Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Советское государство и Православная Церковь в условиях трансформационных процессов 1920-1930-х гг. : на материалах Северной Осетии Дзебисов, Аслан Тимурович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дзебисов, Аслан Тимурович. Советское государство и Православная Церковь в условиях трансформационных процессов 1920-1930-х гг. : на материалах Северной Осетии : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Дзебисов Аслан Тимурович; [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова].- Владикавказ, 2013.- 219 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-7/172

Введение к работе

Актуальность и научная значимость исследования. В последние десятилетия произошли коренные преобразования во всех сферах жизни российского общества. Изменились как социально-экономические и политические основы, так и духовные, нравственные ориентиры. Большую роль в процессе духовного возрождения стала играть религия. Религиозный фактор оказывает заметное влияние на конфликтно-консенсусные отношения. Он может способствовать возникновению и обострению социальных и межэтнических конфликтов. Он же может вести к сглаживанию противоречий, выступать как сила, интегрирующая, сплачивающая общество. В интеграционном процессе активно участвует и Русская православная церковь (РПЦ), которая ищет оптимальную модель взаимодействия с властью и обществом.

В современном российском обществе не стихают дискуссии о месте Церкви в социальной, культурной жизни, о допустимых пределах участия в политическом процессе. Российское постсоветское общество имеет недостаточный опыт функционирования отделительной системы государственно-религиозных отношений. Это делает тем более актуальным изучение взаимоотношений государства и РПЦ в советский период истории страны, конечно, с учетом исторических уроков регулирования этих отношений.

Особый интерес представляет анализ причин и последствий противостояния советского государства и РПЦ в 1920-1930-е гг., когда гонения на верующих и священство были особенно жестокими. В советской историографии этот период либо обходился, либо освещался с выверенных идеологических позиций, религия рассматривалась в качестве оппозиционной силы. На современном этапе в связи с изменившимся положением Церкви данная проблема стала предметом пристального внимания исследователей, в частности и на региональном уровне.

Актуальность исследования также обусловлена необходимостью введения в научный оборот большого корпуса рассекреченных документов по заявленной теме, ранее не использованных в научных исследованиях и позволяющих объективно осветить проблему.

Научная актуальность проблемы связана также с переосмыслением неоднозначного понимания процессов социалистического переустройства Северной Осетии в 1920-1930-х годов.

Современные методологические вызовы позволяют рассматривать заявленную тему в пространстве актуального направления – социальной микроистории, которая дает возможность включать в сферу исследования аспекты, ранее остававшиеся за пределами научного изучения.

Степень изученности проблемы. Историографию проблемы можно разделить на два периода: 1)с 1920-х - до середины 1980-х гг.; 2) с сер. 1980-х гг. - до наших дней.

Первый период историографии проблемы характеризуется небольшим количеством глубоко научных работ, что связано с массированной антирелигиозной пропагандой и негативным отношением власти к духовенству и деятельности РПЦ. Основные направления советской историографии были определены в работах В.И. Ленина, И.В. Сталина, Л.Д. Троцкого и других деятелей партии и государства. В этот период возобладала точка зрения о классовом характере религии и необходимости борьбы с религиозными пережитками в сознании граждан СССР. Все последующие исследователи строили свои работы в рамках данной концепции.

Характеризуя состояние историографии первых десятилетий советской власти, следует отметить главную тенденцию исследований - воинственное неприятие любого проявления религии, которая априори считалась оппозиционной советской власти силой. Поэтому в них не только разъяснялась политика большевиков в религиозном вопросе, но и давались практические рекомендации в деле атеистической пропаганды. Такая воинствующая антирелигиозная кампания была подвергнута критике со стороны церковной историографии в лице философов Н.А. Бердяева, С. Н. Булгакова, И.И. Ильина, которые указывали на тесную взаимосвязь коммунизма и религии, видя много общего в православных заповедях и программе большевиков.

Таким образом, сложившаяся концепция взаимоотношений власти и церкви была, прежде всего, результатом выполнения конкретного идеологического и политического заказа, а не научным осмыслением проблемы.

В годы Великой Отечественной войны и послевоенный период в связи с «потеплением» в отношениях власти и верующих сложилась двоякая ситуация в историографии: с одной стороны, было неуместно писать о Церкви как антисоветской организации, и исследователи оказались в методологическом тупике, с другой стороны, появились работы, изданные Московской Патриархией, в которых авторы стремились сгладить результаты антирелигиозной политики для РПЦ, больший упор делался на приведение фактов мирного сосуществования государства и церкви. Заметим, что в результате подобной двойственности, в исторической науке обозначился некий историографический вакуум.

Проявлявшееся в конце 1950-х гг. напряжение в отношениях власти и РПЦ привело к усилению антирелигиозной пропаганды, что вызвало снова интерес к церковной тематике. Новый этап выгодно отличался от предыдущих большей научностью и разносторонностью. В проблему изучения религии включились философы, историки, юристы, педагоги. Например, М.М. Персиц, В.А. Куроедов, В.И. Клочков изучили нормативно-правовую базу антирелигиозных кампаний, Р.Ю. Плаксин, А.А. Шишкин анализировали внутрицерковную жизнь 1920-1930-х гг., Ю.А. Чуковенко, Г.М. Лившиц, А.И. Барменков в своих работах описывали успехи советской власти в проведении антирелигиозной пропаганды. Однако для этого периода характерно сохранение одностороннего идеологического подхода при рассмотрении проблем государственно-церковных отношений.

В региональной историографии церковная история не стала предметом изучения. Вместе с тем в работах, посвященных успехам и трудностям культурного строительства в Северной Осетии за годы советской власти, на примерах преодоления пережитков прошлого рассматривается изживание религиозных предрассудков, но без учета региональных особенностей этого процесса.

Особенность исследований этого этапа заключается в том, что ученые обходят молчанием многочисленные репрессии против верующих и сосредотачиваются на атеистическом воспитании граждан страны.

Таким образом, в советской историографии по государственно-конфессиональным отношениям 1920-1930-х гг. отчетливо прослеживается идеологически заданный вектор и неизменная методологическая база исследования. Все это создавало большие ограничения для написания объективных исследований, кроме того, источниковая база также была существенно сужена, и многие документы по истории РПЦ долгое время не были доступны для ученых.

Второй историографический период, начавшийся с середины 1980-х гг., характеризуется разноплановостью исследований. Последовал «археографический взрыв», позволивший ученым привлекать большой корпус ранее секретных материалов. Достоянием научной общественности становятся документы, ранее закрытые для пользователей.

Современное состояние историографии взаимодействия Церкви и государства характеризуется использованием новых методологических подходов, позволяющих анализировать накопившиеся научные вопросы объективно и беспристрастно. Исследования М.И. Одинцова, О.Ю. Васильевой, М.В. Шкаровского и др. сделали возможным пересмотр истории государственно-церковных отношений 1920-1930-х гг., авторы осмысливают трагический опыт РПЦ в советском государстве. Особо следует отметить работу Шкаровского М.В., в одной из глав которой дается систематическое представление об истории РПЦ от установления советской власти до начала Великой Отечественной войны. Автор исследует материалы и приводит убедительные свидетельства жесточайших гонениях против верующих.

Церковная история 1920-1930-х гг. привлекла внимание зарубежных исследователей, которые критически оценивают антирелигиозную политику советского государства.

Проблемы взаимоотношений государства и Церкви стали предметом рассмотрения в работах церковных историков, которые также неоднозначно оценивают результаты насаждения атеизма в стране.

Особенностью современного этапа историографии является рост интереса к региональной специфике государственно-церковных отношений. Историографический анализ показал, что государственно-церковные отношения в Северной Осетии в начале 1920-х годов изучены слабо, а период второй половины 1920-х–1930-х гг. практически не исследован. В большинстве своем указанные работы ограничиваются пределами Кубано-Черноморского, Ставропольского краев, а церковная история на материалах Северной Осетии изучена хуже. Опубликовано пока несколько работ, лишь отчасти затрагивающих проблематику данного диссертационного исследования.

На материалах местных архивов за последние годы написано значительное число диссертаций. Источники характеризуют содержание и результаты антирелигиозной работы. Нами найден очень ценный, но малочисленный корпус документов, отражающих работу советских органов с каноническими «тихоновско-сергиевскими» общинами, обновленческим церковным расколом.

Общим выводом для постсоветской историографии стала характеристика 1920-1930-х гг. как особо трагического периода государственно-конфессиональных отношений, периода в репрессивной политике.

Таким образом, историографический анализ показывает, что, несмотря на складывающуюся историографию проблемы, период 1920-1930-х гг. еще не стал предметом специального изучения на региональном уровне, эта работа требует дальнейшего развития. Есть целый ряд вопросов, которые остались неисследованными.

Цель работы – исследовать специфику государственной политики в отношении православной религии и религиозных организаций Северной Осетии в период трансформационных процессов 1920-1930-х гг. Данная цель раскрывается через следующие задачи исследования:

- проанализировать основные советские законодательные акты в сфере религиозной политики, установить роль местных властных органов в практическом осуществлении законодательства о культах;

- проследить динамику государственно-церковных отношений в исследуемый период;

- выявить механизмы антирелигиозной деятельности государства и их результативность;

- вскрыть причины развития обновленческого движения во Владикавказской епархии;

- установить основные этапы секуляризации религиозного пространства Северной Осетии;

- охарактеризовать формы и методы внедрения атеизма в сознание населения, особенно молодежи, Северной Осетии в ходе проведения антирелигиозных кампаний, оценить их результаты.

Объектом исследования являются государственно-конфессиональные отношения в Северной Осетии в транзитивный период 1920-1930-х гг.

Предмет исследования – совокупность форм, методов и средств проведения антирелигиозной пропаганды.

Хронологические рамки исследования - 1920-1930-е гг. В эти годы происходила социалистическая модернизация, затронувшая не только сферы экономики, политики, идеологии, но и духовно-нравственную, социокультурную жизнь населения.

Нижняя граница исследования связана с тем, что основные законодательные акты, направленные на борьбу с религией, на территории Северной Осетии стали претворяться после окончательного установления советской власти в регионе в 1920 г.

Верхняя граница – конец 1930-х гг. – является временем принципиальных изменений в государственно-конфессиональных отношениях, когда деятельность Православной Церкви в СОАССР была сведена к минимуму, государство подавило открытую религиозность населения в результате многочисленных чисток и террора 1937-1939 гг.

Таким образом, 1920-1930-е гг. в государственно-конфессиональных отношениях являются самостоятельным этапом в антирелигиозной борьбе.

Методологическая основа исследования. Использование в работе общенаучных и специальных методов исследования: сравнительно-исторического, проблемно-хронологического, ретроспективного, историко-правового и других, дало возможность всесторонне изучить процесс секуляризации религиозного пространства в указанных территориальных и хронологических рамках.

Источниковую базу исследования составили самые разные группы документов и материалов.

Комплекс архивных документов по теме очень неоднороден. Относятся они к трем архивам: Центральный государственный архив РСО-Алания (ЦГА РСО-А), Государственный архив новейшей истории РСО-Алания (ГАНИ РСО-А) и Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания (НА СОИГСИ). Источники, сосредоточенные в ГАНИ РСО-А, представляют собой документацию местных партийных органов – комитетов партии различных уровней: краевых, областных, окружных, районных (Ф. 2 – Владикавказский окружной ВКП (б); Ф. 1848 – Северо-Осетинский обком партии; Ф. 204 –Горский областной комитет ВКП (б)), в которых отражена местная специфика проведения антирелигиозной работы на местах. В фондах отложился большой пласт распорядительных документов о закрытии храмов и запрете колокольного звона, договоры с церковными организациями. Большой информативностью обладает Ф. 22 – Северо-Осетинский обком ВЛКСМ, – где сосредоточены материалы о деятельности Союза воинствующих безбожников, планы проведения антирелигиозных праздников, организации детского безбожного движения и проч.

Комплекс архивных источников, включающих обследования, информационные сводки и обзоры настроений разных групп местного населения по поводу репрессий в отношении верующих, отложился в фондах ЦГА РСО-А (ф. 51 – Притеречный окружком советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов; Ф. 53 – Алагиро-Ардонский окружком; Ф. 41 – Горский ЦИК Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов), в которых присутствуют заявления, ходатайства, жалобы по вопросам культа.

В извлеченных документах имеется информация о методах ликвидации приходов, использовании репрессивного законодательства для разрушения церковных институтов; о церковных расколах 1920-х гг., и что особенно важно, деятельности тихоновцев и обновленцев. Включение данного массива в научный оборот позволил воссоздать текущую деятельность местных органов власти, а также настроения в среде верующего населения.

Были использованы материалы, извлеченные из ф. 56 – Орджоникидзевский исполком депутатов трудящихся, в которых освещаются меры местных властных органов по организации и подготовке кадров антирелигиозных работников, отложились протоколы по деятельности областного СВБ, материалы о закрытии храмов, организации антирелигиозных музеев и клубов в помещениях церквей. Особый интерес представляют материалы кампании по изъятию церковных ценностей.

Вторая группа документов представлена опубликованными источниками, включающими законодательные и другие нормативные акты, решения партийных съездов и конференций, декреты, инструкции и циркуляры. Кроме того в сборниках приведены сводки о ходе различных антирелигиозных кампаний.

В третью группу источников включены материалы статистики, которые позволили провести подсчет закрытых храмов, репрессированных священников, а в ряде случаев установить степень религиозности населения Северной Осетии.

Следующую группу источников представляет собой информация из периодической печати 20-30-х гг. XX века («Правда», «Горская правда», «Власть труда», «Северокавказское учительство», «Революция и горец»), которая являлась в этот период одним из главных средств массовой пропаганды. Кроме того, она содержит много фактического материала, позволяет судить о формах и методах проведения атеистической пропаганды в условиях Северной Осетии. Например, в местных газетах публиковались еженедельные сводки, широко освещающие кампанию по изъятию церковных ценностей. Однако эти сведения по содержанию находились в резком противоречии с негласной политикой властей, отраженной в секретных документах для внутреннего пользования партийно-государственных органов, и представляют собой компонент агитационной кампании против РПЦ.

Последнюю группу источников составили редкие для указанного периода эго-документы/источники личного происхождения: дневник прихожанки Вознесенской церкви г. Владикавказ Ф. Гречко, а также письма, автобиографии современников описываемых событий.

Существующий корпус документов и материалов позволил осуществить полноценное научное исследование и сделать обоснованные выводы.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Па протяжении исследуемого периода советское законодательство претерпело существенные изменения в сторону его ужесточения. Первый период антирелигиозного наступления (1920-1927 гг.) не принес желанных результатов, большинство населения, несмотря на варварские методы по отрыву людей от Церкви, продолжало оставаться верующим. Ощущение большевиками безрезультатности предпринимаемых усилий заставило власти отказаться от использования относительно демократичных форм и перейти в 1928 г. к репрессивным.

2. Борьба с религией была напрямую связана с политикой коллективизации сельского хозяйства. Сельское население Северной Осетии, как и других регионов страны, сопротивлялось слому традиционной культуры как в области сельскохозяйственного производства, так и духовности.

3. Под закрытие религиозные общины в Северной Осетии подводили существующее законодательство, а также запретительная инициатива местных властных органов, переданное последним право на регистрацию стало мощным инструментом скорейшего свертывания деятельности религиозной общины и закрытия храма. Эти процессы часто сопровождались нарушениями закона, инспирированием уголовных дел и проч.

4. 1920-1930-е годы православные общины прошли тернистый путь. Многие храмы закрывались, общины были обложены тяжелыми налогами, а духовенство и верующие ограничены в гражданских правах. Приходы были отнесены к категории доходных предприятий и облагались всевозможными налогами и сборами, которые выплачивали члены религиозных общин, приравниваемые к кулакам. Духовенство лишалось практически всех прав, часто подвергалось физическому уничтожению.

5. Кампания по изъятию церковных ценностей в начале двадцатых годов призвана была подорвать материальную базу Церкви, а также дискредитировать духовенство. В Северной Осетии изъятие, благодаря местному духовенству, не сопровождалось открытым протестом, восстаниями.

6. На протяжении всего исследуемого периода не прекращалась деятельность обновленцев Северной Осетии, поддерживаемых местными властными и репрессивными органами.

7. Обновленческий раскол, искусственно созданный ОГПУ, и открыто поощряемый властью, был призван ослабить церковь изнутри. Обновленчество в Северной Осетии нашло поддержку среди городских верующих; казачество, настороженно относившееся к советской власти, осталось преданным старой церкви; сельское население Осетии к оформлению «Живой церкви» осталось безучастным, сохраняя приверженность традиционным культам.

8. В условиях массированного давления на церковь и верующих заметно возросла роль атеистических организаций, призванных искоренить из сознания населения любое проявление религиозности. Создание Союза воинствующих безбожников, а, следовательно, второй этап антирелигиозного движения, по времени совпало с кардинальными изменениями в политическом курсе ВКП (б), связанным с провозглашением тезиса о возможности построения социализма.

9. Новый этап внедрения атеизма в массы (конец 1920-х – 1930-е гг.) характеризуется, прежде всего, как борьба за новый быт, с религией стали бороться как с пережитком прошлого. Церковные обряды вытеснялись социалистическими. Неотъемлемой чертой повседневности первых пятилеток становятся революционные праздники - мощное средство идеологического влияния государственной важности. Праздничные доклады, выставки служили привлечению внимания неграмотных и неискушенных в политике граждан, способствовали пропаганде политики новой власти. Лейтмотивом подобных акций были призывы к продолжению борьбы с классовым внутренним врагом, что в итоге должно было найти отклик в аудитории.

10. Огромная работа по атеистическому воспитанию молодежи в период 1920-х - 1930-х гг. помогла созданию модели обществоведческого образования, направленной на формирование «нового человека» в духе принципов пролетарского интернационализма, коллективизма. Целью антирелигиозной пропаганды в Северной Осетии, как и в стране в целом, было формирование новых мировоззренческих установок в молодежной среде посредством просвещения, средств массовой информации, замены религиозных праздников на пролетарские и формирования новых социалистических обрядов.

11. Гонения на Церковь, раскулачивание, выселение, аресты порождали стремление крестьян защитить не только православную, но и традиционную веру от насилия. Значительная часть населения по-прежнему испытывала потребность в традиционной религиозной вере, в религиозной мотивации моральных ценностей и норм поведения. Религиозные ориентиры для населения Осетии продолжали сохранять значение основополагающих в хозяйственной, духовной и бытовой сферах личной/общественной жизни.

Научная новизна работы. Впервые на уровне диссертационного исследования осуществлен комплексный анализ взаимоотношений государства и православной церкви в 1920-1930-е гг. на материалах Северной Осетии.

В научный оборот введен большой корпус архивных документов, не использованных ранее учеными, что способствует более глубокому пониманию исследуемой сферы социальной политики;

государственно-конфессиональные отношения рассмотрены в эволюции и взаимосвязи, благодаря чему прослеживается их перерождение от либеральных до воинствующих;

рассмотрены основные аспекты сокращения религиозного пространства в Северной Осетии, определяющие вектор взаимоотношения власти и верующих: политика закрытия храмов; финансовые и административные притеснения; препоны в богослужебной деятельности, снятие колоколов, церковный раскол, репрессии против церкви;

впервые проанализированы специфические черты государственно-конфессиональных отношений в Северной Осетии, которые определялись историко-культурными особенностями региона;

выявлено, что местная власть учитывала отношение к проводимым мероприятиям со стороны местного населения. Анализ архивного материала позволил установить, что государственные органы на местах часто действовали, исходя из политической обстановки в регионе;

обоснована периодизация антирелигиозной политики;

проанализированы процессы, способствовавшие расколу внутри Православной Церкви;

выявлена взаимосвязь между модернизационными процессами 1920-1930-х гг. и усиление наступления на религию;

изучен ювенальный аспект атеистической пропаганды.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его положения, обобщения и выводы могут быть использованы в дальнейших научно-теоретических изысканиях, посвящённых истории РПЦ. Исследование содержит ранее неизвестный материал по истории изучаемого региона, который может быть применен в учебном процессе как для разработки спецкурсов, так и при подготовке студентами курсовых и дипломных работ.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре новейшей истории и политики России исторического факультета Северо-Осетинского государственного университета.

Материалы исследования и основные идеи работы были изложены в докладах на научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции «Церковь в истории и культуре России» (Киров, 2010);1-й Всероссийской научно-практической конференции «Православная Церковь в социокультурных процессах России: история и современность» (Владикавказ, 2012); II Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Научный потенциал молодежи: будущее России» (Пятигорск, 2013), а также в ежегодных научных конференциях преподавателей и студентов исторического факультета ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова» (2011-2013 гг.).

Основные результаты диссертации были отражены в 6 научных статьях, 3 из которых опубликованы в журналах, рекомендованных Перечнем ВАК. Общий объем научных публикаций – 3 п.л.

Соответствие паспорту специальности. Содержание диссертационного исследования соответствует паспорту специальности07.00.02 — отечественная история, в частности следующим областям исследования: п. 4 «История взаимоотношений власти и общества, государственных органов и общественных институтов России и ее регионов», п. 13 «История взаимоотношения государства и религиозных конфессий».

Структура диссертации включает введение, 3 главы, содержащие 8 параграфов, заключение, библиографию.

Похожие диссертации на Советское государство и Православная Церковь в условиях трансформационных процессов 1920-1930-х гг. : на материалах Северной Осетии