Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Начало десталинизации культурной жизни Казахстана (1956-1961 гг.) Келимбетова, Фатима

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Келимбетова, Фатима. Начало десталинизации культурной жизни Казахстана (1956-1961 гг.) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.01.- Москва, 1993.- 19 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы. В 1991 г. Казахстан стал суверенным независимым государством, членом Организации Объединенных Наций. Достигнутый рубеж знаменует начало принципиально нового этапа изучения и конкретного освещения истории Казахстана. Ныне особо важное значение приобретает осмысление предпосылок и условий самостоятельного развития республики, ее экономического и духовного потенциала. Правильное решение такой задачи тем более важно, что распад СССР произошел в экстраординарных условиях. Одновременно прекратила свое существование КПСС, являвшаяся правящей партией в масштабах всего Советского Союза. Вследствие разрыва экономических-связей'особенно в тяжелом положении оказалось народное хозяйство. Нарушение прежних принципов специализации и кооперирования с невиданной -прежде силой обнаружило односторонность и порочность ранее проводившейся политики, директивно направляемой из единого центра. Итог известен. Время показало, в сколь сложных противоречивых условиях оказались едва ли не все республики бывшего СССР. І.ІНОГИЄ из провозгласивших независимость оказались отнюдь не в должной мере готовы к реализации приобретенных прав. Обществоведы и практики еще далеки и от исчерпывающего объяснения хода событий, завершившихся образованием большой группы государств, ранее объединенных рамками СССР. Все сходятся только в однш: сталинизм в том виде, в каком он утвердился сначала в-СССР, а затем в масштабах почти одной трети человечества, изжил себя. Опыт господства одной формы собственности, одной партии, одной идеологии, одного вождя, сопряженный с массовыми репрессиями и гибелью людей, дезавуирован в глазах человечества,

Но именно поэтому исключительную актуальность приобрел вопрос о путях и методах преодоления кризисной, во многом катастрофической ситуации, в которой оказались сегодня народы многих стран, в частности, ближнего зарубежья.

Как не раз уже бывало, поиск оптимального решения органически связан с обращением к урокам минувшего. Вполне закономерно в этой связи, что ученые и политики все больше и

- г -

чаще проявляют интерес к тому периоду истории, когда была сделана первая попытка осуществить десталинизацию, освободить СССР от, выражаясь языком того времени, отрицательных последствий культа личности. Как правило, при этом в поле зрения находятся 1953-1964 годы, т.е. период, практически связанный с пребыванием Н.С.Хрущева на посту лидера КПСС, а с 1958 г. и главы советского правительства. При самых разных оценках деятельности самого Хрущева, реальных сдвигов, которые произошли тогда в СССР, в литературе и в памяти народа (что также весьма показательно) упомянутое десятилетие утвердилось, главным образом, как время оттепели, время реформ, время начавшейся реабилитации невинно репрессированных и первых шагов в сторону демократизации режима.

Неуспех перестройки, проводившейся под руководством И.О. Горбачева, занимавшего в I985-I99I гг. пост генерального секретаря ЦК КПСС, а с 1990 г. и пост Президента СССР, открыл дополнигельныес возможности для осмысления политики времен Хрущева и сопоставления ее с практикой руководства Советским Союзом на последнем этапе его существования. Вряд ли нужно доказывать, что без глубокого анализа периода оттепели (и соответственно уроков "перестройки"), без изучения закономерностей исторического пути, пройденного КПСС, ' советским государством, народами СССР нельзя освещать судьбы бывших союзных республик.

С учетом сказанного в рамках данной диссертации речь пойдет о том, как проблема десталинизации решалась в Казахстане, как она впервые ставилась в одной из крупнейших республик СССР в условиях, прошедших под знаком проведения в жизнь мероприятий, намеченных XX съездом КПСС.

Степень изученности темы. Прямых аналогов данная работа не имеет. Но это не меняет того, что ее появление подготовлено предшествующим ходом развития науки. Автор хорошо понимает значимость XX съезда для истории СССР. Однако время показало, что даже отказ от парадигмы "Краткого курса истории ВКП(б) не завериился концептуальным пересмотром истории советского общества.' Понадобилось десятилетия хрущевских реформ, так называемого застоя и последующей:' "перестройки", чтобы увидеть поспешность выводов о переломе, коренном из-

менении основных направлений развития исторической мысли в СССР. По сути концепция, методология конкретно-историче-склх исследований проблем духовной лизни остались прежними. "История ВШ1(б;", отредактированная Сталиным, уже не переиздавалась. Но с 1959 г. до начала 80-х годов регулярно переиздавался новый учебник - "История КПСС", санкционированный сверху. В нем выделялась глава, охватывавшая 1953-1958 годы: "Борьба партии за мощный подъем народного хозяйства, за завершение строительства социализма". Сам заголовок отражал уровень тогдашней трактовки перемен, которые произошли в партии и стране после 1953 г. Вопрос о культе личности Сталина освещался сдержанно. Отмечалась его несовместимость с марксизмом-ленинизмом, подчеркивалось,что ошибки, порожденные культом тормозили развитие советского общества, но они "не моглр изменить и не изменили глубоко демократического, подлинно народного характера советского строя". Страна считалась подготовленной к развернутому строительству коммунизма *

Изложенная в учебнике концепция-схема адекватно отразилась во множестве статей, брошюр, книг, диссертаций, появившихся примерно с конца 50-х до конца 80-х годов, а сама книга была как бы квинтэссенцией постановлений проходивших в то время съездов КПСС, пленумов ЦК КПСС, разного рода партийно-государственных совещаний, выступлений первых лиц партии, правительства.

В рамках общепринятых положений готовились и обобщающие очерки по истории Компартии Казахстана, областных партийных организаций, труды, посвященные истории народов Казахской ССР. Предметом самостоятельного исследования может быть и историография культурного строительства (как в масштабах чобщесоюзных, так и республиканских;. Определенное место в таком исследовании займет первое послесталинское десятилетие (конъюнктурно названное в начале 60-х годов даже "великим десятилетием";. Общими усилиями историки СССР и Казахстана рассказали немало интересного о движении культуры

История Коммунистической партии Советского Союза. М., 1959. С.645, 686, 742.

вширь, о росте материальной базы, стремительном развертывании системы телевидения, увеличении численности школ,вузов, библиотек, кинотеатров, издательств и т.д. Были и более серьезные труды, связанные с попытками выйти за рамки прежних догм и стереотипов. Собранные в них материалы и наблюдения сохраняют в значительной мере научное значение таких трудов и сегодня. К ним можно отнести обобщающие работы по истории литературы, живописи, театра, построенные на обширном материале, который до середины 50-х годов был отторгнут, И все же это еще не была коренная переоценка сознательно искаженных явлений, событий, хода истории в целом. Коренной перелом наступает в начале 90-х годов. Правилом становится не только устранение "белых пятен", но и стремление концептуально пересмотреть ранее узаконенное представление о том, что было построено в СССР, какими путями и какой ценой.

Принимая во внимание сказанное, автор диссертации не стал разбирать литературу, опубликованную после 1953 г. до конца 80-х годов по принципу: "с одной стороны" и "с другой стороны". Не этичным (и,конечно, не научным; представляется . также перемена отношения к трудам предшественников, замена знаков плюс на минусовые. Более верным видится путь, с помощью которого можно показать, от каких рубежей нужно отталкиваться, чтобы идти вперед. В диссертации такая попытка предпринята во введении и непосредственно в главах.

Осознание начавшего перелома нашло свое отражение в работах обществоведов Казахстана примерно тогда же, когда и в центре, т.е. в Москве, Ленинграде, Киеве. Сначала появились газетные и журнальные статьи, публикации, Б.Тулепбаева, В.Осйпова , Ж.Абылхожина, М.Татимова . Вскоре свет увидела книга В.ф.Михайлова, которая стала первым крупным исследованием о голоде в Казахстане в начале 30-х годов-. Коллективными усилиями упомянутые авторы рассказали о страшной трагедии насильственной коллективизации и ускоренного про-

1 См.: Индустриальная Караганда, 1988, 8 мая

* См.: Ленинская смена, 1988, 19 октября

3 См.: Михайлов В. Хроника великого джута. Документальное повествование. Алма-Ата, 1990.

тивоестественного перевода скотоводов-кочевников к оседлому образу жизни. Последствия этого геноцида наложили отпечаток на жизнь миллионов казахов, русских, украинцев, на все население республики. Кощунственной была и линия на замалчивание того горя, которое на самом деле навсегда осело в памяти народа. Поэтому и возвращение к такой теме воспринято много более масштабно, чем могло поначалу показаться. Под сомнением сразу оказались прежние выводы о скачке народов Казахстана от средневековья к социализму, о решающих преимуществах путей и методов преобразования общества, декларируемых и насаждаемых сверху вопреки местным традициям, реальному ходу событий.

В 1990 г. вышла еще одна важная работа - коллективный труд, посвященный развитию исторической науки Советского Казахстана в I9I7-I960 годах . Для диссертанта в этой комплексной работе особый интерес представляют разделы, авторами которых выступили И.Ы.Козыбаев, С.Б.Нурмухамедов, Н.Алим-баев, Р.Б.Сулейменов, М.К.Козыбаев. Подготовленные ими очерки дают суммарное представление о том, как уже в нынешних условиях оценивается социально-экономическая, политическая и культурная жизнь Казахстана в 30-50-е годы. Одновременно очерки освобождают автора диссертации от подробного разбора изданной литературы, от дублирования, повторения того, что ' уже вошло в научный оборот.

Достоинство очерков при этом связано с возвращением в науку имен и работ, ранее в условиях культа Сталина преданных анафеме, запрещенных. Подчеркнем, это возвращение произошло теперь, а не в годы оттепели, что еще раз свидетельствует о непоследовательности и ограниченности происходивших тогда изменений и о подлинной смене концепций, начавшейся только на рубеже 80-90-х гг.

Определенная преемственность, однако, сохранилась, что в условиях перелома следует считать добрым знаком. Ранее изданная литература изобилует значительным по объему фактическим материалом и наблюдениями. В этом смысле и сегодня можно и полезно использовать "Очерки истории Коммунистической партии Казахстана", вышедшие в 1963 г., серию выпусков

"- Историческая наука Советского Казахстана (I9I7-I960 гг.ь Очерки становления и развития. Алма-Ата. 1990.

"Вопросы истории Коммунистической партии Казахстана", изданных в начале 60-х годов:, они содержат, в частности, статьи о росте численности Компартии республики, формах и методах идеологической работы в 50-60-е годы, об организаторской деятельности коммунистов по выполнению решений, принятых в послесталинское десятилетие.

Еще более огромна фактическая база, созданная в последние десятилетия специалистами, изучавшими культурную жизнь Казахстана интересукщего нас периода. В поле зрения историков оказались и культура в целом, и такие ее сферы, как средняя и высшая школа, народное образование, проблемы развития интеллигенции, женского образования, подъема культурно-технического уровня рабочего класса, сельского населения, атеистическая пропаганда, деятельность системы культпросвет-учреадений и т.д.Широтой подхода к теме выделялись работы Г.К.Задорокного, А.К.Канапина, А.И.Сембаева, Ш.Ю.Тастаноза и ряда других авторов, стремившихся показать то новое, что входило в практику культурного строительства после XX съезда КПСС, особенно народного образования. В частности, А.И. Сембаев первым построил свое исследование на широком вовлечении в оборот архивных документов не только Казахстана,но и Москвы, Ленинграда, Оренбурга, Казани, Омска.

Доминантой всех работ казахских исследователей было стремление показать возрастание роли знаний на новом этапе развития советского общества, в обстановке восстановления ленинских норм после их деформации в годы культа. Особо отмечалась важность решения этой проблемы в республике, где еще совсем недавно" основная масса населения не умела читать и писать. Немало говорилось и о трудностях, но они рассматривались лишь как трудности роста, как субъективные просчеты отдельных руководителей, местных работников или передовых исполнителей.

В те же годы республика обогатилась обширными монографиями о путях развития казахского театра, кино, изобразительного искусства. Особо впечатляюще выглядели труды по истории литературы. В этих работах освобождение от сталинских схем и запретов позволило показать корни и почвенность духовной жизни народов Казахстана, не замершей даже в период насильст-

венной ломки традиций многомиллионного населения, разрушения уклада жизни, сопровождавшегося массовыми репрессиями, голодом, политикой "большого скачка".

В диссертации отмечается, что весь комплекс такого рода работ является сегодня не только составной частью исторических исследований, во многом восстановивших картину реальной кизни Казахстана в 20-60-е годы, в том числе в 1953-1964 гг. Одновременно этот пласт литературы стал сегодня своеобразным корпусом источников, без которого изучение и освещение рассматриваемой в данной диссертации проблемы пришлось бы начинать с нуля.

Использование ранее вышедшей литературы было облегчено появлением ряда научных статей, непосредственно посвященных периоду оттепели. Среди них выделялись работы Н.А.Барсукова, В.И.Глотова, Л.А.Гордона и Э.В.Клопова, Е.Ю.Зубкс— вой, Л.А.Опенкина, а также второй том "Истории отечества .

Большим подспорьем при работе над темой были труды А.А. Данилова, З.Г.Лайча, Л.В.Кривцуна, Э.Э.Шкляра и ряда других профессоров МПГУ, внесших значительную лепту в осмысление проблем народного образования, политической культуры, национально-культурного строительства.

Особый интерес вызывают монография, вышедшая под общей редакцией В.В.Журавлева, и книга А.В.Аксютина и О.В.Воло-буева . Обе работы выгодно отличаются от публицистики и научных статей, опубликованных на рубеже 80-90-х годов и посвященных осмыслению опыта КПСС времен хрущевской оттепели. Они выделяются масштабностью замысла и охватом материала, определенностью выводов, освещением связи времен. Необходимо подчеркнуть и другое. Речь идет о первых исследованиях, посвященных рубенному съезду КПСС, состоявшемуся в 1956 г., но только в 1991 г. ставшему предметом научного конкретно-исторического освещения.

Важное достоинство статей и только что названных книг связано с обращением авторов к архивным материалам. Это

См..также: Вопросы истории КПСС.1988. гё№4,8,9.

Ж съезд КПСС и его исторические реальности. М.Д99І; Аксютин А.В.,Волобуев О.В. XX съезд КПСС: новации и догмы. І.І., 1991.

особенно характерно для работ и разделов, подготовленных Н.А.Барсуковым. В целом же в статьях и в книгах рассматривается только общесоюзный аспект.

Цель и задачи исследования. Теперь, когда разработка проблемы на общесоюзных материалах началась, особую актуальность приобретает изучение той же проблематики на примере национальных регионов. Превращение бывших союзных республик в самостоятельные государства подкрепляет эту потребность новыми аргументами, актуализирует ее. Частично отмеченный пробел восполняется местной литературой, статьями в газетах, появлением ряда кандидатских диссертаций, насыщенных конкретными данными. Однако среди них еще нет работ, полностью посвященных интересующей нас тематике и подготовленных уже в 90-е годы, т.е. с учетом последних радикальных перемен, отразивших распад СССР и прекращения деятельности КПСС.

Суммируя изложенное, учитывая назревшие задачи углубленного изучения истории Казахстана, опираясь на имеющуюся литературу, автор и формулирует главную цель диссертации -изучить процесс преодоления последствий культа личности Сталина в духовной жизни Казахстана как составную часть обновления советского общества во второй половине 50-х годов.

При этом на конкретном материале решаются следующие задачи: сопоставить практику партийно-государственного руководства реализацией курса XX съезда КПСС в центре и непосредственно в республике, выявить общее и особенное в деятельности местных организаций, связанной с идеологической работой и развитием народного образования; на уровне новейших достижений обществоведения концептуально переосмыслить ранее вышедшую литературу (по рассматриваемой проблематике; и наметить пути дальнейшего освещения истории десталинизации духовной жизни Казахстана.

Хронологические рамки исследования предопределяются тем, что в рамках первого послесталинского десятилетия, которое не без основания можно назвать и хрущевским, был свой контрапункт. Апогеем десятилетия, его центральным звеном стал отрезок между XX и ХХП съездами КПСС. Именно тогда, в I956-1961 годах с наибольшей полнотой выявились как наивысшие достижения начавшихся в 1953 г. преобразований,так

и природа тех противоречий, которые предопределили- последующее падение Хрущева.

Знакомство с литературой, изданной в центре и на местах, позволяет утверждать, что замысел диссертации характеризуется необходимой для подобных работ новизной, а конкретные задачи, намеченные автором на материалах Казахстана еще не решались.

Источниковая база диссертации. При подготовке диссертации был использован широкий круг как опубликованных, так и архивных документов.

Решающее значение имело использование материалов ХХ-ХХП съездов КПСС и УШ-Х съездов Компартии Казахстана, изучение документов и решений, принятых на партийных форумах страны и Казахстана в I985-I99I гг., выступления руководителей России и Казахстана последующего времени. Подобного рода материалы воспринимались автором не в соответствии с прежними правилами, т.е. не как директивы, не как обязательные методологические указания и установки. Так они воспринимались прежде, что наложило отпечаток на духовную жизнь страны, в частности, на труды обществоведов.

В данной диссертации предпринята попытка подойти к партийно-правительственным документам ухе иначе, с опорой на современные достижения, включающие в себя критическое осмысление ранее господствовавшей в СССР концепции строительства социалистического общества. Сказанное в равной мере относится не только к опубликованным материалам, но и к архивным источникам.

Среди последних основную массу составляют документы бывших партархивов, в том числе Партархива Казфилиала Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, архива Алма-Атинского института политологии и управления (АИПУ;, архивов Совета Министров республики, Казахского совета профсоюзов, Министерства культуры Казахской ССР, Центральный Государственный архив республики (ЦГА РК; изобилует документами, связанными с практикой подготовки и принятия партийных и правительственных постановлений, с работой по их осуществлению и контролем за ходом реализации. Это относится и к тем структурам, которые по роду своей деятельности занимались идеологией, сферой

народного образования в республике, в частности, осуществлением школьной реформы.

Наличие большого количества документов отражает масштабность бюрократических служб, наличие параллельных структур в партийном и государственном аппарате, привычку к административно-командному стилю управления. Многочисленные реорганизации не отразились на методах руководства и характере документации. Преобладают приказы, распоряжения, однотипные отчеты, изобилующие цифрами, отдельными примерами, име-, нами.

Отдельно следует сказать о материалах, изученных в Москве, прежде всего в Российском центре хранения и использования документов новейшей истории (в бывшем Центральном партийном архиве;. Естественно, здесь многие документы совпадают с теми, которые отложились непосредственно в фондах Компартии Казахстана в Алма-Ата. Но есть возможность познакомиться и с'любопытными расхождениями при сопоставлении "дубликатов" и подлинников. "Дубликаты" нередко отредактированы, видна правда, видны и купюры. Иначе говоря, центру "надлежало" видеть отнюдь не все из того, что происходило в реальной действительности. Удалось познакомиться и с ранее засекреченными материалами, в частности, с теми, 'которые расширяют сложившееся ранее представление о мерах по локализации критики Сталина как до XX съезда КПСС, так и вскоре после него. Выявляется также позиция партруководст-ва страны по отношению к событиям в Темиртау, где в І9Б9 г., произошли серьезные столкновения рабочих с местными властями.

Ыного дала периодика,особенно последних лет. Она позволила увидеть духовную жизнь республики второй половины 50-х го-,дов существенно иначе, чем это изображалось в то время, в частности, в партийных документах. Мы узнаем о гибели Арала, драме Семипалатинского полигона, подлинной суюьбе Байконура; получаем сведения о Казахстане как сырьевом придатке, как о республике, где огромные территории были заняты Гулагом.

В конечном счете выявленные материалы в совокупности составляют надежный корпус источішков, необходимый для решения намеченных задач.

- II -

Структура работы. Диссертация состоит из введения,трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертации на Начало десталинизации культурной жизни Казахстана (1956-1961 гг.)