Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русско-абхазские культурные взаимоотношения (XIX - начало XX вв.) Дамения, Ирина Хухутовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дамения, Ирина Хухутовна. Русско-абхазские культурные взаимоотношения (XIX - начало XX вв.) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Санкт-Петербург, 1992.- 17 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Изучение истории русско-абхазских культурных взаимоотношений в XIX — начале XX вв. имеет большое научное и практическое значение. Исследование этой проблематики прігбретает в настоящее время особую значимость, поскольку в условиях распада СССР, обострения межнациональной розни первостепенное значение приобретает исследование истории становления и развития культурных связей России с нациб^льными окраинами. Воссоздание всесторонней картины различных, в том числе культурных, контактов Абхазии с Россией, выявление роли этих контактов в развитии обеих национальных культур может и должно способствовать укреплению дружбы между народами, преодолению тенденций к национальной замкнутости и проявлений национализма.

. Изучение истории русско-абхазских ' культурных отношений на современном этапе особенно актуально еще и потому, что сегодня наблюдается огромный всплеск национального самосознания малочисленных народов (к' ним относятся и абхазы). Усложнение русско-кавказских и межнациональных отношений на Кавказе делает необходимым осмысление истории этих отношений в прошлом и, в первую очередь, всестороннее освещение результатов осуществлявшегося в течение первой половины XIX в. "завоевания народов Кавказского региона Российской империей.

Целью исследования является рассмотрение и анализ русско-абхазских культурных связей в XIX — начале XX вв., определение значения этих связей для развития национальной культуры абхазов.

В этой связи при написании диссертации ставились следующие задачи:

охарактеризовать исторические предпосылки становления и развития русско-абхазских культурных взаимоотношений;

показать политику самодержавия в отношении Абхазии в XIX — начале XX вв.;

проанализировать перемены, происшедшие в культурной жизни Абхазии после присоединения края к России;

раскрыть основные закономерности эволюции культурной жизни абхазского общества в XIX — начале XX вв.;

выявить характер и формы влияния русской культуры на культуру Абхазии в период пребывания ее в составе Российской империи;

показать место и значение абхазской тематики в творчестве представителей русской науки, литературы и искусства.

Хронологические рамки работы' охватывают период от присоединения Абхазии к России (181С г.) яо Февральской революции, означавшей крушение . Российской империи и приведшей к началу нового этапа во, взаимоотношениях между российским центром и национальными окраинами.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в историографии отсутствуют работы, содержащие всестороннюю характеристику русско-абхазских культурных взаимоотношений в XIX — начале XX в. (Соответствующие вопросы до сих пор не являлись предметом специального исследования и рс-вещались различными авторами , лишь .постольку, поскольку это было необходимо для решения основной, задачи или иного исследования. Таким образрм,, настоящая, диссертация .является попыткой заполнить,имеющийся, в, литературе пробрл. В диссертации впервые даеття крмддексная, характеристика политики царского правительства в., р^ирдірніїи^ Абхазии,,рр-

,лее полно, чем это делалось ранее, освещена культурная жизнь края ,в XIX — начале 'ХХ^вв!/-одёр'в;ые 'дана'всесторон-

, няя картина процесса становленияабхазской' письменности, развития, „просвещения в .крае, охарактеризована абхазская

.пресса и. ее.роль в жизни "Абхазии! Кроме, того, "в 'диссертации впервые, выявлено значение, абх^зоведчёских работ для

.развития. русской науки,, показано' место абхазской тематики в творчестве представителей русской литературы и искусства. Источниковую базу Цсследования'.еоставили 'опубликованные документы и материалы, а также 'материалы, извлечённые из Российского государственного' исторического архива, Центрального государственного исторического' архива Гру-

. зии, Центрального государственного архива Абхазии, Центрального государственного архива литературы и -искусства, Архивов Абхазского института языка, литературы и истории

''її Абхазского государственного музея. :,

Для выяснения правительственной политики по отношению к'Кавказу-В.целом -и Абхазии:в.;-частнрсти,;бьіли,пр4івлє-чены законодательные акты, вошедшие, в Полное собрание законов Российской империи, отчеты наместников по управлению Кавказом, опубликованный сборник правительственных постановлений по Кутаисской губернии, а также доку-

менты различных правительственных комиссий. Часть этих материалов хранится в фондах РГИА (фонд Кавказского комитета, фонд Совета Министров и т. д.). Значительно расширило источниковую базу исследования привлечение материалов, опубликованных в Актах Кавказской Археографической комиссии в 12-ти тт.

В диссертации широко использована делопроизводственная документация — отчеты военных губернаторов, начальников Сухумского отдела (фонд Кавказского комитета РГИА), уставы и отчеты различных общественных и правительственных учреждений и организаций — Кавказского Учебного округа, Общества восстановления православного христианства на Кавказе, Кавказского отдела императорского Русского Географического общества и т. д. Материалы эти содержатся в фондах РГИА (Департамента народного просвещения, Главного управлення училищ, Училищного Совета прн Синоде, Канцелярии Синода), ЦГИА Грузии (Общества восстановления православного христианства на Кавказе), ЦГА Абхазии (Сухумской Епархиальной канцелярии, Сухумского высшего начального училища, Инспекции народных училищ). Изучение развития народного образования края опирается на большую группу статистических данных, справочных изданий, сборников документов и циркуляров по управлению Кавказским Учебным округом. Эта информация содержится и в опубликованных отчетах Общества восстановления православного христианства на Кавказе, отчетах о церковно-приходских школах (фонды Канцелярии Синода, обер-прокурора (Синода), Училищного Совета при Синоде РГИА).

Особую группу источников составляют эпистолярные источники. Ознакомление с письмами известному ученому В. Ф. Миллеру, хранящимися в его личном фонде ЦГАЛИ, способствовало выявлению некоторых новых штрихов в процессе русско-абхазского культурного сотрудничества в XIX в. Путевые заметки, мемуарная литература, исследованная при работе над диссертацией, позволяет широко и разносторонне рассмотреть процесс развития русско-абхазских культурных связей. К эпистолярным источникам по характеру изложения примыкают и многочисленные публицистические статьи в жанре воспоминаний. Ценность всей группы этих источников заключается в том, что в них очень много внимания уделяется вопросам внутренней жизни, хозяйственной деятельности, общественному устройству, быту и нравам абхазов.

Весьма интересными явились разнородные материалы об Абхазии, отложившиеся в дореволюционной периодике. Анализ опубликованных материалов на страницах прессы позволяет осветить многие проблемы, протекавшие в XIX — начале XX в. в культурной жизни края.

Степень научной разработки проблемы. Традиция изучения русско-абхазских культурных контактов была заложена еще дореволюционными исследователями. Русские историки-кавказоведы занимались в основном военно-исторической, отчасти этнографической тематикой. Они собрали в своих трудах огромный фактический материал, послуживший фундаментом для дальнейших исследов >аний. Однако, в то же время, многие из кавказоведов считали оправданными те методы, с помощью которых осуществлялось покорение Кавказа. Так, Н. Ф. Дубровин отмечал, что «в здешнем краю и добро надо делать насилием»1. Аналогичным был подход и для П. И. Коваленского, С. М. Броневского и многих других авторов, в работах которых проводилась мысль о цивилизаторской миссии самодержавия на Кавказе, причем царизму приписывалась роль освободителя христианских народов этого региона от чужеземных захватчиков.

Нередко авторы, писавшие о покорении Кавказа, рассматривали кавказских горцев, в том числе абхазов, как «хищников», которых русский царизм стремился облагодетельствовать, включив в число подданных Российской империи. Исследователи старались доказать, что экономическая и духовная отсталость горцев, да и всех народов Кавказа, связана с врожденными чертами их национального характера. «Нрав людей, можно сказать диких, живущих между стремнинами и снежными горами, должен быть груб», — утверждал, например, С. М. Броневскинч Это же характерно и для многих других исследований дореволюционных авторов о Кавказе и Абхазии в частности .

В дореволюционной историографии можно выделить труды, посвященные отдельным отраслям кавказоведения. Это работы Н. М. Альбова, Н. С. Державина, Н. Ф. Дубровина, Ф. Завадского, Н. Торопова, П. К. Услара и многих других.

С середины XIX в. появляются и первые труды местных авторов. В первую очередь к ним следует отнести работы С. Т. Званба — первого абхазского ученого, этнографа. Первая его работа — «Зимние походы убыхов на Абхазию» — по словам М. О. Косвена, — «единственная и специальная рабо-

1 Дубровин Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. I. СПб., 1871. С. 14.

г Бронсвский С. М. Новейшие географические и исторические изве-. стия о Кавказе. М., 1823. Т. I. С. 318—325.

3 Берже А. П. Выселение горцев с Кавказа. //Русская старина, Т. 33. С. 161—176, 337—363; Берже А. П. Присоединение Грузин к России. //Русская старина. Т. 28. С. 1—34, 139—176, 303—384; Данилевский Н. Кавказ и его горские жители в нынешнем положении. М., 1864; Иванов С. Сближение горцев с русскими на Каиказс. //Военный сборник. Т. VII. С. 541—549.

та об этом народе»1. Существенный интерес представляет и труд этнографа «Абхазская мифология и религиозные поверья и обряды между жителями Абхазии», опубликованная в 1855 г. и представляющая «значительный вклад в абхазо-ведеиие»2. Среди местных авторов, писавших об Абхазии, следует выделить С. М. Ашхацава, Д. 3. Бакрадзе, С. П. Ба-сарня, К. Д- Мачавариаии, С. Эсадзе и многих других3.

Большой вклад в развитие русского кавказоведения внесли декабристы, для многих из которых Кавказ был местом ссылки. Признавая позитивное влияние России на судьбы народов Кавказа, декабристы в то же время осуждали грубые насильственные методы завоевания края, применявшиеся царскими властями. А. Е. Розен отмечал, что «присоединение должно осуществляться не исключительно одним оружием»1. По его мнению, «хорошее управление не меньше русской храбрости может ускорить окончательное покорение и сделать его прочным»2.

1 Розен А. Е. Записки декабриста. СПб., 1907. С. 261—262.

2 Там же. С. 140.

Идеям русских революционеров следовал Д. И. Гулиа — поэт и просветитель, основатель абхазской национальной литературы, ученый, историк, языковед. Отмечая прогрессивное значение присоединения Абхазии к России, Д. И. Гулиа призывал народ к осмыслению передовых традиций русской культуры.

В период становления советской исторической науки ее представители при освещении проблемы русско-кавказских связей стремились в первую очередь к критике дореволюционного кавказоведения и к разоблачению колониальной политики на Кавказе. Большое внимание этому уделял М. Н. Покровский, который оттенял лишь одну сторону проблемы — захватническую политику царского правительства. Им игнорировалось прогрессивное значение присоединения Кавказа к России. Более того, факт этот рассматривался как абсолютное зло, а всякое антирусское движение считалось освободительным и прогрессивным.

Развитие русско-абхазских культурных связей в XIX — начале XX вв. специально советскими историками не иссле-

1 Косвен М. О. Материалы по истории этнографии Кавказа в рус
ской исторической науке. //Кавказский этнографический сборник. М.,
1955. С. 356.

2 Там же, С. 357.

3 Ашхацава С. М. Абхазия после введения русского управления.
//Сухумский листок. 1912. 199; Бакрадзе Д. 3. Очерк Мннгрелин, Аб
хазии и Самурзакани. //Кавказ. 1860. № 9; Басария С. П. Абхазия.
//Черноморский вестник. 1901. № 15—17; Мачавариаии К. Д. Абхазия и
народное образование в ней. Батум, 1909; Эсадзе С. Покорение Западно
го Кавказа и окончание Кавказской войны. Тифлис, 1914; Эсадзе С. Ис
торическая записка об управлении Кавказом. В 2-х частях. Тифлис, 1907.

дбвалось. Выходили отдельные работы, в которых затрагивалась эта проблема . Существенный интерес представляет работа Н. Я. Марра «О языке и истории абхазов». Автор отмечал, что «абхазский народ, не только имевший общение с просвещенными народами в продолжение многих веков, но и творчески принимавший участие в древности в развитии общекавказской христианской культуры, как народ с историей, заслуживает внимания историка Кавказа...»z

В послевоенные годы советские историки-кавказоведы изучали, в частности, деятельность декабристов на Кавказе, повлиявшую на развитие общественно-политической мысли края.

Изучение русско-абхазских связей XIX — начала XX вв. значительно интенсифицировалось в 50—60-е годы. В работах абхазских историков характеризуются последствия присоединения Абхазии к России, прежде всего результаты вовлечения края в орбиту общероссийского капиталистического рынка, что создавало благоприятные условия для поступательного развития абхазского общества^.

Местными краеведами продолжалось изучение отдельных аспектов культурной жизни Абхазии^ В поле зрения исследователей попала и деятельность русских ученых-кавказоведов — В. Ф. Миллера, М. М. Ковалевского, Ф. Ф. Торнау. В 1974 г. вышел сборник X. С. Бгажба «Этюды и исследования», куда вошли статьи и очерки о пребывании М. Горького в Абхазии, работе Н. Я. Марра и другие ценные материалы по развитию русско-абхазских контактов.

Проблема русско-абхазских культурных взаимоотношений занимала значительное место в трудах Г. А. Дзидзария, который ввел в научный оборот большое количество новых архивных документов и других источников, составляющих большую ценность. В своей работе «Присоединение Абхазии к России и его историческое значение» автор показывает, что вхождение Абхазии в состав Российской империи избавило абхазский народ от этнической разобщенности и междоусобных воин, устранило угрозу окончательного порабоще-

' Ашхацава С. М. Пути развития абхазской истории. Сухум, 1923; Бгажба X. С. Пути развития абхазской истории. Сухум, 1925; Гулиа Д. И. История Горской школы. //Апсны. 1920. № 8.

^Марр Н. Я. О языке и истории абхазов. М., Л., 1938. С. 57.

3 Анчабадзе 3. В. Очерки экономической истории Грузии (1-я половина XIX в.). Тбилиси, 1966; Инал-ипа Ш. Д. Абхазы. Сухуми, 1960.

'/ Гогохия Ш. Д. Здравоохранение в Абхазии. Сухуми, 1966; Ве-куа Н. Г. Окумская школа до и после Октябрьской революции. //Труды Сухумского Гос. пед. института. Сухуми, 1958; Дудко А. П. Из истории дореволюционной школы в Абхазии. Сухуми, 1956; Лаксрбай М. А. Очерки по истории абхазского театрального искусства. Сухуми, 1962; Инал-ипа Ш. Д. Из истории абхазской литературы. Сухуми, 1961; Тар-ба Б. Г. К 100-летию Сухумской абхазской школы. Сухуми, 1964.

ния Турцией, ускорило ломку патриархальных отношений»'. Г. А. Дзидзария считал, что, несмотря на утверждение колониального режима, «приобщение к России предвещало общее движение вместе с другими народами по пути социально-экономического и культурного прогресса. По уровню своего общего развития — способу производства, культуре и просвещению—Россия стояла гораздо выше Ирана и Турции»2.

Большой интерес для воссоздания картины русско-абхазских связей имеет работа Г. А. Дзидзария «Декабристы в Абхазии», в которой автор обобщил обширный материал, отражающий деятельность в Абхазии видных участников декабристского движения — А. А. Бестужева, П. А. Бестужева, Н. Н. Раевского и многих других.

В работе «Формирование дореволюционной абхазской интеллигенции» Г. А. Дзидзария исследует деятельность пред-гтавителей России и Абхазии, выясняет их роль в развитии местной культуры и формировании местной интеллигенции. Создание письменности, школ, появление первых абхазских /ченых из среды простого крестьянского населения явились зо многом результатом усилий передовых представителей русского общества.

В последнее десятилетие изучение проблемы русско-аб-сазских культурных связей продолжается. В 1983 г. вышел :борник «Абхазия в русской литературе» под редакцией \. Квицнния, в который вошли произведения русских писа-'елей, посвященные Абхазии — Е. П. Зайцевского, А. А. Бе-тужева, П. П. Каменского, В. И. Немировича-Данченко; \. Л. Мордовцева, А. П. Чехова и других. В разработку іроблемьі русско-абхазских культурных связей большой іклад внесли В. Б. Агрба, С. 3. Лакоба, И. П. Лейберов, \.. Л. Папаскири, В. П. Пачулиа, Э. М. Чкок-Эшба^

В целом, несмотря на существование в историографии ус--ойчивого интереса к проблеме русско-абхазских культурных заимоотношений многие аспекты этой проблемы остались не поля зрения исследователей и нуждаются в специальном зученни.

1 Дзидзария Г. А. Присоединение Абхазии к России и его нсториче-
:ше значение. Сухуми, 1960. С. 13.

2 Дзидзария Г. А. Политические события в Абхазии во второй поло-
пне XVIII в. в свете Георгиевского трактата. //Известия АбНИИ.
. XV. Тбилиси, 1989. С. 16.

3 Агрба В. Б. Из истории дореволюционной абхазской литературы,
ухуми, 1987; Лакоба С. 3. Крылились дни в Сухум-кале. Сухуми, 1988;
ейберов И. П. Цебельдинская находка. М,, 1980; Папаскири А. Л. Ма-
:риалы И. А. Гюлбденштедта н Ф. Ф. Торнау в абхазоведении. //Тру-
ы Абхазского ГУ. Т. IV. 1987. С. 83—90; Пачулиа В. П. Русские писа-
:ли в Абхазии. Сухуми, 1980; Чкок-Эшба Э. М. Из истории народного
Зразования в Абхазии. //Труды Абхазского ГУ. Т. VI. С. 81—88.

Практическая значимость диссертации. Результаты проделанной работы могут быть использованы при дальнейшем изучении русско-абхазских и в целом русско-кавказских взаимоотношений в XIX — начале XX вв., в преподавательской деятельности — при подготовке учебных пособий, общих и специальных курсов по истории русской культуры и культуры Абхазии.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка сокращений и списка использованных источников и литературы. Диссертация построена по проблемно-хронологическому принципу.