Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Возвышение Москвы в русской романистике Конюхов, Кирилл Рудольфович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Конюхов, Кирилл Рудольфович. Возвышение Москвы в русской романистике : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Моск. пед. ун-т.- Москва, 1997.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-4/3565-5

Введение к работе

Актуальность и научное значение темы исследования заключается в том, что подавляющее большинство населения черпает свои исторические знания прежде всего из исторического романа. К этому жанру отечественной литературы обращается до 12% иашігх сограждан. Исторический роман является важным фактором формирования исторического сознания общества: в переломные моменты жизни страны люди обращаются к своему прошлому в поисках ответов на насущные вопросы своего бытия, героичесюгх примеров, способных стимулировать активігую жизненную позицию. Сегодня, когда школа и средства массовой информации практігчески не справляются с формированием исторического мышления, яркие образы художественных произ-ведешгіі оказывают определяющее влияние на эту область общественного сознания. Необходимо отметить исследовательскую работу авторов. Следуя различным, часто весьма небесспорным, историческим концепциям, самостоятельно изучая источники, некоторые писатели выдвигают свой взгляд на исторический процесс или отстаивают собственное видение отдельных сюжетов исторіш. Подобные изыскания, использующие интуіщию как исследовательский метод, позволяют иногда взглянуть на научные проблемы и источники под новым утлом зрения.

Исторический роман, посвященный возвышению Москвы, затрагивает многие вопросы особенно актуальные для нашего времени. Это проблема межнациональных отношений, в частности русско-татарских, вопрос о формировании евразийского союза и его исторических корней. Проблема становления и укрепления российской государственности и участия в этом народных масс. Особо был освещен некоторыми романистами дискуссионный ныне сюжет о роли церкви в формировании общественной психологии. Все эти вопросы, поднимаемые художественной исторической литературой, не моїуг быть обойдены вниманием исторической критики.

Рассматривая степень научной разработанности проблемы, можно выделить два направления изучения исторического романа — литературоведческое и историческое. Второе разработано довольно слабо. Помимо отдельных статей и рецензий, необходимо выделить обобщакшгую работу В.В.Каргалова «Московская Русь в художественной литературе». Ученый де-

тально осветил ряд художественных произведений, посвященных возвышению Москвы, и выделил основные особенности исторических романов, показал соответствие литературных образов историческим реалиям. Это исследование, наряду с другой книгой того же автора — «Древняя Русь в художественной литературе», фактически заложило методологические основы исторической критики исторической художественной прозы. Однако книга была издана в 1971 г. и не могла охватить значительного пласта исторической романистики, появившейся в последние годы.

Литературоведческое направление представлено гораздо большим числом работ. Специальные исследования посвятили историческому роману М.Серебрянский, Ю.А.Андреев, С.М.Петров, И.П.Варфоломеев, Л.П.Александрова, В.Оскоцкий и многие другие1. Некоторое место в этих работах было уделено роману о возвышении Москвы. В объемном труде Г.П.Владимирова, посвященном творчеству С.Бородина, значительное место уделено разбору романа «Дмитрий Донской»2. Исследователь коснулся композиционного построения романа в плане раскрытия основной идеи — борьбы с монголо-татарским игом и художественных приемов построения образов. Автор отметил, что в своей работе писатель использовал, главным образом, труды историков Н.М.Карамзина и Н.И.Костомарова и исторические источники. В середине 80 гг. появилось диссертационное исследование В.М.Калиты об историческом романе, посвященном Куликовской битве, где автор рассматривает развитие идеи освободительной борьбы от Батыева нашествия к Куликовской битве. 3Надо отметить, что при этом он не затронул значительное количество произведений, посвященных первой половине XIV в. В 80-90 гг. вышло несколько небольших рецензий, посвященных романам Д.М.Балашова. В целом исследование романа о возвышении Москвы шло в

1 Ссребрянский М. Советский исторический роман. -М.,1936. Андреев Ю.А. Русский со
ветский исторический роман. -М.,1962. Петров СМ. Исторический роман в русской лите
ратуре. -М.,1961. Варфоломеев И.П. Советская историческая романистика. -Ташкент, 1984.
Александрова Л.П. Советский исторический роман и вопросы историзма. -Киев,1971. Ос-
коцкий В. Связь времен. -М.,1974.

2 Владимиров Г.П. Поэзия правды. -Ташкент, 1959.

3 Калита В.М. Советский исторический роман 70 - 80 тт. о Куликовской битве. -М.,1983.

контексте проблем характерных для изучения исторического романа как литературного явления.

Касаясь изучения исторической художественной прозы, вне зависимости от периода, можно выделить гри группы проблем: определение жанра исторического романа, проблему соотношения вымысла и исторической реальности и задач исторического романа. Определяя жанровую специфику исторического романа, исследователи старались выделить признаки, характерные только для этого вида прозы. Л.П.Александрова указывала на необходимость показа переломных событии эпохи и исторических лиц. С.М.Петров и И.К.Горский подчеркивали важность временной дистанции. И.П.Варфоломеев справедливо указывал на то, что восприятие материала историческим романистом не непосредственное, а опосредованное. Ю.А.Андреев, Г.М.Ленобль и ряд других исследователей выдвт'али на первое место признак историзма. Легко заметить, что ни один из перечисленных признаков, которые, безусловно, характерны для исторігческого романа, не является универсальным. Это позволило В.Оскошсому сделать вывод, что исторический роман является не более чем тематической формой. Однако это мнение было решительно отвергнуто большинством литературоведов.' В.А.Юдин высказал убеждение, что жанр исторического романа может быть определен только на основании целого комплекса признаков, важнейшим из которых является документализм4. В ходе дискуссии о границах вымысла и следовании писателя историческим реалиям крайте точки зрения, требующие скрупулезного следования даже самым незначительным фактам или свободного переосмысления источника, были отвергнуты. Однако взгляд на источник как на «информационный архив», только лишь отражающий события, позволял писателям отстаивать свое монопольное право на показ внутреннего мира и вымышленных героев, и исторической личности. Спор о критериях здесь далеко не окончен, хотя многие авторы (Л.П.Александрова, В.А.Юдин) отметили, что писатели должны следовать не только событийной, но и идеологической канве источника. Там же, где он молчит начинается

4 Юдин В.А. Человек. История. Память. -М.,1990.

свободный полет писательской фантазии. Проблема значения и задач исторического романа вызывает резкие споры представителей литературного и исторического направлений, но суть этих споров — выделять познавательную или эстетическую сторону — восходит к различному пониманию жанра. Сами писатели не ставят под сомнение неразрывное единство трех основных функций романа — познавательной, эстетической и воспитательной (В.ЛЛОдин).

В данной работе исторический роман рассматривается прежде всего как литературное произведение, затрагивающее важные вопросы общественного развития и созданное на базе исторических источников и исследований. Касаясь формирования априорной позиции писателя, с которой он приступает к написанию произведения и исследованию исторического материала, я интересовался, какое влияние на нее наложила общественная обстановка и, особешю, исторические научные и общественные взгляды эпохи и окружения.

Итак, целью исследования является на основании анализа текстов исторических романов, их источниковой и научной базы, выявить основные тенденции и направления развития исторического романа, посвященного возвышению Москвы.

Задачи работы состоят в определении научных теорий, обусловивших развитие исторического романа, освещение специфики раскрытия романистами ключевых вопросов описываемого периода — взаимоотношений Руси и Орды и формирования политической системы Московского государства на рашшх этапах его существования. А также в рассмотрении особенностей понимания писателями образов исторических деятелей, функционирования городских самоуправлений и церковных институтов.

Особенностью источниковой базы является ее двойственный характер: в качестве источника рассматриваются сами исторические романы, отразившие в себе определенные черты общественных и политических отношений своего времени и испытавшие влияние определенных научных исторических взглядов, и собственно исторические источники, к которым обращались писатели.

Центральное место занимают русские летописи — источник наиболее полно отразивший основные коллизии внутриполитической борьбы и внешних отношений Руси второй половины XHI-XrV вв. Сопоставление различных летописных традиций позволяло не только нарисовать картину процессов, отраженных в романах, но и прояснить позиции писателей, использовавших ту или иную летопись. В неразрывном комплексе с летописями привлекались и источники, имевшие нелетописное происхождение — повести, житии, «слова». При рассмотрении зтігх материалов приходилось учитывать налігше разновременных редакций, что не всегда бралось в расчет литераторами. Не менее важными были свидетельства иностранцев, особенно относительно Золотой Орды, здесь привлекались и восточные, и западные материалы. При написании работы использовались также актовые материалы, информация берестяных грамот Новгорода. Была привлечена переписка Константинопольского патриархата и материалы митрополии, опубликованные в VI томе Русской исторической библиотеки. Особенно надо отметить археологические материалы, слабо привлекаемые художественной литературой, но в комплексе с письменными источниками, дающие обширный материал для исследования.

Научная новизна. В диссертации впервые на основані анализа текста литературного произведения и исторических источников дается комплексная исторяческая критика псторігческого романа, посвященного определенному периоду з истории России. Романистика рассматриваются в контексте общественной полемики об исторических судьбах России и выявляются доа на-прашіения ее развития — традиционное и евразийское.

Практическая значимость работы. Методологические подходы и выводы диссертации могут быть использованы при написании рецензий и подготовке к публикации исторических романоз. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке учебных курсов по отечественной истории и литературе как в высших учебных заведениях, так и в школах. Разработки диссертации могут быть использованы при подготовке учебных пособий тина «История в литературно-художественных образах».

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в двух публикациях автора, а также в выступлении на межвузовской научной конференции «Русский язык, культура, история» (февраль 1996 г.). Работа обсуждалась на заседании кафедры истории России (11 апреля 1997 г.) и была рекомендована к защите. Материалы исследования использовались при проведении занятті со студентами исторического факультета и учениками Двухгодичного гуманитарного колледжа.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний и списка использованных источников и литературы.