Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Опыт взаимодействия гражданского общества и православной церкви в деле духовно-нравственного воспитания и просвещения молодежи в Центральном федеральном округе РФ : 1991-2010 гг. Прокопенко, Анастасия Викторовна

Опыт взаимодействия гражданского общества и православной церкви в деле духовно-нравственного воспитания и просвещения молодежи в Центральном федеральном округе РФ : 1991-2010 гг.
<
Опыт взаимодействия гражданского общества и православной церкви в деле духовно-нравственного воспитания и просвещения молодежи в Центральном федеральном округе РФ : 1991-2010 гг. Опыт взаимодействия гражданского общества и православной церкви в деле духовно-нравственного воспитания и просвещения молодежи в Центральном федеральном округе РФ : 1991-2010 гг. Опыт взаимодействия гражданского общества и православной церкви в деле духовно-нравственного воспитания и просвещения молодежи в Центральном федеральном округе РФ : 1991-2010 гг. Опыт взаимодействия гражданского общества и православной церкви в деле духовно-нравственного воспитания и просвещения молодежи в Центральном федеральном округе РФ : 1991-2010 гг. Опыт взаимодействия гражданского общества и православной церкви в деле духовно-нравственного воспитания и просвещения молодежи в Центральном федеральном округе РФ : 1991-2010 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Прокопенко, Анастасия Викторовна. Опыт взаимодействия гражданского общества и православной церкви в деле духовно-нравственного воспитания и просвещения молодежи в Центральном федеральном округе РФ : 1991-2010 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Прокопенко Анастасия Викторовна; [Место защиты: Юго-Зап. гос. ун-т].- Белгород, 2010.- 189 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/56

Содержание к диссертации

Введение

Глава-1. Эволюция формирования общественных организаций Центрального федерального округа Российской Федерации и их взаимодействие с православной церковью в 1991-2010 гг.

1.1 Исторические этапы становления гражданского общества в России и его взаимодействия с православной церковью-на примере Центрального федерального округа Российской Федерации 21-37

1.2 Периодизация деятельности общественных организаций Центрального федерального округа Российской Федерации и православной церкви по реализации программ социального партнерства 38-52

Глава 2. Духовное развитие молодежи как важный фактор прогресса регионов Центрального федерального округа Российской Федерации в 1991-2010 гг .

2.1 Добровольчество - основная форма взаимодействия общественных организаций Центрального федерального округа Российской Федерации в деле воспитания молодежи в рассматриваемый период 53-72

2.2 Практика добровольческой деятельности по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию молодежи в Центральном федеральном округе Российской Федерации 73-117

Глава 3. Возрождение института просветительства в совместной деятельности общественных организаций и епархий православной церкви в субъектах Центрального федерального округа Российской Федерации в 1991-2010 гг .

3.1 Просветительство в деятельности организаций общества и церкви как основа преодоления атеистического воспитания молодежи советского периода 118-144

3.2 Роль духовно-просветительских центров в обеспечении непрерывности процесса духовно-нравственного воспитания молодежи в субъектах Российской Федерации на примере Центрального федерального округа 145-159

Заключение 160-169

Список источников и литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Социально-экономические и политические реформы в Российской Федерации в 1991-2010 гг. неразрывно связаны с процессом строительства правового государства и формирования гражданского общества. Принятие в декабре 1993 г. Конституции РФ подтолкнуло этот процесс. Закономерным этапом развития гражданского общества явилось создание Общественной палаты Российской Федерации. С 2004 г. во всех Федеральных округах и субъектах РФ начали разрабатываться и вводиться в действие Законы об Общественных палатах.

В исследуемый период – 1991-2010 гг. протекали сложные и противоречивые процессы в российском обществе. Во-первых, происходила смена политической и социально-экономической системы в стране. Во-вторых, система социального управления, которая обеспечивалась монополией коммунистической партии на власть, стала постепенно заменяться институтами демократического государства, которые формировались на основе Конституции РФ и нового российского законодательства. В-третьих, приобрело новое качество социальное творчество граждан. На смену общественной деятельности граждан в регламентированных рамках государственно-административной системы, постепенно пришли новые демократические институты общества, среди которых ключевое место заняли общественные организации, которых в Центральном Федеральном округе более 40 тысяч. В-четвертых, с каждым годом возрастала роль добровольчества и просветительства в социальном развитии российского общества, духовно-нравственном воспитании молодежи.

Принятие в 2000 г. Социальной концепции Русской православной церкви стало переломным этапом во взаимодействии гражданского общества и церкви, что повлекло изменение позиции российского государства в определении роли и места религии в обществе. За последние десятилетия накоплен значительный опыт взаимодействия гражданского общества и православной церкви, который требует изучения, обобщения и практического использования.

Объект исследования – православная церковь и гражданское общество в 1991-2010 гг.

Предмет исследования – опыт взаимодействия гражданского общества и православной церкви в деле духовно-нравственного воспитания и просвещения молодежи в Центральном федеральном округе Российской Федерации в 1991-2010 гг.

Хронологические рамки исследования определены на основе данных о том, что в период с 1991 по 2010 гг. неоднократно менялся темп движения к гражданскому обществу, изменялись векторы приоритетов в деятельности общественных организаций, менялось законодательство, накапливался опыт осуществления гражданских инициатив. Если в 1991-1998 гг., основным содержанием был поиск общих подходов, форм и методов взаимодействия общественных организаций и церкви для осуществления совместных программ, то во второй период, в 1999-2005 гг., основной акцент был сделан на реализации ФЗ РФ «Об Общественной палате Российской Федерации», а также федеральных и региональных законов, направленных на повышение активности институтов гражданского общества. В 2000 г. Архиерейским Собором РПЦ были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной церкви», что наполнило программы социального партнерства новым содержанием. В третий период, 2005-2010 гг., произошли качественные изменения в деятельности общественных организаций, обнаружился решительный сдвиг в сторону разработки крупных программ на уровне субъектов РФ.

В целях лучшего понимания опыта взаимодействия гражданского общества и православной церкви, в ряде случаев автор выходит за обозначенные хронологические рамки.

Географические границы исследования определены территорией Центрального федерального округа (далее ЦФО), образованного 13 мая 2000 г. Указом Президента РФ, как наиболее развитого, имеющего положительный опыт взаимодействия гражданского общества и православной церкви в 1991-2010 гг.

Степень изученности проблемы. Научная разработка проблематики опыта взаимодействия гражданского общества и православной церкви в деле духовно-нравственного воспитания и просвещения молодежи Центрального федерального округа РФ в 1991-2010 гг. практически не велась. Анализируемая научная литература, свидетельствует о большом интересе не только историков, но и философов, социологов, политологов к данной проблеме.

Следует отметить, что информация по вопросам формирования гражданского общества в России появляется в открытом доступе лишь с 1990-х гг. В современной отечественной научной литературе история становления гражданского общества освещается Б.С. Гершунским, А.А.Гусейновым, К.Н. Костюк, Л.А. Тихомировым, А.В. Коптевым, Р. Руткевичем, К.С. Гаджиевым, З.Т. Голенковой, А.П. Кочетковым и др.

Монография А.Г. Володина «Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России» раскрывает историю и современное состояние гражданского общества, весь комплекс его взаимоотношений с государством. В монографии О.Н. Полухина «Становление гражданственности в России. Социально-философский анализ» анализируются причины, сдерживающие процесс развертывания гражданских сил общества, одним из главных ресурсов которого является гражданская активность.

Роль православной церкви в российском обществе осмыслена в отдельных трудах, как духовных, так и светских исследователей. Глубоко и всесторонне ее место в России в своих выступлениях и обращениях анализировали Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, правящий ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Большое внимание вопросам гражданского общества и его взаимоотношений с церковью уделяли такие видные иерархи как схимитрополит Ювеналий (Тарасов), Иоанн Кронштадтский, митр. Санкт-Петербургский и Ладожский, Иоанн (Попов), архиепископ Белгородский и Старооскольский, Игумен Киприан (Ященко), белгородские священнослужители - прот. О. Кобец, иерей А. Хвыля-Олинтер. Тема просветительской и миссионерской деятельности православной церкви в работе курских священнослужителей затрагивалась в диссертационном исследовании А.Ю. Бунина. Культурно-просветительским мероприятиям, проводившимся в конце XIX – начале XX в. на территории Курской епархии, посвящена работа Л.А. Шуклиной.

Важный вклад в изучение проблемы роли церкви в процессе формирования различных институтов российского гражданского общества внесли курские и белгородские ученые: О.Н. Полухин, П.Н. Беспаленко, Е.П. Белоножко, В.Г. Овчинников, и др. Следует также упомянуть публикации З.Д.Ильиной, А.Ю. Друговской, Т.Н.Арцыбашевой, Ю.А.Бугрова, А.Н.Курцева, Л.С.Гатиловой, М.С.Стародубцевой, В.Л. Юрковецкого, А.Д. Афанасьева, обращавшихся к отдельным аспектам религиозно-просветительской деятельности православной церкви на территории Курского края.

Вопросам взаимоотношения церкви с государством, обществом, другими конфессиями, ее экономической, социальной, миссионерской, образовательной и информационной деятельности посвящена научная монография Н. Митрохина «Русская Православная Церковь: современное состояние и актуальные проблемы».

Заслуживает внимания монография Свистунова М.Н. «Российская цивилизация и Православие: диалектика их взаимоотношений и перспективы развития», где изложена концепция сложного и противоречивого развития российской цивилизации с упором на роль и значение православия и церкви в цивилизационных процессах России. В труде дано обоснование будущего России и российской цивилизации, связанного не только с научно-техническими, социально-экономическими, культурными прорывами, но и с духовно-религиозной деятельностью православной церкви, занимающей определенную, особую, нишу в общественной жизни российского общества.

Особый интерес для нашего исследования представляет монография Игнатова В.Г., Нифанова А.Н., Беспаленко П.Н. «Региональная молодежная политика: проблемы и опыт становления», посвященная вопросам духовно-нравственного воспитания молодёжи. Авторами обоснована типология современной молодежной политики государственного, регионального и местного уровней. Системным критерием данной типологии является стратегия создания долгосрочных программ молодежной политики, способствующих адаптации молодежи к проводимым в стране реформам и вызванными ими изменениям. Ценную информацию о современной молодежи содержит исследование академика В.К. Криворученко.

Особенностям духовно-нравственного состояния российского общества посвящено диссертационное исследование А.В. Алексеева «Духовно-нравственное состояние русского общества к. XIX – н. XX вв.», частным вопросам просветительской деятельности православных организаций посвящено исследование И.А. Гажва «Религиозно-просветительская деятельность православных братств Центральной России во второй половине XIX – начале XX вв. (на материалах Владимирской и Костромской губерний)». Отдельные вопросы взаимодействия православной церкви и общества рассматривал А.А. Соловьев.

Социально-экономические реформы в России вызвали повышенный интерес ученых к исследованию деятельности государственных и общественных институтов в отношении молодого поколения в социальной сфере, изучению развития институтов государства и общества. В литературе отмечается, что социальная политика как деятельность государства, общества, политических партий, социальных институтов в отношении человека является сферой общественной жизни, ареной столкновения интересов людей и власти. В историографии имеются научные работы не только по истории благотворительности в России, но и анализу этой деятельности в современных условиях.

Следует отметить, что специальных работ, посвященных реализации православной церковью своей роли в современном российском гражданском обществе до настоящего времени не подготовлено, круг работ, сопряженных с проблемой, чрезвычайно ограничен, а имеющиеся, нуждаются в дополнительном изучении. Во всех вышеназванных работах отсутствует системный исторический анализ опыта взаимодействия гражданского общества и православной церкви в деле духовно-нравственного воспитания и просвещения молодежи в ЦФО РФ, как в его концептуальных аспектах, так и практике.

Цель диссертационного исследования состоит в изучении опыта взаимодействия гражданского общества и православной церкви в деле духовно-

нравственного воспитания и просвещения молодежи в ЦФО РФ в 1991-2010 гг.

Задачи исследования:

-изучить и проанализировать исторические этапы становления гражданского общества, систематизировать деятельность православной церкви и ее взаимодействие с общественными организациями ЦФО РФ;

-проанализировать периодизацию деятельности общественных организаций ЦФО РФ и православной церкви по реализации программ социального партнерства;

-исследовать добровольчество как основную форму взаимодействия общественных организаций ЦФО РФ в деле воспитания молодежи в рассматриваемый период;

-рассмотреть практику добровольческой деятельности по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию молодежи в ЦФО;

-проанализировать просветительство в деятельности организаций общества и церкви как основы преодоления атеистического воспитания молодежи советского периода;

-изучить роль духовно-просветительских центров в обеспечении непрерывности процесса духовно-нравственного воспитания молодежи в субъектах РФ на примере ЦФО.

Методологическая основа. К основным научным принципам и методам, использованным в процессе исследования, относятся:

-принцип историзма, который обеспечил возможность рассмотрения событий и явлений в соответствии с конкретной исторической обстановкой, в их взаимодействии и взаимообусловленности, а также в развитии количественных и качественных составляющих;

-принцип объективности, способствовавший анализу процесса взаимодействия гражданского общества и православной церкви во всей его многогранности и противоречивости;

-хронологический метод, создавший основы преемственности в изложении событий;

-статистический метод был использован для анализа деятельности общественных организаций ЦФО РФ;

-сравнительно-исторический метод позволил сопоставить исторический опыт взаимодействия гражданского общества и православной церкви в 1991-2010 гг., проблемами и перспективами дальнейшего развития.

Источниковая база исследования подразделяется на следующие группы. Первую группу представляют нормативно-правовые акты Российской Федерации. В диссертации использованы федеральные законы, постановления правительства, касающиеся деятельности Общественных советов и палат в субъектах РФ. Особое значение имели положения следующих законов: Федеральный закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О гражданстве в Российской Федерации» и др.

Ко второй группе источников относятся документы и материалы Общественной палаты РФ. Для диссертационного исследования особый интерес представляют фонды текущих архивов комиссий по развитию гражданского общества, сохранению культурного наследия, образования и просветительской деятельности. Здесь сосредоточены проекты программ о совместной деятельности общественных организаций и епархий православной церкви, справки, информации и письма активистов общественных и религиозных организаций, методические материалы по просветительству, социальному служению, благотворительности, милосердию, развитию духовно-просветительских центров, деятельности просветительских организаций. К исследованию привлечены документы 18 субъектов Центрального федерального округа РФ: фонды текущих архивов Курской, Смоленской, Ивановской, Липецкой, Белгородской общественных палат. Сведения, содержащиеся в фондах, представляют научную ценность ввиду того, что являются фактическим материалом по исследуемой проблеме.

Фонд 1 текущего архива Общественной палаты Белгородской области содержит отчеты о состоянии, проблемах и перспективах развития гражданского общества в ЦФО, а также программы «Общественного развития ЦФО». Фонд 4 текущего архива Общественной палаты Смоленской области содержит информационно-аналитические бюллетени-сборники деятельности Общественной палаты Смоленской области. Фонд 7 текущего архива Общественной палаты Липецкой области включает в себя материалы о деятельности Общественной палаты Липецкой области, отчеты о проведении общественных мероприятий и акций.

К третьей группе источников отнесены материалы епархий ЦФО, где содержатся совместные документы и договоры о взаимодействии православной церкви и гражданского общества субъектов ЦФО, где четко разграничены сферы влияния церкви и государства. Необходимо отметить, что данная группа источников появляется после принятия Основ социальной концепции в 2000 г., где церковь четко определила свое место в российском обществе.

К четвертой группе источников относится периодическая печать, позволяющая проследить процесс становления гражданского общества, повышение активности деятельности различный общественный организаций и православной церкви. С 1990-х гг. отмечается рост числа печатных изданий по вопросам взаимодействия российского общества и православной церкви, усиления влияния и значения церкви в жизни российских граждан.

Таким образом, использованные в работе опубликованные и архивные источники обладают различной по содержанию, полноте и степени достоверности информацией. Их критическое использование позволяет создать целостную картину опыта взаимодействия гражданского общества и православной церкви в деле духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания молодежи в ЦФО РФ в 1991-2010 гг.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

-раскрыты и проанализированы исторические этапы становления гражданского общества в условиях переходного периода современной России, систематизирована деятельность православной церкви и ее взаимодействие с общественными организациями Центрального федерального округа РФ;

-впервые в исторической науке изложена периодизация современной деятельности общественных организаций Центрального федерального округа РФ и православной церкви по реализации программ социального партнерства;

-интерпретирован институт добровольчества как основная форма взаимодействия гражданского общества и православной церкви в деле воспитания современной молодежи;

-рассмотрена практика добровольческой деятельности по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию молодежи в ЦФО;

-проанализировано просветительство в деятельности организаций общества и церкви как основа преодоление атеистического воспитания молодежи советского периода;

-изучена роль духовно-просветительских центров в обеспечении непрерывности процесса духовно-нравственного воспитания молодежи в субъектах РФ на примере Центрального федерального округа.

Практическая значимость исследования. Положения и выводы диссертации, сделанные на основе всестороннего анализа опыта взаимодействия гражданского общества и православной церкви в деле духовно-нравственного воспитания и просвещения молодежи в Центральном федеральном округе РФ (1991-2010 гг.), могут быть использованы региональными Общественными палатами при подготовке программ по духовно-нравственному воспитанию молодежи, государственными органами по делам молодежи субъектов ЦФО РФ при разработке планов работы по участию молодежи в воспитании жизнеспособных поколений. Отдельные разделы диссертации могут быть положены в основу новых исследований по истории взаимодействия гражданского общества и православной церкви в различных субъектах РФ. Результаты исследования дополняют представления о развитии современного российского общества.

Апробация работы. Основные выводы и положения диссертации излагались на научно-исследовательских и научно-практических конференциях регионального и международного уровня в г. Белгород, г. Старый Оскол, г. Липецке, г. Москве, г. Курске. Результаты исследования опубликованы в тринадцати научных статьях, две из которых размещены в рецензируемых научных журналах по перечню ВАК, общим объемом 4,15 п.л.

Результаты исследования обсуждались на кафедре теологии БелГУ. С положительным заключением кафедры.

Структура диссертации определяется целью и задачами исторического исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.

Периодизация деятельности общественных организаций Центрального федерального округа Российской Федерации и православной церкви по реализации программ социального партнерства

Понятие «гражданское общество», с середины 1980-х гг. вновь широко используемое в политических, общественных и религиозных трудах, без преувеличения можно назвать концептуальным символом последних десятилетий XX века, завершающих не просто столетие, но тысячелетие человеческой истории. «Гражданское общество» принадлежит к числу понятий, имеющих огромное теоретическое и практическое значение. Неразрывно связанное с проблемой гармонизации отношений между личностью, обществом и государством, оно охватывает предельно широкие сферы социума, обладая в силу этого многозначностью, открывающей возможности для различных его интерпретаций.

Современные представления о гражданском обществе - результат их длительной эволюции в истории. Этим объясняется их многообразие и противоречивость.

Анализ научно-практических работ позволяет сформулировать три основных подхода к пониманию гражданского общества: - первый- . подход отражает состояние всего общества (включая государственную сферу), сложившегося в результате экономических и политических изменений в большинстве развитых стран запада; вторая трактовка связана с представлениями о гражданском обществе как сфере негосударственных связей и институтов. Здесь имеется в виду весь негосударственный сектор, или- его неполитическая сфера, или неполитический некоммерческий сектор; - третий подход толкуется как состояние культуры или сознания граждан, то есть социокультурное пространство, в котором реализуются различные интересы индивида1, совокупность людей, объединенных морально-духовной солидарностью, сфера, кoтopaяv несет на себе цивилизованность и образованность данной эпохи.

С идеально-типологической точки зрения гражданское общество - это своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов. Это - система обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению, система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей, будь то индивидуальных или коллективных.

Вместе с тем, следует отметить, что гражданское общество - это не только определенный комплекс институтов, но и система отношений. В этом качестве оно есть духовное социокультурное и политико-культурное образование. Гражданское общество невозможно представить без национальных, религиозных традиций, обычаев, мифов, символов, стереотипов поведения, морально-этических норм и ценностей. Оно включает в себя систему социальных связей, в которой формируются и реализуются экономические, профессиональные, культурные, религиозные и иные интересы людей.

Современный философский словарь под общей редакцией В.Е. Кемерова2 дает понятие гражданского общества как социальной системы, в которой функции целого осуществляются через взаимодействия автономных.индивидов, то есть граждан, с учетс размерности их бытия, прав, обязанностей, возможностей, интересов. Гражданское общество как реальный «механизм» вырабатывается в ходе социальной эволюции по мере того, как, стандарты человеческих взаимодействий выявляют свою подконтрольность и зависимость от сил и способностей, кооперированных обществом индивидов.

Правовое понимание трактует гражданское общество как общество экономически независимых граждан, обладающих личной свободой, охраняемой государством и правом, активно участвующих в жизни общества и государства с помощью созданных ими общественных структур1.

Понятие «гражданское общество» в процессе эволюции претерпело множество изменений, в различных типах социума оно приобрело специфические черты, чем объясняется многообразие подходов к пониманию его сущности. В научной литературе чаще всего его рассматривают как уровень развития общества в целом; как определенную сферу негосударственных связей и институтов; как состояние культуры или сознания граждан.

Политическая наука характеризует гражданское общество как «социальный демократический организм, представляющий собой совокупность неполитических отношений (экономических, национальных, духовно-нравственных, культурных и т.д.), огражденных законодательством от регламентации их функционирования и развития со стороны государственной власти. Гражданское общество определяется как воплощение и отражение конкретно-исторического- уровня развития народовластия, гражданственности людей, степени достижения их контроля за деятельностью государства и его органов»

Практика добровольческой деятельности по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию молодежи в Центральном федеральном округе Российской Федерации

Создание необходимых условий для формирования гражданского общества позволило на более высоком уровне решать проблемы духовного развития посредством взаимодействия общественных организаций ЦФО и православной церкви.

Общая задача решения проблем в субъектах Центрального федерального округа РФ была выражена Полномочным представителем Президента РФ в ЦФО Г.С. Полтавченко. В феврале 2008 г. на расширенном заседании президиума Общественного совета ЦФО он отметил: «На современном этапе развития Центрального федерального округа повышение качества жизни населения становится важнейшим фактором социально-экономического, культурного и духовного развития России. Социальное самочувствие граждан нашей страны бесценно, является основой и для духовного возрождения, и для экономического процветания нашей страны»1.

Участие гражданского общества в соработничестве с епархиями по духовно-нравственному воспитанию молодежи на территории Центрального федерального округа значительно активизировалось после создания в марте 2006 г. в г. Курске Общественного совета ЦФО. В него вошли 127 членов -представителей общественных организаций, осуществляющих деятельность на территории ЦФО, а также представители православной церкви1.

В рамках взаимодействия общественных организаций и православной церкви появилась новая форма духовно-нравственной, военно-патриотической и трудовой воспитательной работы молодежи, особенно трудных подростков. Так, в 2007 г., коллективной формой трудоустройства было охвачено 20154 подростка, индивидуальной - 2824. Например, созданный при участии Белгородского областного союза молодежи и Валуйского благочиния экологический отряд обустраивал пещерный монастырь Игнатия Богоносца, заботился о ветеранах Великой Отечественной войны, оказывал помощь школьным лагерям в организации воспитательной работы2. В целом, только в летний период 2007 г. в районах Белгородской области было отремонтировано 652 школьные спортивно-досуговые площадки. Возможности общественных организаций в воспитании трудных подростков значительно возросли после принятия постановлений губернатора Белгородской области от 11 мая 2004 года «Об организации системы летних трудовых оздоровительных и военно-патриотических профильных лагерей для подростков из групп социального риска и социально слабо защищенных семей», от 4 августа 2004 года «Об организации профилактического лагеря для подростков из групп социального риска «Феникс»» и от 9 декабря 2004 года «О мерах по совершенствованию духовно-нравственного воспитания детей и молодежи». В результате уже к началу 2008 г. с общественными организациями и православной церковью взаимодействовали 244 специалиста по работе с молодежью в 297 сельских административных округах. Из них 99 получали заработную плату из средств местных бюджетов, 9 - за счет сельских административных округов, 20 - были закреплены за хозяйствами различных форм собственности, 24 - за счет 2% отчислений от объемов жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, 11 - из привлеченных источников, 87 — работали на общественных началах1.

Анализ показал, что вопросы духовно-нравственного воспитания молодежи рассматривались в марте 2006 г. - июне 2009 г. на пяти конференциях Общественного Совета ЦФО (в марте 2006 г. в Курске, в апреле 2007 г. в Коломне, в апреле 2008 г. в Туле, в июне 2008 г. в Москве, в марте 2009 г. в Москве), на 24 заседаниях Президиума Общественного совета. В прямой постановке и рассмотренных 113 вопросов более половины касались проблем духовного и нравственного здоровья молодежи ЦФО. Среди них: «О проекте Концепции государственной политики формирования и защиты нравственности детей в Российской Федерации», «Об информационном и методическом обеспечении программ духовно-нравственного и патриотического воспитания в ЦФО», «О создании Межведомственного координационного совета при Общественном совете ЦФО по развитию добровольчества в Центральном федеральном округе», «О развитии благотворительной деятельности и меценатства, общественно-государственного партнерства и социальной ответственности бизнеса в ЦФО», «О здоровье студенческой молодежи: опыт организации молодежных поликлиник в регионах» и другие2.

В 1991-2010 гг. проблема сохранения и укрепления здоровья нации значительно актуализировалась, вследствие того, что российская система здравоохранения потребовала и требует принятия целого комплекса мер. С целью содействия развитию здравоохранения на территории Центрального федерального окурга стали активно действовать вновь созданные общественные организации данного направления, активно взаимодействующие с православной церковью.

Просветительство в деятельности организаций общества и церкви как основа преодоления атеистического воспитания молодежи советского периода

Естественно, были и другие альтернативы. Именно в 1991-2000 гг., в период, когда во главе российского государства находился Б.Н. Ельцин и его политическое окружение, развернулась непримиримая борьба этих ключевых направлений. Следует признать, что фактически по политическим соображениям был осуществлен «революционный отказ» от советской системы образования в начальной, средней, среднеспециальной и высшей школе. Вместо эволюционной модернизации, существующей в стране системы образования, был применен метод систематических перманентных реформ, порой противоречащих друг другу. Привлеченные западные и американские консультанты фактически навязывали государственным структурам неадаптированный к российским реалиям опыт образования в своих странах. За отказом от советской системы появились самые разнообразные многовариантные программы образования, которые привели к тяжелым последствиям. В условиях огромного недофинансирования образования, школы были заполонены программами, методиками и учебниками, изданными на средства западных и американских гуманитарных фондов, разрушенными оказались система переподготовки и повышения квалификации учителей, педагогов и преподавателей всех уровней, ослаблена образовательная и просветительская миссия общеобразовательной школы, подорван ее народный демократический характер, в упадок пришло профессионально-техническое образование, резко были сокращены возможности среднеспециальных учебных заведений, многократное увеличение университетов, академий и институтов, прежде всего частных, привело к падению качества высшего образования, зачем последовал отток огромного количества талантливой молодежи вузов и выпускников в европейские страны и США.

Эти и другие трагические последствия ошибочных реформ системы образования были осознаны только после вступления в должность Президента РФ В.В". Путина. Начался новый период 2000-2010 гг., который имел главным своим содержанием постепенное восстановление традиций российского образования, укрепление своей национальной системы, поощрение любого передового опыта образования, в том числе и с учетом достижений советской системы.

По мнению автора, просветительство было вызвано реальными требованиями социально-экономической и духовно-культурной модернизации: 1.Россия, вовлеченная в глобальные процессы, не могла развиваться без инновационной революции; 2.глобальный экологический кризис потребовал совершенно иного работника, вооруженного новыми современными знаниями; З.болезнненый период трансформации государственного устройства потребовал переосмысления духовных ценностей, тесного взаимодействия гражданского общества, власти, православной церкви, других конфессий в деле воспитания жизнеспособных поколений; 4.угрозы глобализации потребовали осознанного подхода граждан к осуществлению своей патриотической социальной миссии, что осуществить было невозможно без цельной и комплексной просветительской деятельности.

Т.Н. Ивенина, видный исследователь культурно-просветительной работы в России отмечает: «На протяжении столетия шел поиск ответа и на другой вопрос: что подвигло ученых, преподавателей университетов, учителей и педагогов, общественных деятелей и деятелей культуры, а затем инженеров, врачей, агрономов, фельдшеров, просто разносторонне образованных людей дореволюционной России активно включиться в просветительскую деятельность? Ведь работая в воскресных школах, народных библиотеках и читальнях, в аудиториях рабочих курсов, на факультетах народных университетов, ведя воскресные чтения для народа, создавая народные дома и театры, представители отечественной интеллигенции посвящали этому делу весь свой ежедневный и воскресный досуг... (от консерваторов до революционеров). Что объединяло этих людей?...Большинство исследователей признало главным движущим мотивом для подвижников просвещения

бескорыстное служение народу на благо его просвещения- и приобщения к ценностям культуры» .

Одновременно, ряд ученых справедливо отмечает, что не может быть просветительства без религиозного просвещения. Так, заведующий отделом Института социологии РАН, проф. Г.А.Ключарев и Президент Всемирной ассоциации образования проф. О. Корсгард отмечали: «На протяжении веков церковь прилагала значительные усилия для создания единой христианской культуры. Первые священники стояли перед задачей, во многих отношениях равнозначной задаче миссионеров... Российское государство традиционно оказывало всемерную поддержку религиозному просвещению через систему народного образования. Кроме того, существовала еще обширная сеть церковноприходских школ. Последнее десятилетие церковь вновь обретает возможность оказывать влияние не только на духовную, но и на практическую, повседневную жизнь. Просветительская и педагогическая деятельность церкви в сочетании с поддержанием определенного уровня нравственности и морального мышления - все это позволит, по мнению высших иерархов, создать более эффективную систему, чем была до сих пор» .

В тесной взаимосвязи с судьбой образования в России в 1991-2010 гг. находилась система просвещения, просветительства, особенно молодежи. Прекращение комсомола, других национальных, общественных (например, Общество «Знание» РСФСР и других), молодежных организаций, свертывание просветительских изданий с многомиллионными тиражами в прошлом (например, журналы «Наука и жизнь», «Вокруг света» и другие), финансирование сомнительных псевдонаучных изданий, обернулось тем, что молодежь утратила посредника между институтами просветительства и в 1991-1999 і гг. просветительская деятельность в молодежной среде фактически прекратилась, в том смысле, как просветительство понималось советской системой. В советской идеологии просветительство раскрывалось через понятие деятельности просветителя, а в понятие просветитель вкладывалось следующее содержание: «Просветитель, - прогрессивный общественный деятель, распространитель передовых идей и знаний»1. Этому понятию и соответствовала идеология советского просветительства, которая считала передовыми знаниями идеи марксизма-ленинизма, идеи коммунизма и объявляла вредным любое просветительство, выходящее за рамки этой идеологии. Следует подчеркнуть, что в советский коммунистический период духовное наследие русского просветительства, православной церкви было отброшено, квалифицировано как чуждое системе воспитания советского человека.

Роль духовно-просветительских центров в обеспечении непрерывности процесса духовно-нравственного воспитания молодежи в субъектах Российской Федерации на примере Центрального федерального округа

Изучая проблему духовного развития молодежи как важного фактора прогресса регионов Центрального федерального округа Российской Федерации, мы пришли к выводу, что для более плодотворного взаимодействия общественных объединений и церкви в этом направлении должны быть взяты за основу научно-обоснованные и подтвержденные положительной практикой духовно-нравственные стандарты. Систему стандартов духовно-нравственного воспитания следует строить, исходя из поставленных целей и выявленных потребностей системы воспитания, приняв их за обобщающий показатель осуществления социально-экономической и духовно-культурной политики. Изучение опыта взаимодействия гражданского общества и православной церкви позволило выявить, что разрешение острых социальных проблем невозможно без планомерной и систематической работы по оздоровлению духовного и нравственного климата в обществе. Это позволило сделать вывод о том, что борьба с детской беспризорностью, распространением наркотиков, защита общества от жестокости только тогда будут эффективными, когда все эти направления деятельности гражданского общества и церкви будут опираться на научный подход, положительную практику такой работы в различных регионах Центрального федерального округа.

Анализируя добровольчество - как основную форму взаимодействия общественных организаций и православной церкви, был сделан вывод, что в современных условиях добровольческая! деятельность является значительным-ресурсом; для; решения социально-значимых проблем местных сообществ. Проведение различных добровольческих акций и мероприятий в субъектах Центрального федерального округа Российской Федерации содействует укреплению гражданского общества и воплощает идеи социального партнерства между органами государственной власти и местного самоуправления. Выявлено, что вЛ 991-2010 гг. общественные организации и православная церковь поставили перед собой главную цель - создать условия для реализации прав граждан на добровольное, безвозмездное и непосредственное участие в решении социально-значимых проблем населения, общественных объединений, местных сообществ с целью самореализации, приобретения новых знаний и навыков, повышения профессиональных и организаторских способностей, обеспечения общественной безопасности, защиты национальных и государственных интересов. Подводя итог, автор пришел к выводу, что в начале 2000-х гг. было осознано, что добровольчество выгодно для государства, так как граждане, общественные организации, независимо от своего социального и должностного положения, политических и религиозных убеждений помогают более эффективно выполнять задачи, стоящие перед государством и обществом, а в сфере образования и воспитания - это эффективный метод формирования и развития знаний молодежи, духовно-нравственного и трудового воспитания. Процесс становления и развития добровольческой деятельности посредством взаимодействия гражданского общества и православной церкви выступает важнейшим инструментом демократического участия и фактором социального развития современной России:

Исследуя практику добровольческой деятельности общественных организаций и православной церкви по: духовно-нравственному, и гражданско-патриотическому воспитанию- молодежи в Центральном федеральном округе, Российской Федерации, нами отмечено, что до 2000 г. вопросы такого взаимодействия решались не комплексно, отсутствовала планомерность и систематичность в работе. Более четко соработничество гражданского общества и церкви проявило себя после создания в 2006 г. Общественного совета ЦФО, когда были разработаны совместные программы и проекты участия общественных организаций Центрального федерального округа и церкви в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании молодежи. В современных условиях добровольчество становится важным фактором жизнедеятельности регионов Центрального федерального округа, объединяющим и сплачивающим людей, церковь и общество.

При изучении истории становления добровольчества в Центральном федеральном округе, мы постарались дать ряд научных рекомендаций для улучшения работы общественных организаций и православной церкви: -необходимо создание системы подготовки и повышения квалификации активистов общественных организаций и священнослужителей православной церкви, способных эффективно на уровне современных требований обеспечивать духовно-нравственное воспитание молодежи с использованием имеющейся материально-технической базы и человеческого потенциала; -следует создать систему государственной поддержки такой деятельности посредством выделения грантов, проведения конкурсов, с тем, чтобы взаимодействие общественных объединений и церкви носило плановый, комплексный и целостный характер; -общественным палатам субъектов Центрального федерального округа Российской Федерации и епархиям следует выработать систему управления всем комплексом программ и мероприятий, чтобы они носили скоординированный характер в рамках их осуществления в ЦФО.

Исторический анализ опыта взаимодействия общественных организаций и православной церкви в деле возрождения просветительства позволил установить, что просветительство было вызвано реальными требованиями социально-экономической и духовно-культурной модернизации России. Возрождение просветительства в 2000-2010 гг. стало возможным только благодаря восстановлению просветительской миссии православной церкви и роста активности общественных организаций. Создание Общественных палат в субъектах. Российской Федерации позволило православной церкви вести открытый. И плодотворный диалог с общественными организациями по проблемам просветительства молодежи. Ириведенные в исследовании-примеры просветительской деятельности общественных организаций и епархий ЦФО, свидетельствуют о важности такош работы в преодолении атеистического воспитания молодежи. В исследуемый период, общественные организации и православная» церковь осуществили качественный переход от разрозненных просветительских мероприятий для- молодежи к целенаправленной систематической просветительской работе.

Изучение данной проблемы позволило сделать ряд важных выводов: 1.Институт гражданского и православного просвещения молодежи формирует ценности, умения, навыки, обеспечивает укрепление формирующегося гражданского общества России.

Просветительство общественных организаций во взаимодействии с православной церкви обеспечивает непрерывность образования, дополняя три ступени образования (1.Ранняя социализация.2.Школьное обучение 1-9 классы. 3.10-11 классы, ссузы, вузы). И хотя просветительство выполняет на четвертой ступени (прежде всего в отношении молодежи) компенсирующую и стимулирующую роль, значение его трудно переоценить.

Похожие диссертации на Опыт взаимодействия гражданского общества и православной церкви в деле духовно-нравственного воспитания и просвещения молодежи в Центральном федеральном округе РФ : 1991-2010 гг.