Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Рабочий класс и развитие культуры Узбекистана (середина 20-- - 30-е годы). Опыт, проблемы Хайдаров, Юлдаш Хазратович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хайдаров, Юлдаш Хазратович. Рабочий класс и развитие культуры Узбекистана (середина 20-- - 30-е годы). Опыт, проблемы : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Ташкент, 1992.- 23 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы. Радикальные изменения в политичес-ой системе общества, отказ от монополии партийной идеологии, об-этение Узбекистаном государственной независимости потребовали ардинального переосмысления многих узловых вопросов историче-кой науки. Потребностью времени становится.поиск объективной стины. Правда истории - приоритетное условие духовного обновле-ия страны и республики, выхода ее на рубежи цивилизованного азвития.

Одним из важных направлений исторической науки, требующих овых взвешенных оценок, является пласт проблем, связанных с ос-ещением и анализом роли рабочего класса в культурном строитель-тве, что обусловливается рядом факторов. Во-первых, выход из исков тоталитаризма немыслим без становления новой структуры деологических и духовных институтов, обеспечения здорового куль-урного прогресса. И в данном отношении роль рабочего класса бы-а и остается крайне значительной. Лидируя в системе материаль-ого производства, рабочий класс непосредственно влияет на ход оциально-зкономических и духовных преобразований, развитие демо-ратии и гласности, становления правового общества. Его соэида-ельная деятельность имеет большое значение и для формирования редпосылок и условий культурного развития Узбекистана.

Во-вторых, особую научную и практическую значимость приобре-ает соотношение -опыта прошлого с практикой наших* дней. Опыт ропшого дает ключ к пониманию настоящего, позволяет извлечь по-чительныз уроки.

Сегодня становится все более очевидным, что в условиях тота-итарного режима, ограничения суверенитета национальных республик азвитие национальных культур недооценивалось и не рассматрива-ось как важное звено общественного прогресса. В результате провесы культурного строительства испытали мощное деформирующее оздействие.

Чтобы преодолеть завалы прошлого, разрушить механизм тормо-ения процессов духовного обновления, ныне необходимо четко обо-начить ошибки, допущенные в практике культурного строительства, собенно в ее национальном аспекте, определить негативные сторо-:ы в программе так называемой культурной резолюции. Критический

4 анализ исторических просчетов в области духовной сферы деятельности рабочего класса позволит реально усилить степень его воздействия на современные обновленческие процессы.

В то же время опыт минувших лет ценен многогранностью реша еиых проблем и было бы ошибочным подходить к нему только с пози ций негативного восприятия. Нельзя огульно перечеркивать всю по< лереволюционную историю. В ней было много и драматических, и ге ических страниц. Несмотря на крупные овшбки и деформации, труде, нескольких поколений, в том числе рабочего класса, отсталая стр на поднялась на высокий уровень социального и научно-техническо прогресса. Заметный шаг был сделан и в области культурного стро тельсгва.

Позитивный опыт прошлого способен стать важной составной ч стью реализации курса на становление общества, основанного на принципах гуманизма и социальной справедливости, общество высок культуры и нравственности, обеспечивающего в рамках правового г сударства всю полноту прав человека на фундаменте лучших традиі: демократического развития человечества.

Наконец,- критическое, научное переосмысление всего комплеи неоднозначных процессов участия рабочего класса в культурном сі ительстве диктуется необходимостью восстановления объективной ь тины его исторического развития, потребностью восполнения сущее венных пробелов в историографии истории Узбекистана.

Хронологические'рамки исследования охватывают период 20-3( годов. Он представляет сложнейший и во многом противоречивый 01 зок отечественной истории, требующий тщательной фундаментально} проработки, новых деидеологизированных .оценок. В силу того, чте до недавнего времени данный период воспринимался лишь с позиции "победы социализма", здесь сохранилось немало "белых пятен", скрытых от критического анализа зон.

Обращение к истории первых десятилетий послереволюционноп развития позволяет полно и последовательно раскрыть пагубность применения административно-командных методов управления, в том числе в сфере культурной политики, дает возможность показать, і объективное стремление рабочего класса к созиданию справедливо] общества направлялось политическим руководством в русло утверж, ния тоталитарного строя.

Состояние изученности проблемы. Отечественная историограф!

5 очает в себя немала работ, в которых в той или иной мере сис-атизируется опыт участия рабочего класса в культурном строи- . ьстве. Всю литературу, освещающую данную тему, можно условно делить на три основные группы: I) обобщающие труды, посвящен-истории культурного строительства в бывшем СССР ; 2) работы истории рабочего класса; 3) исследования, изучающие конкрет-направления деятельности рабочих в развитии культуры. К первой группе относятся публикации, в которых анализируют-общие проблемы истории советской культуры, обобщается опыт ществления культурной революции в стране. Тема борьбы рабоче-класса за новую культуру находит в них лишь частичное отраже-». Но их ценность определяется попытками осмысления ключевых )цессов культурного строительства, развертывания общей картины :овного преобразования общества.

Наиболее заметный вклад в изучение проблем истории культур-'o строительства в стране внесли такие исследователи, как І.Ким, В.А.Куманев, В.В.Горбунов, Л.М.Зак, Н.С.Злобин, Л.Н.Ко-<, В.И.Межуев и др. В их исследованиях анализируются различные лекты практического становления и развития советской культуры условиях многонациональной страны, в том числе в национальная зпубликах ; аргументированно раскрыта суть культурного ст^ои-льства как составной части и важнейшей закономерности построе-я нового общества {рассмотрены теоретические стороны проблемы. Наряду с общесоюзными публикациями в отечественной историо-афии определялась тенденция комплексного изучения истории куль-ры отдельных регионов и национальных республик. Наиболее полно последовательно вопросы культурного строительства в Узбекиста-нашли отражение в работах К.А.Акилова, Ш,Юбдуллаева, Б.Баракаева, А.К.Валиева, Т.Н.Кары-Ниязова, А.Хушбекова и др.

Ким М.П. 40 лет советской культуры. - М., 1957;Куманев В.А. Революция и просвещение масс. - М., 1973; Горбунов В.В. В.И.Ленин и социалистическая культура. - М., 1971; Зак Л.М. История изучения советской культуры. - М., 1981; ЗлобинН.С. Культура и общественный прогресс. - М., 1980 и др.-

Акилов К.А. Ленин и культурная революция в Узбекистане. - Ташкент, 1972 * Его же. Расцвет культура Советского Узбекистана. -Ташкент, 1984 ; Абдуллаев Ш.Ш. Из истории развития культуры на-

Г.И. Очес Kit истории культуры Советского Узбекистана. - Ташкент, I95C ; ,\уи;беков А. Из истории культурного строительства в

зов Т

кент, „ .„ . ._.._..,, , . „, „

Узбекистане в годы первой пятилетки. - Самарканд, 1959;

В

одов Узбекистана (І92Г-І932 гг.). - Ташкент, I960 : Вмиев А.К. ктябрь, культура, интеллигенция. -Ташкент, 1977; Кары-Ния-

б

Опираясь на обширный массив документальных источников, названные авторы осветили широкие закономерности и особенности осуществления культурной революции в Узбекистане, сделали ряд обобщающих выводов о специфических тенденциях в культурной жизни республики.

В то же время исследования второй группы, как и первой, лишь частично затрагивают тему участия рабочего класса в процессах культурного строительства. Однако в них поднимаются вопросы методологии осмысления рабочего класса как субъекта и объекта культуры, его воздействия на духовную сферу общества.

Ведущее место среди общесоюзных публикаций, посвященных истории рабочего класса, занимают труды И.Е.Ворожейкина, В.З.Дроби-жева, В.А.Ежова, Э.В.Клопова, В.С.Лельчука, И.П.Остапенко, Л.С.Рогачввской, С.Л.Сенявского, В.Б.Тельпуховского, О.И.Шкаратан и др.1

В их многоплановых исследованиях разработаны основы комплексного, системного подхода к изучению истории рабочего класса, проанализированы'вопросы роста его творческой активности, осмыслены процессы повышения культурного уровня рабочих в период 20-30-х годов.

Ценный обобщающий материал по различным аспектам изучаемой темы содержится в работах, посвященных истории формирования и развития рабочего класса УэоеашзщндьК ним относятся прежде всего труды К.А.Акилова, Р.Х.АминовоЯ, Ы.А.Ахуновой, Т.Р.Абдушуку-рова, Ф.Б.Исхакова, Д.А.Салямова, Л.Г.Тетеневой, В.И.Шаловален-ко, Г.А.Шистер, А.Ф.ЯцышиноЙ и др.

Баракаев Д.Б. Развитие культуры Узбекистана за годы Советской власти. - Ташкент, 1984 и яд. =.

  1. ВорожеЙкин И.Е. Очерк историографии рабочего класса СССР. -М.*, 1975; Дробижев В, 3., Лельчук В, С. Наш советский рабочий класс (І9І7-І977 гг.).' - М., 1979; Ежов В. А. Рабочий класс СССР: Социально-политический очерк. - Л., 1974: Клопов Э.В. Рабочий класс СССР. - М., 1985; Остапенко И.П. Рабочий класс СССР в управлении производством. - М., 1976; Сенявский С.Л., Уельпуховский D.E. Рабочий класс СССР. - М., 1971; Шкаратан О.И. Проблемы социальной структуры рабочего класса. - Й., 1970 и др.

  2. История рабочего класса Узбекистана (1917-1965 гг.). - В 3-х т. - Ташкент, 1964-1966; История рабочего класса Советского Узбекистана. - Ташкент, 1974 ; Абдушунуров Т.Р. Закономерности и особенности культурно-технического роста рабочего класса Узбекистана. - Ташкент, 1971 ; Исхаков Ф.Б. Партийное руководство повышением творческой активности рабочего класса в условиях

Однако, не ставя в качестве главной цели изучения процесоов воздействия рабочего класса на духовку» сферу жизни общества, названные авторы обращались к их анализу в совокупности с разработкой общих или сопредельных проблем. Но в определяющей мере значимость их исследований заключается в том, что в них раскрыты принципиальные методологические вопросы общего и специфического в культурном развитии рабочего класса Узбекистана. Они выявили и охарактеризовали ведущие тенденции духовного роста рабочих, показали их роль в обогащении культурной жизни региона.

Весомый круг публикаций представляют исследования третьей группы. Историографический анализ литературы показывает, что первые попытки выделить самостоятельную исследовательскую тему проблемы роли рабочего класса в культурном строительстве бьши предприняты советскими историками преимущественно в середине 50-х -начале 60-х годов . Причиной столь позднего обращения к данному вопросу являлось бытовавшее в течение длительного времени положение, согласно которому участие рабочего класса в культурном строительстве сводилось лишь к роли объекта. Только после известных постановлений, направленных на развенчание культа Сталина, создались благоприятные условия по более реальному и глубокому осмыслению роли рабочих в качестве субъекта культуры.

Вклад в разработку методологических подходов к осмыслению данного направления исследования внес академик М.П.Ким. В своей работе "Рабочий класс и культурный прогресс социализма", он четно поставил вопрос о необходимости -системного изучения роли рабочего класса в культурном строительстве, как субъекта культурной революции и указал, что исследование роли рабочего класса на двух теоретических уровнях приведет к выявлению широкого количе-

развитого социализма. (На материалах Узбекистана), - Ташкент, 1984 ; Шистер Г.А. Промышленные рабочие Узбекистана. - Ташкент, 1975; Ахунова М.А., Акилов К.А., Тетенева Л.Г. Рабочий класс Узбекистана в условиях научно-технической революции. - Ташкент, 1984 и др.

  1. См.: Городецкий Е.Н. Борьба народных масс за создание советской культуры// Вопросы истории. - 1954, - 94; Роль рабочего класса в развитии социалистической культуры. - М., 1Эь7; Роль рабочего класса в развитии советской культуры. - М., 1976 и др.

  2. Ним М.П. Рабочи/1 класс и культурный прогресс социализма. -

В кн.: Роль рабочего класса в развитии советской культуры. -М., 1976.

8 ства аспектов, каждый из 'которых может стать предметом отдельного изучения.

В 60-80-х годах появился ряд исторических, философских и социологических работ, конкретизирующих место рабочего класса в духовном прогрессе общества . В них рассматривались такие специфические вопросы, как взаимосвязь и влияние рабочего класса на культуру, его ведущая роль в создании материальной базы культурной сферы общества.

Определенная работа по систематизации опыта культурно-созидательной деятельности рабочих в условиях 20-30-х годов проведена учеными Узбекистана. В частности, Р.Х.Шакирова попыталась обозначить место рабочего класса в процессах формирования культуры узбекской нации . А.Рустамов в совокупности с комплексом иных проблем показал воздействие рабочих масс на духовное обновление общества .

Таким образом, анализ общей и специальной литературы по избранной теме показывает, что несмотря на наличие широкого круга публикаций, так или иначе связанных с ее освещением, степень и качество изученности проблемы не соответствуют современным требованиям. Существует широкий диапазон вопросов, в первую очередь касающихся периода 20-30-х годов, которые практически не рассматривались исследователями Узбекистана.' В частности, в глубоком осмыслении, нуждаются такие аспекты проблемы, как характеристика мес-

1. См.; Коган Л.Н. Ведущая роль рабочего класса в создании и раз
витии культуры социализма. - И., 1969: Проблемы духовной жизни
рабочего класса СССР. - Свердловск, 1970; Духовный мир совет
ского рабочего класса. - М., 1972; Пинегина Л.А. В.И.Ленин о
роли рабочего класса в культурном строительстве. - В кн.:
В.И.Ленин и некоторые вопросы изменения социальной структуры
общестза в переходный период. - Mf., 1973; Ьулыгина А.А. Худо
жественная культура и формирование эстетических взглядов. -

В кн.: Идеологическая работа и формирование общественного мнения в трудовом коллективе. - М., 1977; Попов СВ. Роль рабочего класса СССР в развитии культуры. - В кн.: Из истории партийно-государственного руководства культурным строительством в

2. Шакирова Р.Х. 0 роли рабочего класса в формировании культуры
узбекской социалистической нации. - В кн.: Социально-полити
ческие проблемы социализма. - Ташкент, 1980.

3. Рустамов А. Рабочий класс и духовное обновление общества. -
. Ташкент, 1989.

9 та рабочего класса в совершенствовании культуры быта, анализ его роли в развитии системы образования, литературы, искусства и науки, исследование процессов культурно-просветительской деятельности рабочих.

В существенной переоценке нуждаются- и многие, казалось бы, уже изученные вопросы. Ведь застой в общественных науках, вызванный господством тоталитарного режима, не мог не сказаться на уровне и качестве исследований. До недавнего времени они базировались, как правило, на ошибочных позициях, носили апологетический характер. Неизменно возвеличивалась роль Коммунистической партии, утверждалась монополия марксистско-ленинского видения проблемы. Для многих исследований нормой стало описательство и комментатор-ство. В работах практически не поднимались вопросы негативного воздействия культа личности, волюнтаризма, командно-административной системы управления на культурную жизнь общества, затушевывались негативные явления, теневые стороны, трудности, противоречия общественного развития.

Большая научно-теоретическая и практическая значимость проблемы, недостаточная и во многом устаревшая ее разработанность обусловили выбор автором в качестве объекта диссертационного исследования деятельность рабочего класса по развитию культуры Узбекистана в период 20-30-х годов.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации - комплексно исследовать основные направления участия рабочего класса в культурном строительстве, определить его роль в духовном преобразовании общества и соответственно этому:

проанализировать социально-экономическую основу повышения роли рабочего класса в культурном строительстве;

раскрыть вклад рабочего класса в укрепление материально-технической базы 'культуры Узбекистана;

осветить участие рабочих'в решении задач подъема культуры быта;

охарактеризовать деятельность рабочего класса по развитию системы народного образования;

проследить воздействие рабочих на организацию культурно-просветительской работы;

рассмотреть участие рабочих в художественном творчестве;

осветить развитие и роль рабкоровского движения в Узбеки-

10 стане;

проанализировать трудности, ошибки и просчеты, проявившиеся в ходе осуществления культурной политики в изучаемый период;

на основе результатов исследования, используя накопленный опыт, сформулировать предложения по совершенствованию культурно-созидательной деятельности рабочего класса Узбекистана на современном этапе общественного развития.

Научная новизна исследования. Диссертационная работа является обобщающим исследованием, посвященном роли рабочего класса в преобразовании духовной сферы Узбекистана в период середины 20-30-х годов. В ней с новых методологических позиций предпринята попытка определить не только влияние культурных процессов на рабочий класс, но и высветить воздействие рабочих на характер и содержание культурного строительства в целом.

В работе показаны основные факторы, обусловившие повышение роли рабочего класса в развитии духовной сферы общества, раскрыты основные каналы его воздействия на культурную жизнь Узбекистана. Вместе с тем пристальное внимание сосредоточено на осмыслении негативных последствий культа личности, тоталитарного режима на процессы культурного строительства. В диссертации вскрываются ошибки в осуществлении культурной политики Коммунистической партии, характеризуется методологическая ограниченность выдвинутой в изучаемые годи программы "культурной революции".

Новизна работы состоит также в том, что в ней введено в научный оборот значительное количество ранее неиспользованных источников, архивных документов и материалов.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что изучение и обобщение исторического опыта культурно-созидательной деятельности рабочих является одним из важных аспектов более глубокого освещения общей истории рабочего класса Узбекистана.

Материалы и выводы диссертации призваны помочь восполнить в определенной мере существующий пробел в отечественной историческое науке и предостеречь от ошибок прошлого в созидательной практике наших дней.

Результаты исследования могут быть использованы также для дальнейшей разработки актуальных проблем истории края, в обобщающих работах, посвященных изучению места рабочего класса в обществе, его роли во всех сферах материальной и духовной жизни независимого Узбекистана.

II .

Положения и выводы диссертационной работы могут быть полезны хозяйственным и общественным организациям в обеспечении программы культурного возрождения республики, обновления культурной политики. Их можно использовать в идейно-воспитательной работе, при чтении спецкурсов по истории рабочего, класса и создании учебников и учебных пособий по курсу "История народов Узбекистана".

Методология исследования. Методологической основой исследования выступает метод комплексного использования различных направлений общественной мысли, метод историзма при анализе конкретного материала. Автор стремился подойти к осмыслению изучаемых процессов с деидеологизированных позиций, раскрывая исторические события в их реальном содержании, в рамках идеологического плюрализма, вне конъюнктурных социальных заказов политического руководства прежних лет,

Источниковая база. В ходе подготовки диссертационной работы автором были изучены и извлечены данные из государственных и партийных архивов. Среди них документы Центрального государственного архива Узбекистана. Большое внимание было сосредоточено на изучении профсоюзных фондов (737,704,751,765,783,1610,386). Представленные в них материалы о работе культотделов Узсовпрофа и Средаз-бгаро ВЦСПС, деятельности низовых культячеек, заводских и клубных культкомиссий позволили полнее раскрыть творческие усилия рабочих в решении задач культурного строительства, определить трудности и ошибки в его осуществлении. Разнообразный материал был извлечен из фондов 88,89,837,2320,169,170,114,610,682,845. Содержащиеся в них документы раскрывают роль рабочего класса в укреплении материально-технической базы новой Культуры. Фонды 632, 2417,94,2343,2296 дают развернутое представление о воздействии рабочих на решение задач подъема образовательного и культурно-технического уровня трудящихся. Огромным информационным материалом обладает ф.1619 - Центральное статистическое управление.

Специфические вопросы культурной деятельности рабочего класса Узбекистана отражены в документах фондов 25 и 58 ПА УзФ ИМЛ, в партийных архивах Самаркандского (ф.30,47,215,233,259, 309), Ташкентского (ф.1,4,18,103,159,164,281,493,508), Ферганского (ф.1,16,III,550,551), Андижанского (ф.1,20,70) и Бухарского (ф.1,3,17) областных комитетов Компартии Узбекистана. Документы государственных архивов Ташкентской (ф.12,336), Самаркандской

12 (ф.215,301,494,505,1685) и" Андижанской (ф.94,145) областей помогли полнее осмыслить специфику культуаио-соэидательной деятельности рабочих в разрезе конкретных районов и областей.

Наряду с архивными материалами в диссертации использовались сборники документов, статистические сборники, содержащие разнообразные сведения об участии рабочих в культурно-преобразовательных процессах.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на объединенном заседании кафедр Отечественной истории, истории народов Узбекистана и всеобщей истории Бухарского госпединститута. Основные положения и выводы ее были изложены в выступлениях на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Бухарского госпединститута и в опубликованных работах.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.