Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Женские татарские организации в социокультурном развитии общества в конце XX – начале XXI в. (на материалах Республики Татарстан) Саттарова Аделя Ильхамовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Саттарова Аделя Ильхамовна. Женские татарские организации в социокультурном развитии общества в конце XX – начале XXI в. (на материалах Республики Татарстан): диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.02 / Саттарова Аделя Ильхамовна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»], 2018.- 237 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Татарские женские объединения в условиях активизации этноконфессионального общественного движения 25

1.1. Актуализация проблемы этнокультурной идентификации женщин-татарок в контексте задач эпохи модернизации татарского общества 25

1.2. Отражение культурных традиций в образе современной женщины 45

1.3. Становление местных и региональных татарских женских объединений 72

Глава II. Социокультурные практики женских татарских общественных объединений 95

2.1. Роль историко-культурных традиций в динамике этноконфессионального возрождения 95

2.2. Традиции и новации в деятельности женских общественных институтов 113

2.3. Женское общественное движение как воспитательный фактор в полиэтоконфессиональной среде 140

Заключение 162

Список использованных источников и литературы 170

Список аббревиатур и сокращений 205

Приложения 207

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловливается тем, что на фоне современного этапа глобализации, создающей риски для сохранения этнокультурной идентичности народов, важно обеспечивать преемственность культурных традиций – фактора социокультурной устойчивости общества. Именно в диалоге субъектов культурно многообразного мира обретается устойчивость традиции при целостности культурных систем, так как «общее падение культуры непременно наступает при утрате какой-либо одной ее части»1. Сохранение и развитие этнокультурных традиций народов, их самобытности служит условием общероссийского духовного единства2. Проблема этноконфессиональной безопасности, блокирования экстремизма и терроризма актуализирует адаптацию этноконфессиональных культурных традиций к новым условиям, что проявляется в социокультурном развитии полиэтноконфессиональных сообществ Поволжья, в частности Республики Татарстан (РТ).

Важную роль в социокультурном развитии общества играют женские общественные организации: их представительницы являются хранительницами этнокультурных, семейных и духовно-нравственных ценностей. Активная ин-ституционализация татарского женского движения в конце ХХ – начале ХХI в. связана с общей тенденцией к повышению роли женщин в общественно-культурной жизни, национальном и религиозном возрождении в Татарстане и России в целом. Как субъекты межкультурного взаимодействия женские организации выступают носителями культурного наследия, формируя «коллективную память» общества. Культурные ценности и традиции народов, их социальных и гендерных групп являются определяющими ориентирами культурной политики РФ. Поэтому изучение их роли на примере названных организаций способствует адекватному представлению о потенциале культурной идентичности в обеспечении духовной консолидации общества.

Объектом исследования является возрождение культурно-исторических традиций татарского народа через мобилизацию общественного ресурса.

Предмет исследования – роль женских татарских общественных организаций в социокультурном развитии Татарстана в конце XX – начале XXI в.

Территориальные рамки включают территорию современного Татарстана. Однако необходимость осмысления исторического опыта джадидизма классического периода выводит исследование в иные регионы проживания татар как чрезвычайно дисперсного по расселению этноса.

1 Лихачев Д. С. Культура как целостная среда // Избранные труды по русской и мировой куль
туре. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2015. С. 23.

2 См.: Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.
URL:

Хронологические рамки исследования охватывают 1990–2000-е гг. Нижний хронологический рубеж определяется началом коренных социально-политических изменений в обществе – зарождение этноконфессиональных движений, формирование новой модели властно-общественных отношений, в которые внедрялись татарские женские объединения России. Верхний хронологический рубеж ограничен 2015 г. Выделенный период соответствует общепринятым представлениям о периодизации современной истории России, переживающей этап качественных общественных трансформаций. Автор исходит из того, что рассмотренный относительно длительный период позволяет обратиться к обобщению важных процессов в различных секторах его социокультурного развития.

Степень разработанности темы исследования. Под культурными традициями в научной литературе понимается социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Культура самоопределяется в народной, религиозной и светской формах. Именно в этих координатах целесообразно рассмотреть историографию социокультурного развития Татарстана в контексте роли и значимости женского фактора.

Научная предыстория изучения проблемы уходит корнями в дореволюционный и советский периоды, т. е. к истокам женского мусульманского движения, что можно представить в трех проблемно-хронологических блоках.

Вопросы положения мусульманской женщины в России и других странах мусульманского Востока рассматривались учеными еще во второй половине XIX – начале XX в. Признаки модернизации жизни казанских татарок (одежда, формы досуга, образование) зафиксировали прежде всего отечественные ученые3. Особый интерес исследователей женского мусульманского сообщества привлекали семейно-брачные аспекты. Хотя некоторые отечественные востоковеды решительно отрицали факт перемен в состоянии личных прав мусульманок, С. Г. Султанов, А. Агаев, З. Д. Камали и М. Бигиев отмечали наметившиеся модернистские подвижки в жизни мусульманских женщин, выражавшиеся в стремлении участвовать в общественной жизни, овладевать грамотой, получать образование и др.

Советская историография, методологически тяготевшая к идеологическим постулатам, проявления мусульманской идентичности рассматривала как рудимент «темного прошлого». Поэтому научная литература и публицистика

3 См.: Фукс К. Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Казань, 1844; Марджани Ш. Извлечение вестей о состоянии Казани и Булгара. Казань, 2005. Ч. 1; Шиле. Казанские татары // Природа и люди. 1879. № 1. С. 1–26; Спасский Н. А. Очерки по родиноведению. Казанская губерния. Казань, 1913 и др.

1920–1940-х гг. по данной тематике носили ярко выраженный атеистический и агитационно-пропагандистский характер4. Различные аспекты, связанные с положением женщины в мусульманском сообществе, рассматривались в советский период казанскими востоковедами, чьи научные приоритеты определялись многонациональным культурным окружением. Наиболее плодотворным направлением в 1960–1980-х гг. стали исследования в области становления и развития женского мусульманского образования5. Соответственно исследовательский взгляд на проблемы женского мусульманского движения касался в основном дореволюционного времени.

В постсоветский период изучение татарской женской проблематики переживает заметное оживление6. Зарождение и развитие феминистского движения и новых тенденций в мусульманском сообществе региона в XX в. в широкоформатном дискурсе отразились в работах Л. И. Тухватуллиной, Р. Н. Сулеймановой, Г. Р. Балтановой, А. Х. Махмутовой7. Т. А. Биктимирова проследила европейский вектор образовательных устремлений казанских татарок, в среде которых культ образования формировался на протяжении эпох и не без воздействия постулатов ислама8.

С конца 1990-х гг. появились исследования, затрагивающие различные аспекты современной истории татар-мусульман в России и Татарстане в контексте исламского возрождения. Поскольку социокультурная жизнь включает этноконфессиональную сферу в формате возрожденческого процесса, важно рассмотрение работ по данной проблематике. Эти процессы в региональных рамках Волго-Уралья исследуются в научных трудах С. Х. Мухаметгалиевой,

4 См.: Касымов Г. Очерки по религиозному и антирелигиозному движению среди татар до и
после революции. Казань, 1932; Климович Л. Ислам в царской России. М., 1936; Ибраги
мов Г
. Ислам, его происхождение и его классовая сущность. М., 1940 и др.

5 См.: Магдеев Н. Бобинское медресе // Казан утлары. 1969. № 12. С. 167 – 179; Махмуто-
ва А. Х.
Борьба за женское образование у татар (90-е гг. XIX в. – 1917 г.) : дис. … канд. ист.
наук. Казань, 1970; Ее же. Школа Лябибы Хусаиновой в Казани // Страницы истории города
Казани. Казань, 1981. С. 56 – 65 и др.

6 См.: Бертуган Бубыйлар м Иж-Бубый мдрссе : тарихи-документаль ыентык. Казан,
1999; Махмутова A. X. Феномен Мухлисы Буби // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2000. № 1/2.
С. 203 – 214; Ее же. Лишь тебе, народ, служенье! История татарского просветительства в
судьбах династии Нигматуллиных-Буби. Казань, 2003.

7 См.: Тухватуллина Л. И. Ислам и женщина // Научный Татарстан. 2001. № 2. С. 71 – 75;
Ее же. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец XIX – начало XX века.
Казань, 2003; Балтанова Г. Р. Мусульманка. М., 2005; Сулейманова Р. Н. Решение
женского вопроса в России в ХХ веке : историогр. обзор // История Башкортостана в
историографии 1995–2005 гг. : [материалы респ. науч. конф.]. Уфа, 2007. С. 120 – 125;
Махмутова A. X. Пора и нам зажечь зарю свободы! Джадидизм и женское движение.
Казань, 2006 и др.

8 См.: Биктимирова Т. А. Ступени образования до Сорбонны. Казань, 2003.

A. Б. Юнусовой, Р. М. Мухаметшина, А. Ю. Хабутдинова, Р. С. Хакимова9.
Р. А. Набиев изучал религиозное возрождение в константах парадигмы власт
но-конфессиональных отношений10. Религиозный деятель и ученый-религиовед

B. М. Якупов осмысливал возрожденческие тенденции как осведомленный о
состоянии исламского образования «изнутри»11.

Л. Р. Шафигуллина в своей диссертации рассмотрела ключевые аспекты ин-ституционализации женского общественного движения, формы и динамику его участия в общественно-политической жизни Республики Татарстан12. Однако дистанции времени требуют сопоставления этапов женско-мусульманского движения и анализа новых тенденций «мусульманизации» части населения Республики Татарстан. Бытование этнокультурных традиций служит «фигурами аргументации» в дискуссионных по тональности публикациях 1990 – 2000-х гг.13 Л. А. Гафиятуллина изучила специфику этнокультурных традиций городских татар как сектора, демографически непрезентативного для этноса, «набиравшего обороты» в эру индустриализации14. Изучение духовных ориентиров современной

9 См.: Мухаметгалиева С. Х. Ислам в современном социально-культурном развитии Татар
стана : дис. … канд. ист. наук. Казань, 1999; Юнусова А. Б. Ислам в Башкортостане. Уфа,
1999; Мухаметшин Р. М. Ислам в общественно-политической жизни Татарстана в конце
XX века. Казань, 2000; Хабутдинов А. Ю. Формирование нации и основные направления
развития татарского общества в конце XVIII – начале XX века. Казань, 2001; Хакимов Р. С.
Джадидизм (реформированный ислам). Казань, 2010 и др.

10 См.: Набиев Р. А. Власть и религиозное возрождение. Казань, 2014.

11 См.: Якупов В. М. Ислам в Татарстане в 1990-е годы. Казань, 2005; Татарское «богоискатель
ство» и пророческий ислам. Казань, 2003; Его же. К пророческому исламу. Казань, 2006.

12 См.: Шафигуллина Л. Р. Женские общественные организации Республики Татарстан: про
блемы институционализации и деятельности (середина 1980–2000-е гг.) : автореф. дис. …
канд. ист. наук. Казань, 2010.

13 См.: Этнокультурные процессы в Поволжье и Приуралье в современную эпоху (до середины
1980 г.) Казань, 1991; Сагитова Л. B. О некоторых аспектах этнокультурной специфики совре
менного татарского общества // Ислам в татарском мире: история и современность : материалы
междунар. симпозиума // Панорама-форум : спецвыпуск. 1997. № 12. С. 219 – 232; Уразмано-
ва Р. К.
Ислам в семейно-бытовой обрядности татар: традиции и современность // Ислам и этни
ческая мобилизация: национальное движение в тюркском мире. М., 1998. С. 360 – 366; Народная
культура в современных условиях / отв. ред. Н. Г. Михайлова. М., 2000; Искусство и этнос: но
вые парадигмы / АН РТ, Ин-т истории им. Ш. Марджани. Казань, 2002; Хаким Р. Кто ты, тата
рин? Казань, 2002; Мусина Р. Н. Этносоциальное развитие и идентичность современных татар //
Этнография татарского народа. Казань, 2004; Ее же. Ислам и проблемы идентичности татар в
постсоветский период // Конфессиональный фактор в развитии татар: концептуальные исследо
вания. Казань, 2009. С. 86–100; Козлова О. В. Влияние «национальной политики» на процесс
формирования гражданской и этнической идентичностей россиян в 90-е года ХХ века // Мало
численные этносы в пространстве доминирующего общества: практика прикладных исследова
ний и эффективные инструменты этнической политики : сб. науч. ст. по итогам всерос. с между-
нар. участием науч.-практ. конф. Кемерово, 2014. С. 122 – 125 и др.

14 См.: Гафиятуллина Л. А. Этнокультурные традиции в повседневной культуре: на примере
казанских татар : автореф. дис. … канд. филос. наук. Казань, 2005.

молодежи Татарстана подвело исследователя А. Фазлиева к выводу о возрастании активности духовных поисков в среде молодежи, а И. З. Нафикова – о завершении этапа формирования системы мусульманского образования15.

Работы Д. Д. Азаматова, Д. Ю. Арапова, И. К. Загидуллина, М. Кемпера, А. Ю. Хабутдинова, А. А. Гафарова, исследовавших дореволюционную историю мусульманского сообщества России, сфокусированы на модернизационных процессах в татаро-мусульманском сообществе16. О. Н. Сенюткина, проанализировав религиозную ситуацию в постсоветской России, констатировала ее стабилизацию в конце первого десятилетия ХХI в.17 Явлением историографии стала серия книг, изданных под редакцией Р. А. Набиева. Они явились результатом реализации научно-практического проекта «Культура, религия и общество» (27 выпусков, 1997–2016 гг.), в которых осмыслены эффективность научно-культурного и политико-правового воздействия на религиозные возрожденческие процессы. Авторские интерпретации возрожденческих этапов и содержательных блоков религиозных знаний отражены в публикациях, осуществленных в рамках программы федерального Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, а с 2015 г. – деятельности Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования при Казанском федеральном университете. Основной массив их научной и научно-методической продукции направлен на углубленное изучение истории и культуры российских мусульман.

В гендерных исследованиях последнего десятилетия можно констатировать «повышение градуса» внимания к дискурсу. Результаты исследований, включая вопросы теории и методологии гендерных исследований, сформулированы в работах Т. М. Мельниковой, Л. П. Репиной, П. Менделл, Э. Ф. Алимовой,

15 См.: Фазлиев А. М. Духовные ориентиры молодежи Татарстана в условиях новой конфес
сиональной политики государства (1990–2000-е гг.) : автореф. дис. … канд. ист. наук. Ка
зань, 2011; Нафиков И. З. Формирование системы мусульманского образования в России
(1990–2000-е гг.) : автореф. дис. … канд. ист. наук. Казань, 2013.

16 См.: Азаматов Д. Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVIII –
XIX вв. Уфа, 1999; Арапов Д. Ю. Система государственного регулирования ислама в Рос
сийской империи (последняя треть XVIII – начало XX в.). М., 2004; Загидуллин И. К. Му
сульманское богослужение в учреждениях Российской империи. Казань, 2006; Кемпер М.
Суфии и Ученые в Татарстане и Башкортостане. Казань, 2008; Источники существования ис
ламских институтов в Российской империи : сб. ст. Казань, 2009; Хабутдинов А. Ю. История
Оренбургского магометанского духовного собрания (1788–1917): институты, идеи, люди.
Н. Новгород, 2010; Гафаров А. А. Российские мусульмане в контексте общеисламской мо
дернизации (XIX – начало XX вв.). Казань, 2014 и др.

17 См.: Сенюткина О. Н. Тюркизм как историческое явление. Н. Новгород, 2007; Ее же. Ис
торическая память как фактор религиозного возрождения и диалога культур // Межконфес
сиональное взаимодействие в пространстве исторической памяти : [материалы междунар.
конф.]. Казань, 2016. С. 149.

О. А. Ворониной, Н. Л. Пушкаревой и др.18 Различные аспекты исследуемой проблематики отражены в междисциплинарных по фактуре изданиях, посвященных распространению ислама на постсоветском пространстве19.

Историографический анализ позволяет заключить, что комплекс научных изысканий по теме находится в стадии формирования. По современной истории женского татарского общественного движения в контексте его роли в социокультурном развитии поликонфессионального общества РТ отсутствуют монографические или сопоставимые с ними по формату исследования, и до сих пор этот вопрос был предметом специального исследования лишь в связи с другими оптиками интереса. По многим ключевым вопросам темы сохраняются весьма неадекватные представления.

Целью диссертации является выявление роли женских татарских объединений Республики Татарстан в общественном и культурном развитии на рубеже XX – XXI вв.

Для раскрытия поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

– рассмотреть основные вехи эволюции татарского женского общественно-культурного движения;

– проанализировать процесс возрождения этнокультурных традиций в формировании образа «современной женщины-татарки»;

– показать специфику становления женских татарских общественных организаций в условиях полиэтнической среды;

– выявить основные направления, формы и методы работы женских татаро-мусульманских организаций в общественном и культурном развитии Татарстана;

– изучить роль женских объединений в качестве воспитательного фактора в полиэтноконфессиональном сообществе.

18 См.: Мельникова Т. А. Женское движение в России: традиции и инновации. М., 2000;
Репина Л. П. Гендер в истории: проблематика и методология // Теория и методология ген-
дерных исследований : курс лекций / под общ. ред. О. А. Ворониной. М., 2001; Менделл П.,
Элиот П.
Феминистская теория: проблематизация женской субъективности / пер. с англ.
Я. Боцман // Введение в гендерные исследования : в 2 ч. Ч. 2. Хрестоматия / под ред.
С. В. Жеребкиной. СПб., 2001; Алимова Э. Ф. Женщина в науке и образовании: историко-
социологический анализ. Образование, занятость, карьера: стратегия и тактика : материалы
междунар. науч.-практ. конф. Казань, 2002; Воронина О. В. Феминизм и гендерное равен
ство. М., 2003; Пушкарева Н. Л. Гендерная теория и историческое знание. СПб., 2007.

19 См.: Права женщин в Кыргызстане: мусульманские традиции, исламские ценности и совре
менное право / [Б. Валиева и др.] ; под общ. ред. Л. Сыдыковой ; [пер.: Т. Досалиева,
Р. Самыйбеков] ; [на рус. и кыргыз. яз.]. Бишкек, 2001; Сукдео Р. Тайны за паранджой: Ислам,
женщины и Запад. СПб., 2005; Мавляутдинов И. С. Социальная роль Ислама как фактора ста
билизации общества (на примере республики Татарстан) : дис. … канд. социол. наук. Казань,
2007; Эрсан О. Женщина в исламе: Ее права и достоинства / [пер. с турец. Д. Кадыров]. 3-е изд.
М., 2009; Аляутдинов Ш. Женщины и ислам. СПб., 2011; Садриев Р. Ф. Влияние Сунны на
культуру и быт мусульманских народов Поволжья : дис. … канд. ист. наук. М., 2011.

Научная новизна работы обусловлена рядом обстоятельств. Впервые в отечественной историографии определяются роль и место женских общественных объединений в социальном и культурном развитии татарстанского общества на современном этапе. Женские внеконфессиональные и религиозные общественные объединения изучаются в контексте формирования институтов гражданского общества, во взаимосвязи с разными общественными структурами и социокультурными процессами в целом. Возрождение культурных традиций в деятельности женских институтов рассматривается в контексте определения соотношения традиции и новации в целостной культуре татарского народа, показывая специфику исламского фактора в проявлениях социокультурной жизни. Вводятся в научный оборот в качестве источников новые историко-архивные документы и материалы.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют важнейшие принципы исторического познания: научность, объективность, историзм. Они предполагают использование широкого круга источников, охватывающих всю совокупность исторических фактов для достоверного анализа динамики изучаемых явлений. Методология диссертационной работы опирается на использование цивилизационного подхода, что обеспечивает обращение к социально-историческим особенностям региона с его традициями сосуществования и контактов культур с православными и мусульманскими корнями.

Методологический комплекс исследования включает: системно-

структурный, комплексный, историко-антропологический, функциональный и др. подходы. Наиболее важным является системно-структурный подход, который ориентирован на исследование женских татарских общественных объединений в контексте общественно-политической и социокультурной жизни Татарстана. Комплексный подход продуктивен при изучении многообразия женских светских и конфессиональных организаций в историческом ключе. Исто-рико-антропологический подход обусловлен гендерной спецификой предмета исследования. Функциональный подход позволил рассмотреть формы и методы работы женских организаций по сохранению и развитию этноконфессиональ-ных традиций. При этом широко использовались конкретно-исторические методы критического анализа источников, сравнительно-исторический и истори-ко-биографический методы.

Наряду с историческими подходами актуальны методы культурологических, религиоведческих, источниковедческих, психологических и других гуманитарных дисциплин. Комплексное применение методов приближает адекватность попыток выявления общего и частного, структурирования элементов исторических событий и процессов, позволяет сформулировать выводы.

Источниковая база исследования. Использованные в ходе работы источники можно подразделить на следующие группы.

Специфика исследования побудила к обращению к законодательным и подзаконным актам РФ и РТ, касающимся религиозной и культурной политики, а также общественных организаций, представленных в сборниках нормативных документов, информационно-правовых и справочных системах данных и др. Они составили первую группу источников. Из подзаконных актов были привлечены отдельные указы Президента РФ и Президента РТ, постановления Правительства РФ и Кабинета министров РТ, регулирующие деятельность государственных и общественных организаций в сфере национального и культурного развития (концептуальные основы национальной политики, алгоритм сохранения культурного «двународного» наследия, перипетии реализации государственных языков)20. Изучение документов позволяет выделить вехи пересмотра позиций власти по отношению к религиям, этносам, национальным языкам народов РФ.

Вторая группа представлена неопубликованными источниками, основу которых составили документы, сосредоточенные в фондах архивохранилищ Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан (ЦГА ИПД РТ), Национального архива Республики Татарстан (НА РТ), документы текущих архивов общественных, религиозных и ведомственных организаций. Репрезентативный материал по женскому мусульманскому движению в Татарстане хранится в НА РТ, в частности в фондах Р-873 (Совет по делам религий при Кабинете министров РТ) и Р-2327 (Администрация г. Казани). Интересна и содержательна делопроизводственная документация Совета (с 2011 г. – Управления) по делам религий, находящегося по роду деятельности между государством и общественными организациями. До-

20 См.: Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О стратегии государственной националь
ной политики Российской Федерации на период 2025 года»; Указ Президента РТ от 26 июля
2013 г. № УП-695 «О Концепции государственной национальной политики в Республике Та
тарстан»; Постановление КМ РТ от 9 декабря 2010 г. № 1018 «Об утверждении комплексно
го проекта „Культурное наследие – остров-град Свияжск и древний Болгар“ на 2010 –
2015 годы»; Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 октября
2013 г. № 794 «Об утверждении государственной программы „Сохранение, изучение и раз
витие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татар
стан на 2014–2020 годы“»; Указ Президента Республики Татарстан от 25 апреля 2015 г.
№ УП-414 «О комплексной системе мониторинга межнациональных и межконфессиональ
ных отношений и раннего предупреждения конфликтов на религиозной и национальной поч
ве в Республике Татарстан»; Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от

21 октября 2013 г. № 785 «Об утверждении государственной программы Республики Татар
стан „Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014–2016 годы)“» и др.

кументы переписки между государственным органом по делам религий с представителями общественных групп, материалы обсуждения проблем этнокультурного возрождения на расширенных заседаниях с участием общественных комиссии прямо или косвенно отражают уровень вовлеченности женских организаций в общественно-культурную жизнь.

Деятельность женских мусульманских организаций в РТ раскрывается благодаря анализу делопроизводственной документации, сосредоточенной в фондах ЦГА ИПД РТ. Среди материалов этой категории источников следует выделить фонд ассоциации татарских женщин «Ак калфак». Собранные в нем документы, такие, как Устав организации, официальная переписка руководства с различными структурами власти, представляют аутентичный материал, характеризующий специфику женского движения в целом и мусульманского, в частности.

Третья группа источников представлена материалами периодических изданий («Умма», «Мдни омга», «Сююмбике», «Татарстан Яшьлре» «Вера», «Ислам-info», «Мусульманский мир», «Мслим», «Казань мусульманская» и др.). Они отражают общественно-политическое состояние духовной атмосферы в мусульманском сообществе и татарстанском социуме в целом. В них опубликованы решения ряда официальных, общественных и религиозных организаций, статьи известных журналистов и видных исламоведов, а также руководителей женских общественных организаций. Наряду с печатными изданиями составляющей базы анализа изучаемых процессов служат интернет-издания.

Объективные проблемы, связанные с малочисленностью необходимых документов (не перешедших в архивохранилища), компенсировались контактами с участниками исследуемых событий. В результате сложился корпус документов и материалов личного происхождения: отдельные документы общественных организаций, письма и доклады лидеров женских организаций, справки, материалы мониторинга женских и других образовательных групп и т. д. Они составили четвертую группу источников.

Положения, выносимые на защиту:

– деятельность женских татарских общественных организаций на современном этапе, опирающаяся на историко-культурное богатство прошлого, способствует формированию этнокультурной идентичности, укрепляет и расширяет социокультурную базу стабильного развития российского общества;

– активизация женского мусульманского движения и восстановление его традиционных форм связаны с изменением социально-политического и правового статуса общественных объединений в условиях кардинальных перемен российского социума на рубеже XX–XXI вв.;

– деятельность женских татаро-мусульманских объединений по сохранению и распространению этнокультурных традиций характеризируется возрождением традиционных ценностей в сочетании с новаторскими подходами к освоению культурного наследия;

– вовлеченность женских татарских внеконфессиональных организаций, а также конфессиональных объединений как исламского духовно-культурного компонента в общественные и культурные процессы свидетельствует о значительном потенциале женского сообщества в сохранении традиционных духовно-культурных ценностей российских мусульман для позитивного социокультурного развития республики;

– основанные на многовековых традициях семейные ценности татарского общества, в сохранении которых женщине отводится значительная роль, способствуют укреплению духовно-нравственных и воспитательных начал в социуме;

– эффективность воздействия татарских женских общественных институтов на процесс укрепления межнациональных и межконфессиональных отношений и создания позитивного социокультурного облика республики усиливается вследствие взаимодействия женских и других общественных организаций с государственными структурами.

Практическая значимость. Научные результаты исследования имеют большое значение для понимания роли женского фактора в обеспечении исторической преемственности, сохранении и трансляции этнокультурных традиций. Содержащийся в работе материал и теоретические обобщения могут быть использованы при разработке учебных курсов – по программам повышения квалификации и спецкурсов – по истории культуры, женского татаро-мусульманского движения, краеведению и истории Татарстана, в том числе в рамках Ресурсного центра исламского и исламоведческого образования Казанского (Приволжского) федерального университета. Результаты исследования могут быть полезны для разработки и реализации научных проектов в области гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, выявления ресурсов проверенных практик по профилактике и недопущению радикализма в этноконфессиональной среде.

Соответствие исследования паспорту специальности. Содержание диссертации соответствует п. 4 «История взаимоотношений власти и общества, государственных органов и общественных институтов России и ее регионов», п. 15 «Исторический опыт российских реформ» Паспорта научной специальности 07.00.02 – Отечественная история.

Апробация научного исследования. Основные положения и выводы нашли отражение в 12 научных публикациях, в том числе в 4 статьях в ведущих научных журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ, а также в профессиональной деятельности автора в Ресурсном центре по развитию исламского и исламоведческого образования КФУ. Разные аспекты диссертационного исследования освещены в докладах на международных и ежегодных итоговых научно-практических конференциях в Институте Татарской энциклопедии и ре-гионоведения АН РТ и Казанском (Приволжском) федеральном университете (2012 –2016 гг.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, списка сокращений и аббревиатур, приложений.

Актуализация проблемы этнокультурной идентификации женщин-татарок в контексте задач эпохи модернизации татарского общества

Традиции являются важными элементами этнической культуры, которые являются культурным достоянием того или иного этноса. В научной литературе дается следующее определение термина «этнокультура»: «этно-культура – это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей»1.

Этнокультура выступает в качестве системы взаимодействия этих со ставляющих, играет важную роль в процессах глобализации, поскольку, как было сказано, в современном мире идет активная ассимиляция этносов, уни фикация культуры, происходит исчезновение и изменение этнокультурных особенностей, а уровень национального самосознания претерпивает суще ственные изменения. Например, татарское национальное самосознание, ко торое как цельное общественное явление сформировалось в конце XIX века, играет большую роль в этнокультурных процессах современного татарстан ского общества, оказывая влияние на социокультурный его облик. Именно этнокультура является бесценным источником материальных и духовно нравственных ценностей народа. В современных условиях российское обще ство, освобождаясь от прежних конструкций коммунистическо идеологической системы, возвращает в реальную жизнь проверенные историей исконные традиции и ценности. Формирование высококультурной российской гражданской нации, ориентированной на осмысление всего передового опыта народов мира и взращивание патриотических чувств у подрастающего поколения, складывается из трех аспектов: а) духовно-нравственные ценности; б) семейные традиции и ценности; в) славная история нашей страны и её традиции. Исходя из этого, процесс возвращения традиционных ценностей в структуру социокультурного облика общества, в которой женщине отводится доминирующая роль, является актуальной темой. Она рассматривается в русле процессов возрождения и развития духовно-культурных традиций в Татарстане.

Вопрос о культурной идентификации женщин-мусульманок, их положении в семье, социокультурной и общественно-политической сфере актуализируется с наступлением Нового времени - по мере развития модернизации мусульманского сообщества1. Изучением и пропагандой данной темы занимались в прошлом многие выдающиеся мыслители и общественные деятели мусульманского Востока: М.Ф. Ахундов, А. Баязитов, С.Г. Султанов, А. Агаев, Саид Амир Али, З. Камали, Р. Фахретдин и др.2 В конце XIX в. Муса Бигиев – выдающийся татарский философ-богослов, публицист, один из лидеров татарского наионального движения – опубликовал цикл статей под общим названием «Халык назарына бернич мсьл» («Несколько вопросов вниманию народа»), «Ислам миллтлрен» («Мусульманскому народу»), «Корън Крим аять кримлре хозурында хатын» («Женщина в свете священных аятов Благородного Корана»)1 и др., затрагивавших женский вопрос в мусульманском обществе.

Общественный и религиозный деятель, народная просветительница Мухлиса Буби, в течение 20 лет заведовавшая отделом семьи в Управлении мусульман (ЦДУМ), также посвятила ряд статей этой теме. Среди актуальных поднимаемых вопросов - проблемы многоженства. В журнале «Сююм-бике» в 1917 г. появился материал «Брак более чем с одной женщиной» муфтия Галимджана Баруди2 и мусульманских судей, среди которых значилась и М. Буби. Вскоре после этого «Мусульманский журнал» опубликовал статью «Женщинам». В ней М. Буби уделяет внимание обязанностям родителей перед детьми. Она подразделяет период взросления на три этапа (детство, отрочество, юность), дает каждому характеристику и подробно объясняет с позиций ислама обязанности родителей по отношению к детям3.

Другой общественный деятель, просветитель, кадий и будущий муфтий Ризаэтдин Фахретдин (автор повестей «Салима, или Целомудрие», «Асма, или Проступок и наказание» и др.) также написал ряд трудов, посвящённых вопросам мусульманской культуры. Они отразили его отношение к европейской науке, образованию и эмансипации восточных женщин. Фахретдин издавал учебники, методические труды, популярные брошюры по проблемам педагогики и этики: «Воспитанная мать», «Воспитанный отец», «Воспитанное дитя», «Воспитанная женщина», «Семья» и др. В общей сложности им было написано более шестидесяти работ по вопросам воспитания подрастающего поколения1. Исследования Р. Фахретдина в данной области остаются актуальными и по сей день. Его просветительскопедагогическое наследие нашло отражение в работах А.Х. Махмутовой, Р.Н. Мусиной, С. Аппаковой, Л.И. Алмазовой, А. Юнусова, Л.Ф. Байбулатовой и многих других.

Несмотря на патриархальный характер татаро-мусульманской семьи, в традициях татарского народа роль женщины всегда была весьма высока как в семейной, так и в общественной жизни. В частности, особенности культурно-бытовой жизни мы находим в ряде работах периода модернизации татарского общества2.

Обратимся к истокам данного вопроса – положению женщины в Волжской Булгарии. Женщина не находилась в рабском и униженном социальном состоянии. Она имела возсожность участовавать в обсуждении ключевых вопросов наравне с мужчинами. Ибн Фадлан с удивлением фиксировал, что на торжественном приёме Векого арабского посольства (922) булгарская царица «сидела рядом с ним (царём Алмушем – А.С.)», при этом поясняет: «таков их закон и обычай»3. На просвещенность булгарских женщин обращает внимание арабский ученый географ Ибн-Рустэ4. Во многом это связано с тем, что в ХII–ХIV вв. здесь была мощная сеть религиозных учебных заведений, направленных на подготовку кадров, готовых включится в работу по развитию национальной культуры на высоком уровне ведущих цивилизаций того времени5. Среди них особое место имело известное медресе «Туйбикэ абыстай», где проходили обучение девочки из разных регионов Азии. Немало удивительных легенд сохранила человеческая память о девушках «страны городов», например о Алтынчэч и Каракюз, встававшие рядом с мужчинами на защиту своей родины. Можно вспомнить Гайшэбикэ, которая со своими братьями мужественно вступила в схватку с монгольских завоевателями. Попав в плен, она нашла силы бежать в родную страну. Являясь символом непокелибости духа, еще при жизни стала живой легендой. Сегодня её имя носит известная деревня Татарстана – Айшэ1.

В последней четверти XIV – начале XV века духовно-культурное и материальное наследие Волжской Булгарии по эстафете получило Казанское ханство, ставшее мощным экономическим, политическим и культурным центом. Развитие этого края было трагически прервано завоеванием войсками Ивана Грозного (1552) и последующей жёсткой этноконфессиональной политикой Московского царства. История прошлась тяжелым катком по судьбе национальной культуры, не пощадив ни её героев, ни начинаний предшествовавших поколений.

Важным фактором сохранения и укрепления этнокультурной идентичности татарского народа, прежде всего, являлись традиции просвещения, которые, несмотря на пережитые катаклизмы, продолжались развиваться. Повествуя о распространённости образования у татар, П.И. Рычков отмечал: «Не изъяты от такого воспитания дети и женского полу»2. «Женский пол у татар тоже не остается без образования, – говорил ему А. Сперанский, – и между татарками мало найдется таких, которые не умеют надлежащим образом читать и писать. Они учатся или у жены муллы, или у своих матерей. Кроме грамотности, они обучаются шитью, вышиванию шелками и золотом»3. «Почти каждый мулла имеет у себя домашнюю школу, – пояснял также К.Ф. Фукс, – за малую цену учит мальчиков и девочек Арабскому языку, читает и толкует им Алкоран и нравоучение своего строгого закона…»1. Имея в виду религиозное образование, Фукс отмечал грамотность татарок Казани. Среди них, писал он, «мало найдется таких, кои бы не умели надлежащим образом читать и писать. Онпи учатся у жены муллы»2.

Становление местных и региональных татарских женских объединений

В первом десятилетии переходного периода обращение к истокам этнокультурных традиции было тесно взаимосвязано с национально-религиозным возрождением, как идейном, так и организационном плане. Этноконфессиональные процессы, бурно развернувшиеся в Татарстане в конце XX века, актуализировали институализацию женского мусульманского движения. Обеспечению целенаправленной и организованной работы мешала раздробленность мусульманской уммы РТ. Объединительный съезд мусульман республики, прошедший 14 февраля 1998 г., консолидировал верующих на базе федерального закона о свободе совести. В результате был сформирован единый муфтиат ДУМ РТ во главе с муфтием Гос-ман хазратом Исхаковым. Структура исламских институтов после Первого (1998 г.) и Второго (2002 г.) съездов была усовершенствована, что способствовало более эффективному развитию отношений между государством исламской уммой, а также сказалось на более качественном уровне солидарности мусульманских организаций. Перемены стали основой оформления в ускоренном порядке официальных централизованных конфессиональных структур.

Во всех муниципальных районах начали функционировать мухтасиба-ты (45) и религиозные казыяты (6)1. Современная елигиозная обстановка в многонациональной и поликонфессиональной республике отражает последствия тех коренных изменений в общественно-политическом строе, которые произошли в последние десятилетия и существенным образом затронули сферу государственно-конфессиональных отношений, деятельность религиозных организаций на всей территории СНГ. Если религиозных объединений в РТ, зарегистрировавших свои уставы (по состоянию на 01.01.1996) было: исламские объединения – 586, религиозные центры и управления – 2, религиозные общества – 2, духовнообразовательные учреждения – 101, то через десять лет (на 01.01.2005) в Татарстане зарегистрировано 1 328 религиозных общин, из них 999 – мусульманских2.

5 декабря 2005 г. в здании театра им. К. Тинчурина состоялся I Съезд мусульманок Татарстана, в котором приняло участие около 500 женщин республики и более 100 гостей из татарских диаспор регионов России, в т. ч. из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижегородской, Самарской областей, Мордовии, Башкирии и других субъектов РФ. На съезде присутствовали представители АП РТ и КМ РТ, ДУМ РТ, РИУ3. Кроме того, были приглашены многие руководители региональных общественных, национальных и иных официальных некоммерческих организаций4. Организации съезда оказали поддержку Аппарат ДУМ РТ (руководитель Ильяс хазрат Зиганшин), Совет по делам религий при КМ РТ (предcедатель Р.А. Набиев). В печати подробно освещался ход и итоги съезда. Пестроту и разноголосицу подходов к женскому мусульманскому вопросу проиллюстрировала журналистка В.Ф. Постнова в «Независимой газете», сообщив, «что VIP-гости съезда вице-премьер Зиля Валеева и вице-мэр Казани Альфия Тутаева явились на корыл-тай “со своим уставом”, что было отмечено всеми без исключения: ни одна не покрыла голову платком»5.

Делегатки форума сфокусировали внимание как на социально значимом дискурсе места и роли женского мусульманского сообщества в современном социуме, так и на конкретных, повседневных и воспитательных проблемах. Речь шла о поиске путей решения назревших проблем, о функции и роли мусульманки в семейных отношениях, духовно-нравственном воспитании детей; активизации участия мусульманок в общественной жизни. Высте-пление делегатов были связаны с ключевими проблемами женской социальной роли. В определённом смысле участники съезда несколько отсранились от основной части мусульман России – в ракурс их внимания попали, скорее, региональные проблемы мусульманок-татарок Татарстана, нежели женщин России в целом. Результатом съезда было возникновение новой организация – «Союз мусульманок Татарстана» (СМТ), зарегистрированной вскоре зарегистрировало Министерством юстиции РТ.

Данная организация стала не просто «реминисценцией», но своеобразным возрождением исторического прецедента столетней давности. В 1917 г. состоялся съезд женщин-мусульманок, логично увенчавший процесс создания женских мусульманских организаций Казнской губернии1. На I Съезде представительниц ислама республики появились основополагающие документы, направленные к государству и гражданским организациям, возник президиум и отрегулирована структура управления. Первым и фактически бессменным Председателем «Союза мусульманок» стала Н.К. Зиганшина (она же – специалист отдела образования ДУМ РТ). Программные документы Союза задавали ориентиры приложения усилий по вовлечению женщин в общественную, социальную и культурную жизнь. Традиционно волнующие женщин вопросы свзанные с развитием духовных основ общества, увеличение значимости материнства, качества обучения подрастающего поколения и т.д.

Уставные документы фиксировали вниание на то, что «Союз мусульманок Татарстана» при ДУМ РТ представляет собой гражданскую, свободно организованную, самоуправляющуюся организацию женщин исповедающих ислам, консолидирующихся на фундаменте солидарных ценностей для реализации единых интересов. «Союз мусульманок Татарстана» осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Республики Татарстан, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами РФ и РТ, Уставом организации1. Деятельность Союза основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности. Организация свободна в определении своей внутренней структуры, целей, предмета и метода своей деятельности. Деятельность СМТ является гласной, а информация об ее учредительных и программных документах общедоступной. «Союз мусульманок Татарстана» осуществляет свою деятельность во взаимодействии с государственными органами, учреждениями, другими общественными и религиозными организациями, гражданами, деятельность которых направлена на укрепление мира, дружбы и взаимопонимания между народами и вносит действенный вклад в сохранение культурных и духовных ценностей общества. Осуществляет свою деятельность на территории Республики Татарстан, имеет право создавать филиалы, открывать свои отделения, представительства при мухтасибатах РТ и за ее пределами2.

Для осуществления вышеперечисленных целей «Союз мусульманок Татарстана» имеет право свободно распространять информацию о своей деятельности, самостоятельно определять направление работы, стратегию духовного, культурного, экономического, материально-технического развития СМТ. Порядок членаства Союза предполагает участие в нем женщин мусульманского вероисповедания, проживающих в республике, Российской Федерации, а также женщин-мусульманок, являющихся гражданами любого иностранного государства, достигших возраста 18 лет, независимо от национальности, образования, социального положения, а также коллективы женщин, коллективы физических лиц, создавшие общественное объединение без образования юридического лица. Они могут обращаться за содействием и помощью в руководящие органы СМТ для решения целого ряда вопросов. Это воспитание детей и их устройство в детские дошкольные учреждения, школьные и другие образовательные учреждения для малообеспеченных слоев населения; получение нуждающимся светского или мусульманского религиозного образования, правильного сочетания трудовой занятости мусульманок с воспитанием детей; решения социальных, бытовых и жилищных проблем нуждающихся слоев населения. «Союз мусульманок Татарстана» имеет право вносить предложения, подавать заявления и обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления по вопросам общественной жизни Республики Татарстан, обращаться в Министерство соцзащиты Республики Татарстан, Управление по делам молодежи и спорту РТ, Управление соцзащиты РТ и т. п. Управление организацией осуществляется съездом, советом «Союза мусульманок Татарстана», председателем (избирается съездом сроком на 3 года), советом наставниц. Союз был наделен правом учреждения филиалов, представительств, отделений по всей территории России с условием соблюдения требований законодательства, что открыло возможность создавать новые структуры женских объединений.

В Татарстане Союз располагает свои отделения при мухтасибатах – районных филиалах ДУМ РТ, совпадающие с территориально административным разделением Татарстана на районы. Учреждение стлич-ного, казанского отделения Союза состоялось в казанской мечети Марджани 11 апреля 2012 г.1. На первом организационном собрании столичного филиала возник совет, а так же подразделения связанные с проблемами трудоустройства, защиты материнства и детсва и др. (Открытие филиалов и представительств на территории иностранных государств осуществляется в соответствии с законодательством этих государств, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.)

Роль историко-культурных традиций в динамике этноконфессионального возрождения

По мнению Д.С. Лихачева, традиции играют незаменимую роль в культуре. «История культуры есть не только история изменений, но и история накопления ценностей, остающихся живыми и действенными элементами культуры в последующем развитии»1. С точки зрения ученого, творческий потенциал эпохи определяется неразрывным единством традиций и новаций. Традиция в его понимании – это одновременно механизм сохранения культуры, а также элемент культуры и средство ее трансляции2. Традиции играют особую роль - механизма воспроизводства культуры и, в определенной мере, необходимого условия её существования. Поэтому утрата традиции как весьма значимой части культуры может привести к деградации культуры. Сохранение традиции, в том числе в рамках деятельности женских институтов, являются одной из важных категорий теории культуры.

Женщины, будучи главными хранительницами обычаев татарского народа, испокон веков выступали активными поборницами сохранения религиозно-культурных традиций, сопрягая их с понятием святости. Изучение основных направлений социокультурной деятельности женских мусульманских организаций республики как фактора стабилизации и «укоренения» принципов гражданского общества представляет требует конмплексного анализа взаимосвязей и функционирования общественных, этноконфессиональных компонентов татарстанского общества. Определение значения роли женщин принявших и исповедающих радиционный ислам в условиях современности обнаруживается на примере работы активных групп мусульманок в контексте исследования специфики форм и механизмов их влияния на социум, их вклада в сохранение этнокультурных традиций, в стабильное развитие общества в целом.

Согласно своим мировоззренческим убеждениям и этнокультурной принадлежности, женщины-мусульманки активно проявляют себя, прежде всего, в сфере образования, духовного просвещения и культуры - как индивидуально, так и коллективно, т. е. участвуя в деятельности различных женских объединений. В Российской Федерации официально зарегистрировано 164 женские организации, действующие на началах светских принципов, хотя многие из них вместе с тем четко выражают свою конфессионально-культурную направленность. Культурническая деятельность женских мусульманских организаций в РТ опирается активную государтвенную поддержку, выраженную в ряде республиканских социокультурных программ1.

Приоритетным направлением деятельности женских мусульманских организаций стало сохранение языковых традиций татар. В конце 1980-х гг. молодое поколение татар не владело татарским языком. Острота проблемы сохранения и развития национальных языков как основы национальной идентичности и национально-культурного наследия побудила руководство РТ принять государственную программу «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 – 2020 гг.» (2013)2.

Культ родного языка в семье связан с ролью матери. Об этой аксиоме напомнила Р.Р. Туфетулова, председатель «Ак калфак». Воспроизводство культуры путем социализации детей как транслятора преемственности – формула из области социологии и культурологической мысли. Констатация общественно- культурной значимости роли матери резонировала с предложениями организации бесплатных курсов для молодых татарорк, не знающих родной язык. Мероприятия свидетельствуют реализацию этого тезиса на практике. Только за четыре последних года «Ак калфак» организовала около 100 встреч и мероприятий. Основными проблемами для обсуждения стали проблемы возрождения и престижности национального языка, в том числе через воспитание детей в семье.

Будируемые в женских религиозных организациях вопросы имели под собой законодательное основание. На основании ст. 14 Конституции РТ1 и в соответствии с Законом РТ «О языках народов РТ» государство создает правовые условия для развития татарского языка как основы всей национальной культуры2. Этот законодательный императив был трансформирован в решения, предложения, инициативы законодательных, местных органов власти и реализуется через сеть структур гражданского общества.

Многие члены Ассоциации, работающие в педагогической сфере, задают тон в направленности мероприятий. Сфера образования пребывает в числе приоритетных, поэтому съезды учителей татарского языка («мозговой центр») сочетались с языковыми курсами практики. На курсах были представлены мастер-классы по предметам. Усвояемости материала способствовали экскурсии по памятным местам Казани.

Ударственных и других языков в РТ, мониторинга этноязыковой ситуации в республике. См.: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 октября 2013 г. № 794 «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 – 2020 гг.».

В организации существуют подразделения, деятельность которых ори-ентрована ту или иную женкую аудиторию женщин. «Организацией молодежи» руководит Р. Сафиуллина, которая основное внимание обращает на охрану национального языка как основы культурного общения и развития во всех учебных заведениях республики. В приоритете находятся так же вопросы воспитания подрастающего поколения в семье. Именно женщина отвест-венна за создание в семье атмосферы любви и уважения к национальным традициям.

Особое значение имеет в деятельности объединения играет научно-исследовательское направление. Разумеется, это не только постулаты, выношенные оракулами от науки. Традиционная регулярность круглых столов, семинаров- конференций, тематика которых отвечает целям и задачам Устава организации нацелены не только на возрождение татарского языка, но и на миссию семьи в сохранении нации. Регулярные семинары по проблемам национальной стартовали в 1994 г. (год семьи по проектам ООН). Ассоциация «Ак калфак» выступила в качестве инициатора и вдохновителя изменения отношения государственной власти к проблемам семьи. Спустя десятилетие Всемирный конгресс татар воплотил дискурс сохранения семьи в программу действий.

Одним из пунктов реализации заявленной стратегии стало создание Всероссийского общественного фонда «Татарская семья». Ассоциация, не ограничиваясь сферой образования как инструментом формирования национальных начал семейных традиций, причастна к поддержке деятелей культуры РТ, в которой они остро нуждались в 1990-е гг. Она ходатайствовала о том, чтобы зарегистрировать просветительско благотворительный фонд Сары Садыковой при Союзе писателей РТ как общественную организацию. В ноябре 2003 г. предметом обсуждения специальной конференции стала деятельность А.Баязитова-основателя первой татарской газеты.

Активисты фонда разрабатывали учебники, пособия и т.д. на татарском языке. Это был вклад в обоснование культурной идентификации. В период разработки «Закона об образовании РФ» активисты «Ак калфак» были встревожены контиурами реформы образования, в рамках которой предусмотрен пункт об обязательной сдаче Единого государственного экзамена только на русском языке. Данное положение было безуспешно опротестовано в Верховном суде РФ.

Судьбы многих активисток женского мусульманского движения, появившихся на свет в середине прошлого века и пришедших в ислам в веке ХХI-м, иллюстрируют востребованность культурнической деятельности. Во многом эпохи аналогчны. Вместе с тем у каждой из представительниц эпох есть свои, по своему интриргующие историка, страницы жизни. Так, у Фании Хурматулловны Залялиевой (родом из д. Оркеш Кукморского района ) дед, деревенский мулла, был расстрелян, а матери суждено было пережить тяготы клейма дочери «врага народа». По окончании школы начала работать на Казанском меховом комбинате. Окончив медицинский институт, по распределению поехала в Казахстан, а вернувшись, получила уроки ислама у Рашиды абыстай Исхаковой, окончила медресе. Вскоре сама начала преподавать «Уроки нравственности» и вести занятия в группе женщин по изучению Корана.

Убедительность преподаваемых канонов была бы менее действенна, ес ли бы не дар педагога-организатора, ректора Ильяса хазрата Зиганшина. По чти все выпускницы медресе «Им. 1000-летия принятия ислама», подобно За лялиевой, работают в образовательной и просветительской сфере. Так, в мечети «Гадел» по приглашению известного имама Айрата Мухаметзянова Ф. Залялиева совместно с сокурсницами по медресе М. Зиганшиной и С. Яруллиной организовывала исламские школы. Их выпускники, увлекшиеся занятиями в медресе, возвращаются в мечети в роли религиозных просветите лей, по «совместительству» воспитателей основ нравственности, в села райо нов проживания... Для всех желающих при мечетях республики действуют бесплатные курсы по изучению арабского языка и графики.

Женское общественное движение как воспитательный фактор в полиэтоконфессиональной среде

Духовно-культурные традиции, которые определяют тенденции развития межцивилизационного взаимодействия, сталкиваются в настоящее время с вызовами глобализации, секуляризации и радикализма. К тому же этнорелигиозный фактор в современном мировом политическом, социально-экономическом и культурном развитии занимает весьма заметное место. Комплексная социокультурная программа, принятая в Республике Татарстан (2013) наряду с широким спектром направлений предусматривает пропаганду традиционных этнокультурных ценностей татар-мусульман с опорой на исторический опыт межконфессионального согласия и взаимоуважения1. На региональном уровне женщины-мусульманки могут оказать существенное влияние на процесс сохранения традиционных ценностей и развития толерантных межконфессиональных отношений, опираясь и используя в том числе традиции поволжских мусульман2.

Развитие культуры толерантности и взаимоуважительных отношений между двумя крупными этноконфессиональными группами Республики Татарстан имеет свои основания во взаимном этнокультурном восприятии. Как отмечает известный этносоциолог Р.Н. Мусина, русские и татары республики воспринимают друг друга достаточно близко: «Сопоставительный анализ данных исследований 1994 г. и 2011–2012 гг. показал сокращение социально-культурной дистанции. На 15–16 % уменьшилась межэтническая дистанция и более чем в 1,5–2 раза межконфессиональная»3. В значительной степени это связано с универсальным единством духовных ценностей всех религий. Если раннее это воспринималось лишь интеллектуально-духовной элитой общества1, то в настоящее время данное осознание постепенно становится органичной часть современного менталитета. Вместе с тем этноконфессиональ-ная полифония, которая, по замечательному утверждению В.И Ламанского, лишь «пополняет и оплодотворяет начало единства», является безусловным этнокультурным богатством России2. Соответственно традиционные духовно-культурные ценности народов нашей страны в свете космополитизма настоящего времени нуждаются в защите и развитии.

Пестрота полиэтнокультурной среды Республики Татарстан обогащает палитру неповторимых этнокультурных «красок» и расширяет арсенал средств движения за восстановление и сохранение духовно-культурных традиций. В качестве первопроходцев на этой стезе женские православные организации сомкнулись с Обществом русской культуры в борьбе за возвращение храмов верующим, в кадровой поддержке организаторов духовных песнопений, организации православных праздников, молебнов. Женские организации при монастырях специфичны, поскольку представляют собой «ответвление» конфессиональной направленности, продолжая общецерковные инициативы. Монахинь и православных женщин-мирянок, как правило, отделяют ментальные, мировоззренческие, поведенческие черты и убеждения. Однако у монахинь и исповедующих православие женщин есть общие устремления, отврывающие возможность координации усилий. На территории России долгое время не было организации, объединяющей православных женщин. 3–4 декабря 2009 г. в Москве прошел Форум православных женщин. На встрече, участниками которой стали сотни делегаток многочисленных женских организаций в ряду актуальных фигурировали проблемы нравственности на телевидении и в СМИ в целом, больные социальные «головоломки», не решаемые без объединения сил государства и общества (женщины во власти, насилие в семье, права матери на воспитание ребенка). Звучали и конкретные предложения об оказании услуг при храмах для молодых матерей, мелкие на первый взгляд, но важные для людей с ограниченными возможностями предложения по оборудованию удобных подъездов и входов в храмы. Были высказаны и предложения по противодействию абортам.

Союз женщин России, его председатель Е.Ф. Лахова задолго до форума высказывали предложения по совместным действиям общественности и православной церкви по борьбе за здоровый образ жизни и нравственное состояние молодежи включая меры по сохранению семьи силами женского актива и священнослужителей, созданию воскресных школ, патронирование неблагополучных семей и др., мобилизуя средства СМИ и кинематографа

Следует отметить, что ещё в советское время неофициально действовал женский православный клуб «Мария», который при поддержке А. Солженицына выпустил и распространил шесть номеров самиздатовского журнала, в котором публиковались яркие самобытные авторы (например, философ Т. Горичева). Примечательно, что ораторы форума отметили появ ление центробежных тенденций как следствия либерализации отношений церкви и государства. По мнению, высказанному писательницей Ю.Вознесенской, женские объединения не будут жизнеспособны, если не поставят перед собой конкретные цели и задачи и не начнут работать над их воплощением. С. Медведева, посетившая форум, констатировала ценность опыта социальной работы и энтузиазма женских православных организаций для утверждения традиционных для России духовно-нравственных ценностей – милосердия, ответственного отношения к ближним, любви к родной истории и культуре.1

Ссылаясь на практики зарубежных стран, священнослужители предложили учесть их ценный опыт при организации православного женского движения. Протоиерей Всеволод (Чаплин), например, сслался на приемы устроения мероприятий общиной Евангелической церкви в Германии, которая придает большое значение собранию в большом количестве приверженцев церкви для эмоциональной «перцепции» единства. Систему периодических собираний с устроением отдельными организациями дискуссионных клубов по вопросам семьи, борьбы с общественными пороками, культуры и искусства одобрили как модель будущего и представители Московского патриархата2. Подобная система позволила бы женским организациям конкретно и нацеленно воздействовать на положение дел в разных ипостасях жизни. Целесообразность создания женских православных организаций иерархи церкви мотивировали банальными на первый взгляд но существенными в формате целей форума аргументами в пользу преимуществ женщин в воспитании детей, близостью эмоционального восприятия проблем бездомных, одиноких женщин3.

Отражая общероссийские тенденции, в Татарстане поддерживается особая атмосфера доверия и сотрудничества, населяющих его народов. Этому способствует политика государства и деятельность татарстанского общества, направленная на возрождение духовно-культурных традиций. Наиболее ярко данный подход выражен в девизе «Через диалог культур к культуре диалога» Казанского международного фестиваля мусульманского кино, проводимом ежегодно с 2005 г. На фестиваль отбираются фильмы, несущие идеи миротворчества, веротерпимости, толерантности, рассказывающие о способах построения межнационального диалога, вне зависимости от вероисповедания автора. Не случайно кинофорум получил статус «фестиваля гуманного кино».

Определяющим в данном отношении является формирование позитивной исторической памяти. Учитывая то, что культовые объекты имеют исто-рико-символическое значение, важную роль играет подпрограмма «Мирас – Наследие» на 2014-2016 годы»1, а также республиканский фонд «Возрождение», созданный по инициативе первого Президента РТ, Государственного советника М.Ш. Шаймиева. Деятельность «Возрождения» имеет не только сакральную значимость -восстановление объектов историко-культурного наследия Свияжска и Булгар как символов религиозно-окрашенных проявлений исторической памяти2. Развитием этих начинаний стал Указ Президента Республики Татарстан «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери» (2015)3. Исторические традиции носят глубинный характер; коллективная память народа хранит крупные события и факты истории, периодов тяжёлых испытаний и потрясений. Таким событием является Великая Отечественная война, победа в которой всем народам нашей страны, приверженцам разных религий и неверующим досталась очень дорого. Наряду с православными религиозными центрами большую патриотическую работу во время войны и послевоенные годы1 проводили (и активно проводят сегодня) мусульманские общественные организации.