Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Вайнахская диаспора в Турции, Иордании и Сирии : История и современность Бадаев, Саид-Эми Салавдинович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бадаев, Саид-Эми Салавдинович. Вайнахская диаспора в Турции, Иордании и Сирии : История и современность : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Грозный, 1998.- 337 с.: ил. РГБ ОД, 61 99-7/296-6

Введение к работе

Необходимость разработки проблемы переселения народов Чечни и Ингушетии после подавления царской Россией национально-освободительного движения северокавказских горцев в 20-50-х гг. ХГХ в. под руководством имама Шамиля обусловлено тем, что в отечественной исторической науке все еще нет исследования, дающего целостную картину переселении вайнахов на территорию Османской империи.

В силу целого ряда причин политического характер эта проблема по сути дела обходилась отечественной историографией до распада СССР. Демократизация политической системы в стране дала возможность исследователям обратиться к изучению и этой темы, актуальность которой особенно резко возросла в ходе военного конфликта 90-х годов в Чечне, когда многие вайнахи, опасаясь за жизнь своих детей и близких, стали обращать свой взор к своим родственникам, оказавшимся за рубежом. Многие стали эмигрировать в страны, где издавна существуют диаспоры северокавказцев, в том числе и вайнахов.

Взаимный интерес вайнахов, проживавших на исторической родине, я также живущих в странах Ближнего Востока, их стремление к взаимопомощи и поддержке базировались на общности их происхождения и требовали объективного научного освещения - освещения без ложных концепций и т.д.

Большое научное и практическое значение исследования поставленной проблемы видится в том, что оно позволяет решительно отмежеваться от лженаучной концепции будто бы борьба северокавказских горцев, втом числе вайнахов в ХК в. против царизма, пытавшегося покорить народы Кавказа, являлась реакционно-клерикальной, инспирированной извне, а переселения вайнахов носили чуть ли не добровольный, «богомольческий* характер.

В сложившихся условиях, когда на протяжении последнего столетия чечено-ингушский народ подвергался различным политическим коллизиям, из-за которых вайнахи не имеют своей писаной истории, назрела необходимость на основе всестороннего научного анализа совокупности исторических событий XLX - начала XX вв. раскрыть глубинные причины такого значительного в жизни вайнахов событие, каким является переселение их части на территорию Османской империи во второй половине ХГХ - начале XX вв., и осветить генезис ближневосточной диаспоры вайнахов, историко-культурные и социально-политические аспекты ее жизни, наметить перспективы ее контактов с исторической родиной.

Проблема эта рассматривалась в ряде трудов кавказоведов в связи с разработкой истории народов Северного Кавказа в целом, но в качестве

квалификационной работы ставится впервые. Степень изученности темы Историография проблемы

Тема диссертации в указанных хронологических рамках и аспектах не исследовалась, хотя ее отдельные вопросы и затрагивались в обобщающих и квалификационных трудах, статьях и публикациях многих исследователей. До сих пор нет фундаментального труда, в котором была бы дана развернутая картина трагедии переселений вайнахов в Османскую империю в XIX в.

В отечественной историографии при освещении различных аспектов проблемы переселения северокавказских горцев, в том числе и вайнахов в ХГХ в. в Османскую империю наблюдалась обычно тендещиозность - восхваление политики России в отношении горцев и очернение всяких политических действий Турции и поддерживавших ее западных стран.

Приоритет в этом отношении принадлежит труду Л.П. Берже "Выселение горцев Кавказа в Турцию", в котором показан весь пафос и героизм, трагизм и отчаяние борьбы, развернувшейся в северокавказском регионе. Но реакционность взглядов А. Берже видна из его утверждения: "вследствие того принципа, что пятидесятилетний опыт убедил нас, что никакой мир не возможен с народом, который не имеет правительства и в котором не существует даже понятия о предосудительности воровства и грабежа". Берже считал, что горцы обманывали себя долго ложными надеждами на чужую помощь и не подчинялись "исторической необходимости поступиться своеволием для мирного восприятия гражданственности...", хотя они получали "право на умственное и нравственное развитие и приобретали более высокую степень материального благосостояния".

В работе Я. Абрамова "Кавказские горцы" четко показано, что выселение горцев со своих традиционных мест проживания было следствием социально-экономической политики России на Кавказе, а сопротивление горцев ей было следствием колонизации горских земель казачьими станицами и раздачи этих земель служилой старшинской верхушке из рядов горцев, переходившей "из наибов в майоры русской службы" в системе военно-народного управления.

Просветитель И.Б. Саракаев еще в 1912 г. переселение вайнахов называл горестной эпопеей, "так ярко отразившей на себе "гуманность" кавказской администрации".

Советские исследователи также обращались к рассматриваемой проблеме. Н.А. Смирнов явно с великодержавных позиций, утверждал, что главными виновниками переселения горцев были мусульманский фанатизм и туркофильствующая верхушка общества.

Б другой работе он свои выводы и "фактологический материал" загнал в "прокрустово ложе" гоотодстювавшихтссдавсоветской-исторіческой школе взглядов.

Попытки специального исследования данной проблемы в разное время в

отношении других народов Северного Кавказа сделали Г. А.Дзагуров, М.С. Тотоев, Т.Х. Кумыков, Х.А. Касумов.

Г.А. Дзагуров вынес на суд исследователей ранее секретный архивный материал.

М.Тотоев дал глубокий анализ кавказского "мухаджирства", но считал, что в основе "мухаджирства" "лежали религиозные мотивы, мусульманская религия, исповедуемая известной частью населения Кавказа, внушала верующим представления о турецком султане как о верховном правителе и властелине всех мусульман".

А.Х. Касумов сделал попытку сравнения жизни горцев "там" и "здесь".

Т.Х. Кумыков подчекивает, что горцы не выступали против беглых русских и украинских крестьян, поселявшихся среди них, но их «раздражал грубый произвол карских чиновников, их политика в земельном вопросе...".

Н.П. Гриценко привел интересные фактические данные по переселениям вайнахов на территорию Османской империи на рубеже ХТХ - XX вв., но считал, что в начале движение имело экономическую почву, затем получило религиозную окраску и охватило весь Кавказский край и вынудило царское правительство выработать правила, їй основании которых желающие этого горцы могли бы переселиться в Турцию.

Исследование П. Гаврилова объективно освещает затронутый вопрос.

Такова и работа А. Гомиашвили.

Материал о переходном периоде от Кавказской войны к мирному времени, изменениях в социальной структуре в связи с вхождением завоевашшх земель под военно-административное управление Российской империи содержит статья А.И. Иванова "Национально-освободительное двігжение в Чечне и Дагестане 60-70-х гг. ХТХв.".

В статье X. Акиева "Формирование иррегулярных частей из горцев для войны 1877-1878 гг." речь идет и о воинских формированиях из горцев на турецкой стороне.

Общий анализ военных действий в Малой Азии в 1877 -1978 гг. содержит работа В.К. Градовского "Война в Малой Азии".

Русско-турецкие отношения и деятельность русского посольства и его главы Игнатьева в Константинополе отражены в книге К.Б.Виноградова "Мировая политика в 60-80-х годах XLX века. Время и события".

"Империя Кремля"и "Убийство чечено-ингушского народа" А.Авторханова прослеживают причины возникновения самой возможности тех катаклизмов.

"Хронология истории Чечено-Ингушетии" А. Айдамирова помогала определению последовательности событий Кавказской войны, знаменательных дат и т.д. Статья "Наш язык - наша история" К.Чокаева содержит интересный полевой материал о вайнахских общинах на территории их обитания.

Помогли раскрытию темы исследования и идеи из труда А.И.Хасбулатова "Чечено-Ингушетия накануне и в период революции 1905 г.".

В постсоветской кавказоведческой науке существуют различные взгляды в освещении не только "мухаджирства", но и Кавказской войны в целом.

А.В. Кушхабиев - представитель "новой" волны северокавказских историков. Его труд "Черкесы в Сирии" охватывает историю возникновения и современное положение кавказской диаспоры на Ближнем Востоке.

В статье М.Х. Шебзухова "К вопросу историографии Кавказской войны и мухаджирства" борьба нардов Северного Кавказа в ХГХ в. против царской России показана многоаспектным процессом, дается новаторская оценка деятельности руководителя адыгов в борьбе за независимость от царизма - Магомед-Амина, которая многими учеными считалась реакционной.

"Классических" марксистско-ленинских взглядов на проблему мухаджирства придерживаются авторы А.Х. Касумов, Р.Х. Хажхошева, В.Ф. Патрокова, А.П.Пронштейн.

А.Х. Касумов рассматривает Северный Кавказ в контексте русско-ирано-турецких и англо-франко-русских разногласий.

В статье Р.Х. Хажхошевой объективно оценено тяжелое положение северокавказских переселенцев на чужбине, но не сказано, что именно военно-экспансионистская политика российского самодержавия привела к этому состоянию.

В статье А.П.Прошитейна и В.Ф.Патраковой дан историографический обзор литературы по "мухаджирству".

По С.Л.Чекменеву массовое переселение, бывшее фактически депортацией 1865 г., чеченцы организовали по своей воле, несмотря на "заботливое" к их судьбе отношение российского самодержавия.

Н.Г.Волкова в работе "Этнический состав населения Северного Кавказа в ХГХ - нач. XX в." уделила большое внимание переселению горцев на территорию Турции.

Х.-М.Ибрагимбейли в статье "Правда истории и уроки фальсификации" констатирует, что Кавказская война была следствием не "набегов" "буйных горцев", а явилась результатом экспансионистской политики царского самодержавия в отношении народов Северного Кавказа.

Б.Н.Березгов в работе "Современное положение северокавказских мухацжиров в странах мира. (История их расселения и историко-культурные перспективы)" возводит проблему северокавказских эмигрантов к раннему периоду захватнической политики России на Северном Кавказе.

А.Х. Бижевым показаны методы и практика экспансии российского самодержавия на Северном Кавказе, в частности, в Адыгеи.

Л.Бабахян дал анализ политики великих держав в кавказском вопросе,

уделил внимание и политике Турции.

С.Х. Хотко раскрыл роль ислама и мусульманского духовенства в эмиграционном движении северокавказских горцев в ХГХ в.

Несколько интересных идей по теме содержит статья Г. Мамбетова "Из истории насильственного выселения адыгов в Турцию".

А. Таниа в труде "Англия, Россия и махаджирство" прослеживает влияние международной обстановки на развитие событий на Северном Кавказе, особо отмечена роль Великобритании в этих процессах.

Проблема северокавказских диаспор была в цетре внимания участников Международной научно-практической конференции "Культурная диаспор іиродов Кавказа: генезис, проблемы изучения"(Черкесск, 14 -19 октября 1991 г.).

А.Г. Федосеевым выявляются общие тенденции формировании диаспор, приводятся сведенные в таблицу количественные данные об их составе, отмечено, что "в 50-е гг. проблема эмиграции... освещалась как культура, в основном выполняющая или задания ЦРУ или магоиетанско-мусульманских служб".

Махаджирское движение из Северного Кавказа в освещении арабских и турецких историков» - предмет исследования Б.Фасиха (Сирия) - типичного представителя "восточной" школы историков. По Б. Фасиху "переселение было ошибкой», но -виновником переселеїшя была царская Россия, вынудившая северокавказских горцев покинуть родные места и переселиться или на Кубань или в Османскую империю...".

В книге Шавхат Ал-Муфти Хабажока "Императоры и герои в истории Кавказа" (Иерусалим, 1972) затрагивается история Северного Кавказа, в частности проблема мухаджирства.

Турецкий историк Юсеф Иззат Паша в "Истории Кавказа" (Стамбул, 1912) винит в поражении горцев и их переселении Турцию и Иран.

В работе Нихада Берзеджа "Выселение черкесов" (Амман, 1987) подчеркивается, что -Турция всегда решала свои внутренние проблемы путем демографического перемещения народов, а на этог раз решали взять людей извне, т.е. с Северного Кавказа».

Мухамад ХайрХаганокаха свою книгу "Черкесы - происхождение, история, обычаи и махаджирство в Иордании" (1982) посвятил жизни махаджиров в Иордании.

Статья A.M. Магомеддадаева о мухаджирстве опирается на воспоминания генерала М. Кундухова.

Проблема переселения горцев в Турцию отразилась в "Истории СО АССР" и в "Истории КБ АССР". В них проводится идея о виновности турецкого правительства в агитации горцев Северного Кавказа через многочисленных агентов к отказу от подданства России и переселению в Турцию, где их якобы

ждет "райская жизнь".

В "Истории Дагестана" справедливо сказано, что "Совершенно очевидно, что пропаганда зарубежных эмиссаров не оказала бы сколько-нибудь заметного влияния на умы горцев, если бы не внутренние социально-политические причины, побуждавшие горцев к переселению...".

"Очерки истории ЧИ АССР" подчеркивают, что "горцы не стали бы переселяться, если бы их не сбивали с толку царские и турецкие агенты", что они "в большинстве случаев переселялись в Турцию, вопреки своему желанию, только под давлением влиятельных сородичей из духовенства и социальных верхов, которые сыграли поистине преступную роль в этот деле".

Из зарубежных источников надо отметить "Мемуары Мусы-Паши Кундухова"(Мюнхен,193б), изданные журналом "Свободный Кавказ" и не особенно искренние.

Использовалась нами и работа Иззета Айдемира "Причины и результаты выселения черкесов в Османскую империю", а также Нихада Берзажа "Эмиграция черкесов" (Амман, 1987).

Работы европейских и американских авторов (Норман Льюис, де-Пру, Г. Шумахер, Г. Бела, В. Кюине, Анны Коле, Катру) не отражают роли северокавказских общин в социально-экономической жизни стран их проживания, хотя затрагивают этот вопрос.

Труд представителя чеченской диаспоры в Иордании Бено Сайда "Чечня (1859 -1991 гг.)" знакомит арабского читателя с историей чеченского народа. В целом источниковой базой работы служили материалы, выявленные автором в архивах РФ, ЧРИ, республик Северного Кавказа, Грузии, а также публикации материалов по проблеме исследования.

Использованы в диссертации и материалы наших полевых исследований, собрашіьіе в местах проживания вайнахской диаспоры за рубежом (Турция, Сирия, Иордания), а также в Чеченской республике Ичкерия. Комплексное использование всех этих источников и литературы дало возможность раскрыть поставленную в исследовании тему.

Научная новизна исследования в том, что в нем впервые делается попытка научного анализа с современных исторических позиций событий, обусловленных военно-насильственным присоединением Чечни к Российской империи и последовавшими вслед за этим военно-административными и колонизационными мерами царизма, приведшими к эмиграции вайнахов за пределы этнической родины; освещаются генезис вайнахской диаспоры в стрнах Ближнего и Среднего Востока и ее жизнедеятельность от образования до сегодняшних дней, комплексно исследуется широкий спектр вопросов проблемы возникновения "махаджирского" движения вайнахов, его деления на "депортационные" 1865 г. и последующие "богомольческие". В нем впервые

обозначены главные и второстепенные аспекты возникновения переселенческого движения, обосновываетсятезисотом, что главной причиной миграций северокавказцев, в том числе и вайнахов была колонизаторская социально-экономическая политика Российской империи в отношении народов Северного Кавказа. Основные вопросы темы раскрываются на основе использования широкого круга источников и архивных материалов, как опубликованных, так и выявленных и впервые вводимых автором в научный оборот, а также полевых данных, собранных автором в странах обитания вайнахской диаспоры.

Цели и задачи исследования

Главной целью работы является показ миграционного движения вайнахов во второй половине ХГХ - начале XX в. как следствие колониальной политики царизма, который пытался установить административно-жандармский контроль на завоеванной территории Кавказа и получить "благонадежное" население в результате заселения освобождаемых от горцев территорий казачьими станицами. Другая цель работы - освещение генезиса вайнахской диаспоры в Османской империи, ставшей своеобразным субэтносом и представляющей большой этнографическо-познавательный интерес в силу сохранения ею многих патриархальных устоев, во многом утраченных на исторической родине, но вто же время в значительной мере испытавшей воздействие ассимиляционных процессов. Показ диаспоры в многогранном ее выражении как неотъемлемой части всего вайнахского сообщества со многими ее проблемами и достижениями - также одна из целей исследования.

В рамках поставлешюй цели в работе определены следующие задачи:

охарактеризовать социально-экономическую обстановку на Северном Кавказе к началу переселения;

раскрыть аграрные отношения как источник и катализатор социальной напряженности в регионе;

показать переселение как одно из мер колониальных методов политики Российской империи по отношению к национальным окраинам;

осветить международігую обстановку в кавказском регионе; русско-турецкие переговоры в контексте переселения вайнахов;

раскрыть причины, подготовку, ход и маршруты движения вайнахов -переселенцев, а также последствия переселения 1865 года;

охарактеризовать меры властей по воспрепятствованию к возращению переселенцев на этническую родину;

выявить переселения вайнахов в Турцию во второй половине ХГХ века и дать их классификацию;

определить географию и способы расселения вайнахов на территории Османской империи;

осветить социально-политические аспекты жизни диаспоры в странах ее проживания на современном этапе;

обосновать историко-культурные возможности диаспоры в контексте ассимиляционных процессов и перспективы ее контактов с исторической родиной в современных условиях.

Объект и хронологические рамки исследования обусловлены поставленными в нем задачами. Они охватывают период с 1859 по 1917 гг., а также жизнь вайнахской диаспоры с момента ее генезиса по сегодняшний день. Именно в эти годы в связи с их насильственной интеграцией в Российскую империю появился комплекс противоречий, сопряженных с государственно-политическим и социально-экономическим переустройством горского общества, повлекшим массовый отток вайнахов со своей этнической * родины на территорию Османской империи, с него начался и генезис вайнахской диаспоры в странах Ближнего и Среднего Востока и ее включение в социально-политические и историко-культурные аспекты жизни стран ее обитания.

Методологической основой диссертации служили принципы научности и историзма, сравнительно-исторического исследования, признающего многовариантность всемирно-исторического процесса, исторического детерминизма - взаимообусловленности событий истории, их последовательность и причинно-следственную связь.

Практическая значимость.

Материалы и положения диссертации могут быть использованы при подготовке обобщающих трудов по истории народов Чечено-Ингушетии и Северного Кавказа. Выводы и обобщения диссертации по исследуемьш вопросам, применимы при чтении лекций и спецкурсов по истории Чечено-Ингушетии и Северного Кавказа для студентов ВУЗов. Рассматриваемые в исследовании вопросы могут иметь и важное значение для истории межнациональных отношений на Кавказе и международных связей народов Кавказа и Ближнего Востока, что является одной из наиболее актуальных задач отечественной историографии в свеге современных этнополитических процессов.

Научная апробация работы

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой Российской истории Чеченского государственного университета (ЧТУ). Основные ее положения и выводы быяи доложены на разного уровня научных конференциях и сессиях. Потане диссертации опубликовано 15 научных статей и тезисов докладов.