Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль благотворительных организаций в решении внешнеполитических задач российского государства: история и современность Шевцова Галина Игоревна

Роль благотворительных организаций в решении внешнеполитических задач российского государства: история и современность
<
Роль благотворительных организаций в решении внешнеполитических задач российского государства: история и современность Роль благотворительных организаций в решении внешнеполитических задач российского государства: история и современность Роль благотворительных организаций в решении внешнеполитических задач российского государства: история и современность Роль благотворительных организаций в решении внешнеполитических задач российского государства: история и современность Роль благотворительных организаций в решении внешнеполитических задач российского государства: история и современность Роль благотворительных организаций в решении внешнеполитических задач российского государства: история и современность Роль благотворительных организаций в решении внешнеполитических задач российского государства: история и современность Роль благотворительных организаций в решении внешнеполитических задач российского государства: история и современность Роль благотворительных организаций в решении внешнеполитических задач российского государства: история и современность
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шевцова Галина Игоревна. Роль благотворительных организаций в решении внешнеполитических задач российского государства: история и современность : история и современность : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 Москва, 2006 166 с. РГБ ОД, 61:06-7/402

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1 История российской благотворительности 27

Раздел 2 Роль благотворительных организаций и общественных объединений в решении внешнеполитических задач Российской империи в конце XIX - начале XX вв. на Балканах 70

Раздел 3 Деятельность современных общественных организаций по укреплению международного авторитета Российской Федерации (90-е гг. XIX - начало XXI вв.) 112

Заключение 149

Список источников и использованной литературы 155

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования определяется необходимостью углубленного изучения исторического опыта становления гражданского общества в России, в том числе за счет расширения участия граждан в неполитических сферах. Феномен благотворительности отразил рост общественного самосознания, продемонстрировав способность содействовать развитию многих областей жизни в дореволюционный период, стремление активно участвовать в политической и социально-экономической жизни страны. В современно России благотворительность по-прежнему стремится решить прежде всего социальные задачи. Общественные процессы в эпоху глобализации раздвинули границы отдельных государств и сделали актуальной проблему определения возможностей социальной, благотворительной работы за пределами Российской Федерации с точки зрения новых внешнеполитических задач нашего государства.

В данной работе делается попытка осмысления опыта международной деятельности благотворительных организаций в целях развития и обогащения возможностей внешнеполитических ведомств России.

В канун XXI века мировое сообщество столкнулось с разного рода кризисными явлениями и их последствиями. Процессы глобализации проявляются не только в экономической, финансовой, социальной и политической областях, но и духовной сфере. Современное общество, в отличие от традиционного, в известном смысле, мировоззренчески и нравственно ориентировано в будущее. Поэтому очень важно изучение теории и практики общественного движения, роста значения общественной деятельности различных организаций, их роли в создании гражданского общества в России, в движении к международному и межнациональному согласию. Среди сторонников придания глобализации более демократического,

справедливого характера заметно активизировались многочисленные

неправительственные объединения. Среди них экологические, молодежные, женские, благотворительные и другие национальные, региональные и международные организации. Неправительственные организации способны регулярно осуществлять многосторонние встречи на разных уровнях, вовлекать в свою деятельность различные слои общества. Их деятельность может способствовать развитию гражданского общества не только в национальном, но и международном масштабах. На практике создается межнациональная сеть, включающая не только собственно неправительственные организации (национальные и международные), но и местные социальные движения, фонды, региональные средства информации, группы интеллектуалов, а также представителей федеральных исполнительных органов власти в краях и областях Российской Федерации.

Благотворительность является составной частью российского менталитета и занимает важное место в отечественной истории. Комплекс мотивов, приводящих к благотворению, формировался на протяжении веков и представлен многими составляющими. Это были религиозно- нравственные воззрения, высшая цель государственного блага или индивидуальньїе позитивные характеристики, рациональные и практически - охранительные интересы членов общества. Стимулом к благотворению становились и чисто личные интересы, связанные с получением наград, должностей, признания в обществе. Благотворительность продемонстрировала способность содействовать развитию многих областей жизни дореволюционной России. Во второй половине XIX - начале XX вв. отечественная благотворительность получает особое развитие. Именно в этот период появляются новые формы и направления. Наиболее эффективным было сочетание государственной, частной и общественной форм помощи нуждающимся, значительно возросла общественная инициатива. В общественную жизнь были вовлечены

практически все слои населения. Изменения в современном мире заставляют

по-новому взглянуть на проблему благотворительности, которая перешла национальные границы. В диссертации особое внимание уделяется анализу конкретных программ современных организаций, в основном православных, способствующих решению международных задач Российской Федерации.

Объект исследования - процесс взаимодействия благотворительных организаций России и православного населения балканских стран.

Предмет исследования - история деятельности общественных, благотворительных организаций по решению внешнеполитических задач российского государства на различных этапах отечественной истории.

Хронологические рамки - 70-е гг. XIX в. - 1917 г., 1985 г. - первая половина 2005 г.

Выбор начальной грани исследования обусловлен тем, что именно в этот период происходит расширение сословной базы благотворительной деятельности, формируется общественное самосознание, что позволяет сделать сравнительный анализ традиций российской благотворительной деятельности на Балканах в прошлом и настоящем. Разрыв в исторически-поступательном движении объясняется объективными обстоятельствами, т.е. ликвидацией благотворительных обществ в советское время. Последующая реставрация этих связей происходит в конце XX в. и продолжается в настоящее время.

Степень изученности проблемы. Историография по данной проблеме имеет свою специфику, заключающуюся в том, что тема данного исследования многоаспектна, поэтому автор выделила нескольких направлений состояния историогафии, а именно:

1 .История благотворительности в Российской империи в

конце Х1Х-начале XX вв. и в настоящее время.

Наибольшее развитие получили такие темы как становление традиций

российской благотворительности, расширение сословной базы

благотворительной деятельности (с конца 60-х гг. XIX в.), зависимость
успешности деятельности благотворительных организаций от поддержки ее
государственными органами, изменение форм благотворительности с учетом
усложнения социальных задач, международная деятельность

благотворительных организаций (Славянские комитеты, Российское общество Красного Креста (РОКК), Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО) и др.); формы и методы деятельности благотворительных организаций в дореволюционный период и на современном этапе и др.

В историографии проблемы благотворительности и ее роли в осуществлении внешнеполитической деятельности государства можно условно выделить несколько этапов, являющихся отражением изменений в накоплении источниковой базы, методов исследования проблемы, связанных с изменением политической ситуации в стране. 1)

Первым этапом в рассмотрении научной литературы по теме исследования можно считать период с конца XIX в. до 1917 г. В это время идет осмысление национальной истории в целом и накапливается историческое знание по проблеме благотворительности. Происходит накопление источникового материала (60-80-е гг. XIX в.). Делаются попытки его обобщения и сравнительного анализа, формируется широкий круг практиков и историков-исследователей благотворительности.

Ко второму этапу изучения проблем благотворительности можно отнести советский период (1917- конец 80-х гг. XX в.). Уровень освоения проблем благотворительности в это время определялся марксистской идеологией. Несмотря на политизацию исторического знания, тема благотворительности продолжала оставаться в качестве локальной составляющей проблемы в специальных исследованиях. Сложившиеся в исторической науке социально-экономическое направление и методы (приемы) изучения проблем

благотворительности явились предпосылками рассмотрения темы в рамках общественного неполитического движения.

Третий этап начинается с конца 80-х гг. XX в. Изучение роли благотворительных организаций в решении внешнеполитических задач российского государства в конце ХГХ - начале XX вв. и на современном этапе было поставлено на новый уровень. Идет накопление исторических исследований и осмысление их с позиций современных знаний. Формируется несколько направлений в изучении проблемы: возрождение ее в традициях опыта историков прошлого, происходит тематическая дифференциация в рамках сложившихся проблем, складываются новые перспективы изучения, обусловленные современными направлениями.

Следует иметь в виду, что интерес к проблемам милосердия и общественного призрения начал проявляться с 60-х гг. XIX в. Исторические труды этого периода прошли становление от работ с ярко выраженной публицистической направленностью до отдельных фундаментальных изданий. Появилась переводная литература. 2)

Импульсом к развитию исследовательской работы стало накопление в Министерстве внутренних дел и ведомствах центральных благотворительных обществ значительного количества материала по общественной и государственной благотворительности. В 80-е г.г. ХГХ в. «Императорское Человеколюбивое общество» выпустило многотомное исследование, посвященное вопросам призрения. 3) Достоинством издания были представленные сведения по двадцати губерниям России и впервые систематизированная научная библиография проблем благотворительности. В дальнейшем опыт публикации библиографических справочников осуществлялся при отдельных ведомствах и включал специально подобранный материал. 4) В 90-е гг. XIX в. попытка публикации обобщенного издания была

предпринята «Собственно Его Императорского Величества Канцелярией по

учреждениям Императрицы Марии». На основе сбора сведений был составлен «Сборник сведений о благотворительности в России с краткими очерками благотворительных учреждений Санкт-Петербурга и Москвы» (1899 г.). Следующее издание вышло в 1900 г. Новый труд был разделен на четыре части, вошедшие в три тома. Первая часть заключала в себе обпще сведения и выводы, а также сводные таблицы, список учреждений, основанных в 1899-1900г.г., картограммы и диаграммы уровня развития благотворительности в разных регионах. Вторая часть была посвящена благотворительным учреждениям в сорока восьми губерниях европейской России. Третья включала аналогичный материал по учреждениям Прибалтийского, Присвинского, Кавказского края и Великого княжества Финляндского. Четвертая часть содержала сведения по благотворительным организациям Сибири и Средней Азии. 5)

Накопленный опыт позволил перейти к написанию обобщающих монографических исследований. В этой связи большой интерес представляет коллективная монография «Благотворительная Россия», состоящая из двух частей. 6) В первой части издания дается периодизация благотворительности в России, особое внимание уделяется годам правления Петра I, Екатерины П, Александра I и Николая I, а из благотворительных организаций-«Императорскому человеколюбивому обществу». Вторая часть издания построена по проблемному методу, что дало возможность исследователям сосредоточиться на работе ведущих благотворительных учреждений.

Отдельного рассмотрения заслуживает наследие Е.Д. Максимова,

действительного статского советника, управляющего канцелярией «Комитета

попечительства о Домах трудолюбия и Работных домах». Им было написано

большое количество трудов, освещающих различные стороны общественного

призрения и благотворительности в России: этапы развития благотворительных

обществ в России, ее правовая регламентация, история возникновения и

практическая деятельность «особых благотворительных ведомств и учреждений» и т.д. 7)

В конце XIX - начале XX в.в. российские исследователи стали выступать на международных конгрессах, съездах по вопросам призрения бедных, участвовать в выставках. 8) Это явилось предпосылкой для дальнейших публикаций. Наиболее полное по своей информационной базе издание было подготовлено Е.Д. Максимовым, П.И. Георгиевским и O.K. Адеркас (директором канцелярии по управлению детскими приютами Ведомства учреждений императрицы Марии), Е.С. Шумигорским (чиновником по особым поручениям канцелярии и редактором «Вестника благотворительности»). Составленное по данным 1897 г. и 1901-1905 г.г., оно является самым полным в освещении различных аспектов благотворительности. 9) В работе приведены очерки о деятельности «Ведомства учреждений императрицы Марии», «Попечительства о трудовой помощи», «Российского Общества Красного Креста», «Императорского человеколюбивого общества», приходских попечительствах, сословном призрении, земских лечебных и благотворительных заведениях. Представленные в издании статистические отчетные сведения систематизировались по количеству лиц, получающих помощь, сумм средств расходов и доходов, капиталов. Государственной форме благотворительности посвящены многочисленные юбилейные очерки, исторические этюды, написанные на основе отчетов организаций. Наиболее подробно исследованы работы Учреждений Императрицы Марии, Человеколюбивого общества, Домов трудолюбия в России. Многочисленные издания о деятельности этих ведомств однотипны. Используя отчеты обществ, они освещали работу организаций применительно к царствованию того или иного императора. 10)

Местными благотворителями тщательно изучался показательный опыт деятельности образцовых учреждений. Большинство работ связано с такими крупными центрами, как Москва, Петербург, Одесса, Саратов и т.д. 11)

Отдельный предмет исследования - частная благотворительность. 12) Как правило, рассматривается деятельность отдельных личностей и целых династий. 13)

Надвигающиеся революционные события 1905-1907 г.г. перегруппировали акценты исследований. Особую остроту приобрели правовые аспекты. Появилась критика не столько отдельных явлений, сколько всей сложившейся системы помощи. Особенно остро проблемы благотворительности поставил первый Всероссийский съезд деятелей по общественному и частному призрению. Несмотря на видимые успехи благотворительности, отмечалось, что средства, затрачиваемые земством и городами, покрывали едва одну пятую нужды в общественном призрении. 14) Преобладающая часть литературы о благотворительности охватывает события до начала XX в., иногда до 1905 г., очень редко - до 1913 г. Разнообразие накопленных тематических исследований, уровень использовавшегося материала, обнародованные статистические данные были использованы в специальных исследованиях по профессиональному движению, народному образованию, страхованию. 15) Более поздние книги о благотворительности в России исчисляются единицами. Недостатки в деле благотворительности, вызванные нехваткой социальных реформ, порождали двойственное и зачастую отрицательное отношение к филантропической помощи.

В историографии послеоктябрьского периода, в качестве самостоятельной, тема благотворительности не изучалась. Отдельные аспекты благотворительности включались в специальные исследования по истории церкви, профессиональному движению, краеведению. Эти работы, как правило,

отрицательно относятся к идее благотворительности, считая ее унижающей человеческое достоинство. 16)

В советской историографии тема благотворительности продолжала оставаться закрытой, хотя и наметился немаловажный позитивный сдвиг. Появились «отраслевые» исследования, охватывающие деятельность неполитических организаций одного направления. 17) В течение нескольких десятилетий (с 20-х по 80-е г.г. XX в.) данная проблема оставалась на уровне фрагментарных сюжетов и не была выделена для изучения в качестве самостоятельной.

С конца 80-х г.г. XX в. произошли существенные изменения в исторической науке, проявившиеся, в том числе, и в заметном расширении исследовательской проблематики. Вопросы благотворительности заняли значительное место. При этом был пройден путь от частных вопросов в газетно-журнальных публикациях до обобщающих исследований, отражающих отдельные вопросы благотворительности в общероссийской и местной истории. 18) Сегодня тему благотворительности изучают в различных направлениях.

В последнее время сформировался довольно прочный исследовательский интерес к теме неполитических общественных организаций, в число которых включаются и благотворительные организации. 19) Идет накопление материалов на региональном уровне. Изучая разные по направленности объединения, исследователи приходят к одинаковым выводам о характере общественно- благотворительного процесса. 20)

Появились исследования, рассматривающие нравственно-этические

нормы христианской благотворительности. 21) В приведенных работах, на

достаточно обширном фактическом материале исследуется философский

аспект традиций благотворительности в России, 22) дается ее сравнительный

анализ.23) Появился интерес к теме церковного милосердия. 24) Вопрос

церковной благотворительности был поставлен в философских и исторических работах, 25) в которых раскрывалась роль духовного ведомства в формировании системы общественного призрения, проанализирован механизм помощи церкви пострадавшим в годы народных бедствий.

Проблема изучения типа оказываемой благотворительной помощи включает широкий спектр возможных исследовательских вопросов, среди которых одной из наиболее изученных на современном этапе является тема призрения детей. Помощь детям изучалась с позиций деятельности и функционирования таких заведений и приобретенного опыта 26)

Важным направлением исследований в современной постановке темы стало исследование комплекса вопросов, связанных с практикой социальной помощи, становлением гражданского общества в России, отечественной истории. Ряд последних исследований ввел рассмотрение проблем благотворительности в практику социальной работы в России. 27) Предпринимаются попытки анализа взаимодействия благотворительности со структурами государственного общественного призрения. 28)

В июне 2001 г. в Санкт-Петербурге прошла всероссийская конференция

«Социальные исследования благотворительности в современной России».

Конференция провела анализ состояния современных исследований

благотворительности и сделала попытку образовать сообщество

исследователей, работающих в этой области. Истории российской

благотворительности была посвящена одна из секций. В итоговых материалах

отмечается необходимость уделять больше внимания истории становления и

развития благотворительных институтов, изучению механизмов и экономики

благотворительности, анализ импульсов и стимулов для развития

российского законодательства по этому вопросу, сохранение и изучение

материальной культуры благотворительности (билеты благотворительных

лотерей, кружки для пожертвований и т.д.). 29)

Поток информации о благотворительности (меценатстве) был настолько весомым, что вызвал появление целого ряда проблемно-тематических обзоров и библиографических справочников. 30)

Особый интерес в рамках данной темы представляют исследования деятельности Славянских благотворительных обществ (Славянских комитетов), Российского Общества Красного Креста, Императорского Православного Палестинского Общества, а также отдельных граждан на территории Сербии, Македонии, Черногории. О деятельности этих благотворительных организаций, в частности Славянских комитетов и Российского Общества Красного Креста в Сербии в годы Первой мировой войны есть упоминание в работах Николы Б. Поповича (Сербия), Ю.А. Писарева. 31)

К теме деятельности Российского Общества Красного Креста обращались как дореволюционные, так и современные историки. 32) Исследователь из Ставрополя М.В. Беляева подробно изучила деятельность Российского Общества Красного Креста с 1867 по 1921 гг. и сделала вывод о том, что наилучшие результаты решения проблем оказания помощи нуждающемуся населению были достигнуты тогда, «когда произошло соединение государственной инициативы в деле оказания систематической помощи нуждающимся и активного участия общественности в этом процессе». В работе приведены фактические доказательства того, что деятельность Общества Красного Креста была тесно связана с государственной политикой. 33)

О деятельности Санкт-Петербургского славянского благотворительного общества на Балканах и отношению к ней официальной России в середине 80-х годов ХГХ в. есть материалы в работах СИ. Данченко и Н.И. Хитровой. О роли благотворительной деятельности в решении внешнеполитических

задач Российской империи на Балканах в конце XIX в. есть упоминание в работе В.М. Хевролиной. 34)

Вопрос организованной благотворительности, т.е. создания и деятельности самодеятельных благотворительных объединений может быть условно отнесен как к общественной форме благотворительности, так и к частной благотворительности. Изучение этого вопроса шло путем накопления исследовательского материала по истории отдельно взятых обществ.

Современное обращение к данной проблеме позволяет восстановить традиции преемственности в ее изучении, наметить перспективы исследований. В историографии указанной темы определены общие подходы, сложился круг проблем, которые обеспечивают весьма перспективные исследования по вопросам становления гражданского общества в России.

2.Внешнеполитические задачи Российской империи в конце XIX -начале XX в.в. и в настоящее время на Балканах (в основном, Сербия и Черногория). Существует большое количество работ, посвященных международным отношениям на Балканах в конце ХГХ - начале XX в.в., в которых подробно исследованы такие аспекты, как внешнеполитическая активность России на Балканах, взаимоотношения России с другими европейскими странами в регионе и, прежде всего, с Австро-Венгрией 35) и т.д.

В российской историографии развитие связей между Россией, Сербией и Черногорией рассматривалось как с точки зрения общественно-политического и культурного сотрудничества, так и с точки зрения развития идеологических систем и программ славянофильства, панславизма, неославизма. 36) Для рассмотрения данной темы большой интерес представляют работы О.В. Павлюченко и Н.И. Хитровой 37), которые предметом своего исследования выбрали общественные и политические

связи балканских народов и России в конце XIX - начале XX в.в.

Ар. А. Улунян свою монографию посвятил исследованию структуры угроз национальной безопасности Российской империи на Балканах, Центральной и Передней Азии в представлениях российской военной и гражданской бюрократии (1900-1914 г.г.) и подробно исследовал задачи «национальной политики» Российской империи в интересующем нас регионе- на Балканах. 38)

Современные отношения России и балканских стран исследуются в фундаментальных работах Е.Ю. Гуськовой, 39) исследованиях А.Г. Задохина, Ю.Е. Бычкова 40) и др. Российская балканская политика анализируется в совместной работе историка М. Бешлосса и политика С. Тэлботта. 41) Современная зарубежная историография практически не касается проблем благотворительности в регионе. 42)

З.Генезис общественных взглядов российского общества и их влияние на внешнюю политику Российской империи, объем и формы благотворительной деятельности.

Развитие русско-сербских связей, в том числе общественных, в конце XIX - начале XX в.в. подробно рассматривается в работе Вл. Маевского. 43) В книге приведено много фактического материала из белградского архива, сгоревшего в годы Второй мировой войны, что делает ее, по существу, и историческим источником. Различный спектр внешнеполитических вопросов, в том числе влияние общественного мнения на политику Российской империи на Балканах, подробно рассматривает в своей работе И.В. Алексеева. 44)

Для понимания проблем современного российского общества интерес

представляют работы Н.А. Нарочшщкой 45), а также материал, собранный в

книге Л.Блехера и Г.Любарского, собранный на основании дискуссии,

инициированной в Интернете в 2001 г. фондами «Общественное мнение» и

«Либеральная миссия». В дискуссии приняли участие историки, социологи,

лингвисты, философы. Это аналитическое исследование затронуло такие

проблемы, как связь модернизации с церковной жизнью, может ли Россия идти по западному пути, является ли ценность свободы, одна из первейших в западном мировоззрении, достойным компасом для православного человека, должно ли государство поддерживать церковь и т.д. 46)

Цель исследования: показать основные этапы деятельности общественных благотворительных организаций в решении внешнеполитических задач Российской империи и Российской Федерации в конце XIX - начале XX вв. и в конце XX - начале XXI вв.

Задачи исследования:

-выявить генезис и сущность благотворительной деятельности общественных организаций;

-исследовать ведущие направления благотворительной деятельности российских благотворительных структур на Балканах в изучаемый период;

-изучить историческую преемственность и современный подход общественных организаций в решении внешнеполитических вопросов российского государства;

-сформулировать конкретные рекомендации в адрес тех общественных организаций, которые занимаются благотворительной деятельностью.

Цели и задачи реализуются на репрезентативной источниковой базе.

Теоретическая и методологическая основа. Работа основана на

совокупности исследовательских процедур, принципов и методов получения

исторического знания: принципах объективности, историзма, системности,

которые предполагают изучение событий в конкретно-исторических условиях

и связях. Основные методы: историко-генетический и историко-

сравнительный. Историко-генетический метод предполагает поэтапное

воспроизведение истории благотворительности, позволяя проследить

динамику развития явления. Историко-сравнительный метод позволяет

выявить тождество и различие российского менталитета в прошлом и на

современном этапе, задач внешнеполитической деятельности, роли общественных организаций в их решении. Использовались также такие специально-исторические методы, как синхронный, периодизации и др.

Источниковая база исследования. Настоящая работа написана на основе документальных материалов Архива внешней политики Российской империи (АВПРИ), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), текущих архивов Регионального Общественного Фонда «Центр национальной славы», «Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного», Общества Сербско- русской дружбы (г. Белград).

В АВПРИ использовался фонд №146 «Славянский стол», опись 495, содержащий материалы о деятельности Славянских благотворительных обществ на Балканах в конце XIX - начале XX в.в., Российского общества Красного Креста (РОКК) и т.д. В ГАРФ изучались фонды: №1821 «Комитет славянской взаимопомощи» (1908-1909 г.г.), №1750 «Московский славянский благотворительный комитет», которые содержит обширный материал о структуре, уставах, приеме новых членов в Московский и Петербургский славянские комитеты, отчетные доклады и т.д.; №730 личный фонд Н.П. Игнатьева, директора Азиатского департамента МИДа (1861-1864г.г.), члена Государственного Совета, Председателя Славянского благотворительного общества (1888-1908г.г.). Этот фонд содержит документы о деятельности Н.П. Игнатьева в Петербурском Славянском благотворительном обществе, отчеты общества, финансовые документы.

С учетом содержания и назначения документальные материалы по данной проблематике можно разделить на четыре группы:

1 ^официально-документальные - переписка чиновников МИДа

Российской империи с чиновниками других ведомств позволяет дать оценку

роли этих учреждений в системе российской благотворительности; служебная

переписка Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы с

российскими и сербскими организациями отражает специфику текущей деятельности этих организаций;

2)статистические и справочные материалы - дополняют сведения для сравнительного анализа; статистический материал по благотворительности в масштабах Российской империи собирался и публиковался по инициативе особых ведомств. Неоднократно с 90-х г.г. ХГХ в. подобные исследования проводились Ведомством учреждений императрицы Марии: «Благотворительность в Санкт-Петербурге», Спб, 1891 г. (издание статистического отделения Спб. городской управы); «Благотворительные учреждения Российской империи» в 2 томах (1900 г.), который был издан на основании материалов, собранных комиссией по организации и устройству отдела Ведомства учреждений императрицы Марии. Сбор данных производился на основании опросных листов и содержит классификацию заведений по типам, по регионам распространения, по ведомствам, по времени основания и т.д.; 47) Здесь приводятся многочисленные таблицы данных, характеризующие рассматриваемое явление.

ЗЪтчетно-финансовая документация - опубликованные и
неопубликованные финансовые отчеты, документы, касающиеся выплат
стипендий и пособий южнославянским студентам, конкретной помощи во
время стихийных бедствий и т.д. Анализ этих материалов позволяет оценить
масштабы благотворительной деятельности. (

4)материалы центральной и местной прессы Российской Федерации и Сербской республики за 2001-2005 г.г. - в данной работе являются ценным источником, так как позволяют оценить современный этап благотворительной деятельности;

Среди опубликованных материалов можно выделить сборник «Россия в

Святой земле. Документы и материалы» 48) где представлен обширный

материал о деятельности Императорского Православного Палестинского

общества из фондов Архива внешней политики Российской империи. Этот сборник ввел в научный оборот более 400 ед. хранения, впервые в отечественной историографии позволяющих воссоздать сложную и многогранную историю духовного и культурно-гуманитарного присутствия России в Святой земле.

В диссертации использованы материалы, содержащиеся в мемуарах и дневниках министров иностранных дел В.Н. Ламздорфа, А.П. Извольского, С.Д. Сазонова, а также А.Ф. Тютчевой (Аксаковой). 49)

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые было

проведено комплексное исследование места и роли благотворительных

организаций в реализации внешнеполитических задач Российской империи

(конец ХГХ - начало XX вв. и в конце XX - начале XXI вв.). Были введены в

научный оборот и проанализированы с современных позиций малоизученные

документы, содержащиеся в АВПРИ. В частности, ответ из МИДа на запрос

Министерства внутренних дел (№599 от 25 января 1913 г.) о соответствии

Устава Русско-Черногорского Общества внешнеполитическим задачам

Российской империи, где делается попытка обобщения направлений

деятельности подобных организаций в балканских странах; донесение графа

Остен-Сакена в МИД Российской империи из Берлина от 25 декабря (7

января) 1909/10 г. об использовании благотворительной деятельности

различной направленности для проникновения Германии на Восток; записка

российского консула в Комиссию по образованию в России южных славян о

необходимости использования благотворительной деятельности для

получения "возможной политической выгоды" и др. 50) Документы

рассматривались с точки зрения геополитических интересов Российской

империи - продвижения и укрепления российского влияния на Балканах, в

частности, Сербии, Македонии и Черногории. В ГАРФ были выявлены

уставные, отчетные документы Славянского благотворительного общества с

начала 80-х гг. XIX в.; позволяющие определить направления его деятельности после того, как государственные органы (в частности, МИД) взяли его деятельность под контроль в условиях роста напряженности социальных отношений как на Балканах, так и внутри России.

Автор сделала акцент на изучение общественных связей между российским и балканским народами, что дало основание сделать вывод о том, что одним из инструментов продвижения на Балканы в условиях ожесточения конкуренции между европейскими державами была и остается благотворительная деятельность различной направленности.

Анализ содержания конкретных программ. позволил установить преемственность в деятельности на Балканах современных общественных организаций и благотворительных организаций прошлого. Это проявляется в том, что основными направлениями деятельности, как в прошлом, так и в будущем, является информационная поддержка братских народов, развитие межправославных связей, помощь в развитии культурных связей и традиций, в том числе помощь в изучении русского языка и т.д.

В работе был сделан вывод о том, что современная благотворительная деятельность стала многофункциональной, что проявляется в развитии не только материальной, но и моральной поддержки населения. Это связано прежде всего с быстрым изменением представлений о современном мире и ломкой традиционных представлений в связи с процессами глобализации. Было выявлено, что основная нагрузка на поддержание общественных связей между русским и балканскими народами лежит на православных организациях.

Министерство иностранных дел РФ координирует и направляет

общественную деятельность российских организаций. Однако, по мнению

автора, в новых геополитических условиях, когда балканские государства

взяли выраженный курс на вхождение в ЕС, НАТО, что привело к

сокращению культурных связей с Россией, в том числе отказу от русского языка как средства межнационального общения, исторический опыт дореволюционной России, в частности, по поддержке учителей русского языка, созданию библиотек и т.д. используется недостаточно.

Практическая значимость состоит в возможности использования результатов данного исследования в разработке курсов по отечественной истории, истории социальной работы, специального курса "Благотворительная деятельность в России: история и современность", а также в подготовке программ и уставов благотворительных организаций, проведении совместных акций и программ с зарубежными фондами и организациями.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории МосГУ. Основные положения и выводы были использованы в статьях и тезисах доклада на конференции в университете г. Нови Сад (Сербия) в октябре 2005г.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Примечания к Введению:

1)Оспищева Л.Е. История благотворительных организаций Кубани (конец ХГХ-начало XX века): опыт изучения, Адыгея, Майкоп, 2000; Рылова Н.Е. Благотворительность на Дону во П половине XIX - начале XX века: Дисс. канд. ист. наук, Ростов-на- Дону, 2004.

2)Очертания современной системы призрения бедных в Англии. Спб., 1876.

3)Сборник сведений по общественной благотворительности. Спб., 1880-1896 гг.Т.1-7.

4)Межов В.И. Благотворительность в России. Указатель русских книг и статей с присоединением каталога библиотеки Императорского Человеколюбивого общества. Спб., 1883 г.; Сборник сведений по общественной благотворительности. Спб., 1880-1886 гг. Т. 1-7; Соколовский М. Светлая страница в летописи Человеколюбивого Общества: историко-

биографический этюд по поводу исполнившегося 100-летия существования Императорского Человеколюбивого Общества, б/м., 1908 и др.

5)Благотворительные учреждения Российской империи. Спб., 1900.

благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной благотворительности в России. Спб.,1901.

7)Максимов Е.Д. Из истории государственного призрения в России. Спб., 1894; Он же: Очерк земской деятельности в области общественного призрения. Спб., 1895; Он же: Общественное и частное призрение в России. Спб., 1901; Он же: Особые благотворительные ведомства и учреждения. Спб., 1903.

8)Адеркас O.K. Отчет о международном конгрессе по общественному призрению и благотворительности в Париже. Спб., 1900.

9)Благотворительность в России. Спб., 1907. Т. 1-3.

10)Хроника «Ведомства учреждений императрицы Марии». Спб., 1897; Троицкий В. Исторический этюд по поводу столетия Императорского Человеколюбивого Общества, б/м., 1902; Благотворительные учреждения для слепых в России. Спб., 1912; Шумигорский Е.С. Ведомство учреждений императрицы Марии (1797-1897). Спб., 1897; Белявский Н. Работные дома и дома трудолюбия. Юрьев,1899 и др.

11) Лихачев В.И. Благотворительность в Санкт-Петербурге. Спб., 1891; Сборник очерков по городу Москве: общие сведения по городу и обзор деятельности Московского Городского Общественного управления. М., 1897; Обзор деятельности Санкт-Петербургского городского общественного управления за десятилетие 1891-1900 гг. Спб.,1902идр.

12)Максимов Е.Д. Очерк частной благотворительности в России. Спб., 1897-1898;

13)Папков А. Жизнь и труды Принца Петра Григорьевича Ольденбургского, Спб., 1885.

14)Максимов Е.Д. Законодательные вопросы попечения о нуждающихся. Спб., 1907.

15)Чарнолуский В.И. Союзы молодежи и общества самообразования. Спб., 1908; Данский Б.Г. Страхование рабочих. Спб., 1912 и др.

16)Кандидов Б. Церковный фронт в годы первой мировой войны. М., 1929; Эльвин Э. Церковь и война (1914-1918). М., 1934; Святловский В.В. История профессионального движения в России. Л., 1924 и т.д.

17)Страшун ИД. Русская общественная медицина в период между революциями. 1907-1917 гг. М., 1964; Филиппов Н.Г. Научно-технические общества России (1866-1917). М., 1976; Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. М, 1960 и др.

18)Ульянова Г.И. Исследования российской благотворительности: реконструкция национального опыта и возможности его применения в современных условияхУ/Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. Спб., 2001.С.63-78.

19)Косихина ИХ". Общественно- культурные организации Курской губернии в 60-е гг. XIX в. - февраль 1917 г.: Дисс. канд. ист. наук. Курск, 1998; Рылова Н.Е. Благотворительность на Дону во II половине XIX - начале XX вв.: Дисс. канд. ист. наук. Ростов-на-Дону, 2004; Власова А.В. Благотворительность на Урале во II половине XIX -начале XX вв.: Дисс. канд. ист. наук. Челябинск, 2004 и др.

20)Оспищева Л.Е. История благотворительных организаций Кубани (конец XIX-начало XX вв.): опыт изучения. Адыгея, Майкоп, 2003; У милосердия древние корни. Благотворительность и милосердие в Казани XVIII - начало XX вв. Казань, 2002; Власов ИВ. Благотворительность и милосердие в России. М., 2004 и др.

21)Агафонова В.В. Духовные истоки благотворительности Российского предпринимательства // Российская культура глазами молодых ученых. Спб.,1994. Сб. трудов молодых ученых. Вып.З; Щапов Я.Н. Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию // Россия в XX веке. Историки мира спорят. М., 1994.

22)Нещеретний П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М, 1993.

23)Арская Л.П. Из истории межнациональной благотворительности: российские и американские традиции // США. Экономика, политика, идеология. 1993. №12. С.21-28.

24)Добровольская Т.А., Мастеропуло А.П., Поддубный М.В. О перспективах возрождения христианской благотворительности //На путях к свободе совести. М., 1989.

25)Афиногенова А.П. Социальная активность русской православной церкви. Дисс. канд. фил. наук. М., 1993; Бобровников В.Г. Церковно-приходская благотворительность на Руси и в Донской Епархии. Волгоград, 1992.

26)Егоршина В.Н., Елфимова Н.В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. М., 1994; Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России. История и современность. М., 1994 и др.

27)Холостова Е. Генезис социальной работы в России. М., 1995; Болотина Т.Н. Организация социальных служб в России: состояние и перспективы (историко-социальный аспект): Дисс. канд. ист. наук. М., 1996; Фирсов М.В. Антология социальной работы. М., 1994. Т.1-3.

28)Кононова Т.Б. История российской благотворительности и ее связь с государственными структурами государственного обеспечения: Авторефер. Дисс. канд. ист. наук. М, 1997.

29)htpp://www/spb.osi.ru/e_many/ot.doc; Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. Спб., 2001.

30)Проблемы милосердия и благотворительности. Библиографический справочник. Под ред. проф. Ш.Б. Нувахова. М., 1995.

31) Никола Б. Попович. Србщ'а и царска Pycnja. Београд, 1994; Писарев Ю.А. Сербия на Голгофе и политика великих держав. 1916 г. М., 1993.

32)Максимов Е.Д. Особые благотворительные ведомства и учреждения. Спб.,1903; Нещеретний П.И. Ук.соч.; Власов П.В. Ук.соч.; Матвеева Н.Л. Благотворительность семьи Романовых. М., 2004.

33) Беляева MB. Российское общество Красного Креста в истории России 1867-1921 гг. Дисс. канд. истор. наук. Ставрополь, 2002. С.169.

34)Данченко СИ. Развитие сербской государственности и Россия. 1878-1903 гг. М, 1996; Хитрова Н.И. Россия и Черногория в 1878 - 1908 г.г. Т.1,2. М., 1993; Хевролина В.М. Российский дипломат граф Н.П. Игнатьев. М., 2005.

35) Дмитри} Попович. Изволски и Ерентал. Дипломатске успомене из анексионе кризе. Београд, 1927; Алексие Елачич. Русща и Балкан. Преглед политичких и културних веза Русще и Балканских земльа 866-1940. Београд, 1940; Мюуало Bojboah4. Путеви српске дипломапце. Огледи о спольшу политици Србщ'е у ХГХ-ХХ веку. Београд, 1996; Митар Мартинович. Ратне године 1912-1916. Београд, 1996; В пороховом погребе Европы. М, 2003; Никоноров Д.В. Роль идей «Великой Сербии» и «Великой Болгарии» в Балканской политике Российской империи в 1878-1908 гг. Дисс. канд. ист. наук. М., 2004; ЯмбаевМЛ. Македония и Россия (1897-1902 гг.). Дисс. канд. ист. наук. М., 2004;

36)htpp:/Avww.gxiskovaju/w/yuhis/2002-feb

  1. Павлюченко O.B. Россия и Сербия 1888-1903 гг. Дипломатические отношения, общественные связи. Киев, 1887; Хитрова Н.И. Россия и Черногория в 1878 - 1908 гг. Т1,2. М, 1993.

  2. Ар. А. Улунян. Балказия и Россия. Структура угроз национальной безопасности Российской империи на Балканах, в Центральной и Передней Азии в представлениях российской военной и гражданской бюрократии. 1900-1914 гг. М., 2002.

39)Гуськова Е.Ю. Кризис на Балканах и позиция России: предисловие // Югославский кризис и Россия. М., 1993; Она же: История югославского кризиса (1990-2000 гг.). М., 2001.

40)3адохин А.Г. Внешняя политика России: национальное сознание и национальные интересы // Дип. Академия МИД России. М., 2002; Его же. Международные отношения на Балканах (П половина XX века): национализм и конфликты. Учебное пособие // Дип. Академия МИД России. М., 2002; Бычков Ю.Е. Черногория от прошлого к настоящему: история российско-черногорских отношений. М., 2004.

41)Бешлосс М., Тэлботт С. На самом высоком уровне. Закулисная история окончания «холодной войы». Пер. с англ. М., 1994.

42)Glenny М. The fall of Yugoslavia: The third Balkan war. London, 1994; Woodward S. Balkan tragedy :Choas and dissolution after the cold war. Washington, 1995.

43)Маевский Вл. Взаимоотношения России и Сербии. Т.1, Нью- Йорк, 1960;

44)Алексеева И.В. Оппозиция его величества. Дума, царизм и союзники России по Антанте в эпоху П.А. Столыпина. 1907-1911 гг. Спб., 2004.

45)Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. М., 2001; Она же. Россия в идейных и геополитических проектах мировой истории, конец XIX - начало XX вв. Дисс. доктора ист. наук. М., 2002; Она же. За что и с кем мы воевали. М., 2005.

46)Блехер Л., Любарский Г. Главный русский спор: от запдников и славянофилов до глобализма и нового средневековья. М., 2003.

47)Благотворительность в Спб. Спб., 1991; Благотворительные учреждения Российской империи. Спб., 1900.

48)Россия в Святой земле. Документы и материалы. М., 2000.

49)Ламздорф В.Н. Дневник 1886-1890 гг. Воспоминания. Мемуары. Минск, 2003; Сазонов С.Д. Воспоминания. Минск, 2002; Тютчева А.Ф. Воспоминания. М., 2002; Извольский А.ГХ Воспоминания. Минск, 2003.

50)АВПРИ, ф.146 Славянский стол, оп.495, д.9236, л.3-4; д.12473, л.185-185об, там же.л.191-192

История российской благотворительности

Исследование специфики благотворительной и иной деятельности русских общественных организаций за рубежом невозможно понять без представления о состоянии и уровне активности российской общественной благотворительности в целом во второй половине ХГХ — начале XX вв. В этой связи представляется целесообразным кратко рассмотреть историю и особенности развития благотворительности в России; ее социальный состав.

История благотворительности и благотворительных обществ в России показывает достижения российского общества в области социальной помощи нуждающимся, пути и методы решения социальных задач в различные исторические периоды. Традиции благотворительной деятельности имеют глубокие корни и во многом связаны со становлением и развитием Российского государства. Историками изучены и показаны крупные благотворительные акции представителей различных слоев населения-дворян, промьппленников, духовенства, купцов, рядовых граждан. Материальную основу практически всех форм как в дореволюционный период, так и в настоящее время, составляет частная благотворительность. 1)

Большинство исследователей 2) при работе над темой благотворительности пользуются терминологией, закрепленной в научном обороте еще статистическим сборником «Благотворительные учреждения Российской империи» в 1900 г. 3) По мнению составителей, все специальные благотворительные учреждения включали в себя две группы: благотворительные общества и благотворительные заведения. Благотворительные общества — это добровольные объединения лиц с целью «помогать нуждающимся в том или ином отношении». Деятельность благотворительных обществ сводилась к оказанию помощи нуждающимся деньгами или вещами, а также к учреждению и содержанию различного рода благотворительных заведений с целями, соответствующими задачам общества. Благотворительные общества в ряде случаев объединялись в союзы, а иногда имели довольно сложную организационную структуру, во главе которой стояли центральные органы, задающие направление деятельности всей организации.

Благотворительные заведения — это учреждения «для удовлетворения потребностей нуждающегося населения в стенах заведения», причем нуждающиеся или жили постоянно в этих заведениях, или являлись в них периодически для питания, ночлега и т. д. Благотворительные заведения учреждались как правительством, так и сословными объединениями, а также частными лицами. 4) Эта терминология и будет использоваться в данной работе в дальнейшем.

В Древней Руси наибольшее распространение получила церковная и частная благотворительность. В этот период она определялась идеями христианства, и наиболее простыми формами стали раздача милостыни нищим и пожертвования церкви на благотворительные цели, что обеспечило церкви на долгое время ведущую роль в организации благотворительной деятельности. Монастыри и церковно-приходские общины стали первыми организациями общественного призрения. На протяжении веков средоточием социальной помощи были церкви и монастыри.

Роль благотворительных организаций и общественных объединений в решении внешнеполитических задач Российской империи в конце XIX - начале XX вв. на Балканах

Сложная история российской внешней политики в конце XIX - начале XX вв. во многом была связана с борьбой России за утверждение своего влияния на Балканах и Ближнем Востоке, с поддержкой национално-освободительного движения славянских народов, с политическими и военными баталиями за раздел территорий Османской империи, с поиском союзников для отстаивания своих национальных интересов. 1) Именно в это время Балканы становятся одним из основных направлений внешней политики России. Главной задачей было не допустить распшрения влияния Англии, Франции и Австро-Венгрии на Балканах. Россия связывала соотношение сил на Балканах с проблемой безопасности южных границ. 2) В борьбе с Османской империей сербы искали поддержку великих держав, прежде всего России и Австро-Венгрии. И если Австро-Венгрия соглашалась лишь на посредническую роль в примирении славян с Портой, то Россия взяла восставших славян под свою защиту и гарантировала им в договорах автономию во внутренних делах. 3) Существует точка зрения, что одним из основных концептов российской внешнеполитической деятельности была защита и поддержка интересов именно балканских народов, а не их правительств. 4)

Курс Российской империи на поддержку освободительного движения на Балканах вызвал резкое противодействие со стороны Англии, Франции и Австро-Венгрии. Задачи российской дипломатии резко усложнились, когда в середине ХГХ в. на Ближнем Востоке начался конфликт из-за черноморских проливов, обеспечивающий русской торговле выход в Средиземное море и на Ближний Восток. В этой борьбе естественными союзниками России являлись балканские народы. Тот факт, что они либо были славянами, либо исповедовали православную веру, создавали мощное идеологическое обоснование усилиям России - на первый план выдвигалась идея борьбы единокровных и единоверных народов с поработителями-турками. 5)

В балканской политике российские правящие круги испытывали мощное давление со стороны общественности, которая эмоционально реагировала на все происходившие там события. Такую включенность в события в другой стране А.Г. Задохин и А.Ю. Низовский объясняют тем, что история Балкан является органическим продолжением истории России, частью ее национального сознания. По мнению этих исследователей, Балканы — единственный регион, где внешняя политика России не только учитывает этно-религиозный фактор, но и делает на него ставку. В данном случае речь идет о национальном мифе, в пространство которого входят славяноязычные и православные народы Балкан. Согласно славянофильской мифологеме в центре славяно-православного мира находится Россия, которой предназначено свыше покровительствовать и защищать славян и православных от враждебных им исламских и западных миров. Таким образом, политика Запада или исламских стран на Балканах неизбежно воспринимается как вторжение в пространство национального мифа России, возбуждает национальное сознание и создает ощущение опасности. 6)

Деятельность современных общественных организаций по укреплению международного авторитета Российской Федерации (90-е гг. XIX - начало XXI вв.)

В последние десятилетия неправительственные, в том числе благотворительные организации, добровольно берут на себя ряд задач, традиционно бывших государственными. Все больше укрепляется сотрудничество между правительственными и неправительственными организациями. Власти все охотнее привлекают некоммерческие организации для решения разнообразных задач, где они выступают в роли посредников между властью и обществом. Реализуя социально значимые проекты, некоммерческие организации становятся важным участником политического процесса, поскольку оказываются вовлеченным в реализацию государственной политики. Некоммерческие организации являются одним из ключевых институтов гражданского общества, поскольку представляют собой организованную форму для автономной деятельности свободных граждан по реализации собственных интересов и независимо от государства проявления гражданской инициативы. Важнейшей функцией становится социализация граждан, т.е. воспитание гражданской позиции.1)

Страна находится на этапе формирования своей новой идентичности - в период поисков новых форм и сути самоопределения. По мнению ряда историков на первый план в этот период выходит этноисторическое сознание, одним из существенных элементов которого является сознание религиозное и конфессиональное. Особенно это характерно для этносов в период запаздывающей модернизации в условиях формирующегося гражданского общества и проживания на одной территории с иноэтническими и иноконфессиональными народами. 2) Российский религиевед В.И. Гараджа считает, что религия удовлетворяет важную социальную потребность современного общества в обеспечении его солидарности. 3) Эта идея нашла подтверждение в переданном Президенту РФ В.В. Путину послании Архиерейского собора 2004 г., где говорится о том, что наше общество нуждается в единении церкви, государства и общества и что такое партнерство является настоятельным требованием времени. 4) Общественные объединения граждан мобильно реагируют на эти потребности и стараются помочь обществу и церкви найти то деятельное общение, которое будет свидетельствовать российскому обществу и всему миру, что ценности православной веры живы и неотделимы от реалий сегодняшнего времени. Фактически можно говорить о преемственности программ общественных организаций конца XIX - начала XX вв. и конца XX - начала XXI вв. по поддержке и укреплению православного единства и содействию мирному диалогу народов. Ряд программ православных общественных организаций, такие как Всеправославная молитва «Просите мира Иерусалиму», принесение Благодатного огня, принесение святых мощей в канонические пределы Русской Православной Церкви, паломнические поездки и проведение различных конференций полностью соответствуют этому направлению.

Похожие диссертации на Роль благотворительных организаций в решении внешнеполитических задач российского государства: история и современность