Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Петербургские старообрядческие общины и духовенство Русской православной церкви в царствование Екатерины II Каменева Елена Айдоглыевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каменева Елена Айдоглыевна. Петербургские старообрядческие общины и духовенство Русской православной церкви в царствование Екатерины II: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Каменева Елена Айдоглыевна;[Место защиты: Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2007.- 24 с.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Тема диссертации лежит на пересечении нескольких проблем, интересующих в настоящее время как историческую науку, так и широкие общественные круги. XVIII в. являлся одним из переломных в истории России. Столетие началось с петровских реформ, в корне изменивших дальнейшее развитие страны. Реформированию в этот период подверглась и церковь. После смерти Петра Великого его преемники периодически вносили изменения в законы, касающиеся духовенства Русской православной церкви, но глубокое реформирование было осуществлено Екатериной II через несколько лет после восшествия на престол. В преобразованиях особое внимание уделялось приходскому духовенству, как основному звену Русской православной церкви. В 60-е гг. XVIII в. была подведена черта, изменившая порядок формирования причтов, поменялось материальное положение духовного сословия и социальный статус священно- и церковнослужителей. Все это можно проследить на примере петербургского духовенства.

С момента основания Санкт-Петербург являлся

многоконфессиональным городом, и в нем проживало немало старообрядцев различных согласий и толков. Этот факт особенно интересен, если учесть, что Россия была государством, все подданные которого должны были исповедовать официальное православие, власти которого неустанно боролись с расколом, а Санкт-Петербург был его столицей.

Во второй половине XVIII в. староверы оставались на положении религиозных изгоев, поэтому их взаимоотношения с духовенством господствующей церкви, пользующимся безоговорочной поддержкой государства, представляют особый интерес. Они раскрывают идеологию екатерининской эпохи и внутреннюю политику царствования.

Жизнь и деятельность столичного духовенства и старообрядцев демонстрирует, в какой степени государственная власть была способна решать поставленные ею же задачи, показывает эффективность законодательства, уровень его исполнения. История петербургских старообрядческих общин позволяет уточнить положение сословий в Российской империи, влияние вероисповедания на социальный статус людей, экономические связи между регионами, основные занятия разных слоев населения, обычаи делового оборота, способы пропаганды и многое другое. Петербургское духовенство находилось под непосредственным наблюдением Святейшего Синода, следовательно, его состояние в большей степени отражало стремления государственной власти.

Изучение петербургских старообрядческие общин и духовенства в царствование Екатерины II является актуальным, так как позволяет лучше понять внутреннюю политику этого периода, а значит, при желании, извлечь из нее определенные уроки, так необходимые в современном мире, в котором сосуществуют лица различных вероисповеданий и ежедневно происходят конфликты на религиозной почве.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является духовенство Русской православной церкви и старообрядчество в царствование Екатерины П. Предмет исследования составляет история петербургского духовенства, положение в столице приходских церквей, монастырей, старообрядческих согласий и толков, характер их отношений между собой и с государственной властью.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации - на основе исследования жизни петербургских старообрядцев и духовенства Русской православной церкви в царствование Екатерины II выявить особенности развития взаимоотношений государства, церкви и общества.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

рассмотреть положение российских старообрядцев и духовенства официальной церкви во второй половине XVIII в., определить, существовала ли связь между реформой Русской церкви и изменением положения старообрядцев;

изучить жизнь, быт, правовой статус петербургского духовенства, проследить судьбу храмов и монастырей Русской церкви, выявить размер приходов, отношения с духовным начальством, паствой и староверами, определить, существовала ли зависимость между функционированием старообрядческих общин и ситуацией в приходах официальной церкви;

выяснить причины, позволившие старообрядцам появиться в Санкт-Петербурге, проследить места их расселения, проанализировать идеологию каждого толка, охарактеризовать их лидеров и образ жизни, правовое положение, социальный состав и взаимоотношения с жителями столицы и властями;

показать на примере Петербурга, как распоряжения центральной власти относительно старообрядчества и духовенства воплощались в жизнь, как реальная ситуация влияла на дальнейшее законотворчество властей, проанализировать, была ли единой екатерининская политика в отношении религии.

Хронологические рамки исследования - 1762-1796 гг. - время царствования Екатерины П. Данный период представляет собой целую эпоху, которой свойственна завершенность и внутренняя логика. Именно в годы правления Екатерины кардинально изменилось положение и старообрядцев, и духовенства Русской церкви. Однако указанные хронологические рамки являются в некоторой степени условными, так как для решения поставленных задач необходимо рассмотрение событий предшествующих и последующих лет.

Географические рамки исследования охватывают территорию Санкт-Петербурга. Выбор географических рамок обусловлен тем, что Санкт-Петербург являлся столицей Российской империи, в нем находились главные государственные и церковные учреждения страны, поэтому положение местных старообрядцев и духовенства позволяет лучше проследить, как законы воплощались в жизнь, так как в столице несоблюдение каких-либо

законов нельзя списать на дальность расстояния, препятствующую государственному контролю.

Степень научной разработанности темы. Сочинения историков, связанные с темой исследования, можно условно разделить на четыре группы. К первой группе относятся труды XVIII-XXI вв., посвященные духовенству и истории Русской православной церкви. Отечественные историки впервые попытались осветить жизнь, быт, правовое положение духовенства при Екатерине II еще в конце рассматриваемого периода. В XIX в. появились более фундаментальные исследования Ф.В. Благовидова, С.Г.

9 "3 4

Рункевича, Б.В. Титлинова, П.В. Знаменского. Большое внимание истории Русской церкви уделялось в периодических изданиях конца прошлого века. Среди этих публикаций стоит выделить статьи И.П. Знаменского, В.И. Беликова и А.Д. Беляева, посвященные проблемам взаимоотношения церкви и государства в царствование Екатерины П.

Отечественные исследователи советского периода изучали процессы, происходившие в Русской церкви при Екатерине, с позиции формационного подхода. Работы эмигрантов (И.К. Смолича, А.В. Карташева, Д.В. Поспеловского ) носят обобщающий характер. В них подробно освещены основные факты из истории Русской церкви, определено ее место в системе государственного управления. Российские исследования последних лет различаются глубиной подхода и уровнем научности. Среди работ англоязычных авторов особое место занимает книга Г. Фриза «The Russian

Благовидов, Ф.В. Обер-прокуроры Святейшего Синода в XVIII и первой половине XIX

столетия (отношения обер-прокуроров к Св. Синоду). Опыт церковно-исторического

исследования / Ф.В. Благовидов. - Казань, 1900.

Рункевич, С.Г. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. 1713-1913 / С.Г. Рункевич. -

СПб., 2001.

Титлинов, Б.В. Гавриил Петров, Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. (Род.

1730 г., умер 1801 г.). Его жизнь и деятельность, в связи с церковными делами того времени

/ Б.В. Титлинов. - Петроград, 1916.

Знаменский, П.В. Приходское духовенство на Руси. Приходское духовенство в России со

времени реформы Петра / П.В. Знаменский. - СПб., 2003.

Знаменский, И.П. Чтения из истории русской церкви за время царствования Екатерины П. //

Православный собеседник. - 1875. - С. 3-22.

Беликов, В.И. Отношение государственной власти к церкви и духовенству в царствование

Екатерины П. // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. - 1875. - № 7. - С.

721-762.

Беляев, А.Д. Митрополит Петербургский Гавриил как устроитель монашеской жизни в

России. //Душеполезное чтение. - 1889. - № 2. - С. 164-178.

Никольский, Н.М. История русской церкви / Н.М. Никольский. - Минск, 1990;

Рындзюнский, П.Г. Церковь в дворянской империи. // Русское православие. Вехи истории. -

М., 1989; Комиссаренко, А.И. Русский абсолютизм и духовенство в XVIII в. / А.И.

Комиссаренко. - М., 1990.

Смолич, И.К. История Русской Церкви. / И.К. Смолич. - М., 1996. - К. VIII. - Ч. 1-2.

Карташев, А.В. Очерки по истории русской православной церкви / А.В. Карташев. - М.,

2000. - Т. П.

Поспеловский, Д.В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР / Д.В.

Поспеловский. - М., 1996.

Levites. Parish Clergy in the Eighteenth Century», посвященная приходскому

духовенству России в XVIII столетии.

Вторая группа исследований, привлеченных для написания диссертации, - работы о петербургских старообрядцах и расколе в целом. О старообрядчестве в Петербурге во второй половине XVIII в. написано немного. К этой теме обращались преимущественно дореволюционные российские авторы: В.В. Нильский,13 Н.Н. Животов,14 А.И. Простосердов,15 М.Ф. Архангельский. Характерными чертами большинства перечисленных трудов являются их описательный характер, отсутствие глубокого анализа и нейтрального отношения к объекту исследования, склонность авторов к детализации и стремление осветить тему как можно шире. Тем не менее, эти работы незаменимы при изучении поставленной проблемы. Современным исследователем петербургских старообрядцев второй половины XIX в.

является Е.Е. Марченко.

Изучение раскола и старообрядчества в целом было весьма популярно во второй половине XIX - начале XX в. Существенный вкладом в историографию являются труды И.Ф. Нильского, И.Е. Троицкого, П.И.

Мельникова, СП. Мельгунова, М.Н. Васильевского.

В советский период отечественные историки также обращались к теме раскола. В своих спецкурсах В.Г. Карцов скрупулёзно проследил основные

9"3

направления развития старообрядчества в XVIII-XIX вв. Из опубликованных в последние десятилетия исследований общего характера,

94 9S

интерес представляют работы Т.А. Хохловой и М.В. Пулькина.

Freeze, G.L. The Russian Levites. Parish Clergy in the Eighteenth Century. / G.L. Freeze. -

Cambridge, Massachusetts and London, 1977.

Нильский, В.В. Раскол в Петербурге. / В.В. Нильский. - Псков, 1877.

Животов, Н.Н. Церковный раскол Петербурга. / Н.Н. Животов. - СПб., 1891.

Простосердов, А.И. Волковское единоверческое кладбище. / А.И. Простосердов. -

Петроград, 1916.

Архангельский, М.Ф. Из истории раскола в Санкт-Петербурге / М.Ф. Архангельский. -

СПб., 1870.

Марченко, Е.Е. Старообрядчество в Санкт-Петербурге во второй половине XIX в.:

Диссертация на соиск. уч. степ, к.и.н. / Е.Е. Марченко. - СПб., 2001.

Нильский, И.Ф. Семейная жизнь в русском расколе. Исторический очерк раскольнического

учения о браке / И.Ф. Нильский. - СПб., 1869.

Троицкий, И.Е. История раскола / И.Е. Троиций. - СПб., 188?.

Мельников, П.И. Полное собрание сочинений. Т. YIII. Очерки поповщины / П.И.

Мельников. - СПб.-М., 1898.

Мельгунов, СП. Религиозно-общественные движения XVII-XVIII вв. в России / СП.

Мельгунов. - М., 1922.

Васильевский, М.Н. Государственная система отношений к старообрядческому расколу в

царствование императора Николая I / М.Н. Васильевский. - Казань, 1914.

Карцов, В.Г. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России.

Спецкурс / В.Г. Карцов. - Калинин, 1971. - Ч. I-II.

Хохлова, Т.А. Старообрядчество и развитие рыночного уклада в России: Автореферат на

соиск. уч. степ, к.э.н. / Т.А. Хохлова. - М., 1997.

Пулькин, М.В. Российское государство и старообрядцы-самосожигатели в XVII-XVIII вв. //

Клио. - 2006. - № 3 (34). - С. 93-102.

При написании диссертации использовались современные труды по расколу зарубежных историков - P.P. Робсона (R.R. Robson)26 и P.O. Крамми

(R.O. Crummey). Англоязычные авторы обращались к более узким вопросам, исследовали широкий круг источников и применили при их изучении новые методы и подходы, что позволило сделать интересные выводы по истории церкви и старообрядчества.

Третья группа использованных трудов - работы по истории Санкт-

9R 9Q "30

Петербурга П.Н. Петрова, СИ. Трегубова, Августина Никитина, Е.А. Лебедевой, В.В. Антонова в соавторстве с А.В. Кобаком и других исследователей. Для написания диссертации привлекались также общие сочинения по истории России.

Российские и зарубежные историки подробно исследовали историю Русской церкви екатерининского периода. Особое внимание уделялось церковной реформе и проблемам материального обеспечения духовенства. Работы по истории старообрядчества носят общий характер и в большинстве своем посвящены борьбе государственной власти с расколом. Петербургское духовенство и петербургское старообрядчество второй половины XVIII столетия в исторической литературе практически не изучены. Столичные церкви и моленные интересовали исследователей преимущественно как памятники архитектуры и рассматривались в контексте истории градостроительства.

Заканчивая историографический обзор, стоит заметить отсутствие обобщающих работ по исследованию внутренней жизни петербургского духовенства и старообрядческого сообщества в рассматриваемый период. Исследования взаимоотношений церкви и государства замыкаются на реформах, проводимых государственной властью в отношении духовенства, и социальном положении духовного сословия. Историки не рассматривали влияние других религиозных групп на политику центральной власти в отношении Русской православной церкви. Не поднимался и вопрос взаимозависимости старообрядческих общин и духовенства. В данной диссертации делается первая попытка решить эти задачи на примере Санкт-Петербурга.

Источниковой базой исследования являются документальные источники, представленные законодательными актами, архивными и

Robson, R.R. Old Believers in Modern Russia / R.R. Robson. - Northern Illinois University, 1995.

Crummey, R.O. The Old Believers & the World of Antichrist. The Vyg Community and the

Russian State / R.O. Crummey. - Madison, Milwaukee, and London, 1970.

Петров, П.Н. История Санкт-Петербурга с основания города до введения в действие

выборного городского управления по учреждениям о губерниях. 1703-1782 / П.Н. Петров. -

СПб., 1885.

Трегубов, СИ. Религиозный быт русских и состояние духовенства в XVIII веке по

мемуарам иностранцев. СИ. Трегубов. - Киев, 1884.

Никитин, А. Православный Петербург в записках иностранцев / А. Никитин. - СПб., 1995.

Лебедева, Е.А. Петроград и его святыни. Церковно-исторический очерк / Е.А. Лебедева. -

СПб., 1997.

Антонов, В.В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах

/ В.В. Антонов, А.В. Кобак - СПб., 1997. - Т. I.

опубликованными делопроизводственными документами, а также различные нарративные источники.

К законодательным актам относятся документы, вошедшие в Полное собрание законов Российской империи, «Собрание постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству Святейшего Синода» и в «Обзор мероприятий Министерства внутренних дел по расколу». Последние представляют собой тематическую подборку выдержек из ПСЗ РИ.

Полное собрание законов Российской империи является незаменимым источником, так как в нём можно найти большую часть законодательных актов, касающиеся духовенства и старообрядцев. Нужно учитывать, что в собрании не говорится о том, как эти акты воплощались в жизнь и к каким результатам приводили, хотя на их основе можно делать общие выводы. Практика реализации законов выясняется из конкретных архивных дел о петербургском духовенстве и старообрядцах.

В исследовании использованы неопубликованные

делопроизводственные документы, хранящиеся в архивах Санкт-Петербурга. Фонд 796 Российского государственного исторического архива содержит документы канцелярии Святейшего Правительствующего Синода. Материалы фонда преимущественно отражают борьбу церкви и государства с проявлениями раскола и с проступками духовенства. Анализируя эти документы, можно выявить способы борьбы с расколом, проследить их изменения в зависимости от внутриполитической ситуации в стране. Дела о духовенстве позволяют глубже понять взгляды высшей церковной и государственной власти на социальное положение духовного сословия. Для написания работы исследовались также дела из фондов 980 (фонд Ф.И. Кельчевского), 1286 (фонд департамента полиции исполнительной министерства внутренних дел) и 1609 РГИА. В этих делах содержатся материалы исследований чиновников МВД Ф.И. Кельчевского и В.А. Алябьева, их рапорты своему начальству и другие важные бумаги. В рапорте, поданном 14 сентября 1841 г. генерал-адъютанту кавалеру графу А.Г. Строганову действительным статским советником Ф.И. Кельчевским, сохранились уникальные сведения о численности и состоянии раскольнических общественных домов Санкт-Петербурга.

В диссертации использовались документы фонда 19 (фонд петербургской духовной консистории), 253 (фонд канцелярии петроградского губернатора) и 254 (фонд петроградского губернского правления) Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга.

Собрание постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству Святейшего Синода.

-СПб., 1860.-К. 1.

Обзор мероприятий Министерства внутренних дел по расколу с 1802 по 1881 год. - СПб.,

1903.

Российский государственный исторически архив. Ф. 980. Оп. 1. Д. 1; РГИА. Ф. 1609. Оп. 1.

Д.274.

В фонде 19 в большом количестве представлены документы Санкт-Петербургской епархии, посвященные назначению священно- и церковнослужителей на вакантные должности в столице. Из материалов дела можно видеть, кто обратился к архиерею с ходатайством о замещении должности, что показал на допросе кандидат, стал ли он церковно- или священнослужителем. Большой интерес представляют хранящиеся в фонде исповедальные книги. В них содержится информация по приходам о том, кто был на исповеди и у причастия. По книгам можно проанализировать социальный состав населения, численность прихода, историю приходских церквей и причтов. Часть дел, хранящихся в фондах ЦГИА СПб, касается распоряжений начальства подчиненным об организации борьбы с расколом или о его изучении.

Коллекция 238 (Фонды архиерейских домов) научно-исторического архива Санкт-Петербургского Института истории РАН содержит 15 единиц хранения документов петербургской духовной консистории. Среди них имеется указ Синода о прекращении выполнения треб раскольническими попами, дела о переходе в православие, о распределении среди монастырей бродячих монахов.

К опубликованным делопроизводственным источникам относятся Камер-фурьерские церемониальные журналы 60-х-90-х гг. XVIII столетия. В журналах ежедневно фиксировалось, как императрица проводила день, кто ее посещал, и что происходило при дворе. Пользуясь этими краткими описаниями можно восстановить ход некоторых событий, недатированных в других источниках, определить приоритеты власти и степень влияния при дворе тех или иных особ. По журналам можно судить о внешней религиозности Екатерины II, об отношении императорского двора к православным традициям.

Нарративные источники, привлеченные для написания диссертации, делятся на источники личного характера (переписку, дневники, записки и мемуары современников), публицистику и подготовительные материалы для написания трудов.

В Отделе рукописей Российской национальной библиотеки хранятся письма митрополитов Гавриила Петрова и Платона Левшина, письма, адресованные И.И. Памфилову. Фонд 620 Института русской литературы (Пушкинский Дом) Академии наук РФ представляет собой архив А.А. Самборского. В фонде представлены его личные документы и переписка. Адресатами Самборского были члены царской семьи, знатные и известные люди, иерархи и простые священники. Его переписка является ценным источником для изучения жизни духовенства и истории России в целом.

Большой интерес представляют «Записки» князя Я.П. Шаховского, в которых автор осветил важные политические события своего времени, и

Шаховской, Я.П. Записки. 1705-1777 /Я.П. Шаховской. - СПб., 1872.

«Памятные записки» А.В. Храповицкого, представляющие собой его

дневник.

Рассуждения современников на тему раскола можно отнести к публицистическим источникам. Крайнюю религиозную нетерпимость по отношению к старообрядцам проявил в своей знаменитой книге «О скудости и богатстве» И.Т. Посошков. Малоизученным публицистическим источником по теме исследования является труд об екатерининской России «View of the Russian Empire, during the reign of Catharine the Second, and to the close of the eighteenth century» английского писателя В. Тука. "Как источники могут быть использованы работы И.И. Голикова, Я.Я. Штелина, А. Гакстгаузена, И.Г. Георги.

Важными источниками по истории старообрядческих толков являются «Краткое обозрение существующих в России расколов, ересей и сект, как в религиозном так и в политическом их значении», составленное И.П. Липранди в 1853 г., и «Дневные дозорные записи» А.А. Титова, в которых по дням расписана жизнь московских старообрядцев в первой половине XIX

45 В.

В Отделе рукописей Российской национальной библиотеки хранится автограф В.А. Поленова «О членах Российской Академии», представляющий собой подготовительные материалы для написания труда. Автограф состоит из заметок, собранных Поленовым о различных деятелях Академии наук. Среди них представлена биография петербургского митрополита Гавриила Петрова и протоиерея Иоанна Бедринского.

Источники разных видов содержатся в «Сборнике для истории старообрядчества» Н.И. Попова, в частности, переписка петербургских и московских старообрядцев, «Староверческий словарь и каталог» П.О. Любопытного, в котором в алфавитном порядке с краткой характеристикой перечисляются наиболее энергичные старообрядцы-беспоповцы различных

толков и городов.

Храповицкий, А.В. Памятные записки / А.В. Храповицкий. - М., 1862.

Посошков, И.Т. Книга о скудости и богатстве / И.Т. Посошков. - М., 1951.

Tooke, W. View of the Russian Empire, during the reign of Catharine the Second, and to the close

of the eighteenth century /W. Tooke. - London, 1800. - V. 1-3.

Голиков, И.И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России; собранные из

достоверных источников и расположенные по годам / И.И. Голиков. - М., 1788. - Ч. 3.

Штелин, Я.Я. Любопытные и достопамятные сказания о императоре Петре Великом,

изображающие истинное свойство сего премудрого государя и отца отечества / Я.Я.

Штелин. - СПб., 1786.

Гакстгаузен, А. Исследования внутренних отношений народной жизни и в особенности

сельских учреждений России / А. Гакстгаузен. - М., 1869. - Т. I.

Георги, И.Г. Описание российского императорского столичного города Санкт-Петербурга и

достопамятностей в окрестностях оного / И.Г. Георги. - СПб., 1794.

Липранди, И.П. Краткое обозрение существующих в России расколов, ересей и сект, как в

религиозном, так и в политическом их значении / И.П. Липранди. - Лейпциг, 1883.

Титов, А.А. Дневные дозорные записи о московских раскольниках / А.А. Титов. - М., 1892. -

Ч. 3-7.

Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 595. Д. 6. - Л. 1-6.

Сборник для истории старообрядчества / Сост. Н.И. Попов. - М., 1864-1866. - Т. I-II.

Заявленная тема обеспечена источниками разных видов. Их изучение позволяет охарактеризовать петербургские старообрядческие общины, жизнь столичного духовенства и приходов. Многие архивные документы впервые вводятся в научный оборот. Использованные публицистические источники не только информируют о фактах, но и отражают отношение их авторов к духовенству и старообрядцам. Привлеченные для работы личные источники содержат субъективную, но полезную для понимания периода информацию. Записки и дневники писались в то время, о котором идет повествование, но позднее нередко редактировались авторами. Эти и другие особенности были учтены при источниковедческом анализе. Важным источником диссертационного исследования послужили мемуары и письма современников. Представители духовенства описали быт и нравы своего сословия. Письма духовных лиц в основном касались частных карьерных вопросов, то есть, оказывается, что они жили мирскими проблемами и были вынуждены уделять много внимания своему материальному обеспечению. При анализе переписки екатерининского времени становится ясно, что светские и духовные должности в стране замещались в зависимости от наличия или отсутствия связей с влиятельными особами. Такие связи возникали не только благодаря родству, службе и социальному положению, но и в результате личной симпатии.

Источники отличаются разнообразием, они были рассмотрены в совокупности, что, думается, помогло избежать односторонности при изучении данной темы.

Методологическая основа диссертации. Методологической основой исследования является представление об истории как о едином процессе, имеющем свои закономерности, события внутри которого взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Достичь намеченного результата планируется, используя следующие основные методы исследования:

Проблемно-хронологический метод, который позволяет ограничить исследование старообрядцами и духовенством Санкт-Петербурга второй половины XVIII в. и изучать происходившие события в хронологической последовательности.

Использование историко-типологического метода дает возможность выявить петербургские старообрядческие общины и проанализировать их возникновение, изучить приходское и монашествующее духовенство.

Историко-сравнительный метод используется для анализа церковных реформ, проведения аналогий между старообрядческими общинами, для сравнения мер, принимаемых российскими императорами в борьбе с расколом, и результатов этих мер.

Метод исторического синтеза позволяет обобщить полученные выводы и создать общую картину предмета исследования.

Научная новизна работы. Диссертация является первым в российской и зарубежной историографии комплексным исследованием, в котором изучаются взаимоотношения старообрядчества и духовенства Русской

православной церкви на примере Санкт-Петербурга второй половины XVIII в. Духовенство и старообрядческие общины рассматриваются в работе, как два противоположных, но в тоже время связанных друг с другом мира. Применение такого подхода привело к выявлению неизвестных ранее исторических источников и введению их в научный оборот.

На основе анализа широкого круга источников и литературы удалось выявить, что изменение к лучшему положения старообрядцев при Екатерине II было связано, в числе прочего, и с желанием государства усилить контроль над деятельностью официальной церкви.

В диссертации освещается вопрос об эффективности законодательства и правоприменительной практики центральной власти в рассматриваемый период.

Теоретическая значимость работы. Диссертация дополняет достижения современной исторической науки в сфере изучения истории Русской православной церкви и старообрядчества.

Теоретические построения работы, примененные в ней методы исторического анализа и синтеза могут послужить началом для нового направления в исследованиях по отечественной истории.

Выводы диссертации и проанализированный в ней материал активизируют исследование проблем, связанных с религией, идеологией, социальным положением различных групп населения и другими аспектами внутриполитической жизни российского общества в его прошлом и настоящем.

Практическая значимость работы. Основные положения, фактический материал и выводы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания вузовских курсов истории России, во внеучебной и научно-исследовательской работе студентов, а также при разработке других научных проблем по отечественной истории и религиоведению.

В свете возросшего в последние годы значения религиозного фактора для жизни россиян стало особенно актуальным изучать и анализировать опыт государственного регулирования религиозных конфликтов и характер взаимоотношений лиц различных вероисповеданий. Уроки прошлого стоит учитывать как при законотворчестве, так и при воспитании будущих поколений.

Положения, выносимые на защиту, заключаются в следующем: - Либерализация законодательства, посвященного старообрядцам, в царствование Екатерины II была обусловлена отношением верховной власти к официальной церкви. Борьба с расколом повышала значение Русской православной церкви во внутренней политике страны. Екатерина предпочла предоставить раскольникам некоторые права и свободы ради достижения более важной цели - уменьшения политической роли официальной церкви. Таким образом, политика Екатерины II в отношении Русской православной церкви и старообрядчества была единой и имела общие политические цели: подчинение государству внешней деятельности

Русской православной церкви, определение положения сословий и укрепление позиций центральной власти.

Старообрядцы и духовные лица Русской православной церкви, несмотря на взаимный антагонизм, имели общие черты и были вынуждены контактировать друг с другом. Официальное духовенство проводило в жизнь государственную политику по борьбе с расколом и являлось связующим звеном между государством и старообрядчеством. Петербургские старообрядческие общины старались отгородиться от светских и духовных властей. В этот же период усиливается сословная замкнутость духовенства Русской православной церкви. В результате столичное духовенство Русской церкви и старообрядцы в екатерининское царствование представляли собой два разных, обособленных друг от друга мира.

Соотношение численности петербуржцев и приходского духовенства столицы, а также увеличение количества старообрядцев показывает, что в Петербурге во второй половине XVIII в. священнослужителей Русской православной церкви было явно недостаточно для выполнения тех религиозных и административных задач, которые власти ставили перед ними. Это отражалось на общем состоянии религиозности населения и вызывало необходимость дальнейших реформ.

Пример Санкт-Петербурга демонстрирует, что екатерининские методы борьбы с расколом не привели к достижению главной цели -присоединению старообрядцев к Русской православной церкви. Это свидетельствует о невысокой эффективности законодательной и правоприменительной деятельности властей по отношению к староверам.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации излагались на Герценовских чтениях РГПУ имени А.И. Герцена в 2001-2006 гг., на 4-ой Межвузовской конференции «Студент-исследователь-учитель» РГПУ имени А.И. Герцена в 2002 г., на конференции-семинаре «Науки о культуре - шаг в XXI век» Российского института культурологии в 2004-2006 гг., на XIX Международной научной конференции «Динамика нравственных приоритетов человека в процессе его эволюции» Международной ассоциации исторической психологии в 2006 г., и отражены в опубликованных по теме исследования статьях.

Структура исследования. Предмет, цель и задачи исследования определили структуру диссертации. Она состоит из введения, двух глав, заключения, четырех приложений и списка литературы и источников. Общий объем диссертации - 391 страница.

Изложение материала первой и второй глав построено по проблемно-хронологическому принципу. В них, на основе привлечения широкого круга источников и литературы, исследуются как общие аспекты деятельности Русской православной церкви и старообрядчества, так и жизнь петербургских старообрядцев и духовных лиц.

В качестве приложений к диссертации представлены:

ведомость церковно- и священнослужителей, получивших должности в петербургских церквах в период с 1 октября 1770 г. по 1 января 1772 г.;

обзор петербургских церквей, составленный на основании изученных источников и литературы;

сводная таблица петербургских старообрядческих моленных и церквей Русской церкви;

сводная таблица проступков петербургского духовенства в 1759-1771 гг.

Похожие диссертации на Петербургские старообрядческие общины и духовенство Русской православной церкви в царствование Екатерины II