Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Участие женщин Казахстана в построении социализма (1926-1937 гг.) Кирбекова, К.

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кирбекова, К.. Участие женщин Казахстана в построении социализма (1926-1937 гг.) : Автореферат дис. ... доктора ист. наук : 07.00.02 / М-во высщ. и среднего спец. образования Каз. ССР, Каз. ГУ им. М. М. Кирова.- Алма-Ата, 1977.- 29 с.: ил.

Введение к работе

v-> і ^~ ^Актуальность теаы. В нашей стране создано развитое социалистическое общество. Как показала история, только в условиях .социализма возможно подлинное равенство людей. На торжественном заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, посвященном 60-летию Октябрьской революции, Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л.И.Бреянев сказал: "Величайшим завоеванием Октября стало утверждение принципов социального равенства и справедливости. Мы с полным правом говорим: ни одно общество, когда-либо существовавшее на зелие, не сделало и не могло сделать для народных масс, для трудящихся столько, сколько сделал социализм, каждый советский человек обладает всей полнотой прав и свобод, позво-<. ляющих ему принимать активное участие в политической жизни. Каждый советский человек имеет возможность выбрать жизненный путь соответственно своему призванию и способностям, быть полезным Отчизне, своему народу"1. На основе национального и социального равенства, братства и нерушимого единства всех народов СССР сложилась новая историческая общность людей - советский народ. Достойное место в этом многонациональном и едином советском народе занимает женщина.

В Отчетном докладе ЦК КПСС ИУ съезду партии тов.Брежнев подчеркивал: "Говоря о больших делах нашего народа, нельзя не сказать о том, какую роль в них играет женщина. Ее самоотверженности я таланту во многом обязана наша родина своими достижениями и победами. И в решение тех важных задач, которые наметит нал сьезд на будущее во всех сферах общественной жизни, большой вклад, безусловно, внесут наши славные женщины. Партия считает своим долгом проявлять настоящую заботу о женщине, об улучшении ее положения как участницы трудового процесса, матери и воспитательницы детей и хозяйки дома"2.

По мере дальнейшего движения вперед в условиях стремительной научно-технической революции, ускоренной преимуществами системы социализма, роль женщин будет все белее возрастать, ибо сейчас они составляют почти половину всех тружеников народного

  1. "Правда", 1977, 3 ноября.

  2. "Материалы ХХУ съезда КПСС", MV, 1976, о.85.

2.

хозяйства и культуры^причем женщин специалистов с высшим и средним образованием больше, чем мужчин. С каждым годом становится больше женщин инженеров, агрономов, а такие профессии, как учитель, медицинский работник, работники связи, большинство предприятий пищевой и легкой промышленности и многие другие давно ж прочно монополизировали женщины. Совершенно справедливо утверждал Л.й.Брежнев в приветствии участникам Всемирного конгресса, посвященного Международному году женщин: "Женщины все шире включаются в производственную деятельность, вносят свой творческий вклад в материальный, социальный и духовный прогресс человечества"1»

Это положение целиком и полностью применимо к женщине и ее роли в Советском Союзе и других социалистических странах. Совершенно иное положение женщины в мире капитала, как это было и у нас до великого Октября.

На протяжении тысячелетий после распада первобытно-общинного строя женщина пребывала на положении самого бесправного и униженного члена общества. Господствующие классы и их идеологи (прежде всего религиозные - жрецы, шаманы, попы, равияы, муллы я пр.) вдалбливали в сознание масс представления о неполноценности, женщины, о ее неспособности к полезной общественной деятельности, что ее удел - кухня и дети, ублажать мужчину. До сих пор во многих капиталистических странах женщина не имеет права голоса, не может быть избрана на государственные посты, получает заработную плату ниже мужчины и т.д. Все это имеет четкую классовую сущность: бесправие женщины, ее рабское положение должно было утверждать в сознании трудящихся убеждение, что неравенство полов, подчинение жены я господство мужа в семье, как и власть ж богатство одних и бесправие, беспросветная нужда и работа на хозяев других - все это явления одного порядка, закономерно и незыблемое, "от бога", и бороться против этого невозможно и нельзя.

На протяжении всей истории человечества передовая демократическая мысль от геморовской Пенелопы, Василисы Прекрасной русского фольклора и казахской легендарной Кыз-Жибек до творения Петрарки-, Зїекспира, Некрасова воспевали женщину, выступали за

Т. "Правда", 1975, 14 октября-.

3.

улучшение ее положения» Но пока существовало классовое общество, эксплуатация человека человеком, проблема равноправия женщины была неразрешима.

Только учение марксизма-ленинизма выявило экономические, социальные и политические истоки и сущность женского бесправия в указало пути его преодоления.

Исследуя закономерности развития человеческого общества уже в первых своих совместных произведениях - "Святое семейство", "Немецкая идеология" и других - К.Маркс и Ф.Энгельс впервые дали научный анализ классовых корней бесправного положения женщины, показали тесную связь борьбы за ее раскрепощение с борьбой против капитализма, невозможность каких-либо революционных преобразований в обществе без активного участия женщины. Труд Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" дает полное представление не только о социально-экономических корнях и способах закрепощения и унижения женщины в эксплуататорском обществе, но и о единственно возможных путях ее освобождения -победе социализма.

Основатель и вождь Коммунистической партии Советского Союза, организатор первого в мире социалистического государства В.И.Ленин вслед за основоположниками марксизма таксе придавая большое значение решению женского вопроса и женскому двяженнв. Создавая большевистскую партии, Ленин последовательно проводи как в своих произведениях, так и в программных документах яар-тии и Советского государства идею неразрывного единства я взаимосвязи женского и общего освободительного движения. Вне пролетарского движения, вне классовой борьбы пролетариата нет и в» может быть никакого особого "женского вопроса", подлинного ж эффективного женского движения. Это научно обосновано марксистско-ленинским учением я проверено практикой революционной борьбы рабочего класса.

После Великой Октябрьской социалистической революции Ленин поставил задачу привлечения женских масс к равному с мужчинами уяастию в общественной,производственной и культурной деятельности в число первостепенных. С гордостью В.И.Ленин констатирован, что "из тех законов .которые ставили женщину в положение подчиненное,в Советской республике не осталось камня на камне"1.

I. Маркс К. и т-'яг&чьс Ф. Ленин В.И.о женском вопросе. М., І97.Г, с.Яй.

4.

В.И.Ленин многие свои труда яосвятил вопросу эмансипации женщины: "Международному даю рабочих женщин", "О кооперации", "Советская власть и положение женщин", "Письма издалека" и др, Ильич указывал: "Для полного освобождения женщины и для действительного равенства ее с мужчиной нужно, чтобы было общественное хозяйство и чтобы женщина участвовала в общем производительном труде. Тогда женщина будет занимать такое же положение, как и мужчина"1. Он настойчиво подчеркивал необходимость освобождения женщины от "домашнего рабства", "домашней кабалы", чтобы создать условия для активного вовлечения ее в социально-политическую жизнь общества, ибо "Не может быть социалистического переворота, если громадная часть трудящихся женщин не примет в нем значительного участия"2.

От "Декларации прав народов России" и."Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа", написанных В.И.Лениннм.пер-вой Конституцией РСФСР 1918 года до наших дней идея равноправия женщины неизменно утверждается во всех советских законах. Наиболее полное выражение это получило в Конституции (Основном законе) Союза Советских Социалистических Республик, принятой Верховным Советом СССР в октябре 1977 г. Статья 35-я Конституции гласит: "Женщина и мужчина имеют в СССР равные права. Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессионал* ной подготовки, в труде-, вознаграждении за него и продвижении по работе» общественно-политической ж культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин} созданием условий, позволяющим женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот береиенннм женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей".

Читан ем строки, нельзя не вспомнить о беспросветно-тя-желов положении женщины-казашки, как и других женщин мусульманского Востока-, в дореволюционные времена: ее продавали как скот, выдавали замуж несовершеннолетних девочек часто второй, третьей ж четвертой женой старика-богатея{ по мусульманским

1, Ленин В.й. Яолн.собр.соч.,т.39, с.201.

2. Ленин В*И. Поли.собр.соч.,т.37, с.185.

5.

законам женщина не могла быть свидетельницей в суде, не имела права заходить в мечеть и пр. И, разумеется, победа Великой Октябрьской социалистической революции явилась зарей свободы для труженицы-казашки, законы молодой Казахской республики об отмене калыма, о запрещении выдачи замуж малолетних девочек, о ликвидации многоженства были восприняты женщиной-казашкой как избавление от кошмара, тяготевшего над ней веками. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в 20-х годах советские суды были буквально завалены заявлениями женщин, насильно выданными замуж, о расторжении ненавистного им брака. v-

Перед женщкной-казаикой открывалась широкая дорога к знаниям, к активной общественной жизни. Дорога эта, правда, была трудна, требовала больших усилий и даже жертв, но все трудности борьбы с живучими реакционными, феодалъно-ба'скими и религиозными предрассудками, отсталыми взглядами под руководством Коммунистической партии постепенно преодолевались.

Советская власть принимает энергичные меры для действительного осуществления законов о раскрепощении женщины. В начале 20-х годов при партийных и советских органах создаются отделы по работе среди женщин (женотделы), деятельность которых началась с борьбы против пережитков прошлого, ликвидации неграмотности.Пер-выми активистками в этой работе были Алма Оразбаева, Сара Есова, Нагима Арыкова, Назипа Кульжанова, Шолпан Иманбаева и другие.

Коммунистическая партия я советское правительство, заботясь о свободе женщин, повышении их культурного уровня, исходили из того, что женщина должна стать равноправной и внести достойный вклад в социалистическое и коммунистическое строительство. История подтвердила обоснованность и правоту учения марксизма-ленинизма, опыт Советского Союза е других стран социализма неопровержимо доказал, что раскрепощение женщины и ее деятельное участие в общественной жизни не только возможны и осуществимы даже.в таких архиотсталых странах, какими были при царизме Казахстан и Средняя Азия, но и являются непременной предпосылкой экономического и социального прогресса всего общества.

Поэтому закономерно,что все больше и больше появляется исследований о ролл и месте женщин в жизни советского общества, о деятельности Коммунистической партии и Советского государства по ворлоч"!'!*»! тч*"ттч я общест іу?ннур и гсроирводственну*! ки^нь.

6.

Огромный и оправданный интерес к опыту Коммунистической партии і Советского государства по раскрепощению женщины, приобщению ее к активной, производственной и политической жизни, вовлечению ее в художественное и научное творчество проявляют страны социалистического лагеря и, особенно, молодые государства Азии.Африки, Латинской Америки, недавно освободившиеся от колониального гнета, которых особенно интересует опыт именно республик Советского Востока.

^сториограё&ия темы-. Проблема эмансипации женщины, приобщения ее к общественному производству и активной духовной жизни, опыт создания максимально благоприятных условий для творческой деятель вости женщины всегда актуальны,, постоянно нуждаются в обобщении ж изучении. Однако знакомство с имеющейся литературой показывает, что проблема раскрепощения женщины в Казахстане, вовлечения ее в общественную и производственную деятельность, особенно в рассматриваемый в данной работе период, еще достаточно не освещена. Работы, посвященные женскому вопросу, как правило, касаются какой-либо одной сторона вопроса (ликвидация неграмотности, участке женщин в колхозном строительстве, правовые проблемы женской «ансипации я т.д.), а хронологически охватывают либо первые года советской власти, включая период восстановления народного хозяйства (І92І-І925) либо послевоенные годы1. Исследований же, освещающих тему в период двух пятилеток, особенно участие женщин в развитии индустрии- почти нет, а охватывающих всю проблему в целом: борьбу партии и советского государства за раскрепощение женщины, во всех аспектах (политическом, бытовом, социально-экономическом) вовлечение женщин в общественную жизнь и в хозяйственную деятельность на всех участках социалистического строительства - промышленного, сельскохозяйственного и культурного в комплексе нет. А етот опыт необходимо обобщить и изучить не только потому, что зная прошлое легче понять настоящее и предвидеть будущее, но в потому, что и в наго время иногда еще прояв-

I. Бейсенова М.Ж. Что ладя советская власть женщинам-казашкам, Алма-Ата, 1957| Садвакасова К. Развитие женского образования в Казахстане. Алма-Ата, 1967; Хасанова А.-, Хасанов И. Женщина и исламская религия. Алма-Ата, І958-: Хасанова А. В.И.Ленин и эмансипация женщины. Алма-Ата,197(>; Сабиева С. Участие женщин Казахстана в коммунистическом строительстве.Алма-Ата, 1973} Сейтказиева х.Г. В борьбе за свободу."Вопросы истории Компартии Казахстана8,вып.1,1963; Куватова Р.Б.Йекоторне воп« роет партийной работы средг яеятя Казахстана. "Вопросы истории Компартии Казахстана", Алюз--Ат9,Т967.

7.

ляются кое-где отрыжкистарых феодально-байских взглядов в отношении к женщине и опыт борьбы с этим в прошлые годы имеет большое воспитательное значение.

Исследуемая тема имеет довольно большую историографию. О женском вопросе писали и говорили выдающиеся деятели международного движения. Коммунистической партии Советского Союза и Советского государства, многие из этих публикаций использованы при работе над диссертацией*.

Вопросы эмансипации женщины в Казахстане, развития женского образования, участия женщин в тех или иных областях социалистического строительства в республике исследуется в ряде кандидатских диссертаций .

В работе широко использовались и труда видных ученых республики, которые, не ставя цель раскрыть исследуемую в данной работе тему, в той или иной степени касались участия женщин в ссциа-

1. Калинин М.И. О колхозном строе и колхозницах. Госполитиздат,
1966. Его же. О вопросах социалистической революции.м.,1938;
Его же. За эти годы.М.,1929; Его же.йзбранные произведения.
М.,1975: Цеткин К. Заветы Ленина женщинам всего мира.М.,1938;
Ее же. Женщина и ее экономическое положение. М.,1958; Круп
ская Н.К. Женщина страны Советов - равноправный гражданин.!!.,
1938; Ее же. Пути раскрепощения женщин Востока, Журнал Комму
нист, 1928, й 12; Еэ же. О работе среди женщин.сб.статей, М.,
1926; Август-Бебель. Женщина и социализм.М.,1958; Любимова

С. Работа на Востоке,"Коммунистка'\1М., 1923; № 3,4; Ее же.Ра-бота партии среди тружениц Востока", М.-Л.,1928; ІЬлощекин Ф.И. На пороге второй пятилетки. М.,А,1933; Росс Е.А. Женщины в советском строительстве. "Туркестанская правда".1923, 8 марта; Артюхина А.Б. Очередные задачи партии по работе среди работниц и крестьянок. М.,1930; Нухра А. Октябрь и женщина востока, М.,1927; Карасаева Л, Женщины в колхозах-большая сила. М.,1949 и др.

2. Абубакирова Ш. Борьба большевиков Казахстана за вовлечение
женщин-казашек в колхозное строительство. М., 1950; Садвака-
сова К. Развитие женского образования в Казахстане 1920-1932.
Ташкент,1966; Кульбаева Б. Деятельность партийных организа
ций южного Казахстана по вовлечению женщин в социалистическое
строительство, І9І7-І937, Л.,1973; Комекова Р. Деятельность
Коммунистической партии Казахстана среди женщин в культурном
строительстве І926-І94І гг. Алма-Ата, 1973; Ахметова Л.М.
Печать Казахстана в борьбе за вовлечение женщин в согщали^ти-
че-кое строительство 1926-1932 гг. йлмя~ЛТа,Г975.

8. диетическом строительстве, в промышленности , сельском хозяйстве**

Е Культуре3.

Названные авторы внесли большой вклад в изучение истории Казахстана в советский период и, разумеется, в той или иной степени касались исследуемой нами темы. Однако, до. сих пор нет монографических трудов, где бы все было систематизировано в одно целое и показан опыт Коммунистической партии и советского государства по вовлечение женщин республики во все основные стороны социалистического строительства.

Было много опубликовано воспоминаний женщин-активисток, участниц социалистического строительства*. В процессе выполнения работы эти воспоминания широко использовались в качестве документальных источников.

Т. Нусупбеков А.Н. Формирование и развитие советского рабочего класса в Казахстане I9I7-I940. Алма-Ата,1966} Нусупбеков А.Н. Бисенов х.И. Фальсификация истории и историческая правда. Алма-Ата, 1964; Чуланов Г. Промышленность Казахстана за годы Советской власти. Алма-Ата,1951; Байшев С. Социалистическая индустриализация Казахстана, Алма-Ата.1949; Его же. Победа социализма в Казахстане, Адма-Ата, 1961; Дахшейгер Г.Ф. Турк-сиб - первенец социалистической индустриализации, Алма-Ата, 1953; Кийкбаев и. Промышленность Казахстана в первой пятилетке. Алма-Ата,1951 и др.

  1. Турсынбаев А.Б. Торжество колхозного строя в Казахстане. Алма-АтаЛ557; Его же. Колхозное крестьянство Казахстана. Алма-Ата, I960} Его же. Нерушимая дружба русского и казахского народов. Алма-Ата, 1967; Юсзтюв Ш. Оседание казахского кочевого хозяйства. I930-I934J Алма-Ата,1934; Кенжебаев СМ. Советы в борьбе за построение социализма. Алма-Ата,1969; Его же. Казахстан на подъеме. Алма-Ата,1955 и др.

  2. Сулейменов Р. Ленинские идеи культурной революции и их осуществление в Казахстане, Алма-Ата, 1972; Сулейменов Р.Б. и Бисенов Х.И. Социалистический путь культурного прогресса отсталых народов. Алма-Ата,1967; Канадин А. Рассвет искусства преображенного края, Алма-Ата,I960; Семоаев А.И. История развития советской школы в Казахстане, Алма-Ата,1962; Карагусов Ж. Образование советской интеллигенции,Алма-Ата,1958; Сиранов К. Киноискусство Советского Казахстана,Алма-Ата,1968; "Культура Советского Казахстана", сб.статей,Алма-Ата,1957 и др.

  3. Сейтказиева J. и Жакетова А. Наши сестры. Алма-Ата,196Ь; "Казе^сгая в огне гражданской войны",Сб.воспоминаний,Алма-Ата, I960; "Года мужания". Воспоминанил участников социалистического строительства в Казахстана. Алма-Ата, 1969 и зщі.

9.

В процессе изучения вопроса и выполнения работы, кроме указанных выше трудов, широко использовалась казахская советская художественная литература, в том числе и материалы состязаний акыно-айтысов .

Цель и задачи исследования» В диссертации ставится цель осветить историю борьбы Коммунистической партии и Советского государства, за подлинную эмансипацию женщины-казашки в годы социалистической реконструкции народного хозяйства, индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, создания фундамента социалистической экономики И победы социализма в СССР (1926-1937 гг.).

Основная задача исследования - показать руководящую роль Коммунистической партии в работе по раскрепощению женщины, выявить' формы и метода просвещения вчера еще бесправных и забитых, самых отсталых членов общества - женщин, пробуждения их классового самосознания, человеческого достоинства, приобщения их к индустриальному и колхозному строительству, поднятию их культурного уровня; показать героические усилия и самоотверженность самих женщин, сумевших преодолеть не только свою робость и невежество, преодолеть сознание собственной неполноценности, веками воспитавшегося в них реакционными обычаями, мусульманскими духовенством, всем укладом патриархально-феодальных отношений и бытия, но и сумевших противостоять заскорузлым традициям и взглядам веками укч внедрявшимися в голови;кочевников "собственными" степными владыками и царскими колонизаторами. Показать как и какими путями и средствами партийная организация и правительство Казахстана при бескорыстной помощи братских народов, особенно великого русского народа, добились того, что женщины республики стали активными в сознательными участниками социалистического строительства и в наши дни вместе со всеми трудящимися страны достигли такого уровня гражданской зрелости и цивилизованности, чтобы Л.И.Брежнев с гордостью йог воскликнуть: "Встреча, о которой

J. Институт литературы и искусства им.Ауэзова*М.О. Академии наук Казахской ССР выпустил трехтомный..' сборник под названием. "Айтыс". Алма-Ата,1955-1966. Первый том содержит старые дореволюционные виды айтысов.Второй том - дореволюционные айтысы-загадки. Третий - полностью посвящен народным айтысам в советское время, в данной работе использована первая часть третьего тома.В них в основном женщины-акыны в айтысах воспевают трудовые успехи в социалистическом строительстве, песней критикуют имевшиеся недостатки и пережитки.

10.

мечтали лучшие умы человечества, историческая встреча труда и культуры, - состоялась. В истории нашей страны, в истории всей мировой культуры это был поворот огромного значения"1.

Методология исследования и источники. Методологической основой предлагаемой работы явились труды классиков марксизма-ленинизма, особенно работы и выступления В.И.Ленина, а также решения и резолюции съездов партии, Пленумов ЦК КПСС, документы партийной организации Казахстана. Важнейшими материалами диссертации явились декреты и постановления Советского правительства, как центрального, так и республиканского, решения Всероссийских и Всесоюзных съездов Советов, съездов Казахской республики.

Конкретные данные почерпнуты из архивов Казахстана и Москвы. Ценные данные извлечены, например, из 248-го фонда Комитета по улучшению труда и быта трудящихся женщин при ЦИК КазССР, 5-го фонда ЦИК КазССР, 30-го «Ж КазССР), 138-го (Казсовпроф),81-го (Еаркомпроса КазССР) и др. Центрального Государственного архива КазССР. Очень интересные и ценные материалы использованы из ЦТ10Р СССР, ЦГАНХ СССР2.

Важные и разнообразные сведения взяты из периодической печати тех лет, особенно из газет и журналов на казахском языке. Много полезного и поучительного получено автором из личных бесед с активными участницами ветеранами социалистического строительства в Казахстане С.Есовой, Героем Социалистического -Груда, участницей основания Гурьевского рыбоконсервного комбината А.Бай-жигвтовой, активным бойцом фронта борьбы с неграмотностью З.Нама» баевой, широко использованы труды советских историков.

Научная новизна работы. В работе сделана попытка впервые в комплексе показать борьбу партии и Советской власти аа раскрепо-ценжеізеншинн и вовлечение ее в общественную и производственную деятельность на всех важнейших фронтах социалистического строительства - в индустриализации, социалистическом преобразовании сельского хозяйства, в создании новой сгциаллстической национальной культуры в условиях некапиталистического пути развития ранее отсталых народов» В научный оборот вводится много новых, ранее нр известных исторических материалов, Бстэтейавгй опыт вовлечения

І. "Цравла% 1977, 3 ноября.

?., См.Бв(^шггра*?ю и перечень архявннх Фондов в конце диссертанта-.

II.

женщин советского Казахстана в строительство социализма представляет большой теоретический и практический интерес для братских стран социалистического лагеря и молодых развивающихся государств.

дгтробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре истории Казахской ССР и получила одобрение Ученого Совета исторического факультета Казахского Ордена Трудового Красного Знамени Государственного университета имени С.М.Кирова, а также на кафедре истории СССР Гурьевского педагогического института.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения,трехт глав и заключения.