Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Политические репрессии в Советском Таджикистане в 20-30- е годы XX века" Неъмонов Бехрузджон Зариёевич

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Неъмонов Бехрузджон Зариёевич. "Политические репрессии в Советском Таджикистане в 20-30- е годы XX века": диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.02 / Неъмонов Бехрузджон Зариёевич;[Место защиты: Таджикский национальный университет], 2019

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Предпосылки, основные причины и особенности репрессивной политики в советском Таджикистане 18-88

1. Национально-территориальное размежевание и борьба таджикского народа за возрождение национальной государственности 18-40

2. Сущность и особенности репрессивной политики в Таджикистане 41-63

3. Репрессивная политика государства в годы коллективизации сельского хозяйства 64-88

Глава II. Влияние массовых политических репрессий на общественно-политическую жизнь Таджикистана в 30-е годы 89-160

1. Массовые репрессии видных партийных и государственных деятелей страны .89-113

2. Политические процессы и осуществление репрессивной политики в партийных и государственных структурах республики .114-137

3. Политические преследования интеллигенции в годы проведения культурной революции 138-160

Заключение 161-168

Список использованных источников и литературы .169-192

Список сокращенных слов 193

Национально-территориальное размежевание и борьба таджикского народа за возрождение национальной государственности

В начале 20-х годов XX века в результате падения Бухарского эмирата в результате вооруженной борьбы партии большевиков народы Центральной Азии, вступили в этап резкого обострения политической обстановки и активизации национально-освободительного движения. Центральный Комитет Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) после подавления сопротивления басмаческого движения и стабилизации внутреннего положения, приступила к осуществлению политики построения социалистического общества. Еще до начала проведения национально-территориального размежевания, в процессе установления Советской власти в Восточной Бухаре ряд высокопоставленных деятелей Бухарской Народной Советской Республики (БНСР), несогласные с политикой советского государства, были репрессированы и освобождены от должностей.

На заседании ЦК ВКП (б) под председательством Я. Рудзутака состоявшемся 22 июня 1923 г., заместитель председателя Совета Народных Комиссаров Ато Ходжаев, министр народного образования Бухарской республики Абдурауф Фитрат, председатель контрольной комиссии Ёкубзода, министр финансов Саттор Ходжаев, министр внутренних дел Бухарской Народной Советской Республики Мухтор Саиджонов были обвинены в национализме и пантюркизме, а также во враждебных действиях против Советской власти и были устранены от занимаемых должностей.1

Важнейшей задачей Советской власти в Центральной Азии было ослабление стремления народов к суверенитету, установление и утверждение основ новой власти, и получение поддержки народов региона в ходе осуществления социально-экономических преобразований социалистического характера.

Согласно архивным материалам особенность этого периода заключалась в том, что все проводимые мероприятия по организации борьбы против антисоветских сил и остатков свергнутого строя прводились под руководством и непосредственным участием ЦК ВКП(б)1.

Политика Советского государства была направлена не только на создание национальных республик, но и искоренения любых проявлений движения за независимость, устранения противников Советской власти, ослабления религиозного влияния.

Представители народов региона - таджики, узбеки, киргизы, туркмены и др. до проведения национально-территориального размежевания не имели возможность выдвинуть конкретные идеи и предложения по созданию своих национальных государств, носивших в себе название титульной нации. Исходя из этого главной целью предложенной программы национального размежевания в Центральной Азии, было объединение народов, находящихся в разрозненном состоянии.

В случае претворения в жизнь программы объединения народов, ранее проживающих в Бухарской, Туркестанской и Хорезмской республиках на основе принципов исторической справедливости и соблюдения законных прав народов, в последующем должны были решены острые пограничные и территориальные споры и разногласия2.

К сожалению, программа «топорного» размежевания в некоторой степени оказала негативное влияние на политическую, социально-экономической жизнь народов региона, на столетия рассорив их, без перспектив улучшения отношений некогда братских народов на ближайшую и дальнюю перспективу.

Проект проведения национально-территориального размежевания и создания национальных республик в Центральной Азии (1924 г.) был разработан и осуществлен непосредственно ЦК ВКП (б) и Советским правительством. Это политическое мероприятие было проведено по заранее составленному плану Москвы. Цель и задачи территориального размежевания были рассмотрены и утверждены на заседании Политбюро ЦК ВКП (б) от 5 апреля и 12 июня 1924 г., определившие пути претворения в жизнь намеченных планов1.

Политбюро ЦК ВКП (б) в постановлении от 12 июня 1924 г. отметило, что национально-территориальное размежевание и создание советских республик в Центральной Азии должно проводиться с обязательным учетом политических и экономических интересов Советского Союза. Кроме того, Бюро добавило, что в процессе проведения национально-территориального размежевания недопустимо, чтобы представители отдельных наций требовали включить те или другие территории и города в состав их республики по национальному признаку. При этом необходимо было принимать во внимание политическое руководство, разработанное Коммунистической партией2.

Ход проведения национально-территориального размежевания в Центральной Азии показал, что руководство Советского государства политические и экономические интересы центра ставило на первый план в ущерб национальным и историческим интересам народов региона, особо не заботясь о справедливом решении национального вопроса. На основе заранее разработанного плана, руководство Советского государства решило народы Центральной Азии объединить в несколько республик, без учета исторического прошлого народов и ареала их распространения. Дело в том, что часть территории Центральной Азии не одно десятилетие была втянута в орбиту товарно-денежных отношений России, оказавшись под ее непосредственным влиянием.

Партийное и государственное руководство Советского Союза оказало безоговорочную поддержку Среднеазиатскому бюро ЦК ВКП (б), и в ходе проведения национально-территориального размежевания, в первую очередь заботилось о создании Узбекской и Туркменской советских республик с тем, чтобы включить в их состав важнейшие экономические регионы и районы.

Основатель советского государства В.И Ленин знал о существовании таджикской народности и ее огромной исторической и культурной значимости в Центральной Азии, в особенности в Бухарской народной республике. Впоследствии приемник В.И Ленина И.В. Сталин, представляющий в Советском правительстве Народный комиссариат по делам национальных меньшинств, был хорошо осведомлен о таджиках, однако они не были включены в число титульных наций будущих республик. В частности, он отмечал, что таджики обладают древней историей, но при этом не знал о том, что города Бухара, Самарканд Худжанд и др. являлись исконно таджикскими городами. По утверждению А.Сохибназарова он был против включения Бухары - некогда столицы таджиков в состав таджикского государства.1 Следует отметить, что многие руководители Советского государства были осведомлены об истории, культуре и огромном вкладе таджикского народа в мировую цивилизацию, обладающем большим интеллектуальным и духовным потенциалом. Вероятно, поэтому они поставили цель разобщить таджиков, не позволить им создать свое национальное государство.

С другой стороны дискриминационная политика советских властей способствовала распространению в регионе идей пантюркизма. Как отметил известный таджикский исследователь Мухаммаджон Шакури в 20-е годы главная причина несправедливого отношения к судьбе таджикской нации заключалась в том, что Сталин считал, что создание государства персоязычного народа в регионе, наряду с соседними персоязычными государствами - Ираном и Афганистаном, может создать серьезную угрозу присутствию России в Центральной Азии и осуществлению ее региональной политики1. Известный русский востоковед В.В. Бартольд в своей работе «Таджики: исторический очерк», изданной в 1925 г., отмечал: «В то время, когда в 1920 г. была принята Конституция Туркестанской республики, титульными нациями были признаны только киргизы, узбеки и туркмены, древние обитатели края -таджики были забыты»2.

Репрессивная политика государства в годы коллективизации сельского хозяйства

В истории современного Таджикистана 1929 год вошел как год коренных изменений в становлении и развитии социалистического общества. Именно к этому году завершилась борьба таджикского народа, партийных и государственных деятелей за создание новой государственности. Теперь в дальнейшем Таджикская Советская Социалистическая Республика, получив право свободного развития в составе СССР, могла твердой поступью идти в направлении строительства нового общества. С другой стороны, это время характеризуется началом обострения политической борьбы и трагических страниц в истории таджикского народа. Именно на этот период приходиться массовые преследования, направленные против партийных и государственных деятелей, культ личности, поиск врагов со стороны правоохранительных структур, продолжение культурной революции и коллективизация сельскохозяйственной отрасли. Большая часть обществоведов, журналистов и отечественных и зарубежных историков считают, что начало компании дискредитации и политического давления на представителей партийной и государственной элиты и др. граждан Советского Таджикистана приходится именно на это время.

Одновременно с началом культурной революции и массовой коллективизации сельского хозяйства характер отношений Советской власти к представителям партийных и государственных деятелей изменилось. После активизации борьбы против чуждых элементов, Советское правительство, игнорировав заслуги выдающихся партийных и государственных деятелей во второй половине 20-х годов ХХ века, которые не щадили себя в борьбе за установление Советской власти, создания нового общественного строя и государственности, возрождения экономики, культуры и сельскохозяйственного производства, были объявлены врагами, обвиняя их в национализме и сепаратизме. В это время таджикский народ постепенно стал отдаляться от своего языка, письменности, национальных традиций и т.д.

Советское правительство в 1929-1933 гг. использовало по отношению партийных и государственных деятелей Таджикистана политику «массового воздержания», а прежние кадры, которые на определенном этапе устраивали Советское государство, под всяческими предлогами стало вытеснять из властных структур, а на их место назначались более молодые и проверенные работники, что без сомнения основывалось на формуле, предложенной В.И. Лениным – «привлечение, а затем уничтожение» 1. В этот период советские правоохранительные органы среди всех социальных и политических групп искали и находили «врагов народа».

Репрессии и политическое давление были направлены не только на представителей отдельных социальных групп населения, но и на лица, которые стояли у истоков установления Советской власти в регионе. Представители советских народов в Таджикистане, которые в начале 20-х годов прошлого века, став членами большевистской партии и Ревкомов, а также выступавших против антисоветских группировок и являющиеся активными пропагандистами идей Советской государственности, теперь в начале 30-х годов были объявлены «врагами народа» или членами какой-то зарубежной организации, выступающие против советского правопорядка в стране.

Прав таджикский ученый Акбар Турсун, который пишет: «Если в первой декаде существования Советского правительства были сожжены научные, религиозные и литературные рукописи, а также разрушены храмы и медресе, в последующих десятилетиях был нанесен удар по живым основам культурных традиций, в лице политических деятелей, писателей, преподавателей медресе, которые представляли собой духовную элиту народа, и которые были подвергнуты гонениям, а также репрессированы или казнены» 1.

Не простая социально-политическая обстановка в стране была усугублена тем, что 30 марта 1931 г. глава басмачей, представляющий центральные и южные районы страны, Ибрагимбек перешел афганскую границу и с боями вошел в Таджикистан, борьба с которым продлилась до 23 июня 1931 г.

После разгрома его отрядов, тысячи граждан республики, состоящие из состоятельных слоев населения, бывших руководителей государственных структур и других антиреволюционных группировок, были арестованы. Кроме того, страну потрясли широкие компании поисков врагов и ненадежных личностей.

17 февраля 1931 г. состоялся IV съезд Советов Таджикской ССР, который 24 февраля принял Конституцию, которая основывалась на Конституции (1924 г.) Советского Союза. Новая Конституция гарантировала гражданам Таджикистана свободу слова, печати, создания союзов, проведения собраний, массовых мероприятий, демонстраций, получения образования на родном языке, право на труд. Кроме того, Конституция лишала священнослужителей, чиновников бывшего эмирата и царского правительства избирательного права, а богачи лишились права голосования.2

В целях придания импульса борьбе против «чуждых элементов» ЦИК Таджикской ССР на второй своей сессии, проходящей 30 июня 1931 г., принял обращение ко всем трудящимся страны, в котором, говорилось: «Перед нами стоит нелегкая задача борьбы за перестройку народного хозяйства и культуры молодой республики... В ходе ее выполнения вольно или невольно мы столкнемся с сильным сопротивлением богачей, кулаков и религиозных деятелей. Поэтому перед каждым из нас стоит задача продвижения вперед строительства социализма во всех направлениях, разоблачая везде и всюду классовых врагов, капиталистических предателей и т.д.» 1.

Постановление ЦК ВКП (б) и Советского правительства «О коллективизации и борьбы против кулаков в национальных слабо развитых с точки зрения экономики районах», принятое 20 февраля 1930г., способствовало активизации борьбы против остатков старых сословий. Кроме того, в 1930 г. XII съезд ВКП (б) принял решение о ликвидации кулаков и богачей как класса. В результате многие были несправедливо расстреляны, а их богатства присвоены. Итогом этой репрессивной политики коллективизации и массового переселения явилось то, что в Советском Союзе 4907 тысяч дехкан и членов их семей погибли.2

В процессе коллективизации была развернута беспощадная политика борьбы против богачей и кулаков, а местным государственным структурам было дано право конфисковать имущество неугодных элементов, а самих выслать в места изоляции. Осуществление на практике политики чистки партийных рядов и властных структур, сопровождалось серьезными перегибами и нарушениями. В процессе освобождения различных работников от должностей и высылки лиц с сомнительным социальным происхождением, «врагов народа» и т.д., повсеместно нарушались права простых граждан. Некоторые нечестные работники, которые сами стремились попасть во властные структуры, открыто ломали судьбы безвинных людей. Были случаи сведения счетов, элементарной человеческой зависти и т.д. Так, в августе 1931 г. из Канибадама насильно были согнаны 171 семей кулаков на железнодорожные станции, где, продержали их там несколько недель под палящим солнцем, а затем погрузили в вагоны для высылки на Северный Кавказ. Только 1933 г. - 135 представителей середняков и бедняков попали в «черные списки» 3. Согласно архивным материалам проведение аграрной реформы в Бадахшане привело к тому, что огромные площади земли были конфискованы у имущих слоев и духовенства, которые были распределены между малоземельными и безземельными крестянами1.

Политические процессы и осуществление репрессивной политики в партийных и государственных структурах республики

Советской власти во второй половине 30-х годов удалось путем политических репрессий и массового террора расправиться с противниками советского строя. Политика преследования, террора и осуждения к этому периоду охватил все союзные республики, несмотря на то, что в ходе социалистического строительства и борьбы против капиталистических элементов в стране, особенно в Таджикистане, были ликвидированы бывшие эксплуататорские классы. В целом и середине 30-х годов в Советском Союзе не было организованных групп и движений, способных свергнуть социалистической строй. Но это не остановило Советскую власть от дальнейших преследований и гонений партийных и государственных деятелей.

II съезд КП (б) Таджикистана, состоявшийся с 7 по 14 января 1934 г. в условиях завершения строительства нового общества обсудил важнейшие вопросы укрепления партийных рядов, усиления идеологического воспитания населения, национальные проблемы, а также вопросы борьбы против «врагов народа» и других враждебных националистических уклонов. В результате необоснованным преследованиям подверглись не только представители центральных, но и местных партийных и государственных структур.

Чистка рядов партии, оказание политического давления на работников центральных и местных партийных и государственных структур республики достигла своей кульминации в период проведения компании обмена партийных документов, проведенного в 1934-1935 гг.

В соответствии с официальными данными 1934-1937 гг. из рядов партии были исключены 5321 коммуниста, составляющих 51% из общего числа членов партии в республике. Проведенная чистка рядов партии в Советском Таджикистане, необоснованные преследования и поиск новых «врагов народа» привели к тому, что в дальнейшем участие граждан в избирательной компании Советов стала существенно отличаться от предыдущих лет. Например, в 1934 г. в выборах Советских органов участвовало всего 76% населения. Депутаты из сельских местностей составили 50%, тогда как в 1930г. этот показатель составил -17,7%. В выборах в Верховный Совет СССР, состоявшихся 12 декабря 1937г., 95,3% избирателей подали голос за блок коммунистов и беспартийных. В Таджикистане, согласно официальным сведениям, в выборах Советов, прошедших 24 июля 1937 г., приняли участие 99,5% избирателей, что свидетельствует об активности широких народных масс, выразивших свое доверие Советской власти.

Несмотря на активность участия населения в проводимых мероприятиях Советской власти механизм преследований и политических репрессий набирал новые обороты. При этом страдали опытные кадры и уважаемые люди. Например, председатель артельного дехканского хозяйства Исфаринского района Мохиниссо Кобилова, внесшая достойный вклад в развитии производства в середине 1936 г., по ложному доносу была освобождена из рядов партии и снята с занимаемой должности1. Конечно, информация о громких делах доходила до центра, однако никаких мер по поводу принятия несправедливых решений не было предпринято. Судьба М. Кобиловой никого не волновала, которая пострадала в основном в результате корыстных действий карьеристов, которые ради достижения цели шли на противоправные действия. Подобные примеры в отечественной истории, 30-х годов было много2.

В исследуемый период, как свидетельствуют изученные документы, партийное руководство было заинтересовано в увеличении своих рядов, однако при этом важно привлечь к руководящей работе людей, обладающих коммунистическим мировоззрением.

После XVII съезда ВКП (б) в 1934 г. одним из основных направлений деятельности партийных организаций было завершение компании чистки рядов партии, которая осуществлялась по особому плану. В руководстве партии были уверены, что «враги народа», существовавшие в партийных и государственных структурах союзных республик, все еще сохраняют свое влияние в партийных комитетах Таджикистана.

Проведенная, общесоюзная компания по чистке рядов партии, имела немало негативных последствий. В ходе этой компании в первую очередь, пострадали опытные государственные и партийные деятели и немало рядовых коммунистов, многие из которых после исключения из партии были объявлены «врагами народа», и попали под машину массового террора и репрессий.

В 30-е годы в условиях завершения строительства основ социалистического общества в СССР одновременно продолжалась жесточайшая борьба И. Сталина против троцкистов, правых оппортунистов, буржуазных националистов и других врагов советской власти, которая завершилась их поражением, но в общей массе репрессированных зачастую оказывались талантливые руководители, преданные делу партии личности, многие из которых были участниками установления Советской власти в стране.1

Компания «чистки рядов партии» и «проверки партийных документов», приведшая к развертыванию массового террора, начиналась с принятия решения ЦК ВКП (б) от 29 сентября 1936г. Центральный комитет партии обязал все партийные организации беспрекословно выполнять данное решение, в частности, в партийном документе подчеркивалось: «Начав процесс принятия в партийные ряды новых членов, партийным организациям следует иметь в виду, чтобы в ряды ВКП (б) не вернулись враждебные элементы. Главная задача каждой партийной организации должна заключаться в соблюдении большевистской бдительности с тем, чтобы высоко держа ленинское знамя, защитить свои ряды от случайных и чуждых элементов».1

Практика политических репрессий показала, что компания «чистки рядов партии» нашла широкий отклик во всех союзных республиках, в том числе в Таджикистане. Свидетельством этого являются факты проведения проверки партийных документов в Бальджуванском, Ворошилободском, Джиликулском, Шахритузском и др. районах. Эти проверки начались в сентябре 1937 г., в ходе которых руководители и члены партии указанных районов обвинили в игнорировании решения ЦК ВКП (б) от 23 сентября 1936 г. о принятие в ряды компартии новых членов.2

После проведения массовой политической компании, посвященной «чистке рядов партии» и «проверки партийных документов», «большевистской самокритике» и «разоблачению враждебных элементов», дело доходило до того, что если министерства и другие госструктуры в определенный период не могли выявить «врагов народа», то на правительственных заседаниях в ходе обсуждения деятельности того или иного руководителя отмечалось: «Они укрепились в партийных рядах, объединяют вокруг себя инакомыслящих людей. Те личности, которые клялись в верности партии, выступали с пламенными речами, предлагая проведение более радикальных резолюций, на самом деле наносят вред партии и народу».3

Новые формы поиска врагов, начавшиеся с декабря 1936 г., постепенно стали традиционными, и придали репрессиям и политическим давлениям массовый характер. Это приводило к тому, что многие члены партии и руководители партийных организаций, несколько лет проработавших на своих должностях, в конце концов были обвинены в том, что «длительное время скрывались в партийных рядах», « выдержали всяческие проверки» и «доказали непорочность своих документов» и т.д.

Политические преследования интеллигенции в годы проведения культурной революции

Одной из основных задач строительства социализма являлось осуществление культурной революции. Претворение в жизнь планов грандиозных изменений в сфере культуры на территории Советского Союза, в том числе в северных районах Таджикистана началось в период установления Советской власти, а в центральной и южной части Таджикистана с середины 20-х годов ХХ века. Главной задачей культурной революции было внедрение в сознание народа коренных революционных изменений. Советская власть наряду с уничтожением эмирских порядков в стране, стремилась вытравить из сознания населения прежние жизненные и культурные ценности. Предстояло в кратчайшие сроки предать забвению все национальные, культурные и религиозные ценности, все то, что не соответствовало социалистическому обществу и коммунистической теории.

Культурная революция способствовала не только ликвидации безграмотности и развитию нации и культуры в Советском Союзе, но и определила будущую судьбу дореволюционной просвещенной элиты. При этом в период первых пятилеток культурная революция осуществлялась не совсем гладко, т.к. были допущены много ошибок. В отечественной истории проблемам культурной революции посвящено огромное число исследований. Однако, большая их часть акцентирует на позитивный характер проводимых мероприятий освещая достижения и успехи в этой области. Авторы старались не замечать недостатки и упущения, а также поспешность, с которой осуществлялась культурная революция. В связи с этим, мы обращали внимание на сложностях и недостатках непростых процессов, берущих свое начало еще с 20-х годов. Это, разумеется, не предполагает умаление тех успехов и достижений, которых было немало в исследуемый период, на разных этапах строительства и укрепления социализма в Советском Таджикистане.

В процессе осуществления культурной революции и внедрения в сознание населения основ марксистко-ленинской идеологии, не столько традиционная культура, литература, религия или таджикский алфавит встали на пути решения поставленных задач, но и носители и знатоки этих дореволюционных духовных ценностей. Проведение массовых мероприятий по ликвидации безграмотности, уничтожение старых школ, медресе, а также создание новых школ, нового алфавита, борьба против традиций и народных обрядов, существующих тысячелетиями - все это составляло смысл и содержание осуществляемой культурной революции. Начиная с 1929 г. в республике началась компания по закрытию ранее существующих школ старого образца, хотя до этого времени они продолжали действовать наряду со школами новой системы. Теперь необходимо было всю общественную жизнь привести в соответствии с требованиями социалистического общества, изменив мировоззрение прежних учителей и религиозных деятелей. К сожалению, ликвидация неграмотности населения сопровождалась уничтожением части просвещенной ее части.

Перевод алфавита, действующего на основе арабской графики, сначала на латинскую, а затем и на кириллицу стала составной частью культурной революции. Еще в 1922 г. в Москве при Народном комиссариате по делам национальностей, возглавляемый И. Сталиным, была создана специальная комиссия по разработке реформы письменности, с тем, чтобы этим путем сблизить многочисленные национальности.1

Официально перевод классического алфавита на латиницу в Таджикской АССР начался в январе 1927 г. В комиссию по проведению реформы письменности вошли ряд видных государственных и партийных деятелей, в частности Н. Махсум (председатель), Н. Мухаммадов, Мусави, Уйгур, Фитрат, Айни, Косимов, Камбарзода, Дайлами, Шамсуддинов и Зехни, против которых вскоре началось политическое давление. Руководитель ОГПУ в Средней Азии Берман в своем тайном отчете отмечал, что один из просветителей - Ашур Али (Зехни) поддержал идею перехода на латинский алфавит только по необходимости и после оказания на него давления.1

Партийные органы – главные вдохновители перехода на латинский алфавит внушали мысль о сложности арабского алфавита, имеющих «много надбуквенных знаков», утверждали, что «арабский алфавит, каторый в Таджикистане применяется веками, давал возможность обучаться только зажиточной группе населения», и что бедняки не могут тратить много времени, чтобы получать грамоту на арабском алфавите2. По материалам архива, очевидно, что, по мнению советских деятелей, отказ от арабского алфавита как «орудия исламской культуры» позволял «скорого приобщения к завоеваниям и достижениям пролетарской культуры отсталых народных масс Востока». Таким образом, для скорейшего осуществления задач культурной революции среди широких масс, необходимо революционная устойчивость в переходе на латинский алфавит3.

Проблема изменения алфавита исследователями освещена неоднозначно. Более просвещенная их часть считала, что это оказало отрицательное влияние на развитие культуры таджиков, т.к. прервалась связь с прошлым, была нарушена преемственность в развитии науки, литературы и т.д. Эта политика основывалась на теории марксизма - ленинизма, которая ратовала за складывание в недалеком будущем, новой общности «советский народ», поэтому национальные традиции, культурные, религиозные, языковые отличия народов никак не вписывались в искусственно созданную схему советского образа жизни. Так, академик Камол Айни, отмечая позитивные аспекты этих процессов, считал, что переход к новому алфавиту не был проведен по инициативе местной просвещенной элиты, а был навязан «сверху», как историческая необходимость, имеющая прогрессивное значение1.

Вместе с тем, существуют мнение о том, что изменение алфавита в стране, было проведено по инициативе местных просветителей или в результате влияния Турции и ряда других стран.2 Так, академик М. Шакури (Бухари) отмечает, что политика перехода алфавита на латиницу исходила из Турции. Другой исследователь Ш. Солех считает, что замена алфавита являлась извечной мечтой местной образованной элиты, т.к. они хотели, как можно скорее добиться полной ликвидации неграмотности населения, а Советская власть помогла им осуществить эту мечту. Более поздние исследователи доказали, что Айни, Мунзим, Хамди и некоторые другие просветители таджикского народа были противниками замены арабской письменности.

Конечно, при той политической системе местные просветители не могли открыто выступать против правительственной политики. Так, М. Шакури пишет следующее: «В одном из документов 1928 г. говорится о том, что в Таджикистане старики (Айни, Мунзим, Хамди – (Н.Б)) выступают против принятия латинского алфавита, т.к. авторитет и влияние их в обществе велико, мнения по данному поводу разделились: одни «за», другие «против» проведения реформы письменности».3 Однако справедливости ради необходимо отметить, что переход к новому алфавиту в ряде республик Советского Союза, в том числе в Таджикистане, был осуществлен не по инициативе местных деятелей культуры или турецких просветителей, а по задумке и приказу Москвы.

В архивах спецслужб Москвы имеются материалы о том, что со стороны центра осуществлялось давление силами государственных, партийных и научных учреждений о необходимости перехода таджиков к новому алфавиту, и поэтому стали утверждать, что алфавит, основанный на арабской письменности, является пережитком прошлого. Литераторам и педагогам Таджикистана рекомендовалось в кратчайшие сроки изучить и усвоить новый алфавит, в случае если кто-то использует арабскую письменность, считать его джадидом. Этот процесс в 30-е годы стал набирать обороты в стране. Если у работников культуры и образования находили литературу на арабской письменности или выяснялось, что кто-то владеет этой письменностью, его объявляли «врагом народа» и привлекали к ответственности.