Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ойраты и калмыки на евразийском пространстве Бембеев Валентин Шорголдаевич

Ойраты и калмыки на евразийском пространстве
<
Ойраты и калмыки на евразийском пространстве Ойраты и калмыки на евразийском пространстве Ойраты и калмыки на евразийском пространстве Ойраты и калмыки на евразийском пространстве Ойраты и калмыки на евразийском пространстве Ойраты и калмыки на евразийском пространстве Ойраты и калмыки на евразийском пространстве Ойраты и калмыки на евразийском пространстве Ойраты и калмыки на евразийском пространстве Ойраты и калмыки на евразийском пространстве Ойраты и калмыки на евразийском пространстве Ойраты и калмыки на евразийском пространстве
>

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бембеев Валентин Шорголдаевич. Ойраты и калмыки на евразийском пространстве : 07.00.02 Бембеев, Валентин Шорголдаевич Ойраты и калмыки на евразийском пространстве (XIII - 60-е гг. XVII века) : дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.02 Ставрополь, 2006 491 с. РГБ ОД, 71:07-7/22

Содержание к диссертации

Введение

Литература Список сокращений

Источники и историография по проблемам 19 истории ойратов и калмыков

Степень разработанности исследуемой

проблемы

Источниковая база темы исследования

Ойраты в составе империи Чингис-хана Происхождение ойратской конфедерации племен (до образования империи Чингис-хана) Образование ойратской общности племен на территории Джунгарии Положение ойратов в империи Чингис-хана

Ойраты в период распада Монгольской

империи

Положение ойратов в государственной системе 178

империи в контексте деятельности их элиты

Взаимоотношения ойрат-калмыков с 213

соседними народами

Социальная и культурная жизнь ойрат-калмыков

Ойраї - калмыцкое общее і во по данным) героического эпоса «Джангар» Экономика кочевников (по собственно историческим источникам) Социальная структура ойрат-калмыцкого общества

Быт, культура и нравы в традициях ойрат-калмыков

Введение к работе

Актуальность темы. В процессе глобализации особенно заметны тенденции унификации в ходе эволюции мирового сообщества и универсализации путей развития различных стран и народов. В связи с этим появляется возможность утраты многих цивилизационных особенностей и специфических черт, присущих региональным культурам отдельных народов и стран. Эта тенденция во многих странах выдвигает на первое место проблему межэтнических, межнациональных, межконфессиональных отношений. В наших российских условиях особенно актуален национальный вопрос, острота которого обусловлена не только злободневностью, но и серьёзными недоработками и пробелами в научных исследованиях. Огромную нестабильность в социально-политическую и культурную среду страны внёс распад СССР. Ее влияние в значительной степени ощущается в полиэтничном регионе на стыке Европы и Азии, где вырабатываются принципы толерантного сосуществования народов - носителей различных цивилизаций: оседлоземледельческой (евразийская православная), кочевой -буддийской (ойрат-калмыки), исламской (тюркские народы).

Обретение независимости и суверенитетов вызвало осложнение геополитической ситуации. В России до сих пор остаётся напряжённым положение в Южном федеральном округе, территория которого является неотъемлемой частью всего евразийского пространства от Китая-Тибета-Джунгарии и Монголии (пустыня Гоби) до Северного Каспия и Чёрного моря.

Во всех ведущих странах мира уделяется значительное внимание исследованиям этнонациональной и конфессиональной специфики историко-культурных памятников, относящихся к разноязычным народам. Об этом свидетельствуют два международных документа: программа «Культура мира», рассмотренная и утверждённая Генеральной Ассамблеей ООН 14 сентября 1999 года и декларация Саммита Тысячелетия под

названием «Хартия Земли», принятая на конференции ООН 20 марта 2000 года. Именно эти международные документы дали возможность возродить и активизировать интерес мирового сообщества к изучению отдельных региональных цивилизаций, включая кочевую. Под эгидой ЮНЕСКО в столице Монголии, Улан-Баторе, был создан Международный институт кочевой цивилизации, по инициативе которого в России, Китае, Монголии развернулась работа международной экспедиции «Трансформация кочевых цивилизаций Центральной Азии», целью которой стали исследования кочевых цивилизаций в области историко-археологических изысканий, культуры и искусства, образования, социально-экономических проблем и традиций. В 2000 году в Улан-Баторе прошёл международный симпозиум «Диалог культур», на котором более 120 учёных ведущих стран мира констатировали: «Кочевая цивилизация не являлась признаком отсталости или её причиной, а представляла собой основу основ существования кочевых этносов».

В России, в рамках программы и рекомендаций ЮНЕСКО, при финансовой поддержке глав администраций Южного федерального округа и Республики Калмыкия, по инициативе руководства Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской Академии наук (КИГИ РАН) и Калмыцкого государственного университета (КГУ) 7-11 сентября 2001 года прошли два крупных мероприятия: Международный форум учёных-исследователей и Международная научная конференция по проблемам: «Кочевая цивилизация Великой Степи: современный контекст и историческая перспектива» и «Калмыки и их соседи в составе Российского государства», на которых более ста учёных из различных стран мира, ведущие специалисты академических институтов, университетов Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Бурятии, Якутии, Тувы, республик Южного федерального округа единодушно признали, что регион Нижнего Поволжья, Предкавказья и Придонья является многонациональной историко-культурной территорией со своей спецификой взаимоотношений,

культурными и хозяйственными традициями: «Это перекрёсток цивилизаций, этносов, культур со сложившимся историко-культурным каркасом, характеризующимся значительным потенциалом саморегулирования и устойчивости». Всеми участниками Форума была принята и подписана декларация «Калмыки и их соседи в составе Российского государства» [1].

Таким образом, в международном плане, программа «Культура мира», принятая Генассамблеей ООН 14 сентября 1999 г. была своего рода ответом на ситуацию, сложившуюся в мире в конце XX века, когда на фоне развития демократии во многих европейских и азиатских странах, особенно в странах Восточной Европы, стали нарастать негативные процессы, обостряться межнациональные, межконфессиональные конфликты, ставшие отражением не только социально-экономических, но также этнокультурных и социокультурных противоречий. Главной проблемой становится формирование культурной среды, способной обеспечить самосохранение и саморазвитие культуры через прочные дружественные связи носителей её самобытных составляющих, благотворно повлиять на устойчивость межнациональных и межконфессиональных отношений, воспитать взаимное уважение и терпимость. Например, межнациональную атмосферу в Республике Калмыкия всегда определяли и продолжают определять два самых крупных её народа: калмыки и русские, а живут на её территории представители более 80-ти национальностей. В городе Элисте одинаково действуют два калмыцких хурула (храма), русская церковь, католический и исламский молельные дома - свидетельство о том, что уже накоплен опыт межнациональных и межконфессиональных отношений. Корни такого опыта уходят в глубь веков на 400 лет назад. Придавая большое значение добровольному вхождению калмыков в состав Русского государства и их роли в истории России, Президент Российской Федерации в январе 2006 г. издал Указ о подготовке к празднованию этой даты.

Предлагаемое исследование актуально и в международном плане, так как все субъекты Российской Федерации формировались в едином процессе

этногенеза различных народов в геополитическом пространстве Евразии, где
на полиэтничной основе создавалась база централизованного

многонационального Русского государства. Ойрат-калмыки в процессе исторического развития тоже вошли в эту государственную систему. Обращение автора диссертации к заявленной проблеме обусловлено стремлением внести свой вклад в изучение генезиса калмыцкого народа согласно идеям «Декларации» международного научного Форума от 7-11 сентября 2001 г. под названием «Калмыки и их соседи в составе Российского государства». До сих пор не ослабевает актуальность задачи, состоящей в том, чтобы с позиций историзма и научной объективности рассмотреть роль калмыцкого народа и процесс его становления в системе развития государственных новообразований монголо-и тюркоязычных народов в разные эпохи, проследить генезис ойратов во взаимосвязи с народами Центральной, Средней Азии, Кавказа и России.

Племенная конфедерация ойратов, а затем и общность родственных племён под названием «Союз четырех ойратов» были известны давно в Джунгарии. Как новая народность, калмыки сформировались на территории Московского государства. У этих этносов - ойратов и калмыков - общие генетические корни. Эти этносы проходили путь исторического развития в тесном взаимодействии с другими народами. Исходя из этого, в диссертационном исследовании приводятся наиболее подробные результаты исследования процесса генезиса ойратов, позволяющие точнее и объективнее проанализировать весь процесс становления ойратов как собирательной конфедерации разноязычных племён - монгольских и тюркских, положившей начало калмыцкому народу.

Изучение истории отдельных народов очень актуально сегодня в условиях обострения национального вопроса, когда появилось немало работ, в которых искажается исторический процесс в угоду националистическим устремлениям, искусственно выпячивается исключительность отдельных наций или этносов, а иногда затушёвывается роль того или иного народа.

Тенденциозность различного рода исследований наносит ущерб национальной политике государства, ведёт к развитию противоречий между отдельными народами и даже столкновениям между ними, является угрозой целостности Российского государства. Эти обстоятельства предопределяют важность изучения истории этносов с позиций историзма и научной объективности, позволяющих развивать и углублять сотрудничество между народами, укреплять российскую государственность. Сама специфика темы придала исследованию комплексный характер: рассматривается генезис ойратов в контексте взаимоотношений народов Азии в XIII в., а также история взаимоотношений калмыцкого народа с другими народами, начиная с перекочёвки части ойратов в территориальные пределы Руси в конце XVI в. до 60-х годов XVII в.

Объектом исследования является эволюция комплекса взаимосвязей и взаимоотношений тюркоязычных и монголоязычных народов, кочевой и оседлой культур на евразийском пространстве от Центральной Азии до Каспия и Черного моря с XIII по XVII вв.

В системе этих взаимоотношений генезис ойратов в составе империи Чингис-хана, процесс формирования племенной общности ойрат- калмыков, феномены социально-экономической и культурной жизни ойрат-калмыков составляют предмет исследования в данной работе.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в попытке представить генезис и эволюцию ойратов и ойрат-калмыков в XIII-XVII вв. как целостную самостоятельную проблему. В обобщающем академическом труде «Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период» и более ранних фундаментальных работах сохранялась традиция изучения этих народов, исходящая из теоретического положения об ойратах как «западной ветви» монголов, и позволяющая прийти к самым общим заключениям, с равным успехом относимым ко всем монголоязычным народам [2]. В этих трудах содержался лишь один определенный вывод: «Ойраты есть западные монголы», который был внесен

в историографию из классического труда академика Б.Я. Владимирцова, посвященного социально-экономическим отношениям монголов [3]. Отличающиеся новизной перспективы открывает возможность избавить исследование от политико-идеологических наслоений и теоретических штампов различного рода, в частности, утверждений: «Отсталые в своём культурно-историческом развитии народы прямо перешли от патриархальщины к социализму» [4]. Часто подобные концепции исходили из теоретических установок руководившей партии, порождающих своего рода штампы в исторической литературе: «кочевники были дикими народами», «грабителями и разрушителями цивилизаций, не знавшими своего происхождения, не умевшими управлять ходом исторических процессов внутри своих сообществ». Эти штампы и общие места по сути дела восходили еще к позитивистским концепциям XVIII-XIX веков по вопросам кочевых народов и препятствовали их критическому пересмотру. История происхождения ойратов таким образом замыкалась на монгольском народе, с которым отождествляли ойратов, относя их к западным монголам, с чем трудно согласиться.

Отличается оригинальностью попытка рассмотреть генезис и эволюцию ойратов и ойрат-калмыков, как неотъемлемой части исконных представителей классического номадизма, в свете теории взаимозависимости различных типов экономик и культур в евразийском пространстве, позволяющей выявить закономерность кочевых миграций. Опора на заявленные теоретические основы позволяет обосновать заключение о том, что эпоху Великого переселения народов в конце XVI - 60-х годов XVII века завершили продвижения ойрат-калмыков из Джунгарии в приволжские степи, Предкавказье и Придонье. Использование указанной теоретико-методологической концепции позволяет аргументировать вывод о том, что в сфере исторически сложившихся контактов с оседлыми земледельческими цивилизациями Индии, Китая, стран Средней Азии, Закавказья, Кавказа, Руси и других стран Восточной Европы ойраты служили своего рода

«связующим звеном». Для продвижения народов Евразии по сухопутным маршрутам закономерно должно было развиваться хозяйственное производство, обеспечивающее торговые коммуникации между племенами и государствами. Кочевое скотоводство можно рассматривать как своего рода культурно-производственный комплекс, творцами и носителями которого являлись племена скифов, сарматов, савроматов, синдов, меотов, колхов, гуннов (хуннов), обров, хазар, печенегов, половцев, кипчаков, монголов, ойратов [5], разводивших лошадей, верблюдов, крупный рогатый и мелкий скот.

Новизна заключается в комплексном исследовании специфики культуры ойратов и калмыков как важнейшего фактора не только выживания и сохранения этнической самобытности ойратов в условиях «смешения» народов XIII в., но и создания с середины XIV века общности близкородственных племён под названием «Союз четырёх ойратов» в несколько обновленном субэтническом составе («эрекчуды», т.е. «вертящиеся»),

В российской историографии историю ойратов и калмыков в
указываемом выше аспекте исследователи ещё не рассматривали. Поэтому
изучение проблемы в не совсем традиционной постановке, то есть
рассмотрение ойратов как автономного этноса, привело к новым
интерпретациям источников. Выделение ойратского эпоса, как

самостоятельной социокультурной парадигмы, помогло чётче уловить взаимосвязи, взаимовлияния, взаимопроникновения различных культур, как и толерантность самой ойратской культуры. Эта особенность культуры ойратов и калмыков явилась благодатной почвой для выживания ойратского этноса в суровейших условиях «смешения» народов XIII века; мало того, в постоянно изменявшихся исторических, экономических, политических, социальных ситуациях разных эпох, ойраты исторически удерживались в рамках своей конфедерации разноязычных племён, с середины XIV века составивших общность близкородственных племён под названием «Союз

четырёх оиратов». В российской историографии историю оиратов и калмыков в указываемом выше аспекте исследователи ещё не рассматривали.

Во многом новыми являются аргументированные в диссертационном исследовании положения о сущности процессов регенерации как проявления социальной самоорганизации и толерантности. Способность к социальной самоорганизации и элементы толерантных начал в культуре оиратов послужили закономерным условием образования нового производного от оиратов этноса калмыков, еще до того как основную часть этноса оиратов в середине XVIII века уничтожили манчжуры. При этом даются оценки противоречивой, но в целом позитивной роли русского государства, принявшего калмыков в своё лоно.

Определенной степенью оригинальности отличается авторская концепция, основанная на утверждении, что ойраты - родственники монголов только по материнской генеалогической линии (монголы брали жён из племён ойратской общности: торгоутов, дербетов, хошоутов и хойтов, монголы считали ойрат-калмыков «нахцхнр» - «дядьями» по материнской линии). По этой причине вряд ли возможно рассматривать монголов и ойрат-калмыков во всех случаях как единый номадный организм - традиция, укоренившаяся во многих трудах западноевропейских исследователей, впервые столкнувшимися с ойратами и калмыками и отождествлявшими их с монголами по языковому сходству. Вследствие этого обстоятельства они недооценивали фактора борьбы монголов и оиратов за первенствующее положение в государственных системах Евразии, когда монголы и ойраты, смотрели друг на друга, как «голодные серые волки» или взаимно нападали, как «хищные беркуты».

Последовательное использование системного подхода к осмыслению источников позволило по новому отобрать и интерпретировать факты, относящиеся именно к истории оиратов и калмыков. Это подводит к выводам, не во всем согласующимся с теорией академика Б.Я. Владимирцова об ойратах как этнических «западных монголах» - дефиниция, которая, на

наш взгляд, с середины XIV века может быть в территориальном плане применима только к ойратской общности различных субэтносов под названием «Союз четырёх ойратов» (эрекчуды) на западных рубежах Монголии.

В исследовании сделана попытка впервые наиболее полно ответить на одну из ключевых проблем: по каким причинам часть ойрат-калмыков прикочевала в степи Поволжья, Предкавказья, Придонья. В качестве основной причины автор предлагает природно-географический и хозяйственно-экономический факторы - комфортность условий обитания номадного этноса на указанной территории, в отличие от концепции A.M. Позднеева, выдвигающей в качестве определяющего обстоятельства генную память - тягу к повторению исторических путей, пройденных их далекими предками. Впервые всестороннее аргументируется значимость такой причины, как перекрещивание в указанном регионе путей, соединяющих Европу и Азию, Север и Юг и обеспечивающих обилие рынков меновой торговли.

В диссертационной работе впервые предпринимается попытка исследовать эволюцию конкретного этноса в широком культурном контексте, имеющая важное значение не только для отечественного монголо-и калмыковедения, но и для российской истории в целом, так как калмыки являются одним из народов современной России. В этой связи наиболее важно изучение фольклора и эпоса, относящихся к центрально-азиатскому (джунгарскому) и поволжскому периодам истории ойратов и калмыков1. Имеющиеся в наличии синьцзян-ойратские и калмыцкие версии исторических песен «Джангара» позволяют прийти к выводу о том, что ойратский этнос стал переходить от родоплеменного принципа расселения к территориальному задолго до образования государства Чингис-хана. Эти версии позволяют пролить свет на истоки формирования государственности (ханства) у ойратов и показать, что сами ойраты, называющие себя

«эрекчудами», вкладывали в это самоназвание несколько смыслов, близких к обозначениям «почетного», «титульного», очевидно, по отношению к подвластным, в той или иной мере порабощенным племенам. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1206 г. до начала 60-х годов XVII в. Нижняя хронологическая граница определяется датой добровольного присоединения всей ойратской конфедерации племён, возглавляемой Худухаем-беги, к только что созданному Чингис-ханом в Великой Степи монгольскому государству. Верхняя хронологическая граница - начало 60-х годов XVII века - знаменует образование на базе субэтносов ойратской общности нового калмыцкого народа и добровольного вхождения калмыцкого ханства в состав русского государства.

Географические границы исследования определить сложно, поскольку изучается кочевой этнос. После 1248 г., когда на монгольский трон вступил хан Гуюк, отношения с ойратами, как держателями системы безопасности империи, были разорваны. Изгнанные Гуюком из метрополии в западные области Монголии и Джунгарию ойраты считали себя находящимися на положении «элюд(т)ов» (обиженных за несправедливое наказание), при этом сохранив собственную внутреннюю систему организации. С 1369 г., после изгнания из Китая последнего монгольского хагана Юаньской династии Тогона Тимура, они снова встали на защиту Монголии от китайской агрессии. Борьба между ойратами и монголами в конце XVI - начале XVII века привела часть субэтносов общности «Четырёх ойратов» в лице торгоутов Хо-Урлюка и дербетов Далая-Батыра в территориальные пределы русского государства. В начале 60-х гг. XVII в. в составе России фиксируется новое ханство калмыков.

Исходя из содержания основополагающих источников по этногосударственной принадлежности и в соответствии с хронологическими рамками исследования формулируется главная цель: выявление причин и условий выживания и сохранения самобытной культуры близкородственной общности «Четырёх ойратов». Из основополагающей цели закономерно

проистекают следующие задачи: доказательство на основе анализа основных точек зрения, существующих в исторической литературе о происхождении ойратов и калмыков: теорий тюркизма, монголизма, финнизма хуннов, наличие единой корневой основы племён и народов урало-алтайской языковой общности, проживавшей на евразийском пространстве. В диссертационном исследовании ставится задача аргументации выдвигаемого на защиту тезиса, что ойраты только по территориальному признаку проживания назывались «западными монголами». Фактически же они имели тюркские и финноугорские корни происхождения, лишь постепенно ассимилируясь с монголоязычными племенами на пространстве Евразии и воспринимая их язык и культуру. Это предопределяет более конкретную задачу: выяснить процесс генезиса ойратов, их роль в становлении империи Чингис-хана и истории первых чингисидов в наиболее «тёмный период» (XIII - 60-х годов XVII в.).

В комплексе указанных исследовательских задач следует выделить следующие аспекты: выявление изменений в общественно-историческом положении ойратов и отражение форм протогосударственности в торгоутском, дербетском, хойтском, хошоутском обществах «Четырёх ойратов»; определение причин сохранения в ойратском этносе объединительных тенденций после распада Монгольской суперимперии и до образования Калмыцкого ханства в России; рассмотрение специфики политики русского государства в отношении кочевых калмыков как своего рода «стабилизаторов» мирных взаимоотношений на юге страны, а также проанализировать действия русских властей по отношению к ойратам-калмыкам на право владения землями [6].

Методология и методы исследования опираются, прежде всего, на принципы историзма и научной объективности. При этом главным инструментом методики явился системный подход к историческим процессам и событиям с конкретным анализом причинно-следственных связей. Подобный подход к теме позволил чётче фиксировать взаимосвязь

сменяющих друг друга динамичных процессов и статичных состояний, выявить прямые или опосредованные изменения в истории ойратов и монголов; выявить специфику тех или иных процессов у номадов, сравнивая их с оседлыми народами.

В работе над диссертацией использовались как общенаучные методы, так и принципы собственно исторического познания. К первым следует отнести методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, применение которых обеспечило логическую корректность исследования и его результатов. Разработка конкретно- исторического материала осуществлена при соблюдении основополагающих принципов историзма и системности подхода к изучаемым явлениям прошлого, для освещения которых были использованы сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, системно-структурный и другие методы исторического исследования.

Например, укоренившаяся в калмыковедении с начала 30-х годов XX в. концепция проблемы происхождения ойратов и калмыков, выдвинутая академиком Б.Я. Владимирцовым, как «западной ветви монгольского народа», происхождения и складывания народов, как общностей, сводимых их только к одному - монголоязычному корню уже не во всем соответствует уровню современной науки, поскольку недоучитывает закономерности эволюционного развития народов, входивших в состав монгольской империи и имевших свой язык, культуру, обычаи. В то время как подход к этногенезу с позиции полиэтничности даёт возможность решать проблему о степени развития классовых структур номадов, по поводу которой дискутировали две советские школы - СЕ. Толыбекова [7] и И.Я Златкина [8]. Методологическая основа исследования позволила автору подойти по-новому к решению социально-экономического блока стержневых проблем кочевниковедения.

Исследование предмета и объекта диссертации произведено с учётом опыта, накопленного отечественной историографией в соответствии с

принятыми в ней подходами к изучению конкретных сторон данной проблемы.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Процесс становления калмыцкого народа, как национальной общности, за столетия прошёл сложный путь. В среде «четырёх ветвей» древних этносов - народов Ухуань, Сяньби, Жужань, их ответвлений -сяньби-муюнь, тоба, кумоси, шивэй, находилось и племя «ойрат», кочевавшее от пустыни Гоби до границ обитания финноугорских племён -Сибирской тайги. Самоназвание племени, как собирательный термин, звучало по-разному: ойрад - оиурад - ойрат. Воинственное племя, со временем подчиняя себе более слабые роды и племена, выросло до мощной конфедерации, в составе которой были торгоуты, дербеты, хошоуты, хойты. На основе анализа исторического, этнографического, языкового, археологического, топографического материалов выявляются корни происхождения «ойратской конфедерации» и образование «ойратской общности» племён под названием «Дербен ббрд» (Союз четырёх близких) в геополитическом пространстве Джунгарии. Доказывается, что ойраты представляли собой ассимиляционную смесь тюрко - и монголоязычных параллельных ветвей от хуннов - сяньби - жужань, муюнь - тюркютов. Монголоязычные сяньби имели традицию брать жён у тюркютских «четырёх» родов: волка, собаки, оленя, цветка орхидеи (у калмыков все эти тотемы представлены - В.Б.). Впоследствии тюркюты из-за породнении через брачные традиции трансформировались в торгоутов - одного из основных субэтносов ойратов.

  2. Институт «нахцхнр» (множ, число - «дядья» - В.Б.), сохранившийся у торгоутов, как и всех калмыков, являлся своего рода показателем ассимиляционных процессов и исполнял функции породнения тюрко- и монголозычных племён Великой Степи. Этот же институт связал по

материнской генеалогической линии торгоутов с представителями рода Борджигинов, а всех монголов с ойратами.

3. В период собирания и становления монгольской государственности и создания Чингис-ханом мировой империи ойраты представили собой системно и структурно наиболее организованную общность по сравнению с другими многочисленными племенами Великой Степи. Они составили специфическую военную организацию с функциями охраны общественной и государственной безопасности и вошли в созданную Чингис-ханом государственную структуру как её силовая часть. Ойратские «тархуты» отвечали за безопасность хана, его семьи, приближённых министров, советников, военачальников в дневное время суток; «кептаулы» - в ночное; «зюнгары» - отвечали за устойчивость левого фланга во время боевых действий, проводимых армией; «баруны» - за правый фланг; «загуры» - за укреплённый центр войскового порядка, а при несении охранных функций -за безопасность тыла; «кешиги» - за безопасность Оргб - верховной Ставки хана; «хош-и-уты» - за охрану пограничных линий; «хор-и-чины» выполняли функции стрелковой части лучников («ядовитые стрелки», т.е. стрелы их луков были пропитаны ядовитыми веществами - В.Б.); «бур-и-уты» были боевыми единицами по защите наиболее важных объектов, одновременно являясь резервными частями, и всегда находились в засадах. Ойраты свои боевые формирования постоянно держали в боевой готовности. Для этого проводились регулярные учения, на которых отрабатывались «налёты» по методу «стрелы» (не нападали, а налетали - В.Б.). Защищающиеся - «хош-и-уты» отражали такой «налёт» стратегией «бодания бугая», а «бур-и-ут(д)ы» обеспечивали пополнения флангов.

Каждая из указанных боевых единиц делилась внутри на «арваны», «зуны», «минганы», которые соответствовали отделению, взводу и полку с сотнями, будучи надёжно повязанными системой круговой поруки. В заимствованной форме такая структура, в своё время, прочно вошла в

организационную систему казачества. Она представляла собой свидетельство организации «народа-войска».

  1. С конца XIV века и до конца XVI века «ойратская общность» под названием «Дербен ббрд» (Союз четырёх) находилась в состоянии примитивной феодальной раздробленности. Торгоуты, дербеты, хошоуты и хойты представляли собой самостоятельные государственно-территориальные и политико-хозяйственные единицы, и в состоянии протогосударственности являли собой отдаленные подобия «удельных княжеств» с «Советами родовых старейшин».

  2. В конце XVI - начале XVII века торгоуты во главе с Хо-Урлюком первыми появились на степных пространствах русского государства. За ними последовали дербеты и хошоуты. Пребывание в пределах Русского государства они на законных основаниях оформляли через Посольский приказ. Попав в геополитическую зону русского государства, на территории бывшей монголосферы (Джучиев улус) они начали привыкать к названию -«калмыки», что знаменовало начало процесса складывания калмыцкого народа на базе ойратской общности племён.

  3. Калмыки в конце 30-60-х годов XVII века, кочевавшие в летние месяцы в пределах восточнее Яика, в районах рек Эмбы, Илека и Иргиза, к зиме перемещались на «зимние» кочевья между реками Волга, Яик, Большой и Малый Узени до верховья реки Самара. В первые годы шестого десятилетия XVII века, окончательно сформировавшись в калмыцкий народ, они получили возможность юридически оформить Калмыцкое ханство в составе русского государства. Процессы складывания в новую народность и вхождения в состав русского государства протекали постепенно и одновременно в ходе постоянных договорных согласований и компромиссов заинтересованных сторон.

  1. На рубеже XVI-XVII вв., когда предки калмыков только появились в пределах русских земель, Русь сама претендовала на право освоения территорий на Севере, Юге, Востоке. В этих пределах Русь осуществляла

своего рода программные установки и вводила в определённое политическое русло начавшиеся «движения» в Казанском и Астраханском ханствах, среди ногайского народа, а также процесс «оживления» народов на юге. В этих условиях «дети природы» - калмыки выступили новой силой, помогавшей объединительной политике русского государства. Чуть позже, на южных рубежах, калмыки вместе с донскими казаками и народами Северного Кавказа выступили своего рода «стабилизаторами» мирных взаимоотношений народов.

8. Принятие калмыков в состав русского государства открыло возможности для активных взаимодействий с народами, живущими на территории России, Средней Азии, Кавказа, Крыма, Закавказья, которые способствовали развитию и проявлению толерантности в культуре калмыков. Значимость роли ойратов в империи Чингис-хана была весьма велика, поскольку они являлись силовой структурой в этой государственной системе, неся на своих плечах функции охраны безопасности всей империи. После распада империи ойраты выступали носителями объединительной идеи с целью сохранения в территориальных пределах Великой степи гегемонии монголоязычных народов.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что выдвинутые в ней положения позволят более глубоко понять историю ойратов и калмыков, осмыслить и оценить их место и роль в общеисторическом процессе. Материалы исследования представят интерес для специалистов в области отечественной и региональной истории, политологии, социологии, культурологии, экономики. Они могут быть использованы в процессе преподавания в системе высшего и среднего образования, при подготовке лекционных курсов по отечественной истории, разработке спецкурсов, факультативов. Выводы диссертации могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории России, Калмыкии, Нижнего Поволжья и Северного Кавказа.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры отечественной истории Карачаево-Черкесского государственного университета, которым диссертация была рекомендована к защите. По теме исследования автор выступал на 4 международных и общефедеральных конференциях. По теме диссертации опубликованы 4 статьи в ведущих журналах, рекомендуемых ВАК РФ. По исследуемой проблеме издана монография общим объёмом 28,8 печатных листов, которая используется в школах Республики Калмыкия и в Калмыцком государственном университете. В целом, объём опубликованных материалов по теме диссертации составляет около 60 печатных листов.

Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.