Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Христианизация Западной Европы в отечественной историографии середины XIX - начала XX вв. Суприянович, Александра Геннадьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Суприянович, Александра Геннадьевна. Христианизация Западной Европы в отечественной историографии середины XIX - начала XX вв. : автореферат дис. ... кандидата истор. наук : 07.00.09 / Казан. гос. ун-т.- Казань, 1995.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-4/3587-0

Введение к работе

з

Актуальность исследования. Смена ценностных ориентиров, происходящая в современном обществе, отказ ст господствовавших в течение 70-ти лет идеалов, поиск новых имеют одним из своих путей возрождение дореволюционных культурных традиций России. Общество обнаружило усиление интереса к религиям вообще и прежде всего к тем из них, которые способны предложить развернутую систему ценностей. Подобный процесс является естественной чертой переломных периодов жизни любого общества. Одна из ведущих линий его связана с обращением к христианству, внесшему значительный вклад в духовную жизнь современного европейского общества. Несмотря на официально провозглашенный отказ СССР и РСФСР, как его части, от собственного религиозного культурного наследия, основные духовные ценности огромной доли населения общества продолжали нести печать христианского миропонимания, лежащего в основе всей современной европейской цивилизации. Современное возрождение интереса к религии, к христианской в частности, стало совершенно логичным следствием переориентации российского общества. Отсюда вытекает насущная практическая потребность изучения христианства.

Со времени утверждения массового атеизма в СССР проблемы истории религии не относились к числу актуальных. В результате в такой сфере научного знания, какой является историческое религиоведение вообще и в области изучения истории христианства в частности, четко вырисовываются два примерно равных по продолжительности периода (порядка 3/4 столетия) - дореволюционный, отмеченный складыванием целых научных направлений и школ, достигших в своем развитии европейского уррвня и признания, и советский, уникальность которого состояла в том, что атеизм, санкционированный всей мощью государства, был особо направлен против "дипломированных лакеев поповщины" и признавал ведущим видом анализа истории христианства его критику. Для секуляризированного сознания проблемы истории христианства были не интересны, а то и вредны, равно как и творчество ученых, посвятивших

себя исследованиям духовного мира Людей прошлого. Сегодня научное наследие последних составляет забытые страницы нашей исторической науки. Потребность введения в научный оборот комплекса дореволюционной литературы вытекает не только, даже не столько, из недостаточности советской историографии западно-европейского христианства, но из той научной значимости, которую имеют труды отечественных дореволюционных исследователей зарубежного христианства.

Целью данной диссертационной работы является исследование отечественной дореволюционной историографии западного христианства и анализ вклада ее представителей в разработку проблем христианизации Западной Европы. Автор исходит из того, что история светской (университетской) дореволюционной исторической науки получила глубокую разработку в историографии, но ее значительная часть (целый домен), включающая труды, посвященные западно-европейскому христианству, не нашла историографического осмысления. Духовно-академическая историческая наука не исследовалась вовсе.

Путь к достижению поставленной цели автор видит в решении следующих задач:

выяснить причины, обусловившие возникновение интереса к истории христианизации Западной Европы;

определить центры изучения проблемы и проследить процесс складывания школ изучения западно-европейского христианства; выявить характерные черты их научной специализации;

рассмотреть особенности организации духовно-академической науки, определявшие формирование историографии проблемы;

проследить этапы и тенденции изучения истории христианизации Западной Европы, влияния на этот процесс политических и идеологических факторов и эволюцию исследовательских подходов;

- определить масштабы проводившихся исследований, проблематику, имена ведущих историков, осуществлявших исследования в области истории зарубежного христианства;

- рассмотреть практику их конкретно-исторических иссле
дований, источниковую и теоретико-методологическую базу;

- выяснить степень изученности проблем истории "обращения" Европы к 1917 г.; оценить вклад отечественных историков, разрабатывавших историю западно-европейского христианства, в мировую науку.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 30-х гг. XIX века, когда появились первые исследования проблемы, до исторического перелома в судьбе страны и науки, произошедшего в 1917 г.

Источниковая база многообразна и включает следующие основные группы источников:

первоисточники - христианские священные книги, сочинения античных и раннесредневековых писателей;

исследования дореволюционных российских ученых указанного периода, представителей светской и богословской науки. Привлекаются также произведения и более раннего времени, рассмотрение которых важно для понимания процесса становления историографии проблемы;

учебная литература, показывающая распространение результатов исследовательской работы ученых;

публицистика, отражающая связь между состоянием научной разработки проблемы и практическими запросами и интересами общества, появление и развитие историографических тенденций;

- законодательные акты, в первую очередь, уставы духовных академий, определявпіие организацию и условия развития духовной науки;

- биографические труды, некрологи, биобиблиографические статьи различных энциклопедий, содержащие информацию о жизни и деятельности ученых;

- сочинения русских и зарубежных мыслителей, обращавшихся к проблемам духовной жизни средневековья.

Историография темы. Существуют общие историографические исследования развития исторической науки в России и СССР (1), многочисленные монографии, посвященные творчеству выдающихся представителей отечественной медиевистики. Однако необходимо учитывать, что большинство работ, вышедших с 30-х до 90-х годов нашего столетия, написаны с позиций марксистской методологии. И в историографических исследованиях проявилось то характерное отношение к культуре, духовной жизни, которое

6 выросло из учения о "базисе и надстройке". Сказанное в полной мере относится к "Очеркам истории исторической науки в СССР" - наиболее полному сочинению о развитии отечественной историографии. В них, в лучшем случае, названы наиболее известные труды отечественных медиевистов, посвященные истории церкви.

Проблемы развития отечественной медиевистики, смены методологических парадигм, формирования научных концепций глубоко разработаны отечественной историографией. В своей работе мы имели возможность опереться на труды М.А.Алпатова, Е.В.Гутновой, В.П.Золотарева, Е.В.Кирсановой, И.Д.Ковальченко, Б.Г.Могильницкого, Г.П.Мягкова, А.Н.Нечухрина, С.П.Рамазанова, О.В.Сини-цина, Л.Н.Хмылева, А.Н.Цамутали, А.Е.Шикло и др.

Поскольку избранная тема диссертационного исследования не была до этого времени предметом специального изучения, историографии проблемы в узком смысле практически нет. В дореволюционное время в помощь изучающим церковную историю создавались пособия. Но предназначавшиеся для этого сочинения А.М.Иванцова-Платонова, Филарета (Гумилевского), П.Я.Светлова и др. не являются научными трудами. Содержавшиеся в лекционных курсах и призванные восполнить отсутствие литературы историографические обзоры, основное внимание уделяли трудам древних церковных писателей и ведущих иностранных ученых; имена отечественных исследователей исключительно редки. Единственным специальным историографическим сочинением была и остается "Церковная историография в главных ее представителях с IV по XX века" А.П.Лебедева, но и ему присущи те же недостатки. Время от времени появлявшиеся же в духовных журналах историографические очерки были посвящены, главным образом, иностранной литературе.

Единственным опытом освещения пути, пройденного духовно-академической наукой, можно считать готовившееся по поручению С.-Петербургской АН сочинение Н.Н.Глубоковского "Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии". В связи событиями 1917 г. издание не было осуществлено, но его сокращенный вариант был опубликован в 1928 году за границей.(2). Труд Н.Н.Глубоковского ценен большой

информативностью относительно сочинений, посвященных изучению западного христианства. Университетская наука признавала изучение истории . христианства "монополией" духовных академий. Общая оценка результатов научных трудов церковных историков была дана Н.И.Кареевым (3).

После революции исследование церковной истории в проводимых ранее масштабах стало невозможным. Изучение истории религии осуществлялось под знаменами воинствующего атеизма и, в большинстве случаев, под лозунгом "религия - опиум для народа". Но и в этих условиях создавались труды, посвященные истории христианства Западной Европы (Р.Ю.Виппер, С.Г.Лозинский, Н.М.Никольский, А.Б.Ранович).

Традиция изучения христианства, в том числе западноевропейского, была продолжена отечественными исследователями в эмиграции (сотрудниками Богословского института в Париже А.В.Карташевым, Г.В.Флоровским; Софийского университета Н.Н.Глубоковским, М.Э.Посновым и др.) . "Пути русского богословия" (4), принадлежащие перу Г.В.Флоровского - единственное фундаментальное исследование развития богословских наук в дореволюционной России. В нем значительное место занимает рассмотрение становления "Исторической школы". Так называл ученый историческое направление в русской богословской науке. Однако о.Г.В.Флоровского не интересовало собственно развитие исторической мысли. Признавая преобладание церковной истории в системе русского богословия с половины XIX века и то, что сделано было "очень немало" в различных областях церковно-исторической науки, Г.В.Флоров-ский считал, что "историка богословской мысли интересует только одна сторона этой ученой работы: как эта сосредоточенность исторического внимания сказывается в общем богословском мировоззрении, как отражается она в богословском синтезе" (5). Потому-то сам ученый и ограничивался выделением "поворотных точек" в процессе развития исторического знания. Взгляды о.Г.В.Флоровского повлияли на содержание очерка игумена Иоанна (Экономцева) "Историческая школа Московской духовной Академии" (6), на выработку выдвинутой им общей концепции развития церковно-исторической школы.

В последние годы история духовной жизни вызывает значительный интерес не только у исследователей, но и у широкой общественности. Он удовлетворяется как переизданием произведений дореволюционных авторов, энциклопедий и словарей (7), так и современной богословской периодикой.

Показателем интереса к проблемам западно-европейского христианства была организованная в ГПИБ выставка, посвященная изучению истории христианства русской исторической наукой. Каталог выставки (8) представляет собой ценное пособие для исследующих эту область исторического знания.

В своем исследовании автор опирался на труды, посвященные истории западно-европейской христианской цивилизации, вышедшие из под пера зарубежных (Ф.Бродель, Ж.Дюби, Ж.Ле Гофф, Ле Руа Ладюри, Л.Февр) и отечественных ученых (Н.И.Басовская, А.Я.Гуревич, И.А.Дво-рецкая, А.Р.Корсунский, Л.П.Репина, И.С.Свенцицкая, В.И.Уколова, В.А.Федосик и др.).

Методология исследования. В основу работы положен накопленный отечественной наукой теоретико-методологический потенциал. Исследование базируется на общенаучных принципах объективности и историзма. Процесс складывания и развития историографической традиции изучения христианизации Западной Европы рассматривался на основе анализа творчества отдельных историков, преломления в их воззрениях основных тенденций историографического процесса. В виду того, что широкой известности имена крупнейших церковных историков, внесших основной вклад в изучение истории христианизации Западной Европы, не получили, использовался биографический метод. Изучение концепций отдельных ученых, оценка сделанного осуществлялись как с учетом условий, в которых они работали, так и в сравнении с созданным их предшественниками и современниками, отечественными и зарубежными.

Работа над диссертацией основывалась на представлениях об уникальности творческого наследия каждого исследователя, работавшего над проблемами истории христианизации Западной Европы, о праве на существование различных философских воззрений и

методологических концепций. Автор считает обязательным условием научного исследования, его нормой, утвердившуюся в отечественной историографии традицию уважительного отношения к наследию, оставленному нам предшественниками. Оценка существующих концепций, анализ успехов и неудач производились с учетом пройденного историографией пути и накопленных знаний. Выход на проблему типологии взглядов русских исследователей потребовал компаративного анализа.

Уяснение предмета исследования потребовало рассмотреть понятие "христианизация". Имея в виду приобщение народов к мировым религиям (христианизации, ислами-зации и т.п.), обыденное сознание, часто вслед за учебной и популярной литературой, связывает его с конкретным событием (датой), конкретным историческим деятелем. Например, "победу" христианства в Римской империи относят к 313 г., обращение франков Хлодвигом - к 496 г., крещение Руси Владимиром - к 988 г. Между тем, процесс обращения не может быть связан (сведен) с каким-то конкретным актом (годом), он тянулся столетия, периоды торжества той или иной религии чередовались с победами язычества. Это сложнейшее явление охватывало различные сферы жизни общества. Происходили кардинальные изменения социальных институтов, менталитета людей. Процесс христианизации (исламизации) осложнялся этническими изменениями. Потому сведение понятия "христианизация" к конкретному факту обращения было бы ошибочным. Исходя из сказанного можно определить: христианизация - это процесс внедрения христианства в различные социальные структуры, предполагающий вытеснение языческих и формирование христианских идеологии, институтов и менталитета. Вместе с тем, христианизация - это деятельность по обращению нехристианского населения. Внутренняя жизнь самого христианского сообщества не сводилась к христианизации остального - "внешнего" - мира и, следовательно, церковная история I - IX веков не сводится к истории христианизации, но последняя - существеннейшая ее часть.

Вопрос о временных рамках процесса христианизации по разному рассматривался и решался в исторической литературе. Нижняя граница может быть определена как

первым, так и вторым веком, в зависимости от того, включать ли историю жизни Иисуса Христа и деятельность апостолов в церковную историю. Подобно большинству русских исследователей мы склонны относить их к церковно-библейской истории. Трудности определения верхней границы связаны, прежде всего, с тем, что обращение Западной Европы не было прямолинейным наступлением христианства "по всем фронтам". По мнению Жака Ле Гоффа, этот процесс занял более тысячелетия (9). Особые сложности, полагал Л.Февр, создает исследователям вопрос о завершении христианизации народных масс, не закончившейся и в XVI в. (10). Большинство отечественных исследователей полагали христианизацию западно-европейского региона состоявшийся к IX - X вв. Сказанное позволяет определить хронологические рамки серединой I - IX вв.

Отечественные исследователи выделяли в истории христианизации два периода. Первый охватывает историю обращения империи в I - начале IV вв., то есть "эпоху гонений", когда христианизация империи одновременно была вопросом о существовании христианских религии и общин. Второй - определяемый по традиции как "эпоха вселенских соборов" - приходится на IV - IX вв. В это время процесс христианизации пошел вглубь, охватывая широкие массы населения, меняя его менталитет, проникая и "связывая" государственные структуры, создавая разветвленную сеть христианских институтов. Процесс христианизации определялся не только перечисленными явлениями и отношениями, но и внутренними изменениями, происходившими в церкви, ростом церковных институтов, таких как папство, формированием и противостоянием христианских центров и т.п.

Пространственные границы исследования охватывают территорию Западной Европы за исключением скандинавских стран, христианизация которых происходила в более позднее время, имела определенную специфику, и Испании. Эти страны (за редкими исключениями) не входили в сферу интересов историков. Отечественные исследователи рассматривали главным образом историю христианизации Франции, Италии, Германии и Британии, опыт исторического развития которых был значим для России.

Научная новизна диссертации состоит в том, что она является первым в историографической литературе монографическим исследованием процесса складывания и развития в России в середине XIX - начале XX вв. особой области исторического знания, предметом изучения которой стали проблемы христианизации Западной Европы. Впервые вводится в научный оборот значительный пласт церковно-исторической литературы; предпринята попытка определения понятия "христианизация". Автором выделены светская и церковная традиции изучения западно-европейского христианства, показаны особенности изучения проблемы учеными, формировавшими и развивавшими их, определены церковно-исторические школы, исследовавшие историю христианизации Западной Европы, изучено творчество их ведущих представителей, показан вклад последних в решение проблемы.

Практическое значение диссертации. Материалы исследования, наблюдения и выводы могут быть использованы в научной и преподавательской работе, при создании обобщающих трудов и разработке учебных курсов, посвященных истории исторической науки России середины XIX - начала XX вв., истории средних веков, историческому религиоведению, истории христианской церкви.

Проблематика исследования, состояние историографии и поставленные задачи определили структуру диссертации. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы. В первой главе рассматривается формирование интереса к проблеме христианизации Западной Европы и ее изучение. Во второй главе исследуются труды отечественных историков, изучавших обращение Западной Европы в его конкретно-исторических проявлениях. В третьей главе анализируются исследования внутренних процессов, протекавших в христианской церкви и определявших ход христианизации. Общий объем диссертационного исследования - 245 страниц машинописного текста. Список литературы включает 401 название источников и научных трудов.