Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-гуманитарная деятельность прихода Русской православной церкви в конце XIX - начале XX веков : По материалам Самарской епархии Филиппов Сергей Анатольевич

Социально-гуманитарная деятельность прихода Русской православной церкви в конце XIX - начале XX веков : По материалам Самарской епархии
<
Социально-гуманитарная деятельность прихода Русской православной церкви в конце XIX - начале XX веков : По материалам Самарской епархии Социально-гуманитарная деятельность прихода Русской православной церкви в конце XIX - начале XX веков : По материалам Самарской епархии Социально-гуманитарная деятельность прихода Русской православной церкви в конце XIX - начале XX веков : По материалам Самарской епархии Социально-гуманитарная деятельность прихода Русской православной церкви в конце XIX - начале XX веков : По материалам Самарской епархии Социально-гуманитарная деятельность прихода Русской православной церкви в конце XIX - начале XX веков : По материалам Самарской епархии Социально-гуманитарная деятельность прихода Русской православной церкви в конце XIX - начале XX веков : По материалам Самарской епархии Социально-гуманитарная деятельность прихода Русской православной церкви в конце XIX - начале XX веков : По материалам Самарской епархии Социально-гуманитарная деятельность прихода Русской православной церкви в конце XIX - начале XX веков : По материалам Самарской епархии Социально-гуманитарная деятельность прихода Русской православной церкви в конце XIX - начале XX веков : По материалам Самарской епархии Социально-гуманитарная деятельность прихода Русской православной церкви в конце XIX - начале XX веков : По материалам Самарской епархии Социально-гуманитарная деятельность прихода Русской православной церкви в конце XIX - начале XX веков : По материалам Самарской епархии Социально-гуманитарная деятельность прихода Русской православной церкви в конце XIX - начале XX веков : По материалам Самарской епархии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Филиппов Сергей Анатольевич. Социально-гуманитарная деятельность прихода Русской православной церкви в конце XIX - начале XX веков : По материалам Самарской епархии : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Самара, 2002.- 254 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-7/450-5

Содержание к диссертации

Введение

Нравственно-попечительская деятельность православного прихода .

Состояние церковного прихода в системе

Самарской Епархии на рубеже XIX - XX веков .

Церковно-приходское попечительство и православный приход в системе общественной благотворительности.

Участие православной церкви в антиалкогольном движении .

Культурно-просветительская деятельность Русской православной церкви .

Церковно-приходские школы: классификация и организация учебного процесса.

Подготовка и состав преподавательских кадров в приходских школах .

Значение приходских библиотек в распространении грамотности.

Участие православного прихода в миссионерской деятельности .

Общественно-государственный подход к миссионерству в начале XX в.

Миссионерская деятельность православного прихода в Самарской Епархии .

Заключение

Приложения

Библиография

Введение к работе

Для определения направлений деятельности Русской православной церкви (РПЦ) на современном этапе определённую познавательную и практическую значимость имеет опыт, накопленный ею в конце XIX -начале XX столетий. В новых условиях развития страны необходимо было отказаться от отводимой для неё государством в предыдущие эпохи роли исполнительницы треб. Опираясь на христианское учение, православная церковь обратила внимание, прежде всего, на роль практических направлений в своей деятельности, объединённых общей целью -гуманизация общества. К ним, в первую очередь, относятся: благотворительность, попечительство над обездоленными слоями населения, образование, развитие церковно-нравственных обществ, защита и распространение идей православного христианства.

Процессы гуманизации современной российской общественной жизни требуют серьёзного осмысления средств и методов достижения этой цели. В этой связи, неоценимую помощь может оказать изучение аспектов приходской жизни Русской православной церкви на рубеже XIX - XX вв. Как писал С.В.Юшков: «Без подробной и детальной истории приходской жизни нельзя изучить многие крупные явления церковной жизни»1.

Актуальность темы исследования определяется тем обстоятельством, что по мере преодоления романтического, преимущественно эмоционального восприятия Русской православной церкви, появляется потребность в детальном изучении многогранной деятельности РПЦ, с целью максимального использования её тысячелетнего исторического опыта для решения актуальных проблем современного развития российского общества.

1 Юшков СВ. Очерки по истории приходской жизни на севере России в XV-XVII вв. СПб.,1913. С.З.

Это тем более необходимо, что православная церковь активизирует своё участие в формировании нравственных основ общества, поддерживает благотворительность, вносит вклад в образование, противодействует движениям, чья деятельность приводит к разрушению или даже физическому уничтожению личности.

В работе анализируются гуманитарные аспекты церковноприходской деятельности: благотворительность, попечительство, церковные общества, образование и миссионерство.

Первый компонент - попечительство и благотворительная деятельность. В изучаемый период православная церковь накопила богатый опыт оказания помощи нуждающимся и страждущим. Используя христианское учение о милосердии, обращенное к конкретной личности, её духовному миру, изучение развития традиций благотворительности, попечительства, церковных обществ, будет способствовать заживлению ран и оказанию духовной и материальной поддержки нуждающимся слоям населения.

Второй компонент - образование. Оно всегда являлось одним из главных показателей культурного состояния общества. При этом важно изучить и оценить все его стороны, включая историю церковно-приходских школ и церковно-библиотечную систему. В советской исторической науке это направление подвергалось жёсткой критике, рассматривалось как отсталое и примитивное, хотя как целостная система не изучалась. В конце XIX -начале XX вв. церковная школа играла важную роль в развитии Самарского края, являясь неотъемлемой частью культурного и исторического процесса, представляя практическое поле деятельности для педагогической науки, непосредственно влияла на формирование внутреннего мира подрастающего поколения. Сейчас этот тип школ и библиотек вновь становится востребован.

Третий компонент - распространение и укрепление православной веры. Вероисповедальная ситуация в стране остаётся такой же противоречивой и сложной, как и сто лет назад. Общество активно «поглощает» идеи других, помимо православия, религиозных конфессий и толков, рождённых как у нас в стране, так и за рубежом, но имеющих зачастую одну общую черту -их деятельность ведёт к нравственному вырождению российского общества. Опыт, приобретённый православной церковью в начале XX века на миссионерском поприще, сегодня также представляет значительный интерес.

Таким образом, изучение указанных проблем имеет актуальное научное и практическое значение. Особую актуальность в разработке вопросов, связанных с пониманием места и роли Русской православной церкви в общественной жизни, приобрёл региональный подход.

Степень изученности темы (историография).

В историографии темы исследования можно выделить два блока:

  1. общероссийская; П. региональная (краеведческая), каждый из которых подразделяется на три периода: 1. конец XIX века - октябрь 1917 г.;

  2. советский и 3. постсоветский. В рамках периода необходимо указать следующие направления: а) собственно изучение прихода, его статуса, состояние духовенства; б) изучение отдельных аспектов приходской деятельности: благотворительность и попечительство, просвещение, миссионерство.

Уже в дооктябрьский период авторы обращают внимание на различные аспекты приходской жизни. История развития приходов, анализ деятельности приходского духовенства, вопросы управления и устройства прихода, наряду с проблемами избрания священно-церковно-служителей, изменения статуса белого духовенства, рассматривались в общих работах

посвященных истории православной церкви,2 а также в трудах П.В. Знаменского, С.Г. Рункевич, Л.А Тихомирова.3 Так Л.А. Тихомиров, рассматривая значение религии, указывал: «Можно теоретически спорить о том, одна ли религия способна давать человеку всеобъемлющий идеал, освещающий все стороны его существования. В исторической практике, мы, во всяком случае, видим, что такую роль играют не философские системы, а религиозные. Или точнее, что философская система становится способной к такой роли лишь тогда, когда превращается в верование, религию. Объединяя рассудочное убеждение с безусловным требованием некоторой высшей сверхчеловеческой силы».4 Серьёзный вклад в исследование приходской жизни внёс А.А.Папков, разработавший периодизацию развития прихода, установивший взаимосвязь различных направлений деятельности прихода с общерелигиозными вопросами, а также выявивший положительные значения в деятельности православных братств.5

Интерес к приходу среди учёных, публицистов, практиков усиливается в начале XX столетия в связи с нарастанием реформаторских тенденций по преобразованию Русской православной церкви. Его сторонники считали необходимым изменить статус прихода с целью повышения его

2 Василий (Преображенский) еп. Можайский. История Православной Христианской
церкви. М.,1908.; Рудаков А.П. История Христианской Православной церкви. СПб.,
1910.; Смирнов П.А. История Христианской Православной церкви. СПб., 1910.

3 Знаменский П.В. Приходское духовенство в России со времён реформ Петра. Казань.
1870.; Рункевич С.Г. Великая Отечественная война и церковная жизнь в 1914-1915 гг. //
Прибавления к Церковным ведомостям, 1916, № 1-52., Тихомиров Л.А. Монархическая
государственность. М., 1998.; Тихомиров Л.А. Христианство и политика. М.,1999.;
Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. М., 1998.

4 Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. М., 1998. С. 672.

5 Папков А.А. Древнерусский приход с древнейших времён до конца XVIII века.
Сергиев Посад. 1897.; Папков А.А. Упадок православного прихода XVIII-XTX века.
МЛ 899.; Папков А.А. Начало возрождения церковно-прихо декой жизни в России. //
Русский вестник, 1900, № 2-3.

самостоятельности и активизации прихожан.6 В частности А.А.Папков выделил следующие причины кризиса церковного прихода: обособление духовенства, контроль со стороны бюрократической епархиальной власти, содержание духовенства приходами, не признание прихода юридическим лицом, отсутствие правильного церковно-хозяйственного управления, искусственность и канцелярность приходских попечительств.

Отдельные направления в деятельности православной церкви и церковного прихода также были предметом внимания исследователей.

Анализ трудностей в духовно-учебном деле, необходимость реорганизации церковной школы, вопросы истории возникновения и деятельности приходских школ содержатся в трудах С.А.Козубовского, Н.П.Богачёва, Т.А.Догуревич, Б.В.Титлинова.7

Авторы, изучающие приходскую благотворительность и попечительство, отмечают возрастающее значение этого направления деятельности, а лучшей единицей, призванной осуществлять эту работу - церковный приход. Поэтому следует заметить, что трудности в попечительской и благотворительной работе РГЩ, авторы ограничивают недостатками в деятельности духовного ведомства.8 Необходимо отметить работу Е.Д.Максимова,9 который предлагал в рамках церковной реформы превратить приход в земскую единицу не только в области общественного призрения, но и административного управления.

6 Бердников И. Что нужно для обновления православного русского прихода? -
СПб., 1907.; Еп. Аркадий. По вопросу о благоустройстве православного прихода.//
Рязанские епархиальные ведомости, 1916, № 15-16.; Голубинский Е.Е. О реформе и быте
в русской церкви. Сб. ст. М.,1913.

7 Козубовский С. А. Церковь, школа и жизнь. Сб. ст. Сергиев - Посад, 1908.; Богачёв Н.П.
Область науки и область веры. М.,1907.; Титлинов Б.В. Духовная школа в России в ХГХ
столетии. Тт. 1-2. Вильна, 1908-1909.

Бензин В.М. Приходская благотворительность на Руси после 1864 года.// Трудовая помощь, 1907, №2 9 Максимов Е.Д. Особые благотворительные ведомства и учреждения. СПб., 1903.

Порою, неоднозначные оценки содержатся в исследованиях, определяющих место и значение миссионерской деятельности православного прихода: от признания её роли в укреплении государства и нравственности, до полного отрицания таковой, с «присвоением должности» распространителя реакции.10

Статистические данные с точки зрения сравнительно-исторического анализа приведены в работе Е.К.Смирнова,11 где он указывает по епархиям число новокрещенных за время деятельности православного миссионерского общества.

Особенностью историографии данного периода является издание энциклопедий, содержащих богатый материал по богословию и церковному строительству.

Поможет разобраться в вопросах Священного писания, Библейской истории, археологии; основному догматическому и нравственному богословию; церковной истории, проповедничеству, философии и педагогике, в богословском преломлении, Православная богословская энциклопедия. Особое внимание авторы издания обращали на разработку вопросов по христианской апологетике и обличению инославия, раскола и ересей; обстоятельно излагали литургические вопросы. В энциклопедию включены биографические справки о Святых православной церкви, подробно освящена история епархий, иллюстрируемая большими подробными картами, изображением главнейших учреждений, портретов епархиальных архипастырей.

10 Макарий (архимандрит Алтайский). Мысли о способах к успешному распространению
Христианской веры в Российской державе. ML,1894.; Скворцов В.М. О церковно-
общественном и государственном значении миссионерства. Киев, 1897.;
Мироносицкий И. Об улучшенной постановке миссионерского дела. Казань, 1903.;
Бонч-Бруевич В.Д. Силы русского клерикализма.// Религия и церковь в истории России.
М.,1975.

11 Смирнов Е.К. Очерк исторического развития и состояния русской православной
миссии. СПб., 1904.

Полный православный богословский энциклопедический словарь содержит в себе все вопросы, касающиеся Святой православной церкви, её учения и жизни, понятий по вопросам богословского, философского, литургического, церковно-практического и исторического характера. В словаре около 20 000 понятий. п

Однако дореволюционная историография в полной мере не смогла проанализировать и дать исчерпывающую оценку деятельности православного прихода.

Советская историография, атеистическая в своей основе, ставила перед собою иные цели: развенчание духовенства, дискредитация в целом церковной иерархии, разоблачение контрреволюционной деятельности, стремление представить РПЦ оплотом мракобесия. Исходной точкой послужил вывод о враждебном отношении православия к общественному прогрессу. Исключением стал труд А.В.Карташова «Очерки по истории русской церкви», 13 опубликованный ещё в 30-е годы, но дошедший до массового читателя лишь шесть десятилетий спустя. Автор предпринял попытку проанализировать развитие Русской православной церкви на протяжении всей её истории, уделив определённое внимание приходам. Классической работой указанного периода явилась монография Н.М.Никольского, 14в которой, в частности, делается вывод о ненужности церковных общеобразовательных школ, а благотворительная деятельность, односторонне расценивается лишь как средство поднятия авторитета церкви. П.К.Курочкин, Н.Н.Розенталь, Э.Кольман, указывают, что

12 Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический
словарь. Пг.,1900-1911.Т. І-ХП (А - Константинополь); Полный православный
богословский энциклопедический словарь. СПб.,1913. Т. 1-2.,репринт 1992.; Никифор
(Бажанов). Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия. М.,1891.
Т. 1-4., репринт 1990-1991; Солярский П.Ф. Опыт библейского словаря собственных
имён. СПб.,1879-1887. Т. 1-5

13 Карташов А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1-2. М.,1994.

14 Никольский Н.М. История русской церкви. М.,1985.

сосредоточившись в своей проповедческой деятельности на вопросах нравственности, служители культа предпринимают неустанные попытки выдать православие за гуманистическое мировоззрение, прикрываясь им даже тогда, когда сжигали «еретиков» на кострах, и как бы ни старалась православная церковь приукрасит своё учение, оно носило и носит антигуманистический, враждебный человеку характер15. В работе В.Е.Титова вообще говориться о том, что православие - это неправильная форма мировоззрения, толкнувшая людей на бесплодную растрату сил,16 а В.А.Зоц стремится доказать, что церковь всегда была тормозом в развитии духовной культуры народа.17

В вышедших в СССР исследованиях по истории учебных заведений духовного ведомства дореволюционной России, было принято замалчивать прогрессивные элементы. С чисто партийных позиций при рассмотрении церковных учебных заведений и системы преподавания в них подошел к проблеме С.А.Каменев. Главная задача церковных школ, по мнению Ф.Олещук - защита идей верности самодержавию, распространение религиозности населения, стремление отвлечь массы от революционной борьбы . В 1962 году вышла книга Е.Ф.Грекулова - «Православная церковь - враг просвещения». Автор подчёркивает, что церковь, насаждая религиозную идеологию, стремилась отвлечь учащихся от научных знаний, отгородить от реальной жизни, вместе с тем в работе содержится классификация церковных школ, а также статистические данные о количестве учащихся в них и источниках финансирования. В работах Г.Е.Журавского и А.В.Ососкова рассматривается история образования и

15 Курочкин П.К. Православие и гуманизм. М.,1962; Розенталь Н.Н. Христианство, его происхождение и сущность. М.,1960.;Кольман Э. Православие о вере и знании. М., 1959. 1<ГТитов B.C. Православие. М.,1974.

Зоц В.А. Духовная культура и православие. М.,1974. 18 Лукин Н.М. Церковь и государство. М.,1924.; Каменев С.А. Церковь и просвещение в России. М.,1930.; Олещук Ф. Борьба церкви против народа. М.,1939.

деятельность школ различных типов. Материалы о приходских школах содержатся в коллективном труде «Русское православие: вехи истории»20. Там же представлен традиционный вывод советской историографии о благотворительности, как источнике укрепления авторитета церкви, и миссионерстве, ущемляющем права иноверцев.

Таким образом, большинство трудов указанного периода, отмечая широкую сеть приходских школ и большое количество учащихся в них, в итоге критикуют такой вид образования.

В советский период отношение к церковной благотворительности и попечительству мало чем отличалось от отношения к приходским школам. Исследователи доказывали, что благотворительность выгодна эксплуататорским классам, поскольку она позволяет снизить накал общественной напряжённости и удержать массы от революционной борьбы. Уже первые работы послереволюционных лет насыщены идеологией и отрицают опыт церковной благотворительности вообще и в годы Первой мировой в частности. Лишь в 80-е годы XX века происходит признание опыта гуманитарной деятельности церкви, но с оговорками:

а) источник средств для благотворительности - эксплуатация масс;

б) такого рода помощь носила чисто символический характер.

Что касается разработки проблематики миссионерского дела Русской православной церкви, то она не получает должного внимания. Так в указанной выше монографии Н.М.Никольского миссионерство

Журавский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. М., 1978.; Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917). М.,1978.

20 Русское православие: вехи истории. М.,1989.

21 Грекулов Е.Ф. Церковь. Самодержавие. Народ, (вторая половина XIX- начало XX
века). М.,1969.; Курочкин П.К. Социальная позиция русского православия. М.,1969.;
Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905-1907 годов. М.,1984.

22 Кандидов Б. Церковный фронт в годы первой мировой войны. М.Д929.; Эльвин Э.
Церковь и война. (1914-1918) М.,1934.

23 Корзун М.С. Русская православная церковь на службе эксплуататорских классов
(X век -1917 год). Минск,1984.; Мануйлова Л.Е. Церковь и верующие. М.,1981.

характеризуется как способ колонизации, русификации и насильственной христианизации к 1917 году так и не завершённый.

В целом внимание исследователей этого периода сосредоточилось на истории христианизации окраин империи и оппозиционных христианству конфессий.24

Таким образом, отличие советского периода от досоветского в изучении истории Русской православной церкви будет состоять в том, что преобладающими станут работы с негативной, антицерковной направленностью изложения, в то время как историография начала XX века указывала и положительные, и отрицательные стороны жизни церковного прихода, стремясь этим улучшить его деятельность.

С конца 80-х годов XX столетия изменяется отношение государства к Русской православной церкви. Переломным событием стала дата - 1000-летие Крещения Руси, что нашло отражение в содержании исследований.25

Зарубежная историография, получившая доступ к отечественному читателю, являлась отражением господствующей идеологии. Так работа Льюиса Д., изданная в 1966 году, раскрывает коренную противоположность марксистско-ленинской философии и религиозной идеологии.26

В годы перестройки появляются публикации, исходящие из иных идеологических установок.27

Долотов А. Церковь и сектантство в Сибири. Новосибирск, 1930.; Чёрная М.П. Роль христианизации в русской колонизации XVTI-XTX века// Американский и Сибирский фронтир.; Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М.,1978.; Миловидов В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. М.,1969.; Белов А.В. Секты. Сектантство. Сектанты. М.,1979.; Митрохин Л.Н. Баптизм. М.,1974. 25 Русская Православная церковь 988-1988: очерки истории. М.,1988.; Христианство и Русь. М.,1988.; Красников Н.П. Русское православие, государство и культура. М.,1989.; Царевкий А. Значение Православия в исторической судьбе России. Л., 1991.; Русская Православная церковь: альбом. М.,1990.; Шнеман А. Исторический путь Православия. Париж, 1989.

Льюис Д. Наука, вера и скептицизм. Пер. с англ. М.:Прогресс,1966. 27 Хопко Фома. Основы православия. Пер. с англ. Минск, 1991.; Эллис Джейн. Русская православная церковь: согласие и инакомыслие. Пер. с англ. Лондон, 1990.

Заметным событием для последнего десятилетия стало издание труда канадского профессора Д.В.Поспеловского, опирающегося на богатый фактический материал из российских и зарубежных архивов по истории Русской православной церкви в XX столетии, о её патриотической деятельности в годы войны и начавшемся возрождении. Однако автор сосредоточился на проблеме политических отношений между государством и церковью. Анализируя реформаторские устремления епископата провести реформу церкви, в том числе восстановить автономию и широкое самоуправление прихода, как основной ячейки соборности церкви, он приходит к выводу, на основе «Отзывов епархиальных архиереев» и «Прибавления» к ним, составленных как ответ на предложения В.К.Победоносцева прислать в Синод записки о положении церкви, что зачислять епископат начала века в реакционеры будет грубейшей ошибкой. Д.В.Поспеловский также пытается ответить на вопрос, почему цвет русской мысли обратился к православию, но не нашёл понимания у светской власти, управляющей церковью.

После падения советской государственно-политической системы новая власть не смогла предложить консолидирующей общество идеи. Поэтому последнее, во многом эмпирическим путём, стало возвращаться к старой, возможно не идеальной, но проверенной системе жизни и воспитания, основанной на православных традициях. Эти процессы получили своё отражение в региональных исследованиях.

В кандидатской диссертации А.Е.Басалаева после экскурса в историю школы вообще приводится классификация церковно-приходских школ и раскрывается система контроля, а затем, на статистическом материале, показана система церковных школ, численность и уровень

Поспеловский Д.В. Русская Православная церковь в XX веке. М.,1995.

преподавательского состава в Забайкальской области. В главе «Начальное и духовное образование (1861-1917 гг.) кандидатской диссертации Л.Н.Харченко отмечается, что приходские школы и школы грамоты начинают создаваться после указа 13 июня 1864 года и за счёт своей дешевизны получают распространение, позволяя снизить проблему всеобщего начального образования. В работе также указывается, что из-за ряда проблем, недоработок, этот тип школ не мог в полном объёме выполнять свою миссию.

Не скрылась от глаз исследователей, как светских, так и духовных, проблема благотворительности. В материалах, вышедших в начале 90-х годов, раскрывается история благотворительности, даётся её характеристика, приводятся примеры.30

Современный анализ благотворительной деятельности православной церкви предложен в диссертации А.Д.Пашенцева.31Автор раскрывает сущность христианской концепции милосердия, представляет систему общественного призрения, сложившуюся в России во второй половине XIX века, и место православной церкви в ней, указывает уровни и формы приходской и монастырской благотворительности. Однако, выводы работы . не совсем благоприятные для церкви: 1) весомый вклад в дело призрения, по мнению автора, вносили лишь те попечительства, во главе которых стоял настоящий подвижник христианского дела; 2) церковь не всегда адекватно откликалась на народные нужды.

Басалаев А.Е. Церковно-приходские школы и школы грамоты Забайкальской области 1884-1917 гг.: Автореферат диссертации на соискание учёной степени к. и. н. Иркутск,2000.

Власов П. Обитель милосердия. М.,1991.; Нещеретный П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М.,1993.; Добровольская Т.А., Мастеропуло А.П., Поддубный М.В. О перспективах возрождения христианской благотворительности.// На пути к свободе совести. М.,1989.

31 Пашенцев Д.А. Благотворительная деятельность Русской православной церкви П половины XIX - начала XX в.: Автореферат диссертации на соискание учёной степени к. и. н. М.,1995.

Подвергнута историческому анализу, с указанием положительных моментов и недостатков, социальная деятельность православия в XIX веке в диссертации С.Г.Зубаноной.32

Проблемы миссионерской деятельности исследовала А.А.Ипатьева.33 Автор пришла к выводу, что государство и церковь тесно взаимодействовали, стремясь все народы России связать единой идеологией - православием. Для выполнения этой цели государство выделяло приличные суммы Дальневосточной епархии. Работа содержит анализ организации миссионерской деятельности на Дальнем Востоке.

Самарские исследователи обращались к отдельным сторонам церковной истории: жизнеописания подвижников православной церкви, история церквей и монастырей, выходили книги разъясняющие основы веры, терминологию и обряды.34

В диссертационном исследовании А.В.Мендюкова рассматриваются проблемы социального положения и деятельности православного духовенства в политическом, хозяйственно-экономическом и культурном аспектах. Анализируется процесс трансформации положения Русской православной церкви в условиях быстрого развития капиталистических отношений, её деятельности в этих условиях, а также влияния на неё государственной власти и верующих.35

Зубанова С.Г. Православная церковь в социальной, культурной и духовной жизни российского общества ХГХ века.: Автореферат дис. на соискание учёной степени к. и. н. М.,1995.

33 Ипатьева А.А. Миссионерская деятельность Русской православной церкви на юге Дальнего Востока во второй половине ХГХ - начале XX вв.: Автореферат диссертации на соискание учёной степени к. и. н. Красноярск, 1999.

34Подвижники Самарской земли. Самара., 1995.; Православие. Самара,1992.; Радченко О.И. Православные монастыри Самарского края во П половине ХГХ - XX вв.: Автореферат диссертации на соискание учёной степени к. и. н. Самара, 1997.; Зубова О. Огудина Н. Об истории Николо - Софийской церкви в г. Самаре. Самара, 1998. 35 Мендюков А.В. Русская православная церковь в Среднем Поволжье в 1894-1917 годах.: Автореферат диссертации на соискание учёной степени к. и. н. Самара, 2001.

В работах поволжских авторов по истории дореволюционного образования можно выделить труды, в которых основное внимание уделено министерским и земским школам, а также характеристике уровня развития образования и грамотности в среднем по региону и стране.36 Работы церковных деятелей посвящены различным аспектам деятельности церковной школы. Публикации первой и второй групп снабжены обширным статистическим материалом.37

Особняком стоят труды О.С.Струкова, но они: а) содержат статистический материал по грамотности в целом; б) не дошли до массового читателя, так как являются рукописями.

Работы постсоветского периода продолжают рассматривать образовательные учреждения в целом.39

Первые труды по миссионерской тематике появились уже в конце XIX столетия. Монах Самарского Никольского монастыря Арсений описал пребывание сектантского наставника в Самарской тюрьме и его рассказ об идеологии, морали, нравах, быте сектантов села Орловки. 40О семейном воспитании, религиозных исканиях и принятии в итоге баптизма, рассказывает житель села Андросовки Николаевского уезда

Краткий отчёт о состоянии начального образования в Самарской губернии за 1904 год. Самара, 1905. Есть отчёты и по другим годам.; Преображенский П. Рост народного образования в Самарской губернии со времён крестьянской реформы (за 50 лет).// Известия Самарского общества народных университетов.,1911. Т.5.

37 Матюшенский А. Церковно-приходские школа Самарской епархии за 50 лет её
существования (1851-1901). Статистика. Самара, 1901.; Образцовая школа при
Семинарии.// Самарские Епархиальные Ведомости, 1898, № 8.

38 Струков О. С. Учебные заведения в Самаре и Самарской губернии. Рукопись. ОРК
Областной научной биб-ки. Куйбышев, 1972. ; Струков О.С. Грамотность населения
России, Самары, Самарской губернии. Рукопись. ОРК Областной научной биб-ки.
Куйбышев ,1971.

Борщева О. Образовательные учреждения г. Самары в 19-м столетии.// Алабинские чтения. Самара, 1995.

40 Беседчики Самарской епархии. Б.м. Б.г.; Из мира старообрядчества.// Самарская газета, 1889, 6-7 сен.; Арсений. Лжехристы монтано-молоканские: Иван Григорьев и Григорий Верещагин. М.,1891.

Ф.Носков. Популярной была тема истории Иргизских раскольничьих общин. Так в исторических очерках, Д.Л.Мордовцев рассказывает о борьбе царизма против Иргизских монастырей и вольных общин, в итоге ведущей к их полному исчезновению. Причину раскола он видит в протесте против московской власти. Впоследствии эту тему в своих трудах будет развивать М.Н.Тихомиров.42

Статьи, опубликованные в советский период, имеют ярко выраженный антицерковный характер. Так В.Проскуров, рассказывается о некой Гале, которую церковники заманили в лоно церкви, воспользовавшись её несчастьем. Общее отношение к Православной церкви выражено статьями А.Лебедева «Их знамя - корысть и нажива» и М. Барыкина «Истуканы».43

Выходившие в 1990-е годы публикации нередко заинтересовывают, , нежели оберегают от идей сектантства. Хотелось бы, чтобы о православных священниках и семинаристах писали так же, как Ю. Ясько о мормонах: «Они вносят свою религию в дома и сердца людей, в любую непогоду выходят на улицы нашего города, ведут беседу с людьми, приходят в дома, чтобы подарить книгу Мормона, а самое главное - для общения с нами».44 А в публикации Н.В.Щелгунова можно прочитать о молоканах, как о людях мысли и убеждения, находящихся на более высокой нравственной ступеньке, нежели православные.45

Носков Ф. Автобиография и исповедь сектанта.// Баптист ,1911. № 27. 42 Мордовцев Д.Л. Последние годы Иргизских раскольничьих общин Исторический очерк.// Мордовцев Д.Л. Собр. Соч. Т.21. СПб.,1901.; Тихомиров М.Н. Иргизские монастыри: из истории старообрядческих монастырей на реке Иргизе.// Тихомиров М.Н. Самара в моей жизни. Самара., 1994.

43Проскуров В. Чтобы встать в полный рост.// Волжская заря, 1970, 28 апр.; Барыкин М. Лёгкая добыча.// Волжская коммуна, 1965, 5 мар.; Лебедев А. Их знамя - корысть и нажива.// Волжский комсомолец., I960, 8 апр.; Барыкин М. Истуканы. // Волжский комсомолец, 1961,2 дек.

44 Ясько Ю. Мормонам нравятся самарские пироги, самарским девушкам нравятся
мормоны.// Волжская заря, 1994,27 дек.

45 Щелгунов Н.В. Каким богам молились самарцы? // Самарские известия, 1999,24 авг.

В этот же период стали появляться работы по истории Самарской епархии, содержащие, прежде всего, фактический материал.46

Анализ историографии показывает, что интерес к изучению различных аспектов деятельности Русской православной церкви никогда не угасал, однако всё" ещё остаётся много «белых пятен». Необходимость освоить и изучить «окраинные» земли или осветить деятельность центрального аппарата, привела к тому, что к внутренним территориям, каковой является Самарская епархия, внимание стало ослабевать. В итоге, православный приход, составляющий основу самой многочисленной религиозной конфессии страны, не получил должного освещения в трудах исследователей.

Уровень разработанности темы позволяет ставить вопрос о необходимости её дальнейшего изучения.

Цель исследования: на основе комплексного анализа архивных и опубликованных источников, исследовать сущность и методы основных направлений социально-гуманитарной деятельности православного прихода.

Исходя из цели, определены следующие задачи исследования:
1 .Исследовать механизм функционирования церковного

попечительства и благотворительности, установив место прихода РПЦ в системе благотворительных организаций;

2.Показать роль православной церкви вообще, и православного прихода в частности, в распространении образования, охарактеризовать имеющиеся типы начальных школ, вьивив отличия в их работе, а также описать систему и проанализировать качество подготовки преподавательского состава в церковноприходских школах;

Из истории Самарской епархии. (1850-1990)7/ Волжская коммуна, 1990, 22 дек.; История Самарской епархии в некоторых цифрах.// Красноярские новости, 1991, №3.

3.Раскрыть методы защиты христианского населения региона от расколъническо - сектантских элементов; определить структуру миссионерской сети в крае, указав формы и содержание этой работы на уровне прихода.

Объект исследования - приход Русской православной церкви.

Предмет исследования - социально - гуманитарные аспекты деятельности прихода Русской православной церкви, определяемые следующими направлениями:

попечительство о бедных духовного звания и сиротах, организация благотворительности и определение категорий населения, которым такая помощь оказывалась;

образование - начальное образование, подготовка преподавательского состава приходской школы, его уровень и финансовое положение, библиотечная сеть;

- организация миссионерства и его результаты.
Территориальные рамки исследования охватывают Самарскую

Епархию, в границах определённых 19 декабря 1850 года. ( Современная территория Самарской области, части Волгоградской, Саратовской и Оренбургской областей.)

Хронологические рамки исследования ограничены 90-ми гг. XIX века -февралём 1917 года. В это время оформляется новый взгляд на определение функциональных обязанностей и место прихода в жизни общества, что приводит к активизации его деятельности.

Научная новизна исследования заключается в постановке проблемы, так как впервые предпринята попытка изучения социально-гуманитарной деятельности православного прихода конца XIX - начала XX вв. В ней проанализированы основные аспекты данной проблемы: определены механизмы церковного попечительства и благотворительности,

установлено место прихода РГЩ в системе благотворительных организаций. Подробно исследованы вопросы начального образования в приходских школах. Раскрыты методы защиты христианского населения региона от раскольническо-сектантских элементов. Анализ количественных показателей позволил оценить качество образования в приходских школах, проанализировать состояние преподавательского состава, дать оценку миссионерской деятельности в самарской епархии. При этом в научный оборот вводится значительная часть новых источников. В диссертации содержатся выводы о значимости работы, выполняемой православным приходом.

Методологическая база исследования строится на принципах: историзма, объективности и рационализма. Деятельность прихода изучается в связи с объективным ходом исторического развития, путём выявления особенностей и тенденций. Используется также ретроспективный метод, позволяющий осветить активность прихода и церкви в целом в какой-либо момент или акцентировать внимание на изменившихся условиях существования.

Методы исследования определялись характером работы и предстали в следующем виде: описательно-исторический, сравнительно-исторический, статистический и демографический.

Источниковую базу исследования, условно, можно разделить на три большие группы: 1) официально-документальные материалы; 2) рабочие дневники приходских священников и источники, содержащие статистические сведения; 3) материалы периодической печати.

Первая группа - законодательные акты: указы, распоряжения, повеления, гшструкции Его Императорского Величества и Святейшего Правительствующего Синода, уставы и правила обществ находящихся в структуре православной церкви, представлены в Полном собрании законов

Российской империи (1881-1913 гг.), уставах «Церковно-приходских школ» и «Школ грамоты» (1884 и 1891 гг.), правилах «Об устройстве внутренней миссии». Знакомясь с ними, можно судить о том, какими положениями руководствовалось Самарское духовенство на практике, в них определены функции и компетенция органов церковного управления. При этом учитывалось, что сами по себе нормативные акты не могут дать целостного представления о гуманитарных аспектах в деятельности православного прихода. Поэтому к первой группе примыкают материалы делопроизводства - внутриведомственная переписка, донесения, прошения, акты, рапорты, инструкции, журналы заседаний Самарской Духовной Консистории и журналы съездов духовенства Самарской епархии сессий 1912-1917 гг., ежегодные отчёты Епархиального Преосвященного, отчёты о деятельности приходских попечительств и православных братств, отчёты антисектантских и антираскольничьих миссионеров. Все эти документы можно разделить на две подгруппы: а) документы, исходящие из приходских общин и благочинных; б) документы, исходящие из Духовной Консистории и Святейшего Правительствующего Синода (документы в лучшей сохранности, чем подгруппа «а»). Данные источники позволяют раскрывать ход решений различных вопросов, объясняют причины тех или иных действий священнослужителей православного прихода. Материалы официального делопроизводства широко представлены в региональных архивах. В Государственном Архиве Самарской Области: Фонд 32 -Самарская Духовная Консистория и Фонд 356 - Канцелярия епископа Самарского и Ставропольского представлены законодательные акты: указы, распоряжения, повеления, инструкции Его императорского Величества и Святейшего Правительствующего Синода по Самарской епархии, а также рапорты и отчёты благочинных округов и приходского священства, представленные на рассмотрение Его Преосвященства Преосвященнейшего

Епископа Самарского и Ставропольского и Духовной Консистории; Фонд 40 - Самарское епархиальное попечительство; Фонд 776 - Самарский епархиальный училищный совет, Фонд 208 - Самарский епархиальный миссионерский совет, содержат: а) уставы и правила осуществления соответствующих социально-гуманитарных аспектов приходской жизни, б) ведомости и отчёты приходских попечительств, нравственных обществ, церковно-приходских школ и школ грамоты, православных миссионерских обществ и епархиальных миссионеров.

Доклады и отчёты, подобно любому другому документу, составленному должностным лицом, несут в себе элементы апологетичности, однако сопоставление названных документов с данными из других источников позволяют судить о действительном состоянии гуманитарных аспектов в приходской жизни.

Вторая группа - рабочие дневники приходских священников и источники, содержащие статистические сведения - историко-статистические описания приходских школ, таблицы в годовых отчётах. Статистические данные содержат объективные факты о положении дел в различных направлениях приходской жизни, о количестве школ и учащихся, их реальном обеспечении, числе уклонившихся в раскол и присоединившихся к православию, конкретные суммы, переведённые или полученные православным ведомством, а также его структурами. В то же время, анализируя статистические сведения по грамотности населения России, необходимо обращать внимание на одну важную деталь: в русской статистике до начала XX века, в частности при переписи населения 1897 года, процент грамотности определялся для всего населения, включая новорождённых, и лишь позднее, уровень грамотности стали определять для населения от 9 до 45 лет, т.е. для той его части, которая может быть полностью грамотной при всеобщем начальном обучении. (Этот ценз

впоследствии будет принят и в советской статистике.) Материалы по данной группе нашли отражение в: Фонде 310 - Самарская женская и мужская воскресные школы; Фонде 311-2-е женское приходское училище; Фонде 1 - Самарское Губернское правление и Фонде 3 - Канцелярия Самарского губернатора Государственного Архива Самарской Области и в Архивном отделе мэрии г. Тольятти: Фонд 7 - Ставропольская учительская семинария, Фонд 26 - Ставропольская второклассная женская церковноприходская школа. Документы и материалы этой группы дают возможность оценить реальный вклад РПЦ в решение задач всеобщей грамотности и защиты интересов православной церкви осуществляемой путём миссионерской деятельности.

Документы Государственного Архива Российской Федерации: Фонд 990 - Мансуров П.Б., Государственного Архива Саратовской Области: Фонд 809 - Николаевское епархиальное женское училище, Фонд 838 -Вольское 2-е епархиальное женское училище, помогают разнообразить и дополнить исследование материалами по проблемам церковно-школьного образования, а Фонд 865 - Саратовский епархиальный комитет всероссийского православного миссионерского общества, по вопросам миссионерского движения.

Ценным источником, несмотря на отсутствие единых стандартов и субъективизм, свойственным, быть может, не только этой группе, являются миссионерские дневники приходских священников. Они свидетельствуют об отношении раскольников и сектантов к религии, их религиозности, основах веры, раскрывают отношение к православию. (Дневники А.Паусткова, М.Топкого и др.)

Данные, составляющие 2 группу, носят фрагментарный характер. Причиной этому служат два фактора: а) субъективный - добиться регулярной отчётности со стороны причтов приходских церквей,

представлялось сложной задачей для епархиального руководства; б) объективный - плохая сохранность документов.

Третью группу источников составили центральные и местные периодические издания. Среди них «Самарские епархиальные ведомости», «Вестник благотворительности», «Церковно-приходская школа», «Миссионерский сборник», «Миссионерское обозрение».

Особенно богатый, даже в какой-то степени уникальный материал по истории самарских церквей и церковно-приходских школ, развитию приходской системы попечительства и благотворительности содержится в «Самарских Епархиальных Ведомостях», которые начали издаваться с 1 января 1867 года. «Ведомости» состоят из двух частей. В официальной части публикуются указы Св.Синода, известия по общецерковному управлению, распоряжения местного епархиального руководства. В неофициальной части опубликованы статьи, отражающие различные стороны церковной жизни. В большинстве своем это труды местного духовенства по устройству православной церкви, по успешной проповеди слова Божьего, здесь же содержатся отчёты епархиального училищного и миссионерского советов, эмеритальной кассы, имена попечителей и жертвователей. Роль этого издания заключается в том, что в нём разрабатывались вопросы, имеющие значение в местной епархиальной жизни.

Не уступают по значимости материала, а по качеству иногда превосходят, из-за своей специфики, епархиальные ведомости, специализированные православные издания: «Церковно-приходская школа», «Миссионерское обозрение», «Миссионерский сборник». Последний, в частности, ставил своею целью, служить интересам Св.церкви Христовой в её борьбе с расколом старообрядчества, русским сектантством рационалистического и мистического направлений. Сборник, объединяя

лучшие рабочие силы по специальным вопросам миссионерства, стремился сплотить духовенство и всех ревнителей православия в деле защиты Святой веры Христовой. Журнал «Церковно-приходская школа», ставил своей целью, распространение среди русского общества сведений о возможно правильном установлении воспитания и образования в школе и семье. Журнал содержал материалы, обосновывающие необходимость церковной школы, публиковал статьи по теории и методике преподавания различных дисциплин, совершал экскурсы в историю церковного образования. К недостаткам таких изданий следует отнести слабое внимание к региональным аспектам деятельности.

Вышеперечисленные источники, составляющие в совокупности единое целое, позволяют создать прочную научно-исследовательскую базу и решить поставленные в диссертационном исследовании вопросы.

Практическая значимость работы. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в процессе создания новых учебных пособий как по истории церкви и культуры развития региона, так и для создания обобщающих трудов на эти темы. Работа может применяться в лекционных курсах и спецкурсах по истории церкви и Самарского краеведения. Богатый опыт православной церкви в области благотворительности, её форм и методов, может быть востребован современным обществом для решения практических задач, особенно привлекающих к себе внимание в связи с необходимостью снизить социальную напряжённость.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры Отечественной истории Самарского Государственного Педагогического Университета. Положения и выводы диссертационного исследования апробированы на научных конференциях: V и VI «Ивановских чтениях» в Самарской Духовной семинарии, научных чтениях молодых учёных на

кафедре Истории Отечества СамГПУ, а также изложены в научных публикациях.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, приложений, списка использованных источников и литературы.

Самарской Епархии на рубеже XIX - XX веков

На Тебя, господи уповаю, да не постыжусь во век; по правде Твоей избавь меня. (Псалом 30) Основы православного учения о милосердии изложены в Библии и развиты в трудах наиболее авторитетных православных авторов и подвижников. В своде моральных норм и заповедей христианства одно из первых мест занимает заповедь возлюбить ближнего своего, как самого себя. Согласно Библии, быть милосердным не значит просто сострадать и не делать зла. Милосердие, есть активная деятельность, следствием которой, за совершенные добрые поступки станет непременное воздаяние.

Согласно учению Иоанна Златоуста, милосердие существует не столько для того, чтобы помогать бедным, сколько для того, чтобы сами подающие могли заслужить себе награду, достигнуть нравственного совершенства. Поэтому, приобретает или нет вечную жизнь на небесах подающий, зависит от чистоты сердца и настроения того, кто совершает акт милосердия.

Вплоть до конца XIX века благотворительность осуществлялась на межличностном уровне, можно сказать «из рук в руки: от имеющего к нуждающемуся». Однако внутреннее развитие страны требовало осуществления мер социальной защиты населения. Постепенно складывается система общественного призрения, состоящая из государственных, общественных, частных благотворительных организаций, ставящих перед собой различные задачи. Необходимо также отметить, что целостная государственная система социальной помощи в рассматриваемый период так и не сложилась.

В развитие системы общественного призрения значительный вклад внесла Русская православная церковь, имевшая к тому времени разветвлённую приходскую сеть и вековые принципьі милосердия.

Обязанности попечительства отражались в следующих задачах: «1. Заботиться, чтобы приходские церкви и духовенство пользовались всеми предоставленными им средствами содержания, а в случае недостатка сих средств изыскивать способы для удовлетворения оных. 2. Заботиться об изыскании средств для заведения в приходе школы, больницы, богадельни. Устраивать их и заведовать ими. Оказывать помощь приходским бедным, погребать неимущих умерших и содержать в порядке кладбища».81 При этом следует отметить, что поощрялась инициатива в поисках необходимых средств.

Денежные и материальные средства попечительств состояли из добровольных пожертвований прихожан и посторонних, а также «церковным установлениям предоставлялось, в порядке самоуправления, устанавливать на церковные нужды сборы и иные виды обложения». Но к началу XX столетия попечительства едва ли могли в полном объёме выполнять поставленные перед ними задачи, так как «представляют собою едва ли не самую скромную форму общественной благотворительности».83

Епархиальные попечительства «О призрении бедных духовного звания» учреждались отдельно от духовной консистории и находились при епархиальных кафедрах под непосредственным руководством местных архиереев. Финансировались они за счёт епархий, помощь из казны им не полагалась.

В составе присутствия попечительства о бедных духовного звания Самарской Епархии были , как штатные, так и сверхштатные члены Консистории. Например, в 1893 году в состав присутствия входили: член Консистории, протоирей Дмитрий Смельский, св. Покровской церкви Василий Мойеранов, сверхштатный член Консистории протоирей Георгий Третьяков, св. Успенской церкви Алексей Усемерский, св. Вознесенского Кафедрального собора Николай Никонский, св. Иверского женского монастыря Гавриил Фармаковский и протоирей Ильинской церкви Никандр Невдагин. Причём лишь двое, протоирей Смельский и св. Майеранов, состояли членами попечительства в течение всего отчётного года. В должности секретаря состоял казначей духовной консистории Коллежский асессор Василий Утехин.

Первоначально попечительство о бедных духовного звания помещалось в наёмной квартире, что вызывало ряд неудобств: 1) Тесноту, из-за чего особенно в зимнее время, при массе ежедневных посетителей и при отсутствии вентиляции в комнате, образовывалась невыносимая духота, весьма вредно сказывающаяся на здоровье служащих; 2) Данное помещение находилось на далёком расстоянии от Архиерейского дома, что усложняло взаимную переписку. В 1905 году на казённые средства было построено вполне тёплое, светлое, поместительное здание с телефоном и электрическим освещением, в котором разместились консистория и духовное попечительство.

Участие православной церкви в антиалкогольном движении

Тяжёлые последствия пьянства для религиозно-нравственной жизни народа требовали от церкви и государства энергичных мер. В руководящих указаниях Министра Финансов за 1897 год обращалось внимание на деятельность попечительств о народной трезвости, на устройство ими народных чтений, как на наиболее симпатичный способ разумного заполнения досуга народных масс.130 Данная мера должна была усилить нравственную сторону введения казённой продажи вина. Министерство также рекомендовало повсеместно, где в местах жительства приходских священников имеются школьные помещения, немедленно организовать такие чтения, а попечительствам о народной трезвости оказать этому делу необходимую материальную поддержку, снабдить аудитории брошюрами, фонарями и картинками. «При этом местное духовенство могло рекомендовать лиц, на которых можно было бы возложить проведение чтений в более глухих селениях, лишенных храмов, для чего попечительствам потребовалось бы, покрыть только определённые материальные издержки».131 Принимая во внимание, что устройство народных чтений духовным ведомством, не только упростило бы порядок их организации, но косвенным образом содействовало приближению сообщаемого на чтениях к уровню понимания населения, в интересах которых чтения устраиваются, просили Самарское попечительство содействовать в организации религиозно-нравственных чтений, как можно в более широких размерах.

В 1899 году министр финансов С. Витте просил сообщить о результатах установленной казённой продажи вина, в смысле того влияния, которое эта реформа успела внести в народную жизнь в нравственном и материальном отношениях.132 Среди обнаруженных отзывов многие имели положительное содержание: "Нет теперь препровождения кануна праздников и воскресных дней в пьяном разгуле. А что было на сельских сходах? Вино винило невинных и не обвиняло виновных, теперь же эти сходы проходят в порядке и трезвом виде, на них постановляется много доброго, вследствие того, что сюда стали являться без боязни получить обиду от пьяного однообщественники со здравым смыслом и доброй нравственностью. Закрытие продажи вина в дни страстной седмицы, в первые дни великих праздников, во время сельских сходов и других, иногда даже неожиданное, во многом облагораживает нравы народа и сберегает его достаток к великой радости трезвых. Во многих сёлах на общественные и частные средства размещены Храмы Божий, многие из них на те же средства внутри и снаружи прекрасно отремонтированы, устроено и немало новых зданий для обучения детей грамоте, хотя и не без влияния приходских пастырей". Но были и те, кто указывал на отрицательные стороны: "1. Раньше мужики пили в кабаке, скрытно, а теперь прямо из бутылки на улице, часто с бабами, обнимаются, безобразничают. 2. Потери в материальном отношении. Так Черкасское общество в прежние времена брало за кабаки по 10000 рублей в год, и этим много своих нужд справляло, а теперь брать нечего, а пьют так же. 3. Есть перепродажа вина частными лицами дороже обычной цены. 4. Увеличилось число шинков (тайных мест), где ещё более пьют".

Большинством священнослужителей алкоголизм не рассматривался как синоним пьянства, которое собственно и принято считать предосудительным и опасным. Пьянство, как и вообще употребление спиртных напитков, существовало с глубокой древности у многих народов. «Алкоголизм же, т.е. как хроническое, глубокое и всестороннее поражение алкогольным ядом как физической, так и психической природы современного человечества, образовавшееся к настоящему моменту в результате постепенного отравления названным ядом всех предшествующих поколений и в возрастающей степени передающееся по наследству, - это явление сравнительно совершенно недавнее (приблизительно - половины или даже конца XVTTI века)».

Зло алкоголизма церковь связывала не только со злоупотреблением спиртных напитков, или пьянством в собственном смысле, но и с так называемым умеренным винопитием, хотя бы по рюмке - две в день. Алкоголиками, в самом полном значении этого слова, со всеми его ужасами, могли быть «признаны» совершенно трезвые люди, никогда даже не прикасавшиеся к «змию», если их родители, деды или ещё" более ранние предки наследственно отравили их организм. Поэтому церковь била тревогу, разъясняя, что если употребление спиртных напитков продолжится в том виде, в каком оно имелось, то через 4-5 поколений русскому народу грозит полное физическое и духовное вырождение, которое к тому моменту будет уже неотвратимо. Спиртные напитки ни в какой мере и ни в каком виде не поощрялись, в том числе и для согревания, т.к. это извращало нормальное самочувствие человека, давая ложное ощущение тепла. Если церковь и допускала дискуссию о лекарственной, чистой пользе алкоголя в некоторых случаях, как одного из ядов, то всегда оговаривала условия: 1. Что эта польза проблематична и гораздо быстрее достигнешь нужного эффекта другими, специализированными лекарственными средствами; 2. Неупотребление алкоголя в обычное время и незараженность организма алкогольным ядом вообще. Слова церкви и слова науки, касающиеся алкоголизма, постепенно начали проникать в разные слои российского общества начала XX века, вызывая движение против употребления алкоголя, - движение организованное, с широко поставленными задачами. Почти одновременно с «Всероссийским союзом врачей-трезвенников» открылся «Всероссийский Трудовой Союз христиан-трезвенников», в котором могли принять участие все, и который взял на себя задачу организованной борьбы с алкоголизмом. Кстати, многие создающиеся на религиозной почве различные секты одной из первых задач ставили борьбу с алкоголизмом, тем самым приобретая огромное моральное влияние на массы и нанося ущерб авторитету не учитывающих этого явления православных пастырей.

Подготовка и состав преподавательских кадров в приходских школах

Своим определением от 3 сентября 1836 года «О первоначальном обучении поселянских детей» Священный Синод обязал привлечь духовенство к образованию. Первый пункт определения гласил, возлагая на приходское духовенство обязанность начального обучения: «оно должно воспользоваться своей беспрекословной обязанностью, наставлять детей в вере и благочестии»217 Это определение развил К.Д.Ушинский, который писал: «Дело народного образования должно быть освящено Церковью, а школа должна быть преддверием Церкви»,218 поэтому педагогическая деятельность является самым необходимым дополнением священнослужительской деятельности, для чего нужна подготовка.

Однако вплоть до конца XIX века вызывала озабоченность форма образования, практикуемая неподготовленным священством: «Само преподавание страдало односторонностью. В преподавании Закона Божия всё тот же догматический метод. В очень немногих разнообразится картинами из священной истории. Часы занятий по славянской грамоте наиболее скучные среди уроков начальной школы»,219 и т.д. Причину такого преподавания Н.А.Запанков видел в следующем: «К.Д.Ушинский в своих трудах о народной школе и её учителях допустил две крупные принципиальные ошибки, которыми воспользовалось, прикрываясь авторитетом Ушинского, наше учебное ведомство. Во-первых, Ушинский пустил в обращение идею, что будущим учителям нет надобности сообщать обширные познания и что совершенно достаточно заставить их основательно переработать учебный материал, который они будут передавать своим ученикам. Во-вторых, Ушинский признавал полезным, чтобы будущие учителя народной школы обучались в интернатах. Оттого семинарии наши дают будущим учителям крайне поверхностное образование и оттого интернаты при семинариях напоминают своими порядками казармы»,220 далее, выясняя потребность народного учителя в самообразовании, он рисует скудные средства, которые существуют для её удовлетворения у наших учителей.

К началу XX столетия всеми и всюду осознавалась крайняя необходимость в подготовленных учителях для церковных школ. «С наступлением учебного времени ежегодно ощущается недостаток в учителях для церковно-приходских школ. Местный училищный совет всеми зависящими от него распоряжениями старается восполнить этот недостаток: определяет воспитанниц духовного училища на такие должности, хлопочет перед епархиальным начальством о назначении в диаконы-учителя достойных лиц из окончивших курс в учительских семинариях, а равно заботиться об определении на диаконо-учительские вакансии окончивших курс местной духовной семинарии в качестве псаломщиков: подобный учитель в будничные дни учит, в праздники же исполняет обязанности псаломщика, и в вознаграждение за труд получает диаконский доход, не будучи диаконом... Но, не смотря на эти меры, всё-таки, как нам сообщают, много школ остаются без учителей. Ввиду этого, в последнее время училищньїй совет определяет на должности учителей в церковно-приходские школы бывших воспитанников семинарии, почему-либо не окончивших в ней курса, и при этом на определённое жалованье (15 руб. в месяц) из сумм, отпущенных на церковно-приходские школы нашей епархии». Такая ситуация была в подавляющем большинстве епархий. Поэтому было не важно, были ли эти учителя лица, состоящие в клире, или лица светские: для тех и других создавались церковно-учительские школы или, по крайней мере, двухклассные школы с учительским курсом, открывались краткосрочные педагогические курсы, указывались лучшие начальные школы, в которых они могут слушать образцовые уроки опытных учителей.

Во всеподданнейших отчётах Обер-прокурора Св. Синода о церковноприходских школах и школах грамоты постоянно поднималась ещё одна проблема: «Что касается учителей, то они, в большинстве, получали очень незначительное вознаграждение за свои труды. Последнее обстоятельство было причиною того, что немногие из учителей и учительниц остаются на учительской службе в течение 3-4 лет. Они оставляют службу в церковноприходских школах, лишь только встретятся другие, более благоприятные в материальном отношении, условия жизни. Непостоянство учителей на своих местах, конечно, должно было вредно отзываться на состоянии дела обучения в церковно-приходских школах. От материальной необеспеченности учителей зависит ещё и то, что во многих епархиях большая часть учителей состоит из лиц, мало подготовленных к учительству».222 (Таблицу вознаграждения, продолжительности службы и образовательного ценза учителей церковно-приходских школ, см. в приложениях № 14, 15, 16)

Серьёзным шагом на пути повышения уровня преподавания следует признать открытие второклассных церковных школ. Обстоятельства их открытия и настоящее положение представляло интерес, как для духовенства епархии, так и для всех, кто интересовался делом народного образования.

Для решения этой задачи в июне 1895 года Государственным Советом утверждено представление г. обер-прокурора Св. Синода о ежегодном ассигновании из средств Государственного Казначейства на содержание церковных школ 3.279.205 рублей, «большая часть этой суммы, а именно 1.629.000 рублей была предназначена на содержание 1086 второклассных школ с учительскими курсами, в том числе 14 школ в Самарской епархии, по две на каждый уезд».223(Это было чуть выше среднего российского показателя. Если исходить из того, что Империя в тот момент делилась на 88 губерний и областей, то в среднем на одну придётся 12,34 второклассные школы.)

В своем письме г. обер-прокурор Св.Синода рекомендовал для избрания места опираться на то положение, что «церковно-приходские школы по самому наименованию своему есть школа церковно-общественная, содержащаяся преимущественно на приходские средства, что школа эта тогда только могла встретить и встречает поддержку со стороны казны, когда возникает на общественные средства и пользуется материальными пожертвованиями народа, как школа истинно народная»

Миссионерская деятельность православного прихода в Самарской Епархии

По наблюдениям общественного деятеля конца XIX века Н.В.Щелгунова «нутро края в сектантстве и разноверии, гнездом которому Самара и Самарский край. Их более 40 тысяч. И поэтому православие едва ли в состоянии сохраняться в чистоте. Но с другой стороны, соблазн, окружающий православие, и необходимость призадуматься, порождают и более крепкое православное убеждение.

В 1908 году в Епархии создаётся миссионерский совет. "С чувством глубокой радости я узнал из Епархиальных Ведомостей, что наконец-то и в нашей Епархии образовался для борьбы с сектантами286 Миссионерский Совет во главе с Архипастырем, пастырями и светскими деятелями.

Так как дело миссии мне, по милости Божией, сравнительно известно, я убеждён, что приходской кружок для борьбы с сектантством необходим в каждом приходе, чтобы направить всех прихожан на борьбу с заблудшими при помощи Слова Божьего и изучения жизни, дабы общими силами разбить противника".287 Таким был отклик священника Михаило-Архангельской церкви 4 округа Николаевского уезда Никовта Строева на открытие в Самарской Епархии Миссионерского Совета. К этому отклику готовы были присоединиться все деятели православной церкви и люди, ей сочувствующие.

Во главе внутренней миссии стояли два Епархиальных Миссионерских проповедника - противосекггантский и противостарообрядческий,288 помимо них в структуру входили окружные Миссионерские священники в количестве 15 человек, Миссионерские сотрудники, которые вели дело под руководством приходских священников и в большинстве являвшиеся выходцами из крестьян. Миссионерский Совет состоял из председателя, Его Преосвященства, членов, среди которых были ректор Духовной Семинарии и некоторые её преподаватели, епархиальный наблюдатель церковных школ, кто-либо из настоятелей Самарских монастырей, а также ряд городских протоиреев. В совете назначался казначей, заведующий епархиальной миссионерской библиотекой и делопроизводитель. В 1913 году учреждена должность миссионера-книгоноши, которую получил крестьянин села Дубового Николаевского уезда Е.Оленин.

Миссионерский Совет собирался регулярно, от 1 до 3 раз в месяц. Одним из центральных вопросов в первые годы существования совета, являлся вопрос о постройке епархиального миссионерского дома-храма. Но к 1914 году этот вопрос сошёл со сцены, так как: «принявший командировку в Петроград для личного поддержания ходатайство Совета пред Св.Синодом о субсидии ректор семинарии архимандрит Виссарион, не смог добиться благоприятного его рассмотрения, а затем оказалось, что ходатайство было передано на усмотрение и отзыв назначенному на Самарскую кафедру Архиепископу Питириму, причём ему дано было понять, что на какое-либо пособие от Синода в данном деле рассчитывать нечего. Нечего было рассчитывать и на помощь Епархиального духовенства, так как оно уже высказалось отрицательно на эту же просьбу».290

Важной задачей миссионерского совета стала организация курсов по подготовке миссионеров. Для дальнейшего совершенствования этого направления деятельности в начале 1914 года образована особая комиссия, которой поручили детально разработать вопрос о курсах, и даже, если возможно, о миссионерском епархиальном съезде. На курсы ассигновали вдвое больше обычной нормы - 600 рублей, по 300 рублей на курсы противостарообрядческие и противосектантские.

Одновременно с вопросом о подготовке деятелей миссии стоял вопрос о лучшем использовании существующих кадров. Ежегодно выносились постановления о необходимости создания института уездных миссионеров, а архиепископ Питирим, со своей стороны, предложил взамен института уездных миссионеров осуществить проект организации благочинной миссии, на средства округов и на усмотрение благочинных съездов. Начавшаяся мировая война не позволит осуществить ни один из проектов.

Подготовка к миссионерской практике могла быть осуществлена путём личного ознакомления с полемической литературой. Заметим, что снабжение миссионерских библиотек книгами, брошюрами полемического характера являлось одной из главных забот миссионерского совета, однако и тут приходилось ограничиваться самым необходимым. «Ежегодно тратилось чуть более 200 рублей на приобретение журналов, книг, брошюр и их бесплатную раздачу. Делу не помогло создание особой "издательской комиссии", которая должна была заняться издательством брошюр и листков, ибо и тут отсутствовали средства. Выход был найден в позаимствовании капиталов, до 500 рублей, из пожертвований на миссионерский дом-храм»291 (как выше говорилось, его строительство стало невозможным).

Скудость средств часто вынуждала Совет отказывать в пособиях на какое-либо дело миссии. Так отказали Покровскому церковно-приходскому попечительству в ассигновании денег на организацию при нём библиотеки и религиозно-нравственных чтений и на устройство миссионерских пунктов. О скудости денежных средств было доведено до сведения г. обер-прокурора Св.Синода, в ответ на его запрос относительно введения в действие "Правил об устройстве внутренний миссии". Совет отметил, что только на осуществление института уездных миссионеров нужно 16500 рублей ежегодного расхода, тогда как весь приход по Самарской Епархиальной миссии едва достигает 10000 рублей.292

Похожие диссертации на Социально-гуманитарная деятельность прихода Русской православной церкви в конце XIX - начале XX веков : По материалам Самарской епархии