Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Реализация государственной политики ТАССР в сфере сохранения объектов культурного наследия (1950-е – 1990-е гг.) Егорушкин Юрий Анатольевич

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Егорушкин Юрий Анатольевич. Реализация государственной политики ТАССР в сфере сохранения объектов культурного наследия (1950-е – 1990-е гг.): диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.02 / Егорушкин Юрий Анатольевич;[Место защиты: ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»], 2019.- 190 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Сохранение культурного наследия и формирование реставрационной школы в ТАССР 24

1.1. Теоретические аспекты и исторические предпосылки формирования отечественной политики в сфере сохранения культурного наследия и реставрационного дела во второй половине ХХ в 25

1.2.Деятельность государственных органов власти ТАССР по сохранению материального культурного наследия 37

1.3. Становление производственной и научной деятельности реставрационной мастерской в ТАССР (1948-1958 гг.) 45

1.4. Научно-методические принципы организации реставрационных работ СНРПМ в 1959-1975 гг. 58

1.5. Работа СНРПМ в составе объединения «Росреставрация» Министерства культуры РСФСР (1976-1992 гг.) 71

Глава 2. Реставрационная деятельность по сохранению памятников истории и культуры ТАССР. 88

2.1. Реставрация объектов культурного наследия г. Казани 91

2.2. Сохранение памятников Болгарского историко-археологического комплекса. 113

2.3. Реставрация архитектурных памятников Свияжска. 132

2.4. Реставрация памятников истории и культуры в районах ТАССР . 146

Заключение 161

Список использованных источников и литературы 166

Список сокращений. 187

Теоретические аспекты и исторические предпосылки формирования отечественной политики в сфере сохранения культурного наследия и реставрационного дела во второй половине ХХ в

Проблема сохранения культурного наследия на отечественном, национальном уровне нашла свое отражение через осмысление и имплементацию международных нормативных документов и других национальных государств, которые формировались на протяжении всего ХХ века34.

В 1989 году в г. Париже на «Первом Международном конгрессе по охране памятников и произведений искусства», который собрал представителей из разных стран всех континентов, в том числе Россия, было впервые озвучены идеи Международной конвенции о защите культурного наследия во время войны и создании Красного креста памятников, впоследствии активно развиваемая Н. Рерихом.

Важную роль в развитии методов археологической реставрации в то время сыграли идеи итальянского историка архитектуры Густаво Джованнони, принявшего участие в подготовке такого документа как Хартия реставрации в 1931 году, предшествующего Афинской Хартии и Итальянской хартии.

В отличие от сложившейся на тот момент практики классификации видов реставрации памятников, зависящих от конкретной эпохи, Г.Джованнони предложил другой подход. В нем было лишь одно разделение памятников, в котором были «живые» памятники – продолжавшие использоваться или имеющие такую возможность, и «мертвые» – не использующиеся в практическом смысле, но сохранившие статус памятника. Другой новацией, было предложенная Джованнино классификация видов реставрации по типам проводимых работ: укрепление, анастилоз, раскрытие, дополнение и обновление. Термин «анастилоз» был предложен Николаем Баланос, руководившим реставрацией Афинского акрополя, понимаемый как установка на свое изначальное место подлинных блоков и деталей памятника, перемещенных в результате разрушения или перестроек. Таким образом, главным для реставрации памятника являлись укрепление или консервация. Хартия реставрации представляла собой документ, в котором было уделено большое внимание методам реставрации, вместе с тем в ней нашли отражение тенденции сохранения культурного наследия, характерные на тот момент не только для Италии, но и других европейских стран35.

Большую роль в формирование международного правового и научного поля в сфере сохранения культурного наследия сыграла деятельность Международного комитета музеев (МКМ), который был создан в 1926 году по инициативе Международной комиссии интеллектуального сотрудничества при Лиге Наций в рамках Международного института интеллектуальной кооперации. Последний прекратил свою деятельность в 1946 г., передав свои полномочия ЮНЕСКО. МКМ по сути дела стал координатором между государственными органами разных стран и специалистами в сфере музейного дела и сохранения культурного наследия.36 Он стал выпускать журнал «Mousion», в котором публиковались статьи о консервации и реставрации произведений искусства, исторических памятниках, музейной работе, археологии. В рамках 1-го конгресса архитекторов и специалистов по охране памятников истории (Афины, 1931 г.) была принята Афинская хартия по реставрации памятников старины, признавшая безусловную ценность культурного наследия прошлых веков37.

В тексте Афинской Хартии содержится утверждение о приоритете консервации и поддержания памятника культуры, перед реставрацией. Реставрация рассматривалась лишь, в крайнем случае, и то при условии сохранения наслоения разных эпох, повлиявших и внесших изменения в архитектуру памятника. В данном документе содержался призыв и обоснование необходимости создания международных организаций, которые стали бы выполнять функцию координации по сохранению, консервации и реставрации культурного наследия. Таким образом, в Афинской Хартии были сформулированы научные и методологические основы, касающиеся сохранения культурного наследия и реставрации. В тоже время, для реализации рекомендаций и положений данной декларации в 1933 г. была создана Международная Комиссия по историческим памятникам, как подразделение МКМ, приемником которой в свою очередь в 1965 году стал Международный совет по сохранению исторических памятников и достоприечательных мест - ИКОМОС (International Council on Monuments and Sites).38

В сферу деятельность Комиссии входили: моральная и образовательная деятельность, делавшая акцент на воспитании толерантности и уважении к культурному наследию, особенно в конфликтных регионах мира; законодательная и административная деятельность, связанная с помощью национальным законодательствам в формировании правовой базы по вопросам сохранения культурного наследия и реставрации; техническая деятельность, включавшая в себя обмен техническими достижениями и консультативную помощь по широкому кругу вопросов сохранения культурного наследия и реставрации; международная документация, сосредоточенная на создании национальных архивов, перечней национального достояния, публикация материалов по проблемам сохранения культурного наследия и реставрации.

В 1964 г. была принята Венецианская хартия «по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест»39. Ее принятию предшествовало несколько ключевых событий. Во-первых, это события Второй Мировой войны (1939-1945гг.), в ходе которой были разрушено или полностью уничтожено большое количество памятников культуры, архитектуры и природного ландшафта. В руинах лежали города Европы, России и других стран. Были разграблены или уничтожены музеи с коллекциями искусства мирового значения. Все это потребовала большой реставрационной работы и финансовых ресурсов. Стали очевидным недостаточность или отсутствие международных правил и регуляторов сохранения культурного наследия, осуществления ремонта и реставрации, перемещения и возвращения культурных ценностей и много другое.

Во-вторых, перед реставраторами возникли проблемы и теоретического характера, связанные с выбором методики проведения реставрационных работ, пониманием «целостности» восстановления утраченных ценностей и архитектурных памятников культуры, выбором между новой современной конструкцией или полной идентичности прежнему. Разгорелись научные дискуссии, анализ которых важен для данного диссертационного исследования, особенно в части такого понятия как «памятник», который подробно будет рассмотрен в дальнейшем.

На 5 Национальном конгрессе в 1948 г. в г. Перудже (Италия) Д.Де Анджелис Доссат подчеркнул существование на тот момент наличие трех различных позиций в теории и практики реставраций: консервация разрушенных памятников, интегральные целостные реконструкции, отрицание репрезентативного восстановления и восстановление в формах современности. Таким образом, допускалась возможность использования очень большого вида реставрационных работ, без кардинальной новизны.40

Вместе с тем, на конгрессе были высказаны и другие подходы, среди которых можно выделить смещение акцента с исторического на эстетическое значение культурного наследия и возможность «включения» новых элементов, обеспечивающих диалог традиции с новацией. В тоже время появляется теория, так называемой «критической реставрации». Эта теория постулировала: «переход с позиции благоговейного уважения к памятнику архитектуры как документу истории, со всеми вытекающими отсюда последствиями, на позицию критической его оценки, как измененного или искаженного произведения искусства, с последующим исправлением путем творческого вмешательства художника (или архитектора)».41

Можно отметить также теорию «потенциального единства» Чезаре Бранди, внесшую определенный вклад в теоретическое понимание значения памятника культуры и в которой он «подчеркивает важность осознания «диалектики» критического анализа и творчества в реставрации, важность рассмотрения «оригинальной конфигурации» объекта реставрации, недопустимость признания только документальной ценности за тем, что имеет ценность художественную».42

В своей теории Чезаре Бренди особое внимание уделяет аналитическому методу, как инструменту научной реставрации, хотя и не признает использование аналогий как главного инструмента целостных и «художественных» реставраций.

Научно-методические принципы организации реставрационных работ СНРПМ в 1959-1975 гг.

Политика СССР в отношении культурного наследия была более последовательной, чем на современном этапе: в советский период проблемам охраны достижений культуры, в том числе культурных ценностей, уделялось большое внимание. Необходимость решения существовавших на тот период проблем указывало на актуальность проблемы укрепления научно-методических принципов организации консервационно-реставрационных работ как всесоюзных, так и региональных мастерских.

1959 г. ознаменовался существенными изменениям в жизнедеятельности мастерской. Распоряжением Совмина ТАССР (№ 771-р, 14 июля 1959 г.) в связи с упразднением Управления по делам строительства и архитектуры Совмина ТАССР функции охраны и реставрации памятников архитектуры были возложены на Минкульт ТАССР. КазСНРПМ была переподчинена Министерству. Изменения повлекли передачу мастерской средств из специальных отчислений по добыче нефти, выделенных на строительство жилых домов123.

Нахождение Казанской СНРПМ в ведении Министерства культуры ТАССР позволило увеличить выделяемые ей материально-финансовые средства. Так, на 1959 г. план работы мастерской был утвержден в сумме 3500 тыс. руб. в декабре того же года был повышен до 3650 тыс. руб. Тем не менее, фактически годовой план был выполнен на сумму 3827 тыс. руб., что составило 104,8%. План ввода в эксплуатацию жилого фонда выполнен на 100%. На работы привлечено 188 рабочих и специалистов разных профессий. Был произведен ремонт Казанского кремля, Совета Министров, Верховного Совета ТАССР, Министерства Финансов ТАССР, Сельхозбанка, Петропавловского собора, комплекса памятников Болгарского городища и Свияжска (в том числе свияжской колонии), спортобщества «Урожай», редакции журнала «Советская школа», памятника Павшим воинам. Приказом № 61 по Министерству культуры ТАССР итоги работы Казанской СНРПМ за 1959 г. были признаны удовлетворительными. Полученная сверхплановая прибыль в сумме 434,1 тыс. руб. была утверждена, а отличившиеся работники и ответственные лица премированы124.

Совет Министров РСФСР в Постановлении № 1327 от 30 августа 1960 г. отметил, что в области охраны памятников культуры РФ достигнуты известные положительные результаты. Выявлено и взято на учет свыше 30 тыс. памятников археологии, истории, архитектуры и искусства, из которых наиболее ценные приняты под государственную охрану. Осуществлены ремонтно-реставрационные работы на более чем 2 тысяч памятников. В ряде автономных республик, краев и областей несколько улучшена работа по научному исследованию и пропаганде памятников культуры.

Вместе с тем Совмин РСФСР указал, что в деле охраны памятников имеются серьезные недостатки, которые относятся и к ТАССР. В 1959 г. часть средств, предназначенных на ремонт и реставрацию памятников культуры, была использована не по назначению. Медленно велись ремонтно-реставрационные работы по отдельным памятникам г.Казани. Продолжал разрушаться комплекс памятников бывшей Раифской пустыни, занимаемой Министерством внутренних дел ТАССР. Работы по инженерной защите и укреплению оврагов Болгарского городища и Свияжска, начало которых было намечено на 1958 г., проводились неудовлетворительно.

В следующие годы рекомендовалось осуществить лишь неотложные консервационно-ремонтные работы, обеспечивающие сохранное содержание памятников. Относительно комплекса памятников Болгарского городища – вести только минимально необходимые работы по поддержанию сохранного состояния памятников125.

В справке об итогах работы КазСНРПМ за 1961 г. констатировалось, что фактически мастерская выполнила объем ремонтно-реставрационных и строительно-монтажных работ только на 73% (в том числе нового строительства на 16,5%). Среди объектов числились: башня Сююмбеки, стены и башни Казанского кремля, Петропавловский собор, комплекс памятников Свияжска, финансируемые из бюджета; а также из спецсредств – памятник «Павшим воинам» в Казани, комплекс памятников Казанского кремля, текущие мероприятия по охране памятников. Всего по Минкульту ТАССР насчитывалось более 50 объектов: КГУ, Раифская ДВК, парк им. Горького, Гостинодворская церковь, музеи, кинотеатры, библиотеки, школы, детские сады, издательства, дома творчества и т.д. Из этих и других данных последовал вывод, что коллектив мастерской с возложенными на нее задачами в 1961 г. не справился. Одними из основных проблем стали незначительные объемы работ заказчиков и необеспеченность работ строительными материалами. Из-за большого количества работ было крайне затруднено организационно-техническое руководство производством. Наряду с этим, в справке было отмечено, что на ремонтно-строительных работах и подсобных производствах было занято 183 чел., из них 158 рабочих. Средняя заработная плата одного рабочего составила 930 руб., среднемесячная – 775 руб.126

Социалистические соревнования, присущие советской экономике, проводились и в Казанской СНРПМ. В борьбе между участками первое место удерживал коллектив Спиридонова, второе – Залялетдинова. За хорошие производственные показатели на доску почета было занесено 13 чел., награждены почетной грамотой 18, премировано 65, объявлена благодарность 66 чел. Бригада Симонова боролась за звание бригады Коммунистического труда. Однако отмечалось, что налицо была и «текучесть» кадров. Так, за 1961 г. из мастерской было уволено 102 чел., из них по собственному желанию – 66, по сокращению штатов – 21, за прогул – 4, за хищение и злоупотребления – 2, в связи со службой в Советской армии – 2, инвалидностью – 3, по переводу – 4 чел. В течение года на постоянную работу принято 72, на временную – 101 чел.127

В 1961 г. поступило 2 рацпредложения, которые были своевременно рассмотрены и реализованы. В рационализации производства особо были отмечены электрик Агеносов и механик Кузнецов. Общая сумма экономии от их предложений составила 733 руб. Вместе с тем, были выявлены нарушения трудовой дисциплины, которая в 1962 г. стала рассматриваться как одна из важнейших задач, для ее реализации было предписано «руководствоваться решениями XII съезда КПСС и претворять в жизнь разработанный моральный Кодекс строителя коммунизма»128.

Подведомственность мастерской Министерству культуры ТАССР давала последнему основание привлекать мастерскую к работам, совместимым с ее деятельностью. Так, Распоряжением Министерства культуры № 163 от 31 мая 1961 г. в связи с возобновлением работы ВДНХ производство ремонтных работ павильона Министерства было поручено Казанской СНРПМ, а художественное оформление Культпромкомбинату. В связи с распоряжением Министерства культуры ТАССР № 251 от 15 июня 1961 г. директор мастерской командировал передовых сотрудников Б.А. Белякова и С.С. Айдарова в г. Ленинград для участия в работе семинара-совещания работников, занимающихся охраной и реставрацией памятников культуры129.

Согласно Программе деятельности КазСНРПМ на 1962 г. на ремонтно-реставрационные работы выделялось 185,2 тыс. руб., в том числе из бюджета – 100 тыс. руб. Из других источников реставрировались Петропавловский собор, Хозуправление Казанского кремля, библиотека им. Ленина, комплекс памятников Свияжска, КГУ, музей им. Горького. Помимо этого ремонтно-строительные работы велись в Свияжской психбольнице, КГУ, издательстве, Татполиграфе, комбинате печати им. Якупова, средней музыкальной школе, парке культуры им. Горького, Доме актера, Управлении курортов, Министерстве финансов, Министерстве здравоохранения, Художественном училище и т.д.130

По научно-исследовательскому сектору планировалось следующее: 1) исследование и изучение памятников в процессе проведения ремонтно восстановительных работ – комплексы памятников Казанского кремля, Свияжска, Раифской пустыни, памятника «Павшим воинам», Ивановского монастыря, Петропавловского собора, дома Алафузова, Бурнаевской, Закабанной, Новослободской, Азимовской мечетей, Покровской и Спасской церкви в Елабуге и т.д.131

В духе времени Казанская СНРПМ принимает социалистические обязательства на 1962 г. В своей основе они были схожи с Программой и планом производства. По некоторым объектам назывались конкретные даты. Так, были взяты обязательства закончить ремонтно-реставрационные работы по Азимовской мечети ко Дню строителя, каменную кладку дома и кровлю дома по ул. Гоголя к 25 декабря. Работники подсобного производства, отдела снабжения и транспорта обязались обеспечить бесперебойность работы участков строительными и сантехническими материалами, электрическими и столярными изделиями. Научный отдел обязался своевременно обеспечить строительные участки технической документацией. Предполагалось шире развернуть социалистическое соревнование между строительными участками и бригадами за досрочное выполнение плана 1962 г., а также право носить высокое звание Ударника бригады, Участка коммунистического труда и т.д. Социалистическое обязательство было принято на общем собрании рабочих, научно-технических работников и служащих мастерской 20 февраля 1962 г.132

Реставрация объектов культурного наследия г. Казани

Центральные районы Казани насыщены памятниками истории и культуры. К началу 1990-ых гг. в Казани было выявлено и зафиксировано более 500 ценнейших памятников истории, археологии, архитектуры и искусства. С середины XX столетия реставрацией памятников Казани непосредственно занимались специалисты СНРПМ221.

С начала деятельности мастерской постоянным вниманием реставраторов пользовался комплекс археологических, архитектурных и исторических памятников, входящих в комплекс Казанского кремля222. Реставрационные работы Казанской СНРПМ здесь начались в 1952 г. и планомерно велись до 1990-ых гг.223 В 1953 г. было осуществлено инженерное укрепление Спасской, Тайницкой, Консисторской и Безымянной башен, предотвратившее их дальнейшее разрушение. В 1950-1960-ых гг. проводилась реставрация облицовки и восстановление утраченных зубцов кремлевской стены на восточной и северной стороне, затем были восстановлены белокаменные участки кремлевской стены наиболее раннего псковского периода строительства, а также белокаменная облицовка и зубцы на участках стен севернее Преображенской и Юго-Восточной наугольных башен224.

7 сентября 1963 г. в присутствии представителей Министерства культуры ТАССР, Обкома КПСС, архитекторов и сотрудников Казанской СНРПМ было рассмотрено состояние работ по реконструкции Спасской башни Казанского кремля с установкой пятиконечной звезды. В результате осмотра выявлены следующие недостатки: 1) на позолоте звезды сусальным золотом заметны следы подтеков и царапины; 2) штукатурная перетирка и новая штукатурка шатра выполнены недоброкачественно, местами на шатре имеются выбоины, трещины, неровности, в результате неточности работ создается ощущение неровности шатра; 3) на верхнем восьмерике в простенках не везде сделаны штрабы для металлических укрепительных хомутов; 4) между основанием звезды и шатром не предусмотрена прокладка; 5) на покрашенных фасадах имеются черные пятна; 6) не доведен громоотвод до земли и т.д. По результатам осмотра было принято постановление об устранении указанных недостатков225.

СНРПМ привлекалась к выполнению работ в жилых домах, расположенных на территории Казанского кремля. Так, в соответствии с Распоряжением Совета Министров ТАССР № 344-р от 6 мая 1964 г. «О завершении капитального ремонта жилых домов в Казанском кремле», выполнение монтажных работ по оборудованию центрального отопления по дому № 3 было возложено на Казанскую СНРПМ (на правах подрядчика)226.

8 1970 г. архитекторами мастерской был разработан эскизный проект консервации с фрагментарной реставрацией руин Северной башни по ХVI в. Специалистами СНРПМ были исследованы растворы и кирпичи кремлевских сооружений различных строительных периодов с составлением научного отчета по итогам исследования, разработана проектная документация по реставрации Преображенских ворот по ХVI в., произведен научно-технический надзор по текущим реставрационным работам. Параллельно шло восстановление Восточного прясла 12-13, двух круглых южных стен, западных стен, прясла 2-3, прясла 3-4 и др. Были произведены фотофиксация, обмер реставрационных и исследуемых объектов227. В том же году были начаты реставрация облицовки наружной белокаменной кладки и толщи стен, восстановление деревянного шатра Безымянной башни228.

В 1972 г. Казанской СНРПМ был разработан проект воссоздания внешнего облика южных стен и Спасской башни Казанского кремля и уже через год мастерская начала реставрацию Спасской, Юго-Западной и Юго-Восточной башен229. Данные реставрационные работы в Казанском кремле проводились и в 1975 г. на основе современных технических материалов с имитацией под строительную технику Средних веков. Стены башни были освобождены от поздней штукатурки с одновременным восстановлением белокаменной кладки. Был убран контрфорс у ее основания, нарушавший ее пропорции. Внутри башни на каждом ее ярусе металлическими анкерами были прикреплены железобетонные пояса с балками; по ним уложены настилы из бревен. Над башней был восстановлен деревянный шатер высотой 8 м. по образцу шатровых кровель Псковского кремля, который хорошо гармонировал с пропорциями Юго-Восточной башни. Шатер был увенчан прапорцем, вырезанным из листовой меди230.

Согласно смете на 1975 г., составленной Казанской СНРПМ, на реставрационно-восстановительные работы стен и башен Казанского кремля было израсходовано около 50 тыс. руб.231 На последующие два года, в целях приведения в порядок памятников архитектуры Татарии к 800-летию Казани, Министерство культуры ТАССР просило Совет Министров ТАССР выделить дополнительные ассигнования «на работы по ремонту и реставрации уникального памятника ХVI-XVIII вв. – ансамбля Казанского кремля, который являлся важнейшим объектом музейного показа советским и иностранным туристам», в размере 290 тыс. руб.232

Одновременно с башней мастерская реставрировала прясло стены между Спасской и Юго-Восточной башнями, построенное псковскими мастерами. Были восстановлены некоторые бойницы нижнего боя кремлевской стены, а кирпичная облицовка стены заменена на белокаменную233. Специалистами ТСНРПМ, которые руководили реставрационными работами в Казанском кремле в рассматриваемый период, были архитекторы С.А. Козлова, Р.Г. Зиганшин и др.; главный инженер Н.З. Юсупов; руководителем отдела, занимающимся непосредственно данным объектом – Р.В. Билялов234.

По аналогии с Юго-Восточной башней ТСНРПМ в 1977-1978 гг. была отреставрирована Юго-Западная башня с ремонтом кладки ее стен и восстановлением заложенных кирпичом бойниц235. Как и на Юго-Восточной башне, здесь был возведен деревянный шатер236.

В 1980-1981 гг. возобновились работы на Безымянной башне, на этот раз сумма реставрационных работ составила около 50 тыс. руб.237 На Спасской, Консисторской, Преображенской и Юго-Восточной башнях, а также на пряслах 2-3, 5-6, 7-8, 12-13 работы велись в 1984 г.238 К концу 1980-ых гг. была восстановлена Консисторская башня, закончились работы на Преображенской башне с восстановлением деревянных шатров, были подготовлены проекты реставрации Тайницкой башни239, а также облагораживалась территория Казанского кремля240.

Кроме стен и башен кремля, большие ремонтно-восстановительные работы проводились ТСНРПМ и по другим памятникам, расположенным на его территории. Архитектурный символ Казани башня Сююмбике подверглась воздействию времени. Уже в ХIХ в. башня стала отклоняться от вертикальной оси и вошла в число так называемых «падающих башен». В 1913 г. наклон в юго-восточном направлении был около 40 см., к 1977 г. – 165 см., а к концу 1980-ых гг. он составил 181 см.241 В связи с этим башня Сююмбике постоянно требовала надзора реставраторов242. Уже в 1959 г. на башне были проведены значительные реставрационные работы, а именно заменена разрушившаяся часть кирпичной облицовки. Для этого специалисты мастерской использовали специальный крупноразмерный кирпич, близкий по размерам к кирпичу, из которого была выложена башня. Внутри были отремонтированы деревянные перекрытия нижних ярусов и лестницы. Обветшавшую кровлю шатра башни заменили на новую и окрасили243.

Распоряжением Совета Министров ТАССР от 5 августа 1977 г. была создана комиссия для определения состояния и первоочередных мер по устранению деформации металлического пояса первого яруса башни Сююмбике. В сентябре комиссия приступила к изучению причин деформации металлического пояса, крена башни, осадки фундаментов, сдвигов второго яруса по отношению к первому и других, на изучение которых требовалось определенное время244.

На 1980 г. Татарским областным советом по туризму и экскурсиям на проектно-изыскательские работы по укреплению основания башни Сююмбике было выделено 9135 тыс. руб.245 Для предотвращения дальнейшего наклона башни институтом «Татгражданпроект» был разработан проект укрепления башни с применением буроинъекционных свай. Осуществление данного проекта ТСНРПМ дало гарантию безопасности дальнейшего существования памятника246.

Определенное значение в восстановлении опорных композиционных узлов имела реставрация культовых зданий. В советский период общественность города, «отбрасывая реакционную сущность религиозного мировоззрения, послужившего основой появления многочисленных культовых построек», рассматривала здания храмов «как памятники национальной культуры, отмеченные значительной историко-художественной ценностью, как творения таланта народных умельцев, их мастерства и безошибочного художественного вкуса»247.

Благовещенский собор, находящийся на территории Казанского кремля, был построен в 1561 г. и дошел до наших дней в перестроенном виде. До 1973 г. мастерская проводила поддерживающий ремонт, а в 1976-1977 гг. приступила к реставрации собора. Восточный фасад был освобожден от поздней штукатурки и восстановлен по облику ХVI в. На апсидах были заложены поздние широкие оконные проемы и восстановлены первоначальные щелевидные окна. Целостность облику старинного памятника придало возведение по формам ХVIII в. утраченных глав собора. В 1978 г. были воссозданы деревянные конструкции северо-западной главки собора248. В 1985 г. восстановленный центральный купол был покрыт позолотой, а остальные четыре главы окрашены в голубой цвет и по этому фону украшены накладными позолоченными девятиконечными звездами249.

Реставрация памятников истории и культуры в районах ТАССР

Указанные в предыдущих разделах объекты (памятники г. Казани, Болгарского городища, Свияжского комплекса) – лишь часть обширной и кропотливой деятельности ТСНРПМ. Мастерская вела ремонтно-реставрационные, восстановительные и производственные работы на памятниках истории, архитектуры и культуры, расположенных по всей территории Татарской АССР. В 1960-х годах на госучете и под охраной в ТАССР числилось более 200 историко-революционных, историко-архитектурных и мемориальных памятников, тысячи мест захоронений и братских могил граждан, погибших в борьбе за советскую власть в 1917 г., в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Выявлено и взято на учет более 5 тыс. археологических и архитектурных памятников, представляющих интерес и научную ценность411.

В I квартале 1965 г. силами научных сотрудников Государственного музея ТАССР было обследовано состояние памятников культуры в Раифе, Болгарах, Свияжске, Казани.

Раифская пустынь, расположенная в поселке Раифский Зеленодольского района – комплексный памятник архитектуры XVII-XIX вв. Монастырь был основан в 1613 г. иеромонахом Филаретом в 27 км. к северо-западу от г. Казани412. С 1689 г. деревянные постройки были заменены кирпичными. Первыми возведены Грузинско-Богородицкая и Святых отцов в Синае и Раифе убиенных церкви, по которым пустынь и получила свое название. На территории, огороженной кирпичными стенами с тремя крепостными башнями (1690-1717 гг.), сохранились: церковь Николы Чудотворца в барочных формах (1692 г.); молельный дом (ХVII в.); Софийская церковь с братским корпусом (1794 г.); храм Грузинской Божьей матери в стиле классицизма (1835-1842 гг., архитектор М.П. Коринфский); Троицкий собор в форме эклектики русско-византийского направления (1904-1907 гг., архитектор Ф.Н. Малиновский), колокольня (конца ХIХ в.) и другие служебные постройки413.

В 1971-1980-ых гг. ТСНРПМ вела реставрационные работы в Раифском комплексе. На стенах и башнях XVII в. производилось восстановление и ремонт кладки стен, кровли, боевых ходов, устройство отмосток. В Зимнем соборе во имя Грузинской Божьей матери ХIХ в. проводилось восстановление и ремонт облицовки, утраченных архитектурных элементов фасада и кровли (50 тыс. руб.). Аналогичные реставрационные работы были проведены в Троицком летнем соборе ХIХ в. (30 тыс. руб.), в Малом храме во имя Святой Софьи (молельне) ХVII в. (30 тыс. руб.), Надвратной Никольской церкви (30 тыс. руб.). В Братском корпусе ХVII в. осуществлялись ремонт и реставрация фасада (25 тыс. руб.)414.

Лишь после распада СССР монастырь был официально возрожден. В течение последующих лет был отреставрирован весь ансамбль обители. Благодаря ремонтно-реставрационным работам, проведенным ТСНРПМ на территории монастыря до наших дней сохранились три храма и другие исторически ценные памятники русской культовой архитектуры ХVII-XIX вв.

Село Тукай-Кырлай, основанное еще в ХVII в., расположено в верховьях реки Ия в Арском районе Республики Татарстан. Здесь провел свое детство великий татарский поэт Габдулла Тукай (1886-1913). В 1960-х годах при средней школе им.Г.Тукая односельчане организовали музей, посвященный знаменитому земляку415.

В марте 1970 г. в Минкульт ТАССР от имени членов колхоза Тукай-Кырлай обратился его председатель С.С.Садриев с просьбой о восстановлении дома в деревне Тукай-Кырлай, где жил татарский поэт Габдулла Тукай. Министр культуры ТАССР Ю.Аминов не замедлил с ответом и 16 марта выслал в исполком Арского райсовета депутатов трудящихся письмо (№ 274), в котором поддержал просьбу членов колхоза о восстановлении указанного дома и одновременно предложил реставрировать двухэтажный дом, где на тот момент размещалось правление колхоза, с сохранением всех архитектурных и декоративных достоинств с целью введения его в комплекс дома-музея Г. Тукая. Последний предполагалось восстановить на соседнем с двухэтажным домом участке416.

В связи с предстоящим юбилеем со дня рождения Г.Тукая в середине 1970-ых гг. вышли постановления Совмина ТАССР (№ 434, 23 июля 1974 г. и № 159, 27 марта 1975 г.) по созданию мемориального центра Габдуллы Тукая и благоустройству с.Новый Кырлай Арского района. Минкультом ТАССР был составлен пятилетний план на 1971-1975 гг. по ремонтно-реставрационным работам по памятникам культуры и истории Татарии, в который включен жилой двухэтажный деревянный дом в д. Новый Кырлай Арского района. В плане он значился как вновь выявленный памятник татарского народного зодчества республики, готовящийся к музейному показу. Общая стоимость работ по генеральной смете составила 5 тыс. руб. Следующим объектом была двухэтажная кирпичная мечеть в д. Кшкар 1768 г. постройки417. Через пять лет аналогичный план был составлен на следующую пятилетку (1975-1980 гг.)418.

Начальник Госинспекции по охране памятников истории и культуры Минкульта РСФСР О.И.Пруцын в 1976 г. затребовал от Минкульта ТАССР предоставить список историко-мемориальных памятников ТАССР для проведения паспортизации и написания статей, согласно установленному плану Научно-исследовательского института культуры по подготовке Свода памятников419. Согласно предварительному списку памятников и памятных мест, связанных с жизнью деятелей культуры, науки и просвещения Татарстана в Казани значилось 104 памятника, более 80 памятников располагалось по республике. На этот раз Арский район был представлен в нем лишь четырьмя памятниками: 1. Село Кырлай, в котором в 1886 г. родился классик литературы, поэт Г.Тукай (жил с 1886 по 1894 гг.). Мемориальный комплекс. 2. Село Урнаш, в котором родилась в 1886 г. актриса Зулейха Богданова (жила с 1886 по 1900 гг.). 3. Село Утар Аты. Здесь в 1888 г. родилась и жила до 1912 г. Нагима Таждарова – заслуженная артистка РСФСР. 4. Село Ташкичу. В 1818 г. здесь родился, учился и жил до 1838 г. видный татарский ученый Шигабутдин Марджани. В 1887 г. родился татарский писатель Махмут Галяу (умер в 1938 г.)420. На 1976 г. мастерской уже была составлена программа по организации мемориального комплекса Тукай-Кырлай, сметная стоимость которой первоначально составила 25 тыс. руб.421

В соответствии с проектом ТатСНРПМ было поручено осуществить в 1979-1985 гг. реконструкцию и благоустройство центральной улицы и индивидуальных домов с.Тукай-Кырлай. За счет средств Татотделения ВООПИИК мастерской также поручена реставрация дома в с. Кушлавыч, где родился Г.Тукай422. На II квартал 1981 г. в плане ТСНРПМ значился байский дом в колхозе Тукай-Кырлай на сумму реставрационных работ 90 тыс. руб.423

В 1985 г. в числе других российских объектов по архитектурным памятникам, объект посетила московская комиссия Минкульт РСФСР. В ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности объединения Росреставрация за 1984 г. был выявлен ряд недостатков в деятельности объединения. Директор ТСНРПМ Н.З. Юсупов отметил, что данные недостатки имелись по Тукаевским местам Арского района и в г. Казани не закончены проектные работы и не уточнена их стоимость, согласно чему приказом (№ 44, 10 апреля 1985 г.) планово-производственному отделу ТСНРПМ предлагалось усилить контроль за соблюдением участками утвержденных программ424. Для производства архитектурного и инженерного надзора за мемориальным комплексом Г.Тукая в с.Тукай-Кырлай был закреплен главный архитектор ТСНРПМ Р.В. Билялов, заказчиком выступал Госмузей ТАССР425. И уже в конце года 1985 г. отчете СНРПМ отмечалось, что рабочие и служащие Татарской специальной научно реставрационной производственной мастерской успешно выполнили план одиннадцатой пятилетки. За отчетный период проводились ремонтно реставрационные работы: по музейному комплексу Г.Тукая в с.Новый Кырлай Арского района – реставрация… двухэтажного дома и дома Сагди. В текущем квартале комиссия по качеству провела три осмотра: по Ханскому дворцу в Болгарском городище, дому Сагди в селе Новый Кырлай Арского района и Преображенской башне Казанского кремля. Качество работ отмечено как «хорошее». В IV квартале по арским памятникам были сданы два объекта: дом Сагди и музей Г.Тукая в с. Новый Кырлай Арского района с хорошим качеством426.

На сегодняшний день музей Г.Тукая находится в парковой зоне площадью около 3 га. В нем представлено свыше 600 экспонатов, расположенных в 6 залах и на территории усадьбы крестьянина Сагди. Специальный зал посвящен истории села и землякам-современникам поэта. Благодаря реставрационным работам ТСНРПМ в музее воссоздана обстановка, окружавшая поэта в детстве. Музейный комплекс по праву является одним из олицетворений татарского деревянного зодчества ХIХ – начала ХХ вв.