальной помощи и защите человека зародилась у истоков первобытной культуры и в той или иной мере удовлетворялась на всех ступенях развития цивилизации, была присуща всем верованиям и религиям, находила свое отражение в господствовавших мировоззрениях и идеологиях. Социальное призрение имеет в России глубокие корни, уходящие еще в дохристианский период4.
Призрение вызывалось разными мотивами: состраданием, гражданской солидарностью между членами общества, нравственными, религиозными воззрениями, патриотизмом, желанием получить признательность со стороны правительства. Государство, в свою очередь, стремилось смягчить социальную напряженность, источником которой было нуждавшееся население.
Общественное призрение - более цивилизованная форма благотворительности со стороны государственных учреждений, церкви и частных лиц. Оно отличалось, прежде всего, организацией, мотивами, целями. Организация в общественном призрении проявлялась как по отношению к получавшим помощь (создание различных заведений в зависимости от категорий
социальной работы. - В 5 т. - Т. 2. Феноменология социальной патологии. - М., 1995; И-ов Л. Воспитательные лома России //Вестник Нвропы. Журнал истории, политики, литературы. - I860. - Кп. 6 (июнь); Ошанин М.Л. О призрении покинутых детей. — Ярославль, 1912; Россов. Исторический очерк призрения отставных военных чинов в прошлом пеке и н начале нынешнего столетия //Военный сборник. - СПб., - 1863. - Т. 30.
1 История Московского госпиталя в связи с историей медицины в России к 200-летнему юбилею (1707-1907 і г.). Со
ставлен ординатором А.Н. Алексеевым при участии гл. врача НИ. Якимова. - М., 1907; Куприянов 11. История меди
цины » России в царствование Петра Великого. - СПб., 1872; Леонтьев. Краткий очерк истории аптечного дела и Рос
сии. - СПб., 1910; Петров Е. Собрание российских законов о медицинском управлении. - СПб., 1X26; Ханыком Я.В.
Очерк истории медицинской помощи в России. -СПб.. 1851.
2 Нладимирский-Будапов М.Ф. Государство и народное образование в России XVIII пека. - Ярославль, 1874; Лебедев
II.А. Исторический взгляд на учреждение училищ, школ, учебных заведений и учебных общество, послуживших к об
разованию русского народа с 1025 по 1855 гг.-СПб.. 1875; Прилежаев Г..М. Новгородские епархиальные школы в пет
ровскую зпоху //Христианское чтение. - 1877. - № 3-4. - С. 331-370; Рождественский СВ. Очерки но истории систем
народною просвещения в России в XVIII-XIX веках.— СПб.. 1912.-Т. I.
3 Горчаков М. Монастырский приказ. - СПб., 1863; Огородников В.И. Из истории вопроса о центральных учреждениях
в России при Петре Великом. Приказы, канцелярии, коллегии. - Казань, 1917; Петровский С.А. О сенаїе в царствова
ние Истра Великого. Историко-юридичсскос исследование. - М., 1875; Рейспер М.Л. Общественное благо и абео.тки-
пое государство//Вестник права. - 1902.-№ 9-10. -С. 1-128; Рункевич С.Г. История Русской Церкви мод управлением
св. Синода.-СПб., 1900.
4 Щапов Я.II. Государство и церковь в Древней Руси. Х-ХИ вв.-М.. 1989.-С. 107-123.
10 нуждавшихся в призрении), так и оказывавшим ее - государственным и ведомственным учреждениям, общественным объединениям.
Призрение распространялось на тех, кто действительно нуждался в помощи и не делал из своей нужды промысла, то есть не симулировал свое бедственное положение с целью злоупотребления человеческим состраданием во имя получения необоснованной помощи как основного источника существования.
В дореволюционной России проводились исследования, касающиеся проблем организации благотворительности и призрения1, в которых отражалась разнообразная деятельность государственных организаций и частных лиц, направленная на вспомоществование, оказание материальной помощи и других видов поддержки наиболее нуждающихся категорий населения.
Начало изучения и социально-исторического осмысления приходится на конец XIX в. Такие исследования проводили И. Мещанинов2, Е. Максимов3, а также А. Боровой4, В.И. Герье5 и др.
Роль христианской церкви в благотворительности исследовал А.Н. Куд-
( "7
рявцев , проблемы местного самоуправления - Л.А. Кизеветтер .
До революции 1917 г. значительное внимание уделялось работе с кадрами, принимались законы и инструкции, направленные на улучшение управления на местах, кадры рассматривались как важный структурный элемент системы государственного управления . Хотя специальной кадровой
1 Максимов Е.Д. Начало государственного призрения в России //Трудовая помощь. - СПб., 1890. - Январь.; Очерк зем
ской лсятсльности в области общественного призрения в І'оссии. - СПб., 1895.; Происхожление нищенства и меры
борьбы с ним. - СПб., 1901.; Из истории государственного призрения в России //Трудовая помощь. -СПб., 1901. Ян
варь, февраль.; Приказы общественного призрения в их прошлом и настоящем. - Сентябрь.; Он же: Общественное и
частное призрение в России. - СПб., 1907; Литвинов П.Н. Обзор деятельности Петербургских гор. Попечиїе.іі.еїв о
бедных //Труды первого съезда русских деятелей по общественному призрению 8-13 марта 1910 г. - СПб.. 1910.; Ме
щанинов И. О нищенстве в России и способах борьбы с этим явлением //Труды первого съезда русских деятелей по
общественному призрению 8-13 марта 1910г.-СПб., 1910; и др.
2 Мещанинов И. О нищенстве в России и способах борьбы с этим явлением //Труды первого съезда русских деятелей по
общественному призрению 8-13 марта 1910 г. - СПб., 1910.
5 Максимов К.Д. Из истории государственного призрения в России //Грудовая помощь. - СПб., 1901. Январь, февраль; Он же. Общественное и частное призрение в России. - СПб., 1907.
4 Норовой Л. Призрение общественное//Энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат.
-7-е изд.-Т. 6.-М., 1937.
5 Герье В.И. О способах помощи безработным.-СПб., 1898.
6 Кудрявцев Л.II. Исторический очерк христианской блаїоівориіельиости. - Одесса, 1883; Он же. Исторический очерк-
христианской благотворительности //Детская помощь. - 1885. - № 10. - С. 556.
7 Кизеветтер Л.Л. Местное самоуправление в России. ІХ-ХІХ ст. - М., 1917.
8 См.: Полное собрание законов Российской империи (далее ПСЗ), Собр. I. - Т. YI - СПб., 1830, .V» 125337; Т. XXYI1 -
№ 20406; ПСЗ, Собр. 2. - Т. X - № 10303; Т. ХІ.1 - № 43298
подготовки для социальной сферы в современном понимании не было, заслуживает анализа накопленный опыт отношения к кадровой подготовке, осознание роли кадров в функционировании не только отдельных сфер общества, но и в целом государства, его стабильности и прочности.
Особого внимания заслуживают документы о попытке Временного правительства реформировать управление социальной деятельностью, создания специального министерства государственного призрения. Это подтверждается документами министерства государственного призрения Временного правительства1.
Социальная работа в России, общественное и частное призрение были обращены к проблеме гармоничного существования человеческой общности на уровне как теории, так и практики. В сфере их внимания постоянно находились явления социальной патологии. Поэтому по отношению к таким явлениям частное и общественное призрение в России выполняло две основные функции.
С одной стороны, оно выступало в качестве некой формы общественного сознания, которая формировала определенное общественное мнение к таким явлениям, как проституция, профессиональное нищенство, детская беспризорность, самоубийство и многие другие, а с другой - общественное и частное призрение ориентировало на гуманистическое отношение общества к самому себе, способствовало его формированию как единого культурно-исторического и социально-психологического пространства.
Оформляясь как профессия, социальная работа еще в XIX в. осуществлялась в разных формах с различными социально-психологическими типами. В этом аспекте велись широкие социально-психологические, антропологические, демографические, педагогические исследования, направленные на всестороннее изучение феноменов отклоняющегося поведения и личности, для которой характерны патогенные наклонности.
1 См.: Собрание узаконений и распоряжений по наролному Комиссариату Соци&іьного обеспечения. - М., 1918.-С. 4; Положение о социальном обеспечении трудящихся.-М., 1919.-С. 3.
12 Однако с конца 1920-х гг. исследования и целые научные школы в
стране были свернуты, статистика по таким проблемам, как проституция,
нищенство, наркомания, самоубийство, была либо закрыта, либо не велась
вообще, но появилось много работ, посвященных осмыслению и анализу
опыта прошлых лет.
В своем историческом развитии социальная работа приобретала различные формы - от милосердия к общественному призрению и до организованной государственной системы социальной защиты, сочетающейся с многообразными видами общественной и частной благотворительной деятельности. Главное состоит в том, что становление социального обслуживания происходит эволюционно, отражая многолинейность развития от простых форм, типов и методов к более сложным, диктуемым временем1.
В числе исследований пореформенного развития социальной защиты в России можно отметить работы В.И. Жукова, Т.Н. Болотиной, А.А. Кумано-вой, Т.Н. Успенской, Г.С. Еськова, B.C. Павлова, М.В. Фирсова и др.", в которых нашли отражение проблемы социальной помощи населению в контек- сте социально-экономических трансформаций в обществе. Так, в работе М.В. Фирсова впервые с периода славянских общин до постсоветского этапа прослежены основные этапы становления отечественной модели помощи: от мирского нищелюбия до организованной деятельности государственных органов соцзащиты. Им предложена авторская концепция развития общест-
Лнтология социальной работы. - В 5 т. /Сост. М.В. Фирсои. - М., 1995; Исторический опыт социальной работы п России /Под ред. Л.В. Бадя- М., 1994; Кошкин Д.С. Государственная политика и практика социальной работы с инвалидами в 20-30-е годы XX века (на материалах РСФСР): Авторсф. дис. ... к.и.н. - М., 2001; Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. - М., 1998; Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. - М„ 1996; 1997; Он же. История социальной работы в России. - М., 1999; Фирсов М.В., Студенова Е.Г. .Теория социальной работы. - М., 2000; Холостова Е.И. Социальная сфера: взаимоотношения процессов, политики и работы //Вестник социальной работы. - 1994. -№3.- С. 42-48; Он же. Генезис социальной работы в России. -М„ 1995.
Болотина Т.Н. Организация социальных служб в России: состояние и перспективы (историко-социальный аспект): Дис. ... к.и.н. - M., 1996; Жуков В.И. Реформы в России. 1985-1995 гг. - М., 1997; Он же. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития. - М., 1995; Он же. Социальная зашита семей безработных с несовершеннолетними детьми. - М., 1997; Он же. Социально-экономическая ситуация и социальная политика в России. - М., 1994; Кумаиова Л.Л. Исторические традиции и современные модели управления социальной защитой населения (региональный аспект 1990-е годы): Дис. ... к.и.н., 2000; Субаева О.Н. Становление системы социальной зашиты населения Российской Федерации в 1991-1995 гг.: Исторпко-социальные тенденции: Дис. ... к.и.н. - М., 1999; Успенская Т.Н. Становление отечественной модели социальной защиты населения: Дис.... д.и.н. - М., 1998. 3 Фирсов М.В. Указ. соч., 1996.
13 венной помощи на основе социогенетического подхода, дана периодизация с
учетом важнейших детерминант: языковых, событийных, идеологических,
понятийных, субъективных.
Феномен российской благотворительности XIX - начала XX в. совсем не исследовался в советский период, ибо противоречил идеологическим установкам отечественной историографии. В подтверждение приведем, например, такие определения из толковых словарей: "Филантропия - одно из средств буржуазии маскировать свой паразитизм и свое эксплуататорское лицо посредством лицемерной, унизительной "помощи бедным" в целях отвлечения их от классовой борьбы"1. "Благотворительность - в буржуазном обществе: оказание частными лицами материальной помощи бедным из милости. Благотворитель - в условиях буржуазного общества: человек, зани-мающийся благотворительностью" . И хотя в оценке явлений благотворительности в 1950-1980-х гг. происходил определенный сдвиг-от резко негативной к подчеркиванию объективно буржуазной сути благотворительности (что, по мнению Г.Н. Ульяновой3, логически верно), тем не менее, был сделан вывод об идеологической неприемлемости изучения отечественной модели дооктябрьской благотворительности. В этом причина того парадокса, что почти вся научная литература по проблеме за небольшим исключением принадлежит перу американских коллег и создана в 1980-1990-е гг.
В рамках сословной благотворительности каждая группа людей в соответствии с социальной структурой дореволюционного общества оказывала помощь членам своего сословия (существовали дворянские, купеческие, епархиальные благотворительные ведомства). Развивалась социальная помощь отставным военным. Все это происходило в соответствии с духовной атмосферой братского единения всех сословий в таком важном деле, как социальная помощь бедным.
1 Краткий словарь иностранных слов, 1951. - С. 419-420.
2 Ожегов СИ. Словарь русского языка. 1987. - С. 45
3 Ульянова Г.Н. Новейшая американская историография российской благотворительности (oGjop) //Отечественная ис
тория.-М., 1995.-№ 1.-С. 108-118.
Представители разных сословий - имущие и бедные - отдавали нуждающимся то, что имели: одни - состояние, другие - силы и время. Это были подвижники, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие.
В России существовали общественные приоритеты, которые делали престижными и даже выгодными благотворительные поступки. Очень велика была роль личной инициативы и частной благотворительности в организации деятельности различных благотворительных обществ и отдельных благотворительных учреждений. Развивалась целевая помощь по специфическим заболеваниям: общества глухонемых, слепых, военных инвалидов и т. д. Отдельной проблемой было оказание помощи нуждающимся в жилье. Важными вопросами стали трудоустройство безработных, организация домов трудолюбия и общественных работ, движения за трезвый образ жизни, организация народных домов и т. д.
Огромна была роль милосердных людей в организации детских приютов, школ, училищ и больниц, в становлении педиатрии как самостоятельной области медицины. Все это было тесно увязано с решением назревших социально значимых задач народного образования, социальной помощи и здравоохранения.
С тенденциями развития современного общества перекликается становление социальной помощи в условиях городского и земского самоуправления. Вопросы земского самоуправления в России были подробно рассмотрены в работах конца XIX - начала XX в., например, Е. Максимова и М. Слобожанина1.
Сегодня мы вновь обращаемся к различным этапам нашей истории, ее социальным аспектам. Это помогает глубже осознать наше настоящее, преодолевать социально-экономическую неустроенность, низкий уровень жизни большинства населения, поляризацию общества по доходам.
1 Максимов К. Очерк земской деяіе.іьіюсти в области общественного призрения в России. - СПб., 1895; Слобожанин М. Ич истории и опыта земскич учреждений в России. -СПб., 1910.
15 Современный взгляд на земское самоуправление представлен в работах
Н.А. Иванниковой, Г.Ф. Пурисовой1 и др.
В новейшей отечественной историографии социальной работы все вышеперечисленные темы получили продолжение и развитие. Исследованием исторических корней государственной системы-призрения занимались М.В. Фирсов, П.И. Нищеретний, Т.Б. Кононова, Н.В. Чернецов, Р.Л. Новиков, JT.B. Бадя, П.В. Власов, В.П. Мельников, Е.И. Холостова, К.В. Кузьмин, Б.А. Сутырин2, и др.
В исследованиях М.В. Фирсова впервые с периода древнеславянских общин до постсоветского времени прослежены основные этапы становления отечественной модели помощи социально уязвимым слоям общества: от мирского нищелюбия до организованной деятельности государственных органов социальной защиты. Им предложена авторская концепция развития общественной помощи на основе социогенетического подхода. Авторы исследований исторического опыта социальной работы в России - Л.В. Бадя, Л.И. Демина, В.Н. Егошина, Н.В. Елфимова, И.В. Курукин - важное значение придают характеристике общественного призрения нуждающихся, их положения в условиях трансформации общества.
Т.Н. Петраченкова изучала становление государственной системы призрения при Петре I; Д.А. Пашенцев, А.П. Афиногенова, С.Г. Зубанова - бла-
1 Иванникова Н.А. Исторический опыт земского самоуправления по развитию общественного призрения: Дис. ... к.и.н.
- M., 1998; Пурисова Г.Ф. Исторический опыт земскою самоуправления в России 1866-1918 голов (На материалах Ор
ловской губернии): Дис. ... к.и.н.-М., 1996.
2 Азизбаева Р.Е. Призрение незаконнорожденных детей в Москве в первой четверти XVIII в. //Столичные и периферий
ные города Руси и России в средние века и раннее новое время (XI-XVIII вв.). - М., 2001; Надя Л.В. Благотворитель
ность и меценатство в России. - М., 1993; Власов П.В. Обитель милосердия. - М., 1991; Исторический опыт социаль
ной работы в России /Под ред. Л.В. Бадя. - М., 1994; История российских социальных служб. Хронограф. - М., 2001;
Кононова Т.Б. История российской благотворительности и се связь с государственными стандартами социального
обеспечения: Дис. ... к.и.н. - М., 1997; Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работ за рубежом и и России
(с древности до начала XX века). - М., 2001; Мельников В.П., Холостова Р..И. История социальной работы и России. -
М., 1998; Темпикова Л.А. Социальная поддержка и б.таютворителмюсть в России от Владимира Мономаха до наших
дней //Ученые записки. - 1996. - № 1. - С. 133-141; Турчина П.В. Становление и развитие системы учреждений соци
ального призрения детей-сирот в Санкт-Петербурге (XVIII - начало XIX вв.): Дис. ... к.и.н. -СПб., 2000; Фирсов М.В.
История социальной работы в России. - М.. 1999; Фирсов М.В. и др. Хронограф российской истории социальной рабо
ты. - М., 1999; Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. - М.. 1996; Холо
стова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М., 1995; Чернецов Н.В. Генезис и эволюция социазыюю призрения
в России (Х-ХІХ века): Дис.... к.и.н. - М., 1996.
готворительную деятельность русской православной церкви; Г.И. Зайцева -русского дворянства1.
Вопросы благотворительности в России исследовали Л.В. Бадя, П.В. Власов, Т.А. Дубровская, И.С. Жданова, Е.В. Иванова, Т.Б. Кононова, П.И. Нещеретний, В.Л. Прохоров, Я.Н. Щапов и др.; проблемы социального призрения - Г.Д. Курманова, Н.В. Чернецов3; деятельность женских организаций - СВ. Пашенцева, О.А. Хасбулатова4; призрение детей - М.И. Гедько, Р.А. Новиков, В.В. Селянина, Е.В. Турчина5.
Необходимо воссоздать забытое, напомнить об уцелевшем и призвать к его сохранению, воздать должное тем, кто в меру сил и возможностей, в соответствии с духом времени творил благие дела во имя любви к людям. Они оставили нам памятники человеколюбия, доброты и милосердия. Наша задача - о них помнить и их сохранить. От этой неразрывной цепи созидания и воспитания чувств в самых простых и необходимых человеческих делах зависит высокая нравственность и грядущих поколений.
Афиногенова А.П. Социальная активность русской православной церкви: Дис. ... к.ф.н. - М., 1993; Зуба-пова С.Г. Православная церковь в социальной, культурной и духовной жизни российского общества и XIX веке: Дис. ... к.и.н. - М., 1995; Пашснцев Д.А. Благотворительная деятельность русской православной церкви во второй половине XIX - начале XX века: Дис. ... к.и.н. - М., 1995; Петраченкова Т.Н. Становление государственной системы призрения в период петровских реформ: Дис. ... к.и.н. - М., 2003; Зайцева Г.И. Социальная психология русского дворянства первой четверти XVIII в.: Дис.... к.и.н. - М., 2000.
2 Баля Л.В. Благотворительность и меценат во в России. - М.. 1993; Власов II.В. Благотворительность и милосердие в
России - М., 2001; Дубровская Т.А. Общественные и частные инициативы и развитии профессионального образования
в пореформенной России (1861-1914 гг.): Дис. ... к.и.н. - М„ 2000; Жданова И.С. Меценатство как социальный фено
мен и проблемы его развития в современной России: Дис. ... к.и.н., 1996; Иванова Е.В. Внедрение в российскую систе
мы благотворительности зарубежного опыта социальной работы в конце XIX - начале XX века: Дис. ... к.и.н. - 1998;
Кононова Т.Б. История российской благотворительности и ее связь с государственными станлартами социального
обеспечения: Дис. ... к.и.н. - М., 1997; Нешеретний П.И. Общественное призрение и частная благотворительность в
пореформенной (1861 г.) России. - М., 1994; Он же. Формы общественного призрения в России и XIV-XVIII в. - М..
1993; Он же. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. - М., 1993; Прохоров В.Л. Рос
сийское предпринимательское благотворение: социоисторический аспект (XIX - начало XX вв.): Дне. ... д.и.н. - М..
2001; Щапов Я.Н. Благотворительность в дореволюционной истории: национальный опыт и вклад в цивилизацию
//Россия в XX веке. Историки мира спорят. - М„ 1994.
3 Курманова Г.Д. Социальное призрение на европейском севере в последней трети XIX - начале XX века: Дис. ... к.и.н
-М., 2001; Чернецов Н.В. Генезис и -эволюция социальною призрения в России (Х-ХІХ века): Дис. ... к.и.н. - М., 1996.
4 Пашенцева С.В. Деятельность женских благотворительных обществ в России в конце XIX - начале XX века: Дис. ...
к.и.н. -М., 1999; Хасбулатова О.А. Социально-исторический опыт и традиции женского движения в России (1860-1917
гг.): Дис.... д.и.н. - М., 1995.
5 Гедько МИ. Государственная социальная политика в отношении детей: опыт и уроки 1920-х годов (на маїериалах
Москвы и Московской губернии): Дис. ... к.и.н - М., 1998; Новиков Р.А. Историческое развитие общественною при
зрения детей и подростков в России (X - начало XX века): Дис. ... к.и.н. - М., 2001; Селянина Н.В. Социально-
историческое развитие воспитательно-исправительных учреждений для несовершеннолетних в России (186-1-1917 гг.):
Дис. ... к.и.н. - М., 2002; Турчина Г.В. Становление и развитие системы учреждений социальною призрения детей-
сирот и Санкт-ІІетербуріе (XVIII - начало XX ив.): Дис. ... к.и.н. - СПб., 2000.
Как показали опросы, к заслугам современной России население относит только политические свободы, все остальное принадлежит прошлому страны и воспринимается как утраченные социальные завоевания.
Сегодня необходимо дальнейшее совершенствование, как существующих государственных структур, так и создание новых, наиболее соответствующих современным условиям и требованиям. Традиции, обогащенные международным опытом социальной работы, входят в нашу действительность. Развивается новая социальная служба помощи семье и детям, направленная на оказание им разносторонней медико-социальной, психолого-педагогической, социально-правовой реабилитации, социально-бытовой поддержки.
Разрабатывая новые технологии, нельзя забывать многовековой опыт управления социальной деятельностью в России, так как, творчески учитывая опыт прошлого, можно эффективно использовать его в настоящем. Поэтому актуален анализ накопленного исторического опыта управления в дореволюционной России, и поэтому в поисках эффективных средств осуществления социальной политики мы обращаемся к отечественному опыту.
Таким образом, изучение литературы и документов показало, что в такой постановке проблема для исследования сформулирована впервые, призрение в Брянском уезде Орловской губернии, т.е. региональные особенности общественного призрения, комплексно прежде не исследовались.
Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы на основе комплексного системного анализа архивных и опубликованных источников исследовать содержание, формы и методы общественного и сословного призрения в Брянском уезде Орловской губернии в 1861-1914 гг.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Проанализировать уровень разработанности проблемы в трудах и публикациях историков.
Исследовать социально-исторические тенденции общественного призрения и частной благотворительности в России в 1861-1914 гг.
3. Теоретически осмыслить характерные черты земской и городской
системы общественного призрения в Брянском уезде Орловской губернии в этот период.
Определить место и роль негосударственных форм в системе социального призрения пореформенной России на примере частной благотворительности в Брянском уезде Орловской губернии.
Проанализировать содержание и механизмы действия приходской благотворительности в системе общественного призрения в Орловской губернии.
Сформулировать по итогам исследования научно-практические рекомендации, направленные на использование исторического опыта социального призрения в современных условиях.
Научная новизна исследования заключается в том, что в ней впервые комплексно изучены и проанализированы исторические предпосылки общественного призрения, сословной, частной благотворительности, а также механизмы оказания социальной помощи на территории Брянского уезда Орловской губернии в 1861-1914 гг. Показаны роль и вклад в общественное призрение городской и земской составляющей. Обоснован их больший вклад в помощь нуждающимся, по сравнению с государственной помощью, на территории Брянского уезда Орловской губернии. Показана значительная роль частной благотворительности в призрении незащищенных слоев населения. Охарактеризован вклад государства, городского самоуправления, земства, отдельных личностей в развитие здравоохранения и образования. Проанализирована и сопоставлена деятельность благотворительных обществ на территории Брянского уезда. В научный оборот введены некоторые архивные источники, ранее не публиковавшиеся в научных исследованиях.
Объект исследования - система призрения в пореформенный период в Орловской губернии (на примере Брянского уезда).
Предмет исследования - деятельность земских учреждений и благотворительных обществ: Дятьковского имени И.С. Мальцева, Общества при Брянском заводе.
Теоретико-методологическая основа исследования: совокупность общенаучных и специальных исторических методов, среди которых следует, прежде всего, назвать системное и объективное рассмотрение исследуемых видов призрения, историко-сравнительный анализ, проблемно-хронологический и др., изложенные и обоснованные в трудах отечественных ученых по теории и методологии исторической науки1.
Особое внимание уделено понятийному аппарату. Понятия "призрение" и "благотворительность" близки между собой, но имеют и различия. Так, в русской православной литературе под благотворительностью понимается "свободная, основанная только на чувстве любви к другому, деятельность, которая направляется на возвышение его духовного и материального благосостояния"2.
В новейшей светской исторической науке благотворительность рассматривается как "... помощь нуждающимся со стороны общественных организаций, государственных учреждений, церкви и частных лиц"3.
Таким образом, благотворительность - это добровольная помощь без всякого принуждения и лишь настолько, насколько сам благотворитель того желает.
Одна из категорий, непосредственно связанных с благотворительностью, - призрение. Призрение - одна из форм социальных мер, которая отличается постоянным характером помощи. Необходимо различать призрение как форму частной благотворительности и общественное призрение как систему организации помощи неимущим. Из этого следует, что общественное призрение - это вынужденная помощь, которая устанавливалась законом и
1 См.: Иванов Г.М., Коршунов A.M., Петров Ю.В. Методологические проблемы исторического познания. -
M., 1981; Жуков Е.М. Очерки методологии истории. - М., 1987 и др.
2 Кудрявцев А.И. Исторический очерк христианской благотворительности //Детская помощь. - М., 1885. -
№10.-С. 556.
3 Отечественная история. - Т. 1. - С. 240.
20 принадлежала к обязательным заботам государства о благоденствии своих
граждан. Источниками финансирования в основном служили налоги, и поэтому в деле помощи ограничивались только необходимым.
Хронологические рамки исследования: 1861-1914 гг. - позволяют проследить становление социального призрения в России на фоне социальных потрясений второй половины XIX - начала XX в.: реформы, носившие всесословный характер, войны, расслоение деревни, урбанизация, образование нового социально-экономического пространства - привели к росту и связанных с ними социальных проблем (нищенство, большое количество голодающих, беженцев, незаконнорожденных, беспризорных и неграмотных детей, раненых, инвалидов и т. д.). Этот период характеризуется развитием городского, сословного и земского общественного призрения.
Источниковая база исследования.
Настоящая диссертационная работа выполнена на основе комплекса разнообразных исторических источников, которые условно можно разделить на несколько групп.
К первой группе относятся официальные документы, указы, постановления, уставы, регламенты и инструкции, представленные законодательными актами периода от крестьянской реформы до первой мировой войны («Полное собрание законов Российской империи»; «Полный свод законов»; «Доклады и приговоры Правительствующего Сената» и др.).
Вторую группу составляют архивные источники и материалы, в частности собрания делопроизводственной документации различных учреждений (городских, земских, общественных и др.). Эти материалы исследованы в основном в государственных архивах Орловской и Брянской областей (ГЛ-ОО и ГАБО).
В третью группу источников вошли: опубликованные отчеты, обзоры, сборники, посвященные проблемам социальной помощи.
В четвертую группу можно объединить исторические и краеведческие разработки.
Наконец, пятая группа представлена периодической печатью - журналами и газетами, как конца XIX - начала XX в., так и современными.
Таким образом, исследованная тема охвачена обширным и всесторонним материалом.
Научная разработка проблемы исследования представляет не только теоретический, но и практический интерес, способствует творческому осмыслению и использованию накопленного в прошлом опыта в современных условиях. Материалы диссертации могут быть использованы в процессе создания учебников и учебных пособий, преподавания курсов отечественной истории, теории и практики социальной работы, социальной истории России, при разработке и чтении спецкурса по истории генезиса и эволюции социального призрения в России.
Апробация научного исследования. Основные положения и материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры Социальной работы истории России МГСУ. Положения и выводы диссертационного исследования изложены в 10 научных публикациях автора и в выступлениях на Первом Всероссийском научно-педагогическом социальном конгрессе (М., 2001); Международной научно-практической конференции "Женщины славянских народов на рубеже XXI века" (Орел, 1999); 56-ой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава БГТУ (Брянск, 2002); "Круглом столе" "Женщины в современном обществе" (Брянск, 2002); 3-й научно-методической конференции "Наука и образование в начале XXI века: состояние, проблемы, поиски" (Сочи, 2002); научно-практической конференции "Постарение населения как актуальная демографическая проблема" (Москва, 2003); "Круглом столе" в рамках программы Российского лидерства "Открытый мир" (Вашингтон, 2002); семинаре официального визита в Германию (г. Хаммельн, 2002); научно-практической конференции "Проблемы сохранения исторических городов и объектов историко-культурного наследия Брянской области" (Брянск, 2003); Областной научно-практической конференции "Социальная работа для пожилых людей: про-
22 фессионализм, партнерство, ответственность" (Брянск, 2003); студенческой
научно-практической конференции «Мир семьи» (Брянск, 2004); Пятой Российской научно-методической конференции «Наука и образование в условиях глобализации» (Сочи, 2004).
Социально-исторические тенденции общественного призрения и частной благотворительности в России в 1861-1914 гг
До первой половины XIX в. в России функционировали приказы общественного призрения и учреждения, подведомственные непосредственно им. Центрами государственного призрения были закрытые заведения, но основной массе нуждающихся была доступна лишь низшая форма проявления милосердия - милостыня.
Наряду с государственной системой приказов общественного призрения существовало несколько обществ и учреждений полуправительственного характера.
19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и Положения, возвещавшие отмену крепостного права. 23 млн. крепостных крестьян получили личную свободу, возможность заниматься торговлей и промыслом, переходить в другие сословия; было введено крестьянское самоуправление, учрежден крестьянский волостной суд. Вслед за этим последовали реформы местного самоуправления, суда, образования, финансов, военного дела.
В пореформенный период общественное и частное призрение приобретает в своем развитии новый импульс. После официальной отмены крепостного права происходит реорганизация административной системы и государственного управления. Естественно, изменяется и управление общественным призрением. В первой четверти XX в. создается специальное ведомство - Министерство государственного призрения (оно объединяло и частную благотворительность, и общественное призрение). Но еще до его открытия пореформенная система помощи и поддержки претерпевает существенные изменения. Функция наблюдения за общественным призрением осталась за МВД, хотя в большинстве губерний надзор за ним осуществляли земские и городские учреждения, ставшие правопреемниками приказов общественного призрения на местах. В Архангельской, Виленской, Гродненской и некоторых других губерниях приказы продолжали функционировать, т.к. там еще не было земских учреждений. Земские и городские учреждения, ведающие помощью и поддержкой на местах, были характерны для центральной части Российской империи. На юге России, в Сибири, на Кавказе, на западных землях была своя административная система управления общественным призрением.1
В пореформенный период в губерниях общественное призрение было представлено в двух основных формах: старых - приказах общественного призрения, и новых - земских учреждениях. По сути дела, в губерниях ело-жилась двойная система управления общественным призрением.
С 1860-х гг. в социальную работу включились земские самоуправленческие органы, деятельность которых в сфере общественного призрения по мере укрепления институтов самоуправления становилась все более широкой и разносторонней. Земский опыт свидетельствует о том, что успешное выполнение государством своих функций и задач, в том числе в повышении уровня жизни народа, с объективной необходимостью предполагает активное участие широких социальных слоев в государственной и общественной жизни.
После освобождения крестьян стало ясно, что приказы при крайнем бюрократизме всего внутреннего устройства, при устарелости форм работы не могли соответствовать идее своего назначения и требованиям новой жизни. Для многомиллионного населения необходимо было создать такие условия существования, среди которых главное место занимали бы насущные потребности: врачебная помощь, народное просвещение, общественное призрение и т.п.
1 января 1864 г. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» ввело всесословные выборные органы местного самоуправления -земства, в ведение которых отдавались устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, земской школы, богаделен, приютов, взаимное страхование. Согласно главе III (п. 75) Правил для земских учреждений по делам о земских повинностях, народном продовольствии и общественном призрении (1864 г.), обязанности и управление по делам общественного призрения, которым занимались приказы общественного призрения и больничные советы, возлагались на уездные и губернские земские учреждения.
16 июня 1870 г. было издано «Городовое положение», по которому в 509 городах вводилось выборное городское самоуправление - городские думы. В им компетенцию входило благоустройство города, попечение о городском здравоохранении и народном образовании.
Городская и земская системы общественного призрения в Брянском уезде Орловской губернии в пореформенный период (1861-1914 гг.)
Процесс формирования новой системы помощи и поддержки в период разрушения старой системы развертывается по той же схеме, что и в период Петровских реформ, но эта модель характерна только для земства.1
После отмены крепостного права система Приказов общественного призрения постепенно заменяется земской, волостной и городской помощью. Однако от системы Приказов в Брянском уезде сохранялся сиротский суд, созданный еще в 1775 г. по «Учреждению для управления губерний» при городском магистрате. Он ведал опекунскими делами лиц городских сословий, охранял права купеческих и мещанских вдов и сирот (был ликвидирован в 1919 г.) . Сиротский суд сыграл очень большую роль в призрении детей. За период с 1838 по 1919 г. в нем решались дела об опеке, по меньшей мере, 380 детей (столько дел обнаружено в ГАБО), умершие родители которых принадлежали к различным городским сословиям. Сиротский суд не только направлял сирот в приюты или определял их опекунов (в частности, иногда отдавал детей вдовам на воспитание), но и внимательно следил за их судьбой в течение ряда лет. Например, дело об опеке над малолетними детьми умершего купца Ложечникова содержит 611 листов; в нем подшиты различные документы (прошения, отчеты и т.п.), относящиеся к детям Ложечнико-вым, за 10 лет опеки над ними: с 23 декабря 1841 г. по 27 сентября 1850 г.3
Кроме того, в выплате пенсий сиротам, вдовам и раненым воинам принимало участие уездное казначейство, созданное еще в 1779 г. Оно принимало и хранило различные сборы от налогоплательщиков и наблюдало за их своевременным поступлением.
Оказанием помощи нуждающимся занимался в той или иной степени целый ряд учреждений. Среди них: городская дума, городская управа, мещанская управа и уездная земская управа.
Брянская городская дума была создана на основании «Грамоты на права и выгоды городов Российской Империи» от 21 апреля 1785 г. как распорядительный сословный орган городского управления. Она избиралась городским населением по принципу сословного представительства и заведовала всем хозяйством города.
По «Городовому положению» 1870 г. по всей Российской империи отменялась просуществовавшая почти столетие приказная система губернского управления и учреждалось всесословное городское общественное самоуправление, «бессословные» думы, избиравшиеся по принципу имущественного ценза, что обеспечивало руководящее положение в думах крупной буржуазии города. В состав городского общества, имевшего право участия в общественных делах города, входило пять основных сословных групп:
1) потомственные дворяне;
2) личные дворяне, почетные граждане, не записанные в гильдии, и лица других званий, не принадлежащие к купеческому сословию и городским податным сословиям (духовенство, крестьяне, отставные солдаты, разночинцы);
3) почетные граждане, записанные в гильдии, и купцы;
4) мещане;
5) цеховые ремесленники.1
Отныне все сословия одновременно обсуждали дела городского хозяйства, сообща выносили приговоры. Положенный в основу городского самоуправления принцип цензового представительства дал возможность привлечь к делу призрения новые общественные силы. Значительную роль в этом играли новые классы: купцы, фабриканты, заводчики. «Положение» 1892 г. значительно урезало права городских дум.
Общественная и частная благотворительность
В пореформенный период в г. Брянске и Брянском уезде набирает силу частная и общественная благотворительность. Ее представители занимались различными видами помощи: от борьбы с детской смертностью и призрения неимущих до благоустройства города и поддержки деятелей науки, культуры, медицины и просвещения.
В изучаемый период самый значительный вклад в дело помощи бедным г. Брянска внесли купцы Могилевцевы. Эта фамилия впервые встречается в архивных документах в середине XVIII в. В Брянске родился Василий Мат-феевич Могилевцев, ставший купцом III гильдии. Он был уважаемым, авторитетным в обществе и среди местного купечества человеком. Его сыновья -Николай и Семен - пошли по стопам отца. Николай к тому же активно участвовал в общественной жизни города - в 1838 г. он был избран гласным городской думы, а с 1856 г. стал городским головой. Его племянники - Николай, Семен и Павел - вели совместное дело, имели постоянно расширявшиеся лесопильные заводы, торговали лесом. Они были в Брянске самыми богатыми людьми.1
Характерной чертой благотворительности братьев Могилевцевых была направленность на повышение грамотности населения Брянска и развитие специального профессионального образования, а также здравоохранения. Они были самыми известными благотворителями в Брянском уезде. По ходатайству городской думы С.С. Могилевцев и П.С. Могилевцев в апреле 1906 г. были утверждены императором Почетными гражданами Брянска.
Примеры гармоничного сочетания предпринимательства и заботы о рабочих своих предприятий преподали промышленники СИ. Мальцов, П.И. Губонин, Тенишевы.
Пик деятельности СИ. Мальцова пришелся на 1840-1880 гг. Мальцов-ские земельные владения занимали в Брянском и Жиздринском уездах 163828 десятин, из них только 61900 десятин - в Брянском уезде.1 А по данным жиздринского уездного предводителя дворянства, СИ. Мальцову в 1854 г. в Жиздринском уезде принадлежало на помещичьем и посессионном праве 10616 человек мужского пола и 113740 десятин земли.2 Таким образом, СИ. Мальцов и его отец И.А. Мальцов были не только виднейшими промышленниками, но и крупнейшими в Брянском уезде землевладельцами-помещиками. В 1850-е гг. им принадлежало более 12 тыс. крепостных мастеровых, крестьян, дворовых обоего пола. Все остальные землевладельцы уезда им значительно уступали.3
В 1849 г., на момент полного перехода дел от отца к вышедшему в отставку Сергею Ивановичу Мальцову, в Брянском уезде Мальцовым принадлежало 11 предприятий (хрустальная фабрика, 5 стекольных фабрик, 2 сахарных и рафинадных завода, бумажная фабрика, 2 чугуноплавильных завода), выпускавших товаров на 500 тыс. руб.4 В Жиздринском уезде в 1857 г. было 10 мальцовских предприятий: 4 горноплавильных завода, 5 сахарных, фаянсовая фабрика с выработкой товаров на 750 тыс. руб.
Вот как описывал свое посещение владений СИ. Мальцова Константин Карлович Жерве. «В селе Людинове был центр всех заводов и фабрик Мальцова. В нем, несмотря на крепостное право, все крестьяне были фабричными мастеровыми. На фабрике каждая вещь и каждый труд были оценены денежной стоимостью, и фабричные, еженедельно получая свою зарплату, ни о чем не заботились, так как казенные повинности, оброки и проч. помещик отбывал сам».6 «В селе помещиком содержались лавки, в которых можно было получать все необходимое в крестьянском быту, в весьма большом ко личестве и по самым низким ценам. Сахар, чай, одежда, предметы хозяйства
и проч. - все в изобилии и гораздо дешевле, чем в окрестных городах и деревнях. Если у фабричного не случалось денег, то он мог брать товар под росписку и в субботу расплатиться. Вообще порядок в селе был строгий и стройный. Фабричные все казались здоровыми и веселыми... Управляющим был вольноотпущенный из крестьян Мальцова, теперь второй гильдии купец». Позже рабочие всех мальцовских заводов имели право брать из заводских магазинов нужные им предметы и продовольствие. Все данные из провиантского, мануфактурного и хрустального магазинов, а также из кузницы, лесного управления и управления железной дороги поступали в специальный журнал, который назывался «Выборка ордеров, выданных из разных мест на счет служащим и рабочим центрального управления. Выдача фабрикой продовольствия и ордеров в счет зарплаты рабочих». Все суммировалось и вычиталось из зарплаты рабочих и служащих. Рабочие имели возможность покупать продукты только в провиантском магазине. При Дятьковском провиантском магазине была построена мельница, и за помол одного пуда зерна бралось 3 коп."