Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Введение христианства на Руси и в Польше: сходства и различия Герлях, Богуслав

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Герлях, Богуслав. Введение христианства на Руси и в Польше: сходства и различия : автореферат дис. ... доктора исторических наук : 07.00.02.- Москва, 1988.- 40 с.: ил.

Введение к работе

Проблеми религии и ее изменений в ходе истории ЯВЛЯЕТСЯ важной частью истории обществ. Особенного внимания заслуживают перемены, которые произошли во время перехода родо-племен-ного к феодальному строю. Новая религия - христианство - служила укреплении новой формации в государствах, расположенных на нынешней территории Советского Союза и соседних стран. Представленная работа позволяет нам подробно изучить эту проблему.

Актуальность проблемы. Несмотря на многочисленные публикации, которые появились в ЦХ и XX вв. в СССР (раньше - в России) и в Польше на тему христианизации двух стран, эту проблему нельзя в настоящее время считать полностью решенной. Она требует дальнейшего изучения.

Христианизации двух стран, как Руси, так и Польши, предшествовал долгий процесс возникновения в IX и X вв. государств, явившийся результатом объединения соседних племен. Это объединение определялось необратимостью разложения родо-плеыенной общины и определенной политикой первых князей"(Рюриковичи на Руси, Пясты в Польше). Важную роль в формировании двух государств сыграли экономические и географические связи, на Русп,-глазным образом, в бассейне Днепра, в Польше - в бассейнах Вислы и Одера.

Расширение экономической основы сопровождалось преобразованием общества в направлении феодализма. Растущее общест- -венное расслоение с образованием феодальной верхушки (дружинники, собственники земли) создало необходимость возникновения надплеменных государств. В результате оба государства объединяли в одно целое несколько крупных "племен": Русь - новгородских словен, кривичей, дреговичей, древлян, вятичей, радимичей, днепровских полян, .северян, уличей, тиверцев; Польша -любушан, поморян, полян, гошіян, сленжан, мазовшан, вислян и лендзян.

Сформировавшиеся окончательно в X веке феодальные государства Русь н Польша тлели идеологическую надстройку, в со-

став которой входила возникшая еще многие века назад религия славян. Однако для нее было характерно разнообразие культов отдельных племен, посвященных богам, которым, поклонялись на территории того или иного племени. Это было одной из причин сепаратистских устремлений.во вновь возникших государствах. На определенном этапе их укрепления стала необходимой замена славянских верований другими, более универсальными. Христианство, кроме идеологии, обосновывавшей классовое общество, давало новым государствам необходимую им бюрократию, которая пользовалась письменностью.

Русь и Польша окончательно (после колебаний) приняли новую религии из двух разных центров - Русь из Византии, Польша из Рима. В будущем это привело к раохокдению путей развития культуры двух славянских феодальных стран. Вместе с тем, религия играла в обеих странах одинаковую роль. Она укрепляла феодальные государства.

Сходства и различия в процессе христианизации Руси и Польши и реальные изменения в течение первых двух веков распространения христианства - это главные проблемы, которыми определяется актуальность представленной диссертации. Исследование их позволит нам глубае понять раннефеодальную историю этих двух стран.

Цель и задачи работы. В соответствии с указанными главными проблемами автор изучает в своей работе процесс христианизации двух стран с середины II века до середины П века. Географически работа охватывает территорию Руси и Польши такими, какие они были во времена Владимира Святославича и Метко Первого, Ярослава Мудрого и Болеслава їраброго. В. работе^ ' кроне того, изучаются правовые и экономические проблемы этого процесса и сопротивление населения введению новой религии.

Основное внимание сосредоточено на решении следующих вопросов:

  1. Социальные, экономические и политические условия принятия христианства на Руси и в Польша.

  2. Этапы усиления христианства на Руси и в Польше. Условия введения христианства Владимиром Святославичем и Мешко Первым.

  1. Развитие церковных организаций-в обеих странах в Х-П вв. Образование самостоятельных церквей в обеих странах. Роль права и экономики в первой фазе государственной христианизации.

  2. Отношение населения к процеооу христианизации (вельможи, дружина, горожане, крестьяне). Активное и пассивное сопротивление новой вере.

  3. Сходства и различия в процессе христианизации Руси и Польши. Влияние на это двух внешних центров (Византии и Рима).

Теоретической и методологической основой исследования являются марксистско-ленинская теория исторического процесса развития общества, работы К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина о роли религии в классовом обществе, ее функции в феодальном государстве и его формировании. Работы классиков марксизма-ленинизма позволяет дать научный анализ проблем, изучаемых в диссертации.

Степень разработанности проблемы. Проблема, представленная в этой диссертации, специально еще на исследовалась. Вместе с тем, имеется много работ, посвященных принятии христианства отдельно на Руси и отдельно в Польше. В разработке этих тем участвовали как авторы, идеалистически подходившие к их изучении, так и исследователи-материалисты. Это предопределило различия в интерпретации одних и тех яе явлений, и потребовало от автора диссертации более подробного анализа.

В литературе, касающейся Руси, мы можем выделить дореволюционный период господства дворянской и- буржуазной науки и период после Октябрьской революции. В первом периоде внимание привлекает ряд монографий, в которых рассматривается история церкви на Руси. Работа середины ПХ века Харьковского митрополита.Макария посвящена в своей первой части временам Владимира и Ярослава Ыудрого. Автор явно идеализирует процесс христианизации Руси. Много более критической является работа, опубликованная в 80-х годах ПХ века,_Е.Голубииского. Автор рассматривает более ранние попытки христианизации Руси IX века и критически анализирует этот сложный процесс. Из других авторов того периода следует упомянуть Н.Я.Аристова, В.З.Завити евича, которые.попытались определить дату крещения Влади-

мира. Деятельность Кирилла Мефодия рассматривает А.Н.Бахме-тева. Из творчества П.Глазунойа достойной внимания является работа о деятельности Владимира в области строительства храмов. Важную роль в этом периоде сыграли работы В.А.Пархоменко, которые были посвящены, между прочим, таким проблемам, как попытка христианизации Руси до.Владимира, церковной политике Ярослава Мудрого и другим. Кроме того следует назвать таких авторов, как К.А.Неволин, В.Н.Бенешевич, М.Ф.Владимир-окий-Буданов, И.Д,Приселков.

Важную роль в изучении поставленной проблемы з послереволюционный период сыграла превосходная работа Б.Д.Грекова, посвященная истории Киезской Руси, в том числе и проблеме ее христианизации. Заслугой Я.Н.Щапова является прежде всего определение и анализ состава княжеских уставов П-ХУ вв. Роли церкви в процессе феодализации Руси посвящены другие работы того ае автора. О.Ы.Рапов изучил вопрос о дате крещения Владимира и киевлян. В.Л.Янин среди прочего писал и о крещении аителей Новгорода. А.С.Хорошеву принадлежит исследование социально-политических проблем истории церкви в Новгороде. Работа Н.М.Гальковского, написанная в 1913 году, еще до революции, посвящена сопротивлению новой религии. Отношения Руси с Западной Европой в плане церковном обсуждает Б.Я.Рамм.

из проблематики славянских верований следует отметить работу Б.А.Рыбакова. Тем ае проблемам, но в ином аспекте, посвящена работа Б.В.Седова.Из польских авторов стоит отметить работы А.Поппе..

Не менее' богата историография по христианизации Польши, Особую роль в ней играет вопрос христианизации Польши Мефо-дием в ІЇ аеке. Очень много работ на тему христианизации Польши появилось на рубеже ПХ и XX вв. Здесь следует отметить работу К.Бучзка о первом епископстве. М.Генбарович об-суадает первые центры церкви (Могильно, Плоцк, Червинск). Роль ирландской миссии изучал А.ПарчевскиЙ. В работе М.Перль-баха анализируется письмо Матильды к Мешко Второму. Я.Умин-ский рассматривает деятельность св.Войцеха. Важную роль сыграли работы С.Закшевского, посвященные временам Мешко Первого и Болеслава Храброго..Следует назвать также работу В.Абра-

  1. Развитие церковных организаций-в обеих странах в Х-П вв. Образование самостоятельных церквей в обеих странах. Роль права и экономики в первой фазе государственной христианизации.

  2. Отношение населения к процессу христианизации (вельможи, дружина, горожане, крестьяне). Активное и пассивное сопротивление новой вере.

  3. Сходства и различия в процессе христианизации Руси и Польши. Влияние на это двух внешних центров (Византии и Рима).

Теоретической и методологической основой исследования является марксистско-ленинская теория исторического процесса развития общества, работы К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина о роли религии в классовом обществе, ее функции в феодальном государстве и его формировании. Работы классиков марксизма-ленинизма позволяет дать научный анализ проблем, изучаемых в диссертации.

Степень разработанности проблемы. Проблема, представленная в этой диссертации, специально еще не исследовалась. Вместе с тем, имеется много работ, посвященных принятию христианства отдельно на Руси и отдельно в Польше. В разработке этих тем участвовали как авторы, идеалистически подходившие к их изучению, так и исследователи-материалисты. Это предопределило различия в интерпретации одних и тех ае явлений, в потребовало от автора диссертации более подробного анализа.

3 литературе, касающейся Руси, мы можем выделить дореволюционный период господства дворянской и- буржуазной науки и период после Октябрьской революции. В первом периоде внимание привлекает ряд монографий, в которых рассматривается история церкви на Руси. Работа середины ПХ века Харьковского митрополита.Макария посвящена в своей первой части временам Владимира и Ярослава Мудрого. Автор явно идеализирует процесс христианизации Руси. Много более критической является работа, опубликованная в 80-х годах XIX векаг Е.Голубинского. Автор рассматривает более ранние попытки христианизации Руси IX века и критически анализирует этот слоеный процесс. Из других авторов того периода следует упомянуть Н.Я.Аристова, В.З.Завити евича, которые попытались определить дату крещения Влади-

мира. Деятельность Кирилл и Мефоддя рассматривает А.Н.Бахме-тева. Из творчества П.ГлазуноЪа достойной внимания является работа о деятельности Владимира в области строительства храмов. Вагную роль в этом периоде сыграли работы В.А.Пархоыен-ко, которые были посвящены, между прочим, таким проблемам, как попытка христианизации Руси до.Владимира, церковной политике Ярослава Мудрого и другим. Кроме того следует назвать таких авторов, как К.А.Неволин, В.Н.Бенешевич, М.Ф.Владдыир-окий-Буданов, М,Д.Приседков.

Важную роль в изучении поставленной проблемы в послереволюционный период сыграла превосходная работа Б.Д.Грекова, посвященная истории Киевской Руси, в том числе и проблеме ее христианизации. Заслугой Я.Н.Щапова является прежде всего определение и анализ состава княжеских уставов П-ХУ вв. Роли церкви в процессе феодализации Руси посвящены другие работы того se автора. О.Ы.Рапов изучил вопрос о дате крещения Владимира и киевлян. В.І.Янин среди прочего писал и о крещении кителей Новгорода. А.С.Їорошеву принадлежит исследование социально-политических проблем истории церкви в Новгороде, Работа Н.М.Гальковского, написанная в 1913 году, еще до революции, посвящена сопротивлении новой религия. Отношения Руси с Западной Европой в плане церковном обсуждает В.Я.Рамм.

Из проблематики славянских верований следует отметить работу Б.А.Рыбакова. Тем se проблемам, но в ином аспекте, посвящена работа В.В.Седова.Из польских авторов стоит отметить работы А.Поппе..

Не менее' богата историография по христианизации Польши. Особую роль в ней играет вопрос христианизации Польши Мефо-дием в IX ззке. Очень много работ на тему христианизации Польши появилось на рубеже XIX и XX вв. Здесь следует отметить работу К.Бучзка о первом епископстве. М.Гембарович обсуждает первые центры церкви (Могильно, Плоцк, Червинск). Роль ирландской миссии изучал А.Парчевский. В работе М.Перль-баха анализируется письмо Матильды к Мешко Второму. Я.Умкн-ский рассматривает деятельность св.Войцеха. Важную роль сыграли работы С.Закшевского, посвященные временам Мешко Первого и Болеслава Храброго, Следует назвать также работу В.Абра-

_ 5 -

хама по истории церкви в Польше до середини П века.

Иного работ на интересующую нас тему появилось.в 1960--S6 годах в связи с 1000.летаем.крещения Польши. Особую роль сыграли исследования Я.Довята по проблемам крещения Мешко Первого и христианизации Польши. Эту же тему изучал З.Дзе-вульский. Культу святых в Польше посвятила свою работу Т.Ду-нин-Зонсозпч. Возникновение познаньского епископства рассмотрел С.Ха'пн. Значительный вклад в изучение этих проблем знесли труды ХДовмяньского, Г.Дябуды и А.Гейштора. Много внимания вопросу возникновения познаньского епископства уделил Б.Кумор..

Как узе упоминалось выше, ваяное место в трудах польских историков занимает исследование деятельности Мефодия. Среди них выделяются сторонники существования мефодиевского обряда в Польше (главным образом,светские авторы) и на реши- . тельных противников его существования (католические авторы). Много внимания этой теме уделил T.Iep-Сплазинский. Проблему исчезнувшей митрополии рассматривают С.Кентпшнский и Я.Умин-скпИ. Я.Клингер обращает внимание на возмонное крещение Земо-зита по восточному обряду.

Решительными противниками деятельности Мефодия на польских землях являются Х.Лозмяньский и В.Шесняк.

Среда исследователей славянских верований из польских авторов следует отметить А.Брикнера и А.Гейштора.

Источникозая база исследования. Для анализа указанной проблемы существует значительная источникозая база з обеих странах. Однако для нее характерна определенная неоднородность в освещении изучаемых явлений и событий.

До наших дней сохранились сочинения средневековых авторов, аивших в Польше и на Руси, а гакае других азтороа из соседних стран. Следует подчеркнуть, что на Руси духовенство пользовалось славянским языком, что способствовало раззитию письменности. Благодаря тому на Руси возникла богатая литература, в том числе и историческая. Совсем по другому обстояло дело в Польше. Церковь пользовалась латинским языком, который со временем становится государственным. Это задержало развитие

народной литературы в Польше на несколько веков. Возможно, что польские источники того времени погибли в 30-х годах И века. Особенно центральная Польша была разрушена войсками Баетислаза Чешского и народным восстанием. Не исключено, что в разрушенных костелах пропали ранние записи летописцев.

Хотя в пергой половине ХШ века произошло нашествие ион-голов на Русь, но летописи, их копии или другие документы могли сохраниться в других центрах страны, кроме столичного Киева. Закным фактором является связь Руси с Византией. Этот центр античной культуры оказывал влияние на соседние страны. В другой полоеєнии находилась Польша. Переселение венгров на ' Дунай мешало ей установить связи с Византией. Полабские племена отделяли Польшу от центров Западной Европы.

Автор диссертации в основном пользовался летописями в составе "Полного собрания русски; етописей". Вагным источником является "Повесть временных лет" б переводе на польский и ка русский языки, "Іаврентьевокая летопись", и "Новгородская первая летопись"-на древнерусском языке. Характеризуя эти источники, надо признать, что они заключают довольно точные фактические данные. Возмокно, что сохранившиеся копии летописей, могли подвергнуться изменению. Ванным недостатком этих источников является то, что их авторы идеализировали христианскую церковь, пренебрегая другими религиями, с особенным презрением они относились к языческим верованиям.

Другим важнейшим источником, сообщающим о истории христианства и церкви на Руси и о жизни тогдашнего русского общества, являются княаеские уставы. Они были опубликованы в последнее время Н.Н.Щаповым.

Намного сложнее обстоит дело о польскими источниками, поскольку многие из них не дошли до нас. Первым источником, в котором освещается ранний этап христианизации Польши, является "Еитие св.Мефодия". Следует отметить гакве Краковскую к Свентокшискую хроники, в которых находятся сообщения о приезде Добраны в Польшу, о крещении Мешко Первого и о первых епископах. .

Первой вазной польской хроникой является произведение Анонима, таге называемого Галла. Она написана во время кпязе-hilh Болеслава Крпвоустого, т.е. в ХП в. В ней имеется много сведений из ранних, не сохранившихся,документов. 3 диссертации использованы латинский текст и его переводы на польский и русский языки. Следующим источником является хроника В.Кад-лубека, написанная з.ХШ вєке.і Кадлубек идеализирует образ Добравы и "гілко Первого. Stot источник тоге использован в оригинале и в переводе на польский язык. Третьим источником является произведение Нна Длугоша "Хроника известного Польского Королевства", в котором содераится немало сведений о начале христианства в Польше. Поскольку хроника была написана в ХУ веке, она во многих случаях является результатом компиляций длугоша. Например, вопрос о гак называемой второй митрополии в Польше. Не зная как решить этот вопрос, Длугош безосновательно включает ее в число латинских епископств. В этом случае использован латинский текст хроники и его перевод на польский язык. Другим вазным источником, говорящим о экономических основах церкви, является "Могиленскпй документ", так називавши фальсификат'. Он содергит перечень по-аалозакЕкх в пользу церкви земель в Могильне при Болеславе Смелом во второй половине XI в. Подобно тому, как и "Уставы" отранзит юридическую деятельность, так и этот документ отражает экономическую деятельность церкви. Нами был использован латинский текст и его перевод на- польский язык. Экономические основы деятельности церкви, кроме того, освещеиг пожалования монастырей в Тыньце, Тиемеше и Буске, а такзе пожалования в пользу архиепископства в Гнезне и епископства во Влоцлавке, опубликованные в сериях"Монуменга Полоние Историка", "Кодекс дипломатикус полоние", "Кодекс Дипломатичный Велпкопольски", а правовые - "Старые Права Польского Пояники". Кроме того, существует много сообщений иностранных авторов. Б то зрегля о Руси писали: Ахъя Антиохийскяй, Ибн-ал-Атир, ал-Макпн, Лев Диакон. Об отношениях Польпи и Руси писал так-zq епископ !,!ерзебургский (Титмар).

Интересные сообщения находятся в "Хронике чехов" Космы Пражского. Автор хорошо знал полозение в Чехии и ее сеязи с Польиел»

Научная новизна.исследования. Диссертация является первой работой, в которой принятие христианства на.Руси и в Польше анализируется в сравнении, как единая.проблема. В современных работах, как например, в труде Х.Ловмяньского "Начало Польши", эта проблематика- изучается, но вне связи одного процесса с другим. В предлагаемой исследовании на передний план выдвигается сравнительный элемент интересующего нас процесса в обеих странах. Обращается внимание на такие аналогии, как решение правителя, техника крещения населения с разделением на окрукение князя, дружину, главные города, дере-, венское население, а также цель христианизации - вхождение на равных правах в круг государств тогдашнего христианского ' мира, создание административного аппарата,, умеющего писать и читать, приобщение к культурным и научным достижениям античного мира, Аналогичными были и сам процесс христианизации, и фон сопротивления населения (добавочные повинности), за исключением событий в Польше в'30-х годах П века.

Что касается различий христианства, принятого из двух разных центров, то они сказались только в дальнейшей-истории двух народов.

Практическое значение исследования.

  1. Оно заключается в собирании и анализе источников с точки зрения сравнения процессов христианизации двух стран.

  2. Углубление знаний о первой фазе христианизации Руси и Польши в II веке и в первой половине I века.

  3. Дополнение знаний о процессах перехода обществ от первобытных верований к религии более развитой, в нашем случае - от религии славян к христианству.

4; Связь процесса феодализации славянских государств с образованием новой идеологической надстройки, какой в это время была религия.

Апробация полученных результатов. Результаты исследований были представлены и обсуждены на научном'собрании Кафедры культуры деревни Высшей сельскохозяйственно-педагогической школе в Седльцах и на сессии, посвященной принятию хрис-

тпаксгза Русью, в Институте религиоведения Академии общественных наук Щ.ПОРП.

Хронологические рамки исследования включают в себя период менду появлением в середине века отчетливых следов христианизации обеих стран и окончанием первого этапа принятия христианства, организации местных церквей и их самостоятельности в середине П века.

Поставленные задачи определили структуру и объем диссертации. Текст диссертации без. приложений излоаен на Sos~ страницах. В соответствии с задачи исследования диссертация.по своеії структуре состоит из введения, шести глав, заключения и'приложений (списки литературы и источников, карты). По. глава^ излоаенн материалы, исследования, положения и внтюта по отдельным темам. Материал излагается по хронологическому принципу.