Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурные процессы в условиях политического противостояния в 1917-1920 годы (на материалах Терской области) Фидаров Давид Русланович

Социокультурные процессы в условиях политического противостояния в 1917-1920 годы (на материалах Терской области)
<
Социокультурные процессы в условиях политического противостояния в 1917-1920 годы (на материалах Терской области) Социокультурные процессы в условиях политического противостояния в 1917-1920 годы (на материалах Терской области) Социокультурные процессы в условиях политического противостояния в 1917-1920 годы (на материалах Терской области) Социокультурные процессы в условиях политического противостояния в 1917-1920 годы (на материалах Терской области) Социокультурные процессы в условиях политического противостояния в 1917-1920 годы (на материалах Терской области) Социокультурные процессы в условиях политического противостояния в 1917-1920 годы (на материалах Терской области) Социокультурные процессы в условиях политического противостояния в 1917-1920 годы (на материалах Терской области) Социокультурные процессы в условиях политического противостояния в 1917-1920 годы (на материалах Терской области) Социокультурные процессы в условиях политического противостояния в 1917-1920 годы (на материалах Терской области) Социокультурные процессы в условиях политического противостояния в 1917-1920 годы (на материалах Терской области) Социокультурные процессы в условиях политического противостояния в 1917-1920 годы (на материалах Терской области) Социокультурные процессы в условиях политического противостояния в 1917-1920 годы (на материалах Терской области) Социокультурные процессы в условиях политического противостояния в 1917-1920 годы (на материалах Терской области) Социокультурные процессы в условиях политического противостояния в 1917-1920 годы (на материалах Терской области) Социокультурные процессы в условиях политического противостояния в 1917-1920 годы (на материалах Терской области)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фидаров Давид Русланович. Социокультурные процессы в условиях политического противостояния в 1917-1920 годы (на материалах Терской области): диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Фидаров Давид Русланович;[Место защиты: Северо-Осетинский государственный университет им.Коста Левановича Хетагурова].- Владикавказ, 2015.- 231 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Культурное строительство в пространстве идеологической борьбы (1917 - 1920 годы) 25

1.1. Государственная политика в сфере культуры в переходный период

1.2. Структура органов управления культурой Терской Республики 46

Глава 2. Народное просвещение в годы гражданской войны 62

2.1. Деятельность местных органов власти по реорганизации сферы просвещения в Терской области (март 1917 - март 1918 года)

2.2. Школьная реформа и ее реализация в Терской Республике (март - декабрь 1918 года) 84

2.3. Система образования в период антибольшевистского режима Деникина (январь - декабрь 1919 года) 100

2.4. Советская школа в концепции воспитания «нового человека» 112

Глава 3. Особенности модернизационных процессов в сфере культуры в период социальных трансформаций 131

3.1. Театральная жизнь Терской области в годы революций и гражданской войны

3.2. Местная печать как зеркало политических коллизий в обществе. 149

3.3. Место и роль религии в социокультурной жизни фронтирного общества 163

Заключение 202

Список использованных источников и литературы 210

Список сокращений

Введение к работе

Актуальность исследования. Сегодня, как и столетие назад, Россия вновь оказалась в состоянии фронтира с его нестабильностью, социальной апатией и поиском новых путей развития. Для такой многонациональной страны, как Россия, построение грамотной культурной политики не может быть решено без учета этнических, конфессиональных и традиционных процессов взаимодействия. Особенно это касается многочисленной и динамичной молодежной аудитории, которой часто навязываются образцы западной эрзац-культуры и нигилизм в отношении отечественных культурных ценностей. Это приводит к кризису нравственности в молодежной среде, упадку в целом отечественной культуры. Изучение культурного наследия России, сложившегося в результате социально-политических трансформаций 1917-1920 гг., представляет большой научный и познавательный интерес и продиктовано вполне реальной возможностью его практического использования в рамках построения новой культурной парадигмы нашего государства в ответ на вызовы XXI века.

Разработка проблем социокультурного развития в переломный период позволяет более обстоятельно, на примере одного региона, в котором общероссийские процессы обретали определенную специфику, осветить механизмы функционирования культурной сферы в условиях разных политических режимов, выявить основные тенденции ее развития и определить степень воздействия власти на протекание социокультурных процессов в целом в России и в ее регионах, где тесно взаимодействовали представители разных национальностей и разных конфессий.

Опыт реализации культурной революции в Терской области в годы гражданской войны пока еще не получил всесторонней объективной оценки исследователей. Его изучение на основе глубокого анализа корпуса региональных документов может оказать неоценимую помощь для выстраивания современной культурной политики в регионе.

Цель исследования - изучение процесса реформирования культуры в условиях меняющихся политических режимов в период революций и гражданской войны (1917-1920 гг.) на материалах Терской области.

Заявленная цель предполагает решение следующих задач:

  1. изучить идейно-теоретические концепции противоборствующих политических сил, положенные в основу их культурной политики;

  2. исследовать структуру и механизмы функционирования местных органов управления культурой в связи с изменяющейся политической обстановкой в регионе;

  1. провести сопоставление деятельности властей (императорской, Временного правительства, деникинской и советской) в области культуры;

  2. проанализировать цели, характер и особенности проведения культурных преобразований в Терской области в 1917-1920 гг.;

  3. охарактеризовать реформы в области просвещения на протяжении 1917-1920 годов; определить роль и место учительства Терской области в политической и социокультурной жизни региона;

  4. определить степень влияния интересов противоборствующих сил на развитие театрального искусства в регионе как одного из выразителей духовно-нравственных ориентиров населения;

  1. оценить деятельность печатных средств противоборствующих сил, определить формы их воздействия на формирование общественного мнения;

  2. установить основные тенденции во взаимоотношениях местных властей и религиозных организаций в регионе.

Объект исследования - социокультурная жизнь Терской области как составная часть политических процессов 1917-1920 гг. в регионе. Среди множества составляющих культурной парадигмы и социокультурных отношений нами выделены те, которые оказались более остальных подвержены политическому давлению. Это - сфера просвещения, печать, зрелищное искусство и религия. На наш взгляд, реформируя прежде всего эти области культуры, политические оппоненты использовали их как средство борьбы, рассчитывая на масштабность и результативность проводимых мероприятий, в то же самое время в определенной степени манипулируя общественным сознанием в развернувшейся борьбе противоборствующих лагерей.

Предметом исследования является процесс становления, эволюции и реорганизации сферы культуры в системе государственных отношений в Терской области, трансформирующейся в ходе политического противостояния в годы революций и гражданской войны. Культура испытала на себе воздействие со стороны политических режимов, что обусловило, в конечном счете, направление и качество ее развития.

Хронологические рамки исследования охватывают период революций и гражданской войны в регионе (1917-1920 гг.) и позволяют проследить изменения в области культуры в условиях нескольких политических режимов. Этот период межвластия и политического противостояния длился более чем три года, в течение которых самобытная многоконфессиональная и многонациональная провинциальная культура Терской области обрела еще более специфические черты, обусловленные

нестабильностью существования региона в условиях оппозиционных военно-политических режимов.

Территориальные рамки исследования охватывают Терскую область, в состав которой к моменту начала революции и гражданской войны входили Пятигорский, Сунженский, Моздокский и Кизлярский отделы, Владикавказский, Нальчикский, Грозненский, Назрановский, Хасав-Юртовский, Веденский округа. В зависимости от устанавливавшегося политического режима область имела названия - «Терская область», «Терская Народная республика». В таких границах Терская область просуществовала до ноября 1920 года.

Степень изученности проблемы. Было бы некорректно говорить о полной неразработанности проблемы. Историография проблемы может быть условно поделена на два периода: советский и постсоветский (с 1990-х гг.), каждый из них, в свою очередь, состоит из ряда этапов, которые отмечены привлечением разного исследовательского инструментария.

Первый этап - 1917 г. - середина 1950-х гг. Изучение вопросов культуры началось одновременно с рассматриваемыми событиями. Авторами первых работ были лидеры партии большевиков, а также деятели ведомства просвещения. В работах В. И. Ленина, Н. К. Крупской и других руководителей партии и государства изложена концепция большевиков в области руководства культурой, ядром которой была идея о неразрывной связи культуры с политикой. Ими был разработан план преобразования школьной системы с бесплатным и всеобщим образованием, отделением школы от церкви, обучением детей на родном языке.

На региональном уровне авторами первых работ являлись также действующие работники народного просвещения1. Анализируя ситуацию в школьном деле, авторы указывали на ведущую роль партии, но вынуждены были признать наряду с несомненными успехами и недоработки, связанные с недостаточной финансовой обеспеченностью, малочисленностью советских учительских кадров, их слабой профессиональной подготовкой. Другие сферы культуры практически не изучались.

Таким образом, первый период историографии проблемы характе-

1 Горемыкин Г. Наркомпрос Терской республики и Комиссариат Просвещения Ингушетии. Орджоникидзе, 1933; Уруймагов X. А. О значении осетинских школ в сельскохозяйственном отношении / Антология педагогической мысли Северной Осетии. Владикавказ, 1993; Алборов Б. А. История осетинских письмен. Владикавказ, 1929; Дзагуров Г. А. О постановке педагогического образования среди горцев Кавказа // Известия Горского института народного образования. Владикавказ, 1923. Вып. 1.

ризуется накоплением материала и его частичной систематизацией. Однако глубоких исследований проведено все же не было.

Второй период - середина 1950-х - середина 1980-х гг.. Появились фундаментальные работы известных педагогов, историков, в которых предпринята попытка анализа первых преобразований в школьном деле. Однако главное внимание в них по-прежнему уделяется партийному руководству сферой культуры. Новым было то, что некоторые исследователи через идеологические рогатки все же доносили до читателя причины тех отставаний, которые были в культурном строительстве: во многом на культуру были механически перенесены методы «военного коммунизма», что тормозило проведение многих общекультурных принципов в жизнь послевоенного российского общества.

В региональной историографии также активно исследовались проблемы культуры2. Широко представлены вопросы культурной политики большевиков, проводимой ими реформы в области просвещения; но менее изучены проблемы развития искусства в годы гражданской войны, взаимодействия государства и религии.

Работы второго историографического периода характеризуются привлечением большого фактического материала, выходом за рамки, очерченные идеологическими требованиями. Но очевидно и другое -методологические установки сильно сужали исследовательский поиск, оказывали решающее влияние на научные суждения исследователей. По этой причине проблема влияния политических режимов на культурные

2 Умаров М. Y По пути ко всеобщему среднему образованию. Грозный, 1982; Цуциев Б. А. Экономическое и культурное развитие Северной Осетии за годы Советской власти. Орджоникидзе, 1959; Абилов А. А. Очерки советской культуры народов Дагестана. Махачкала, 1959; Каймаразов Г.Ш. Культурное строительство в Дагестане (1920-1940 гг.). Махачкала, I960; Хутуев И. И. Из истории культурного строительства в Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1972; Куценко И. Я. Революция и культура: Очерк истории борьбы партийных организаций Северного Кавказа за осуществление культурной революции в 1918-1932 гг. Краснодар, 1973; Джамбулатова З.Х. Культурное строительство в Советской Чечено-Ингушетии (1920-1940 гг.). Грозный, 1974; Дедегкаев СТ. Борьба Коммунистической партии за создание советской национальной интеллигенции в Северной Осетии // Известия СО НИИ. Т. XIX. Орджоникидзе, 1957; Литвиненко Н.И. Подготовка национальных кадров в Чечено-Ингушетии (1928-1933 гг.). Грозный, 1966; Нагучев Д.М. Дорогой знаний. Майкоп, 1974; Черджиев Х.С. Народное образование в Северной Осетии за годы Советской власти //Оттиск из XXII тома «Ученых записок» СОГНИ. Орджоникидзе, 1957; Народное образование в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1957; Хачиров А. К. О формировании осетинской интеллигенции. Орджоникидзе, 1964; Рехвиашвили И. И. Культурное строительство в Горской Республике (1920-1924 гг.) // Ученые записки СОГНИ. Том XXIII. Орджоникидзе, 1967.

процессы не получила своего широкого осмысления. Более того, все мероприятия антибольшевистских сил оказались искаженными, характеризовались как антинародные, и лишь деятельность советской власти освещалась подробно и обстоятельно.

С началом нового этапа в развитии российской исторической науки обозначился историографический переворот, который сопровождается отходом от жестких методологических требований. Характерным для этого периода стало издание различных сборников документов, мемуаров, посвященных проблемам истории культуры первой четверти XX века.

Новейшая историография темы (постсоветский период) многогранна, исследователи анализируют проблемы, которые раньше в отечественной науке не поднимались. Так, большой интерес исследователей вызывают такие аспекты, как преемственность реформ в области просвещения, начиная от Временного правительства до Наркомата просвещения РСФСР; дается оценка роли партии большевиков в реформировании школьной системы.

Все возрастающая роль религиозных институтов в жизни российского общества побудила интерес исследователей, в том числе и к церковной истории, взаимоотношениям государства и религиозных общин. Комплексному анализу была подвергнута история отечественных СМИ в период революции и гражданской войны3. Впервые в отечественной историографии подвергались анализу газеты небольшевистского направления. Исследованию подвергся революционный театр. Авторы научных трудов определили главную функцию театра эпохи частой смены властей как механизма некоторой репрезентации и политической коммуникации.

Что касается региональной историографии новейшего времени, следует отметить возросший интерес не только к политической истории российского общества, к истории революций и гражданской войны, но и к их культурной составляющей4. Ряд авторов посвятил свои работы изучению процесса становления института культуры в советской систе-

3 Молчанов Л. А. Газетная пресса России в годы революции и граждан
ской войны (октябрь 1917-1920 гг.). М., 2002; Молчанов Л.А. Газетный мир
антибольшевистской России. М. 2001; Жирков Г.В. История цензуры в России
ХГХ-ХХвв. М.,2001.

4 Морозова О.М. Антропология гражданской войны. Ростов-на-Дону,
2012; Боров А.Х. Северный Кавказ в российском цивилизационном процессе.
Нальчик, 2007; Туаева Б. В. Жизненные стратегии терского казачества в период
трансформаций Российского государства в 1917-1920-х гг. //Известия СОИГСИ.
2011. Вып. 6(45). С. 19-29.

ме политического контроля5. Исследователями проанализирована образовательная политика в первые годы советской власти6. Сохранению этнокультурной идентичности способствует и национальная школа, ее изучению стали уделять более значительное внимание. Например, этапы становления системы национального осетинского образования проанализированы в работе Р. С. Бзарова7.

Большое внимание уделено развитию местной прессы в условиях революции и гражданской войны8. Несмотря на определенные успехи, в отечественной историографии период 1918-1920 гг. рассматривается фрагментарно. В рамках диссертационных работ продолжается изучение отдельных аспектов социокультурного развития народов Северного Кавказа в первой четверти XX в.9.

5 Мамсиров X. Б. Советская власть и мусульманская система образования в
20-е гг. XX в. // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский реги
он. Общественные науки. № 2 (126). 2004; Чеджемов СР. История образования
ивоспитанияв ОсетииXVHI-XXвв. Владикавказ,2001; КантемироваА.С Ста
новление и развитие системы высшего образования в Северной Осетии. Вла
дикавказ, 2012; Юрченко В.М. Проблемы национально-государственного
строительства на Северном Кавказе: права человека и политические интересы
//Права человека и гражданина: законодательство и практика: Материалы Меж
региональной научно-практической конференции Краснодар, 2001; Эльбуздука-
ева Т. У. Культура Чечни: XX век. Грозный, 2012.

6 Цибиров Г. И. Ликвидация неграмотности в Северной Осетии / Северная
Осетия: история и современность. Вып. 2. Владикавказ, 1991; Сланов И. А. Ар-
донская духовная семинария. Владикавказ, 1999; От века к веку. Страницы
истории образования в Северной Осетии / Общая редакция А. В. Черджиева,
А.Ю. Белогурова. М., 2001; Кочисов В.К., Чеджемов СР. История народного
образования Северной Осетии. Владикавказ, 1995.

7 Бзаров Р. С. Очерки истории осетинской школы / Историко-филологиче
ский архив. Владикавказ, 2005, № 3.

8 Магометов А. А. Трудовой подвиг прессы. Борьба партийно-советской
печати национальных областей Северного Кавказа за решение задач
хозяйственного и культурного строительства в 1921-1925 гг. Нальчик, 1977;
Капитан Т. М. История печати Дона и Северного Кавказа XX века. Ростов-на-
Дону, 2008; Амерханова Л. Р. Становление и развитие ингушской национальной
периодической печати в первой трети XX вв.: автореф. дис. ... канд. ист.
наук. М., 2013; Хоруев В. В. История в печатной строке. Владикавказ, 2003;
Дахкильгов И. А. Ингушская литература (период развития до 40-х гг.). Грозный,
1975; Ахмедов Д., Камалов А. Столетие дагестанской прессы. Махачкала, 2006.

9 Габисов А. Г. История политических событий 1917-1920 гг. в национальных
республиках Северного Кавказа: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Владикавказ,
2003; Горобец А.А. История Русской Православной церкви в Северной
Осетии (1917-1924 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Владикавказ, 2004;
Хурцаева Э. Ш. Разработка политики Советского государства в сфере народного
образования и ее реализация на Северном Кавказе в 20-30-е гг. XX в.: автореф.

Итак, анализ имеющейся литературы позволяет заключить, что спектр исследований по обозначенной проблеме разнообразен. Однако до сих пор нет трудов, в которых бы культурная палитра гражданской войны была представлена всеми составляющими, то есть не только анализом мероприятий советской власти, но также Временного и дени-кинского правительств. Отсутствует комплексное обобщающее исследование, в центре внимания которого находились бы социокультурные процессы в Терской области и система политического контроля за ними в переломный период гражданской войны.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили принципы историзма, объективности и альтернативности исторического процесса. При анализе исторических источников и литературы был использован комплекс исторических методов, а также историко-кулыурологический и историко-политологический, что связано с сочетанием в истории культурного развития Терского общества в период гражданской войны исторических, культурологических и политологических проблем.

Источниковая база исследования. Поставленные исследовательские задачи определяют и разнообразие опубликованных и неопубликованных документов.

Опубликованные источники представлены сборниками законодательных актов и нормативных документов противоборствующих сил10.

дис. ... канд. ист. наук. Грозный, 2004; Суханова Н.И. Гражданская война 1917-1920 гг. на Северном Кавказе: социально-политический аспект: автореф. дис. д-ра ист. наук. Ставрополь, 2004; Жанситов А. О. Антибольшевистская борьба в Кабарде и Балкарии: 1917-1920 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Нальчик, 2006; Шнайдер В. Г. Национальное строительство как фактор социокультурной интеграции народов Северного Кавказа в советское общество (1917 - конец 1950-х гг.): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Армавир, 2008; Бадаева А. Р. Вклад русского народа в социально-экономическое и культурное развитие чеченской республики в 1920-1930-е гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2010; Суанова Р.Е. Государственная политика в области культуры в 1917-1941 гг. (на материалах Северной Осетии): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Владикавказ, 2012; Эльбуздукаева Т. Y Социально-экономическое, политическое и культурное развитие Чечни и Ингушетии в 20-30-е годы XX века: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Еостов-на-Дону, 2013; Хубаева Л.К. Национальные школы в Северной Осетии второй половины XIX - первой трети XX вв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Владикавказ, 2013; Курбанова ЕМ. Взаимоотношения государственных институтов власти с мусульманским духовенством Дагестана: исторический опыт (1877-1921 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Владикавказ, 2014.

10 Сборник указов и постановлений Временного правительства. СПб., 2007; Директивы ЕКП (б) и постановления советского правительства о народном

Эта группа источников дает возможность определить основные направления культурной политики в целом, а также меры, направленные на ее практическое осуществление. В региональной историографии также имеется много сборников документов, в которых среди прочих вопросов опубликованы документы по культурной политике11.

Значительную группу источников составили материалы периодической печати12. Так как в период гражданской войны документация многих органов власти оказалась уничтоженной или представленной не в полном объеме, то периодическая печать в таких случаях выступила в качестве практически единственного источника. Но к сожалению, в ней не нашла отражение печать антибольшевистской принадлежности.

Неопубликованные источники включают в себя документы, извлеченные из Центрального государственного архива РСО-Алания (далее - ЦГА РСО-А), Государственного архива новейшей истории РСО-Алания (далее - ГАНИ РСО-А), Научного архива СОИГСИ (далее - НА СОИГСИ).

Материалы центральных и местных правительственных органов культуры, учебные планы школ, вузов, доклады, предписания и отчеты сосредоточены в нескольких фондах ЦГА РСО-А: Фонд 122 - «Северо-Осетинский училищный совет»; Фонд 121 - «Народный комиссариат просвещения Терской области»; Фонд 124 - «Северо-Осетинский областной отдел народного образования»; Фонд 49 - «Отдел народного образования исполкома Владикавказского окружного совета». Сосредоточенные в указанных фондах документы позволяют выявить общую направленность и региональную

образовании: Сборник документов. М.-Л, 1947; Культурное строительство в РСФСР. 1917-1920 гг. Том 1. Часть 1. М., 1983; О партийной и советской печати: Сборник документов. М., 1954; Власть и художественная интеллигенция. Документы 1917-1953 гг. М., 2002; КПСС в резолюциях и решениях. 9-е изд. М., 1985; Декреты Советской власти. М., 1957; Народный Комиссариат по просвещению. М., 1920; Культурное строительство в СССР. 1917-1927. М., 1989.

11 Культурное строительство в Северной Осетии: Сборник документов и ма
териалов. В 2 томах. Орджоникидзе, 1974, 1983; Борьба за Советскую власть в
Северной Осетии (1917-1920 гг.): Сборник документов и материалов. Орджо
никидзе, 1957; Восстановительный период в Северной Осетии (1921-1925 гг.):
Сборник документов. Орджоникидзе, 1965; Сборник документов и материалов
по истории Северо-Осетинской организации ВЛКСМ. 1918-1978 гг. Орджо
никидзе, 1978; Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана
(1917-1918), Горская республика (1918-1920 гг.): Документы и материалы. Ма
хачкала, 1994; Борьба за установление и упрочение Советской власти в Дагеста
не. Махачкала, 1958.

12 Газеты: Терский казак, Горская жизнь, Горская правда, Коммунист, Впе
ред, Вольный горец, Терские ведомости; Журналы: На литературном посту,
Красная новь.

специфику культурной политики, а также характер работы деятелей науки, финансовое положение школ, материальные возможности преподавательского состава. Анализ этих материалов позволяет нарисовать объективную картину культурно-просветительной работы в Терской области, выявить региональные особенности.

Большой объем информации сосредоточен в Научном архиве СОИГСИ. Так, материалы Фонда 10 - «История. Народное образование» позволяют выявить особенности проведения реформ образования в годы гражданской войны, формирования национального образования и проч. Документы, извлеченные из этого фонда, позволяют проследить деятельность Осетинского Отдела народного образования в 1920 году.

Большинство архивных документов в научный оборот введено впервые. Анализ привлеченных материалов и критическая их оценка позволяют достаточно всесторонне и подробно изучить социокультурные процессы в период гражданской войны, показать влияние политического фактора на их протекание и тем самым решить поставленные исследовательские задачи.

Научная новизна работы заключается в комплексном рассмотрении социокультурных процессов в Терской области в переломный исторический период. В региональной историографии исследователи уделяли внимание лишь деятельности советских органов власти по проведению культурных мероприятий. Благодаря привлечению и анализу большого корпуса документов нами была сделана попытка восполнить пробел в исследованиях: впервые рассмотрена реформаторская деятельность антибольшевистских сил в 1919 г.

На основе изучения материалов в работе исследованы и подвергнуты сравнительному анализу теоретические основы и механизмы формирования государственной политики противоборствующих сил в области школьного дела, изучены результаты его реформирования.

В диссертации проведен комплексный анализ разработки и реализации политики по подготовке нового учительства, выявлены политические факторы, влиявшие на этот процесс.

В работе дана развернутая характеристика государственно-церковных взаимоотношений на небольшом, но переменчивом отрезке отечественной истории, когда в течение четырех лет в регионе четырежды менялась политическая власть и соответственно менялись представления о переустройстве культуры; проанализировано состояние властно-религиозных отношений в Терской области, раскрыты содержание и направленность вероисповедной политики, сформированы ее главные результаты. Это дает возможность выделить как общие, так и региональные

особенности взаимоотношений конфессий и политических институтов. В такой постановке и таких хронологических рамках данная проблема практически не исследовалась в региональной историографии. Положения, выносимые на защиту:

  1. Проведенный историографический анализ подтверждает, что специального научного исследования по теме диссертации нет, хотя отдельные аспекты проблемы были ранее изучены. Тема диссертационного исследования находится на стыке истории, педагогики, культурологии и политологии, поэтому вместе с традиционными историческими методами исследования были использованы и методы междисциплинарной интеграции.

  2. Социокультурные процессы 1917-1920 гг. в Терской области имели свою специфику, которая была обусловлена частой сменой властей, политической борьбой противостоящих лагерей. Большое влияние на развитие культурных инноваций оказывали традиционные представления, консервативное мышление значительной части крестьянства, менее поддающегося «переделке».

  3. Каждая вновь установленная власть понимала решающее значение культуры для продвижения своих политических программ и установок, поэтому формированию структуры органов управления культурно-просветительными учреждениями уделялось большое внимание. Было установлено, что в начале создания новой культурной политики местным органам предоставлялась некоторая автономия, но, в то же время, быстро проявившаяся децентрализация действий мешала вести работу слаженно и планово. Этот плюрализм был преодолен лишь в 1920 г., когда все руководство культурой было сосредоточено в Терском областном отделе народного образования, который координировал всю работу культурно-просветительных учреждений в регионе.

  4. Школьная сеть Терской области, особенно в сельских районах, в полной мере ощутила на себе последствия гражданского противостояния, иногда более трагических, чем в некоторых других регионах. Главной фигурой школьной системы оставалось учительство. Реформы, которые проводились властями в 1917-1920 гг., неизбежно накладывали отпечаток на состав местного учительства, его профессиональный уровень. На учителя возлагалась обязанность пропагандировать идеи новой власти в среде не только учащихся, но и взрослого населения области. Власть использовала разные рычаги воздействия на учительство, прибегая к кампаниям чисток, к увольнениям и прочим непопулярным мерам.

  5. Руководство культурой в Терской области в годы гражданской войны шло как по пути создания органов цензуры, так и с использованием

жесткой критики на зрелищные мероприятия, под контроль была взята периодическая печать, обслуживавшая интересы властей. Государственная конфессиональная политика также отвечала потребностям режима.

6. Советская власть приступила к воспитанию у населения новых культурных потребностей, связанных не только с посещением развлекательных мероприятий, но и мероприятий научного и политического характера. Большие усилия были положены на развитие всех составляющих национальной культуры: национальной школы, национального литературного языка и письменности.

Теоретическая значимость исследования. Проведенное исследование позволяет восполнить некоторые научные лакуны в изучении опыта реформирования культуры в регионе.

Теоретические выводы и архивные документы, введенные впервые в научный оборот автором исследования, обобщения и результаты проведенного всестороннего исследования озвученной проблемы могут представлять интерес для последующего изучения истории отечественной культуры, взаимодействия власти и общества в этой области, а также изучения истории взаимоотношений власти и конфессий в России и ее регионах.

Практическая значимость исследования. Материалы проведенного исследования могут быть использованы при разработке обобщающих работ, посвященных проблемам российской культуры, при подготовке учебных пособий, спецкурсов по истории российской культуры, государственного управления. Результаты исследования могут найти применение при совершенствовании деятельности органов управления культурной сферой и самих органов культуры, составлении государственных программ по реформированию системы культуры.

Апробация исследования. Результаты исследования регулярно докладывались автором и обсуждались на конференциях различного уровня. Основные результаты научного исследования отражены в девяти публикациях общим объемом 3,6 п.л., в том числе - в трех статьях, изданных в журналах, входящих в Перечень рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендуемых ВАК РФ.

Соответствие шифру (паспорту) специальности. Диссертация соответствует шифру специальности 07.00.02 - Отечественная история; областям исследований: п. 4. - История взаимоотношений власти и общества, государственных органов и общественных институтов России и ее регионов; п. 11. - Социальная политика государства и ее реализация в соответствующий период развития страны; п. 12. - История развития культуры, науки и образования России, ее регионов и народов; п. 13. -История взаимоотношений государства и религиозных конфессий.

Достоверность научных результатов работы обеспечена обоснованностью авторских выводов, адекватных поставленной цели и задачам исследования; используемые методы и логика исследования позволяют делать аргументированные обобщения. Достоверность проведенного исследования обусловливается также репрезентативной ис-точниковой базой.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав (девяти параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений.

Структура органов управления культурой Терской Республики

В региональной историографии также имеется много сборников документов, в которых среди прочих вопросов опубликованы документы по культурной политике1.

Значительную группу источников составили материалы периодической печати2. Так как в период гражданской войны документация многих органов власти оказалась уничтоженной или представленной не в полном объеме, то периодическая печать в таких случаях выступила в качестве практически единственного источника. Но к сожалению, в ней не нашла отражение печать антибольшевистской принадлежности.

Неопубликованные источники включают в себя документы, извлеченные из Центрального государственного архива РСО-Алания (далее -ЦГА РСО-А), Государственного архива новейшей истории РСО-Алания (далее - ГАНИ РСО-А), Научного архива СОИГСИ (далее - НА СОИГСИ).

Материалы центральных и местных правительственных органов культуры, учебные планы школ, вузов, доклады, предписания и отчеты сосредоточены в нескольких фондах ЦГА РСО-А: Фонд 122 - «Северо-Осетинский училищный совет»; Фонд 121 - «Народный комиссариат просвещения Терской области»; Фонд 124 - «Северо-Осетинский областной отдел народного образования»; Фонд 49 - «Отдел народного образования исполкома Владикавказского окружного совета». Сосредоточенные в указанных фондах документы позволяют выявить общую направленность и региональную специфику культурной политики, а также характер работы деятелей науки, финансовое положение школ, материальные возможности преподавательского состав. Они дают также представление об условиях работы театров региона.

Вопросы партийного руководства сферой культуры (резолюции, постановления, деловая переписка) отложились в Фонде Министерства народного просвещения Горской АССР (Фонд 123).

Делопроизводственная документация органов управления отложилась в Фонде 39 - «Владикавказский окружной ревком», в котором сосредоточены обзорные сводки с мест, протоколы заседаний исполкома по вопросам культурного строительства. Анализ этих материалов позволяет нарисовать объективную картину культурно-просветительной работы в Терской области, выявить региональные особенности.

Исключительно интересный и богатый информативный материал о деятельности антибольшевистских правительственных органов сосредоточен в следующих фондах: Фонд 1 - «Войсковое правительство Терского казачьего войска»; Фонд 6 - «Малый Войсковой круг»; Фонд 8 - «Управление правителя Осетии полковника Я.В. Хабаева»; Фонд 10 - «Центральный комитет Союза объединенных горцев»; Фонд 306 - «Попечитель Кавказского округа». Документы, извлеченные из этих фондов, дают картину формирования региональной властной вертикали в культурной области, знакомят с проектами реформ в школьном деле, приказами, постановлениями местных органов власти по вопросам образования, зрелищных предприятий, религии.

Для анализа нами привлекались также документы личного происхождения. Так, в Фонде профессора Б.А. Алборова (Фонд 759) отложились его доклады, служебные записки о состоянии школьного образования в Терской области, о создании осетинской национальной школы и проч.

Большой объем информации сосредоточен в Научном архиве СОИГСИ. Так, материалы Фонда 10 - «История. Народное образование» позволяют выявить особенности проведения реформ образования в годы гражданской войны, формирования национального образования и проч. Документы, извлеченные из этого фонда, позволяют проследить деятельность Осетинского Отдела народного образования в 1920 году.

В Фонде 8 - «Искусство» отложились материалы по истории Владикавказского театра, документы по истории создания и развития театральной инфраструктуры в городах Терской области.

Большинство архивных документов в научный оборот введено впервые. Анализ привлеченных материалов и критическая их оценка позволяют достаточно всесторонне и подробно изучить социокультурные процессы в период гражданской войны, показать влияние политического фактора на их протекание и тем самым решить поставленные исследовательские задачи.

Научная новизна работы заключается в комплексном рассмотрении социокультурных процессов в Терской области в переломный исторический период. В региональной историографии исследователи уделяли внимание лишь деятельности советских органов власти по проведению культурных мероприятий. Благодаря привлечению и анализу большого корпуса документов нами была сделана попытка восполнить пробел в исследованиях: впервые рассмотрена реформаторская деятельность антибольшевистских сил в 1919 году.

На основе изучения материалов в работе исследованы и подвергнуты сравнительному анализу теоретические основы и механизмы формирования государственной политики противоборствующих сил в области школьного дела, изучены результаты его реформирования.

В диссертации проведен комплексный анализ разработки и реализации политики по подготовке нового учительства, выявлены политические факторы, влиявшие на этот процесс. В работе дана развернутая характеристика государственно-церковных взаимоотношений на небольшом, но переменчивом отрезке отечественной истории, когда в течение четырех лет в регионе четырежды менялась политическая власть и соответственно менялись представления о переустройстве культуры; проанализировано состояние властно-религиозных отношений в Терской области, раскрыты содержание и направленность вероисповедной политики, сформированы ее главные результаты. Это дает возможность выделить как общие, так и региональные особенности взаимоотношений конфессий и политических институтов. В такой постановке и таких хронологических рамках данная проблема практически не исследовалась в региональной историографии.

Школьная реформа и ее реализация в Терской Республике (март - декабрь 1918 года)

Образование чаще всего было платным, вследствие чего не каждый был способен его получить. В начале XX века в России расходы на одного ученика средней школы обходились государству в 22 копейки, а в казачьих областях траты на одного жителя составляли примерно один рубль. В то же время в Европе этот показатель был выше в два - три раза.

Февральская революция 1917 года внесла значительные изменения в существующий порядок вещей, создала почву для либеральных преобразований во всех сферах российской действительности, включая просвещенческую2. Наряду с реформой местного самоуправления предполагалось изменить систему управления школьного дела. Так, уже в мае 1917 года Временным правительством было утверждено положение, по которому упразднялись училищные советы начальных училищ, а их функции передавались городским думам. В высших начальных училищах сохранялся институт директоров и инспекторов народных училищ3.

Новые веяния, как следовало этого ожидать, затронули и учительство. Учителя местных школ первыми включились в общественное движение и шестого марта 1917 года создали свой профсоюз; также было принято решение «образовать Союз терских народных учителей»4. Уже 25 марта во Владикавказе был созван съезд учителей Терской области, на котором обсуждались актуальные проблемы школьного дела, положение учительства и прочие важные вопросы1. Особый интерес вызвала дискуссия о национальной школе. Выступавшие убедительно подчеркивали, что «национальная школа всех ступеней - от низших до высшей - это весьма заманчиво для всех, не имеющих своей школы, в том числе и для горцев»2.

Оживленные дискуссии вокруг вопросов реформирования образования велись во всех учительских кругах. Прежде всего прогрессивной частью педагогов было высказано мнение о назревшей необходимости отказаться от деления образования по учебным округам, а также ликвидировать должности инспекторов народных училищ. Но эти, высказываемые повсюду насущные изменения в сфере образования, не были поддержаны Министерством народного просвещения.

Однако объективно было уже очевидно, что демократизация сферы школьного дела назрела давно, правительство не могло от этого отмахиваться долго. Идя навстречу желанию учительства изменить существующий порядок вещей, давно не отвечающий вызовам времени, Министерство вынуждено было провести некоторые реформы. На первом этапе был сокращен объем часов, выделяемых на изучение классических языков и Закона Божьего. Более того, обучение церковным догмам было выведено из обязательной программы и стало факультативом для учащихся, исповедующих неправославные религии.

Важно указать, что на местах школьная реформа приобрела затяжной характер, так как стала осуществляться лишь осенью 1917 года. Заведующим школами всех типов было предложено прежде всего провести совещания с подчиненными, чтобы выяснить состояние школьного дела в каждом конкретном населенном пункте - в селении или в станице: установить количество детей, не посещающих школу, определить состояние учебного заведения, выяснить настроения местного населения и т.д.

Эта инициатива была широко поддержана учительством, которое приняло самое активное участие в статистическом обследовании, в результате которого выяснилось, что детей школьного возраста в сельских районах области насчитывается 152011. Из них можно было бы образовать 3040 классов, а к моменту обследования их было всего 2669. Также требовалось увеличить количество учителей до 300Iі.

Необходимо отметить, что, несмотря на неспокойное время, школьное дело, да и вообще проблема просвещения народа рассматривались в качестве первоочередных всеми политическими силами и политическими лагерями. Речь идет, прежде всего, о позиции казачьей власти. Следует отметить, что терское казачество всегда отличалось большей грамотностью, нежели соседние народы: образование в казачьих поселениях было обязательным для всех детей станичников; всегда поддерживались малоимущие казаки, которые обучались за счет Войска; многие учебные заведения строились и содержались также за счет казачьих капиталов. На заседаниях Войскового круга неоднократно отмечалось, что «в настоящее грозное время необходимо осознать и твердо утвердить ту элементарную истину, что знание нужно прежде всего нам для духовного обновления, оно позволит нам начать культурное возрождение нашей Родины, знание, еще раз знание и всегда и всюду знание ... Свет и свободу, богатство и радость дает ученье, а неученье ведет к тьме и кабале, бремени и всяческой нищете»2.

В марте 1917 года при Малом Войсковом круге была создана Просветительная комиссия, которая и разработала стратегию развития образования в складывающихся новых политических условиях. В частности, предполагалось увеличить число казеннокоштных учащихся еще на 600 человек и на эти цели потратить 240 тысяч рублей из войсковых капиталов; 42000 рублей ассигновать на подготовку казачьих детей для поступления в средние учебные заведения; 24000 рублей выделить на повышение образовательных запросов взрослого станичного населения; 21000 рублей выделить на статью расходов по содержанию культурно-просветительных заведений1.

В этот же самый период среди насущных проблем кавказской действительности, обсуждавшихся на Первом съезде Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана в мае 1917 года, большой резонанс вызвал также вопрос о школьном строительстве. С докладом выступил С. Гаибов, который особо подчеркнул необходимость развития просвещения: «... Лучшим проводником желания нашего должна явиться наша же родная общедоступная национальная школа ..., перевоспитание людей в духе истинной гуманности возможно только при преобладающем положении в обществе школы»2. На съезде были определены принципы работы национальной школы: единая по своей научной основе школьная организация должна быть едина и по связи между школами разных ступеней. Все школы, начиная от начальных и до университета, должны иметь непосредственную связь ... »

Система образования в период антибольшевистского режима Деникина (январь - декабрь 1919 года)

В начале XX века в досуге населения городов Терской области обязательным компонентом был театр, который служил не только средством приобщения граждан к культуре, но и отражал общественную жизнь региона. Театр становился одним из механизмов социальной и политической коммуникации власти и общества на эмоциональном уровне, организации коллективной психики и формирования образа советской власти1.

В региональной историографии этот период культурных процессов практически не изучался. Авторы немногочисленных исследований по истории культуры региона обходили молчанием эту неотъемлемую составляющую жизни общества в период гражданской войны, а сфера театральная и вовсе оказалась за пределами научного поиска2. Благодаря введению в научный оборот архивных материалов и периодики 1917 - 1920 годов появилась возможность проследить процесс становления нового провинциального театра3. На основе анализа имеющейся литературы в работе рассматривается процесс становления и развития первых советских театров как проводников репрезентативных культурно-просветительских задач новой власти на Северном Кавказе.

Первые значительные изменения в российском театре произошли уже в период Февральской революции 1917 года, и связаны они были с Законом об отмене цензуры и введении автономии управления театрами1. В то бурное время финансовый и художественный контроль со стороны государства практически полностью отсутствовал; само государство находилось в довольно шатком положении и более было занято вопросами власти; вопросы творчества отступали на второй план2.

Нельзя также утверждать, что политика установившейся после Октябрьской революции 1917 года советской власти относительно театров также складывалась поступательно и прямолинейно. Небольшой по времени период руководство этой сферой культуры совместным Декретом ВНИК и СНК от девятого ноября 1917 года было возложено на государственную комиссию по просвещению, но уже в 1918 году в рамках последнего образовались театральный и музыкальный подотделы3. Однако спустя полгода произошла новая реорганизация и возникло уже пять отделов, в том числе -театральный (с подотделом, занимающимся государственными театрами)4.

В Терской республике все эти преобразования затормозились, так как она была оккупирована в 1919 году антисоветскими силами генерала Деникина. В этот период театры края вновь вернулись к тем принципам функционирования, которые существовали после Февральской революции, и это продолжалось до завершения гражданской войны в регионе. Антибольшевистский режим в 1919 году вернул старые органы управления культурой, при которых основное внимание уделялось агитации и пропаганде идей Белого движения. С этой целью был создан и Осваг - осведомительное агентство, осуществлявшее цензуру, следившее за печатью1, широко привлекавшее к работе людей искусства.

Несмотря на нестабильную обстановку, театральная жизнь в Терской области протекала активно, особенно в столичном Владикавказе. Недостатка в зрителях Владикавказский театр в эти годы не испытывал. «Видим, случилось словно вавилонское столпотворение. Народ в театр валом валит. И грамотные есть средь наших-то неграмотных ... »2, - писал М. Булгаков. Другой современник отмечал: «Прихожу в театр, а там-то народу - тьма-тьмущая. Публика новая. Негде стоять людям, не только сидеть»3.

Чтобы показать активность театральной жизни, достаточно сказать о том, что даже в годы гражданской войны владикавказской общественностью с энтузиазмом обсуждался проект сооружения нового здания театра. Автором этого проекта был областной архитектор Г. Гай, который предложил оснастить здание театра современными для того времени системами центрального отопления, вентиляции, водоснабжения и электрического освещения. Проект с небольшими замечаниями был принят4, и даже был заложен фундамент здания театра.

Наряду с уже имеющимися театральными помещениями, появлялись новые, что позволяло одновременно работать сразу нескольким театральным коллективам. Однако в то непростое время некоторые профессиональные театры постигла печальная участь: они превратились в дешевые развлекательные учреждения - шантаны, с «пьянками и танцами до утра». И хотя в тот период перед противоборствующими сторонами стояла проблема сохранения прежде всего своих завоеваний и своей идеологии, контроль за деятельностью именно культурных учреждений был очень слабый, что делало возможным проявление некоторой автономии в руководстве на местном уровне.

С установлением советской власти начался новый этап культурной политики. Поменялась прежде всего управленческая структура: руководство театром было передано в ведение комиссариата по народному просвещению, кое-где - в ведение отдела народного просвещения1.

Первым актом, в котором государством был сформулирован экономический принцип управления театральным делом и инициировано учреждение государственных театров в провинции, явился Декрет «Об объединении театрального дела», который в августе 1919 года подписали председатель Совнаркома РСФСР В.И. Ленин, нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский и управляющий делами Совнаркома РСФСР В.Д. Бонч-Бруевич. В начале 1920 года специальной комиссией было объявлено об объединении учреждений, осуществляющих театральную деятельность в области, как о свершившемся факте.

Советская власть, установленная в области в начале 1918 года, не оставила без внимания функционирующие театральные труппы. Все провинциальные профессиональные театры были переданы в ведение культурно-просветительных отделов при Советах, но одновременно их имущество и зачастую даже помещения были конфискованы для городских нужд. Гораздо лучше складывалась ситуация для самодеятельных рабочих коллективов, так как большевики придавали очень большое значение вовлечению трудящихся в именно массовое творчество. Например, в апреле 1918 года в Кисловодске был реквизирован Интимный театр Вострикова, а помещение со всем его реквизитом было передано самодеятельному театру -для постановки революционной пьесы «Зарницы»

Место и роль религии в социокультурной жизни фронтирного общества

Главой Владикавказской епархии в те тревожные дни был епископ Макарий1. Он оказался человеком весьма гибким и мудрым, то есть именно тем священнослужителем, который прилагал большие старания по водворению мира и порядка в городе и на осетинской земле. « ... Всякий разумный гражданин, осмысливая события, - говорил Преосвященный, -осознав тяжесть времени, направит все усилия своего духа творческого к тому, чтобы у нас разделения, сомнения и недоумения исчезли бы, но сердца наши одинаково горели бы во имя сохранения мира с Богом и совестью к готовности к взаимным уступкам»2.

Не откладывая в тот бурный период дела «на потом», Преосвященный Макарий предложил созвать съезд священников и мирян уже в апреле 1917 года. В своем Обращении по этому поводу он, отдавая дань времени, высказывал пожелание, что «в числе депутатов от мирян могут быть и желательны женщины»3.

Съезд, оказавшийся весьма представительным, открылся 25 апреля 1917 года в городе Владикавказе. «Среди съехавшихся можно было увидеть нескольких благочинных, нескольких отцов-председателей бывших ранее Епархиальных съездов и нескольких депутатов. На съезд явились священники, диаконы, псаломщики, церковные старосты, казаки и неказаки-миряне, прибыли и законоучители гимназий, явились депутаты от духовно-учебных заведений Епархии ..., отрадно было видеть среди выборных и делегаток-женщин, явились осетины и грузины ... »4.

Съезд выразил твердую убежденность в пользе демократических преобразований, а также в том, «что Временное правительство, которому доверяет народ, будет бороться с врагом до победного конца и укрепит отныне свободную жизнь всех народов страны»5.

Толерантное отношение Церкви к новой власти проявилось также в участии ее членов в финансовой программе Временного правительства -«Заем Свободы 1917 года». «Поступим же, как велит нам долг наш как граждан России - великой и свободной: на время одолжим Родине нашей сбережения свои, копейку трудовую, принеся эту маленькую жертву, поможем тем самым в эту трудную годину Отечеству нашему, чтобы земля и воля, к которой каждый русский крестьянин стремится, были действительно получены им, чтобы жила и крепла Россия ... .Да поможет нам Бог!»1.

В создавшихся непростых политических условиях священнослужителей беспокоили также вопросы общественно-политического самоопределения, проблемы организации прихода, правовое положение духовенства. Подобная обеспокоенность была своевременной, так как в связи с тяжелым финансовым положением в стране в Центре уже начал претворяться в жизнь Декрет о сокращении казенного содержания духовенства. На места был разослан Указ Святейшего Правительственного Синода, в котором подчеркивалось, что: «существующие ныне перечисляемые от церквей взносы на содержание духовно-учебных заведений, а также на другие епархиальные и общецерковные нужды будут устанавливаться частично в законодательном порядке, а частично - согласно распоряжению Святейшего Синода и распоряжению местного Епархиального начальства»2. При этом большая часть расходов распределялась на местные храмы.

Владикавказская Епархия была не самой состоятельной, поэтому переход на самофинансирование здесь представлялся делом нелегким. На состоявшемся съезде Владикавказского духовенства и прихожан была принята резолюция, в которой говорилось: «При переживаемых Россией обстоятельствах и затруднительности для государства тяжело принять на себя содержание церковных, культурно-просветительных и благотворительных учреждений, это, отнюдь, не в интересах как государства, так и православной церкви и даже самих приходов»1.

Меняя статус самих приходов, съезд установил, что разделение «пастырей и паствы» является ненормальным, и предоставил приходам в этом вопросе широкую автономию. Приходским же собраниям была передана вся полнота власти в деле церковно-приходского управления2. Вслед за этими новшествами съезд ввел еще одно: вместо Консистории был создан новый выборный орган, объединяющий центр всей церковной жизни Епархии, -Епархиальный Совет3.

Общее обострение политической ситуации в стране негативно отражалось на государственно-конфессиональных отношениях, что вызвало следующий этап в вероисповедной политике. Временное правительство осознавало, что царское законодательство в этой сфере надо «не лакировать», а создавать новое, основанное на принципах свободы совести и вероисповедания. Результатом законодательного творчества стало принятие законов «Об объединении, в целях введения всеобщего обучения, учебных заведений разных ведомств» и «О свободе совести».

Во Владикавказской Епархии всегда уделялось большое внимание школьному делу. Здесь функционировало немалое число церковноприходских и иных духовных учебных заведений. Теперь остро вставал вопрос об их судьбе. Временное правительство стояло на позициях соблюдения статуса Русской Православной Церкви. Новая власть узаконила прежнее положение школы и сохранила конфессиональные общеобразовательные учебные заведения. Более того, законом от 20 июля 1917 года власть передавала и государственные школы, и церковноприходские Ведомству православного вероисповедания.