Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление Дальневосточного художественного музея Жук Светлана Юрьевна

Становление Дальневосточного художественного музея
<
Становление Дальневосточного художественного музея Становление Дальневосточного художественного музея Становление Дальневосточного художественного музея Становление Дальневосточного художественного музея Становление Дальневосточного художественного музея
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жук Светлана Юрьевна. Становление Дальневосточного художественного музея : 07.00.02 Жук, Светлана Юрьевна Становление Дальневосточного художественного музея (1901-1941 гг.) : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 Комсомольск-на-Амуре, 2006 321 с. РГБ ОД, 61:07-7/49

Введение к работе

Тема и ее актуальность. Коренные изменения, произошедшие в политической, экономической и социальной жизни России в 90^х годах XX века, поставили музеи, являющиеся хранителями богатств духовной и материальной культуры общества, элементами социального института культурной преемственности, в условия выживания.

Проблемы деятельности Музеев интересуют. общественность, и взгляды общества на музеи постепенно меняются. В результате трехлетней работы русской музейной интеллигенции в конце XX века вышел в свет Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерация и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 года, закрепивший правовое положение музеев1. В XXI веке мировое музейное содружество на международной конференции «Музей и общество», прошедшей в сентябре 2002 года в Красноярске, в своей резолюции в защиту культурного наследия российского народа обратилось к руководителям регионов с призывом о сохранении музейной сети России, о пресечении всех попыток посягательств на музеи, их имущественную базу и фонды2.'

При рассмотрении осуществляемой сегодня государством реструктуризации бюджетного сектора, направленной на сокращение количества финансируемых учреждений культуры, складывается впечатление, что для правительства культура по-прежнему остается лишней нагрузкой на бюджет3.;

Основными задачами музеев в условиях политической и правовой нестабильности, экономического кризиса, снижения культурной активности населения, социальной апатии и отсутствии опыта жизнедеятельности в сфере рыночных отношений стали определение своего места в культурной жизни общества, обучение быстрому реагированию на ключевые проблемы социокультурного развития, разработка новых форм музейной деятельности4.

. Художественные музеи, всецело посвященные изобразительному искусству и социально призванные развивать эстетические вкусы, должны были перестраиваться в поисках путей к новой жизни. В поисках эффективных средств решения этих задач имеет значение обращение как к современному опыту за рубежом, так" и к истории становления отечественных художественных музеев, в особенности, дальневосточных. Изучение

" Родимцем И.А. Речь по случаю 50-летия Международного совет» музее* и 40-яетия Национального

комитета ИКОМ// Информационный бюллетень ИКОМ России. M., 1996. С. 27.

1 Резолюция Международной конференции «Музей и общество» (Красноярск, )ЫЗ сет абра 2002 г Л

Информационный бюллетень ИКОМ России. М.,2002.№3. С 30. ,

1 Рубинштейн ЛЛ. Нужна ли власти культура?//Страгеги* России. 2005. № П, С. 3S. С. 3S-43.

* Коротаем Л. Большие и малые музеи: две формы управления//Информационный бюллетень ИКОМ

России. М., 2002. J6 І.С.9-І0.

их опыта через призму современной действительности представляет ценную практическую и общественную значимость.

История основания и становления первого на Дальнем Востоке России художественного музея является уникальной частью развития культуры в дальневосточном регионе. При отсутствии предпосылок,1 в условиях только начавшего развиваться дальневосточного изобразительного искусства и отсутствия осознанной потребности общества в нем, создание художественного музея на дальневосточной окраине было, поистине, уникальным явлением.

Осмысление в исторической ретроспективе особенностей становления первого художественного музея, как уникального учреждения культуры, развившего свою образовательную и культурно-просветительную работу на всей территории Дальнего Востока, следствием которой стало стремительное развитие дальневосточного изобразительного искусства и консолидация художественных сил края, имеет практическое и научное значение.

Степень изученности проблемы. Имеющиеся в исторической литературе исследования по теме становления Дальневосточного художественного музея как части общероссийского процесса образования художественных музеев, можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся исследования, посвященные истории организации художественных музеев России, ко второй — работы, в которых прямо или косвенно рассматриваются вопросы, относящиеся к проблеме становления первого . художественного музея на Дальнем Востоке России. В каждой группе можно условно выделить три основных периода в изучении исторической наукой проблемы становления художественных музеев. Первый период -дореволюционный - конец XIX - начало XX веков, второй период - советский - 1917 год - начало 90-х годов XX века и третий - современный (постсоветский) период - охватывает последнее десятилетие XX века и начало третьего тысячелетия.

В конце XIX века демократизация общества, интенсивное экономическое развитие страны и подъем русского искусства, заметно оживившие общественную и культурную жизнь России, вызвали повсеместное появление художественных кружков, школ и обществ, организацию художественных музеев, распространившееся также и на отдаленные провинции. В і исследуемый период были опубликованы работы, авторами которых часто были организаторы и члены общественных комитетов музеев, художники, описательно или проблемно отражавшие становление и деятельность музеев изобразительного искусства. Проблемными были выступления на Втором Всероссийском съезде художников (1911 год) художника А.А. Карелина и ВЛ. Курбатова, опубликованные в 1997 году в сборнике Музея іреволюции «Музейное дело». Также интересна своими обобщениями работа хранителя Саратовского музея А.Л. Куща, написанная им к 3-х-летию (1

t.

Радищевского музея: о художественных выставках, интересе публики к музею, категориях посетителей музея3,

В советский период историей дореволюционного становления худо
жественных музеев занимались многие отечественные исследователи.
Здесь следует выделить сотрудника Отдела теоретического музееведения
Государственного исторического музея ПЛ. Малицкого, который в 1920-е
годы сделал попытку подведения итогов развития российских музеев с
XVI по XX века, выявив позитивные черты в развитии музейного дела до
революционной России — формирование музейной культуры, усиление на
учно-исследовательской работы и издательской деятельности, накопление
коллекций, увеличение посещаемости, совершенствование методики экс
курсий6, О задачах/методике построения экспозиций в художественных
музеях вышла работа А.А. Федорова-Давыдова «Советский художествен
ный музей»7. ..-.,,„.

В 50 — 60-е годы XX века в советскую историографию значительный вклад внесли: коллективные исследования научно-исследовательского института (НИИ) музееведения, выпустившего сборники трудов «Основы советского музееведения» и «Очерки истории музейного дела в России». Необходимыми для нашего исследования стали работы ДА. Равикович и С.А. Овсянниковой, в которых широко рассмотрены предпосылки создания российских художественных музеев, источники комплектования коллекций и вопросы юридического оформления музеев. Работы обладают также документальной, информацией о фондообразователях и организаторах художественных и местных музеев, в составе которых накапливались и художественные коллекции8. Особенно ценной для нашей темы исследования стала работа С.А. Каспаринской о роли государственной политики в развитии музеев, об,особенностях становления провинциальных музеев России. Заслуживает внимания также работа Л.В. Чижовой «Из истории

Кущ А.Л. Саратовский Радищевский музей в первое свое трехлетие 1885- 1888 тт. Саратов, 1888; Карелин А.А. Необходимость реформы педагогической жизни русских художественных музеев вообще и провинциальных в особенности. Условия устройства и бытия городских художественных и исторических музеев// Музейное дело: музееведение России в первой трети XX века (Сб. научи, тр.). Вып. 24. М.: МК РФ, Музей революции, 1997; Курбатов В.Я. Об устройстве провинциальных художественных музеев// Музейное дело; музееведение России в первой трети XX века (Сб. научн, тр.). Вып, 24. М.: МК РФ, Музей революции, 1997.

МалишшЯ TJI. Музейное строительство в России к моменту Октябрьской революции»// Научный работник. 1926. №1.

7 Федоров-Давыдов А.А. Советский художественный музей. М., 1933.

' Равнкович ДА. Музеи местного края во второй половине XIX- начале XX века(1S61-1917 гг.) //Очерки истории музейного дела в России. Вып. II. M, I960; Равнкович ДА. Местные художественные музеи 11 половины XIX - качала XX века //Вопросы истории музейного дела в СССР. Тр. НИИ музееведения. Вып. VII. М., 1962; Овсянникова С.А. Художественные музеи Петербурга и Москвы 11-й пол. XIX-начала XX века//Вопросы истории муэеГикэго дела в СССР. Тр. НИИ музееведения. Вып. VII. М., 1962.'

художественных музеев России», в которой подчеркнута просветительская функция художественных музеев второй половины XIX века*.

Представляет определенный интерес работа, опубликованная Всесоюзным научно-исследовательским институтом искусствознания Министерства культуры СССР (ВНИИ) под редакцией ПЮ. Стернина. В ней рассматриваются социально-эстетические проблемы отечественной художественной культуры второй половины XIX века, имевшие влияние на формирование духовной среды российского общества10.

В постсоветский период историографии вышли статьи О.А. Аксени-чева, ЛЯ. Петруниной, Т.А. Пархоменко, Е.Н. Вакулиной. В них рассматривается общественная ценность дореволюционных художественных музеев, их роль в приобщении представителей различных слоев населения России к духовным богатствам отечественной и мировой культуры".

Советская историография, формировавшаяся на основе первых декретов Советской власти о национализации и защите художественных и музейных ценностей, обогащена работами, посвященными теоретическим и законодательным основам музееведения, специфике разнопрофильных музеев, выработке основных направлений их деятельности. По этим вопросам отечественного музееведения были написаны статьи А.В. Луначарского, вышли работы Н.М. Могилянского, Н.И. Романова, МЛ. Феноменова, А.М. Эфроса и другие11.

Интерес советской исторической науки к истории становления музеев и особенностям их развития в 1920-е — 1930-е годы возрос в 1980-е годы, связанные с перестройкой государственной политики во всех областях жизни общества. Становлению государственного управления музеями Советской республики были посвящены коллективные исследования музей-пых историков, опубликованных в сборнике научных трудов «Музейное дело в СССР» (1989 г.) и двухтомном издании «Музей и власть» (1991 г.). Были опубликованы исследования А.Б. Закс о первой Всероссийской музейной конференции 1919 года (в журнале «Вопросы истории» была издана статья А.Б. Закс о Первом музейном съезде 1930 года), А.М. Разгона и

* Каспарикская С.А. Муки России н влияние государственной политики и* кх развитие (XVIII - нач. XX в.)//Музей и власть. Часіь I. М„ 1991; Чижом Л.В. Из истории художественных музеев России. Учебное пособие. М., 1991.

'"Русские художественная культура второй половины XIX века /под ред. Г.Ю, Стернина. М, 1988. -11 АкссничевО.А. Философия музе* Н.Ф. Федорова//Музейное дело: музей — культура - общество. Сб. научи, тр. М., 1992; Петруиина Л -Я. Музей изобразительных искусств как социальный имсти-туяМИузейис* цело: музеи - культура - общество. Сб. научи, тр. M.. 1992; Пархоменко ТЛ. Музеи дореволюционной Россия во внешкольном образовании (вторая пол. XIX - иач. XX вв.); Фролов А.И. Из истории становления музееведческих иеитров России; Разгон A.M. Предварительный музейный съезд -итоги развитая музейного дела а России// Музеи и власть. 4,2. M.. 1991; Вакулина Е.Н. Из истории музееведческой мысли а России а первой трети XX века// Музейное дело: музееведение России в первой трети XX вев»(Сб. научи, тр.). Вып. 24. М.: MK РФ, Музей революции, 1997.

"Могияянекий Н.М. Ооластмой или местный музей как тип культурного учреждения. Петроград, 1917; Луначарский А.В. Об искусстве. Т. 2. Русское советское искусство, М., 1982; Романов Н.И. Как устраивать местные кузен. М., 1919; Феноменов М.Я. Муэей местного края. М„ 1919; Эфрос A.M. Музейное дело в Советской республике// Советская культура. М„ (924 н др.

Л.Н. Годуновой о создании и развитии музейной сети, работы 'Л.Н. Году
новой «Органы управления музейным делом в СССР. 1917 -1941 гг.» и
Г.А. Кузиной «Государственная политика в области музейного дела в 1917
- 1941 гг.» о взаимосвязи центральных и местных органон управлення му
зейной сетью страны13. '

В постсоветский период необходимо отметить работы, посвященные теме распродажи музейных ценностей в 1920-е - 1930-е годы: «Эрмитаж, который мы потеряли. Документы 1920-1930 годов» и «Проданные сокровища России». В них на основе архивных материалов дана конкретная информация о распродаже национальных художественных сокровищ, конфискованных у царской семьи, церкви, частных собственников, а также изъятых из музейных собраний СССР в 1918 — 1937 годах'4.

Представляет также интерес для нашего исследования работа А.В. Крусанова «Футуристическая революция. 1917 - 1921», в которой содержатся фактические материалы о творчестве художников на советском Дальнем Востоке в 1918- 1921 годы'5.

Тема становления первого художественного музея на Дальнем Вос-' токе России в дореволюционный период в региональной историографии не нашла своего отражения.

В дальневосточной исторической литературе советского'периода тему дореволюционного становления первого художественного музея впервые упоминает В.И. Кандыба в монографии «История становления и развития художественной жизни Дальнего Востока. 1858 - 1938 гг.». В ней он . дал преамбулу появления в Хабаровске в дореволюционный период картин и гипсовых скульптур из Императорской Академии художеств и предположил возможным считать начало марта 1902 года датой открытия Хабаровского художественного музея'6. О деятельности художников Дальнего Востока в дореволюционный период дают представления работы ВТ. Стариковой «Художники Приамурья» и В.И. Кандыбы «Художники Примо-рья» .

Ії3акс А.Б. Первая Всероссийская музейная конференшія//Музейное дело в СССР. М., (97?; см. также ЗаксА.Б. Всероссийский музейный съезд// Вопросы истории. 1980. № 12; Разгон A.M. Музейная сеть единого многонационального социалистического государства//Музейное дело в СССР. М., 1985; Годунова Л.Н. Органы управления музейным делом в СССР. 1917-1941 гг-'/МузейноелеловСССР. М.: MK СССР, Центральный музей революции СССР, 1989; Кузина Г.А. Государственная политика в области музейного дела в 19)7-1941 ггУ Музей и власть. Часть I. М., 1991.

Эрмитаж, который мы потеряли. Документы 1920-1930 годов». Спб.: ЦГАЛИ, 2002; Проданные сокровища России /под научи, ред. А. Сарабьянова. История распродажи национальных художественных сокровищ, конфискованных у царской фамилии, церкви, частных собственников, а также изъятых из музейных собраний СССР в 1918- 1937 годах. М„ 2000.

" Крусанов А.В. Футуристическая революция. J9I7- J921. Т. 2/ Русский авангард 1907-1932. Исторический обзор. В 3-х т. М.,2003..

'* Кандыба В.И. История становления н развития художественной жизни Дальнего Востока (1858-1938).
Владивосток, 1985. С 57.
. ?

,? Старикова В, Г. Художники Приамурья. Хабаровск, 1968; Кандыба В. И. Художники Приморья. Л., ' 1990.

В региональной историографии в советский период по теме становления художественного музея в Хабаровске в 20-е - 30-е годы необходимо отметить работы М.С. Кузнецова «Борьба партийных организаций Дальнего Востока за становление советской культуры (1922 — 1927 гг.)» и «Дальневосточная партийная организация в борьбе за осуществление задач культурной революции (1928 - 1937 гг.)», ценность в которых представляет фактическая информация о деятельности музея18.

Ценным исследованием является уже упоминавшаяся работа В. И. Кандыбы «История становления и развития художественной жизни Дальнего Востока (1858-1938)», построенная на многообразном материале периодической печати и архивных документов. В главе работы, посвященной искусству периода революций 1917 года и гражданской войны, отмечена деятельность переместившихся из центра во Владивосток художников-футуристов Д. Бурлюка, С. Алымова, В. Пальмова, С. Третьякова, их роль в организации художественных выставок и влияние на развитие дальневосточного изобразительного искусства. Автор работы указал на значительную роль Дальневосточного художественного музея во главе с его директором П.М. Покровским в организации в 1930-е годы систематических краевых передвижных художественных выставок, активизировавших творческую деятельность дальневосточных профессиональных и самодеятельных художников.

Развитие культурной и художественной жизни дореволюционного периода российского Дальнего Востока рассмотрены в коллективных трудах Дальневосточного отделения АН СССР в сборниках статей под общей редакцией А.И. Крушанова: «История культуры Дальнего Востока СССР XVII — XX вв. Дооктябрьский период» и «История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма (XYII в.— февраль 1917 г.)»19.

В дальневосточной исторической литературе советского периода следует отметить работу И.Г. Стрючеико — автора научной концепции системного изучения истории культуры, позволяющей получить объективные данные о культурно-историческом процессе как целостном явлении общественной жизни. Процесс культурного строительства на Дальнем Востоке страны в широких хронологических рамках объективно исследован СБ. Белоглазовой в работе «История культурного строительства на юге Дальнего Востока СССР. 1917 - 1941 гг.»20. Определенный интерес представляют также статьи В.К. Романовского «Политическое воспитание и куль-

" Кузнецов М.С. Борьба партийных организаций Дальнего Востока за становление советской культуры (1922-1927 гг.), Томск, 1978; он же. Дальневосточная партийна я организация в борьбе за осуществление іацач купьтуриой революции (192$-\9У7 гг.). Томск, 1971.

'* История культуры Дальнего Востока СССР XYII - XX ев. Дооктябрьский период (Сборник статей) /под общей ред, А.И. Крушанова. Владивосток: ДВО АН СССР, 1989; История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма (XY11 в.-февраль 1917 г.у под общей ред. А.И. Крушанова. М., 1991; 10 Белоглазо»* СБ. История культурного строительства на юге Дальнего Востока СССР. 1917 — 1941 гг. Владивосток, 1990.

турное просвещение рабочих Дальнего Востока в 20-е гг.» и Н.В. Кочень кова «Изобразительное искусство и архитектура советского Дальнего Востока в 1922 — 1937 гг.» о творчестве художников и краевых художественных выставках, организованных Дальневосточным художественным музе-

В постсоветский период вышла коллективная работа авторов учебного пособия «История культуры Дальнего Востока СССР XVII - XX вв.», которая содержит богатый информативный и теоретический материал по архитектуре и изобразительному искусству и дает научное обобщение истории культуры Дальнего Востока22.

В историко-биографическом очерке Н.И. Дубининой «Приамурский генерал-губернатор Н.И. Гродеков» обобщен богатый документальный материал о социально-экономической и культурной жизни дальневосточного края в последней трети XIX — начале XX веков, выявлена роль Приамурского генерал-губернатора Н.И. Гродекова в развитии многонациональной культурной и художественной жизни края23.

Первым исследованием о дальневосточных музеях комплексного характера и развитии регионального музейного дела в дореволюционной России стала работа Л.В. Корневой «У истоков музейного дела на Дальнем Востоке России»24. Интересны также работы Н.П. Крадина и А.Ф. Веж-новца, отражающие быт и архитектуру дореволюционного Хабаровска25.

Особенностям становления дальневосточной культуры, формирова-ниию советской политики в области художественной культуры, идейно-политической борьбе в литературно-художественной среде Дальнего Востока в 20-е - 30-е годы XX века посвящены работы СБ. Белоглазовой «Культура Дальнего Востока России в условиях общественных трансформаций 20-30-х годов XX в. Очерки истории», «К вопросу об идейно-политической борьбе середины 20-х годов в литературно-художественной среде Дальнего Востока», « К вопросу о формировании советской политики в области художественной культуры в начале 20-х годов», Культурная политика в 20-е годы на юге Дальнего Востока: некоторые итоги», «Русская культура второй половины XIX - начала XX веков» . Вопросам раз-

11 Стрюченко И.Г. История культуры Дальнего Востока СССР XYII - XX вв. Вопросы историографии и методологии; Романовский В.К. Политическое воспитание и культурное просвещение рабочих Дальнего Востока в 20-е гг.; Кочешков Н.В. Изобразительное искусство и архитектура советского Дальнего Востока в 1922- 1937 гг. // История культуры Дальнего Востока СССР XYII- XX вв. Советский период. Сб. научи, тр. Владивосток, 1990 и др.

23 История культуры Дальнего Востока России XYII - XX веков. Учебное пособие. Владивосток: ДВО РАН, 1998.

и Дубинина Н.И. Приамурский генерал-губернатор Н.И. Гродеков. Историко-биографический очерк. -Хабаровск.2001.

г* КорневаЛ-В. У истоков музейного дела на Дальнем Востоке России (1884-1917 гг.). Хабаровск, 2002. "КрадинН.П. Старый Хабаровск. Портрет города в дереве и камне (1858-1938). Хабаровск, 1999; Веж-новец А.Ф., Крадии Н. П. Записки краеведов. Хабаровск, 2000.

к Белоглаэова СБ. Культура Дальнего Востока России в условиях общественных трансформаций 20-30-х годов XX в. Очерки истории. Владивосток: Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего

вития культуры, художественной жизни и музейного дела, процессам становления художественного музея, посвящено ряд статей, опубликованных в научных сборниках в конце 90-х годов XX века и в начале XX столетия. Среди них необходимо отметить статьи Н. Л. Горкавенко «Развитие дальневосточных музеев в 20 - 30 гг. и формирование их экспозиций», Е.Ю. Турчинской «Зеленая кошка» о творчестве хабаровских художников в 1910-е-1920-е годы27.

Представляет особый интерес для нашего исследования работа Н.И. Рубана «Советская власть и музейное строительство на Дальнем Востоке России (1920 - 1930-е гг.)», в которой впервые дана развернутая картина развития дальневосточной музейной сети в обозначенный период28.

В последние годы активизировалась работа музейных исследователей, публикующих свои статьи в музейных сборниках Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н.И. Гродекова, Приморского объединенного музея им. В.К. Арсеньева, в материалах межведомственных региональных научно-практических конференций. Они содержат фактический материал об истории и многосторонней деятельности музеев Дальнего Востока России, а также посвящены особенностям развития многонациональной культуры дальневосточного региона. Среди них необходимо выделить коллективный сборник авторов к 110-летию Приморского государственного объединенного музея им. В.К. Арсеньева «Завещано: сохранить и приумножить...», статьи Н.И. Рубана «Создание Дальневосточного ху-

Востокз ДНО РАН, 2001; сна же. К вопросу об идей но-лолнтичес кой борьбе середины 20-х годов в литературно-художествен ной среде Дальнего Востока // VH Арсекьееские чтения: Тезисы докладов Регин. Шумной конференции- Уссурийск, 1994. С. 75 - 78; она же. К вопросу о формировании советской поли-тики в облает* художественной культуры в начале 20-х годов // Съезд сведущих людей Дальнего Востока: материала научно-практической историке-краеведческое конференции, посвященной 100-летию Хабаровского краеведческого муки. Т. I. Хабаровск, 1994. С, 45 -48; она же. Культурная политика в 20-е годы на юге Дальнего Востока: некоторые итоги //Исторический опыт отрытия, заселения и освоения Приамурья и Приморья в XVII - XX вв. 4. 2. Владивосток, 1993. С. 61-63; Русская культура второй половины XIX - начала XX веков // Дальневосточные) аестник высшего образования. Благовещенск: БГПУ, 2005. С. U2-118.

" См,: Лынша.О.Б. Никольские художники начала XX века //Арсеньевенне чтения /Материалы международной научнс>-практической конференции, посвященной 110-летию ПГОМ имени В.К. Арсеньева. Владивосток: издательство Дальневосточного университета, 2000; Монахова С.А. Просветительская деятельность хабаровской интеллигенции на рубеже ХІХ-ХХ веков Я Традиции просветительства на Дальнем Востоке России — а XXI век. Материалы научно-практической конференции. Хабаровск, 2001; Жук СЛО. Дальневосточному художественному музею исполнилось 70 лет // Третьи Гролсковские чтения: пленарные доклады и отчет конференции «Дальний Восток России: исторический опыт н современные проблемы заселения и освоения территории». Хабаровск, 2001; Горкавенко НЛ. Развитие дальневосточных музеев в 20 - 30 гг. и формирование их экспозиций //Съезд сведущих людей Дальнего Востока: материалы научно-практ. нсторийко-краеведч. Конференции, поев. 100-летию Хабаровского краеведческого музея. Хабаровск, 1994. С. 1»4;Турчинская Є.Ю. «Зеленая кошка»//Модернизм российского Дальнего Востока {191В-1928). Приложение статей к каталогу на русском языке //Modernism in the Russian Far East and Japan. 1918-1928. Catalog. Tokyo, 2002; Дальневосточный художественный музей, г. Хабаровск/Авт. текста Л.Г. Кшлюа. М.: Белый город, 2004; Жук СЮ. К вопросу о дате создания Дальневосточного художественною музея//Арсеньевскне чтения. Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 115-летию ПГОМ им. В.К. Арсеньева. Владивосток. 2005;

и Рубан Н.И. Советская власть « музейное строительство на Дальнем Востоке России (1920-1930-е гг.). Хабаровск. 2002.

дожественного музея и музея революции в Хабаровске», его же «Научная деятельность дальневосточных музеев в первой половине 1920-х гг.», Л.С Малявиной «КЛ. Луке -организатор научной и музейной деятельности на Дальнем Востоке России в 20-е годы XX в.», Т.И. Косицыной«Хабаровские художники в 30 - 50-е гг. XX в.» (по документам Госархива Хабаровского края) и других авторов29.

Необходимо также отметить диссертационные исследования Н.Л.
Горкавенко, в которой помимо советского периода обобщен опыт дорево
люционного развития музеев краеведения, Е.Ю. Турчижжой о дореволю
ционном творчестве хабаровских художников, входивших в художествен
ное объединение «Зеленая кошка». . -. \

Особенно необходимо выделить общеисторическую литературу, которая помогла автору органично ввести процессы становления Дальневосточного художественного музея в контекст сложных социально-экономических и политических условий 1901 — 1941 годов: «Освоение русского Дальнего Востока (конец XIX в.- 1917 г.)» А.И. Алексеева it Б.Н. Морозова, «Дальний Восток России в период революций 1917 года и гражданской войны», «Белое движение на Дальнем Востоке (1920-1922 гг.)» Ципкина Ю.Н. и другие, в которых освещены вопросы социально-экономического и культурного развития России и ее Дальнего Востока31.

Таким образом, анализ научной литературы по теме диссертационного исследования позволяет сделать следующие выводы. Начало исторического исследования становления Дальневосточного художественного музея было положено во второй половине 80-х годов XX века и п|Х)должается до настоящего момента, В работах дальневосточных ученых исторняпер-вого художественного музея на Дальнем Востоке России затрагивается эпизодически и фрагментарно, в связи с другими субъектами дальнево-

** Завещано: сохранит* м приумножить... К 110-летию ПҐОМ им. В.К. Арсекьева. Владивосток, 2000; Рубак Н.И. Создание Дальневосточного художествен його музея и музея революции s Xafepos-скеЯЗапнскн Гродековского музея. Выл. 2. Хабаровск, 2001; его же. Научная деятельность дальневосточных музеев ш первой половине 1920-х гг.; Жух СЮ. Проблемы сохранения культурник иеиносісН я Дальневосточном художественном музее//Актуальные проблемы сохранения культурны*; ценностей в Дальневосточном регионе». Материалы межведомственной региональной научно-практической конференции. Хабаровск, 2003; Малявина Л.С. К.Я. Луке -.организатор научной и музейной деятельности на . Дальнем Востоке России в 20-Є годы XX ьМ Записки Гродековского музея. Вып. 5. Хабаровск. 2003; Ко-екцына ТЛ. Хабаровские художники в 30 - 50-е гт, XX в. (по документам Гогархива Хаїїаровского ' края//Четвертые Гродековскйе чтения. Материалы региональной научно-практической конференции. Ч 2. Хабаровск, 2004; Жук СЮ. Первые краевые художественные выставки Цгльне восточного художественного музея //Записки Гродековского музея. Вып. 13. Хабаровск. 2006 и ар.

** Горкавенко Н.Л. Историческое краеведение в период строительства социализма б СССР. 1917 — 1970.
Автореферата соксааянеученой степени канд. Истор. Наук. Владивосток. 1983;Турчичская Е.Ю. Ху
дожественное объединение «зеленая кошка». Формирование. Тенденции. Мастера
истории Мльнево-
сточного искусства 1910-1920-х годов). Автореферат диссертации на соискание ученой степени канян-
дата искусствоведения. Санкт-Петербург, 20О4,
;

11 Алексеев А-И- Морозов 6.H. Освоение русского Дальнего Востока (конец XIX е.- 1917 г.). М-. 19«9; Дальний Восток России в период революций 1917 года и гражданской войны. Кн. 1. Отв. редактор Б-И. МухачевУ/ История Дальнего Востока России. От эпохи первобытного обшествадо конца XX века. Т. 3. Владивосток,2003; Ципкин ЮН. Белое движение на Дальнем Востоке (1920*1922 гг.). Хабаровск, 1996.

сточного культурного процесса. Необходимо констатировать, что проблема становления Дальневосточного художественного музея в 1901 - 194 J годы» ее особенности и закономерности в полной мере в настоящее время еще не исследованы.

Цель и задачи диссертации. Цель диссертационной работы - выявить в процессе становления первого на Дальнем Востоке России Дальневосточного художественного музея его роль в формировании культурной среды и развитии художественной жизни Дальнего Востока в 1901 - 1941 годах. В соответствии с целью исследования ставятся следующие задачи:

раскрыть процесс формирования дальневосточной художественной культуры в регионе и выявить его влияние на возникновение первого художественного музея на Дальнем Востоке;

показать роль личной инициативы в основании и становлении музея;

выявить особенности формирования художественной коллекции, ее художественную ценность и органичность;

показать особенности становления и реорганизации первого художественного музея на Дальнем Востоке и формирование его коллекции на разных этапах его истории;

показать влияние советской государственной политики на процесс становления художественных музеев страны, в том числе и в Дальневосточном крае;

проанализировать художественно-просветительскую деятельность Дальневосточного художественного музея и выявить ее роль в развитии художественной культуры региона и консолидации художественных сил края.

Объект исследовании: социокультурное пространство Дальнего Востока России 1901-1941 годов.

Предметом исследования является процесс становления первого на Дальнем Востоке России художественного музея: формирование коллекции, просветительская, выставочная и общественная деятельность.

Территориальные рамки исследования включают области Дальнего Востока, входившие в состав различных создававшихся здесь административных образований: Приамурское генерал-губернаторство, Дальневосточная область, Дальневосточный край, Хабаровский и Приморский края.

Хронологические рамки диссертации охватывают 1901 — 1941 годы. Начальная дата исследования - 1901 год - обусловлена первыми мероприятиями генерал-губернатора по созданию Хабаровского художественного музея и началом формирования коллекции. Конечная дата исследования - 1941 год - ограничена началом Великой Отечественной войны, временно прервавшей развитие Дальневосточного художественного музея.

Методологической основой диссертационного исследования стали современные концепции исторической науки и общие методологические принципы научного исследования. ,

Цивилизационный подход к анализу исторических процессов позволил раскрыть особенности российского Дальнего Востока как отдаленной территории, что отразилось на социально-экономическом н культурном развитии региона и определило роль первого художественного музея в культурной и художественной жизни.

Главными принципами исследования стали историзм и научная объективность. Они позволили рассмотреть и проанализировать этапы становления первого художественного музея на Дальнем Востоке России в тесной связи с дальневосточными и общероссийскими историческими и культурными процессами.

Сравнительно-исторический метод позволил изучить эволюцию становления художественной культуры на Дальнем Востоке, обусловленную ходом исторического развития общества. Проблемно-хронологический метод дал возможность проследить основные этапы становления первого дальневосточного художественного музея. Посредством статистического метода была сделана оценка посещаемости художественного музея в Хабаровске и его передвижных выставок по краю, давшая возможность в количественных показателях выявить возросшую потребность населения в художественном музее.

Диссертационное исследование выполнено на основе историко-ситуационного и историко-ретроспективного подходов, способствовавших всестороннему и объективному анализу становления Дальневосточного художественного музея, определению его роли в развитии художественной культуры региона. Процесс становления Дальневосточного художественного музея исследовался как неотъемлемая часть становления общероссийской и советской культуры.

Источниковую базу исследования составил комплекс опубликованных и неопубликованных источников. К группе опубликованных источников относятся нормативно-правовые документы, данные статистики, материалы центральной и дальневосточной печати исследуемого периода, энциклопедическая и справочная литература: постановления и решения съездов и пленумов партии и правительств (декреты советской власти, постановления совета народных комиссаров, Дальневосточного краевого исполнительного комитета) по ключевым проблемам общероссийского и регионального развития художественной культуры. . г

Для нашего исследования значимыми стали Отчеты Императорской Академии художеств о передаваемых в художественные музеи России картинах^ в том числе и в Хабаровск. Важными материалами были протоколы собраний Императорской Академии художеств о выделении работ в Хаба-

роиский художественный музей, извлеченные из научной библиотеки Российской Академии художеств (PAX)32.

Ценная информация об основании Хабаровского художественного музея содержится в книге А.А. Бодиско «Из жизни Хабаровска33 и отчете Приамурского генерал-губернатора Н.И. Гродекова за 1901 - 1902 годы34, в которых содержится хроника событий.

С 1931 года стал выходить орган Наркомпроса - журнал «Советский музей», на страницах которого выступали видные советские музееведы Л.А. Федоров-Давыдов, СВ. Безсонов, К. А. Коновалова, Е.С. Радченко и другие авторы с публикациями о подготовке музейных кадров, о новых типах марксистских экспозиций в художественных музеях, путях методического руководства музейной работой, технике просветительской деятельности музеев. На страницах журнала освещались специальные музееведческие проблемы об организации музейной сети, научно-исследовательской и политико-просветительной работы, подготовки музейных кадров, вопросы теории и практики музейного дела, политика партии и правительства в области музейного дела, направленная на превращение музеев и полишко-просветительные комбинаты. В работе искусствоведа А.А. Федорова-Давыдова «Советский художественный музей» (1933 г.) была подробно объяснена методика реорганизации «новой комплексной марксистской экспозиции» в художественных музеях на примерах Госу-да)эственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Музея нового западного искусства35.

' Большой информативной ценностью для проблемы становления Дальневосточного художественного музея в советский период обладали статьи журналов и газет Дальнего Востока России. Необходимо выделить статьи газеты «Тихоокеанская звезда» о первом объединении хабаровских художнике* в секцию в составе ЛХО при редакции «ТОЗ» 9 февраля 1926 года, об открытии гогюдсхой картинной галереи, художественного отдела на ул, Фрунзе, о создании Ассоциации хабаровских художников в 1927 году, о первой выставка Ассоциации, о Первой краевой передвижной художественной выставке в 1932 году, организованной Дальневосточным художественным музеем, о Второй краевой выставке ДВХМ, о Третьей и вы-

и ЦБ PAX. Журналы собраний н отчеты за 1900 - 1903 гг. Санкт-Петербург: Канцелярия Императорской Академии художеств. 190:1; Отчет о деятельности Императорской Академии художеств в 190) г, Санкт-Пеіербург; Канцелярия Императорской Академии художеств, 1902; Кондаков СИ. Юбилейный справочник Императорской Акэлсннн художеств. 1764-1914 гг. В 2-х т. Т. 2. Санкт-Петербург: Канцелярия Императорской Ака.іемин худоавесга, 1914.

" Бодиско A.M. Из жизни Хабаровска. Хабаровск, 1913; Краткая история Приамурского отдела Императорского Русского географического общества за 20 лет его деятельности < 1893 - 191} гг.); Приамурские телемости, 1902. Л №427,42(,440,459.461; там же. 1909. JfeNj 1402,1423.

м Всеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора, генерала-от-ннфантерии Гродекова. І90Г-1902 гг. ХХлровск. 1902.

15 О Задачах «Советского музе**; Костенко Г. Декабрьский пленум ЦК ВКП (б) и задачи музейной работы; Безсонов С Б Подготовка музейныи кадров; Луопол И.К. Год работу (о перестройке музейной экспозиции); Рыков ПК. К Поволжской музеПноН конференции и др.

ставке биробиджанского художника Б. И. Розенблнта в ДВХМ в 1934 году, о выставке художников-самоучек в 1936 году, о 7-й и 8-й краевых выставках художников в ДВХМ в 1940 - 1941 годах, О краевой выставке художников писал журнал «На рубеже» в 1933 году и 1934 году - об экспедиции по Амуру в поисках комплектования предметами прикладного искусства нанайцев36.

В группу неопубликованных источников вошли важные для исследования документы, извлеченные из фондов разных архивов.

Ценный материал для исследовательской работы имели материалы
Российского государственного архива Дальнего Востока (РГИА ДВ), нахо
дящегося в г. Владивостоке. В фонде 702 «Канцелярия Приамурского ге
нерал-губернатора» имеется дело 248 «Об организации художественного
музея в Хабаровске». В нем хранятся письма, справки, отчеты, коносамен
ты, телеграммы, счета, расписки, сметы, списки произведений, в которых
содержится важная информация об условиях и особенностях комплектова
ния художественной коллекции музея из Императорской Академии худо
жеств, способах транспортирования произведений коллекции из Санкт-
Петербурга в Хабаровск. Все документы впервые вводятся автором в на
учный оборот. .

В государственном архиве Хабаровского края (ГАХК) были извлечены ценные материалы об организации Дальневосточного художественного музея и его деятельности - фонд Р-1629 «Дальневосточный художественный музей», фонд И-2 «Из истории Приамурского отдела Императорского Русского географического общества, Николаевской публичной библиотеки и музея отдела в г. Хабаровске. 1884 — 1920 гг.», фонд Р-741 «Дальневосточный музей краеведения», фонд 1691 «Хабаровский краевой отдел по делам искусств», фонд Р-537 «Редакция Дальневосточной энциклопедии. 1928 — 1931 гг.» и другие: всего 10 фондов.

В Архиве Русского географического общества (АРГО) в г. Санкт-Петербурге в фонде 30 «Письма В. И. Гродекова Н. И. Гродекову» в письмах содержится информация об организации Н. И, Гродековым после 1902 года в Ташкенте художественного отдела музея. В отделе письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМ) в г, Москве были найдены сведения о деятельности Хабаровского краевого музея Приамурского отдела Императорского Русского географического общества (ПОИРГО)в фонде 54 «Музейный отдел Главнауки Наркомпроса».

О научных сотрудниках, деятельности музея и комплектовании коллекции музея содержатся сведения в Архиве Дальневосточного художественного музея (АДВХМ) и в документах Фондов Дальневосточного художественного музея (ФДВХМ), а также Фондах Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н. И. Гродекова (ФХККМ).

* Тихоокеанская звезла. 1926. №209,443; 1927.№595,632,642; 1932. № 15«; 1933.№205,245; 1934./6 74,85,1)6; 1936; 1940; 1941. На рубеже. 1933; 1934.

Ценными сведениями о репрессиях против дальневосточной интеллигенции обладает Архив Управления Федеральной службы безопасности по Хабаровскому краю (АУФСБ), где было извлечено Дело № П080723, том 1, на 92-х листах «По обвинению Покровского Петра Михайловича».

Кроме архивных материалов автором диссертационного исследова
ния были использованы материалы краевой периодической печати - газеты
и журналы о деятельности музея. '

Всего было исследовано, изучено и проанализировано 25 фондов различных государственных и ведомственных учреждений, находящихся в 9 архивах России и составивших основную базу исследования.

Таким образом, многообразные по своему содержанию и характеру нсточниковые материалы позволили разносторонне исследовать'аспекты развития Дальневосточного художественного музея в исследуемых временных рамках. Почти все материалы вводятся автором в научный оборот впервые. '

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации впервые исследована в обозначенных хронологических рамках проблема становления первого художественного музея на Дальнем Востоке России — Дальневосточного художественного музея. Положенные в основу исследования разнооб разные материалы, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, позволили установить дореволюционный период станов-ления музея и особенности его функционирования. Впервые наиболее полно раскрыты пути и способы формирования коллекции, выявлены основные напразэления музейной деятельности на разных этапах его становления в условиях сощіапьно-культурной и художественной жизнн дальневосточного региона. В работе обобщен опыт экспозиционной, художественно-просветительской деятельности музея и выявлена его роль в развитии художественной культуры и консолидации художественных сил дальневосточного общества.

Практическая значимость темы. Проведенное диссертационное исследование дополняег имеющуюся историографию музейного развития в истории Дальнего Востока и соответственно России; позволяет лучше, понять сложные условия, в которых развивался Дальневосточный художественный музей и. российские провинциальные музеи. Основные выводы иселедовашія помогут критически использовать опыт данного музея в разработке новых концепций истории дальневосточных музеев, оказать помощь в реализации принципов руководства и управления деятельностью художественных музеев дальневосточной ЗОНЫ.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были использованы в сообщениях на Арсеньевских чтениях (Владивосток, 2005 г.), в 13-м выпуске «Записок Гродековского музея» (Хабаровск, 2006 г.), Пятых Гродековских чтениях (Хабаровск, 2006

г.), Материалах городской научно-практической конференции (Хабаровск,
2006 г.). " " ]

Материалы диссертации были использованы в радио- и телепередачах, телевизионном выпуске Хабаровского телевидения «Губерния» - «Городские истории» (Хабаровск, 19 апреля 2006 г., многократно повторенные в эфире). По теме диссертации были прочитаны лекции в курсе музейной практики студентам художествен но-графи чес кого факультета (2002 ~ 2006 гг.) и кафедры теории и истории культуры Хабаровского государственного гуманитарного университета (2006 г.), студентам художественно-графического факультета Биробиджанского государственного гедагогиче-ского института (2003 - 2006 гг.).

Структура диссертации определена поставленными целями и задачами. Диссертационная работа состоит из Введения, 3-х глав, Заключения, Списка использованных источников и литературы, сокращение и приложений.