Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политическое и социально-экономическое положение Тохаристана в раннесредневековый период (V-X вв.) Асоев Сабзаали Убайдович

Политическое и социально-экономическое положение Тохаристана в раннесредневековый период (V-X вв.)
<
Политическое и социально-экономическое положение Тохаристана в раннесредневековый период (V-X вв.)

Политическое и социально-экономическое положение Тохаристана в раннесредневековый период (V-X вв.)

Политическое и социально-экономическое положение Тохаристана в раннесредневековый период (V-X вв.)

Политическое и социально-экономическое положение Тохаристана в раннесредневековый период (V-X вв.)

Политическое и социально-экономическое положение Тохаристана в раннесредневековый период (V-X вв.)

Политическое и социально-экономическое положение Тохаристана в раннесредневековый период (V-X вв.)

Политическое и социально-экономическое положение Тохаристана в раннесредневековый период (V-X вв.)

Политическое и социально-экономическое положение Тохаристана в раннесредневековый период (V-X вв.)

Политическое и социально-экономическое положение Тохаристана в раннесредневековый период (V-X вв.)

Политическое и социально-экономическое положение Тохаристана в раннесредневековый период (V-X вв.)

Политическое и социально-экономическое положение Тохаристана в раннесредневековый период (V-X вв.)

Политическое и социально-экономическое положение Тохаристана в раннесредневековый период (V-X вв.)

Политическое и социально-экономическое положение Тохаристана в раннесредневековый период (V-X вв.)

Политическое и социально-экономическое положение Тохаристана в раннесредневековый период (V-X вв.)

Политическое и социально-экономическое положение Тохаристана в раннесредневековый период (V-X вв.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Асоев Сабзаали Убайдович. Политическое и социально-экономическое положение Тохаристана в раннесредневековый период (V-X вв.) : диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.02 / Асоев Сабзаали Убайдович;[Место защиты: Таджикский национальный университет], 2016.- 183 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Раннесредневековой Тохаристана в источниках V—X вв 17-68

1.1. Тохаристан в определениях средневековых письменных источников .17-27

1.2. Историко-географическое описание городов и областей средневекового Тохаристана 28-68

Глава II. Политическое устройство Тохаристана в раннем средневековье 69-113

2.1. Политическая устройство Тохаристана в V-VII 69-82

2.2. Арабское завоевание и её влияние на дальнейшую социально политическую устройство Тохаристана 83-113

Глава III. Социально-экономическое положение Тохаристана в раннем средневековье 114-155

3.1. Социально-экономическое отношения в раннесредневековом Тохаристане 114-126

3.2. Ирригационная система и сельское хозяйство Тохаристана в средние века 127-139

3.3. Развитие ремесленного производства в Тохаристане 140-151

Заключение 152-158

Список использованной источников и литературы 159-179

Список сокращений

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Тохаристан – одна из исторических и крупных областей Центральней Азии, сыгравшая большую роль в формировании и этногенезе народов Мавераннахра и Хорасана, в особенности таджикского народа. Находясь в самом сердце региона, на пересечении важнейших торговых путей, начиная с глубокой древности, в ней происходили крупнейшие политические события, оказавшие большое влияние на античную и средневековую цивилизацию не только региона, но и ряда ее сопредельных областей. Изучение раннесредневековой истории Тохаристана представляет собой большой научный интерес, и именно по этой причине многие ученые Востока и Запада различных направлений исследовали эту тему и оставили после себя огромное научное наследие. Вместе с тем в истории Тохаристана и тохаристанцев остается еще ряд недостаточно исследованных и не всегда последовательно освященных проблем. К ним можно отнести вопросы, относящиеся к истории и социально-экономическому положению Тохаристана.

Следует отметить, что хотя материалы, относящиеся к истории раннего
средневековья, содержатся в многочисленных античных, византийских, ки
тайских, сирийских, армянских и арабских источниках, но они скудны,
односторонни и зачастую необъективны. Опираясь на них сложно составить
полное представление о социально-экономической жизни и культуре
Тохаристана в исследуемый период, несмотря на то, что в данном направлении
была проведена большая работа зарубежными и отечественными
востоковедами.

Актуальность темы заключается в том, что: во-первых, в диссертации
предпринята попытка на основе большого количества разнообразных
материалов исследовать политическую и социально-экономическую историю
Тохаристана. Осознавая количество работы, диссертант избрал предметом
своего изыскания раннесредневековый период истории Тохаристана, т. е. V-X
вв., когда в них происходили сложнейшие исторические процессы: начало
развития и утверждения феодальных отношений, образование феодальных го
сударств и формирование таджикской народности. Среди востоковедов,
особенно зарубежных, даже и сейчас имеются ученые, которые в историческом
развитии Востока, в том числе Тохаристана, ищут особые «азиатские» пути
развития или же начало развития феодальных отношений и истоки
средневековой культуры таджикского и других народов Средней Азии,
связывают с арабским завоеванием и с исламом. Во-вторых, изучение истории
Тохаристана дает ответ на вопросы возникновения и развития феодальных
отношений во всех сферах социально-экономической, политической и
культурной жизни этих областей, изучения хода борьбы с арабским халифатом,
выявления исторической последовательности и взаимосвязи социально-
экономической жизни и культуры таджиков культурой их предков -
тохаристанцев и согдийцев.

В-третьих, диссертация позволяет понять достижения и результаты исследования, а именно какое место занимают в допущенных просчетах и ошибках истории роль политики, идеологии и науки исследуемой эпохи.

В-четвертых, актуальность темы возрастает в свете результатов археологических раскопок, в частности, проводимых на территории древнего Термеза, Курган-Тюбе, Куляба, Колхозабада и ряда других районов, городов и областей Таджикистана, Афганистана, Туркменистана и Узбекистана, и сведений письменных источников, которые дают богатейший материал, рассказывающий об экономике, социальных отношениях, архитектуре, изобразительном искусстве и быте Средней Азии, в частности тохаристанцев.

Учитывая актуальность, высокую общественную значимость и

неразработанность темы, автор избрал её в качестве объекта диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы. Изучение политического и социально-экономического положения Тохаристана проводилось во многих странах, однако до настоящего времени она изучена недостаточно. Как показывает историографический анализ, по отдельным направлениям изучаемой темы к настоящему времени накоплена определенная литература. По характеру методологических подходов она разделяется на несколько групп.

В первую группу входят труды выдающихся русских востоковедов,

советских, европейских и других зарубежных ученых, таких как Н.И. Веселовского1, К.А. Иностранцева2, Н.Я.Бичурина3, Н. Остроумова4, Б.Н. Кастальского5, В.В. Бартольда6 и др., в которых были освещены многие аспекты социально-экономической жизни Тохаристана, борьбы народов региона против тюркских, арабских и других завоевателей. Обращаясь к концептуальной оценке первой группы работ, следует подчеркнуть что, них содержатся ценный и фактический материал, в том числе, по истории Тохаристана, объективно содействующий накоплению исторических знаний.

Важно отметить, что первым крупным и серьезным исследователем Центральной Азии, был русский востоковед, академик В. В. Бартольд7. На основе сведений арабоязычных письменных источников IX-X вв., он впервые дал подробное историко-географическое и топографическое описание региона. Однако, со времени написания работ В.В. Бартольда прошло более ста лет, и за это время появились новые источники по истории исследуемого периода, недоступные ему сочинения арабских и персидских авторов, изданные или обнаруженные в последнее время.

Эта тема оставалась в центре внимания советских востоковедов и после В.В. Бартольда. Была проведена серия специальных историко-географических и

1Веселовский Н.И. Заметки о стеклянном производстве в Средней Азии. ЗВОРАО, VІІІ, СПб., 1894 и др.

2Иностранцев К.А. К истории домусульманской культуры Средней Азии. ЗВОРАО, XXІV, 1917: его же, О древнеиранских погребальных обычаях и постройках. ЖМИЛ, ХХ, №3, 1909 и др.

3Бичурин Н. Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Изд.2. Т.2. М.,-Л., 1950. 4Остроумов Н. Новые данные о глиняных погребальных урнах. ПТКЛА, ХІ, Ташкент, 1907.

5Кастальский Б.Н. Историко-географический обзор Сурханской и Ширабадской долин. «Вестник ирригации». Ташкент, 1930, № Т.Т., I-VIII, М., «Наука», 1963-1971.

6Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. //Соч.-Т.I. -М.,1963.; Он же. Тохаристан. //Соч., М., Т.III, 1965. – СС. 514-515.; Он же. Чаганиан. //Соч. М., Т. III. 1965.– С. 558.; Он же. Гиссар (Хисор) // Соч. –Т. III. -М., 1965. –С. 401. и др.

локализационных исследований по ряду тохаристанских городов и областей (А. Ю. Якубовский, А. М. Беленицкий, Джалилов А.Дж., О. И. Смирнова, Б. Я. Ставиский, В. М. Массон, Г. А. Пугаченкова, О. Г. Большаков, Ртвеладзе Э., Гоибов Г., Камалиддинов Ш. ).

Вторую группу составляют труды таджикских и узбекистанских учёных, посвященных различным проблемам истории и историографии Тохаристана в V-X вв. таких как Б.Г. Гафурова1, А. Дж. Джалилова2, Э.В. Ртвеладзе3, Ш. Камалиддинова4, Г. Гоибова5, М. Исоматова6 и др. Историографический анализ работ второй группы исследователей показывает, что в советский период вопросы политического и социально-экономического положения Тохаристана не стали предметом комплексного иследования.

Рузультаты новых исследований в сочетании со сведениями письменных
источников еще в советский период позволили историкам и искусствоведам
создать целый ряд капитальных работ. Следует ометить, что первым
обобщающим трудом является книга Б. Г. Гафурова «История таджикского
народа в кратком изложении», выщедшая в нескольких изданиях7. Наиболее
важным результатом комплексного изучения истории тохаристанцев,

согдийцев, хорезмийцев, ферганцев, их потомков - таджиков является издание таких работ, как «История таджикского народа»8, «История Узбекской ССР»9 , работа академика Б. Г. Гафурова «Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история»10 и новое издание «Истории таджикского народа» 11.

В третью группу входят труды учённых, которые непосредственно относятся к теме диссертации. Это статьи, монографии, диссертации и исследования, касающиеся экономической истории Тохаристана, в частности

'Гафуров Б.Г., Прохоров Н.Н. Таджикский народ в борьбе за свободу и независимость своей Родины. - Сталинабад, 1944; Гафуров Б.Г.

Таърихи мухтасари халки точик. (Под ред. А. Мирзоева). - Т.I. - Сталинабад, 1947; Он же. История таджикского народа в кратком

изложении. - М, 1949, 2-ое издание. -М.,1952, 3-ое издание. - М.,1955; Он же. О причинах возвышения и падения Саманидов. //

Советское востоковедение, 1958, №1.- С. 51-55 (Переиздана: Гафуров. Б. Г. Избранные труды. -М.,1982; Он же. Таджики. Древнейшая,

древняя и средневековая история. - М.: Наука, 1972 и др.

2Джалилов А. Из истории культурной жизни таджикского народа. Душанбе.: Ирфон, 1973. -148 с. с илл.; Он же. Согд накануне

арабского нашествия и борьба согдийцев против арабских завоевателей в первой половине VІІІ в, Тр. ИИАЭ АН Тадж. ССР, Т.ХХХ,

Сталинабад, 1961. -161 с; Он же. Вопросы истории Тохаристана и тохаристанцев в трудах Б.Г. Гафурова. //Академик Бобочон Гафуров

мухаккики таърих ва тамаддуни мардумони Осиёи Марказй. (Мацми маколоти тахкикй). Мухаррири масъул: Р. Масов. Душанбе,

1999. -С. 45-55.

3Ртвеладзе Э. В. Астилогана - Астогана. История материальной культуры Узбекистана, вып. 19. —Ташкент, 1984. - С. 83.; Он же. Стена

Дарбанда Бактрийского. Общественные науки в Узбекистане, 1986, № 12.-С.34-38.; Денежное обращение в северо-западном

Тохаристане в раннем средневековье. Городская культура Бактрии-Тохаристана и Согда. Материалы советско-французского

коллоквиума. Ташкент, 1987. - С. 125-126.; Он же. К истории Северного Тохаристана в IX—начале XIII ив. Краеведение Сурхандарьи. -

Ташкент, 1989. - С. 95.

"Камалиддинов Ш.С. Историческая география Тохаристана и Южного Согда по арабоязычным источникам IX - начала XIII вв.

Ташкент, 1993. - 602 с.

5Гоибов Г. Ранние походы арабов в Среднюю Азию (644-704 гг.). - Душанбе: Дониш, 1989. — 143 с; Он же. К вопросу о локализации

городов средневековых городов Хутталя. Душанбе.: Ирфон. 2007. - 100 с; Он же. Средней Азии накануне и в период арабского

завоевании. (Краткий историко-географический обзор). //История Турана. Общественно - исторический, научно-популярный сборник. 1

часть. Гл. ред. д.и.н. Бабабеков Х.Н. инст. имени Махпират. Ташкент, 2005.; Таърихи Хатлон аз огоз то имруз. -Душанбе.: Дониш,

2006. - 906 си др.

6Исоматов М. «Таърихи Табари»-и Абуалии Балъами. (Пажхише андар муносибатхои Сосониён ва Хайтолиён). Душанбе, «Сино»,

1996 -136 с; Он же. Ирано-среднеазиатские взаимоотношения по «Таърихи-и Табари» Балъами. Душанбе-Бишкек: Эчод, 2006. - 184 с;

Он же. Эфталитское государство и его роль в истории Центральной Азии. - Душанбе, 2012. - 315 с.

'Гафуров Б. Таърихи мухтасари халки точик, чилди 1. Сталинобод, 1947; Гафуров Б. Г. История таджикского народа в кратком

изложении. Т. I. Госполитиздат, 1949, 1952, 1955.

8История таджикского народа, т. 1, М, ИВЛ, 1963; т. II, кн. первая. М., «Наука», 1964; т. II, кн. вторая. М, «Наука», 1964; т. III. кн.

первая. М, «Наука», 1964; т. 111, кн .вторая. М, «Наука», 1965.

'История Узбекской ССР. Т. I. Ташкент. «Фан», 1967; т. II. Ташкент, «Фан», 1968; т. III, Ташкент, «Фан», 1967; т. IV. Ташкент, «Фан»,

1968.

10Гафуров Б. Г.. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. М, «Наука», 1972. Он же. Таджики. Древнейшая. Древняя и

средневековая история. Кн.1. Душанбе, 1989.

"История таджикского народа. Под общей редакцией академика АН РТ Р.М. Масова. В 6-ти томах. т.1. Душанбе, 2011.

истории ирригации, горнорудной промышленности, развитого ремесленного производства Тохаристана в V-X вв.. Наиболее значительными являются труды М. Е. Массона1, Б. А. Литвинского2, М. А. Бубновой3, А. М. Беленицкой4, Э. Гулямовой5, Т.И. Зеймаль6, Е. А. Давидович7, В.С. Соловьёва8 и др.

В диссертации широко используются результаты археологических и нумизматических исследований. Настоящая работа опирается на новейшие достижения таджикской исторической науки. Вместе с тем в ней широко использованы результаты исследований иранских, афганских, советских и зарубежных медиевистов и ориенталистов.

Таким образом, обзор имеющейся литературы, освещающей политическое и социально-экономическое положение Тохаристана в V-X вв. свидетельствует о том, что данные работы и исследования внесли весомый вклад в научную разработку исследуемой темы.

Источниковедческая база исследования. Источники, использованные при написании диссертации, весьма обширны и различны как по своему характеру, так и по содержанию. При написании диссертации использованы две категории источников: письменные и археологические. В свою очередь, письменных источников можно разделить на такие группы: а) китайские летописи, сообщения китайских паломников и путешественников; б) армянские, византийские и сирийские источники; в) географические и исторические сочинения арабо-персоязычных авторов IХ - ХIII вв.; г) эпиграфические письменные документы.

Для изучения различных аспектов доисламской истории тохаристанцев большой интерес представляют китайские династические летописи: «Бэй ши» («История северных государств»), «Вэйшу» («История династии Вэй»), «Суйшу» («История династии Суй»), «Цзю Таншу» («Старая история династии Тан»), «Синь Таншу» («Новая история династии Тан»), а также сведения китайских путешественников, посетивших в разное время Центральную Азию:

1Массон М.Е. Работы термезской археологической комплексной экспедиции /ТАКЭ/ 1937 и 1938 гг. Термезская археологическая экспедиция, ТР. АН. Узб. ССР. вып. 2, Ташкент, 1945.- С. 6. ; Он же. Городище старого Термеза и их изучения. ТАКЭ, 1936. Тр. УзФАН СССР, сер. 1, вып.2, Ташкент, 1940. –С.56.; Он же. Средневековые торговые пути из Мерва в Хорезм и в Мавераннахр. Труды Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции. Т. 13. Ашхабад: Туркманистан, 1966. - С.144-145.

2Литвинский Б. А., Зеймаль Т. И. Аджина-Тепа. Архитектура. Живопись. Скульптура. Памятники древнего искусства. – М., Из-во: Искусство, 1971. - 260 с., 83 илл.; Он же. В. Тепаи-Шах. Культура и связи кушанской Бактрии. М.: Наука. 1983. - 239 с. ил. 27 см.(соавтор...).; Он же. Средневековая культура Тохаристана (В свете раскопок в Вахшской долине). - М.: ГРВЛ, 1985. -263 с.(соавтор…).

3Бубнова М. А. Святилище Кафыркала в Шугнане. Археологические открытия 1983 года. - М., 1985. – С.564-565.; Он же. Раскопки Кафыркалы. Археологические открытия 1982 года. - М., 1984. - 495 с.; Он же.. Работы Памирского археологического отряда на Западном Памире в 1976 г. Археологические работы в Таджикистане, вып. 16. — Душанбе, 1982 . - С. 17-179.; Он же. К истории добычи полезных ископаемых на Памире, ИООН АН Тадж. ССР, №3 (53), 1968. – С. 64-69.

4Беленицкий А. М. Отчет о работе Вахшского отряда в 1946 г. Труды Согдийско-Таджикской археологической экспедиции, Т. 1. - М. -Л., 1950. - С. 135.; Он же. Историко-географический очерк Хутталя с древнейших времен до Х в.н.э. СТАЭ, Т.1. МИА СССР, № 15, М.-Л., 1950. - С. 114.; Он же. Отчёт о работе Вахшского отряда в 1947 г. Тр. СТАЭ, Т.1, МИА СССР, №15, М.-Л., 1950, - С.140-141.; Он же. Отчёт о работе Вахшского отряда в 1946., Тр.СТАЭ,т.1. МИА СССР, №5, М.-Л.,1950. – С.132.

5Гулямова Э. Раскопки на городище Сайёд в 1976 г. Археологические работы в Таджикистане, вып. 16. Душанбе, 1982. - С. 157.; Он же. Раскопки на городище Сайед. Археологические открытия 1977 года. М., 1978.; Он же. Стекло с городища Хульбук, ИООН АН.Тадж. ССР, вып.1.(24), 1961. – С.11-24.;

6 Зеймаль Т. И. Работы Вахшской группы Хуттальского отряда в 1957 г. Археологические работы в Таджикистане в 1957 г., вып .5. -Сталинабад, 1959. 83-93.; Он же. Древние и средневековые каналы Вахшской долины. //Страны и народы Востока, вып. Х. Средняя и Центральная Азия. М.,1971. - С. 38-54.

7Давидович Е.А. Средневековое оконное стекло из Таджикистана, ДАН Тадж. ССР, вып. VІІ., 1953. – С. 34 и сл.; Он же. Нумизматические материалы для истории развития феодальных отношений в Средней Азии при Саманидах. Тр. ИИАЭ АН. Тадж. ССР, XXVII, Сталинабад. 1954. – С. 69-117.

8Соловьев В. С. Погребальный обряд раннесредневекового Тохаристана. Прошлое Средней Азии. - Душанбе, 1987. -485 с.; Он же. С. Работы на Кафыркале в Вахшской долине. Археологические работы в Таджикистане, вып. 18. - Душанбе, 1984.

Сюань Цзана (629-645), Хой Чао (726 г.). В них можно встретить сведения о политическом устройстве Тохаристана, расположении и размерах владений, столицах, роде занятий и верований населения. Сведения этих источники о Тохаристане и жизни его населения часто повторяются, но в отдельных случаях встречаются и новые сведения по сравнению с более ранними. Как в «Бейши», так и в «Суйшу» подчеркивается развитие сельского хозяйства, ремесла и торговли в данном регионе. Хотя китайских путешественников больше интересовала духовная и религиозная жизнь тохаристанцев, тем не менее, их сведения во многом обогатили наши знания о социальной жизни, социальном составе и структуре тохаристанского общества1. Например, Сон Юн во время путешествия в Индию, посетил Памир, и описал природу края, климат, одежду и быт жителей, а также дал интересные сведения об эфталитах и их государстве2.

Ко второй группе источников о Тохаристане относятся труды некоторых византийских, сирийских и армянских авторов, Прокопия Кесарийского, Менандра Протектора, Себеоса в которых даются отрывочные сведения3. В частности весьма ценными являются сообщения об образе жизни эфталитов, их военных действий на границе с Сасанидов, о дипломатических посольствах Византии и Западно-тюркского каганата и др. Критический анализ сообщений, сопоставление данных разных источников позволяет составить цельную картину по многим вопросам социальной, экономической и политической истории Тохаристана в период раннесредневековой истории.

Наиболее важными источниками явились труды арабоязычных и таджикско-персоязычных авторов IX-XII вв. ат-Табари4, Бал’ами5, Белазури6, Наршахи7, ал - Истахри8, Ибн Хаукаля9, ал-Мукаддаси10, Ибн ал-Факиха11, Муставфии Казвини12 и др. В них мы находим значительные сведения о

1См.: Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. – М.Л., 1950/1953. Т. 1 -3; Ставиский Б.Я. Хутталь в сообщениях китайских путешественников Сюань Цзана и ХойЧао /ИООН/ АН Тадж. ССР. – Сталинабад, 1957. №14; Малявкин Л.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии (Тексты и исследования). – Новосибирск, Наука, 1989.

2 См.: История таджикского народа. Т.II. Эпоха формирования таджикского народа. Под ред. акад. Н.Негматова. – Душанбе, 1999. – С. 14.

3Армянская география VII века по P. X., приписывавшаяся Моисею Хоренскому. Текст и перевод с присовокуплением карт и объяснительных примечаний. Издал К. П. Патканов. - СПб, 1877., Тер-Мкртичян Л.Х. Армянские источники о Средней Азии V-VII вв. -М.:ГРВЛ, 1979., Бузанд. История Армении Фавстоса Бузанда /Пер. с др.-арм. и ком. М.А.Геворгяна; вступ.стат. Л.С.Хачикяна. -Ереван, 1953.

4Ат-Табари. История. /Пер. с араб.яз. В.И. Беляева.: доп. К пер. О.П.Большакова и А.Б. Халидова. – Ташкент, Фан, 1987; Табари. «История Табари» или «История пророков и царей»/ Пер. на перс. А.Поянда. В 15 т. – Тегеран, 1352; Ат-Табари. Тарихут-Табари (Тарихул-умам ва-л-мулук). В 5-ти томах. – Бейрут, 1988. Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari. Annales. Ed. M. J. de Goeje. Prima, seconda, tertia series. — Lugduni-Batavorum, 1964.

5Балъами. Таърих-и Табари. // Пред.и комм. М.Умарова и Ф. Бобоева.- Тегеран, 1380/2011. Т.1. – 816 с.; т.2. 810 с. (на тадж. яз.). 6Ахмад бини Яхя Балозури. Футух Ал-булдон. Тарчумаи Мухаммад Таваккал. – Терон, 1337. (бо уруфи форсї). Ahmad ibn Jahja ibn Jabir al-Baladzori. Ed. M. J. de Goeje. — Lugduni-Batavorum, 1863-1866.

7«Та'рих-и Бухоро» («История Бухары») Абу Бакра Мухаммада ибн Джа'фара ан-Наршахи (899-960 гг.). Оригинал был написан на арабском языке. До нас дошла сокращенная персидская версия с дополнениями Абу Насра Ахмада ибн Мухаммеда ал-Кубави (XII в.). Перевод на русский язык В. Вяткина. Наршахи Мухаммад. История Бухары. Пер. с перс. Н. Лыкошина, под ред. В. В. Бартольда — Ташкент, 1897. Аббакр Наршахї. Таърихи Бухоро. -Душанбе, «Дониш», 1979.

8Ал-Истахри. Китаб ал-масалик в ал-мамалик. Книга путей и стран/ Введ., комм. и указ. И.Афшара. – Тегеран, 1340/1961. на перс. Abu Ishak al-Farisi al-Istakhri. Viae regnorum. Ed. M. J. de Goeje. Bibliotheca geographorum arabicorum. Pars I. — Lugduni-Batavorum. 1967.

9Ибн Хаукал. «Китаб сурат ал арз». /Пер. с арабского О.Б.Фроловой // Материалы по истории Средней и Центральной Азии X-XI вв. – Ташкент, 1988. Abu-l-Kasim Ibn Haukal an-Nasibi. Opus geograpnicum. Ed. M. J. de Goeje. Bibliotheca geographorum arabicorum. Pars 2. — Lugduni-Batavorum, 1967.

10Ал – Мукаддаси. Ахсанат-такасим фи маърифат-ил-акалим. /Пер. на перс. яз. А.Н. Мунзави. – Тегеран, 1361. Shamsaddin Abu Abdullah Mohammad ibn Ahmad al-Moqaddasi. Descriptio Imperii moslemici. Ed. M. J. de Goeje. Bibliotheca geographorum arabicorum. Pars 3. — Lugduni-Batavorum, 1967.

11 Ибн ал – Факих. Китаб ал-булдан. Введ. пер. с араб. А.С. Жамкочяна. – Ереван, 1979. Ibn al-Fakih al-Hamadani. Compendium Libri Kitab al-Buldan. Ed. M. J. de Goeje. Bibliotheca geographorum arabicorum. 5. Lugduni-Batavorum, 1967. 12Хамдоллах Муставфии Казвини. Нухзат ал-кулуб. – Техрон, 1389.

физической и исторической географии, топографии, добываемых полезных ископаемых, состоянии сельскохозяйственного и ремесленного производства, торговле, политической истории и культурной жизни. Данные об их жизни и трудах достаточно подробно известны по многим специальным и общим работам.

Большой интерес для науки представляют эпиграфические письменные документы. Это памятники согдийской и бактрийской письменности. В числе первых важных археологических открытий ученые называют памятники бактрийской письменности, обнаруженные среди многочисленных находок экспедиций Берлинского этнографического музея1.

Среди дошедших до нас письменных памятников первостепенное значение имеют согдийские рукописные документы из архива правителя Пенджикента начала VIII в. Деваштича, найденные в 1932-1933 гг. в замке на горе Муг (в Айнинском районе Согдийской области Таджикистана)2. Расшифрованные и изданные А. А. Фрейманом, В. А. Лившицем, О. И. Смирновой и М. Н. Боголюбовым3 документы дают значительный новый материал по экономике, производственных, социальных и политических отношениях, культурной жизни согдийского общества VII–нач.VIII вв.

Огромный материал для исследователей предоставляет «архив правителей Роба» из Тохаристана, найденный в 1991-1995 гг. в Северном Афганистане, насчитывающий около 100 документов. Значительную часть архива составляют официальные письма и юридические документы – контракты о продаже и дарении земли, рабов, из которых небольшая часть документов написана на арабском языке4.

Другая, не менее важная категория источников - это археологические
памятники. К этой категории источников относятся раскопки древних городов,
селений, замков, крепостей, могильников, храмов, культовых сооружений, и
другие строительно-архитектурные сооружения, а также найденные в ходе
археологических поисков керамические, деревянные и костяные изделия,

одежда и украшения, оружие, орудия труда и другие находки. К числу
археологических памятников раннего средневековья, обнаруженных в

историческом Тохаристане, относятся открытые в южных районах современного Таджикистана, Узбекистана и северного Афганистана. В частности, ценные материалы дали раскопки в южных районах Узбекистана (Балалык-тепа, Джумалак-тепа, Занг-тепа др.), Южного Таджикистана (Гиссарская крепость и Душанбинское городище, могильник «Иттифок» и отдельные погребения в Туп-хане, Хульбук и Гелот Воссейского района, городище Калаи Кафирниган в районе Рудаки, городище Кафыр-кала в Дж. Руми, буддийский монастырь Аджина-тепе и др.)5.

Объект исследования. Объектом диссертационного исследования

является социально-политическая и экономическая история средневекового

1См.: Исоматов М. М. Эфталитское государство и его роль в истории Центральной Азии. – Душанбе, 2012. - С. 27.

2См.: Хансен В. Великий шелковый путь. – М., 2014. – СС. 216-219.

3Согдийские документы с горы Муг, вып.I, II, III. М., И В Л, 1962, 1962, 1963.

4Симс – Вильямс Н. Новые бактрийские документы. //Вестник древней истории. 1997, №3. СС. 3-10.

5См.: Тиллоев С. Формирование городов Таджикистана на Великом шёлковом пути. – Душанбе, 2010. – 341 с.

Тохаристана, объединяюшая на данном этапе многие области Центральной Азии.

Предмет исследования. Предметом исследования является экономика и хозяйство, социальные отношения и другие проблемы истории и культуры Тохаристана в раннесредневековый период.

Хронологические рамки исследования охватывают V–Х вв.– период
становления и развития феодальных отношений и феодальных

государств на территории Центральной Азии в частности Тохаристана.

Цель и задачи исследования. Основная цель исследования заключается в комплексном и системном историческом изучении, анализе политической и социально-экономической истории и культуры Тохаристана в раннем средневековье. В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие основные задачи:

-освещение социально-политических и экономических условий
формирования традиционных феодальных государств на территории

Тохаристане;

- освещение социально-политического устройства и особенностей
формирования государственности в средневековом Тохаристане;

- анализ объективных, внутренних и внешних факторов, влияющих
на процесс образования средневековых государств на территории
региона.

-обобщение степени влияния внешних факторов, особенно

вторжение кочевых народов и арабов, на дальнейшую судьбу и развитие государственности народов Тохаристана;

-изучение особенностей формирования экономического уклада
региона, социальных слоев и взаимоотношений между ними, форм
собственности, развития ремесленного производства, сельского

хозяйства и ирригационной системы Тохаристана.

Научная новизна работы определяется тем, что в ней впервые комплексно и системно освещаются политическое и социально-экономическое положение Тохаристана в раннем средневековье.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

-определены средневековые письменные источники по истории

Тохаристана;

-обобщено политическое и социально-экономическое положение региона на основе большого количества источников и научных исследований;

- описаны города и области средневекового Тохаристана;

-введены в оборот новые материалы и исследования касающиеся истории Тохаристана.

-показано влияние арабских завоеваний на социально-экономическую и политическую жизнь Тохаристана.

Теоретико-методологические основы исследования. В ходе

написания диссертации использован метод исторических и сравнительных исследований и системный подход, который позволил проанализировать

развитие политической и экономической ситуации в средневековом Тохаристане и эволюцию ее отношений с соседними государствами.

Практическое значение работы заключается в том, что широкий круг исследователей получают возможность ознакомиться с основными этапами развития истории и социально-экономического положения Тохаристана, выявлением причин и факторов тех или иных политических событий.

Результаты диссертации могут использованы научными центрами республики при подготовке работ по истории таджикского народа. Содержащиеся в исследовании основные положения и выводы могут послужить материалом для дальнейшего исследования средневековой истории таджикского народа, найти применение в учебном процессе – при чтение лекций, специальных курсов в учебных заведениях.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Эпоха раннего и развитого средневековья в Тохаристане является значимой страницей в истории региона в целом.

  2. Тохаристан занимал ведущее место в среднеазиатском регионе и выступал в качестве правопреемницей древней Бактрии, географически соответствуя ее территории.

3. Для политической истории Тохаристана в изучаемом периоде характерен
окончательный распад Кушанской империи, образование нового – эфталитского
государства и распространение власти западно-тюркского каганата. Будучи
конгломератом из множества племен, эти государства были угрозой для
Сасанидского Ирана. Хотя они не смогли удержать с своих руках завоеванные
территории и образовать свою империю, однако сыграли свою роль в
образовании местных феодальных государств, относительному развитию
экономики и культуры.

4. Социальный строй Тохаристана в V-X вв. характеризуется
возникновением, утверждением и развитием феодальных отношений.
Сосредоточение земли в руках феодалов шло путем насильственного захвата,
пожалования правителями земельных участков представителям аристократии
(икта-бенефиция) и путем «добровольного» перехода мелких земледельцев под
«покровительством» крупного землевладельца (ильджа - коммендация).

5. В V-VII вв. в Тохаристане шел интенсивный процесс классового
расслоения на основе развития феодальных отношений. Однако, дальнейшему
нормальному их развитию и утверждению помешало арабское завоевание.
Арабское завоевание внесло определенные изменения в социальную жизнь
Мавераннахра, хотя не могло существенно изменить основное направление
развития феодальных отношений.

6. Арабский халифат не внес существенных изменений в административное
деление Тохаристана, но система управления подвергалась перестройке. В
управлении страны место прежних афшинов, ихшидов, шахов и тому подобных
наследственных владетельных династий начинали занимать арабские
наместники, назначавшиеся халифами из представителей военной верхушки.
Наместники Тохаристана подчинялись центральной власти халифата через
наместничество Хорасана, в управлении которого, кроме самого Хорасана,

входил и Мавераннахр. Эти наместники тоже имели при себе военные отряды, но не имели право чеканить от своего имени монеты.

В экономической жизни Тохаристана ведущее место занимало сельское
хозяйство, прежде всего, земледелие, животноводство. В рассматриваемый
период наряду с возделыванием основных полевых культур - пшеницы, ячменя,
просе, риса, бобовых и др. получило развитие также хлопководство.

Тохаристанцы знали и культуру льна, конопли, пеньки и.п.д.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа была обсуждена на расширенном заседании кафедры древнейшей, средневековой истории и археологии и кафедры истории таджикского народа Таджикского национального университета и рекомендована к защите. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в двадцати статьях автора, опубликованных в «Вестнике» Таджикского национального университета, включенном в перечень периодических изданий, рецензируемых ВАК Российской Федерации, а также в докладах на республиканских научно-теоретических и практических конференциях.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также списка сокращений.

Историко-географическое описание городов и областей средневекового Тохаристана

Местные жители Тохаристана неоднократно объединяли свои усилия в борьбе против арабских завоевателей. В Тохаристане одним из крупнейших восстаний местных жителей против арабов произошло под руководством Низак-тархана в 710-711 гг., жестоко подавленное арабским военачальником Кутайбой ибн Муслимом.

В IX-X вв. Тохаристан уже входил в состав централизованного государства Саманидов, хотя власть Саманидов в отдельных областях Тохаристана носила номинальный характер. Так, в некоторых областях Тохаристана была установлена власть местных династий, пользовавшихся покровительством как Саманидов, так и Аббасидских халифов. Для тогдашнего Тохаристана было характерно то, что почти в каждом городе функционировал монетный двор, выпускавший медные монеты от имени местных правителей. Монетные дворы были даже в таких сравнительно небольших городах, как Андичараг, Рашт, Валвалидж, Джирм, Кишм, Зебак и др. Все эти монеты выпускались по единому образцу халифатских монет с арабскими надписями, в которых содержались имена Саманидских правителей и их наместников.

В конце X в. в наблюдается ослабление центральной власти государства Саманидов. Фактически независимыми становятся некоторые окраинные области, в которых правили местные династии. После падения династии Саманидов многие местные правители перешли на службу к власти Караханидам, а другие области Тохаристана, кроме Саганиана оказались под властью династии Газневидов, а со второй половины XI в. отошли к Сельджукидам.

В начале XIII в. вся территория Средней Азии, включая Тохаристан, была захвачена войсками Чингизхана и больше не использовался термин Тохаристан.

В современной литературе принято было делить Тохаристан также на Северный и Южный. К Северному Тохаристану относились области, расположенные к северу от Амударьи, а к Южному Тохаристану - области, расположенные к югу от Амударьи. До сегодняшнего дня было более уточнено 13 областей Северного Тохаристана: Амула и Замма, Термеза, Саганиана, Шумана, Ахаруна, Вашгирда, Рашта, Кумеда, Памира, Хутталяна, Вахша, Кубадиана, Шугнана и Вахана1.

Попытаемся дать некоторую информацию об этих областях. Амударья с древнейших времен являлась естественной границей между двумя различными географическими регионами, которые в средние века были известны как Хорасан и Мавераннахр. В разные исторические периоды эти территории входили в состав различных государственных образований, политические границы которых часто проходили по Амударье. В силу этих причин, Амударья, находясь на стыке различных историко-культурных областей, играла важную роль в политической, экономической и культурной жизни Средней Азии в различные этапы ее истории.

В научной литературе принято делить весь бассейн Амударьи на три части: первая включала верхнее течение реки со всеми ее притоками, вторая - среднее течение реки с прилегающей к ней территорией на участке от Калифа до границ Хорезма; третья часть включала нижнее течение реки, т. е. Хорезм. Бассейны Верхней и Нижней Амударьи в историко -географическом отношении исследованы более или менее полно. Что касается бассейна Средней Амударьи, т. е. области Амула и Замма, то эта территория лишь сравнительно недавно была выделена в отдельную историко-культурную область и, поэтому, специальных работ, посвященных исследованию ее исторической географии с привлечением всех имеющихся данных, еще нет.

Камалиддинов Ш.С. Историческая география Тохаристана и Южного Согда по арабоязычным источникам IX - начала XIII вв. Ташкент, 1996. - С. 64. Средневековая область Амула и Замма была расположена в бассейне Средней Амударьи и охватывала участок реки от Калифа до тугая Кабакли с прилегающей к ним территорией левого и правого побережья Амударьи. В настоящее время эта территория входит в состав Карабекаулского, Денауского, Фарабского, Халачского, Ходжамбасского и Чаршангинского районов Чарджоуской области Туркменистана1. По археологическим и нумизматическим данным, эта территория может быть выделена в качестве отдельной историко-культурной области, тяготевшей к Бактрии-Тохаристану2.

Южный Тохаристан в широком смысле включал в эпоху античности и в средние века територию Бактрии, расположенную к югу от Амударьи до гор Гиндукуша, ограниченную на востоке горами Памира, а на западе -долиной реки Мургаб и тугаем Кабаклы, расположенным к западу от Амула на границе с Хорезмом. В пределах этой территории в средние века существовала также небольшая историко-культурная область Тохаристан, которая была расположена между Балхом и Бадахшаном. В целом на территории Южной Бактрии - Тохаристана в древности и в средние века существовали пять историко-культурные области: Бадахшан, Тохаристан, Балх, Гузганан и Гарчистан.

Арабское завоевание и её влияние на дальнейшую социально политическую устройство Тохаристана

Первые сведения об эфталитах в письменных источниках появляются с 457 г. в связи начавшимся эфталитским завоеванием Средней Азии, в частности в них говорится о подчинении царем эфталитов Вахшунваром Чаганиана, Тохаристана и Бадахшана, но самое раннее упоминание эфталитов в писменных источниках можно считать датой 384 г., так как в этом году эфталиты вместе с персами участвовали в осаде Эдессы2.

Эфталиты подчинили себе обширную территорию, но создать политические и экономические основы единого государства они не смогли. Государство было слабо централизовано, так как состояло из 27 владений, границы которых определялись естественными рубежами. Большой самостоятельностью в эфталитском государстве пользовались местные династии, а также представители собственно эфталитской знати. Правители Тохаристана, Чача, Согда и Кеша были фактический независимы и самостоятельно выпускали свои монети. Вместе с тем отсутствие на медных монетах имени и титулов правителей говорит о том, что они не обладали ещё достаточной властью и влиянием. Это были лишь первые шаги по пути формирования феодальных владений. Только в VI и особенно во второй его половине нарастает политическая мощь правителей указанных владений, что довольно хорошо отражают монеты. Экономически и политически сильные владения уже чеканили монеты с указанием на них имена и титулов правителей. Более слабые владения продолжали выпуск анти эпиграфных монет, зачастую только медных3.

По сообщениям источников все подчиненные эфталитам владения оплачивали ежегодную им дань: по-видимому, в этом , а также в лишении права внешнеполитических сношений главным образом и выражалась зависимость отдельных владений от главы эфталитского государства.

Однако появление эфталитов в политической арене существенно повлияло на внешней политику Сасанидов на востоке и остановило их дальнейшее продвижение в Среднеазиатское междуречье. Несмотря на первые поражения эфталитов по сведениям источников на этом направлении войны Сасанидов начинаются при шахин-шахе Бахраме Гуре (420-438). Вождь эфталитов с многочисленной армией прошел от Амударьи и расположился в городе Кушмейхан в окрестностях Мерва. В этой войне победили сасаниды, разгромив войска эфталитов1. Шахиншах Сасанидов преследовал остатки разбитых войск противников до Амударьи а затем пересёк реку, прошёл до Бухары и покорил народов этих стран. По подписанному договору Бахрам определил им границу и по его приказу была построена сторожевая башня и хорасанский Таликан считался пограничным городом между владениями Сасанидов и эфталитов2. Затем брат Бахрам Гура - Нерсес был назначен наместником Хорасана с титулом «марзбани кушан, т.е. «хранитель границы с кушанами»3.

Таким образом, иранцам удалось значительно расширить границу на северо-востоке Ирана. По словам Фирдоуси, после поражение эфталитов правители Балха, Гарджистана, Хуттал, Чаганиана и Бухары стали данниками Сасанидов.4 Можно также предположить, что в период военных действий Бахрам Гура - Варахрана V с эфталитами последние правили в Гарджистане и Бадахшане, на востоке и частично на севере Тохаристана5.

По сообщению Фирдоуси, шахиншах Яздигерд ІІ в 453-454 гг., потерпел поражение от эфталитов и уступил им города Тирмиза и Вишгарда Тохаристана на правом берегу Амударьи. Яздигерд ІІ в ходе военных действий с эфталитами в 442-449 гг., 450-451 гг. и 453-454 гг. не добился успехов и не смог приостановить продвижение эфталитов на северо-восточных границах Сасанидов. Далее в 457-459 гг. в время борьбы между наследниками Сасанидов Хормиздом III и Пероза, за персидский престол после смерти царя Яздигерда II ( 438 г.)1, при поддержку эфталитского царя Хушнавоза, которому подчинились «Гарджистан, Хутталян, Бадахшан, Висегерд, Чаганиан, Термез и Бухара»2 Пероз, которое несколько времени жил у эфталитов, победил и пришёл к власти. В результате Пероз в знак уважения уступил эфталитам Восточный Тохаристан вместе с культурным и религиозным центром этих земель-городом Балхом3.

Новое государство эфталитов в 50-е годы V в. настолько укрепилось, что посылало посольства и поддерживало дружественные отношения с соседними государствами. Так, в Китай прибывает в 456 г. первое посольство от эфталитов4, а в период с 507 по 531 г. эфталиты отправили ко двору Тоба-Вей 13 - посольств5.

Борьба сасанидами с эфталитами достигла наивысшей точки при шахиншахе Перозе (459-484 гг.). Пероз трижды воевал с эфталитами. Первая война в 474-475 гг. закончилась тем, что он попал в плен к эфталитам и был освобожден за выкуп, предоставленный византийским императором Зеноном (474-491 гг.). По данным источников, местом первой войны Пероза с эфталитами была Балхская степь6. По сообщениям Прокопия Кессарийского, император Зенон потратил на этот выкуп всю свою казну.7 Поступок этот убедительно продемонстрировал тонкую и предусмотрительную дипломатию Византийской империи по отношению к Сасанидам. В Византии считали, что сасанидский Иран должен защищать

Пероз во время нахождения на плену обещал больше не переступать границу эфталитов и поражение сасанидов позволило эфталитам овладеть Северным Хорасаном2.

Через некоторое время в 479-480 гг. Пероз снова начал войну и вновь попал в плен. Тогда он вынужден был уплатить им громадную контрибуцию: 30 мулов, нагруженных монетами. Находясь еще в плену, он приказал доставить эти сокровища эфталитам, но истощенная казна смогла дать лишь часть. Пероз все же освободился из плена, оставив заложником сына Кавада. К этому моменту Эфталитам удалось захватить восточные владения Сасанидов-Тахаристан, Балх, Чаганиан, Термез, Висагирд, а также Самарканд3.

Поводом к третьей войне в 484 г., по сообщению Приска Панийского, явился обман Перозом эфталитов. Он предложил "гуннам" заключить мир и в качестве залога своих мирных намерений отправил "гуннскому" правителю в жены женщину, именуя ее своей сестрой. Прибыв к "гуннам", женщина раскрыла обман - она была не сестрой, а рабыней Пероза. Оскорбленный "гуннский" правитель Кунха, ссылаясь на то, что у него большое войско, но нет опытных военачальников, попросил прислать ему в качестве военных инструкторов персов. Когда они прибыли (Пероз послал 300 знатных персов), эфталиты часть из них изуродовали, часть убили. Возобновилась третья война, приведшая к бесславному концу Пероза (он вместе со своим войском попал в яму-ловушку и погиб)4 и Сасаниды были вынуждены платить дань эфталитам5.

Ирригационная система и сельское хозяйство Тохаристана в средние века

Рудники рассматриваемого периода представляли собой от открытых карьер и простых разведочных ям, из которых могло быть выбрано лишь несколько пудов руды, до целой системы камер, шахт, штолен и т.п. В зависимости от характера месторождения закладывались те или иные виды выработки. Шахты проводились наклонные или вертикальные. Глубина их иногда доходила до 150 м. Вся работа проводилась вручную с использованием таких орудий труда, как кайлы или топора, клинья (деревянные и металлические), кирки, кетменя, каменные и железные молотки, кувалды, лопаты и др1.

Средневековые рудокопы использовали и огневой способ проходки. В забое разжигали костёр и, когда стенки его накаливались, обливали их водой. От этого растрескивалась порода и, в образовавшиеся щели загнав клинья, значительно легко откалывали ее по куском. Огневой способ был экономически выигрышным и поэтому он должен был быть одним из основных методов проходки.

Несмотря на знакомство с рядом способов рудничного крепления, в рассматриваемый период в большинство случаев выработки не крепилась. Как справедливо отмечает Б.Г. Гафуров: «Отсутствие крепления во многих рудниках является не показателем технической беспомощности тогдашних рудокопов, а следствием социально-экономических условий эпохи: жизни тогда ценилась настолько мало, когда дальнейшая проходка без него была заведомо невозможна. Для технического уровня показательно другое: уже тогда устраивали «эластичное укрепление, которое рекомендует и современная наука в ряде случаев с целью избежать разрушительного

1Об орудиях труда и техники средневекового горного дела подробно см. Массон М.Е. Археологические материалы к истории горного дела, Горные инструменты. Среднеазиатского геологоразведочное управление. (САРГРУ). Бюллетень №2, Ташкент, 1930. – С.42-43. и других выше упомянутые его работы; Литвинский Б.А. Горные инструменты из коллекции Ленинабадского краеведческого музея, ИООН АН Тадж. ССР, Сталинабад, 1952, №2. – С. 83-91; Литвинский Б.А. и Исламов О.И. О некоторых орудиях и приёмах средневековых рудокопов Средней Азии, ИООН АН Тадж. ССР, Сталинабад, 1953, №3. – С.21-44. Литвинский Б.А. Из археологических материалов по истории средневековой горной техники Средней Азии (преимущественно ІX-XІІ вв.). Тр. АН Тадж. ССР.т. XXVІІ, Сталинабад, 1954. – С.119-171; его же. Среднеазиатский горный промысел в средние века (ІX-XІІ вв.). Техника, Материалы второго сообщения археологов и этнографов Средней Азии. 29 октября – 4 ноября 1956 г. Сталинабад, М.-Л., 1959. – С. 47-52.; Бубнова М.А. Извлечение серебра купелированием в Средней Азии в ІX-XІ вв., ИООН АН Тадж. ССР, №1 (28), Душанбе, 1962. – С. 29-39; ее же, Из истории металлургии серебра в Средней Азии, ИООН АН Тадж. ССР, 1961, вып. 1(24) – С. 3-10 и др. влияния перво-начального давления горных пород»1. При крайней необходимости рудников крепили деревом, камнем или целиком руды. Для освещения использовали светильники - чираги. Руду вытаскивали на поверхность на спине или на руках в корзинах в мешках из кожи или грубой материал. Из вертикальных же шахт рудоподъем осуществлялся вытягиванием верёвки с подвешенным на ее конце мешком с рудой.

Таким образом, как данные письменных источников, так и геолого-археологические исследования показывают, что в VІ-VІІ и ІX-X вв. в Тохаристане горное дело развивалось весьма интенсивно, что здесь в этот период уже существовали «развитые геологические представления»2.

В связи с этим совершенно справедливо замечает П.П. Иванова о том, что в Средней Азии «следов старых работ…во много раз больше чем можно было бы предполагать на основании письменных данных. Это говорить о том, что горный промысел занимал здесь более значительное место, чем можно было бы судить об этом по историческим материалам»3.

Ещё с глубокой древности в хозяйстве Тохаристана важное место занимали разные виды ремесла. Но, в результате происходившихся внутреннего и внешнего кризисов, связанных с социальным отношением и набеги кочевников, в ІV-V вв. сокращается удельный вес и падает качество и изящество некоторых видов ремесленной продукции. Это можно проследить, например, на керамических изделиях. Если они раньше, т.е. в кушанский период, были ремесленными и тонкостенными, и отличались своими качеством и внешней отделкой, то теперь они, больше всего превращаясь в продукции ручного домашнего производства, становятся грубыми и лепными. Но этот процесс проходил не везде одинаково, в отдельных городов все, же ещё продолжало расти ремесло и развиваться торговля, особенно внешняя.

С конца V и начале VІ вв. по мере развития новых общественных отношений происходит новое повсеместное оживление как в ремесле, так и в торговле. Начиная с этого времени в письменных источниках снова появляются названия ряда городов, как центров ремесла и торговли.

В рассматриваемый период в ремесленном производстве в Тохаристана ведущее место занимали те отрасли ремесла, которые были связаны с обработкой металлов: изготовление орудий труда, бытовых предметов, ювелирных изделий и т.п. Кроме различных таких сельскохозяйственных и хозяйственно-бытовых изделий как серпов, ножей, гвоздей, мечей, кинжалов, кольчуг и др., тохаристанские мастера изготовляли из металла и разных художественных вещи.

Подобные мастерские по металлу и металлические изделия обнаружены при раскопках Старого Термеза. Здесь раскрыт большой квартал металлистов рубежа Х-ХІ вв1. По приблизительным подсчётам в пределах этого квартала располагалось около 100 мастерских. Среди них кроме мастерских жестяников кузнецов находились также мастерские стеклодувов, ювелиров и керамистов. Судя по некоторым данным, железная руда могла поступать сюда из ближайших гор Кугитанг-Тау.

Находки различных ювелирных изделий во многих археологических объектах Тохаристана свидетельствуют о высоком развитии местного ювелирного ремесла.

Одним из древнейших и широко распространенных отраслей ремесленного производства Тохаристана было гончарное ремесло. Судя по данным археологических раскопок, почти все города и крупные населенные пункты Тохаристана имели свои гончарные мастерские. Общий уровень развития гончарного производства в Тохаристане в целом был настолько высок, что даже в отдаленных районах изделия гончарного ремесла представляли собой вполне развитые устоявшиеся формы

Развитие ремесленного производства в Тохаристане

Рудники рассматриваемого периода представляли собой от открытых карьер и простых разведочных ям, из которых могло быть выбрано лишь несколько пудов руды, до целой системы камер, шахт, штолен и т.п. В зависимости от характера месторождения закладывались те или иные виды выработки. Шахты проводились наклонные или вертикальные. Глубина их иногда доходила до 150 м. Вся работа проводилась вручную с использованием таких орудий труда, как кайлы или топора, клинья (деревянные и металлические), кирки, кетменя, каменные и железные молотки, кувалды, лопаты и др1.

Средневековые рудокопы использовали и огневой способ проходки. В забое разжигали костёр и, когда стенки его накаливались, обливали их водой. От этого растрескивалась порода и, в образовавшиеся щели загнав клинья, значительно легко откалывали ее по куском. Огневой способ был экономически выигрышным и поэтому он должен был быть одним из основных методов проходки.

Несмотря на знакомство с рядом способов рудничного крепления, в рассматриваемый период в большинство случаев выработки не крепилась. Как справедливо отмечает Б.Г. Гафуров: «Отсутствие крепления во многих рудниках является не показателем технической беспомощности тогдашних рудокопов, а следствием социально-экономических условий эпохи: жизни тогда ценилась настолько мало, когда дальнейшая проходка без него была заведомо невозможна. Для технического уровня показательно другое: уже тогда устраивали «эластичное укрепление, которое рекомендует и современная наука в ряде случаев с целью избежать разрушительного влияния перво-начального давления горных пород»1. При крайней необходимости рудников крепили деревом, камнем или целиком руды. Для освещения использовали светильники - чираги. Руду вытаскивали на поверхность на спине или на руках в корзинах в мешках из кожи или грубой материал. Из вертикальных же шахт рудоподъем осуществлялся вытягиванием верёвки с подвешенным на ее конце мешком с рудой.

Таким образом, как данные письменных источников, так и геолого-археологические исследования показывают, что в VІ-VІІ и ІX-X вв. в Тохаристане горное дело развивалось весьма интенсивно, что здесь в этот период уже существовали «развитые геологические представления»2.

В связи с этим совершенно справедливо замечает П.П. Иванова о том, что в Средней Азии «следов старых работ…во много раз больше чем можно было бы предполагать на основании письменных данных. Это говорить о том, что горный промысел занимал здесь более значительное место, чем можно было бы судить об этом по историческим материалам»3.

Ещё с глубокой древности в хозяйстве Тохаристана важное место занимали разные виды ремесла. Но, в результате происходившихся внутреннего и внешнего кризисов, связанных с социальным отношением и набеги кочевников, в ІV-V вв. сокращается удельный вес и падает качество и изящество некоторых видов ремесленной продукции. Это можно проследить, например, на керамических изделиях. Если они раньше, т.е. в кушанский период, были ремесленными и тонкостенными, и отличались своими качеством и внешней отделкой, то теперь они, больше всего превращаясь в продукции ручного домашнего производства, становятся грубыми и лепными. Но этот процесс проходил не везде одинаково, в отдельных городов все, же ещё продолжало расти ремесло и развиваться торговля, особенно внешняя.

С конца V и начале VІ вв. по мере развития новых общественных отношений происходит новое повсеместное оживление как в ремесле, так и в торговле. Начиная с этого времени в письменных источниках снова появляются названия ряда городов, как центров ремесла и торговли.

В рассматриваемый период в ремесленном производстве в Тохаристана ведущее место занимали те отрасли ремесла, которые были связаны с обработкой металлов: изготовление орудий труда, бытовых предметов, ювелирных изделий и т.п. Кроме различных таких сельскохозяйственных и хозяйственно-бытовых изделий как серпов, ножей, гвоздей, мечей, кинжалов, кольчуг и др., тохаристанские мастера изготовляли из металла и разных художественных вещи.

Подобные мастерские по металлу и металлические изделия обнаружены при раскопках Старого Термеза. Здесь раскрыт большой квартал металлистов рубежа Х-ХІ вв1. По приблизительным подсчётам в пределах этого квартала располагалось около 100 мастерских. Среди них кроме мастерских жестяников кузнецов находились также мастерские стеклодувов, ювелиров и керамистов. Судя по некоторым данным, железная руда могла поступать сюда из ближайших гор Кугитанг-Тау.

Находки различных ювелирных изделий во многих археологических объектах Тохаристана свидетельствуют о высоком развитии местного ювелирного ремесла.

Одним из древнейших и широко распространенных отраслей ремесленного производства Тохаристана было гончарное ремесло. Судя по данным археологических раскопок, почти все города и крупные населенные пункты Тохаристана имели свои гончарные мастерские. Общий уровень развития гончарного производства в Тохаристане в целом был настолько высок, что даже в отдаленных районах изделия гончарного ремесла представляли собой вполне развитые устоявшиеся формы.

Для высококачественной доисламской керамики была характерна тенденция подражать металлическим изделиям, т.е. сверху обсыпать ее мелко истолченной слюдой. Это керамическую посуду делало похожей на серебряную. Особенно точно отражает формы и внешний вид металлической посуды керамические изделия VІІ-VІІІ вв. По ним «можно проследить характерные особенности металлической посуды, употреблявшейся зажиточными слоями населения»1.