Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сергей Михайлович Прокудин-Горский и его вклад в развитие методов цветной фотографии Станулевич Надежда Алексеевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Станулевич Надежда Алексеевна. Сергей Михайлович Прокудин-Горский и его вклад в развитие методов цветной фотографии: диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.10 / Станулевич Надежда Алексеевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»], 2019.- 236 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Становление научной и практической деятельности С.М. Прокудина-Горского

1.1. Развитие научной деятельности С.М. Прокудина-Горского в области фотографии 30

1.2. История изобретения цветной фотографии и роль С.М. Прокудина-Горского в совершенствовании аддитивного метода цветного фотографирования 56

Глава 2. Место С.М. Прокудина-Горского в развитии методов цветной фотографии

2.1. Фотографическое наследие С.М. Прокудина-Горского 87

2.2. Типографские работы Художественной фотомеханической мастерской С.М. Прокудина-Горского 107

2.3. Представление С.М. Прокудина-Горского о развитии методов цветной фотографии в первой четверти ХХ в. и его работы после 1918 г. 134

Заключение 149

Список источников и литературы 153

Приложения 170

Развитие научной деятельности С.М. Прокудина-Горского в области фотографии

Биографических сведений о русском фотографе начала ХХ в. С.М. Прокудине-Горском сохранилось не много. Имеющиеся в нашем распоряжении архивные и другие источники в основном содержат информацию о его служебной и технической работе.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 18 (30) августа 1863 г. в семье дворянина Михаила Николаевича Прокудина-Горского и Марии Николаевны Прокудиной-Горской (урожденной Бардаковой102). В разное время исследователями высказывались предположения, что Прокудин-Горский родился в Петербурге103, либо в Муроме Владимирской губернии104. В фонде Императорского Петроградского Университета нами было найдено личное дело студента Сергея Михайловича Прокудина-Горского, содержащее копию свидетельства (см. Приложение 1) удостоверяющего, что в метрической книге Архангельского погоста Покровского уезда Владимирской губернии сделана запись о рождении С.М. Прокудина-Горского 18 августа 1863 г. [по ст. ст. – прим. авт.]105.

В вопросе становления Прокудина-Горского как фотографа-практика крайне важным было установить, какое образование он получил, как развивался его интерес к фотографии, что привело его к многолетним исследованиям и работе над усовершенствованием аддитивного метода цветной фотографии. В ходе исследования, не было обнаружено сведений о детских годах С.М. Прокудина-Горского. В работах исследователей его биографии Александровский лицей упоминался как одно из мест обучения Прокудина-Горского. С.П. Гаранина в своих статьях отмечает, что учеба в лицее является семейной легендой и документами не подтверждена106.

В личном деле С. М. Прокудина-Горского как студента Императорского Санкт-Петербургского Университета, в ходе данного диссертационного исследования, было найдено свидетельство, из которого становится ясно, что он окончил в Императорском Александровском Лицее курс наук, соответствующий полному курсу средних учебных заведений, и был переведен на курс, соответствующий университетскому. Обучение в Лицее С.М. Прокудиным-Горским не было завершено, т.к. он был уволен из Лицея по просьбе отца 18 июля 1886 г.107 Министерство Народного Просвещения признало свидетельство №669108, выданное Императорским Лицеем, равносильным аттестату зрелости109. Данные о том, что Прокудин-Горский воспитывался в Александровском лицее были найдены нами также в его личном деле в составе фонде Демидовского учебно-воспитательного заведения 110.

В октябре 1886 г. С.М. Прокудин-Горский поступает вольнослушателем в Санкт-Петербургский Университет и посещает в первом полугодии 1886-1887 гг. лекции по различным отраслям права и курс по химии Д.И. Менделеева111. С января 1887 г. он числился студентом Физико-Математического Факультета по естественному отделу. Студент Физико-Математического Факультета (3 курс) Прокудин-Горский в осеннем семестре 1887 г. был записан на курс В.В. Докучаева112 по Минералогии из 2 лекций113.

В ноябре 1888 г. С.М. Прокудин-Горский по не выясненным на сегодняшний день причинам подал прошение на имя ректора Университета с просьбой уволить его из числа студентов (см. Приложение 2)114. Далее Прокудин-Горский был принят 1 сентября 1888 г. «в число слушателей Императорской Военно-Медицинской Академии на старшее отделение приготовительного курса, в 1889 г. оставлен в том же отделении на второй год», а 26 апреля 1889 г. он был «уволен согласно прошению из ведомства Академии из старшего отделения приготовительного курса»115. Впервые в исследовательской литературе увольнение из Академии упоминается в работе Р. Оллсхауза116 вместе с перечислением некоторых курсов, которые были прослушаны Прокудиным-Горским. Таковыми были: метрология, метеорология, теория вязкости, теплового расширения, капиллярного движения жидкости117. В этой же статье указывается, что С.М. Прокудин-Горский уволился из Института118 в 1889 г. В связи с отсутствием мемуаров С.М. Прокудина-Горского или членов его семьи, не выясненной остается причина окончания его обучения в Университете и начала посещения лекций в Академии.

17 мая 1890 г. с Высочайшего соизволения потомственный дворянин С.М. Прокудин-Горский был утвержден в действительные члены Демидовского Дома призрения трудящихся. Согласно послужному списку, хранящемуся в ЦГИА СПб, к 1915 г. он дослужился до чина статского советника119. В 1890 г. Прокудин-Горский женится на «дочери отставного генерал-майора Лаврова»120 Анне Александровне Лавровой 121. Впоследствии Прокудин-Горский стал членом правления122 Товарищества Гатчинского завода А.С. Лаврова123.

Активная научная деятельность С.М. Прокудина-Горского неразрывно связана с Императорским Русским Техническим Обществом (ИРТО) - одной из важнейших для развития науки и техники организаций Российской Империи.

Высочайшее утверждение устава Общества состоялось 22 апреля 1866 г.,124 основными целями деятельности которого являлись: «чтения, совещания и публичные лекции о технических предметах; распространение теоретических и практических сведений посредством периодических и других изданий; содействие к распространению технического образования…»125. Плодотворная деятельность фотографического сообщества начинается в Петербурге с 1870-х гг. «Приехавший в то время в Россию известный знаток исследователь по фотографии Л.В. Варнерке126 знакомит с успехами эмульсионного способа заграницею и делится своими знаниями и опытностью со всеми интересующимися фотографией. Его общительность соединяет около него фотографов-специалистов, профессоров и любителей фотографии, в том числе и некоторых членов Императорского Русского Технического Общества, и таким образом, благодаря инициативе Л.В. Варнерке и Ф.Н. Львова (секретаря Общества)»127, 22 апреля 1878 г. на общем собрании ИРТО был утвержден Пятый отдел по светописи и всем ее применениям, который в Записках общества конца XIX- начала XX вв. именовался фотографическим.128

21 февраля 1896 г. на заседании I (Химического) отдела ИРТО рассматривалась кандидатура С.М. Прокудина-Горского в действительные члены отдела129. Лицами, ходатайствовавшими за членство Прокудина-Горского, были: Д.П. Коновалов, А.И. Степанов, Н.В. Соколов, Ф.Э. Кукель, Н.П. Нечаев130. В этот же день Сергей Михайлович сделал доклад «О современном состоянии литейного дела в России», который был напечатан в апрельском номере Записок Императорского Русского Технического Общества. Помимо рассмотрения истории стального, чугунного и медного литья, указанная статья имеет и биографическую информацию, написанную Прокудиным-Горским в предисловии. Согласно представленным сведениям, С.М. Прокудин-Горский к 1896 г. работал на Гатчинском литейном заводе А.С. Лаврова более пяти лет. Он участвовал в «установке на этом заводе фасонного литья стали»131, налаживал связи с другими заводами на территории Российской Империи.

Таким образом, можно говорить о том, что научная деятельность С.М. Прокудина-Горского в рамках ИРТО была обусловлена его профессиональным интересом, которыми на тот момент являлось развитие литейного производства, в том числе и благополучие предприятия тестя С.М. Прокудина-Горского – Александра Степановича Лаврова.

Постепенно внимание Прокудина-Горского переключается на фотографию, и уже через два года он практически не участвует в деятельности I Отдела ИРТО. По мнению, Сёмовой Л. В. влияние Лаврова А. С., а прежде Д. И. Менделеева, а также бурные события фотографической жизни на рубеже веков определили главный профессиональный интерес С. М. Прокудина-Горского132.

В 1898 г. им подано заявление на участие в V-ой фотографической выставке в Петербурге, организованной Русским Техническим Обществом. В документе, предоставленном не позднее 15 января 1898 г. Прокудин-Горский указывал, что желает выставить «отпечатки с масляных картин старинных мастеров»133, и что он проживает в Санкт-Петербурге на Манежном переулке в доме №13 в квартире Овсянникова134. В каталоге135 выставки указано, что фотолюбитель С. М. Прокудин-Горский предоставил снимки с картин из коллекции И. Я. Забельского, проживавшего в имении «Мерево» недалеко от г. Луга Санкт-Петербургской губернии (см. Приложение 3). В данном издании также имеется информация о других работах Прокудина-Горского – снимке с акварельной работы В. П. Овсянникова «Сказка», который находился на выставке Санкт-Петербургского Общества художников [так в тексте каталога – прим. авт.]. Фотографические работы Прокудина-Горского были оценены по достоинству экспертной комиссией – он получил бронзовую медаль Русского Фотографического Общества136, а в обзоре, посвященном научной фотографии, к которым и были отнесены его работы, говорилось следующее: «На выставке есть несколько прекрасных снимков, полученных на таких [ортохроматических137 – прим. авт.] пластинках, с картин, писанных масляными красками; напр. … некоторые снимки Г. Прокудина-Горского, в которых с удивительной точностью переданы все оттенки «цветотени»138.

История изобретения цветной фотографии и роль С.М. Прокудина-Горского в совершенствовании аддитивного метода цветного фотографирования

Работа над усовершенствованием аддитивного трехцветного способа получения фотографий занимает центральные место в научно-практической деятельности С.М. Прокудина-Горского. По нашему мнению, интерес к методам цветной фотографии появился у него в самом начале его фотографической деятельности, в тот период, когда он занимался обзорами фотографической литературы для Фотографического отдела ИРТО.

Для оценки деятельности С.М. Прокудина-Горского в области совершенствования методов цветной фотографии крайне важно понимание того, какое место в истории цветной фотографии занимает выбранный им метод. В данном разделе диссертации мы рассмотрим методы получения цветных фотографий, которые были осуществлены на практике со второй половины XIX в. по 1940-е гг.

Создание цветного изображения фотографическим путем было одной из важнейших задач ученых, изобретателей и фотографов-практиков. Зачитывая объявление об изобретении дагерротипа259 7 января 1839 г.260 в Палате депутатов, французский физик Д. Ф. Араго261 сказал: «Смею предположить, что естественные цвета объектов будут недоступны для воспроизведения с помощью фотографии»262. Действительно, первая фотографическая технология не передавала натуральных цветов, и не остановила исследователей в стремлении продолжать работу над созданием совершенного фотографического метода. Для придания оттенка фотографии использовалась, например, тонировка золотом,263 представленная 10 августа 1840 г. парижанином А. Физо264. Возрастающий интерес публики к фотографии снизил спрос на изготовление миниатюрных портретов, популярных в первой половине XIX в., оставив без работы художников, которые вскоре нашли себя в новой роли – ретушеров в фотоателье. Частичная раскраска практиковалась уже в начале 1840 г., например, Изенрингом в Сент-Галлене.265 Техническая ретушь осуществлялась с помощью туши и ластика на негативе, художественная – карандашами, кистью, тушью, акварелью или пастелью по фотографии, от этого портрет становился более живописным. Раскраска дагерротипов осуществлялась кисточками и масляной краской или резиновыми щеточками и цветной пудрой, но слой серебра на дагерротипной пластине легко повреждался от механических воздействий, что требовало от ретушера не малого мастерства. Раскрашивание фотографий на бумажной основе было делом значительно более простым. Массово подкрашивали после печати отпечатки на соленой266 и альбуминной бумагах. Во второй половине XIX в. большой популярностью пользовались раскрашенные видовые фотографии экзотических стран, например, фотографии Японии, исполнялись иностранцами и предназначались в основном для западных покупателей. Так в 1868 г. Феличе Беато опубликовал два альбома с отпечатками – «Фотографические виды Японии» и «Национальные типы Японии», работа по раскрашиванию данных фотографий акварелью была выполнена японскими художниками 267.

Цветной фотографией принято называть методы получения фотографических изображений, на которых «яркостные и цветовые различия деталей объекта съемки воспроизводятся в цветах, приближающихся к натуральным»268. При этом «под цветом следует понимать одно из объективных свойств, принадлежащих материальной среде и воспринимаемых путем зрительных ощущений»269. Опыты по смешению цветов – составлению сложных цветов из некоторых основных, стали основой учения о цветовых ощущениях.

Английский ученый Дж. Максвелл270 с 1854 г. работал над теорией цветов (см. Приложение 11). Он выступал последователем теории Томаса Юнга,271 выдвинувшего идею трёх основных цветов (красного, зеленого и синего) и связавшего их с физиологическими процессами в организме человека. 17 мая 1861 г. на лекции в Королевском институте272 на тему «О теории трёх основных цветов» Максвелл представил ещё одно убедительное доказательство правильности своей теории - первую в мире цветную фотографию. Для снимка была взята лента с рисунком «шотландская клетка». Были сделаны три снимка через три светофильтра, в виде трех стеклянных ванн с окрашенными в красный, синий и зеленый цвет растворами. С полученных трех негативов были изготовлены три диапозитива, совмещенные последовательно с фильтрами тех же цветов. Проходящий свет давал на экране цветное изображение. Съемка была выполнена фотографом Томасом Саттоном273.

Многообразие натуральных цветов обусловлено смешением основных цветов - красного, синего (фиолетового) и зеленого. Дополнительными цветами принято называть, такие цвета, при смешении которых в определенном соотношении мы будем получать белый цвет – это голубой, пурпурный и желтый цвета. «Процесс фотографической передачи цвета разделяется на две стадии: при съемке – анализ цвета, или цветоделение (с разложением исходного цвета на три основных цвета), при формировании цветного фотографического изображения – синтез цвета, или цветовоспроизведение (смешение трех основных составляющих, взятых в найденных соотношениях)».274

Многочисленные способы получения цветного изображения можно разделить на два вида – прямые и непрямые. «Первые основаны на непосредственном образовании цветного изображения при действии цветных лучей на светочувствительный слой, тогда как вторые – на использовании цветоделительного принципа и получении красителей, из которых суммируется цветное изображение»275. Прямые способы вследствие своих недостатков не получили должного применения, непрямые - лежат в основе современной цветной фотографии. Отдельно стоит упомянуть, что фотографы прибегали к раскрашиванию фотографий, вплоть до внедрения вышеуказанных методов в массовое потребление.

Из всех предложенных в XIX в. прямых методов цветной фотографии получил практическое применение лишь интерференционный метод. В основе цветной фотографии Габриэля Липпмана276 лежит явление интерференции277 встречных лучей около зеркальной поверхности. Изображение в камере Липпмана фокусировалось на стеклянную фотопластину, помещенную эмульсией на поверхность ртути, играющей роль зеркала. Свет сначала проходил через фотоэмульсию сверху вниз, а затем, отражаясь от ртути, образовывал в фотоэмульсии стоячую волну, период которой зависел от длины волны света. В результате проявления образовывались многочисленные тончайшие, изолированные друг от друга плоские отложения металлического серебра. Использованием фиксажа278 удалялось не проявленное галоидное279 серебро, а в желатиновом слое эмульсии оставались отложения серебра без изменения их структуры. При освещении полученного снимка белым светом и рассматривании отраженной картины создавалось впечатление цветного изображения из-за обратимости оптических явлений. В 1908 г. Липпман получил Нобелевскую премию по физике за метод воспроизведения цветов, основанный на явлении интерференции280. 14 декабря 1908 г. он прочитал Нобелевскую лекцию281 о цветной фотографии, в которой описал, предложенный им метод получения цветных изображений, рассказал о последних достижениях в области усовершенствования фотографических технологий и продемонстрировал серию, полученных цветных слайдов.

В большинстве непрямых методов цветной фотографии используются те же фотохимические процессы, что и в черно-белой фотографии: в результате съемки и последующей химико-фотографической обработки фотоматериала получают три цветоделенных монохромных негативных изображения объекта в трех спектральных зонах – синей, зеленой и красной.

Непрямые методы получения цветных изображений имели наибольшее число вариаций. Усовершенствованием одного из них - аддитивного метода занимался С.М. Прокудин-Горский. Аддитивный процесс синтеза цветов осуществляется в глазу человека в случае, когда пучки разноокрашенного света попадают на один участок сетчатки, что приводит к суммированию раздражений и восприятию определенного цвета. Самый простой метод реализации аддитивного смешения – одновременное проецирование на белый экран трех окрашенных в основные цвета пучков света и совмещенных по контуру. При суммировании всех световых потоков экран будет белым, а изменение относительной интенсивности потоков может дать промежуточные цветовые тона. Метод, которым пользовался в своей деятельности С.М. Прокудин-Горский, можно называть аддитивным методом цветной фотографии с тройной экспозицией, т.к. для получения правильной цветной репродукции необходимо сделать три цветоделенных черно-белых негатива, снятых через три светофильтра – красный, синий и зеленый. Простейший метод получения цветоделенных негативов – последовательная съемка через каждый светофильтр (см. Приложение 12). Для этого в начале ХХ в. применялись специально сконструированные фотокамеры со скользящей кассетой для сокращения времени смены кассет и светофильтров. С развитием техники для данного вида съемок стали применять фотокамеры, в которых используется расщепление светового пучка при помощи полупрозрачных зеркал или специальных призм.

Следующим этапом получения цветного изображения является печать с каждого негатива частичного диапозитива с каждого цветоделенного негатива, затем эти три диапозитива при помощи трех проекционных фонарей проецируют на экран через соответствующие светофильтры – синий, зеленый и красный, через которые производилось фотографирование. «В результате такого смешения цветов в пропорциях, зарегистрированных в цветоделенных черно-белых частичных изображениях, на экране суммируется цветное изображение, практически совпадающее с оригиналом».282

Фотографическое наследие С.М. Прокудина-Горского

Прежде всего, следует очертить круг тех объектов, которые мы будем относить к фотографическому наследию С.М. Прокудина-Горского. В данном случае необходимо рассматривать следующие материалы: негативы на стекле, цветные и черно-белые диапозитивы, авторские фотоотпечатки на бромосеребряной бумаге, фотоальбомы с контрольными отпечатками, иллюстрации в печатных изданиях и открытые письма, как пример получения на бумаге цветных фотографических изображений.

Как было изложено в параграфе 1.1. «Развитие теоретической деятельности С.М. Прокудина-Горского в области фотографии» данного диссертационного исследования, Прокудин-Горский стал заниматься фотографией не позднее лета 1892 г. Для своих первых опытов с нецветной фотографией он использовал в качестве негативов стеклянные пластины различных фирм. На сегодняшний день не удалось выяснить, сохранились ли негативы, которыми пользовался Прокудин-Горский в начале своей фотографической деятельности. Что касается тройных цветоделенных негативов, предназначенных для получения на экране изображений в цвете, то часть отснятого Прокудиным-Горским материала с 1948 г. хранится в Библиотеке Конгресса США.

История продажи коллекции негативов и контрольных отпечатков семьей С.М. Прокудина-Горского Библиотеке Конгресса США описана в статье В. Минахина «Коллекция достопримечательностей России» в Библиотеке Конгресса» для каталога выставки «Чудеса фотографии. Восстановление фотографического наследия С.М. Прокудина-Горского», которая проходила в Государственном музее архитектуры им. Щусева с 30 июня по 25 августа 2003 г. в сотрудничестве с Посольством США в Российской Федерации и Библиотекой Конгресса США 417. Тройные негативы и альбомы с контрольными отпечатками, хранившиеся, по словам внучки С.М. Прокудина-Горского – Анны Беро418, в подвале дома по адресу 69 Rue Tomb d Issoire, Paris XIV (ул. Томб д Исуар 69, Париж XIV), были проданы в 1948 г. в один из департаментов419 Библиотеки Конгресса США. Среди документов Библиотеки есть бланк заказа420 на покупку коллекции (см. Приложение 17), в котором указано, что на приобретение около 2600 цветоделенных негативов была выделена сумма в 3750 долларов США. По семейной легенде, после сделки семья Прокудина-Горского первый раз после отъезда из России смогла снять дом на море на юге Франции421.

Научная обработка негативов, входящих в состав коллекции Библиотеки Конгресса США, началась в 1980-х гг. вместе с подготовкой изображений к печати для книги Р. Оллсхауза. Зимой 1986-1987 гг. в Библиотеке Конгресса США открылась выставка «Империя, которой была Россия: Фотопроект С.М. Прокудина-Горского»422, на которой было представлено 122 изображения дореволюционной России. Куратором выставки выступал У. Брумфилд. Для выставки были специально отпечатаны цветные изображения. В первой половине 1988 г. выставка побывала в штатах Аризона, Калифорния и Северная Каролина.423

До начала 1980-х гг. негативы не имели описаний и особых номеров424. В Библиотеке хранится 1902 стеклянных негатива размером 9х24 см. «Размер кадрового окна – 8,5 см по горизонтали и от 7,5 см до 8 см по вертикали»425 (см. Приложение 18). В ежегодном информационном бюллетене Библиотеки Конгресса США содержится описания состояния сохранности коллекции, в том числе и негативов на стекле 426. До 2000-х гг. в собрании библиотеки находились негативы со значительными повреждениями. Перед реставрацией разбитые негативы или те, что имели сколы, были помещены в специальные кейсы, во избежание дальнейших утрат. М. Салазар427 - сотрудник, занимающийся сохранением материалов на желатиновой основе, выявил в коллекции Прокудина-Горского 75 негативов, требовавших подобной упаковки. У небольшого числа негативов имело место отслоение фотографической эмульсии от стекла, что было вызвано повышенной влажностью в подвале парижской квартиры, где негативы хранились до поступления в Библиотеку Конгресса США.

Реставраторами были проведены все необходимые процедуры по сохранению и консервации негативов, имеющих подобное состояние сохранности.

В коллекции С.М. Прокудина-Горского Библиотеки Конгресса США хранится 12 альбомов в 14 томах с монохромными контрольными отпечатками, сделанными с цветоделенных негативов. Размер альбомов составляет 27х41 см по данным официального сайта Библиотеки428. Всего в альбомах содержится 2434 фотографии, при чем 710 из них не представлены в той части коллекции, которая содержит негативы на стекле. Большинство фотографий представляют собой отпечатки на желатиновой бумаге, полученные с негативов, отснятых через красный светофильтр429 (см. Приложение 19). В 1993 г. альбомы были отреставрированы. В своей статье В. Минахин также рассказывает об альбомах с контрольными отпечатками и описывает их состояние на 2003 г.: «Сохранность отпечатков в целом удовлетворительная. Иногда наблюдается утрата фотоэмульсии по краям, выцветание, потеря оптической плотности, механические повреждения (разрывы, царапины)»430.

Главным принципом формирования альбомов стал географический признак. В. Минахин провел работу по реконструкции431 предполагаемых названий альбомов на русский язык, основываясь на списках, составленных У.Ч. Хантингтоном432 для Библиотеки Конгресса США. В тринадцати альбомах содержатся фотографии Мариинской водной системы, Мурманской железной дороги, Урала, Кавказа, памятны мест Отечественной войны 1812 г., Туркестана, районов р. Волги, Камско-Тобольского водного пути и работы на р. Оке. Еще один альбом «Разное и этюды»433 включает себя снимки, сделанные Прокудиным-Горским в России и за границей до 1909 г.

Как правило, на одном листе альбома представлено по шесть фотографий с соответствующими подписями на русском языке. К сожалению, имеют место случаи утраты определенных фотографий еще до поступления альбомов в коллекцию Библиотеки Конгресса США. При этом имеет место и обратная ситуация, когда в альбомах имеются фотографии, к которым отсутствуют тройные негативы. По этой причине нахождение альбомов с контрольными отпечатками и негативов на стекле в пределах одной организации существенно облегчает работу с фотографическим наследием С.М. Прокудина-Горского.

Необходимо отметить, что доступ к такой сложной с точки зрения музейного хранения коллекции стал возможен благодаря проекту создания цифровых копий экспонатов. С сентября по ноябрь 2000 г.434 компания JJT435 осуществила сканирование тройных стеклянных негативов. 1902 негатива было отсканировано с разрешением 1010 ppi436 в режиме 16-битового Grayscale437. С целью предотвращения появления царапин и других повреждений фотографической эмульсии, стеклянные негативы сканировались эмульсией «вверх», что потребовало дополнительной программной обработки цифровых изображений, а именно их зеркального отображения. Страницы альбомов были оцифрованы с разрешением 187 ppi. С теми же характеристиками проводилось сканирование отдельных фотографий из альбомов, которые не имеют исходного тройного негатива в коллекции Библиотеки.

Преследуя коммерческие цели, для печати своих фотографических работ Прокудин-Горский выбрал использование фотомеханического способа печати. По этой причине до нас дошло крайне ограниченное количество его авторских фотографических отпечатков. Таковыми являются фотографии семьи Прокудина-Горского, а также специальные заказы, выполнение которых предполагало промежуточную однотонную печать.

Некоторые работы Прокудина-Горского, отпечатанные на фотографической бумаге, хранятся в семьях его потомков. Прокудиным-Горским, по семейной легенде, были выполнены портреты его родственников: «... когда Владимир Михайлович438 и Мария Петровна439 поженились, Сергей сделал их фотографии, продолжив традиции парных живописных портретов в дворянских особняках. Сфотографировал Сергей Михайлович и свою маленькую племянницу440 Машеньку»441. Собственностью семей Дмитрия Свечина (1920-2014) и Сергея Прокудина-Горского (1932-2005) являются цветные отпечатки на бумажной основе, изображающие членов семьи фотографа.

В частной коллекции С.П. Гараниной имеется отпечаток с негатива, на котором изображены Мария Федоровна Щедрина с дочерью Еленой на коленях в Ницце 28 мая 1922 г.442 Личный фонд С.М. Прокудина-Горского443 в Политехническом музее содержит цветную фотографию, которая была передана С.П. Гараниной в дар музею в 1995 г. В документах она описана следующим образом: «Фотография цв. [цветная – прим. автора] и цв. негатив. Получены с кадра цветной кинопленки, отснятой С.М. Прокудиным-Горским и отпечатанной по его методу. Англия, 1919-1921 гг. Фотография цветная. Разм. [размер – прим. автора] 10х15 см».444

В 2015 г. Векшин А. П. обнаружил в коллекции Музея Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН «22 фотографии, на которых запечатлены природные ландшафты, древесные сообщества, луга, растения — индикаторы почвы, отдельные представители мхов и лишайников, то есть природная среда, сформировавшаяся без участия человека»445. Каждый фотоотпечаток наклеен на бланк из твердого картона размером 35 х 41 см. На обороте бланка проставлен штамп синей краской: «Художественная фотоцинкография С.М. Прокудина-Горского. Большая Подъяческая, 22. Телефон № 1118. С.-Петербург»446.

Об одном из фотографических заказов, которые требовали монохромной печати, упоминается в диссертационном исследовании И.А. Соколовой. Рассматривая вопрос продажи коллекции картин П.П. Семенова-Тян-Шанского Императорскому Эрмитажу, И.А. Соколова упоминает о том, что Семенов-Тян-Шанский пригласил для работы над изданием каталога собственной коллекции С.М. Прокудина-Горского 447.

Представление С.М. Прокудина-Горского о развитии методов цветной фотографии в первой четверти ХХ в. и его работы после 1918 г.

Совершенствование и доработка аддитивного метода цветной фотографии стали делом всей жизни Прокудина-Горского. Данный метод не являлся широко распространенным в начале ХХ в. Успев познакомиться с ведущими специалистами по цветной фотографии в начале своей карьеры, здраво оценивая все недостатки применяемого метода, С.М. Прокудин-Горский выбрал для своей деятельности именно этот довольно трудоемкий способ получения фотографий в натуральных цветах.

В одном из своих обращений к читателям журнала «Фотограф-Любитель» Прокудин-Горский рассказывал о своем знакомстве с французским фотографом-практиком Луи Дюко дю Ороном: «Кто работает в области цветной фотографии или таковой же фототехники, тот, конечно, часто встречал в литературе это имя, почти неразлучное с именем Charles Cros673 [так в тексте – прим. авт.], которой давно уже умер. Этому ученому уже далеко за семьдесят, но он еще вполне работоспособен, хотя плохо слышит. По наружности – это старичок очень маленького роста, внимательный, вдумчивый и живой. В работе новых пластин он принимает деятельное участие, хотя разработка деталей лежит, конечно, на техниках фирмы Jougla [так в тексте – прим. авт.], но мысль принадлежит Ducos-du-Hauron …[так в тексте – прим. авт.] На мои вопросы о том, что можно вообще ожидать в будущем в смысле цветной фотографии, Ducos-du-Hauron [так в тексте – прим. авт.] сообщил, что он не видит ничего, могущего заменить «les trois couleurs» [трехцветные методы – прим. авт.].674 Данное замечание французского ученого могло бы и не подвергаться сомнениям в начале ХХ в., т.к. все применяемые к тому времени методы основывались на трехцветном принципе формирования цветных изображений.

Как видно из истории цветной фотографии (см. Приложение 11), в первые десятилетия ХХ в. фотографам представлялась возможность совершенствовать разнообразные методы получения цветных изображений, основы которых были заложены еще во второй половине XIX в., до тех пор, пока в конце 1920-х гг. не были разработаны многослойные фотографические материалы. Таким образом, ряд фотографов благодаря свои трудам получили звание изобретателей, а другие – разработчиков, внесших не меньший вклад в создание практически осуществимых техник цветного фотографирования.

В конце XIX – начале XX вв. под изобретением обычно понимали «приспособление открытия к нуждам человечества»675. По мнению, энциклопедистов этого периода, существует три типа изобретателей. Первый – истинный изобретатель, одаренный природой беспокойной пытливостью ума, побуждающей его на создание новых технологий. В случае удачи таковых признают гениями. Второй тип изобретателей – практики, занимающиеся своим делом из года в год, но не достигающие нужного результата в связи с недостатком научных знаний. Профессиональных конструкторов относили к третьему типу изобретателей. Они давали наибольшее число удачных изобретений.676

Интересным, с точки зрения развития технологии, является описание процесса переноса изображения на целлулоидные пленки для последующего переноса на бумагу. Данные манипуляции были необходимы, по мнению Прокудина-Горского, для получения цветных изображений на бумаге или на других не прозрачных поверхностях. Это отражает процесс развития технологии, который неизменно проходит этап усложнения до тех пор, пока изобретатель не найдет решения, как упростить последовательность действий. В случае с Прокудиным-Горским имело место еще и недоверие к новым материалам.

К середине 1920-х гг. для своих опытов и создания новых процессов цветной фотографии Прокудин-Горский начал использовать фотографическую пленку, называя ее в своих записках «лентой»677, несмотря на свои многолетние убеждения в преимуществе фотографических материалов на стекле перед различными уже появившимися в тот период фотографическими пленками. Основной целью деятельности Прокудина-Горского в конце 1920-х гг. стало не только внесение изменений в ранее применяемые им технологии с поправкой на новые технические открытия, но и передача во всех подробностях этих изменений. Это отражено в одном из посланий, содержащихся в техническом дневнике: «В хороших руках, с головой на плечах - эта книга и, особенно мой последний процесс может стать большим делом. СПГ. 11 апреля 1927 г. Ницца»678. Одну из последних версий метода Прокудин-Горский начал разрабатывать и записывать еще в июне 1926 г.679 Новый процесс, по словам фотографа, был основан на переводе металлического серебра изображения в чистое йодистое серебро и затем одновременном получении цветного прозрачного лака и фиксировании части йодистого серебра. При этом в своих записях С.М. Прокудин-Горский, помимо детального описания технологии и рецептуры, приводит и последовательность работ по каждому ключевому моменту своей технологии (получение изображений на бумаге, изготовление диапозитивов, получение изображений на пленке) в виде таблицы с указанием этапов выполнения технологических операций, что еще раз подтверждает подготовку Прокудиным-Горским своих записей как документации, предназначенной для людей возможно ранее не знакомых с аддитивным методом получения цветных изображений. В данной записной книжке даже присутствует подготовленный для патентного свидетельства текст.

Не позднее 1910 г. Прокудин-Горский заинтересовался вполне логичным продолжением своей фотографической деятельности – созданием цветного кинематографа. История его деятельности в области цветного кино может быть описана на основе материалов из специальной периодической литературы, патентных свидетельств, а также личных воспоминаний, оставленных Прокудиным-Горским в апреле 1922 г. Последние представляют собой текст, написанный на «14 отдельных листах тетрадного формата, пронумерованных и вложенных в тетрадь, на последней странице которой рукой Прокудина-Горского написано «Мане и Елушке СПГ.» Маня – Мария Федоровна, урожденная Щедрина, вторая жена Сергея Михайловича, мать его младшей дочери Елены (Елушки), родившейся уже в эмиграции (1920-1994)»680.

Для широкого распространения «оптического» цветного кинематографа, основой которого был метод аддитивной трехцветный фотографии, по мнению С.М. Прокудина-Горского, необходимо было создание «цветной фильмы»681, проектируемой обычными кинематографическими аппаратами без каких-либо изменений в их конструкциях и без применения дополнительного источника света или экрана, как в случае с трехцветной фотографией. Не маловажной была, и цена изготовления такого продукта, которая не должна была превышать стоимость обычного кинематографического фильма.

Первое условие, по словам Прокудина-Горского, было достигнуто к концу 1916 г. получением патентных свидетельств. Что касается снижения стоимости изготовления, Прокудин-Горский видел ее лишь при переводе производства с кустарных на фабричные масштабы, что было не возможно в условиях Первой мировой войны и событий 1917 г.

Для продолжения коммерчески успешного создания цветного кинематографа С.М. Прокудин-Горский выехал из России в конце августа 1918 г. Эта дата указывается как в воспоминаниях фотографа, так и определяется по архивным документам, хранящимся в фонде Высшего Института фотографии и фототехники в ЦГА СПб. С.М. Прокудин-Горский как члену Совета Высшего Института было положено ежемесячное жалование в размере 400 рублей. Из ведомостей бухгалтерии Института следует, что он получил по 200 рублей за периоды с 16 июня по 1 августа 1918 г.682 и с 1 августа по 16 августа 1918 г.683 На очередном двадцать пятом заседании, состоявшемся в сентябре 1918 г.684, Совет Института постановил, что «содержание, причитающееся С.М. Прокудин-Горскому во время его пребывания, по личным делам, за границей, т.е. с 15 августа сего [1918 – прим. авт.] года по день явки на службу, выдаче не подлежит»685.

В записных тетрадях фотографа, которые хранятся в семье его внука М.И. Сусалина (копии тетрадей – в частной коллекции С.П. Гараниной и в Отделе письменных источников Политехнического музея), указывается, что фотограф «выехал из России в конце августа 1918 г. вместе с двумя из своих сотрудников, и за неимением, с одной стороны, достаточных средств (т.к. все пришлось потерять в России), а с другой стороны, за неимением возможности получить разрешение на выезд в другие страны, ему пришлось остановиться в Норвегии»686. В сентябре 1919 г. Прокудин-Горский вместе со своими помощниками переехал из Норвегии в Англию. Лаборатория для изготовления цветного кинематографа была построена недалеко от Лондона. Для получения негативов для создания цветного фильма Прокудин-Горский выезжал во Францию. 16 марта 1921 г. фильм был продемонстрирован «в одном из театров Лондона представителям прессы и экспертам»687. После чего было решено построить фабрику на юге Франции и в сентябре 1921 г. Прокудин-Горский переезжает в Ниццу. В конце апреля 1922 г. он прекращает сотрудничество с синдикатом, до этого финансировавшим его деятельность, по причине не выплаты положенного жалования и невозможности продолжать постройку фабрики. В декабре 1924 г. С.М. Прокудин-Горский совместно со своими сыновьями открывает фотохимическое предприятие «Елка» (Socit de Photochimie Elka) в Ницце с отделением в Париже.688