Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Вклад Н.А. Кислякова в изучение истории и этнографии Таджикистана Бакиев Рузибек Усмонович

Вклад Н.А. Кислякова в изучение истории и этнографии Таджикистана
<
Вклад Н.А. Кислякова в изучение истории и этнографии Таджикистана Вклад Н.А. Кислякова в изучение истории и этнографии Таджикистана Вклад Н.А. Кислякова в изучение истории и этнографии Таджикистана Вклад Н.А. Кислякова в изучение истории и этнографии Таджикистана Вклад Н.А. Кислякова в изучение истории и этнографии Таджикистана Вклад Н.А. Кислякова в изучение истории и этнографии Таджикистана Вклад Н.А. Кислякова в изучение истории и этнографии Таджикистана Вклад Н.А. Кислякова в изучение истории и этнографии Таджикистана Вклад Н.А. Кислякова в изучение истории и этнографии Таджикистана Вклад Н.А. Кислякова в изучение истории и этнографии Таджикистана Вклад Н.А. Кислякова в изучение истории и этнографии Таджикистана Вклад Н.А. Кислякова в изучение истории и этнографии Таджикистана Вклад Н.А. Кислякова в изучение истории и этнографии Таджикистана Вклад Н.А. Кислякова в изучение истории и этнографии Таджикистана Вклад Н.А. Кислякова в изучение истории и этнографии Таджикистана
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бакиев Рузибек Усмонович. Вклад Н.А. Кислякова в изучение истории и этнографии Таджикистана: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Бакиев Рузибек Усмонович;[Место защиты: Таджикский национальный университет].- Душанбе, 2016.- 202 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Роль Н.А.Кислякова в изучение истории таджиков .

1.Основные этапы жизни и просветительская деятельность Н.А.Кислякова 13

2. Становление Н. А. Кислякова как историка – этнографа 23

3. Вклад Н.А.Кислякова в подготовку научных кадров по истории и этнографии Таджикистана

ГЛАВА 2. Освещение феодальных отношений восточной бухары в исследованиях Н.А.Кислякова .

1.Характеристика патриархально - феодальных и земельно - налоговых отношений в трудах Н.А.Кислякова 58

2. Изучение Н.А. Кисляковым семейно-брачных отношений у таджиков 73

ГЛАВА 3. Исследование н.а.кисляковым проблемы этнической истории и этногенеза таджиков .

1.Этногенез таджиков по данным языка и этнографии в исследованиях Н.А.Кислякова 90

2. Этническая история Южного Таджикистана в исследованиях Н.А.Кислякова 104 3. Н.А.Кисляков о верованиях в традиционных культовых обрядах горных таджиков 138 4..Н.А.Кисляков – музеевед и популяризатор истории таджикского народа 147

Заключение .170

Список использованных источников и

Литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. История и историческая наука всегда была и остатся определяющим фактором в формировании национального самосознания народа. Это объяснятся тем, что гражданин каждой страны, зная историю своей страны формирует в себе чувства гражданственности, нравственности, общенационального единства и патриотизма.

Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон отметил: «…ни одна нация, ни один народ без приобщения к совместной цивилизации человечества не способен поднятся до высот культуры и сохранить себя на протяжении тысячелетий»..1

Историческая территория проживания таджиков всегда являлась объектом дискуссии на протяжение нескольких десятилетий. Территория проживания таджиков и понятие «этническая территория» таджиков по сей день вызывает определенное разногласие у многих исследователей. Еще И.В.Сталин писал, что « …страна таджиков была разорвана на куски по различным ханствам и государствам, представляя удобное поле для эксплуататорских махинаций «власти имущих».2

За годы Советской власти бурно развивалась наука, культура и искусство всех народов СССР. Именно в эту эпоху получила свое бурное развитие наука, изучающая историю народов Средней Азии, в том числе и таджикского народа. Поэтому советский период развития государства со всеми научными достижениями навечно запечатлен в истории человечества.

Становление и развитие современной науки в Средней Азии, в том числе и в Таджикистане, неразрывно связано с деятельностью русских ученых и путешественников. Научные исследования русских ученых внесли огромный вклад в развитие Средней Азии и способствовали процессу становления народов в борьбе за свою независимость. Враждебно настроенные силы всячески препятствовали развитию культурного строительства: просвещению местного населения, образованию профессиональных качеств местных кадров по различным направлениям науки, специалистов народного хозяйства. Одной из ярких фигур из числа русских ученых, внесших значительный вклад в становление, развитие и изучение истории и этнографии таджикского народа был Николай Андреевич Кис-ляков (1901-1973) – известный историк и этнограф.

1Рахмонов Э.Ш. Таджики в зеркале истории. - Кн.1 От арийцев до Саманидов. -

Лондон, 2001. - С. 127.

2 Сталин И.В. Соч. Том -7. -С-107.

Жизнь таджикского народа в начале ХХ века характеризовалась острой и сложной классовой борьбой. В период становления советской власти и на начальных этапах ее становления совершались неоднократные нападения на государственные учреждения, уничтожение школ, убийство учителей, разрушение образовательных и воспитательных учреждений, что в свою очередь не могло способствовать полноценному развитию общества., Именно к этому периоду относится приезд Н.А.Кислякова в качестве культармейца, как борца по ликвидации безграмотности. Ему приходилось с оружием в руках отстаивать новую власть в отдаленных регионах горного Таджикистана, создав отряд «краснопалочников».3 Несмотря на сложности, он обучал грамоте, организовывал новые школы-семилетки и сам преподавал в этих школах. Он не только преподавал, но и одновременно занимался исследовательской деятельностью: собирал материалы, ставил и разрешал проблемы истории, культуры и быта таджиков. Впоследствие Н.А.Кисляков стал знаменитым ученым-историком, этнографом-таджиковедом. Его жизненный и научный опыт стали объектом исследования и примером для современной молоджи суверенного Таджикистана.

В связи с этим, появилась необходимость освещения научного вклада историка - этнографа Николая Андреевича Кислякова.

Актуальность исследуемой темы заключается также в том, что в условиях установления независимости Республики Таджикистана заметно возрасло изучение и освещение роли великих личностей в истории - видных ученых исследовавших актуальные проблемы истории таджикского народа и непосредственно участвовавших в исторических процессах развития национального самосознания таджиков.

К их числу относятся: В.В.Бартольд, М.С. Андреев, А.А.Семенов, Б.Г.Гафуров, А.А.Мухторов, Н.Н.Негматов А.М.Беленицкий, Б.А.Лит-винский и другие.

Актуальность данного исследования объясняется еще и тем, что сегодня некоторые ученые, выдвигая различные «концепции» и «гипотезы» пантюркистского и экстремистского характера, целенаправленно искажают исторические факты, стремятся унизить роль таджиков в развитии истории Центральной Азии. Н.А.Кисляков, беспристрастно, непредвзято и объективно изучая исторические, культурные и этнические процессы в Южной части Таджикистана, определяет истинное место и роль предков таджикского народа в истории региональной и мировой цивилизации.

3 Базарбаева М , Кокоришвили Л. Красные учителя. Душанбе, 1978 г., С. 66-70//Амонов Р. Конец авантюры Фузайл Махсума и Аъзама, Сталинабад, 1960, -С.33-37, 71-75.

Труды Н.А.Кислякова, сохраняя лидирующее положение в научных кругах, имеют большое научно-теоретическое значение для разработки сложных проблем истории, культуры, этнических процессов населения Центрально-азиатского региона.. Н.А.Кислякову принадлежат более 160 трудов, которые связаны с историей и этнографией таджикского народа.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена также тем, что изучение, анализ и использование научно-исследовательского опыта Н.А.Кислякова в создании таджикской исторической и этнографической школы может способствовать решению проблем развития исторической науки в РТ и подготовке научных кадров нового поколения.

Таким образом, изучение, анализ и обобщение вклада

Н.А.Кислякова в исследование этнической истории Таджикистана имеет не только научно-теоретическое и практическое, но и социально-политическое значение в условиях суверенного Таджикистана и способствует развитию национального самосознания таджикского народа.

Степень изученности проблемы. Вклад Н.А.Кислякова в исследование истории Таджикистана является предметом изучения разных исследователей: историков, этнографов, языковедов, журналистов его современников, друзей и учеников, 4 свидетельствовавшие о значимости исследований.

4 Давыдов А.С. Николай Андреевич Кисляков // Изв. АН Таджикской ССР. Отд. общественных наук. Душанбе, 1974. № 2 (76).- С. 8-91 (список научных трудов Н.А. Кислякова на с. 90-91); Кисляков Н.А. // Биобиблиографические очерки о деятелях общественных наук в Узбекистане. Т. 2 / Сост. Б.В. Лунин. Ташкент, 1977. -С. 387-390; Оранский И.М. Памяти Николая Андреевича Кислякова // Народы Азии и Африки. 1974. № 3.- С. 245-246; Этнография в Таджикистане. Душанбе, 1989. В этой работе см.: Искандеров Б.И. Скромный человек и крупный ученый. -С. 3-5; Писарчик А.К.Н.А. Кисляков. -С. 5-8; А.З. Розенфельд. Начало научной деятельности Н.А. Кислякова. С. 9-13; Станюкович Т.В.Н.А. Кисляков и Музей антропологии и этнографии АН СССР.- С. 13-18; Список научных работ Н.А. Кислякова / Сост. А.З. Розенфельд.- С. 201-208. 3 Исмаилов Ш. Установление и укрепление Советской власти в Каратегинс и Дарвазе. Душанбе, 1977; 4 Каширина Т.В. Народное образование в Таджикистане в 1924-1932 гг. (Источниковедческий анализ документальных материалов). Душанбе, 1986; Джонназаров ХД. История развития педагогического образования в Таджикистане 1917-1941 гг.. Душанбе, 1990; 5 Подробнее об этих событиях и о деятельности Н.А. Кислякова см.: Амонов Р. Конец авантюры Фузайл-Максума и Азама. Сталинабад, 1960. -С.33-34; Базарбаева М., Кокоришвили Л. Красные учителя. Душанбе, 1978. -С.66-70, 71-75; Розенфельд А 3. Начало научной деятельности Н.А. Кислякова // Этнография в Таджикистане. -С. 9-13. 6 Об этой экспедиции подробнее см.: Таджикская Комплексная Экспедиция 1932 г. Ленинградское отделение. 1933. О работе социально-экономической группы. –С.515-519. Руководителем отряда являлся С.М. Абрамзон; 7 Розенфельд Анна Зиновьевна -

К 100 летию со дня рождения Н.А.Кислякова было посвящено специальное научное заседание в МАЭ РАН, Кунсткамеры в г.Санкт-Петербурге, где статьи о нм напечатаны в ежегодном научном сборнике МАЭ РАН.5В сборнике «Кунсткамера-290 лет» отмечено: «Именно в стенах МАЭ РАН сформировалась знаменитая школа центрально-азиатских исследований, связанная с именами В.В.Бартольда, И.И.Зарубина,

Н.А.Кислякова».6

В 1989 г. с предисловием академика АН Республики Таджикистан Б. Искандарова вышел сборник статьей «Этнография в Таджикистане», где опубликована библиография научных работ известного историка-таджиковеда Н.А.Кислякова. Все 16 статьей сборника характеризуют значимость научных трудов Н.А.Кислякова, 7 четыре из них посвяшены именно научной деятельности и вкладу ученого8 в изучение истории и этнографии Таджикистана.

Бесспорно, Н.А.Кисляков имеет большие заслуги в исследовании истории культуры и этнографии не только Таджикистана, но и других среднеазиатских республик. Основная часть научной деятельности Н.А.Кислякова проходила в Таджикистане и главной его целью являлось изучение истории и культуры таджикского народа. Поэтому в энциклопедиях и ряде обобщающих трудах исследователя освещаются его научные исследования в изучении истории и этнографии Таджикистана.9 Авторы данных статьей излагают описывают многогранную деятельность Н.А.Кислякова не только в исследовании истории, этнографии, но и фольклора, и языкознания Таджикистана в целом.

иранист, лингвист, литературовед, этнограф, фольклорист. Вестник ЛГУ. Сер.2.
История, языкознание, литература.1990.№2, -С.125-126; 8..О работе

Н.А. Кислякова в Иране см.: Комиссаров Д.С. Иран: взгляд в тревожное прошлое (из воспоминаний востоковеда) // Оружием слова. Статьи и воспоминания советских востоковедов 1941-1945 гг. М„ 1985.- С. 101-129.

5Радловские чтенеия. Материалы годичной научной сессии МАЭ РАН, г.Санкт-Петербург, 2001.-136с

6Кунсткамера-290 лет. МАЭ РАН, Кунсткамера.История, коллекции, исследования. Санкт-Петербург. 2004.-С-215.

7 Этнография в Таджикистане. Сб. стат. – Душанбе. :Дониш, 1989.-210 с. 8Искандаров Б.И. Скромный человек и крупный ученый, там же .-С.3-5; Писарчик А.К.Н.А.Кисляков, там же, -С.5-8; Розенфельд А.З. Начало научной деятельности Н.А. Кислякова, , там же. - С.9-13; Станюкович Т.В.Н.А.Кисляков и музей антропологии и этнографии Академии наук СССР., там же.-С.13-18.

9 Таджикская Советская Энциклопедия. Т. 3, Душанбе, 1981.-С.327; История Таджикского народа. Т.3; Очерки истории Таджикской ССР (на тадж.яз.).- Душанбе. Ирфон, 1982. -154 с.

Таким образом, обзор литературы свидетельствует об объективной оценке деятельности Н.А.Кислякова, его вкладе, в решение труднейших проблем исторической науки Таджикистана. Вместе с тем, в настоящее время отсутствует обобщающее исследование, посвященное анализу роли Н.А.Кислякова в разработке основных проблем истории и этнографии Таджикистана и других регионов Центральнй Азии. В связи с этим, возникает необходимость научного изучения деятельности известного ученого-историка, этнографа, таджиковеда Н.А.Кислякова, что и является объектом нашего исследования.

Объектом исследования являются опубликованные и неопубликованные научные труды, дневниковые записи, архивные и полевые материалы Н.А.Кислякова, освещающие историю, этнографию, проблему этногенеза и этническую территорию таджиков.

Предметом исследования является научная деятельность

Н.А.Кислякова как историка-таджиковеда, исследовавшего историю и этнографию Таджикистана, его заслуги в создании музеев и в подготовке кадров.

Гипотеза исследования предполагает, что, если проанализировать все достижения и научный вклад Н.А.Кислякова как историка и этнографа, а также обобщить его опыт, то полученные данные исследования и их теоретические применение будет содействовать дальнейшему усовершенствованию историко-этнографических работ на территории суверенного Таджикистана.

Цель исследования состоит в комплексном изучении и обобщении вклада Н.А.Кислякова в исследование истории и этнографии Таджикистана. С учетом объекта, предмета, гипотезы и цели исследования определены следующие задачи исследования:

осветить вопрос становления Н.А.Кислякова как ученого историка, этнографа.

показать роль корифеев исторической науки в становление Н.А.Кислякова как исследователя по изучению истории, духовной культуры таджиков и Таджикистана;

дать анализ научно - исследовательской деятельности Н.А.Кисля-кова в изучение социальных и культурно- бытовых условий таджиков;

раскрыть вклад Н.А.Кислякова в исследование этногенеза, семейно - брачных отношений и верований таджиков;

показать роль Н.А.Кислякова по созданию и развитию музеев, в популяризации истории таджиков;

осветить роль Н.А.Кислякова в подготовке научных кадров из числа представителей местной национальности.

Хронологические рамки исследования охватывают ХIХ и начало XX века. Следует отметить, что историко-этнографическая деятельность Н.А.Кислякова в Южном Таджикистане была осуществлена в 30-70-е годы XX века. В эти годы были написаны все труды, статьи, доклады, очерки, а также кандидатская и докторская диссертации ученого, в которых разработаны и научно обоснованы проблемы история и культура таджикского народа.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Доказано, что Н.А.Кисляков смог создать свою специальную научную историко-этнографическую школу, непосредственно принимая активное участие в этнических традициях, проявляющихся в обрядах и материальной культуре таджиков различных древних и современных ис-торико-этнографических регионов Таджикистана. В его школе воспитывалась плеяда ученых исследователей, среди которых выделялись Н.Нурджанов, И.Мухиддинов, М.Д.Хонсуварова, Т.Ф.Аристова и др;

  2. Впервые комплексно показан личный вклад Н.А.Кислякова в разработку сложных проблем истории, культуры, этнических процессов, а также вопросов религиозного верования населения Таджикистана. Среди них необходимо выделить труды, посвященные таджикам Каратегина, Дарваза, Припамирья, Куляба, Сайроба, Кашкадарьи, Исфары, Соха, также патриархально-феодальные отношения среди оседлого населения Бухарского ханства, мифологии Бурха и семейно-брачные отношения таджиков.

  3. Обосновано, что научные выводы Н.А.Кислякова по этническим вопросам Южного Таджикистана до сих пор занимают лидирующее положение в научных кругах;

  4. Представлен ряд неопубликованных и незаконченных работ Н.А.Кислякова, которые находятся в фондах архива МАЭ, РАН, Кунсткамеры в г. Санкт – Петербург.10 Диссертант выявил и систематизировал выверенную опись коллекций, вывезенных Н.А.Кисляковым в Кунсткамеру с целью популяризации этнической истории и культуры горных таджиков, характеризуюшие быт, верования и традиционные обряды таджикского народа. Эти коллекции находятся в фондах отдела Центральной Азии МАЭ РАН им. Петра Великого г. Санкт-Петербурга.

С учетом вышеизложенных положений автор формирует ряд практических рекомендаций по дальнейшему использованию богатейшего научного наследия Н.А.Кислякова для изучения и исследования истории и культуры Таджикистана.

10 Часть этих материалов привезены (в начале октября 2014 года) автором из вышеуказанного архива и обрабатывается с целью их совместной публикации, по рекомендации руководства Кунсткамеры.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке и совершенствовании материалов по истории таджикского народа, а также истории областей и отдельных районов Памира, Северного и Южного Таджикистана, чтении спецкурсов в высших учебных заведениях, при создании учебных и учебно-методических пособий.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при чтении курсов по проблемам этнической истории в ВУЗах, а также для повышения национального самосознания таджикского народа и патриотического воспитания молодежи независимой республики.

Методологической основой исследования составляет принцип объективного освещения деятельности видного историка и этнографа Н.А.Кислякова по изучению проблем истории и культуры Таджикистана. При подготовке диссертации были использованы различные методы исследования исторических трудов - изучение фактов, сравнительно-исторический анализ, описание, сопоставление, обобщение, логико-историческая реконструкция.

Источниковедческая база исследования обширна и многогранна; ее можно разделить на четыре группы.

К первой группе относятся научные труды, очерки, статьи, доклады Н.А.Кислякова, которые являются источником для изучения истории, культуры, этнических вопросов и верований населения на территории современного Таджикистана в древности и средневековье.

Вторая группа охватывает очерки и статьи Н.А.Кислякова, имеющие научно-историческую основу, написанные в художественном стиле. Это научно - популярные очерки и статьи, которые освещают этническое состояние в Северных и Южных районах Таджикистана, а также Припа-мирья, опубликованные в районных, областных и республиканских газетах, журналах «Этнография в СССР», «Этнография в Таджикистане», «Вечерний Ленинград», в сборниках Музея антропологии и этнографии РАН, «Археология в Таджикистане».

К третьей группе относятся архивные документы, находящиеся в фондах Центрального государственного архива Республики Таджикистан, материалы архива Академии наук РТ и личное дело Н.А.Кислякова, находящееся в национальном музее Республики Таджикистан, также, архивные материалы музея археологии и антропологии РАН им. Петра Великого г. Санкт – Петербурга .

К четвертой группе, относятся весьма плодотворные беседы с учениками, друзьями и родными Н. А. Кислякова - докторами исторических

наук, профессорами из Таджикистана - Н. Нурджоновым, М. Хамраевым, Л.Н. Додхудоевой, Шовалиевой М. и научными сотрудниками МАЭ РАН Кунсткамеры Ю.К.Чистовым - директором МАЭ.РАН, Е.А Михайловой -ученым секретарем МАЭ РАН, П.И Погорельским - старшим научным сотрудником МАЭ РАН, В. Н. Кисляковым - сыном Н.А.Кислякова, от-ветственнным редактором ежемесячника «Кунсткамера» и В.Н. Донич -внуком и хранителем личнного архива Н.А.Кислякова, позволившие глубже познать Н.А.Кислякова, его деятельность как выдающегося ученого- исследователя.

Вышеуказанные источники оказали автору неоценимую помощь в написании диссертационной работы.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории Кулябского государственного Университета имени Абуабдулло Рудаки (протокол № 4 от 3 октября 1915 г.) По материалам исследуемой темы автор опубликовал одну монографию, 12 научных статей, 5 из которых опубликованы в журналах, рецензируемых ВАК РФ, в выступление научными докладами на традиционных научно-теоретических и практических конференциях профессор-ско-преподавательского состава КГУ имени А.Рудаки, а также на международных и республиканских конференциях.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Становление Н. А. Кислякова как историка – этнографа

В становление и развитие исторической науки, создание этнографической школы в Таджикистане особое место принадлежит Ленинградской историко-этнографической школе, основателем которой по праву считается Лев Яковлевич Штернберг. Каждый выпускник этой школы, должен получить фундаментальные знания в области истории, этнографии антропологии, археологии, языкознания и фольклористики исследуемого региона. Также, овладеть языком изучаемого народа, получить опыт полевой этнографической работы.

К плеяде Ленинградской историко-этнографической школе относятся такие имена как: С.М. Абрамзон, Г.М. Василевич, И.Н. Винников, Н.И. Гаген-Торн, Э.Г. Гафферберг, Н.П. Дыренкова, К.Л. Задыхина, С.В. Иванов, Н.К. Каргер, Л.Э. Каруновская, Е.А. Крейнович, Л.И. Лавров, Л.Б. Панек, А.А. Попов, Г.Н. и Е.Д. Прокофьевы, Л.П. Потапов, В.И. Цинциус и многие другие. К этой группе ученых-исследователей, принадлежит и один из ее наиболее крупных и ярких представителей – Николай Андреевич Кисляков. Имя которого прочно заняло почетное место среди имен ведущих историков и этнографов XX века как в Росии так и в Тадикистане.

Николай Андреевич Кисляков родился 11 декабря 1901 г. в г.Санкт-Петербурге в дворянской семье. Его отец Андрей Владимирович Кисляков, артиллерийский офицер, дослужился до чина полковника и погиб в феврале 1915 г. на германском фронте, командуя бригадой. Уже посмертно за его воинскую доблесть и заслуги ему было присвоено звание генерал-майора.10

В статье дочери Н.А.Кислякова – Галины Николаевной Кисляковой, напечатанное в 2010 г. в г. Хельсинке в журнале «Euro sapponen» (Воспоминание) под заголовком «Из истории одной русской семьи» написано следующее: «Мой дед Андрей Владимирович Кисляков погиб героически на фронтах 1-ой мировой войны с немцами под г.Гродно. Подробности его гибели, окружение и разгром артиллерийской бригады, которой он командовал, описал С.А.Соколов, который находился при полковнике А.В.Кислякове в качестве ординарца. Посмертно А.В.Кисляков был награжден орденом Святого Георгия 1 степени и чина генерал-майора».11

Мать Н.А. Кислякова Мария Николаевна Кислякова, была дочери шведки Веры Леонардовны д-Орниели и русского чиновника департамента путей сообшения Николя Федоровича Бухман.12 Мать занималась воспитанием детей, которых в семье было трое: Владимир (1899-1921), Николай (1901-1973) и Елена (1904-1985). М.Н.Кислякова была очень образованной женщиной, в совершенстве знала немецкий, французский, шведский и английский языки. В тяжелый послеоктябрский период она работала в издательстве «Всемирная литература» при Комиссариате Народного Просвещения в г. Петрограде (имеется фото и удостоверение №117 от 20.12.1918 г.) на Невском проспекте, в качестве переводчика с немецкого языка. Семья жила обеспеченно. В 1909 и в 1911 гг. еще ребенком Николай побывал в Швейцарии для укрепления здоровья. Он получил хорошее домашнее образование, которое ему пригодилось в дальнейшем. Естественно, что оба сына пошли по стопам отца. Николай был отдан в Первый кадетский корпус, который тогда располагался в Меншиковском дворце, но закончить это престижное военно-учебное заведение ему не было суждено. Революция 1917 г. круто изменила жизнь не только юного Николая, но и миллионов людей. По решению семьи, Николай Кисляков в 16 лет уезжает из Петрограда и в течение четырех лет служит делопроизводителем на строительстве железных дорог. В 1918-1919 годах в Тверской и Новгородской губерниях, а в 1920-1921 гг. в далеком Казахстане. В 1922 г. он несколько месяцев проработал в Москве на капсюльном заводе, а в сентябре того же года был призван в ряды рабоче-крестьянской Красной Армии. В течение трех лет, до осени 1925 г., он служил преподавателем в красноармейских школах Ленинграда и Москвы.13 В 1922- 1925 гг. находился в рядах Красной Армии. Его демобилизовали с в связи с тяжелой болезнью (бронхиальная астма), и он уезжает для лечения в Крым, где зарабатывает на жизнь и служит инструктором районного отдела народного образования в Керчи и в Евпатории и до 1927 преподавал в школах.14

Ему, дворянину по происхождению, мечтавшему в свое время о военной карьере выпускника кадетского училища, приходилось в молодой советской России искать достойное место. Такую же проблему в те годы решали многие представители именитых в прошлом семей. В начале 1927 г. Н.А. Кисляков возвращается в Ленинград и продолжает преподавательскую деятельность в школах для взрослых. Одновременно, в этом же году он поступает в Ленинградский государственный университет, на этнографическое отделение (иранский цикл) географического факультета, где специализируется в области таджиковедения. «Влечение к этой специальности я испытывал с детства», - писал он в своем заявлении

Вклад Н.А.Кислякова в подготовку научных кадров по истории и этнографии Таджикистана

Патриархально-феодальные отношения по крайней мере применительно к Средней Азии до настоящего времени изучались на материале кочевых или полукочевых обществ. Проблема эта для оседлого населения до начала ХХ века оставалась неисследованным. Это и побудило этнографов-таджиковедов взять на себя задачу рассмотрения патриархально-феодальных отношений у оседлого населения, причем объектом работы Н.А.Кисляков выбрал бывшее Бухарское ханство до Октябрской революции, край наиболее отсталый в экономическом и культурном отношении даже по сравнению с другими областями Средней Азии (Бывшего Туркестана).

Термин патриархально-феодальные отношения был впервые применен в 1924 году в работе «Об очередных задачах в национальном вопросе», когда возникла необходимость «помочь отсталых народов окончательно ликвидировать патриархально-феодальные отношения», когда же наряду с указанным был применен и другой термин – «полупатриархальный – полуфеодальный быт»140 Русские этнографы и историки единодушны в том, что понятие «патриархально-феодальные отношения» раскрывается как «феодальные отношения, «осложненные пережитками патриархальных (первобытнообщинных патриархально-родовых) отношений, которые успешно использовались классом феодалов для эксплуатации непосредственного производителя». Вопрос разрабатывался в основном в исследованиях Н.А.Кислякова в отношении кочевых народов Средней Азии. Выбор диктовался еще и тем обстоятельством, что процент кочевого населения в Бухарском ханстве был невелик, основную массу в последний период существования ханство составляло оседлое население.

Из истории отечественной науки известно, что эта проблема была в 1950 году предметом оживленной дискуссии среди историков и этнографов в ходе специальной научной сессии в Таджикистане и на страницах журнала «Вопросы истории». Задачу разработки вопроса на материале конкретного оседлого сельского населения бывшего Бухарского ханства Кисляков определил так: «Формула патриархально-феодальных отношений» фиксирует наличие двух различных видов отношений-патриархальный, с одной стороны и феодальных- с другой, но не определяет характер связи, удельного в каждого из них, не указывают на то, что какие отношения были господствующими, ведущими: сама очередность. Хотя в работе Н.А.Кисляков в какой-то степени касался и горожан, в целом она посвящена сельскому оседлому населению, основанием для этого послужила известная специфика социальных отношений в городе (в частности, большая роль ремесел), которая осложнила бы задачу рассмотрения основных сторон патриархально-феодальных отношений, а также то, что города Бухарского ханство обстоятельно изучены в последнее время О.А.Сухаревой.142

В своем труде Н.А.Кисляков143 осветил и выставил на общий обзор весь «колорит» Бухарского ханства. Исходя из того, что в Бухарском ханстве позднейшего времени господствовали развитые феодальные отношения, «осложненные» патриархальными пережитками, мы во второй главе попытались детально рассмотреть и проанализировать специфику феодального способа производства в ханстве, а в третьей главе показать значение и место патриархального уклада и роль патриархальных пережитков в системе феодальной эксплуатации. Н.А.Кисляков при написании этой работы использовал многочисленные очерки, отчеты и литературу составленные на основании рекогносцировок, проведенных русскими офицерами после присоединения Средней Азии к России в различных районах Бухарского ханства. Эти авторы оставили нам ценнейшие сведения о численнсти и составе населения, его занятиях, административном устройстве, социальном строе, положение трудового народа этого региона.В основном исследования Кислякова Н.А. о патриархально-феодальных отношениях опирается на очерке В.В.Крестовского, члена русского посольства у бухарского эмира – Музаффара, также известных русских администраторов, общественных деятелей и ученых-туркестанцев, как Н.А.Маев, А.П. Хорошхин, Г.А.Арандаренко, А.Гребенкин, Д.Н.Логофет, В.Ф.Ошанин, Снесарев А.Е. и крупнейших востоковедов В.В.Бартольда и А.А.Семенова

При сравнениях и аналогий Н.А.Кисляков использует различного рода акты, служебные записки, дарственных грамот русских исследователей, которые интересуются более ранним периодам ХVII – ХIХ веков.

Изучение Н.А. Кисляковым семейно-брачных отношений у таджиков

По преданиям, которым более 7-8 веков, якобы из Ирана прибыл в Шугнан царь по имени Шахи-Хомуш, вместе с которым прибыли многие мусульмане. Между огнепоклонниками и мусульманами началась вражда перешедшая в войну, в результате которой огнепоклонники и их царь Ках-Ках потерпел поражение.221

Н.А.Кисляков уделял этим поверьям огромное внимание, т.к. он считал, что эти сведения имеют для истории края весьма существенное значение. Эти легенды непосредственно связаны с вопросами о заселение гор, о переселениях в горы, происходящие на протяжение столетий. Кисляков Н.А., сравнивая эти легенды и мифы, с имеющими научными материалами пришел к выводу, что переселение в горы, главным образом с равнин, расположенных на западе, юго-западе и северо-западе, действительно имели место. Большое внимание вопросам переселения и заселения таджиков в гор уделял А.А.Бобринский. По мнению Н.А.Кислякова, А.А. Бобринский провел огромную работу связанную со сводкой о численности переселенцев в горы Таджикистана и особенно Бадахшанского направления. По материалам Н.А.Кислякова горы Таджикистана, в частности горы Каратегина, Дарваза и Припамирья были заселены массовыми и единичными переселениями.222 Основные научные материалы Бобринского А.А. указывают на запад, как основной источник питавший переселение в горы.223

В Каратегине вопрос о заселение края таджиками связан с выселением из него далее к востоку, в далеком прошлом киргизского населения.224 Сравнивая свои исследовательские материалы с данными А.А.Бобринского, Кисляков Н.А. приходит к мнению, что главным источником питавший Каратегин переселенцами-таджиками являлся Дарваз.

Н.А.Кисляков при изучении истории Каратегина и Дарваза ссылается на отсутствие объективных правдоподобных данных, чтобы вышеприведенные поверья, мифы и легенды которые утверждали, хотя бы об этногенезе таджиков обитавших в Каратегине и Дарвазе, их принадлежность и этнический состав населения этого региона. Трудность проблемы заключается в том, что имеющиеся археологические и этнографические материалы по Восточному Таджикистану недостаточны, чтобы мы относили население края к тому или иному племени.

Известный исследователь с мировым именем В.В.Бартольд, указывает на греческие источники, которые относят таджиков этого региона к согдийцам-земледельцам.225 Другой немалоизвестный русский ученый В.В. Григорьев226 считает, что в эпоху Александра Македонского в Каратегине и Дарвазе обитали племена саков, также по его предположениям сам Македонский не доходил до Восточного Таджикистана, хотя некоторые предания утверждают об обратном.

Н.А.Кисляков в своей рецензии на книгу Б. Гафурова «История таджикского народа с древнейших времен до Октяьрьской Революции 1917 г. в кратком изложении» отмечает, что постановка вопроса об этногенезе таджикского народа в нем освещена систематически правильно.227 «Вопрос этот находит у автора, как нам представляется, четкое, правильное и достаточно обоснованное разрешение. В книге хорошо показано на всем протяжении истории таджиков, что процесс образования таджикского народа в дальнейшем его существовании и преобразование в качество этнического целого являются процессом весьма сложным, обусловленным многочисленными факторами общественно-экономического и исторического порядка»228-отмечает Н.А.Кисляков. Говоря об отдаленных предков таджиков, Кисляков Н.А. указывает, что Б.Гафуров ссылается на сложный «процесс племенных и языковых сближений» на основе, которого сложились восточноиранские племена. Б.Гафуров как и Н.А.Кисляков подчеркивает автохтонность восточноиранского населения, которое «сложилось здесь же, на месте, вобрав в себя различные этнические элементы, обитавшие здесь непрерывно с первобытной древности»229, также отмечается и то обстоятельство, что « восточноиранские народности вошли в значительной части составным этническим элементом всех народов Средней Азии не только таджиков, но и тюркоязычных народов, в частности узбеков и туркмен».230

Далее шаг за шагом автор прослеживает процесс «все возрастающего смешения тюрских и восточноиранских народностей Средней Азии, лежащий в основе образования нынешних ее народов»,231 начавшийся по-видимому, в У1 веке н.э. и продолжавшийся почти вплоть до современности.

Н.А.Кисляков о верованиях в традиционных культовых обрядах горных таджиков

Таджикистане Н.А.Кисляков делит на две группы. К первой группе мазаров он относит саму гробницу святого, где над могилой святого строятся здание или надстройка с куполообразной крышей. В этом здании живут шейхи либо персонал ухаживающей за могилой «святого». Обычно над могилой святого вооружаются шесты, либо рога горного козла, либо на ветках деревьев завязывают лоскуты материи. Написанная Н.А.Кисляковым работа «Бурх - горный козел» (1935) относится именно к этой категории мазаров, где покоится «святой». По рассказу, Бобо Ходжа поднял камень и из подземной пещеры появился луч, где сидел святой. «Поднял Бурх вверх голову и сказал: «Ой человек, не бойся. Ты меня должен явить людям. Пойди и собери весь народ от Санг и Хлоза до границ Бохуда и Боршида. Народ принялся делать гробницу Бурху». Сказал Бурх: «Окончите ее в один день». И окончили гробницу в один день354.

Н.А.Кисляков сосредотачивая внимание на мифологию хазрати Бурха с которым ассоциирует объект мусульманского культа в долине Хингоу (Вахио). Мифология Бурха приковывает к себе внимание, потому, что в ней объединены черты подлинной истории и мифа. В рассказах о нем миф и история то следуют друг за другом, то подлинность растворяется в воздухе. Когда миф тяготеет к истории, то Бурх становится современником исторических личностей и повествование наделяется чертами, присущими преданию. И, наоборот, когда история приближается к мифу, «исторический» Бурх становится внуком третьего сына первочеловека Адама - Сифа, или современником коранического Мусы.355

Ко второй группе мазаров различные почитаемые объекты, непосредственно не связанным с похоронением «святого». Однако эти здания были связаны с именем святого, где находились родные. Либо эти места были связаны с воображениями верующих, т.к. «святой» останавливался здесь, либо это след святого «кадамчо».

Мифология хазрати Бурха, с которым ассоциируется объект мусульманского культа в долине реки Хингоу (Вахио). В традиции ираноязычных народов мира вряд ли найдется другая фигура, мифы и сказания о которой были бы столь богаты, разнообразны и противоречивы. В повествованиях Бурх, находясь в эпицентре драматических событий демонстрирует неисчерпаемый и невероятный с точки зрения логики созидательный потенциал, которым обладает человек. Он словно говорит: «Сила, которой обладает человек,-безгранична. Стоит человеку захотеть, величие его духа способно радикально преобразить облик мира». Мифология Бурха приковывает к себе внимание, потому, что в ней объединены черты подлинной истории и мифа. В рассказах о нем миф и история то следуют друг за другом, то подлинность растворяется в мифе, то миф сливается с историей. Когда миф тяготеет к истории, Бурх становится современником исторических личностей и повествование наделяется чертами, присущими преданию. И, наоборот, когда история приближается к мифу «исторический» Бурх становится внуком третьего сына первочеловека Адама-Сифа или современником коранического Мусы (библ.Моисей).

В прошлом одним из основных занятий горного населения была охота. Охотничье искусство, требовало большого профессионализма, почиталась и передавалась из поколения в поколение. Существовало очень много легенд, рассказов, поверий и обычаев, связанных с этим животным. Горный козел почитался, его считают священным. Рога горного козла вешали на стенах мечетей, клали на мазары, прибивали на стены домов. Считалось, что оно приносит благополучие.

Существовал культ козла, следы которого описал Н.А.Кисляков в своей работе «Бурх-горный козел»356. Исследователь предположительно указывает, что культ Бурха возник еще среди первобытных охотников, которой он посветил две статьи, где указывалось об индувидуальной и коллективной охоте. Культ Бурха преследует цель-обратить внимание исследователей на мифологию мусульманского «святого Бурха» как на чрезвычайно интересный сюжет. Н.А.Кисляков попытался раскрыть какие-то тонкие грани между мифологией и преданий Бурха с точки зрения возможной их интерпретации как истории в мифологии этого святого. 357

Мифологию эпонима о Хазрати Бурхе Н.А.Кисляков рассматривает в основном из двух позиций: а) из письменных памятников, б) устных рассказов и преданий, в том числе мифов и рассказов, устно-поэтичских традиций горных таджиков Вахие. По версии Н.А.Кислякова и легенды, зафиксированные другими таджикскими исследователями Хазрати Бурх в Афганистан попадает направляляясь с острова Сарандаб (Цейлон). Однако, Р.Рахимов считает, что в рассказах, который он записал о Хазрати Бурхе фигурирует Бухара.358 Имеются также данные, что появление святого в долине Об и Мазор (долина р. Хингоу) предшествовало его пребывание в Индостане, Арабистане и Египте.359

Насколько также представляют интерес детали в биографии Бурха у А.Шехова, согласно которой Бурх нисходит с горы Тур (Синай). И направляется к своей родине Арасат. В предании называется имя отца святого-Хазрат Хашим Джабали (джабал-горный). Он внук похороненного в пещере горы около Мекки пророка Шаиса- третьего сына Адама. После смерти матери и братьев, святой Бурх оказывается в Боршиде (Вахио-Боло), где скрывается под деревом чабарг 40 лет. В небольшом отрывке легенды, повествующем о связи мифического Бурха с реалью существующей Бухарой, говориться, что « Бурх был ткачем».360 Придя в Бухару, он занялся ткачеством. В сутки успевал соткать на 50 одежд. Эта весть распространилась среди народа, и старейшины Бухары решили произвести расследование, не использует ли он в своем ремесле колдовство.