Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Автобиография в Древнем Египте в эпоху IY-YII династий Шэхаб Эль-Дин Тахия Мохамед

Автобиография в Древнем Египте в эпоху IY-YII династий
<
Автобиография в Древнем Египте в эпоху IY-YII династий Автобиография в Древнем Египте в эпоху IY-YII династий Автобиография в Древнем Египте в эпоху IY-YII династий Автобиография в Древнем Египте в эпоху IY-YII династий Автобиография в Древнем Египте в эпоху IY-YII династий Автобиография в Древнем Египте в эпоху IY-YII династий Автобиография в Древнем Египте в эпоху IY-YII династий Автобиография в Древнем Египте в эпоху IY-YII династий Автобиография в Древнем Египте в эпоху IY-YII династий Автобиография в Древнем Египте в эпоху IY-YII династий Автобиография в Древнем Египте в эпоху IY-YII династий Автобиография в Древнем Египте в эпоху IY-YII династий
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шэхаб Эль-Дин Тахия Мохамед. Автобиография в Древнем Египте в эпоху IY-YII династий : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.09.- Санкт-Петербург, 1993

Содержание к диссертации

Введение

1 История автобиографии

1.1 Идеальная биография 76

1.2 Гробничны надписи 81

1.3 Причины,вызвавшие появление литературного жанра 84

2 Царь 87

2.1 Имя 87

2.2 Термины,обозначающие царя 91

2.3 Хронология (авмо) биографии 105

2.4 Взаимоотношения царь-нодданый юд

2.4.1 Отношения иодданный-царь 109

2.4.1.1 Гимны 111

2.4.1.2 Письма к царям 112

2.4.2 Диалоги царя с подданными 125

3.4.2 Просьбы к царю 126

2.4.2 Отношение к царю и благоговение перед царем 153

2.4.3 Награды 151

2.4.5.1 Ордена 153

2.4.5.2 Привилегии 159

3 Человек и семья . 163

3.1 Сведения об отцах 168

3.2 Упоминание матери 170

3.3 Упоминание жены 170

3.4 Упоминание детей 171

3.5 Братья и сестры 173

3.6 Упоминания домочадцев,слуг и подобного 176

3.7 Посторонние люди 177

3.8 Опускание или упоминание имени в египмской литературной автобиографии 180

3.9 Семья в идеальной автобиографии 181

4 Человк и общество 193

4.1 Карьеры 220

4.2 Богатство : 254

4.3 Соцальная организация эпохи 1У-У111 династии в той мере в какой она отражена в (авто)биграфии 272

Заключение

Список литературы 313

Иностранные литературы 313

Русски литературй 322

Введение к работе

Настоящая работа посвящена изучению древнеегипетской (авто) биографии от возникновения жанра (рубеж Ш-ІУ династии) до конца ЛИ династии, т.е. в период, часто называемый как Древнее царство (термин, введенный Бунзеном и Лепсиусом в первой половине прошлого столетия). Надо сказать, что различие между биографией и автобиографией для Египта принципиального значения не имеет. Появляющийся как простое продолжение каталога титулов, престижного для хозяина гробницы, как пояснение к этим титулам, текст естественно было выдержать в 3-м лице (биография). Однако поскольку эти пояснения характеризовали изображение хозяина гробницы, которого, собственно, и идентифицировали эти титулы, в древнем Египте зачастую играющие роль современных фамилий, добавляемых к имени как средство идентификации, то естественно было сделать следующий шаг, т.е. вложить эти характеристики в уста изображения как его речь (автобиография). Неудивительно, что принцип авторизации возобладал: египтяне постоянно опасались, что умерший и его изображение так или иначе могут быть отделены от текстов, картин, моделей и прочего в гробнице, а авторизация связывала текст и изображение неразрывно. Трудно поэтому разделять автобиографии и биографии как особые подвиды жанра. Биография, помимо древнейшего произведения этого жанра, текста сановника Mtn , повсюду оказывается лишь более редкой разновидностью автобиографии.

Важно заметить, однако, что (авто)биография (только так мы можем объединить оба термина в целое) не исследуется в литературоведческом плане, но изучается как исторический источник, в той мере, в какой он может дать новое знание об устройстве об - 5 -щества, уклада, семьи, о своеобразии египетского образа жизни на протяжении Ш тыс. до н.э.

И хотя жанр как таковой для нао важен лишь как маркировщик границ исследования, определенные правила, ему свойственные, приходитоя изучать, например, такие, как отсутствие точных дат (вне цитат из официальных документов), тенденция избегать упоминания имен, хронологический принцип изложения материала и т.п.

Незнание этих правил может привести к неверным выводам, как, например, вывод о damnatio memoriae царицы, жены Ниопи I, в жизнеописании wnj на том основании, что она не названа по имени. Напротив, признание хронологического принципа датирует серию Еоенных походов, предпринятых в то же царствование, и позволяет определить время, когда именно ЧИНОЕНИК мог начать заботиться об устройстве своей гробницы, постройка которой, естественно, отнимала значительное время, даже для людей со средствами. Сын вазира Sndm-jb , унаследовавший от отца этот титул, сообщает, что строительство гробницы отца заняло срок, который обычно читают как I год 3 месяца, между тем как О.Д.Берлев указал мне, что эти цифры должны быть удвоены: 30 месяцев, т.е. ДЕЭ о ПОЛОЕИНОЙ года (он сам обоснует этот вывод). И это при возможностях Еазира и царского фаворита.

Авто(биография) - древнейший жанр древнеегипетской, а потому и общечеловеческой литературы, если судить по аутентичным памятникам, но только третий по старшинству, если принимать во внимание лингвистические и археологические данные, а также собственную историческую традицию египтян, уходящую во времена неолита.

Абсолютно не имеющая параллелей на Древнем Востоке (разу - б -меется, мы имеем в виду Юлижний Восток), биографическая литература Египта и в античном мире вне сравнений до Светония И Плутарха, в разновидности же автобиографии находит аналогии практически лишь в новое время в виде записок, воспоминаний и т.п.

Данный жанр - продукт специфически чиновничьей культуры, поскольку чиновничество и составляло единственный образованный слой египетского общества. Неудивительно поэтому, что интереоы чиновничества, условия его существования - в центре внимания реальных авторов биографий. Неудивительно и стремление найти чиновничеству место в специфическом укладе Египта эпохи Ш тыс., стремление, которое изучаемый здесь жанр делит со вторым по древности в древнеегипетской, а, стало быть, и общечеловеческой литературе, жанром, а именно дидактикой. То, что второй жанр высказывает в виде пожелания или даже предписывает в форме безусловного императива, третий жанр, (авто)биография декларирует как сЕершиевшееся. Разница между этими двумя жанрами - в наклонении. Можно было поэтому говорить о юсоивном и индикативном жанрах.

Специфика третьего жанра такова, что его трудно отделить от каталогов титулов, особенно характерных для Ш - начала ІУ династий, от разного рода формул, необходимых для построения гробничного культа, правовых и quasi -правовых документов, обосновывающих имущественные права авторов (действительных или мнимых) биографий, разного рода посвятительных надписей и т.п. Поскольку и формулы, и правовые документы, и посвятительные надписи требуют (и получают, надо сказать) специальных исследований, мы вынуждены были их оставить без рассмотрения, сделав исключение лишь для формулы, названной нами "переселенческой", поскольку она показала, что.традиция суда над умершим перед погребением - отнюдь не Еыдумка Диодора Сицилийского (I, 92) или его непосредственного источника по этому вопросу.

Иной раз посвятительные надписи имеют биографические вставки, которые приходится учитывать. Таковые можно встретить и в мемориальных (в память о посещении) надписях в каменоломнях и местах добычи камня путем прииока подходящих глыб.

В результате отбора удалось выявить репертуар (автобиографических текстов, помимо документов, посвящений, меморий и подобного, который мы попытались представить в хронологической последовательности. Едва ли уже сейчас нам удалось достигнуть абсолютной полноты, но, несомненно, основной материал здесь собран. Особую сложность представляет, конечно, вопрос о материале поздней УІ и УШ династиях, который часто трудно отделить от материала последующей эпохи, нами уже не учитываемой. Не исключен известный субъективизм в этом вопросе, тем более, думается, извинительный, что крупнейшие специалисты в эпиграфике периода вынуждены то и дело пересматривать свои выводы по части датировок (см. MacFarlane , GM 100, 63 ШІЛ. или tsp. Датировку биографии Hrjj-C3 эпохой УІ династии, тогда как формуляр надписи характерен ДЛЯ последующего времени, у Schenkel, Memphis »38-40) Цель настоящей работы, помимо исследования, заключалась в составлении еще одного репертуара, на этот раз репертуара характерных для жанра (авто)биографии выражений, в большинстве своем клише. Располагая их по ключевым словам, мы оказалиоь в состоянии препарировать все тексты (авто)биографий по определенным порядкам (разделы по частям речи и алфавитный порядок Енут-ри раздела), как это делает Й.Янсен в своем репертуаре таких клише для последующего периода в истории египетской (автобиографии.

Первоначально свой репертуар мы планировали снабдить переводом каждого выражения, но сокращение командировки в Россию заставило нас ограничиться пока лишь одной транслитерацией этих фраз.

В пределах одного ключевого слова мы стремились располагать материал в хронологическом порядке, насколько это возможно на сегодняшний день.

В исследовании мы стремились группировать эти клише по темам "человек и царь", "человек и общество", "человек и семья", "человек и религия" и т.д., но в процеосе работы план приходилось видоизменять ЕЕИДУ сосредоточения нашего интереса на некоторых из этих тем.

Вообще в жанре пришлось выделять два подвида: реальный (эпизод, серия таковых, жизнеописание) и идеальный (личные качества, соблюдение норм и законов и т.п.), и в исследовании большее внимание было обращено на первый подвид.- Оба неравномерно освещают указанные выше темы. Так, тема "человек и семья" может быть очерчена почти исключительно на основании идеальной автобиографии с привлечением посвятительных надписей, оставленных нами без рассмотрения. Однако специально для этой темы потребовалось дать оообо репертуар таких надпиоей, и удалось выяснить закономерность, важную не только в пределах темы "семьи", но имеющую значение для изучения социально-экономического уклада эпохи. И это достигнуто простым каталогом авторов посвятительных надписей, точнее, пустой клеткой, которую удалось обнаружить в этом каталоге.

В исследовании мы, естественно, не могли выходить за рамки темы, исследуя исключительно тот материал, который содержится в (авто)биографиях, не привлекая данных документов, археологии и подобного. В той мере, в какой то или иное явление отражено в жанре, мы старались его изучить и понять. Но в редких случаях все же приходилось отступать от этого принципа, даже выходя за хронологические рамки темы. 

Идеальная биография

В отличие от реальной биографии, описывающей службу, карьеру или эпизоды такой службы или карьеры, рано появляются над-писи, обходящие реальную сторону молчанием, но компанующие биографию из самохарактеристик, таких особенно,как "любимый владыкой СВОИМ" И Т.Е.

Гораздо менее содержательные, чем реальные тексты, идеальные биографии или идеализирующие дают, как уже указывалось, представление об идеале, в каком мыслился в ту раннюю пору древнеегипетской истории чиновник. Они ближе к дидактике, с которой сплошь и рядом перекликаются. Древнейший текст такого рода - надпись .Wr-hw j -w J , современника царя Нефериркере. В дальнейшем этот жанр представлен следующими именами (в хронологическом порядке): Mttj ;ssm -nfr IV ; Bj3 ; 3z;J ; Nfr-sSm-Rcw jNfr-ssm-ptfr; jdw jgncj . Идеальная автобиография нередко имеет особое зачало, ломимо ввоцных слов "такой-то, говорит он". Зачало это - особая формула о переселении из дома в мире живых в гробницу. Как правило, все формулы, которые сопутствуют (авто)биографии или вставляются в нее, здесь не рассматриваются как объект специального исследования. В данном же случае приходится делать исключение, так как "переселенческая формула" (назовем ее так) тесно связывается с биографическим текстом,(ср. репертуар на слово "prj "). В самом деле, уже древнейшая идеальная автобиография wr-hww собственно, конечно, -hwo-wj построена так, что связывает погребение с исполнением законов при жизни. Читаем: Vd(.d)m njwt(.d) h5d n(.d) m ep3t(.;) dd.n(.J) m3ct jmo jrj.n. m3ct jmj nfr n.in Jmjw-ht m3c hrw tn tpjjw-cw . j/r jrt.tn/ г nw wnn jrj mrtt г dst . tn jn jmjw-ht.tn . и zp jrj snnt rmtw nb(w) . n zp dj(.j) sdr a nb spt jr(.j) /hr ht/nbt dp? mswt(.ji" . "Вышел я из города моего, спустился (к реке, чтобы переплыть на западный берег, гпе некрополи) из нома моего, (ибо) говорил я Правду там (т.е. в городе), (ибо) творил я Правду там (т.е. в номе) Привет вам (букв, да будет вам прекрасно), мои потомки, покой вам (букв, да будет правилен голос ваш), мои предки; что же касается того, что вы сделаете в отношении )этих (надписей и изображений гробницы), то ведь то же будет сделано в отношении вашего имущества (т.е. ваши гробниц) потомками вашими; (между тем) никогда я не делал неугодного людям всяким и никогда не допускал (букв, давал), чтобы ложился спать человек какой-либо, гневаясь на меня (из-за вещи) какой-либо от рождения моего". Ср. другую надпись (время царя Асоси, конец У династии) некоего Ssm-nfr: -- - ґ _ "jj.n(.o) mnjwt(.j) prj.n(.j) m sp3t(.j) » krs(.ji m jz(.j) pn . d,d.n(.3) mgct mrrt ntr re nb« bw nfr pw wn dd(.j) hr njswt 3h n rmtw . n zp IdUj) ht nbt dw г rmtw nbw hr hm nj nb(.3)" "Пришел я (в гробнищг) из города моего, вышел я из нома моего, будучи погребенным в гробнице моей этой, (ибо) говорил я Правду, любимую Богом, ежедневно, (ибо) хорошее - то, что я постоянно говорил царю, полезное людям, (между тем) никогда не говорил я вещи злой против людей каких-либо величеству Владыки моего". Налицо совершенно неоспоримая зависимость между погребениєм и жизнью по закону, по правде. Вывод напрашивается сам: те, кто не жил по правде, не имеют права на погребение. Иными словами, идеальная автобиография знакомит нас уже для времени У династии с практикой, которую описывает Диодор Сицилийский (I, 92) и которая всегда вызывала сильнейшие сомнения у комментаторов античного историка (ср. Burton , Diod , , нам были недоступны, однако, две книги Мерфи ( Murphy) о первой книге Диодора), а именно с практикой суда над умершим перед погребением: "(всякому) желающему обвинить его закон дает (эту) возможность. И если кто-либо придет (на этот суд) и предъявит обвинение и покажет, что умерший вел беззаконную жизнь, ..., тело его лишается полагающегося погребения ..; если же никакой обвинитель не представит заявления, .... то родственники, отбросив свою печаль, начинают восхвалять умершего. Между прочим, о его знатности они не говорят ничего, ..., полагая, что все жители Египта равно благородны, но рассказав о его воспитании и обучении, подробно останавливаются на его благочестии и праведности, после того как он достиг возмужалости, а также воздержании и других достоинствах, ..., толпа же криком выражает свое согласие и превозносит славу упершего как блаженного, который вечно будет пребывать в мире мертвых вместе с праведными".

Думается, что сопоставление текста Диодора (из которого мы опустили все, касающееся состава суда, который решает такие дела, и некоторые второстепенные в данном контексте подробности) и автобиографических надписей, начинающихся словами переселенческой формулы, не требует комментария. Дело явно идет об одном и том же: праве на гробницу как средства достижения вечной жизни, статуса блаженных. То, что Диодор описывает как речи родственников, на деле и есть биография умершего, которая в гробнице вклепывается в уста его изображения и превращается в автобиографию.

Таким образом, цель жанра - не только привлечь внимание прохожих, заставить их произнести вслух имя хозяина гробницы, пробуждая его таким образом на мгновение из вечного сна, или, скорее, полусна, дремы или подобного, но и обосновать права хозяина на погребение, на гробницу, в которой оно имело место.

Собственно, идеальная биография (автобиография) именно и требовалась для этой цели: перечень высоких качеств и только. Однако такая шаблонная автобиография уступала в убедительности реальной (авто)биографии, которая немногими эпизодами сообщала то, что идеальная автобиография декларировала одними клише.

Термины,обозначающие царя

В С авто) биографии цари могут называться не по именам, а по титулам. В реальной автобиографии это делается наряду с упоминанием имени конкретного царя и имеет целью избежать все новых и новых упоминаний этого имени. В идеальной, напротив, имя царя не имеет особого значения: при всех -царях, при которых жил автор биографии, он пользовался их милостью, был им угоден и т.п. он-кретизация здесь излишня. Интересно, что цари никогда не называются по титулам из состава их пятичленного имени. Они никогда не называются ни Хорами, ни Обеими Владычицами, ни золотыми Хорами, ни сыновьями Солнца, ни, наконец, царями Верхнего и Нижнего Египта. Наиболее общее обозначение царя - сокращение этого последнего титула - царь Верхнего Египта, njswt. Термин этот значит, конечно, уже просто "царь" и как таковой не противопоставляется больше парному к нему титулу bjtj, царь Нижнего Египта. Этот последний в самостоятельном употреблении вообще крайне ограничен в пору Ш-УШ дин., а в (авто)биографии не употребляется вовсе.

1. Термин njswt (собственно, конечно, nj-swt, "относящийся к геральдическому растению юга ) в автобиографии известен по следующим текстам: при nj-wsr-гс: htp-hr-3ht; pth-Spss; при jzzj: sndra-jb; при (wnjs): tp-m-cnh; сер. У-УІ дин.: wt3; при (nJr-jr-k3-rc)i rc-wr; кон. У ДО УІ ДИН.: asm-nfr; при tt j; s3bw; jbbj; mrrw-kg: mrj; JOgranJS нач. УІ ДИН.: htp-nj-pth; При ppj I: dew; enh-mc-hr: szj; при ppj І»ИЛИ mrj-n-rc: nhbw; "P 1 Д З-п- Д ДО PPJ II hr-hw-f; при нач. PPJ Hi jbj; ppj onh hrj-jb; k3r; при УІ дин.: mhj и mhw-3htj; кон. УI дин. Написание его в изучаемую эпоху очень.устойчиво. В автобиографии это всегда ) . Примечательно отсутствие детерминативов, будь то в виде сидящей фигурки царя, будь то в виде символа божественности: сокол на месте-f . Термин этот не сочетается ни с каким другим обозначением царственности: ни с и" "величество", ни с nbw "владыка". Не сочетаем он и с именем царя. Нельзя сказать njawt (wnjsX .например. Предсказание царю Снефру, что через много веков появится "царь Амени", записанное в знаменитом Петербургском папирусе (так называемое Пророчество Неферти), для времени ІУ династии - чудовищный анахронизм. 2. Термин fcmw "величество" значит, собственно, "раб", "слу га" (Берлев, Труд .дас. глава 1 ) и относится,как видно, к осо бе царя как служителю, ангелу божества, персонифицируемого царем. В иных текстах оно близко к слову "тело" (ср. Stock, ZAS 0(19551 следовательно, опять-таки "особа". Термин этот, естественно, по является одновременно с термином si? "бог" в приложении к царю, что связано с представлением о царе как о Солнце, с появлением царского картуша и подобном. Картуш появляется при I дин. (блоки пирамиды в Завйет эль-Арйан, ср. Barsanti, ASAE 8 1908 )) Датировка этой пирамиды временем поздней ІУ дин. исключается, поскольку названия рабочих отрядов вЗА совершенно иные, нежели те, что известны по пирамидам в Гизе, ср. Reianer, Мусегіпиз } и поэтому употребление термина hmw в Поучении k3(.j)-gmj(w).n(.3) (Р Priase :Gerdiner,JEA, 32) не выглядит анахронизмом. Там идет речь о смене династий: кончине "величества царя Верхнего и Нижнего Египта hwj-n.j" (Ш дин.) и воцарении "величества царя Верхнего и Нижнего Египта Сне ру". Древнейший случай употребления этого термина в автобиографии надпись dbh(w)--n.j, высеченная при Михерине. Как и Jf » термин hmw на всем протяжении изучаемого нами периода пишется всегда одной идеограммой, без детерминативов. Он употребляется только в сочетании либо с местоимениями ("его", "мое"; последнее - в письмах царей к подданным), либо с именем или титулом "царь Верхнего и Нижнего Египта" и именем царя, либо со словом nbw "владыка", hmw.f (ср. dbh(w)-n.j при (mn-k3w-rc); nj-cnh-shmt при (s3hw--гс); pth-эрэз при (nj-wsr-rc); w3s-pth при (nfr-jr-k3-rc); rc-wr при (nfr-jr-k3-rc); sndm-jb при ( jzzj ) ; hnw при (wnjs); _jzjnpH (ttj); k3gmnj при (ttj); s3bw-jbbj при (ttj); a3bwtj при (ppj l) или позже; nhbw при (ppj І ИЛИ mrj-n--rc); wnj при mrj-n-rc; hr-hw.f при (mrj-n-rc до ppj II); dew при (РРЗ__ІІ). Ьдет nj + (имя) (ср. hnw при wnjs; k3gmnj при ttj; wnj при mrj-n-rc); hr-hw.f при mrj-n-rc до ppj II; Юг нач. ppj II). hmw nj nj-swt-bjt (cp. dew при ppj I; jbj нач. ppj II mrjj УІ дин.). Ъш nj nbw (cp. ssm-nfr кон. У до УІ; jcw при _PPd_I_; wnj при mrj-n-rc; btp-nj-pth нач. УІ; dew при РРЗ II; jbj нач. РРО" II; ppj-n t : ыр-ЗЪ при РРД II). Термин ЭТОТ употребляется только в реальной автобиографии и никогда в идеальной. Не употребляется он также и в биографии. Б реальной автобиографии, хотя именные сочетания и замещаются безымянными, не бывает случая, чтобы этот термин употреблялся тогда, когда неясно, о каком царе идет речь. Но все же имя царя где-то, неважно, в начале или в конце, должно быть упомянуто. 3. Термин nbv/ "владыка" употребляется на всем протяжении периода. Известны три случая употребления: самостоятельное, в сочетании со словом "величество" и в виде приложения к имени царя. (Ср. dbh(w)-n.j при (mn-k3w-rc); pth-spss при (nj-war-rc); hnw при (jzaj) или позже; k3w сер. У или позже; wt3 сер. У до УІ; jzj при wnja до УІ ДИН.; sndm-jb : jntjnpn O zzj; bj3 KOH. V до УІ; mrsw-enh кон. У дин.; jtwsnpn a zzj; k3-mn-nt при jzzj; tp-m-enh при wnjs; s3bw :jbbj при ttj; Cairo 1433 при ttj; enh-mc-hnzzj при ppj I; hr-hvr.f при mrj-n-ro до ppj II; ppj-nht : hlp-jb при ррд II; nb-jb при ppj II; jdw I KOH. VI дин.; k3r нач. ppj II; t3wtj кон. УІ; mrjo УІ дин. mho УІ дин.; s3bnj при ppj II; bjikw после УІ дин.). nbw + имя царя (ср. jraj и hr-hw.f ).

Братья и сестры

Изображение награждения высших сановников государства в пирамидном храме царя Сахуре ничем серьезно не отличается от изображения награждений в гробницах Птаххотепа и 3ht.i-htpw . Существенная разница, однако, та, что в обоих гробницах показано, как награждаются ткачихи, простые работницы частных хозяйств этих сановников.

Впервые на сцены награждений обратил внимание Борхардт ( Borcharfc , Grabdenkmal ) В СВЯЗИ С ОТКРЫТЫМИ ИМ рельефами царя Сахуре. Значительно расширил круг этих сцен Юнкер, который стал заниматься этой проблемой в связи о рельефами на ложной двери заведующего ткачеством Дома большого snb ( Junker , Giza У, 43, рис.7; 45, рио.8). Юнкер чрезвычайно подробно разобрал все эти и некоторые другие рельефы. Его выводы: орден имел вид ожерелья, либо в виде ленты, либо в виде ленты, украшенной подвеоками по наружному краю, либо в виде ленты о подвешенной к ней пекторалью/нагрудником; к ожерелью добавляли головную повязку. Пояснения к этим оценам указывают, что и ожерелье, и повязки сделаны из золота. На статуях изучаемого периода эти Ордена изображены на статуях СМ 56 И 139 ( Borchardt , statuen , т.І, 0.50 и о.103).

Все эти сцены также изучались Перепелкивым Ю.Я. (Пепепедкин. урзАйствот о.266 олл.), который приходит к аналогич ным выводам. К материалам, ообранным Юнкером, он добавляет дан ные автобиографии щъи о награждении / »я = , которые Перепелкин Ю.Я. рассматривает как те же ожерелья. Нам представляется совершенно правильным такой подход к словам Nhbw , но, в таком случае, тот же подход должен быть применен и к оловам верховного жреца Птаха в пору царя Атоте (УІ династия) s?bw_ , где награждения производятся только в виде f 4 До сих пор это обстоятельство, а именно, что и в надписи s?bw речь идет о наградах, и при том таких же точно, как и в надписи Nhbw , вообще не было распознано, как это показывает ХОТЯ бы перевод ЭТОЙ надпиои Roccati t bitterature, No. З 9 По-видимому, к награждениям орденом в виде знака жизни следует отнеоти и то место из биографии w3s-pth t которое обнаружено на блоке, опубликованном Грузеловым ( Grdseioff , ASAE 51,1951 ). Если это так, то это единственный случай собственноручного награждения орденом от лица царя rdj hm.f cnh m fnd.f Между тем, контекст яоен, хотя и не понят Зете ( Urk. I 83, 17), который вместо формы sdm.f , претерита в отаро египетском языке (op. Mel , Gr , 540), неправильно расположив знаки 1 в виде Д їСі ооверпенно напраоно создал форму sdm.n.f , которая в этом контексте могла только играть роль плюсквамперфекта (ср. Edei , Gr_ , 540), плохо подходящую к контексту, потому что предложение Зете читать им же созданную форму " damit ich ihm gabe и (т.е. как зависимый sdm.f : dj.(o) n.f ) вообще здеоь не дает смысла. Конечно, располагать знаки Д Г следует так: Д , т.е. d.i.f n.(.i) "он давал мне". И контекст, как мы уже сказали, яоен:" dj.f n.( J) cnhw m bw nbw gmnuj w3t jm " "давал он мне ордена за каждое (трудное) дело (букв, в меоте каждом), в котором я находил путь (т.е. удачное решение) . Параллель к этой фразе "находить путь", т.е. правильное решение, - в той же надписи: "находил я путь а тайном деле всяком столичном (т.е. государственном)" ( №к. I 84, 5)»" gmm(.j) w3t m sst3 nb nj hjiw". Вотает вопроо: что представлял ообой этот орден? Едва ли мы ошибемся, заключив, что делался он из золота. Это, собственно, прямо упоминает Щъ ( / f ), a S3bw ( опуская знак "золото", лишь доказывает, что материал ордена был всегда одним и тем же и его можно было и не упоминать. Нельзя ведь предположить, чтобы Nhbv , начальнику над ремесленниками, давали золотые ордена, a S3bw_ f одному из высших оа-новников государства, те же ордена, но не из столь ценного металла. Что же представлял собой орден? Очевидно, знак - , символ жизни, который на ленте или нитке полагалось нооить как кулон или подобное украшение. Недавно орден был найден на теле человека, погребенного в одной из гробниц более позднего времени, которые делались в масштабе im3-(pfa J Ц t администратора Большого оазиса (эль-Харга) при Пиопи П. Гробница эта может относиться как к тому же царствованию, которое длилось почтя Z00 лет, так я ко времени УЇЇ-УШ династий. Символ жизни сделан из золотой проволоки, в вышину -2,5 см. Археологи, к сожалению, не указывают его вес. Он найден на груди ХОЗЯИНа Гробницы (ер. Minault - Gout ( Deleuze , Balat II, с.89 по 1823: т.32). Подобные находки, но не на телах награжденных, попадались и раньше (ор. там же).

Соцальная организация эпохи 1У-У111 династии в той мере в какой она отражена в (авто)биграфии

Тема карьер появляется в (авто)биографиях при УІ династии и совершенно не затрагивается при 7 династии. О ГУ династии говорить трудно, поскольку, кроме Jp и Dbfa(w) .n.j в плане реальной (автобиографии) и царицы Hcj-mrr-Kbtj в плане идеальной, у нас больше ничего и нет от этой эпохи, так как остальные надписи околько-нибудь биографического характера - это так называемые гробничные, о том, что такой-то или такая-то построили гробницу отцу, мужу, сыну и т.п.

Тем не менее, жизнеописание Mtn показывает, что при УІ династии указанная тема только возобновляется в жизнеописаниях, поокольку биография Htn содержит описание его карьеры, хотя и отнооится к самому началу и династии.

Интересно, что, как и жизнеописания УІ династии, которые трактуют тему карьер, эта биография вышла из ореднего слоя египетского чиновничества, связанного с управлением провинциями.

Казалось бы, эту связь темы с местной администрацией (в пределах этой администрации - с высшим ее рангом, номархами и подобное) можно объяснить тем, что слой этот не имел непосредственных контактов с царем или имел такие контакты в очень ограниченном числе, и поэтому любезное СЛОЕО или улыбка царя, тема иных (авто)биографий, не могли быть обыграны ими. Б их среде жизненный успех выражался в другом, а именно в служебной карьере, которую они начали со сравнительно низких должностей, и которую они завершали в должности номарха, исполняемой ими образцово. Герои таких жизнеописаний подчеркивают, что каждую ступень карьеры они проходят, получив соответствующее назначение от царя, мы бы оказали, лично. Египтяне так не говорят, но, называя царя, производившего назначения, по имени или включая рассказ о соответствующем назначении в определенный хронологический отрезок автобиографии, они подчеркивают личное учаотие царя в назначениях.

Таким образом, карьера оказывается как бы вариантом столичных или даже дворцовых жизнеописаний, так сказать, местным, провинциальным вариантом, овоего рода заочным контактом с царем. Однако, хотя противоположение очного и заочного контактирования несомненно (иначе на местах СБОЮ ориентацию на царя выразить не могли), вое же, как мы увидим, действительность оказывается более сложной.

Рассмотрим эти карьерные жизнеописания. Единственная карьера, зафиксированная ранее начала Л династии, что тем более удивительно, что биография эта относится к самому началу ІУ династии, к царствованию ее первого царя Сориса, или Снефру. При этом весьма вероятно, что какая-то часть карьеры проходила еще при Ш династии, во всяком случав,.

В отличие от поздних (т.е. от времени УІ династии) (авто)-биографий, Mtn не указывает, какой царь производил назначения, и не соотносит их каким бы то ни было образом с тем или иным царем. Эта особенность связана с другой: его биография - единственная в группе реальных, где сообще царское имя ни разу не названо. Лишь по названиям учреждений, связанных о именами царей, становится известным, что биография эта - не раньше эпохи Сориса1.

Как и близкая ей по времени надпиоь Ph(w)-r-nfr (датируется упоминанием царицы Mrj-sj-cnh , матери царя Сориса и, как видно, жены царя Керфереса), биография Mtn оодержит каталог титулов, которыми герой надписи обладал. Такие каталоги вообще характерны для эпохи Ш династии (op.weiii , 2/3 Дуд. ; Heick , Thinltenaeit ) , Спорят лишь о том, содержали ли они cursus honorum , т.е. вое должности, которые тот или иной человек занимал в течение всей жизни, т.е. по-существу, всю карьеру, или же это реальные должности, которыми так или иначе (хотя и нелегко себе представить, как именно) этот человек располагал к моменту составления надписи.

Как бы ни обстояло дело о такими каталогами при Ш династии, случай Mtn - особый. Прежде всего, потому, что каталог титулов перемежается у него отступлениями чисто биографического характера, причем не в плане самохарактеристик типа "хвалимый владыкой своим", которые есть уже в титульных каталогах Ш династии, а в плане эпизодов реальной биографии, имеющих целью показать, как приобреталось богатство Mtn , вернее, его основа - недвижимость, земля.

Более того, каталог титулов, против всех ожиданий (по правилам, выведенным на основании памятников более поздних эпох, все титулы, перечисляемые в гробнице того или иного лица - его титулы; если в гробнице упоминаются титулы других людей, то это делаетоя в сочетании о их именами, что исключает возможность со-относения таких титулов о хозяином соответствующей гробницы), оказывается не полностью, так сказать, хозяйским, т.е. не полностью принадлежащим этому Мп .

Было замечено, что биографические вставки в этот, по внешности схожий с традиционными для Ш династии каталогами титулов, текст примыкают к номаршьим титулам, прежде считавшимся титулами самого Mtn (так анализировал их Maspero ,JAJS fxv,icr8o)A так как эти Еставки рассказывают о земельных приобретениях Щр. , то естественно было оЕязать эти приобретения с конкретной провинцией, номом, управляемым соответствующим номархом. Это сделал Гедике в своем издании фотографического воспроизведения надписей

В ЭТОЙ ГробНИЦе (Ср. Goedicke , MDAIK , 21 (1966). Эту ИН терпретацию положила в основу своей работы о надписи - тр. Гедекен ( Goedecken , Mto ), а также Роккати - в основу своего перевода ЭТОЙ надписи ( Roccati , bitterature№ із). И хотя эта интерпретация далеко не бесспорна (ср.традиционный анализ текста: Т.Н.Савельева, сборник "Древний Египет и Древняя Африка"), она выводит номаршьи титулы из данной титулатуры.