Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Соловецкий монастырь : Хоз. деятельность, соц. состав и управление; вторая половина 19 - начало 20 века Самсонова, Татьяна Юрьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Самсонова, Татьяна Юрьевна. Соловецкий монастырь : Хоз. деятельность, соц. состав и управление; вторая половина 19 - начало 20 века : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Москва, 1997.- 211 с.: ил. РГБ ОД, 61 98-7/45-6

Введение к работе

Объект исследования. В диссертационной работе изучается история Соловецкого монастыря во второй половине Х1Х-начале XX века. В центре внимания находятся состояние и развитие монастырского хозяйства в этот период, структура расходной и приходной части бюджета обители, некоторые особенности ведения бухгалтерского учета, а также социальная характеристика монашествующей братии, управление и внутренняя жизнь Соловецкого монастыря.

Актуальность и новизна исследования. В середине Х1Х-начале XX века монастыри составляли неотъемлемую часть российского общества и экономики. Хозяйственная и религиозная деятельность большинства монастырей позволяла им не только безбедно существовать, но и приносила значительные доходы. Однако, какие отрасли монастырских хозяйств были наиболее эффективны, за счет чего монастыри получали высокие доходы, каков был характер хозяйственной деятельности монастырей - все эти вопросы оставались без должного внимания со стороны историков. Это же относится и к изучению социального состава монашествующігх и внутренней жизни монастырей. Ежегодно монастыри посещали сотни тысяч паломников, часть которых оставалась в обителях в качестве послушников или обетников-трудников. Знакомство с монастырскими порядками, укладом жизни, с монашествующей братией не проходили для богомольцев бесследно, и, несомненно, оказывали на них немалое влияние.

Как правило, исследования по истории монастырей, выходившие как в послеоктябрьский период, так и в 60-80 годы XX века, подходили к объекту с критических позиций. Правда, критика довольно мало подкреплялась фактическим материалом. Положения об упадке монашеской жизни и чрезвычайно высоких доходах монастырей не бьши основаны на скрупулезном анализе источников поступлений денежных

средств монастырей, характера хозяйственной деятельности, состава братии и монастырского уклада жизни.

Появившаяся в последние годы литература о положении монастырей на рубеже XIX-XX веков, напротив, отмечает высокую эффективность и рациональность монастырских хозяйств. Однако, как и прежде, подобные утверждения делаются зачастую априорно, без опоры на широкую фактическую базу, не показывая какие отрасли монастырского хозяйства были наиболее эффективными, за счет чего монастыри получали высокие доходы и т.д.

В целом, хотя история монастырей и начала привлекать внимание исследователей, целый пласт социально-экономических отношений, представленный монастырскими хозяйствами, остается весьма скудно освещен в исторической науке. Вследствие этого в данной работе мы стремились не повторять слабые стороны вышеупомянутой литературы, которая зачастую оказывалась в плеігу общих фраз, а опираться на широкий фактический материал, состоящий, главным образом, из архивных материалов, практически не введенных в научных оборот.

Цель и задачи. Целью данного диссертационного исследования является проведение анализа хозяйственной деятельности Соловецкого монастыря во второй половине Х1Х-начале XX века; рассмотрение и характеристика состава монашествующей братии, личностей настоятелей и внутреннего уклада жизни в обители. Изучение основных отраслей монастырского хозяйства, послужных списков иноков и послушников, взаимоотношений внутри братии позволили решить следующие задачи:

выяснить, насколько собственное хозяйство удовлетворяло те или иные потребности монастыря;

определить доходность части хозяйственных заведений;

выделить некоторые особенности ведения бухгалтерского учета и реконструировать бюджет обители за 1863 год;

проанализировать основные статьи доходов и расходов, а также структуру монастырского бюджета;

рассмотреть социальное происхождение, возрастную структуру и образовательный уровень соловецких иноков;

показать, как происходило внутреннее управление монастырем и как складывались отношения с вышестоящим начальством - Московской Синодальной конторой;

охарактеризовать деятельность настоятелей, возглавлявших обитель с 1863 но 1913 гг.;

выявить основные проблемы, которые возникали во взаимоотношениях как внутри братии, так и между братией и настоятелями.

Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 60-х годов XIX века до 1918 года.

Историография проблемы. Социально-экономическая история Соловецкого монастыря во второй половине Х1Х-начале XX века крайне скудно отражена в исторических исследованиях. Как правило, наибольшее внимание историков привлекали развитие монастырского хозяйства в XVI-XVII веках, когда обитель имела значительные земельные владения и развитое промысловое хозяйство, и восстание соловецких монахов-старообрядцев против нововведений патриарха Никона во второй половине XVII века.

В последние годы большой интерес стала вызывать история Соловков в советское время, особенно, когда они находились в распоряжении Управления северных лагерей особого назначения. Правда, изучение этого периода ограничивается пока публицистикой и воспоминаниями бывших заключенных.

В данной работе были использованы, главным образом, исследования общего характера, рассматривающие положение российских монастырей на рубеже ХІХ-ХХ веков и нередко включавшие материалы и по Соловецкому монастырю. Нужно отметить, что до 1917 года при изучении хозяйства и внутренней жизни монастырей существовали и объективные трудности: монастыри не склонны были посвящать в свои хозяйственные дела

посторонних лиц и предоставлять данные о монастырских капитала> доходах и расходах. Старались не предавать гласности и факты, которы могли бы повредить репутации того или иного монастыря, показать жизн монашествующих в невыгодном свете.

Наиболее всесторонне имущественное положение монастырей в это период рассмотрел Д.И.Ростиславов в "Опыте исследования об имущества и дохода наших монастырей".1 Ростиславов использовал предоставленньп настоятелями некоторых монастырей ведомости о доходах и расходах отчеты обер-прокурора Синода, сметы расходов по духовному ведомству, і также газетные и журнальные статьи о монастырях, и устные сведения Относительно Соловецкого монастыря автор "Опыта...", видимо, не всегд; располагал точными сведениями, что приводило его порой к не вполш обоснованным утверждениям. По оценке Ростиславова, Соловецки* монастырь был одни из богатейших в России, превосходили его в этол отношении, пожалуй, только лавры. В целом, как считает Ростиславов монастыри все свои богатства получили от православного народа, v "богаты более, нежели сколько нужно для безбедного существования"; богатства же монастырей не "только не бесполезны, но и положительно вредны для них, как в религиозном, так и в нравственном отношении".2

Вопрос об имуществах монастырей также поднимался в работах С.П.Мельгунова "Наши монастыри" и В.П.Зыбковца "Национализация монастырских имуществ в Советской России. 1917-1921 гг."3, где подчеркивалась незначительная благотворительность монастырей, получающих огромные доходы.

Для выяснения, каково было в рассматриваемый период общественное мнение о состоянии и назначении монастырей, какие пути реформирования монастырей предлагались как со стороны общества, так и

1 Ростиславов Д.И. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей. СПб.,
1876.

2 Там же, с. 380-381.

3 Мельгунов СП. Наши монастыри. К вопросу о секуляризации монастырских земель. Пг.,
1917; Зыбковец В.П. Национализация монастырских имуществ в Советской России. 1917 - 1921
гг. М., 1975.

духовного ведомства, в данной работе были привлечены статьи и публикации защитников и критиков монашества.4

После упразднения Соловецкого монастыря изучением как истории обители, так и самих Соловецких островов, стало заниматься организованное в 1924 году Соловецкое отделение Архангельского общества краеведения. К сожалению, социально-экономическая история монастыря во второй половине Х1Х-начале XX века не стала предметом пристального изучения, и работы по этой теме ограничиваются лишь статьей Д.Н.Матвеева о земледелии на Соловках.5

В 70-80 годах, в основном, уделялось внимание изучению Соловецкого монастыря как памятника.6 В последние годы появился ряд публикаций как о значении и месте монастырей в экономике дореволюционной России, так и о перспективах развития монастырского хозяйства в настоящее время.7 Отмечая положительные стороны хозяйствования монастырей, авторы многих статей приводят в качестве примера хозяйство Соловецкого монастыря, подчеркивая его рациональность, "сочетание смелого инженерного поиска с желанием максимально использовать природные возможности"8, эффективное распределение средств. Однако, дальше общих положений о

4 См. Горохов Д.Е. В защиту монашества. Киев, 1911; Дух и заслуги монашества для церкви и
общества. СПб., 1874; Иосиф (Баженов). Монастырский вопрос. СПб., 1872; Кузнецов Н.Д.
Общественное значение монастырей. СПб., 1908; Пимен (Благово). В защиту монашества. Опыт
ответа на "Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей". СПб., 1876, и др.

5 Матвеев Д.Н. Земледелие на Соловках в прошлом и настоящем. // Соловецкое общество
краеведения. Материалы. Вып. XIV. Соловки, 1927.

6 Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. М., 1980; Богуславский ГА.
Острова Соловецкие. Архангельск, 1971; Скопин В.В., Щенникова Л.А. Архитектурно-
художественный ансамбль Соловецкого монастыря. М., 1982, и др.

7 См. Матрусов Н.Д., Анискович Е.М., Кивва К.В. Монастыри и преображение жизненной
Среды России. // Православные монастыри и экология. М, 1994; Серпій (Кипермаїї). Идеалы и
реалии российского монашества в прошлом и настоящем. // Религия и демократия: на пути к
свободе совести. Вып.2. М., 1993; Сабирова В.М. Религиозные традущии и их преломление в
экономической жизни. //Диалектика и культура. Тез. докл. межвуз. науч. конф. Пермь, 1991, и
др.

8 Волков В А. Православные монастыри и проблемы экологического оздоровления российских
городов. // Православные монастыри и экология, с. 29.

рациональности хозяйства Соловецкого монастыря речь в эти? публикациях не идет.

Некоторые аспекты истории Соловецкого монастыря (в основном XVI века и 20-30 гт. XX века) рассматривались на IV Соловецкое общественно-политическом форуме, проходившем в Архангельске.9

Источниковая база. Использованные в работе источники можнс подразделить на несколько видов:

  1. Законодательные акты, представленные указами Синода \ законоположениями по духовнолгу ведомству. Указы Синода носили каї общий характер, т.е. касались духовного ведомства или всех монастырей так и относились только к Соловецкому монастырю. Помимо отдельны) указов Синода, использована и другая форма законодательных актов устав. Это, прежде всего, Устав духовных консисторий, Счетный устав \ Счетный устав мест и властей, подведомственных Святейшему Синоду Большая часть этих законодательных актов была опубликована і различных официальных и неофициальных изданиях.

  2. Делопроизводственные документы Святейшего Синода Московской Синодальной конторы и Соловецкого монастыря Делопроизводственная документация Синода представлена циркулярным! указами, большая часть которых была обнаружена в архивных фондах Документы Синодальной конторы включают журналы заседаний донесения Синоду, циркулярные указы, указные предписания, определенш и распоряжения конторы подведомственным ставропигиальны>. монастырям и учреждениям. Из Соловецкого монастыря в Сйнодальнук контору представлялись ежегодные отчеты по ведению хозяйства в формі денежных ведомостей, приходо-расходных книг, смет доходов и расходов а также формулярные списки монашествующих и послушников. Основної формой общения монастыря с Синодальной конторой были донесения которые могли исходить как лично от настоятеля, так и от членої монастырского Собора, братии и отдельных иноков.

IV Соловецкий общественно-политический форум. Архангельск-Соловки, 1992.

Внутримонастырская документация представлена журналами заседаний Собора, предписаниями и распоряжениями по монастырю, перепиской настоятеля со смотрителем подворья в Архангельске и закупными монахами, донесениями и отчетами иноков, и т.д.

Делопроизводственная документация Синода, Синодальной конторы и Соловецкого монастыря обнаружена в трех архивохранилищах: Российском государственном архиве древних актов, Российском государственном историческом архиве и Государствеїшом архиве Архангельской области.

  1. Материалы периодической печати (в основном, церковной), представленные статьями о Соловецком и других монастырях, и в целом о духовном ведомстве. Авторы статей по-разному оценивали положение в монастырях, нередко весьма критически, что позволяет увидеть разнообразие мнений и оценок по данному вопросу.

  2. Воспоминания современников, посещавших Соловецкий монастырь. В воспо\лшаниях обычно давался очень восторженный отзыв об обители, сравнительно редко отмечались какие-либо отрицательные стороны монастырской жизни. Особое место здесь занимает книга П.Ф.Федорова "Соловки", отличающаяся глубиной и' полнотой описания монастырского хозяйства, быта и нравов монашествующих.

  3. Популярная литература о Соловецком монастыре. Во второй половине Х1Х-начале XX века издавалось немало брошюр и сборников о монастыре, в которых обычно давалась краткая история обители, описание соборов и церквей, подчеркивалась значимость Соловков как народной святыни. Подобного рода литература (издававшаяся частично и по заказу обители) призвана была поддерживать благочестивые представления о монастыре и привлекать тем самым в его стены больше паломников.

Методологической и теоретической основой дашгого исследования является принцип историзма, а также системный подход к изучению и анализу хозяйственной деятельности, социальному составу братии и внутренней жизни монастыря. При рассмотрешш отдельных отраслей

хозяйства и структуры монастырского бюджета также применялись методы математической статистики.

Структура работы. Исходя из поставленных целей и задач сложилась и_структура работы, которая состоит из введения, трех глав и заключения. В конце работы помещены приложения и список использованные источников и литературы. Диссертация построена по проблемно -хронологическому принципу.

Апробация работы. Основные положения работы обсуждались те аспирантских семинарах, излагались в публикациях. Диссертацш обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры историї России Х1Х-начала XX веков исторического факультета МГУ.