Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политика советского государства по отношению к мусульманской религии в 1917 - 1945 гг. Ахмадуллин Вячеслав Абдулович

Политика советского государства по отношению к мусульманской религии в 1917 - 1945 гг.
<
Политика советского государства по отношению к мусульманской религии в 1917 - 1945 гг. Политика советского государства по отношению к мусульманской религии в 1917 - 1945 гг. Политика советского государства по отношению к мусульманской религии в 1917 - 1945 гг. Политика советского государства по отношению к мусульманской религии в 1917 - 1945 гг. Политика советского государства по отношению к мусульманской религии в 1917 - 1945 гг. Политика советского государства по отношению к мусульманской религии в 1917 - 1945 гг. Политика советского государства по отношению к мусульманской религии в 1917 - 1945 гг. Политика советского государства по отношению к мусульманской религии в 1917 - 1945 гг. Политика советского государства по отношению к мусульманской религии в 1917 - 1945 гг. Политика советского государства по отношению к мусульманской религии в 1917 - 1945 гг. Политика советского государства по отношению к мусульманской религии в 1917 - 1945 гг. Политика советского государства по отношению к мусульманской религии в 1917 - 1945 гг.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ахмадуллин Вячеслав Абдулович. Политика советского государства по отношению к мусульманской религии в 1917 - 1945 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Москва, 2002.- 241 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-7/731-8

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. СТРОИТЕЛЬСТВО КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-МУСУЛЬМАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В 1917-1941 годах 21-96

1. Государственно-исламские отношения в первое десятилетие Советской власти 21-59

2. Советское государство и умма в конце 20-х - начале 40-х годов 60-93

Выводы по главе 94-96

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К МУСУЛЬМАНСКИМ ОБЪЕДИНЕНИЯМ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 97-171

1. Эволюция советских государственно-исламских отношений в первом и во втором периодах войны 97-123

2. Новый уровень государственно-мусульманских отношений в 1944-1945 годах 124-144

3. Использование мусульманского фактора в противоборстве СССР и фашистской Германии 145-167

Выводы по главе 168-171

Заключение 172-190

Список источников и литературы 191-223

Приложения 224-241

Введение к работе

Одной из острейших проблем современного мира сегодня становится международный терроризм. Нередко террористы пытаются выступать под прикрытием исламской идеологии. Иногда при этом делается упор на негативный опыт во взаимоотношениях Советского государства и мусульманских объединений.

В новой России сделано уже немало для решения религиозных проблем самого различного уровня. Пожалуй, самое главное - это провозглашение и гарантирование религиозных свобод Конституцией России. Так, в статье 13 Основного закона сказано: "Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом"1. Принятый 26 сентября 1997 года Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" провозглашает право личности исповедовать любую религию или не исповедовать никакой . В этих документах прослеживается опора на опыт прошлого, подчас очень тяжёлый, но извлечение из него уроков жизненно необходимо для нашей страны. И речь, прежде всего, должна идти об истории взаимоотношений светских властей с религиозными институтами, о самой истории проникновения религии на территорию России, о значении религии в самые трудные годы испытаний. Тем более что сегодня все более и более набирает силу тенденция отождествления национального и религиозного факторов, характерная для двадцатых годов XX века.

Актуальность рассматриваемой проблемы заключается в следующем.

Изучение взаимоотношений Советского государства и мусульман с 1917г. по 1945 г. имеет большое практическое и научно-познавательное значение. Это обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, резким возрастанием роли и значения правильной научно обоснованной политики Российской Федерации в отношении

1 Конституция Российской Федерации. - М., 1993. - С. 8. См.: Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник. 2-е изд., доп. и перераб. - М., 1997. - С. 16.

4 мусульманского мира вообще и ислама в частности, на современном этапе1. Ведь возможности российских мусульманских объединений достаточно велики. На февраль 1998 года было зарегистрировано свыше 40 мусульманских центров. Число явных и потенциальных мусульман в РФ достигает 20 млн человек . Наблюдается бурный рост количества мечетей по всей стране. Только в Дагестане количество мечетей выросло со 160 до 5 тысяч . Творческое, критическое использование прошлого опыта Советского государства по развитию отношений с мусульманами в 1917-1945 гг. может оказаться, по мнению соискателя, полезным в связи с разработкой современной концепции государственно-конфессиональных отношений.

Во-вторых, недостаточной разработанностью данной проблемы. На протяжении длительного времени отечественная историческая наука изучала лишь отдельные аспекты политики Советского государства по отношению к исламу. До сих пор не было комплексного исследования данной проблемы.

В-третьих, необходимо переосмысление ряда теоретических положений и односторонних оценок исторических событий, получивших довольно широкое распространение в научных трудах прошлых лет.

Учёные Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС) подготовили проект такого документа ("НГ-Религии" от 27 июня 2001 года и "Государство, религия, Церковь в России и за рубежом". 2001. - № 4.). Альтернативный проект подготовлен специалистами Института государственно-конфессиональных отношений и права и Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве ("НГ-Религии". - 2001. - 22 августа.). Собственное видение отношений с государством изложено и религиозными объединениями («Основы социальной политики Русской Православной Церкви» и «Основные положения социальной программы российских мусульман»). Ожидается появление подобных документов иудейских и протестантских объединений.

См.: Полосин В. Население России и вера в иное // НГ-Религии. -1998.-18 февраля.

См.: Выступление заместителя Председателя правительства Российской Федерации на Всероссийской научно-практической конференции "Ислам в России: традиции перспективы" // Ислам Минбэре. - 1998. - №1(39) январь.

В-четвёртых, актуальность данной проблемы связана и с практическими потребностями развития Вооружённых Сил Российской Федерации на современном этапе1, а также борьбой против международного терроризма, прикрывающегося, как правило, исламскими лозунгами.

Исследование охватывает период с 1917 г. по 1945 г. Это время формирования отношений Советского государства и ислама. Тогда отчетливо проявились важные тенденции, которые действовали и в последующем.

В отношениях Советской власти и уммы в изучаемых временных рамках можно условно выделить несколько периодов.

Первый период охватывает примерно первые десять лет после установления Советской власти. Для него был характерен поиск компромисса с исламом как с мировоззрением и социокультурной системой, которую большевики рассчитывали использовать и для закрепления своего положения внутри страны, и для реализации идеи мировой революции. Главной чертой этого времени были попытки найти точки соприкосновения власти с исламскими институтами, вовлечь их в новое государственное строительство.

Для первого десятилетия Советской власти было характерно отсутствием агрессивного натиска на мусульман, хотя верующие других конфессий, особенно православные, подвергались насилию. Употребляя современную терминологию можно сказать, что большевистские политтехнологи очень точно уловили конъюнктуру и продумали вектор продвижения на вершину пирамиды власти. Уничтожение идеологических противников, в том числе и религиозных институтов, требовало колоссальных сил, а самое главное - их рационального распределения во времени и пространстве. Несмотря на желание покончить как можно быстрее со всеми чуждыми идеями и их носителями, руководители Советского государства вынуждены была пойти на ряд серьёзных компромиссов. Одним из них стало конструктивное сотрудничество с мусульманами. В период

1 См. приложение 1.

Гражданской войны и вплоть до конца 20-х годов шариатские суды, вакфы, муллы были довольно удачно интегрированы в советскую судебную, хозяйственную и образовательную системы.

В конце 20-х годов И.Сталин настолько укрепил своё положение в партийно-государственной иерархии, что посчитал возможным устранение ислама как такового из жизни советского общества.

Доминирующей тенденцией второго периода начавшегося в 1928 году и длившегося до начала Великой Отечественной войны, по мнению автора, стала демонстрация агрессивного неприятия ислама. Это проявилось в жёсткой локализации религиозной жизни пределами культовых сооружений и прямом уничтожении всего, что было связано с этим культом. В данный период заметно активизировались все элементы антирелигиозной системы Советского государства - от общественных организаций до репрессивных органов, ревностно выполнявших директивные установки партии. Противоборство с исламом, по мнению автора, было острее, чем до октября 1917 года.

Третий период продолжался с 1941 г. по 1945 г. Это героическое и трагическое время оставило глубокий след в жизни общества. Произошла смена курса Советского государства по отношению к религиозным объединениям страны. Конфессии стали мощнейшим ресурсом СССР в достижении победы над Германией и инструментом формирования положительного образа страны в мире. Это во многом способствовало притоку значительных средств в СССР по линии международного государственного сотрудничества и по каналам общественных, в том числе и религиозных организаций.

Степень разработанности проблемы. Изучение значительного массива источников и литературы по проблеме позволяет выделить два этапа в разработке практики взаимоотношений государственного аппарата СССР с исламскими институтами. Первый этап длился с 1917г. до середины 80-х гг., второй этап - с середины 80-х гг. до настоящего времени.

Первый опыт изучения государственно-исламских отношений появился

в годы Гражданской войны. Это нашло отражение в работах, письмах,

телеграммах В.И.Ленина1, в выступлениях И.В.Сталина, С.М.Кирова и

многих других известных руководителей Советского государства в

документах самого высокого уровня . Особое внимание обращалось на необходимость учета ислама в практике советского строительства.

Проблему политической ориентации мусульман страны в первые годы существования СССР осветил Л.Климович. Делая вывод о реакционной сущности ислама, он в то же время отметил модернизацию отдельных культовых норм ислама. Наиболее известные работы 30-х годов принадлежат И.Скворцову-Степанову, А.Аршаруни, Х.Габиуллину и др.4 В них анализировались политические концепции идеологов ислама, выразившиеся в стремлении создать единое мусульманское государство - от Турции до Средней Азии и Поволжья.

Попытку выделить аспект взаимопроникновения ислама и националистических идей в Поволжье предпринял Г.Касимов. Однако его идеи свелись к персональным обвинениям некоторых лидеров партии и

По подсчётам диссертанта, В.И.Ленин обращался к рассмотрению религиозных вопросов примерно в двухстах своих работах.

2 См.: Ленин В.И. Поли. собр. соч. - Т. 38. - С. 158-159; - Т. 51. - С. 175; - Т. 53. - С. 189; Киров СМ. Избранные статьи и речи. - М., 1957. - С. 127; Хрестоматия по истории СССР, 1917-1945 гг. - М., 1991. - С. 213; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М., 1984. - Т. 2. - С. 67-165, 319-418; Протоколы VIII съезда РКП(б). 18-23.03.1919 г. -М., 1933.

См.: Климович Л.И. Ислам в царской России: Очерки. - М., 1936; Он же. Об исламе. - М., 1937.

4 См.: Скворцов-Степанов И.И. Задачи и методы антирелигиозной пропаганды. - М., 1924; Он же. Мысли о религии: Избранные антирелигиозные произведения. - М., 1936; Он же. Очерки развития религиозных верований: Пособие для преподавателей партийных и советских школ. - М., 1921; Аршаруни А., Габиуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. - М., 1931; Аршаруни А. СССР и народы Востока. -М., 1925; Ислам: Сборник статей. -М., 1931.

8 государства в "потакании исламистам"1. Ряд авторов акцентировали внимание на вреде религии для социалистического общества . Для написания работ такого рода привлекались и бывшие служители мусульманского культа, привлечённые советской властью к активной антирелигиозной работе3. Большинство трудов носило ярко выраженный политизированный характер. В 20 - 30-е годы, тем не менее, были выпущены сборники документов и статей по различным сторонам государственно-религиозных отношений4.

В рассматриваемый период происходит зарождение и становление советской военной школы исламоведения. Одним из её создателей стал -К.Г.Василевский. В качестве исходной позиции своей концепции он констатировал особый характер мусульманской религии. В целом, по мнению К.Г.Василевского, ислам в Советском Союзе выступал как активная контрреволюционная сила5. Откровенно высказанные в книге взгляды на

См.: Касимов Г. Пантюркистская контрреволюция и её агентура -султангалиевщина. - Казань, 1931; Он же. Идеология национал-фашистов (Султангалиевщина и иттихадисты) - Самарканд, 1931; Он же. Султангалиевщина - её исторические корни. (На татарском языке). - Казань, 1930.

См.: Ярославский Ем. Как родятся боги. - М, 1923; Шейман М. Война и революция. - М., 1929; Зарин П. Политическая маскировка религиозных организаций. -М., 1934; Кандидов Б. Церковь и шпионаж. -М., 1938. (Один из разделов этой книги называется "Муллы - вредители, диверсанты, шпионы"); Беляев В. Против контрреволюционной деятельности церковников. - Л., 1939; Дягилев Д.В Церковники и сектанты на службе контрреволюции. - Челябинск, 1939; Путинцев Ф.М. О свободе совести. -М., 1939 и др.

3 См.: Думави Н. Современное татарское духовенство и его
деятельность. - Казань, 1929.

4 См.: Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 - 1937). -
М., 1940; Конституции и конституционные акты Союза ССР (1926-1936). -
М., 1940; Религия и общество: Сборник статей по изучению социальных
основ явлений Древнего мира. - Л., 1926; Гидулянов П.В. Отделение церкви
от государства. - М., 1926, 1929; ХХ-летие отделения церкви от государства:
Сб. статей. - М., 1938; Религия и церковь в капиталистическом государстве.
(Тезисы для докладов). - М., 1941.

5 См.: Василевский К. Г. Ислам на службе контрреволюции. - М., 1930.

9 роль и место ислама находились в русле того видения мира, которое было в основе государственной идеологии Советского Союза. К сожалению, многие представители военной школы исламоведения, в том числе и сам К.Г.Василевский, были репрессированы в 30-е годы. Во многом, поэтому сегодня весьма остро чувствуются пробелы в отечественном исламоведении, в том числе и при проведении антитеррористической операции в Чечне.

В период Великой Отечественной войны исследований по исламской проблеме не проводилось.

С середины 40-х гг. и до середины 80-х гг. XX в. продолжался первый этап в освещении отношений между Советским государством и мусульманскими объединениями страны. Для этого времени характерно отражение некоторых сторон взаимодействия государственного аппарата и уммы по отдельным регионам СССР, проведения атеистической работы .

Укажем также диссертационные исследования рассматриваемого периода . Одним из главных достоинств этих работ является богатый фактологический материал. В нём отражена гибкость Советского государства при строительстве государственно-исламских отношений. Недостатками

1 См.: Сабитов Н. Мектебы и медресе у казахов. - Алма-Ата, 1950; Сухарева О.А. Ислам в Узбекистане. - Ташкент, 1960; Вагабов М.В. Ислам -защитник рабства женщин. - Махачкала, 1963; Абазанов М.А. О вреде пережитков шариата и адатов в Чечено-Ингушетии и путях их преодоления.

- Грозный, 1963; Каратаева В.А. Борьба против шариата и вредных адатов.

- Грозный, 1975; Маджидов P.M. Развитие атеизма в Таджикистане. -
Душанбе, 1975; Кулиев Н. Антинаучная сущность ислама и задачи
атеистического воспитания трудящихся в условиях Советского
Туркменистана. - Ашхабад, 1960; Авксентьев А.В. Ислам на Северном
Кавказе. - М., 1972; Ишмухаметов В.А. Социальная роль и эволюция ислама
в Татарии. - Казань, 1973.

См.: Маршудли Г.Д. Ленинские принципы о свободе совести и их осуществление в Азербайджане: Дис. ... канд. филос. наук. - Баку, 1981; Хакимов 3. Осуществление свободы совести в республиках советского Востока: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1984; Зюзин А.И. Деятельность Коммунистической партии по атеистическому воспитанию воинов Красной Армии в период борьбы за победу социализма в СССР (1918 - 1938 гг.): Дис. ... канд. ист. наук. - М., 1980.

10 исследований стали переоценка степени атеизации населения, смягчение многих негативных моментов, что объяснимо временем их написания.

Социально-политические изменения, начавшиеся в Советском Союзе в 1985 году, позволили отказаться от чрезмерно идеологизированного подхода в рассмотрении истории нашей Родины, увидеть государственно-исламские отношения в новом свете. Это даёт возможность утверждать, что с середины 80-х годов начался качественно новый, второй этап в освещении проблемы взаимоотношений между институтами Советского государства и мусульманами . Появляется и ряд диссертаций, в которых авторы с позиций современных подходов показывают изменения государственно-исламских отношений . Особенностями данного этапа являются широкое использование

См.: Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. (Взаимоотношения Сов. государства и религии). - М.: Политиздат, 1991; Бугай Н.Ф. Л.Берия -И.Сталину: "согласно Вашему указанию..." (О депортации народов СССР в 30 - 40-е гг.). - М., 1995; Государственно-церковные отношения в России. -М., 1993; Фаизов Г. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. - Уфа, 1995; Кривова Н.А. Власть и Церковь в 1922-1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. - М., 1997; Национальная политика России: история и современность. - М., 1997; Национальные истории в Советском и постсоветских государствах. - М., 1999; Одинцов М.И. Государство и церковь. - М., 1991; Он же. Государство и церковь в России, XX век. - М., 1994; Он же. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. -М, 1995.

2 См.: Елисеев А.Л. Политика Советского государства по отношению к РПЦ в 20-30-е гг.: Дис. ... канд. ист. наук. - М, 1997; Емельянова Н.М. Ислам как фактор формирования этнорелигиозной идентичности у кабардинцев: Дис. ... канд. ист. наук. -М, 1997; Мухаметгалиева С.Х. Ислам в современном социально-культурном развитии Татарстана: Дис. ... канд. ист. наук. - М., 1997; Дурдыева Я.К. Социально-политическая направленность исламоведческих исследований западных советологических центров: Дис. ... канд. ист. наук. -М., 1990; Напсо Н.Т. Восточные легионы в вермахте в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. - Майкоп, 2000; Шимон И.Я. Отношения Советского государства и Русской Православной церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Дис. ... д-ра ист. наук. - М., 1995; Саубянов Х.А. Исламская культура тюркских народов Поволжья и Приуралья: традиции и современность: Дис.... канд. ист. наук. -М., 2000.

ранее засекреченных архивных материалов, уход от догматического подхода в рассмотрении проблемы. Это позволяет выявить ранее скрытые моменты отношений между государственными и исламскими институтами в истории нашей страны. Но надо заметить, что не все авторы смогли отказаться от чрезмерно идеологизированного подхода1.

Наиболее известными российскими специалистами по государственно-исламским отношениям являются: Р.Набиев, Т.Саидбаев, А.Малашенко, А.Нуруллаев, Р.Ланда . В диссертации Р.Набиева дан глубокий анализ строительства государственно-мусульманских отношений в контексте государственно-религиозных отношений в Поволжье и в Приуралье в 20 -30-е годы, раскрыты механизмы реализации доктринальных установок высших партийных и государственных органов в области религиозной политики. В трудах Т.Саидбаева акцент сделан на политике Советского государства по отношению к исламу и его институтам в республиках Средней Азии, показана роль отдельных личностей при проведении секуляризации в этом регионе. В диссертации А.Малашенко на основе широкого использования источников и литературы Запада и Востока раскрываются роль и место ислама в жизни Советского Союза и стран СНГ. В диссертации А.Нуруллаева рассматривается динамика постепенной трансформации некоторых установок ислама в соответствии с теми

См.: Татьянчиков А.В. Советская историография деятельности государства и партии по атеистическому воспитанию в переходный период (1917 - конец 30-х гг.): Дис. ... канд. ист. наук. - Казань. 1988.

См.: Набиев Р.А. Политика Советского государства по отношению к религии и церкви в 20-30-е годы (на материалах национальных республик Поволжья и Приуралья): Дис. ... д-ра ист. наук. - Казань, 1992; Саидбаев Т.С. Ислам и общество (опыт историко-социологического исследования). - М., 1978; Саидбаев Т.С. Ислам и общество. Анализ изменений роли и функций религии в социалистическом обществе: Дис. ... д-ра филос. наук. - М., 1980; Малашенко А. В. Феномен ислама в политической жизни СССР/СНГ: Дис. ... д-ра ист. наук. - М., 1994; Нуруллаев А.А. Мусульманские религиозные организации в советском обществе. Эволюция идеологических установок и культовой практики: Дис. ... д-ра филос. наук. - М., 1990; Ланда Р.Г. Ислам в истории России. - М., 1995.

12 глубокими преобразованиями, которые проводились советской властью. Показаны изменения и модернизация некоторых требований к поведению мусульман в новых социальных условиях. В книге известного востоковеда Р.Ланда - "Ислам в истории России" - изложено оригинальное видение роли ислама в истории нашей страны.

Сильной стороной указанных исследований является сравнительный анализ точек зрения ученых самых различных исторических школ: от В.Ключевского до А.Ахмада. Как недостаток надо отметить отсутствие детального анализа государственно-исламских отношений в годы Великой Отечественной войны, роли ислама в противоборстве СССР и Германии.

Роль мусульман в жизни тех или иных обществ, интеграция уммы в советскую систему стали предметом исследования и некоторых иностранных специалистов. К их числу можно отнести таких исследователей, как А.Тойнби, М.Вебер, Р.Пайпс и др.' Сегодня эти вопросы находятся в фокусе внимания небольшого количества западных специалистов, таких как, А.Беннигсен и Ш.Лемерсье-Келькежэ. Заслуживает некоторого внимания и

См.: Тойнби Л. Постижение истории. - М., 1991; Toynbee А. Civilization on Trial and the World and the West. - L., 1993; Arnold Toynbee and Daisaku Ikeda. Chose life: A dialogue. - L.: Oxford University Press, 1976; Kirimli H. Cahiers du Monde Russe ei Sovietique. - P., 1994; Arkoun M. Penser l'islam aujourd'hui. Alger, 1993; Weber M. The theory of social and economic organization. -L., 1947; Пайпс P. Россия при старом режиме. - М., 1993; Pipes R. The third world peoples of Soviet Central Asia II The third world: premises of US policy. - San-Francisco, 1978; Wolf J.B. Islam in the Soviet Union II The World of Islam. - N-Y., 1969; Wheeleer G. Racial problems in Soviet Muslim Asia. - L.: Oxford University Press. 1960; Wheeleer G. The Modern History of Soviet Central Asia. - L., 1965; Daniel Pipes. In the Path of God. Islam and Political Power. - N-Y, 1983; John L. Esposito. Islam. The Straight Path. - L.: Oxford University Press, 1991.; Anour Abdel-Malek. L'islam dans la pensee nationale progressiste II Revue Tier-Monde. 1982. - Vol. XXIII. - Nb 92. Octobre

decembre; B. Lewis. Communism and Islam II International Affairs, № 30, 1954; Bacon El.E. Central Asians under Russian rule. A study in culture change II

Ithara: Cornell University Press. - N-Y, 1966.; Concquest R. The Soviet Union and the Muslim World 1917-1938. - Seatle, 1959; Lewis B. Communism and Islam II International Affairs. - 1954. - № 30; Wheeleer G. Soviet Central Asia. II The Muslim World. - 1966. Vol. 56. - № 4.

13 работа А.Авторханова, непосредственно принимавшего участие в организации школ по подготовке мулл для воинских частей и подразделений в составе вермахта в годы Великой Отечественной войны1. Небольшое количество западных исследователей, занимающихся проблемами советских государственно-исламских отношений, по мнению автора, можно объяснить тем, что СССР перестал существовать. Большинство обращает своё внимание на современные государственно-исламские отношения, особую специфику которым придают события на Северном Кавказе.

Тем не менее на Западе и сегодня некоторые исследователи открывают новые страницы в истории государственно-мусульманских отношений. Делается это через раскрытие весьма специфической проблемы - создание воинских формирований из числа этнических мусульман в составе войск фашистской Германии. Наиболее известным исследователем является И.Хоффманн2.

Методологической основой исследования являются положения теории научного познания, требования общенаучных принципов - объективности и историзма. В процессе исследования автор применил общенаучные методы: логический, анализа, синтеза, а также специально-исторические -проблемно-хронологический метод, периодизации, биографический и др. Из междисциплинарных использовались системный и статистический методы.

Принцип историзма позволил рассмотреть факты и явления в конкретной исторической обстановке, в динамике их эволюции. Принцип объективизма дал возможность изучить проблему без какой либо заданности

1 Bennigsen A., Lemercier-Quelquejay Ch. Sultan Galiev. Le pere de la
revolution tiers-mondiste. - P., 1986; Bennigsen A., Lemercier-Quelquejay Ch.
Islam in the Soviet Union. - L., 1967; Bennigsen A. The Muslim Peoples of Soviet
Russia and the Soviets II The Islamic Review. 1953. - Vol., 43. - № 4;
Авторханов А. Империя Кремля. - Минск; M., 1991.

2 Hoffmann J. Die Geschichte der Wlassow-Armee II Einzelschriften zur
militarischen Geschichte des Zweiten Weltkrieges. - Freiburg. 1984; Hoffmann J.
Die Ostlegionen 1941-1943. Turkotataren, Kaukasier und Wolgafinnen im
deutschen Heer. - Freiburg. 1976, 1986; Hoffmann J. Die Kaukasien 1942/43: Das
deutsche Heer und die Ostvolker der Sowjetunion. - Freiburg. 1991.

14 и конъюнктурности, как при рассмотрении политики Советского государства в отношении ислама, так и при формулировании выводов, уроков, рекомендаций. Используемые методы помогли проанализировать генезис отношений Советского государства и уммы. Диссертант рассматривает их, во-первых, как процесс, во-вторых, как часть истории нашей страны, имеющую важное практическое значение сегодня, в связи с необходимостью использования накопленного положительного опыта в этом вопросе для решения сложных задач не только в Чеченской Республике, но и в целом в стране. Биографический метод помог решить ряд задач, стоящих перед автором: проследить служебный путь ведущих чиновников, занимающихся претворением в жизнь политики по отношению к религии; показать, как они выполняли социальный заказ. Статистический метод позволил наглядно увидеть качество и степень решения исламского вопроса советской властью. Источниковую базу работы составили:

  1. документы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Государственного архива Пензенской области (ГАПО). Автором было изучено около 300 и применено в работе более 130 дел, хранящихся в этих архивах;

  2. документы партийных и государственных органов СССР, произведения В.И.Ленина, И.В.Сталина, работы и статьи лидеров коммунистического и антирелигиозного движений. В них раскрыты практические меры по строительству государственно-исламских отношений;

  1. обращения, послания, письма исламских руководителей. В этих документах определены основные направления, формы и средства взаимодействия с государственной властью, которые предлагались авторитетными представителями уммы;

  2. периодические издания: газеты и журналы прошлого времени, а также современные. Особо интересные материалы по изучаемой проблеме, по мнению автора, постоянно публикуются в газете "НГ-Религии".

Цель работы - провести комплексный анализ политики Советского государства по развитию государственно-мусульманских отношений в 1917 — 1945 годы, выявить степень интеграции уммы в советское общество, сформулировать теоретические выводы и практические рекомендации, которые могут быть полезными в современной практике строительства государственно-исламских отношений.

Исходя из цели исследования, автор ставил перед собой следующие задачи:

изучить процессы становления, развития, трансформации политики Советского государства в отношении ислама;

выявить основные направления этой политики, главные тенденции и противоречия в советских государственно-исламских отношениях;

показать особенности государственно-исламских отношений по регионам и причины их существования;

раскрыть факторы, влиявшие на работу институтов государства, создававших идеологическое обоснование, законодательную базу и проводивших в жизнь практику строительства отношений с мусульманскими объединениями. Показать роль этих институтов государства и отдельных личностей в диалоге с уммой;

- уточнить понятия, отражающие сущностные особенности
изучаемого явления;

- на основе проведённого исследования сделать научно обоснованные
выводы и сформулировать некоторые рекомендации по использованию
накопленного опыта государственно-исламских отношений в современных
условиях.

Объектом исследования в работе выступают деятельность Советского государства в лице его государственного аппарата, принимавшего решения по строительству государственно-религиозных отношений с акцентом на исламский фактор, а также умма в лице её руководящих органов.

Предметом исследования является механизм реализации доктринальных установок высших органов государственного управления СССР по строительству государственно-исламских отношений, ответная реакция в умме, а также влияние этих отношений на состояние страны.

Сегодня складывается парадоксальная ситуация: чтобы понять то или иное явление, связанное с исламом, используется терминологический аппарат, сложившийся вне ислама, а точнее - в европейской, более того, в христианской культуре. Проблема осложняется ещё и тем, что один из основных терминов - "церковь" - стал трактоваться в советской науке как обобщающее понятие для всех религиозных организаций, как объединение последователей той или иной религии1. Такое понимание превалирует и сегодня в российской науке. Диссертант считает, что подобный подход не дает полного понимания рассматриваемого явления. Более того, он малопродуктивен. Тем не менее из-за ограниченности форм методологического инструментария в исламоведении исследователи вынуждены применять устоявшийся терминологический аппарат. Это во многом затрудняет понимание специфики процессов, проходивших в умме.

Необходимо разобраться в структуре и соотношении таких понятий, как: "государственно-конфессиональные отношения", "государственно-религиозные отношения", "государственно-церковные отношения", "государственно-мусульманские отношения" и "государственно-исламские отношения". В научной литературе взаимоотношения между государством и религиозными объединениями, в том числе мусульманскими, традиционно называются государственно-церковными отношениями. С точки зрения автора, неправильно толковать "государственно-церковные отношения" как взаимоотношения между светской властью и всеми религиозными организациями или некоторыми из них. Ведь христианский термин «церковь» даже в широком смысле слова сегодня уже неприемлем для мусульманской, буддийской и многих других конфессий. При этом надо

1 См.: Советский энциклопедический словарь. - М., 1988. - С. 1477.

17 иметь в виду и один деликатный момент: мусульманам, мягко говоря, не нравится отождествление их конфессии с церковью, так как в суннитском исламе нет "посредничества между человеком и Богом"1, каковым является церковь в христианстве. Не существует в суннитском исламе и жёсткой иерархии духовных лиц, что свойственно для РПЦ. Следовательно, использование термина "церковь" за пределами христианства некорректно.

По мнению диссертанта, для обозначения отношений государства с различными конфессиями наиболее адекватным является понятие -"государственно-конфессиональные отношения". Отношение государства к религии, как к идеологии более точно отражается в термине -"государственно-религиозные отношения". Они охватывают и государственно-церковные, государственно-исламские, государственно-иудейские отношения. При этом государственно-исламские и государственно-мусульманские отношения не являются частью государственно-церковных отношений. Данная позиция автора противоречит точке зрения исследователя А.Б.Юнусовой, которая выделяет «государственно-исламские» отношения в отдельную составляющую, но в рамках «государственно-церковных отношений»2.

Исходя из отмеченных методологических оснований, автор приходит к утверждению, что государственно-мусульманские отношения - это самостоятельная часть государственно-конфессиональных отношений, выражающая исторически обусловленную, детерминированную, своеобразную систему взаимосвязи между различными институтами государственной власти и уммы.

Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х - начало 80-х годов XX века). - М., 1986. - С. 15.

2 См.: Юнусова А.Б. Ислам в системе российского законодательства // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. Материалы конференции, 22 - 23 февраля 1999 г. - М., 1999. (Юнусова Айслу Билаловна - доктор исторических наук, профессор кафедры новой и новейшей истории Башкирского государственного университета).

Понятие "государственно-исламские отношения" было введено в научный оборот в 1995 году кандидатом философских наук Г.Фаизовым1. К сожалению, оно употребляется крайне редко и до сего времени не получило широкого закрепления в научном обороте и в законодательной практике2. Но именно это понятие наиболее точно отражает сущность проблемы. Поэтому одной из задач исследователя является закрепление понятий: "государственно-мусульманские отношения" и "государственно-исламские отношения", как наиболее полно отражающих уровни, суть взаимодействия различных институтов государства с уммой и его отношение к самому исламу.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что на основе ранее не известных научной общественности архивных материалов комплексно проанализирована деятельность государственных и партийных органов, а также уммы по строительству государственно-исламских отношений в период с 1917 г. по 1945 г. Диссертант вводит в научный оборот ряд документов, которые при исследовании данного периода не использовались, но они значительно расширяют представления об изучаемой проблеме. При этом предлагаются понятия "государственно-исламские отношения", "государственно-мусульманские отношения", которые, по мнению автора, наиболее точно отражают сущностное содержание проблемы. Изложена позиция автора по вопросам дискуссионного характера. Привлечено внимание к проблемам, недостаточно исследованным в исторической науке. Автором сформулированы выводы и научные

См.: Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. - Уфа, 1995.

2 См.: Ахмадуллин В., Мельков С. Государственно-исламские отношения в России: история, теория, механизмы, военно-политические аспекты. Монография. - М., 2000; Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник. 2-е изд., доп. и перераб. - М., 1997. В этом издании термин "государственно-исламские отношения" употребляется в пункте "Основные периоды истории ислама в России" на с. 265.

19 рекомендации, направленные на использование опыта государственно-исламских отношений в практике государственных органов Российской Федерации и активизирующие научно-исследовательский поиск в данной области.

Изученный автором материал позволяет сделать вывод, что концепция государственно-исламских отношений - это система взглядов на взаимоотношения государственных и исламских институтов, закрепленная в нормативно-правовых актах и находящая свое практическое воплощение во всех сферах жизни общества. Данная концепция не была сформулирована в каком-либо едином документе Советского государства. Автор считает, что одним из главных направлений деятельности Советского государства после победы революции было отделение религии и её институтов от государства, а не церкви от государства, как это трактуется большинством документов и авторов, исследующих данную проблематику.

На защиту выносятся следующие основные положения диссертации:

- обоснование сущности и направлений политики Советского
государства в строительстве государственно-исламских отношений;

- характеристика особенностей государственно-мусульманских
отношений и их периодизация в указанных хронологических рамках;

- результаты степени интегрированное уммы в советское общество;

- выводы и практические рекомендации по строительству
государственно-исламских отношений, направленных на привлечение
мусульман страны к активному строительству новой России.

Апробация исследования и публикации по теме. Автором была написана работа «Политика Советского государства по отношению к мусульманской религии в 1917 - 1945 гг.» Дипломная работа. - М: ВУ, 1998. Отдельные проблемы исследования излагались на международной конференции в мае 2000 года, посвященной празднованию 1400-летия принятия ислама в России, в г. Москве. Основные теоретические выводы и положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на

20 XXX межвузовской научно-практической конференции в г. Пензе, проходившей в 1999 году на базе Пензенского артиллерийского инженерного института, на заседаниях кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Пензенского артиллерийского инженерного института и кафедры истории Военного университета МО РФ. Результаты исследования использовались в преподавательской и научной работе, при подготовке статей и монографии.

Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях:

  1. Партийно-государственный аппарат и мусульманская мечеть в предвоенный период // Юридический вестник: Межвузовский сборник научных трудов. Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского. - Пенза, 1999. 0,3 п.л.

  2. Ислам в России // Сборник материалов XXX межвузовской конференции. - Пенза, 1999. 0,2. п.л.

  1. Государственно-исламские отношения в России: история, теория, механизмы, военно-политические аспекты: Монография1. - М., 2000. 6 п.л. (В соавторстве с кандидатом философских наук С.А. Мельковым.)

  2. Политика Советского государства по отношению к мусульманской религии в 1917 - 1945 гг. // Сборник статей адъюнктов № 9. - М.: ВУ, 2001. 1 п.л.

Общий объем публикаций - 7,5 п.л.

Структура диссертации: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Ссылки на дипломную работу и монографию имеются в книге: Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. - М., 2001. Электронная версия: http: // pubs, camegie. ru / books I 20011 03am.

Государственно-исламские отношения в первое десятилетие Советской власти

Идя к власти, большевики решали не только тактические задачи текущего дня, но и множество стратегических проблем теоретико-методологического характера, в их числе и комплекс вопросов, связанных с религией, что объяснялось высокой религиозностью российского общества. По официальным данным, количество православных составляло 50,94%, мусульман - 34,54%\ при общем количестве населения России около 130 млн человек . В.И.Ленин и его соратники использовали как практический опыт, наработанный человечеством за предшествующую эпоху, так и наследие К.Маркса и Ф.Энгельса, посвященное религиозной проблематике3.

Фундаментальные положения марксизма по религиозному вопросу зародились на основе критического осмысления опыта борьбы за свободу совести предыдущих поколений - от древних греков до экспериментаторов Великой французской революции, в ходе которой была выработана собственная оригинальная концепция государственно-конфессиональных отношений . Изучая религию, К.Маркс и Ф.Энгельс вышли на рассмотрение проблемы её происхождения, отводя первоочередную роль материальным факторам. Они обратили внимание также на такие вопросы, как социальные корни и функции религии, её формы, научный прогресс и религия, история религии и атеизма и др. Однако ими почти не рассматривались проблемы проявления религии через морально-этическую, правовую, нравственную, культурно-бытовую сферы, а также проблемы самоидентификации личности через религию, соотнесения себя с определенным этносом, проблемы спасения этноса от ассимиляции благодаря религиозным канонам. Называя религию проявлением, а не причиной ограниченности людей2, К.Маркс указывал, что по мере развития социализма будет исчезать и религия3. Это фундаментальное положение вызвало к жизни программную установку большевизма о несовместимости научного и религиозного мировоззрений, постепенного преодоления религии в ходе социалистического строительства. Применительно к России взгляды на религию были развиты в трудах В.И.Ленина "Социализм и религия"4, "Памяти Герцена"5, "Об отношении рабочей партии к религии"6, "Классы и партии в их отношении к религии и церкви" . В особом ряду стоят работы: "Ко всем трудящимся мусульманам

России и Востока" , "Доклад о партийной программе на VIII съезде РКП(б)" . Но В.И.Ленин изучал религию и атеизм не как историк или религиовед, а как политик, искавший возможные решения весьма сложной проблемы в конкретно складывающийся исторический период построения государства нового типа. В тех условия он подчеркивал, что социальные корни религии -в капитализме и самодержавии, потому призывал поставить борьбу с религией "в связь с конкретной практикой классового движения, направленного к устранению социальных корней религии"1.

До революции ленинское понимание места и роли религии в обществе сводилось к тому, чтобы отделить религию от государства, уравнять в правах верующих и атеистов. Еще в 1902 году В.Ленин при выработке первой партийной программы добивался включения в нее требования об отделении церкви от государства и школы от церкви . Среди важнейших положений программы партии, принятой II съездом РСДРП в 1903 году, были и требования установить равноправие всех граждан независимо от религии (п.7), отделить церковь от государства и школу от церкви (п. 13) . В этом документе не было сказано, что атеистические взгляды являются обязательным условием членства в партии. Отсутствие такого требования объясняется условиями исторической обстановки. В те годы партия большевиков неизменно руководствовалась следующим положением: "Создание рая на земле важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе". Вместе тем В.И.Ленин оставался сторонником идеи борьбы с религиозными верованиями4 и их равенства перед законом5.

Эволюция советских государственно-исламских отношений в первом и во втором периодах войны

22 июня 1941 года стало новой точкой отсчета в жизни нашей страны, с этого времени началась переоценка многих событий и явлений довоенной жизни общества. Качественно новые условия существования Советского государства заставили изменить многое в практике работы государственного аппарата СССР, в том числе и в государственно-религиозных отношениях.

Уже с первых дней войны И.В.Сталин и его ближайшее окружение стали активно искать пути сплочения общества, как одного из главных факторов будущей победы. Надо отдать должное гибкости мышления, в первую очередь И.В.Сталина, в этом вопросе. Он очень быстро понял, что пора, хотя бы формально, на время, но всё же изменить сложившуюся религиозную политику Советского государства. В Заявлении Советского правительства, от 22 июня 1941 года было вполне четко сказано, что начавшаяся война является "Отечественной войной за Родину, за честь, за свободу..."1, что надо мобилизовать все силы народа ради победы. Это был призыв забыть обиды прошлого и собрать воедино всех граждан страны, независимо от их взглядов по самым различным проблемам, в том числе и по отношению к религии. Более того, лично И.В. Сталин использовал типично религиозную терминологию в первые дни войны. В своем радиообращении к гражданам СССР от 3 июля 1941 года он произнес слова "братья и сестры" , тем самым призвав всех (атеистов и верующих) к единству во имя борьбы с 98 захватчиками. Этими словами он показал, что притеснения верующих прекращаются и начинается время позитивного сотрудничества. Вскоре И.В.Сталин, в присущей ему манере, подтвердил для всей страны, через председателя Центрального совета СВБ Ем.Ярославского, что в развитии государственно-религиозных отношений действительно начинается новый период. Глава государства порекомендовал ему выступить со статьёй, в которой надо было отметить патриотическую позицию религиозных деятелей страны. В результате родилась статья "Почему религиозные деятели против Гитлера". Она была подписана псевдонимом - Каций Адамиани1.

С 22 июня 1941 года, фактически перестали выпускаться антирелигиозные труды, хотя до войны только периодических изданий было около сотни , а всего до 1940 года в стране выходило ежегодно около 2 тысяч названий антирелигиозной литературы тиражом более 2,5 миллионов экземпляров . Автор считает, что немаловажную роль в прекращении антирелигиозной пропаганды, кроме необходимости сплочения общества ради победы, сыграл и экономический фактор - стране надо было беречь ресурсы, которые в мирное время направлялись на издание антирелигиозной литературы. Именно с началом войны появились изменения политике государства в отношении верующих, в том числе мусульман.

Таким образом, смертельная угроза, нависшая над СССР, необходимость сплочения всех сил для спасения Отечества, сама война как качественно новое состояние советского общества явились решающими факторами, повлиявшими на характер государственно-религиозных отношений. Одним из внешних проявлений такого нового начала стало прекращение антирелигиозной пропаганды.

Изменение политики властей в отношении религии сопровождалось целым комплексом мероприятий, которые находили своё отражение в государственных документах того времени. Так, например, служащий из Народного комиссариата иностранных дел и заведующий отделом международной жизни Совинформбюро Г.Саксин выступил с предложением о проведении мусульманского радиомитинга в Москве, Баку или Ташкенте1. Эта инициатива была обоснована необходимостью нейтрализации радиовещания, организованного из Берлина и Рима специально для мусульман. Он также предоставил проект обращения Центрального духовного управления мусульман и мусульманского духовенства Кавказа и Средней Азии к мусульманам СССР и всего мира. В документах содержались призывы укреплять единство мусульман планеты в борьбе против фашизма, оказывать прямую помощь Красной Армии и тылу, со стороны всех мусульман Земли, молиться за скорейшую победу СССР . Предлагался и другой вариант использования этих материалов: их передача Британскому Министерству информации для распространения среди мусульман Ближнего и Среднего Востока.

Новый уровень государственно-мусульманских отношений в 1944-1945 годах

С января 1944 года по 9 мая 1945 года продолжался третий период Великой Отечественной войны, который закончился разгромом фашистского блока, изгнанием врага с территории СССР, освобождением Европы, полной победой СССР над фашистской Германией. Этот период был плодотворным и для государственно-исламских отношений. Советское государство смогло углубить сотрудничество с уммой, помочь ей в расширении своей патриотической деятельности внутри страны и за рубежом. Развитие отношений между партийно-государственным аппаратом и мусульманскими объединениями на основе взаимопонимания приобретало всё более конструктивный характер. Время с 1944 года до 9 мая 1945 года, можно считать третьим этапом государственно-исламских отношений в годы войны.

Логика происходивших событий диктовала необходимость создания нового правительственного органа, который должен был сосредоточить своё внимание на работе с конфессиями неправославного толка. Таким проводником религиозной политики стал Совет по делам религиозных культов при СНК СССР, который был создан на основе постановления Правительства СССР № 572 от 19 мая 1944 года1. По официальной версии, новый орган был создан для осуществления взаимодействия между СНК СССР и руководителями неправославных конфессий . Председателем Совета стал И.В. Полянский3. 29 мая 1944 года было утверждено "Положение о Совете по делам религиозных культов при Совнаркоме СССР" . Новый Совета, с точки зрения диссертанта, стал таким правительственным органом, который значительно больше уделял внимания работе с уммой чем Совет по делам РПЦ, но полностью на этом не сосредотачивался.

Правительство сразу побеспокоилось о выделении здания для нового Совета. Теперь оба Совета расположились в доме Айседоры Дункан. На первом этаже обосновался Г.Карпов со своим аппаратом, на втором -И.Полянский и его подчиненные. На здании была вывеска "Совет по религиозным делам"1. Новый Совет начал формирование института своих уполномоченных на местах. Им вменялась в обязанность ежеквартальная отчетность. Уже первая информация с мест говорила об оживлении религиозной жизни в стране. Материалы уполномоченных служили для Совета основой при составлении документов в адрес правительства страны.

Государственная штатная комиссия утвердила штаты аппарата, а Народный комиссариат финансов подготовил документы о назначении зарплаты сотрудникам всех категорий. Её уровень был, как у работников Совета по делам РПЦ, и соответствовал Постановлению СНК СССР от 20.06.1939 года № 908-149с, определявшему денежное довольствие государственных служащих. Для формирования новой структуры Председателем СНК республик были высланы необходимые документы .

С образованием института уполномоченных Совета по делам религиозных культов у облисполкомов возникла проблема обеспечения их рабочими местами. Так как деятельность уполномоченных осуществлялась в строжайшей секретности, то каждому из них требовался отдельный кабинет для приема верующих и духовенства: кроме того, секретарь-машинистка (её должность полагалась уполномоченному по штату), должна была иметь рабочее место, изолированное от кабинета своего начальника. Безусловно, в военное время выполнить такие условия было трудно. Об этом свидетельствуют первые отчеты уполномоченных, которые пестрят жалобами на отсутствие, как кабинетов, так и самых необходимых вещей для обеспечения работы .

19 ноября 1944 года СНК утвердил постановление Совета по делам религиозных культов при СНК СССР "О порядке открытия молитвенных зданий религиозных культов" . В нём отмечалось, что вся работа по приему, учету и предварительному рассмотрению заявлений верующих возлагается. Окончательное решение по заявлениям предоставлялось Совету, который принимал во внимание заключения Совнаркомов союзных и автономных республик, а также своих уполномоченных.

Важно было установить конструктивные взаимоотношения между центральным и местным аппаратами. Уполномоченные ежеквартально составляли информационные отчеты о своей работе. Иногда они приезжали в Москву для отчетов. Примерно два раза в квартал инспекторы Совета выезжали в плановые командировки на места для проверки деятельности уполномоченных и оказания им необходимой помощи. Кроме того, Совет высылал им обстоятельные инструкции, инструктивные письма с указаниями, разъяснениями, рекомендациями. Инструктивные письма содержали официальный материал и служили своеобразным учебным пособием по распространению передового опыта. Непосредственному обмену опытом работы с уполномоченными способствовали: кустовые совещания и семинары по актуальным проблемам.

Похожие диссертации на Политика советского государства по отношению к мусульманской религии в 1917 - 1945 гг.