Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы казийских судов досоветского и советского Таджикистана (1867-1928 гг.) Аслонов Хошимджон Зиёмудинович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аслонов Хошимджон Зиёмудинович. Проблемы казийских судов досоветского и советского Таджикистана (1867-1928 гг.): диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.02 / Аслонов Хошимджон Зиёмудинович;[Место защиты: Таджикский национальный университет], 2018

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Становление и развитие казийских судов на территории досоветского Таджикистана

1. Основные этапы становления и развития казийских судов 15

2. Преобразование и деятельность казийских судов северного Таджикистана и Памира. 43

3. Роль казийских судов Восточной Бухары в осуществлении правосудия 76

Глава II. Проблемы казийских судов советского Таджикистана

1. Вопросы характера ликвидации казийских судов северного Таджикистана, Памира и Восточной Бухары 95

2. Характер и особенности восстановления и деятельности казийских судов Ходжентского округа, Памира и Восточной Бухары в 1921-1924 гг. 114

3. Особенность деятельности казийских судов Таджикской АССР 134

Заключение 171

Список использованных источников и литературы 177

Введение к работе

Актуальность темы исследования. История становления и развития казийских судов в Средней Азии, в частности в Таджикистане, является малоизученной. Исламская судебная система не только сумела навязать среднеазиатскому обществу правила поведения феодального общества, но и одновременно сумела установить свои нормы права. Суды и судебная система, как одна из государственных структур, опираясь на правовые традиции ислама, всегда выступала в качестве защитника интересов господствующего класса и защищала их интересы. Одной из негативных сторон казийских судов являлось закрепление в целом ряде норм неравноправия, униженного положения женщин в семье и обществе, но и всей классовой сущности – быть защитником имущественных слоев общества. В этой связи изучение истории деятельности казиата и казийских судов, как составной части истории таджикского народа, является актуальным в наши дни. По этому поводу Лидер нации Президент страны Эмомали Рахмон отмечал: «Знание истории необходимо не только ради самого прошлого - оно как компас помогает определить дальнейший путь нации, выявлять новые процессы и течения, с которыми сталкивается в своем развитии любая государственность»1.

Исламская судебная система в общественном сознании мусульман не абстрактное понятие, а действительность общества, несмотря на то, что она не нашла свое отражение в законах современного государства. В реальной жизни исламская судебная система используется как правовая практика, особенно в семейных (брак, развод, раздел имущества) и во многих других сферах частной жизни граждан.

Как известно, регулирование многих аспектов жизни общества долгое время, до второй половины Х1Х века, бессменно занимался казиат. А со второй половины Х1Х века и до 1928 года, казии работали на основе российского (1867-1917 гг.) и советского (1917-1928 гг.) закона.

Деятельность института казиата прошла несколько этапов развития, в течение которых многократно реорганизовывалась и эволюцинизировалась. Несмотря на то, что практическое значение исследуемой темы для современного общества порой кажется

1Рахмонов Э. Таджики в зеркале истории: От Арийцев до Саманидов /Э. Рахманов. – Лондон, 2000. Книга первая. – С. 127.


анахронизмом, однако, теоретические и социальные аспекты вопроса, особенно их живучесть, соблюдение её основных догм в социальной жизни мусульманского общества, до сих пор остается актуальным. Поэтому изучение истории и практики казийских судов представляет большой научный интерес. Правовая практика ислама в общественном сознании мусульман воспринимается как непогрешимая истина.

Практическое и теоретическое значение исследуемой темы бесспорно, т. к. судейская система в прошлом играла ключевую роль, а сегодня является частью социальной жизни. Несмотря на это, история и деятельность казийских судов осталась за пределами внимания ученых - историков. Все эти особенности и определили данную проблему в качестве научного исследования.

Степень изученности темы. В исторической литературе становление, развитие и деятельность казийских судов на территории современного Таджикистана освещена недостаточно. Нет специальных работ по указной проблеме. Однако общие вопросы казиата отражены многими историками. Отдельные сведения по исследуемой проблеме содержатся в трудах Ат-Табари1, М, Наршахи2, Ахмад ал-Балазури3, Ибн-л-Асира4, А. Гардези5, У. Кайковуса6, Ф. Рашид-ад-дина7, А. Маварди8, Аз-Захаби9, Хондамир10, М. Сироджа1, А. Дониша2,

1ат-Табари. Тарих ар-русулва-л-мулук [История пророков и царей] /Табари. – Тегеран,

1922. (на перс.яз.)

2Мухаммад Наршахи. История Бухары /Н. Мухаммад. – Душанбе, 2012. (на тадж. яз.)

3Ахмад ал-Балазури. Книга завоевания стран «Китабфутух ал-булдан» /Б. Ахмад

/Текст и пер. с араб. П. К. Жузе. – Баку, 1927.

4Ибну-л-Асир Иззуддин Абулхасан. Ал-Камил фи-т-тарих /И.А. Ибну-л-Асир. –

Бейрут: Дор Содир, 1979-1982. – Ч. 3. (на араб.яз.)

5Абу Са’ид Гардези. Украшение известий «Зайну-л-ахбар» /Г. Абусаид. – Тегеран,

1347. (на перс.яз.)

6Унсуралмаали Кайковус. Кабуснаме /К. Унсуралмаали /Пер. Э.Бертельса //

Энциклопедия персидско-таджикской прозы. – Душанбе, 1990. – 13-112с.

7Рашид-ад-дин Ф. Джамиат-таворих (Сборник летописей) /Ф.Рашид-ад-дин. – Баку,

1957. – Т.3: [История государства хулагидов.Текст и перевод] /Пер.А.К. Арендса. –

727с. староараб. паг.; 361с.

8Маварди А. Книга казия /А. Маварди. – Багдад, 1977. – Т. 1. (на перс.яз.); Его же.

Одобал-кази: В 2-х томах.– Багдад, 1973. – Т. 2.

9аз-Захаби Абдуллах Шамсуддин. Таскират-ул-Хуффоз /А.Ш. Захаби. – Бейрут: Дор

ихёа-т-туроса-л-араби, 1374. – Ч. 1.

10Хондамир.Хабиб ус-сияр фи ахбар афрад-и башар /Хондамир. – Тегеран,

1333. – Т.3. – Ч.4.

С. Айни3, М. А. Соми4, М. Балджуани5, А. Фитрата6, Саид Хасан Амина7, Ибн Кончим ал-Джаузия8. В основном это сведения общего характера о работе казиев, их сфере полномочий и т.д.

Важную информацию можно встретить в работах востоковедов XIX-XX веков: В. В. Бартольда9, А. А. Семенова10, Д. Н. Логофета11, А.

Массэ12, А. Крымского13, Н. П. Остроумова14, Г. А. Арандаренко15, Н

1Чузчони Минхочиддин Усмон ибн Сирочуддин. Табакоти носири /М.У.С. Чузчони.– Кабул, 1342-1343. (на перс.яз.)

2Ахмади Дониш. Путушествие из Бухары в Петербург /Д. Ахмад. – Душанбе: Таджикгосиздат, 1960. – 300с; Его же. Рисола ё мухтасаре аз таърихи салтанати хонадони Мангития. – Душанбе, 1992. – 98с.

3Айни С. История Бухарской революции /С. Айни. – Душанбе: Адиб, 1987. – 240с. (на тадж. яз.); Его же. Смерть ростовщика. – Душанбе: Ирфон, 1986. – 159с. (на тадж. яз.); Его же. Воспоминания. – Душанбе, 2009. (на тадж. яз.); Его же. Казии до октября // Большевики Гарма. – 1949. – 5 февраль. (на тадж. яз.)

4Мирза Абдалазим Сами.Тарих-и салатини Мангитийа (История Мангытских государей) /А.С. Мирза /Изд. текста, предисл. пер. и примеч. Л.М. Епифановой. – М., 1962. – 179с.; 150с. старо-араб. паг.

5Мухаммадади ибн Мухаммадсаиди Балджувани. История Нофеи /М.Б. Мухаммадади. – Душанбе,1994.

6Фитрат А. Период управления эмир Алимхана /А. Фитрат. – Душанбе, 1991. (на тадж. яз.)

7Саид Хасан Амин. Правосудие и казийская система Ирана /Х.А. Саид. – Тегеран, 2003. (на перс.яз.)

8Ибн Кончим ал-Джаузия. Выдающиеся знатоки, представляющие владыку миров /ал-Джаузия ибн Кончим. – Бейрут, 1966.

9Бартольд В. В. Арабское завоевание и Туркестан при Саманидах /В.В. Бартольд //Сочинение. – М., 1963. – Т. 2, Ч. 1; Его же. История культурной жизни Туркестана. – Л.: Изд-во АН СССР, 1927. – 256с; Его же. Церемониал при дворе узбекских ханов в XVII веке //Соч. – Т.2. – Ч.2. – М.: Наука, 1964.

10Семенов А.А. Бухарский трактат о чинах и званиях и об обязанностях носителей их в средневековой Бухаре. / А.А. Семенов //С.В, V-М.,-Л; 1948; Его же. По границам Бухары и Афганистана: (Путевые очерки 1898 г.) /А.А. Семенов //Исторический вестник. – СПб, 1902. – Т.78, № 3.

11Логофет Д. Н. Бухарское ханство под русским протекторатом /Д.Н. Логофет. – СПб, 1911. – Т.1; Его же. В забытой стране. Путевые очерки по Средней Азии.– М, 1912. – 175с.

12Массэ А. Ислам: Очерк истории /А. Массэ: Пер. с фр. /АН СССР, Ин-т востоковедения.– 3 Изд. – М.: Наука, 1982. – 191с.

13Крымский А. История мусульманства /А. Крымский. – Изд. 2. – М., 1903. 14Остроумов Н. П. Исламоведение /Н.П. Остроумов. – Ташкент, 1912. – 158с.; Его же. Сарты. Этнографические материалы: (Общий очерк). – Изд. З-е, доп. – Ташкент, 1908.

5Арандаренко Г. А. Досуги в Туркестане. 1874-1879 /Г.А. Арандаренко. – СПб, 1879.


Лыкошина1, А. Гаевского2, К. Палена3 и др., где даются материалы исторического характера, но без указания даты и места.

Общим вопросам исламского правосудия Средней Азии посвящены специальные труды и диссертации юридического характера. Эти работы И. Д. Сафарова, М. С. Хайдаровой, И. Шодиева, Н. И. Абидовой, К. А. Алакпарова, Ш. Ф. Бакирова, А. Х. Расулева, Ш. З. Уразаева, М. В. Васиковой, Ф. Т. Тахирова, И. Б. Буриева, Ш. А. Ишоновой, М. М. Муллаева, Ш. Разыкова, О. У. Усмонова, А. Г. Халикова, Ф. М. Абдулхонова, М. Сапаргалиева, К. Нурбекова, Б. Дурдыева, Т.Т. Иноятова4 и др. Эти авторы, в основном рассматривают

1Лыкошин Н. Казии (народные судьи): Бытовой очерк оседлого населения Туркестана /Н. Лыкошин//Русский Туркестан: Сборник. – Т.1: Приложение к газете «Русский Туркестан». – Ташкент: Русский Туркестан, 1899. – С. 17-57.

2Гаевский А. Курган-Тюбинское бекство /А. Гаевский /Изв. РГО. – М.-Петроград: Госиздат, 1924. – №55, Вып. 2: (1919-1923).

3Пален К.К. Народные суды Туркестанского края /К.К. Пален. – СПб,1909 и др. 4Сафаров И. Д. Правовая система государства Саманидов (IX-X вв.): Дисс… канд. юр. наук /И.Д. Сафаров. – Душанбе,1998; Хайдарова М. С. Распространение норм мусульманского права в Средней Азии /М.С. Хайдарова //Изв. АН Тадж. ССР. Сер. Философия, экономика, правоведение. – 1988. – № 4. Она же. Основные направления школы мусульманского права //Мусульманское право (структура и основные институты). – М.: Наука, 1984; Шодиев И. Развитие судебной системы в Таджикистане (вторая половина XIX – нач. XXI вв.): Дисс... канд. юр. наук /И. Шодиев. – Душанбе, 2009; Абидова Н. И. Суды казиев и особенности процесса их ликвидации в Узбекской ССР (1917-1928 гг.): Дисс… канд. юр. наук /Н.И. Абидова. – Ташкент, 1974; Алакпаров К. А. Становление отечественного суда и формирование принципов судопроизводства в 1917-1936 гг: Дисс... канд. юр. наук /К.А. Алакпаров. – М., 2005; Бакиров Ш. Ф. Суд, шариат и адат в царском Туркестане /Ш.Ф. Бакиров. – Ташкент, 1967; Расулев А. Х. Создание и развитие советского суда в Узбекистане /А.Х. Расулев. – Ташкент, 1957. – 188с.; Уразаев Ш. З. В. И. Ленин и строительство советской государственности в Туркестане /Ш.З. Уразаев. – Ташкент: Фан, 1967. – 518с.; Васикова М. В. Законодательная деятельность Узбекской ССР /М.В. Васикова. – Ташкент, 1973. – 256с.;Тахиров. Ф. Т. Становление советского права в Таджикистане /Ф.Т. Тахиров/Отв. ред. У.Усманов; АН Тадж. ССР, ТГУ. – Душанбе, 1987. – 192с.; Его же. История государства и права Таджикистана (1917-1929 гг.) АН РТ, Ин-т философии и права, ТГНУ. – Душанбе, 2001. – Т. 2, Ч. 1. – 492с.; Его же. Развитие права в Таджикистане. – Душанбе, 1994. (на тадж. яз.); Буриев И. Б. Судебные институты государственности досоветского Таджикистана /И.Б. Буриев. – Душанбе, 2010. – 188с.; Его же. Действие мусульманского права в дореволюционном Таджикистане (VIII – начало XX вв.). – Душанбе, 1999; Ишонова Ш. А. Нормы шариата и их применение казийскими судами в Средней Азии до 1924 года: Автореф. дисс... канд. юр. наук /Ш.А. Ишанова. – Ташкент, 1992; Муллаев М. М. История уголовного права Таджикской ССР: Дисс… д-ра.юр. наук /М.М. Муллаев. – Душанбе, 1968; Его же. Происхождение и реакционная сущность шариата. – Душанбе, 1967; Разыков Ш. К истории советского суда в

вопросы исламского правосудия, в частности особенности судоустройства и судопроизводства дореволюционного суда казиев. Только Х. С. Сулайманова освещала основные моменты реорганизации, в том числе процесс слома старого и создание нового советского суда в Узбекистане.

В работе Х.С. Сулаймановой1 в основном раскрывается реакционная сущность в области уголовного судопроизводства в прошлом, так и при советской власти в Узбекистане. В них только два раза упоминается о казиях Ходжентского округа.

Наиболее обширные сведения о казиях дореволюционного Таджикистана можно найти в работе А. А. Семенова2, где о казиате говорится более подробно, даже упоминаются казии областей накануне революции 1917 года.

В диссертациях И. Д. Сафарова3, И. Шодиева4, К. А. Алакпарова1, рассматривается общие вопросы казийских судов.

Таджикистане /Ш. Разыков /Под общ. ред. С.А. Раджабова; Отв. ред. Р.С. Гимпелевич. – Сталинабад, 1960. – 115с.; Его же. К вопросу о шариате и применение его норм в дореволюционном Таджикистане. Вопросы уголовного права, прокурорского надзора, криминалистики и криминологии. – Душанбе, 1968; Усмонов О. У. Гражданское право дореволюционного Таджикистана /О.У. Усмонов //Труды юр. Фак-та ТГУ. – Душанбе, 1973. Вып. 2; Халиков А. Г. Хадис как источник мусульманского права: Дисс… канд. юр. наук /А.Г. Халиков. – Душанбе, 1996; Его же. Правовая система зороастризма (Древнее право) /Отв. ред. Ф.Т. Тахиров; ТГНУ. – Душанбе, 2005. – 488с.; Абдулхонов Ф.М. История судопроизводства досоветского Таджикистана (историко-правовое исследование): Дисс… канд. юр. наук /Ф.М. Абдулхонов. – Душанбе, 2011; Сапаргалиев М. История народных судов Казахстана (1917-1965) /М. Сапаргалиев. – Алма-Ата: Изд-во Казахстан, 1966. – 448с.; Нурбеков К. История государства и права Киргизской ССР /К. Нурбеков. – Фрунзе: Изд-во мектеп, 1965. – Вып.1. – 155с.; Дурдыев Б. Создание и развитие советского суда в Туркестане /Б. Дурдыев. – Ашхабад: Туркменгосиздат, 1960; Его же. История уголовного законодательства Туркменской ССР: Дисс… д-ра.юр. наук. – Ашхабад, 1971; Иноятов Т. Т. Суды советского Узбекистана в борьбе с феодально-байскими пережитками /Т.Т. Иноятов. – Ташкент: Изд-во САГУ, 1958. – 42с. и др.

1Сулайманова Х. С. Собрание сочинений /Х.С. Сулайманова. – Ташкент, 1967. – Т. 1. – 306с.; Она же. Создание и развитие советского суда в Туркестанской АССР (1917 – 1927 гг.). – Ташкент, 1954. – 88с.

2Семенов А.А. Бухарский трактат о чинах и званиях и об обязанностях носителей их в средневековой Бухаре. / А.А. Семенов //С.В, V-М.,-Л; 1948. 3Сафаров И. Д. Правовая система государства Саманидов (IX-X вв.): Дисс… канд. юр. наук /И.Д. Сафаров. – Душанбе, 1998.

4Шодиев И. Развитие судебной системы в Таджикистане (вторая половина XIX – нач.XXI вв.): Дисс… канд. юр. наук /И. Шодиев. – Душанбе, 2009.


А. Х. Расулев2 изучает деятельность судов казиев как часть системы судоустройства. Автор обращает внимание на определение статуса казиев, личности казия, муфтия, раиса и других служителей системы. Так как Таджикистан до 1929 года входил в состав Узбекской ССР, в диссертации упоминается Ходжентской округ.

В работах Ф. Т. Тахирова, М. Сапаргалиева, М. М. Муллаева, К. Нурбекова, Б. Дурдыева, О. У. Усмонова3 и др. исследуются общие вопросы деятельности казийских судов Средней Азии и Казахстана, в том числе Таджикистана. Освещаются вопросы образования казийских судов, их состав, обязанности, принципы работы, оплата, порядок назначения и отстранения от должности. Проблемы ликвидации казийский судов в Узбекской ССР, в том числе в районах северного Таджикистана были рассмотрены в работах Н. И. Абидовой4. Она исследует общие проблемы ликвидации казийских судов, а не работу казийских судов. Только в работе И. Б. Буриева5 один параграф посвящен истории развития исламского правосудия.

Немаловажное значение для исследования имела работа Ф. М. Абдулханова6, посвященная истории судопроизводства досоветского Таджикистана. В нашей работе в определении правовых и судебных

1Алакпаров К. А. Становление отечественного суда и формирование принципов судопроизводства в 1917-1936 гг: Дисс… канд. юр. наук /К.А. Алакпаров. – М., 2005. 2Расулев А. Х. Создание и развитие советского суда в Узбекистане /А.Х. Расулев. – Ташкент, 1957. – 188с.

3Тахиров. Ф. Т. Становление советского права в Таджикистане /Ф.Т. Тахиров. – Душанбе, 1987. – 192с.; Его же. История государства и права Таджикистана (1917-1929 гг.). – Душанбе, 2001. – Т. 2, Ч. 1. – 492с.; Его же. Развитие права в Таджикистане. – Душанбе, 1994. (на тадж. яз.); Сапаргалиев М. История народных судов Казахстана (1917-1965) /М. Сапаргалиев. – Алма-Ата: Изд-во Казахстан, 1966. – 448с.; Муллаев М. М. История уголовного права Таджикской ССР: Дисс… д-ра.юр. наук /М.М. Муллаев. – Душанбе, 1968; Его же. Происхождение и реакционная сущность шариата. – Душанбе, 1967; Нурбеков К. История государства и права Киргизской ССР /К. Нурбеков. – Фрунзе: Изд-во мектеп, 1965. – Вып.1. – 155с.; Дурдыев Б. Создание и развитие советского суда в Туркестане /Б. Дурдыев. – Ашхабад: Туркменгосиздат, 1960; Его же. История уголовного законодательства Туркменской ССР: Дисс... д-ра .юр. наук. – Ашхабад, 1971;Усмонов О. У. Гражданское право дореволюционного Таджикистана /О.У. Усмонов//Труды юр. фак-та ТГУ. – Душанбе, 1973 . – Вып. 2 и др. 4Абидова Н. И. Суды казиев и особенности процесса их ликвидации в Узбекской ССР (1971-1928 гг.): Дисс… канд. юр. наук /Н.И. Абидова. – Ташкент, 1974. 5Буриев И. Б. Судебные институты государственности досоветского Таджикистана /И.Б. Буриев. – Душанбе, 2010. – 188с.

6Абдулхонов Ф. М. История судопроизводства досоветского Таджикистана (историко-правовое исследование): Дисс… канд. юр. наук /Ф.М. Абдулхонов. – Душанбе, 2011.

терминологий широко использована эта работа, в которой достаточно убедительно и аргументировано, нашла освящение общая история судопроизводства Таджикистана.

Большой интерес представляет работа М. М. Муллаева1, в которой нашли отражение общие вопросы исламского шариата и его применения на практике, как в дореволюционном, так и в Советском Таджикистане. Работа посвящена исламскому шариату, а не его истории.

Следует отметить работу Ш. Разыкова2, где основное внимание уделено органам суда Таджикской АССР. При этом некоторые выводы автора требуют ряда уточнений и переосмыслений, особенно роли казиата в социальной жизни общества.

В работе использованы труды А. Меца3, А. Маджлисова4, М. Н. Сокита5, Ф. Т. Тухтаметова6, Н. Фиолетова7, И. П. Петрушевского8, К. Е. Бендрикова9, Б. И.Искандарова10, И. И. Крыльцова и др.11, посвященные истории казиата в целом. По истории судебной системы использованы труды И. Петрушевского, К. Е. Бендрикова; по

1Муллаев М. М. История уголовного права Таджикской ССР: Дисс... д-ра.юр. наук

/М.М. Муллаев. – Душанбе, 1968.

2Разыков Ш. К истории советского суда в Таджикистане /Ш. Разыков. – Сталинабад,

1960. – 115 с.

3Мец А. Мусульманский Ренессанс /А. Мец /АН СССР, Ин-т востоковедения. – 2- е изд.

– М.: Наука, 1973. – 473с.

4Маджлисов А. Аграрные отношения в Восточной Бухаре в XIX – начале XX века /А.

Маджлисов. – Душанбе – Алма-Ата, 1967. – 331с.; Его же. Каратегин накануне

установления Советской власти. – Сталинабад, 1959. – 130с.

5Сокит М. Н. Институты правосудия в исламе /М.Н. Сокит. – Тегеран, 1325 г. х. (на

перс.яз.)

6Тухтаметов Ф. Т. Судопроизводство в Бухарском и Кашкарском эмиратах во второй

половине XIX века /Ф.Т. Тухтаметов// Из истории таджикского народа. – Душанбе,

1992. – С. 50-64.

7Фиолетов Н. Судопроизводство в мусульманских судах Средней Азии /Н. Фиолетов

//Новый Восток. – 1928. – № 23-24. – С. 205.

8Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII – XV вв /И.П. Петрушевский. – Л. Изд-во

9Бендриков К. Е. Очерки по истории народного образования в Туркестане (1864 – 1924

гг.) /К.Е. Бендриков. – М., 1960.

10Искандаров Б. И. Бухара (1918 – 1920 гг.) /И.Б. Искандаров. – Душанбе: Дониш, 1970.

– 169с.

11Крыльцов И. И. Государственное управление и суд в среднеазиатских ханствах

накануне завоевания Туркестана царской Россией /И.И. Крыльцов //Учен.зап.

Свердловск. юрид. ин – та. – Свердловск, 1947. – Т.2.


различным аспектам деятельности казийских судов – М. Н. Сокита, А. Меца, И. И. Крыльцова, А. Маджлисова, Н. Фиолетова, Б. И. Искандарова. К этой группе работ можно отнести, напечатанные в виде научных и научно-популярных статей работы А. Ахмедова, В. В. Бартольда, С. Айни, О. Маджлисова, А. Кушматова, И. Б. Буриева1 и др.

Таким образом, история реорганизации и деятельности казийских судов, процесс их легализации и ликвидации недостаточно изучены и не стали объектом научных исследований. Поэтому изучение истории казийских судов на территории современного Таджикистана нуждается в специальном комплексном изучении исторической науки.

Цель и задачи исследования. Исходя из важности изучения вопроса и отсутствия специальной работы, впервые на основе архивных материалов и широкого круга научной литературы, исследуется история деятельности казийских судов на территории Таджикистана. Для достижения этой цели диссертант поставил следующие задачи:

- изучить историю становления и развития казийских судов;
-определить этапы развития казийских судов на территории

северного Таджикистана и Восточной Бухары;

-осветить деятельность казийских судов на территории Таджикистана в осуществлении правосудия в колониальном периоде и при Советской власти;

- осветить основные мотивы Российского царизма и Советской
власти в сохранении казийских судов;

-оценить роль и место казийских судов в свершении правосудия; -показать классовый характер и сущность казийских судов и судопроизводства;

1Ахмедов А. Судебная система в исламе: возникновение и развитие. Исторический и правовой анализ /А. Ахмедов /hff: //www. Arba. Ru/; Бартольд В. В. Арабское завоевание и Туркестан при Саманидах /В.В. Бартольд //Сочинения. – М., 1963. – Т. 2, Ч. 1. – С. 118-126; Айни С. Казии до октября /С. Айни //Большевики Гарма. – 1949. – 5 февраля. (на тадж. яз); Его же. Интихоботи замони амири // Точикистони Сурх. – 1935. – 5 феврал; Маджлисов А. О казиях /А. Маджлисов //Красный Таджикистан. – 1951. – 12 декабря. (на тадж. яз.); Кушматов А. К вопросу налогообложения в Гиссаре начала XX века /А. Кушматов //Место Гиссара в Восточной цивилизации. – Душанбе, 2015. – С. 88-95. (на тадж. яз.); Буриев И. Б. Из истории деятельности мусульманских судов в XX в. /И.Б. Буриев //Изв. АН РТ. Сер. Философия и право. – 1996. – № 2 (15). – С. 65-73.

-проанализировать практику применения казийских судов в конкретных исторических условиях, сложившихся в ТАССР;

-раскрыть исторические, социально-экономические причины ликвидации казийских судов и становления советского суда;

-обобщить роль казийских судов в общественной жизни общества.

Объектом исследования является изучение истории становления, реорганизации, деятельности и ликвидации казийских судов на территории современного Таджикистана.

Хронологические рамки исследования определены периодом второй половины XIX-первой четверти ХХ веков.

Методологической основой диссертационного исследования послужил общепринятый в науке принцип историзма, позволяющий рассматривать факты и процессы исторических событий, с конкретно-исторических позиций и их взаимосвязи.

Научная новизна работы состоит:

в том, что является первым комплексным диссертационным исследованием, посвященным истории становления и деятельности казийских судов во второй половине XIX и первой четверти XX века;

в конкретизации деятельности казийских дореволюционных и советских судов, процессов их реорганизации и ликвидации (1917-1920 гг.), восстановления (1922-1926 гг.) и вторичной ликвидации (1926-1928 гг.) на основе сведений архивных материалов;

в определении основных этапов становления и развития казийских судов в Северном Таджикистане и Восточной Бухаре;

в обосновании роли и места казийских судов в свершении правосудия;

-в установлении тенденций эволюции, социальной природы и сущности казийских судов и судопроизводства;

-в раскрытии системы деятельности казийских судов по осуществлению правосудия в колониальном периоде и при Советской власти;

-в обобщении роли казийских судов в общественной жизни общества.

-в установлении исторических, социально-экономических и идеологических причин, способов и реализации процесса ликвидации казийских судов и становления советского суда;


-в разработке и формулировании рекомендаций по дальнейшему комплексному изучению истории казийских судов, сопоставления исламской правовой системы и других религиозных систем.

Практическая значимость исследования заключается в том, что изложенные в диссертации материалы могут быть использованы в чтении лекций и спецкурсов в историко-правовых факультетах учебных заведений, при составлении учебников по истории таджикского народа и истории права, на практических семинарах и в практической деятельности судей страны и юридических консультациях в качестве альтернативы.

Источниковедческая база исследования. Круг источников работы обширен: архивы, специальные исследования о деятельности судов, историческая литература IX-XX веков, тексты Конституций, законов различных эпох (1867-1928 гг.), научно-правовая литература.

При исследовании вопросов казиата и личности казиев, диссертант опирался на материалы религиозных источников: Коран, сборники хадисов, «Сахех ал-Бухари» Имама Бухари, «Сахех ал-Нишапури» Муслима Нишапури, «Джомеъ-ул-кабир» Мухаммада Тирмизи, «Ал-фикх-ул-акбар» Имама Абуханифы, «Хидая» Бурханиддина Маргилани, «Маджмаал-аркан» М. Б. Дивана, «Книга казия» А. Маваруди и др1.

Основным источником исследования явились материалы Центрального государственного архива Республики Таджикистан: Фонды 1, 2, 3, 4 участка мировых судей Ходжентского уезда2, мирового судьи по делам мирового разбирательства Ходжентского уезда3, Чрезвычайной диктаторской комиссии БухЦИКа по делам Восточной Бухары4, Ревкома Таджикской АССР5, Центрального Исполнительного Комитета Таджикской АССР6, Народного комиссариата юстиции

1 Все использованные источники приведены в библиографии.

2Центральный государственный архив Республики Таджикистан (ЦГА РТ). Ф. И – 21,

Оп. №1, Ед. хр. №1, 2, 9, 20, 60.; Ф. И – 32, Оп. №1, Ед. хр. №3. и др.

3ЦГА РТ. Ф. И – 18, Оп. №1, Ед. хр. №1, 2, 29 и др.; Ф. 18, Оп. 1, Ед. хр. № 80, 89.

4ЦГА РТ. Ф. 1, Оп. №1, Ед. хр. №1,3,10,181,379.

5ЦГА РТ. Ф. 9, Оп. №1, Ед. хр. №1,3, 15,23, 27,28,48,77,90,141,179,186,210,248,289.

6ЦГА РТ. Ф. 10, Оп. №1, Ед. хр. №35,36,203; Оп. 2, Ед. хр. №24.

Таджикской АССР1, книги записи решений и приговоров казиев Ходжентского уезда с 1870 до 1918/ 24 гг. и др2.

Апробация работы. Результаты исследования излагались на республиканских научно-теоретических и практических конференциях ТНУ. Диссертация была обсуждена на расширенном заседании кафедры истории таджикского народа Таджикского национального университета 27.06.2017г. (протокол №11).

Основное содержание диссертации отражено в статьях, опубликованных в журналах, рекомендуемых ВАК РФ, список которых приводится в конце автореферата.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Основные этапы становления и развития казийских судов

С завоеванием арабами Средней Азии, начиная с VIII в. усиленно насаждалась ислам, а вместе с ней и исламское правосудие.

На основе теории переноса культуры внедрение ислама на новые территории зависел от общности материального базиса, т. е. от уровня развития арабского общества и общество Средней Азии. Поскольку у последних в период завоевания арабами и распространения ислама еще давно складывались феодальные отношения, и феодально - авестийское правосу дие, которое не всегда соответствовало правовому правопорядку, то ислам и исламское правосудие как идеология зарождающегося арабского феодализма, наоборот не только способствовало дальнейшему развитию и укреплению феодальных отношений, но и служило идейным обоснованием этих отношений1.

Причиной этого переноса на територию исторического Таджикистана, и особенно распада халифата некоторые называют борьбу народов Средней Азии за независимость, а результатом обоих процессов для таджикского народа оказалось формирование первого таджикского феодального государства, известного как государство Саманидов, которое было исламским по своей сущности. И, после распада этого государства с XI по XIV вв. в Средней Азии создавались различные феодальные монархии с более или менее сильной центральной властью, в которых мусульманское правосудие всегда оставалось действующей правовой системой2.

Формирование исламского правосудия и казийских судов в особенности – хотя это целая историческая эпоха, его основные идеи (послушность, покорность, испольнительность) формировались задолго до образования исламской уммы (уммат) и прошли несколько этапов. На первом этапе (630661гг.) известное как период правление самого пророка Мухаммеда (с) и его соратников (сахобы) – праведных (рашид) халифов судебная власть не отделялась от исполнительной власти, так как сам пророк и праведные халифы считались верховными судьями над верующими, а в провинциях это право осуществлялось их наместниками. Однако, их разносторонние обязанности вызывали потребность в судьях – помощниках, которых называли хакамами (арбитрами). Пророк ислама, еще при жизни, для управления завоеванными территориями и осуществления правосудия назначал наместников – хакамов. Это подверждается преданием о разговоре пророка с Муазом, относительно его назначения наместником в Йемене, которого цитируют почти все историки истории права1.

Позднее, при халифате Омара ибн ал-Хаттаба (р), стоявшего во главе мусульманского государства (634-644 г.), создавались первоначальные органы исламского правосудия. Ему приписываются послания, адресованные назначавшимся им хакамам. Среди них выделяется письмо Абу Мусо аль-Ашари, занимавшего тогда должность хакама в городе Басре. В письме обращается внимание на то, что казии в первую очередь должны были знать источники права, а потом правила их приминения, которые обосновываются на критерии равенства и справедливости, упомянутые в Коране2. В этом письме впервые упоминаются слова казия в значении лица выносивщее приговор.

В письме приводится: «Во истину, правосудие является непреложной обязанностью, возложенной Аллахом на мусульман, и должно вершиться в соответствии с нормами Корана и на основе следования суне пророка Мухаммеда (с). Относись к людям как к равным, одинаково общаясь с ними и проводя с ними время поровну, так же следуй равенству в свершении правосудия, чтобы благородный не домогался своего самоуправства и произвола, а слабый не терял надежды найти у тебя справедливость… Избегай гнева, излишнего волнения и раздражения, не наноси людям обид и не изливай на них свою злобу во время судебного разбирательства»1.

Кроме того, сущность этого письма свидетельствует о том, что судейские органы (правосудие) являлись важными органами укрепления государственной власти. Поэтому, в историко-юридической литературе по мусульманскому шариату в связи со сказанным отмечается, что правители обязаны назначать на должность казия как органа исламского правосудия, способных и достойных лиц.

Автор «Хидоя» - Бурханиддин Маргиани говорит об обязанностях государя, на котором лежит назначение способных лиц на эту должность. «Государь обязан избирать на должность казия (правосудия) лицо, способное исполнять эту обязанность и постановлять решение, которое также должно быть в высшей степени справедливо и добродетельно»2. Потому что пророк (с) сказал: «… кто назначает кого - либо для отправления известной должности в то время, как в числе находятся другие, более способные к исполнению сказанных обязанностей, чем назначенное лицо, тот без сомнения совершает несправедливость в отношении прав Аллаха, пророка и мусульман»3.

При жизни пророка, исламское правосудие осуществлялось им самим. В этом вопросе все авторы солидарны. Например, по мнению А. Ахмедова: «…если изначально Мухаммед (с) являлся арбитром в межплеменных спорах Медины, то позже, по мере возрастания его авторитета, он стал рассматриваться абсолютным лидером мединского сообщества (умма) и признавался всеми в качестве Посланника Божьего (расул Аллах). В новом качестве он был и судьей и лидером, и в этом качестве рассматривал споры сторон. Например, когда один человек, обнаружив убийцу своего брата привел его к Пророку и потребовал от него правосудия, то Пророк спросил у последнего, может ли он или его родственники заплатить откуп за убитого, и тот ответил отрицательно. Пророк отдал его в руки брата убитого и сказал: «Он твой», но при этом отметил, что если последний убьет убийцу, то сам станет таким же. После такого замечания брат убитого освободил убийцу»1. Тысячи хадисов можно привести для утверждения того, что арабо-исламская правовая система сложилась на основе правовой традиции, как арабов, так и завованных ими народов.

Следует отметить, что в период правления халифа Омара (р) были проведены основные реформы и введены новщества в управление арабской уммы. Это узаконивание нового летоисчисления-хиджры, ежегодное паломничество населения окрестностей Мекки и населения полуострова (16 апреля 637 г.), ввод обычая камнеизбиения в ранг закона, определение цифр (цены, количества), дийи (штрафа за убийство, ранение, присвоение чужого имущества или разбоя), определение числа Совета уммы (6 членов) для выбора очередного халифа и права Совета на представление своего кандидата на халифатство2. Эти новшества требовали коранического объяснения потому, что были нарушены некоторые арабские традиции периода законов пустынь. Именно в период правления халифа Омара (р) в Мекке, Куфе, Медине, Басре, Хиджазе и Йемене начался процесс коранического объяснения нового правопорядка, притом опираясь на аяты Мухсафов и сунны пророка3. Поэтому К. Маркс указал, что «…для восточных государств и их правителей Коран является одновременно источником веры и закона»4.

Таким образом, характерной особенностью первого этапа становления казийских судов являлось:

- во-первых, формирование начальных структур исламского правосудия;

- во-вторых, появился институт казиев в виде казий, их помощников, казиаскаров, муфтий, муфтиаскаров и др;

- в третьих, на этом этапе, ислам в целом и исламское правосудие было свободным от течений и сект.

На втором этапе развития исламского правосудия (661-750) мусульманского шариата – благодаря тому, что достигнуто полное соединение религиозной и светской власти, соблюдение норм шариата обеспечивалось не только мерами государственного принуждения, но и средствами идеологического воздействия, каковыми выступала религия ислама1.

По мнению исследователя, правовая система дореволюционного Таджикистана была построена на принципах и положениях мусульманского права ханафитского направления. Так как мусульманские завоеватели Средней Азии в основном были суннитами, принадлежавшими к ханафитам, то распространенное ими в Средней Азии мусульманское право в основном не отличалось от права соответствующего направления, применявшегося в других мусульманских государствах2.

Роль казийских судов Восточной Бухары в осуществлении правосудия

До установления Советской власти, Восточная Бухара (территории современного центрального и южного Таджикистана) и западный Памир входили в состав Бухарского эмирата, а с 1868 года в составе Российской империи. На территории Бухарского эмирата распологались Гиссарское, Кабадианское, Кулябское, Бальджуванское, Каратегинское, Дарвазское бекства и Кургантюбинский вилаят. Последнего иногда называли и бекством. На территории Российской империи располагался Западный Памир, которые до 1895 г. входили в разные годы в составы Бухары и Авганистан, и часто были самостоятельными. А с 1895 г. до 1918 г. дважды в составе Российской империи и однажды в составе Бухарского эмирата.

Из доступных нам материалов стало очевидно, что в конце Х1Х и начале ХХ веков в Восточной Бухаре входили постоянных бекств 6 (Гиссар, Кабадиан, Куляб, Бальджуван, Дарваз, Каратегин) и 3 бекств (Шугнан, Рушон и Вахан) временами и один вилоят – Кургантюбе, которого иногда называли бекством. Соответственно, здесь существовало 10 админстративных политических территории и с десятью судебными регионами. Казии в бекствах назначались эмиром пожизненно как правило из числа лиц, имеющих духовное образование и знатоков шариата и фикха, по представлению казикалана по ондому на бекство. Они не зависели от местных властей. Например, в Кулябском, Кургантюбинском, Бальджуванском, Дарвазском, Каратегинском, Гиссарском и других крупных по территории и численности населения бекствах, было по нескольку казиев.

Из оттисков наложенных казиями Восточной Бухары с 1879 по 1917 года, нам удалос установит имена 25 казиев. Из них 7 казии бекств: мулло Мухаммад Амин судур – Гиссар, мулло мир Нуъман – Бальджуван, мулло Абдурахим урок – Гарм, мулло Гиясиддин – Дарваз, мулло Каримберди – Кургантюбе, мулло Мухаммад Мансур – Кабадиан (1914-19120) и мулло Мухаммад Саидходжа – Куляб. По логике их должно быть не менее 20-25.

А. Маджлисов, в своей монографии, относительно казийских судов Каратегинского бекства сообщает следующее: кази бекства назначается эмиром пожизненно. По Каратегинскому, обычно его называли как и в Бухаре «верховным судьей» - казикалан, а остальных казиев назначал бек (мир) по представлению казикалана бекства с обязательным утверждением эмира. Номинально, казикалан бекства являлся независимым от правителя бекства, но фактически без разрешения мира он не мог ничего делать. У казикалана было два заместителя (наиба) – в нижней и верхней части бекства. Казикалан осуществлял непосредственно судебные функции на территории Гармского, Наудонакского и Камаровского амлякдарств, а также контролировал деятельность амлячных казиев бекства1. Функции и сферые деятельность казикалана, его помощников, амлячных казиев были точно рассписанны.

Все дела, связанные с земельными вопросами, амлячные казии не рассматривали, ими ведал только сам казикалан и его наибы. В основном амлячные казии разбирали гражданские и мелкие уголовные дела, а более серьзные уголовные дела разбирали сами беки и амлякдары2. Все судебные решения были окончательными и не подлежали апелляции. Особо серьзные судебные дела в Восточной Бухаре, по которым решение казия вызывало недовольство и возмущение населения, могли быть повторно рассмотрены заместителем (наибом) казия с участием амлякдара или самим казикалоном бека (мира). Но дела, которые по апелляции рассматривал наиб казия с участием амлякдара или сам казикалон, не подлежали повторному рассмотрению. В надлежащих случаях решения одобрял эмир и присылал им «муборак нома» (благословенное письмо) со своим подтверждением и с «царственным халатом»3.

Казий до конца XIX в. не имел определенного судебного района, и каждый истец или жалобщик обращался к тому казию которому он доверял или к тому которому меньше надо было платить. А накануне Советской власти обсолютное большинство казиев имели местонахождение. Однако, сохранили право рассмотрения дел на не подсудной ему территории.

В случаях, когда местный казий испытывал «затруднения» в решении дела (а это было когда сталкивались интересы состоятельных сторон или когда казий нуждался в подкреплении своего авторитета) то он представлял дело на заключение казикалана, а последний в свою очередь, мог передать его на обсуждение улемов – высшей духовной знати. Заключение казикалана или улемов казий сообщал от себя сторонам2. Суды казиев Восточной Бухары как и других регионов не получали от казны содержания, они жили на денежные сборы за разрешение дел, за совершение юридических актов, касающихся брака, за совершение купчих крепостных земель, утверждение сделок, завещаний и т.д.

Надо отметить, что в Бухарском эмирате конца XIX и начала XX вв. казийские суды практически никогда не были единственными органами правосудия. Таким органом служил политический агент России в Бухаре.

Политический агент в Бухаре Мюллер, свидетельство которого нельзя заподозрить в нарочитом сгущении красок, в своем секретном письме дипломатическому чиновнику при канцелярии Туркестанского генерал-губернаторства от 31 мая 1909 г. сообщал: «…жалобы на подкупность бухарского суда и вымогательство администрации стали доходить до меня довольно часто… дело выигрывает всегда тот, кто больше дает денег.В судах царствует не справедливость, а полнейший произвол»2. Правосудие в Бухарском эмирате можно характеризовать подкупностью казиев.

В своем воспоминании Садри Зи сообщает, что когда эмиру в марте 1917 г. представили проект Манифеста, то он этот текст предложил на усмотрение улемов, собравщихся по какому-то событию. Этим событием мог быть большой совет, который эмир собирал по важным вопросам, когда необходимо или ежегодное совещание с казиями всей Бухары, который ежегодно состоялся в начале года1.

Необходимо отметить, что казии Восточной Бухары имели особый статус. Так в большинстве спорных судейских делах мы заметили наравне с печатью бека и печать казия. Почти во всех письменных отчетах беков по спорным имущественным вопросам эмиру или казикалану всей Бухары ниже печати бека стоят печати казия.

Нам удалось установить это состояние. Дело в том, что все эти документы составлены на заявлении истцов недовольных решениями своих беков на их жалобы. Поэтому жалобщики обращались к эмиру или казикалану Бухары. Тогда эмир или казикалан требовал обяснение. Поэтому в таких объяснениях всегда ставились две печати – бека и казия. Об этом факте, но исключительно по имуществам вакфа в сво время отмечал и писал А. Кушматов2. Им же, в очень доступной для читателя форме написаны причины выступлений казиев, раисов и муфтий против Советской власти в Российской части Восточной Бухары в 1918-1920 годах. По нашему убеждению, именно действия этих лиц, в этот период стали причиной ненависти Советской власти к ним и в последующие годы. Мы убеждены, что эти группы людей в большинстве случаев не заслуживали такой тоталной ненависти. Казии, муфтии и раисы Восточной Бухары, граждан отказавщихся защищать своего эмира и укрывавшихся в пределах русского Туркестана объявляли дезертирами или кафирами, но не имели никаких прав обвинять их врагами, Советской власти3.

В Бухарском эмирате существовали и мировые судьи. Круг ведомства и пределы власти этих судей, а также Самаркандского окружного суда и Российского политического агентства в Бухаре по возникающим в пределах Бухарского эмирата судебным делам определялись правилами, приложенными 9 мая 1889; 15 марта 1893; 30 мая 1894; 15 января 1896; 2июня 1898 г.1.

В Восточной Бухаре в составлении актовых и юридических документаций кроме судьи и муфтия участвовали и мухарриры (редакторы), которых по представлению казий бекства утверждал эмир. Об этом, ссылаясь на письмо Гиссарского бека на имя эмира Абдулахада, сообщает А. Кушматов2.

По имеющимся в нашем распоряжении документам и данным, не во всех бекствах Восточной Бухары имелись мухарриры. В Гиссарском, Кулябском и Каратегинском бекствах они существовали как сомостоятельная должность. В Кабадианском, Бальджуанском и Дарвазском бекствах должности мухарриров и котибов совмещал один человек, обычно катиб-мухаррир3.

Вопросы характера ликвидации казийских судов северного Таджикистана, Памира и Восточной Бухары

Ни одна социальная революция не обходится без измений традиционного образа жизни в целом, а правового в особенности. Таковым являлось установление Советской власти в Туркестанской и Бухарской частях территории современного Таджикистана. Традиционно, после свержения власти, создавались новые правительства с новыми полномочиями для создания нового порядка в стране.

Октябрьская революция в российском Туркестане также привела к созданию нового правительства в лице Совета Народных Комиссаров, которому было поручено ликвидировать старые органы власти, в том числе и судебную власть.

Процесс ликвидации старой судебной системы в учебной, специальной и научной литературе рассмотрена с разных позиций: как процесс законотворчесва (т.е. когда какие законы были приняты), что преобладает; как процесс полного приостановления их деятельности (т.е. когда последний старый суд прекратил свое существование). В любом виде эта информация имеет право на существование, и являются аргументом.

Создание советской судебной власти (права) в северном Таджикистане, который входил в состав Туркестане, так или иначе связан с созданием аналогичного власти в крае, начало которого положил III краевой съезд Советов рабочих и солдатских депутатов Туркестана, проходивший в Ташкенте с 28 ноября по 5 декабря 1917 года. Съезд образовал Временное правительство в лице Совет Народных Комиссаров, который осуществлял высшую государственную власть, вплоть до V съезда советов Туркестана1, и поручил СНК, как отмечает Ф.Т. Тахиров, немедленно и твердо проводить в жизнь все декреты Советского правительства1. Нам не обойтись без краткой исторической справки этой истории. Впервые, на законодательной основе которого прежний судебный аппарат объявлялся распущенным и все его функции передавались в ведение вновь созданного Комиссариата правосудия. Одновременно Народному Комисариату правосудия поручалось до января 1918 г. образовать новую систему советского суда2.

Во исполнение данного документа СНК Туркестана 12 ноября 1917 г. за № 17 принял решение о ликвидации окружных судов, судебной палаты и военных судов. Однако, из-за усиления реакций в указанный период проведение выборов в новые судебные органы не удавались. Поэтому было приято решение о предлении времени проведения выборов до 17 февраля 1918 г., одновременно в суды были кооптированы представители Советов. Исходя из антиреволюционности судов Советы были вынуждены судебную власть взять в свои руки. Этот переход в Ташкентском, Чорджуйском и Кушкинском судах происходил в конце 1917 г., а на остальных территориях Туркестана, в том числе в Ходженском уезде в начале 1918 г. Например, мировые суды волостей Нова, Гулакандоза, Уральска, Унджи Ура-тюбе и старой части г. Ходжента, еще к декабрю 1917 г. были реорганизованны в народные суды, а в остальных месностях еще долго сохранялась старая судебная система, особенно казийские суды.

Казийские суды фактически работали на нелегальном положении и в большинстве случаях в районах басмаческого или контрреволюционного движения.

Характерной особенностью ликвидации старой системы судов Средней Азии и центральной России являлось то, что слом старого права России происходил на основе декретов и законов, что не трудно проследить, а Средней Азии в том, что вопреки законам об их ликвидации они действовали и закон признавал их действие. Поэтому история ликвидации, легализации и вновь их ликвидации переплетаются с историей создания советского суда. Только так можно проследить путь казийских судов.

Если в первый же год Советской власти можно было уничтожить всю имперскую судебную систему – окружные и мировые судьи, судебные палаты – то нельзя было сразу ликвидировать казийские суды.

К упразднению казийских судов нужно было подойти осторожно. Для этого надо было на практике показать народу преимущество новых судов и их назначение – защитников интересы трудового народа. В Центральном мусульманском России, советского власти этого удалось. Однако, процесс ликвидации казийских судов в Туркестане принял затяжной характер. В некоторых местах это обуславливалось более поздним установлением там Советской власти1, как на Памирском России и в Бухарском эмирате.

Необходимо отметить, что Центральный Комитет Компартии Туркестана принял решение созвать для обсуждения указанного проекта съезд мусульманских судебных работников, включая важнейших представителей религиозных учреждений, законоведов и т. д. 2.

В составе участников съезда отразилась генеральная линия партийной организации республики, которая еще на своем историческим съезде 5 сентября 1920 г. отмечала, что «в среде улемов имеется прогрессивная часть, которую можно использовать в советских учреждениях»3.

Важнейшим в решении съезда было то, что он, принял «Положение о суде казиев и биев».

В резолюции говорилось: «…применение норм шариата – казийских судов, по отношению к коренному населению, наряду со всеми законами советского правительства в случае, когда нормы шариата-казийских судов не противоречат нормам революционного правосознания трудящихся масс, должно быть признано безусловно обязательным во всех судебных учреждениях Туркестанской Республики» (в том числе северном Таджикистане)1. Съезд подчеркнул, что обязательное применение шариата (казиев) в судях не изменяет рабоче-крестьянской сущности судопроизводства, и что всякое сомнение о шариате должно быть истолковано в интересах рабочего класса и беднейшего крестьянства»2.

Одним из щепетильных вопросов среди историков является вопрос ликвидации старого судебного аппарата. Суть данного вопроса в том, что некоторые исследователи опираются на законы, а другие на деятельность, которые оба приемлемы и обяснимы. Закон есть закон. Одноко и есть другие документы, которые ресулируют законы. Выполнение закона – закон, но компенсация ликвидируемого не всегда предусмотривалось законом. Поэтому издавались другие документы, на основе которых ликвидируемые суды действовали даже до 1923 года.

Основные отношение Советской власти к старой судебной системе вообще, а к казийским судам в особенности были изложены в декрете о суде №1, СНК Советской России принятое 22 ноября 1917 г. Во многих исследованиях, затрагивающие вопросы слома старой (эксплуататорской) государственной власти Туркестанского края, в том числе в северном Таджикистане и Бухарской Народной Советской Республике (Восточной Бухаре), по разному определяется время полной ликвидации казийских и имперских судебных систем.

В исторической и историко-правовой литературе встречаются различные подходы и датировка по вопросу ликвидации старой судебной системы, которую можно разделить на три группы.

В первой группе работ о ликвидации колониальной судебной системы, в том числе и казийских судов либо умалчивается3, либо говорится без указания времени е упразднения1.

Во второй группе – время ликвидации ташкентской судебной палаты, как центрального судебной инстанции, и окружных и мировых судов датируется мартом 1918 г.2, до 1919 г.3, а также разными периодами 1918 и 1919 гг.4.

В третьей группе работ утверждается, что дореволюционные судебные органы (в том числе казийские суды) были упразднены сразу же после победы Великой Октябрьской Социалистической революции5, без дат и период. Например, в учебнике «История советского государства и права Узбекистана» сказано, что «…старый дореволюционный суд с его антинародной формой судопроизводства в Туркестане, как и в других частях страны, был сломан сразу же после победы Великой Октябрьской Социалистической революции»6, т.е. 25 октября 1917 г., или 1 ноября 1917 года. По тексту не удается определить эту «сразу». Аналогичное высказывание содержится и в совместной статье Р. С. Гимпелевича, Ш. Разыковым, посвященное этому вопросу7. М. М. Муллаев8 и Ш. Ташлиев9 в своих монографиях пишут, что Декрет о суде № 1 (22 ноября 1917 г.) была ликвидирована старая судебная система. Во исполнение этого декрета, СНК Туркестанского края 12 декабря 1917 г. издал приказ, на основании которого были упразднены на территории северного Таджикистана все существовавшие до этого общественные учреждения: окружные, судебные палаты и военные суды всех наименований.

Особенность деятельности казийских судов Таджикской АССР

К моменту образования Таджикской АССР, на территории Таджикистана существовало два окружных (Ходжентский и Восточнобухарский) суда и один погранично-участковый (Памирский) суд. С образованием Таджикской АССР был образован республиканский орган судебной власти - Народный Комиссариат Юстиции (НКЮ), днем раждения которого является 7 декабря 1924 г.,1 а днем начала его деятельности 23 декабря - с принятием первого приказа по НКЮ, в котором говорилось об открытии вилайятских прокуратур и назначении народных судей.

На основе приказа НКЮ от 23 декабря 1924 г. были образованы две вилайятские (Душанбинская и Ура-Тюбинская) прокуратуры и три вилайятских окружных суда2. Такой судебной сетью нельзя было охватить всю территорию республики. Естественно, в 1925 г. продолжается развитие судебной сети. 23 марта 1925 года. было утверждено «Временное положение о Таджикском отделении Верховного Суда Уз. ССР3, как высшего судебного органа в Таджикской АССР, действовавщего в составе президиума отделения кассационной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по уголовным делам4.

31 марта 1925 г. Революционный Комитет Таджикской АССР своим постановлением предложил НКЮ немедленно приступить к организации народных судов. На основании данного постановления Ревкома за № 327 было принято «Положение о судах казиев в Таджикской республике», с которого фактически началось не создание казийских судов, а возобновление или новый выбор последных.

Постановлением Ревкома и «Положением о судах казиев» устанавливались порядок и правила избирания казиев. В частности говорилось «…правом избирать казиев пользуются все граждане коренного населения обоего пола… достигшие 18 -ти летнего возраста, неопороченные и нелишенные по суду прав, проживающие на территории данного судебного участка»1. Постановленим указывался возрастной ценз судьи - казия – 25 лет2.

Согласно статьи 7 данного «Положения», «…выборы казиев производятся: а) в городах и селениях городского типа непосредственного самими избирателями на общем собрании избирателей данного судебного участка; б) в волостях, путем представительства одного от 50-ти избирателей на общем собрании данного судебного участка»3.

На основании ст. 10 «Положения», избранных кандидатов в судьи-казии, по представлению уездных исполкомов - вилайятским исполкомом одного из них утверждали в должности казия, а другого кандидатом к нему. В случае неутверждения выборов вилайятским исполкомом назначались новые выборы4.

До истечения срока полномочий казия его могли смещать с занимаемой должности только за политическое или уголовное преступление. Вилайятскому исполкому предоставлялось право, при явной непригодности или незнании своего дела, сместить казия с занимаемой им должности5.

На основе «Положения», содержание казиев, а равно и расходы по канцелярии оплачивались из средств местных исполкомов, и он же определял смету на содержание казийских судов. Поэтому всякие вознаграждения и компенсации казиями со стороны населения воспрещались.

Согласно «Положению», заместители получали жалованье только тогда, когда они фактически исполняли обязанности казиев6.

Областным судам предоставлялось право надзора контроля над деятельностью казиев и привлечения их к дисциплинарной ответственности в общем, а для судебных работников в порядке согласно положению о судоустройстве.

Как отмечалось, содержание казиев, штата их служащих, а равно и расходы по канцелярии относились за счет населения избравшего казия. Штат казийских судов и сметы на их содержание определялись областными исполнительными комитетами.

Всякого рода вознаграждения и компенсации казиям, не предусмотренные сметой, воспрещались1.

Казии могли быть смещены с занимаемой должности и до истечения срока их полномочий в случае осуждения их за политические и уголовные преступления. Кроме того, вилайятскому ревкому предоставлялось право, в случае непригодности казия, входить с представлением в НКЮ о его смещении (ст. 5).

На место смещенного казия вступал кандидат в казии. Содержание казий и их штата производилось за счет сборов с лиц, обращающихся в суд, по установленной НКЮ таксе (ст. 6).

«Положение» устанавливало территориальную подсудность казийских судов: по гражданским делам - по месту жительства ответчика, а если ответчиков несколько, то по месту жительства одного из них или же приобоюдном согласии тяжущихся у любого казия; в отношении же дел уголовных - по месту совершения преступления (ст. 7).

Согласно «Положению» (1925 г.) казиям подсудны дела коренного местного населения, вытекающее из института брачного права, а также все нижеуказанные гражданские и уголовные дела (ст. 14).

«Положение» четко устанавливало категорию уголовных дел подсудных судам казиев. Причем казии должны были при рассмотрении подсудных им уголовных дел строго руководствоваться советскими законами. Для этой цели в «Положении» указывались составы преступлений и виды наказаний согласно уголовному кодексу.

Казийским судам были подсудны уголовные дела:

1) «Об оскорблении действием, словами или письмом (наказание: принудительные работы на срок до 6 месяцев или штраф до 500 рублей, или то и другое вместе (ст. 172 УК). Не каралось оскорбление, вызванное равным или более тяжким насилием, или оскорблением со стороны потерпевшего.

2) О клевете, т. е. оглашение заведомо ложного и позорящего другое лицо обстоятельство (наказание: лишение свободы или принудительные работы на срок до 6 месяцев (ст. 174 УК).

3) Самоуправство, т. е. самовольное осуществление кем- либо своего действительного или предполагаемого права, совершенного с нарушением таково- же права другим лицом (наказание: принудительные работы на срок до 6 месяцев или штраф до 500 рублей (ст. 103 УК).

4) О краже, у частного лица, без применения каких - либо технических приемов (простая кража). Наказание: принудительные работы на срок до 6 месяцев или лишение свободы сроком на 6 месяцев (ст. 180 П. «а» УК).

5) Присвоение, т. е. самовольное удержание с корыстной целью, а также растрата имущества, вверенного для определенной цели, учиненном частным лицом (наказание: принудительные работы или лишение свободы на срок до 6 месяцев (ст. 185 УК).

6) Об умышленном нанесении удара, побоев или ином насильственном действии, причинившем физическую боль (наказание: лишение свободы или принудительные работы на срок до одного года (ст. 157, ч. 1, УК).

7) Покушение, на какое - либо из перечисленных выше преступлений каралось как совершенное преступление, причем отсутствие или незначительность вредных последстий покушения могли быть приняты во внимание казийским судом при определении меры наказания; покушение же, не доведенное до конца по собственному побуждению покушавшегося, каралось как то преступление, которое фактически им совершенно.

8) Подстрекателями считались лица, склонившие к совершению преступления.

Пособниками же считались кто содействовал выполнению преступления советами, указаниями, устранением препятствий, сокрытием преступника или следов преступления; караются как то преступление, которое фактически совершено.

9) Жалобы на все уголовные приговоры и определения казийских судов приносились в Душанбинский окружной суд. Поданная жалоба в срок, оправлялась казиями в течении 2 дней в окружный суд со всем производством дела.

10) Для подачи жалоб на приговоры и определения казийских судов по существу дела, устанавливался срок до двух недель, т. е. 14 дней со дня объявления таковых. После подачи жалобы, приведение приговора казийских судов в исполнение приостанавливалось до разрешения дела в кассационной инстанции.

11) Казиям к своему производству по уголовным делам принимались как словесные, так и письменные жалобы, причем словесные жалобы тут же заносились при заявителе в протокол и прочитывались жалобщику»1.