Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Германская историография идеологии "консервативной революции" как феномена интеллектуальной истории Веймарской республики Терехов, Олег Эдуардович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Терехов, Олег Эдуардович. Германская историография идеологии "консервативной революции" как феномена интеллектуальной истории Веймарской республики : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.09 / Терехов Олег Эдуардович; [Место защиты: Нац. исслед. Том. гос. ун-т].- Кемерово, 2012.- 355 с.: ил. РГБ ОД, 71 14-7/9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. «Консервативная революция» как предмет исследования 27

1.1. Оценка феномена «консервативной революции» в контексте интеллектуальной традиции немецкого консерватизма и правого радикализма в 1950 - 1980-е гг 27

1.2. «Консервативная революция» в современной германской историографии: попытка деконструкции феномена 53

Глава 2. Германская историография об идейной сущности «консервативной революции» 77

2.1. Интеллектуальные истоки «консервативной революции» 77

2.2. Течения «консервативной революции» 100

2.3. Политические идеи «революционного консерватизма» 120

2.4. Идеология «консервативной революции» и национал-социализм 145

Глава 3. Историография идейно-теоретического наследия ведущих представителей «консервативной революции»: младоконсерватизм 164

3.1. О. Шпенглер: от метафизики истории к метафизике политики 164

3.2. Младоконсерватизм А. Мёллера ван ден Брука 188

3.3. Младоконсерватизм в конце 1920-х - начале 1930-х гг.: неоаристократизм Э. Ю. Юнга, «национальный социализм» для среднего класса «Тат-крайз» 207

Глава 4. Историография идейно-теоретического наследия ведущих представителей «консервативной революции»: Э. Юнгер, К. Шмитт, Э. Никиш 228

4.1. Революционный национализм Э. Юнгера 228

4.2. Концепция «тотального государства» К. Шмитта 252

4.3. Национал-большевизм Э. Никита 275

Заключение 288

Список источников и литературы 293

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена интересом, который сохраняется в современной гуманитарной мысли к феномену немецкой «консервативной революции» периода Веймарской республики в Германии в 1919 1933 гг. Идеология «консервативной революции» возникла в Германии на пике общественно-политического кризиса 1918 1919 гг. В условиях краха идеологии германского консерватизма предвоенной эпохи начинается раскол среди германских консерваторов. Представители молодого и частично среднего поколения немецких консерваторов выступили против возвращения к традиционной консервативной идеологии и политики кайзеровского толка, что привело к возникновению идеологии «консервативной революции», идейные предпосылки которой начали формироваться еще до Первой мировой войны. «Консервативная революция» была попыткой создания нового немецкого консерватизма и национализма радикального характера. Четко очертить ее идейные и политические границы едва ли представляется возможным, так как она не обладала программным и политическим единством. Ее деятели стремились обновить германский консерватизм и придать ему современный и динамичный характер.

Влияние немецкой «консервативной революции» присутствовало в духовной, политической и научной жизни послевоенной Европы. Вклад её видных представителей в западную гуманитарную мысль настолько весом, что, занимаясь проблемами новейшей истории идей, истории философии XX столетия, политологии и т. д., невозможно игнорировать их труды. Такие работы ведущих идеологов «консервативной революции» как «Закат Европы» О. Шпенглера, «Рабочий» Э. Юнгера, «Понятие политического» К. Шмитта вызвали не только общественно-политический резонанс, но и широкую научную дискуссию. После Второй мировой войны в политическом отношении идеологемы «консервативной революции» подпитывали правоконсервативные силы в ФРГ, «новых правых» во Франции, итальянских неофашистов.

Актуальность темы диссертационного исследования также обусловлена тем, что в последние 10-15 лет на русском языке были опубликованы важнейшие работы идеологов немецкой «консервативной революции». Тема «консервативной революции», которая в советской гуманитарной мысли не получила должного освещения, нашла свое частичное отражение в современной отечественной гуманитарной мысли. Интерес к идейному наследию немецкой «консервативной революции» в современной отечественной

гуманитарной и общественно-политической мысли подогревается пропагандой частью националистически настроенных деятелей идей национального и исторического своеобразия России. В этой перспективе идеология немецкой «консервативной революции» во многом рассматривается в качестве эталона и образца для подражания.

Степень изученности темы. Труды по истории немецкой «консервативной революции» насчитывают значительный корпус работ на различных европейских языках. В теоретико-методологическом и общественно-политическом отношении германская историография немецкой «консервативной революции» является ведущей в этой области исследования. К настоящему времени германская историография «консервативной революции» стала одним из важных направлений так называемой истории идей, в рамках которой изучается идеология немецкого консерватизма и правого радикализма. На протяжении более чем полувека германские исследователи накопили большой теоретический и фактический материал, который требует основательного осмысления, тем более, что обобщающих исследований в области историографии «консервативной революции» как в Германии, так и за ее пределами еще не проводилось. В этом заключается определенный парадокс в осмыслении немецкой «консервативной революции». Это характерно не только для германской историографии «консервативной революции», но и является доминирующей тенденцией в целом.

В отечественной гуманитарной мысли основоположником историографической традиции изучения немецкой «консервативной революции» является доктор исторических наук, профессор П.Ю. Рахшмир. Он рассмотрел трактовку в западной историографии проблему взаимоотношения «консервативной революции» и национал-социализма1. П.Ю. Рахшмир отмечает, что различные интерпретации вопроса о роли «революционных консерваторов» в генезисе нацизма стали элементом идейно-политической борьбы в современной ФРГ»2. П.Ю. Рахшмир выделяет в западной историографии два направления: консервативное и буржуазно-либеральное. Если для первого характерно «отрицание близости между нацизмом и «революционным консерватизмом»3, то второе не так прямолинейно отрицает эту связь, но в то же время пытается ограничить ее в основном сферой идеологии, замалчивая социально-политические и экономические аспекты4. Статья П.Ю. Рахшмира фактически стала единственным проявлением историографического

1 Рахшмир П.Ю. Проблема взаимосвязи нацизма и «революционного консерватизма» в буржуазной историографии
// Ежегодник германской истории. 1972. М, 1975. С. 409 - 431

2 Там же. С. 409.

3 Там же. С. 420.

4 Там же. С. 431.

интереса в советской гуманитарной мысли к идеям «консервативной революции». Позднее автор лишь частично возвращался к этой проблематике в обобщающих историографических обзорах по западному консерватизму5.

Современное состояние отечественной историографии «консервативной революции» характеризуется повышенным интересом, который возник в отечественной гуманитарной мысли к этому феномену немецкой гуманитарной и общественно-политической мысли в связи с осмыслением путей развития «новой» России. В одном из первых современных отечественных историографических обзоров СВ. Артамошин, во-первых, дает краткую характеристику ряду западногерманских концепций «консервативной революции» А. Молера, К. Зонтхаймера, Г.-И. Швирскотта, во-вторых, рассматривает основные достоинства и недостатки марксистской интерпретации «революционного консерватизма» и отмечает усиления интереса к данной проблематике в современной отечественной историографии6.

М.О. Гузикова предприняла попытку показать эволюцию восприятия творчества Э. Юнгера в России7. Она выделила три этапа в изучении и восприятии творчества Э. Юнгера в отечественной гуманитарной мысли: 1960 1970-е гг., когда советские гуманитарии начинают комментировать творчество Юнгера; 1980-е гг., когда острокритический тон в отношении интеллектуального наследия Юнгера постепенно начинает заменяться его более взвешенной оценкой, прежде всего это касалось литературных работ немецкого автора; с 1991 года по 2003 год период нового открытия Юнгера в России. М.О Гузикова констатировала, что в отечественной гуманитарной традиции «долгое время отсутствовал контекст для политико-мировоззренческой» интерпретации ранних работ Юнгера, так как «авторы «консервативной революции» не соответствовали марксистско-ленинскому идеологическому канону»8. Поэтому «требовалась историческая перспектива и изменение исторического времени, начало которому было положено в 1990 г., это позволяет по-другому воспринимать в России книги Э. Юнгера как «свидетеля эпохи»9.

5 См., например, статью 1984 года в реферативном сборнике ИНИОНа и перепечатанную автором в 2004 году: Рах-
шмир П.Ю. Проблемы западноевропейского консерватизма в современной буржуазной историографии // П.Ю.
Рахшмир. Вариации на тему консерватизма. Пермь: 2004. С. 7 - 46.

6 Артамошин СВ. Идея «консервативной революции» в Германии в годы Веймарской республики: к постановке
проблемы // Всеобщая история. Современные исследования. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 11.
Брянск, 2002. С. 157 - 168.

7 Гузикова М.О. Неизвестный пророк. Опыт прочтения Эрнста Юнгера в России // Уральский вестник международ
ных исследований. Вып. 2. Екатеринбург, 2004. С. 128 - 141.

8 Там же. С. 140.

9 Там же. С. 140.

По мнению СО. Казакова, в историографии творчества Э. Юнгера существовали и существуют две основополагающие проблемы, вокруг которых идут дебаты относительно оценки его творчества: проблема Юнгер и национал-социализм и проблема соотношения модерна и традиции в его мировоззрении и творчестве10. Рассмотрев основные концепции и подходы к изучению Юнгера, СО. Казаков приходит к выводу, что «наследие Эрнста Юнгера до сих пор остается весьма благодатной почвой для применения различных интерпретаций и подходов», и что «несмотря на наличие главных вопросов, таких как отношение к нацизму, дилеммы техники и архаики, прогресса и традиции, консервативного и радикального, позитивного и негативного в его творчестве, наблюдается все большее стремление ученых расширить юнгерианскую парадигму»11.

Значительным шагом в становлении историографической проблематики в изучении «консервативной революции» в современной отечественной гуманитарной мысли стали статьи С.Г. Алленова12. В этой связи особенно хотелось бы отметить статью 2003 года, которая содержит критический анализ трактовок широко используемого в политологии и публицистике понятия «консервативная революция». Внимание автора сфокусировано на историографии ее немецкого варианта, с которым исследователи в первую очередь ассоциируют сам термин и сверяют все позднейшие версии обозначаемого им явления. Рассмотренные в статье концепции оценивается как с точки зрения их внутренней логики, так и в плане продуктивности предложенного ими толкования феномена. Подводя итоги, автор, во-первых, констатирует, что «обзор зарубежных исследований немецкой «консервативной революции», предпринятых в последнее десятилетие, показывает, что они отличались исключительным разнообразием»13. Во-вторых, указывает на наметившийся с конца 1990-х годов ренессанс «революционно-консервативных» настроений и крайнее обострение научной полемики вокруг большинства связанных с этим феноменом понятий.

В.В. Афанасьев, характеризуя изучение творчества О. Шпенглера в отечественной гуманитарной мысли, отмечает, что «анализу политических идей Освальда Шпенглера в

10 Казаков С. О. Современная историография творчества Эрнста Юнгера / С. О. Казаков // Известия Уральского го -
сударственного университета. 2008. № 59. С. 127.

11 Там же. С. 135 136.

12 Алленов С.Г. «Консервативная революция» в Германии: к истории возникновения понятия и его ранние интер
претации // Исторические записки. Науч. труды ист. ф-та ВГУ. Вып. 2. Воронеж, 2001. С. 121 - 127; Алленов С.Г.
«Консервативная революция» в Германии 1920-х - начала 1930-х годов. Проблема интерпретации // Политические
исследования. 2003. №4. С. 94 - 107.

13 Алленов С.Г. «Консервативная революция» в Германии 1920-х - начала 1930-х годов. Проблема
интерпретации... С. 105.

советский период не уделялось должного внимания, а исследования носили, как правило, критический характер. Причиной этому было утвердившееся в научной литературе мнение, что идеи Шпенглера связаны с фашизмом»14. Положение начинает меняться в 1980-х и особенно в 1990-х гг., когда на русском языке выходят основные труды Шпенглера. В западной гуманитарной мысли «интерес к Шпенглеру концентрировался главным образом вокруг его философии культуры, в то время как его политические идеи практически не рассматривались»15.

И.Б. Горшенёва, анализируя работы, посвященные ведущему австро-немецкому представителю «консервативной революции» философу О. Шпану, делает обоснованный вывод о значительном дисбалансе между работами отечественных и зарубежных авторов по «консервативной революции»16 и отмечает, что «история «консервативной революции» эпохи Веймарской республики достаточно широко разработана за рубежом»17. В отечественной историографии данная проблематика, согласно И.Б. Гор-шенёвой, стала по существу разрабатываться только с конца 1980-х гг.18

Основательное рассмотрение основных концепций «консервативной революции» как западных, так и отечественных авторов предпринял в докторской диссертации СВ. Ар-тамошин19. Он констатирует: «Исследование «консервативной революции» имеет свою особенность, которая обозначилась еще в 1930-х годах»20, а именно: дискуссию о взаимосвязи идей «консервативной революции» с национал-социализмом, в которой «произошло отождествление любой антидемократической мысли с нацизмом, что превращало рассмотрение ее сквозь призму предшественника национал-социализма»21. В поле зрения СВ. Артамошина оказываются основные концепции и подходы к изучению «консервативной революции», сформировавшиеся к настоящему времени в западной и отечественной историографии. Он не просто пытается выявить их характерные черты, но стремится показать историческую обусловленность их возникновения и, соответственно, научную и идейно-политическую значимость. Касаясь сравнительного ас-

Афанасьев В.В. Философия политики Освальда Шпенглера. Автореф. дис... докт. политических наук. М., 2007. С. 5.

15 Там же. С. 8.

16 Горшенёва И.Б. Отмар Шпанн как идеолог «консервативной революции» Автореф. дис... канд. ист. наук Тамбов,
2008. С. 4.

17 Там же. С. 4.

18 Там же. С. 6.

19 Артамошин СВ. Интеллектуальное течение «консервативной революции» в политической жизни Веймарской
республики. Автореф. дис... докт. ист. наук. Брянск, 2011.

20 Там же. С. 4.

21 Там же. С. 4.

пекта отечественной и западной историографии «консервативной революции», СВ. Ар-тамошин отмечает, что, несмотря на устойчивый и растущий интерес к данной проблематике, который проявили современные российские исследователи, отечественная историография «консервативной революции» по уровню своей научной значимости существенно отстает от западной22.

В германской гуманитарной мысли проблема историографического анализа «консервативной революции» долгое время не стояла на повестке дня. Германские авторы в лучшем случае ограничивались кратким перечислением своих предшественников во введении к очередному фундаментальному труду по той или иной проблеме, либо персоналии «консервативной революции». Единственное, что оставалось неизменным , признание А. Молера в качестве основоположника в исследовании «консервативной революции».

Определенным историографическим исключением стала статья Клауса Фритцше23. Автор отмечает, что проблема консерватизма в Веймарской республике оценивается в современной германской историографии с точки зрения идейно-политических предпосылок фашизма. Характерной чертой работ по идеологии консерватизма стало ее сведение к деятельности отдельных идеологов и трактовка консерватизма исключительно как «дела» интеллигенции, а проблема общественной функции консерватизма и групп интересов, стоящих за ними, особо не рассматривалась24. По мнению Фритцше, главная идея современных германских публикаций по истории консерватизма в Веймарской республике выделение так называемого «революционного консерватизма» и характеристика его основных постулатов. Главный тезис всех работ: «революционный консерватизм» наряду с национал-социализмом явился центральным фактором разрушения Веймарской республики25.

Некоторый поворот в сторону непосредственно историографического осмысления «консервативной революции» происходит в 1990-х гг., когда перед германскими авторами в условиях нового всплеска интереса к проблематике встал вопрос о подведении определенных итогов ее исследования. Особенно зримо эта тенденция проявилась в трудах, претендовавших на новое слово в изучении «консервативной революции»26.

22 Там же. С. 17 19.

23 Fritzsche К. Konservatismus im gesellschaftlich-geschichtlichen Prozess (II): Konservatismus und «Konservative Revo
lution» II Neue Politische Literatur. 1979. H. 24. S. 295 - 317.

24 Ibid. S. 295.

25 Ibid. S. 296.

Ш. Бройер охарактеризовал понятие «консервативная революция» наиболее успешным творением новой историографии идей, ибо в Веймарской республике оно обозначало нечто иное, чем то, что потом было принято под ним называть, а именно: наследие Лютера, Фихте, Ницше, Бисмарка, немецкого романтизма27. Согласно Бройеру, даже Г. Раушнинг, автор первой известной книги, в заглавии которой было использовано слово -сочетание «консервативная революция», употреблял это понятие в очень специфическом смысле, как характеристику христианско-монархического движения, выступившего против нигилизма современности и достигшего своего пика в национал-социализме и большевизме. По словам Бройера, до конца 1940-х гг. никто и не думал использовать понятие «консервативной революции» в качестве определения правых течений в Веймарской республике, находившихся в политическом спектре между Немецкой нацио-нально народной партией и национал-социализмом .

Ситуация изменилась, по мнению Бройера, с появлением книги А. Молера, в которой термин «консервативная революция» был впервые использован как общее понятие для политического спектра в Веймарской республике, охватывающего определенные группы правых немецких интеллектуалов и обладавших, по мнению Молера, неким единым мировоззренческим ядром29. Решающий поворот в западногерманской и западной гуманитарной мысли в целом к полному принятию термина произошел к началу 1960-х гг. в связи с интенсификацией интеллектуальных усилий по преодолению недавнего немецкого прошлого. Бройер в развитии западной историографии «консервативной революции» в особый этап выделяет 1970 1980-е гг., когда исследователи от изучения общих проблем «консервативной революции» обратились к рассмотрению ее конкретных проявлений, особенно персонального вклада видных деятелей «революционного консерватизма» в разработку его идеологии30.

Р. фон Буше, следуя формуле М. Грейффенхагена о «дилемме консерватизма в Германии», полагает, что обращение западногерманских авторов к проблеме изучения немецкого консерватизма в Веймарской Германии необходимо трактовать как дилемму исследования самого консерватизма31. Ученые ФРГ, изучая германский консерватизм, на-

26 Breuer S. Anatomie der Konservativen Revolution. Darmstadt, 1993; Bussche R. von dem. Konservatismus in der Wei-
marer Republik: die Politisierang des Unpolitischen. Heidelberg, 1998.

27 Breuer S. Anatomie der Konservativen Revolution... S. 1.

28 Ibid. S. 1.

29 Ibid. S. 2.

30 Ibid. S. 3 4.

31 Ibid. Bussche R. von dem. Konservatismus in der Weimarer Republik: die Politisierang des Unpolitischen. Heidelberg,
1998. S. 1-2.

ходились в плену его мифологем. Частично это было связано также и с тем, что консер -ватизм, и этого не отрицает Буше, в силу его идейно-политической специфики достаточно сложно определить однозначно. Применительно к консерватизму в Веймарской республике это означало выделение ряда его направлений, что, по мнению Буше, не соответствовало исторической действительности. Особое неприятие вызывает у Буше акцент западногерманской гуманитарной мысли на выделении феномена «консервативной революции» и разделение германских консерваторов в Веймарской республике на так называемых «старых» и «молодых»32. Буше отвергает не только термин «консервативная революция», но и существование этого феномена в идейной и общественно-политической жизни Веймарской Германии.

Опираясь на такой подход, Буше подверг острой критике основные концептуальные труды германских исследователей по истории консерватизма в Веймарской республике и, особенно по «консервативной революции» К. Клемперера, К. Зонтхаймера, X. Герсте-бергер, Ш. Бройера и т. д. При этом он выделяет два полюса в изучении «консервативной революции»: отрицательный, представленный А. Молером, благодаря которому и была внесена путаница в интерпретацию феномена33, и положительный, представленный Ш. Бройером, который впервые попытался развеять миф о «консервативной революции»34.

Говоря о современной германской историографии «консервативной революции», необходимо отметить статью известного теоретика «новых правых», политолога К. Вайссманна, в которой автор попытался подвести итог пятидесятилетнему изучению проблематики35. Основная идея статьи состоит в критическом разборе двух основополагающих концепций «консервативной революции» А. Молера и Ш. Бройера. Вайсманн признает значительную теоретико-методологическую и практическую ценность обеих концепций, хотя ему, как ученику А. Молера, в большей степени импонирует концепция его учителя. Основное внимание Вайсманн уделяет современным публикациям о «консервативной революции, которые группирует в ряд тематических блоков: предпосылки и предшественники «консервативной революции», аспекты духовного и идейно-исторического значения «консервативной революции», ее связь с национализмом кайзеровского рейха и Веймарской республики, анализ персонального вклада отдельных представи-

32. Ibid. S. 3.

33 Ibid. S. 5 6.

34 Ibid. S. 9.

35 Weiftmann K. Die Konservative Revolution - Forschungsstand und Desiderata II Stand und Probleme der Erforschung
des Konservativismus I Hrsg. С von Schrenck-Notzig. Berlin, 2000. S. 119 - 139.

телей «консервативной революции» в становлении ее идеологии, западные исследования о немецкой «консервативной революции».

В заключении Вайсманн определяет круг вопросов, которые требуют, по его мнению, дальнейшего изучения. Во-первых, необходимо более точно определить предпосы-локи становления «особого немецкого пути» в XIX столетии и его влияние на идеологию «консервативной революции». Во-вторых, следует более детально рассмотреть проблемы соотношения традиционализма и либерализма в «консервативной революции». В-третьих, выявить отношение и позицию идейных конструктов «консервативной революции» в массовом обществе модерна. В-четвертых, показать влияние «идей 1914 года» на становление «консервативной революции». В-пятых, рассмотреть изменениие идей и судеб основных протагонистов «консервативной революции» в Третьем рейхе, послевоенной Германии и в объединенной Германии36. Представляется важным замечание Вайссманна о том, что интерес к «консервативной революции» на Западе не уменьшается в связи с кризисом либерализма, который перестал объяснять мир и не ставит более перед собой никаких великих целей37, в то же время современность, эпоха «второго модерна», породившая в свое время «консервативную революцию», еще не завершена38.

Проведенный нами ретроспективный обзор историографического аспекта в исследовании немецкой «консервативной революции» позволяет сделать вывод о давно назревшей актуальности научно-теоретического и практического обобщения опыта ее изучения, особенно это касается богатейшего опыта германской гуманитарной мысли.

Целью исследования является анализ идеологии «консервативной революции» как феномена интеллектуальной истории Веймарской республики в германской историографии. Для достижения поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:

  1. рассмотреть эволюцию теоретико-методологических подходов к изучению феномена «консервативной революции» в германской историографии;

  2. выделить основные этапы германской историографии «консервативной революции;

Ibid. S. 138. Ibid. S. 139. Ibid. S. 123.

  1. показать развитие оценки идеологии «консервативной революции» в германской историографии с момента возникновения проблематики и до ее современного состояния;

  2. выявить основные проблемно-тематические поля в изучении идеологии «консервативной революции», на которые обращали внимание германские исследователи;

  1. проанализировать оценку германскими исследователями интеллектуального и персонального вклада ведущих представителей «консервативной революции» в разработку ее идеологии;

  2. подвести итоги развитию германской историографии «консервативной революции».

Объектом исследования выступает германская историография «консервативной революции».

Под германской историографией «консервативной революции» мы подразумеваем историографию ФРГ и объединенной Германии. В гуманитарной мысли ГДР идеология «консервативной революции» не рассматривалась как самостоятельное направление консервативной мысли Веймарской республики, а трактовалась как проявление прото-фашистской и фашистской формы реакционной идеологии эпохи кризиса «буржуазного сознания». В этом отношении гуманитарии ГДР следовали теоретико-методологическим канонам диалектического и исторического материализма в его леворадикальном варианте, исходившим из идеи социально-экономической детерменированости всех мировоззренческих, общественных и социокольтурных процессов. «Консервативная революция» при таком подходе понималась как идейный и политический феномен заключительной стадии кризиса империализма, который предшествовал фашизму и обладал его характерными признаками39.

Предметом исследования является идеология «консервативной революции» в освещении германской историографии.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1950 года до начала XXI столетия. Нижняя граница связана с тем, что западногерманская и европейская историографии «консервативной революции» ведет свое начало с выхода монографии А.

См. например самую известную восточногерманскую работу по «консервативной революции»: Petzold J. Konser-vative Theoretiker des deutschen Faschismus. Jungkonservative Ideologen in der Weimarer Republik als geistige Wegbe -reiter der faschistischen Diktatur. Berlin, 1978. Или труды знаменитого венгерского философа-неомарксиста Георга Лукача, который часто печатал свои книги одновременно на венгерском и немецком языках: Lukacs G. Die Zer-storang der Vemunft. Der Weg des IrrationaUsmus von Schelling zu Hitler. Berlin und Weimar, 1988; Lukacs G. Zur Kri-tik der faschistischen Ideologic Berlin und Weimar, 1989.

Молера «Консервативная революция в Германии». Верхняя граница показывает современное состояние германской историографии «консервативной революции». В целях более объективного освещения проблематики диссертационного исследования, автор, опираясь на принцип историзма, иногда выходит за обозначенные хронологические рамки для того, чтобы раскрыть восприятие феномена «консервативной революции» во всей его динамике. В частности, определенное внимание уделено рассмотрению феномена «консервативной революции» ее современниками в 1920-х 1930-х гг. и текстам «консервативных революционеров».

Методология и методы исследования. Проблематика предлагаемого диссертационного исследования определила и методологические подходы к раскрытию темы. Диссертация написана в русле современных методологических направлений в исторической науке и соответствует целям и задачам, которые ставят перед собой история идей, являющаяся частью интеллектуальной истории40.

Интеллектуальная история включает в себя разнородные составляющие: традиционную философски ориентированную историю идей и идейных систем, историю естествознания и техники, историю общественной, политической, философской, исторической мысли, а также социально-интеллектуальную историю, сосредоточенную на социологическом и организационном аспектах познавательной деятельности. Одной из исходных предпосылок современной интеллектуальной истории является осознание неразрывной связи между историей самих идей и идейных комплексов, с одной стороны, и историей условий и форм интеллектуальной деятельности, с другой. Она нуждается в опоре на социальную реальность.

Изучение идеологии как особой формы сознания стало одним из первоначальных толчков, благодаря которому интеллектуальная история получила свое развитие. Идеология стала продуктом модернизации общества, когда традиционные ценности заменялись качественно новыми. Основоположник изучения идеологии К. Манхейм писал: «Вполне вероятно, что подозрение в наличии идеологии впервые возникло в сфере повседневного опыта политической практики»41. В эпоху торжества рационализма идеология становится основной формой целесообразности политического действия42. Необходимо различать виды идеологической деятельности по способу их абстракции. О.Ю. Ма-

40 Репина Л. П. Интеллектуальная история на рубеже XX—XXI веков // Новая и новейшая история. 2006. № 1. С.
12-13..

41 Манхейм К. Диагноз нашего времени / Пер. с нем. и анг. М, 1994. С. 60.

Матц У. Идеологии как детерминанта политики в эпоху модерна // Полис. 1992. № 1 - 2. С. 130 - 142.

линова дает следующую характеристику видов идеологической деятельности и практики: «Вместе с тем, поскольку функцией идеологий является мобилизация субъекта коллективного действия, они предполагают определенную инфраструктуру уровней политического дискурса, различающихся по стилю, используемым средствам и характеру аргументов. Обычно выделяют три таких уровня - теоретико-философский, программно-практический и актуализированный (или массовый)»43.

Идеология немецкой «консервативной революции» включала первые два компонента из вышеперечисленных, но развивала преимущественно теоретико-философский. Основные политические и социальные идеи «консервативной революции» принадлежат в большей степени к разряду политической и социальной теории и философии, филосо -фии истории. Несмотря на то, что «консервативные революционеры» пытались в своих трудах разработать некие практические модели политического действия, они остались идеологами-теоретиками, занятыми поисками «чистой» истины, в конкретном случае идейно-политической. Тем не менее, идеология «консервативной революции», благодаря интеллектуальному влиянию ее деятелей, сыграла важную роль в формировании праворадикального политического сознания и политического действия в Германии 1920-х -начала 1930-х гг.

Кроме того, следует отметить, что идеология «консервативной революции» возникла и развивалась в сложный для европейской истории период кризиса идей и ценностей так называемого классического модерна, когда достижения новоевропейской мысли, порядок, установленный модерном, становятся проблемой для самих себя. Наступает эпоха «рефлексивной модернизации»44. Рефлексивная модернизация направлена на критику классического модерна. Любые проявление принципов рационализма, веры в прогресс и т. д. расценивались как уловки «буржуазного разума» и подвергались жесткой критике. Германия, как страна «поздней модернизации», особенно остро переживала эти проблемы во всех областях жизни и культуры, а Веймарская республика считается образцом синтеза архаики и модерна45.

43 Малинова О.Ю. Когда «идеи» становятся «идеологиями»: К вопросу об изучении «измов» // Философский век.
Альманах. Вып. 18. История идей как методология гуманитарных исследований. Часть 2 / Отв. редакторы Т.В. Ар
темьева, М.И. Микешин. СПб., 2001. С. 14 15.

44 Beck U. Die Erfindung des Politischen: zu einer Theorie reflexiver Modernisierang. Frankfurt am Main, 1993; Reflexive
Modernisierang: eine Kontroverse I Hrsg. von U. Beck; A. Giddens; S. Lash. Frankfurt am Main, 1996.

45 См. известную работу: Peukert D. Die Weimarer Republik. Krisenjahre der klassischen Moderne. Frankfurt am Main,
1987.

Теоретико-методологическая специфика диссертации обусловила выбор методов и приемов исследования, которые находятся в контексте междисциплинарных подходов, отвечающих задачам интеллектуальной истории. При рассмотрении идеологии немецкой «консервативной революции», автор обращался к историческому, философскому, политологическому, социологическому видам анализа текста. При написании диссертации автор опирался на принципы научной объективности и историзма. Принцип историзма выступает как общенаучная теория, призванная выявить объективные закономерности развития исторического (в данном случае историографического) процесса. В качестве методов исследования используются проблемно-хронологический и сравнительно-исторический. Проблемно-хронологический метод позволяет рассмотреть развитие германской историографии «консервативной революции» в ее динамике, выделить основные проблемы, которые находились в центре внимания исследователей, и показать как в ретроспективе эволюционировала их трактовка. Сравнительно-исторический метод дает возможность рассмотреть германскую историографию «консервативной революции» в русле общеевропейской историографической традиции.

Источниками для данного исследования послужили труды следующего характера. Во-первых, монографии и статьи ведущих германских специалистов по истории «консервативной революции» А. Молера, К. Зонтхаймера, X. Герстенбергер, К. Ленка, Ш. Бройера, Р.П. Зиферле, Р. фон Буше и т46. д. Во-вторых, труды западных авторов, которые стали неотъемлемой частью западногерманского интеллектуального дискурса о «консервативной революции». Эти труды были изначально изданы на немецком языке как, например, работы Ю. Ишиды, М. Хиталы, П. Кондилиса, Т. Рокрэмера47 и ряда других исследователей, либо впоследствии были переведены на немецкий язык как книги американских историков и политологов немецкого происхождения Ф. Штерна и К. фон Клемперера или французского историка Л. Дюпё48. В-третьих, автор, исходя из возмож-

46 МоЫег A. Die Konservative Revolution in Deutschland 1918 1932: Gmndriss ihrer Weltanschauungen. Stuttgart,
19504; Sontheimer K. Antidemokratisches Denken in der Weimarer Republik. Die politischen Ideen des deutschen Natio-
nalismus zwischen 1918 - 1933. 3. Aufl. Munchen, 1992; Gerstenberger H. Der revolutionare Konservatismus: ein Beitrag
zur Analyse des Liberalismus. Berlin, 1969; Lenk K. Deutscher Konservatismus. Frankfurt am Main, 1989; Breuer S. Ana-
tomie der Konservativen Revolution. Darmstadt, 1993; Sieferle R.P. Die Konservative Revolution: funf biographische
Skizzen (Paul Lensch, Oswald Spengler, Ernst Jtinger, Hans Freyer. Frankfurt am Main, 1995; Bussche R. von dem. Kon
servatismus in der Weimarer Republik: die Politisierung des Unpolitischen. Heidelberg, 1998.

47 Ischida Y. Jungkonservative in der Weimarer Republik. Der Ring-Kreis 1928-1933. Bern, 1988; Hietala M. Der neue Na-
tionalismus in der Publizistik Ernst Jungers und des Kreises um ihn 1920 - 1933. Helsinki, 1975; Kondyles P. Konservati-
vismus. Geschichtlicher Gehalt und Untergang. Stuttgart: Klett-Cotta, 1986; Rohkramer Th. Eine andere Moderne? Zivili-
sationskritik, Natur und Technik in Deutschland 1880 - 1933. Paderborn; Munchen; Wien; Zurich: Schoningh, 1999.

48 Klemperer K. von. Konservative Bewegungen zwischen Kaiserreich und Nationalsozialismus. Munchen, 1962; Stern
F.R. Kurturpessimismus als politische Gefahr. Eine Analyse nationaler Ideologic in Deutschland. Bern, Stuttgart, Wien:
Scherz, 1963; Dupeux L. «Nationalbolschewismus» in Deutschland 1919 - 1933: kommunistische Strategic und konserva-

ности и оправданности определенного сравнительно-ретроспективного анализа историографии «консервативной революции», счел возможным частичное использование трудов ведущих отечественных специалистов в области исследования немецкой «консервативной революции» П.Ю. Рахшмира, СВ. Артамошина, С.Г. Алленова, А.В. Михайловского, А.Ф. Филиппова, О.Ю. Пленкова и др49. В-четвертых, источниками стали труды самих «консервативных революционеров», которые сыграли ключевую роль в ее идеологии О. Шпенглера, К. Шмитта, Э. Юнгера, А. Мёллера ван ден Брука и др50. На защиту выносятся следующие положения:

  1. Историография «консервативной революции» с момента своего становления становится крупным направлением истории идей в германской гуманитарной мысли. Значительную роль в ее возникновении и развитии сыграло, во-первых, преодоление национал-социалистического прошлого, к идеологической подготовке которого, как показала история, «консервативные революционеры» имели прямое отношение. Во-вторых, неослабевающий интерес к интеллектуальному наследию ведущих представителей «консервативной революции».

  2. Хронологически германскую историографию «консервативной революции» можно разделить на два этапа. Первый - с 1950 г. до 1990 г. На этом этапе на теоретико-методологическом и конкретно-историографическом уровне преобладала либеральная парадигма в трактовке «революционного консерватизма», которая рассматривала идеологию «консервативной революции» как феномен проявления радикального немецкого консерватизма первой половины XX столетия, обусловленный кризисом германского общества и государства. Несмотря на доминирование на теоретико-методологическом уровне консервативной концепции А. Молера, либеральная историография значитель-

tive Dynamik. Munchen, 1985.

Рахшмир П.Ю. Проблема взаимосвязи нацизма и «революционного консерватизма» в буржуазной историографии // Ежегодник германской истории, 1972. М.:, 1975. - С. 409 - 431 и. д.; Артамошин СВ. Понятия и позиции консервативной революции: интеллектуальное течение «консервативной революции» в политической жизни Веймарской республики. Брянск, 2011 и. д.; Алленов С.Г. «Консервативная революция» в Германии 1920-х - начала 1930-х годов. Проблема интерпретации // Политические исследования. 2003. №4. С. 94 - 107 и. д.; Михайловский А.В. Консервативная революция: апология господства. // Концепт «Революция» в современном политическом дискурсе / под ред. Л.Е. Бляхера, Б.В. Межуева, А.В. Павлова. СПб.:, 2008. С. 264 - 283 и. д.; Пленков О.Ю. Мифы нации против мифов демократии: немецкая политическая традиция и нацизм. СПб.:, 1997 и. д.; Филиппов А.Ф. Карл Шмитт. Расцвет и катастрофа // Шмитт К. Политическая теология. Сборник / Пер. с нем. М.:, 2000. С. 259 - 314 и. д.

Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность / Пер. с нем. М.:, 1993.; Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. Всемирно-исторические перспективы / Пер. с нем. М.:, 1998; Шпенглер О. Пруссачество и социализм / Пер. с нем. М.:, 2002 и. д.; Шмитт К. Политическая теология. Сборник / Пер. с нем. М.:, 2000 и. д.; Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная мобилизация; О боли. / Пер. с нем. СПб.:, 2000; Юнгер Э. Националистическая революция. Политические статьи 1923 - 1933.// Пер. с нем. М.:, 2008 и. д.; Мёллер ван ден Брук А. Третья империя // А. Мёллер ван ден Брук, А. Васильченко. Миф о вечной империи и Третий рейх. М.:,2009. С. 112 - 364.

но отклонилась от изначально заданной схемы основоположника исследования «консервативной революции», углубив и расширив проблематику.

  1. Второй этап начинается с 1990 г. и продолжается до настоящего времени. Его характерная черта - отказ исследователей от преимущественно морально-этической оценки идеологии «консервативной революции» и переход в ее изучении к проблемам, которые в 1950 1980-х гг. не находили должно освящения. В частности, была использованная концепция модернизации, которая позволила по-новому посмотреть на феномен «революционного консерватизма» в целом, что привело к переосмыслению научно-теоретического потенциала данной проблематики. Особенностью современного этапа германской историографии «консервативной революции» стала попытка дезавуировать (прежде всего в трудах Ш. Бройера и Р. Буше) существование самого феномена в интеллектуальной истории Веймарской республики.

  2. Основными предметными областями германской историографии «консервативной революции» являются: идейно-политические предпосылки, течения «консервативной революции», ее политические идеи, проблема соотнесения идеологии «консервативной революции» с идеологией и практикой национал-социализма. Исходя из многомерности предмета исследования, эти проблемные поля в изучении «консервативной революции» получили достаточно широкий спектр интерпретаций.

  1. Важнейшей частью исследования «консервативной революции» стала оценка идейного и интеллектуального наследия ее ведущих представителей. Германские авторы, понимая всю неоднозначность интеллектуального наследия ведущих протагонистов «консервативной революции», никогда не связывали этот вклад исключительно с идейно-политическим проявлением правого радикализма в Веймарской республике, а рассматривали его в контексте развития общественно-политической и гуманитарной мысли первой половины XX столетия.

  2. Исходя из многоплановости объекта исследования в германской историографии «консервативной революции» (впрочем, как в западной и отечественной) до настоящего времени не существует более или менее устоявшейся точки зрения на определение самого феномена и его сущности. С одной стороны, это привело к возникновению и со -существованию ряда конкурирующих теоретико-методологических концепций и подходов в исследовании «консервативной революции». С другой стороны, позволило

рассматривать «консервативную революцию» во всем ее многообразии, что в принципе соответствует духу ее идеологии и различным формам ее проявления.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественной и европейской историографии комплексно изучена германская историография немецкой «консервативной революции». Впервые в практике историографического исследования автором дана целостная картина становления, эволюции и современного состояния германской историографии «консервативной революции». Показана ее значимость для развития западной историографии «консервативной революции». Рассмотрены основные теоретико-методологические концепции и подходы германских исследователей к феномену «консервативной революции». Раскрыты основные проблемы в истории «консервативной революции», на которые прежде всего обращали внимание германские исследователи. Проанализирован интеллектуальный и персональный вклад ведущих идеологов «консервативной революции», данный в трудах германских исследователей.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для сравнительного историографического анализа немецкой «консервативной революции». Содержание диссертации впервые на историографическом уровне представляет различные аспекты германского «революционного консерватизма», которые во многом являются типическими для изучения подобного феномена в других странах. Результаты диссертационного исследования также важны для критического рассмотрения современных правых идейных движений, последователей классической формы «консервативной революции». Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке лекционных и специальных курсов по историографии всеобщей истории, истории германской исторической науки, новейшей истории Германии, специальных курсов по истории и историографии Веймарской республики.

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертации отражены в двух монографиях, одном учебном пособии, десяти статьях в журналах, рекомендуемых ВАК, статьях, изданных в Москве, Екатеринбурге, Томске, Иваново, Кемерово, Ростове-на-Дону и др. Основные положения диссертации были изложены в докладах и сообщениях автора на международных и всероссийских научных конференциях (Москва, 2007, 2009 г, Кемерово, 2000, 2003, 2005, 2007, 2008 гг., Томск, 2009 г. и др.).

Диссертация обсуждалась на кафедре Новой, новейшей истории и международных отношений Кемеровского государственного университета.

Структура диссертации соответствует поставленным цели и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Оценка феномена «консервативной революции» в контексте интеллектуальной традиции немецкого консерватизма и правого радикализма в 1950 - 1980-е гг

Рассматривать основные этапы становления и развития западногерманской историографии «консервативной революции» можно в нескольких ракурсах. Первый - вытекает из теоретико-методологических подходов к изучению консерватизма. Для этого необходимо обратиться к проблеме типологизации консерватизма, которую мы рассмотрим на примере обобщающих трудов таких признанных исследователей немецкого консерватизма и «консервативной революции» как К. Ленк и Ш. Бройер.

К. Ленк выделяет следующие подходы к интерпретации консерватизма. Один из них - историко-социологический, в котором консерватизм считается аристократической и клерикальной реакцией на последствия Великой французской буржуазной революции. Консерватизм стремится сохранить прединдустриальные, феодальные институты общества. Таким образом, в историко-социологической интерпретации консерватизм выступает как ограниченная во времени и пространстве идеология аристократии против эмансипации буржуазных слоев общества7 .

Второй подход к изучению консерватизма Ленк определяет как универсально-антропологический. Сторонники этого подхода исходят из позиции существования вечных универсальных ценностей. Консерватизм в такой интерпретации выступает как система сохранения универсальных ценностей и добродетелей, обладающая действенной силой для всех социальных слоев и исторических периодов .

Третий подход рассматривает консерватизм как некий ситуационный феномен. Он основывается на представлении о возникновении в тот или иной момент истории угрозы существующему социально-политическому порядку. Консерватизм в данной интерпретации выступает как исторически модифицированный арсенал прежних идеологических образцов, которые можно использовать для сохранения общественного равновесия .

Ш. Бройер выделяет три группы исследователей, которые с разных позиций стремятся трактовать сущность консерватизма в целом и немецкого консерватизма в частности. Первая рассматривает консерватизм с морально-ценностной точки зрения. Вторая считает консерватизм историко-специфическим феноменом предсовременного общества и поэтому полагает, что включать его в число современных идеологии можно с большой долей условности. Третья группа исследователей, по мнению Бройера, для того, чтобы выявить динамику развития идеологии консерватизма, вводит понятие «консервативная революция», обоснованием которого и занимается .

Однако показать эволюцию германской историографии «консервативной революции» в контексте развития теоретико-методологических подходов к изучению консерватизма едва ли представляется возможным. Здесь следует учитывать сложность и неоднозначность идеологии «консервативной революции», которая объединяла в себе и ценностные, и ситуативные черты. Эту особенность неоднократно отмечали сами исследователи феномена.

Вторым ракурсом рассмотрения проблемы «консервативной революции» в историографии может стать политическая составляющая историографического процесса, то есть выделения в историографии «консервативной революции» консервативного, либерального и прочих направлений. Но и в этом случае мы не добьемся искомого результата, так как господствующие позиции в историографии «консервативной революции» занимало либеральное направление, которое и оказало решающее влияние на ее становление и развитие. Исходя из вышесказанного, мы попытаемся синтезировать теоретико-методологическую и политическую составляющие историографического процесса и рассмотреть эволюцию германской историографии «консервативной революции» в сравнительно-исторической ретроспективе, выделяя главные проблемы, которые интересовали исследователей на разных этапах изучения «консервативной революции».

Большое влияние на проблему интерпретации «консервативной революции» в историографии «старой» ФРГ, как и в целом на исследование истории немецкого консерватизма, оказала концепция «преодоления прошлого». Возникшая в 1950 - 1960-х гг. концепция «преодоления прошлого» означала моральное, идейное и политическое преодоления предпосылок и последствий национал-социализма. Учитывая идейную близость двух течений праворадикальной мысли Веймарской Германии «консервативной революции» и национал-социализма, концепция «преодоления прошлого» может быть вполне применима и к рассмотрению германской историографии «революционного консерватизма». Эта историография возникла на фоне широкого научного и общественно-политического дискурса, связанного с преодолением последствий нацистского прошлого. Как отмечает А. Госслер, послевоенная историография «консервативной революции» развивалась в русле моральных дебатов о вине за нацистское прошлое и пыталась определить отношение «революционно-консервативных» авторов к национал-социализму с точки зрения их конфликта и одновременно участия в коричневом захвате власти .

Для начала рассмотрим предысторию возникновения самого термина и его ранние интерпретации75.

Впервые в германской интеллектуальной традиции выражение «консервативная революция» использовал Томас Манн в статье 1921 года «Русская антология». Характеризуя роль Ницше как «революционера духа», он писал: «Его синтез состоит из Просвещения и веры, свободы и связанности, духа и плоти, «бога» и «мира». Он выражен артистически, чувственно, с большой долей критицизма, политически консервативно и революционно. Ибо консерватизм использует только дух, чтобы стать революционным, в противоположность позитивистскому и либеральному Просвещению. Ницше уже в «Несвоевременных размышления» стал родоначальником консервативной революции» .

В политическом смысле выражение «консервативная революция» впервые использовал один из ее выдающихся протагонистов Артур Мёллер ван ден Брук в 1923 году в книге «Третий рейх», своего рода «библии» немецкого «революционного консерватизма». Касаясь оценки Ноябрьской революции в Германии, он писал: «То, что сегодня является революционным, завтра станет консервативным. Мы не хотим продолжать революцию, а лишь подхватить идеи, которые остались еще непонятыми. Мы хотим увязать эти революционные идеи с консервативными, которые всплывают снова и снова. Мы хотим продвигать эту Консервативную революцию, пока не добьемся условий, при которых мы сможем жить» . Однако выражение «консервативная революция», как бы случайно оброненное Мёллером ван ден Бруком, не нашло в дальнейшем распространения ни у него самого, ни в круге его единомышленников младоконсерваторов.

Общественный резонанс понятие «консервативная революция» приобрело только после знаменитой речи известного поэта Гуго фон Гофманншталя «Литература в духовном пространстве нации», произнесенной 10 января 1927 года в Мюнхенском университете78. Гофманншталь предпринял попытку сравнить немецкую и французскую нации и значение литературы в Германии и Франции. Он сделал вывод о том, что в Германии, в отличие от Франции, утеряна связь между литературой и обществом. Видя в литературном творчестве «духовное пространство нации», поэт говорил о необходимости «круговорота» духовного и общественного начал, слитности, взаимного обогащения литературного вымысла и народной жизни. Отсутствие такого соединения всех продуктивных сил немецкой нации в области литературы являлось для Гофман-шталя симптомом поразившего Германию глубокого духовного кризиса. Мечтая о его преодолении, он обращался к соотечественникам, ищущих, как ему представлялось, ни свободы, а синтеза духа и политики, из которых родится новая, истинная нация. Возвращение литературы на свои прежние позиции, установление новых отношений между ней и обществом Гофманншталь и назвал «консервативной революцией», под которой понимал, прежде всего, духовную революцию. «Процесс, о котором я говорю, есть ничто иное, как консервативная революция, такого размаха, которого еще не видала европейская история. Ее цель - создание формы новой немецкой действительности, в которой могла бы участвовать вся нация», - провозглашал Гофманншталь79.

Течения «консервативной революции»

Сложный идейный и политический генезис идеологии «консервативной революции» обусловил еще большую сложность в проблеме типологизации ее течений. В идеологии «консервативной революции» произошел синтез казалось бы несоединимых элементов - архаики и модерна. Это способствовало тому, что к лагерю «революционных консерваторов» причисляли едва ли не антагонистические в идейном отношении фигуры. Размытость идейно-политических границ внутри «консервативной революции», изначальная парадоксальность «консервативно революционной» идеологии делают фактически невозможным стремление упорядочить ее направления. Западногерманские исследователи обычно старались особо не затрагивать проблему классификации идейных течений «консервативной революции» ввиду исключительной трудности ее решения.

Наряду со сложностью классификации идейных течений «консервативной революции» из-за ее идейного многообразия и неоднозначности, в проблеме выделения ее направлений существует другой важный аспект: ярко выраженная персонализация того или иного течения «революционного консерватизма». Идейный характер «консервативной революции» был таков, что каждое из ее направлений персонифицировалось с его ведущими представителями.

Типология «консервативной революции», предложенная А. Молером, вызывала не меньшую дискуссию, чем собственно его концепция. Он выделил в «консервативной революции» пять течений, или по его определению, пять групп - фёлькиш, младоконсерваторы, национал-революционеры, движение молодежи «бюндиш» (Jugendbewegung), движение селян (Landvolkbewegung), признавая при этом, что дать четкую классификацию существовавших внутри «консервативной революции» течений не представляется ввиду их чрезвычайной идейной дробности345. А. Молер писал, что существуют пять совершенно различных групп, на которые распадается «консервативная революция», которые существенно различаются друг с другом. Первые три группы за неимением конкретного приложения так и остались идеологическими движениями. Тогда как две последних, а именно: движение селян и молодежное движение - это вполне конкретные исторические феномены, в которых идеологическая суть проявилась лишь задним числом. Крестьянское движение так и осталось литературно немым, взяв своих апологетов как бы «взаймы» у других групп.

При этом А. Молер поясняет, что подбирая для пяти групп названия, он старался придерживаться исторических реалий. Эти термины не являются его изобретением. Он, по его словам применил обозначения, употреблявшиеся в ту эпоху, о которой говорил, несколько расширяя их смысл - до уровня совокупного наименования целой группы. Поскольку принципом выбора названий не была какая-то единая сквозная теория, обозначения пяти групп расположены как бы на разном уровне.

Из этого списка, можно по нашему мнению, исключить две последние группы, которые были весьма специфичны по своему политическому составу. И если они и принадлежали к «консервативной революции», то явно стояли не в первых ее рядах. Более сложен вопрос относительно принадлежности к «консервативной революции» фёлькиш. Это признает и сам Молер. «Фёль-киш» занимают первое место, поскольку они являются единственной из пяти групп, которая перешла из вильгельмовой эпохи в наше время без каких-либо видимых изменений»346. Молер отмечал глубокий мистицизм фёлькиш, их апелляцию к понятиям «раса», «народ», «ландшафт», «язык» «нордический», «германский», «немецкий», а также к «органицистским» учениям, которые провозглашают народ и государство живыми и растущими, в своей жизни предельно напоминающими растения. Таким образом, по мнению Молера, очертания фёлькиш-движения расплываются беспредельно, в особенности в низших его кругах. Эта расплывчатость контуров усиливается мощным потоком из множества возвращающихся к христианству вольных «тайноведов», пытающихся открыть покинутые христианством и обойденные прогрессом «потаенные миры» .

Именно к этим учениям и относится высказывание позднего Эрнста Юнгера о «теориях, выведенных лет пятьдесят назад из обувной подошвы учителями сельских школ» . Такая оценка, по словам Молера, типична как для национал-революционеров типа Юнгера, так и для младоконсерваторов: представители обеих групп дистанцировались от фёлькиш как от каких-то мучительно дальних родственников. Для не менее многочисленных младоконсерваторов и национал-революционеров теоретики фёлькиш представлялись необозримо разбредшейся толпой, которую не стоит принимать всерьез, - скорее, к ней следует отнестись с некоторой иронией349.

Фёлькиш, согласно Молеру, являются в наименьшей степени единой группой конечно же потому, что они глубже всех уходят вспять. Причем сразу в двух смыслах: и в движении, и в проекциях исторического направления своих мечтаний. Внутри движения фёлькиш постоянно разыгрывается обозначенный выше переход от твердынь христианства и прогрессивного мышления к поиску новых «мировоззрений» (Weltanschauungen). Многие исследователи вслед за Молером отмечали тесную идейную близость двух течений немецкого радикального консерватизма первой половины XX века. Но, признавая эту близость, исследователи в тоже время не стремились полностью отождествить идеологию фёлькиш и «консервативной революции».

Поэтому среди этих пяти групп, выделенных Молером, существовали, на наш взгляд, два действительно классических течения «консервативной революции» - младоконсерваторы и национал-революционеры. Молер определяет младоконсерватизм как серединное идейное течение между фёлькиш и национал-революционерами. Основу младоконсерватизма заложили А. Мёллер ван ден Брук и его последователи . Главная идея, вокруг которой концентрировалась политическая мысль младоконсерваторов, стала идея достижения нового рейха. Он мыслился как принцип такого государственного устройства, в котором могли бы совместно проживать различные народы. Это выходило за рамки государственного устройства Второй империи, сформированной О. фон Бисмарком по принципу национального государства . Молер указывает на то, что форма новой империи в кругах младоконсерваторов понималась по разному, от национального социализма А. Мёллера ван ден Брука до неоаристократического и неохристианского государства Э. Ю. Юнга.

Национал-революционеры были наиболее молодой и активной группой среди «консервативных революционеров». Она, по мнению Молера, объединяла прежде всего фронтовиков, чьё мировоззрение сформировалось в окопах Первой мировой войны. «Они воплощали «новый революционный тип», они и были собственного говоря носителями «немецкого нигилизма» . За принятием и восхищением современной технической цивилизации национал-революционеры преследовали консервативные цели национального единства и полноты национальной жизни народа . Они желали «мир прогресса бить его же собственным оружием»354. Поскольку в основе мировоззренческих и политических размышлений национал-революционеров находилось понятие «нация», Молер определяет их как «новых националистов». «Новый национализм» «национал-революционеров» отличался как от буржуазно-либеральной национально-государственной идеи, так и от расово-почвенического национализма фёлькиш355. Другой характерной чертой национал-революционной идеологии стал синтез национализма и социализма, особенно в трудах Э. Никита и Э. Юнгера356. К. Зонтхаймер выделяет шесть основных идейно-политических направлений антидемократической мысли в Веймарской республике: доичнационалов (Национально-немецкая народная партия), «консервативную революцию», революционный национализм, национал-большевизм, движение фёлькиш и национал-социализм. Эта классификация Зонтхаймера, на наш взгляд, не совсем верна, так как он искусственно отделяет друг от друга важнейшие течения «консервативной революции» - революционный национализм и национал-большевизм (в его правом варианте), которые являлись ее составной частью. В этом отношении типология идейно-политических течений «консервативной революции», данная Зонтхаймером, представляется менее убедительной в сравнении с Молером.

Младоконсерватизм А. Мёллера ван ден Брука

А. Мёллер ван ден Брук (1876 - 1925) был, пожалуй, единственным значительным идеологом «консервативной революции», чей переход на позиции «революционного консерватизма» был предопределен его довоенным творчеством. Он получил признание как литературный и театральный критик, переводчик и издатель совместно с Д. С. Мережковским первого немецкоязычного собрания сочинений Ф. М. Достоевского. Мёллер ван ден Брук уже в своих довоенных работах выразил эстетическое неудовлетворение культурой и повседневностью кайзеровского рейха и позиционировал себя, как немецкого националиста, презиравшего буржуазию и все, что с ней связно. В дальнейшем исследователи неоднократно указывали на то, что истоки младоконсерватизма Мёллера ван ден Брука находятся в его довоенных сочинениях.

«Как многие интеллектуалы конца века, - замечает Клеменс фон Клемперер, - Мёллер испытал влияние тезиса Буркхардта, народ не может в одно и то же время обладать великой культурой и политической значимостью»704. Клемперер однозначно относит творчество молодого Мёллера ван ден Брука, испытавшего сильное влияние Ницше, к феномену «культурной оппозиции против Второго рейха»705. Ален де Бенуа писал относительно истоков политического мировоззрения Мёллера ван ден Брука: «Для того чтобы узнать характер разных народов, утверждает он, искусство дает намного больше ключей, чем политические и общественные институты. Это выливается у него в примат эстетики: образ общества это - прежде всего художественный образ»706.

Служба в годы Первой мировой войны в ведомстве военной пропаганды подвигла Мёллера ван ден Брука обратить внимание на политику и стимулировала его интерес прежде всего к проблемам современной политики и поиску смысла национальной идентичности немцев, которым он увлекался еще до войны7 7. Изданный в 1916 году «Прусский стиль» стал рубежной вехой в политизации творчества Мёллера ван ден Брука. Книга формально была посвящена архитектуре, но фактически автор обнаружил так называемый прусский стиль, который быстро распространил на другие сферы действительности. «Пруссачество», которое Мёллер рассматривает несколько по-другому, чем Шпенглер, является, прежде всего, принципом деятельности. В то же самое время оно представляет идею синтеза, всеохватывающую форму, которая позволила объединить в один народ германцев и славян. В прусском мире стиль - это одновременно моральное правило (этос), государственное мышление и принцип формы .

Первой значительной политической работой Мёллера ван ден Брука становится, написанная в 1918 году и изданная в 1919 году «Право молодых народов» . затем последовали статьи по различным вопросам текущей политики, и, наконец, вышедший в 1923 году главный шедевр политической публицистики Мёллера ван ден Брука «Третий рейх». Одновременно, начиная с 1919 года, Мёллер ван ден Брук с группой единомышленников (Генрих фон Гляй-хен, Ганс Шварц, Макс Хильдеберт Бём и др.) разворачивает активную организационную деятельность, которая в конечном итоге привела к созданию в 1919 году идейного центра младоконсервативного направления в идеологии «консервативной революции» «Июньского клуба» (в дальнейшем, после смерти Мёллера ван ден Брука, переименованного в «Клуб господ»), одного из влиятельнейших теневых политических клубов первых лет существования Веймарской республики. Участники «Ріюньского клуба» стали инициаторами формирования более широкого объединения, быстро набирающего силу младоконсервативного движения - движения кольца (Der Ring-Bewegung).

Интеллектуальные искания Мёллера ван ден Брука в начале 1920-х гг. проходили вокруг идеи национального единства и преодоления Версальской политической системы и Веймарской республики. Политические размышления, начатые в ряде статей, опубликованных в 1920 - 1922 гг. в правых журналах и газетах, были обобщены в книге с броским названием, претендующим превратиться в цель государственного строительства Германии. Сначала автор планировал назвать ее «Третья партия», так как она должна была привести к созданию единой партии германской нации в противовес, как кайзеровским партиям, так и партиям веймарской системы. Однако потом название было изменено и превратилось в «Третий рейх». В этом сочинении Мёллер попытался пересмотреть роль консервативных ценностей в немецком обществе. Им было заявлено о необходимости трансформации консервативной идеи с учетом современных политических задач. Идеология германского консерватизма кайзеровской эпохи находилась, по мнению Мёллера, в упадке и она была уже не в состоянии возбудить в сердцах людей столь необходимую энергию, как раньше. Современная задача германского национального движения должна заключаться в подготовке масс к будущим свершениям, в обретении ими политической динамики. Нация должна проснуться. Разбудить её могла только национально и патриотически ориентированная интеллигенция, стоящая на позициях революционного консерватизма, обладающая стремлением и жаждой деятельности. Трансформация консерватизма выражалась, прежде всего, в том, что, по мысли Мёллера, «консервативная революция» должна отойти от традиционной монархической ориентации. Она признавала крушение идеологии традиционного консерватизма, трагический надлом современности и жила надеждой на будущее, которое не будет напоминать доброе кайзеровское прошлое. Один из видных деятелей «Июньского клуба» М. X. Бём писал по этому поводу: «Нас никогда не ослепит бледное сияние вильгельмского времени, маленькая воля или вялая тоска к реставрации кажутся нам смехотворными в тот момент, когда мы видим, как действительно ужасен поворот времени»710.

Первое основательное исследование идейного наследия А. Мёллера ван ден Брука как идеолога «консервативной революции» предпринял К. фон Клемперер. Согласно Клемпереру, истоки политических взглядов Мёллера ван ден Брука следует искать в предвоенном и военном времени. В вышедшей в 1916 году книге о прусской архитектуре «Прусский стиль», Мёллер ван ден Брук вводит в научный и общественный оборот термин «прусский стиль», который он сам же в дальнейшем распространяет от характеристики течений в искусст-ве на сферу политики . Таким образом, по мнению Клемперера, он стал политическим мыслителем под влиянием войны и революции .

Мёллер ван ден Брук выступил как духовный вождь нового поколения, которое критически относилось к буржуазным ценностям. Его политические воззрения определялись поиском мифологических основ политики. Такой подход к пониманию политики являлся эмоциональным, но в тоже время позволял выработать достаточно динамичное ее восприятие. В этом одновременно выражалась слабость и сила политических взглядов Мёллера ван ден Брука и всего неоконсервативного движения в Веймарской Германии, которое в сравнении с немецким консерватизмом кайзеровской эпохи, оставалось по существу аполитичным движением713.

Тезис о противоречиях между «старыми» и «молодыми» народами стал для Мёллера ван ден Брука ключевым в объяснении причин Первой мировой войны. Истоки концепции о «молодых» народах, восходили к предвоенным временам. По убеждению Клемперера, Мёллер ван ден Брук перенес предвоенный культ молодежного движения в Германии на почву географического мистицизма. Англичане, французы, итальянцы принадлежали, по убеждению Мёллера ван ден Брука, к «старым» народам. Немцы, русские и американцы - к «молодым»714.

В контексте вклада Мёллера ван ден Брука в разработку внешнеполитической программы германского младоконсерватизма в Веймарской республике Клемперер делает два примечательных вывода, с одним из которых можно согласиться, с другим нет. Оправдан, на наш взгляд, вывод о том, что концепция «молодых» народов, как и русский большевизм, была антиимпериалистиче-ской . Однако едва ли можно согласиться с убеждением Клемперера о том, что книга «Право молодых народов» была написана в пику 14-ти пунктам президента В. Вильсона, и что если бы на Парижской мирной конференции победили бы предложения Вильсона, то не было бы дальнейшей радикализации политических взглядов Мёллера ван ден Брука вплоть до разработки концеп-ции «Третьего рейха» . Клемперер явно не учитывает логику развития внешнеполитической концепции германского консерватизма, которая после поражения Германии в Первой мировой войне приобрела радикальный характер, особенно у «новых» течений, каким без сомнения являлась «консервативная революция».

Концепция «тотального государства» К. Шмитта

Карл Шмитт (1888 - 1985), как и его близкий друг Э. Юнгер, второй значительный представитель «консервативной революции», вокруг интеллектуального наследия которого во второй половине XX столетия развернулись ожесточенные научные и общественно-политические дебаты. Частично это было связанно с тем, что Шмитт, также как и Юнгер, прожил долгую жизнь и во второй ее половине как бы оказался ответственным за все идейные и политические ошибки, совершенные «консервативными революционерами», особенно за свой кратковременный период с 1933 по 1936 год сотрудничества с нацистским режимом. Но дело не в том, что на Шмитта западногерманская и европейская общественность возложила все грехи «консервативно революционного» движения, а в том, что Шмитт рассматривается в немецкой и западной гуманитарной мысли прошедшего столетия как наиболее значительный критик принципов политического плюрализма, демократии, либерализма, оппонент парламентаризма и почитатель итальянского фашизма, противник правового государства и естественного права и сторонник неоабсолютизма. Однако, с другой стороны, эта, в своем роде уникальность политической философии Шмитта, которую не оспаривали даже его непримиримые интеллектуальные оппоненты, как, например, бывший ученик и будущий отец-основатель идеологии неоконсерватизма Лео Штраус, вызывает не ослабевающий интерес к его творчеству.

Курт Зотнхаймер в статье-некрологе на смерть Карла Шмитта в еженедельнике «Die Zeit» писал, что мы по-разному оценивать воздействие и влияние Шмитта, но неоспоримо одно: Шмитт как никакой другой немецкий правовед и политический философ наложил глубокий отпечаток на конституционные, политологические дискуссии XX столетия971. Дебаты вокруг Шмитта то успокаиваются, то разгораются вновь .

С 1919 г. начинается самый плодотворный период творчества К. Шмитта, который, в целом, приходится на весь период существования Веймарской республики и является откликом на политическую ситуацию того времени. Как считает П. Ноак, эта политическая нацеленность была трагедией Шмитта, привязывая его произведения к политической ситуации Веймарской республики, но вместе с тем, это не умоляет значения его работ . Успешный ученый, входивший в элиту современной ему немецкой юридической и политической науки, вполне обеспеченный и финансово независимый человек, католик, принадлежность которого к «консервативной революции» порой оспаривалась , Шмитт, тем не менее, по радикальности своей политической философии не уступал национал-социалистам. Единственная разница была в том, что Шмитт сумел превратить эту радикальность в методологически и логически выверенную научную концепцию, споры вокруг которой не утихают до настоящего времени.

В центре правовой и политической мысли К. Шмитта находилась категория «государство», которое он понимал в русле традиций немецкого обществозна-ния как субстанциональное единство. Из такого подхода к определению сущности государства вытекало его отрицательное отношение к либеральному государству. П. Ю. Рахшмир писал по этому поводу: «Опыт Шмитта отражает тенденцию к радикализации традиционного, а порой и либерального консерватизма в кризисных ситуациях» 75. По существу Шмитт стал автором, и этого он не скрывал сам, концепции диктатуры тоталитарного государства (тотального по терминологии того времени), а такие политико-юридические категорий Шмитта как политическая теология, понятие «политического» и дихотомия друга/врага в политике прочно вошли в лексикон современной гуманитарной мысли. Приведем обширную цитату из самого Шмитта, которую можно рассматривать как квинтэссенцию его воззрений: «Всякая противоположность религиозная, моральная, экономическая или этическая - превращается в противоположность политическую, если она достаточно сильна для того, чтобы эффективно разделять людей на группы друзей и врагов. Политическое заключено не в самой борьбе, которая опять-таки имеет свои собственные технические, психологические и военные законы, но в ясном познании определяемой ею собственной ситуацией и в задаче правильно различать друга и врага»976.

Концепция тотального государства сформировалась у Шмитта не в одночасье. Важными вехами в ее становлении стали следующие труды Шмитта: «Политическая романтика» (1919 г.), «Диктатура» (1921 г.)977, «Политическая теология» (1922 г.), «Духовно-историческое положение парламентаризма» (1923 г.), «Римский католицизм и политическая форма» (1923 г.) , «Понятие политического» (1927 г.)979 и ряд других.

Хэрфрид Мюнклер выделяет два этапа в изучении творчества Шмитта:

1) 1950-е - середина 1980-х гг. - этап постепенного послевоенного «возвращения» интереса к Шмитту в общественно-политической и научной мысли;

2) второй этап начинается с середины 1980-х гг. Его начало было связанно с двумя крупными датами: 1985 годом - годом смерти Шмитта и столетием со дня его рождения в 1988 году. Эти две даты в конечном итоге обусловили значительное возрастание интереса к интеллектуальному наследию Шмитта .

В свою очередь Рейнхард Меринг определяет современное состояние изу-чения творчества Шмитта как «Карл Шмитт - бум» . Он связывает ренессанс интеллектуального наследия Шмитта в 1980-х гг. не просто с важными датами его биографии, а объясняет влиянием неоконсервативной волны. В частности, ренессанс Шмитта стал такой же неотъемлемой чертой интеллектуального ландшафта ФРГ 1980-х гг. как, например, «спор историков» или обсуждение проблемы - Хайдеггер и нацизм. При этом Меринг выделяет три направления в современной шмиттиане: консервативное, либеральное и левое .

Кристиан фон Кроков в одной из первых монографий о «консервативной революции» писал, что на вопрос как в условиях уничтожения правовых демократических норм возможно отличить друга от врага, Шмитт давал простой ответ: через позицию децизионизма (от лат. Dezisio - решение), под которой он понимал суверенное решение субъекта политического действия. Знаменитая формула Шмитта гласила: «Суверенен тот, кто принимает решение о чрезвычайном положении»983. Кроков понимает принцип политического решения у Шмитта как принцип полного освобождения от каких-либо политико-юридических норм. Кроме того принцип решения должен базироваться исключительно на нормах чрезвычайного законодательства, применяемых в условиях чрезвычайного положения .

Фолькер Нойманн в монографии «Государство в гражданской войне. Континуитет и изменения понятия государства в политической теории Карла Шмитта» констатирует, что Шмитт занимает важнейшее место в развитии консервативного государственно-правового учения в юриспруденции Веймарской республики, основанного как на его интеллектуальном влиянии, так и на результатах политического воздействия его концепции .

Нойманн обращает внимание на критику Шмиттом политической романтики. Выступив против политической романтики, Шмитт, согласно Нойманну, преследовал одну главную цель. Он подверг критики политические концепции части немецких правых, которые продолжали оставаться в тени великого немецкого политического романтизма XIX столетия и не замечали современности. Под категорией «политической романтики» Шмитт фактически объединил государственно-правовые воззрения романтиков-консерваторов и либеральной буржуазии. И те, и другие не были способны проявить подлинную политическую активность. Либеральная буржуазия романтизировала образ врага, как возможного оппонента для ведения политических дискуссий и поэтому увязла в принципах парламентаризма. Романтики-консерваторы, основываясь на своих представлениях о народе и народном сообществе, пытались соединить несоединимое: разрешить все противоречия в обществе на основе концепции некого третьего пути. Такие представления исходят из старой романтическои идеи государства как надындивидуального целого .

Нойманн подчеркивает, что для Шмитта буржуазное правовое государство не являлось самостоятельной государственной формой, а было порождением борьбы буржуазии с абсолютной монархией. Характерная черта правового государства - политическое и правовое лавирование буржуазии, что соответствует ее историческому и социальному промежуточному положению между абсолютной монархией и набирающей силу пролетарской диктатурой987. В этой связи Нойманн сравнивает взгляды Шмитта и левых радикалов на государство, находя общие черты. В частности, ссылаясь на Э. Никита, Нойманн утверждает, что концепцию друга/врага можно считать буржуазным ответом на марксистскую теорию классовой борьбы . Консервативный радикал Шмитт в своих представлениях о государстве немногим отличался от левых радикалов. Нойманн в целом полагает, что государственно-правовая теория Шмитта испытала значительное влияние идей иррационализма, который был «центральным фундаментом политико-юридических взглядов Шмитта» .

Похожие диссертации на Германская историография идеологии "консервативной революции" как феномена интеллектуальной истории Веймарской республики