Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-экономическая и общественная деятельность мусульманского предпринимательства Астраханской губернии (конец XVIII – начало ХХ вв.) Имашева Марина Маратовна

Социально-экономическая и общественная деятельность мусульманского предпринимательства Астраханской губернии 
(конец XVIII – начало ХХ вв.)
<
Социально-экономическая и общественная деятельность мусульманского предпринимательства Астраханской губернии 
(конец XVIII – начало ХХ вв.) Социально-экономическая и общественная деятельность мусульманского предпринимательства Астраханской губернии 
(конец XVIII – начало ХХ вв.) Социально-экономическая и общественная деятельность мусульманского предпринимательства Астраханской губернии 
(конец XVIII – начало ХХ вв.) Социально-экономическая и общественная деятельность мусульманского предпринимательства Астраханской губернии 
(конец XVIII – начало ХХ вв.) Социально-экономическая и общественная деятельность мусульманского предпринимательства Астраханской губернии 
(конец XVIII – начало ХХ вв.) Социально-экономическая и общественная деятельность мусульманского предпринимательства Астраханской губернии 
(конец XVIII – начало ХХ вв.) Социально-экономическая и общественная деятельность мусульманского предпринимательства Астраханской губернии 
(конец XVIII – начало ХХ вв.) Социально-экономическая и общественная деятельность мусульманского предпринимательства Астраханской губернии 
(конец XVIII – начало ХХ вв.) Социально-экономическая и общественная деятельность мусульманского предпринимательства Астраханской губернии 
(конец XVIII – начало ХХ вв.) Социально-экономическая и общественная деятельность мусульманского предпринимательства Астраханской губернии 
(конец XVIII – начало ХХ вв.) Социально-экономическая и общественная деятельность мусульманского предпринимательства Астраханской губернии 
(конец XVIII – начало ХХ вв.) Социально-экономическая и общественная деятельность мусульманского предпринимательства Астраханской губернии 
(конец XVIII – начало ХХ вв.) Социально-экономическая и общественная деятельность мусульманского предпринимательства Астраханской губернии 
(конец XVIII – начало ХХ вв.) Социально-экономическая и общественная деятельность мусульманского предпринимательства Астраханской губернии 
(конец XVIII – начало ХХ вв.) Социально-экономическая и общественная деятельность мусульманского предпринимательства Астраханской губернии 
(конец XVIII – начало ХХ вв.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Имашева Марина Маратовна. Социально-экономическая и общественная деятельность мусульманского предпринимательства Астраханской губернии (конец XVIII – начало ХХ вв.): диссертация ... доктора Исторических наук: 07.00.02 / Имашева Марина Маратовна;[Место защиты: Чеченский государственный университет].- Грозный, 2016.- 639 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научные основы исследования 20

1. Степень изученности темы 20

2. Источниковая база исследования 49

Глава 2. Мусульманское предпринимательство астраханской губернии в конце XVIII - I половине XIX вв 74

1. Социально-правовое положение, органы управления и формы общественного взаимодействия тюрко-татарского предпринимательства Астраханской губернии в конце XVIII - первой половине XIX вв 74

2. « Иностранноподданные» предприниматели-мусульмане Астрахани в конце XVIII - первой половине XIX вв.: социально-правовые и количественные характеристики 105

3. Торгово-промышленная деятельность мусульман в Астраханской губернии в конце XVIII - первой половине XIX вв 132

Глава 3. Мусульманская буржуазия астраханской губернии во второй половине XIX - начале XX вв 159

1. Мусульманское предпринимательство в социальной структуре Астраханской губернии во второй половине XIX - начале XX вв 159

2. Торгово-предпринимательская деятельность мусульманской общины в Астрахани во второй половине XIX - начале XX вв 188

3. Основные направления экономическо-хозяйственной деятельности мусульманского предпринимательства в Астраханской губернии во второй половине XIX - начале XX вв 220

Глава 4. Общественная и благотворительная деятельность мусульманского предпринимательства астраханской губернии в конце XIX - начале XX вв 248

1. Изменения в формах организации и реализации социальной активности мусульман Астраханской губернии в конце XIX - начале XX вв 248

2. Культурно-просветительские этноконфессиональные общества 281

3. Мусульманская благотворительность в Астраханской губернии 314

Глава 5. Астраханская локальная мусульманская община и государство на рубеже XIX-XX вв 342

1. Особенности локальной астраханской общины, ее взаимодействие с органами государственной власти 342

2. Астраханская мусульманская община и политический сыск 371

Глава 6. Национальная школа мусульман астраханской губернии в последней трети XIX начале XX вв 404

1. Традиционная система мусульманского образования и реформа приходской конфессиональной школы в Астраханской губернии 404

2. Национальная начальная школа вне рамок конфессиональной общины в Астраханской губернии в начале XX в 431

Заключение 458

Список литературы и источников

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена характером

социально-экономических, политических и этноконфессиональных

процессов в современном российском обществе. С начала 1990-х гг. в нашей стране произошли серьезные трансформации во всех сферах жизни общества. Вновь, после длительного периода советской государственности, стали востребованы институты гражданского общества, юридическое обоснование и закрепление получила частная собственность, государственную поддержку - предпринимательская инициатива, народы России обратились к поиску форм этнической и конфессиональной самоидентификации.

С точки зрения этих изменений, особую ценность представляет
углубленное изучение процессов, имевших место в социально-

экономической жизни Российской империи в конце XVIII - начале ХХ вв., когда происходило становление и развитие новых для нашего государства капиталистических отношений. Также весьма актуально, на наш взгляд, выявить логику и особенности процесса становления национальной буржуазии в Российской империи в рамках обозначенного периода, со всеми присущими той или иной этноконфессиональной группе особенностями ментальности, духовной и социальной жизни, обычаями коммерческого оборота и т.д.

Сегодня, когда идет активное развитие рыночных отношений, увеличивается число предпринимателей, рост интереса к традиционным носителям этого вида деятельности закономерен. Тем более в условиях, когда представители коммерческих кругов готовы возрождать и возрождают традиции общественной и благотворительной деятельности. Многие из них начинают идентифицировать свое участие в этой деятельности через призму этноконфессиональных особенностей и практики прошлого.

Формирование и развитие социально-экономической и общественно-
политической структуры мусульманского предпринимательства в
Российской империи в конце XVIII – начале ХХ вв. представляет
несомненный интерес, как с теоретической, так и с практической точки
зрения. Обращение к этой проблеме позволяет выявить и рассмотреть целый
ряд вопросов, непосредственно связанных с историей становления
социокультурного, хозяйственного и общественно-политического облика
мусульманской предпринимательской среды в дореволюционной
Астраханской губернии. Мы говорим об основных путях становления и
развития территориальных, экономических и культурно-бытовых границ
мусульманского предпринимательства в Астрахани, влиянии процессов
модернизации, происходивших в российском обществе, на развитие
астраханской мусульманской общины.

Актуальность исследования обусловлена тем, что и сегодня Астраханская область является одним из самых многонациональных регионов РФ с традиционно значительным в численном и социокультурном

отношении мусульманским населением, активно вовлеченным в социально-экономические и общественно-политические процессы. Поэтому, на наш взгляд, результаты исследования мусульманского предпринимательства Астраханской губернии в обозначенный период, безусловно найдут применение в наши дни.

Объект исследования - предприниматели-мусульмане Астраханской
губернии, выступавшие от своего имени в различных отраслях
хозяйственной жизни региона, как записавшиеся в гильдейское купечество,
так и не вступившие в него, мещане и государственные крестьяне. Также к
группе мусульманского предпринимательства нами отнесены и

предприниматели иностранного происхождения – узбеки,

«персидскоподданные», туркмены и др., которые осели в Астрахани и занялись коммерческой деятельностью.

Предметом исследования являются предпринимательская и

общественная деятельность мусульман в Астраханской губернии, анализ
которой подразумевает рассмотрение в динамике различных сторон жизни
предпринимателей-мусульман, содержание и направленность торгово-
промышленной деятельности, этнической принадлежности, семейное
положение и родственные связи, места проживания и географического
расположения предприятий, различные направления общественной

активности и системы образования.

Хронологические рамки исследования охватывают конец XVIII –
начало ХХ вв., когда в стране происходили масштабные экономические
изменения, связанные с процессами разложения феодализма, становления и
развития капиталистических отношений. Эти процессы подразумевают учет
конкретной социально-экономической и политико-правовой ситуации в
стране, а также международной ситуации, что, в совокупности, безусловно,
определяло содержание и направленность мусульманского

предпринимательства в Астраханской губернии, способы осуществления предпринимателями-мусульманами деловых операций, а также их поведения в условиях жизни в регионе. Выбор начального периода – конец XVIII в. обусловлен, во-первых, изменениями в правовом положении российской буржуазии и окончательного определения в этом контексте прав и обязанностей, сословного статуса и отношений подданства в среде астраханского «восточного, азиатского» предпринимательства. А, во-вторых, в конце XVIII в. окончательно оформился этноконфессиональный состав астраханского предпринимательства, представлявший собой достаточно сложное явление. Этот факт можно рассматривать и как составную часть начала процесса становления татарской буржуазной нации, как раз относящегося к концу XVIII в.

Конечная хронологическая рамка – начало ХХ века, выбран в связи с
теми глобальными изменениями, которые охватили весь

предпринимательский мир России, когда, по сути, завершилось становление
класса буржуазии. А в контексте развития мусульманского

предпринимательства – это время масштабных реформ в российском

мусульманском мире, в локальных мусульманских общинах. Когда
возглавляемое татарской буржуазией мусульманское обновленческое
движение приводит к глобальным изменениям в социально-политической,
хозяйственной и культурной сферах, обусловивших укрепление ислама, и
одновременно приобщение уммы к достижениям мировой цивилизации. Все
вышесказанное относится и к Астраханской губернии начала ХХ века, когда
в региональной мусульманской среде происходили процессы социального
обновления и трансформации традиционных институтов общины,

реализации новых форм общественной и экономической активности.

Территориальные рамки исследования охватывают границы
Астраханской губернии конца XVIII - начала ХХ века, как регион со
значительным мусульманским, преимущественно тюрко-татарским

населением. Центральное место в историческом исследовании занимает
губернский центр и уездные города, в которых концентрация

предпринимательской активности мусульман и их вовлечения в
общественные процессы достигла наивысшей точки, где, в основном были
сосредоточены основные торгово-промышленные предприятия и

этноконфессиональные культурно-просветительские организации.

Степень разработанности проблемы. Вопросы истории

предпринимательства в российской империи в целом, и отдельных групп в его составе, в частности, представляют особы интерес в силу их недостаточной изученности. Относится это утверждение и к заявленной нами теме.

Историографическая традиция, связанная с историей мусульманского
предпринимательства Астраханской губернии в конце XVIII – начале ХХ вв.,
может быть условно разделена на три главных направления. Во-первых, это
вопросы, связанные с историей российского предпринимательства в целом.
Во-вторых, исследование социально-экономических процессов в

Астраханской губернии в конце XVIII – начале XIX вв. В-третьих, состояние и уровень историографии, связанной с проблемами мусульманского вообще и татарского, в частности, предпринимательства.

Изучение истории предпринимательства имеет давнюю традицию. Любое серьезное исследование, касающееся социально-экономического развития капиталистической России, так или иначе, затрагивало эту проблематику. Согласно устоявшейся в науке традиции, можно выделить три периода развития историографии: досоветский, советский и постсоветский (современный).

Круг исследований досоветского периода, в основном, охватывающим хронологические рамки второй половины XVIII – начала XX вв., с различной степенью полноты освещает вопросы происхождения и развития отечественного предпринимательства, главным образом, сосредотачивается на истории промышленного производства и торговли1.

1 См., например: Бернс Г.К. Купец, или всеобщее рассуждение о торговле. СПб., 1793; Василевский С.В. Краткое рассуждение о торговле. СПб., 1808; Вавилов И.С. Беседы русского купца о торговле. СПб., 1846; Богословский А. Управление промышленностью, мануфактурною и торговою в России от Петра Великого

Наиболее известные историки второй половины XVIII в., которые исследовали вопросы экономического развития России И.И. Голиков, М.Д. Чулков, В.В. Крестинин2. Они создали отдельные труды, посвященные различным вопросам экономической истории нашей страны.

С начала XIX в. возрастает интерес русских историков и экономистов к изучению экономической истории России, в результате чего появляются не только отдельные статьи, но и крупные монографии, посвященные истории отдельных отраслей или истории тех или иных районов, крупных промышленных предприятий и т.д. Повышенный интерес был вызван важнейшими переменами в экономической жизни России I половины XIX века. В работах этого периода главное место отводится решающей роли государства в развитии экономики, в частности торговли, промышленности, сельского хозяйства, причем доказывается это с привлечением большого количества статистических данных3.

Работы авторов второй половины XIX – начала ХХ вв. дают

достаточно объективную историко-правовую картину положения в губерниях с неоднородным этноконфессиональным составом, содержат богатый фактический материал и включает в себя имевшиеся в то время историко-экономические данные4. Большое внимание уделялось общим сюжетам, характеризующим место и роль российской буржуазии в экономической и общественно-политической жизни страны. Интересна в этом отношении работа И.И. Дитятина, которая, по сути, представляет собой первую попытку научного осмысления феномена предпринимательства в российском городе5.

В начале ХХ века главным вопросом, который интересовал историков и экономистов, стал вопрос о путях развития капитализма в России, решение аграрного и рабочего вопросов6. Особенно активными на поприще изучения

до настоящего времени. М., 1872; Бочагов А.Д. Наша торговля и промышленность в старину и нынче. Вып.1. СПб., 1891.

2 Голиков И.И. Дополнение к деяниям Петра Великого. М., 1797. Т.VIII; Чулков М.Д. Историческое
описание Российской коммерции при всех портах и границах от древних времен до ныне настоящего и всех
преимущественных узаконений по оной…». Спб.-М., 1781-1788; Кристинин В.В. Исторический опыт о
внешней торговле государя императора Петра Великого от 1693 по 1719 гг. СПб., 1795.

3 Арсеньев К.И. Начертание статистики Российского государства. Часть I. О состоянии народа. СПб., 1818;
Статистические очерки России. СПб., 1848; Небольсин Г.П. Статистические записки о внешней торговле
России. Ч.1-2. СПб. 1835; Статистическое обозрение внешней торговли России. СПб., 1850; Семенов А.
Изучение исторических сведений о Российской внешней торговле и промышленности с половины XVII
столетия по 1858 г. Ч. I-III. СПб., 1859.

4 Богословский А. Управление промышленностью, мануфактурною и торговою в России от Петра Великого
до настоящего времени. М., 1872; Живописная Россия. Астраханская губерния. Т.1. СПб., 1884; Овсянников
Н.Н. О торговле на Нижегородской ярмарке. – Нижний Новгород: Типография Г.А. Пендрина, 1867.

5 Дитятин И.И. Устройство и управление городов России. Т. I-II. СПб.-Ярославль, 1875-1877.

6 Ерманский А. Крупная буржуазия до 1905 г. // Общественное движение в России в начале ХХ в. СПб.,
1909; Котлецов А.А. Русская буржуазия. М., 1912; Пажитнов К. Очерк развития буржуазии в России //
Образование. СПб., 1907. - №2; Сивков К. Городская буржуазия 10 лет тому назад // Голос минувшего. –
СПб., 1915. №12; Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времен Петра
Великого до наших дней. СПб., 1909; Дэн Н. Население России по 5 ревизии. М., 1902; Исторический очерк
развития торговых учреждений в России. / Под ред. П.Х. Спасского. СПб., 1911; Федоров М.П.
Соперничество торговых интересов на Востоке: Доклад главного Советника общества востоковедов М.П.
Федорова. СПб., 1903; Финн-Енотаевский А. Современное хозяйство России (1890-е гг.). СПб., 1911 и др.

экономической истории оказались деятели буржуазно-либеральной, главным
образом, официальной университетской науки. Во многом интерес к
экономической истории у них стал своеобразным ответом на

распространение в России идей марксизма. Но в методологическом

отношении он не выходит за пределы «исторического экономизма» - взгляд на экономику как обычный составной элемент общественной жизни, наряду с такими равноправными элементами, как право, религия, государство, общественная идеология и т.д.

Дореволюционные историки внесли большой вклад во введение в оборот большого фактического материала, позволяющего составить объективную картину истории российской экономики. Это исторические и этностатистические справки, документы центральных и местных органов исполнительной власти, экономические и этнографические обзоры, путевые заметки и личные наблюдения путешественников, военных и чиновников7, представляющие большую ценность, в том числе и как вид исторического источника.

Классовый подход, являвшийся основой методологии отечественной исторической науки на протяжении почти всего советского этапа ее развития, обусловил интерес, прежде всего, к этим категориям. В результате, наиболее изученным в области предпринимательства, является проблема становления буржуазии как класса. В контексте рассматриваемой проблемы, в науке производился анализ развития коммерческой инициативы в России, государственной политики в области предпринимательства и т.д. В целом же, для всех работ советского периода характерно в целом, отрицательное отношение к фигуре купца, зажиточного мещанина, торговца-крестьянина, как носителю чуждой капиталистической идеологии8.

Полтора десятилетия, с конца 1930-х до середины 1950-х гг., не богаты исследовательскими изысканиями по вопросам социально-экономического развития дореволюционной России. Все ученые продолжали развивать ленинскую концепцию о развитии капитализма в России, рассматривая в соответствии с таким подходом те или иные аспекты предпринимательства в России. В полной мере это обстоятельство отразилось в работе В.Н. Яковцевского9.

Такая ситуация сохранялась в советской историографии, вплоть до начала 1950-х гг., когда П.И. Лященко в своей монографии «История

7 Заблоцкий А.П. Движение народонаселения в России с 1838 по 1847 гг. Спб., 1851; Ерманский А. Крупная
буржуазия до 1905 г. // Общественное движение в России в начале ХХ в. СПб., 1909; Карелин Г.С.
Путешествие по Каспийскому морю. СПб., 1883; Лурье Е.С. Организация и организации торгово-
промышленных интересов в России // Труды студентов экономического отделения Санкт-Петербургского
Политехнического института. СПб., 1913. №13 и др.

8 Кулишер И.М. История русского народного хозяйства. Челябинск, 2008; Он же. Очерки истории русской
промышленности. Пг., 1922: Он же. Очерк истории русской торговли. Пг., 1923; Оль П.В. Иностранный
капитал в России. Пг, 1922; Ванаг Н.Н. Финансовый капитал России накануне первой мировой войны. М.,
1925; Ронин С.Л. Иностранный капитал и русские банки. М., 1926; Любомиров П.Г. Очерки по истории
русской промышленности XVII – нач. XIX вв. М., 1947; Он же. Ткацкая промышленность в Астрахани в
XVIII - I половине XIX вв. Астрахань, 1926.

9 Яковцевский В.Н. Купеческий капитал в феодально-крепостнической России. М., 1953.

народного хозяйства»10 предпринял попытку исследования основных тенденций в развитии российской буржуазии. Автор впервые в советской литературе дал характеристику экономике многонациональной системы российского капитализма.

Второй этап советской историографии – вторая половина 1950-х – конец 1980-х гг. Первоначальный интерес был обусловлен изменениями в геополитической системе мира. Складывание после Второй Мировой войны социалистического лагеря, вызывает научный интерес к вопросу о закономерностях перехода от капитализма к социализму11.

В результате на смену общим оценкам содержания хозяйственного развития страны был поставлен качественный анализ характера связей, возникающих между предпринимателями различной сословной и отраслевой принадлежности, а также исследование особенностей их деятельности и степени воздействия на экономическую жизнь России в тот или иной период. Особо значимыми являются работы И.Ф. Гиндина12.

И.Ф Гиндин, обратился к ряду важных проблем, в том числе, о типе российского капитализма, неравномерности его развития, многоукладности экономики дореволюционной России, месте и роли полукрепостнических отношений во внутренней политике Российской империи, механизме и исторических последствиях насаждения «сверху» капитализма в России, классового содержания экономической политики царизма, действительной расстановки классовых и политических сил в событиях начала ХХ века.

Вышеперечисленные проблемы составили содержание, так

называемого, «нового направления» в советской исторической науке, а вскоре было объявлено ревизионистским и противоречащим основным постулатам советской концепции исторического развития и было идейно разгромлено. И.Ф. Гиндин и его последователи были уволены работы и потеряли возможность публиковать свои работы. Против «нового направления» активно выступили В.И. Бовыкин, В.Я Лаверычев, П.Г. Рындзюнский и др. Вместе с тем, эти историки продолжили активное изучение различных сторон хозяйственной жизни страны в XIX – начале ХХ

вв.13

В 1970-е гг. некоторые историки исследуют социальную структуру российского общества. К числу значимых работ этого периода нужно отнести монографии В.Я. Лаверычева и Л.Е. Шепелева, в которых были обозначены новые направления и проблемы в изучении социально-экономического развития России в XIX – начале ХХ вв.14. В 1980-е гг. вышли еще две

10 Лященко П.И. История народного хозяйства. М., 1952.

11 Тарновский К.Н. Социально-экономическое развитие России. Начало ХХ в. М., 1990. С.18.

12 Гиндин И.Ф. О некоторых особенностях экономической и социальной структуры российского
капитализма в начале XX в. // История СССР. 1966. № 3; Он же. Русская буржуазия в период капитализма,
ее развитие и особенности // История СССР. 1963. №2;

13 Материалы сборников статей: Из истории империализма в России. М.-Л., 1959; Монополии и
иностранный капитал в России. М.-Л., 1962; Об особенностях империализма в России. М., 1963.

14 Лаверычев В.Я. Крупная буржуазия в пореформенной России (1861-900 гг.). М., 1974; Шепелев Л.Е.
Акционерные компании в России. Л., 1973.

монографии Л.Е. Шепелева, в которых он продолжил рассмотрение отношения торгово-промышленной буржуазии и российской монархии15. В этих работах автор подробно рассмотрел правовые условия развития торговли промышленности, торгово-промышленное налогообложение во второй половине XIX в., правовой статус предпринимателей.

С наступлением перестройки, началось постепенное преодоление
распространенного как в отечественной науке, так и в общественном
сознании негативного отношения к предпринимательству и

предпринимателям. Первыми в этом направлении стали работы М.К. Шацилло и А.Н. Боханова, в которых были рассмотрены массовые источники по социальной структуре российской буржуазии16. Одновременно возрастает интерес исследователей к истории купечества XVIII – первой половины XIX вв., свидетельством чему явились публикации Н.Н. Репина и Н.В. Козловой17. Увидела свет и работа, посвященная анализу американской и английской историографии проблемы формирования и развития российской буржуазии В.Н. Разгона18. Тема социальной трансформации предпринимательства стала центральной в работах А.Н. Боханова19.

Новый этап исторических исследований российского

предпринимательства начинается с 1990-х гг. В это время вышли работы, посвященные истории крупного монополистического капитализма, истории столичного предпринимательства. Прежде всего, это работа Б.В. Ананьича20. В эти же годы продолжил свои исследования А.Н. Боханов21.

Во второй половине 1990-х гг. вышли сборники трудов, посвященные истории российского купечества, авторы статей в которых рассматривали историю купеческого сословия с разных сторон его жизни и деятельности – хозяйственной, социокультурной, общественно-политической22. Последний

15 Шепелев Л.Е. Царизм и буржуазия во II половине XIX в. Проблемы торгово-промышленной политики. М.,
1981; Он же. Царизм и буржуазия в в 1904-1914 гг. Проблемы торгово-промышленной политики. М., 1987.

16 Шацилло М.К. Источники по социальной структуре российской буржуазии начала ХХ в. Дисс. на
соискание ученой степени канд. ист. наук. М., 1986; Боханов А.Н. Российское купечество в конце XIX –
начале ХХ в. // История СССР. 1985. №4.

17 Репин Н.Н. Русские и западноевропейские купцы в России XVII-XVIII вв. (К вопросу периодизации
борьбы за рынок) // Торговля, промышленность и город в России XVII- начала XIX в. М., 1987; Козлова Н.В.
К вопросу о социально-политической характеристике русского купечества в XVIII в. // Вестник
Московского университета. Серия 8. История. М., 1987; Она же. Некоторые аспекты культурно-
исторической характеристики русского купечества XVIII в. // Вестник Московского университета. Серия 8.
История. М., 1989; Она же. Гильдейское купечество в России и некоторые черты его самосознания в XVIII в.
// Торговля и предпринимательство в феодальной России. М., 1994.

18 Разгон В.Н. Современная американская и английская историография российской буржуазии. Барнаул,
1988.

19 Боханов А.Н. Российское купечество в конце XIX – начале ХХ в. // История СССР. 1985. №4; Он же.
Дореволюционная буржуазия: парадоксы российского предпринимательства // Российская провинция. –
1995. - №2; Он же. Торговые дома в России в конце XIX – начале ХХ вв. // История СССР. 1990. №4.

20 Ананьич Б.В. Банкирские дома в России в 1860-1914 гг. Очерки истории частного предпринимательства.
Л, 1991.

21 Боханов А.Н. Крупная буржуазия России: конец XIX в. – 1917 г. М., 1992.

22 Торговля и предпринимательство в феодальной России. К юбилею профессора русской истории Н.Б.
Голиковой. М., 1994; Менталитет и культура предпринимателей России XVII-XIX вв.: Сб. ст. РАН Институт
рос. истории / Под ред. Пушкарева Л.Н. М., 1996; Купечество в России, XV – первая половина XIX вв.: Сб.
статей в честь проф. А.А. Преображенского / РАН Ин-т российской истории. Отв. Ред. Семенова А.В. М.,
1997.

аспект подробно был исследован в труде В.А. Нардовой23, которая осуществила анализ социального состава городских дум российских городов.

Особое место в изучении места и роли купечества в экономической жизни России занимают коллективные работы «Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала ХХ века». В первой части сборника, освещающем период XVIII – I половины XIX вв., опубликованы статьи А.И. Аксенова, В.Н. Захарова, Н.В. Козловой, О.Е. Ниловой, А.В. Семеновой. Вторая часть рассматривает проблемы отечественного предпринимательства в пореформенный и предреволюционный периоды. Здесь представлены работы М.К. Шацилло, В.Т. Рязанова, Б.Н. Миронова и других. Интегрированный портрет российского делового мира был дополнен характеристикой его культурного облика, социального имиджа и мировоззрения24.

В работах начала 2000-х гг. был сформулирован вопрос о соотношении
тех или иных элементов, структурировавших российское

предпринимательство в конкретных исторических условиях XVIII – начала ХХ вв. В частности, были затронуты проблемы, связанные с ролью этноконфессионального компонента деловой практики25.

Сложнее обстоит дело в российской историографии с исследованиями в области национального состава российского купечества. Впервые этого вопроса коснулся М. Ковалевский26 в начале ХХ века. Но основная этническая группа, которая была им исследована – купцы-евреи, количественный рост которых приходится как раз на начало ХХ века. Для нас этот труд представляет интерес в том контексте, что это была первая попытка выделить и описать определенную группу в структуре российского предпринимательства по этноконфессиональному признаку.

На современном этапе развития исторической науки опровергнуты
многие исторические мифы и легенды. В том числе и господствовавшая в
советской историографии концепция национального вопроса, которая в
основном сложилась в 1920-1930е гг., просуществовала вплоть до распада
СССР и была крайне политизирована27. В особенности это касалось проблем
становления буржуазной нации осуществления государственной

национальной политики. Суть концепции сводилась к тому, что Российская
империя представляла собой сложное полиэтничное образование,

объединявшее народы различных языковых групп, культур и конфессий. Этническим ядром страны являлся русский народ, составлявший более 80% ее народонаселения. Однако это не позволяло отнести страну к типу

23 Нардова В.А. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX – начале ХХ вв. М. 1994.

24 Предпринимательство и предприниматели России. От истоков до начала ХХ в.: сборник. / Сост.: А.И.
Аксенов, В.Н. Захаров, М.К. Шацилло, Б.Н. Миронов. М., 1997. – 343 с.

Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало ХХ вв.): в 2 т. СПб., 2003.

26 Ковалевский М. Национальный вопрос и равенство подданных перед законом. Одесса, 1905.

27 Трайнин И.П. СССР - страна великого содружества народов. М., 1947; Якубовская С.И. Развитие СССР
как союзного государства. 1922 - 1936 гг. М., 1958; Она же: Строительство союзного Советского
социалистического государства. М., I960; Куличенко М.И. Национальные отношения в СССР и тенденции
их развития. М., 1972; и др.

моноэтнических государств по ряду причин: во-первых, территория России
являлась исторической родиной многих народов, сохранивших свою
культурную самобытность и не ассимилировавшихся с русским

большинством; во-вторых, в дореволюционный период истории России многие ее народы не сформировали основы своей государственности, а произошло это лишь в рамках советской государственности, под руководством коммунистической партии. В результате повсеместно в дореволюционной России, сложилась этническая стратификация, в основе которой лежали различия в экономическом, демографическом и политическом статусах народов.

В дореволюционной историографии, вопрос об этноконфессиональных группах российского предпринимательства возникает в середине XIX в. Впервые о национальном составе торгующих на азиатском направлении купцов упоминает П.И. Небольсин28, автор нескольких трудов по этнографии тюркских народов и торговле с азиатскими странами.

Особо следует остановиться на работах дореволюционных

астраханских краеведов М. Рыбушкина, А.Н. Штылько29. Директор астраханских народных училищ М.С. Рыбушкин был хорошо знаком с мусульманским населением Поволжья и Приуралья, жил и учился в Симбирске, Казани, был директором народных училищ не только в Астраханской, но и в Пензенской губернии. В своей работе «Записки об Астрахани» он весьма подробно описал этнический состав, хозяйственные занятия. Работа М.С. Рыбушкина представляет собой исследование исторического, географического и статистического характера. Книга, изданная Рыбушкиным, несмотря на многие ошибки, в течение долгого времени оставалась единственным произведением об истории Астрахани. Ее не раз цитировали ученые, писатели, поэты, путешественники.

А.Н. Штылько на рубеже XIX-XX вв. служил секретарем Астраханской городской управы. Его работа «Астраханская летопись» представляет собой первый опыт иллюстрированного путеводителя по городу Астрахани. В книге помещены отклики о городе писателей и путешественников, в разное время посещавших Астрахань, описываются ее достопримечательности.

Подобно А.Н. Штылько практически все дореволюционные авторы, писавшие об Астрахани и Астраханском крае, затрагивали в основном историю колонизации региона и не пошли дальше простого описательства и накопления фактов. Немногочисленные попытки заняться анализом социально-экономических процессов терпели неудачу, в силу отсутствия в тот период научных основ методологии анализа этих процессов30.

28 Небольсин П.И. Очерки торговли со Средней Азией. - СПб., 1862; Очерки Волжского Понизовья. СПб.,
1852; Инородцы Астраханской губернии. Заметки о кундровских татарах // Вестник Русского
географического общества. СПб., 1851. Т.2. – Отд. V. – С.1-30.

29 Рыбушкин М. Записки об Астрахани. Астрахань, 1841; Штылько А.Н. Иллюстрированная Астрахань.
Астрахань, 1996; Он же. Астраханская летопись. Астрахань, 1897; Он же. Астраханская торговля в старину:
исторические очерки. Астрахань, 1909.

30 Ермаков Н. Астрахань и Астраханская губерния. Описание края и общественной и политической жизни
ее. М., 1852;

В 1912 г. вышла работа В.Д. Дремкова «О муллах Астраханской губернии». В этой работе автор констатировал, что исследование истории и современного ему состояния мусульманских народов Астраханской губернии находится в крайне неудовлетворительном состоянии. В.Д. Дремков первым из исследователей отметил факт сознательного искажения и собирательного значения этнонима «татары» в отношении тюркоязычного населения Астраханской губернии. Он писал, что «соединение под рубрикой татар разных племен мусульманского вероисповедания, населяющих пределы Астраханской губернии, более чем рационально»31.

В советский и постсоветский период проблемы астраханского
мусульманства практически не затрагивались. Социально-экономическая
история Астраханского региона была исследована в диссертации А.И.
Карагодина «Астраханский край в конце XVIII – I половине XIX вв.». В ней
автор исследовал процессы освоения и хозяйственного заселения территории
Астраханского края в период перехода России от феодализма к капитализму,
остановившись на характеристике оседлого населения края. Социально-
экономическая история азиатского купечества (чья торговля в
рассматриваемый период носила сезонный характер), а также кочевого
населения губернии, в силу специфики их общественных отношений, совсем
не рассматривается32.

Особого внимания заслуживает диссертация Л.И. Ватаниной «Восточное купечество в Астрахани XVII в.». В этой работе автор дает анализ этническому и количественному составу восточного купечества, в составе которого, в качестве одной из крупнейших групп, выделяет армянское купечество. В том числе, сделан вывод о том, что «общие торговые интересы российского и восточного купечества способствовали регулированию политических и национальных конфликтов»33.

Роль восточного купечества, в том числе и мусульманского, рассматривалась в трудах А.Л. Рябцева34. Но работы эти касаются только XVIII в. А астраханское мусульманское купечество рассматривается опосредованно, через развитие российско-азиатских торговых отношений через Астрахань в рассматриваемый период.

Для нашего исследования весьма важна связь с исследованиями по истории становления татарской буржуазной нации, в связи с тем, что в Астраханской губернии в структуре мусульманского предпринимательства определяющую роль, как в численном, так и в количественном выражении, занимали татары. Связанные с предпринимательской деятельностью татар исторические аспекты рассматривались в целом ряде работ историков Татарстана.

31 Дремков В.Д. Там же. С.3.

32 Карагодин А.И. Астраханский край в к. XVIII – I половине XIX вв. (К вопросу о генезисе капитализма на
южных окраинах России). Дисс… на соискание ученой степени канд. ист. наук. Ростов-на-Дону, 1972.

33 Ватанина Л.И. Восточное купечество в Астрахани XVII в. Дисс… на соискание ученой степени канд. ист.
наук. – Саранск., 2004. С.3.

Рябцев А.Л. Роль Ирана в восточной торговле России в XVIII в. М., 2002; Он же. Государственное

регулирование восточной торговли России в XVII-XVIII вв. Астрахань, 2012.

В нашей науке до 1970-х гг. не было данных о количестве
промышленных предприятий, находившихся в руках татарской буржуазии в
целом по России, появились они благодаря исследованиям Х. Хасанова, И.Р.
Тагирова35. Существенным недостатком этих работ, на наш взгляд, является
некоторая «поверхностность» описания аспектов татарского

предпринимательства в Астраханском регионе и недостаточно широкое привлечение источников при рассмотрении этого вопроса, несмотря на поставленную задачу рассмотреть историю всех региональных групп татарской буржуазии (в том числе и астраханской).

В конце 1960-1970х гг. вышли и работы, посвященные истории азербайджанского предпринимательства, ориентированные, прежде всего на исследование вопроса о темпах и формах становления капиталистического производства в нефтяной промышленности региона36. Впервые в этих работах затрагивалась тема коммерческих интересов азербайджанских нефтяных магнатов в Астрахани во второй половине XIX – начале ХХ вв.

Интерес к истории мусульманского татарского предпринимательства
особенно вырос в 1990-е гг. К этому времени завершилось формирование
исторической школы, разрабатывавшей проблемы социально-экономической
истории татарского народа на рубеже XIX-XX вв. В это время учеными
Татарстана был сделан серьезный прорыв в исследованиях проблем,
связанных с историей татарского предпринимательства. Появились труды,
посвященные становлению татарской буржуазной нацией в целом, и по
истории отдельных предпринимательских династий в Средневолжских и
Приуральских регионах, родоначальниками которых были купцы. К ним
можно отнести работы Р.Р. Фахрутдинова, А.Ю. Хабутдинова37.
Затрагивались вопросы участия татарских купцов в общественных процессах,
становлении светского образования, благотворительных акциях и т.д.
Исследован в татарской исторической школе и феномен благотворительности
в среде мусульманского предпринимательства. Особого внимания

заслуживают работы Р.С. Хакимова, Р.Р. Салихова, Л.Р. Габдрафиковой, Р.Р. Хайрутдинова38. Особо следует отметить, что эти аспекты жизни татарско-

35 Тагиров И.Р. Революционная борьба и национально-освободительное движение в Поволжье и на Урале
(февраль-июль 1917 года). Казань, 1975; Хасанов Х.Х. Формирование татарской буржуазной нации. Казань,
1977.

36 Промышленность Азербайджана в XIX в. Баку, 1964; Стригунов И. В. Из истории
формирования бакинского пролетариата (70—80-е гг. XIX в.). Баку, 1960; Исмайлов М. А. Промышленность
Баку в начале XX века. Баку, 1976; Сеидзаде Д. Б. Из истории азербайджанской буржуазии в начале XX
века. Баку, 1978.

37 Фахрутдинов Р.Р. Татарский либерализм в конце XIX – начале ХХ века (Очерки политической истории).
Казань, 1998; Хабутдинов А.Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского
общества в к.XVIII – нач. ХХ вв. Казань, 2001; Он же. Татарское
общественно-политическое движение в досоветский период: 1900-1918 гг. Казань, 1997 и др.

38 Хакимов Р.С. Джадидизм (реформированный ислам). Казань, 2010; Салихов Р.Р. Татарская буржуазия
Казани и национальные реформы второй половины XIX – начала ХХ вв. Казань, 2001; Он же. Участие
татарского предпринимательства России в общественно-политических процессах второй половины XIX –
начала ХХ вв. Казань, 2004; Габдрафикова Л.Р. Повседневная жизнь городских татар в условиях
буржуазных преобразований второй половины XIX – начала XX века. Казань, 2013; Хабутдинов А.Ю.
Институты российского мусульманского сообщества в Волго-Уральском регионе. М., 2013; Он же. История

мусульманского предпринимательства в Астраханской губернии никогда и никем не затрагивались, что составляет особую значимость нашего исследования.

Кроме того, проблемой мусульманского предпринимательства

занимались историки постсоветского периода и других регионов со значительным или доминирующим мусульманским населением. Среди них мы можем отметить исследования дагестанских и чеченских историков Э.М. Долгат, А.Г. Мансуровой, Р.А. Губахановой, А.И. Хасбулатова39. В этих работах дан комплексный анализ развития капиталистического и предпринимательства на Северном Кавказе, исследован количественный и качественный состав предпринимателей региона, в том числе и предпринимателей-мусульман.

Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что значимость изучения российского предпринимательства с учетом регионально-отраслевых и социокультурных характеристик его облика была осознана исследователями во второй половине ХХ – начале XXI вв. Автор в своей работе опирался на результаты, полученные в этих исследованиях. Но специального комплексного исследования места астраханской буржуазии в социальной структуре и экономической жизни региона, особенностей жизни предпринимателей и общественной деятельности в XVIII – начале ХХ вв., в историографии на сегодняшний день нет. Тем более нет подобных исследований по отдельной части астраханского купеческого мира – мусульманскому предпринимательству, в связи с чем мы с уверенностью утверждаем, что данная тема нуждается в дальнейшем исследовании.

Целью представленной работы стало комплексное исследование места и роли мусульманского предпринимательства в общественной, и деловой жизни Астраханской губернии (во внутренней и внешней торговли и в промышленности), в сфере благотворительности и образования, в конце XVIII – начале ХХ вв. В соответствии с обозначенной целью нами были поставлены следующие задачи:

  1. Определить социальный и правовой статус мусульманского предпринимательства Астраханской губернии;

  2. Охарактеризовать этнический и количественный состав астраханской мусульманской буржуазии, отношения подданства и проследить динамику изменений этих параметров относительно заявленного периода;

Оренбургского магометанского духовного собрания

(1788-1917): институты, идеи, люди. Нижний Новгород, 2010.

39 Губаханова Р.А. Предпринимательство в Дагестане (1860-1917 гг.): к проблеме становления и развития капиталистических отношений. Дисс… докт. ист. наук. Махачкала, 2006; Далгат Э.М. Роль городов в интеграции Дагестана в экономическую систему России во второй половине XIX – начале XX В. // Чеченцы в сообществе народов России Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 420-летию установления добрососедских отношений между народами России и Чечни. Грозный, 2008. С. 40-46; Мансурова А.Г. Промышленность Дагестана во второй половине XIX - начале XX вв. Махачкала, 2006; Хасбулатов А.И. Социально-экономическое и политическое развитие Чечни во второй половине XIX начале ХХ вв. Дисс… докт. ист. наук. Махачкала, 2010.

  1. Выявить и описать организационные формы и коммерческую направленность деловых операций астраханских предпринимателей-мусульман;

  2. Раскрыть территориальные особенности географии проживания и расположения коммерческих предприятий этой социальной группы в составе Астраханской губернии;

  3. Выявить характерные особенности астраханской локальной мусульманской общины, формы ее взаимодействия с центральными и местными государственными органами, в том числе политическим сыском Российской империи;

  4. Охарактеризовать особенности общественной деятельности мусульманского предпринимательства Астраханской губернии;

  1. Показать участие мусульманской буржуазии региона в благотворительной деятельности;

  2. Проанализировать процесс реформирования приходской конфессиональной школы и становления светского образования в астраханской локальной мусульманской общине.

Источниковая база исследования. В ходе работы над диссертацией был привлечен широкий круг источников. Все они могут быть классифицированы по следующим основаниям: происхождение, способ использования и форма отражения исторических событий. Исходя из этой классификации, мы считаем возможным выделить следующие виды источников: законодательные акты, статистические материалы (в том числе документы по учету населения), документы делопроизводства, документы частноправового характера (актовый материал), справочная литература, периодическая печать, публицистика, материалы личного происхождения. Следует отметить, что значительная часть источников была нами впервые выявлена и использована при работе над данным диссертационным исследованием. Подробное описание источниковой базы по теме исследования изложено в первой главе диссертации.

Научная новизна работы заключается в том, что это первое
комплексное исследование, посвященное истории мусульманского

предпринимательства Астраханской губернии в конце XVIII – начале ХХ вв.,
которое являлось одной из важнейших составляющих тюрко-татарского
предпринимательства Российской империи. В работе впервые на основе
большого круга архивных источников рассмотрены социально-правовой
статус, национальный и количественный состав, особенности торгово-
промышленной деятельности астраханского мусульманского
предпринимательства.

В работе всесторонне рассмотрен процесс формирования и развития, специфические черты астраханской локальной мусульманской общины. Автор выявил социально-экономические, политико-правовые, культурно-национальные, конфессиональные противоречия, с которыми сталкивалась община в ходе своего становления и интеграции в общероссийский социум. Изучены аспекты взаимодействия астраханской махалли с органами

государственной власти, в том числе с политической полицией, что существенно дополняет общую картину становления и развития региональной и российской буржуазии.

В представленном исследовании в научном плане определено понятие «мусульманское предпринимательство» в зависимости от территориальных и этнических особенностей формирования торгово-предпринимательского сословия рассматриваемого региона в конкретный исторический период.

Существенной новизной работы можно считать анализ всех аспектов общественной жизни астраханской локальной мусульманской общины. На примере астраханского мусульманского предпринимательства показана практическая реализация реформаторской инициативы в системе начального конфессионального образования и в традиционной системе мусульманской благотворительности.

Выявлен и впервые введен в научный оборот значительный фактический материал, позволяющий осветить роль мусульманской буржуазии на общественно-политической арене с новых идейных и методологических позиций.

Указанные положения соответствуют Паспорту специальности 07.00.02
– Отечественная история ВАК Министерства образования РФ, положение
пунктов: п.4 «История взаимоотношений власти и общества,

государственных органов и общественных институтов России и ее регионов», п.7 «История развития различных социальных групп России, их политической жизни и хозяйственной деятельности», п.10 «Национальная политика Российского государства и ее реализация. История национальных отношений», п.11 «Социальная политика государства и ее реализация в соответствующий период развития страны», п.12 «История развития культуры, науки и образования России, ее регионов и народов», п.13 «История взаимоотношений государства и религиозных конфессий», п.18 «Исторические изменения ментальностей народов и социальных групп российского общества», п.21 «История экономического развития России, ее регионов».

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты
исследования социально-экономической и общественно-политической

истории астраханского мусульманского предпринимательства в

дореволюционный период позволяют внести существенные коррективы в
методологию реализации этноконфессиональных научных тем.

Представленные нами сведения, сформулированные обобщения и выводы,
апробированные методы, представляют интерес для использования
исторического опыта при рассмотрении современных социально-

экономических и общественно-политических процессов в полиэтничной предпринимательской среде России.

Делу культурного и духовного возрождения мусульманских народов
России во многом сможет оказать содействие политика местных органов
власти и национально-культурных организаций, которые сумеют вовлечь
в этот процесс современных предпринимателей-мусульман. Опыт

деятельности отдельной этноконфессиональной группы в полиэтническом регионе и воздействия на экономические и политические процессы необходимо учитывать в государственных программах поддержки малого и среднего бизнеса, в условиях масштабного реформирования, которое свойственно нашему государство на современном этапе.

Материалы диссертации могут быть также использованы при написании комплексной работы по истории мусульманского, тюрко-татарского мира России. А также при работе преподавателей высшей школы, при подготовке к чтению лекций и проведению семинарских занятий, в разработке спецкурсов по истории Астраханского края, татарского предпринимательства, мусульманского обновленческого движения второй половины ХIХ - начала ХХ вв.

Методология и методы исследования. Методологическую основу
работы составляет многофакторный подход, традиционно принятый в

отечественной исторической науке. Применение этого подхода позволяет выявить комплекс условий и причин, порождающих определенные социокультурные явления, проследить на конкретных примерах взаимосвязь и взаимовлияние социально-экономического, общественно-политического, этнокультурных и других факторов исторического процесса.

При исследовании проблемы формирования и развития

мусульманского предпринимательства в Астраханской губернии были
отобраны компоненты различных методологических подходов,

используемых в различных системах социально-гуманитарного научного знания: исторический, географический, институциональный и культурно-антропологический. Комплексное использование методов позволило выявить общегосударственные и региональные особенности и тенденции развития проблемы.

Исследование выполнено посредством комплексного использования общенаучных, историографических, источниковедческих и специально-исторических методов – системного и сопоставительного, синхронного и диахронного, методов экстраполяции и периодизации и др., позволивших решить поставленные исследовательские задачи.

Комплекс общенаучных методов включает описание, объяснение,
анализ и синтез, дискрептивный, хронологический, периодизации,
обобщение. Особое внимание было уделено изучению архивных источников,
истории жизнеописания отдельных представителей астраханского

мусульманского предпринимательства.

Аналитический метод предусматривает множественность степеней анализа, стимулирует продолжение познания объекта. Дискрептивный метод используется при описании отдельных исторических явлений. Он предполагает возможность выделить самостоятельное значение объекта познания, не рассматривая его только как часть более обширного исследования.

Хронологический метод помог рассмотреть события во временной последовательности. Метод периодизации рассматривает определенный промежуток времени, в течение которого происходило то или иное событие.

Использование метода ретроспективного анализа исторических
явлений позволило сделать определенные выводы и заключение в ходе
научной работы. Компонентный анализ как метод характеристики целостной
сущности явления посредством выявления составляющих его структурных
компонентов, использовали в характеристике мусульманского

предпринимательства региона по религиозному признаку.

Максимально научного обоснования исследуемой проблемы позволило добиться использование методов, общих для всех социально-гуманитарных наук (с учетом своеобразия и задач исторической науки), и методов собственно исторического исследования40.

Использование системно-структурного метода позволило

реконструировать роль и место мусульманского предпринимательства в социально-экономическом и политическом пространстве Российской империи. Предпринимательская деятельность мусульман сравнивалась с положением и деятельностью других этноконфессиональных групп: русских, армян и др.

В рамках метода институционального анализа экономическое пространство губернии рассматривалось как конкретная институциональная структура, охватывающая законодательную базу, обычаи и правила коммерческого оборота, а также определенный тип поведения, отношений и связей. Также важное значение имеет метод персонификации исследуемой этносоциальной группы на основе архивных источников конца XVIII – начала ХХ вв.

В процессе исследования использовался структурно-функциональный
метод, ориентированный на исследование системных и культурологических
характеристик этноконфессиональной группы астраханских мусульман. Этот
метод нацелен на выявление общих функций бытия с точки зрения его
функционирования в системе общественных отношений. Применительно к
теме исследования это означает проведение сравнительного анализа
социокультурных отношений в среде астраханского мусульманского

предпринимательства, отличавшегося определенными национальными и религиозными традициями.

Определяющими методами нашего исследования являются принципы историзма и объективности. Под историзмом мы понимаем принципы научного познания, подразумевающие изучение всех явлений социально-экономической жизни в их конкретно-исторической обусловленности и развитии. Принцип объективизма позволил привлечь широкий круг источников различного происхождения.

40 Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003. Его же. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований // Новая и новейшая история. - 1995. - № 1. С. 3-34.

Специально-исторические методы позволили сравнить историографию
на различных этапах, определить связь истории и современности, различных
историографических точек зрения на проблемы астраханского

мусульманского предпринимательства, определяя наиболее спорные. Кроме того, эти методы позволили достаточно наглядно выявить предпосылки, содержание и направленность мусульманского предпринимательства в Астраханской губернии применительно к заявленному периоду.

Типологический – один из широко применяемых в современной
исторической науке методов анализа общего и особенного в эмпирическом
многообразии этнических явлений, позволил выделить различные

этнокультурные и социокультурные типы многонационального

мусульманского предпринимательства Астраханской губернии в конце XVIII – начале XX вв.

Историко-типологический метод предоставил возможность выявить наиболее общие черты в облике мусульманского предпринимательства Астраханской губернии, выделить особенности менталитета этой группы торговцев и промышленников, а также сравнить его этносоциокультурное наполнение по сравнению с другими этноконфессиональными группами предпринимателей региона.

Применение историко-генетического метода, дало возможность рассмотреть изученные процессы и явления в их динамике с конца XVIII до начала XX вв., с наступлением качественно нового этапа в деятельности регионального предпринимательства. Аналитически-индуктивный метод позволил определить основные этапы в формировании социально-экономического и культурного облика мусульманского предпринимательства Астраханской губернии.

Особая роль количественного метода заключается в обработке
объемных материалов статистики на базе структурирования существенных
данных, что позволило определить конкретный вклад мусульманского
предпринимательства, например, в благотворительность. На основе анализа
источников проводились подсчты числа лиц мусульманского

предпринимательства Астраханской губернии (общая численность, пол, возраст, национальность, семейно-брачное состояние и т.д.). Полученные данные представлены в виде таблиц, характеризующих структуру мусульманского предпринимательства Астрахани и губернии.

Историко-статистический метод предоставил возможность сделать
достоверные выводы о наиболее значимых тенденциях в социально-
экономической и культурно-благотворительной деятельности
мусульманского предпринимательства на определнных исторических
этапах.

Изменения социального и этнического состава мусульманского предпринимательства в конце XVIII - начале XX веков были изучены с помощью одного из направлений новой локальной истории - микроистории. Метод микроанализа помог автору рассмотреть характер взаимоотношений, как внутри локальной мусульманской общины в Астраханской губернии, так

и между ними в городском пространстве, их социокультурные связи, охватывая политическую культуру и отношения общества с властью.

С помощью исторической биографистики были изучены биографии наиболее успешных предпринимателей-мусульман в регионе, а также их деятельность в контексте описываемых событий.

Совокупность примененных методов позволила проанализировать многогранную жизнь и деятельность регионального мусульманского предпринимательства Астраханской губернии в конце XVIII – начале ХХ вв.

Положения, выносимые на защиту.

  1. История астраханского мусульманского предпринимательства подтверждает значимую роль различных этноконфессиональных групп для экономического развития Российской империи в конце XVIII – начале ХХ вв.

  2. Деятельность астраханского мусульманского предпринимательства определялась целым рядом факторов, наиболее значимыми из которых являлись не столько формальные (правовые, регулирующие сословный статус и отношения подданства), сколько неформальные (нормы шариата, обычаи и традиции, сложившиеся в этноконфессиональной практике, национальные особенности коммерческого оборота).

  3. Поведение мусульманских предпринимателей на астраханском рынке в конце XVIII, на протяжении всего XIX и в начале ХХ вв. сопровождалось складыванием определенного типа отношений и связей, характерных для нижневолжского приграничного региона, как многоконфессионального и полиэтничного по составу населения, тесно связанного с территориями, населенными этнически и конфессионально близкими группами населения и их коммерческими интересами.

  4. В условиях втягивания региона в общероссийский рынок и развития товарно-денежных отношений, соперничества с другими этноконфессиональными группами предпринимателей определились торговые предпочтения мусульманского предпринимательства в регионе. Главной сферой коммерческих интересов мусульман-предпринимателей Астраханской губернии стали внутренняя и внешняя торговля.

  5. Ведущую роль в структуре мусульманского предпринимательства Астраханской губернии рассматриваемого периода играли тюрко-татары, как местные уроженцы, так и переселенцы из Средневолжских и Приуральских губерний, которые и направляли общий ход общественно-политического развития и формировали общий характер взаимоотношений с властями, органами политического сыска, всем остальным миром российских мусульман, с другими этноконфессиональными группами региона.

  6. Успех мусульманского предпринимательства и в экономической и в общественной деятельности в значительной мере зависел от крепости семейных, клановых, земляческих отношений, компактного территориального проживания и ведения коммерческих операций, конкретного организационного оформления дела, связей в местных

коммерческих кругах (прежде всего по земляческому принципу), и уже во вторую очередь от личной общественной активности.

  1. Составной частью социально-экономической жизни астраханской локальной мусульманской общины в пореформенный период стало активное включение в общественные процессы страны и региона, ориентированные, в первую очередь, на необходимость единения мусульманского, тюрко-татарского мира и проведение реформ в области образования и благотворительности. Это является свидетельством того, что астраханская махалля, была составной частью российской уммы и одновременно с ней переживала сходные процессы модернизации тюрко-татарского мира.

  2. К началу ХХ века мусульманская буржуазия Астраханской губернии стала главной направляющей и организующей силой локальной мусульманской общины, активно включившись в городское общественное самоуправление и электоральные процессы регионального и общенационального характера, создав этноконфессиональные общества и сформулировав свои политическую и культурно-просветительскую программы, успешно реализовав свои благотворительную и реформаторскую (в сфере школьного образования) инициативы.

Степень достоверности и апробация результатов исследования.

Диссертация была обсуждена в отделе новой и новейшей истории Института истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан и рекомендована к защите. Основные положения исследования представлены в выступлениях автора на научных конференциях Института истории им. Ш.Марджани АН РТ, всероссийских, межрегиональных и международных конференциях (2000-2015 гг.), отражены в 68 авторских публикациях. В том числе, 2 монографиях, 15 статьях в журналах, рецензируемых ВАК при Минобрнауки РФ и 51 научной статье.

Структура исследования. Работа состоит из введения, шести глав, заключения, библиографического списка, приложения. Структура нашей работы определяется поставленными целью и задачами.

Источниковая база исследования

Чулков представил анализ развития торговли России с древнейших времен по отдельным районам России (в том числе и район Нижней Волги) и важнейшим торговым путям (в том числе и по Каспийскому морю через Астрахань). Автор затрагивает в своей работе смежные вопросы, имеющие самое непосредственное отношение к главной теме его исследования. В частности, первым из российских историков затронул тему восточного, азиатского (т.е. мусульманского) купечества в астраханской внешней и внутренней торговле10.

С начала XIX в. возрастает интерес русских историков и экономистов к изучению экономической истории России. Появились монографии, посвященные истории отдельных отраслей или истории тех или иных районов, крупных промышленных предприятий и т.д. В работах этого периода главное место отводится решающей роли государства в развитии экономики, причем доказывается это с привлечением большого количества статистических данных.

Педагогического института К. И. Арсеньев специально экономической историей не занимался, но в его статистико-экономических трудах имеется много фактического материала по экономической истории дореформенной России. Он стал одним из основоположников экономического районирования, и свои статистические исследования, основанные на значительном архивном материале, он располагал по районам, в том числе им был исследован и район Нижнего Поволжья. Впервые в работах автора были представлены данные о народонаселении, состоянии торговли и промышленности в данном регионе.

В вышедших в 1835 и 1850 гг. в свет работах русского экономиста Г.П. Небольсина13 также содержится некоторый историко-статистический материал, в том числе и по региону Нижнего Поволжья. Но все же, это скорее работы по экономической географии, чем по экономической истории.

Значительный труд экономиста А. Семенова по истории российской внешней торговли и промышленности со второй половины XVII в. до 1858 г.14 охватывает широкий круг вопросов, связанных с историей этих сфер экономики: это характер и особенности русской торговли на отдельных этапах ее истории, положение купечества, тарифные пошлины, судостроение и мореходство, торговые пути, торговые учреждения, торговые договоры с иностранными государствами, фабричное и горное производство и т.д.

Работы авторов второй половины XIX - начала XX вв. дают достаточно объективную историко-правовую картину положения в губерниях с неоднородным этноконфессиональным составом, содержат богатый фактический материал и включают в себя имевшиеся в то время историко-экономические данные. Большое внимание уделялось общим сюжетам, характеризующим место и роль российской буржуазии в экономической и общественно-политической жизни страны. Интересна в этом отношении работа И.И. Дитятина, которая, по сути, представляет собой первую попытку научного осмысления феномена предпринимательства в российском городе16.

Работы второй половины XIX в. имеют еще одну особенность. Она состоит в том, что авторы описывали социально-экономические явления близкие им по времени или современные им, и поэтому следовали официальной точке зрения на историю экономических отношений в России, согласно которой одной из основ незыблемости российского государства являлся сословный строй, а торговля и промышленность могли быть исключительно сферой занятий купечества. Главными «героями» при описании и анализе истории торговли и промышленности в литературе этого периода выступали исключительно купцы, представители других сословий просто игнорировались .

Преодоление этого подхода наблюдается в работах начала XX вв., когда в России зародился политический и идеологический плюрализм18. В начале XX века главным вопросом, который интересовал историков и экономистов, стал вопрос о путях развития капитализма в России, решение аграрного и рабочего вопросов.

Особенно активными на поприще изучения экономической истории оказались деятели буржуазно-либеральной, главным образом, официальной университетской науки. Авторы рассматривали экономику как обычный составной элемент общественной жизни, наряду с такими равноправными элементами, как право, религия, государство, общественная идеология и т.д.

К этому направлению мы можем отнести работы Н. Дэна, П.Х. Спасского, М.П. Федорова, А. Финн-Енотаевского и др.19.

В 1899 г., вышла в свет работа В.И. Ульянова (Ленина) «Развитие капитализма в России», в которой он рассмотрел вопрос о темпах развития капитализма и сформулировал теорию о трех этапах развития капитализма в России, которая на долгие десятилетия советского периода определила логику развития историко-экономических исследований в нашей стране20.

В числе историков начала XX века следует также отметить М.И. Туган-Барановского, яркого представителя школы «легального марксизма». В своих работах он осуществил анализ процесса формирования класса капиталистов, и постепенное вовлечение в состав буржуазии новых социальных групп21.

В целом, дореволюционные историки внесли большой вклад во введение в оборот большого фактического материала, позволяющего составить объективную картину истории российской экономики22, представляющие большую ценность, в том числе и как вид исторического источника.

В рамках периода советской историографии вполне целесообразно выделить два самостоятельных этапа. К первому этапу можно отнести период с 1917 до первой половины 1950-х гг. Такое деление обусловлено тем, что с момента становления и до середины 1950-х гг. в советской исторической науке по вопросам экономической истории, господствовала проблема исследования уровня, темпов развития и характера русского империализма. Методологической основой исследований стал классовый подход.

Иностранноподданные» предприниматели-мусульмане Астрахани в конце XVIII - первой половине XIX вв.: социально-правовые и количественные характеристики

Важными для исследования торгово-промышленной деятельности астраханских предпринимателей-мусульман в пореформенный период являются документы Российского государственного исторического архива в г. Санкт-Петербурге (РГИА). Делопроизводственная документация, отложившаяся в фонде Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов (ф.20) представляет сведения о структуре, особенностях функционирования торговой и производственной деятельности исследуемой группы предпринимателей. Существенными для анализа форм и практических методов осуществления предпринимательской деятельности мусульманами в регионе также являются документы фонда Министерства торговли и промышленности (ф.23), характеризующие процесс развития мусульманского предпринимательства.

Значимой группой источников по истории мусульманского предпринимательства конца XIX - начала XX вв. в Российской империи являются документы, связанные с деятельностью частных предприятий и фирм. Но в рамках нашей темы такие документы, в силу специфики Астраханского региона, не представляют особого интереса, в связи с тем, что в Астрахани, к сожалению, в отличие от других центров «татарства» (Казань, Уфа, Оренбург) не сложилось крупных предпринимательских династий из среды мусульман.

В упомянутом виде делопроизводственной документации речь идет, прежде всего, о промышленном (а если говорить совсем точно, о мануфактурном) предпринимательстве. Единоличное же торговое дело (как и небольшое семейное предприятие), как правило, не требовало оформления специальных документов. Именно к такому типу и относились почти все коммерческие предприятия астраханских мусульман. Здесь мы встретили серьезные трудности по поиску и анализу документов, характеризовавших подобную предпринимательскую деятельность. Тем не менее, договора о регистрации и утверждении уставов торговых домов, товариществ на паях и акционерных компаний фиксируют информацию о собраниях акционеров или компаньонов, об основном капитале фирмы, о паях каждого из участников, времени основания и сфере деятельности. Соответствующие документы отложились в уже упоминавшемся нами фонде 94 «Астраханская Городская Управа» ГААО. Нами представлены материалы о создании и функционировании таких фирм, как «Ады Ходжаев с сыновьями», «Братья Мукминовы», «Торговый Дом А. Умерова и К0», «Торговый Дом У. и Г. Таначевы» и др.121

Их ценность определяется и тем обстоятельством, что в Астрахани, даже в начале XX века, многие товарищества мусульман сохраняли семейный характер или характер землячества (в связи с тем, что большинство мусульманского населения в губернском центре - переселенцы). Эти обстоятельства помогают выявить родственные связи в среде мусульманского предпринимательства Астрахани. Некоторые документы (например, о «Торговом Доме У. и Г. Таначевых»122) позволяют проследить всю историю становления и развития торгово-промышленного предприятия.

На основании документов представляется возможным судить и о связях между земляками-переселенцами на новой родине. Татары из Средневолжского и Приуральского регионов четко придерживались землячества. Нами выявлено, что торговые товарищества создавались по принципу общности происхождения. Татары - выходцы из Пензенской, Нижегородской или Казанской губерний при создании акционерных обществ стремились вступать в подобные отношения исключительно с земляками, в качестве которых выступали жителей одной деревни. Наглядный пример тому - «Товарищество У. Батыршин, X. Бареев и И. Донской»123, созданное татарами Пензенской губернии.

Достоверность сведений, которые зафиксированы в этой группе документов, достаточно высока, на наш взгляд. Подлинной является информация о личном составе компаньонов торговых домов, а также пайщиков (акционеров) предприятий, о родственных связях и семейных отношениях в среде мусульманских предпринимателей. Многие источники -документы, официально заверенные нотариусом, что повышает степень достоверности информации, содержащейся в них.

К сожалению, в Астраханском архиве практически не отложились дела, связанные с практической деятельностью этих фирм. Исключение составляет фонд 656 «Астраханская контора нефтяного производства Шамси Асадуллаева»124. Бакинский нефтяной магнат основал филиал в Астрахани для перевозки нефти по Волге. Документы этого фонда относятся к четвертой группе обозначенных нами источников - документация частных лиц и фирм.

Весьма значимы документы делопроизводства местных органов исполнительной власти (в том числе политической полиции) для освещения истории общественного движения, благотворительности и этноконфессионального образования мусульман Астраханской губернии конца XIX - начала XX века. Сведения о гласных Астраханской Городской Думы, в том числе и из числа мусульман в пореформенный период, отложившиеся в фондах ГААО 480 - «Астраханская Городская Дума», 542 «Астраханское Купеческое общество», 94 - «Астраханская Городская управа». Анализ документов, содержащихся в этих фондах, помог нам проследить постепенный рост активности мусульманского предпринимательства к делам городского самоуправления, а также участия в электоральных кампаниях начала XX века, как регионального, так и общенационального (при выборах в Государственные Думы всех четырех созывов) характера125. В делах указанных фондов содержатся сведения о списках избирателей по участкам города и уездам губернии, о выдвижении кандидатов в выборщики и кандидаты представительных органов, об участии в работе Городской Думы избранных гласных, о работе в составе различных комиссий органов местного самоуправления и т.д.

Революция 1905-1907 гг., как известно, вызвала рост общественного движения в Российской империи. Одним из направлений общественного движения стало создание национальных демократическо-либеральных движений. Появление институтов гражданского общества пробудило общественное сознание астраханских мусульман. Создаются культурно-просветительские общества, национальные газеты, школа вне рамок конфессиональной общины. Особый интерес, в исследовании этих аспектов истории астраханских мусульман представляют фонды ГААО: фонд 286 «Астраханское губернское жандармское управление» и фонд 1 «Канцелярия Астраханского гражданского губернатора».

Торгово-предпринимательская деятельность мусульманской общины в Астрахани во второй половине XIX - начале XX вв

Несмотря на такие этнические различия, к последней трети XVIII в. все осевшие в городской общине Трех Дворов разговаривали на тюрко-татарском языке, на нем же велась и торговая и делопроизводственная документация, все они называли себя татарами. К тому же все они были прихожанами городских суннитских внутриобщинных мечетей (также издавна называвшимися в городе татарскими).

Прибывавшие из Персии коммерсанты примерно с этого же времени образовали собственную шиитскую общину, присоединившую к себе и принявших российское подданство персидских торговцев, издавна осевших в городе. Поэтому даже население Гилянского двора, несмотря на название, было тюрками-суннитами и причисляли себя к числу местного татарского, но ни в коем случае, не персидского населения. Поэтому и мы, вслед за чиновниками и исследователями XVIII-XIX вв. будем считать общество Трех Дворов татарским.

К 1770-м гг. практически все городские татары осуществляли торговлю и мену со средне- и ближневосточными территориями (Бухарой, Хивой, Персией, туркменскими и казахскими аулами) русскими товарами, а также торговлю «азиатскими» - в небольших лавочках в самой Астрахани193.

Торговля была не очень значительная, как впрочем, и численность населения самих дворов, которое в 1797 г., по сведениям Астраханского губернского правления, составляло 312 человек мужского пола. В пользу государства все три двора ежегодно с 1746 г., исправно платили «по тарифу и сверх того» 500 рублей пошлины (земских повинностей). Торговля, несмотря на свою малозначительность, была «достаточной», на бедность татары не жаловались, недоимок за дворами не числилось194.

На конецХУШ - начало XIX вв. приходится законодательное оформление статуса населения Бухарского, Гилянского и Агрыжанского татарских дворов города Астрахани и его хозяйственно-экономических занятий. Отдельно стояла проблема сословной приписки населявшего дворы населения.

Сосредоточению в обществе Трех Дворов основной массы мусульманского торгующего населения в городе, способствовал Таможенный Устав 1775 г195, предписавший восточным торговцам в российских городах избрать постоянное место проживания и складки товаров. Жалованная грамота городам 1785 г. предписала городскому населению империи определиться с сословной припиской196, касалось это положение и общества татар Трех Дворов. Было создано Кавказское наместничество и князь Г.А. Потемкин, предписал татарам, «не уважая даже незнания ими языка, законов и правил благоустроенного российского

До 1786 г. татары Трех Дворов жили «на своем собственном положении, издавна вступив в подданство России». Это означало, что на основании законодательства Петра I и Елизаветы Петровны, числясь российскими подданными, жители Дворов пользовались правами своего самоуправления, подчиняясь специально созданному в Астрахани Азиатскому Магометанскому суду и платя казне незначительные пошлины.

Большинство жителей Бухарского, Гилянского и Агрыжанского дворов предпочли записаться в мещанство, что в свою очередь обусловило увеличение налогов. Само население дворов попало в ведение Городового Магистрата. На рубеже 1780-90-х гг., в силу ряда объективных причин (связанных с присоединением новых территорий Российской империей и освоением новых торговых путей на Восток), торговые обороты татар окончательно приходят в упадок.

Это обстоятельство вынудило последних искать новые источники существования, которые они нашли в найме в качестве рабочих и приказчиков у астраханских русских рыбопромышленников и купцов.

ПСЗРИ-I.T.XIV. №10486. ПСЗ РИ -I. Т.XXIX. № 22178. ГААО. Ф. 1. Оп.1. Д.4204. Л.5-5об. Доходы жителей дворов резко упали. Налоги, наоборот, выросли. С новыми пошлинами жители дворов справиться оказались не в силах, и к началу 1799 г. недоимка составила 6304 руб.24 коп.198

Тяжелое финансовое положение вынудило общество Трех Дворов снарядить в начале 1797 г. в Санкт-Петербург поверенного, некоего Абдула Абишева, который представил Павлу I и Сенату прошение о возвращении сословного статуса, бывшего до 1786 г. и о снятии накопившейся на обществе недоимки199.

Павел I, последовательно искоренявший «екатерининское» наследие, внял просьбе астраханских татар и предписал генерал-прокурор А. А. Беклешову и фактическому руководителю коллегии иностранных дел графу Ф.В. Ростопчину, Кавказскому наместнику графу И.В. Гудовичу и Астраханскому губернатору А.В. Алябьеву, провести «дознание» и собрать сведения о «прошлом и настоящем состоянии» татар Трех Дворов200.

В результате, чиновники пришли к выводу, что астраханские татары в силу бедности и не знания языка, могут быть отнесены к особому обществу, вне рамок сословно-гильдейской структуры российского города. 11 ноября 1799 г., вышел именной указ Павла I201, на основании которого татары Бухарского, Гилянского и Агрыжанского дворов были выписаны из городского общества в самостоятельное сословие, в дальнейшем именовавшееся «татары Трех Дворов», всего 428 душ мужского пола, «платящих одни только земские повинности»202.

Астраханская мусульманская община и политический сыск

На рубеже XVIII-XIX вв. падение астраханского торгового купечества старого типа, преимущественно русского и армянского по этнической принадлежности, а вслед затем и упадок старых торговых городов, в итоге обусловливались увеличением подвижности населения, проникновением торговых связей в среду иноязычную и иноконфессиональную, каковой были предприниматели-мусульмане в Астраханской губернии354. Параллельно происходил захват этими торговцами инициативы во внешнеторговых операциях на Каспийском море.

Еще в XVIII в. внешнюю торговлю с Ираном, Закавказьем и Средней Азией захватили персидские (азербайджанские), армянские и индийские купцы. Астраханские «природные» купцы вынужденно обращаются к внутреннему рынку страны, где их участие можно признать более удачным . А на рубеже XVIII-XIX вв. персидские купцы успешно вытесняют из этой торговли сначала индусов, а затем и армян, устанавливая в этой сфере своеобразную монополию.

О ситуации, существовавшей в коммерческом мире Астрахани, роли в нем христианского и мусульманского торгового мира Астраханский гражданский губернатор писал А.П. Ермолову: «Взирая с патриотическими чувствованиями на местоположение Астрахани, столь благоприятствующее обширной торговле и благосостоянию обитателей ее, нельзя без соболезнования видеть, вместо цветущей промышленности, одну бедность, и вместо богатых русских негоциантов, собирающих в магазины свои богатства Азии и дающих торговые законы непросвещенным соседствующим народам, - людей, едва звание купца носящих, ни единодушия, ни соревнования не имеющих - и раболепно предоставляющих первенство и самые выгоды торговли корыстолюбивым индийцам и персам»356.

На самом деле, мусульманское предпринимательство в регионе имело весьма ограниченную сферу коммерческих интересов. В основном, они были ограничены внешнеторговыми взаимодействиями на Каспийском море и близлежащих азиатских территориях, а также торговлей товарами, привезенными оттуда, в Астрахани и на Макарьевской ярмарке357.

Для осуществления этой торговли персам, обосновавшимся в Астрахани требовалось достаточное количество мореходных судов358. В последние десятилетия XVIII в. персияне, осевшие в Астрахани активно приобретают и строят мореходные суда - шкоуты и расшивы. Они предназначались для перевозки грузов по Каспийскому морю из персидских портов и небольших торговых станций, расположенных на восточном побережье Каспийского мор3 . В первые десятилетия XIX века персы завоевывают прочные позиции в астраханском судовладении, вытесняют из этого вида предпринимательства армян и постепенно русских купцов360.

Постройка, содержание и аренда морских торговых судов были выгодным делом. Но, позволить себе построить или купить расшиву могли не многие. Вместе с тем, торговцы из различных провинций Ирана и ханств Средней Азии более доверяли свой товар для перевозки мусульманам-единоверцам. Поэтому русские владельцы расшив охотно суда сдавали в аренду. Иногда на этой почве возникали конфликты, причем астраханские власти старались придерживаться интересов персидских купцов, так как они давали значительный доход в городскую казну в виде пошлины с привозимых товаров, что неоднакратно отмечалось в делопроизводстве

В основном же, купцы-персияне предпочитали мореходные суда строить сами на свои средства. Мотивы были вполне понятными: сокращение расходов на перевозку товаров. В 1822 г. именно так объяснял постройку судна персидский подданный, астраханский 2 гильдии купец и петербургский временный купец Али Медыев в своем письме Министру

Медыев объяснял министру, что когда у него судна не было, товары отправленные из Санкт-Петербурга через Астрахань в Персию, путь этот проделывали за полтора года, так как «по скудности в Астрахани мореходных судов, должны были осенью всегда оставаться и дожидаться весеннего прихода персидских судов». А с постройкой собственного судна, купец «обернулся» в одну навигацию363.

В 1820 г. губернское правление решило провести опись судов и их владельцев, «в соответствие с Манифестом 1 января 1807 г., согласно которым иметь мореходные суда имели право только купцы 1 и 2 гильдии». В результате, правление выяснило, что 14 русским астраханским купцам принадлежало 43 судна. 10 армянам - жителям Астрахани - 11 судов. Мусульманам (всего 13 хозяев) по этой описи принадлежало 21 ссудно, только один владелец был татарином Бухарского двора, остальные ,364 азербайджанцами из Перси364. В 1825 г. 19 судов принадлежали 11 судохозяевам-персиянам365.

В 1846 г. астраханский городовой магистрат выдал 44 крепостных акта на вновь выстроенные и купленные мореходные суда. Из них 16 (36%) были выданы мусульманам366. Как следует из Приложения 29 стоимость этих судов колебалась от 471 до 3500 рублей, водоизмещение судов не превышало

Лишь появление парового флота на Волге и Каспии (первые пароходы кампании «Кавказ и Меркурий» стали курсировать по торговым маршрутам с 1852 года), привело к сокращению числа судохозяев вообще. Но парусное коммерческое судоходство на Каспии, в основном, принадлежавшее азербайджанцам, в Астрахани сохранялось вплоть до начала XX века. Правда, к этому времени практически все суда оказались приписанными к Бакинскому порту.

Судовладельцем мог стать только человек с достаточно большим капиталом. Если говорить о торговле в городе персиян, так скажем, «среднего достатка», которые торговали в небольших съемных лавках (где и жили) в больших домах своих богатых соотечественников или просто астраханских купцов, то коммерция таких предпринимателей основывалась на различных операциях: товар брался в долг, продавался в кредит.

Так, после смерти тавризского персиянина Лютфи Мамедалиева в лавке, арендованной им в гостином дворе коллежского асессора Федорова остались товары (сушеные фрукты и злаки из Персии) на сумму 1283 руб. 94 коп. Оказалось, что он должен разным армянским и персидским купцам в городе 1120 руб. 60 коп. (700 руб. из них персидскому старосте Мирзе Казимову). А самому Мамедалиеву, в свою очередь, разные люди были должны 166 руб. После распоряжений Сиротского суда практически все имущество было продано и обращено на погашение долгов368.

Главным местом сосредоточения лавочной торговли восточных торговцев в Астрахани, по мысли астраханских властей должны были быть Гостиные Дворы, которые первоначально строились казной, но не собственно для торговли, а для складирования и хранения товаров приезжими купцами, как русскими, так и иностранцами «в предупреждение утайки торговцами товаров для уплаты пошлины», а с течением времени стали одной из важнейших статей дохода персидских предпринимателей в регионе.