Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Советские общественные антирелигиозные организации во второй половине 1920-х-1930-е гг. на материалах Нижегородского края (Горьковской области) Варакин Сергей Александрович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Варакин Сергей Александрович. Советские общественные антирелигиозные организации во второй половине 1920-х-1930-е гг. на материалах Нижегородского края (Горьковской области): диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.02 / Варакин Сергей Александрович;[Место защиты: ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»], 2019

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Историография и источники проблемы исследования 11

1.1 Историография проблемы .11

1. 2 Источниковедческий обзор 24

Глава 2 Союз воинствующих безбожников (СВБ) в 1920 – 1930-е годы: структура, деятельность 32

2.1 Союз воинствующих безбожников – массовая антирелигиозная общественная организация в СССР .32

2.2 Направления, формы, содержание работы СВБ в Горьковской области в контексте формирования общественного мировоззрения в 1920 – 1930-е годы 94

Глава 3 Общество воинствующих материалистов-диалектиков (ОВМД): структура, деятельность .162

3.1 Структура общества воинствующих материалистов диалектиков 162

3.2 Деятельность общества воинствующих материалистов-диалектиков 173

Заключение .187

Список источников и литературы 191

Союз воинствующих безбожников – массовая антирелигиозная общественная организация в СССР

Идеологическая основа взаимоотношений советской власти и церкви была заложена дореволюционный период в ранней работе В. И. Ленина «Социализм и религия» 1905 года. Он так характеризовал религиозные убеждения: «Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. … Религия есть опиум народа. Религия – род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь».48

После прихода к власти большевиков в 1917 г. отношения между властью и церковью стали развиваться в новом русле. 20 января 1918 г. Советом народных комиссаров был принят Декрет № 18 согласно которому церковь отделялась от государства, лишалась права собственности, вводилась свобода вероисповедания (ст. 263 «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»).49

Идеи, заложенные В. И. Лениным, легли в основу атеистической работы общественных антирелигиозных организаций. Союз воинствующих безбожников был из них самым большим по численности.

Здесь стоит отметить, что первые антирелигиозные общественные организации возникли в Европе в конце XIX века: в 1887 году в Австрии был учрежден «Союз свободомыслящих Австрии», в 1911 году в Германии на базе журнала «Атеист» (начал выходить в 1905 году) был создан «Центральный союз пролетарских свободомыслящих». Эти организации в 1925 году основали «Интернационал пролетарских свободомыслящих».50

В СССР первые общественные антирелигиозные организации стали формироваться в начале 1920-х гг. Причиной массового атеистического движения явились политические, социально-экономические и культурные преобразования, происходившие в ходе социалистического строительства.51

Атеистическое воспитание трудящихся в начале 1920-х гг. было одной из важных задач того времени, и проведение антирелигиозной пропаганды опиралось на передовые слои общества, на инициативу и самодеятельность трудящихся. В это время начали появляться первые антирелигиозные объединения: воронежское общество антирелигиозной пропаганды и агитации, московский союз безбожников, общество «Атеист» в поселке Красавино Северодвинской губернии. В 1922 году, когда начала выходить газета «Безбожник», на предприятиях, в учреждениях, в селах и деревнях стали возникать небольшие группы и кружки, в которых читали и обсуждали публикуемые в газете материалы.52

Однако все эти союзы, общества и кружки не имели централизованного управления. В редакцию газеты «Безбожник», в Главполитпросвет, в ЦК партии с мест поступали просьбы об оказании помощи пропагандистам-антирелигиозникам.53

27 августа 1924 года в редакции газеты «Безбожник» состоялось учредительное собрание корреспондентов газеты «Безбожник» и активных атеистов, на котором присутствовало 48 человек, главным образом из Москвы, а также из Поволжья и некоторых других местностей. Участники собрания заслушали и обсудили доклады Ем. Ярославского «Задачи, формы и содержание антирелигиозной пропаганды», М. Горева «О первом съезде корреспондентов газеты «Безбожник»».54

На собрании было принято решение о создании Общества друзей газеты «Безбожник», утвержден устав общества и был избран временный Центральный совет и Исполнительное бюро ЦС ОДГБ под председательством Ем. Ярославского55. Согласно уставу, общество являлось добровольным союзом противников религии и каждый член общества был обязан вести активную борьбу за полное раскрепощение трудящихся от духовного рабства под знаменем воинствующего безбожия. Оговаривалось, что члены общества не должны применять в своей работе те формы агитации и пропаганды, которые бы оскорбляли чувства верующих.56

13 ноября 1924 года (протокол № 58) Антирелигиозная комиссия приняла решение о создании всесоюзного антирелигиозного общества: «Признать необходимым существование в Всесоюзном масштабе единого антирелигиозного общества».57 Число членов ОДГБ стало расти. По данным Исполнительного бюро, к апрелю 1925 года в стране было учтено свыше 100 тыс. членов общества, при этом рост на местах имел место не в реальности, а лишь в отчетах ответственных чиновников.58

В 1925 году состоялся I Всесоюзный съезд членов Общества друзей газеты «Безбожник» и корреспондентов этой газеты. На съезде присутствовало около 50 делегатов от 100 тыс. членов ОДГБ.59 Нижний Новгород представлял П. А. Малахов, один из первых корреспондентов газеты «Безбожник», организатор общества друзей газеты «Безбожник» в Нижнем Новгороде и Муроме.60 Были заслушаны доклады тт. Ем. Ярославского «О задачах и методах антирелигиозной работы»61, И. И. Степанова-Скворцова «Основные течения в антирелигиозной пропаганде», Страшуна «Борьба за здоровье – борьба с религией», Завадского «Естествознание и религия», М. Горева «О работе газеты «Безбожник» и деятельности изд-ва» и др. На съезде работало несколько секций: по организационным вопросам (разработка устава Союза безбожников), программно-методическая, рабкоровская, издательская.62

Съезд подвел итоги антирелигиозного движения и наметил вехи для его дальнейшего развертывания антирелигиозного движения. На нем был избран Центральный совет, в который вошли тт. Ем. Ярославский, П. А. Красиков, И. И. Степанов-Скворцов, М. Горев и др.63

На съезде П. А. Красиковым были выработаны требования к моральному облику члена ОДГБ: честность, добросовестность, трудолюбие. Кроме того, безбожник должен был показывать на личном примере, как относиться к религии.64

21 мая 1925 года Секретариат ЦК РКП (б) утвердил устав ОДГБ и предложил партийным комитетам включить в организационную сеть общества все другие организации, ведущие антирелигиозную пропаганду в пределах СССР, а также все антирелигиозные кружки, семинары и т. д.65 На рабочем президиуме Исполнительного бюро ЦС ОДГБ 5 июня 1925 года было принято решение, в котором говорилось: «Ввиду закончившегося организационного периода в строительстве общества и слияния его со всеми прочими антирелигиозными организациями считать целесообразным переименование общества в «Союз безбожников СССР», предложить всем без исключения антирелигиозным обществам…принять это название».66

Структура Союза безбожников регламентировалась его уставом. Первый был принят в 1925 году на I съезде, определявший Союз безбожников как «добровольный союз противников всех религий», который «под знаменем воинствующего безбожия ведет активную (деятельную) борьбу за полное раскрепощение трудящихся от религиозного дурмана, вскрывая социальные корни религии».67

В принятых съездом руководящих документах были определены цели и задачи созданного общества, принципы его деятельности, содержание и формы антирелигиозной пропаганды. Большое внимание было обращено на подготовку кадров пропагандистов, на издание атеистической литературы, в особенности для национальных меньшинств, выработку программ для кружков и семинаров. Подчеркивалось, что в атеистическом воспитании следует использовать печать, радио, кино, театр, клубы, стенные газеты. Для работы в деревне рекомендовалось привлекать учителей, агрономов, врачей, демобилизованных красноармейцев. Особо отмечалось, что пропагандист должен учитывать местные условия. Большое место отводилось вопросам перестройки быта, в частности, пропаганде и внедрению в жизнь новых, советских праздников и обрядов.68

Направления, формы, содержание работы СВБ в Горьковской области в контексте формирования общественного мировоззрения в 1920 – 1930-е годы

Атеистическая работа СВБ в Нижегородском крае (Горьковской области) была направлена на формирование нового мировоззрения, свободного от религии. Задачей безбожников было создание нового человека, с новым сознанием, ориентированным на социалистические ценности. Стоит заметить, что деятельность безбожников в 1920-1930-е гг. годы не была последовательной – периоды активности сменялись периодами спада. Это связано прежде всего с становлением организации и теми трудностями, с которыми столкнулись безбожники (недостаточное финансирование, отсутствие помощи со стороны партийных организаций и др.). В работе СВБ можно выделить несколько направлений: проведение массовых антирелигиозных кампаний, агитационно-пропагандистская работа, участие в закрытии церквей, работа с иностранными свободомыслящими.

Антирелигиозная пропаганда СВБ проводилась на основе тщательной подготовки пропагандиста. Он должен был осуществлять культурно-просветительскую работу, подводившую естественнонаучную основу под историческое освещение вопроса о религии. Задачей этой работы было заменить религиозное мировоззрение научно-коммунистическим, которое объясняло бы вопросы, ответы на которые рабочие и крестьяне искали в религии. Кроме того, агитаторы должны были антирелигиозную пропаганду связывать с вопросами переустройства быта, экономических условий хозяйства, облегчающими труд рабочих и крестьян.325

Первым направлением, характерным в первую очередь для 1920-х-первой половины 1930-х гг., было проведение массовых антирелигиозных кампаний. Их задачей было охватить как можно большее число людей, как в городе, так и в деревне: колхозников, рабочих, представителей интеллигенции. Целью этих мероприятий была пропаганда атеизма и разоблачение реакционной сущности религии.

В период проведения антирелигиозных кампаний создавались безбожные ударные бригады на заводах, фабриках, стройках, в селах и деревнях. Между ними устраивалось трудовое соревнование. Создание таких бригад, цехов, а затем и колхозов, по словам Б. Коновалова, «свидетельствовало о существенных изменениях в сознании и психологии трудящихся, в их отношении к религии и церкви».326

Первая массовая кампания в Нижегородском крае была проведена в 1924 году. На заседании Агитколлегии губкома РКП был принят план антирелигиозной пропаганды среди молодежи в рождественский период. План подразумевал антирелигиозную работу в деревне и в городе.

В деревне, на собраниях комсомольских ячеек были прочитаны следующие доклады: «Как мы боремся с религией»; в избах-читальнях, накануне Рождества, организовывались беседы и чтения с беспартийной молодежью на такие темы: «Как произошло Рождество», «Молебен или трактор» («религия и сельское хозяйство»), при невозможности организовать беседы, проводилось чтение следующих книг: Ярославский. «Библия для верующих и неверующих», Путинцев. «Происхождение религиозных праздников». На самое Рождество организовывались вечера пропаганды с инсценировками, живой газетой, сельскохозяйственными и революционными пьесами, декламацией и т. д.327

Согласно источникам, кампании в деревне должны были проводиться исключительно квалифицированными пропагандистами. Во главу угла был поставлен научный подход в проведении антирелигиозной пропаганды.328

В городе, в комсомольских и рабочих клубах организовывались вечера, лекции, беседы на темы: «Религия мужика и религия буржуа» (нравственность, сектантство, вечные ценности, классовость религии); «Легенда о Христе» (в чем смысл больших религиозных праздников); «Биология и библия» (как лечит наука и как лечит религия); «Достижения техники и религии» (как человек подчиняет природу и как природа подчиняет человека). Беседы и лекции сопровождались политлотереями, читками, инсценировками, диапозитивами, кинофильмами. Под Рождество и на Рождество проводились вечера на антирелигиозные темы: «Наука, быт и религия», «Происхождение человека».329

Следующая массовая антирелигиозная кампания была проведена лишь в 1928 году. Причиной такого большого стала слабая организация и подготовленность безбожников края.

С 20 декабря 1928 года по 20 января 1929 года была проведена антирождественская кампания, носившая широкий общественно-политический характер, так как в ее проведении принимали участие профсоюзы, комсомол, политпросвет и другие культурные организации и учреждения.330

Агитпропом УК и РК ВКП (б) был поставлен ряд задач перед антирождественской кампанией. Первая из них – охват широких слоев трудящихся различными формами антирелигиозной пропаганды: беседами, лекциями, читками, художественными постановками. При этом идеологическая борьба с религией считалась одним из важнейших участков борьбы на идеологическом фронте. Вторая задача – использование антирождественской кампании как способ укрепления массового антирелигиозного движения. Ее проведение должно было способствовать организации и сплочению местных советов СБ.331 Третья задача – мобилизация сил и средств трудящихся по практическому разрешению текущих вопросов социалистического строительства – организация в дни праздников работы по оказанию помощи школе, благоустройству города и села и т. п.332

Для руководства кампанией в уездах, районах и волостях при Агитпропах создавались комиссии из представителей партии и комсомола, профсоюзов и совета СБ, в обязанность этих комиссий входил учет и распределение сил для проведения кампании, проведение инструктивных совещаний по проведению кампании, обеспечение участников кампании литературой, тезисами и т. п.333

Для организации антирождественской кампании губсоветом СБ были составлены тезисы с краткими методическими комментариями на антирелигиозные темы (мировое рабочее движение и религия, оборона СССР и религия, культурная революция и религия и др.), указатели литературы для докладчиков и ячеек безбожников, проведены инструктивные собрания докладчиков в районах, дальние районы были обеспечены выездными лекторами (в первую очередь они направлялись в колхозы).334

Кроме того, губсоветом СБ были выделены ответственные лица из числа активистов для сбора средств на самолет «Безбожник», для подписки на антирелигиозные газеты и журналы, для записи желающих вступить в СБ, а также для проведения утренников-субботников и др.335

Губоно был разослан на места перечень художественных постановок к кампании, при губернском кабинете политпросвет работы проводились постоянные консультации по вопросам кампании, при центральной библиотеке организована выставка антирелигиозной литературы.336

Агитпропы УК, РК и ВК ВКП (б) при проведении кампании уделяли особое внимание массовой антирелигиозной работе в цехах, избах-читальнях, красных уголках, направленной разъяснение вреда прогулов и пьянства, связанных с религиозными праздниками.337

Клубы, красные уголки, избы-читальни, школы помимо проведения бесед, докладов и лекций, организовывали антирелигиозные театральные постановки, выпуск стенгазет с антирелигиозным содержанием, а также наладили организованное слушание по радио антирелигиозных лекций. Губрадиостанция организовала радиоконцерт с антирелигиозным содержанием. По линии комсомола помимо общих мероприятий, организовывались карнавалы на катках и физкультурные соревнования.338

Освещение антирелигиозных вопросов обеспечивалось Нижкоммуной и редакциями местных газет.339

Структура общества воинствующих материалистов диалектиков

Второй советской общественной антирелигиозной организацией, действовавшей на территории Нижегородского края, было Общество воинствующих материалистов-диалектиков (ОВМД). ОВМД уступало по численности членов СВБ, но имело сходную с ним структуру.

История общества началась 9 июня 1924 года, когда состоялось общее собрание членов-учредителей Общества воинствующих материалистов. На нем присутствовали Г. К. Баммель, В. А. Ваганян, Б. И. Горев, А. М. Деборин, Н. А. Карев, С. С. Кривцов, В. И. Невский, И. Е. Орлов, Д. Б. Рязанов, В. К. Сережников, И. Н. Стуков, А. К. Тимирязев, А. Я. Троицкий и А. Д. Удальцов. Отсутствовавшие члены-учредители Н. И. Бухарин, И. М. Покровский – передали ОВМ свое приветствие и обещание принимать активное участие в деятельности общества.546 Л. Д. Троцкий, в частности, прислал письменное приветствие, в котором писал:

«Вы намечаете три взаимно связанные задачи: пропаганду диалектического материализма, борьбу с идеализмом, борьбу с извращениями диалектического материализма. Думается, что эта последняя задача не менее важна, чем две первые, уже по тому одному, что в нашей стране, которою руководит материалистическая партия, идеализм действует преимущественно обходными путями, пытаясь софистицировать и фальсифицировать материалистическую диалектику».547

Первое собрание было посвящено выработке устава общества и выборам в его распорядительные органы. В президиум общества были избраны: Н. И. Бухарин, В. А. Ваганян, А. М. Деборин, И. К. Луппол, В. И. Невский, М. Н. Покровский и А. К. Тимирязев. Секретарем общества был И. К. Луппол.

Для руководства редакционно-издательской работой была выделена специальная комиссия в составе Н. И. Бухарина, В. А. Ваганяна, А. М. Деборина и В. И. Невского.548

На собрании был утвержден устав ОВМ, в котором провозглашалась «борьба с идеализмом». Основной задачей общества на тот момент была разработка основ диалектического материализма. Прием в ОВМ для ученых-естественников был свободным.549

В общество входили лица, для которых наука стояла на первом плане, но интересовавшиеся философскими вопросами. Делалось все, чтобы в Общество приходили естественники, «шедшие» к материализму. Впоследствии многих ученых обвинили в «механицизме».550

В группу «механистов» входили Л. Аксельрод, В. Варьяш, А. К. Тимирязев, А. Богданов, С. Перов, В. Сережников, И. И. Скворцов-Степанов и др. В группу «диалектиков» (деборинцы) А. М. Деборин, Я. Стэн, А. Троицкий, И. Луппол, П. Сапожников и др.551

«Механисты» в массе своей были естественниками, а деборинцы философами, которые своей целью ставили разработку философских категорий в их абстрактном, общем виде, опираясь при этом на систему диалектической логики Гегеля. В механистах – представителях естествознания они видели основное препятствие на этом пути, т. к. некоторые из них, не скрывая, повторяли основной позитивистский тезис: «Наука – сама себе философия». Деборинцы в этом видели угрозу для философии как абстрактной науки.552

Начало противостоянию двух течений внутри ОВМ положило написанное И. И. Скворцовым-Степановым послесловие «Исторический материализм и современное естествознание. Марксизм и ленинизм» к книге Г. Гортера «Исторический материализм» (1924 г.).553

Эту работу подверг резкой критике Я. Стэн, обвинивший И. И. Степанова в механицизме, а также в отходе от диалектики: «… следствием невнимания товарища И. И. Степанова к диалектике является его движение вспять от диалектического материализма к материализму механическому».554

В ходе дискуссии обсуждались следующие проблемы: предмет марксистской философии и соотношение количественных и качественных методов анализа и о так называемом «сведении количества и качества».555

Дискуссия проходила в печати, а также на публичных выступлениях в университетах, научно-исследовательских институтах. Она длилась четыре года. За это время были опубликованы сотни статей, на публичных диспутах прочитаны тысячи статей.556

7 января 1927 года на общем собрании ОВМ была принята резолюция, отражавшая точку зрения диалектиков: «ОВМ считает своей задачей… внимание на ближайший период времени обратить на борьбу за материалистическую диалектику против отвергающего ее ревизионизма. Для осуществления этой цели Общество считает необходимым, согласно завету В. И. Ленина, рассматривать себя как «общество материалистических друзей гегелевской диалектики»».557 И. Степанов опубликовал открытое письмо Обществу воинствующих материалистов, в котором выразил протест, в связи с обвинениями, выдвинутыми против него и его товарищей. На что был получен ответ от президиума ОВМ: «Мы открыто, заявляем, что вы, товарищ И. Степанов, и ваши сторонники также ревизуете диалектический материализм, т. е. марксизм-ленинизм».558

Напряжение в отношениях между деборинцами и механистами достигло кульминации в 1928 году, когда из ОВМ ушли сторонники Л. Аксельрод и произошел раскол. Деборинцы организовали новое Общество с несколько видоизмененным названием: Общество воинствующих материалистов-диалектиков (ОВМД). Первыми действительными членами явились учредители общества: Б. М. Гессен, М. И. Губанов, А. М. Деборин, Н. А. Кареев и др.559

Весной 1929 года было созвано первое Всесоюзное совещание воинствующих материалистов-диалектиков. Его открыл Н. А. Карев, на повестке дня был доклад А. М. Деборина о задачах Общества, а также содоклады с мест и содоклад М. Митина по организационным вопросам. Главой Общества был избран А. М. Деборин.560

В дальнейшем организации ОВМД стали возникать в большинстве крупных городов и областей СССР.

Общество воинствующих материалистов-диалектиков являлось пролетарской массовой организацией, которая объединяла «передовых, сознательных» участников социалистического строительства, ведущих на основе генеральной линии коммунистической партии борьбу за теоретические основы марксизма-ленинизма против всех видов идеализма, в его грубом или завуалированном виде, против религиозной проповеди и буржуазной методологии в различных областях теоретической мысли, против всякого рода ревизионизма и оппортунизма.561

Главное правление общества находилось в Москве. Органами Ассоциации Общества воинствующих материалистов-диалектиков (ОВМД) были Всесоюзный съезд, Президиум ассоциации, Центральная ревизионная комиссия, правления республиканских обществ и ячейки обществ на местах.562

Высшим руководящим органом Ассоциации ОВМД являлся Всесоюзный съезд общества, он созывался президиумом ассоциации не реже одного раза в три года. Место и сроки определялись президиумом.563

Съезд рассматривал отчеты президиума и отчеты отдельных республиканских обществ об их деятельности. На нем обсуждали основные вопросы работы ОВМД. Помимо этого на съезде происходили выборы президиума и Центральной ревизионной комиссии (ЦРК), велась доработка устава, разрешались вопросы о ликвидации Ассоциации.564

Президиум Ассоциации и ЦРК избирались в составе, установленном союзным съездом. В период между союзными съездами президиум руководил всей деятельностью Ассоциации, представлял Ассоциацию в сношениях с государственными органами и другими общественными организациями.565 Президиум утверждал состав правления республиканских обществ, избираемых республиканскими съездами, заслушивал доклады правления республиканских обществ и утверждал основные направления их деятельности. Президиум принимал новых членов в состав Ассоциации и распускал те общества, деятельность которых не соответствовала задачам ОВМД. Президиум собирался не реже одного раза в три месяца, находился в Москве.566

Высшим руководящим органом республиканских обществ являлся республиканский съезд общества. Организациями общества на местах были филиальные отделения, утверждаемые правлением общества. Правления обществ избирались на республиканских съездах обществ и руководили работой в период между двумя очередными съездами. Для текущей работы Правления выбирали председателя, его заместителей, секретаря и казначея. Перевыборы членов правления могли быть произведены и до истечения срока полномочий путем созыва чрезвычайного съезда.567

Деятельность общества воинствующих материалистов-диалектиков

Общество воинствующих материалистов-диалектиков сыграло важную роль в методическом обеспечении атеистического движения в Нижегородском крае (Горьковской области).

Как отмечается в источнике: «вступление СССР в период социализма на базе социалистической индустриализации и реконструкции сельского хозяйства, ликвидация кулачества как класса в рамках коллективизации, выкорчевывание корней капитализма встречает сопротивление со стороны отживающих классов в нашей стране, находящих поддержку в международном империализме и соц-фашизме».597

Согласно источникам, «эта борьба выражалась на теоретическом фронте. Чуждая и враждебная пролетариату идеология проявлялась в антисоветской деятельности церкви».598

Вся пропагандистская работа ОВМД была направлена на культурную революцию, распространение атеизма, на укрепление материалистического мировоззрения. Деятельность организации осуществлялась как внутри общества так и вне его. Внутри общества происходила разработка положительных актуальных, боевых вопросов марксисткой теории, обсуждались новейшие выступления представителей антимарксистских течений в СССР и за границей. В то же время разрабатывались проблемы исторического материализма, обсуждались методологические проблемы естествознания, антирелигиозной пропаганды.599

Вне общества шла борьба с идеализмом в философии и в естественных науках во всех его проявлениях, извращением и упрощением диалектического материализма. Также велась активная пропаганда и популяризация диалектического материализма.600

Для осуществления поставленных задач общество имело право устраивать закрытые и открытые собрания, организовывать публичные лекции и дискуссии с участием членов обществ и приглашенных лиц. Организация вела активную политику в области культуры, могла издавать и распространять популярную философскую литературу, открывать библиотеки, учреждать музеи в сфере своих интересов. По разрешению соответствующих органов, общество могло учреждать курсы по своей специальности, а также созывать конференции по вопросам антирелигиозной пропаганды.601

В обществе считали, что «критерием воинственности материализма является его безбожие. Только ведя активную безбожную работу, материалист-диалектик может считать себя воинствующим материалистом. Безбожная работа – один из участков борьбы, общеклассовой борьбы на фронте социалистического строительства.602 И самая широкая, самая гибкая идеология, которую классовый враг пускает в ход, это, несомненно, религия. Она является тем участком, который помогает наиболее откровенно и тонко проводить контрреволюционные установки. Поэтому работа на антирелигиозном фронте понимается как работа на важнейшем участке классовой борьбы за победу социалистического строительства. Только последователи В. И. Ленина, только большевики, только воинствующие материалисты-диалектики в состоянии вести агрессивную, наступательную, ни перед чем не останавливающуюся безбожную работу и поставить ее на служение социалистическому строительству».603

В своих документах члены общества отмечали, что очень плохо знают нашего врага, очень плохо знают религиозные организации. «Изучение их поможет в антирелигиозной пропаганде. Нужно было изучить, какие слои и как и почему веруют, какие у них настроения и интересы. Только тогда сможем подойти практически к вопросам антирелигиозной пропаганды. Поэтому мы должны поставить методику антирелигиозной пропаганды на научную марксистско-ленинскую основу».604

При этом задачами ОВМД были подготовка квалифицированных кадров антирелигиозников, и теоретическая помощь СВБ.605

В начале 1930-х гг. можно выделить несколько направлений в антирелигиозной работе ОВМД: работа ячеек по пропаганде атеизма, сотрудничество с СВБ по вопросам создания единого атеистического фронта, а также работа секторов.

Говоря о первом направлении, стоит отметить, что ячейкам отводилась важная роль в деле безбожного воспитания масс. Их работой были охвачены рабочие, колхозники, учителя, члены других обществ и др.

Ячейки ОВМД выступали против механистов, против всех видов оппортунизма, против «правого» уклона и «левого», а также распространяли идеи диалектического материализма среди широких масс. Кроме того, они участвовали в организации и работе партийного просвещения на предприятиях и в учебных заведениях, а также агитировали рабочих и колхозников вступать в ряды ОВМД.606

Ячейки общества принимали участие в антирелигиозной пропаганде совместно с Союзом воинствующих безбожников (СВБ) и занимались теоретической и методической разработкой вопросов антирелигиозной пропаганды. 607

Другой сферой деятельности ячеек ОВМД была разработка актуальных проблем социального строительства и международной революции переходного периода, освоение вопросов ленинского философского наследия, пропаганда технических знаний, а также разработка вопросов марксистско-ленинской методологии техники.608

Ячейки ОВМД участвовали в разработке программ, учебных планов, проводили подготовку новых научных кадров, внедряли достижения марксистко-ленинской методологии в историю, экономику, педагогику.609

Вся массовая работа ячеек была направлена на поддержку генеральной линии партии, на развертывание большевистской самокритики и мобилизации масс вокруг актуальных проблем социалистического строительства.610 С этой целью ячейки активно участвовали в разработке вопросов встречного планирования, ударничества, социального соревнования, в борьбе за выполнение промышленно-финансового плана, ликвидацию обезлички, перестройки системы зарплаты и т.д. При этом параллельно ячейки вели очень важную работу – создание нового человека – атеиста. Это определяло особенности работы с массами – «лицом к производству и коллективизирующейся деревне».611

Для осуществления поставленных задач ячейки ОВМД практиковали следующие формы работы: организация собраний, проведение докладов и лекций по важнейшим проблемам марксизма-ленинизма и современного естествознания среди преподавателей. В вузах проводились доклады по актуальным проблемам переходного периода, прорабатывались решения партии. Целью этого было воспитание в студентах атеистического мировоззрения. Для повышения культурного уровня рабочих и крестьян создавались кружки по изучению диамата, истмата, экономики, вопросов культурной революции, текущей политики. Власть считала, что создать «безбожного человека» можно, лишь приобщив трудящихся к главным достижениям культуры человечества, тем самым отвратив их от религиозного мировоззрения. Для рабочих устраивались ночные вечера, массовые экскурсии в научно-исследовательские организации. Главным средством антирелигиозной пропаганды была пресса, немаловажную роль играло радиовещание в агитации народных масс.612

Особое внимание обращалось на теоретическое освещение актуальных проблем социального строительства на предприятии, в учреждении, колхозе. Основными методами работы были соцсоревнования ячеек, самокритика, ударничество, практика бригадных форм работы, выделение постоянных или временных бригад для проведения или разработки тех или иных вопросов.613 Немаловажная роль отводилась работе с женщинами, активисты ОВМД стремились бороться с пережитками патриархального строя, выступая за равные права для них во всех сферах жизни общества.

Ячейки ОВМД работали под руководством партийных организаций, выполняя партийные задания в текущих хозяйственно-политических кампаниях, помогали в повышении образовательного уровня партийных и комсомольских масс на местах. Кроме того, особое внимание уделялось работе с другими общественными организациями: Всесоюзной ассоциации работников науки и техники для содействия социалистическому строительству в СССР (ВАРНИТСО), Обществу врачей, СВБ и т.д.614 Ячейки помогали в марксистко-ленинском воспитании масс, в привлечении их к работе под руководством ячейки. Для проведения этой работы они устраивали для специалистов доклады, лекции, семинары, кружки по диамату, активно участвовали в конференциях.615