Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сибирское казачество во второй половине XIX века - 1850-1900 гг. : социально-экономическое развитие Колупаев, Дмитрий Владимирович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Колупаев, Дмитрий Владимирович. Сибирское казачество во второй половине XIX века - 1850-1900 гг. : социально-экономическое развитие : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.02 / Колупаев Дмитрий Владимирович; [Место защиты: Иркут. гос. ун-т].- Иркутск, 2011.- 496 с.: ил. РГБ ОД, 71 12-7/123

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Сибирское казачье войско. Территория, структура управления, население 56

1.1 Территория и управление Сибирским казачьим войском 56

1.2 Население. Национальный и религиозный состав 68

1.3 Движение населения и его демографический состав 99

Глава 2. Экономическое развитие казачьих поселений 121

2.1 Сельскохозяйственное производство 121

2.2 Торговля и промышленность 182

2.3 Казачьи промыслы 242

Глава 3. Социальное развитие казачьего общества 286

3.1 Казачий социум. Социальная жизнь и самоуправление казачьих обществ 286

3.2 Образование и здравоохранение в казачьих станицах 361

3.3 Казачий менталитет 399

Заключение 432

Приложение 447

Список источников и литературы

Введение к работе

Актуальность темы. На рубеже XX – XXI вв. в российском обществе вообще, и в исторической науке в частности, усилился интерес к прошлому нашей страны, к темам долгое время считавшимся закрытыми или недостаточно актуальными для отечественных историков. Уход с исторической арены КПСС, монопольно владевшей правом интерпретировать те или иные исторические события или явления в жизни нашего Отечества, облегчил возможность отечественным историкам начать разработку тематики истории российского казачества. Многовековая история русского народа включает в себя социальное развитие его составных частей, представляющих собой различные общественные и субэтнические сообщества. Это обуславливается тем, что на огромных пространствах России, с её различными географическими и социальными условиями, сложились особые группы населения со своим укладом жизни и общественным устройством. Как самостоятельная саморегулирующаяся социальная система , казачество представляется как своего рода вещь в себе, соединяя социальные, экономические и этнические характеристики. Казачество представляет в этом контексте особый исторический, культурный и социально – экономический феномен.

Историками всех направлений признаётся, в том или иной плоскости, что казачество, как исторический феномен, является особым отрядом русского этноса. Русский этнос, как и всякий другой, является сложной органической , динамически развивающейся системой, обладающей неповторимой структурой, включающей в себя в качестве компонентов и элементов различные субэтнические формирования, между которыми существует тесная взаимосвязь, субординированность и координированность в пространстве и времени. Необходимо подчеркнуть, что все эти субэтнические образования абсолютно равноценны и различаются только функциями в системе единого социального организма, но при этом имеют свой образ жизни , культурно – бытовые особенности, менталитет. Эти моменты являются не дезентегрирующими тенденциями, а служат элементами укрепления, неповторимости и многовариантности развития социальной системы. В этом контексте российское казачество является тем субэтническим элементом, который сочетает в себе социальные, этнические, ментальные характеристики

Объектом исследования является сибирский казачий социум, рассматриваемый как составная часть российского казачества с одной стороны, и как часть сибирского населения с другой стороны. Также подвергается анализу и рассмотрению весь комплекс социальных и хозяйственных занятий сибирского казачества во второй половине XIX века, включая также изучение процесса становления казачьего самоуправления в означенный временной период, развитие и особенности казачьего менталитета, национальную структуру населения Сибирского казачества, его движение и демографические изменения, становление системы образования и здравоохранения в казачьих поселениях.

Предметом исследования является социально – экономическая история сибирского казачества во второй половине XIX века. Рассматриваются специфика хозяйственной жизни сибирских казаков, трансформация традиционного типа хозяйства в рыночное, торговля и промышленность сибирских казаков , промыслы.

Цель и задачи исследования – изучение динамики социально – экономических отношений в Сибирском казачьем социуме в пореформенный период – 1850 – 1900 гг.

Территориальные рамки исследования охватывают весь комплекс казачьих поселений, входивших в состав Сибирского казачьего войска в период 1851 – 1900 гг. Это территория, распростёршаяся от Южного Урала до алтайских гор, на всей протяжённости степных районов юга Западной Сибири.

Хронологические рамки работы включают в себя всю вторую половину XIX века. Этот период представлен в архивах обильным статистическим материалом, достаточно полно характеризующим общее развитие всех регионов , на землях которых находились поселения сибирских казаков. Нижняя хронологическая граница обозначена серединой XIX века, условно с принятием положения о Сибирском казачьем войске 1846 года. Во второй половине XIX века произошли изменения в социальной жизни сибирских казаков, связанные с изменениями в их системе самоуправления.

Научная новизна исследования заключается в следующем. Автор, на основе имеющихся в его распоряжении материалов, анализирует особенности модернизационных процессов в казачьей среде, его сложности и отличия от сходных процессов в других социальных стратах российского общества в пореформенный период истории России . Диссертация является первым комплексным исследованием, в котором даётся попытка исследовать основные аспекты социального, экономического, хозяйственного развития казачьего социума на примере отдельно взятого отряда российского казачества – сибирских казаков. Автор стремится наиболее полно отобразить процесс трансформации сибирских казаков, являвшихся по своему происхождению, преимущественно служилыми людьми, в саморазвивающийся социум. Именно казачий социум, в своём саморазвитии, становится, по мнению автора, главным локомотивом развития всей казачьей среды. Само изучения казачества не как военизированного сословия, а как своеобразного социального организма, имеющего свои особенности не только в системе управления, но и в хозяйственной деятельности, в особенностях быта, в развитии казачьего менталитета, основанного на своеобразном субэтническом сознании. В работе впервые предпринимается попытка комплексного описания трансформаций в специфическом типе ведения сельского хозяйства у казаков, и постепенного перехода их к рыночным основам жизнедеятельности, но без принципиального разрыва традиционных общинных связей. Казачья община трактуется автором не как тормоз, а как стимулирующая единица в процессе интенсификации хозяйственной деятельности.

Методологическая основа диссертации. В основу методологии написания данной диссертации были положены несколько принципов. К первому из них относится теория модернизации, которая охватывает все стороны социального и культурного развития человеческого общества. Классическое понимание модернизации представляет её как общественно – исторический процесс, в ходе которого традиционные общества становятся прогрессивными, индустриально развитыми. Для автора данного исследования выбор теории модернизации в качестве методологического подхода обусловлен тем, что она позволяет оценить и систематизировать различные факты, тенденции и процессы в ходе развития истории российского казачества и его отдельных отрядов, даёт возможность оценивать рассматриваемый временной период как эпоху реализации своеобразного варианта догоняющей модернизации, основанного на системе саморегулируемого казачьего социума и трансформации традиционных его институтов. Под подобным явлением автор подразумевает процессы социальной трансформации, которые нуждаются в новом прочтении. Этот аспект лучше всего виден на примере Российского казачества , и сибирских казачьих общин, как его составной части. Именно казачий социум даёт пример, на основе которого, модернизация представляется не только в форме линейного развития социума от традиционного общества к современному, но и проявляет тенденции, в ходе которых процесс модернизации носит многомерный и неоднозначный характер. В подобном явлении, при сохранении стратегической задачи модернизации как формы неуклонного прогресса, выявляются возможности отдельных социумов, путём самоизменений, дать новый импульс к саморазвитию, не меняя в корне традиционных основ своего общественного состояния. Именно в казачьем социуме подаётся пример того, как можно на основе постоянного воспроизводства традиций не по мёртвой схеме ( как делали отцы), а на основе постепенно внедряемых инноваций, сначала экономического, а затем и социального характера, не допуская нарушений основных традиций, двинуть свой социум по пути социально – экономического прогресса, с сохранением основной системы ментальных ценностей.

В этом контексте модернизация казачьего социума на примере сибирских казаков во второй половине XIX века видится нам как поступательное движение всех основ социально – экономической жизни казачьего общества, как последовательное усложнение социальной жизни казачьего социума без разрыва его основных социальных структур, с постоянным развитием и сохранением возможностей регулировать казакам внутренние изменения своего социума. Таким образом, в результате всех этих изменений казачий социум переходит на новый, боле высокий уровень своего развития, сохраняя при этом основные черты своего социального вида и типа, социального узнавания, своей структуры – военной организации, общинного уклада жизни, ментальности.

В этом контексте развития процесса модернизации можно сослаться на определение модернизации, данное М. Вебером, который считал, что модернизация представляет собой процесс рационализации, в ходе которого хозяйствующие субъекты стремятся максимально повысить собственную экономическую отдачу. При этом традиционное общество, перед которым социальная действительность ставит задачу модернизации. представляет собой «…конгломерат социальных групп, причём частичные расхождения во взглядах и интересах обусловлены различным статусом…для которых характерны уважение со стороны остальной части общества, монополистическая практика в экономической и социальной жизни, специфический образ жизни и особый, более или менее ярко выраженный взгляд на мир». Сибирское казачество, выступая в рамках конгломерата определённых статусов – военных, социальных, экономических, становилось в процессе наступавшей рыночной модернизации саморегулирующимся социумом. При этом капитализм не обязательно подразумевался казаками как процесс исключительно связанный с конечным финансовым результатом и зависящий исключительно от финансовой конъюнктуры. Как указывал всё тот же М.Вебер – « Стремление к предпринимательству, стремление к наживе, к денежной выгоде, само по себе ничего общего не имеет с капитализмом… Капитализм безусловно тождественен стремлению к наживе в рамках непрерывно действующего рационального капиталистического предприятия, к непрерывно возрождающейся прибыли, к рентабельности». Именно рентабельность, как необходимая форма казачьего хозяйства, стала отправным пунктом постепенной рыночной модернизации всего казачьего экономического комплекса. Казакам необходимо было каждый год собирать за свой счёт пополнения в казачьи полки императорской армии, и этот с факт стал стимулом для рассмотрения казачьими общинными собраниями новых форм хозяйствования. Именно эта парадигма процесса модернизации и рассматривается нами как условие саморазвития казачьего социума, на примере сибирского казачества. В ходе своей длительной исторической эволюции сибирские казаки стремились не столько к преодолению и замене своих традиционных ценностей, по логике либерального развития, мешавших социальным изменениям и препятствующим экономическому росту, а старались трансформировать имевшиеся у них традиционные постулаты корпоративной солидарности, взаимопомощи, необходимости самостоятельно собирать своих казаков на государственную службу – в формы инновационной деятельности, создающие дополнительную мотивацию на создание и распространение новых технологий и генерирование новых организационных и технологических отношений.

Ко второму принципу относится принцип историзма, который предполагает рассмотрение любого исторического явления в его развитии и взаимосвязи, взаимообусловленности с другими явлениями и событиями. Принцип историзма представляет собой исторический процесс как цепь следующих друг за другом во временной протяжённости исторических связей и зависимостей. Под историзмом понимается подход к изучению действительности с точки зрения её изменения во времени и развитии. Развитие общества, а в нашем случае под частицей человеческого общества нами понимается казачий социум, с точки зрения историзма понимается как изучение тех движущих сил, благодаря которым осуществляется исторический процесс. При этом данный принцип исторического исследования особенно необходим при изучении такого этапа исторического развития, когда динамика исторического процесса становится особенно заметной и традиции общества постепенно перестают быть основным регулятором общения и деятельности людей.

К третьему принципу относится, основанное на теории французского историка Фернана Броделя, изображение казачьего социума как своеобразную систему « микро-мира – экономики». Основополагающими здесь являются идеи французского учёного о длительной исторической протяжённости. В её рамках происходит процесс медленного накопления не только материальных богатств, но и трудовых навыков, технических решений, соответствующих способов мышления (менталитета), а также долгой эволюции и структурного преобразования отношений между человеком и природой, между рынком и капиталом, между предпринимателями и государством. Эти процессы французский историк применяет к так называемым «волнам модернизации» , которые представляют собой «…длительные и полудлительные флуктации, неутомимо сменяющие друг друга, как непрерывная череда волн суть правило мировой истории, правило, идущее к нам издалека и обречённое на вечное продолжение». Идеи броделевского синтеза и эшелонирования времени и пространства являются в современной исторической науке новыми формами историописания, создающими новое качество социальной и экономической истории. Схема Фернана Броделя, обозначенная им как «мир – экономика», позволяет проследить весь медленный ход экономического роста традиционных форм хозяйствования и процесс их перехода к современному типу экономического роста и неизбежного , вслед за ним, социального видоизменения общественных структур. При этом сам процесс комплексных видоизменений происходит как – бы на нескольких этажах, на различных сообщающихся между собой уровнях. Плотность социально – исторического времени рассматривается во всей его многоярусности, многослойности и отсюда вытекает необходимость рассматривать историю казачьего социума вообще, и социума сибирского казачества в частности, как многоотраслевую социальную систему. Здесь к изучаемому феномену сибирского казачества применима теория Ф.Броделя об обществе , как «множества множеств», при котором иерархизированное общество выступает как сумма множества социальных реальностей, связанных между собой значительным количество социально – экономических условий и традиций. При этом в каждодневно повторяющимся процессе воспроизводства материальных благ происходит постоянный переход количества в качество в рамках развития казачьего социума, когда небольшие количественные изменения в критических точках социума ведут к переходу на новую социальную стадию. Таким образом, экономическая единица казачьего «мира – экономики» – казачья станица представляет собой модель активной среды, в которой отдельные внешние импульсы развития капитализма могут преобразовываться в регулярные ритмы развития, где каждый из элементов этой системы (казачья станица, отдельные казачьи хозяйства, казачьи промыслы) обладают определённым запасом энергии и способностью на саморазвитие. Весь ход исторического развития социума сибирских казаков определяется в рамках длительной протяжённости социально – исторического времени, в излюбленном термине Ф. Броделя – la longe duree( долгая временная протяжённость). «Мир – экономика» сибирского казачества рассматривается здесь как проявление взаимозависимости, взаимовлияния и синхронизации процессов в социальной среде. При этом история казачьего социума представляет собой своеобразную площадку равновесия в период кризиса, когда отмирают одни ценности и нарождаются другие.

К четвёртому принципу относится система комбинирования различных приёмов гуманитарных наук, как – то: историко – генетический, историко – сравнительный, историко – системный. Они включают в себя социологическое описание ряда социальных процессов в казачьей среде, в частности, взаимоотношение войскового (казачьего) и невойскового (неказачьего) населения в станицах, сравнение жизненных укладов сибирских казаков и кочевого населения, использование приёмов статистического исследования в подачи материала, отображённого в таблицах. Системность в данном случае представлена как описание всех сторон социально – экономической, историко – культурной и военно – управленческой сторон жизни сибирского казачества. Наконец, приёмы историко – сравнительного метода, сравнивающего развитие Сибирского казачества, с другими казачьими отрядами, расположенными на обширной территории Российской империи.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его материалы и выводы могут быть использованы при написании работ по истории экономики, развитию сельского хозяйства, социальной истории, истории демографического и национального развития Западной Сибири и смежных с ней географических областей. Описание специфики казачьего хозяйства и образа жизни может быть использована как этнографами, так и экономистами в своих исследованиях.

Источниковая база диссертации. Основная масса источникового материала данного исследования хранится в Государственном Архиве Омской Области. Другие материалы, послужившие основой для диссертации, были обработаны автором в центральных архивах: Государственном Архиве Российской Федерации (ГАРФ), в Российском Государственном Военно – Историческом Архиве (РГВИА), в Российском Государственном Архиве Литературы и Искусства (РГАЛИ). В работе также были использованы материалы местных архивов – Государственного архива алтайского Края (ГААК).

Источники, послужившие основой для написания диссертационного исследования, подразделяются на несколько групп. К первой относятся материалы нормативно - правового характера. Часть этих документов касается непосредственно всех казачьих войск России, часть касается непосредственно Сибирского казачьего войска. К таковым относятся «Положение о Сибирском линейном казачьем войске» 1846 года, «Положение о Сибирском казачьем войске» от 13 марта 1861 года, Положение об управлении и административном подчинении Сибирского казачьего войска 1869 года, Положение об общественном управлении станиц казачьих войск 1870 года, и положение об общественном управлении казачьих станиц 1891 года. Последнее было издано вместе с законодательными разъяснениями. Эти источники отражают правовую базу существования Сибирского казачества в системе военного, административного и обшеюридического подчинения Российской империи. «Положение о Сибирском Казачьем войске 1861 года» отражает переломный этап в развитии казачества.

Ко второй группе источников относятся документы центрального делопроизводства. Они конкретизируют те юридические нормы, которые были направлены на обеспечение управления всеми сторонами жизни казачьего социума. Эта категория источников относится , в первую очередь , к актам и распоряжениям различных российских военных ведомств, контролирующих в разные управление казачьими войсками вообще, и Сибирским Казачьим Войском в частности. На протяжении второй половины XIX века это были, попеременно: Управление военных поселений, Главное управление иррегулярных войск, и, с 1891 года, Главное управление казачьих войск. В эту группу документов следует отнести приказы, распоряжения, циркуляры военного министерства.

К третьей группе источников относятся документы местного делопроизводства. Они подразделяются на несколько уровней. К первому относятся входящие документы. Сосредоточены они, в основном в переписке различного уровня, относящейся к деятельности Войскового Хозяйственного Правления. В него входят копии указов, циркуляров вышестоящих организаций. От нижестоящих организаций – отчёты, рапорты, донесения, служебные записки. Также к этому роду документов относится переписка чинов Правления с равноправными организациями – с канцеляриями гражданских губернаторов, со службами Степного генерал – губернаторства.

Ко второму уровню относится исходящая документация. В первую очередь это так называемые «всеподданнейшие отчёты» на Высочайшее имя, которые наказные атаманы Сибирского Казачьего Войска ежегодно отправляли в Петербург. Эти отчёты на имя Всероссийского императора отображали общее состояние всех отраслей жизни Сибирского казачества за календарный год. Хотя отчёты наказных атаманов направлялись на Высочайшее имя, то есть императору, с 1850 гг., более или менее объективные характеристики всех сторон жизни Сибирского казачества в их материалах можно отнести к последней четверти XIX века, когда окончательно была налажена статистическая служба в войсковых землях. Именно эти, преимущественно статистические документы позволяют исследователю наиболее полно представить всю палитру жизнедеятельности сибирских казаков во второй половине XIX века. Эта группа источников включает в себя разного рода протокольную документацию – протоколы заседаний Войскового хозяйственного правления, стенограммы выступлений ответственных лиц, журналы распоряжений и постановлений, предписания к исполнению, официальные письма различных войсковых инстанций, докладные записки должностных лиц.

К третьему уровню относятся документы, вышедшие из канцелярии Войскового хозяйственного правления Сибирского казачьего Войска. Именно это собрание исходящих документов отображает весь процесс хозяйственной деятельности различных отделов Войска, отображают роль самого Войскового Хозяйственного Правления в модернизации экономического строя жизни сибирских казаков, весь ход процессов хозяйственного развития на землях Сибирского казачества. Содержание этих документов отображает степень приоритетности тех или иных направлений в хозяйстве казаков, пути и возможности повышения их производительности и интенсификации. В документах Войскового Хозяйственного Правления содержится информация по обеспечению казачьих поселений средствами медицинской помощи, определяются направления развития системы образования в казачьих школах. Также отображена роль войсковых хозяйственных структур в деле пропаганды передовых знаний в области сельского хозяйства и развития нарождающейся промышленности на казачьих землях. Главную роль в этой группе источников имеет статистическая документация.

К четвёртой группе источников относятся документы внутреннего пользования. В первую очередь они включают в себя переписку руководителей первичного звена самоуправления казачьего социума – атаманов станиц и посёлков. Эта документация отображает всю хозяйственную систему станиц и посёлков сибирских казаков, а также демонстрирует процесс казачьего самоуправления и социального развития казачьего общества . Формуляры отчётов станичных атаманов включали в себя, во - первых общую численность войскового и невойскового населения станиц, их половозрастной состав; во – вторых описание всего комплекса хозяйственно – экономических занятий жителей станицы; в третьих, отчёт о финансах станицы, о движении станичных капиталов; в пятых, отчёт о состоянии в станицах системы здравоохранения и о состоянии образовательных учреждений. Характеризуя степень репрезентативности этих документов необходимо заметить, что отчёты станичных атаманов наиболее полно отображают все изменения в повседневной жизни казачьих станиц и отмечают нарождающиеся тенденции в хозяйственном укладе сибирских казаков.

К пятой группе источников, которые легли в основу диссертационной работы, относятся мемуарная литература и путевые записки путешественников, посещавших сибирские земли во второй половине XIX века. Записки путешественников касаются различных сторон жизни сибирских казаков. В них присутствуют как материалы, описывающие систему управления казачьими землями, так и зарисовки быта казаков , этнографические заметки. Эти источники носят по своему происхождению личный характер, где фиксируется информация и ей даётся также личная оценка, описываются личные впечатления путешественников. Изредка в мемуарной литературе и путевых записках встречается информация и данные по торговле и развитию промышленности на землях Сибирского казачества. Высказывания путешественников представляют собой взгляд на жизнь Сибирского казачества, как – бы со стороны, но грешат некоторой поверхностью, носят нерегулярный характер. Мемуарная литература представляет собой, в основном, записки чиновников разного ранга, служивших в Западной Сибири. Большинство авторов этой литературы не являются казаками, поэтому их записки – это точка зрения бюрократии из Центральной России на жизнь представителей окраин Российской империи.

К шестой группе источников относятся проекты казаков, являвшихся депутатами собрания Сибирских казаков в 1863 году. Это собрание, носившее характер совещательного органа, с целью оживить «гражданские добродетели» в среде Сибирского казачества во время великих реформ 1860 – 1870 гг., послужило первой школой социальной работы в казачьей среде. В диссертации представлены выдержки из общего проекта Собрания по переустройству самоуправления и самообеспечения сибирских казаков.

Историография. История Сибирского казачества издавно привлекало внимание отечественных исследователей. Первые описания жизни и быта сибирских казаков связаны с трудами учёных – естествоиспытателей и путешественников – Д.Г. Мессершмидта, И.Г. Гмелина, Г.Ф. Миллера, С.П. Крашенинникова, И.П. Фалька, П.С. Палласа. Эти учёные собрали богатый этнографический материал о сибирских казаках. Также Г.Ф. Миллер в своих работах впервые поставил проблему происхождения казачества. Он считал казаков своеобразным феноменом восточноевропейской истории. Процесс превращения казаков из вольных людей в служилых государевых людей учёным оценивался положительно. В конце XVIII в. появилась работа И.Г. Георги, в которой излагались факты из истории, как российского казачества, так и из истории сибирских казаков. Автор относил сибирских казаков к особым народам , населяющих Сибирь и описал их наряду с тунгусами, остяками и другими населяющими Сибирь народностями. В начале XIX века появились первые работы, авторы которых сделали попытки обобщения материала о сибирских казаках. К таковым относится «Статистическое обозрение Сибири» Б.Н.Башкаревича, в котором автор написал очерк о службе, быте и занятиях сибирских казаков. П.А. Словцев в своих трудах дал подробное описание сибирской пограничной казачьей линии, способы жизни и хозяйственных занятий казаков. Он же впервые описал и состояние служб и занятий забайкальских казаков.

Как в целом не относящейся к теме нашего исследования, но содержащий значительный пласт информации о жизни сибирских казаков , следует отнести ряд публикаций путешественников XIX века. В своих работах они дали богатый этнографический материал описательного характера, рассказывающий о жизнедеятельности сибирских казаков. В трудах П.И. Небольсина и И. Завалишина уже описывается не только быт, но и служебные и хозяйственные занятия казаков в Сибири. Здесь прежде всего следует отметить работу П.И. Небольсина, в которой автор стремится обобщить все имевшиеся в его распоряжении данные о сибирских казаках и высказывает о государственной политике по отношению к казакам. В дальнейшем работа П.И. Небольсина оказала влияние на последующую историографию Сибирского казачества. В основном на материалах этого автора были написаны очерки о сибирских казаках Ю.Гагелмейстера и И. Щеглова. В работе И. Завалишина описано участие казаков в завоевании и освоении Сибири, а также состояние службы сибирских казаков на момент написания книги. В работе Бабкова И.Ф. описывается система пограничной службы сибирских казаков.

Возникшее в первой половине XIX века дворянское направление отечественной историографии стремилось представить казачество как силу, способствующую проведению в жизнь государственной политики на окраинах Российской империи. Частично коснулся темы казачества в своих работах и ссыльный декабрист Г.С. Батеньков. Он писал о вольнонародном заселении Сибири, в первую очередь казаками, отмечая достаточно редкий случай в истории России, когда казачья, народная инициатива согласовывается с мерами правительства. Во второй половине XIX века, с общим развитием исторической науки в России появились высказывания российских историков по вопросам происхождения казачества. В. О. Ключевский в контексте споров о происхождении казачества высказал суждения о том , что теория о первичности происхождении донских казаков спорна, что казачество существовало ещё и в средневековье , и что само происхождение казачества как социального института , связано с несением казаками пограничной службы.

Со второй половины XIX века уже появляются профессиональные исторические исследования, посвящённые истории Сибирского казачьего войска. К работам общероссийского характера следует отнести исследования полковника генерального штаба П. Хорошхина – « Казачьи войска. Опыт военно – статистического описания и « Краткий обзор казачьих иррегулярнах войск Российской империи». К началу XX века появились комплексные историко – справочные издания, посвящённые казачьим войскам России, и среди прочих и Сибирскому казачьему войску. К таковым относятся – «Статистический обзор современного положения казачьих войск» и многотомное издание, посвящённое столетию военного министерства.

Немалый вклад в освещение истории Сибирского казачества внесли представители так называемого «областнического направления», к представителям которого можно отнести Г.Н. Потанина и Н. М. Ядринцева. Они первыми поставили вопрос об особом казачьем менталитете. Сибирские областники усматривали в казаках элементы колонизаторов – завоевателей. Н.М. Ядринцев утверждал, что « русское население в лице казака сталкивается со слабейшей расой инородцев и показывает на ней всю грубую силу, всю жестокость и корыстолюбие завоевателя». Из «областников» большая объективность видна в трудах Г.И. Потанина, который в своих работах обращал внимание на значительную роль сибирских казаков в формировании пограничной стражи Сибири в виде линейного войска. В трудах этой группы исследователей появляются попытки отобразить социальную действительность казачьего уклада жизни и особенности казачьего способа хозяйствования.

Как серьёзную силу в хозяйственном освоении Сибири казаков стал рассматривать в своих сочинениях П.А. Словцов. Он первым стал исследовать вопрос о торгово–промышленной деятельности казачества, отмечая в своих трудах, что сибирские казаки « утратили первенство с появлением строевого войска… лишась прочих средств к поживе (и) представлялись тружениками».

Поскольку в XIX веке понятие – «Сибирские казаки» распространялось в целом на всё пространство Сибири, следует отметить особую роль в обобщении специфики казачьего социума тех исследователей, которые работали не только с конкретным материалом по истории собственно Сибирского казачьего войска. Например, в исследовании Ф.Ф. Буссе, посвящённом истории Забайкальского казачьего войска, дается обширный обобщающий материал по истории военных обязательств сибирского казачества, анализируется процесс эволюции организационных структур казачества. Н.Н. Эпов в своих исследованиях сравнивал процессы реорганизации военного устройства различных отрядов сибирского казачества.

В последней четверти XIX века начали свои исследования представители собственно казачьего сословия. «Казачья историография» представлена именами П. Золотова, А.П. Васильева, Н.Г. Путинцева, и, особенно, Г.Е. Катанаева и Н.Ф. Усова. Два последних автора создали первые фундаментальные работы по истории и статистическому описанию Сибирского казачьего войска, которые не утратили своего значения и поныне. При этом следует отметить, что в работах Н.Ф. Усова впервые была дана развёрнутая картина статистического исследования основных социально – экономических аспектов жизни Сибирского казачества в середине XIX века.. В работах Г.Е. Катанаева делался упор на описание социально – этнографических вопросов, а также отображался весь период военно – строевой службы Сибирского казачества. В конце XIX века появились первые работы, посвящённые изучению конкретных областей экономической жизни сибирского казачества, статистики казачьего хозяйства. К таковым следует отнести труды В.Остафьева.

В целом, положительно оценивая достижения дореволюционной историографии по изучению Сибирского казачьего войска, нельзя не обратить внимания на то, что она фактически не вышла за рамки простого накопления фактов. После событий 1917 – 1920 гг. в изучении истории Сибирского казачества наступила определённая пауза.. Новая власть не считала нужным поддерживать или инициировать исследования по истории казачества. В СССР ограничивались только справочной литературой. Можно констатировать, что на своём начальном этапе советская историография не уделяла истории сибирского казачества должного внимания. Только С.В. Бахрушин в 1927 году высказал идею о необходимости изучения «отдельных социальных групп русского общества в истории колонизации Сибири», имея в ввиду и сибирское казачество.

Положительное влияние на разработку проблем истории сибирского казачества оказала активизация процесса научно – исследовательской работы во второй половине 1950 гг. Именно тогда в полной мере проблемы истории казачества стали отображаться в трудах всё того же С.В. Бахрушина, в которых, в частности, ставилась проблема изучения внутренних процессов колонизации Сибири, и роль в этом отдельных социальных групп русского общества. Казачья тематика стала частью исследований по вопросам протеста эксплуатируемых масс против их угнетения со стороны феодально–крепостнического государства. Так, изучая процессы крестьянской колонизации в Сибири, В.И. Шунков выяснил роль казаков в развитии сибирского земледелия. Роль казаков в развитии земледельческой культуры в Томском и Кузнецких уездах освещала З.Я. Бояршинова. М.М. Громыко отмечала роль казаков в формировании земледельческого населения Сибири и прослеживала процессы перемещения казачьего населения на пограничные линии. В своих работах М.М. Громыко описывает процессы видоизменения в занятиях и хозяйстве сибирских казаков в XVIII в., отмечая, что «… Военно–служилые категории населения не исчезают совсем, хотя и претерпевают … изменения по существу и в названиях… Они перемещаются из старых западных уездов на юг, по мере продвижения границы русской территории». Впервые с дореволюционных времён конкретная научная проблематика по истории сибирских казаков прозвучала в диссертации В.И. Петрова. Он изучал вопросы социально – экономического положения сибирского казачества первой половины XIX века, подробно рассмотрел условия прохождения службы, проблемы материального обеспечения казаков в крепостях и форпостах. Так же в работах В.И. Петрова уделено значительное внимание вопросам социального происхождения сибирского казачества.

Немалый вклад в изучение истории сибирского казачества внёс Н.Н. Покровский. По мнению Н.Н. Покровского в истории старообрядчества Урала и Сибири сибирские казаки сыграли немалую роль, но у них было обычно меньше причин прибегать к таким традиционным средствам старообрядческого протеста как самосожжение. Казачья проблематика – казённое хлебопашество, приграничная торговля, переходы казаков в приписное крестьянство, описаны в трудах Н.В. Алексеенко, Н.Г. Апполовой и А.Н. Жеравина.

С 1970 - 1980 гг. начинается цикл уже профессионального исследования проблем истории Сибирских казаков и истории казачества смежных с ним регионов. Здесь следует отметить работу А.К. Топчий, в которой автор описал трудовые повинности казаков до и после реформы 1861 года, отметив при этом, что в пореформенные годы сибирские казаки не имели уж очень сильных послаблений в своих повинностях перед государством. Вопросы социальных отношений внутри казачьей среды уральского и сибирского казачества исследовал Футорянский Л.И. Интересна также работы и Д.Я. Резуна, в которых исследователь детально исследует процессы формирования социума сибирских казаков, объясняя какие этнические группы включались в состав Сибирского казачества. Немалый вклад в изучение исторических процессов развития Сибирского казачества внесли труды Н.А. Миненко. На материале Северо–Западной Сибири историку удалось исследовать различные аспекты жизни казачества, начиная с определения их социального и экономического положения, до изучения проблем казачьей семьи. В совместной работе с Л.М. Горюшкиным, Минеко Н.А. отобразила роль деятельность министерства Государственных имуществ, которое в конце XIX века провело первые статистические обследования казачьих хозяйств. Также Н.А. Миненко в своих трудах проследила этапы экономического становления развития станичных хозяйств сибирских казаков. Под научным руководством Н.А. Миненко в 1980 гг. было создано целое направление по изучению истории сибирского казачества, представленное работами А.С. Зуева, А.В. Огурцова А.Р. Ивонина. Работы последнего об историографии истории казачества могут служить определённым ориентиром в освещении научной проблематики, посвящённой истории Сибирского казачества. В 1990 гг. А.Р. Ивонин активно работал над изучением истории городового казачества Сибири. Отдельные факты и обобщения из истории Сибирских казаков стали предметом изучения для историков, освещающих проблемы международных отношений в Центральной Азии. Эти наблюдения приводятся в работах Б.Н. Гуревича, И.Я. Златкина, В.А. Моисеева. Некоторые вопросы из истории Сибирского линейного казачества стали предметом изучения среди историков Казахстана в 1970 – 1980 гг. Наконец впервые в отечественной историографии достаточно чётко прозвучала концепция казачества как субэтноса в трудах Ю.В. Бромлея. В научных исследованиях О.И. Сергеева подробно прослеживался процесс генезиса казачьего социума в Сибири, комплексно изучался процесс казачьей колонизации различных районов Сибири с привлечением богатого статистического материала. В означенный период можно отметить резко возросший научный уровень работ по изучению истории казачества, расширение проблематики исследований и начавшийся процесс создания научных школ по изучению истории казачества. Появились первые школы со своими традициями, в частности в г.Омске, где особое внимание уделялось изучению системы управления в Сибирском казачьем войске.

В 1990 гг. настоящим историографическим прорывом в деле изучения истории сибирского казачества стала публикация трёхтомной «Истории казачества Азиатской России», изданной Уральским отделением Института истории и археологии РАН. Это издание является результатом многолетних трудов сотрудников Института истории и археологии Уральского отделения РАН, которое осуществлялось под руководством В.В. Алексеева. В авторский коллектив этого издания вошли известные исследователи истории казачества А.А. Абрамовский, А.В. Бакунин, А.Р.Ивонин, Н.И. Никитин, В.Ф Мамонов, Н.А. Миненко, И.Ф. Побережников, А.Т. Топчий, А.Л. Худобородов. В работе освящены жизнь и быт казачьих общин, деятельность служилого казачества Уральского, Оренбургского, Сибирского, забайкальского, Амурского, Уссурийских войск. Основная ценность этой работы заключается в том, что в ней не только обобщены имеющиеся исследования по казачеству, но многие проблемы рассматриваются на новой источниковедческой базе.

Период рубежа 2000 гг. стали своеобразным этапом началом появления целого вала материалов и публикаций, посвящённых истории как всего российского казачества в целом, так и его отдельных отрядов, в частности сибирского казачества. В 2002 году в г. Омске прошла юбилейная нучно–практическая конференция, посвящённая 420–летию Сибирского казачьего войска. Наиболее полно история сибирского казачьего войска, этапы его формирования и развития, система управления, рассмотрена в работах Ю.Г. Недбая. Исследователь обратил своё внимание на начальный период формирования войска – XVI - первую половину XIXв. История отдельных отрядов Сибирского казачьего войска стала предметом исследований алтайских историков Ивонина А.Р. и Колупаева Д.В., описавших в своих работах развитие казачьих станиц на Алтае. Авторы в своём исследовании делают упор на описании социально – экономических условий жизни казачества, изучают казачье хозяйство в его экономическом многообразии. Вопросы истории Сибирского казачества также не обойдены вниманием в трудах такого известного историка как В.П. Зиновьева. В его работах затрагиваются вопросы хозяйственной жизни казаков и проблемы межэтнических отношений.

Из последних работ, посвящённых интересующей нас теме, следует отметить исследования С.М. Андреева, направленные на изучение системы управления в Сибирском казачьем войске. В своей монографии автор раскрывает обширную палитру служебных, управленческих, военных, и экономических сторон жизни Сибирского казачества. С.М. Андреев описывает территориальное устройство Сибирского казачьего войска, подробно останавливается на анализе военной организации войска, его управленческой структуры.

Из работ, посвящённых обобщению накопленных сведений по истории казачества России, а также исследований, затрагивающих отдельные стороны жизни различных регионов казачьего мира, следует отметить следующие труды. Прежде всего это докторская диссертация Т.В. Таболиной – «Проблемы современного казачества: 1980 – 1990 гг.». В своей работе автор исследует проблемы казачьей самоидентификации в современных условиях. Также Т.В. Таболина известна рядом своих публикаций историографического характера, в которых даёт подробный анализ всей исследовательской литературе по казачьей проблематике. К обобщающим трудам по истории экономических и юридических отношений в казачьей среде следует отнести исследование Лукомеца М.И. Особенности социально – экономического развития казачьих регионов нашли отображения в трудах Ф.А. Каминского. Очень интересна система представлений современных историков казачества о казаках как людях особой государственной системы пограничья – фронтира, нашедших своё отображение в ряде коллективных монографий. Авторы рассматривают казачество как служилое сословие, являющиеся передовым форпостом на российских рубежах. Этими же вопросами - роль казаков в освоении российского фронтира как формы государственной колонизации занимался в своих научных исследованиях А.В. Ремнёв. Вопросы сходства и различия в проведении земских реформ между казачьими и крестьянскими общинами нашли своё отображение в работах А.А. Волвенко. Определённый интерес казачья тематика вызывает и у иностранных историков. Этот процесс можно проследить по работам немецкого историка Германа Удо и российского американиста Т.М. Барретта. Иностранные исследователи в своих работах отдают предпочтение описанию военных действий казачества и специфики управления казачьими войсками.

Структура диссертации определяется целями и задачами исследования, методами и приемами анализа фактического материала. Представленная диссертация включает в себя введение, 1-3 главы и заключение. В текстовой части работы помещены 78 таблиц. В конце работы дается Приложение, список использованных источников и литературы, а также результаты апробации работы.

Население. Национальный и религиозный состав

Таким образом, смысл историзма как метода научного познания видится автору данной работы как последовательное обращение к истории предмета исследования, познанию его сущности с целью учесть всю сумму прошлых знаний при решении современных теоретических и практических проблем изучения развития человеческого общества.

К третьему принципу, основанному на теории французского историка Фернана Броделя, относится изображение казачьего социума как своеобразной системы «микро-мира-экономики». Основополагающими здесь являются идеи французского учёного о длительной исторической протяжённости. В её рамках происходит процесс медленного накопления не только материальных богатств, но и трудовых навыков, технических решений, соответствующих способов мышления (менталитета), а также долгой эволюции и структурного преобразования отношений между человеком и природой, между рынком и капиталом, между предпринимателями и государством. Эти процессы французский историк применяет к так называемым «волнам модернизации», которые представляют собой «...длительные и полудлительные флуктуации, неутомимо сменяющие друг друга, как непрерывная череда волн суть правило мировой истории, правило, идущее к нам издалека и обречённое на вечное продолжение». Идеи броделевского синтеза и эшелонирования времени и пространства являются в современной исторической науке новыми формами историописания, создающими новое качество социальной и экономической истории. Схема Фернана Броделя, обозначенная им как «мир-экономика», позволяет проследить весь медленный ход экономического роста традиционных форм хозяйствования и процесс их перехода к современному типу экономического роста и неизбежного, вслед за ним, социального видоизменения общественных структур. При этом сам процесс комплексных видоизменений происходит как бы на нескольких этажах, на различных сообщающихся между собой уровнях. Плотность социально-исторического времени рассматривается во всей его многоярусное, многослойности, и отсюда вытекает необходимость рассматривать историю казачьего социума вообще, и социума сибирского казачества в частности, как многоотраслевую социальную систему. Здесь к изучаемому феномену сибирского казачества применима теория Ф. Броделя об обществе, как «множества множеств», при котором иерархи-зированное общество выступает как сумма множества социальных реальностей, связанных между собой значительным количество социально — экономических условий и традиций. При этом в каждодневно повторяющимся процессе воспроизводства материальных благ происходит постоянный пере ход количества в качество в рамках развития казачьего социума, когда небольшие количественные изменения в критических точках социума ведут к переходу на новую социальную стадию.

Таким образом, экономическая единица казачьего «мира - экономики» - казачья станица представляет собой модель активной среды, в которой отдельные внешние импульсы развития капитализма могут преобразовываться в регулярные ритмы развития, где каждый из элементов этой системы (казачья станица, отдельные казачьи хозяйства, казачьи промыслы) обладают определённым запасом энергии и способностью на саморазвитие.

В контексте броделевской схемы казачье хозяйство можно рассматривать следующим образом: 1) как особую структуру со своими системными связями; 2) выявление количественных и качественных изменений в хозяйстве казаков в рамках длительной временной протяжённости; 3) раскрывающийся весь комплекс закономерностей развития хозяйственной структуры сибирских казаков на описании условий и многообразных факторов, повлиявших на её развитие; 4) определяющих систему регуляторов социального развития казачьего социума, а также ставящих весь принцип производства как основную составляющую всех видов казачьих хозяйств.

Исходя из этого, Сибирский казачий социум, находящийся на периферии российского «мира-экономики», может быть понят как система со своим центром (город Омск), своими полупериферийными (станицы) и периферийными (посёлки) центрами, каждые из которых имели свои особенности экономического и социального уклада жизни.

Движение населения и его демографический состав

На территории Сибирского казачьего войска постоянно проживали различные этнические группы, относящиеся к невойсковому сословию. Наиболее значительными из них были представители кочевых и полукочевых киргиз или по современной терминологии — казахов. Многочисленные роды, а иногда и племена постоянно торговали в казачьих станицах, в основном меновым торгом, нанимались в наёмные рабочие в казачьи семьи. Таковых работников называли - «джетак», от глагола - лежать. Киргизы, по какой либо причине потерявшие свой скот, не могущие кочевать в степи, оставались в казачьих станицах на подённую работу, иногда вместе с семьями. Временами, если болыыие группы «киргиз» надолго располагались среди казачьих станиц на поселение, их население причислялось к невойсковому сословию, поскольку представители киргизских родов платили в станичные кассы положенные невойсковому, иногороднему населению денежные взносы. Однако постоянно «киргизы» среди казаков не селились, предпочитая кочевать. Поэтому в ежегодных отчётах о состоянии Сибирского казачьего войска численность их всё время варьируется от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. Особняком здесь стоят те «киргизы», которые поступили в Сибирское казачье войско, поверстались в казаки. В отличии от татар, киргизские казачьи «неофиты» сразу принимали православие и быстро растворялись в казачьем православном мире, сохраняя только этнографические особенности в быту и своеобразные фамилии (например, Киргизов, Джетаков и др.)

Среди этнических групп, составлявших население Сибирского казачьего войска, выделялись немцы. Они жили среди казаков начиная с XVIII века. Немцы нередко были офицерами в казачьих частях, а также выполняли роль инженерных и медицинских специалистов в казачьих подразделениях и станицах. В статистических отчётах немецкий этнический элемент долгое время проходил под грифом «протестанты» или « католики» (в последний в XVIII-XIX вв. часто входили поляки). Присутствие немцев среди казачьего населе ния бьшо относительно небольшим, и носило преимущественно служебный характер. Ситуация стала постепенно меняться с конца XIX века, с начала постепенного втягивания казаков в рыночную систему хозяйствования. Немцы начали переселяться целыми семьями из Европейской России. Селились они на арендуемых у казаков земельных участках, в основном на офицерских. Немецкие поселения носили характер достаточно замкнутых национальных сообществ, представляя собой социально-экономические и религиозные товарищества. К 1897 оду их общая численность составила свыше 300 человек.134 Немецкие колонисты поселялись в районах с хорошими условиями для сельского хозяйства и с развитой инфраструктурой, в основном в станицах 2-ого отдела. В районе земель 1-го отдела, в так называемой Пресно-горьковской линии Сибирского казачьего войска, немцы-колонисты скупили 48 из 136 земельных офицерских участков и оформили их в свою собственность.135

В административном отношении их причисляли к лицам невойскового сословия. Отношение войсковых властей к новоприбывшим поселенцам было неоднозначным. Войсковое хозяйственное управление видело в них культурных хозяев, у которых казакам не грех поучиться передовым методам хозяйствования. В отчетах о своих инспекционных поездках в немецкие поселения на землях сибирского казачества чины Войскового хозяйственного правления Сибирского казачьего войска положительно отзывались о жизни и способах хозяйствования немецких колонистов. В частности ими отмечались следующие факты: «Членами присутствия Войскового хозяйственного правления осмотрено несколько немецких колоний и присутствие воочию убедилось, в какой мере высоко положительно для окрестного казачьего и крестьянского населения хозяйство, ведомое этими колонистами, почти исключительно личным трудом (3-4 наёмных рабочих в страдную пору)... На каждые десять-двадцать дворов - школа с учителем и проповедником, обучение производится на двух языках - немецком и русском. Все колонисты достаточно хорошо говорят по-русски, с малороссийским выговором».136 Генерал-Губернаторы же были другого мнения. В частности, Генерал-Губернатор Степного края в 1890-гг. М. А. Таубе (кстати, немец по происхождению) предупреждал немецких колонистов, поселившихся среди казачьих станиц Акмолинской области, что в случае прибытия новых колонистов, они будут выдворены из казачьих земель этапным порядком. Войсковое начальство считало, что немцы «не смотря на то, что по собственным их показаниям уже до 150 лет прошло с прибытия их родичей в Россию, они и поныне представляют элемент, чуждый русскому населению и, по-видимому, не подающий надежды на ассимиляцию с основным русским населением». Однако процесс переселения немецких колонистов из губерний Европейской России (Самарской, Херсонской, Таврической и Екатиринославской) продолжился.

Торговля и промышленность

Таким образом, можно констатировать, что казачьи земли в районе Бийской линии формировались путём обычного захвата пустошей и проблемы, которые возникали у сибирского казачьего войска с администрацией Горного Алтайского округа, касались неурегулируемости статусного положения казачьих земельных наделов относительно прав формального собственника земель на Алтае - кабинета Его Величества. Эти спорные вопросы решала смешанная комиссия, созданная как из состава офицеров Сибирского казачьего войска, так и из чиновников Горного Алтайского Округа во второй половине 1890 гг. Было разработано специальное «Положение об отграничении земельных наделов казакам Бийской линии», разработанную графом Воронцовым-Дашковым, утверждённую на заседании Государственного Совета 21 декабря 1895 года и Высочайше одобренную. Его основное содержание сводилось к следующему: сначала граф Воронцов-Дашков излагал историю вопроса поземельных споров и его современное положение. «На основании Высочайше утверждённого 19 августа 1808 г. положения о Сибирском казачьем войске, в бесплатное пользование Казаков Бийской линии были отведены в 1816-1828 гг. чинами Алтайского Горного ведомства земельные наделы в размере шести дес. на наличную душу; к настоящему времени межевые знаки работ 1816-1828 гг. утратились, а в фактическом пользовании казаков всех станиц Бийской линии, в числе 3661 человека, по сведениям Военного министерства, находится 260795 дес, в том числе 146 635 дес. удобной земли. .. Нахождение в казачьих поселениях на постоянном жительстве крестьян и неопределённость прав казаков на земли, находящиеся в практическом пользовании их, порождают постоянные поземельные споры и неблагоприятно отражаются на благосостоянии казаков и крестьян... В виду заслуг казаков перед Престолом и Отечеством и давности их землепользования, я находил бы возможным, как особую милость со стороны Вашего Императорского Величества, утвердить за казаками Бийской линии, при отграничении наделов, то количество земель, которое, по сведениям Военного министерст-ва, находится в фактическом их пользовании». После преамбулы и перечисления факторов юридического и исторического характера, говорящих в пользу казачьего землевладения на Алтае, в документе указывался порядок размежевания земель: «1.) Отвод земель произвести по фактическому пользованию казаков, но с тем, чтобы общее количество отходящей в надел земли не превышало 260 795 дес; в том числе не менее 146 635 дес. земли удобной; 2.) Земли с произрастающими на них лесами и прочими угодьями поступают в постоянное пользование казаков без наложения на них каких-либо повинностей в доходы Кабинета Вашего Императорского величества; 3.) Казакам предоставляется право пользования недрами земель, но в случае открытия благородных металлов и драгоценных камней, эксплуатация их переходит в распоряжение Кабинета Вашего Величества, за соответствующее вознаграждение войску; 4.) В случае упразднения Бийской казачьей линии, отведённые казачьему населению этой линии земли, как находящиеся в пределах Алтайского Горного округа, поступают в распоряжение Кабинета; 5.) Взамен земель, которые окажется необходимым изъять в некоторых станицах из пользования казаков для наделения проживающих в среде их крестьян, казакам отводятся земли Округа, но с тем расчётом, чтобы общее пространство подлежащих отводу казакам Бийской линии земель не превышало указанных в п. 1. участков; 6.) Отвод земель произвести особой комиссией, образованной под председательством лица, назначаемого по соглашению Министерства Императорского Двора и Военного министерства, с двумя членами Кабинета и двумя представителями Военного министерства». Как видно из текста вышеприведённого документа, высшие сановники российской империи были более склонны принять сторону казаков в поземельных спорах с ведомством, занимавшимся собственностью самой императорской фамилии.

В конце 1899 года были утверждены планы земельных владений поселений Сибирского казачьего войска, расположенных по Бийской линии.

Также были определены прочные границы землепользования казаков на территории Горного алтайского Округа, причём ходатайство казаков Бийской линии о дополнительной прирезке к их юртовым наделам 19000 дес. из земель, принадлежавших Кабинету Его величества, было отклонено. Всего казаки Бийской линии получили в результате работы смешанной комиссии по размежеванию казачьих и «кабинетных» земель 160220 дес. земельных угодий и ещё 32852 дес. было изъято из ведения Кабинета в войсковой за-пас. Результаты этого межевания получили окончательное законодательное отражение и юридическое подтверждение только в решении Государственного Совета от 26.07.1903 года. Недоразумения между крестьянами и казаками на землях Алтая, возникавшие в ходе процесса землепользования, носили бытовой характер и разрешались посредством захватов новых пустошей обеими сторонами.

Второй проблемной территорией казачьего землепользования была уже упоминавшаяся 10 вёрстная полоса земель в степи, формально отданная Сибирскому казачьему войску в бессрочную аренду. В 1887 году начался отвод земельных участков для офицеров в районе 10 вёрстной полосы. В 1891 году Генерал-Губернатор Степного края барон Таубе приостановил обустройство отведённых участков в собственность офицеров и представил доклад императору Александру III о выкупе этих земель правительством для устройства на них крестьянских поселений из переселенцев из центральных губерний Европейской России. Александр III наложил на этот доклад следующую резолюцию: «Правильно ли это? Земли войсковые, по моему, должны оста ваться навсегда войсковыми».

Образование и здравоохранение в казачьих станицах

В развитии сибирского казачества торговля всегда играла важную роль. С самого основания поселения сибирских казаков стали важными центрами приграничного торгового обмена, посреднической торговли между степняками и крестьянами. Поэтому линия казачьих поселений, растянувшаяся от Оренбургского края до Алтая, долгое время являлась сплошным торжищем и главным пунктом обмена продуктов крестьянского хозяйства и степного скотоводства. Со временем, к середине XIX века, после ликвидации в 1868 году линейных казачьих таможен, из приграничной торговли сибирских казаков стали вытеснять профессиональные торговцы - купцы. Тем не менее, сибирские казаки вплоть до событий 1917 года продолжали оставаться активными субъектами рыночных торговых отношений, особенно там, где дело касалось мелочной торговли.

В 1853 году в Сибирском казачьем войске было учреждено торговое общество. Оно включало сначала 200, а затем 400 членов. Вступившие в него казаки освобождались от военной службы, могли вести оптовую и розничную торговлю на всей территории войска. Члены Торгового общества казаков должны были ежегодно вносить в войсковую казну 57,5 рублей на протяжении 30 лет. После прохождения этого срока торговые казаки формально отправлялись в отставку, не вносили больше никаких взносов в войсковую казну и могли вести торговлю на общих основаниях.230 С иногородних купцов за право торговли на территории войска взимался сбор 0,25 % с объявленного капитала. В 1870 торговое общество казаков было ликвидировано, как и сборы с иногородних купцов. Всю торговлю на территории войска было предписано вести на общих правилах. В качестве компенсации торгующим казакам бьшо предоставлено право вести в течение 10 лет молочный торг без выкупа торговых свидетельств и билетов.

В торговых операциях принимали участие почти все жители казачьих станиц, обладавшие хотя бы незначительным излишком в своём хозяйстве. Приезжим купцам станичники сбьгоали сельскохозяйственную продукцию и промысловую добычу. У купцов приобретали мануфактурный товар, обувь, украшения, домашнюю утварь и прочие товары. Практически каждый казачий посёлок хотя бы на несколько дней в году превращался в обменный центр. Более крупные партии товаров реализовывались на станичных ярмарках. Особенность развития этих ярмарок, по мнению проезжих путешествен 230 Путинцев Н.Г. Хронологический перечень событий из истории Сибирского казачьего войска. Омск, 1891. С. 196. тТам же, С. 232. ников, в том «...что они развиваются не по видам правительства, а на уело-виях, над которыми бессильны руководство и указания власти».

В станицах, расположенных в степных районах, в 1850 г. имелось 5 ярмарок. Интерес к казачьим ярмаркам проявляло высшее военно-политическое руководство Сибирского региона. Так, командующий отдельным Сибирским корпусом и Генерал-Губернатор Западной Сибири Г. X. Гасфорд в своём письме к наказному атаману Сибирского Линейного казачьего войска в 1851 году, требовал сообщить, где и в каких казачьих станицах имеются ярмарки и где их можно ещё организовать. В ходе образовавшейся по этому вопросу переписки между командующим Отдельным Сибирским корпусом и Войсковым правлением Сибирского Линейного Казачьего войска последнее считало важным и нужным «... почтительно доложить Его превосходительству, что полковые командиры находят полезным в обозначенных ими станицах учредить ярмарки, а Войсковое правление со своей стороны полагает, что ярмарки не только полезны, но даже необходимы, ибо доставляют случай жителям как собственно для сбыта при месте их жительства продуктов...скотоводства, так и равно получить немаловажным побуждени-ем к торговой деятельности всего заселённого казаками края». В результате, совместными усилиями властей всех рангов к 1852 году в 13 станицах Сибирского казачества было открыто 15 ярмарок. 235 В 1854 году их товарно Завалишин И Описание Западной денежный оборот представлял собой следующую картину: привезено было товаров на сумму 118330 рублей, а реализовано на сумму 51 122 рубля.

Таким образом, видно, что торговое потребление на казачьих ярмарках составило 43 % всего привезённого товара. Это говорит о том, что в середине 1850 гг. сибирские казаки ещё не располагали достаточными возможностями для крупной оптовой торговли.

Наиболее крупным торговым центром на землях Сибирского казачества был город Петропавловск. В нём на большой площади был установлен гигантский скотопромышленный базар, на который сгоняли рогатый скот, баранов и лошадей не только с районов Киргизской степи, но и из глубинных регионов Средней Азии. В 1858 году в г. Петропавловск съехалось со средней Азии и из Китая до 350 купцов. Они вели торговлю не только товарами скотоводства, но и в некоторые годы давали до 50 % экспорта чая в Россию.237 Последний случай связан с закрытием торговых центров обмена с китайскими купцами в г. Кяхте.

Цифры по годовому обороту скота и продуктов скотоводства в 1858 году в г. Петропавловске представляют собой следующую картину: пригнано рогатого скота - 100 тыс. голов, баранов - 450 тыс. голов, вытоплено сала - 1 млн. пудов, изготовлено бараньего мяса - 450 тыс. пудов, мяса рогатого скота - 1 млн. пудов, выделано бараньих кож - 450 тыс. штук, скотских кож -100 тыс. штук. Весь годовой оборот торговли скотом составил около 7 млн. рублей серебром.238 Здесь следует отметить, что весь объём торговли в Петропавловске не был исключительно казачьим, хотя проходил на казачьих землях и сами сибирские казаки вели на нём активную меновую и мелочную торговлю.

Вообще, с целью расширить количество мест для крупномасштабной торговли, с конца 1850 гг. командование Сибирского линейного казачьего войска стало переводить наиболее перспективные станицы в статус города. Такой, например, была станица Коряковская, расположенная на землях 2-го отдела, на берегу реки Иртыш и насчитывавшая к тому времени свыше 2 тысяч жителей. В августе 1858 года Войсковое правление Сибирского казачьего линейного войска приняло решение: «...Для развития края и всеобщего благоденствия Войска...для развития торговой промышленности Коряковскои станицы 7 полка... для рудопромышленности и торговли - решено обратить ст. Коряковскую в город Казачий, в соответствии с постановлениями об устройстве казачьих городов, действующих в Войске Донском».239 В 1861 году станицу Коряковскую или город Казачий, переименовали в город Павлодар.

Похожие диссертации на Сибирское казачество во второй половине XIX века - 1850-1900 гг. : социально-экономическое развитие