Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX в. Зубанова Светлана Геннадиевна

Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX в.
<
Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX в. Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX в. Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX в. Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX в. Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX в. Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX в. Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX в. Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX в. Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX в. Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX в. Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX в. Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX в.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Зубанова Светлана Геннадиевна. Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX в. : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.02.- Москва, 2002.- 408 с.: ил. РГБ ОД, 71 03-7/37-4

Содержание к диссертации

Введение

РАЗДЕЛ I. Историография и источниковая база проблемы 30

РАЗДЕЛ II. Государственно-церковные отношения в XIX веке 92

РАЗДЕЛ III. Деятельность Русской Православной Церкви в области призрения 148

РАЗДЕЛ IV. Духовная деятельность Русской Православной Церкви в сфере воспитания и образования 201

РАЗДЕЛ V. Влияние Русской Православной Церкви на отечественную светскую культуру 261

Заключение 311

Приложения 324

Использованные источники и литература 367

Введение к работе

Актуальность исследования. Обращение к избранной теме исследования определяется значимостью места и роли вероисповеднического компонента в государственной и общественной жизни России, а также рядом теоретических, социально-экономических, политических, нравственно-психологических факторов. В исторической науке недостаточно изучен комплекс вопросов, относящихся к объективной оценке места и роли Русской Православной Церкви в социальной жизни российского общества.

? Особенно актуально это сегодня - в условиях, когда государственная идеология отсутствует, и российское общество в сложном современном мире ищет пути обретения стратегических ориентиров на утверждение и развитие общечеловеческих ценностей, демократических прав и свобод личности. Образ нынешней России противоречив: соседствуют несметные богатства и жалкая нищета, миллионы людей обращаются к вечным духовным ценностям в поисках психологической защиты и одновременно усугубляются пороки, многие воодушевлены чувством патриотизма, но западная популярная культура имеет все большую власть среди молодежи, российские подростки все чаще оказываются втянутыми в нацистские группировки скинхедов. Значительные разрушения претерпели культурная преемственность, семья, традиционный уклад жизни, иерархия церкви.

Актуализация религиозної э вопроса мотивирована также вспыхивающими на религиозной почве войнами, активизацией международного терроризма, фактами прозелитизма со стороны католиков, экспансиями всевозможных сект. Современная демократизация общественной жизни граничит с анархической вседозволенностью, обусловленной, а том числе, несовершенством законодательно-правовой базы свободе совести v вероисповеданий. В этой ситуации система

духовно-нравственных ценностей Русской Православной Церкви теоретически видится возможной альтернативой в выборе жизненных ориентиров. Церковь с ее опытом и традициями способна выполнять роль социального компенсатора, авторитетного регулятора поведения не только отдельных людей, но и целых масс, определять линию развития событий в том или ином регионе, в межнациональных конфликтах и т.д.

Проблема создания гармоничной духовной среды обретает все большее значение. Упование на науку как на непререкаемого арбитра в познавании и целесообразном преобразовании мира, а также как на самый надежный критерий многоплановой человеческой деятельности, оказывается необоснованным, так как одна наука весьма ограничена в своих возможностях создания гармоничной материальной и духовной среды обитания человека и человечества.

На современном этапе общественного развития все более осознается необходимость синтеза знания и веры, которые находятся в тесной взаимосвязи, позволяющей проникать в глубинные пласты познаваемой сущности мироздания и формирования внутренних мотивов нравственно-этического поведения с осознанием смысла человеческой жизни и ее духовного продолжения.

Философский аспект исследуемой исторической темы неоспорим. Его непосредственное рассмотрение не входит в задачи данной работы, но позволяет с большей объективностью выявить социально-историческую роль церкви в жизни общества и ее методы влияния. В качестве важнейшей философской и исторической проблемы встает вопрос о сущностной роли

\

религии в современных >словиях: это - благотворительные социальные деяния в различных формах и методах, или это есть установочная ценность как исходная критериальная основа жизненных идеалов и приоритетов чело-

веческого поведения, самого смысла человеческой жизни.

Сегодня необходима взвешенная правительственная политика в религиозном вопросе при сохранении светского характера российского государства; также очевидна необходимость создания концепции национальной идеи, с учетом отечественных традиций воспитания, образования и духовности. Это большая мировоззренческая, методологическая и социальная задача.

Русская Православная Церковь является одной из хранительниц

» традиционных духовных ценностей в России и оказывает значительное

влияние на формирование и развитие государственности и культуры нашей

страны. В этом заключается социально-историческая роль Русской

Православной Церкви. Несмотря на испытания, Церковь выстояла и

сохранилась как самостоятельный институт и продолжает служение делу

социального обновления Отечества.

Анализ исторического прошлого нашей Родины позволяет утверждать, что Русская Православная Церковь как социум в разные исторические периоды играла существенную и не всегда однозначную роль в жизни общества.

Для более эффективной совместной деятельности государства и Церкви в решении социальных вопросов необходимо тщательное изучение

исторического опыта - и, в том числе, Синодальной эпохи государственно-церковных отношений, так как именно в этот период в наибольшей степени деформировались многие стороны нормальной жизни православных верующих, различные общественно-политические процессы привели к тотальным реформированиям XX века. В то же время XIX столетие уникально по количеству и многообразию форм и методов служения Церкви

* Здесь и далее по тексту знак * см. Краткий словарь терминов. Приложение № 1.

обществу в разных областях жизнедеятельности, а отечественная культура этого* периода обогатила творениями человеческого ума как Запад, так и Восток. Именно XIX столетие в отечественной истории по праву называют «Золотым веком русской культуры» и «Золотым веком русской святости».

В настоящее время социальная активность Русской Православной Церкви - это объективный фактор нашей жизни, с которым нельзя не считаться. Сегодня наблюдается тенденция, которая не может быть оценена однозначно: Русская Православная Церковь все чаще участвует в общественно-политической жизни страны. В этом смысле опыт Синодального периода государственно-церковных отношений, особенно в XIX веке, может быть использован как предупреждение.

В современной действительности многие православные традиции возвращаются в жизнь общества, происходит сближение Русской Православной Церкви и российского государства. Церковь стремится активно участвовать в общественных делах: сотрудничает с правоохранительными органами и армией, несет пастырское служение в больницах и местах лишения свободы, участвует во многих социально значимых мероприятиях.

Конкретным свидетельством многопланового включения Право-

Г;

славной Церкви в разные сферы общественной жизни является принятие Архиерейским Собором 2000 года «Основ социальной Концепции Русской Православной Церкви», которые указывают области соработничества государства и Церкви.

Таким образом, актуальность данной темы заключается в следующем:

Во-первых, в исторической науке недостаточно изучен комплекс вопросов, относящихся к объективной оценке места и роли Русской Право-

славной Церкви в социальной жизни российского общества в условиях, когда оно в сложном современном мире обретает стратегические ориентиры на

утверждение и развитие общечеловеческих ценностей, демократических прав

*-и свобод личности.

Во-вторых, среди современных исторических исследований отсутствуют самостоятельные работы, посвященные историографии проблемы социального служения Русской Православной Церкви в жизни общества. Историческая наука должна восполнить пробел в изучении, анализе и обобщении трудов отечественных и зарубежных авторов.

В-третьих, перед современной наукой и всем российским обществом стоят важные задачи изучения утраченных традиций и использования лучшего отечественного опыта социальной активности Русской Православной Церкви. «Сегодня мы нуждаемся в ясном и отчетливом осмыслении христианского вклада и христианского импульса в человеческую историю, науку, культуру, искусство, социальную жизнь»1, -так оценивает важность изучения исторического наследия Патриарх Алексий П. Заслуживает внимания опыт государственно-церковных отношений в Синодальный XIX век в области образовательной и воспитательной политики. С учетом современных условий и при наличии дополнительной нормативно-правовой базы он может быть частично востребованным. Интерес представляет опыт деятельности приходских священников, ответственных за духовно-нравственное состояние населения территории, прилегающей к храму; их работа с заключенными в местах лишения свободы; благотворительная деятельность монастырей в деле призрения нуждающихся и их духовного врачевания, а также в налаживании и активизации издания духовно-нравственных сочинений.

Патриарх Алексий II. Приветствие участникам VII Международных образовательных чтений // Церковь и общество. - № 1-2. -1999 г. - С.ЗО.

!>

В-четвертых, актуальным сегодня является опыт государственной поддержки и стимулирования макродименциональнои деятельности Русской Православной Церкви, выражающейся в жертвенном служении обществу благотворителей и меценатов, а также создание современной законодательной базы для этого вида деятельности.

В-пятых, очевидна необходимость решения важной методологической мировоззренческой социальной задачи — создания концепции национальной идеиj с учетом традиций отечественного воспитания, образования и духовности, существовавших в последний перед эпохой атеизма -Синодальный период Русской Православной Церкви.

Объект исследования - конкретно-исторические, социально-политические условия деятельности Русской Православной Церкви в XIX веке в совокупности ее характеристик и противоречий.

Предмет исследования - социальное служение Русской Православной Церкви в XIX веке, его содержание, генезис, эволюция и историческая перспектива:

формы и методы духовно-нравственного влияния православного духовенства на психологическое, нравственное и духовное состояние общества;

социальное служение Русской Православной Церкви в решении материальных проблем общества, повышения уровня грамотности и образованности населения;

влияние Православия на развитие светской культуры общества: формирование интеллигенции, пробуждение научного интереса к философии, расцвет меценатства, церковная тематика в светской музыке, литературе, архитектуре, живописи.

..J

Рассмотрение роли Православной Церкви в социальном служении обществу имеет межпредметный характер. Философский аспект способствует уяснению фундаментально-классического тезиса о соотношении науки и религии, знания и веры, а следовательно, и права и возможности влияния Церкви на духовную жизнь общества.

Исторические рамки исследования охватывают XIX столетие - 4 царствования в синодальную эпоху государственно-церковных отношений. Уникальность данного исторического отрезка времени в том, что XIX век явился единственным полностью синодальным столетием отечественной истории, получившим название «Золотого века русской культуры» и «Золотого века русской святости», в то же время подготовившим глобальные революционные перемены в начале следующего, XX столетия.

Цель и задачи исследования.

Учитывая актуальность и значимость темы, ее недостаточную разработку в исторической науке, наличие большого количества неопубликованных документов и материалов, необходимость нового подхода к осмыслению исторического опыта, автор определил основную цель работы: всесторонне исследовать теоретическую и практическую деятельность Русской Православной Церкви в социальной жизни общества XIX века, ее влияние на светскую культуру, ее взаимоотношения с государством и обществом, влияние на повышение уровня образования и духовно-нравственного воспитания народа, решение материальных проблем общества. Также автор стремился обосновать, что «синодальность» XIX века способствовала подготовке разрушительного процесса революционных перемен следующего, XX столетия; обозначить исторический опыт XIX столетия в области социальной деятельности, применимый в условиях современной действительности.

Исходя из цели исследования, автором поставлены следующие задачи:

- проследить на протяжении целого столетия генезис и эволюцию
мотивов и форм деятельности Православной Церкви по влиянию на
российское общество; выявить приоритетные направления деятельности,
характер и причины возникающих проблем и способов их разрешения;

- систематизировать научные данные по проблеме за период с начала
XIX века до настоящего времени; определить суть концепции социального
служения Русской Православной Церкви в XIX веке и сопоставить ее с со
временными задачами соработничества государства и Церкви; раскрыть
специфику форм и методов, содержания и эффективности социального
служения Русской Православной Церкви в социальной, культурной, духовно-
нравственной жизни общества; показать духовно-нравственные идеи и
принципы Православия, которые представляют не только исторический
интерес, но и сегодня не потеряли своего социального значения;
сформулировать практические рекомендации по использованию
накопленного опыта социального служения Русской Православной Церкви в
XIX веке с учетом современных требований.

Методология исследования.

Во-первых, методология базируется на достижениях ряда

гуманитарных наук: истории, философии, психологии, а также на

методологии науки о сюжных неординарных социально-исторических процессах, в которых Русская Православная Церковь занимает определенное место. Неординарность проблемы заключена в ее сущности, в соотношении знаний и веры, включающем мировоззренческие, социально-поведенческие, организационные, нравственные и идейные ориентиры, которые оказывают влияние на социальные отношения в обществе.

Во-вторых, методология исследования характеризуется системным подходом с учетом интегративного характера проблемы, включающим в себя

различный спектр социальных отношений с государством, обществом, а также внутрицерковных и межконфессиональных отношений.

В-третьих, анализ многочисленных теоретико-методологических
трудов отечественных ученых позволил использовать историографический
подход, методы экспертнсго анализа на основе сопоставления различных
источников, архивных, статистических данных современных исследуемому
периоду ученых, научных публикаций XX и начала XXI века. Это в большей
степени позволило обеспечить объективный анализ с учетом

противоречивого отношения к социальной роли Церкви в обществе.

В-четвертых, в методологии исследования применен конкретно-исторический подход, позволивший провести анализ с учетом реальных обстоятельств и условий XIX века и возможностей научного осмысления социальных процессов.

В основе методологии исследования - разработанная автором концептуальная модель социального служения Русской Православной Церкви, раскрывающая генезис, эволюцию, основные тенденции в изменении его содержания, форм и методов реализации; а также проблемы и противоречия, вызванные конкретно-историческими обстоятельствами. Концептуальная модель социального служения Русской Православной Церкви определяет предметное поле исследования: сферу взаимоотношений Церкви и государства, влияние на духовную жизнь общества, сферу образования, воспитания, культуру.

Состояние научной разработанности проблемы свидетельствует о необходимости продолжения исследовательской работы в данном направлении. На сегодняшний день пока нет научного труда, объективно и многогранно освещающего роль и место Православной Церкви в истории XIX в. Некоторые аспекты проблемы получили фрагментарное освещение в литературе и научных работах, посвященных православной тематике, однако в целом, в таких хронологических рамках тема не освещалась. Отсутствие в

советский период исследований о роли православного вероисповеднического компонента в общественной жизни России привело к отсутствию адекватной научной лексики в области жизненных реалий верующей части общества. В этой связи очевидна необходимость продолжения научного поиска в данном направлении.

Автором установлено, что в период с начала XIX века до его 60-х годов отечественными историками была проделана работа по сбору и публикации материалов, имеющих характер исторических очерков, справочных данных, Уставов, Положений и Отчетов различных заведений общественного призрения.1

Появились труды по истории Церкви, написанные профессорами духовных академий: «Краткая российская церковная история» (1805) московского митрополита Платона (Левшина), «История российской иерархии» (1815) киевского митрополита Евгения (Болховитинова), «Начертания церковной истории от библейских времен до XVIII в.» (1817) епископа Иннокентия (Смирнова), а также «История Русской Церкви» (1848) архиепископа* Филарета (Гумилевского), «Введение в историю русской церкви» (1846) московского митрополита Макария (Булгакова). Названные работы отличает богатый фактический материал и попытки его систематизации. Однако исследуемого нами XIX столетия работы указанных авторов не касаются.

.,В 50-60 годы XIX века появились работы о положении духовного сословия в России2, о значении милостыни в жизни православных

1 Ефремов Л.В. Листок о призрении младенцев-подкидышей. - СПб.: Тип. Гальдштейна, 1860. - 2 с; Отчет Костромского общества «Помощь детям» за 1843 г., 1844 г. - 20 с; Отчеты попечительских приходских советов // Православное обозрение. - М: Тип. университета, 1863. - Т. XI. - № 5. - С.68; Положение о доме призрения престарелых и увечных граждан. - СПб., 1833. - 9 с.

Белюстин И.С. Описание сельского духовенства. - Русский заграничный сб. [4.1, тетр.4.]. - Париж, 1858; Ростиславов Д.И. О православном белом и черном духовенстве в России. - Т. 1-2. - Лейпциг, 1866.

)

верующих1. Подходы авторов к рассмотрению указанных проблем не имеют глубокого исторического анализа, а опираются в большей степени на Церковное учение, догматику Православия и святоотеческие* труды.

В последние десятилетия XIX века и в начале XX века острую политическую значимость имела проблема взаимоотношений государства и Церкви. Исследователями предпринимались попытки сбора, обобщения и публикации обширных фактических материалов2. Вышедшие в этот период исторические работы по проблемам церковной жизни носят обзорный характер3. Знаменский П.В. выступал последовательным адептом утвердившейся в этот период теории совмещения императором функций главы государства и Церкви. В преобразованиях Петра I он не видел ничего умалявшего авторитет Церкви. Сочинения профессоров Духовных Академий, написанные в этот период, посвящены различным аспектам церковной жизни и процессам укрепления союза Православия и самодержавия4.

А Большое внимание учеными этого исторического периода уделялось проблеме церковного раскола, которая рассматривалась в тесной связи с процессами внутренней жизни Русской Православной Церкви5.

1 Бочечкаров Н. О нищенстве и разных видах благотворительности / Архив ист. и прак.
сведений о России. - Б.м., 1859. - 173с; Прыжов А. Нищие на Святой Руси. - СПб., 1860.

2 Всеподд. отчеты С-Пб. Попеч. Совета заведений общ. призрения за 1876-1880 гг. - СПб.,
1879; История Моск. Купеческого общества 1863-1913гг. - М., 1914. - Т.5; Преобра
женский И. Отечественная Церковь по статистическим данным. - СПб., 1901.

3 Знаменский П. Приходское духовенство в России со времен реформы Петра. - Казань,
1873.

4 Барсов Т.В. Об управлении русским военным духовенством. - СПб., 1879; Благовидов
Ф.В. Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в
царствование императора Александра II. - Каз., 1891; Верховский П.В. Сущность и
характер церковной власти. - Сергиев Посад, 1916; Титлинов Б.В. Вопросы о приходской
реформе в царствование Александра И. - Пг., 1917; Чистович И.А. Руководящие деятели
духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. - СПб., 1894.

5 Булгаков М.П. История русского раскола. - СПб., 1883; Гиляров-Платонов Н.П. Логика
раскола // русское обозрение, 1898, окт. - С. 466; Голубинский Е.Е. К нашей полемике со
старообрядцами. - М., 1905; Громогласов И.М. Русский раскол и Вселенское
Православие // Богосл. Вестник, 1989. Апр. - С. 25; Розанов В.В. Психология русского
раскола. - СПб., 1900.

&

'*

Появилось значительное количество биографических работ, посвященных наиболее ярким представителям приходского духовенства, их пастырскому служению на благо отечества1.

В это же время вышли в свет объемные труды, освещающие различные этапы отечественной истории: «История русской церкви» профессора Голубинского Е.Е. посвящена историческому анализу домонгольского периода (1-ый том) и описанию жизни и деятельности митрополитов (2-ой том) гдо 1562 года; «Руководство по истории русской церкви» профессора Доброконского А.П. явилось самым полным сводом исторических сведений о Синодальном* периоде Русской Православной Церкви.

Вышли в свет работы, отразившие церковные события периода царствования Александра П. Авторы обращались к проблемам начала либерализации страны с приходам к власти нового императора, отхода от реформирования Церкви в 70-е годы, особенностям ее внутреннего положения и религиозно-нравственного состояния общества2.

Свидетельством повышенного интереса различных слоев общества, а такж*| ученых-историков и богословов к вопросам внутренней церковной жизни и отношений Церкви с обществом и государственной властью является большое количество написанных в этот период студенческих и аспирантских работ, хранящихся в архиве: «Отзыв преподавателя Н. Заозерского на студенческую работу С. Виноградова «Высшая церковная ие-

Горчаков М.И. Александр Тимофеевич Никольский. - СПб., 1878; Горожанский Я. Дамаскин Семенов-Руднев, епископ Нижегородский.- М., 1895; Скроботов Н.А. Приходской священник Александр Васильевич Гумилевский. - СПб, 1871.

2 Богданович В. Отражение эпохи 60-х годов в русской церковной проповеди // Учебно-богосяовские и церковно-практические опыты студентов Киевской Дух. Академии. -Вып.1. - Киев, 1904; Благовидов Ф.В. Деятельность русского духовенства в отношении к нар. образованию в царствование императора Александра II. - Каз., 1891; Папков А.А. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя (1855-1870). - Спб., 1902; Руновский Н. Церковно-гражданское законоположение относительно православного духовенства в царствование императора Александра П. - Каз., 1898; Титлинов Б.В, Вопросы о приходской реформе в царствование Александра II. - Пг., 1917.

рархкя и белое* духовенство XVIII - начала XIX века. (1912 г.), студенческая работа П. Авдашкевича «Исторический очерк мер обеспечения белого духовенства жалованьем из государственного казначейства» (1912 г.), кандидатские диссертации П. Троцкого «Отношений Государства и Церкви» и А. Рождественского «Церковно-административная деятельность митрополита Филарета»1. Обозначенные в названии работ проблемы рассматриваются указанными авторами исключительно с богословских позиций.

Вышло в свет несколько исследовательских работ о К.П. Победоносцеве - обер-прокуроре Священного Синода с 1880 до 1905 гг., крупном государственном деятеле и фактическом руководителе Русской Православной Церкви своей эпохи, теоретике и практике православно-русского консерватизма. Работы посвящены рассмотрению отдельных теоретических воззрений обер-прокурора К.П. Победоносцева2. Однако недостатком указанных исследований является бездоказательность оценок и отсутствие архивных материалов.

Достижением в этом вопросе явились отдельные попытки систематизации эмпирического материала. Обзоры и хроники событий преимущественно касаются духовного управления и в меньшей степени затрагивают историю духовенства и его взаимодействие с православной общественностью. Исследовательские работы отличаются описательностью, детализацией фактов и отсутствием научных обобщений, оценок, выводов, глубокого исторического анализа.

С начала 20-х до середины 50-х годов XX века выходят в свет работы, которым характерны идеологические штампы, приоритет классовых

1 ОР РГБ, ф. 172, к. 206 (7); к. 164 (4); к. 417 (9); к. 361 (13-14).

2 Антонов Н.Р. Религиозно-философское миросозерцание К.П. Победоносцева //
Миссионерское обозрение, 1907. - № 4-6; Глинский Б.Б. К.П. Победоносцев: Материал для
биографии // Ист. вестник. - 1907, апр.; Нользе А.Э. К.П. Победоносцев и судейская
реформа. - Пг., 1915; Преображенский И.В. К.П. Победоносцев, его личность и
деятельность в представлении современников его кончины. - СПб., 1912; Ранненкампф
К.Н. Гений реакции. - СПб., 1910.

подходов в ущерб исторической объективности. Религия как форма общественного сознания подвергается критике с позиции марксизма1.

Ша данном этапе появилась за рубежом в большом количестве церковно-историческая литература, написанная без влияния атеистической пропаганды: об историческом пути Православия на Руси написана во Франции книга Н.Д. Тальбергом «Святая Русь» (1929г.); о русской церковной жизни в синодальный* период написана работа немецким историком И.К.Смоличем «Geschichte der russische Kirche (1700-1917)» (1954г.); историческому пути Православия посвящена книга протоиерея* А. Шмемана, изданная в 1954 году в Нью-Йорке; в последние предвоенные годы в Париже была издана книга профессора патристики* протоиерея Г. Флоровского «Пути русского богословия» (1937г.).

Характеризуя достижения в области исторических исследований по проблемам религии, взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства, отметим, что работы историков периода начала 20-х - середины 50-х годов XX столетия имели тенденциозно-идеологизированный характер или глубина научного поиска ограничивалась областью богословских интересов.

С середины 50-х годов до середины 80-х годов XX века были защищены кандидатские и докторские диссертации, опубликованы материалы научно-теоретических конференций, монографий, научных статей и периодических изданий, содержание которых свидетельствует О том, что народная православная вера в литературе и научных исследованиях представлялась как разновидность чуждой идеологии2. В целом ряде работ

1 Каменева С.А. Церковь и просвещение в России. - М., 1930; Кандидов Б. Религия в
царской армии. - М, 1928; Никольский Н.М. История русской церкви. - М., 1930.

2 Грекулов Е.Ф. Православная Церковь - враг просвещения. - М., 1962; Мануйлова Д.Е.
Церковь и верующий. - М, 1981; Новиков М.П. Тупики православного модернизма.
Критический анализ богословия XX века. - М., 1979; Титов Н.Ю. Церковь в истории
России. Критические очерки. - М., 1967.

авторов 60-х - 70-х годов аргументируется несостоятельность утверждений богословов о решающей роли Православия в истории страны, в развитии культуры, искусства, просвещения. Проблема культуры рассматривается в этих работах с точки зрения ее значения в теории и практике коммунистического строительства, актуальности критики православной концепции культуры, связанной с задачами атеистического воспитания1.

В 50-80 гг. XX в. за рубежом продолжает активно издаваться церковно-историческая литература, запрещенная в России: «Очерки по истории русской святости» иеромонаха* Иоанна Кологривова (Брюссель, 1961г.); «Историки душевной катастрофы Л.Н. Толстого» И.М. Концевича (Мюнхен, 1960г.); «Оптина Пустынь и ея время» И.М. Концевича (Джорданвилль, 1970г.); «На берегу реки Божьей» С. Нилуса (Сан-Франциско, 1969г.); «Старец Зосима Достоевского и отец Амвросий из реальной жизни» Д.Д. Григорьева (Нью-Йорк, 1967г.); «Святой отец Иоанн Кронштадтский» П.Скуратова (Мюнхен-Оберменцинг, 1965); «Очерки по истории Русской Церкви» А.В. Карташева (Париж, 1959). Указанная литература представляет интерес тем, что в ней даны жизнеописания реальных представителей исследуемой нами эпохи, приведены ценные воспоминания современников и выдержки из их дневников и переписки.

Особенностью 60-80-х годов XX столетия является значительное количество диссертационных работ по различным проблемам церковной жизни, состоянию религиозности общества, взаимоотношениям государства и Православной Церкви . Научный интерес исследователей в 50-80-е годы

1 Глаголев B.C. Критика православных представлений о культурно-художественном наследии.- М., 1975; Зоц В.А. Духовная культура и православие. - М., 1974; Филиппова Е.И. Атеизм и духовная культура. - М., 1977; Фуров В.Г. Памятники культуры и атеизма. -М, 1974.

Лисюткин О.М. Критика православной концепции культуры: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М.: МГУ, 1987; Римский СВ. Церковь и крестьянская реформа 1861г.: Дис. ... канд. ист. наук. - Ростов-на-Дону, 1982; Фруменкова Т.Г. Православная Церковь и классовая борьба в России в период кризиса крепостничества ( 30-50-е гг. XIX века): Автореф. дис.... канд. ист. наук. -Л., 1986.

XX века в значительной степени был обращен к периоду Древней Руси, Русскому Православию в дворянской империи XVIII века: защищены кандидатские исторические диссертации «Церковь как феодальная организация в Древней Руси в X-XI веках» Щапова Я.Н. (Москва, 1964); «Церковная реформа первой половины XVIII века» Козлова О.Ф. (Новосибирск, 1979).

' Отметим, что всем диссертациям периода 50-80-х гг. XX века характерна тенденциозность и идеологизированность.

С началом перестройки был открыт доступ к оставшимся не уничтоженным в послереволюционные годы официальным документам XIX столетия, касающимся церковных вопросов. Появились работы, посвященные проблемам церковной жизни общества, в которых по-новому освещаются многие стороны государственно-церковных отношений, усилился интерес к изучению наследия знаменитых российских подвижников* православной веры1.

В 90-е годы вышел в свет ряд интересных сборников тезисов научных докладов Духовно-Исторических Чтений и Круглых столов: «Культура Отечества: прошлое, настоящее, будущее» (Томск, 1994 г.), «Роль православной церкви в истории России: Круглый стол» («Вопросы истории». 1990 г. № 3); «Государственно-церковные отношения в России: Сб. «круглого стола» (М., 1993 г.). Основная проблематика этих работ - история Русской Православной Церкви в Российском государстве; история славянской культуры; славянский и греческий языки в контексте отечественной культуры.

Особенный интерес представляют работы по проблемам участия Церкви в деле народного образования, влияния проповеди как жанра свято-

1 Морозова Л.Г. Гермоген, патриарх всея Руси // Вопросы истории. - 1994. - № 2; Немировский А.И. Евангельский Иисус как человек и проповедник // Вопросы истории.-1990. - № 4; Смирнов В.Г. Феофан Прокопович. - М., 1994; Ханпира Е.Э. Комплекс вины и Христианство: психологический портрет Иисуса Христа // Вестник МГУ. - 1994. - № 2.

отеческой* литературы на творчество русских писателей 30-40-х гг. XIX века; также исследование философско-политических взглядов П.Я. Чаадаева

0 месте и роли Церкви в историческом развитии России и деятельности
митрополита Макария (Невского). В числе авторов докладов несколько
ставших в дальнейшем известными исследователями Православия: Одинцов
М.И., Яблоков И.Н., Анфиногентова А.П., Дмитриева Л.М., Субботина Л.В.,
Трофимчук Н.А.

В большинстве случаев подходы к раскрытию темы носят философский характер, причем две из них - Керимова Г.М. и Мыльникова А.Е. посвящены проблемам ислама, а выступление Пановой А.И. посвящено анализу современного состояния государственно-церковных отношений в свете зарубежного исторического опыта. Интересующий нас исторический период православной жизни общества в этих трудах не рассматривается. Работы представляют интерес в качестве попытки определения имеющихся проблем в отношениях Государства и Церкви на современном этапе и путей их решения. Вместе с тем, они не имеют достаточного исторического материала, лексика идеологизирована, отсутствует анализ богословских позиций по рассматриваемой религиозной проблематике. Такими же недостатками страдают: учебное пособие Ю.Бакаева «История государственно-церковных отношений в России» (Хабаровск, 1994 г.); научно-аналитический труд А.Н. Майбороды «Православие в истории России (критический анализ)» (Москва, 1987 г.); работа Бабинова Ю.А. «Государственно-церковные отношения в СССР» (Симферополь, 1991 г.).

ч Новые неидеалогизированные подходы позволили многим исследователям1 современно интерпретировать историю огосударствленной

1 Полунов А.Ю. Церковь, власть общество в России (1880-е - первая половина 1890-х
гг.)// Вопросы истории. - 1997. - № 11; Поспеловский Д. Русская Православная Церковь:
испытания начала XX в. // Вопросы истории. - 1993. - № 11-12; Римский СВ. Церковная
реформа Александра II // Вопросы истории. - 1996. - № 4; Сенин А.С. Армейское
духовенство в России в 1-ой мировой войне // Вопросы истории. - 1990. - № 10; Сушко
А.В. Духовные семинарии в России (до 1917 г.) // Вопросы истории. - 1996. - № 11-12.

церкви, особенно эпохи второй половины XIX - начала XX веков. Вопросу возрождения христианской благотворительности посвящены несколько работ светских и церковных исследователей: «Обитель милосердия» П. Власова (Москва, 1991) - об опыте благотворительности Москвы; «Монастыри и монашество на Руси» иеромонаха Никона («Вопросы истории», № 12 за 1991г.); «О перспективах возрождения христианской благотворительности» Добровольской Т.А., Мастеропуло А.П., Поддубного М.В. (Москва, 1989г.). В 1995 году вышли в свет работы биографического характера: книга кандидата богословских наук П.Н. Сенько «Русские церковные деятели -членит Академии наук» (СПб., 1995 г.) и книга М. Горева «На службе Богу» (Москва, 1995 г.) о жизни подвижников православия Парфения Киевкого, Макария Афонского, Паисия Величковского.

Особенностью заключительного десятилетия XX века является наличие диссертаций по проблемам государственно-церковных отношений, положения духовного сословия в царской России, роли православия в духовной жизни общества и социального служения Русской Православной Церкви. Значительная часть этих исследований защищена по специальностям «История», «Философия»1, «Политология»2.

4 Диссертации с православной тематикой по специальности «отечественная история» имеют разнообразные направления исследователь-

Афиногентова А.П. Социальная активность русской православной церкви: Дис. ... канд.фил.наук. - М., 1999; Волков В.Н. Государственно-церковные отношения в условиях демократизации общественной жизни: Дис. ... канд. фил. наук. - М., 1992; Пешков А.И. К.П. Победоносцев как идеолог русского православия: Автореф. дис. ... канд. фил. наук. -СПб., 1993; Рябова И.Т. Влияние конфессонального фактора на развитие политической культуры общества: Автореф. дис. ... канд. фил. наук. - М., 1996; Сидоров В.П. Социально-политическая доктрина Русской Православной Церкви (XX столетие): Автореф. дис. ... докт. филос. наук. - СПб., 1996; Субботина Л.В. Проблемы духовно-нравственного единения верующих и неверующих как социальной феномен: Автореф. дис. ... канд. фил. наук. - М., 1993; ЧеремицынаТ.Б. Взаимоотношения интеллигенции и русского православия в конце XIX - нач. XX вв.: Дис. ... канд. фил. наук. - СПб., 1994.

2 Панюкова В.В. Церковь и государство в современном политическом процессе России: опыт и проблемы взаимодействия: Автореф. дис. ... канд. полит, наук. - М, 1996.

ского поиска. Кандидатская диссертация К.А. Соловьева «Религиозное течение в освободительном движении 70-х годов XIX века в России (Богрчеловечество)» (М., 1990 г.) посвящена проблеме перехода части деятелей революционного движения к теории и практике насильственного изменения общества и выработке «новой религии», способной примирить враждующие классы. Диссертация отличается недостатком объективных исторических оценок.

Проблемам духовного образования в России посвящены кандидатские работы: Конюченко А.И. «Духовное образование в Оренбургской епархии во 2-ой половине XIX - начале XX вв.» (Челябинск, 1996 г.); Сушко А.В. «Духовные семинарии в пореформенной России 1861-1884 гг.» (СПб., 1998 г.); Никулина И.П. «Жизнь и деятельность епископа Дамаскина (к истории российского просвещения 2-ой половины XVIII в.)» (Москва, 1998 г.).

Исследованию деятельности Святейшего Синода в период 1856-1904гг. посвящена диссертация Алексеевой СИ. «Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений Российской Империи» (СПб., 1997). Автор ошибочно утверждает, что «синодальность» положения Церкви обусловлена традицией «симфонии» государственно-церковных отношений.

Евхаристическому* Таинству Русской Православной Церкви как ochoj*2 всех православных традиций посвящена кандидатская диссертация Алексеевой Н.В. «Покаяние в православной традиции русских крестьян XVIII-XIX вв.» (Вологда, 1998 г.).

Несколько современных исследователей защитили исторические диссертаций, посвященные проблемам старообрядчества: Боченков И.Д. «Государственная политика в отношении староверов в последней четверти XVIII - нач. XIX веков» (Москва, 1999); Ершова О.П. «Старообрядчеством

государственная политика в области вероисповедания (2-ая половина XIX -начало XX вв.)» (Москва, 2000 г.); Захарова С.Л. «Особенности старообрядческой богослужебной культуры и их отражение в произведениях художественного творчества (конец XVIII - ХІХвв.)» (Челябинск, 1999г.); Стадников А.В. «Московское старообрядчество в социальной истории России XIX - нач. XX вв.» (Москва, 2000 г.).

Роли вероисповеднического компонента в жизни общества XIX века посвящены кандидатские диссертации: М.В. Никулина «Православная Церковь в общественной жизни России (конец 1850-х - конец 1870-х гг.)» (Москва, 1997 г.); Батуриной Т.В. «Русская Православная Церковь в крестьянские переселения в Сибирь» (Новосибирск, 1999г.); а также докторские диссертации: Крапивина М.Ю. «Религиозный фактор в социально-политической жизни советского общества (октябрь 1917-конец 1920:<г.)» (СПб., 1999г.); Кирьянова А.А. «Религиозное течение католицизма в контексте политического курса Александра I» (Москва, 1999г.); Вишленко-вой А.И. «Религиозная политика в России (1-ая половина XIX века)» (Казань, 1999г.); Гриценко Н.Ф. «Официальная фоктрина внутриполитического курса России конца XIX века» (Москва, 2000 г.).

Таким образом, сравнительно недавно открытый доступ к церковной документации позволил современным исследователям в последнее десятилетие XX века подготовить и защитить более десятка диссертаций, в которых рассматриваются некоторые аспекты интересующей нас проблемы. Однако, в работах, в основном, исследуются события более ограниченного во времени периода, чем век синодальной эпохи. Работы, написанные не по историческим специальностям, не имеют архивной базы, в них отсутствуют исторические аналогии; они представляют в большей степени культурологическую ценность.

Ни одного исследования, посвященного полностью историографии проблемы, не написано. В работах не получили комплексного освещения такие важные положения исследуемого периода, как теоретические и политические основы государственно-церковных отношений; основные направления правительственной политики в религиозном вопросе, важнейшие формы и методы ее осуществления; основные итоги исторического опыта взаимоотношений государства и Церкви; ее патриотическая деятельность. Следует отметить, что для большинства исследований характерным является схематизм, описательный подход, недостаточные знания авторами литургики*, патристики и катехизиса* Православия, без которых не будет всесторонним и объективным исторический анализ исследуемой проблемы.

На сегодняшний день ни в гражданской, ни в церковной науке нет пока труда, комплексно освещающего роль и место духовенства в русской истории этого периода, взаимоотношения государства и Церкви.

-Следует отметить также, что в виду отсутствия в светской исторической науке советского периода работ по церковной проблематике, не разрабатывался и специальный лексический аппарат для научного освещения жизненных реалий, связанных с вероисповедническим компонентом. Появившиеся в последнее десятилетие работы по истории православия, корректируя «атеистические перегибы» активно ввели в работы церковную лексику, которая придает языку этих исторических исследований архаичный стилистический оттенок.

Данная проблема, а также церковная тематика в целом нуждается в создании собственно научной терминологии исторических исследований.

Источниковая база исследования определена предметом и задачами диссертационной работы:

Во-первых, это материалы Центральных архивов. В Российском государственном историческом архиве (РГИА) автором изучены фонды 796-797 Канцелярий Св. Синода и обер-прокурора Синода, фонд 809 Учебного Комитета Синода, ф. 804 Присутствия по делам православного духовенства и ф. 1162 Государственной канцелярии, а также личные фонды П.А. Валуева (ф. 908) и К.П. Победоносцева (ф. 1574).

В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) автором изучены Фонды III Отделения императорской Канцелярии (ф.109), Министерства государственного призрения Временного правительства (ф.6787), Главного Тюремного Управления при Министерстве юстиции (ф.122); а также личные фонды: чиновника Синода Т.Н. Филиппова (ф.1099), митрополита Арсения (ф.550); графа Игнатьева Н.А. (ф.730), саратовского губернатора Стремоухова П.П. (ф.603), священника Иоанна Кронштадтского (ф.1067), императрицы Александры Федоровны (ф.640), императрицы Марии Федоровны (ф.663), Елизаветы Федоровны, сестры императрицы (ф.656).

В Российском Государственном Архиве литературы и искусства (РГАЛИ) автором изучены личные Фонды: И.С. Аксакова (ф. 10), Е.А. Свер-беевой (ф. 472), М.П. Погодина (ф. 373), издателя-консерватора Н.В. Елагина (ф. 194).

В отделе рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ) автором изучены Фонды Славянского благотворительного общества (ф. 278), Московской Духовной Академии (ф. 172), московского Епархиального Дома (ф. 175), Ставропигиального* Симонова Монастыря (ф. 668), Монастыря Козельская Введенская Оптина Пустынь (ф. 213-214), а также личные фонды: Филарета Дроздова (ф. 316), Саввы Тихомирова (ф. 262), Леонида Краснопевкова (ф. 149), И.С. Аксакова (ф. 14), К.П. Победоносцева (ф. 230), Е.Е. Голубинского (ф. 541), В.О.Ключевского (ф. 131), графа

С.Д.Шереметьева (ф. 766).

Во-вторых, это - официальные документы: законодательные акты и распорядительные документы, регламентировавшие роль духовенства: собрание законов Российской империи (СПб., 1830-1884; циркулярные указы и собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи (СПб., 1885); Законоположения по духовной цензуре (СПб., 1841), а также указатели руководственных канонических постановлений, указов, определений, распоряжений Священного Правительственного Синода; Уставы и Положения различных организаций.

Также автором привлечены к исследованию официальные источники, опубликованные материалы светских ведомств по церковным вопросам, «Обзоры» и «Сборники» по развитию благотворительности и социального служения Православной Церкви1. Использованы в диссертации различные «Отчеты»: обер-прокурора Св. Синода; Попечительного Совета заведений общественного призрения в Москве за 1877-1878 гг.; Санкт-Петербургского Попечительного Совета заведений общественного призрения за 1876-1880 гг.; Елизаветинского благотворительного общества в Санкт-Петербурге (СПб*, 1892); комитета "Христианская помощь" больным и раненым воинам (М, 1877-1910); Костромского общества "Помощь детям" за 1893-1896 гг.; церковно-приходских попечительств (1878. - №№ 1-22); отчеты богаделен* (Детская помощь, 1885. - №№ 1-24).

Ивановский Я. Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству. -СПб., 1883; Белокуров В.И. Статистика приходской благотворительности в Санкт-Петербурге // Детская помощь. - 1885. - № 16-20; Материалы по земскому общественному устройству. - Т. 1-2. - СПб., 1886; Смирнов-Платонов Г.П. Статистика приходской благотворительности в Москве. - М., 1885; Преображенский И. Отечественная Церковь по статистическим данным с 1840-1841 гг. по 1890-1891 гг. - СПб., 1897; Обзор деятельности ведомства православного исповедания за время царствования императора Александра III. - СПб., 1904.

В исследовании использованы периодические издания XIX века: газеты «Епархиальные Ведомости», «Московские церковные ведомости»; журналы «Церковно-общественный вестник», «Церковный вестник», «Богословский вестник» и «Творения святых отцов в русском переводе».

А также: дневники, воспоминания и религиозно-нравственные сочинения видных деятелей истории и культуры, отечественных богословов и проповедников1.

Всестороннее изучив литературу и источники, автор пришел к выводу, что в современной исторической науке недостаточно полно раскрыты такие важные вопросы, как теоретические и политические основы отношений государства и Церкви, основные направления политики правительства в религиозном вопросе, ее важнейшие формы и методы, духовно-нравственная деятельность Церкви, степень ее участия в решении социальных вопросов жизни общества, ее вклад в дело повышения образовательного и культурного уровня народа, влияние на светскую культуру.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

Предложено авторское определение категории «социальное служение» как синтеза многоплановых видов деятельности Русской Православной Церкви, выражающейся во влиянии на социальное самочувствие, социальную стабильность общества, его духовно-нравственную атмосферу. Одну из важнейших категорий в деятельности Церкви -«призрение» - автор рассматривает как методы материальной и духовной помощи наиболее нуждающимся, преимущественно бедным людям.

1 См.: Розанов А.И. Записки сельского священника. - СПб., 1882; Русский архив. - 1885, № 6; Сочинения и переписка П.А.Плетнева. - СПб., 1885; Переписка А.С.Пушкина с Московским митрополитом Филаретом (Дроздовым) // Пастырский собеседник. - 1889. -№ 18; Анненков П.В. Литературные е упоминания. - М., 1989; Из воспоминаний протоиерея И.И.Базарова // Рус. старина. - 1901, № 2-11; Амвросий, иеросхимонах. Собрание писем к мирским особам. - Сергиев Посад, 1908; Анненков П.В. Литературные воспоминания. - М., 1989; Булгаков В. Л.Н. Толстой в последний год его жизни (дневник секретаря Л.Н. Толстого). - М., 1989.

Комплексно и глубоко изучены в самостоятельной постановке с широким привлечением архивных материалов такие научные направления как социальное служение Русской Православной Церкви в XIX веке и историография данной проблемы в целом. Диссертация представляет собой первый опыт обобщающего исторического и историографического исследования в изучаемой области знаний.

В практический оборот исторической науки введены категории, характеризующие различные аспекты социального служения Русской Православной Церкви. В их числе: «микро- и макродименциональная диакония», «духовное врачевание», «пастырское окормление», «духовничество», «святоотеческая литература».

На основе социокультурного подхода к осмыслению составляющих социального служения Церкви выделены духовно-нравственные приоритеты, способные регулировать поведение не только отдельных групп, но и целых масс, определять линию развития событий в том или ином регионе, в межнациональных конфликтах, в различных других критических ситуациях.

с- В диссертации обозначены существенные лингвистические проблемы в освещении данной проблемы: она нуждается в разработке специальной научно-исторической терминологии, отражающей жизненные реалии верующий части населения.

Практическая значимость диссертации.

Во-первых, в приращении научных исторических знаний по важной актуальной проблеме исторической науки, дающей возможность для более глубокого анализа эволюции роли Русской Православной Церкви в жизни общества.

^Во-вторых, в обеспечении более объективного анализа роли Русской Православной Церкви в современных социальных процессах и определении мер взаимодействия светских структур и организаций с религиозными учреждениями.

#В-третьих, практическая значимость определяется возможностью использования результатов проведенного анализа:

при формировании основных направлений взвешенной государственной политики в религиозном вопросе;

в выборе направлений, форм, методов социального служения Русской Православной Церкви на современном этапе. Это особенно важно сейчас, в процессе обсуждения «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви и определивших 16 областей соработничества государства и Церкви;

при разработке нормативной базы государственного стимулирования социальной деятельности частных благотворителей для увеличения ее масштабов, создания системных подходов в реализации различных социальных программ и проектов, а также осуществления духовного контроля за их наполнением;

- при разработке концепции современной молодежной политики, в
выборе форм и методов работы с детьми и молодежью применительно к
условиям современного мира.

^Структура диссертации. Исследование состоит из введения, пяти разделов, заключения, 19 приложений, списка использованной литературы и источников.

Апробация работы. Оснорчые положения и выводы диссертации обсуждены на заседании кафедры социальной истории и культуры России МГСУ, изложены на научно-практических конференциях, в выступлениях на Первом и Втором Всероссийских научных социально-педагогических конгрессах и на Общественных Общероссийских чтениях по «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви».

Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях, общим объемом более 40 п.л.:

$1. Зубанова С.Г. Социальный аспект деятельности Московской епархии Русской Православной Церкви на современном этапе (статья в сборнике) // Из истории Отечества. - М., 1994. - 1,2 п.л.

  1. Зубанова С.Г. Некоторые аспекты взаимодействия Русской Православной Церкви и государства (лекция). - М., 1994. - 1 п.л.

  2. Зубанова С.Г. Духовно-нравственная проблематика русской литературы XIX века (учебное пособие). - М., 1995. - 1,2 п.л.

  3. Зубанова С.Г. Православная церковь России в XIX веке: социальный и духовно-культурный аспекты (монография). - М, 1995. - 7 п.л.

5. Зубанова С.Г. Жертвы, угодные богу (статья) // Православная газета. -№ 9.-1996.-ОД п.л.

  1. Зубанова С.Г. Социальное служение Русского Православия в XIX веке. Историографический обзор, (учебное пособие). - М., 1999. - 2 п.л.

  2. Зубанова С.Г. Духовно-нравственный пафос творчества А.С. Пушкина // Сб. тезисов международной конференции. - М., 1999. - 0,5 п.л.

  1. Зубанова С.Г. Государственно-церковные отношения в XIX веке (монография). - М., 2000. - 4 п.л.

  2. Зубанова С.Г. Социальное служение Русской Православной Церкви в XD* веке (монография). - М., 2001. - 16 п.л.

10. Зубанова С.Г. Социально-историческая роль Русской Православной
Церкви в XIX веке (монография). - М., 2002. - 13,5 п.л.

Исследуемая научная историческая проблема сложна и многогранна. Не претендуя на исчерпывающее ее раскрытие, автор стремился проанализировать в диссертации наиболее существенные ее аспекты.

Историография и источниковая база проблемы

Социально-историческая роль Русской Православной Церкви в XIX синодальном столетии ранее не было предметом специального научного

рассмотрения. Некоторые аспекты этой проблемы получили освещение в литературе и научных работах, посвященных православной тематике, однако в целом, в таких хронологических рамках тема не освещалась.

В историографии данной темы можно выделить несколько периодов. Критерием авторской периодизации историографии является характеристика научно-исторических подходов авторов исследований при освещении проблемы или ее аспектов.

Первый период - с начала XIX века до его 70-х годов. В это время церковными и светскими отечественными историками была проделана работа по сбору и публикации материалов, имеющих характер исторических очерков, справочных данных, Уставов различных заведений общественного призрения1. Появилась также литература по вопросам церковной истории, написанная профессорами духовных академий. Инициатива церковных ученых объяснима: ранее не существовавшая наука и учебная дисциплина, название которой "История русской Церкви" изначально должна была содержательно наполняться "изнутри", из самой церковной среды, то есть фактический материал черпать из опыта и знаний самих носителей православной веры, традиций, культуры. Вышли в свет: "Краткая российская церковная история" (1805) московского митрополита Платона (Левшина), "История российской иерархии" (1815) киевского митрополита Евгения (Болхо-витийова), "Начертания церковной истории от библейских времен до XVIII в." (1817) епископа Иннокентия (Смирнова), "История русской церкви" (1848) архиепископа Филарета (Гумилевского), "Введение в историю русской церкви" (1846) московского митрополита Макария (Булгакова). Труды названных ученых отличает богатый фактический материал, попытка систематизации церковно-исторических событий, изложение которых ранее напоминало летописание. Однако исследуемого нами периода работы указанных авторов не касаются.

В 1855 г. вышла в свет книга С. Смирнова "История Славяно-Греко-Латинской Академии" , написанная в контексте оживленных дискуссий о положении духовного сословия в России, которые были актуальны в 50-60гг. ХЇХ века. Усилению полемики послужили вышедшие за границей книги священника Тверской губернии И.С. Белюстина и профессора Духовной Академии Д.И. Ростиславова . Оба автора критически характеризовали деятельность российского православного духовенства на основе своего жизненного опыта.

Проблеме церковной благотворительности посвящены сочинения А. Пртжова и И.Н. Бочечкарова, в которых анализируются причины появления нуждающихся4 в социальной помощи. Первопричиной нищенства исследователи считали учение.

Государственно-церковные отношения в XIX веке

История взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства подтверждает неоспоримую роль религиозно-духовного компонента в политическом, экономическом, правовом и культурном укладе России.

, Актуальность и важность изучения роли вероисповеднического компонента в жизни общества убедительно мотивирует современный историк В.И. Жуков: «... нельзя изучать социальные вопросы, тем более прогнозировать развитие событий без учета религиозного фактора, который по-разному, но всегда ощутимо проявляется в социальной истории и политическом развитии государства»1.

Результативность анализа исторических процессов и выработка рекомендаций для современности будут наиболее объективными при условии изучения исторического опыта прошлого. Проблема государственно-церковных отношений в области социальной политики в XIX веке нуждается в дальнейших исследованиях учеными. За последнее десятилетие написано несколько диссертаций по некоторым аспектам интересующей нас проблемы, несмотря на то, что доступ к документам Св. Синода и Патриархии был закрыт до середины 90-х годов XX века. Например, о взаимоотношениях в конце XIX века интеллигенции и русского православия написана философ-екая диссертация Черемициной Т.Б. , о православном мировоззрении Победоносцева К.П., обер-прокурора Св. Синода - философская диссертация Пешковым А.И.3, о духовных аспектах внутриполитического курса России в конце XIX столетия написана историческая диссертация Гриценко Н.Ф.1, об участии Русской Православной Церкви в жизни общества в пореформенный период - Никулиным М.В. .

Среди перечисленных научных исследований по проблеме государственно-церковных отношений нет ни одной работы, в которой бы рассматри вался вековой синодальный период истории Русской Православной Церкви.

Также ни одна диссертация не посвящена изучению проблемы государственно-церковных отношений в области социальной политики. Написанные за последнее 10-летие диссертации, представляющие интерес для исследователя проблемы отношений Государства и Церкви в области социальной политики, в основном имеют специальность «Философия». Следовательно, в них отсутствуют архивные документы и исторические аналогии, они представляют в большей степени культурологическую ценность, причем в качестве субъективной точки зрения конкретного автора.

1 Исторический период, который рассматривается в данной диссертации, XIX столетие, - это монархический период в истории Российского государства и полностью синодальный в истории Русской Православной Церкви в отличии от предшествующего XVIII века, который начинался как патриарший и сменился на синодальный указом Петра І в 1721 году. Патриаршество в России было восстановлено только в XX столетии. Уникальность XIX века заключается в том, что он явился единственным в отечественной истории вековым синодальным периодом Русской Православной Церкви. Государственная власть в этот период считалась богоданной, однако для с оей реализации использовала не только духовный авторитет, но и принуждение.

Взаимоотношения государства и Церкви в XIX столетии в области социальной политики строились на другой основе в сравнении с современным нам рубежом XX и XXI веков. Отсутствовали документы, регламентирующие совместную деятельность в этой области, такие, как современные «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в которых Архиерейским Собором в августе 2000 года утверждены 16 областей соработ-ничества государства и Церкви. Однако, несмотря на отсутствие документов о совместной деятельности, в XIX веке система социальных мероприятий Церкви и государства (под сенью Церкви) была развита достаточно хорошо. Это было обусловлено тем, что абсолютное большинство членов российского общества XIX века, от Государя Императора до крепостных крестьян, осознавало свою безусловную принадлежность к Соборной Православной Церкви, в которой каноническими правилами жизни для каждого христианина установлена обязанность жертвовать и благотворить. Именно поэтому в XIX веке благотворителями становились императоры и их жены, мещане, купцы и другие категории населения

Деятельность Русской Православной Церкви в области призрения

Процесс осмысления исторического наследия, опыта и современного состояния социальной жизни на рубеже тысячелетий происходит на фоне дестабилизации в сферах экономики, политики, духовной жизни, резкого социального расслоения общества, падения жизненного уровня некоторых слоев населения, активного поиска решения означенных проблем.

Важным шагом в этом процессе стало принятие в августе 2000г. «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», которые, по словам Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «будут способствовать творческому соработничеству всех здоровых сил общества в нелегком и ответственном деле возрождения России»1.

Несмотря на то, что социальному служению в России исполнилось в 2001г. уже 300 лет, никогда ранее не существовало официального церковного документа, в котором бы была систематизирована и сформулирована позиция Церкви по широкому кругу проблем, имеющих отношение к жизни общества. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» определяют области соработничества Государства и Церкви и призывают российских граждан к «участию в общественной жизни, которое должно основываться на принципах христианской нравственности»2. Данный документ определяет, что Русская Православная Церковь в осуществлении своих социальных программ может рассчитывать на помощь и содействие государства.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» сформулировано отношение Церкви к материальным и духовным составляющим жизни общества: «Духовное благополучие и самосохранение общества возможны лишь в том случае, если обеспечение жизни, здоровья и минимального благосостояния всех граждан считается безусловным приоритетом при распределении материальных средств»1.

Прежде чем перейти к рассмотрению форм социального служения Русской Православной Церкви в XIX веке, остановимся на лексико-терминологических особенностях данной проблемы.

Привычное слово «благотворительность», употребляемое для обозначения деятельности, связанной с творением добра другим людям, все чаще в последнее время заменяется другими лексическими единицами: «благотворение», «служение», «диакония».

По мнению автора, подобные синонимические замены в целом возможны в виду того, что этимологически приведенные слова происходят от основ глаголов «служить» и «творить». Например: диакония - обозначает «служение», происходит от слова «диакон - помощник священника при служение», от греч. Siaxoveco - «служу, прислуживаю»2; глагол «служить» - означает «быть полезным, нужным, подавать помощь»3; имена существительные «благотворительность, благотворение», произошедшие из древнерусского языка от слов «творить» и «благо» имели во времена В.И. Даля различную функцию: «благотворение» означало «благодеяние, добродейство, делание добра», а «благотворительностью» называлось «свойство, качество благотворящего». То есть первое понятие было шире второго. Однако, в более поздних словарях понятие «благотворение» не дается совсем4, видимо, по Причине архаизации данной формы. Отметим также следующее: «Словарь лексических трудностей» (М., 1994) дает определение понятию «благотворительность» как «оказание материальной помощи неимущим» а «богатые покровители наук и искусств» в русском языке получили название «меценатов»1.

Из вышесказанного следует, что при изучении социальной деятельности Церкви в области духовно-культурной, материальной и нравственной следует употреблять всеобъемлющий термин «служение» - от глагола «слу-житы- быть полезным, нужным, подавать помощь». Возможен также и термин «диакония».

Похожие диссертации на Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX в.