Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Георгий Бакалов как историк Грачева Любовь Евгеньевна

Георгий Бакалов как историк
<
Георгий Бакалов как историк Георгий Бакалов как историк Георгий Бакалов как историк Георгий Бакалов как историк Георгий Бакалов как историк Георгий Бакалов как историк Георгий Бакалов как историк
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Грачева Любовь Евгеньевна. Георгий Бакалов как историк : ил РГБ ОД 61:85-7/632

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Собственно-политическая деятельность Георгия Бакалова

I. Участие Г.Бакалова в болгарском социалистическом движении (1889-1925 гг.) . 19

2. Шучно-публицистическая деятельность Г.Бакалова в СССР (1925-1932 гг.) 38

3. Г.Бакалов пропагандист идей марксизма-ленинизма в Болгарии (1932-1939 гг.) . 48

Глава II. Проблемы истории револквдонного движения болгарии в трудах Г.Бакалова

I. Этапы формирования Г.Бакалова как историка-марксиста 74

2. Вопросы болгарского национально-революционного движения в эпоху возрождения в трудах Г.Бакалова 90

3. Освещение Г.Бакаловым истории рабочего движения в Болгарии

4. Бакалов о болгаро-русских революционных связях 129

Заключение 175

Список источников и литературы

Введение к работе

В условиях обострения идеологической борьбы на современном, этапе развитию исторической науки как одной из главных общественных дисциплин уделяется пристальное внимание. Для того, чтобы успешно решать задачи, стоящие перед исторической наукой, специалисты должны хорошо знать ее историю.

Темой настоящего исследования является изучение деятельности видного болгарского общественного деятеля и ученого Георгия Бакалова (1873-1939 гг,) в области истории. Разработка данной темы имеет принципиальное значение, поскольку в последнее время историографический аспект выдвигается в число основных при изучении комплексных проблем славяноведения. Важность и научная актуальность темы определяется тем, что она исследует истоки формирования марксистского направления в болгарской исторической науке, так как Г.Бакалов был одним из основоположников этого направления, благодаря его трудам многие проблемы национальной истории получили подлинно научное освещение.

Марксистское направление в болгарской историографии утверждало себя в острой борьбе с буржуазными историками, пытавшимися исказить факты, фальсифицировать историю. Исторические труды Г.Бакалова стали образцом борьбы с фальсификаторами. Овладение Г.Бакаловым ленинским учением и применение его к истории Болгарии позволило ему совершить переворот в изучении проблем болгарского национального возрождения.

Огромная заслуга принадлежит Г.Бакалову и в разработке вопроса о болгаро-русских революционных связях.

Творчество и научная деятельность Г.Бакалова тесно связаны с нашей страной. Он был одним из наиболее активных переводчиков и пропагандистов русской и советской литературы в Болгарии. Большой интерес проявлял ГіБакалов и к русской истории. Его интересе-

вали проблемы революционно-демократического движения в России, распространение в ней марксизма и развития революционного рабочего движения, привлекал вопрос о влиянии русского революционного движения на другие страны и в первую очередь на Болгарию.

Цель и задачи исследования.

Целью настоящей работы является выяснение целостной концепции Г.БакалоЕа в области истории болгарского революционного движения. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

1. Проследить идейное развитие Г.Бакалова, его политические
взгляды и теоретические позиции, из которых он исходил при изло
жении своих исторических концепций, показать путь творческого ов
ладения им марксизмом-ленинизмом и значение в атом процессе пери
ода пребывания его в СССР.

2. Раскрыть исследовательскую "лабораторию" Г.Бакалова.
Определить значимость тем, которые он разрабатывал, широту

их постановки, новаторские черты.

  1. Существенную задачу автор видит также в выяснении научной ценности исследований Г.Бакалова в области истории для современной исторической науки.

  2. Творчество автора связано с его жизнью, со всей его личностью. Поэтому проблемы биографии Г.Бакалова стояли перед нами как важная исследовательская задача.

Деятельность и творчество ученого рассматриваются в хронологической последовательности с тем, чтобы раскрыть индивидуальную и историческую логику их развития.

Методологическая основа диссертации.

Методологической и идейно-теоретической основой диссертации являются труды классиков марксизма-ленинизма. В работах К.Маркса и Ф.Энгельса "Нищета философии", "Манифест Коммунистической партии", "Немецкая идеология", " К критике политической экономии",

"Развитие социализма от утопии к науке", "Ответ господину Паулю Эрнсту" и других содержатся теоретические выводы и методологические принципы и обобщения, раскрывающие научную теорию общественного развития и вооружающие методикой конкретного исторического исследования. Важными для изучения интересующих нас проблем явились работы Ф.Энгельса, в которых дан анализ социально-экономических процессов, происходивших на Балканах и в России со второй половины XIX в., определен характер национально-освободительного движения южных славян?'

Огромное значение для изучения проблемы имеют ленинские произведения. Они являются своеобразным источником и критерием для оценки исторических трудов Г.Бакалова. Крайне ценны для нашего исследования работы В.И.Ленина, в которых изложено его учение о революционной демократии, вскрыты причины возникновения революционно-демократического движения в России во второй половине XIX в., проанализированы социально-политические и философские взгляды Ы.Г.Чернышевского, А.И.Герцена ж других идеологов революционеров-демократов, дана характеристика революционного народничества.'

Большую ценность для нас представляют ленинские работы,в которых дана характеристика оппортунизма и оценка деятельности П Интернационала, раскрыта оппортунистическая позиция лидеров П Интернационала по принципиально важным для пролетариата вопросам стратегии и тактики международного социалистического движения?' Эти работы позволили дать правильную оценку действиям Г.Бакалова после его выхода из партии "тесняков" в 1905 году.

Особое значение имеют работы В.И.Ленина о Г.В.Плеханове;'где дается оценка его идейно-политическим взглядам. Высоко ценя заслуги Г.В.Плеханова в распространении и популяризации марксизма, указывая, что "...нельзя стать сознательным, настоящим коммунис-

.. 6 -

том без того, чтобы изучать - именно изучать - все, написанное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма",' В.И.л*енин в то же время призывал критически подходить к плехановскому наследию, учитывать, что меньшевистские взгляды Г.В.Плеханова отразились на его произведениях, особенно, появившихся после 1903 г. Работы В.И.Ленина помогают разобраться в истоках идейных заблуждений и ошибок Г.Бакалова, поскольку он был одним из наиболее верных последователей Г.Б.Плеханова, Влияние идей Г.В.Плеханова нашло отражение как в его общественно-политической, так и в научной деятельности.

Для исследования темы были изучены произведения Г.В.Плеханова, в которых разработаны методологические принципы исторического познания: "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" , "0 материалистическом понимании истории", "К вопросу о роли личности в истории" и др. Эти работы оказали огромное влияние на формирование историко-методологических взглядов Г.Бакалова как историка.

Особый интерес для нашего исследования представляют работы Г.В.Плеханова "Н.Г.Чернышевский", "История русской общественной мысли", в которых, применяя принципы исторического материализма к анализу русской истории, он охарактеризовал социально-экономические, философские и эстетические взгляды В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, начал разработку иотории общественной мысли в Роосии с древнейших времен. Чрезвычайно интересна для нас и статья Г.В.Плеханова о революционном народничестве, написанная им в качестве послесловия к книге А.Туна "Истории революционных движений в России" (Женева, 1903). Воздействие этих работ на Г.Бакалова было настолько велико, что влияние их можно непосредственно проследить в его оценках идеологии лидеров болгарского возрождения.

В диссертации использованы также произведения деятелей Болгарской коммунистической партии - Д.Благоева и Г.Димитрова. Очень важны работы Д.Бдагоева, где наиболее полно отражена его концепция по истории национального возрождения,' дан анализ классовых отношений, характера и причин национально-революционной борьбы в эпоху возрождения, охарактеризована идеология лидеров болгарского национального возрождения. Эти работы показывают, что Г.Бака-лов придерживался в своих исследованиях благоевской концепции, и позволяют выяснить также, что нового в разработку проблем истории национального возрождения внес своими исследованиями Г.Бакалов.

Обзор литературы.

Общественно-политическая и научная деятельность Г.Бакалова привлекает внимание болгарских и советских ученых. Но несмотря на довольно значительное число работ о Г.Бакалове, специальных исследований о деятельности его как историка мало. Встречаются краткие отзывы о работах Г.Бакалова в трудах по истории болгарского возрождения и русско-болгарских революционных и культурных связей, в историографических обзорах. Хотя подавляющая часть историков отмечает большие заслуги Г.Бакалова в изучении указанных проблем, до сих пор существует мнение, что историческое творчество Г.Бакалова не имело исследовательского характера, а влияние на развитие современной ему исторической литературы он оказал идейным и классовым осмыслением достижений науки в вопросах идеологии болгарских революционеров-демократов,своей активной борьбой против буржуазных фальсификаторов по вопросам революционного прошлого болгарского народа;' Анализ исторических трудов Г.Бакалова свидетельствует о том, что подобную оценку нельзя распространить на все исторические сочинения Г.Бакалова.

Несколько статей, посвященных роли Г.Бакалова в развитии марксистско-ленинской историографии в Болгарии опубликовал бол-

гарский историк Ж.Натант' Обстоятельно проанализировав исторические сочинения Г.Бакалова, Ж.Натан пришел к выводу, что его трупы по истории рабочего и социалистического движения в Болгарии и влиянии русского революционного движения на него актуальны до сих пор. По мнению Ж.Натана, особые заслуги принадлежат Г.Бакалову в исследовании эпохи возрождения в Болгарии, жизни и деятельности лидеров национально-революционного движения в этот период.

Ряд важных наблюдений и выводов о роли Г.Бакалова в развитии марксистско-ленинской концепции болгарского возрождения сделаны советским историком А.С.Бейлиеом;' Рассматривая сочинения Г.Бакалова по истории национального возрождения в хронологической последовательности, А.С.Бейлис показал, как по мере овладения Г.Ба-каловым марксистско-ленинской теорией, марксистским методом исследования, развивалась и его концепция истории болгарского возрождения.

Попытка показать процесс разработки Г.Бакаловым вопроса о революционных связях России и Болгарии в 60-70-е годы ПХ в., определить соотношение его исследований в этой области с общественными и научными запросами его времени, а также выяснить значение его трудов для современной науки, предпринята С.П.Бобровой в статье "К вопросу об освещении Г.Бакаловым русско-болгарских революционных связей 60-70-х годов XIX в." ("Вопросы истории славян". Воронеж, 1982).

В соответствии с поставленными целями и задачами исследования при выяснении проблем биографии Г.Бакалова были привлечены работы болгарских и советских авторов, в которых анализируется его литературно-критическая, издательско-публицистическая и библиографическая деятельность. Наибольший интерес представляют исследования болгарского филолога Ж.Авджиева и его советского коллеги В.И.Злыднева.

Ж.Авджиев занимается изучением литературно-критической деятельности Г.Бакалова уже более 30 лет, проводит огромную работу по сбору документального материала о жизни и деятельности ученого. Б работах Ж.Авджиева10' дан глубокий научный анализ литературно-критических произведений Г.Бакалова. Он ввел периодизацию творчества Г.Бакалова, показал, что после 1934 г. у Г.Бакалова произошли большие изменения в его эстетических и литературно-критических взглядах, что свидетельствовало об усвоении им марксистско-ленинского учения.

Своими исследованиями о Г.Бакалове Ж.Авджиеву удалось преодолеть несколько тенденциозное отношение к творческому наследию Г.Бакалова, которое было характерно для работ болгарских литературоведов 40-х - начала 60-х годов. Так, Т.Павлов, П.Зарев, Х.Не-

II/ дялков ' и некоторые другие исследователи, характеризуя литературно-критическую деятельность Г.Бакалова, останавливались, в основном, на его недостатках, не учитывали, что они были свойственны не только Г.Бакалову, но и многим марксистским ученым 20-х - 30-х годов.

Ж.Авджиев не замалчивает слабые стороны в деятельности Г.Бакалова, его ошибки. В статье "Ленин в развитии Г.Бакалова как общественного деятеля и литературного критика" ("Пламък", 1970, $ 18) он отмечает, что процесс усвоения Г.Бакаловым ленинской теории в области эстетики и литературной критики был сложным и неоднозначным, были и отступления (например, в период левосектант-ства). Но все же в последние годы жизни, по мнению Ж.Авджиева, Г.Бакалову удалось полностью овладеть марксистско-ленинской теорией, что нашло отражение в его работах тех лет.

К аналогичному выводу пришел в своей монографии "Русско-болгарские литературные связи XX века" (М., 1964) и советский литературовед В.И.Злыднев. На основании анализа литературно-критичес-

ких произведений Г.Бакалова и его работ по истории литературы и эстетики В.И.Злыднев проследил за эволюцией взглядов Г.Бакалова от "идей Плеханова к идеям Ленина", подчеркнув, что процесс этот начался еще в 20-е годы, но марксистско-тленинским методом исследования Г.Бакалов овладел лишь к середине 30-х годов.

Предметом исследования Б.И.Злыднева является выяснение роли Г.Бакалова в распространении русской и советской литературы в Болгарии. Большое внимание он уделил характеристике связей Г.Бакалова с русскими и советскими писателями и учеными; ' вопросу о значении деятельности Г.Бакалова по пропаганде болгарской литературы в СССР для развития советского славяноведения.

Таким образом, работы Ж.Авджиева и Б.И.Злыднева оказали автору большую помощь в усвоении некоторых моментов в творческой биографии Г.Бакалова, позволили проследить за эволюцией его взглядов, выяснить его научные связи с нашей страной.

Издательской и публицистической деятельности Г.Бакалова в годы первой русской революции посвящена статья В.Велчева "Георгий Бакалов и русская революция 1905-1907 гг." ("Език и литература", 1956, № 2). По нашему мнению, автору осталась непонятна точка зрения Г.Бакалова по поводу характера и движущих сил русской революции. Исходя из того, что основная часть болгарских социал-демократов в тот период придерживалась плехановской оценки революции в России, В.Велчев утверждает, что Г.Бакалов не считал пролетариат гегемоном революции и недооценивал роль крестьянства в ней. Позиция Г.Бакалова по этому вопросу, изложенная им в статье "Русская революция" ("Работнишко дело", 1905, кн.У-УП), свидетельствует как раз об обратном? '

Интересные сведения об активной издательской и редакторской деятельности Г.Бакалова, ее значении для распространения в Болгарии марксизма привели в своих статьях Е.Даскалова и В.Алексан-

- II -

дров. '

Большую исследовательскую работу по созданию библиографии трудов Г.Бакалова провела Й.Данчева. ' Ею же написана статья; ' в которой она раскрывает роль Г.Бакалова в развитии болгарской библиографии марксистско-ленинской литературы. Первым разработав полную библиографию этой литературы, подчеркивает Й.Данчева.Г.Ба-калов положил начало научной марксистской библиографии в Болгарии.

Советские исследователи большое внимание уделяют изучению научно-публицистической деятельности Г.Бакалова в период его пребывания в СССР (1925-1932 гг.). Общая характеристика работ Г.Бакалова, опубликованных в советской печати - научной и общественно-политической - дана Л.С.Ерихоновнмї ' Деятельность Г.Бакалова по созданию научной библиографии по славяноведению, его работа над библиографическим трудом "Революционная книга в Болгарии", сотрудничество с библиотекой имени Б.И.Ленина, рассматривается в статьях А.Н.Горяинова и П.Б.Соколовойї8'

Некоторые данные об участии Г.Бакалова в развитии культурно-литературных связей между СССР и Болгарией в 20-е - 30-е годы встречаются в работах Л.О.Пашковского, І.П.Решетникова, Е.Шпиле-вой9/

Ряд работ был привлечен для выяснения отдельных моментов биографии Г.Бакалова. Связь Г.Бакалова с русским революционным движением, его деятельность в рядах союза "Пролетарий" и объединенной болгарской социал-демократической партии и ряд других аспектов получили освещение в монографиях А.Бекова, Й.Йотова.Кл.Пин-кас, А.С.Шнитмана, в статьях М.Мариновой, А.Христова, Т.Колввой и других исследователей.

Большую помощь в уточнении оценок и характеристики общественно-политической деятельности Г.Бакалова оказали нам коллектив-

ные труды болгарских историков - "Димитр Елагоев. Биография" (София, 1979) и "История Болгарской коммунистической партии" (София, 1981).

Изучение трудов Г.Бакалова в области истории предполагало и изучение литературы по основным направлениям исследований историка: национально-револнщионного и рабочего движения в Болгарии, русско-болгарских революционных связей, написанных до него, с тем, чтобы выяснить новизну его изысканий, и написанных после него - чтобы реально определить вклад Г.Бакалова в историческую науку.

До появления работ Г.Бакалова указанные проблемы получили освещение в трудах болгарских буржуазных историков З.Стоянова, Ст.Заимова, И.Шипманова, Д.Страпшмирова, русского историка В.Я.Богучарского. * Хотя порой концепции этих авторов были противоречивы и тенденциозны, их труды стали ценной основой при дальнейшей разработке проблем национально-революционного движения в Болгарии в эпоху возрождения и вопроса о связях революционеров России и Болгарии во второй половине ПХ в. историками-марксистами, в том числе и Г.Бакаловым. Буржуазными историками был накоплен значительный фактический и документальный материал, который также использовался (при соответствующей проверке) историками-марксистами.

Для выяснения современной точки зрения на проблемы истории болгарского возрождения и определения правильности оценок и выводов Г.Бакалова по этим проблемам большой интерес для нас представляли труды болгарских и советских историков Ж.Натана, Хр. Христова, М.Димитрова, Н.Генчева, Д.Косева, К.Шаровой, М.Арнаудо-ва, В.Г.Карасева, С.И.Сидельникова, К.А.Поглубко, В.Я.Гросула и др., а также материалы научных дискуссий болгарских историков: по вопросу об определении классового содержания идеологии П.Хи-

- ІЗ -

лендарского?' о характере и сущности Апрельского восстания 1876 г*,' о месте и роли крупной болгарской буржуазии в национально-революционном движении в эпоху возрождения?3'

При работе над диссертацией широко привлекались труды болгарских, русских и советских авторов, освещающие общие вопросы истории революционного движения в России и национально-освободительной борьбы, социалистического, марксистского движения в Болгарии, дающие представление о состоянии и развитии болгарской исторической науки и советского славяноведения в 20-30-е годы?4'

Обзор болгарской и советской литературы свидетельствует, что исследователями проделана большая работа по изучению общественно-политической деятельности Г.Бакалова и его научного наследия. Однако пока еще не получила должной оценки деятельность Г.Бакалова как историка. Б настоящей работе предпринята попытка дать целостный научно-критический анализ трудов Г.Бакалова по истории революционного движения в Болгарии, выяснить его заслуги в разработке вопроса о болгаро-русских революционных связях, подчеркнуть переворот, который был сделан в изучении болгарского национального возрождения в результате распространения Г.Бакаловым ленинского учения на проблемы национальной истории, выделить значение периода пребывания Г.Бакалова в Советском Союзе для творческого овладения им марксизмом-ленинизмом, показать актуальность и научную ценность исследований ученого для современной исторической науки.

Источники»

Замысел исследования определил круг и характер привлеченных источников.

Основным источником при работе над данной темой стали сочинения самого Г.Бакалова: "Наши революционеры - Раковский, Левский, Ботев", "Великаны мысли и дела", "Христо Ботев", "Г.С.Раковский", "Николай Чернышевский", "Апрельское восстание и Бенковский" и

другие. Изучение и анализ его исторических трудов дают нам ответ на наиболее важные вопросы: идейные влияния на автора, его научные принципы, его концепции, слабость и достоинства в поставленных им самим проблемах.

Важным источником явились периодические издания, в которых публиковались работы Г.Бакалова. Особый интерес в этом отношении представляли журналы, издателем и редактором которых был он сам,-"Работнишко дело" (1903-1905 гг.), "Съвременник" (I908-I9I0 гг.), "Борба" (I9II-I9I5, I9I9-I920), "Нов път" (1923-1925 гг.),"Звезда" (1932-1934 гг.), "Нова литература" (1935 г.). Эти издания служат ценным источником для изучения общественно-политической и научной деятельности Г.Бакалова, позволяют проследить за эволюцией взглядов историка, лучше понять его мировоззренческие принципы, точнее представить место Г.Бакалова в становлении и развитии марксистского направления в болгарской историографии.

Следующую группу источников, использованных в диссертации, составляют архивные материалы: личный архив Г.Бакалова, материалы ряда личных фондов или фондов учреждений, с которыми сотрудничал, или в которых работал Г.Бакалов. Нами привлекались документы и материалы Центрального государственного архива литературы и искусства (ЦГАЛИ), Центрального государственного архива Октябрьской революции (ЦГАОР), архива и отдела рукописей Государственной библиотеки СССР имени Б.И.Ленина (QP ГБІ), кроме того, автор использовал публикации архивных материалов, изданных исследователями творчества Г.Бакалова?5' Привлечение архивных материалов дало возможность выяснить ряд вопросов биографии ученого и одновременно позволило уточнить значение периода пребывания Г.Бакалова в СССР для его идейного и творческого развития.

В диссертации использованы также мемуарные материалы? ' Воспоминания, написанные друзьями и соратниками Г.Бакалова, содержат

много интересных деталей, характеризующих личность Г.Бакалова,дополняющих сведения о его деятельности.

Заканчивая обзор источников, автор должен подчеркнуть, что, хотя он и стремился на основе комплексного анализа разнообразных источников создать полное представление о деятельности Г.Бакалова как историка, рамки данной работы не позволили подробно рассмотреть все направления исследований ученого в области истории, а сосредоточить внимание на одном из наиболее главных среди них -изучении Г.Бакаловым истории революционного движения в Болгарии, что, по нашему мнению, дает возможность наиболее полно показать место трудов Г.Бакалова в болгарской марксистской историографии, выяснить значение его исследований для современной исторической науки.

В первой главе работы дан очерк жизни и творчества историка, рассмотрены основные этапы его общественной и научной деятельности, показана эволюция его политических взглядов. Во второй главе дается историографический обзор трудов Г.Бакалова по истории национально-революционного и социалистического движения в Болгарии в период со второй половины XIX в. до начала XX в., анализируются его концепции по истории национального возрождения.

I/Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.22, с.П-52, 424.

2/Ленин В.И. Поли,собр.соч., т.2, с.471-504; т.2, с.505-550; т.12, с.39-48; т.13, с.25-98; т.16, с.193-413; т.25, с.93-101; т.20, с.171-180; т.21, с.255-262; т.26, с.43-93 и др.

3/ Ленин В.И. Поля.собр.соч., т.6, с.1-192; т.17, с.15-16; т.24, с.1-4; т.26, с.209-265; т.27, с.115-128; т.16, с.427-437; т.16, C.I83-I9I.

4/ Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.25, с.167-170; т.25, с.220-223; т.26, с.1-7 и др.

5/ Ленин В.И. Поля.собр.соч., т.42, с.290.

6/ Благоев Д. Нашите апостоли. - Съч., т.І. София, 1955;он же. Принос кш историята на социализма. - Съч., Т.П. София, I960 и др.

7/ Унджиев И., Велева М., Генчев Н., Косев К. Основни моменти в развитието на българската историография върху възраждането,-В кн.: Първи конгрес на българското историческо дружество, т.2. София, 1972, с.577.

8/ Натан Ж. Георги Бакалов като историк на Възражденето. -Работническо дело, бр.159, 13 юли 1947; он же. Бакалов като историк-марксист; Вст.статья в кн.: Бакалов Г. Избрани исторически произведения. София, I960; он же. Бележит пропагандист на марксизма: Вст.статья в кн.: Бакалов Г. Избрани произведения, т.4. София, 1964; он же. Мястото на Георги Бакалов в развитието на марксист-ско-ленинската историография. - Исторически преглед, 1964, № 6.

9/ Бейлис А.С. Становление марксистской историографии в Болгарии (с конца XIX в. до социалистической революции 1944 г.) :Про-блемы болгарского возрождения. - Львов, 1970, с. 138-180.

10/ Авдяшев Ж. Георги Бакалов и съветската литература.- В кн.: 40 години на Великата Октомврийска социалистическа революция. София, 1957; он же. Георги Бакалов: Литературно-критическа дейност. - София, 1959; он же. Георги Бакалов неуморимият редактор и организатор на марксическая печат. - Български журналист, 1959, кн.5; он же. Литература, класа, народ: Социалистическа литература 1928-1944 г. т.2. - София, 1978 и др.

II/ Павлов Т. Георги Бакалов литературен критик. - София, 1940; Зарев П. Георги Бакалов. Литературен критик, публицист и воин. - Език и литература, 1954, Jfc 3, с.161-174; Недялков X. Георги Бакалов. - В кн.: Българска литература. София, I960, с.324-332.

12/ Злыднев В.И. Русско-болгарские литературные связи XX века. - М., 1964; он же. Из историята на руско-българските научни връэки. - Литературна мисъл, I960, $ 2.

13/ Подробнее позиция Г.Бакалова по отношению к движущим силам, характеру и особенностям первой русской революции, изложенная им в указанной статье, будет рассматриваться нами далее,

14/ Александров Б. Печатно слово на партията в минало. ("Нов път"). - Народна култура, бр.26, 27 юни 1959; Даскалова Е. Книжов-ната и обществената дейяост на Г.Бакалов във Варна. - Народно дело, бр.166, 14 юли 1959.

15/ Данчева И. Георги Бакалов. Биобиблиография. - София,1963.

16/ Данчева И, Георги Бакалов като библиограф. - Годишник на българския библиографски институт "Един Пелин", 1962, кн.ІХ. Софія, 1963.

17/ Ерихонов Л.С. Георги Бакалов в Съветския Съюз. - Септем-ври, 1959, кн.7; о том же см. в кн.: он же. Руското общество и българската литература. - София, 1967.

18/ Горяинов А.Н. Неопубликованный библиографический труд Г.Бакалова "Революционная книга Болгарии". - Записки отдела рукописей /Государственная библиотека СССР им.В.И.Ленина, вып.29, 1967; он же. Печатные материалы Георгия Бакалова в фондах Государственной библиотеки СССР им.В.И.Ленина. - В кн.: Русско-болгарские связи в области книжного дела. М., 1981; Соколова П.Б.Де-ятельность Г.Бакалова в Государственной библиотеке имени В.И.Ленина. - Труды Ленинградского государственного института культуры имени Н.К.Крупской, 1968, т.ПХ.

19/ Пашковский Л.А. Роль болгарської політичної еміграції* у розвитку культурних зв'язків між СССР і Болгарією в 20-30 роках.-Питання історії народів СРСР, вып.8. Харьков, 1969; Решетников Л.П. Участие болгарских политэмигрантов в культурном строительстве в СССР в 20-30-х годах. - Советское славяноведение, 1979,

$ 4; Шпилевая Е. Октомврийската революция в Русия и укрепването на българско-украински литературни връзки. - Език и литература, 1963, Jfc 3.

20/ Работы З.Стоянова, Ст.Заимова, И.Шишманова, В.Я.Богучар-ского, Д.Страшимирова, Е.З.Волкова подробнее рассматриваются во П главе.

21/ См.: Паисий Хилендарски и неговата епоха (1762-1962): Сборник от изследования по случай 200-годишнината от история сла-вяно-българската. - София, 1962.

22/ Априлското въстание 1876 г.: Сборник от доклада и изказ-вания на юбилейната научна сессия в София. - София, 1966.

23/ Материалы дискуссии по этой проблеме опубликованы на страницах журнала "Исторически преглед" с 1976, № 6 по 1978, № I.

24/ См. библиографию к данной работе.

25/ Злыднев В.И. К характеристику русских связей Георгия Бакалова. - литература славянских народов, вып.6, 1961; Авджи-ев Ж. Из архивното наследство на Георги Бакалов. - Известия на института за литература, 1962, кн.13; Беков А. Г.В.Плеханов и българската социалдемокрация. - Известия на института по история на БКП, КН.ЗІ, 1974.

26/ Бакалов Г. Спомени за моя брат. - Литературен фронт, бр.37, 22 юли 1945; Възпоменателен лист "Георги Бакалов", София, 14 юли 1947 г.; Тодоров А. Спомени за Георги Бакалов. - Септем-ври, 1949, кн.Ю; Димитър Благоев, Георги Кирков, Георги Бакалов» Димитър Полянов в спомените на съвременниците си. / Под ред. на А.Тодоров.-София, 1968 и др.

Участие Г.Бакалова в болгарском социалистическом движении (1889-1925 гг.)

Георгий Иванов Бакалов родился 7 ноября (23 октября) 1873го-да в г.Стара Затора в семье торговца. В доме его отца Ивана Мите-ва - одного из образованных людей в городе, была хорошая библиотека. Брат Г.Бакалова - Борис Бакалов - вспоминал, что Георгий с детства очень любил читатьї Особый интерес он проявлял к русской литературе. Уже в гимназические годы он познакомился с творчеством Пушкина, Лермонтова, Некрасова, с произведениями революционеров-демократов - Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Позднее Г.Бакалов писал в газете "Социалист": "Русские писатели 60-х годов были для нас первыми учителями по социализму. Они воспитывали нас в отрицании всего пережившего свой век. Многие произведения Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Шелгунова и других переводились на болгарский язык"? В течение 3-х лет Г.Бакалов учился в гимназии в Стара Заторе, но из-за нехватки средств вынужден был оставить учебу и год работал учеником оапожника? В 1888 г. он продолжил учебу уже в Сливенской гимназии, а в 1890-1891 гг. учился в гимназии в Пловдиве. В этот же период Г.Бакалов познакомился с работами Г.В.Плеханова "Социализм и политическая борьба", "Наши разногласия", внимательно следил за журналом "Социал-демократ", издававшимся группой "Освобождение труда" в Женеве. Преподавателем Г.Бакалова в Пловдивской гимназии был один из первых болгарских социалистов Никола Габровский. Он привлек юношу к активной социалистической деятельности.

В своей автобиографии Г.Бакалов отмечал, что "стал социалистом в 1889 г., благодаря влиянию русской заграничной литературы"Н а в формировании его политических взглядов большую роль сыграли две книги: "Что делать?" Чернышевского и "Коммунистический манифест". Но свое идейное оформление он связывал с влиянием Г.В.Плеханова. После исключения из гимназии в 1891 г. за организацию ученического бунта-протеста против увольнения Н.Габровского, Г.Бакалов несколько месяцев работал в адвокатской конторе Н.Габровского в Тырново, помогал ему и Д.Елагоеву в подготовке первого съезда болгарских социал-демократов. Г.Бакалов вспоминал, что еще "семнадцатилетним юношей объехал много городов с проектом программы и устава будущей социал-демократической партии". Благодаря этому он получил возможность присутствовать на Бузлуджанском съезде; Б октябре 1891 г. Г.Бакалов уехал в Швейцарию, поступил на факультет естественных наук Женевского университета. Вспоминая об этом времени, он писал, что "избрал естественные науки, чтобы выработать материалистическое мировоззрение, а Женеву - чтобы быть ближе к группе "Освобождение труда"? В Женеве Г.Бакалов стал одним из активных членов болгарского социал-демократического клуба, основанного группой болгарских студентов еще в 1889 г. Неоднократно на собраниях группы выступал с докладами и сообщениями Г.В.Плеханов. "У болгарских студентов того поколения Плеханов уже пользовался славой великого учителя, который шел на смену Чернышевскому. Плеханов раскрывал им марксистское мировоззрение. У них не было повода в последующие десятилетия пожалеть, что именно через Плеханова они приблизились к марксизму. Для молодых болгарских марксистов труды Г.В.Плеханова стали школой политического и теоретического роста . Во время учебы в Женеве Г.Бакалов познакомился с Р.Люксембург, П.Аксельродом, Б.Засулич и другими видными революционными деятелями тех лет. Теплые, дружеские отношения установились у Г.Бакалова с Г.Б.Плехановым. Он неоднократно бывал в гостях в доме Плеханова, беседовал с ним. Б 1893 г., когда Г.Бакалов, готовясь к выпускным экзаменам в университете, на лето поселился в маленькой деревушке в Альпах, к нему приезжали на отдых Г.Плеханов с женой. Здесь Плехановым была написана статья "Боенный вопрос на конгрессе в Цюрихе".

В период учебы в Женевском университете началась и публицистическая деятельность Г.Бакалова. Из Женевы он посылал статьи, заметки в социал-демократические издания в Болгарии - газету "Работник" и журнал "Ден".

Пребывание в Женеве и общение с Г.Б.Плехановым имело большое значение для становления Г.Бакалова, как социалиста. Б 1893 г. он вернулся в Болгарию уже убежденным марксистом. Дальнейшее развитие его мировоззрения определялось влиянием быстро развивавшегося революционного социалистического движения в Болгарии, которое характеризовалось "усиленной и упорной пропагандой социалистических идей и непрестанной борьбой против буржуазной и мелкобуржуазной идеологии, отрицаниях возможность социалистического движения при тогдашних еще не развитых общественных отношениях . После возвращения в Болгарию Г.Бакалов два года работал учителем в гимназии, вначале во Браце, а затем в Сливене, и был уволен за пропаганду социализма.

Одновременно с преподаванием в Сливенской гимназии он редактировал газету "Работнически друтар , в которой пропагандировались идеи социализма, помещались биографические очерки о Ф.Энгельсе, Н.Чернышевском, С.Перовской, Ж.Геде и др., освещалась жизнь болгарских рабочих. Для этой газеты присылал свои статьи и заметки Г.Плеханов. После увольнения из гимназии Г.Бакалов переехал из Сливена в Софию, где продолжал вести большую общественно-политическую работу, принял участие в редактировании газеты "Социалист" - органа болгарских социал-демократов.

B июне 1896 г. Г.Бакалов был делегатом Лондонского конгресса П Интернационала от БРСДЕІ. Возвращаясь с конгресса, Г.Бакалов в августе 1896 г» заезжал в Россию, в Москве встречался и беседовал с представителями социал-демократических организаций С 1897 по 1903 г. Г.Бакалов жил в Варне. Сам он так объяснял главную задачу, вставшую перед ним в тот период: "Чтобы работать более непосредственно для дела социализма, я отдался литературной работе, выпустил много сотен книжек и десяток журналов . С целью повышения политического сознания рабочего класса, всех трудящихся Болгарии Г.Бакалов начал издание серийных библиотек ("Библиотека для самообразования", "Библиотека научного социализма", "Книга для народа", "Народное чтение" и др.), посредством которых в Болгарии распространялись произведения западноевропейских, русских и болгарских (прежде всего Д.Благоева) марксистов. По оценке Ж.Авджиева,эти серийные библиотеки были "своеобразной энциклопедией марксизма и прогрессивной научной мысли вообще .

Шучно-публицистическая деятельность Г.Бакалова в СССР (1925-1932 гг.)

Осенью 1925 г. Г.Бакалов с семьей приехал в СССР. Вскоре после приезда он вступил в ряды ЕШ(б). С осени 1925 г. до весны 1926 г. Г.Бакалов заведовал научным кабинетом в институте К.Маркса и Ф.Энгельса. В это время институт работал над изданием собрания сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса. В первом номере журнала "Летописи марксизма", который начал издавать ИМЭ с 1926 г., была напечатана статья Г.Бакалова "Два письма Ф.Энгельса болгарам". В ней Г.Бакалов рассказал о появлении марксистской литературы в Болгарии и привел тексты двух неизвестных ранее писем Ф.Энгельса, адресованных редакции болгарского журнала "Социал-демократ", которые он прислал в 1893 г. Эти письма показывают большой интерес одного из основоположников научного социализма к Болгарии и болгарским социалистам.

Весной 1926 г. Г.Бакалов был командирован во Францию для работы в Торгпредстве СССР заведующим издательством экономического отдела. В период пребывания во франции Г.Бакалов получил возможность изучить архив Русского посольства в Париже. Здесь особенно ярко проявился его интерес к истории русского революционного движения. На основании изученных документов он составил научную подборку материалов о деятельности русской политэмиграции. В 1930 г. эта подборка была представлена для рецензирования ВД.Бонч-Бруевичу. К сожалению, основная часть собранных и обработанных Г.Бакаловым материалов так и не была опубликована. Напечатаны были лишь подборка материалов под названием "Отклики 9 января 1905 г. во Франции" ("Каторга и ссылка", 1980, В I) и сообщение Г.Бакалова "Первая революционная брошюра русской эмиграции "Катехизис русского народа". И.Г.Головина, 1849" (сб-к "Звенья", т.1, М., 1932). Из рецензий же Б.Д.Бонч-Бруевича ясно, что Г.Бакалов представил документы, касающиеся "свободного русского университета" и "русской группы интернациональной школы", организованных в Париже и связанных с деятельностью Туган-Барановского, М.Ковалевского. И.Мечникова, Н.Кареева, Струве и др.Т о сношении Н.Тур-генева с политэмигрантами; Очень интересны материалы о деле народовольцев 1891 г. по подготовке террористического покушения на Александра Ш. Среди них находилось неопубликованное письмо П.Лаврова, в котором тот давал краткую характеристику журналам "Социалист", "Самоуправление", "Борьба" и "Свободная Россия", издававшимся в Женеве русскими эмигрантами-народниками в конце 80-х годов, а также высказывал свое негативное отношение к группе Плеханова. Документы данной подборки давали возможность узнать подробности жизни и быта русской политэмиграции во Франции в то время, раскрывали неизвестные факты в истории народничества;4 Кроме того, в документах разоблачалась политика правительств Франции, Швейцарии и Турции, оказывавших помощь царскому правительству в преследовании и розыске русских революционеров.

В Париже Г.Бакалов продолжил работу по изданию литературного наследия Г.В.Плеханова. Он собрал и обработал все статьи и письма Г.Плеханова, адресованные болгарам. Б итоге этой работы написал для журнала "Летописи марксизма" (1928, $ 5) статью "Плеханов в Болгарии".

B этот период Г.Бакалов не прекращал вести и партийную работу. По воспоминаниям Ивана Стефанова, находившегося в эмиграции во Франции, Г.Бакалов был одним из наиболее активных членов болгарской группы при Французской коммунистической партии. "Эта группа проводила достаточно активную работу среди рабочих и ремесленников по профсоюзной и партийной линии". Всем ее членам "вменялось в обязанность участвовать в борьбе парижских рабочих под руководством ФШІ". Наряду с этим болгарская группа постоянно оказывала политическую, моральную и материальную поддержку борьбе болгарских трудящихся против реакционного режима, установившегося в Болгарии после подавления Сентябрьского восстания. И.Стефанов указал, что Г.Бакалов часто выступал с докладами и беседами перед болгарской коммунистической группой, на публичных собраниях болгарских рабочих. Его выступления были "не только праздником для слушателей, но и школой для подрастающих партийных и профсоюзных деятелей? Им был полезен его большой опыт партийной работы, его высокая квалификация публициста. Г.Бакалов обратился к известным писателям, деятелям искусства с призывом выступить в защиту жертв фашистского террора в Болгарии. В фонде Г.Бакалова в ЦГАЛИ хранятся его письма к Ф.Гладкову, А.Серафимовичу, М.Горькому, в которых он просит их выступить с поддержкой борьбы болгарских трудящихся против реакционного режима, дает характеристику июньским и сентябрьским событиям 1923 г?8/

Находясь во Франции, Г.Бакалов не прерывал своих контактов и с болгарскими партийными изданиями. Он регулярно посылал свои корреспонденции в журнал "Наковалня", газеты "Младежка дума", "Новини", "Съзнание" и др., в которых освещались вопросы теории научного социализма, рассказывалось о видных деятелях международного и болгарского революционного движения, пропагандировались успехи социалистического строительства в СССР, достижения советской науки, литературы, искусства. Примером могут служить его статьи о деятельности институтов Маркса и Энгельса и Ленина, рассказ о Госиздате РСФСР - "самом большом книгоиздательстве в мире / как назвал его ученый;9 Говоря об институте Маркса и Энгельса, Г.Бакалов подробно охарактеризовал деятельность его научных кабинетов и библиотеки по сбору материалов по истории марксизма и розыску первых изданий произведений основоположников научного социализма, остановился на творческих планах института, отметив, что им не только готовилось полное научное издание произведений К.Маркса и Ф.Энгельса, но и предполагалось издание сочинений Гегеля, выпуск серии библиотек по теории научного социализма, утопическому социализму, философии. Институт Ленина проводил большую работу по сбору материалов, связанных с жизнью и деятельностью В.И.Ленина и его соратников, пропаганде ленинских произведений. Г.Бакалов рассказал об издании в СССР трудов В.И.Ленина, о бережном отношении к ленинскому наследию.

Этапы формирования Г.Бакалова как историка-марксиста

Как видно из предыдущей главы, в своей многообразной и разносторонней общественно-политической, публицистической, переводческой и научной деятельности Г.Бакалов уделял большое внимание вопросам истории в теоретическом и в конкретно-исследовательском плане. Б его огромном литературном наследии историческая тема занимает важное место как по количеству трудов, так и по ее значимости.

Интерес к истории у Г.Бакалова проявился вместе с восприятием им основ марксизма. Историзм, исторический подход был присущ его публицистическим произведениям. В.И.Ленин говорил, что публицисты пишут историю современности. Это ленинское определение полностью относится к Г.БакалоЕу. Большинство его актуальных статей носят характер исторического исследования явлений современности. В качестве примера можно привести статьи Г.Бакалова о газете "Искра" и о первой русской революции, написанные им, соответственно, в 1903 г. и в 1905 г!/ В этих работах наглядно проявилось глубокое знание Г.Бакаловым русской революционной литературы и революционного движения в России, что позволило ему на страницах газеты "Искра" увидеть отражение могучего подъема революционного рабочего движения в России, уловить основные идеи ленинского плана создания партии и роли газеты в осуществлении этого плана, дало возможность сразу же, "по горячим следам", дать правильную оценку характеру, движущим силам и особенностям первой русской революции. Позиция, изложенная Г.Бакаловым в статье о русской револщии, дает основание предположить, что он был знаком с решениями Ш съезда РСДИІ, и они по духу были ему блине, чем решения конференции меньшевиков в Женеве, так как его оценка в корне отличается от точки зрения меньшевиков по вопросу о революции в России.

С вступлением капитализма в высшую стадию - империализм -усилилась идеологическая борьба, непосредственно связанная с той классовой борьбой, которую вели между собой буржуазия ж пролетариат. Это привело к тому, что стали появляться всевозможные теории и "концепции", искажающие истинный ход тех или иных исторических событий. Именно это произошло с изложением событий эпохи возрождения в Болгарии. Представители официальной буржуазной исторической науки отрицали политический характер борьбы в этот период, выступали с позиций национализма. Необходимость дать научную марксистскую характеристику данной эпохи побудила Г.Бакалова заняться изучением истории. Он сосредоточил свое внимание на изучении болгарского национально-освободительного движения и деятельности его лидеров - Г.Раковского, В.Невского, Х.Ботева и др. Г.Бакалов основательно изучал фактический материал, установил контакты с людьми, лично знавшими руководителей болгарского революционного движения, принимавшими участие в национально-освободительной борьбе в тот период. Процесс изучения Г.Бакаловым проблем национального возрождения нагляднее всего позволяет проследить за его формированием как историка-марксиста.

В I909-I9I8 гг. в печати неоднократно появлялись рецензии Г.Бакалова на произведения болгарских историков по проблемам национального возрожденият Уже эти работы показали, что в целом он воспринял благоевскую концепцию болгарского возрождения, придерживался точки зрения о решающей роли народных масс в этот период. Они свидетельствовали также о глубоком знании им исследуемого материала, о разносторонности его интересов. Первые же исследования

Г.Бакалова по вопросам истории появились в начале 20-х годов. Знание теории научного социализма позволило Г.Бакалову в своих исторических сочинениях выступать с позиций марксизма,

В.И.Ленин, говоря о том, что дал марксизм истощческой науке, писал, что теория Маркса "указала путь к научному изучению истории, как единого, закономерного во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесса . Г.Бакалов, которого, как историка, тоже интересовал этот вопрос, отмечал, что марксизм дал возможность "научно объяснить мир и историю человечества . Но учение К.Маркса, подчеркивал Г.Бакалов, позволило не только научно объяснить пропшое, но и показало пути преобразования настоящего. "Диалектический метод, приложенный Марксом к изучению человеческой истории, породил философию действия - материалистического понимания истории", - писал он и, поставив тут же вопрос, чьего действия? - отвечал на него: "Пролетариата, как класса, его классовой борьба . Именно так сам Г.Бакалов понимал предназначение истории. История - это не преклонение перед прошлым, а пример для будущих действий, считал он.

Уже для ранних исторических произведений Г.Бакалова был характерен классовый, партийный подход при рассмотрении исторических событий. Он выступал против антинаучного разбора буржуазных историков и в своих исследованиях стремился исходить из положений диалектического и исторического материализма, придерживался основного положения исторического материализма, что бытие определяет сознание, что способ производства материальных благ, экономический строй является основой, базисом общзства, определяющим все другие стороны и формы общественной жизни.

B работах буржуазных историков национально-освободительное движение Е Болгарии в 60-70-е годы ПХ в. трактовалось лишь как борьба за устранение иностранного гнета и не рассматривалось как борьба против изжившей себя общз стЕенно-экономической формации -феодализма, отрицалась и замалчивалась в них и классовая борьба в этот период. Г.Бакалов выступил против попыток буржуазных историков скрыть классовые противоречия в эпоху возрождения, представить "возрожденцев" единым лагерем, объединенным идеей национальной независимости. Во введении к книге "Наши революционеры: Ра-ковский, Левский, Ботев" (1924 г.) он попытался охарактеризовать классовую борьбу в Болгарии эпохи возрождения, последовательно проводя марксистский тезис, согласно которому различные классы выступают как силы исторического прогресса или регресса. Г.Бакалов считал, что борьба в рассматриваемый период велась между "третьим сословием", (в которое он включал ремесленников, средних и мелких торговцев, мелких и чифликийских крестьян и "новую" интеллигенцию), с одной стороны, и чорбаджиями - с другой. По его мнению, конкретной исторической задачей этой борьбы было освобождение "третьего сословия", что нашло свое выражение и в революционном движении против чуждой монархической власти, но плодами их победы воспользовалась буржуазия. Обобщая сказанное, Г.Бакалов делал вывод, что классовая борьба до освобождения, фактически, расчищала путь буржуазии. Из сказанного выше ЕИДНО, что для Г.Бакалова ясен был антифеодальный характер освободительной борьбы в Болгарии в период возрождения. Правильно им определялись и движущие силы национально-революционного движения? Но употребление термина "третье сословие" не дало ему возможности четко показать расстановку классовых сил, роль и место отдельных классов в национально-революционном движении.

Вопросы болгарского национально-революционного движения в эпоху возрождения в трудах Г.Бакалова

Основной темой научных исследований Г.Вакалова в области истории было изучение национально-революционного движения в Болгарии в период возрождения. Интерес к этой проблеме у болгарских историков зародился очень рано. Авторами первых работ, появившихся уже вскоре после освобождения страны от османского ига, были бывшие участники борьбы за национальную независимость. Их взгляд на историю не отличался необходимой степенью скрупулезности, часто они прибегали к свободному пересказу ситуаций, не проверяли фактов, доверялись памяти.Г.Бакалов называл подобные работы "полубел-летристикой". Он говорил, что к таким работам нужно подходить критически, внимательно сверять сведения, приведенные в них, с данными других источников.

Среди сочинений, написанных участниками национально-революционного движения, выделялись своим профессионализмом и глубиной постановки вопросов труды З.Стоянова (I85I-I899). По существу, именно он стал основателем болгарской буржуазной историографии национально-освободительной борьбы в эпоху возрождения. За короткий срок, менее чем 10 лет, З.Стояновым были написаны и изданы биографии В.Левского, Л.Каравелова и Хр.Ботева, работы о четническом движении и большой 3-томный труд по истории Апрельского восстания. Исторический метод З.Стоянова современный болгарский историк М.Beлева охарактеризовала как реалистический, мелкобуржуазно-демократический. Знание эпохи, богатое воображение и талант помогали З.Стоянову вникнуть в историческую действительность и верно ее отразить. Он высоко оценивал факт вооруженной борьбы. Говоря о роли народных масс в национально-революционном движении, З.Стоянов писал:

Народы не скот, не стадо, и ничего не делается без их участия. З.Стоянов попытался разобраться в социальном составе, движущих силах национально-революционного движения, но делал это примитивно.. Болгарское общество он делил на Z лагеря: в первый включал "богатых" - чорбаджиев (которых рассматривал исключительно как предателей) и "ученых", во второй - "бедных", к которым относил всю остальную часть общества. "Бедные", по его мнению, и вели революционную борьбу. К недостаткам З.Стоянова как историка можно отнести его недооценку революционной организации, непонимание им роли интеллигенции (или как он ее называл "ученых голов"), как одной из руководящих сил в подготовке народных масс к восстанию. И все же, хотя концепция З.Стоянова была противоречивой и тенденциозной, его труды по истории национально-революционного движения, несомненно, оказали влияние на всех историков, занимавшихся этой проблемой впоследствии.

Часто обращался к сочинениям З.Стоянова и Г.Бакалов. Они представляли для него большой интерес не только потому, что были написаны непосредственным участником национально-освободительного движения. В своих работах З.Стоянов опубликовал большое количество документов: писем, обращений, воззваний, статей из революцион-ной периодической печати, многие из которых позже не сохранились. Привлекала Г.Бакалова и позиция З.Стоянова по вопросу о роли борьбы за политическую независимость в общем движении болгарского народа за национальное освобождение, тем более, что в исследованиях буржуазных историков в 20-30-е годы значение этого этапа в национально-освободительной борьбе принижалось, а основой болгарского возрождения представлялось движение за национальную церковь и просвещение.

Единственным из историков буржуазно-идеалистического направления в те годы, избравшим темой своего исследований национально революционное движение болгарского народа в эпоху возрождения,был Д.Страшимиров (1868-1939). Труды этого историка представляют для нас особый интерес, поскольку Д.Страшимиров и Г.Бакалов в один и тот же промежуток времени занимались исследованием одного и того же периода в истории национального возрождения, хронологические рамки которого приходятся на 60-70-е годы XIX в. Д.Страшимиров главную задачу историков видел в том, чтобы представить любое историческое событие по схеме: начало - развитие-конец. Причины же и последствия явлений, по его мнению, должны вскрывать философы, т.е. он выступал за "историю без философии", историю, как констатацию фактов. Сам Д.Страшимиров проделал огромную работу по сбору фактического материала по истории национально-революционного движения. Им были изданы первые и единственные в буржуазной Болгарии научные сборники документов по данной проблеме?5 Г.Бакалов высоко ценил исследовательскую деятельность Д.Стра-шимирова. Он писал, что "поскольку настоящих научных трудов по этому периоду так мало, то приходится приветствовать накопление фактов и детальный их разбор Д.Страшимировым". Но в то же время Г.Бакалов отмечал, что историк-марксист при работе с произведениями Д.Страшимирова должен"учитывать его идеалистическое мировоззрение" и, используя факты, приведенные им, научное объяснение должен давать сам. В идейно-классовом осмыслении этих фактов, в активной борьбе против буржуазной фальсификации вопросов революционного прошлого болгарского народа и видел Г.Бакалов свою основную задачу.

Как уже отмечалось ранее, Г.Бакалов в освещении проблем национального возрождения придерживался концепции основоположника болгарской марксистской историографии Д.Елагоева, линию которого он последовательно проводил и развивал далее в своих исторических сочинениях. Так же, как и Д.Благоев, он считал, что начальный этап болгарского возрождения приходился на конец ХУШ - первую половину XIX в. Материальной основой его было процветание городов и развитие ремесел. "Ренессанс выразился в общем подъеме болгар, начинавших осознавать себя нацией , - писал Г.Бакалов. Это был период развития просвещения и национально-церковной борьбы.

У Г.Бакалова не было специальных исследований о церковно-на-циональной борьбе. Но он неоднократно подчеркивал всенародный характер движения за церковную независимость, рассматривая церковный вопрос как "прелюдию революционной борьбы за полную политическую независимость Болгарии", а решение его, выделение особой болгарской церкви, по мнению ученого, "означало уже признание болгарской нации как таковой . Но в общей борьбе за национальное освобождение решающую роль Г.Бакалов отводил не церковной, а революционной борьбе, поскольку, как показала история, создание самостоятельной болгарской церкви не стало еще гарантией политической независимости Болгарии.