Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная, образовательная и миротворческая деятельность Русской Православной Церкви в контексте взаимодействия с государством и обществом (1943-2013 гг.) Симонова Мария Александровна

Социальная, образовательная и миротворческая деятельность Русской Православной Церкви в контексте взаимодействия с государством и обществом (1943-2013 гг.)
<
Социальная, образовательная и миротворческая деятельность Русской Православной Церкви в контексте взаимодействия с государством и обществом (1943-2013 гг.) Социальная, образовательная и миротворческая деятельность Русской Православной Церкви в контексте взаимодействия с государством и обществом (1943-2013 гг.) Социальная, образовательная и миротворческая деятельность Русской Православной Церкви в контексте взаимодействия с государством и обществом (1943-2013 гг.) Социальная, образовательная и миротворческая деятельность Русской Православной Церкви в контексте взаимодействия с государством и обществом (1943-2013 гг.) Социальная, образовательная и миротворческая деятельность Русской Православной Церкви в контексте взаимодействия с государством и обществом (1943-2013 гг.) Социальная, образовательная и миротворческая деятельность Русской Православной Церкви в контексте взаимодействия с государством и обществом (1943-2013 гг.) Социальная, образовательная и миротворческая деятельность Русской Православной Церкви в контексте взаимодействия с государством и обществом (1943-2013 гг.) Социальная, образовательная и миротворческая деятельность Русской Православной Церкви в контексте взаимодействия с государством и обществом (1943-2013 гг.) Социальная, образовательная и миротворческая деятельность Русской Православной Церкви в контексте взаимодействия с государством и обществом (1943-2013 гг.) Социальная, образовательная и миротворческая деятельность Русской Православной Церкви в контексте взаимодействия с государством и обществом (1943-2013 гг.) Социальная, образовательная и миротворческая деятельность Русской Православной Церкви в контексте взаимодействия с государством и обществом (1943-2013 гг.) Социальная, образовательная и миротворческая деятельность Русской Православной Церкви в контексте взаимодействия с государством и обществом (1943-2013 гг.) Социальная, образовательная и миротворческая деятельность Русской Православной Церкви в контексте взаимодействия с государством и обществом (1943-2013 гг.) Социальная, образовательная и миротворческая деятельность Русской Православной Церкви в контексте взаимодействия с государством и обществом (1943-2013 гг.) Социальная, образовательная и миротворческая деятельность Русской Православной Церкви в контексте взаимодействия с государством и обществом (1943-2013 гг.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Симонова Мария Александровна. Социальная, образовательная и миротворческая деятельность Русской Православной Церкви в контексте взаимодействия с государством и обществом (1943-2013 гг.): диссертация ... доктора исторических наук: 07.00.02 / Симонова Мария Александровна;[Место защиты: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский университет дружбы народов"].- Москва, 2015.- 330 с.

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Теоретико-методологические, историографические и источниковедческие проблемы анализа социальной, образовательной и миротворческой деятельности Русской Православной Церкви, государства и общества 15

Раздел II. Особенности взаимодействия Русской Православной Церкви и государства в сфере социальной деятельности и его правовые основы 50

Раздел III. Сотрудничество государства и Русской Православной Церкви в сфере образования и духовно-нравственного воспитания 114

Раздел IV. Исторический опыт международной миротворческой деятельности Русской Православной Церкви 170

Раздел V. Основные направления и результаты взаимодействия органов власти, Русской Православной Церкви и общественных

Заключение 283

Список источников и литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена рядом существенных факторов: во-первых, несмотря на имеющиеся труды в этой области, исследуемая проблема, отличающаяся комплексным, многосторонним характером, изучена до настоящего времени в отечественной историографии недостаточно; во-вторых, до сих пор не получили глубокого и всестороннего освещения такие проблемы, как теоретико-методологические, историографические и источниковедческие вопросы социальной, образовательной и миротворческой деятельности Русской Православной Церкви, эволюция политико-правовых основ взаимодействия российского государства и Церкви, основные направления, результаты и перспективы взаимодействия органов власти, Русской Православной Церкви и общественных организаций в сфере образования, духовно-нравственного воспитания и семейной политики с учетом новых методологических подходов и возможностей современного инструментария; в-третьих, недостаточно изучены роль религии и упрочения ее публичного статуса в условиях социально-экономических и политических преобразований в Российской Федерации, формы, механизмы и результаты социальной, образовательной и миротворческой деятельности Русской Православной Церкви в контексте ее взаимодействия с государством и обществом.

Комплексное исследование всех этих и других направлений, форм и особенностей социальной, образовательной и миротворческой деятельности Русской Православной Церкви в сфере церковно-государственных отношений в 1943–2013 годах является чрезвычайно актуальным в свете задач, реализуемых в настоящее время в области взаимодействия Российского государства, Церкви и общества. Это сотрудничество оказывает, как известно, значительное влияние на укрепление государственности, национальной культуры, социальной и миротворческой политики. В этой связи данный опыт может быть использован в практике Русской Православной Церкви в частности и современного российского общества в целом, что также значительно актуализирует данное исследование.

Все вышесказанное позволяет представить исследуемую проблему как довольно актуальную и интересную в научном плане, так как дает возможность более конкретно, полно и глубоко понять процессы, влияющие на деятельность Русской Православной Церкви в контексте церковно-государственных отношений в исследуемые годы.

Кроме того, актуальность исследуемой проблемы вызвана потребностью объективного взгляда на положение Русской Православной Церкви в современном российском обществе, когда определился новый этап государственно-церковных отношений. Российская власть стремится к диалогу с Церковью, вовлекая ее в общественную жизнь страны. В результате Церковь причастна к реализации многих задач, связанных не только с радикальными изменениями в духовно-нравственной сфере, но и с непростыми социально-экономическими процессами при активном взаимодействии ее с различными

светскими объединениями и организациями, средствами массовой информации и т.д.

В свете этого одной из важных функций Русской Православной Церкви остается ее социальная, образовательная и миротворческая деятельность, оказание государству партнерской помощи в этих сферах, что имеет безусловно важное значение для российского общества, особенно в периоды экономических, социальных и системных кризисов. Поэтому вопрос о социальной, миротворческой и других ролях Русской Православной Церкви в истории России крайне актуален и требует всестороннего научного осмысления.

Актуальность проблемы обусловлена и тем обстоятельством, что комплексное исследование и обобщение основных направлений социальной, образовательной и миротворческой деятельности Русской Православной Церкви в контексте церковно-государственных отношений на протяжении 70-летнего периода дают возможность более основательно проникнуть в суть этой деятельности, сформировать обоснованные выводы и предложения. Немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что после распада СССР российская историческая наука начала переосмысливать многие аспекты истории России, где деятельность Русской Православной Церкви занимает одно из приоритетных мест. Комплексное исследование данной проблемы в контексте церковно-государственных отношений 1943–2013 годов позволяет сформулировать теоретические и практические выводы, выработать научные рекомендации и т.д., которые могут быть использованы государственными и церковными органами, учеными и практиками в своей деятельности по исследуемым проблемам.

Актуальность проблемы состоит также и в том, что исследование написано на практически новую, имеющую большую научную и практическую значимость тему, которая относится к приоритетным направлениям новейшей истории Российского государства, в частности, социальной, образовательной и миротворческой деятельности Русской Православной Церкви.

В этой связи необходимо отметить, что данная проблема относится к востребованному направлению исторической науки, так как дает возможность понять, как формировалась, осуществлялась и совершенствовалась социальная, образовательная и миротворческая деятельность Русской Православной Церкви в контексте взаимодействия с государством и обществом в 1943–2013 годах.

Объектом исследования является взаимодействие Русской Православной Церкви, государства и общества в социальной, образовательной и миротворческой деятельности в 1943–2013 годах.

Предметом исследования выступают основные направления, формы и механизмы социальной, образовательной и миротворческой деятельности Русской Православной Церкви в исследуемый период.

Цель работы выявить особенности социальной, образовательной и миротворческой деятельности Русской Православной Церкви в контексте взаимодействия с государством и обществом в 1943–2013 годах.

Для достижения данной цели ставились и решались следующие задачи:

– проанализировать теоретико-методологические основы изучения социальной, образовательной и миротворческой деятельности Русской Православной Церкви в контексте церковно-государственных отношений;

– выявить степень изученности проблемы в отечественной историографии, состояние ее источниковой базы;

– исследовать особенности политико-правовых основ взаимодействия государства и Русской Православной Церкви в сфере социальной деятельности;

– проанализировать основные направления и этапы взаимодействия государства и Русской Православной Церкви в сфере образования, духовно-нравственного воспитания;

– исследовать динамику эволюции социальной, образовательной и миротворческой деятельности Русской Православной Церкви в исследуемые годы;

– рассмотреть основные направления и приоритеты миротворческой деятельности Русской Православной Церкви;

– изучить деятельность Церкви в поддержке социально уязвимых групп населения – детей и молодежи, а также в развитии социально значимых общественных институтов;

– исследовать механизмы и результаты взаимодействия Русской Православной Церкви и общественных организаций в обеспечении духовно-нравственного воспитания российской молодежи.

Методологическую базу работы составляют принципы историзма, научной объективности, системности и комплексности, которые позволяют исследовать социальную, образовательную и миротворческую деятельность Русской Православной Церкви в контексте взаимодействия с государством и обществом в 1943–2013 годах как комплексную проблему, анализируя фактический материал во всей его совокупности и взаимосвязи. В этой связи события, факты и явления анализируются в разрезе изучаемого периода и рассматриваются с учетом исторической ситуации, а также многоаспектности исторического процесса.

При написании данного исследования применялись общеисторические методы – проблемно-хронологический, историко-сравнительный, историко-ретроспективный и т.д., что позволило раскрыть и проанализировать особенности социальной, образовательной и миротворческой деятельности Русской Православной Церкви в контексте взаимодействия с государством и обществом в исследуемые годы. В частности, такие методы исследования, как объективно-исторический анализ и обобщение опубликованных и неопубликованных источников, а также обобщение опыта предшествующих трудов нашли широкое применение в процессе исследования рассматриваемых проблем.

Многообразие используемых при написании работы принципов и методов способствовало более глубокому, полному и разностороннему анализу исследуемой проблемы и, как следствие, раскрытию поставленных задач.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1943 по 2013 год. Определение его нижних рамок связано с началом нового этапа государственно-церковных отношений, связанных с активизацией государства в

процессе взаимодействия с Церковью и созданием Совета по делам Русской Православной Церкви, избранием Патриарха Московского и всея Руси и т.д. Все это способствовало выработке новых направлений, форм и механизмов в церковно-государственной деятельности по наиболее приоритетным направлениям сотрудничества.

Верхние хронологические рамки ограничены 2013 годом, что обусловлено началом качественно нового этапа взаимодействия государства, общества и Русской Православной Церкви, формированием нормативно-правовых основ и принципов государственно-церковных отношений в сфере социальной, образовательной и миротворческой деятельности.

Данный этап характеризуется также наличием механизмов по выработке единой позиции государства и Русской Православной Церкви применительно к современным задачам в сфере их социальной, образовательной и миротворческой деятельности, духовно-нравственного состояния общества, проблемам ювенальной юстиции, роли семьи и т.д.

Выбор хронологических рамок определяется также и тем, что именно в эти годы были сформированы новые направления, формы и механизмы взаимодействия Церкви и государства с учетом современных задач и требований российского общества.

Комплексный научный анализ социальной, образовательной и миротворческой деятельности Русской Православной Церкви в контексте взаимодействия с государством и обществом обусловливает целесообразность изучения данной проблемы в рамках следующих этапов: 1943–1988, 1988–2000, 2000–2013 годы.

Научная новизна работы. В работе выполнено, не встречавшееся до этого в отечественной историографии, комплексное исследование, раскрывающее исторический опыт социальной, образовательной и миротворческой деятельности Русской Православной Церкви в контексте взаимодействия с государством и обществом в 1943–2013 годах. Основные факторы научной новизны исследования заключаются в следующем:

– диссертантом обоснован тезис о том, что социальная, образовательная и миротворческая деятельность Русской Православной Церкви являлась составной частью церковно-государственных отношений в один из насыщенных и сложных периодов отечественной истории;

– обосновано новое понимание места и роли Русской Православной Церкви, органов государственного управления в формировании и реализации их совместной деятельности среди различных слоев российского общества;

– осуществлен комплексный анализ эволюции развития и творческого осуществления социальной, образовательной и миротворческой политики Церкви и государства за довольно большой, 70-летний период истории России;

– на основе концептуальной, методологической и конкретно-предметной базы проанализированы наиболее приоритетные направления социальной, образовательной и миротворческой деятельности Русской Православной Церкви в контексте взаимодействия с государством и обществом в 1943–2013 годах. При этом рассмотрены достижения и проблемы в этой деятельности, что является важным элементом научной новизны;

– доказано наличие долговременных тенденций в осуществлении церковно-государственных отношений в сфере социальной, образовательной и миротворческой политики, связанной с общим пониманием перспектив дальнейшего развития и совершенствования этой важной для российского общества задачи;

– установлено, что социальная, образовательная и миротворческая деятельность Русской Православной Церкви детерминировалась задачами развития Российского государства и базовой моделью церковно-государственных отношений в исследуемый период;

– проведен системный анализ взаимодействия государства и Русской Православной Церкви в сфере образования и духовно-нравственного воспитания на различных этапах исследуемого периода;

– на примере взаимодействия Русской Православной Церкви и общественных организаций переосмыслен процесс их участия в реализации социальной и образовательной политики в рассматриваемые годы. Выявлены противоречия в этой работе и предложены пути их решения;

– проанализированы и систематизированы основные факторы, повлиявшие на формирование механизмов, направлений, методов и специфики миротворческой деятельности Русской Православной Церкви;

– в научный оборот впервые были введены материалы, относящиеся к социальной, образовательной и миротворческой деятельности Русской Православной Церкви в контексте церковно-государственных отношений. К ним относятся также документы ежегодных Международных Рождественских образовательных чтений, федеральных, региональных и других конференций и совещаний, ставших достоянием научной светской и церковной общественности, и другие важные документы, к подготовке которых автор имел непосредственное отношение. Такой подход позволил по-новому оценить исторические факты исследуемой проблемы;

– на основе анализа большого пласта фактических данных в работе сформулированы выводы и практические рекомендации, направленные на улучшение и дальнейшее совершенствование деятельности Церкви и государства с учетом современных требований российского общества, что также является элементом новизны.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования, прежде всего, опыта социальной, образовательной и миротворческой деятельности Русской Православной Церкви, государства и общества на протяжении 70 лет в истории Российского государства, и здесь важно то обстоятельство, что этот богатейший опыт сосредоточен в одном комплексном историческом исследовании.

Особо важное значение результатов диссертационного исследования заключается также и в том, что их можно использовать в научных трудах, практической деятельности как светских, так и церковных учреждений, при совершенствовании церковно-государственной политики на современном этапе развития российского общества.

Результаты исследования могут быть полезны при подготовке федеральных и региональных программ социального развития, в реализации

которых участие Русской Православной Церкви имеет большое значение. Материалы диссертации могут быть использованы в программах, практических учебно-методических разработках для среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, курсов повышения квалификации социальных работников, работников образования и т.д.

Фактический материал и результаты исследования могут быть применены в информационно-аналитической работе Церкви и государства, в осуществлении связей и контактов с церквями ближнего и дальнего зарубежья. В этой связи результаты, выводы и рекомендации диссертационной работы могут найти применение при реализации отечественных и международных научно-исследовательских и социальных проектов, при написании вузовских, школьных учебников и учебных пособий, в которых социальная, образовательная и миротворческая политика, как правило, занимает особое место, в разработке и реализации спецкурсов и спецсеминаров по исследуемой проблематике для высших и средних учебных заведений.

Практическая значимость исследования определяется введением в научный оборот довольно большого и значимого числа фактологических и аналитических материалов, дающих возможность восполнить пробел по многим вопросам социальной, образовательной и миротворческой деятельности Русской Православной Церкви. Результаты исследования могут быть использованы в обобщающих трудах по истории Русской Православной Церкви.

Представленная источниковая база обеспечила достоверность проведенного исследования.

Основные положения, выносимые на защиту по результатам работы:

  1. Выполненное исследование определило перспективность использования основных теоретических положений для выявления особенностей социальной, образовательной и миротворческой деятельности Русской Православной Церкви с учетом современных реалий российского общества.

  2. Стратегия и тактика Русской Православной Церкви и государства во многом обусловливались задачами развития общества в исследуемый исторический период, что детерминировало реальную возможность дальнейшего совершенствования социальной, образовательной и миротворческой деятельности в настоящее время и в будущем.

  3. В годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период на стадии восстановления народного хозяйства, усиления идеологической работы среди советского народа Русская Православная Церковь стала тесно взаимодействовать с государством и обществом в решении важных задач в сфере социальной деятельности.

  4. Формирование и укрепление основных направлений сотрудничества Русской Православной Церкви с советским, а позднее с Российским государством в сфере социальной, образовательной и миротворческой деятельности было обусловлено необходимостью поддержания и развития растущих идеологических и социально-политических потребностей, особенно после распада СССР и образования Содружества Независимых Государств.

Эти задачи можно было решить только при условии совместных усилий Русской Православной Церкви и государства.

  1. После трудных послевоенных и последующих лет к середине 1980-х годов церковно-государственные позиции значительно окрепли: при содействии государства получила достойное развитие социальная, образовательная и миротворческая деятельность Русской Православной Церкви, которая позитивно сказалась на решении сложнейших социально-экономических и других задач в новых исторических условиях.

  2. Во многом благодаря тесному взаимодействию Русской Православной Церкви и государства была осуществлена большая работа в области образования, духовно-нравственного воспитания российских граждан, особенно детей и молодежи. Это обеспечило решение задач в трудные годы становления Российского государства после распада СССР и существенно улучшило морально-нравственную обстановку в обществе.

  3. Исторический анализ показал, что на всех этапах исследуемого периода роль Русской Православной Церкви была весьма плодотворной, о чем свидетельствуют итоги ее многогранной деятельности, подтвержденные нашим комплексным исследованием.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в 3 монографиях и 30 научных публикациях общим объемом около 50 п.л. Научные выводы и практические рекомендации были представлены в виде докладов и сообщений на многих межвузовских, региональных, всероссийских и международных научных, научно-практических, научно-методических конференциях, совещаниях, семинарах, чтениях и т.д.

Выводы и положения были использованы при разработке региональных целевых программ, при проведении Международных Рождественских образовательных чтений, а также при разработке учебных курсов «Взаимодействие государства и Русской Православной Церкви в сфере социальной, образовательной и миротворческой деятельности», «История развития социальной деятельности в России» и др.

Результаты исследования прошли апробацию в двух федеральных научно-исследовательских проектах:

1. Научно-методическое обеспечение мониторинга целевых и комплексных
программ для детей в федеральных органах исполнительной власти и субъектах
Российской Федерации;

2. Разработка и реализация мер, направленных на распространение
международного опыта в сфере защиты прав детей. Проект выполнен в рамках
Федеральной целевой программы развития образования
на 2011–2015 годы.

Статьи по материалам диссертации опубликованы в 17 журналах, входящих в перечень ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры истории России Российского университета дружбы народов. Диссертация была одобрена и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Теоретико-методологические, историографические и источниковедческие проблемы анализа социальной, образовательной и миротворческой деятельности Русской Православной Церкви, государства и общества

Теоретико-методологические основы исследования. Прежде всего необходимо отметить, что история исследуемой проблемы связана с многовековой деятельностью Русской Православной Церкви, которая являлась, как известно, образцом социального служения своему государству. Мы понимаем, что церковно-государственные отношения являются не только важной проблемой законодательства и реального взаимодействия Церкви, государства и общества, но в центре внимания находится и механизм их влияния на социально-политическую и духовно-нравственную атмосферу российского общества, определение места и роли Русской Православной Церкви в истории российского народа.

В настоящее время, когда Россия в соответствии со стратегическим вектором своего развития переживает период коренной модернизации политической, экономической, культурной и православной жизни, находится в поисках своей новой духовно-нравственной опоры, отвечая на вызовы Запада, встает необходимость разработки оптимальной модели церковно-государственных отношений и на её основе формирования приоритетных направлений деятельности православия в современном обществе. По нашему мнению, данное исследование чрезвычайно актуально и востребовано российским обществом, тем более если учесть тот факт, что в самой исторической науке идёт острая полемика за интерпретацию ретроспективы российской истории относительно участия Русской Православной Церкви в жизни советского государства. В результате сознательно разрушается аксиосфера отечественной истории, профанируются и редуцируются её базовые ценности, традиционным, основополагающим элементом которых на протяжении более чем всей тысячелетней истории Российского государства являлись церковно-государственные отношения.

В свою очередь, в настоящее время наблюдается активизация, усиление позиций Русской Православной Церкви в её социальном служении обществу. В частности, делаются усилия по оказанию помощи государственной власти по проведению модернизации, что является достойным ответом на «вызов» глобализирующего мира и чётко сформулировано в нормативно-правовой базе. Так, в программном документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом в 2000 году, впервые на постсоветском пространстве были методологически сформулированы шестнадцать пунктов соработничества Церкви и государства в таких, социальных сферах, как: миротворчество на международной арене; забота и сохранение нравственных начал в обществе; духовное, культурное, нравственное и патриотическое воспитание; осуществление дел милосердия и благотворительности; институт семьи, материнства и детства и т.п. Все перечисленные сферы затрагивают практическое взаимодействие Русской Православной Церкви и государства на благо народа1.

Для Церкви такое взаимодействие, по нашему мнению, является одной из основных частей её миссии, направленной на всестороннюю заботу о человеке. В этой связи Русская Православная Церковь активно участвует в духовно-нравственном становлении личности, в жизни

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Общественные общероссийские чтения основ социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001. С. 33–34. общества и решает многие актуальные и методологически обоснованные задачи с представителями государственной власти. Это особенно важно в том плане, что православие видит развитие общества не только с точки зрения его материального прогресса, но и как совершенствование души человека, его духовных и нравственных запросов. В этой связи в разделе подчеркивается, что для православия потеря интуиции «Священного», того самого «Неведомого Его», о котором говорил апостол Павел, – главное зло в современном мире.

Отсюда, с точки зрения методологии и православной духовности и разрыв экзистенциальной связи человека с Богом, переход на автономное существование, черпающее жизненные силы лишь в собственной своей тварной природе как мятежной экзистенциальной автономии. Именно поэтому, по нашему мнению, так важна социальная, миротворческая деятельность Русской Православной Церкви в запутанном из-за множества сложнейших противоречий современном мире. Именно поэтому ее многогранная деятельность, культивирование христианской нравственности – любовь к своему Отечеству, семье, Богу, верность долгу, милосердие и сострадание к ближним на протяжении многовековой истории Государства Российского способствовали, по мнению автора, формированию мировоззрения, этики и культуры российского социума, воспитанию психологического типа русского человека, определяя неповторимость и всемирно-историческое значение русской самобытной цивилизации.

Как свидетельствуют наши исследования, Церковь осуществляла свою, например, социальную деятельность во многих областях семейной, общественной и государственной жизни русского народа, оказывала существенное духовно-нравственное влияние компонента на модернизационный процесс государства, что методологически имеет большое значение. Поэтому не случайно Патриарх Кирилл говорил о реализации и практической реанимации «симфонии духовной и светской власти». Так, например, выступая перед верующими, Святейший Патриарх подчёркивал, что социальная деятельность Русской Православной Церкви напрямую связана с характером церковно-государственных отношений, которые менялись в зависимости от формирования социально-политических условий, которые в свою очередь меняли время от времени модели церковно-государственных отношений в российской истории. В частности, он особо отметил, что «сегодня очень хорошо складываются отношения Церкви и государства; взаимоуважительно, без попыток вмешаться в дела друг друга, выстраивается диалог, и это очень важно для решения тех задач, которые стоят перед страной…»2. И с этим мнением Патриарха автор полностью согласен.

По его утверждению, в настоящее время необходимо, чтобы «Слово Божие прочно укоренялось в сердцах наших современников, мотивировало их поступки в личной и общественной жизни». Для этого он рекомендовал вести работу с каждым конкретным человеком, заботиться о его научении вере, «ибо нет воли нашего небесного отца, чтобы погиб один из малых сих»3. И далее он отмечал: «У нас нет права проиграть историческую битву за Россию, поскольку, борясь за сохранение Святой Руси, мы боремся за сохранение человеческих душ»4.

Особенности взаимодействия Русской Православной Церкви и государства в сфере социальной деятельности и его правовые основы

В круг социального служения местных православных епископов по этому Уставу входило строительство больниц, богаделен, попечение о странноприимцах, бобылях, слепцах, хромых, убогих, вдовицах и др. Митрополит и епископы постоянно принимали участие в княжеских советах и съездах. Так, например, митрополит Иларион писал, что князь Владимир часто с ним советовался по различным вопросам, в том числе при выработке земельного законодательства62.

В преамбуле Церковного Устава князя Ярослава Мудрого говорилось, что князь этот правовой акт «сгадал с митрополитом своим Иларионом». Одновременно митрополит Иларион также принимал непосредственное участие и в выработке первого дошедшего до нас свода законов Древней Руси – Русской Правды, пришедшей на смену языческому Закону Русскому63.

Все договоры князей скреплялись митрополичьей подписью и печатью. То же самое было и с княжескими грамотами, которые обыкновенно начинались словами «По благословению отца нашего митрополита». Глубокой верой были пронизаны все древнерусские юридические акты, завещания, купчие грамоты и т.п. Посредниками и поручателями о выполнении принятых сторонами обязательств приводились Святые, покровители местных церквей. А это гораздо глубже, чем западные королевские хартии. И дело здесь заключается не в отвлечённой букве закона, а в вере, в восприятии правды самой народной жизнью64. «Право Древней Руси, – писал Г. В. Вернадский, – не отличалось ещё от религии и нравственности. Не случайно слово “правда” означало в Древней Руси и правду – истину, и правду – справедливость, право и закон»65.

Сама мысль об истоках основных принципов государства и права из заветов Священного Писания, отмечал историк М. В. Шахматов, «проходила через все летописи и другие произведения древнерусской письменности. Одно из житий Александра Невского все принципы права выводит из “Божественных Писаний”. По словам этого жития князь Александр больше всего любил «правосудие»66.

Таким образом, социально-правовая деятельность Русской Православной Церкви способствовала формированию в Древней Руси нового типа государственности на основе «симфонии» церковной и государственной власти. Сакральное православное пространство придавало авторитет системе управления и ценностям государства. Роль Церкви в этом процессе чрезвычайно возрастала. Так, например, Устав князя Владимира существенно расширял пространство юрисдикции церковного суда, созданного князем вместо языческого обычного права, по отношению к византийскому законодательству: наряду с перечислением

Шахматов М. В. Государство правды. М., 2008. С. 27. преступлений, таких как магия, ворожба, идолопоклонство, дела семейно-брачных отношений, дела о соблюдении торговых мер и весов, к компетенции церковного суда были причислены те преступления, которые ранее относились к суду гражданскому: волхование, браки между близкими родственниками, против родительской власти, тяжбы между детьми и братьями умершего о наследстве и т.д. Устав князя Ярослава Мудрого ещё более расширял полномочия церковного суда: поджоги, убийства, некоторые виды воровства.67 Церковные суды сыграли существенную роль в духовно-нравственном воспитании славянского этноса, в формировании новой иерархии ценностей в языческом обществе. Весьма показателен тот факт, пишет А. Г. Кузьмин, комментируя памятник XII века «Слово о мытарствах», что «Церковь относила к греховным именно нравственные преступления: ложь, клевету, зависть, гнев, гордость, насилие, блуд, скупость и немилосердие»68. Запрет на человеческие жертвоприношения культу Перуна, запрет на кровную месть, запрет на полигамию в семейно-брачных отношениях, полный отеческий контроль над «малой Церковью» – семьёй с определяющей доминантой: «Почитай отца и мать своих, дабы продлились дни твои на земле», всеобъемлющая миссионерская проповедь, соработничество с государственной властью, с властными элитами, сакральная легитимизация власти, – вся эта социальная церковная деятельность способствовала консолидации языческого славянского этноса в православный русский народ. «В конце X века вошли в купель святого

Таким образом, социально-правовая деятельность Русской Православной Церкви способствовала складыванию духовной традиции как трансляции ценностей святоотеческих преданий, сакральных и обрядовых кодов другим поколениям, ибо православие – это не только путь личного спасения, но и Откровение о ходе развития мировой истории, истина о соотношении сил добра и зла в мире. Осознанию себя в контексте мировой истории, формированию исторической мысли Древней Руси способствовали многочисленные переводы на церковнославянский язык отцов христианской Церкви Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, византийских хроник Георгия Амортола, Иоанна Зонары, житийной литературы, агиографических византийских источников и т.д.

Ключевую роль в этом процессе сыграли монастыри как центры не только благотворительности и миссионерской деятельности, но и воспитавшие многочисленную плеяду православных русских переводчиков, писателей, иконописцев. К ним, в частности, относились Киево-Печёрский монастырь, студийский устав которого требовал от каждого монаха чтения книг из монастырской библиотеки. Церковь, используя византийские источники и тем самым опыт мировой византийской державы, адаптировала их к местным условиям.

Сотрудничество государства и Русской Православной Церкви в сфере образования и духовно-нравственного воспитания

Но и этим социальная деятельность Церкви на рубеже этого периода не заканчивалась. В частности, через духовно-нравственное воздействие Церковь влияла на государственную политику, хотя это влияние не всегда получало документальное подтверждение. Показательным примером явилось изменение курса государственной конфессиональной политики. Под непосредственным духовным воздействием архимандрита Фотия (Спасского) император Александр I запретил деятельность масонских лож и тайных обществ, сместил с поста министра исповеданий князя Голицына, известного своей филопротестантской ориентацией и прекратил деятельность патронируемого Голицыным Библейского общества, фактически занимавшегося пропагандой протестантских идей в русском социуме99.

Это свидетельствует о том, что под непосредственным воздействием Церкви на высшие правящие круги Российской империи осуществился консервативный поворот внутренней политики. Из чего следует, что сами церковные деятели понимали свою социальную деятельность гораздо шире литургической и гомилетической практики и стремились распространить духовное воздействие Церкви на различные стороны жизни государства и общества. Активная социальная деятельность на правовой основе свидетельствовала о позитивных церковно-государственных отношениях. Там, где государство действовало указами и направленной волей императоров, Церковь решала многие проблемы путём евангельских заповедей и идеалов, настойчивой апелляцией к святоотеческому наследию, личного подвижничества отдельных деятелей и т.д.

Основными факторами усиления социальной деятельности Церкви в этот период стали: во-первых, интенсивное развитие православной общественности, получившее развитие в религиозной философии и земском движении101; во-вторых, церковная реформа 1860-х годов. Возрождение и активизацию церковно-приходской благотворительности в исследуемый период современники связывали также с «Положением о приходских попечительствах при православных церквах» от 2 августа 1864 года. Хотя главной задачей попечительств являлась не благотворительность, а благоустройство и благосостояние Церкви и причта. Попечительства, создаваемые при участии духовенства, земств и государственных органов, способствовали не только развитию грамотности и культуры населения, но и организации системы социальной защиты. В результате каждая новая обитель была обязана учреждать при монастырях воспитательные и благотворительные заведения. В итоге только в 1866–1869-е годы было создано 10 монастырей с богадельнями, школами и приютами, были открыты 37 монастырей, занимающихся благотворительностью, одновременно при приходских храмах было создано 660 богаделен и 480 больниц. К концу века более трети всех благотворительных обществ находились в ведении «Ведомства православного исповедания»102. Стимулировала церковную благотворительность и отмена крепостного права, освободившая многомиллионную массу крестьянства из-под прямого попечения помещиков.

В этой связи следует отметить, что необходимость создания развитой системы общественного призрения в России на правовой основе определялась и тем фактом, что в благотворительной помощи, по нашим данным, нуждалось не менее 5 % населения страны. В конце XIX века православное ведомство опекало 3358 благотворительных учреждений – больше, чем, например, Российское общество Красного Креста и Императорское человеколюбивое общество, в структуре которых находилось 518 подобных учреждений. В этом отношении Церковь уступала только Министерству внутренних дел (6835 учреждений)103.

Но главной причиной усиления церковной благотворительности рассматриваемого периода была внутренняя мотивация, потребность и желание делать добро, понимание ответственности перед обществом. Ведь церковная благотворительность, по нашему мнению, была не только средством общественного благополучия, но и условием морального здоровья народа. Русская Православная Церковь являлась создателем и попечителем многих благотворительных комитетов, советов и учреждений, выступала непосредственным организатором социальной помощи. Как видим, ее милосердно-благотворительная деятельность осуществлялась через многочисленные благотворительные общества, комитеты помощи и попечительства, образованные при церковноприходских общинах.

И если эти общества находились при муниципальных органах управления или светских организациях, то Церковь принимала активное участие в их социальной деятельности. При этом ее финансовую основу составляли собираемые по приходам пожертвования населения, вклады общественных организаций, государственные субсидии и пожертвования самой Церкви. В этой связи можно утверждать о модернизации благотворительной сферы. Например, в губерниях Центрального Черноземья пожертвования от промышленников и частных лиц постепенно сокращались. В основном благотворительную деятельность здесь осуществляли городские управления. Кроме того, в связи с учреждением попечительств и пенсионных касс в России постепенно отмирала функция семей священников заботиться о нетрудоспособных родственниках, которая ранее имела большую эффективность104.

Подчинение Церкви государству негативно сказалось, по нашему мнению, на авторитете духовенства и самой Церкви. Вместе с тем сотрудничество ее с государством помогало решать важнейшие внутрицерковные задачи. В контексте церковно-государственных отношений синодального периода следует признать, что Церковь накопила большой опыт в области просвещения, миссионерства, милосердия и благотворительности благодаря активному сотрудничеству с государством.

Исторический опыт международной миротворческой деятельности Русской Православной Церкви

Прежде чем приступить к исследованию данной проблемы, необходимо отметить, что еще в феврале 1938 года Лига Наций расквартировала в Женеве «Союз Международной дружбы народов посредством церквей»194. Национальными секретарями его являлись доктор Аткинсон – США, он же являлся главным секретарём «Церковного союза в пользу мира»; доктор Друммонд – Оксфорд, Турей – Париж – для латинских европейских стран, профессор Фр.-Зигмунд Шульце – Берлин-Цюрих, а также профессор протопресвитер Стефан Цанков – Болгария для православного Востока. Союз имел свои филиалы во многих странах мира, регулярно объявлял конкурсы на произведения миротворческого характера. Причиной неудачи деятельности Лиги Наций данный Союз считал отклонение ею помощи христианских церквей195. С началом Второй мировой войны Всемирный Союз Международной дружбы народов через посредничество Церкви распался.

В декабре 1940 года по инициативе около 100 церковных деятелей из различных стран была создана Комиссия по изучению основ справедливого и длительного мира, а 7 октября 1943 года 146 представителей протестантских деноминаций, католической Церкви и иудаизма подписали Декларацию о мире во всём мире и о принципах

послевоенных взаимоотношений196. В ее основу были положены основные идеи христианского миротворческого движения 1940-х годов, когда Русская Православная Церковь использовалась как рычаг воздействия на мировое общественное мнение. В тот период церковные и близкие к ним государственные круги охватило некое подобие эйфории от внезапно открытого кислорода, которого в довоенный период Церковь была лишена. В результате стали появляться нереальные проекты по обращению военнопленных в православие и возвращение их на родину уже в качестве агентов православия-социализма. Москву стали называть Вторым Римом, говоря о ее перспективах в объединении православных церквей вокруг нее и в противовес Ватикану197.

В условиях деления мира на военные блоки в послевоенные годы стали создаваться религиозные организации, ориентированные на страны как социализма, так и капитализма. Они вышли из возникших общественных движений, в частности из движения борьбы за мир. В СССР идеологический отдел ЦК ВКП(б) регулярно получал информацию от органов государственной безопасности о деятельности международных религиозных организаций198.

Русская Православная Церковь в свою очередь не торопилась включиться в деятельность создаваемых на Западе организаций, вынашивая идеи о формировании новой миротворческой христианской организации, но уже под своей эгидой. Так, в письме от 23 января 1946 года председателю Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карпову патриарх Алексий сообщает, что если Русская Православная Церковь «станет принимать участие в экуменическом движении, то первым ее вопросом будет предложение – созвать “Всемирную Ассамблею Мира” (так мы ее назовём)»199.

При этом советское руководство учитывало, что миротворчеством занимались и крепнущие экуменические организации. Так, ещё 23 февраля 1946 года Временный комитет Всемирного Совета Церквей распространил Послание по вопросам отношения религиозных организаций и верующих к проблемам войны и мира, их участия в движении сторонников борьбы за мир. Этот документ был изучен Советом по делам религий и культов при Совете Министров в СССР200.

В августе 1946 года в Кембридже на конференции религиозных деятелей, занимающихся сферой международных отношений, миротворческие силы церквей на Западе объединились в созданной ими Комиссии церквей по международным делам201. Альтернативной попыткой создания всеправославной международной организации было московское Всецерковное совещание 1948 года. Однако возражения и протесты ряда древних церквей, например Кипрской, Александрийской и др., помешали осуществлению этого проекта202.

Но Обращение к христианам всего мира, единогласно принятое совещанием глав и представителей православных автокефальных церквей 17 июля 1948 года в г. Москве, позже называли «Первым призывом к миру»203. В то же время начала усиливаться интеграция движения борцов за мир с формировавшимся экуменическим движением. Так, Комиссия церквей по международным делам в 1948 году вошла в структуру Всемирного совета церквей на его первой Генеральной ассамблее. Она и её первый директор доктор Фредерик Нольде внесли исключительный вклад в разработку проекта Всеобщей декларации прав человека, включая вопросы, связанные с религиозной свободой, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 году204.

В свою очередь Московская патриархия приняла участие в миротворчестве на мировой арене и в советском государстве. В частности, во Всемирных ассамблеях мира, сессиях Всемирного Совета Мира, на всех международных конференциях в СССР, на межконфессиональных конгрессах, посвящённых вопросам мира и разоружения, а позже ядерной проблематике в 1949–1952, 1955, 1969, 1977, 1982 годы, присутствовали делегаты патриархии. На нескольких из них выступали сами патриархи. По этому поводу отец Иоанн Мейендорф писал: «Бывало, что Церкви из коммунистического мира иногда по чисто политическим соображениям принимали участие в так называемых конференциях мира. Всё это советская пропаганда и никакого проку от таких поездок не было. Да, на конференции свозили православных Патриархов, они там сидели. Но я сам, сидя с ними во Всемирном Совете Церквей, никогда не видел никакого предательства Православия»205.