Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теософское движение в общественной жизни России конца XIX - начала XX века Никандрова Елена Владимировна

Теософское движение в общественной жизни России конца XIX - начала XX века
<
Теософское движение в общественной жизни России конца XIX - начала XX века Теософское движение в общественной жизни России конца XIX - начала XX века Теософское движение в общественной жизни России конца XIX - начала XX века Теософское движение в общественной жизни России конца XIX - начала XX века Теософское движение в общественной жизни России конца XIX - начала XX века
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Никандрова Елена Владимировна. Теософское движение в общественной жизни России конца XIX - начала XX века : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Никандрова Елена Владимировна; [Место защиты: Гос. ун-т упр.].- Москва, 2008.- 173 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/47

Введение к работе

І. Актуальность темы исследования

Актуальность представленного к защите диссертационного исследования обуславливается, прежде всего интересом российского общества к духовным исканиям русской интеллигенции и ростом национального самосознания россиян. Эту идеологию и социальную практику на рубеже XIX - начала XX века распространяли различные общественные движения. Русское общество этого времени жило в предчувствии грядущих изменений, связанных с новыми условиями социально-экономического развития в эпоху монополистического капитализма, когда обострились все общественные противоречия, формировалось имперское глобальное мировоззрение, которое столкнулось со старой традиционной системой ценностей капитализма. Все слои населения находились в состоянии брожения: крестьяне бунтовати, рабочие бастовали, интеллигенция организовывалась в политические партии, литературные и философско-религиозные кружки.

Главное направление деятельности теософского общества - поиск путей духовного совершенствования личности и общества. Оно вобрало в себя традиции сакральной и светской как восточной, так и западной общественной мысли. Для России как евразийской цивилизации всегда было важно и актуаіьно наличие ментальной связи Востока и Запада. Общеизвестен вклад России в европейскую и общемировую культуру - наша страна транслировала миру достижения не только своего народа, но и являлась передатчиком религиозно-философских идей стран Востока.

Начиная с 90 - х годов XX века до настоящего времени Россия находится на пути построения гражданского общества и правового государства. Исходя из этого, представляется актуальным обращение к истории общественного движения интеллигенции и как части его - истории теософского движения.

Актуальное звучание в современных условиях приобретают проблемы глобализации, прав и свобод человека, феминизации, роли и места антисистемных институтов и процессов, общей системы гуманизации общественных отношений в нашей стране. В связи с этим богатый исторический опыт существования и деятельности теософского общества имеет непреходящее научное значение.

Степень научной разработанности проблемы

История становления и эволюции теософского движения, его места и роли в общественной жизни и мысли России конца XIX - начала XX века в отечественной и западной литературе изучена недостаточно полно.

Существует ряд работ нсторико-культурологического н философского характера, рассматривающих отдельные аспекты этого движения. Это труды Н.А. Бердяева, Вс. Соловьева, Л.А. Тихомирова и др.1. Эту тему не обошли и современные исследователи: В. Кравченко, В. Пазилова, М Карлсон, Е. Кряжева-Карцева и др". Работы, посвященные комплексному изучению роли теософского движения в общественной жизни России конца XJX - начала XX, в современной историографии практически отсутствуют. Сегодня в распоряжении исследователя данной проблемы имеется ряд работ, посвященных общественному движению России конца XIX - начала XX века. Это, прежде всего, работа Н.М. Пирумовой, посвященная земской интеллигенции, в которой анализируется численность, занятия и роль интеллигенции в общественном движении в целом до начала XX века". Работа О. Б. Леонтьевой, рассматривает интеллектуальную историю России и развитие общественной мысли интеллигенции в данный период4. Особое внимание автор уделяет становлению мистпко-фплософских организаций и движений, оценивая их место в российской культуре и истории. Теософское движение было также связано с феминизмом. Проблемы феминизма конца XIX - начала XX веков исследовались в диссертации II. В. Куприной, а также в работе западного исследователя Р. Стайтса5.

В философских трудах Н.А. Бердяева, В. В. Розанова, С. Л. Франка, Вс. С. Соловьева, В.П. Быкова6 исследовались истоки эзотерических учений, весьма распространенных в то время.

В книге «Философия свободного духа» Н.А. Бердяев так объясняет причины увлечения интеллигенции теософским учением: «Популярность теософии вполне понятна в нашу синкретическую эпоху. Теософия находит самый легкий путь эволюционного перехода от современного атеизма, материализма, натурализма к признанию и познанию духовных миров. Теософия перебрасывает человека через бездну, отделяющую два мира. Она проповедует совершенствование, развитие новых органов восприимчивости, но это совсем не то, что в пути религиозном или мистическом. Теософия не требует отречения от разума века сего. Она потакает инстинктам современного не высококультурного, а

' Бердяев Н.А. Типы религиозной мыслив России. Теософия и антропософия в России: статьи 1916 года.'/hlp://\v»w.vusnet.ru/.;

Соловьев Вс. С. Современная жрица Пзнды. Мое знакомство с Е.П. БдаватскоП и теософическим обществом.- СПб., 1893.; Тихомиров

Л А Религиозно-философские основы истории.- M., 2004.

: Кравченко В.В. Истоки и традиции восточного мистицизма в духовной культуре России XIX - начала XX века. - Л., 1990.; Пазилова

В П. Современна ли ..Жрица Пзнды"? - M., 1991,- Выл. 10.; Carlson М. No religion higher than truth: a history of the Theosophica!

nio\ement in Russia. 1875 - 1922. - Princeton, 1993.: Кряжева - Карцева СВ. Эзотерическая традиция в России: русский" мистицизм на

р}бсже XIX - XX веков. Днсе. канд. ист. п.- М, 200].

' Пиру мова ИМ Земская интеллш еншія и ее роль в общественной оорьбе до начала XX века. - М., 1986.

J Леонтьева ОБ. Властители д\ м: интеллектуальная история России от Великих реформ до революции 1917 года. - М.. 2000,

5 Куприна П.В. Феминистское движение в России во второй половине XIX -начале XX века. Дисс. канд. ист. н. - М.,2000.; Стайте Р.
Женское освободительное движение в России: феминизм, нигилизм и большевизм, 1860 - 1930/ Пер. с англ. - М., 2004.

6 Бердяев Н.А. Философия свободного духа.- М.,2006.; Розанов В.В. Природа и история. - СПб.,1990.; Розанов B.B. Религия и
культура/ Розанов В.В. Собрание сочинений. Мимолетное. - 1994.; Соловьев Вс. С. О действительности внешнего мира и основании
метафизического познания.7 Соловьев Вс. С. Избранные произведения. - Ростов-на-Дону, 1998.; Франк С.Л. Непостижимое.
Онтологическое введение в философию религии.'/ Франк С.Л. Сочинения. - М., 1990.; Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.,
1992.; Быков В.П. Спиритизм передсудом науки, общества и религии. - М., 1914.

5 среднекультурного человека, который хотел бы расширить свои владения и умножить свои богатства, слегка прикоснувшись к духовному миру»1. По мнению Бердяева, на теософии конца XIX - начала XX века лежит неизгладимая печать той умственной эпохи. в которую она возникла: это время рационализма и материализма. Теософское течение того времени, которое началось с Блаватскои, сразу же захотело утвердить особого рода духовный натурализм и духовный эволюционизм, отчасти материализм, синтезировав их основные постулаты. Оно не восстало против навыков мысли человека XIX века, не потребовало от него никаких жертв, никакого подвига веры, никакого духовного переворота.

Среди российских историков начала XX века можно выделить сочинение Л. А. Тихомирова «Религиозно-философские основы истории», в котором автор стремился познать внутренний смысл процессов и явлений с точки зрения философии истории II религии, внеся существенный вклад в изучение исторических корней возникновения теософского общества в России'.

Историко-философским изучением мистицизма занимались и западные ученые: К. Ясперс, М. Хайдеггер, Э. Гуссерль, К.Г. Юнг, К. Хюбнер, О. Шпенглер и дрл. Они давали оценку мистицизму в целом, особо не выделяя теософское направление общественной мысли, оставив это сделать современным исследователям.

В США и Западной Европе также было достаточно много написано о теософии и теософских обществах, но практически ничего не было сказано об истории теософического общества и его деятельности в России. Между тем, теософия была здесь много большим, нежели поддержкой и утешением в жизни для интеллектуалов -чиновников, докторов, юристов, учителей и общественных деятелей, представительниц женского движения в их личном кризисе веры. Она также преобразила мысль, искусство и судьбы многих представителей «творческой интеллигенции», ведущих писателен, музыкантов, философов и художников российского серебряного века. Некоторые аспекты изучения истории этого периода даже не могут быть поняты вне измерении теософии и родственных ей теорий, сколь бы тайными они ни казались нам сегодня.

В конце XIX - начале XX века, по-мнению американского исследователя М. Карлсон, «все интеллектуальные стремления взаимодействовали друг с другом и расцвели в великолепии целостного произведения искусств, каким был русский серебряный век. Перед ликом расколовшегося мира, неуклонно маршировавшего к

1 Бердяев Н.А. Философия свободного духа.- М.,2006.-С. 316-319

: Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории.- M.. 2004. - С. 566.

1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.; Хайдеггер М. Основные понятия метафизики .'і Вопросы философии. - 1989.. ^

9.; Гуссерль Э. Кризис европейского человечества к философия // Вопросы философии. - 1986. - №3.; Юнг К.Г. Различие восточного и

западного мышления//Философские науки.- 1988. - №10.; Хюбнер К. Критика чистого разума.- М„ 1994 : Шпенглер О Заказ Еяропы.

-Новосибирск.1993.

мировой войне и революции, российская творческая интеллигенция стремилась к предельному синтезу культуры, в котором искусство отождествлялось с религией, а эстетическая теория преобразовывалась в метафизическое мировоззрение» . Поиск основательного онтологического фундамента вёл её мимо ослабленной церкви к метафизическому идеализму и теософской мысли. Результатом был не только подлинный расцвет искусств, но также и ренессанс религиозной и идеалистической философии2. Заслуга М. Карлсон состоит в том, что она первая из зарубежных ученых начала изучать Российское теософическое общество.

В советской науке история теософии и других эзотерических знаний рассматривалась с критических позиций. Сущность мистических аспектов теософского движения рассматривалась в работах Ф.И. Щербатского, В.П. Пазнловой, И.Н. Неманова п других3. В работе Ф.И. Щербатского делается вывод о том, что мистические идеи, при включении их в сферу культуры, могут способствовать взаимодействию различных культур, их диалогу (об этом же говорит и историк Е.В. Кряжева-Карцева)4. И.Н. Неманов, исследуя истоки возникновения теософского общества, достаточно критически подошел к оценке деятельности, как общества в целом, так и отдельных его представителен. С таких позиций отражен жизненный путь Е.П. Блаватской в книге И.Н. Неманова, М.А. Рожновой, В.Е. Рожнова «Когда духи показывают когти»5.

До 90-х годов XX века в российской историографии изучение теософии и истории теософского общества не проводилось. С начала 90-х годов начинается публикация исследований (Ж. Бержье, Ч. Гекертона и др.6), посвященных изучению различных мистико-оккультньіх организаций. В обширной литературе, исследующей критику, историю и сущность нетрадиционных религий, религиозно-мистических кружков и обществ первой половины XX века многие авторы (B.C. Брачев, П.С. Гуревич, Е.Г. Балагушкин, А.Л. Никитин, диакон А. Кураев, архимандрит Рафаил и другие) рассматривают целый ряд учений, в том числе и теософию7.

В диссертации Е.В. Кряжевой-Карцевой третья глава посвящается Российскому теософическому обществу, его деятельности и представителям, однако вопрос о месте и

См.: Carlson М. No religion higher lhan trulh: a history of the Theosopliical movement in Russia, 1875 - 1922. - Princeton, 1993.-pg.7-8. : Carlson M. No religion higher than truth: a history of the Theosophical movement in Russia, 1875- 1922.-Princeton, 1993.- P.7-8. J ЩерОатскоп Ф.И. 1 Індоевропейскнй симпозиум по проблеме реальности внешнего мира'/ Восток - Запад. Исследования. - М., 1989.; ПазнловаВ.П. Современна ли «жрица Иэнды»?- М.,1991.; Неманов И.Н., М.А. Рожнов М.А., Рожнова В.Е. Когда духи показывают копи.-М., 1969.

'Кряжева- Карцева Е.В. Эзотерическая традиция в России: русский мистицизм на рубеже XIX - XX веков.-М., 2001.-С. 10.; Щербатскоп Ф.И. Индоевропейский симпозиум по проблеме реальности внешнего мира,'/ Восток -Запад. Исследования. - М., 1989. ' Неманов НИ и лр. Когда духи показывают когти. - М., 1969.-С. 152 - 153.

" Кряжева - Карцева ЕВ. Эзотерическая традиция в России: русский мистицизм на рубеже XIX- XX веков.- M., 2001.-С. 10.; Бержье Ж. Тайная война оккультных сил- М.,1998. Гекертон Ч.У. Тайные общества всех веков и всех стран: в 2 ч.-М., 1993. 7 Брачев B.C. Религиозно-мистические кружки и ордена в России. Первая треть XX века. - СПб., 1997.; Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм. - М-. 1984.; Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. - М., 1999.; Никитин А.Л. Мистики, розенкрейцеры и тамплиеры в советской России. - М., 2000.; Диакон Кураев А. Кто послал Блаватскую? - М, 2000.; Архимандрит Рафаил. Церковь и мир на пороге Апокалипсиса'/ hnp://www. vernost. ru/rafail28.h[m.

7 роли организации в общественном движении России не находит должного отражения. Истории теософского движения посвящен доклад секретаря Московского теософского общества Лебедевой Е.С. на конференции, проводимой в связи с 90-летнем РТО, размещенного в интернете. Там же опубликована работа В. Тнмннского, посвященная истории К&тужского теософского общества, приводятся данные о репрессиях в отношении теософов, последовавших в конце 20-х - 30-е годы XX века'. В 1990-е годы стали появляться публикации, посвященные Е.П. Блаватской, ее последователям и созданной ею религиозно-философской системе, не всегда содержащие объективные и точные сведения. Период замалчивания удалось преодолеть, и в течение последующих лет стало выходить большое количество теософской литературы.

В периодических изданиях: «Ребус», «Дельфис», «Утренняя звезда». «Вопросы Теософии», «Наука и религия», «Мир огненный», «Оккультизм и flora», историческом альманахе «Минувшее», сборнике «АУМ» и других стали публиковаться работы по истории теософического общества, биографические очерки российских теософов. Этой проблеме посвящаются, как отдельные энциклопедии, так и словари-справочники2.

Достаточно много интересной информации, касающейся деятелей теософского общества Е.П. Блаватской и А. Безант, можно найти в биографической и научной литературе как англоязычной, так и изданнои на русском языке".

В то же время комплексное объективное исследование рассматриваемой проблемы пока что остается задачей отечественной историографии.

Объектом исследования является процесс становления и развития теософского движения в России конца XIX - начала XX века.

Предметом исследования являются концептуальные основы, социальная идеология и основные направления деятельности теософского общества в России.

Цель диссертационного исследования - на основании комплексного изучения существующих источников и историографии исследовать исторические условия возникновения теософского движения, его организационные и социально-политические

1 Лебедева Е.С. История Российского Теософского Общества: доклад Ответственного секретаря РТО нз конференции. п.ч.-ьяшенной 90-летню РТО //http: II www. theosophy. пі.; ТнмннскнП В. К истории катужского теософского общества I 19(19-19291. hup: ' . theosophy. ru_; и др.

1 Мудрость древних и тайные общества. - Смоленск, 1995.; Новые религиозные культы, движения и организации в России: словарь-справочник.- M., 1998; Энциклопедия оккультизма: в 2-х т. - М.,1992.; Эзотерический словарь. - М., Рига, 1993.; Encyclopaedia Britannica. - London, 1926.; Энциклопедия мистических терминов. - М.. 1998.

'Сидоров B.M. Охота на льва. - М.,1991.; Паэилова В.П. Современна ли «жрица Изнлы»? - М., 1991,; Кранстон С. СП. Бллвагская. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. - Рига, М.. 1999.: Мпнутко И.А. Елена Б.тавагская: Великая провидица. - М.,2005.; Мэрфи Г. Когда приходит рассвет: жизнь и труды Е.П. Блаватской. - Челябннск,1999.: Кайлаш С. Елена Блаватская в России// Утренняя звезда. - №2 - 3.; Вашингтон П. Бабуин мадам Блаватской. - М„ 1998.: Neihercot АН. The First Гі\ с-Lives of Annie Besant — Chicago, 1959.; Туманова O.C. Анни Безант. - M„ Ростов - на - Дону. 20TI5.; Ванч\гов ВВ. Ж'снцшчы в философии (Из истории философии в России конца XIX - начала XX веков).- М., 1996.; Туполева Л.Ф. Социалистическое движение в Англии в 80-е годы XIX века. - М.,1973.; Галкина Л.А. К критике идеологии фабианства. - М.,1984.; Кертман Л.Е. Борьба течений в английском рабочем и социалистическом движении в конце XIX - начале XX века. - М, 1962.; Хашнмов И.М. Борьба Национального Конгресса за самоуправление Индии. - Ташкент, 1957.

8 формы, место и роль в российском общественном движении конца XIX - начала XX веков.

Для достижения цели потребовалось решить ряд исследовательских задач:

Провести анализ понятийного аппарата, используемого при исследовании теософского общественного движения;

Изучить и систематизировать существующие концептуальные и историографические подходы к определению формы, содержания и сущности антисистемного движения, связанного с теософией;

Раскрыть специфику и выяснить исторические истоки теософского движения в России конца XIX - начала XX века в России;

Провести системный анализ и рассмотреть основные исторические этапы развития Российского теософического общества (РТО);

Изучить организационную структуру и основные социальные направления деятельности Российского теософического общества;

Исследовать деятельность виднейших представителей теософического общества -Е. П. Блаватской, А. А. Каменской, А. Безант и многих других, сыгравших большую роль в становлении и развитии этого направления общественной мысли России;

Исследовать вклад теософского общественного движения, как в развитие общественной мысли России, так и других государств в конце XIX - начале XX века.

Территориальные рамки исследования.

В работе рассматривается деятельность Российского теософического общества на всей территории Российской империи.

Хронологические рамки исследования.

Исследование охватывает становление теософского движения в России с середины XIX - до 30-х годов XX века.

Научная гипотеза исследования.

Заключается в том, что теософское движение сыграло весьма существенную роль в общественном движении России, повлияло на умонастроения столичной и провинциальной интеллигенции и студенчества, явившись очевидной предтечей как политического глобализма, так и современных антиглобалистких тенденций.

Источннковую базу исследования можно разделить на несколько групп. Первая группа источников - это разрозненные неопубликованные архивные материалы: письма деятелей Российского теософического общества А.А. Каменской, Е.Ф. Писаревой в адрес

Е.Н. Рерих и Н.К. Рериха, ответные письма Николая Константиновича и Елены Ивановны этим деятелям, Циркову Борису - члену американского отделения теософического общества, внуку Е.П. Блаватскои. A.M. Асееву - редактору журнала «Оккультизм и Йога», посвященные деятельности Е.П. Блаватскои и А. Безапт, находящиеся в отделе рукописей Международного Центра Рерихов (МЦР) в Москве1. Интерес представляет архив Московского теософского общества, в котором сохранилось множество фотографического материала, отдельные страницы рукописи Блаватскои «Теософическое общество - сказка-быль XIX века». Определенный интерес представляют: неопубликованная рукопись Е.Ф. Писаревой - «История Русского Теософического движения» из архива Американской секции теософического общества г. Витона. штата Иллинойс; автобиография Л.Н. Писарева - сына Е.Ф. Писаревой, состоявшего в теософическом обществе и арестованного в 1929 году". Сложность для исследователя составляет то, что судьба многих архивных материалов до сих пор неизвестна. В фондах Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге находятся годовые отчеты РТО, в которых содержатся сведения о количественном составе организации, структуре и основных направлениях деятельности, а также Устав общества, содержащий цели, задачи и организационные моменты РТО3.

Вторая группа источников - мемуары основателей, членов теософического общества и современников. Эти источники раскрывают основные вехи становления теософского учения в России и других странах, цели, идеологию и деятельность теософского движения, личностные особенности руководителей и выдающихся представителей движения. Из наиболее значимых источников следует назвать публикации писем Е.П. Блаватскои и А.А. Каменской, Е.Ф. Писаревой. Одно из писем Махатмы Кут Хуми (учителя) к А. Безант от 1900 года, опубликовано на сайте организации, все остальные переизданы в Самаре в 1993 году4.

Важные сведения об Обществе и оценки его деятельности мы находим в работах Е.П. Блаватскои, А. Безант, Г.И. Гурджиева, П.Д. Успенского и др., которые изучали

1 Рерих Н.К. Письмо Е.Ф. Писаревой 15 июля 1936 года//Отдел рукописей МЦР. ф. Коп. ]. дело № ІП8У.; Рернч II.К Письмо Е ф Писаревой 16 декабря 1936 года/Отдел рукописей МЦР, ф. |.оп. I, дело№ 1089.; Рерп\ Н.К. Письмо Е.Ф. Писаревой 17 аргуси 1937 года'/Отдел рукописей МЦР. ф. I.on. 1, дело№ 1089.; Рерих Н.К. Письмо Л.Л. Каменской 22 марта 1939 і ода- Отлет рукописен МИР. ф. 1. оп. 1,дело№ 1561.; Писарева Е.Ф. Письмо A.M. Асееву 20 сентября 1936 года/Отдел рукописей МЦР. ф. I. он. I. приложение к делу №1073.; Писарева Е.Ф. Письмо Е.И. Рерих 18 января 1939 года// Отдел рукописен МЦР. ф. I.on. I. ле.тоЛе 1499.. Каменская А Д. Письмо Е.И. Рерих 11 марта 1939 года//Отдел рукописен МЦР, ф. 1. оп. 1. дело №2572.; Каменская Л.А. Письмо Е.И. Рернч 23 июля 1939 года'/Отдел рукописей МЦР. ф. 1,оп. 1. дело №2572.; Рерих Н.К. Письмо Б. Циркову-/Отдел рукописей МЦР. ф I. оп I. дело №7442 и др. 'Архивно-уголовное дело № П 13158 за 1929-1930 годы архива ФСБ по Калужской области.

3 Устав Российского Теософического Общества. - СПб.. 1908.

4 Блаватская Е.П. Письма.- М., |995.;Блаватская Е.П. Письмо А.П. Ганнепфельд. 24 марта 1888 г..'.' Кудрявцев К. Д. Что такое
Теософия и Теософическое Общество. - СПб, 1914.-е. 88-94.; Блаватская Е.П. Письмо А.Е. Тнмашев) (начальнику жандармского
управления Одессы). 26 декабря 1872 г.//Мннутко И.А. Елена Блаватская: Великая провпднна. - М..2005 -с. 161-12 I.; Ьлапагскля Г 11
Письмо И.Н. Дурново. 26 февраля 1891, Лондон//Мннутко И.А. Елена Блаватская: Великая нровнлнна. - М.,2005. - с.59-62 :
Каменская А.А. Письма из Индии//Вестник теософии.-СПб.- 1912.-№9, 10.; Каменская А.А. Письма из Алпарл ' Вестник іеософпн
-СПб.- 1912.- №1-9, 12.; Писарева Е.Ф. Письмо из Калуги// Вестник теософии.-СПб. - 1912. - №2.; http: /uuw. theosophy.re;
Письма Махатм. - Самара, 1993.

10 истоки становления теософии, обращаясь к восточным традициям, оккультизму. Среди воспоминаний, мемуаров и дневников значительный интерес представляют следующие сочинения: Вс. Соловьева «Современная жрица Изиды. Мое знакомство с Е.П. Блаватской и теософическим обществом», в котором автор критически оценивает деятельность теософского общества; воспоминания Б. Шоу о А. Безант; «Автобиография» Безант; дневник А.А. Каменской, в хвалебных тонах описывающий деятельность РТО в период с 1909 по 1919 год; воспоминания Е.Ф. Писаревой и А. Гнездилова и другие воспоминания современников, содержащие ценную информацию о деятельности общества и его представителей. Однако, к этим источникам необходимо подходить избирательно и критически, учитывая субъективный характер приводимых суждений и оценок.

Третья группа источников - философские труды деятелей теософского движения конца XIX - XX веков: сочинения основателя теософского общества Е.П. Блаватской, ее ученицы А. Безант, стремившейся адаптировать теософию к современным условиям с целью создания широкого круга последователей этого учения. Центральное место здесь занимает «Тайная доктрина» Е.П. Блаватской, которую автор посвящает «истинным теософам» различных народов2. В своих сочинениях лидеры теософского движения А. Безант, А.А. Каменской, Е.Ф. Писаревой, П.Н. Батюшкова, СВ. Герье3 трактуют свое учение как синтез науки, религии и философии, как доктрину, обладающую истинным знанием и способствующим совершенствованию человека и модернизации общества во всех сферах жизни4.

'Блаватская Е.П. Новый Панарнон. - М.,1994.; Блаватская Е.П. Разоблаченная Шила. В 2 кн. - М.,2002.; Безант А. Братство религий. -Рига., 1992.:Безант А. Древняя мудрость. - М.,1992.; Безант А. Эзотерическое христианство. - М., 1991.; Гурджнев Г.И. Вестник гряд>ші:го добра. - СПб.. 1993.; Успенский П.Д. В поисках чудесного. - СПб., 1993; Соловьев Вс. С. Современная жрнца Изиды. Мое знакома во с Е..П Блаватской и теософическим обществом. - СПб., 1893; Соловьев Вс. С. Современная жрица Изиды. Мое знакомство с F П. Ь.іанаїскоіі и теософическим обществом. -СПб., 1893; Шоу Б. Воспоминания.- М., 1989; Каменская А.А. Из дневника теософа// Весіннкіеисофнн.-СИб.- 1У0У.-Хм Ю;Там же. - 1910.-№ К; Там же. - 19! 1. - № 7-8, ЛЪ 10.; Там же. - 1912. -№ 9 -11.; Там же. -1413.- 7-12.; Там же.- 19] 4. - № 1-Ю. 12.; Каменская А.А. Из дневника теософа. 1918-1919//Путь Теософии: Сборник. -Петрозаводск, 1992.; Писаревой Е.Ф. Памяти Анны Павловны Фнлософовой. -СПб.,1912; Гнездилов А. Судьбы русских теософов начала XX века'/ Путь Теософии: Сборник.- Петрозаводск.1992; Тайна Сфинкса. Правда о Блаватской/ Сост. Н. Ковалева. - М.,2006.; Оепняк-Кравчннскнй СМ. В лондонской эмиграции. - М., 1968.

: Блаватская Е.П. Из пещер к дебрей Индостана.-СПб.,1912.; Блаватская Е.П. Теософия и практический оккультизм. - М., 1993.; Блаватская Е.П. О космических циклах, мантаварах к кругах// Карма Судьбы. - М.,1996.; Блаватская Е.П. Скрижали кармы.- М., 1995.; Блаватская Е.П. Голос безмолвия./,1 Вопросы теософии -СПб.. 1907.- Выи. I.; Безант А. Братство релитпіі. —Рига, 1992.; Безант А. Загадки жизни и как теософия отвечает на них. - М., 1994.; Безант А. Законы высшей жизни,- Пг., 1918.; Безант А. Эволюция жизни: сб. статей. - Самара. 1993.; Беззнг А. Путь ученичества. -СПб.. 1911.; Alba. Теософия и основные ее положения//Вестник теософия. -СПб.- 1908. -Лї 10. -с. 1-11.; АЇЬа. Теософия н богостроительство.'/Вестник теософии.-СПб. - 1910. - .№2.; Батюшков П.Н. Карма-Иога.'! Вестник теософия. -СПб.- 1909. -Ла9.-с.21-22.; Батюшков П.Н. Теософское миропонимание// Вестник теософии.- 1908.-Х'12.; Писарева Е.Ф. Перевоплощение. - Калуга, 1913.; Писарева Е.Ф. Теософическая библиотека для народа №1. Человек.-Пг., 1918.; Сгранден Д.В. Теософия и ее критики. - СПб.. 1913.

3 Безант А. Чго такое теософия?,'/ Аум. - М., 1990. - №1.; Безант А. Что такое теософия?// Аум. - Нью-Йорк, 1987. - №2.; Безант А. Краткий очерк теософского движения,'/ Вестник теософия. -СПб.- 1908. - №1. — с. I.; Безант А. Тупики цивилизации и ключи к ним. — Берлин, 1925.; Alba. Теософическое движение// Вестник теософия. - СПб.- 1908. - №1. - с. 59-65.; Alba. Теософия в Индии// Вестник теософия. - СПб.- 1908. - №2. - с. 69-74.; Alba. Теософия в Индии// Вестник теософии. - СПб.- 1908. - №3. - с. 75-80.; Писарева Е.Ф., Каменская А.А. Задачи Союза воспитания свободного человека. - Пг., 1918.; Писарева Е.Ф. Вехи: первое н второе семилетне ребенка. Резюме работы педагогического кружка Российского Теософического Общества 1910 -1915гг. - Пг., 1918.; Батюшков П.Н- Что дает нам теософия?/,' Вестник теософия. - СПб.- 1911. - №5-6. - с. 57.; Герье СВ. Хроника теософского движения// Вестник теософия. -СПб.- 1917.-№3-5.-с. 125-127. 1 Besant A. Undusir) under Socialism// In: Fabian Essays in Socializm. - London, 1889.

К четвертой группе источников относятся периодические издания РТО, выходившие в изучаемый период. Главным печатным органом РТО являлся журнал «Вестник теософии», издававшийся в С-Петербурге десять лет (1908-1918гг.). В нем исследователи могут найти статьи о теософии, ее популяризации в России, организации Общества, направлениях деятельности, истории теософского движения и международных связях российских теософов. Кроме «Вестника» в столице также издавался журнал «Теософическое обозрение». В 1907 и 1910 гг. выходил сборник «Вопросы теософии», одной из задач которого являлось обобщение деятельности теософского общества в России. С 1914 по 1917 год издавалась газета «Известия Российского Теософического Общества», дающая представление о благотворительной деятельности РТО в годы Первой мировой войны. В провинции также выходила теософская периодика1. Большую ценность представляют помещенные в этих изданиях работы публицистического характера2.

Методологической основой исследования являются современные методы научного познания, составляйте систему определенных подходов и инструментов изучения поставленной научной проблемы. В основу исследования положено два методологических подхода: формацнонный и цивилнзационный. Формационный подход предполагает поиск предпосылок и закономерностей исторического развития. Цивилнзационный подход ориентирует исследователя на поиск особенностей развития теософского движения с учетом субъективных черт и факторов этого направления общественной жизни страны. В работе были использованы принципы научной объективности и историзма, а также сравнительно-исторический метод, особенно ценный в изучении предпосылок возникновения теософского общества в России конца XIX - XX веков на фоне исторического развития страны. В написании диссертации использован проблемно-хронологический метод изложения материала.

Основные результаты исследования, полученные лично автором и их научная новизна заключается в том, что:

В научный оборот введены редкие архивные документы и материалы:

Проведен комплексный анализ исторической, философской и религиозной литературы и источников, посвященных теософии и Российскому теософическому обществу, его представителям в России конца XIX - начала XX века:

1 «Теософская жизнь» (1907-1911гг.); ТО Владивостока- сборники "Новые мысли - новые пути" (1920- 1923): "Кал\жский к\рьер->; «Теософское жизнь» Смоленск.

! К ним относятся труды и теософов, и критиков учения; дискуссии архимандрита Варлаача и священника И Дмитриевского, которые обвиняли теософию во враждебности христианству; Р. Шгайнера. К.Д. Кудрявцева, М.В. Лолыжепского вышли из общества из-за стремления А. Безант создать новую церковь.

Определены основные этапы становления, развития, существования и деятельности теософского движения в России. Автором предложена и обоснована периодизация теософского движения в России;

Всесторонне обобщен исторический и социальный опыт деятельности РТО;

Дана оценка деятельности таких представителей теософского движения как, Е. П. Блаватская, А. Безант, А. А. Каменская, А. П. Фнлософова;

Показано влияние теософской идеологии и практики на общественную мысль и социальную жизнь России, мировоззрение и творчество ряда русских мыслителей начала XX века (братьев Соловьевых, К. Бальмонта, Д. Мережковского, 3. Гиппиус, А. Белого, М. Волошина и А. Скрябина);

Выявлены и прослежены многообразные международные связи российских теософов с аналогичными обществами в Англии, Индии и США, показано глубокое внутреннее взаимодействие этого движения с общественной мыслью данных стран.

Основные положения, выносимые на зашиту:

1. Теософское движение в России - это один из вариантов социально-политической
глобалистики в контексте истории конца XIX - начала XX века, которая воплотилась в
определенной социальной идеологии и политике, концепции социального благоденствия,
основанной на синтезе социалистического реформизма и теософской духовности.

2. Это движение представляло собой попытку сочетания глобализма и
антиимпериализма. Его представители выступили с серьезной и эффективной критикой
этатизма, милитаризма, колониализма и мирового имперского порядка (Pax Britanica) и
создали сооственную модель гармонического мира. Идеологи движения предчувствовали
крушение мировых империй и вели определенную работу в этом направлении.

  1. Теософское движение внесло свой весомый вклад в теорию глобализации. Понимая, какая бездна развернулась перед человечеством в эпоху перехода капитализма в империалистическую стадию развития, теософы предвидели, что наступающий XX век будет веком невиданных катастроф - политических, экологических, моральных. Основные работы теософов полны осмыслением глобального кризиса цивилизации и поиском путей выхода из него.

  2. Теософское движение предложило своеобразную духовную реформацию для России и всего человечества, основанную на реформе человеческой природы и эволюции общества. Теософы призывали воспитать нового человека XX века, с присущей ему новой идентичностью. Каждому человеку необходимо начать совершенствование и

13 реформирование самого себя, а затем уже изменять общество и его политическую систем}' - такова идея теософов.

5. Теософы сформировали новую гуманитарную парадигму социального развития,
которая должна была воплотиться в реальность, в единую мировую цивилизацию на
основе всемирного братства и солидарности народов. Деятели теософского общества
пытались обосновать гуманную общечеловеческую перспективу в диалоге культур,
религий и цивилизаций (западной, российской к индийской).

6. Теософское движение практически преступило к решению проблемы
социокультурного синтеза в становлении гуманитарной и общечеловеческой перспективы.
В центре внимания этих мыслителей оказались острые проблемы: осознания места России
в ряду мировых цивилизаций, ее роли во всемирно-историческом процессе,
компаративные характеристики российского исторического опыта и опыта других сграи;
сущности прогресса и регресса, поиски смысла жизни и наиболее эффективной модели
преобразования общества и государства.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования:

В настоящей работе синтезированы концептуальные аспекты узловых проблем истории теософии конца XIX - начала XX века. Ее теоретическая значимость определяется возможностью применения основных выводов при изучении историками этой переходной эпохи, а также особенностей, характерных для современного исторического этапа истории России.

Положения и выводы данного исследования могут оказать серьезную помощь институтам гражданского общества, занимающимся вопросами политического диалога между народами, странами и цивилизациями, так как именно в диалоге цивилизации каждая культура вновь обретает свою идентичность и возвращается к своим традициям и истокам.

Материалы работы также могут быть использованы при подготовке научных публикаций и учебной литературы по истории России и по всеобщей истории, при подготовке лекций и спецкурсов по Отечественной истории.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры истории и политологии ГУУ. По теме диссертационного исследования опубликовано шесть работ. Основные положения работы были изложены в докладах на студенческой научно-практической конференции в Смоленском педагогическом институте (1996 г.), на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления -2006», на 21-й Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов

14 «Реформы в России и проблемы управления - 2006», на 22-й Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления -2007», на 23-й Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления - 2008», проводимых в Государственном университете управления.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав - в каждой по три параграфа, библиографического списка и приложений.

Похожие диссертации на Теософское движение в общественной жизни России конца XIX - начала XX века