Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ежи Топольски как историк Туманин Виктор Евгеньевич

Ежи Топольски как историк
<
Ежи Топольски как историк Ежи Топольски как историк Ежи Топольски как историк Ежи Топольски как историк Ежи Топольски как историк Ежи Топольски как историк Ежи Топольски как историк Ежи Топольски как историк Ежи Топольски как историк
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Туманин Виктор Евгеньевич. Ежи Топольски как историк : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.09 : Казань, 2003 282 c. РГБ ОД, 61:04-7/68-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Ежи Топольски - методолог исторической науки 23

1.1 Творческий путь ученого 23

1.2 Теория исторического материализма в трудах Е. Топольского 32

1.3 Современные концепции философии истории в оценке Е. Топольского 55

1.4 Проблемы методологии и теории исторического познания 73

Глава II. Ежи Топольски как исследователь истории Польши и Европы нового времени 100

2.1 Проблемы социально-экономической истории Польши и Европы 100

2.2 Политическая история Польши в трудах Е. Топольского 139

Глава III. Проблемы развития исторической науки в освещении Ежи Топольского 1 70

3.1 Основные направления развития мировой исторической науки в оценках Е. Топольского 170

3.2 Актуальные проблемы развития польской исторической науки 185

3.3 Изучение научного наследия Яна Рутковского 209

Заключение 226

Список использованных источников и литературы 231

Введение к работе

Актуальность и научная значимость темы. Современный уровень развития российской исторической науки характеризуется повышенным интересом к изучению опыта зарубежной историографии и методологии истории. Ученые-профессионалы все более осознают, что без критического анализа достижений европейской и мировой исторической мысли трудно рассчитывать на значительный прогресс в отечественной исторической науке.

Интерес к изучению истории зарубежной исторической науки обусловливается также произошедшей сменой теоретической и методологической парадигмы. В лой связи изучение развития польской историографии второй половины XX в. представляет значительный научный интерес как в плане понимания ее основных направлений и тенденций, так и с точки зрения анализа творчества наиболее выдающихся ее представителей. В ряду последних стоит польский ученый с мировым именем Ежи Топольски (1928-1998), вклад которого в развитие исторической науки общепризнан.

Е. Топольски известен как выдающийся теоретик и методолог исторической науки, профессиональный историк по ключевым проблемам развития Польши в новое время, а так же как историограф. Он оставил огромное научное наследие, оказав заметное влияние на развитие польской и европейской науки.

Интерес к личности Е. Топольского и его научному наследию обусловлен несколькими факторами. Во-первых, его работы в области методологии истории и конкретно-исторические исследования представляют

4 значительную научную ценность, что уже оправдывает обращение к ним. Во-вторых, анализ творчества этого польского ученого способствует более целостному пониманию отдельных направлений развития польской и европейской историософской и исторической мысли. И в-третьих, Е. Топольски, будучи одновременно теоретиком, методологом, историографом и конкретным историком, способствовал построению современной, теоретически ориентированной истории.

Таким образом, актуальность данной диссертации определяется необходимостью объективного анализа сложного и противоречивого пути развития польской исторической науки во второй половине XX века. Е. Топольски занимал в этих процессах видное и достойное место. К тому же творчество этого незаурядного ученого до сих пор не получило должной научной и историографической оценки ни в самой Польше, ни за ее пределами. На мой взгляд, сегодня существует необходимость восполнить этот пробел. Жизненный путь Е. Топольского, его вклад в историческую науку нуждаются в комплексном исследовании, которое представляет большой познавательный интерес для историков и приобретает особую актуальность в условиях переоценки ценностей исторической науки.

Главным источником диссертационного исследования послужило все обширное творческое наследие Ежи Топольского, как опубликованное, так и не опубликованное. Его всесторонний анализ, с учетом современных достижений исторической науки, стал основой конструкции всей нашей работы.

В целом нужно отметить, что научные труды Е. Топольского отличают глубокая эрудиция, строгость анализа, смелость мысли, логическое совершенство выполнения, внимание к эмпирическим деталям наряду со стремлением к широком} синтезу, обстоятельность и внимание к опыту предшественников.

Научные труды Е. Топольского, использованные в диссертации, можно
разделить на три группы. К первой группе относятся различные монографии,
статьи, опубликованные лекции, рецензии Топольского, посвященные
теоретико-методологическим, конкретно-историческим и

историографическим проблемам.

Первый опубликованный список трудов Е. Топольского, составленный М.Д. Топольской, супругой ученого, был помещен в сборнике «Между историей и теорией», посвященном шестидесятилетнему юбилею ученого. Он включал в себя 805 наименований и охватывал период с 1951 по 1987 гг.1 В дальнейшем, уже после смерти польского исследователя, этот список был значительно расиїирен и опубликован в журнале «Историко-экономические исследования»." Однако оба этих списка, включающие в себя более 1100 наименований научных публикаций - монографий, статей, лекций, рецензий и выступлений Е. Топольского. - оказались неполными. В ходе работы мною были обнаружены и использованы исследования, опубликованные в России и не вошедшие в библиографию трудов ученого.'

На начальном этапе творчества Ежи Топольского основной сферой его исследований стало изучение экономической истории, проблематика аграрной истории Польши нового времени и в частности - владений гнезненского архиепископства, которые были характерным примером экономического развития феодальных поместий данного периода. Внутренняя организация владений гнезненского архиепископства, а так же положение крестьян, проживавших на его территории, стали темами его

Iupolska M.D. Bibliografia prac profesora Jerzego Topolskiego za lata 195 1-1987 Miedzy historic a teoria.. Refleksie nad problematyka_dziej6\v і wiedzyhistorycznej. Warszawa - Poznaii. 1988. S. 66-134.

" Labqdzka-Topolska SID- Bibliografia prac profesora Jerzego Topolskiego za lata 1987-1998 // Sttidia Historiae Oeconomicae. Vol. 23. 1998. S. 7-38.

' В частности: Tono.wC-'Kiiii Дискуссии о применении теории хаоса к истории // Исторические записки. Т. 2 ( 120). М. 1999. С. 88-99: Topalski J. Historical Sources and the Access of the Historian to the Historical Reality // Проблемы исторического познания. Материалы международной конференции. Москва. 19-21 мая 1996 г. Ред. Т.Н. Севастьянов. М ] OQ0. С. 24-3 I

6 первых научных публикаций.1 Основополагающей работой на данном этапе творчества польского ученого стало «Сельское хозяйство во владениях гнезненского архиепископства»." Эта монография подводила итог предыдущим исследованиям Е. Топольского по проблемам развития сельского хозяйства, став ядром и важнейшим компонентом его работ по экономической истории.

В шестидесятые годы Ежи Топольски обратился к проблемам экономического развития Европы в период позднего средневековья и раннего нового времени. Особый интерес у польского исследователя вызывали вопросы, связанные с процессами генезиса капитализма на западе Европы и становлением барщинно-крепостнической системы в ее центральной и восточной части. По этим вопросам главной работой польского ученого стало «Зарождение капитализма в Европе в XIV-XVII вв.», впервые опубликованная в 1965 г. Благодаря привлечению широких статистических данных, использованию новых методов и многолетним детальным исследованиям Е. Топольскому удалось выработать собственную, во многом оригинальную концепцию экономического развития Старого света в период XIV-XVII веков. Появлению данной монографии, вызвавшей интерес в научных кругах, предшествовало создание ряда работ, в которых автор обращался к рассмотрению отдельных аспектов заявленной темы и которые так же были использованы в диссертации.J

Topolski J. О literaturze і praktyce rolniczej w Polsce na przelomie XVI і XVII wieku II Roczniki Dziejow Spolecznych і Gospodarczych. T. 14. 1952. S. 43-106; Topolski J. Problem oczynszowaii w Polsce vv XVIII wieku na tie reformy klucza kamiehskiego vv roku 1725 II Roczniki Dziejow Spolecznych і Gospodarczych. T. 15. 1953. S. 57-76; Topolski J. Zbiegstwo chlopow vv dobrach kapituby gnteznieriskiej w pierwszej polowie XVHI wieku I! Roczniki Dziejow Spolecznych і Gospodarczych. T. 16. 1954. S. 95-112; Topolski J. Narzedzia uprawy roli w Polsce w okresie panowania folwarku paiiszczyznianego II Kwartalnik Historii Kultury Materialnej. R. 3. 1955. № 2. S. 356-374; Topolski J. Rybolowstwo і gospodarstwo rybne w XVI-XVII w. na terenie latyfundium arcybiskupstwa gniezniehskiego II Studia z Dziejow Gospodarstwa Wiejskiego. T. 1. 1957. S. 179-197; Topolski J. Zmiany w stanie і technice rolnictwa francuskiego w czasach nowozytnych II Kwartalnik Historii Kultury Materialnej. R. 7. 1959. №4. S. 737-774. " Topolski J. Gospodarstwo wiejskie w dobrach arcybiskupstwa gniezniehskiego. Poznaii. 1958.

' Topolski J. Uwagi о przyczynach powstania і rozwoju gospodarki folwarczno-paiiszczyznianej na Pomorzu Zachodnim II Studia і Materialy do Dziejow Wielkopolski і Pomorza. T. 6. I960, № 2. S. 109-122; Topolski J. O tak zwanym kryzysie gospodarczym XVII wieku w Europie// Sprawozdania PTPN. 1961. №2. S. 275-276;Topolski J. O tak zwanym kryzysie gospodarczym XVII wieku w Europie II Kwartalnik Historyczny. R. 69. 1961. №2. S. 364-379; Topolski J. Czy szlachta byla tworca. kapitalizmu w Europie It Sprawozdania PTPN. 1963. № 3. S. 298 и др.

Занимаясь проблемами экономической истории, Е. Топольски уделил заметное внимание вопросам развития торговли в Польше в период раннего нового времени, опубликовав целый ряд работ по данной тематике.' Он пришел к выводу, что одним из важнейших факторов экономического развития Польши в этот период было становление сети международных ярмарок. Особое внимание польский ученый уделил функционированию гнезненских ярмарок. Он стал не только первым исследователем, который занялся этой проблемой,, но и фактически был «первооткрывателем» Гнезна как важного торгового центра.

Кроме этого, в диссертации был привлечен целый ряд других работ Е. Топольского, так же посвященных проблемам экономической истории Польши XIV-XVIII веков. Это, в частности, такие его исследования, как «Показатель экономического роста Польши в Х-ХХ веках»," «Экономические проблемы в Польше»," «Проблемы моделирования экономической истории Польши»,4 «Польская и европейская экономика в XVI-XVII вв.»,5 «Экономический переворот XVI века в Польше и его последствия». Были использованы и многие другие исследования польского ученого, позволившие воссоздать концепцию экономического развития Польши и Европы в эпоху позднего средневековья и раннего нового времени, созданную польским ученым и способствовавшие более детальному изучению темы.

1 В частности см.: Topolski ./. Rola Gniezna w handlu europejskim od XV do XVII wieku II Studia і Materialy do Dziejow

Wielkopolski і Pomorza. T. 7. 1962. № 2. S. 5-78; Topolski J. Faktoren der Entstehung eines intemationalen Jahrmarktnetzes

in Polen ini I6.und 17. Jh //Studia Historiae Oeconomicae. Vol. 5. 1970. S. 101-116; Topolski J. Czynnik powstania sieci

miedzynarodowych jarmarkow w Polsce XVI-XVII wieku II Topolski J. Gospodarka polska a europejska w XVI - XVII

wieku. Poznari, 1977. S. 167-249; Topolski J. Model kontynentalnego handlu Europy srodkowowschodniej w XVI і pierwszej

polowie XVII wieku II Topolski J. Prawda і model w historiografii. Lodz, 1982. S. 335-359 и др.

"" Topolski J. Wskaznik wzrostu gospodarczego Polski od X do XX wieku. Uwagi metodyczne і proba obliczenia II Kwartalnik

Historyczny. R. 74. 1967. № 4. S. 995-1011.

' Topolski J. Zagadnienia gospodarki w Polsce II Polska w еросе Odrodzenia. Paristwo - spoteczenstwo - kultura I Red. A.

Wyczaiiski. Warszawa. 1970. S. 68-99.

Topolski .1. Problemy modelowego ujecia dziejow gospodarczych Polski II Badania nad historic gospodarczo-spoleczna_ w Polsce. Problemy і metody. Warszawa-Poznari, 1978. S. 25-39.

Topolski J. Gospodarka polska a europejska w XVI-XVI11 wieku. Poznaii: Wydawnictwo Poznariskie, 1977. " Topolski./ Przetom gospodarczy w Polsce XVI wieku і jego nastepstwa. Poznaii: Wydawnictwo Poznaiiskie, 2000.

Не менее значимым направлением в творчестве Е. Топольского стало изучение вопросов, связанных с политической историей польского государства. Основной интерес у исследователя вызвал период нового времени, более конкретно - с начала XVI в. до политических разделов Речи Посполитой. Некоторые из первых работ Е. Топольского в этом отношении были посвящены проблемам польско-германских отношений, где рассматривалась роль Пруссии в политических разделах Речи Посполитой.1

Важное, значение имело участие Е. Топольского в создании капитальной «Истории Польши», призванной подвести итог многолетней работе историков. В ней ученый выступил не только автором раздела по польской истории нового времени," но и одним из организаторов этого проекта. Топольски представил новый подход к периодизации польской истории, введя собственное хронологическое деление исторического периода, предшествовавшего политическим разделам Речи Посполитой. При этом использовались современные подходы в освещении основных проблем этого периода, давалась целостная оценка прошлого польского государства и общества.

Особое значение имела фундаментальная работа Е. Топольского «Польша в новое время. 1501-1795».3 Эта книга была издана в серии «Польша. История народа, государства и культуры» и стала комплексным исследованием, охватывающим все сферы истории польского народа и государства. Автор смог отобразить не только перипетии политического развития страны на довольно сложном этапе, но и затронул некоторые проблемы экономического развития Речи Посполитой в эпоху нового

Topolski./. Pruskie uzurpacje graniczne w dobie pierwszego rozdioru Polski (1772-1777) II Zeszyty Naukowe (JAM. Historia. 1968. T. 8. S. 51-76; Topolski.]. Rozwoj absolutnego paristwapruskiego і rola Prus w rozbiorach Poiski II Wezlowe problemy dziejow Prus XVII-XX wieku. Materialy zsesji naukowej w (JAM (1 ) I Red. G. Labuda. Poznaii, 1971. S. 39-55; Topolski J. Problematyka і rozwoj stosunkow polsko-niernieckich w XV1-XVI1I wieku II Z badari nad dziejami stosunkow polsko-niernieckich I Pod red. A. Czubiiiskiego і R. Wryka. Poznari, 1991. S. 62-73. ; Topolski.]. Polska nowozytna (1501-1795)//Dzieje Polski/Red. J. Topolski. Warszawa, 1975. S. 254-416. ' Topolski .1. Polska w czasach nowozytnych. Od srodkowoeuropejskiej potegi do utraty niepodleglosci (1501 -1 795). Poznan: Wydawnictwo naukowe UAM, 1999. 944 s.

9 времени, а так же вопросы, связанные с формированием современного польского общества и его культуры. Особое внимание Е. Топольски уделил раскрытию процесса становления и функционирования национального сознания поляков.

Особый интерес в исследованиях Е. Топольского проблем политической истории представляют те работы, в которых рассматривалась история Польши второй половины XX века. В диссертации использовались его- труды разных лет такие, как «Очерк истории Польши», «Главные факторы исторического развития Польши»," «История Польши с древнейших времен до 1990г.»,3 «Польша XX века».4 Они помогают репродуцировать представления Топольского об этом важном для польской истории периоде и проследить эволюцию научных взглядов ученого.

В конце пятидесятых годов Е. Топольски обратился к изучению вопросов, связанных с теоретическими и методологическими аспектами исторического познания. Первые работы, созданные им в данной области, были посвящены изучению теории и метода исторического материализма. Уже в них польский ученый стремился к собственной, во многом новаторской интерпретации теоретического наследия К. Маркса, пытаясь не просто следовать заданной схеме, а использовать метод исторического материализма для творческого познания прошлого.

Наиболее важная работа Ежи Топольского появилась в середине шестидесятых годов и называлась «Методология истории». Она до сих пор выступает одним из авторитетных трудов по данной тематике, созданных в польской исторической науке. В ней автор стремился не только

__ TopolskiJ. Zarys dziejow Polski. Warszawa: Wydawnictwo Interpress, 1986. 276 s.

" lopolski J. Glowne czynniki rozwoju historycznego Polski a sens historii Polski і myslenia ojej przyszlosci II Sens polskiej

historii I Red. A. Ajnenkiel і J. Kuczytiski. Warszawa, 1990. S. 71-93.

' TopolskiJ. Historia Polski od czasow najdawniejszych do 1990 roku. Warszawa: Wydawnictwo Kopia, 1994. 398 s.

^ TopolskiJ. Polska dwudziestego wieku. 1914-1995. Poznari: Wydawnictwo Poznaiiskie, 1995. 240 s.

lopolski J.. Malewski A. O wyjasnianiu przyczynowym w historii II Kwartalnik Historyczny. R. 64. 1957. № 2. S. 3-35; lopolski J.. Matewski A. Metoda materializmu historycznego w pracach historikow polskich II Studia Filozoficzne. 1959. № 6. S. 129-156; TopolskiJ., Malewski A. Studia z metodologii historii. Warszawa, 1960. " TopolskiJ. Metodoiogia historii. Warszawa: PWN, 1968. 474 s.

10 проанализировать развитие методологии истории как науки, но и выдвинул целый ряд собственных концепций. Ученый обратился к рассмотрению таких ключевых теоретических вопросов, как характер исторического познания, проблема исторического источника и его интерпретации, нарратив и его роль в историческом исследовании и целого ряда других.

В комплексе теоретико-методологических работ Е. Топольского важное значение имел его обширный труд «Теория исторического знания».

Среди последних крупных исследований ученого, созданных в данной области, была его монография «Как пишется и понимается история».- В ней Е. Топольски занялся рассмотрением постмодернистского и постпостмодернистского направлений в философии истории, особое внимание уделил анализу концепций таких ученых, как М. Фуко, А. Данто и Ф. Анкерсмит. Кроме того, в этой работе польский методолог представил собственное видение проблем исторического нарратива и его структуры, исторического источника и истины в историческом познании.

В диссертационном исследовании использовались и некоторые другие труды Е. Топольского, раскрывавшие своеобразие его теоретических и методологических воззрений на историю как науку. Это «Марксизм и история»,' «Понимание истории»,4 «Историческая концепция Карла Маркса»,5 «Методология истории и исторический материализм»,6 «История

историографии и вызов "лингвистического поворота"» и другие.

Особую группу трудов Ежи Топольского составляют монографии и статьи, посвященные проблемам развития самой исторической науки.

Topolski J. Teoria wiedzy historycznej. Poznari: Wydawnictwo Poznaiiskie, 1983. 509 s. " Topolski J. Jak si? pisze і rozumie historic Tajemnice narracii histirycznej. Warszawa: Oficyna Wydawnicza Rytm, 1996. 424 s.

! Topolski.I. Marksizm і historia. Warszawa: PWN, 1977. 468 s. \ Topolski.!. Rozumienie historii. Warszawa: PWN, 1978. 228 s.

Topolski J. Koncepcja procesu historycznego Karola Marksa II Karol Marks a niektore problemy wspotczesnosci. Materiaty centralnej konferencji naukowo-ideologicznej. 9-10.VI. 1983. Warszawa, 1984. S. 63-79. " Топольски it E. Методология истории и исторический материализм // Вопросы истории. 1990. 5. С. 3-14.

Topolski J. Historia historiografii wobec wyzwan linguistic turn II Metodologiczne problemy syntezy historii historiografii polskiej I Red. J. Maternicki. Rzeszow: Wydawnictwo Wyzszej Szkoly Piedagogicznej w Rzeszowie,1998. S. 39-48.

11 Интерес к ним польский ученый проявлял на протяжении всей своей творческой биографии. Спектр затрагиваемых им тем позволяет реконструировать оценку ученого творчества как отдельных западных историков, так и целых направлений в мировой историографии.

Следует назвать такие важнейшие историографические работы Е. Топольского, как «Новые идеи современной историографии», где он показал роль теории в историческом исследовании; «Правда и модель в историографии»,2 посвященная проблемам истины и ее достижения в историческом исследовании; «О новой модели истории. Ян Рутковски (1886-1949)»,1 в которой автор не только представил творческую биографию своего учителя, но и провел детальный анализ теоретических, методологических и конкретно-исторических исследований этого выдающегося польского ученого первой половины XX столетия. Одним из последних историографических трудов Е. Топольского выступал «Очерк истории историографии».4 Здесь ученый проследил развитие мировой исторической мысли с древнейших времен до современности, особо останавливаясь на тех проблемах, которые сегодня стоят перед исторической наукой.

Помимо крупных монографий, в арсенале научных трудов Е. Топольского присутствуют отдельные публикации, посвященные тем или иным проблемам истории исторической науки. К ним можно отнести такие его работы, как «Лелевель и методологические достижения европейской историографии»,5 «Основные тенденции развития историографии XIX и XX

Topol.ski J. Nowe idee wspolczesnej historiografii. O roli teorii w badaniach historycznych. Poznan: Wydawnictwo Poznaiiskie, 1980.31 1 s.

" Topol.ski J. Prawda і model w historiografii. Lodz: Wydawnictwo Lodzkie, 1982. 394 s. ' Topol.ski J. О nowy model historii. Jan Rutkowski (1886-1949). Warszawa: PWN, 1986. 312 s.

Topol.ski J. Od Achillesa do Beatrice de Planissolles. Zarys historii historiografii. Warszwa: Oficyna Wydawnicza Rytm, 1998. 168 s.

Topol.ski J. Lelewel a post?p metodologiczny historiografii europejskiej. Refleksje о «Historikach» Joachima Lelevvela // Joachim Lelewel - czfowiek і dziefo. W 200-lecie urodzin. Zielona Gora, 1988. S. 21-35.

вв.», «Модели объяснения разделов Польши в польской, немецкой и

австрийской историографии и концепции исторической истины» и многие другие, в которых автор анализировал становление и развитие европейской историографии с конца XVIII до XX века. Ряд статей Е. Топольского («Исследования по аграрной истории в Народной Польше»/ «Развитие исторических исследований в Польше в 1945-1969 гг.», «Между догмой и плюрализмом. Историки и государство в Польше после второй мировой войны»3 и «Польские историки лицом к лицу с марксизмом после второй мировой войны»6) посвящены изучению основных тенденций развития польской исторической науки во второй половине XX в., проблемам взаимовлияния истории и марксизма в качестве идеологии и теории исторического познания. Среди других историографических работ Топольского можно назвать исследования, посвященные видному польскому историку Я. Рутковскому.7 Кроме этого, необходимо отметить, что практически любое серьезное конкретно-историческое исследование Е. Топольского сопровождалось детальным историографическим обзором, где

Topolski J. Glowne tendencje rozwojowe historiografii XIX і XX wieku II Ivwartalnik Historyczny. R. 90. !983. № 4. S. 839-858.

Topolski J. Modele wyjasniania rozbiorow Polski w historiografii polskiej, niemieckiej і austriackiej a koncepcje prawdy historycznej II Czasopismo prawno-historyczne. T. 45. 1993. Zeszyt 1-2. S. 397-400.

Tono.ibCKiiit E. Исследования по аграрной истории в Народной Польше// Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 1959 г. М., 1961. С. 408-438.

Тапо.іьскиіі Е. Развитие исторических исследований в Польше в 1945-1969 гг. // Историческая наука в Народной Польше в 1945-1969 гг. / Ред. 3. Пустула, А. Вычаньски. Варшава, 1970. С. 7-65.

s Topolski./ Zwischen dogma und pluralismus. Die historiker und der staat in Polen nach dem zweiten weltkrieg II Historisches bewubtsein und politisches Handeln in der Geschichte. Poznari, 1994. S. 121-128.

'' Topolski J. Polish Historians Vis-a-vis Marxism after World War II //The Soviet Systems and Historiography, 1917-1989. Preliminary Papers for the Montreal Session. Budapest, 1995. P. 79-89.

Topolski J. Jan Rutkowski- prekursor nowoczesnosei //Kultura. 1972. № 9. 27.11; Topolski J. Jana Rutkowskiego koncepcja historii kultury materialnej II Kwartalnik Historii Kultury Materialnej. 1980. № 4. S. 461-467; Topolski J. Jan Rutkowski (1886-1949) II Wielkopolski slownik biograficzny. Warszawa-Poznari, 1981. S. 633-634; Topolski.J. Jana Rutkowskiego zycie і rola w rozwoju nauki historycznej II Rutkowski J. Wokot teorii ustroju feudalnego. Prace historyczne. Warszawa. 1982. S. 5-68; Topolski J. Jan Rutkowski (1886-1949) and his Conception of Synthesis in Historical Science ll Storia della Storiografia. 1983. № 3. P. 44-60; Topolski J. Podzial dohodu narodowego jako os syntezy historycznej (Koncepcja Jana Rutkowskiego) II Ekonomista. 1985. № 4-5. S. 791-806; Topolski J. Jan Rutkowski II Wybitni historycy Wielkopolscy. Poznan, 1989. S. 209-221 и др.

автор скрупулезно рассматривал различные концепции, сложившиеся в историографии и так или иначе затрагивавшие поднимаемые им вопросы.

Кроме научных исследований, важное значение имеют рецензии Е. Топольского на новинки методологической и историко-экономической литературы, от самых кратких аннотаций до обширных критических разборов, являющихся по существу статьями." Важность привлечения подобного рода работ для более глубокого понимания сути творчества любог представителя науки бесспорна, поскольку в критических отзывах ученого можно проследить его собственные концепции и подходы к рассматриваемой проблеме.

Ко второй выделенной мной группе источников относятся мемуары Ежи Топольского и его автобиография. Воспоминания Топольского «О моей научной деятельности» были написаны в конце восьмидесятых годов и опубликованы в журнале «Методологические исследования», издаваемые Познанским университетом.' Польский ученый кратко описал свой жизненный и творческий путь, с особой теплотой отзываясь о своих учителях и коллегах. Особое место в данной публикации заняло изложение Топольским теоретических и концептуальных основ своих работ.

При воссоздании научной биографии ученого большое значение имела рукопись, в которой он не только отметил основные направления собственного творчества, но и дал критическую характеристику своим главным исследованиям. Эту работу, как и многие другие, Е. Топольски в

В частности см.: Topolski J. Gospodarka polska a europejska w XVI-XVIII wieku. Poznari. 1977. S. 9-18, 71-74, 182-187; Topolski J. Narodziny kapitalizmu w Europie XIV-XV11 wieku. Warszawa, 1987. S. 9-22; Topolski J. Przelom gospodarczy w Polsce XV! wieku і jego nast^pstwa. Poznaii, 2000. S. 34-57, 82-89 и другие работы.

" Topolski J. Pochwata historii czyli о zawodzie historyka (na marginesie pracy M. Blocha «Pochwala historii czyli о zawodzie historyka»)// Kwartalnik Historyczny. R. 68. 1961. №2. S. 457-461: Topolski J. Problemy і inetody historii gospodarczej. Na marginesie ksiazki Witolda Kuli II Ekonomista. 1964. № 4. S. 824-835; Topolski J. Rec. na: Matowist M. Wschod aZachod Europy w Xlll-XVI wieku. Konfrontacja struktur spoteczno-gospodarczych. Warszawa, 1973 II Roczniki Dziejow Spotecznych і Gospodarczych. T. 37. 1976. S. 208-211; Topolski J. Rec. na: Olszewski H. Nauka historii w upadku. Studium о historiografii і ideologii historucznej w imperialistycznych Nemczech. Warszawa-Poznaii, 1982 II Studia Historica Slawo-Germanica. T. 12. 1984. S. 197-203 и другие.

' Topolski,J. O mej pracy naykowej II Studia Metodologiczne. Vol. 28. 1993. S. 3-16. 4 Topolski J. Autoreferat. R^kopis. Poznari, luty 1996. 6 s.

14 1998 г. передал профессору Казанского университета И.И. Шарифжанову, который любезно предоставил ее для моей работы.

И, наконец, третъею группу источников составили исторические источники. Основная часть использованных в диссертации документов затрагивает вопросы польской истории второй половины XX в., проблемы советско-польских отношений и представлена в форме выписок из дневников ведущих польских и советских политиков, донесений польских партийных деятелей, записей бесед советского руководства и представителей различных политических групп Польши, двухсторонних договоров и соглашений. Эти материалы были изданы в таких сборниках, как «Восточная Европа в документах российских архивов»,1 «Советский фактор в Восточной Европе»" и «Советский Союз - Народная Польша»."' Так же в работе нашли отражение документы о польско-украинских и российско-польских отношениях в середине XVII в.,4 польском национально-освободительном движении XIX в.5 и другие. Эти источники позволяют детально и последовательно проследить ход событий и основные этапы политической истории польского государства, к изучению которых обращался Е. Топольски.

В работе над диссертационным сочинением был привлечен и широкий круг научной литературы. В целом ряде работ в той или иной степени рассматриваются отдельные положения научных концепций Ежи Топольского, но как в отечественной, так и в зарубежной историографии отсутствуют исследования, которые бы охватывали творчество польского

Восточная Европа в документах российских архивов. 1944-1953. В 2 т. Т. I. 1944-1948 гг. M.-Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. 986 с; Восточная Европа в документах российских архивов. 1944-1953. В 2 т. Т. 2. 1949-1953 it. М.-Новосибирск: Сибирский хронограф. 1998. 1004 с.

Советский фактор в Восточной Европе. 1944-1953 гг. Документы. В 2 т. Т. 1. 1944-1948 гг. / Отв. ред. Т. В. Волокитина. М.: РОССПЭН, 1999. 687 с.

Советский Союз - Народная Польша. 1944-1974. Документы и материалы. М: Политиздат, 1974. 664 с.

іиооровский Л.В. Католики, православные, униаты. Проблемы религии в русско-польско-украинских отношениях конца 40-х - 80-х годов XVII в. Документы. Исследования. Ч. 1. Источники времени гетманства Б.М. Хмельницкого. М.: Памятники исторической мысли, 1998. 374 с. " Восстание 1863 года: Материалы и документы. Т. 1-25. Вроцлав-Москва, 1961-1986.

ученого в целом. Для характеристики историографии рассматриваемой темы можно выделить следующие основные группы работ.

Во-первых, это различные рецензии на труды Е. Топольского. Уже его первое серьезное исследование «Развитие латифундий гнезненского архиепископства», вышедшее в 1955 г., было замечено в научных кругах. Среди целого ряда отзывов, опубликованных в польских и зарубежных изданиях, следует выделить рецензию Л. Житковича, который высоко оценил труд Е. Топольского, назвав его «ценной работой». Последующие труды ученого по проблемам гнезненского архиепископства так же получили положительные оценки. Так, профессор Торуньского университета С. Хошовски, говоря о его книге «Сельское хозяйство во владениях гнезненского архиепископства...», подчеркивал, что эта работа «играет весьма важную роль» в изучении проблем развития фольварочно-барщинной системы в Польше."

Много откликов в печати появилось в связи с выходом в свет труда Е. Топольского «Методология истории». В рецензиях А.Ф. Грабского, Л. Новака, 3. Рогажиньского, М.Т. Серейского и других работа Е. Топольского получила достаточно высокую оценку. В них подчеркивались такие достоинства книги, как глубокое понимание польским ученым исследуемых им проблем, новизна использованных методов анализа, широкий научный кругозор автора. «Профессор Е. Топольски, - отмечал один из рецензентов, -выходит за рамки исторической науки, старается показать ее связь с общенаучной мыслью и ее место среди других областей знания»."5 Следует также отметить рецензию С. Пекарчика.4 Автор очень доброжелательно отозвался как о самой работе Е. Топольского, так и о его творчестве в целом.

Zytkowicz /.. Rec. па: Topolski J. Rozwuj latyfundium arcybiskupstwa gnieznieriskiego od XVI do XVIII wieku. Poznari, 1955 // Kwartalnik Historyczny. R. 63. 1956. № 1. S. 174.

" lioszcmski S. Przedmowa II Topolski J. Gospodarstwo wiejskie w dobrach arcybiskupstwa gnieznieriskiego. Poznari, 1958. S. VI.

' Sere/ski .1/.// Dwa dziefa jednego roku II Kwartalnik Historyczny. R. 77. 1970. № 4. S. 80.

4 Piekarczvk S Propozycje teorii (wokot «Metodologii historii» J. Topolskiego) II Przegl^d Historyczny. T. 61. 1970. № 1. S. 95-111.

16 Основное свое внимание он сосредоточил на анализе тезиса Е. Топольского о необходимости построения теоретической истории. Хотя Пекарчик и оговаривался, что по некоторым частным вопросам его мнение не совпадает с точкой зрения Е. Топольского, однако в целом он признавал возможность создания теоретической истории, указывая на перспективность исследований Е. Топольского.

Среди отечественных авторов необходимо отметить рецензии P.P. Юсупова' и Л.Е. Горизонтова.2 P.P. Юсупов довольно критично и вместе с тем взвешено анализировал работу Е. Топольского «История Польши с древнейших времен до 1990 г.», обращаясь к оценке научной проблематики польского историка. Он отмечал оригинальность использованной Е. Топольским методики, основательность и многоплановость изложения материала в работе. В рецензии Л.Е. Горизонтова давалась характеристика изучения Е. Топольским научного наследия своего учителя Яна Рутковского.

Кроме названных, в диссертации были использованы рецензии А. Вычаньского, Е. Лешкевича, А. Мончака, Т. Павелеца, С. Пекарчика, Т. Цегельского и других на основные труды Е. Топольского.

Во-вторых, в диссертации использовались работы, касающиеся творчества Ежи Топольского как в целом, так и по отдельным направлениям. Прежде всего здесь необходимо отметить два юбилейных сборника -«Между историей и теорией»3 и «Мир истории». Первый из них был посвящен шестидесятилетию профессора и включал статьи его коллег и учеников. Так, статья М. Дроздовского «От региональных исследований к

Юсупов P.P. Рец. на: Topolski J. Historia Polski od czasow najdawnejszych do 1990 roku. Warszawa, 1994 II Вопросы истории. 1996. №9. С. 169-171.

" Горизонтов Л.Е. Рец. на: Topolski J. О nowy model historii. Jan Rutkowski (1886-1949). Warszawa, 1986 II Вопросы истории. 1987. №6. С. 171-172.

' Miijdzy historia. a teoria.. Refleksie nad problematyk^dziejow і wiedzy historycznej I Pod red. M. Drozdowskiego. Warszawa-Poznan: PWN, 1988.

4 Swiat historii. Prace z metodologii historii і historii historiografii dedykowane Jerzemu Topolskiemu z okazji siedemdziesieciolecia urodzin I Pod red. W. Wrzoska. Poznari, 1998.

изучению национальной и всеобщей истории» представляла основные направления творчества Е. Топольского в области конкретно-исторических исследований и давала общую характеристику работам ученого; в статье А. Вычаньского «Облик экономической истории»" говорилось о вкладе Е. Топольского в изучение проблем экономической истории; Я. Поморски попытался дать оценку методологическим трудам польского ученого.1 Общий итог научной деятельности Е. Топольского подводится в коллективной статье М. Дроздовского, А. Вычаньского, Я. Поморского и А. Зыбертовича.4 Кроме того, в сборник вошли библиография трудов Е. Топольского за 1951 -1987 гг.5 и список диссертаций, подготовленных под его научным руководством.6 Сборник «Мир истории» был приурочен уже к семидесятилетию ученого и включал самостоятельные работы его коллег и учеников, «посвященные профессору Ежи Топольскому».7

Заметный вклад в изучение научного наследия Топольского внес его ученик А. Зыбертович. В книге «Между догмой и исследовательской программой» он уделил большое место исследованиям Е. Топольского в области теории и методологии, развивая свои взгляды, выраженные еще в юбилейном сборнике 1988 г. А. Зыбертович, в частности, отмечал своеобразное, новаторское понимание Топольским теоретического наследия К. Маркса, подчеркивал важность трактовки исторического материализма в

1 Drozdowski Д/. Od badaii regionalnych do syntez dziejow narodowych і historii powszechnej II Miedzy historic a teori^.

Refleksje nad problematyka, dziejow і wiedzy historycznej I Pod red. M. Drozdowskiego. Warszawa- Poznaii, 1988. S. 6-21.

1 Wyczanski A. Oblicza historii gospodarczej II Miedzy historic a teori^. Refleksje nad problematyka^ dziejow і wiedzy

historycznej I Pod red. M. Drozdowskiego. Warszawa - Poznaii, 1988. S. 21-28.

' Pomorski J. Metodologiczne «boje о historie» II Miejdzy historic a teoria.. Refleksie nad problematyk^ dziejow і wiedzy

historycznej I Pod red. M. Drozdowskiego. Warszawa-Poznari, 1988. S. 28-39.

4 Drozdowski M.. Wyczanski A.. PomorskiJ., Zyberlowicz A. Jerzy Topolski - For aNew Shape of the Historical Sciense II

Miedzy historic a teoria^. Refleksje nad problematyk^ dziejow і wiedzy historycznej I Pod red. M. Drozdowskiego. Warszawa

7 Poznaii, 1988. S. 50-66.

" Topolska M.D. Bibliografia prac profesora Jerzego Topolskiego za lata 1951-1987 II Miedzy historic a teori^. Refleksie nad

problematyka, dziejow і wiedzy historyczne. historycznej I Pod red. M. Drozdowskiego. Warszawa - Poznaii, 1988. S. 66-

134.

'' Malecki A. Prace doktorskie przygotowane pod kierownictwem naukowym profesora Jerzego Topolskiego II Miedzy historic

a teoria.. Refleksie nad problematyka_dziejow і wiedzy historyczne. historycznej I Pod red. M. Drozdowskiego. Warszawa -

Poznaii, 1988. S. 134-138.

Swiat historii. Prace z metodologii historii і historii historiografii dedykowane Jerzemu Topolskiemu z okazji siedemdziesieciolecia urodzin I Pod red. W. Wrzoska. Poznaii, 1998. S. 7.

Zyberlowicz A. Miedzy dogmatem a programem badawczym. Problemy stosowania materializmy historycznego we wspolczesnej historiografii polskiej. Warszawa-Poznaii, 1990. S. 66-79.

18
трудах Е. Топольского как «целостной теоретической модели исторического
^ процесса».

Оценке историко-экономических концепций Е. Топольского посвящена

статья А. Зыбертовича и Е. Залейко «Экономическая активность дворянства

как фактор, предопределивший зарождение капитализма», опубликованная в

1993 г. в сборнике по междисциплинарным исследованиям.~ Авторы

: выделили несколько этапов творчества польского ученого и представили

довольно детальный анализ его концепции экономического развития Европы

в XVI-XVIII вв. Как отмечали эти исследователи, теория Е. Топольского,

: I созданная еще в шестидесятые годы, не утратила своей актуальности и

Ь постоянно находит свое подтверждение в работах современных

исследователей.

і і

Необходимо также отметить обзорную статью И.В. Будцына и А.С.

; Макарычева «Новые работы Ежи Топольского», знакомившую читателей с

последними работами польского историка. Авторы касались некоторых

направлений научного творчества Е. Топольского, давали им взвешенную и

обоснованную характеристику. Особое внимание было уделено трактовке

польским ученым проблем языка историка, его интерпретации таких

} ключевых понятий, как «нация», «национальное сознание», «революция».

і К этой категории литературы можно отнести также работы А.Ф.

Ерабского и А. Барщевской-Крупы, Е. Доманьской, Е. Доминичека, А.

' Захорского, К. Куклиньской, Э. Лооне, Е. Матерницкого, Б.Е.

! Могильницкого, Н.И. Смоленского, В.А. Якубского и других, которые в той

: ф или иной мере обращались к рассмотрению творчества Е. Топольского.

і В-третьих, в диссертации, естественно, были привлечены памятные

статьи. Внезапная смерть Е. Топольского вызвала появление в печати целого

1 Ibid. S. 66.

" Zalujko С, Zyberiowic: A. Gospodarcza aktywnosc szlachty jako czynnik przesadzajacy о narodzinach kapitalizmu:
л prezentacja і analiza koncepcji Jerzego Topolskiego II Interdyscyplinarne studia nad geneza,kapitalizmu. T. 2.1 Pod red. A.

W Czamoty, A. Zybertowicza. Toruri, 1993. S. 69-83.

' БуОцыи П.В.. Макарычев Л.С. Новые работы Ежи Топольского//Вопросы истории. 1991. № 12. С. 229-23 I.

19 ряда официальных некрологов. Самым содержательным из них, возможно, стал некролог «Ежи Топольски. Ученый и товарищ (1928-1998)», написанный Л. Третьяковским.1 Автор представлял Е. Топольского не только в качестве выдающегося исследователя, но и чуткого, душевного и отзывчивого человека. Некролог содержал личные воспоминания Л. Третьяковского, приводил целый ряд фотографий из личного архива автора и семьи Топольских. Можно отметить также некрологи, написанные В. Вжосеком, А. Вычаньским, Е. Матерницким, Л.М. Нияковским и другими, отдававшими дань уважения выдающемуся польскому исследователю.

В-четвертых, в диссертации использовалась научная литература по тем проблемам, которые изучались Е. Топольским на протяжении всей жизни. Был привлечен большой массив отечественной и зарубежной литературы, включая труды М.А. Барга, Т.В. Волокитиной, А. Вычаньского, Я.Я. Гришина, Е. Матерницкого, Б.Г. Могильницкого, Б.В. Носова, В. Русиньского, С.Д. Сказкина, А.Н. Чистозвонова, В.А. Якубского и других, позволившие дать объективную оценку вклада Е. Топольского в развитие исторического знания.

В-пятых, в диссертации использовались отечественные и зарубежные работы по теории и методологии истории и историографии. В частности, особое внимание было уделено трудам таких ведущих отечественных и польских специалистов, как М.А. Барг, В. Вжосек, А.Ф. Грабски, Е. Доманьска, Е. Матерницки, О.М. Медушевская, Б.Г. Могильницкий, Л.П. Репина, Н.И. Смоленский, И.И. Шарифжанов и другие.

Целью данного диссертационного исследования является всестороннее раскрытие научного наследия Ежи Топольского в контексте общего развития польской и европейской исторической науки, объективная оценка его

1 Trzeciahnvski L Jerzy Topolski. Uczony і przyjaciel (1928-1998) II Kronika Miasta Poznania. 1999. № 1. S. 401-414.

20 основных концептуальных положений и его вклада в развитие исторического знания в XX в.

Для достижения поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

прослеживаются основные этапы жизненного пути Е. Топольского и его научного творчества;

раскрываются философские и теоретико-методологические позиции ученого; '

дается анализ его важнейших конкретно-исторических исследований, его достижений в различных областях экономической, социальной и политической истории;

всесторонне исследуется вклад ученого в развитие современной научной историографии.

Хронологические рамки диссертации определяются спецификой данного исследования, посвященного изучению творчества отдельной личности. Они охватывают период с 30-х годов XX в. до 1998 г. и связаны с годами жизни и творчества Е. Топольского.

Методологической основой диссертационного исследования выступают теоретические принципы познания истории, сложившиеся в современной науке. Это принцип историзма, требующий рассмотрения любого исторического явления в его индивидуальности и развитии; принцип объективности и принцип целостности, ведущий к изучению каждого явления в системе взаимозависимых элементов и причин, детерминирующих их.

Основными методами, использованными в диссертации, являются следующие: сравнительно-исторический (при анализе становления и развития теоретико-методологических позиций Е. Топольского); историко-

биографический; метод исторической реконструкции (при раскрытии творческого пути и научных концепций польского историка).

В диссертации также использовались общенаучные методы (анализа и синтеза, логико-дедуктивный метод и метод классификации).

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в отечественной, и зарубежной историографии проведено комплексное исследование жизни и творчества Ежи Топольского - одного из ведущих предс7авителей польской исторической науки второй половины XX века. Рассмотрены основные этапы его научной биографии, дана оценка его исторической концепции и его места в современной польской и европейской историографии.

В научный оборот введены как опубликованные, так и неопубликованные труды Е. Топольского методологического, конкретно-исторического и историографического характера, ранее не использовавшиеся в отечественной науке.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее научные результаты могут быть использованы при создании общих и специальных курсов по польской истории и историографии, обобщающих трудов по истории зарубежной исторической науки нового и новейшего времени, в лекционной работе. Кроме того, материалы диссертации могут помочь в разработке специальных курсов по теории и методологии исторической науки, а также спецкурсов по истории Польши и Европы в новое и новейшее время.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в пяти статьях автора, опубликованных в различных научных изданиях. Они были представлены в докладах на научной конференции, посвященной шестидесятилетию исторического факультета Казанского государственного университета «Историческая наука в

22 Казанском университете» (1999) и IV Республиканской конференции молодых ученых и специалистов (2001). Автор также выступал с докладами по теме диссертации на итоговых научных конференциях Казанского университета.

Структура диссертации определяется поставленными целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Творческий путь ученого

Ежи Топольски родился 20 сентября 1928 г. в Познани в семье Владислава Топольского и Галины Петшиньской. Его отец был учителем в селе Стрыжево-Пачкове, в 1935 г. семья переехала в Гнезно, где отец вскоре стал активным деятелем Союза польского учительства. Мать по образованию также была учительницей. Атмосфера в семье, обширная библиотека способствовали интеллектуальному развитию Е. Топольского уже в ранние годы. Вот что он сам вспоминал о том времени: «Отец и мать... были всесторонне образованными и многим интересовались. Это позволило мне в первые мои сознательные годы пользоваться богатой отцовской библиотекой, я заинтересовался книгами и получил тягу к знаниям и наукам... Мать уже с ранних лет учила меня французскому языку, а отец немецкому. Позже, во время войны, отец, все потеряв, в том числе и библиотеку, все же сумел создать мне условия для самообразования, что позволило мне в дальнейшем встать на научную стезю».1

К началу второй мировой войны Е. Топольски закончил лишь пять классов начальной школы. После оккупации Польши фашистской Германией семья Топольских разделила судьбу многих тысяч поляков. В октябре 1939 г. после месячного пребывания во временном лагере вся семья была выселена в генерал-губернаторство и остановилась в небольшом городке Перткув-Трыбунальски. В ближайшем селе Коло отец будущего историка стал работать учителем." После окончания начальной школы Е. Топольски продолжил обучение в торговом училище в Перткуве-Трыбунальском, единственном типе средней школы, который был доступен для поляков. Окончание этого двухлетнего учебного заведения совпало с освобождением Польши.

Благодаря великолепному домашнему образованию Топольски после возвращения в Гнезно весной 1945 г. сдал экзамены на аттестат зрелости в местном лицее им. Болеслава Храброго. В 1946/47 академическом году Топольски поступил на экономико-правовой факультет Познанского университета, который окончил в июне 1950 года. В этот период, как признавался будущий ученый, историческая проблематика не слишком привлекала его: «Книги, которые более всего воодушевляли тогда мое мышление, были разного характера, более же всего в молодые годы меня привлекала физика, математика и география - это были первые предметы моего чтения и моя первая страсть... От всего прочитанного, от появившегося у меня еще в детстве интереса к проблемам кооперации и экономической тематике в целом у меня родилось желание изучать политэкономию, право и социологию... История же была для меня делом второстепенным».1 Однако постепенно история стала вызывать у него все больший интерес, в первую очередь «в связи с экономикой (как экономическая история), социологией (как социальная история) и философией (как теория и методология истории)»."

В мировоззренческом плане взгляды Е. Топольского в этот период были близки к социалистической и левой идеологии в целом. Стремясь не просто разделять близкие ему идеи, а активно участвовать в политической жизни страны, он вступил в Союз независимой социалистической молодежи, а в дальнейшем и в Польскую социалистическую партию, откуда в конце 1948 г. автоматически вошел в Польскую объединенную рабочую партию (ПОРП). «Это было время, - писал Е. Топольски, - когда я интенсивно знакомился с марксизмом, с «Капиталом» Маркса и с «Развитием капитализма в России» Ленина. Я видел... широкие возможности для исследователя, открывавшиеся целостной концепцией исторического материализма». Следует подчеркнуть, что позиция ученого не была данью своего времени: он оставался членом ПОРП до ее самороспуска в 1990 г. и никогда не отказывался от своих левых политических взглядов.

В формировании научных интересов Е. Топольского важнейшую роль сыграл его учитель Ян Рутковски (1886-1949), сумевший передать начинающему историку точность мыслей и стремление к теоретическому обоснованию своих работ. Участие в семинарах Рутковского научило Топольского приемам научной работы и критицизму, который, по его мнению, должен быть для историка «главным девизом - не верить ничему заранее, особенно мемуарам и официальным источникам».3 В дальнейшем Е. Топольски развил эти мысли в своих трудах по теории исторических источников, в особенности же - в работах, посвященных проблеме адресованных и анонимных источников.

В течение короткого времени (до скоропостижной смерти весной 1949 г.) Рутковски смог вселить в молодого ученого убежденность в необходимости теоретических разработок как основы исторических исследований. Следует сказать, что позднее Е. Топольски посвятил несколько лет работе по подготовке обширной биографии Рутковского и осмыслению его научного наследия.

В первые послевоенные годц Рутковски намеревался начать подробное изучение формирования и функционирования различных типов феодальной собственности в период, предшествовавший разделам Речи Посполитой. Темы из этой области он предложил своим ученикам для докторских работ. Е. Топольски оказался в это время среди тех, кто занимался историей церковной собственности. Развитие и внутренняя организация владений гнезненского архиепископства, а так же положение и классовая борьба гнезненского крестьянства стали темами его докторской диссертации.

Работая старшим ассистентом на кафедре всеобщей истории государства и права, Топольски, следуя советам своего учителя, сумел за короткое время собрать интересующие его материалы в архиве архиепископства в Гнезне и закончить подготовку докторской работы к апрелю 1951 года. К сожалению, Я. Рутковски не дожил до присвоения докторских степеней своим ученикам, поэтому Е. Топольски заканчивал работу под руководством профессора Станислава Хошовского в университете им. Николая Коперника в Торуне, где и состоялась защита его диссертации. В дальнейшем, вспоминая об этом периоде, Топольски с благодарностью писал: «Профессору Хошовскому я обязан своим укреплением в критицизме, интересом к статистическим методам, занятиями историей рынков, цен и торговли».2

В последующие годы Е. Топольски продолжил изучение латифундий гнезненского архиепископства. Эти исследования выходили далеко за рамки традиционного понимания региональной истории и монографических разработок. Изучение разбросанных в нескольких провинциях Речи Посполитой архиепископских владений, а также те материалы, которые были собраны им в архиепископском архиве, давали редкую возможность для своеобразного и динамичного изучения организационных форм церковной собственности, положения сельского населения в XVI-XVIII вв. и форм его социальной борьбы.

Научные контактц с Я. Рутковским, исследования в области социологии и сотрудничество с Анджеем Малевским еще в пятидесятые годы дали импульс для начала Е. Топольским собственных методологических и историософских исследований. А. Малевски, как и Е. Топольски, обучался на экономико-правовом и философском факультетах, где основное внимание он уделял изучению социологии. Топольски вспоминал, что благодаря «нашим дискуссиям и совместному чтению литературы, в которой большое место занимали работы, связанные с пост-позитивистской англосаксонской философией, а также из атмосферы переломного 1956 года появились наши первые исследования по методологии истории, написанные в 1.957-58 гг. и опубликованные в 1960 году». Вышедшие из печати «Исследования по методологии истории»" стали одной из первых методологических работ Е. Топольского.

Теория исторического материализма в трудах Е. Топольского

Исторический материализм стал значительным достижением науки об обществе XIX столетия, мощно обогатившим историческое знание и развернувшим горизонты исследования социально-экономической истории. Впервые была представлена попытка понять исторический процесс в его целостности и единстве всех сторон развития.

К. Маркс и Ф. Энгельс в своих работах соединили диалектику с материализмом. В области социологии это привело к материалистическому пониманию истории, которое стало результатом длительного развития мировой философско-исторической мысли. Это, пожалуй, одна из немногих концепций философии истории, которая обладает таким разработанным категориальным аппаратом. Можно спорить о том, насколько убедительны, ясны и верны отдельные положения исторического материализма, но несомненен тот существенный вклад, который был внесен марксизмом в развитие общественной мысли.1

Уже в двадцатые годы прошлого столетия марксизм в нашей стране стал официальной государственной идеологией, а затем - государственной идеологией и для целого ряда других стран. Став таковой, марксизм был не только абсолютизирован как единственная научная теория с одной стороны, но и предельно догматизирован и примитизирован, - с другой."

Превратившись в господствующую идеологию и в средство оправдания существовавших порядков, марксизм переродился из стройной системы научных взглядов в набор штампованных фраз, используемых в качестве заклинаний и лозунгов. Настоящий марксизм был заменен видимостью марксизма - «псевдомарксизмом». Это затронуло все составные части марксизма, не исключая и материалистическое понимание истории. Произошло то, от чего предостерегал Ф. Энгельс. «Материалистический метод, - писал он, -превращается в свою противоположность, когда им пользуются не как руководящей нитью при историческом исследовании, а как готовым шаблоном, по которому кроят и перекраивают исторические факты».

При этом не только превращались в мертвые схемы действительные положения материалистического понимания истории, но и выдавались за непреложные истины такие тезисы, которые никак не вытекали из исторического материализма.

Говоря о развитии послевоенной польской исторической науки, необходимо отметить, что к числу важнейших относится, несомненно, проблема места в ней марксизма или, говоря иначе, проблема соотношения последнего с историографией. Именно в Польше очень отчетливо проявился двойственный статус самого марксизма: с одной стороны, марксизм как идеология, а с другой, - как теория истории, то есть как материалистическое понимание истории.

В анализе послевоенногоs развития польской историографии следует указать на ее специфику, имеющую особое значение для поиска ответа на вопрос о функциях марксизма в польской историографии послевоенного времени. В отличии от Советского Союза и большинства стран «народной демократии», в Польше историография, обращавшаяся к марксизму, кроме кратковременного периода так называемого «классического сталинизма» (который продолжался с конца сороковых годов до 1956 г.), не получила статуса «единственно правильной».1 В Польше не было поклонения марксизму как чему-то священному и незыблемому.

После оттепели 1956 г. в польской историографии произошли очень глубокие перемены. Марксизм, хотя он по-прежнему пользовался сильной поддержкой властей, стал лишь «одной из нескольких теоретических конструкций, действовавших в польской историографии»." Польские историки еще до 1956 г. начали отказываться от одностороннего использования только лишь марксизма и стали стремиться к поискам новых научных проблем, в значительной степени вдохновленные критическим отношением к прежним ограничениям, а так же влиянием новых европейских школ в историографии. Вообще, после 1956 г. можно говорить о методологическом и теоретическом плюрализме в исторической науке в Польше. Хотя, повторим еще раз, марксизм, воспринимавшийся как теория и методология, а не как некая религия, все еще оставался одним из основных источников творческого вдохновения для исследователей.

Именно исторический материализм, своеобразно понимаемый Ежи Топольским, стал одним из основных источников его неординарного методологического мышления. Восприняв теорию Маркса, Топольски увидел в ней не только те ЖЄСЇКИЄ догматические положения, которые возобладали со временем; тогда еще молодой ученый стал использовать и те новые исследовательские возможности, которые открывал исторический материализм перед историками.

Марксистская историческая концепция воспринималась польским исследователем как научная теория синтетического, целостного понимания прошлого. Исторический материализм стал для него тем учением, исходя из которого он творчески и своеобразно подходил к решению методологических и историософских проблем, внося в исходную теорию свои оригинальные интерпретации." Как подчеркивал сам Е. Топольски, исторический материализм являлся для него «философской действительностью, после активной интерпретации которой он (исторический материализм - В.Т.) мог стать одним из источников рефлексии в понимании прошлого и настоящего». При этом отнюдь не догматический марксизм определял и направлял научные интересы польского ученого, не вульгарный марксизм, возобладавший в СССР и других социалистических странах, оказывал влияние на формирование его взглядов в методологии и философии истории.

Проблемы социально-экономической истории Польши и Европы

Главным направлением исследований Ежи Топольского стала разработка вопросов экономической или, точнее, социально-экономической истории. Он занялся ею с начала 50-х годов, то есть с того времени, когда о нем можно говорить как о состоявшемся ученом. Экономическая история понималась им широко, с включением в нее социальных элементов для анализа и объяснения прошлого. Всего в интересующей нас области из-под пера польского ученого вышло более сотни серьезных работ.

Творчество Е. Топольского в области историко-экономических исследований можно разделить на два этапа. Эти этапы составляют несомненную логическую целостность. Их скорее можно назвать двумя тенденциями, неоднократно переплетающимися между собой.

Первый этап научного творчества историка был тесно связан с деятельностью его учителя Яна Рутковского (1886-1949). Он стал своеобразным продолжением и развитием научных концепций Я. Рутковского. Именно под влиянием своего наставника, его теоретических и конкретно-исторических работ у Е. Топольского возник интерес к историко-экономической тематике и были созданы его первые научные работы. Они затрагивали вопросы аграрной истории и опирлись на богатый материал гнезненского архиепископства. По собственному признанию польского ученого, именно Я.Рутковский направил его научный интерес «в русло аграрной истории нового времени и истории материальной культуры»." Однако работы Е. Топольского в этот период - не повторение схем, созданных Я. Рутковским, а последовательное развитие его концепций и определенная переоценка его теории.

В первые послевоенные годы Я. Рутковски намеревался начать подробное изучение формирования и функционирования различных типов феодальной собственности в период до разделов Речи Посполитой. Темы из этой области он предложил своим ученикам для докторских работ. Е. Топольски оказался в это время среди исследователей, занимающихся историей церковной собственности. Внутренняя организация и развитие владений гнезненского архиепископства, а также положение крестьян стали темами его первых научных публикаций.

Е. Топольски полностью воспринял созданную своим учителем общую концепцию изучения распределения доходов в феодальном обществе. Он смог пойти дальше. Историк расширил свой исследовательский аппарат двумя основными элементами, почерпнутыми из концепции К. Маркса. Ими стали детальное изучение технологии сельскохозяйственного производства, а также подробный анализ производственных отношений. В частности Е. Топольски обратился к рассмотрению различных аспектов проявления классовой борьбы крестьянства, которую польский историк понимал достаточно широко (что отмечается и польскими исследователями ). Е. Топольски углубил методику Я. Рутковского по изучению истории польской деревни, стремясь не только описывать явления и рассматривать их качественные изменения, но и учитывать человеческий фактор в истории (в частности - ту же классовую борьбу), а также элементы технологического развития (характеристика орудий труда и трудовых навыков). Е. Топольски, не отвергая общего исследовательского направления своего учителя, пошел дальше по этому пути, существенно обогатив его и подойдя к нему как к части общеисторического процесса.

К числу наиболее ранних работ Е. Топольского относятся его исследования, касающиеся столь важного для развития аграрной истории вопроса, как изучение земледельческих знаний. В работах «О сельскохозяйственной литературе и практике в Польше на рубеже XVII вв.»" и «Орудия обработки земли в Польше в период господства фольварочно-барщинной системы»"1 автор анализировал тексты источников, а также рассматривал способы обработки земли и применение сельскохозяйственных орудий труда. Стоит подчеркнуть, что такой подход отличался от предшествовавшего изучения земледельческой техники, проводимого этнографами и историками. Подход Е. Топольского был более динамичным и интегрированным, так как здесь рассматривалась динамика изменений, а также изучались общественно-производственные отношения в пределах деревни. К анализу самих сельскохозяйственных орудий Е. Топольски обращался неоднократно. Так, им была написана статья, в которой он сравнивал технику и производственные отношения во Франции и в Польше нового времени.1

К исследованиям по технологии производства можно отнести работы Е. Топольского по развитию рыбного хозяйства в латифундиях гнезненского архиепископства в XVI-XVIII веках."1 В сферу его интересов попали такие изменения в данной отрасли экономики, как технология строительства и использования водоемов, методы рыбного производства и, наконец, сбыт выращенной рыбы и поступавшие от этого доходы. Это небольшое исследование сыграло весьма существенную роль, поскольку до этого «определенных результатов по данной теме достигло лишь изучение рыболовства, развернутое в Силезии и пример Топольского поощрял дальнейшие исследования на эту тему». Наряду с технологией производства, польский историк в отдельных своих работах обращался к вопросам классовой борьбы в деревне. В большинстве случаев его исследования на эту тему касались отношений в пределах латифундий гнезненского архиепископства, преимущественно в XVIII веке.

Основные направления развития мировой исторической науки в оценках Е. Топольского

Среди историков ведутся споры о том, с какого времени можно говорить о возникновении действительно научной историографии. Одни видят ее начало в XVII в., когда стала развиваться критика исторических источников, закладывались основы вспомогательных исторических дисциплин.1 Другие исследователи более склонны видеть это начало в трудах Вольтера (1694-1778), понимавшего историю в соответствии с философией Просвещения как естественный результат деятельности всего общества, а не как описание войн и деяний отдельных королей, обусловленных влиянием сверхъестественных сил. Третьи придерживаются мнения, что научная историография сложилась лишь в XIX в. одновременно с дальнейшим, значительно более глубоким, нежели до этого, развитием критики источников и обособлением профессии историка, с возникновением исторических журналов, кафедр и семинаров. Наконец, довольно велико число авторов, полагающих, что история как научная дисциплина стала зарождаться лишь в XX в. Они связывают это с увеличением интереса к реконструкции исторических процессов (а не единичных событий) и целостному пониманию прошлого, с интенсивным обновлением методологического арсенала исторической науки и активным использованием квантитативных методов."

Эти дискуссии отражают не только различия в подходах к способам проведения исторических исследований, но и все возрастающие требования, предъявляемые к ним. Мы постоянно наблюдаем перемещение границ между «научной» и «традиционной» историей и связанное с этим появление очередных программ развития «новой» истории.

По мнению Е. Топольского, особое значение для развития историографии имел XIX в., связано это было с формированием в Европе и Северной Америке современных наций. Историческое знание, пусть даже наполненное различными мифами и небылицами, становилось необходимым элементом национального сознания. В нем искали славные страницы прошлого, героические подвиги и доказательства особой миссии собственного народа.

О XIX в. часто говорят как о веке истории или как о периоде, когда исторические исследования не только динамично развивались, но и увеличивалось значение исторического знания, рос престиж исторической науки. «Именно история, - писал в 1823 г. О. Тьерри, - наложит свой отпечаток на XIX век... она даст ему имя, как философия дала свое имя XVIII веку».

Нельзя не признать существенной роли XIX в. в развитии европейской историографии, поскольку в это время возрос интерес к архивным источникам, появилась целая серия учебных пособий, создавались исторические общества, журналы, музеи. Символическое значение имело открытие в 1821 г. в Париже специальной «Школы хартий», специализировавшейся на подготовке архивистов и критике исторических документов. Говоря о развитии европейской историографии XIX в., польский ученый отмечал, что именно в этот период сложился комплекс стандартных (то есть общепринятых всеми учеными) исследовательских принципов исторической науки, основными из которых, по его мнению, стали принципы критицизма и объективизма."

Е. Топольски писал, что принцип критицизма проявлялся в требовании основывать исторические исследования на данных источников, информирующих о событиях прошлого, причем когда вырабатывался этот принцип, безусловное предпочтение отдавалось письменным источникам. Использование источников, как указывал исследователь, неизбежно вело к выработке критического подхода и к привлечению методов вспомогательных исторических дисциплин, особенно филологического анализа текста/ Со временем, по мере расширения предмета исторических исследований и использованием новых типов источников, происходило и совершенствование принципа критицизма.

Но хотя критицизм и объективизм (в их постепенно развивающихся версиях) вошли в комплекс общепринятых принципов исторических исследований лишь в XIX в., формироваться они стали гораздо раньше. В этой связи Е. Топольски отмечал развитие критического анализа документов (дипломатики), связанное с деятельностью Ж. Мабильона (1639-1707) и Ж. Болланда (1596-1665), публикацию многочисленных документов, начавшуюся еще в XVII в., что способствовало введению в научный оборот многих исторических источников.1 В том же XVII в. в Европе сложилось представление об ученом (а следовательно, и об историке), задачей которого было не служение правителю, церкви или государству, а стремление к истине. Параллельно с этими процессами и складывались принципы критицизма и объективизма в историческом исследовании.

XVIII в., в котором еще доминировала некритическая историография, дал много работ, в которых были сформулированы отдельные требования к проведению исторических исследований." К ним Е. Топольски относил целый ряд положений. В первую очередь здесь он имел в виду развивавшееся в историографии Просвещения стремление к созданию комплексных работ, внутренне объединенных определенной философской концепцией, попытки проведения масштабных исследований. Также польский ученый причислял сюда поиск закономерностей в истории (что было диаметрально противоположно господствовавшей до этого идее провиденциализма) и желание расширить предмет исторических исследований, изучение не только политической, но и экономической, общественной истории, истории культуры. В целом же, указывал Е. Топольски, основной в историографии Просвещения была идея прогресса - убежденность, что в истории происходит переход ко все более совершенным этапам, на которых реализуются основные права человека (счастье, свобода, демократия и так далее).

В европейской историографии первой половины XIX в., по мнению Е. Топольского, сложилась особая модель, основывавшаяся на комплексе общепризнанных принципов, которую исследователь назвал фактографической (идеографической) моделью историографии.

Говоря о фактографической модели, польский историк имел в виду то направление в историографии, которое в первую очередь «направлено на описание единичных фактов, на их наиболее точную и подробную реконструкцию и при этом не претендующее на теоретическое обобщение». Приверженцы данной модели руководствовались убеждением, что чем больше будет описано исторических фактов, тем более точное и полное знание о прошлом мы получим. На ранних этапах развития исторической науки такое стремление было безусловно позитивным: оно обучало источниковому анализу, критике документов, вырабатывало методы создания исторического нарратива. Большая часть историков XIX в., как полагал польский ученый, именно в описании и видела главную цель исторического исследования."