Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние религиозного фактора на политическую и социально-экономическую жизнь Хорасана и Мавераннахра (IX-XIвв.) Муллоджонов Сайфулло Кучакович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Муллоджонов Сайфулло Кучакович. Влияние религиозного фактора на политическую и социально-экономическую жизнь Хорасана и Мавераннахра (IX-XIвв.): диссертация ... доктора исторических наук: 07.00.02 / Муллоджонов Сайфулло Кучакович;[Место защиты: Таджикский национальный университет].- Душанбе, 2016.- 349 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Источниковедческий и историографический

1.1. Источниковедческая база исследования 19

1.2. Историографический обзор исследуемой проблемы

ГЛАВА Влияние религиозного фактора

II.1. Падение халифата и усиление местных правящих династий 44

II.2. Религиозный фактор в возвышении Саманидов 84

II.З. Религиозная политика Газневидов, Караханидов и Сельджукидов 102

II.4. Роль ислама во внешней политике мусульманских государств IX-XI вв 126

ГЛАВА III. Роль ислама в экономической жизни населения хорасана и мавераннахра 154

III.1. Административно-территориальное деление и религиозные особенности провинций 154

Ш.2. Институт вакфа в Хорасане и Мавераннахре IX-XI вв 175

III.3. Влияние ислама в управление государства и экономике // 193

ГЛАВА IV. Религиозный фактор в социальном положении хорасана и мавераннахра 226

IV. 1.Конфессиональное отношение в городах Хорасана и Мавераннахра... 226

IV.2. Духовенство и его роль в социально-политической жизни Хорасана и Мавераннахра 244

IV.3.Религиозно-еретические движения // 262

ГЛАВА V. Исламский фактор в материальной и духовной культуре хорасана и мавераннахра ІХ-ХІ 280

V.I. Суфизм и его влияние на мусульманское общество Хорасана и Мавераннахра ІХ-ХІ вв 280

V.2. Роль святых мест в культурной жизни Хорасана и Мавераннахра ІХ-ХІ вв 299

Заключение 315

Список использованных источников и литературы. 3

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Объективное изучение политической истории Хорасана и Мавераннахра в IX-XI вв. и анализ их социально-экономического развития не представляется возможным без учета религиозного фактора во всей его сложности, противоречивости и динамичности. В связи с тем, что ныне почти все исторические источники изучаемого периода стали доступными, настало время всестороннего научного исследования событий IX-XI вв., беспристрастного определения роли и влияния религии и религиозного фактора на политическую и общественную жизнь региона, а также научного раскрытия объективных социально-исторических основ позитивного и негативного влияния религии на исторические процессы изучаемого периода. Приход ислама внес определенные изменения в обычаи и нравы населения, а также трансформировал культурную жизнь Хорасана и Мавераннахра. Этот регион в IX-XI вв. рассматривался как территория, населенная правоверными мусульманами.

Главная особенность этой эпохи выражается не только в экономическом подъеме Хорасана и Мавераннахра, но и в коренных изменениях социальной жизни данного региона. IX-XI вв. известны как периоды наивысшего расцвета культуры и религии Хорасана и Мавераннахра.

Влияние религии и духовных традиций на общественно-политическую мысль средневековья – одна из наиболее характерных особенностей изучаемого периода. Религиозные убеждения так глубоко проникли в психологию народа, что его повседневная жизнь и все общественные и гражданские отношения тысячелетиями определялись религиозными правовыми законами. Без учета религиозного фактора политическая деятельность была невозможна, и в той или иной степени религия влияла на различные общественные течения. Основу идеологии социальных протестов составляла религия, а религиозная терминология широко использовалась в народных и социальных выступлениях. Опираясь на религию, идеологи радикального направления настойчиво стремились внушить народу уверенность в своих силах и, следовательно, веру в достижение справедливости и возможности искоренения социального гнета. Восстания являлись признаком существования религиозного и политического фермента на Востоке, и лидеры подавляющего большинства из них искали поддержку у более низких социальных сословий, готовых последовать за любым мессией, пообещавшим вырвать народ из тисков нищеты. Выступления и политический протест под религиозной оболочкой свойственны большинству народов на известной стадии их развития. Однако, во многих случаях религия была только маскировкой, рассчитанной на вербовку лиц для откровенно политических целей.

В наше время особенную остроту и исключительное значение приобретает проблема влияния религии в странах бывшего Советского Союза, где в силу

особенностей социально-исторических условий, религии все еще принадлежит весьма активная, нередко определяющая роль в идеологических процессах, а религиозность составляет едва ли не важнейший элемент социальной психологии широких масс населения. Проблемы, связанные с этими процессами, уходят корнями в историю региона Центральной Азии и Ирана и тесно связаны с его географическими и историко-культурными особенностями. В начале 90-х годов прошлого века игнорирование религиозного фактора привело к трагическим последствиям. Однако, это вовсе не говорит об абсолютизации нами религиозного фактора, ибо это может привести к ошибочным и односторонним выводам.

В связи с вышеизложенным, актуальность исследования роли религиозного фактора в общественной жизни, идеологической борьбе, развитии культуры и общественной мысли народов Хорасана и Мавераннахра в указанный исторический период очевидна. Эта важная, сложная и малоизученная тема нуждается во всесторонней разработке и серьезном научном анализе.

Начиная с Х века и последующие столетия, наряду с феодальной земельной аристократией, ортодоксальное мусульманское духовенство являлось опорой существующих режимов. Духовенство всегда играло центральную роль в возвышении и падении средневековых государств на территории Хорасана и Маверанахра. Противоречия интересов между господствующим классом, в том числе между мусульманским духовенством и зажиточным слоем общества в Хорасане и Мавераннахре, существовало на протяжении многих веков. Однако в науке отсутствует специальное диссертационное исследование о влиянии религиозного фактора на социально-политическую историю названного региона. Актуальность данной темы заключается также в необходимости освещения и непредвзятом научном анализе прошлых исторических событий для того, чтобы реально осмыслить процессы, происходящие ныне на территории Средней Азии, Афганистана и Ирана.

Все это послужило основным мотивом выбора темы исследования и обоснования ее актуальности. Исследование этого вопроса имеет большое значение не только для изучения истории таджикского народа, но и для сопоставительного анализа с историей Ирана, Афганистана и истории других народов Центральной Азии. Изучение истории взаимоотношений правителей IX-XI вв. с исламской религией, мусульманским духовенством, представителями суфизма и другими существовавшими конфессиями как тема исторического исследования представляет не только научный интерес, но и имеет большой познавательный характер.

Степень изученности проблемы. Заслуга историков и востоковедов прошлого века в изучении политической, социальной и культурной жизни Хорасана и Мавераннахра IX-XI вв. бесспорно велика. В прошлом столетии углубилось и расширилось изучение исторических источников, что способствовало, в частности, выведению объективной оценки важным политическим и социально-экономическим преобразованиям в Хорасане и

Мавераннахре, точному описанию отдельных этапов и итогов правления Саманидов и их наследия.

Накопился богатый фактический материал в виде переводов нарративных источников, публикаций актовых документов и отдельных исследований, что имеет огромное значение для углубленного исследования ряда вопросов политической, социально-экономической и культурной истории Хорасана и Мавераннахра изучаемого периода.

Исследуемая проблема в отечественной историографии не являлась предметом комплексного исследования, хотя некоторые её аспекты изучались учеными разных стран. Исследование влияния религиозного фактора на политическую и социально-экономическую жизнь народов Хорасана и Мавераннахра в историографии этого периода имеет свои этапы изучения. Исходя из этого степень изученности темы можно разделить на три этапа:

Первый этап охватывает 1900-1945 годы, когда в разных странах мира возник особый интерес к изучению средневековой истории и культуры народов Востока, в том числе истории таджикского народа. Из работ этого периода следует отметить труды В.В. Бартольда1. Среди широкого круга вопросов ученым были исследованы и проблемы религиозной жизни, в частности проблемы распространения и развития зороастризма, буддизма, христианства и ислама на территории Хорасана и Мавераннахра в контексте их политической жизни. Книга швейцарского востоковеда А.Меца2 (1869-1917) представляет собой свод материалов, раскрывающих разные стороны исторического и культурного развития «арабской империи», куда входили Хорасан и Мавераннахр. В работе, кроме политической истории, управления, финансовой политики, автор исследует вопросы религиозной жизни и духовной культуры. Отдельные аспекты исследуемой темы изучались М. Назимом3 и А.Ю. Якубовским4, что нашло отражение в их публикациях.

Второй этап охватывает 1946-1991 годы. Он связан, прежде всего, с научной деятельностью известного таджикского ученого Б.Г. Гафурова5. Значительное место в научном творчестве ученого занимает исследование различных аспектов культуры народов Хорасана и Мавераннахра в раннем средневековье. Научные изыскания Б.Г. Гафурова начинались с защитой кандидатской диссертации на тему «История секты исмаилитов с начала XIX века до первой мировой империалистической войны». В последствии ученый в своих трудах постоянно обращался к религиозной тематике. Анализируя социально-экономические и культурные аспекты жизни таджиков в средние века, он затрагивает вопросы, связанные с распространением ислама, о роли мусульманского духовенства в средневековом обществе, истории возникновения и распространения суфизма в

1 Бартольд В.В. Ислам. Т. VI. -М.: Наука, 1966. -С. 81-142; Его же: Культура мусульманства. //Соч. Т. VI. -С.143-
206; Его же: Бартольд В.В. К истории Саффаридов. //Соч. т. VII. -М., 1971. -С. 337-353.

2 Мец А. Мусульманский ренессанс. Перевод с немец. и предисловия А.Е. Бертельса. -М., 1966.

3 Nazim M. The life and times of Sultan Mahmud of Ghazna.-Cambrige, 1931.

4 Якубовский А.Ю. Махмуд Газневи: к вопросу о происхождении и характере газневидского государства, //Фирдовси, 934-
1934, -Л., 1934. -С.51-96.

5 Гафуров Б.Г. О причинах возвышения и падения Саманидов. //Советское востоковедение. 1958. №1. -С. 51-55; Его же:
Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. -Душанбе, 1989.

Хорасане и Мавераннахре, влияния суфизма на научное и литературное наследие таджикского народа. Из работ этого периода особое внимание привлекают труды Э. Брауна, К.Э. Босворта, Р. Фрая, Р.В. Буллиета, В. Модлунга, А.Е. Бертельса, И.П. Петрушевского, Л.Г. Строевой, Б.Н. Заходера, А.Г. Тагирджанова, С.Г. Агаджанова, С. Нафиси, З. Сафо, Н. Негматова, М. Рованди, Х. Халили, Т.С. Саидбаева, Т. Кадыровой и С.М. Прозорова1. Хотя главное место в трудах этого периода занимали общие проблемы истории и культуры, тем не менее, изучению религиозного фактора также уделялось определенное внимание.

Третий этап охватывает 1991-2014 годы. Следует отметить, что если во втором этапе исследовались в основном общие вопросы, связанные с религиозной жизнью народов Хорасана и Мавераннахра разных периодов, то в третьем этапе преимущественное внимание уделялось роли религии в политической и социально-экономической жизни регионов и конкретных периодов. Значительный вклад в исследование изучаемой проблемы внесли ученые А.Д. Кныш, Дж. Гросс, Ф. Дафтари, К. Олимов, А.К. Муминов, К. Гани, Г. Инсофпур, А. Зарринкуб, А. Хакикат, М. Ноджи, Р.Джафариян, А. Гуфрани, А. Шамолов2 и др. Этот период характеризуется, прежде всего, преодолением долгое время господствовавшего стереотипа об исключительно отрицательном влиянии религии на общественную жизнь народов на протяжении истории.

Здесь нет необходимости перечислять все публикации, освещающие интересующие нас проблемы, ибо они приведены в отдельной главе диссертации. Мы ограничились только наиболее значимыми из них, имеющими непосредственное отношение к исследуемой теме.

Исторически религия оказывала огромное влияние на социально-политические процессы общества в целом, а влияние же религиозного фактора на социально-политическую историю Хорасана и Мавераннахра было довольно сложно и многогранно. Поэтому если в работах вышеупомянутых ученых и

1 Браун Э. История литературы Ирана. Перевод М. Солех. -Тегеран, 1358; Bosworth C. E. The Chaznavids their empire in
Afganistan and Esatern Iran 994-1040. -Edinbirgh, 1963; Шпулер Б. История Ирана в первые два века ислама. Перевод М.
Мирахмади. -Тегеран, 1386;Фрай Р.Н. Наследие Центральной Азии. От древности до тюркского нашествия. Перевод с англ.
Л.Н. Додхудоевой. -Душанбе, 2000; Bulliet R.W. Conversion to Islam in the Medieval Period: An Essay in Quantitative History. –M,
1979; Модлунг В. Исламские секты. Перевод А. Сирри. -Тегеран: Асотир, 1377; Бертельс А. Е. Насир-и Хосров и
исмаилизм. -М., 1959; Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV веках. (Курс лекции). -Л., 1966; Заходер Б.Н.
Мухаммад Нахшаби. К истории карматского движения в Средней Азии в Х в. //Ученые записки МГУ. Вып. 41. -М.,
1940. -С. 96-112; Тагирджанов А.Г. Рудаки. Жизнь и творчество. История изучения. -Л., 1968; .Агаджанов С.Г. Государство
сельджукидов и Средняя Азия в XI-XII вв. -М., 1991; Нафиси С. Среда, жизнь и творчество Рудаки. -Тегеран, 1341; Сафо 3.
История литературы в Иране. -Тегеран, 1332; Негматов Н.Н. Таджикский феномен: история и теория. -Душанбе, 1997;
Рованди Муртазо. Социальная история Ирана. -Тегеран, 1356; Халили Х. Царство Газневидов. -Кабул, 1333; Саидбаев Т.С.
Ислам и общество. Опыт историко-социологического исследования. М., 1978; Кадырова Т. Из истории крестьянских
движений в Мавераннахре и Хорасане в VIII – начале IX в. -Ташкент, 1965. Прозоров С.М. Арабская историческая литература
в Ираке, Иране и Средней Азии VII – середине X в.) (шиитская историография). -М., 1980.

2 Дафтари Ф. Краткая история исма’илизма: Традиции мусульманской общины. Пер. с англ. Л.Р. Додихудовой, Л.Н.
Додихудоевой. -М., 2003; Олимов К. Хорасанский суфизм. -Душанбе, 1994; Муминов А. К. Роль и место ханафитских ‘улама
в жизни городов Центрального Мавераннахра (II-VII | VIII-XIII вв.). Автореф. дисс. докт. историч. наук: -Ташкент, 2003; Гани
К. История суфизма в исламе. -Тегеран, 1380; Инсофпур Г. Государственной устройство в Иране от ислама до моногольского
нашествия. -Тегеран, 1354; Зарринкуб А. История иранского народа. С конца правление Сасанидов до конца Буидов. -
Тегеран, 1367; Хакикиат А. История религиозных движений в Иране. -Тегеран, 1367; Ноджи М. История и цивилизация
ислама на территории Саманидов. -Душанбе, 2011; Джафариян Р. Исторические статьи. -Тегеран, 1374; Гуфрони А.
Исламская цивилизация в Мавераннахре: от падение Саманидов до нашествие монголов. -Кум, 1387; Шамолов А.
Мавераннахрский калам. -Душанбе, 2013.

рассматривались её отдельные грани, то все равно они не могли дать полномасштабной картины этого явления, ибо это не входило в их задачу. Поэтому в науке до сих пор отсутствуют специальные работ, освещающие религиозно-политическую ситуацию в Хорасане и Маверанахре IX-XI вв.

Таким образом, анализ доступной нам литературы показал, что большинство работ затрагивают общие вопросы. Отсюда вытекает, что до сего времени в современной истории и востоковедении отсутствовали исследования, по вопросам влияния религиозного фактора на социально-политическую историю. Естественно, в круг такого диссертационного исследования должны быть включены вопросы предпосылок принятия ислама народами Хорасана и Мавераннахра и его последствия.

Анализ существующей литературы достаточно ясно показывает, что различные проблемы истории и культуры Хорасана и Мавераннахра в X-XI вв. не раз затрагивались в отдельных исследованиях историков, археологов, этнографов и антропологов, архитекторов, однако комплексное их изучение не проводилось. Это связано, может быть, с тем, что ученые не ставили перед собой такой задачи. По всей вероятности, из-за отсутствия или недоступности в то время ряда первоисточников, тогда еще не обнаруженных или неизданных, или же по неким другим неизвестным причинам, отдельные авторы использовали для своих работ лишь часть материалов, касающихся непосредственно данной проблемы.

Исторически религия оказывала огромное влияние на социально-политические процессы в обществе, а влияние религиозного фактора на социально-политическую историю Хорасана и Мавераннахра довольна сложно и многогранно. Если в работах вышеупомянутых ученых и рассматривались её отдельные грани, то все равно они не могли дать полномасштабной картины этого явления, ибо это не входило в их задачу. Поэтому в исторической науке до сих пор отсутствуют специальные работы, освещающие религиозно-политическую ситуацию в Хорасане и Маверанахре X-XI вв.

Цель и задачи исследования. Основной целью настоящего исследования является изучение предпосылок коренных изменений в социально-политической истории Хорасана и Мавераннахра в IX-XI вв., влияние религиозного фактора на ход исторических событий названного периода и преемственность традиций в развитии государственных образований X-XI вв. Для исследования предпосылок изменения религиозных убеждений населения Хорасана и Мавераннахра диссертант обратил серьезное внимание на изучение истории религиозных потрясений доарабского завоевания.

Диссертант также поставил перед собой цель исследовать значимость роли религиозных убеждений предков таджикского народа в социальных протестах против арабских завоевателей и последующих антиарабских движениях. В исследовании обращено внимание изучению вклада представителей средневекового образцового общественного слоя таджикского народа в становлении распространении и совершенствовании ислама.

Для достижения цели диссертант стремился решить следующие задачи:

проанализировать проблему политизации религии в доисламский период Хорасана и Маверанахра;

на основе данных источников и литературных произведений показать состояние духовной жизни Хорасана и Мавераннахра в изучаемый период;

показать закономерности связей религии с идеологией в социально-политических движениях в IX-XI вв.;

рассмотреть роль религии в государственном устройстве Саманидов, Газневидов и Сельджукидов;

-показать положительную и отрицательную роль мусульманского духовенства в социально-политических событиях названного периода на территории Хорасана и Мавераннахра;

-на конкретных исторических примерах показать последствия вмешательства религиозных деятелей и представителей суфизма в государственные дела;

-отразить влияние религии на судьбу таджикского народа в исследуемый период и показать его последствия;

-выявить причины социальных потрясений в Хорасане и Мавераннахре в IX-XI вв.;

Исследуя данные проблемы, диссертант надеется, что материалы работы и сформулированные выводы в диссертации в дальнейшем будут способствовать углубленному и беспристрастному изучению истории таджикского народа данного хронологического периода.

Источниковая база исследования. Важнейшие исторические процессы исследуемого периода нашли отражение в разнообразном фактическом материале письменных источников. Отсюда понятна та большая значимость, которую приобретает всестороннее изучение дошедших до нас сочинений восточных авторов, бывших в большинстве своем современниками и даже очевидцами происходивших событий.

Источники по истории Хорасана и Мавераннахра IX-ХI вв. многочисленны и разнообразны. Политические и социально-экономические процессы, культурные и межконфессиональные взаимоотношения и перемены, характерные для IX-ХI в., широко отражены в обширных письменных первоисточниках, написанных в основном на арабском и персидском языках. Большинство источников были написаны в Хорасане и Мавераннахре, а также в Иране, Ираке и Египте. Приводимые в диссертации источники свидетельствуют о наличии давних политических, торгово-экономических и культурных связей между этими странами, которые лишь периодически нарушались отдельными военными столкновениями.

В данной работе рассматриваются известные и ранее неизвестные, а также не привлекавшиеся к анализу арабские и персидские письменные источники для изучения религиозно-политической истории Хорасана и Мавераннахра IX-XI вв. В диссертации отражены моменты из первоисточников, которые впервые использованы и введены в научный оборот в нашей диссертации.

Из огромного числа источников диссертант выбрал 20 наиболее ценных и важных из них. Это: «История Бухары» Абубакра Наршахи, «ал-Фехрист» Ибн

Надима, «Масалик ва-л мамалик» ал-Истахри, «Сурат ул-арз» Ибн Хаукаля, «Худуд ул-алам», «Ахсан ут-такасим фи ма’рифат ал-акалим» Макдиси, «Китаб му’джам ал-булдан» Йакута ал-Хамави, «Мурудж уз-захаб» Мас’уди, «Та’рихи Йамини» Джарфадкани, «Та’рих-и Мас’уди» Абулфазла Байхаки, «Зейн ал-ахбар» Абдулхайя Гардизи, «Сиасат-намэ» Ходжа Низам ал-Мулька, «Та’рих-и Нишобур» Хокима ан-Нишабури, «Йатимат уд-дахр фи махосини ахл ил-’аср» ас-Саалиби, «ал-Ансаб» Сам’ани, «Асрар ат-тавхид фи макамат шейх Аби Са’ид» Мухаммад Мунаввар, «Ахбар ад-давлат ас-сельджукийа» Садраддин ал-Хусайни, «Ал-Камил» Ибн ал-Асира, «Мулхакат ас-Сурах» Джамал ал-Карши.

Авторами первоисточников по истории Мавераннахра, Хорасана и Ирана IX-ХI в. были в основном придворные историографы, занимавшие определенное политическое положение во властных структурах и имевшие широкий доступ к государственным документам. Придворные историографы составляли свои труды по прямому указу правителей или для получения за свои поиски шахской милости и награды и, вполне естественно, что они описывали исторические события не беспристрастно и необъективно. Поэтому при анализе источников были использованы традиционные для исторической науки принципы и методы: принципы историзма и объективности, методы сравнительно-исторического и комплексного анализа.

Археолого-нумизматические данные, которые были использованы в диссертации в известных случаях уточняют и дополняют письменные известия по отдельным вопросам политической и социальной истории изучаемого периода.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной исторической науке осуществлено самостоятельное исследование о роли и влиянии религии на политические и социально-экономические процессы Хорасана и Мавераннахра в IX-XI вв. События тысячелетней давности, происходившие на территории Мавераннахра, Хорасана и Ирана давно привлекали внимание маститых востоковедов и известных историков и нередко вызывали среди них противоречивые толкования. В диссертации, на основе широкого использования первоисточников, сопоставления исторических фактов и сведений, а также изучения научных трудов, предпринята попытка системного и комплексного анализа политической, социально-экономической и культурной жизни данного региона. Впервые вводятся в научный обиход ранее не использованные отрывки из оригинального источника, «История Мас’уда» Абулфазла Байхаки, проливающий свет на идеологию и социальную структуру средневекового города, подготовленный к изданию автором диссертации.

Научная новизна диссертационной работы также заключается в том, что в ней:

на основе данных источников показано состояние духовной жизни Хорасана и Мавераннахра в изучаемый период;

показаны основные факторы неразрывной связи исламской религии с правящей идеологией Хорасана и Маверанахра в X-XI вв.;

определена роль мусульманского духовенства в политических процессах Хорасана и Мавераннахра изучаемого периода;

отражено место религии в государственном устройстве Хорасана и Маверанахра в X-XI вв.;

выявлена роль религии в государственном устройстве Саманидов, Газневидов и Сельджукидов;

изучена роль ислама во внешней политике государств IX-XI вв.;

показаны позитивные и негативные религиозные факторы в социально-экономической жизни Хорасана и Маверанахра в X-XI вв.;

отражена роль святых мест в духовно-культурной жизни населения Хорасана и Мавераннахра в изучаемую эпоху;

введены в научный оборот новые материалы, восполняющие пробелы в освещении вопроса влияния религиозного фактора на политическую и социально-экономическую жизнь Хорасана и Мавераннахра;

- сформулированы предложения для дальнейшего изучения данной
исторической проблемы.

Хронологические рамки исследования охватывают политические, социально-экономические и культурные процессы, происходившие в IX-XI вв. В середине Х в. границы арабо-мусульманского государства простирались от Китая и Индии до Пиренеев. Несмотря на монолитность, арабо-мусульманская империя стала быстро распадаться на независимые области. Возникли местные государственные образовании, в том числе государство Саманидов в Хорасане и Мавераннахре. Другая персидская династия Буидов, захватив в 945 г. политическую власть в Багдаде – центре империи, свела роль халифа к функции «жреца». В это время начинается экспансия Фатимидов из Магриба. Завершающим этапом этого периода было установление тюркской династии Сельджукидов в Хорасане, Мавераннахре, Иране и Багдаде (1055 г.), лишившей халифат реальной власти и покончившей с правлением шиитской династии Буидов, что привело к преследованиям и гонениям участников оппозиционных течений.

Географические рамки исследования охватывают территории Мавераннахра и Хорасана, кроме того в работе затрагиваются вопросы политических и культурных взаимоотношений Хорасана и Мавераннахра с Ираном, Ираком и отчасти Египтом, что вызвало необходимость несколько расширить установленные рамки, повлекшие за собой масштабное освещение взаимоотношений Хорасана и Мавераннахра с сопредельными странами в исследуемый период.

Методологической основой диссертации является принцип историзма, позволяющий рассматривать факты и исторические события в соответствии с конкретной исторической обстановкой в их диалектической взаимосвязи и обусловленности. Системный подход к анализу явлений обязывает автора придерживаться максимально беспристрастного и объективного рассмотрения исторических событий.

В основе научной концепции автора лежат опыт и схема классических образцов исследования таких известных ученых, как В.В. Бартольд, Б.Г.Гафуров,

И.П. Петрушевский, К.Э. Босворт и других, придерживавшихся принципов академического подхода к объектам исследований.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что оно способствует дальнейшему изучению и объективному освещению истории Хорасана и Мавераннахра X-XI веков, формированию целостной научной картины истории таджикского народа X-XI вв., содействует дальнейшему объективному освещению его социально-экономической жизни и духовной культуры в данный период. Материалы, научные положения и выводы, сформулированные в диссертационном исследовании, могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории народов Центрально-азиатского региона и Ирана, а также при составлении учебных программ, пособий для чтения лекций, спецкурсов на исторических факультетах вузов как в Республике Таджикистан, так и за ее пределами.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Несмотря на то, что арабское завоевание нанесло тяжелый удар высокой
культуре народов Хорасана и Мавераннахра, оно сыграло объединяющую роль в
социально-экономической жизни народов, вошедших в состав исламской
империи стран Востока, и самым важным последствием этого завоевания было
распространение ислама в этих регионах.

2. Первые Саманиды, пришедшие к власти в IX в., не были сильно
религиозными, но впоследствии их духовная жизнь была сильно связана с
религией ислама.

  1. При Газневидах, Караханидах и Сельджукидах религия использовалась как инструмент усиления влияния власти среди населения.

  2. В межгосударственных отношениях периода IX-XI вв. деятельность ряда государств была направлена не только на решение политических и экономических, но и религиозных проблем. Рост количества приверженцев одной из религий в той или иной стране впоследствии использовался в качестве рычага политического и экономического давления.

  3. Периодически возникающие трения и конфликты между правящей администрацией и широкими народными массами, которые зачастую разгорались под религиозными лозунгами, в определённой степени способствовали быстрому захвату Хорасана и Мавераннахра арабскими завоевателями.

  4. Принятие единой религии не привело к единству и территориальной целостности региона, так как противоречия в обществе, кроме всего прочего, имели также социально-экономические корни.

  5. Институт вакфа оказывал заметное влияние на повышение жизненного уровня малообеспеченных и низших слоев населения.

  6. Структура государственного управления Хорасана и Мавераннахра в IX-XI вв. была построена на основе лучших традиций иранских (таджикских) систем и большая часть управленческих подразделений и придворных структур, перешедших от Сасанидов к Аббасидам впоследствии дошли до местных династий Хорасана и Мавераннахра. Что же касается идеологической политики

государственного управления, то она осуществовалась на основе исламских ценностей.

  1. Несмотря на строгости контролирующих учреждений и государства, многие из правовых норм шариата игнорировались или выполнялись частично, так как вместе с мусульманами там проживали и представители других религиозных меньшинств, которые вносили определенный вклад в социально-экономическую, а иногда и политическую жизнь края.

  2. Духовенство оказало огромное влияние на различные общественные слои и держало в духовном порабощении народные массы, в чем была очень заинтересована центральная власть.

11. Укрепление позиций мусульманского духовенства, начавшееся в
середине Х столетия, завершилось образованием династии Садров в Бухаре, в
последующие эпохи сыгравшая заметную роль в истории политической и
религиозной жизни Мавераннахра.

  1. Несмотря на то, что суфизм отражал чаяния ремесленных, крестьянских кругов и бедных слоев общества, он не был сугубо религиозно-мистическим, аполитичным движением и воспитывал их в духе пассивности и смирения, и этим помогал власть имущим сохранять в неприкосновенности сложившийся порядок. Суфизм IХ-ХI вв. оказал сильное влияние на дальнейшее развитие общественно-политической мысли таджикского народа.

  2. Возникновение большинства святых мест на территории Хорасана и Мавераннахра было связано с доисламскими воззрениями и традицией культа святых мест, многие из которых почитаются и современными верующими.

Апробация работы. Основные положения исследования были изложены на международных, региональных и республиканских конференциях и симпозиумах: «Культурное наследие просторов Центральной Азии и Евразии» (Ашхабад, Туркменистан, май 2001); «Духовная культура иранцев» (Тегеран, Иран, 2004); «Теория и практика гендерного образования» (Душанбе, Таджикистан, 2004); «Религиозная идентичность, Ислам и миростроительство» (Душанбе, Таджикистан, 2007); «Культурное наследие – источник изучения истории, культурного и духовного возрождения мира» (Ашхабад, Туркменистан, март 2007); «Махтумкули и духовно-культурные ценности мира» (Ашхабад, Туркменистан, май 2008); «Эпоха нового возрождения и древняя история Дехистана» (Ашхабад, Туркменистан, август 2008); «Национальный фольклор народов Центральной Азии и проблемы духовного обновления общества» (Нукус, Узбекистан, 2008); «Рудаки и мировая культура» (Душанбе, Таджикистан, сентябрь 2008); «Евразия: диалог культур и поколений» (Астана, Казахстан, апрель 2010); «Формирование туркменского народа и история мировой культуры» (Ашхабад, Туркменистан, февраль, 2011).

Проблемы социально-политической истории Хорасана и Мавераннахра IX-XI вв. затрагивались автором на научных сессиях трехгодичной международной летней школы проекта ReSET «Социальная история Центральной Азии» (Алматы, Казахстан, 2010, 2011, 2012 гг.). Диссертант также выступал с докладами на ежегодных научных конференциях профессорско-12

преподавательского состава Таджикского национального университета (2001-2015 гг.).

Материалы и выводы реферируемой работы были включены в тексты многотомного академического издания «Истории таджикского народа» (т. III, Душанбе, 2013), опубликованы в статьях Таджикской национальной энциклопедии. Изданные монографии, на основе обобщения которых выполнена диссертация, использовались при чтении спецкурсов по средневековой истории в ВУЗах Республики Таджикистан.

По материалам исследования опубликованы две монографии, более 60 научных статей, опубликованных в Таджикистане, Иране, Казахстане, Узбекистане и Туркменистане на русском, таджикском, персидском, английском и туркменском языках.

Диссертация обсуждена на совместном заседании кафедры истории древнего мира, средних веков и археологии и кафедры истории таджикского народа (протокол № 11 от 30 июня 2015 г.) и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Историографический обзор исследуемой проблемы

IX-XI вв. - важнейший период в истории народов Хорасана и Мавераннахра. Бурные политические события - распад арабского халифата и образование местных (ираноязычных) государств (Тахиридов, Саффаридов, Саманидов, Зияридов, Бундов), смена правителей и династий, вторжений тюркских племена и образование тюркских династий (Караханидов, Газневидов и Сельджукидов), изменения в социально-экономической и культурной жизни, в том числе завершение процесса исламизации общества -неполный список темы рассматриваемого времени. Эти события истории нашли отражение в письменных источниках, без использования которых изучение истории Хорасана и Мавераннахра невозможно.

Много интересного исторического материала по истории Хорасана и Мавераннахра VIII - начало X вв. содержится в историческом сочинении «Тарих ар-русул ва-л мулук» (Таърихи Табари) («История пророков и царей») знаменитым историком ат-Табари1. Ат-Табари жил в Иране и Ираке. Повествование у этого историка начинается с «сотворения мира» и заканчивается событиями 915 г. В «Тарих ар-русул ва-л мулук» (далее «Таърихи Табари) встречается редкие сведения, свидетельствующие о набегах арабов на Хорасан и Мавераннахр, грабежах мирного населения, распространении ислама, о религиозных (еретических) движениях, предпосылках возникновения местных династий и т.д. Сам ат-Табари впоследствии стал жертвой религиозного фанатизма. Сочинением Табари пользовался Абу Али Ахмад ибн Мухаммад ибн Мискавейх при написании своей истории под названием «Тажариб ал-умам» («Опыты народов») . Ибн Мискавейх повествует о событиях о «сотворении мира» до 980 г. Ценными для нашего исследовании являются его сведения о взаимоотношениях Саманидов с Багдадскими халифами и персидской династией Бундов.

В конце X в. был составлен обширный библиографический труд Абу-л-Фараджа Мухаммада ибн Исхака ан-Недима «ал-Фихрист» («Оглавление»). Труд ан-Недима, в персидском переводе был нами использован широко . Этот труд всегда останется настольной книгой для каждого, изучающего какую-нибудь отрасль арабской литературы; кроме того, мы находим в нем немало драгоценных общеисторических сведений, которых нет в других источниках.

Рядом с исторической литературой уже в IX в. существовала и географическая, к которой относятся как сочинения путешественников, желавших удовлетворить любознательность публики рассказами о малоизвестных землях, так и написанные ради государственных потребностей официальные дорожники и статистические сочинения о доходности различных областей. Самый древний из этих трудов принадлежит Ибн Хордадбеху (Убейдаллах ибн Абдаллах ибн Хордадбех) написанной во второй половине IX в. Дед - Хордадбеха по сообщению Ибн ан-Надима, исповедовал сначала религию Зороастра, но впоследствии, при содействии одного из Бармекидов, принял ислам. Дед его был представителем знатного феодального рода и пользовался репутацией человека влиятельного. Отец автора Абдуллах -человек, известный своей храбростью, в 816-819 гг. занимал высокую должность правителя Табаристана, завоевал принадлежащие Дейлему Лариз и Ширриз и «присоединил их к землям ислама». Он же покорил горную часть Табаристана и изгнал оттуда выступившего против халифата Шахрийара, сына Шарвина. Продолжая традиции своего рода, Ибн Хордадбех получил всестороннее и блестящее для своего времени образование. Высокое Абу Али Мискавейх ар-Рази. Тижараб ул-умам. Перевод Абулкасым Имоми. Тегеран, 1381. положение, занимаемое его отцом, близость ко двору халифа, а вероятно, и степень его образованности дали Ибн Ходадбеху немаловажную для своего времени должность - чин начальника почты в провинции Джибал. Эта должность называлась сахиб ал-барид ва-л ахбар (начальник почты и осведомления). «Книга путей» написана в Самаре (Ираке) не позже 873 г. Другой арабский географ Ибн Хаукаль в своем труде «Китаб сурат ал-ард» («Книга картины земли») (середине X в.) сообщает о религиозных обрядах жителей Хорасана и Мавераннахра, и о христианах, перехавших жить в Мавераннахре.

В нашей работы мы больше опирались на географическое сочинение Ахсан-ут-такасим фи ма рифати-л акалим (Наилучшее распределение для познания стран) Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад ибн Абубакр ал-Макдиси (ал-Мукаддаси). Свое сочинение на арабском языке он написал в конце X в. Ал-Макдиси в своем предисловии перечисляет предшествующих авторов, но в основу своего труда он положил личные наблюдения. Особенно ценными для нашего исследования являются «статистическая» часть, дающая представлении о население области, его религиозном и нравственном состоянии, экономическом, общественном и культурном быте и политическом устройстве. Вслед за описанием климата рассматриваются прежде всего религиозная принадлежность населения, господствующие толки и секты, принятые канонические разночтения Корана, упоминаются ученые знатоки права (факихи), места паломничества; перечисляются занятия населения, уделяется значительное внимание племенному составу населения, дается характеристика языка (арабского, иранских наречий). Богатые материалы ал-Макдиси отличаются большой точностью. При этом он далек от идеализации средневековых порядков, правителей и феодального быта. В нашем исследовании были использованы персидский перевод сочинения, а также его отрывки на русском языке . Также следует отметит географическое сочинение неизвестного автора «Худуд ал-алам» (Границы мира), написанное в 982-83 г. на персидском языке для одного из саманидских вассалов, гузганского владетеля Абу-л-Хариса Мухаммада ибн Ахмада ибн Феригуна. Главное значение его заключается в том, что в ней подробно, говорится о немусульманской части Мавераннахра. Это - первая крупная энциклопедия сведений о странах и народах мира, написанная на языке, на котором говорило в X в. население Хорасана и Мавераннахра.

В Х-XIII вв. в странах мусульманского Востока успешно развивается жанр так называемой региональной историографии. Появляется серия трудов, посвященных крупным областям и городам. Особенного расцвета это локальная историография достигла в Иране, Хорасане и Мавераннахре. сочинения, посвященные истории отдельных городов. Создаются труды по истории Балха, Бухары, Самарканда, Табаристана, Мерва, Хорезма. Однако большинство этих сочинений не дошли до нашего времени. Среди тех произведений, которые сохранились доныне, можно выделить истории таких городов и регионов как Бухары, Систана, Нишапура, Байхака и Табаристана.

Религиозная политика Газневидов, Караханидов и Сельджукидов

После образования Аббасидского халифата арабские племена потеряли свою организацию и свою значимость. Многие из них ассимилировались с местным оседлым населением, и термин мавали, как клиентов племени, более не зафиксирован в источниках. Другая перемена состояла в том, что арабские завоевания объединили различные ираноязычные народы в единое политическое целое - Халифат - первый раз со времени Ахеменидской империи. Сасаниды, арабы, повлияли на Центральную Азию, но ислам спаял Центральную Азию значительно сильнее, чем-либо иное прежде. Наконец третьей переменой было перемещение центра управления из Хорасана в Ирак. С этого момента правитель Хорасана был ответствен только перед халифом в Багдаде, но со времен он становится более независимым .

Важнейшим свидетельством роста влияния ираноязычных народов на дела Халифата может служить возвышение Бармакидов при халифе Харун ар-Рашиде (786-809). Представители этой династии Яхья и его сыновья аль-Фадл и Джа фар неоднократно назначались губернаторами провинций, в т.ч. Ирака, Азербайджана и Армении, Табаристана и Хорасана. Мудрые и опытные политики, Бармакиды всячески старались добиться известной консолидации в мусульмансокм обществе, дабы предотвратить возможный распад государства. Предметом их особого беспокойства было положение в восточных областях Халифата, а также проблема взаимоотношений Аббасидов с Алидам1 .

Особое внимание Бармакиды уделяли иранским областям империи. В силу своего происхождения они, вероятно, сочувствовали возрождению национальных чувств в Хорасане и других восточных областях и были озабочены тем, как улучшить условия жизни обитателей этих провинций. 58

Порой это вызвало недовольство халифа, с подозрением наблюдавшего за процессами национального подъема в иранских провинциях .

Бармак в 725 г. по поручению омейядского наместника Асад б. Абдуллаха восстановил разрушенный Бал3 . В истории ислама это пожалуй единственный пример того, что арабский наместник уничтожил арабский город и за счет его восстановил город домусульманский. По заключению академика В.В. Бартольда торжество персидской культуры, или как он называет это «первой большой победой над завоевателями» именно в буддийской стране является не случайным, т.к. степень образованности там, под влиянием культуры Индии, была выше, чем в рыцарском государстве Сасанидов и здесь образование, еще больше, чем государство Сасанидов было проникнуто церковным духом. Буддийские традиции оказывали влияние на культурную жизнь в Хорасане .

Традиция сохранила образ Бармакидов как людей щедрых и великодушных, покровительствовавших ученым и поэтам. Они стали легендарными персонажами средневекового фольклора, сказок и новелл. Их богатство, щедрость и великодушие снискали симпатии современников, что часто вызывало в душе халифа чувство досады. Бармакиды также с терпением относились к представителям рода Алидов, что вызвало недовольство Аббасидов . Из слов Бируни мы знаем, что из Хорасана и Мавераннахра пришли к Яхье ибн Халиду Бармаки дехканы и просили его отодвинуть праздник Навруз на два месяца, чтобы хлеба созрели. Яхья ибн Халид хотел это сделать, но его враги - арабские военачальники и феодалы обвиняли его в том, что он приверженец религии мугов. Яхья отказался от своего намерения. Однако это ему не спасло . Харун ар-Рашид исходя из своих политических целей и для защиты личной самодержавной власти от возможного посягательства могущественного рода, в 803 г. приказал, казнить всех представителей рода Бармакидов и это расправа была следствием давно назревавшего конфликта .

С падением Бармакидов Харун лишилось поддержки народа . В восточные части халифата не прекращались народные волнение. В Табаристане ужесточилось восстание Алавидов. В Систане против налоговой политики халифата и тирании арабского наместника восстал Хамза ибн Абдаллах, известного как хариджит. Хамза упразднил собирание налога и людей, сотрудничавших с аббасидским халифом, считал неверными . Преследуя Хамзу хариджита, халифские воины уничтожали мирных людей, разграбляли их имущества . Хариджиты (от арабское слово «ушедшие, восставшие») были одной из религиозных сект в исламе, возникшей во второй половине VII в. Лозунгом их было социальное равенство. Хариджиты представляли демократическое течение в исламе и в VIII-IX вв. возглавляли антифеодальные и антихалифатские восстания в Иране и Ираке.

В 806 г. против налоговой политики наместника Хорасана Али ибн Исы, сменившего на этом посту Фадла Бармакида, восстал Рафи ибн Лайс. Он сумел собрать вокруг себя представителей неарабских народов Мавераннахра и захватит Самарканд.

Выступления против арабов Рафи ибн Лейса, занимавшего в первой половине 9 века в Хорасане столь важный пост принесло ему большую популярность среди народов Хорасана и Мавераннахра. Хоть его выступление имело личные мотивы, он влюбился в арабку и вступил в брак, но женщина не была разведена с мужем по закону шариата. Муж ее некий Ашрас, был из свиты халифа и пожаловался ему, требуя наказать Рафи за нарушение шариата и оскорбление чести. Самаркандский правитель, получив приказ халифа,

Хакназаров А. Освободительная борьба таджикского народа против арабского халифата (633-961). -С. 237. Рованди М. Социальная история Ирана. Т.2 -С. 196. схватил Рафи ибн Лайса и посадил на осла лицом к хвосту и гнал по городу, порицая за нарушение местной традиции. Это задело гордость самаркандцев и они освободили Рафи ибн Лейса, ставшего во главе народа, недовольного политикой наместника. Рафи собрал свое войско и призвал к борьбе против халифа и мусульман жителей Шаша, Ферганы, Ходжента, Усрушаны, Саганианы, Бухары, Хорезма, Хутталяна, Балха и Тохаристана, а также тюрок, карлуков, токозогузов, правителя Тибета и других областей .

Халиф Харун ар-Рашид был вынужден двинуться с войском против повстанцев, но по дроге умер в Тусе в 809 году. Во главе большого войска для борьбы против Рафи ибн Лайса хорасанская знать выдвинула Тахира ибн Хусейна. Сыновьям Асада ибн Саман-худата, служившим под начальством Тахира, удалось уговорить Рафии ибн Лейса и его сторонников сдаться. Они сумели убедить руководителей восстания в «справедливости» Ма муна, снизившего харадж. Самарканд был сдан Ма муну в октябре 809 г., восстание в Маверанахре было подавлено окончательно . Это восстание в основном носило антифеодальный характер, так как оно было вызвано увеличением размера поземельного налога - хараджа. Арабские власти были вынуждены уменьшить харадж на 25% . Это и другие восстания ускорили начавшийся процесс распада Аббасидского халифата.

Институт вакфа в Хорасане и Мавераннахре IX-XI вв

Ислам был воспринят обществом, прежде всего потому, что здесь имелся спрос на идеологию ислама, на идею, обусловленную общественным развитием. Арабское и среднеазиатское общества времен распространения ислама находились примерно на одном уровне развития, произошел процесс взаимопроникновения ислама и местных религий. Ислам в Средней Азии ни в начальный период своего распространения, ни позже, не сумел полностью освободиться от наслоений доисламских верований. Например, в результате монгольского нашествия, т.к. уровень завоевателей был намного ниже, чем у завоеванных народов, и в культурном отношение Средняя Азия покорила своих завоевателей. Монголы растворились среди народов этого региона, они не сумели навязать свою религию, и, наоборот, потеряли собственные верования и приняли ислам .

Таким образом, ислам играл немалую роль в период правления преемников Сомонхудота. Они стали пионерами в деле принятия и распространения ислама среди ираноязычных народов Мавераннахра и тюркских кочевников. Это стало причиной сближения их с арабскими халифами и доверия последних к династии Саманидов. Социальное происхождение Саманидов, т.е. принадлежность их аристократическому сословию, содействовало тому, что различные социальные группы, следовали за ними и это стало лестницей для возвышения этой династии к вершине

Создатель Саманидского государства, эмир Исмаил ибн Ахмад, родился в Фергане в 849 г. н.э. и начал свою деятельность в Бухаре, куда был послан своим братом Насром I, правившим из Самарканда. Бухара после падения власти Тахиридов, как и прочие города Хорасана, не имела твердой правительственной власти, в ней все бурлило и находилось в волнении от . попыток разных претендентов установить в городе и его округе свою власть. Податное население Бухары восстало при последнем Тахириде в ответ на бесконечные поборы. В 873 г. последний тахирид Хусейн ибн Тахир ат-Таи подошел из Хорасана с хорезмийскими воинами для захвата Бухары. В начале 874 г. горожане в течение пяти дней оказывали сопротивление. Сгорела треть города. После захвата города хорезмийские войска начали бессовестный грабеж под предлогом сбора хараджа. Особенно они бесчинствовали по ночам.

В 874 г. произошло восстание крестьян в окрестностях Бухары (восставших было около четырех тысяч). Большинство из них были сбежавшие из Бухары воины арестованного Хусейна ибн Мухаммада, наместника Якуба ибн Лайса, основателя Саффаридского государства. Местный феодал Хусейн ибн Ала пришел на помощь Саманиду Исмаилу и подавил восстание. Схваченные его вожди были казнены в 875 1 .

Когда годовой харадж был собран гитрифийскими дирхемами, Хусейн захотел сменить их на серебряные. Восстание вспыхнуло вновь. Хусейн скрылся в замке, а ночью покинул Бухару, оставив даже собранные деньги. После бегства Хусейна Бухара оказалось в руках восставших горожан. Это был конец тахиридской династии в Бухаре. Приход к власти главы восставших Хусейна ибн Мухаммада ал-Хавариджи и признание им власти Якуба ибн Лейса, не понравилось бухарской феодальной знати. Учитывая сложившуюся политическую обстановку, решено было обратиться к саманиду Насру ибн Ахмаду ибн Асаду, который был правителем Самарканда и Ферганы. Наср ибн Ахмад послал в Бухару своего брата Исмаила ибн Ахмада. Исмаилу удалось искусно преодолеть сложную политическую обстановку и водворить в Бухаре порядок, действуя то убеждениями, то силою, то прибегая к вероломству.

По словам Наршахи Исмаилу сильно помог влиятельный представитель духовенства Абуабдуллах сын известного ханафитского богослова Абу Хафса Бухар2 . 25 июня 874 г. в пятницу в Бухаре была прочитана хутба на имя

Насра ибн Ахмада (вместо саффарида Якуба ибн Лейса), а через несколько дней после этого совершился торжественный въезд в Бухару Исмаила саманид1 . После перехода Бухары в руки Саманидов Наср, как глава семьи, получил от багдадского халифа Муътамида диплом на управление всем Мавераннахром (875 г.).

При Насре уже начинается процесс объединения всего Мавереннахра и организации самостоятельного государства. Первым походом Насра был на Шавгар (близ г. Туркистана) против кочевников. Этот поход в «страну неверных» прошел под религиозными девизами, и имел оборонительный характер от частных набегов кочевников.

Однако скоро Исмаил, который считался наместником Насра в Бухаре, уклонялся от выплаты налогов и податей Самарканду, проявлял таким образом, сепаратистские действия. Вскоре началась вражда, завершившаяся открытым столкновением. В сражении, произошедшим в 888 г., войско Насра было разбито, а сам он попал в плен к Исмаилу. Дальновидный Исмаил оставил старшего брата номинальным главой династии, но сам взял в свои руки всю фактическую власть. Академик А.Мирзоев считает, что война между Исмаилом и его братом имела не политический, а экономический характер .

По утверждению таджикского исследователя Ш. Азимова, в разногласиях и примирениях между братьями Насром и Исмаилом, ярко фигурирует личность Исмаила. В это время Исмаил созрел как политический деятель, так как «памятуя, что в глазах духовных и светских феодалов он может явиться узурпатором, Исмаил поступил как умелый дипломат. Формально пойдя на примирение с Насром и признавая себя его помощником в Бухаре, Исмаил фактически стал полновластным правителем Мавераннахра». После смерти Насра, начинается единоличное правление Исмаила (892-907 гг.).

Духовенство и его роль в социально-политической жизни Хорасана и Мавераннахра

Для походов в Индию город Газна был очень удобным плацдармом. По меткому выражению К.Э. Босворта, эта страна служила для Газневидов «дойной коровой» . Для управления Индией в Лахоре был создан аппарат управления. Здесь находились войска газневидов во главе с сипахсаларом (военачальником) и они держал эту страну в повиновении. В эпоху Мас уда наместником Индии был назначен тюркский военачальник Арярук. Но вскоре, в результате придворных интриг Мае уд низложил его и назначил на эту должность другого тюркского военачальника - Ахмада Яналтегина. Для управления делами его заместителем (кадхуда) был назначен таджик Кази Ширази. Между визирем Майманди и Кази Ширази существовала вражда. Поэтому визир сказал Яналтегину, чтобы тот не обращал особого внимания на слова своего кадхуда (т.е. заместителя). По словам Байхаки везир хотел погубить Кази Ширази. Визир Майманди и эмира настроил против Кази Ширази. Мас уд в резкой форме заявил Кази Ширази, что «ты главный по хозяйственным вопросам и не должен вмешиваться в военные дела. Пусть Ахмад действует самостоятельно». В результате Яналтегин и Кази Ширази действовали несогласованно и дела в Индии шли плохо. Позже Ахмад Яналтегин вышел из подчинения Газневидов и поднял мятеж. Впоследствие Газневиды назначили в Индии наместников из членов царской семьи. Усилия газневидов не были напрасными. После сокрушительного поражения в Хорасане, Газневиды продолжали править северной Индией еще более ста лет.

Одним из способов укрепления связей между областями и центральной властью были династийные браки. Большинство правящих династий воспользовались этим способом. Например, Мансур ибн Нух женился на дочери Абу Али Симджури. После конфликтов Мансур женился на дочери правителя Гузганана из династии Феригунидов Абу-л-Харис Мухаммад ибн Ахмада, чтобы использовать его против Симджуридов . Также Махмуд выдал свою дочь за правителя Гургана и Табаристана, Манучехра ибн Кабуса Зиярида. Об этой свадьбе сообщают многие источники, в том числе «Кабуснома», автором которой был сам жених, зять Махмуда - Манучехр Кабус. Мас уд у другого правителя Гургана Бакалиджара попросил руки его дочери. Байхаки в своем сочинении поместил увлекательный рассказ об этой пышной свадьбе, состоявшейся в 1033 г. в городе Нишапуре. Невесту сопровождали жёны нишаруских вельмож вместе с казнями и факихами город1 .

Как известно, в состав государства Саманидов входил и ряд полунезависимых владений. Это были Систан, Гарчистан, Гузганан, Газна, Хуттал, Чаганиан, Испиджаб и Хорезм. В них внутреннее управление осуществлялось местными династиями владетелей фактически самостоятельно, соответственно со своими порядками и традициями. Фактически они были полновластными государями в своих владениях-феодах. Саманиды от этого испытывали не только большой материальный ущерб, так как дехканы эти не вносили в казну государства ничего, но и политический, ибо гнезда этих феодалов являлись консолидирующими центрами, около которых в известные моменты собирались все реакционные феодальные силы. Разные местные правители старались добиться большей самостоятельности или полной независимости, что приводило к многочисленным мятежам и выступлениям против центральной власти, и в конечном счете к подрыву политической мощи государственного аппарат2 . Газневиды ликвидировали большинство местных правящих династий в провинциях Систана, Рея, Гузганана, Хутталя, Хорезма. Большинство этих династий имело таджикское происхождение. Поэт Насир-и Хосров в своей оде резко осуждает Махмуда за ликвидацию им местных династи1 .

Источники этого периода (в том числе Макдиси и автор «Худуд ал-алам») подчеркивают, что правители областей, имевшие официальные отношение с Саманидами, представляли дань, которая считалась одной из главных основ вассальных отношений. Фактически же, эти подношения не были данью, а. представляли собой обычные в условиях средневековья подарки, привозимые послами одной страны правителю другой при установлении дипломатических отношений или при выполнении того или иного дипломатического поручения. В ответ на эти подарки, пославший их, получал не менее, а иногда даже и более щедрые дары от правителя страны, куда ездили послы. В этих случаях нельзя говорить ни о вассальных отношениях, ни о дани.

Наряду с чисто формальной зависимостью, которую можно охарактеризовать как номинальный вассалитет (например, Хорезм), Саманидам и особенно Газневидам иногда удавалось добиться подлинного, реального вассалитета тех или иных соседних государств и властителей. Проявлением его было не только представление дани, но и другие обязательства со стороны вассалов - направление ко двору заложников, обычно сыновей вассальных правителей, предоставление в распоряжение сюзерена войск по его требованию, т.е. участие в военных действиях против его врагов, иногда принудительные условия торговли и др.

Как при номинальном, так и при подлинном вассалитете предусматривалось вручение вассалам регалий власти: печати, грамоты -инвеституры, а также пожалование титулов. Нух II ибн Мансур за особенные заслуги наградил Себуктегина титулом «насир ад-дин ва-д-даула» («защитник религии и государства») и его сына Махмуда титулом «сайф ад-даула» («меч государства»). Издревле основными атрибутами власти, т.е. государства у иранских народов были корона и трон, царский перстень - печать и чеканка монет от имени царя. У Байхаки имеется и описание знамени Газневидов. Так, во время отправки военноначальника Йиналтегина с войском в Индию, эмир вручил ему с тремя дворцовыми военноначальниками три знамени из красной ткани с изображениями льва