Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ролевое движение в России в 1990-2006 годы Славко Маргарита Андреевна

Ролевое движение в России в 1990-2006 годы
<
Ролевое движение в России в 1990-2006 годы Ролевое движение в России в 1990-2006 годы Ролевое движение в России в 1990-2006 годы Ролевое движение в России в 1990-2006 годы Ролевое движение в России в 1990-2006 годы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Славко Маргарита Андреевна. Ролевое движение в России в 1990-2006 годы : диссертация... кандидата исторических наук : 07.00.02 Чебоксары, 2007 272 с. РГБ ОД, 61:07-7/546

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Государственное регулирование молодежной политики и возникновение ролевых игр 43

1. Основные направления государственной молодежной политики 43

2. Истоки ролевого движения и важнейшие этапы его развития 66

Глава II. Сущность ролевого движения 92

1. Виды ролевого движения и ролевых игр 92

2. Механизм управления ролевым движением и играми 116

ГЛАВА III. Социальный портрет ролевиков 145

1. Численность и состав участников ролевого движения 145

2. Мотивация участия в ролевых играх 163

Список использованных источников и литературы 199

Приложения 229

Введение к работе

Актуальность темы Движение ролевых игр сформировалось в так называемую «постперестроечную» эпоху, когда разрушились стереотипы коммунистического сознания После роспуска комсомола стали активно появляться различные молодежные объединения Ролевое движение включило в себя преимущественно молодежь, которую не привлекали политика и активная общественная деятельность Страна находилась в глубоком кризисе, социальные нормы переживали деформацию, проходила ломка сознания, крайне острой стала проблема реализации личности в повседневной жизни

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что движение ролевиков является одним из наиболее массовых молодежных движений в России Оно существует в 57 регионах страны и представляет собой крупнейшее неполитическое сообщество, насчитывающее по официальным оценкам более 20 тыс , а по неофициальным - свыше 50 тыс человек Поэтому необходимо в рамках общегосударственной концепции развивать то положительное, что накоплено ролевиками в плане воздействия на современную молодежь, использовать ролевые сообщества для воспитания у подрастающего поколения общечеловеческих ценностных установок и моральных принципов, для развития творческих устремлений молодых людей Все это должно базироваться на исследованиях как положительного, так и отрицательного исторического опыта ролевого движения

Объектом исследования является ролевое движение как одно из наиболее массовых молодежных движений в России, а предметом -сущность и социальный состав участников ролевого движения, его место в государственной молодежной политике

Степень изученности проблемы В историографии ролевого движения можно выделить следующие периоды 1990 - 1991 гг , 1991 г-середина 1990-х гт , вторая половина 1990-х гг — по настоящее время Они отличаются различной степенью внимания к данной проблеме, характером исследовательских задач, методами их изучения

Отечественная литература 1990 - 1991 гг, содержащая сюжеты, связанные с неформальными молодежными движениями, немногочисленна В ряде научных публикаций сразу же нашло отклик появление неформальной общественно-политической самодеятельности молодежи1 В работах о неформальных молодежных движениях предпринима-

1 См Березовский, В Н «Неформальная» премьера в политике и перестройка / В Н Березовский // Неформальная волна - М, 1990 - С 49 - 65, Топалов, М Н.

ется попытка объективного изучения сущности и источников каждого вида2

Появление ролевого движения было воспринято обществом неоднозначно Отрицательное отношение к движению во многом связано с негативными поступками асоциального плана членов других неформальных молодежных группировок различного толка, которые постоянно находились в поле зрения криминологов, обществоведов, психологов, педагогов3.

В первые годы постсоветского периода в центре внимания специалистов по молодежи стояли проблемы формирования новой государственной молодежной политики В литературе широко обсуждается вопрос о молодежной субкультуре Внимание исследователей обращено на так называемый «субкультурный бум» конца 1980-х - начала 1990-х гг 4 Исследуются структурообразующие элементы и специфика молодежной субкультуры Особо подчеркивается, что ее ценности не означают полного отказа от национальной культуры Проблемы, связанные с изменением ценностных ориентации молодежи, представляют в этот период противоречивую картину В том случае, когда нормы или ценности противостояли содержанию и формам господствующей культуры, речь шла о контркультуре, в качестве примера последней приводятся хиппи 1960-х гг и «Система» в России 1980-х гг5

Что касается проблем ролевого движения, то в первой половине 1990-х гг их обсуждение проходило на фестивалях и семинарах роле-виков Однако такие материалы не публиковались в официальной печати и поэтому не откладывались в библиотечных фондах Встречаются лишь отдельные, более поздние перепечатки, представляющие немалый интерес и сегодня Так, М Кожаринов изучал теоретические проблемы организации малых ролевых игр, Т Борщевская поставила ряд дискуссионных вопросов, связанных с отношением к «Хоббитскіїм Игрищам» мастеров и рядовых игроков6 В 1994 г публикуется работа,

«Формальная» и неформальная активность мотодежи (состояние и тенденции развития) / М Н Топалов//Там же -С 152-163

2 Семенова, В В Социально-исторические аспекты проблемы неформальных объедине
ний молодежи / В В Семенова//Неформальная волна -С 27-38

3 См, напр Криминологи о неформальных молодежных объединениях (Пробтемы, дис
куссии, предложения) — М, 1990, Кофыран, II В Криминогенная субкультура нефор
мальных молодежных групп / Н В Кофырин//Неформальная волна - С 164-176

4 Шепанская, Т. Б. Символика молодежной субкультуры опыт исследования системы /
Т Б Шепанская -СПб, 1993, Молодежь России тенденции, перспективы -М, 1993

5 Социология молодежи -СПб, 1996 -С 332

Кожаринов, М. О различных видах РИ и их отличиях / М Кожаринов // master Iarp ru, Борщевская, Т Цикл «О вреде всего сущего» / Т Еорщевская // www kulichki com/tolkicn

в которой рассматриваются сущность и классификация ролевых игр Идеи, высказанные на начальном этапе развития ролевого движения, подверглись дальнейшему изучению

В первой половине 1990-х гг появляются самодельные журналы ролевиков (фэнзины) В них преимущественно печатаются стихи, проза, песни и рисунки, реже — аналитические статьи Впоследствии наиболее интересные материалы фэнзинов перепечатываются в более поздних изданиях8

Новый этап в изучении ролевого движения начинается со второй половины 1990-х гг ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских объединений» от 28 июня 1995 г легализировал деятельность многігх неформальных молодежных сообществ В качестве площадки для дискуссий и публикаций статей и методшеских материалов роле-вики все шире используют возможности Интернета В середине 1990-х гг зарождается ролевая пресса С 1995 г, например, публикуется литературный альманах «Конец Эпохи» В нем с периодичностью два-три номера в год печатаются стігхи и малая проза авторов фэндома (сообщество фантастов) и толкиен-фэндома За 1997 — 2007 гг выпущено 28 номеров журнала по ролевым играм «Мое королевство» В нем публикуются аналитические статьи, материалы конференций, посвященных ролевому двігжению, обсуждаются отчеты о прошедших играх, дается обзор ролевой прессы, презентуются новые игры Большой интерес представляют публикации журнала «Пчела», который издается в Санкт-Петербурге с апреля 1996 г Сначала этот журнал как ежемесячное издание занимался обозрением мероприятіш негосударственных организащгіі города В последние годы в нем публикуются статьи, подробная информация, в том числе и о ролевом движении9

Значительное число публикаций аналитического и игрового плана (информация об играх, в том числе отчетного характера, ігх докумен-тационное обеспечение) содержится на специально созданных сайтах в Интернете К числу наиболее популярных относятся сайт «Арда-на-куличках», сайт свободных игровых коммуникаций «Александр VI», сайт «Эгладор инфо», сайт «Агенство ролевых новостей»10 и др По численности большее количество работающих сайтов принадлежит ролевым сообществом, удаленным от центра России, — Красноярск, Иркутск, Новосибирск, Омск, Тюмень и др

7 Ролевые игры Общий обзор Классификация игр и уровней участия в них-Уфа, 1994

8 Си, наггр Попов, С Органюационно-деятельностные игры мышление в «зоне риска»
/С Попов//MagisterLudi -2004 -№5 -С 54-56

9 См электронные копии журнала www pchela ru

10 www kulichki com/tolkien, www alexander6 ru, www eglador info ru www roleplay ru

Сложность использования электронных публикаций связана с кратковременностью «жизни» сайтов Они создаются под конкретные ролевые игры и проекты и в дальнейшем не поддерживаются В связи с ограниченным числом посещений подобных сайтов, провайдеры их закрывают Поэтому при наличші множества ссылок на ролевые сайты, значительная часть их не работает Вместе с тем, именно электронная информация составила большую часть историографических источников для написания данной диссертации

Существуют специальные сайты, представляющие из себя форумы, на которых обсуждаются проблемы ролевого движения В качестве примера можно привести сайт «Эгладор инфо» На нем к 1 января 2007 г было размещено 22416 сообщенш! по 3003 темам 793 участниками11

В среде ролевого движения и в литературе идут дискуссии на тему ролевой культуры как способа социального эскапизма, т е стремления уйти от действительности Ряд авторов толкиенистское движение рассматривает как часть и продолжение российской романтико-эскапистской традиции, в разное время проявлявшейся в хиппизме, клубах самодеятельной песни, в туристическом движении (С А Сергеев, М В Блохина и др )12

Авторы раскрывают источники игровых сообществ, изучают процесс преобразования тусовки в ролевую команду, этапы развития команд Интересным является анализ социального портрета капитана команды в разные периоды развития ролевого движения и т д В связи с ролевым движением авторы затрагивают проблемы современных неформалов, к которым до сих пор себя причисляет большая часть роле-виков13

Большое число статей посвящено отчетам об играх В них рассматриваются состав участников, роль мастерских команд, дается оценка конкретных мероприятий на играх (М Асютин, А Красавина, Гриза-

11 www eglador info ru

12 См напр Сергеев, С Л Молодежные субкультуры в респубчике / С А Сергеев //
Социологические исследования -1998 -№11 -С 98, Блохина, М В К вопросу тшго-
логизации молодежных субкультур /MB Блохина // Социокультурная адаптация в
современном российском обществе -Тверь, 2001

13 Фетисов, Б О загнивании / Б Фетисов // www kuhchki com/tolkien, Сидоровскнй, А.
Металлист с волшебным мечом и этьфийка с бычком в зубах (2000) / А Сидоровскнй //
Там же, В Новосибирске существуют эльфы' // Вечерний Новосибирск - 2000 - 20
октября, Фетисов, Б Об игровых сообществах (2002) / Б Фетисов // www orkclub га, У
рэперов и рейверов - общий враг // www kuhchki com/tolkien, Гущин, В. А. Обзорная
справка/В А Гущин // rolevik bestofru

белла и др) Ряд публикаций посвящен аналгоу итогов фестивалей, семинаров, конкретных игр Немалый интерес представляют работы, связанные і деятельностью ежегодного Международного фестиваля фантастики, толкиенистики и ролевых игр «Зиланткон», Волжского фестиваля ролевых игр («ВолК»), Сибирского («СибКон») и Самарского («СамКон») ролевых конвентов, БлинКома и др15 Их появление особенно активизируется со второй половины 1990-х гг

Важными для пропаганды ролевого движения являются статьи, посвященные характеристике конкретных ролевых организаций и объединений, в том числе региональных (А Брилкин, Д Кириллова, К Румянцев и др )16

Ролевики активно обсуждают конкретные виды игр настольные (К Сорокин, Д Забиров, А Наймушин и др)17, полигонные (Е Харитонова, В Рожков, К. В. Асмолов и др), павильонные (Милф-гард, С Мальгин и др ) и т д Опубликованы интересные исследования, посвященные проблеме классификации ролевого движения и ролевых игр (С А Токмачев, Д Вальтамский, М Фрид и др )18 Подход каждого из авторов неоднозначен и заслуживает особого внимания

w Сдг Гршабелля Хроники Наршш, или Драма с горностаем / Гризабелла // Мое королевство - 2006 - № 28 - С 54 - 58, Асютпи, М Джарта 30 Отчет / М Асютин, А. Красавина // Там же - С 134-139

15 См «Зиланткон» - международный фестиваль фантастики, толкинистики и ролевых
игр II www magisterludi ш, Волжский конвент ролевых игр «ВолК» // www rolcplay ru,
Новостная лента // www magisterludi ru, Дебора, В Татарстан - Родина Драконов /
В Дебора // www kuhchki com/tolkien, Рожков, В Отчет о поездке на Волжский конвент
ВОЛК (2000) / В Рожков // www alexander6 ru

16 См Центр «Истар» представляет // www kuhchki com/tolkien, Брилкпн, А История
ролевого движения Омска / А Брилкин // www magic-guild narod ru, Кириллова, Д За
чем на Главном Здании МГУ шпиль, или правда об МОО «Игры Будущего» / Д Кирило
ва // Мое королевство - 2006 - № 28 - С 15 - 17, Румянцев, К Окно в Мир Тьмы /
К Румянцев // www rolemancer ru

17 Сорокин, К. Анализ причин возникновения и популярности третьей редакции
Dungeons and Dragons (DI К Сорокин II Magister Ludi - 2004 - № 6 - С 48-51,
Забнров, Д Р-активные игры / Д Забиров // Там же - С 52 - 56, Наймушин, А. Неко
торые принципы создания настольных игр / А Наймушин // rolport ru, Асмолов, К. В
Что такое полевые игры (1997) /KB Асмолов // www kuhchki com/tolkien, Мальгин, С
Проблемы введения этихо-моральных и ксенологичесхнх конфликтов в ролевые павиль
онные игры / С Мальгин // master larp ru

18 Токмачев, С А. Ропевое движение - перспективы развития / С А. Токмачев //
rpg nsk ru, Вальтамский, Д О типологии ролевых игр / Д Вальтамский // darth by ru,
Фрид, М. Чго главнее'' Или 128 способов классификации РИ / М Фрид // master larp ru,
Авилов, Г.М Особенности ролевой игровой деятельности в период поздней юности /
Г М Авилов//wwwspfkemsuru

Поставлена и активно дискутируется проблема ответственности мастера за игру, роль и место в ней игрока, его социальный портрет и т д (Е Замбржицкий, А Берелехис, О Берелехис и др )19

Проблемы ролевого движения обсуждаются на семинарах и конференциях ролевиков, в том числе и в рамках фестивалей В Интернете и ролевых журналах постоянно выкладываются и печатаются отчеты, в которых содержится информация о дате и месте их проведения, программе и условиях участия и др20

Интересные материалы для раскрытия темы содержат статьи, в которых дается периодизация ролевого движения в России Авторы пытаются выделить позитивные периоды в его развитии и спады, дать их сущностную характеристику, обосновать предложенную ими периодизацию (А Посецельский, А Лутсберг, Л Бочарова, А Брилкин, А Егоров и др )21 Вместе с тем, как пишут сами ролевики, немало авторов публикаций о ролевых играх в прессе видят в последних экзотику или повод для высказываний о деградации современной молодежи При этом крайне редки попытки «разобраться в феномене ролевых игр и особенностях среды их поклонников и фанатов»2

Не только многие обыватели не желают понять суть ролевых игр в силу, например, отторжения непривычных для них ситуаций, связанных с одеждой ролевиков, их непонятным поведением Критика в адрес ролевиков, которых нередко не отделяют от других неформалов, в том числе и экстремистского толка, повлекла закрытость ролевого движения от официальной прессы В ответ на критику ролевого движения, особенно в сложные периоды его развития, ролевики, а также приверженцы ролевого движения, выступают со статьями в его защиту, стараясь разъяснить суть и показать позитивные тенденции принадлежности молодежи к данному сообществу

19 Замбржицкий, Е. Заметки мастера / Е Замбржицкий // rolport ru, Берелехис, А , Бере
лехис, О Индивидуальный подход в ролевой игре / А. Берелехис // master larpru, При
близительная пси-характеристика контингента Эгладора // www kuhchki com/tolkien

20 См, напр II Омская конференция историко-ролевого моделирования-2005 //
www magic-guild narod пі, Копфереіщия, посвященная 15-летию игрового движения в
Санкт-Петербурге//Мое королевство -2006 -№28 -С 59-61

21 См , напр Посецельский, А Ролевые игры - в прошлое и обратно / А Посецельский
// Мое королевство - 2006 - № 28 - С 70 - 72, Лустберг, А История ролевого движе
ния / А Лустберг // Там же - С 72 -78, Бочарова, Л История Ролевых игр в России -
от Античності! до Нового времени (2003) / Л Бочарова // www snaje stsland ш, Брил
кин, А История ролевого движения Омска / А Брилкин // www magic-gmid narod га,
Егоров, А О тенденциях развития фэндома/ А Егоров // rpg nsk ru

Гончаров, В Ролевые игры - болезнь, симптом, лекарство хобби? / В Гончаров // www kuhchki com/tolkien

23 Гистр, М В защиту рожвого движения (2000) / М Гистр // www kuhchki com/toltaen, Доброе имя ролевиков // rpgnsk ru, Блеск и нищета ролевого движения // Там же

Часть ролевиков считает, что ролевые игры — это хобби определенного круга людей, недоступное для широкой аудитории, поэтому к средствам массовой информации они относятся настороженно Тем более повод для этого дает и сама пресса, не всегда адекватно освещающая суть ролевого движения Как пишут сами журналисты, именно от прессы во многом зависит формирование положительного общественного мнения о ролевом движении, позитивное отношение к нему властных структур24

В последние годы появились статьи о негативных ситуациях в ролевом движении, связанных с присутствием на игре так называемых «гопников» (людей, приезжающих на игру с целью сорвать ее), «маньяков» (ориентированных только на боевое взаимодействие), «дивных» (людей, изолируюшдгх себя от общества под прикрытием ролевых игр), «грибных» (едущих на игру только с одной целью - выпить)25 В этом случае особо подчеркивается роль мастера, в обязанности которого входит предотвращение нежелательных ситуаций во время игры

В связи с формированием рыночных отношеїшй в стране начался пронесе коммерциализации ролевых игр Начиная с 2002 - 2003 гг написана серия статей, в которых обсуждаются основные тенденции в данной области появление новых «фирм» и проектов по производству масштабных ролевых игр, сужение возможностей посещения ролевых игр рядовыми игроками (Л Бочарова, Е Хаецкая, М Фрид, Гунтер и

др)

Активно обсуждаются такие вопросы, как место ролевого кішо в ролевом движении, творчество ролевых бардов и менестрелей, исполнителей и музыкантов, фоторепортеров и др 27

Наряду с проблемами ролевого движения в России на сайтах ролевиков печатаются материалы о зарубежных обществах толкиенистов,

Карева, Е К вам нагрянул журналист / Инструкция по использованию / Е Карева, А. Масленников // Мое королевство - 2004 - № 21, См также Мое королевство -2006 -№28 -С 24

25 Ропевое движение в России - истинные правіша игры // www kuhcbki com/tolkien,
Сафронов, II Ахтунг' На потигон приехали гопники' / Н Сафронов // Мое королевст
во - 2006 - № 28 - С 91 - 93, Шундалов, П Грибные эльфы и ролевая культура /
И Шундалов // www pchela ru

26 Бочарова, Л История Ролевых игр в России - от Античности до Нового времени
(2003) / Л Бочарова // www snaje stsland ru, Гунтер Ролевые игры в стадии Капитализма
и Империализма (2005) / Гунтер // www rpg nsk ru, Хаецкая, E Летучие заметки (впе
чатления и размышления) / Ь Хаецкая//Ролевые игры в России -2002 - Ха 1 -С 1-5,
Фрид, М Голливуд от ролевых игр (2005) / М Фрид // rpg nsk ru

27 Шац, И Ролевая фотография/ И Шац//Мое королевство -2006 -№27 -С 131-
135, Ролевое кино или ролевая игра1' // Мое королевство - 2006 - № 28 - С 142 - 143,
Соловьев, А Ролевая песня на лицензионных дисках / А Соловьев//Там же —С 144-
146

реконструкторов Подчеркивается их массовость за рубежом, позитивное отношение общества к данному явлению (Т Федорова, А Тихмя-нов, М Русин и др )28

Расширение числа участников ролевого движения поставило в ряд наиболее актуальных проблему финансирования работы организаторов всевозможных игр и превращения ее в профессиональную деятельность (А Быков, Т Румянцева и др )29

Авторы широко обсуждают проблемы мотивации ролевой игры, связанной с возрастными изменениями мотивов, побуждающих на игру, динамикой мотивов в процессе одной игры, методами стимулирования игроков (В Москвичев, А Берелехис, В Сивачев, М Фрид, Г Глазунов и др У

Ставится вопрос о создании Российской Ролевой Академшг' Выгодно отличаются от многих других публикаций воспоминания командиров и мастеров, особенно с большим ролевым стажем Это публикации М Кожгановой, Т Инь, И Лундышева и других авторов32

О крайне ограниченном количестве литературы по ролевому движению свидетельствует и полнотекстовая русскоязычная база научных и учебных материалов по всем отраслям знаний В крупнейшей международной базе данных также содержится небольшой перечень диссертаций, близких по тематике к ролевому движению33

Наибольший интерес с точки зрения исследования ролевого движения вызывают диссертации ТА Самойловой, Г И Мамукиной и Е А Медведева В первых двух работах ролевые органшации и объе-

28 См, напр Русин, М Вопросы к самим себе / М Р>иш// Ok-chibjournal -2005 -
№ 29 - С 3-4, Федотова, Т. Испанская ESTEL и испанские толкиписты / Т Федотова
// www kuhchki com/tolkien, Реконструкция - игра для серьезных люден "
www htrossia га, Тихмяпов, A Dragonbane 27 07-04 08 2006 Швеция / А Тихмянов //
Мое королевство -2006 -№28 -С 45-50

29 Быков, А. Ролевые игры как профессиональная деятельность / А Быков // Magister
Ludi - 2004 - № 6 - С 7-9, Румянцева, Т Игры на заказ и коммерческие игры /
Т Румянцева// www magisterludi га

30 См Москвичев, В Возможности развития ролевой игры / В Москвичев //
www rpg nsk ш, Доброе имя ролевиков // Там же, Берелехис, А Игровое движение аль
тернатива и перспективы 2003 / А Берелехис, В Сивачев // www orkclub га, Фрнд, М.
Мотивации поведения в ролевых играх / М Фрид // master Іагр ш, Глазунов, Г Удовле
творение и удовольствия Методы стимулирования игроков на Игру / Г Глазунов // Там
же

31 Вместо партии - академия' // Твердая копия - 2001 - 6 апреля

32 Кожганова, М Слово о скользском волке / М Кожганова // volk nn ru, Инь, Т. Моно
лог администратора 3-го Волка (2002) / Т Инь // Там же, Лундышев, И Воспоминания и
мастерский отчет с «Балканского Сонника» / И Лундышев // Magister Ludi - 2004 -
№ 6

См science rambler ru, www lib urru com

динения выступают как одни из многочисленных организаций, представляющих современное неформальное движение Клубы ролевых игр обнесены авторами к социально-полезным неформальным организациям Диссертация Е А Медведева содержит интересные авторские подходы к изучению субкультуры участников ролевых игр на социологическом уровне''4

При многочисленности публикаций по истории неформального движения 1990-х и последующих годов, до сих пор практически не изученным остается основная масса вопросов, отражающих историю ролевого движения Отсутствуют обобщающие труды по его исторші в России, не проанализированы возможности исследования данной темы на уровне источниковедческого обобщения Не рассматривалось влияние ролевого движения на современную молодежь, не изучены изменения в социальном портрете ролевиков и др

Таким образом, проблема движения ролевиков в России за весь период его существования требует дальнейшего анализа и является актуальной с позиции слабой научной разработки темы

Исходя из степени изученности, в данном диссертационном исследовании поставлена цель: раскрыть ролевое движение в России в 1990 - 2006 гг как одного из массовых движений молодежи Реализация цели предполагает решение следующих задач

изучить отечественную историографию и выявить комплекс исторических источников по теме,

раскрыть систему становления государственной молодежной политики в постсоветский период,

рассмотреть причины возникновения и источники формирования ролевого движения,

исследовать виды ролевого движения и ролевых игр, а также механизм управления ими,

охарактеризовать социальный портрет ролевиков и ігх побудительные мотивы участия в ролевом движешш на разных этапах его развития,

— сформулировать перспективы дальнейшего исследования темы
Хронологические рамки исследования — 1990 - 2006 гг Первая

ролевая игра под названием «Хоббитские Игрища» состоялась в 1990 г С этой датой связано начало ролевого движения в России Его развитие

ji Самойлова, Т А Неформальные игровые объединения в структуре гражданского общества дне канд социол наук/Т Л Самойлова.-Казань, 1999,Мамукина,Г.И. Неформальные объединения города, как объект социального управленій автореф дис канд социол наук / Г И Мамукина - М, 2004, Медведев, Е А Субкультура участников ролевых игр и методы исследования ее воздействия на личность дис канд социол наук / Е А Медведев - М, 2004

пришлось на последние годы истории Советского государства и постсоветский период Изменение политической и социально-экономической системы потребовало выработки новой государственной молодежной политики, что отразилось на движении ролевиков К 2006 г ролевое движение превратилось в массовое движение творческой молодежи

Территориальные рамки диссертации охватывают границы Российской Федерации, внутри которых активно развиваются региональные центры ролевого движения — Казань, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Йошкар-Ола, Чебоксары, Тверь и многие другие

Источниковая база исследования. При написании диссертации использованы документы и материалы, сосредоточенные в текущих архивах государственных учреждений, личных архивах участников ролевого движения Наряду с ними широко привлекаются опубликованные источники, в том числе на электронных носителях

По видам и разновидностям использованные в диссертации источники можно структурировать следующим образом

нормативно-правовые документы (законодательные акты, постановления, решения и др ), сосредоточенные в архивных фондах, опубликованные в периодической печати или на официальных сайтах в Интернете В них раскрывается сущность государственной молодежной политики, правовое обеспечение ролевого движения, механизм функционирования ролевых оргашізаций и т д,

справки, отчеты, письма, обращения представителей муниципальных органов, в которых отражена информация о реализации решений вышестоящих органов, посвященных работе с молодежью, на местном уровне,

материалы, отложившиеся в личных фондах участников ролевого движения (регистрационные листы участников ролевых игр, переписка, ведомости по уплате взносов, фотографии и др) Они позволяют охарактеризовать виды ролевого движения, раскрыть мехашгзм управления ролевой игрой и др ,

правила ролевых игр, размещенные в Интернете или находящиеся в личном хранешш у мастеров Они необходимы для анализа степени социального и психологического влияния ролевых игр на молодежь, раскрытия сущности конкретных видов ролевых игр,

воспоминания мастеров ролевых игр, прежде всего о первых ролевых фестішалях и играх, опубликованные в печати или размещенные в Интернете Они имеют важное значение, потому что документальные первоисточники по многим вопросам ролевого движения начального

периода не сохранились Кроме того, в таких источниках представлен фактологический материал, отражающий суть ролевых игр и различные подходы к их организации,

информация, сосредоточенная на специальных сайтах и форумах в Интернете (новости ролевых игр, их география и календари, материалы для мастеров и ролевиков и т п ) Данный источник позволяет раскрыть сущность ролевых игр, проблемы взаимодействия мастеров и ролевиков и др При всех достоинствах электронных ресурсов сложности в использовании их в качестве исторического источника заключаются в отсутствии (в основном) научно-справочного аппарата, датирования материала,

материалы социологических опросов ролевиков Новосибирска в 1995 и 1999 гг, участников «Зиланткона-2004», результаты опросов на темы «Погружение» (2006 г ), «Ролевая игра это » (2006 г), «Вхождение в роль» (2006 г.) и др Среди них - анкетирование ролевиков, которое с 1996 г проводит автор диссертации Наиболее ценными материалы социологических исследований оказались для изучения численности и состава ролевиков,

публикации центральной и местной периодической печати (газеты «Вече Твери», «Российская газета», «Вечерний Новосибирск», «Общая газета», «Чебоксарские новости» и др , журналы «Социологические исследования», «Третий полюс», «Юность» и др ) В них печатаются законодательные акты, различная рекламная информация о ролевых играх и др ,

материалы ролевой прессы (газеты «Ведомости», «Вечерний ро-левик», «Вольный стрелою), «Полигон» и др, журналы «Легион», «MagisteT Ludi», «Мое королевство», «Палантир» и др ). Они включают интервью с известными ролевиками, обсуждения проблем и перспектив развития ролевого движения, заметки о конкретных играх и др Авторами являются преимущественно сами участники ролевых игр, поэтому материалы зачастую носят субъективный характер

Методология работы основывается на понимании научного исследования как соединении достижений многих наук Она носит междисциплинарный характер, что выражается в использовании разнообразных методов Историко-сравнительный метод позволил путем сопоставления различных явлений и процессов выявить основные этапы в развитии ролевого движения, изучить его во взаимосвязи, взаимозависимости и на фоне молодежного движения этого периода в целом, и неформального — в частности Системно-структурный метод был ориентирован на выделение структурообразующих признаков, отражающих мотивацнонные процессы, собственно ролевые игры и социаль-

ный портрет ролевиков, выявление зависимостей между ними и изучение изменений в структурах на протяжении рассматриваемого периода С помощью метода моделирования были выделены основные характеристики конкретных видов ролевых игр Метод контент-анализа использовался для изучения правил ролевых игр на уровне тенденций и закономерностей и представления этих единичных документов в виде массового источника Для восполнения недостающих данных, особенно по проблемам мотивации участия в ролевых играх и составу роле-виков, был привлечен метод анкетирования Технология создания базы данных «Ролевик» была связана с использованием приемов докомпьютерного структурирования анкетного материала с последующим представлением его в виде реляционной таблицы Для практического использования баз данных в работе были привлечены математические методы группировки и вычисления средних показателей

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной историографии ставится проблема всестороннего исследования истории ролевого движения с момента его возникновения в 1990 г по 2006 г, выделяются концептуальные основы изучения сущности ролевого движения, рассматривается социальный портрет его участников Авторскими является программа социологического опроса ролевиков, а также методика создания базы данных «Ролевик» на основе результатов обследования

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории России постсоветского периода, исторіш молодежных объединений и организаций Разработки и выводы могут войти в лекционные курсы историческігх, социологических, психологическігх и управленческих специальностей в вузах Материалы диссертационного исследования могут найти применение при разработке и реализации молодежной политики или государственных молодежных программ, в воспитательной работе с подрастающим поколением

Апробация результатов исследования Основные положения и выводы докладывались и обсуждались на кафедрах документоведєшія и документашюнного обеспечения управления Чувашского государственного университета им И Н Ульянова, документационного обеспечения управления и государственного управления факультета управления и социологии Тверского государственного университета, V (март 1997) и VI (март 1998) конференциях Ассоциации «История и компьютер» (Москва), Студенческих научных конференциях Уральского, Тверского и Новосибирского государственных университетов и др , и отражены в 14 публикациях

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения

Истоки ролевого движения и важнейшие этапы его развития

Ролевое движение в России возникло не на пустом месте. Его первоначальными источниками явился прежде всего ряд неформальных движений.

Неформальные объединения и группы молодежи возникли в СССР в конце 1960-х годов. С этого времени и до начала 1980-х годов обозначается первый этап - время зарождения неформальных сообществ в нашей стране. Для этого этапа характерен их полный запрет, замалчивание и всеобщее гонение. Второй этап, начало 1980-х годов - 1985 г., связан с расширением неформального движения по численности и направлениям, при этом, продолжалась их резкая критика на общественном и государственном уровнях. С 1986 г. по 1991 г. - третий этап - не только массовое распространение неформального молодежного движения, но и переход части из них к общественно-политической деятельности.63

Неформальные молодежные течения второй половины 1980-х годов были всевозможных толков и базировались зачастую на противоположных основах. Но у них наблюдалось общее: отрицание многих норм общества, попытка вырваться за рамки повседневной жизни взрослых. Достигалось это различными путями, среди которых можно выделись особый стиль одежды как своего рода опознавательный знак, свой язык и манеру поведения, свойственные этой неформальной группе.

По видам деятельности и направленности интересов неформальные молодежные объединения конца 1980-х годов подразделялись на: «I. Группы культурно-досуговой ориентации: - современной молодежной музыки (КСП - клубы самодеятельной песни, «фанаты» определенной группы или певца, поклонники разных направлений рока, брейк-дансисты, панки и т.д.); - спортивной ориентации (военно-спортивные, поклонники культа силы - «силовики», «атлеты» и др., болелыцики-«фанаты» и т.д.); - технической направленности (рокеры-мотоциклисты, группы картинга, компьютерщики и т.д.). II. Группы альтернативного образа жизни: - мистически-религиозные (кришнаиты, поклонники гуру, восточных философий и т.д.); - все направления движения хиппи (хиппи, пацифисты, системщики). III. Группы социальной инициативы: - экологисты (защитники природы, «зеленые» и т.д.); - охраны и защиты памятников истории и культуры; - фонды социальной инициативы широкого спектра действий; - творческие союзы. IV. Социально-политические группы: - группы в защиту перестройки; - народные фронты и движения; - заочный социально-политический клуб».64

Разные авторы в качестве родоначальника Ролевого движения называют различный перечень молодежных объединений и движений, однако близкий по своей сути. Так, Б. Фетисов в 1998 г. назвал три источника: клубы любителей фантастики, военно-исторические (патриотические) клубы и тусовки неформалов, к которым относятся, в частности, хиппи.65 Еще один перечень источников Ролевого движения приводит С.А. Сергеев. Он считает, что Толкиенистское движение стало частью и продолжением хиппизма, клубов самодеятельной песни и туристического движения.

Механизм управления ролевым движением и играми

С самого начала Ролевое движение в СССР стало функционировать как неформальное. Это естественно, поскольку его зарождение относится к советскому периоду, когда существовала одна официальная «формальная» молодежная организация - комсомол. В этих условиях ролевые организации относились только к неформальным. После роспуска комсомола Ролевое движение молодежи хотя и называется многими ролевиками неформальным, но это название не имеет под собой четко выработанных критериев.

Начиная со второй половины 1990-х годов все больше ролевых сообществ имеет официальный статус и юридический адрес и, таким образом, институализированы. Наблюдается четкая тенденция к партнерству ролевых организаций и объединений с общественными и государственными структурами.

В официальных документах определение «неформальное движение» нами обнаружено не было. В современной практике государственного управления, одни специалисты по молодежному движению к неформальным организациям относят те из них, которые не зарегистрированы и не имеют юридического лица. Другие - к неформальным причисляют только те организации или движения, которые носят асоциальный характер. Поэтому, считаем вывод В.М. Кононова, сделанный еще в условиях перестройки, о том, что «делить общества на формальные и неформальные (неинициативные и инициативные) структуры вообще неверно», вполне соответствует и постперестроечному периоду.

Понятие неформального объединения молодежи, по определению М.В. Блохиной, может отражать «поведенческий аспект субкультурной деятельности молодежи и степень институализации субкультурной группы».44 Отсюда, неформальными ролевые объединения могут быть и с позиции субкультурной дифференциации.

Как было показано в предыдущем параграфе, Ролевое движение представлено несколькими важнейшими структурообразующими элементами, составляющими на протяжении рассматриваемого периода единую систему. К ним относятся: ролевые организации и объединения, ролевые игры, форумы, конвенты, конференции и семинары и, конечно, сами участники ролевого движения - ролевики, среди которых выделяются капитаны и мастера.

В начальный период своего становления, когда Ролевое движение всячески старалось отгородиться от происходящих в стране общественно-политических преобразований, об управлении со стороны государственных структур вопрос не стоял. В связи с расширением движения ролевиков и превращением его в массовое молодежное движение, появлением законодательства, регламентирующего деятельность молодежных организаций, проблема управления Ролевым движением становится более острой.

Любое общественное движение предполагает идеологию, под которой подразумевается «система взглядов и идей, мировоззрение».45 У идеологии есть свой лидер (лидеры) и своя система ценностей, которую разделяют все участники данного движения. Однако, до сих пор ролевики полностью отрицают «политический» смысл своего движения, единого идеолога и единую систему ценностей.46

Как показала практика, наиболее успешно развитие и существование Ролевого движения там, где есть поддержка со стороны государственных органов. В качестве наиболее яркого примера такого сотрудничества является Фестиваль «Зиланткон». Он проводится инициативной группой при поддержке Комитета по делам детей и молодежи при Министерстве по делам молодежи и спорту Республики Татарстан. Достаточно сказать, что именно фестиваль был включен в программу Тысячелетия Казани.

В подготовке и проведении фестиваля с самого начала его существования (1991 г.) участвуют: общественные объединения и организации: Клуб любителей фантастики «Странники», Казанская молодежная общественная организация «Игровые технологии в образовании», Клуб военно-исторического фехтования «Витязь» при государственном объединении музее Республики Татарстан, Городской центр ролевых игр «Факел» и др.47

Поддержка местных государственных структур ролевым организациям различная, как говорили сами ролевики еще в 1999 г. -«выгоды от регистрации варьируются в зависимости от региона. В Н.- Новгороде дают зал и автобус, в Москве - почти ничего».

Численность и состав участников ролевого движения

Исследование Ролевого движения предполагает раскрытие социального портрета его непосредственных участников - ролевиков.

Официальные статистические данные о численности и демографическом составе ролевиков в целом по России или ее отдельным регионам отсутствуют. Поиск таких показателей - довольно трудоемкий процесс и позволяет охарактеризовать лишь отдельные группы участников Ролевого движения.

Определенная информация о численности и составе ролевиков содержится в отчетах о фестивалях и ряда ролевых игр, выкладываемых в Интернет сразу же после их проведения. Отдельные показатели встречаются в статьях ролевиков без ссылок на источник.

Цифра, приведенная нами во введении и отражающая общую численность современных российских ролевиков, - более 20 тыс. человек, требует дальнейшего уточнения. Если учесть, что только в одном Санкт-Петербурге весной 1999 г. в Ролевом движении участвовало около 6 тыс. юношей и девушек,1 а осенью 2004 г. - около 12 тыс. членов,2 то первоначальная цифра может быть значительно большей и более соответствует 50 тыс. и свыше.

В первой «Хоббитской Игре» («ХИ-90») по разным подсчетам участвовало от 120 до 150 представителей различных игровых клубов страны (табл. 4). Затем численность участников растет, и по выявленным нами данным, их максимум приходится на «ХИ-98», затем численность снижается и в 2004 г. составляет величину, в 2 раза меньшую.

В процессе составления табл. 4 выяснились расхождения в показателях, которые дают разные источники, поэтому к точности данных следует относиться критически и считать их относительными. Эти расхождения в табл. 4 указаны двумя показателями относительно одной Хоббитской игры.

Интересна краткая статистика Всесоюзной игры «Волки Одина-98», представляющей собой серию игр исторического плана по Скандинавии IX в. Главным мастером этой игры является А. Мартьянов, проводится она под Санкт-Петербургом. В 1998 г. на данной игре приняли участие 371 человек из 27 городов России. Игроки приехали также с Украины, Белоруссии и Голландии. Среди российских городов были: Екатеринбург, Зеленодольск, Йошкар-Ола, Казань, Кемерово, Москва, Мурманск, Новосибирск, Санкт-Петербург, Тверь и др.

На данной игре большой процент составляли команды реконструкторов. Среди них в процентном соотношении больше мужчин, чем женщин, т.к. в команде женщина либо должна нести нагрузку наравне с мужчинами, либо принимать социальную роль женщины реконструируемого периода (т.е. в основном - подчиненную). Вообще, психологический портрет реконструктора является более жестким, чем портрет среднестатистического ролевика, поскольку это люди, участвующие в полувоенных объединениях. Зато им в большей степени присущи дисциплинированность и обязательность.

Помимо студентов реконструкторами бывают люди различных специальностей и профессий - историки, экономисты, юристы, математики, слесари и др.

Сведения об участниках ролевых игр можно найти в личных архивах мастеров. К сожалению, они не выкладываются на сайтах, поэтому предстоит их дальнейший поиск и обработка.

В качестве примера можно привести список участников ролевой игры «Мордхейм», прошедшей под Тверью в 2004 г. В списке содержатся: фамилия и имя участника, его игровое имя, возраст, место проживания (город), название команды, роль в игре, размер денежного взноса, подпись.

Составив по этим спискам группировку участников по возрасту (табл. 5), отметим, что наибольшее число ролевиков было представлено молодежью, причем модальный показатель (М0), отражающий наиболее часто встречающийся возраст, равен: М0=х0+к— — -—, где 2рг - pi - рз х0 - нижняя граница модального интервала, которому соответствует наибольшая частота; к - величина модального интервала; Pi - частота интервала, предшествующего модальному; Р2 - частота модального интервала; Рз - частота интервала, следующего за модальным.

Мотивация участия в ролевых играх

Движение ролевых игр представляет из себя разнообразную и развитую субкультуру, которая является многокомпанентной системой. В нее включаются своеобразные этические и эстетические воззрения, модели поведения, лексические наборы, понятийный аппарат, духовная и материальная культура.

Ролевая культура - это культура, направленная на самореализацию. Здесь для любого участника представляется возможность воплотить в жизнь то, что невозможно реализовать в рамках обычного социума. Более того, отсутствие попыток доказать свои способности не приветствуется и даже негласно осуждается «ролевой» общественностью.

Отсюда возникает огромный пласт творчества. Это поэзия, музыка, песенный жанр, самостоятельные и апокрифического плана прозаические произведения, оперы, спектакли, живопись, производство костюмов, оружия, доспехов, украшений и - как неотъемлемая часть - создание ролевых игр.

В первой половине 1990-х годов, когда процесс реформирования общества шел наиболее остро, наблюдалась и резкая смена ценностных ориентиров. В этих условиях молодежь искала пути к гармонии, единству, защищенности и другим понятиям, с наличием которых в обществе были большие трудности. В качестве поля для этого поиска выступали ролевые игры, правила которых давали ощущение защищенности и, через совместную игру, позволяли получить необходимый каждому индивидууму опыт жизненных ощущений. Страх перед грозящими или уже существующими безработицей, проблемами в семье или обществе можно обыграть, при этом всегда есть «запасной выход», позволяющий вернуться в реальную жизнь.

Это объясняет участие в ролевых играх людей различных возрастных групп и с различным уровнем образования. Подобные причины наблюдаются также в среде игроков в компьютерные игры в виртуальном мире, где поведение последних ведет к одиночеству и утрате контактов с внешним миром, что является прямой противоположностью ролевых игр.

Представители неформального движения обладают особой ментальностью. И.Н. Алешина выделила следующие черты «неформальной ментальности», применительно к политизированным неформальным организациям. Это: «- чувство обособленности и инаковости; - демократизм; - стремление к самоуправлению; - внутренняя антиавторитарность; - коллективная солидарность; - глобальность мышления при локальности действий; - отсутствие жестких ограничений на сотрудничество с властью; - альтруистичность деятельности; - преобладание общественно-значимых целей над личными амбициями; - критерием принадлежности к неформальной среде является ярко выраженная социальная активность; - создание собственной групповой «картинки» восприятия действительности».34 Что касается ролевиков, данный перечень требует уточнения.

Участников Ролевого движения 1990-х годов можно условно разделить на несколько категорий в зависимости от приоритета ценностей.

Первая категория включает в себя всех тех, кто никак не связан с Ролевым движением и, соответственно, ценность ролевой игры для этой категории стремится к нулю. Вторая категория описывает тип личности, который, несмотря на участие в ролевых играх, остается сильно «связан» с обществом. Обычно люди данного типа уходят из Ролевого движения через один-два сезона, и относятся к этому, как к еще одному временному увлечению.

Для третьего типа характерно преобладание интересов и ценностей ролевой субкультуры. К этому типу относится большинство игроков со стажем. При этом данный тип распадается на два резко отличающихся подтипа. Условно их можно описать определенным образом.

Первый подтип - люди, «работающие, чтобы ездить на игры», т.е. стремящиеся занять социальный статус, дающий возможность участвовать в ролевых играх с минимумом проблем финансового плана. Но, несмотря на высокую степень социальной адаптации, превалирующей основой в мотивах деятельности остаются игры, т.к. они и ролевая субкультура занимают центральное место в круге их интересов.

Похожие диссертации на Ролевое движение в России в 1990-2006 годы