Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политическое положение Ура-тюбинского владения и Худжанда в начале XVIII- до 40-х гг. XIX в. ( по материалам " Мунтахаб ат -таварих" Мухаммада Хакимхана) Абдукаримов Джамолиддин Ахмадалиевич

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абдукаримов Джамолиддин Ахмадалиевич. Политическое положение Ура-тюбинского владения и Худжанда в начале XVIII- до 40-х гг. XIX в. ( по материалам " Мунтахаб ат -таварих" Мухаммада Хакимхана): диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.02 / Абдукаримов Джамолиддин Ахмадалиевич;[Место защиты: Таджикский национальный университет], 2020

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. «Мунтахаб ат-таварих» Мухаммада Хакимхана как уникальный источник по истории таджикского народа

I.1. Жизнь и деятельность автора «Мунтахаб ат-таварих» .23-36

I.2.История изучения и списки произведения «Мунтахаб ат-таварих» .36-58

I.3. Общее содержание и место «Мунтахаб ат-таварих» в изучении политической жизни Ура-тюбинского владения и Худжанда в XVIII- первой половине XIX вв 58-71

Глава II. Политическая история Ура-тюбинского владения и Худжанда по «Мунтахаб ат-таварих»

11.1. Основные политические события Кокандского ханства XVIII- 40-х г. XIX в 72-89

11.2. Политическое положение Ура-тюбинского владения и Худжанда в XVIII веке .89-119

II.3. Основные политические события Ура-тюбинского владения и Худжанда в первой половине XIX в 119-159

Заключение 160-166

Список использованных источников и литературы .167-191

Жизнь и деятельность автора «Мунтахаб ат-таварих»

Внимание ученых, интересовавшихся уникальным источником «Мунтахаб ат-таварих», привлекла и личность автора этого произведения.

Известные ученые, такие как В. А. Ромодин1, А. Мухтаров2, Р. Н. Набиев3, Э. Хуршут4, Х. Хасанов5, Ш. Вохидов и другие в своих работах приводят биографические сведения об авторе рукописи.6

Академиком Ахраром Мухтаровым жизнь и деятельность автора была определена так в работах, в которых получила научное освещение рукопись «Мунтахаб ат-таварих» приводятся наряду с этим и краткие биографические сведения об ее авторе Мухаммаде Хакимхане. Круг биографических данных в основном такой: дата его рождения, социальное происхождение, общественное положение, маршруты и даты его путешествий и паломничеств и др.7 Эти сведения, как правило, совпадают, так как они заимствованы из одного источника, а именно из его сочинения. К сожалению, до сих пор не освещены последние годы его жизни Мухаммада Хакимхана, его местопребывание, семейная жизнь и его дальнейщая судьба. До сих пор не получили оценку его роль и участие в бухарско-кокандских отношениях 1841 и 1842 годов. Есть другие вопросы историографического и источниковедческого характера.

Дата рождения Мухаммада Хакимхана в двух работах определена примерно 1217 г. х (1802 - 1803). Она установлена на основании упоминания автора о том, что в момент убийства кокандского хана Алимхана ему было семь лет. Из сочинения известно, что Алимхан был убит в 1810 году. Однако, как год убийства Алимхана, так и описание ряда событий автор дает противоречиво. Он пишет, что Алимхан был убит в возрасте 36 лет и правил 12 лет. Между тем, началом правления Алимхана в исторической литературе приняты и 1798, и 1800 год. Если он был убит после 12 летнего правления, то правил с 1798 года по 1810 г. Тем более, Мухаммад Хакимхан упомянул начало воцарения Умархана, который унаследовал престол после Алимхана 1266 г. х (1810-11).1

Мухаммад Хакимхан пишет, что его дед- Хакимтура умер в возрасте 48 лет, в 1221 г.х. (1806- 1807), когда Алимхан со своим войском сделал остановку в Канибадаме по пути в Ура-Тюбе. Получив сведения о смерти Хакимтуры, Алим-хан отправил на похороны брата Умархана2. В этом же году 5 мая 1806 г. Алимхан захватил г. Ура-Тюбе и в тот же день получил сведения о рождении Мухаммада Хакимхана в Коканде. Время рождения автора сочинения, скорее всего, относится к началу мая 1806 г. Этот год также приведен в книге «Хакимхон. Хотиралар».3 В этом сообщении бесспорным является то, что автор действительно родился вскоре после смерти своего деда, и из уважения к деду внуку было дано его имя.

Автор изучаемого сочинения «Мунтахаб ат-таварих» Мухаммад Хакимхан, сын Маъсумхана, был потомком одного из крупнейших наставников среднеазиатского дервишизма (суфизма - А.Дж.) XVI в. Махдума Аъзама (Ходжаи Касани). Маъсумхан был женат на дочери Кокандского хана - Нарбутахана. От этого брака в 1221 г. х. (1806 - 1807) родился Мухаммад Хакимхан. Маъсумхон занимал высокое положение (должность шейхулислама) в государстве во время правления сыновей Норбуты - Алимхана (1798 - 1810) и Умархана (1810 - 1822) и являлся их придворным советником.1 Мухаммад Хакимхан приводит интересные сведения о своих предках по материнской и отцовской линии. По материнской линии его род происходил из правящей династии в г. Ура-Тюбе и был связан с такими именами как Фазил-бий и Худояр девонбеги, их автор называет их своими братьями. Эти родственные связи были следствием сложившейся ситуации во второй половине XIX в. Правитель Ура-Тюбе Фазил-бий предоставил в свое время убежище бежавшему из Коканда молодому Норбута-бию, внуку кокандского хана Абдулкаримбия.

Норбутабий был назначен правителем крепости Кизили и прилегавших к ней селений. Мухаммад Хакимхан пишет, что Норбутабий в течение двух лет находился в подчинении Фазил-бия и дружил с его сыном Худояром девонбеги. Мухаммад Хакимхан еще в молодости принимал активное участие в военных походах и охоте своих дядь Алимхана и Умархана. Вращаясь среди представителей правящих кругов общества, Мухаммад Хакимхан посещал придворных поэтов, принимал участие на их собраниях. Он был одним из знатоков истории и литературы. Еще в молодости он в совершенстве овладел узбекским и таджикским литературными языками и, видимо, увлекался сочинением небольших стихотворений.2 Большую роль в судьбе Мухаммада Хакимхана сыграл внук Фазилбия (по дочери) ишан Султонхон Ходжа Ахрори, который, будучи ишаном, имел большое влияние на правителей не только Ура-Тюбе, но и Бухары, писал стихи под псевдонимом «Адо». Эмир Насруллахан (1827-1860) назначил его на высокую религиозную должность – шейх ул - ислама. Это был образованный человек и известный поэт. Им было составлено три дивана на таджикском и узбекском языках. По мнению Мухаммада Хакимхана, в Бухаре в то время не было более популярного и авторитетного человека, чем ишан Султонхон Ходжи. Он был в самых дружеских отношениях с отцом автора, к которому часто приезжал в Ура-Тюбе и подолгу там гостил. В своем сочинении Мухаммад Хакимхан и своего родного отца и ишана почтительно называет «киблагох» (отец).1

В первые годы правления Умарханом было отправлено в Бухару к Эмиру Хайдару посольство во главе с престарелым Тура Ходжой (дядей Маъсумхана со стороны отца), в составе которого находился еще юный Мухаммад Хакимхан. Ему была пожалована Умарханом в 1234 г. х. (1818 -1819) в Ташкенте должность накиба 2 столицы.3

Еще ничего не известно о семье самого Мухаммада Хакимхана, был ли он женат или нет. В. В. Бартольд пишет, что экземпляр «Мунтахаб ат-таварих», с которым ему удалось ознакомиться, был переписан с рукописи, принадлежавшей внуку автора.4

Если владелец рукописи действительно был внуком, то можно предположить, что Мухаммад Хакимхан был женат. На ком он был женат, и такова судьба его семьи не известно.

О предках своего отца он сообщает так: знатная женщина по имени Чучуг оим, более известная (по названию своего племени) как Кенегас – оим, имела сына по имени Хон - ходжа, и жили они в местности Дахбед. Узнав о смерти одного из влиятельных должностных лиц Кокандского ханства, правителя Худжанда - Ирискули бия, Хон ходжа отправляется в Коканд, где назначается правителем Намангана и Туракургана. В это время в Худжанде жил Артик - ходжа. Хон - ходжа после 18-летнего правления в Намангане и Туракургане и более двухлетнего правления в Худжанде, был убит правителем Ташкента Юнусходжой, в возрасте 70 лет.1

Сорокавосьмилетняя Кенегас - оим, дочь Ибрагима оталика, была выдана замуж за ишана Артик - ходжу, который был намного старше ее. Тогда ему было более семидесяти лет. Они жили в Худжанде, и у них родился сын, которому дали имя Хаким - тура. Из дальнейшего описания автора «Мунтахаб ат-таварих» становится известно, что это был второй брак этой женщины, а дочь ее старшего сына от первого брака, Хон – ходжи, стала женой Хакимтуры, несмотря на то, что приходилась ему племянницей.2 От этого брака родился сын - Маъсумхан, будущий отец автора настоящего сочинения. Таким образом, предки Хакимхана по отцовской линии принадлежали к духовному сословию и занимали высокие должности в двух крупнейших владениях Средней Азии.

Еще более знаменитыми гражданами были потомки его матери. После смерти хана Коканда Нарбуты от трех его жен осталось десять детей. Вторая жена хана - Минг оим была дочерью Ирискул, сына Дусткули Баходура. Они происходили из рода ходжей из Чодака. Ее сыновья - будущие ханы Коканда, Алим-хан и Умар-хан, а дочь была матерью Мухаммада Хакимхана. Последний не сообщает имени своей матери. Мулла Нияз Мухаммад указывает, что ее звали Офтоб оим.3

Семья Маъсумхана была, пожалуй, самой могущественной не только по своему происхождению как сеййид (потомок Пророка ислама), но и по своим родственным связям с ханами Коканда, которые сыграли решающую роль в судьбе будущего автора «Мунтахаб ат-таварих» Мухаммада Хакимхана. Мухаммад Хакимхан сообщает о том, что его род своими корнями уходит к бекам Шахрисябза и Китаба.

Общее содержание и место «Мунтахаб ат-таварих» в изучении политической жизни Ура-тюбинского владения и Худжанда в XVIII- первой половине XIX вв

Сочинение Мухаммада Хакимхана «Мунтахаб ат-таварих» относится к жанру всеобщей истории. Хронологические рамки труда охватывают период от «сотворения мира» до середины XIX в. Именно поэтому сочинение было названо «Мунтахаб ат-таварих» («Избранные истории»).

Географические рамки событий включают Ферганскую долину: районы как Андижан, Наманган, Маргелан, Туракурган, Коканд, Кандибадам, Исфара, Ашт, Худжанд, Ура- тюбе, Джиззак, Самарканд, Бухара, Ташкент: владение южной части нынешнего Таджикистана; владение верховьев Зерафшана, Гиссар, Каратегин, Дарваз; Южный Казахстан; Киргизия; Восточный Туркестан, города Российской империи, Афганистан, Иран, Ирак, Сирия, Турция, Египет, Саудовская Аравия и др. «Мунтахаб-ат-таварих» состоит из пяти частей (боб), пятая часть делится на 12 отделов (таифа) очень неодинаковых по объему; половину всего сочинения занимает 12- й отдел, посвященный истории Кокандского ханства с начала XVIII в. до середины XIX в. Общее содержание сочинения состоит из следующего:

Вступление автора

1- глава. Об истории явления знаменитых пророков

2- глава. Упоминание о персидских царях

3- глава. Упоминание о китайских и европейских маликах

4- глава. Упоминание об обстоятельствах халифов

Часть 1. Правоверные халифы (рошидин); Часть 2; Уммеяды; Часть3. Аббасиды.

5- глава. Об истории правителей, которые правили с периода Аббасидского халифата до настоящего времени (т.е. до нач.40-х XIX в.- А. Дж.), а их суть двенадцать династий:

Часть 1. Саффариды; Часть 2. Саманиды; Часть 3. Дайламиты; Часть 4. Газневиды; Часть 5. Сельджукиды; Часть 6. Харезмшахи; Часть 7. Чингизиды; Часть 8. Темуриды и Бабуриды; Часть 9. Шейбаниды (Бухарское ханство); Часть 10. Аштарханиды (Бухарское ханство); Часть 11. Мангиты (Бухарский эмират); Часть 12. Минги (Кокандское ханство).

Основное содержание 12-й части 5 главы сочинения, которая является объектом данного исследования, состоит в следующем (страницы содержания данного сочинения указываются на основе издания Я. Кавахара и К. Хонеда, Токио, 2006): в начале 12 отдела кратко описаны сведения о племени Минг, которое господствовало в Кокандском ханстве. Далее описаны политические события, начиная с периода правления Абдурахимхана, когда к первым преемникам Шахруха, был приложен титул «хан»; далее описание событий, связанных с военными походами Абдурахимхана в Самарканд и Миянкол, и захватом этих областей (с.4.), описание военных походов Абдурахимхана и Ирдонабия против владения Ура - тюбе и неудачное их возвращение (с. 10.), военные походы Ирдонабия в сторону Ура- тюбе и истребление племени Юз (с.11.), военные походы Нарбутаби в сторону Чуста (с.19.), военные походы Нарбутабия против Абдурахмана бахадура1 (с.22.), завоевание города Худжанда со стороны Нарбутабия (с.25.), завоевание Ура-тюбинского владения Худаярбием (с.28.), описание завоевания Туракургана Нарбутабием(с. 31.), завоевание Андиджана Нарбутабием (с. 34.), описание стремления Нарбутабия и Худаярби для встречи и их неудачное возвращение (с. 35.), описание встречи Нарбутабия с Шахмурадбием (с. 37.).

Мухаммад Хакимхан в своем сочинении более подробно останавливается на событиях периода правления Алимхана, который правил в 1798- 1810 гг. (с. 51- 110). В нм рассказывается о военных походах Алимхана против Байбуты и завоевание их крепости (с. 51), военный поход Хан ходжи в Ташкентскую области и его гибель от руки Юнуса ходжи, правителя Ташкента (с.54), завоевание Туракургана и Чуста Алимханом (с. 57), второй военный поход Алимхана на Чуст (с.59), поход Юнус - ходжи на Хаелбанак и Коканд и его поражение (с.61), описание победы Алимхана над Юнус - ходжой (с. 62), завоевание Худжанда Алимханом (с. 65), завоевание Ура-тюбе Алимханом (с. 68), военные походы Алимхана Джиззак и его поражение (с. 71), военные походы Алимхана Ура-тюбе (с. 74), военные походы Умархана Ташкент (с. 75), военные походы Алимхана Ура-тюбе (с. 82), военные походы Алимхана Ташкент (с. 86), внутреннее состояние ханства (с.89), описание покушения на жизнь Алимхана (с.92), описание смерти Алимхана (с.102-125).

Большое место в произведении (с.127-270). Уделено периоду правления Умархана (1810- 1822 гг.). Здесь также подробно рассмотрена военно-политическая история Кокандского ханства: например, начало правления Умархана (с. 127), военные походы Умархана Джиззак (с. 130), описание военных походов Умархана против эмира Хайдара (с. 131), завоевание города Туркестан Умарханом (с.133), военные походы Умархана в Самарканд и его поражение (с. 138), описание событий захвата Махмудхана Умарханом в Ура-тюбе (с.140), военные походы Умархана на Ура-тюбе и его поражение (с. 148- 149), военные походы Умархана Джиззак (с. 156), описание пребывания Умархана на охоте в Маргелане и Андижане (с. 157-176), новый поход Умархана Ура-тюбе (с. 159), описание брака Умархана с дочерью Саидгози - ходжи (с. 188), описание бегства Джахонгирходжи и Хаккулибия в Кашгар и их неудачное возвращение (с. 196), описание брака сына Умархана Абдуллахана в Ташкенте и посвящение ему этой области (с. 200), описание гибели Раджаба кушбеги1 в городе Чуст (с. 216), военные походы Умархана на Ура-тюбе, Джиззак и Самарканд и его поражение (с. 229), описание гибели Махмудхана (с.241), описание заключения Джахонгирходжи Умарханом (с. 244), посещение Умархана городов Туракурган, Намангон и Касан (с. 248), военные походы Умархана на Ура-тюбе и Замин (с. 257), описание наставления Мухаммадалихана Мухаммад Хакимханом за «неправильные» поступки (с. 261), описание смерти Умархана (с. 270).

Повествованию о годах правления Мухаммадалихана (1822- 1842 гг.) уделено большое внимание. Исторические события начинаются правлением Мадалихана, и далее отражена личная жизнь автора данного сочинения Мухаммада Хакимхана, его семилетнее путешествие в некоторые города мира, как Ташкент, Туркестан, Шамай, Омск, Ирбит, Оренбург, Царицын, Астрахань, Мазандаран, Закавказье, Синоп, Кайсари, Латакия, Дамаск, Газо, Каир, Сувейш, Янбо, Джидда, Мекке, Мадине, Кусейр и Арабская пустыня, еще Каир, Газа, Куддус, Хервон, Набулус, Дамаск, Багдад, Хамадан, Рашт, Тегеран, Нишапур, Мешхед, Маймана, Андхой, Бухара и др. (с. 334- 562). После этого Мухаммад Хакимхан продолжает описывать в своем сочинении основные политические события Кокандского ханства в 30-40-х годах XIX в., начиная с военного похода Мадалихана на Ура-тюбе (с. 566), описания военных походов кокандских правителей на Кошгар (с.573), завоевания Каратегина и Кухистана кокандскими правиталями (с. 583- 588), описания старания Мадалихана жениться на своей мачехе Ханпашше (с. 594), описания отправления письма от имени Мухаммада Хакимхана и Султан Махмудхана эмиру Насрулле с просьбой остановить Мухаммадалихана от совершения незаконного поступка (с.600), военные походы Мухаммадалихана Джиззак и крепость Пешогар и его поражение (с. 603), военные походы Мухаммадалихана Худжанд и его бегство (с.612), описания казны Мухаммадалихана, Султан Махмудхана и Мухаммада Аминхана (с. 626).

События времн правления Шералихана (1842- 1845гг.) описаны более подробно в приложении данного произведения. Сообщается о походе на Ташкент и восстановлении там кокандского господства. Далее о некоторых походах Шералихана и его сына Абдурахмонбека Ура-тюбе. Затем внимание концентрируется на внутриполитической борьбе в Фергане и установлении власти одной из групп знати ферганских кипчаков. Ярко описаны безуспешные попытки подавить мятеж кипчаков, разлад среди кокандской знати, взятие кипчаками Коканда. В конце описывается антикипчакское выступление в Коканде, убийство Шералихана, кратковременное правление Мурадхана и его казни Худаярханом (с. 626-682)1.

Основные политические события Кокандского ханства XVIII- 40-х г. XIX в

В ходе исторического процесса в Средней Азии в XVIII в. сложилась ситуация, которая привела к образованию системы трх обособленных феодальных государств: Кокандского и Хивинского ханств и Бухарского эмирата. Новым было возникновение третьей крупной политической единицы - Кокандского ханства. Для того, чтобы разобраться в этих сложных процессах, немаловажно понять основные принципы и последствия политической раздробленности Средней Азии. В связи с этим, следует рассмотреть предпосылки образования Кокандского ханства и характерные черты его истории. Это позволит глубже разобраться в вопросах, отражающихся в «Мунтахаб ат-таварих», и сообщениях его автора, полно оценить комплекс проблем, сведений, содержащихся в данном источнике.

Подобные события, потрясшие Среднюю Азию в первой половине XVIII в. были в большей или меньшей степени характерны для такого крупного и важного региона, как Фергана. Это объяснялось определенным уровнем развития е экономики, географическим положением и конкретной расстановкой этнополитических сил.

Правителям из племени минг для легитимации своего правления и власти потребовалось придумать легенду об Алтун Бешике, прародителе первых правителей из династии минг. В этой легенде-подделке уже были распределены места и статус династии минг и племен кырк, кипчак киргизов, также мусульманского духовенства в лице чадакских ходжей в иерархии власти ханства. Эта легенда нашла свою письменную версию в период правления Умархана стараниями историка Мушрифа Исфараги в его произведении «Шахнамайи нусратпам». Автор «Краткой истории Кокандского ханства» В. Наливкин писал, что для перехода изложенные событий, непосредственно касающихся истории Кокандского ханства, «необходимо начать с тех преданий в начале родословной Кокандской династии Минг, которые встречены в туземной литературе»1.

Суть данной фальсификации о генеалогии правителей из династии минг такова: в 1510 году войска Шейбанихана были разбиты иранцами-кизилбашами около Махмудабада, а сам он убит во время преследования.

Через полгода против него выступил Убайдуллахан, один из родственников Шейбанихана. Несмотря на то, что войска Убайдуллахана были значительно малочисленные объеденных иранских и бабуровских войск, последний потерпел около Гиждувана такое поражение, что едва успел захватить сына, двух жн и нескольких приближенных из Самарканда и бежал с ними в Кабул2.

Во время бегства из Самарканда одна из жн Бобура, Сейдафак, была на последнем сроке беременности, когда беглецы вошли в Фергану и двигались по той самой пустыне, которая лежала в то время между Ходжентом и Канибадамом, Сейдафак почувствовала родовые боли и здесь же по дороге у не родился сын. Из-за угрожающей опасности они вынуждены были оставить новорожденного на произвол судьбы и бежать дальше. Ребнка завернули и положили кустом у самой дороги. У Бабура был кулек, с драгоценностями, он и оставил около сына.3

В то время в данной местности было несколько аулов из узбекских племн: Кырк Кыпчак, Кыргиз и Минг. Мальчик был помещн в ауле из рода Минг. Здесь ему нашли кормилицу. Непосредственный надзор поручили нескольким уважаемым представителям аулов трех племен и дали ему имя Алтун бишик.1

По достижении Алтун-бишиком совершеннолетия народ дал ему в жны по одной девушке из каждого рода. Старшая его жена Кутлы-хон была из рода Минг. От не родился единственный сын Алтун бишика Илик Султан2, иначе называвшийся Тангри-яр или Худояр. Его тоже женили, и у него родился сын, которого звали Мухаммад Эмин, сын его назывался Абдулкасым. От него тоже родился сын Шахмастбий, сын его был Шахрухби и от него двое сыновей Ашурби и второй Шахрухбий. Время от рождения Алтун бишик до Шахрухбия протянулось десять поколений за двести лет3.

Согласно преданиям Алтун бишик умер в 1545 году. Сын его Тангри-яр сделался в последствии правителем Ферганы, но именовался не ханом, а бием. Этот же титул присваивался и его потомкам до Алимхана4.

По сообщениям Мухаммада Хакимхана «Минг (мингские правители) было семь, продолжительность их султанства в государстве Ферган-100 лет. Первый из них - Рахимхан ибн Шахрух Аталик ибн Мухаммад Холикбий ибн Чамашбий, был мюридом прибежище, наставление истинного пути – Мауланы Лутфуллаха Чусти, а тот – мюридом султана святых и помощника избранных Махдуми Азама, для святится драгоценная тайна его»5.

Начало Кокандскому ханству положило Кокандское владение узбекского племени минг, которое возникло в 1709 г. и занимало выгодное географическое и политическое положение в центральной части Ферганы. Согласно преданию, по инициативе знати окрестностей нынешнего Коканда правителем был провозглашен Шахрухбий из мингов. Затем из Чодака был приглашен в этот район правитель ходжа с условнем женить его на узбекской девушке. Во время свадбы его убили, перебили его людей и захватили Чодак. Власть Шахрухбия распространилась в северной Фергане от Намангана до Шахидана и Пангаза. Для упрочения власти в окрестностях нынешнего Коканда была заложена крепость, известная как Иски - курган, где поселилась и знать. Шахрухбий стал основателем династии кокандских ханов.

После смерти Шахрухбия в 1721-1722 г., власть унаследовал его сын Абдурахимбий (1722- 1734). В 1725- 1726 г. он отнял Ходжент у Акбутабия юза1, в следующем году покорил Ура - тюбе. А в 1729- 1730 году завоевал Самарканд2. Ему подчинилась также большая часть Ферганы. Эти головокружительнее успехи были непрочными и объяснялись тем, что оседло-земледельческие районы Самарканда и Бухары были тогда уже разорены, а крупнейшие племена поглащены междоусобной войной, Абдурахимбий в этой борьбе выступил на стороне владевших Шахрисябзом кенегасов, враждовавших с мангитами. Союз мингов с кенегасами был скреплен браком Абдурахимбия с Айчучук айим, дочерью Ибрахима аталык3а (по данным «Тарихи Шахрухия» с дочерью правителя Шахрсябза Алимбек валнами/валиниъмат.4). Союз Коканда и Шахрисябза в форме союза двух племен имел политическое значение и просуществовал до 60- х гг. XIX в. Силы были объединены для борьбы с общим врагом- мангытской Бухарой5. В 1734- 1735г. Абдурахимбий был убит.

Его брат и преемник Абдукаримбий (1734- 1751) перенес резиденцию в Иски-урда1, на место нынешнего Коканда, и заложил там в 1740 г. новый город, обнеся его стеной. В 1741- 1745 гг. им были отражены нападения джунгар2. В этой борьбе Коканд поддерживали кипчаки, киргизы и правитель Ура-тюбе Фазилбий юз.3 В деле объединение Ферганы кокандским правителем приходилось вести борьбу и с кочевниками. Во время набегов против киргизов на окресности Маргилана погиб младший брат Абдулкаримбия Шадиби, правитель этого города, по ошибке принятий местными жителями за врага.

В конце 40- х г. XVIII в. кипчаки избрали в степях Язы своим ханом Шигая и произвели набег на Араван - кишлак близ Коканда. Абдукарим завершил ответный поход против них на север Ферганы и выбил их из Туракургана. После этого он вмешался во внутренние дела Самаркандского удела, совершив в 1745 г. поход на Мийанкал.

Основные политические события Ура-тюбинского владения и Худжанда в первой половине XIX в

Укрепление политической мощи Кокандского ханства началось в первом десятилетии XIX в.: когда ханский престол занимал сын и преемник Нарбуты, Алим-хан. Положение Алим - хана на престоле было крайне непрочно. Он всюду встречался с сопротивлением со стороны сподвижников своего отца, привыкших действовать по своему усмотрению, не считаясь с интересами ханской власти. Даже правитель такого незначительного города, каким был тогда современный крупный кишлак Исфара, не хотел считаться с распоряжениями хана и оказывал ему вооруженное сопротивление. Правитель другого незначительного городка Чуста, желая отомстить хану за одного из своих родственников, поднял мятеж и начал грабить окрестности столицы ханства. Мятеж удалось подавить с большим трудом. С первых же лет своего правления Алим-хан вступает в упорную борьбу с Бухарой за обладание Ура-тюбе и Джизаком, защищавшим подступы к «Худжандским воротам». Хотя Алим-хан совершил около 15 походов против Ура- тюбе, однако исход борьбы остался неопределенным. Господствующее положение в Ура-тюбе занимала знать узбекского племени юз, смотря по обстоятельствам, то к Бухаре, то к Коканду, но фактически оставшася независимой. Худжанд также иногда выходил из-под власти хана и требовал значительных сил для защиты его против притязаний соседей1.

В начале XIX века Ура-тюбинское владение стало «яблоком раздора» между Бухарским и Кокандским ханствами. Первое государство захватило Джизак, а второе - Худжанд. Одна из причин ослабления этих таджикоязычных владений заключается в том, что к этому времени более крупное государственное образование, как Бухарский эмират, начинало выходить из состояния хозяйственной разрухи, а в Кокандском ханстве завершился процесс образования и укрепления самостоятельного крупного государства за счт некоторых владений в густо населенной Ферганской долине и в Ташкентском оазисе. Оба эти государства укрепились экономически и политически, в них укрепилась центральная власть.2

Кокандское ханство был заинтересовано в захвата городов Худжанд и Ура-тюбе, лежавшим к югу от Ташкента, при входу к запада в Ферагнскую долину. Здесь обитало племя Юз, наиболее воинственное из узбекских племен. Помимо крупного экономического значения этих местностей, Худжанд и Ура-тюбе, будучи сильными крепостями, имели весьма важное стратегическое значение, как для Бухары, так и для Коканда, поэтому эти владения служили яблоком раздора между двумя ханствами3.

Академик А. Мухтаров в своих трудах, посвященных истории Ура-тюбинского владения приводит основные причины междусобных войн из за этих владений:

Во- первых, географическое расположение города Ура-тюбе, как сильно укрепленной крепости, в частности, имело большое стратагическое значение. Завладев Ура-тюбе, эмир мог постоянно держать под угрозой южные границы Кокандского ханства (особенно Худжанд, завоеванный кокандцами в начале XIX в.) и наоборот: овладев Ура-тюбе, кокандский хан мог постоянно угрожать владениям Бухары, в частности, Джизаку, отнятому бухарцами в конце XVIII столетия у уратюбинских хакимов. Кроме того, Ура-тюбе был ключом к долине Зеравшан-Матча и Фалгару, которые экономически польностью зависели от Ура-тюбинского вилаета. Матча и Фалгар в начале прошлого века (т.е. XIX в. - А.Дж.) перешли во владение бухарского эмира, и последний не мог смириться с тем, что ключ к этим бекствам, Ура-тюбе, находился в руках кокандцев.

Во- вторых, большинство пахотных земель вилаета раплогалось в предгорьях туркестанского хребта, хорошо орошенных потоками, что позволяло собирать урожай и тогда, когда другие, большей частью степные, районы Средней Азии охватывала засуха.

Во- третьих, бухарский эмир и кокандский хан, не удовлетворяясь доходами, получаемыми с подвластного населения, искали дополнительные источники для пополнения своей казны. Одним из таких источников было ограбление соседних народов. Ура-тюбинское владение было густо населено: в конце XVIII в. вместе с жителями Джизака и Худжанда оно имело более 100 тысяч населения. Завладев этим вилаетом, ханы за счет налогов и повинностей могли основательно обогатить свою казну. Кроме того, надо отметить и обычное стремление восточных деспотов к расширению своей территории путем завоевания соседних владений, что, по их мнению, повышало престиж и могущество правителей в глазах соперников и угнетенных народов. Династическая борьба, происходившая внутри узбексого племени юз, облегчала соседними правителям захват данного владения1.

Тюбинского владения совершали многочисленные походы то Коканд, то Бухара. Перевес в этот период был на стороне Коканда. Это объясняется рядом причин. 1. Внимание эмира было отвлечено, он пытался ликвидировать последствия неурожая, голода и волнений 1810 г., а также занимался подавлением восстания китай - кипчаков. 2. Основные силы эмира были направлены на борьбу с непокорными ему правителями Шахрисябза и на войну с Хивой. Борьба наследников эмира Хайдара за власть в Бухаре также на время отвлекла его внимание от борьбы за Ура-тюбинское владение. Все это было на руку кокандским ханам, которые все чаще совершали грабительские походы на Худжанд и Ура-тюбе1.

Взойдя после смерти отца на кокандский престол и увидев себя во главе государства уже вполне обособившегося и настолько сильного, чтобы в случае подобности иметь возможность помириться даже и с таким соседом как Бухара, Алим принял титул хана, (по сведениям Й. Косимова в 1805 году)2 вследствие чего и сама Фергана получает название Кокандское ханство.3

Государственные задачи нового ханства вполне определились уже при Алимхане, которому удалось не только вновь объединить под своей властью Фергану, распавшуюся после смерти Нарбуты, но подчинить также Ташкент и Чимкент. Столкновения с бухарцами происходили из-за Ура-тюбе и Джиззака, кроме того, кокандские ханы со времн Алимхана старались подчинить себе области, вошедшие в восточную часть Бухарского ханства, -Каратегин и Дарваз. Кокандцы оказывали поддержку кашгарским мусульманам, восставшим против Китая, и старались распространять свою власть в эту сторону. Известно, что одно время китайское правительство даже признало за кокандским ханом право собирать в свою пользу подать с населения Кошгарии1. Для своих походов Алимхан нуждался в средствах и облагал население тяжелыми поборами, в то же время он старался заменить узбекскую военную аристократию постоянным войском, главным образом из горцев Каратегина. В народе Алимхан получил прозвище «Алим – залим» (Алим-тиран), подобранное в рифму его имени. Кроме узбекской аристократии, он вел борьбу с духовенством, особенно с суфиями дервишами, последователями ордена каландария, которых старался насильно обратить к полезному труду2.

Надо отметить, что начало XIX века, период правления Алимхана и Умархана, по сравнению с последующим периодом истории Кокандского ханства, было более спокойным. Государство, можно сказать, находилось в зените своей славы. Чтобы завоевать Ура - тюбинское владение, кокандские ханы предприняли более двадцати походов. Иногда они посылали своих военначальников, чаще же сами возглавляли походы. Город Ура-тюбе обычно осаждался, но его далеко не всегда удавалось захватить. Основным противником кокандских правителей в их поползновении на Ура-тюбе был бухарский эмир Хайдар. Войска его за это время совершили более десяти походов. И, если им удавалось овладеть Ура- тюбе, они ставили там угодных им лиц. Обе стороны назначали правителей из числа ранее правившей в Ура-тюбе династии из племени юз. Лишь изредка это поручалось представителям других родов. Тут, очевидно, главную роль играли местные жители, не оставившиеся безразличными к борьбе, происходившех из других династий воспринимались населением как нечто незаконное и оно угрожал, что свергнет такого правителя3.