Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Российские художники-эмигранты во Франции: аспекты адаптации (1918 - 1939 гг.) Бакина, Наталья Евгеньевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бакина, Наталья Евгеньевна. Российские художники-эмигранты во Франции: аспекты адаптации (1918 - 1939 гг.) : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Бакина Наталья Евгеньевна; [Место защиты: ГОУВПО "Воронежский государственный педагогический университет"].- Воронеж, 2005.- 199 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. При современном уровне миграции разных социальных слоев и интенсивности культурного обмена изучение опыта российской эмиграции приобретает особую актуальность. Перед каждым апатридом остро стоит проблема вхождения в новую для него среду - инкультурации. Официально создаваемая история России в последние годы интенсивно дополняется пристально изучаемым комплексом вопросов, связанных с российской эмиграцией XX столетия. Долгое время исследование истории русского зарубежья не велось, что было обусловлено идеологической цензурой. Эмиграция, прежде всего послереволюционная, воспринималась, как явление однозначно негативное, и редкие публикации на эту тему не могли восполнить недостаток фактического знания и теоретического осмысления проблемы. Процесс активного изучения вопроса в отечественной науке начался в середине 80-х гг. XX столетия и приобрел особое значение с точки зрения расширения теоретических знаний и их качественно нового переосмысления.

Октябрьская революция, вызвавшая изменение всего строя жизни российского общества, повлекла за собой массовый отток граждан из страны. Количество выехавших составило примерно 2 млн. человек. Эмиграция затронула все слои населения. В силу социальной, имущественной, национальной, культурной неоднородности российская эмиграция продемонстрировала широкий спектр форм и методов адаптации к новым условиям жизни: от, практически, полной самоизоляции, до быстрой и успешной ассимиляции. Выбор пути диктовался социальным статусом, профессиональной принадлежностью, лояльностью восприятия свершившихся в России перемен, практическими задачами апатрида, причинами эмиграции, и, конечно, личной системой ценностей. На процесс адаптации оказывали влияние и такие факторы, как: политическая, экономическая ситуация внутри страны, принявшей эмигрантов, двусторонние отношения этой страны и Советской Россией, позже СССР, юридический статус беженцев.

Творческая интеллигенция являлась значимой частью русского зарубежья, взявшего на себя миссию сохранения русской культуры. Адаптация художников из России показательна для понимания всего феномена русского зарубежья. Проблема эмиграции русских художников находится на стыке разных сфер научного знания, и представляет интерес для специалистов как всеобщей, так и отечественной истории, культурологии, искусствознания, истории искусства, что отвечает требованиям современной науки.

Степень изученности темы. Первые работы, в которых предпринимается попытка осмысления российской эмиграции, стали появляться еще в период формирования русской диаспоры. Отчетливо выделяются три основные направления историографии проблеми: ,<З^ЭДЩИ,щцеШн-ных ученых советского и постсоветского перио, ;ов; п»июРЮТвМЛосм*с-

~*ЧДОч

ления, предпринимаемые в среде русской эмиграции, а также труды зарубежных авторов, посвященных эмиграции из бывшей Российской империи.

Российская эмиграция никогда не воспринималась как однородное сообщество. Уже в 1920-е гг. в СССР разделяли российскую диаспору за рубежом на «эмиграцию» и «не эмиграцию». Первую составляли граждане России, покинувшие свою страну вследствие революции. Это так называемая «белая» эмиграция, к ней причисляли военных, политических деятелей, дворян, предпринимателей. Во вторую группу вошли те, кто выехал за рубеж в первые два десятилетия XX в., прежде всего по профессиональной необходимости, как правило, творческая интеллигенция. Первые негативно воспринимали СССР, вторые - нередко искали контакта с новой Россией. Такое деление встречается уже в статьях А.В. Луначарского1.

В советской историографии с самого начала сложилось резко негативное отношеїгае к эмигрантам. К первым советским публикациям 20-х гг. относятся книги В. Белова2. Его сочинения основаны на личных наблюдениях, и сейчас представляют историографическую и источниковую ценность.

К концу 20-х гг. обозначилась тенденция специализированного изучения эмиграции, прежде всего, ее культурной жизни3. ПЭттингер подробно повествует о творчестве художников - выходцев из России. Не претендуя на полноту изложения, автор статьи классифицирует наиболее значительные выступления русских художников и искусствоведов, независимо от срока пребывания их за границей. Б.Н.Терновец4 в статье, посвященной выставке, проходившей в ГМНЗИ, констатировал се международный характер. Автор отметил традиционный интерес к современному французскому искусству со стороны российских художников-новаторов. Но из-за разрыва между двумя социальными системами влияние Парижа «будет теперь, несомненно, более узким, ограниченным пределами производственно-технических, формально-художественных проблем»5. В статье прослеживается, ставшее позже обязательным, сопряжение политических и эстетических установок. Обобщая разнообразные наблюдения за русской художественной колонией, Б.Терновец отметил «растерянность, отсутствие своего лика у одних, быстрый расцвет на почве Парижа живописного дарования других»6, что делало общую картину сложной и противоречивой.

1 Луначарский Л.В. Русские художники в Берлине //Луначарский А.В. Об искусстве В 2-х т. Т. 2. - M.,
1982.-С. 214-218.

2 Белов В.М. Белая печать. Ее идеология, роль, значение и деятельность. (Материалы для будущего ис
торика). - Ревель, 1922; Его же Белое похмелье. Русская эмиграция на распутье. Опыт исследования
психологии, настроений и бытовых условий русской эмиграции в наше время. - М.-Пг, 1923.

3 Эттингер П. Русское искусство за границей // Печать и революция Журнал литературы, искусства,
критики и библиографии.- 1928, кн. 4, май - июнь. - С.122 - 129.

4 Теряовец Б Н. Выставка современного французского искусства в Москве. // Печать и революция. -
1927
гкн. 7, октябрь- ноябрь. - C.U7 -141.

5 Там же.-С. 124.

6 Там же.- С. 133.

В 30-е г. XX в. российская эмиграция вообще не являлась предметом научного изучения, а рассматривалась лишь как сюжет пропаганды. Такой взгляд на проблему упрощал ее и способствовал формированию чрезвычайно стойких стереотипов, весьма далеких от реальности. Редкие публикации на эту тему имели ясную идеологическую направленность и служили скорее политическим целям, нежели исследовательским.1 То же наблюдалось и в 40-е - 50-е гг.

Лишь в 60-е г., в период «оттепели», стало возможным научное изучение русской эмиграции. Тогда исследование этого явления концентрировалось, в основном, на культурном аспекте, а не на политической истории русского зарубежья. Наиболее важным было освоение фактического материала, изучение деятельности отдельных персоналий. Работа в этом направлении завершилась изданием ряда сочинений мемуарного и эпистолярного характера, которые сопровождались подробным комментарием2. Большинство тех публикаций и по сей день не потеряли своей актуальности. Степень изученности проблемы не позволяла в то время ставить теоретические вопросы о возможности адаптации российских эмигрантов.

В 70-середине 80-х гг. началось изучение политической деятельности русского зарубежья . На этом фоне выделяется монография Л.К. Шка-ренкова4, основанная на использовании широкого фактического материала. Все разделы книги содержат данные о материальном положении, культурной, просветительской деятельности российской диаспоры. Автор попытался взглянуть па историю эмиграции как на трагедию людей, потерявших родину. Эмиграция представляется исследователю явлением сложным и неоднозначным. Обращает на себя внимание книга А.Л. Афанасьева5, в которой на основе разнообразного документального материала, осуществляется первая попытка оценки возможности адаптации российских эмигрантов.

В конце 80-х - начале 90-х гг. появились монографии, в которых феномен российской послереволюционной эмиграции впервые становится предметом непредвзятого изучения6. Они носили публицистический характер. Но, благодаря этим изданиям, проходило становление научной

1 Выстрел в Париже (дело об убийстве Петлюры) - М., 1930; Кудрявцев Р Белогвардейцы эа границей
-М., 1932.

2 БенуаА.Н. Александр Бенуа размышляет...-М., 1968; Бенуа АН. Мои воспоминания В5кп -М,
1981 1984; Сомов К.А. Письма. Дневники. Суждения современников. / Сост., вступ, ст. и прим Ю А
Поэтопасвой и А Н. Свешниковой - М., 1979; Константин Коровин вспоминает.. / Сост., вступ, ст,
коммевт. И.С. Зильберштейн, В.А. Сайков. - М., 1971.

3 Голинков ДЛ. Крушение антисоветского подполья в СССР: В 2-х кн 2-е изд - М., 1978; Иоффе ГЗ.
Крах российской монархической контрреволюции. - М, 1977; Комин В.В Крах российской контррево
люции за рубежом: Учеб. пособие. - Калининград, 1977.

* Шкаренков Л.К. Агония белой эмиграции. - М., 1987.

5 Афанасьев А.Л. Полынь в чужих краях - М., 1987.

6 Коваленко Ю.И. Москва - Париж' Очерки о русской эмиграции- Профили и силуэты. - М, 1991; Со-
ничева Н.Е На чужом берегу. - М., 1991; Назаров М.В. Миссия русской эмиграции. - Ставрополь, 1992;
Носик Б М Привет эмигранта, свободный Париж! - М, 1992; Власов Ю.П. Огненный крест: Бывшие. -
М., 1993; и другие.

проблематики российской эмиграции и формирование общественного интереса к данному феномену.

Параллельно мощному потоку публицистики началось научное изу
чение российского зарубежья. Первым значительным результатом этой ра
боты стал сборник статей «Культурное наследие российской эмиграции.
1917 - 1940 гг.»1. Тематика публикаций сборника чрезвычайно обширна:
от общего определения основных периодов истории эмиграции и терми
нологии до генеалогических очерков. Особенностям вхождения россий
ских эмигрантов во французскую среду посвящена статья Э.А. Шулепо-
вой2. Основываясь только на зарубежных исследованиях, она ставит еле- V

дующие вопросы: почему русские предпочитали Францию другим странам, каков был их правовой статус и степень профессиональной востребованности. Автор подчеркивает уникальность российской эмиграции, ее огромную роль в сохранении традиций национальной культуры.

С середины 90-х гг. XX в. с накоплением огромного и разнообразного фактического материала, стали возможны узкотематические исследования. В 1995 г. в Москве прошла большая выставка произведений российских художников-эмигрантов из собрания Рене Герра . Устроители выставки сумели охватить почти шестидесятилетний период существования российской художественной диаспоры во Франции, что позволило наглядно проследить ее эволюцию. В каталог выставки, помимо репродукций и описаний произведений, вошли статьи Д.Лихачева, Д.Сарабьянова, запись беседы с Р.Герра и биографии художников, работы которых составили экспозицию. Каталог содержит уникальный материал, в том числе и иллюстративный.

Общественная и творческая деятельность художников-выходцев из России стала темой исследовательской работы А.В.Толстого4. Сосредоточивая основное внимание на мирискуссниках и их последователях, автор связывает трудности адаптации за рубежом с завершением «эпохи "прорыва" русской культуры Серебряного века на Запад, поры открытия Западом <.. > самобытности русского художественного взгляда на мир»5. Причины «неадаптивности» российских беженцев рассматриваются им на широком культурологическом фоне.

1 Культурное наследие российской эмиграции./ Сб. ст. в 2-х кн. - М, 1994.

2 Шулепова Э А Русские вне границ (проблемы правового статуса, трудовой занятости, образования
российскойзшпрафтпервойволньі)//Культурароссийскогозарубежья.-М.,1995 -С 8-18.

«Они унесли с собой Россию...» Русские художники-эмигранты во Фрапции, 1920-е-1970-е годы. Кат. выставки. Из собр. Р. Герра. - М., 1995.

4 Толстой А В Время итогов Художественный мир русской эмиграции в Париже в 1920-1930-е годы //
Российское зарубежье: история и современность. / Российский институт культуры. Координационный
совет общенациональной программы «Духовные основы государственной политики и гражданства» -
M., 1998. - С. 62 - 69; Его же. Эмиграция и судьба художественной эпохи, // Пинакотека.- 2001 - № 3. -
С. 36-39.

5 Толстой А.В. Эмиграция и судьба художественной эпохи. - С. 38.

В последнее десятилетие российская эмиграция в различных аспектах не раз становилась темой диссертациоппых работ1. В них наряду с изучением отдельных аспектов деятельности русского зарубежья: издательское дело, периодические издания общественно-политического характера, осуществлялись попытки осмысления эмиграции как социально-культурного феномена. В самой природе русской эмиграции заложен мотив противостояния новой государственной системе в России, поэтому и культура русского зарубежья была чрезвычайно политизированной2.

В 90-е гг. в России издаются всевозможные справочники, энциклопедии, хроники культурной жизни российской эмигращпг. Они фиксируют уровень наличного знания и систематизируют разнообразные факты, а потому являются чрезвычайно важными в работе над проблемой эмиграции.

С начала 90-х гг. в институте российской истории РАН группа ученых под руководством академика Ю.АЛолякова успешно изучает вопрос адаптации различных социальных групп российской эмиграции. Очевиден качественно иной, более глубокий подход к рассмотрению русской послереволюционной эмиграции, который позволяет выявить ее глубинные мотивы. По результатам работы группы Ю.А.Полякова издавались научные сборники4, представляющие большой интерес для исследователей настоящей проблематики. То есть, в последние 10-15 лет русское зарубежье стало предметом всестороннего научного изучения, его диапазон от узких частных вопросов до теоретических обобщений.

В публикациях, появлявшихся в русском зарубежье в 20-е гг., были поставлены вопросы о целях русского зарубежья, о возможности адаптации, о необходимости объединения, с целью сохранения русской культуры. Понимание смысла пребывания за рубежом обрело мессианский ха-

1 См., напр. Аблажей H.H Эмиграция из восточных районов России в 1920 - 30-е г.гУ Автореферат дис
сертации на соискание ученой степени кандидата истор наук. - Новосибирск, 1997; Курата Юка Рус
ские эмигранты в Японии (20-е - 30-е г.г XX в.). / Автореферат диссертации на соискание ученой степе
ни кандидата истор. наук. - М., 1996; Еременко Л И. Русская эмиграция как социально-культурный фе
номен / Дис на соискание ученой степени кандидата философ, наук. - М, 1993; Ручкин А Б Становле
ние и деятельность экономического кабинета С НЛрокоповича в российском зарубежье 1920-е г.г.' Ав
тореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата истор. наук. - М., 1996; Ивкина
Л.П.Библиография русского зарубежья (первая «волна» послереволюционной эмиграции): История и
современное состояние / Дис на соисхание ученой степени канд. пед наук М 1996; и др.

2 Еременко Л.И. Русская эмиграция... - С. 5.

3 Алексеев А.Д. Литература русского зарубежья: книги 1917 - 1940. - СПб., 1993; Литературная энцик
лопедия русского зарубежья, 1918- 1940.-М., 1994, Художники русской эмиграции (1917-1941). Био
графический счоварь Авт Северюхин ДЛ, Лейкинд О Л - СПб, 1994; Литературная энциклопедия
русского зарубежья, 1918-1940: В 3-х т.-М, 1997; Писатели русского зарубежья (1918 -1940): Спра
вочник. В 3 ч. - М., 1993,1994; Русское зарубежье: Золотая книга эмиграции.-М-, 1998.

4 Проблемы изучения истории российского зарубежья Сб ст / РАН ИРИ, Ассоциация «Родина»; Ред.
ЮА Поляков, Г Я Тарле -М., 1993; История российского зарубежья: Проблем» адаптации мигрантов
в ХГХ - XX в Сб. ст / РАН Ин-т истории; Отв ред. Ю.А. Поляков. - М, 1996; Источники по истории
адаптации российских эмигрантов в ХГХ - XX в. Сб. ст / Под ред. Ю.А Полякова и ГЛ. Тарле. - М.,
1997.

рактер1. По утверждению Г.Федотова, эмиграция - это подвиг2. Но ее трагедия состоит в том, что она вынуждена жить и творить в «безвоздушном пространстве», и это одиночество несет в себе горечь сомнения в необходимости своего дела. Чрезвычайно информативна небольшая статья И.Зданевича, где лаконично, но вьгразительно характеризованы группы традиционалистов и левых, беженцев и монпарнасцев3.

Первую попытку обобщения истории культурной жизни эмиграции
предпринял П.Е.Ковалевский в книге «Зарубежная Россия»4. Автор ставил
перед собой три основные цели:, сохранить для будущих поколений исто
рию зарубежной России; выразить признательность иностранцам, содейст- V
вовавшим сохранению и развитию русской культуры; дать будущим исто
рикам данные обо всем, что написано и напечатано о русском зарубежье,
местах хранения материалов о жизни и творчестве русских вне России5.
Периодизация истории русской эмиграции за полвека предложенная
П.Е.Ковалевским, сегодня кажется слишком общей, не учитывающей каче
ственных изменений, происходивших в русском зарубежье. Однако, все
последующие исследователи эмиграции так или иначе ссылаются на книгу
П.Е.Ковалевского.

Одним из значимых трудов, посвященных истории российской эмиграции, стала книга куратора Бахметьевского архива в Нью-Йорке Марка Раева6. Автор стремился рассмотреть эмиграцию максимально полно. В монографии чрезвычайно высоко оцениваются достижения русского зарубежья в культуре. По мнению МРаева, выполнив свою культурную задачу, зарубежная Россия прекратила свое существование7.

Зарубежные (нерусскоязычные) исследователи тоже обращались к изучению проблем российской эмиграции. Русское зарубежье было заметным явлением в жизни Франции, поэтому первые публикации появились уже в 20-е - 30-е гг. XX в.8 Их авторы пытались наиболее полно представить жизнь русской диаспоры, ее культурную и общественную жизнь. Настоящая Россия, по мнению исследователей, находилась в изгнании, и они надеялись изменить поверхностное представление французов об русских беженцах.

1 Бунаков И.И. Что делать русской эмиграции. Сб. ст. - Париж, 1930. - С. 5.

2 Федотов Г. Зачем мы здесь? // Современные записки. 1935, X» 58. - С. 433.

3 Зданевич И. Русские художники в Париже // Наш Союз. 1935, - № 69. - С. 8 - 9.

4 Ковалевский 11К Зарубежная Россия (история и культурно-просветительная работа русского зарубежья
за полвека. 1920 - 1970). Париж, 1971.

5 Ковалевский П.Е. Указ. соч. - С 7.

' Раев M. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919 -1939: Пер с англ / Предисл.

О. Каяшвой. - М., 1994.

7 Раев М. Указ. соч. - С. 9.

* Хитрова Е В Русская эмиграция во Франции 20 - 40-х годов в исторической литературе. // Россия и

Франция: XVBJ - XX века. Вып. 3. - М„ 2000. - С. 246 - 247;

В 70-е г. изучение проблем российской эмиграции сосредоточилось в Национальном центре восточных славян1. Издавались сборники статей, посвященных отдельным сюжетам более или менее частного характера. В них содержится интересный фактический материал, а так же обобщения, позволяющие проследить эволюцию российской диаспоры во Франции2.

Изданная в 1996 г. на французском языке монография Н.Струве3 содержит ряд важных таблиц размещения и численности российских беженцев, а также небольшой биографический словарь эмигрантов трех волн. Российское зарубежье рассматривается на протяжении всего периода существования советской власти, в результате достигается целостное представление об этом явлении.

Сборник докладов, прочитанных на международной конференции «Русско-еврейский Париж» содержит материалы по разнообразным аспектам культурно-исторического и социально-демографического феномена «русско-еврейской Францию). Представляет интерес статья H.Menegaldo5, посвященная процессу формирования еврейской художественной диаспоры в начале XX в. Автор рассматривает пути вхождения этих художников в культурную жизнь Парижа, их участие в Парижской школе, изменения в искусстве молодых еврейских художников из России под влиянием творческой атмосферы Парижа.

Анализ литературы свидетельствует о недостаточной разработке темы в отечественной науке, т.к. отсутствуют труды, обобщающие опыт адаптации российской художественной интеллигенции в эмиграции. Вопросы социальной истории долгое время находились за пределами внимания российских и зарубежных историков. Однако, реалии современного мира придают особую актуальность проблемам, связанным с миграцией больших групп людей, культурной самоидентификации и адаптации к новым социо-культурным условиям. В русле разработок этой проблемы и лежит наше диссертационное исследование. Представленная работа сочетает рассмотрение культурных аспектов с попытками изучения вопросов социальной истории, в частности, адаптации, ассимиляции, экономической деятельности и материальным положением российских эмигрантов, их правовым положением. Такой подход позволяет более достоверно и все-

1 La vie cuhurelle de Immigration Russe en France. Chronique (1920 -1930)/ Etablie par M Beyssac I P.,1971,
OoussefC.SaddierN L'ermgration russe en France- 1929-1930/These Universitede Paris Depart d'Histoire
des Slaves. - Pans, 1983; La premiere emigration russe. Vie polirigue et inteUectuelle. I Cabinet de l'enrigration
russe rinsbtut d'etudcs Slaves. - P.,1994.

2 Breuillard С Vie polirigue de l'emigration russe, 1919 -1945. Un destine. II La premier emigration russe. Vie
politique. -P. 12-26.

J Strove N. Soixante-dix and d'crmgrauon russe. 1919 -1989. - P.,1996.

4 Евреи России - иммигранты Франции I Мат. Международной конференции «Русско-еврейский Париж» Ин-т славянских исследований (Париж), Центр исследований славянских языков и литератур Еврейского университета в Иерусалиме, Париж 11-12 декабря 1998. - Иерусалим - М., 2000. Menegaldo Н. Peintres et scurpteurs: entre tradition et modenrite. II Евреи России.. .С. 238 - 258.

стороннє изучить историю художественной интеллигенции российской эмиграции в период между мировыми войнами.

Цель исследования - проанализировать и систематизировать на основе доступного материала условия и процесс адаптации российских художников-эмигрантов во Франции в межвоенный период; выявить закономерную зависимость форм адаптации художественной интеллигенции от эстетических и политических установок, а также от причин, побудивших ее к эмиграции; доказать, что русское зарубежье - особая неотъемлемая часть российской истории и культуры.

Для достижения намеченной цели в диссертации ставится ряд кон- V

кретных задач:

выявить и описать основные группы в среде российских художников во Франции;

изучить причины отъезда из страны деятелей изобразительного искусства, факторы, побудившие их остаться за рубежом, а также рассмотреть юридический статус русских апатридов, как исходные условия формирования эмигрантской самоидентификации и процесса адаптации;

проследить динамику взаимоотношений художников-эмигрантов с Советской Россией, а позже с СССР;

охарактеризовать политические убеждения и симпатии русских апатридов возможности и причины реэмиграции;

- рассмотреть профессиональную и общественную деятельность ху
дожников-эмигрантов, как формы их адаптации.
Хронологические рамки исследования ограничиваются периодом

между двумя мировыми войнами, в течение которого произошел массовый отток граждан, не принявшим новый общественный порядок, и сложился и эволюционировал феномен русского зарубежья. Во время и после П мировой войны в российскую диаспору влилась «вторая волна», которая имела мало общего с послереволюционной эмиграцией.

Методологическую основу составили фундаментальные принципы историзма и научной объективности. Теоретической основой послужила формационно-цивилизационная концепция изучения исторических явлений, предложенная академиком И.Д.Ковальченко\ в которой он исходит из интегрального понимания соотношения индивидуального, социального и общечеловеческого и в самом общественно-историческом развитии, и в его изучении2. На основе междисциплинарного подхода применялись методы научного познания: структурно-системный, применение которого позволило рассматривать предмет изучения в его системной целостности и помогло избежать описательности и придать работе уровень теоретических

1 Ковальченко И Д. Теоретико-методологические принципы исторических исследований Заметки и размышления о новых подходах. // Новая и новейшая история. - 1995 - J6 1, - С. 3 - 33. 1 Ковальченко И.Д. Указ. соч. - С. 13.

обобщений; сравнительно-исторический, на основе которого проводится сопоставление различных групп эмигрантов и выявляется степень их адаптации; ретроспективный, использование которого позволило в динамике воссоздать изменения в среде российских художников-эмигрантов во Франции.

Источниковую базу исследования составили опубликованные и архивные материалы на русском и французском языке. Работа осложнялась тем, что многие документы сосредоточены за рубежом. В начале 90-х гг. стали доступны для исследователей материалы Пражского архива русской эмиграции, находящегося в отделе специального хранения Государственного архива РФ (ГАРФ). В Пражском архиве отложились разнообразные документы: меморандумы и протоколы заседаний Лиги Наций1, статистические данные, тематические подборки вырезок из периодических изданий2, фотодокументы и рисунки эмигрантов, а также фонд Тургеневской библиотеки, своеобразного центра русской культуры в Париже3. Ценные материалы сосредоточены в фондах Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) (фонды Крученых, ГАХН, ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН, инкомиссии ССП и др.)4, в библиотеке-архиве «Дом М.Цветаевой», в отделах литературы русского зарубежья, созданных в Российской государственной библиотеке, Российской государственной исторической библиотеке, библиотеке Российской АН (Санкт-Петербург), Российской национальной библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина.

По характеру и значимости источпиковые материалы условно разделены на шесть групп: периодическая печать, источники личного происхождения (письма, мемуары), каталоги выставок.

В первую группу источников вошли документы международных организаций, прежде всего, Лиги Наций. Ее деятельность, касающаяся проблемы апатридов, зафиксирована в многочисленных документах на французском, немецком и английском языках5. Документы Лиги Наций представляют интерес при изучении становления юридического статуса эмигрантов и трудностей, возникавших в процессе адаптации.

Ко второй группе источников относятся документы советских государственных культурных, академических, научных организаций (ВОКС, ГАХН, ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН)6. В них собраны различные документы (заявления и списки художников-эмигрантов, участвовавших в Венецианской и Парижской выставках, а так же их произведений, входивших в экспозицию), в которых содержатся факты, свидетельствующие об активных

1 ГА РФ. Ф. 7067, он. 10.

г ГА РФ. Ф. 6502 Союза русских писателей и журналистов в Югославии, оп. 1.

3 ГАРФ.Ф.6*46,оп.1.

* РГАЛИ. Ф. 1334,941,981,631.

5 ГА РФ. Ф. 7067, оп. 1, ед хр. 126,149,455,472.

* ГА РФ. Ф. 52; РГАЛИ, ф. 941,981.

контактах российской художественной эмиграции и Советской России в 20-е гг1.

Третью группу источников составляют документы эмигрантских организаций («Союза русских художников в Париже»2, «Союза возвращения на родину») раскрывают детали общественной деятельности российских художников в эмиграции, содержат списки участников.

Чрезвычайно богатым и разнообразным источником являются документы четвертой группы, к которым относится эмигрантская периодическая печать. В рамках нашего диссертационного исследования особый интерес представляют журналы «Жар-птица» и «Удар»4, отражавшие интересы противостоящих групп русской художественной эмиграции, их эстетические взгляды и отношение к революционным переменам в России. Таким образом, они позволяют представить спектр творческой эмиграции. Кроме специализированных художественных журналов представляют интерес периодические издания общекультурного профиля, с разделами, посвященными изобразительному искусству. Таким был журнал «Иллюстрированная Россия» , сыгравший важную объединяющую роль для всей российской диаспоры за рубежом. Благодаря такому источнику, как периодическая печать, общественная, культурная, политическая жизнь русского зарубежья предстают во всем своем живом разнообразии.

Пятая группа материалов, служащих источниками по настоящей теме, - документы личного происхождения: переписка, мемуары эмигрантов. Некоторые из них опубликованы6, но значительная часть никогда не издавалась7. Документы отражают личное отношение того или иного деятеля искусства к проблеме эмиграции, возможностям вхождения в новую культурную среду, позволяют взглянуть на ситуацию с позиции автора.

Наконец, ещё одна категория источников, отражающих профессиональную деятельность российских художников, - каталоги выставок. Они являются ценным источником, так как содержат информацию о заявленном и фактическом участии художников, составе экспозиции; в них давалось описание произведений, которое при необходимости дает возможность провести атрибуцию произведения.

1 РГАЛИ. Ф 981, оп. 2, ед. хр. 43, л. 83.

2 РГАЛИ. Ф. 990, оп. 1, ед. хр. 280.

3 Жар-птица Ежемесячный литературно-художественный иллюстрированный журнал. Париж - Берлин,
1921-1925.

4 Удар. Литературно-художественная хроника Сергея Ромова Париж, 1921 - 1922

5 Иллюстрированная Россия' Еженедельный литературно-художественный журнал. Париж, 1927 -1939.

6 БенуаАН. Александр Бенуа размышляет.. .-М., 1968; БенуаА.Н. Мои воспоминания. В . ,т.~М.,
1981 - 1984; Виссон В. Судьба жить искусством. - М., 2002; Сомов К.А. Письма Дневники Суждения
современников. / Сост., вступ, ст. и прим. Ю.А. Подкопаевой и А.Н. Свешниковой. - М., 1979; Констан
тин Коровин вспоминает... / Сост., вступ, ст., коммент. И.С. Зипьберштеин, ВЛ. Самков. - М., 1971;
Вертинский А Н Дорогой длинною - M., 1989; Шаляпин Ф И. Душа и маска. - M, 1990, Серебрякова
3 Е. Письма Современники о художнице. / Авт.-сост В П Князева. - M, 1987.

7 РГАЛИ. Ф. 941, оп. 15, ед хр.31;ф. 1334, оп. 2, ед. хр. Ш;идр.

В целом, следует признать, что избранная тема достаточно обеспечена разнообразными источниками, что позволяет провести обстоятельное разностороннее научное исследование, осветить основные аспекты темы и сделать ряд новых выводов.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые в отечественной историографии предпринята попытка комплексного изучения феномена российской художественной интеллигенции во Франции в период между мировыми войнами как часть отечественной истории. В качестве условий адаптации эмигрантов рассматриваются: традиционные культурные связи России и Франции, сложившаяся к началу XX в. российская диаспора, причины эмиграции из России, юридический статус выходцев из России, жизнедеятельность российской эмиграции, ее политические воззрения и их эволюция в связи с изменениями во внутриполитической ситуации РСФСР (позже - СССР), экономическое положение во Франции, дипломатические отношения Франции и СССР. Рассмотрены основные пути адаптации разных групп художественной интеллигенции і традиционалистов и левых^. ivpoMc того, изучены основные црСрмы адаптации художников-эмигрантов: профессиональная, педагогическая, общественная деятельность. На основе изученного материала разработана общая схема процесса вхождения в инокультурную среду российских художников-эмигрантов.

Практическая значимость диссертационного исследования. Содержание работы способствует углублению и систематизации взглядов на отдельные аспекты жизни и деятельности российских художников-эмигрантов. Материалы и выводы проведенного исследования могут быть использованы при создании обобщающих трудов по отечественной истории, культурологии и истории российской культуры, при чтении лекций в учреждениях высшего профессионального образования, при подготовке учебных пособий по истории российской эмиграции, а также для общих и специальных курсов по отечественной истории.

На защиту выносятся следующие положения:

в среде российских художников-эмигрантов выделяются две группы: традиционалистов и левых, придерживавшихся разных культурных программ, эстетических принципов, по-разному воспринимали себя в культурном контексте, следовательно, отвечали на вопрос о возможности и путях адаптации, спектр которых весьма широк: от самоизоляции до полной ассимиляции;

в комплексе причин послереволюционной эмиграции художников на первый план вышли профессиональные и экономические, тогда как политические и религиозные были менее значимыми;

важным условием адаптации художников-эмигрантов являлись их взаимоотношения с Советской Россией (СССР), которые, в свою очередь, зависели от многих факторов и имели сложную динамику;

- выявлена связь между успешностью инкультурации и творческой
направленностью того или иного художника, хотя, профессиональная
востребованность не всегда совпадала с психологической адаптацией.