Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Источники по истории книжной культуры: Ярославские рукописные собрания XV-XVIII веков Синицына, Елена Всеволодовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Синицына, Елена Всеволодовна. Источники по истории книжной культуры: Ярославские рукописные собрания XV-XVIII веков : автореферат дис. ... кандидата истор. наук : 07.00.09 / АН СССР. Ин-т истории СССР.- Москва, 1991.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-7/2444-8

Введение к работе

Актуальность тепы, заявленной в диссертации, определяется необходимостью углубленного изучения русской средневековой книжной культуры, которая была неразрывно связана с историей монастырских и церковных книгохранилищ. По мнение видных дореволюционных и советских ученых, такие библиотеки являлись одним из ярких показателей духовного развития феодального общества1. ,В исторических трудах последних десятилетий исследование истории древнерусских библиотек, реконструкция их состава, выявление, анализ и публикация источников, раскрывающих пути формирования этих собраний, признано актуальной практической задачей . В свете названных проблем рассматриваются в настоящей работе ростово-ярославские книжные традиции ХУ-ХУШ вв.

*См.: Ключевский В.О. Древнерусские хития святых как исторический источник. П., 1938. С.397; Зимин А.А. Из истории собрания рукописных книг Ибсифо-Болоколаыс-кого монастнряТІГ ЗОР / ГЕЯ. Ы., 1977. Выл.38. С.І5, 29; Кукушкина M.S. Монастырские библиотеки Русского Севера:. Очерки истории книхноя культуры Ш-ХУЛ вв. Л., 1977. С.З; Розов Н.Н. Некоторые проблеш изучения истории книги в Древней Руси //Тр. Г ШБ им.Салтыкова-Щедрина II. Б. Л.,Л962. Т.Х(ІЗ). С.І57; влоря 5,Н. О реконструкции состава дреперусских библиотек // Древнерусское искусство: Рукописная книга. 14., 1972. С.52.

рекомендации I Всесоюзной конференции "Книга в России до середины XIX б," // Книга в России до середины XIX в. Л., 1978. С.297; шлидт СО. Некоторые источниковедческие вопросы изучения истории русской книжности // Там же. С.39.

Советской исторической наукой достигнуты значительные успехи в изучении средневековых рукописных собрании. Однако исследователи обращались главным образом к анализу состава крупнейших церковних, монастырских и архиерейских библиотек Русского государства, между тем, такой значительный центр производства и средоточения рукописны*, книг, каким был Ярославский краї! на протяжении ХУ-ХУШ вв. «не стал до сих пор предметом специального рассмотрения ученых. Хорошо известно использование коллекций г. Ярославля филологами, искусствоведами и историкаин, однако их внимание привлекали лишь отдельные экземпляры уникальных рукописей, вышедших из местных скрипториев. Исследователи "Слова о полку Игореве" анализировали библиотечные описи Спасского монастыря и Ростовского архиерейского дома (далее - РАД), но только с целью получения сведений о сборнике графа Л.И.Мусина-Пушкана со "Словом". Таким образом, история формирования и эволюции состава библиотек духовных корпораций Ярославского Поволжья прослежена не была. Такое положение делает актуальной тему настоящей работы.

Цель диссертация - источниковедческое изучение комплекса делопроизводственных материалов ХУП-НХ вв., позволяющих проследить исторические судьбы крупных рукописных собранна, сложившихся я функционировавших на Ярославской земле в период с ХУ по ХУШ вв.

Как известно, практически все средневековые библиотеки не сохранялись до настоящего времени в своем первоначальном виде, а подверглись сильному распылению, особенно в ХУШ и XIX вв. в результате активной соби^тельской деятельности старообрядцев, исследователей и коллекционеров. Таким образом,

многие книги оказались оторванными от места их создания и многовекового бытования. После Октябрьской революции значительное количество рукописей, принадле-жавишх церкви, било передано согласно постановлениям Советского правительства в музеи а архивы. Так библиотеки духовных корпораций прекратили свое существование как целостные книжные комплексы: зачастую рукописи одной коллекции оказались разобщены по многим ведомственным хранилищам, иногда даже в разных городах, часть книг, "не имевших историко-художествениого значения", была уничтожена в 20-30-е гг. по решению так называв- мых ликвидационных комитетов ; часть - разошлась среди библиофилов.

Такова судьба большинства церковных хранилищ, изучение истории которых закономерно начинать с вопроса о степени сохранности дошедшего до настоящего времени материала, т.е..с вопроса о том, насколько современные рукописно-ккишше собрания ограяают фонды реально существовавших библиотек духовных корпораций. Объем этой задачи определяет к'единственно возможное в наши дни ее решение - реконструкцию собраний по регионам и отдельным центрам.

Призванная составить представление о рукописной книжности, собранной в древней библиотеке, реконструкция предполагает:

**См,; Декреты Советской власти. И., 1957. Т.І. С.37І-373.

4Си.: Инструкции для представителей отдела музеев Главнауки и его органов на местах, действующих на основании Декрета о ликвидации церковного имущества

от 2 января 1922 гг. // Известия. 1922. 6 января: Инструкции по проведению в яизнь Постановления об изъятии церковных ценностей // Известия. 1922. 28 февраля.

  1. Систематизацию всех рассеянных материалов втого собрания.

  2. Выявление и визуальный анализ сохранившихся книг, своим происхождением и бытованием связанных с исследуемой библиотекой.

  3. Максимально полное привлечение документальных источников, зафиксировавших прежний состав древних библиотек по векам. Таковыми источниками является, в первую очередь, материалы делопроизводственного характера ХУП-ХІХ вв. (писцовые книги, переписные и опасные, вкладные и приходо-расходные монастырские книги, историко-статистические описания, библиотечные каталоги и т.п.). Среди них первостепенное значение для изучения складывания и функционирования библиотек духовных корпорация имеют книжные описи. Кроме того, современные исследователи в качестве источника привлекает труда археографов ХУШ-ПХ вв., основанные на недошедших до настоящего времени материалах.

  4. И, наконец, соотнесение конкретных рукописных книг, отложившихся в различных фондах современных хранив лит, со сведениями о них, извлеченными из документальных источников.

Настоящее источниковедческое исследование посвящено реконструкции состава наиболее значительных местных библиотек - ростовской владычной и принадлежавшей Спасскому монастырю - в период с ХУ по 1790 г. Кроме того, в работе подробно рассмотрена история бытования кодексов из названных собраний в составе коллекции рукописей сначала архиерейского дома (1790-1923 гг.), а затем - Ярославского музея-заповедника (I923-I99I гг.). В диссертации анализируются также источники ХУП-ХІХ вв., раскрывающие состав книжных фондов местных монастырских библиотек, менее богатых

и значимых в сравнении с собраниями РАД и Спасского монастыря.

Хронологические рамки исследования охватывают период с ХУ по ХУЫ столетие; это обусловлено, главным образом, состоянием источников по теме: отрывочно сохранившиеся сведения за ранний период ХП-ХІУ вв. не позволяют, к сожалении, судить о характере первых ростово-ярославских библиотек. Выбор низшей границы объясняется тем, что исследуемые собрания к ХУ1Я в., в основном, слагались как целостные кникно-рукописные комплексы и являлись теперь предметом внимания не только церковных властей, но и зарождавшейся исторической науки.

Географические рамки исследования ограничены пределами ярославского историко-культурного региона, в который на конец ХШ в. эоши земли, ограниченные о востока верховьями реки Которосли, далее в северо-западном направлении граница региона проходила выше г. Углича (мезду гг. Угличем и Кашиным), затем шла параллельно реке Сухоне (западнее - преобладало новгородское культурно-политическое влияние), потом -через Пошехонье по реке Шексне, здесь граница поворачивала к верховьям реки Костромы и ала вниз, по правому ее берегу, к Волге а, таким образом, вновь возвращалась в ганую часть Ростовского уезда и примыкала к своей- исходной точке в верховьях реки Которосли (крайний пункт - слобода Гаврилов-Ям).

В работе на материалах ярославского историко-культурного региона рассматриваются следующие вопросы:

- методика изучения источников по истории формирования и функционирования библиотек духовных корпораций в ХУ-ХІХ вв.;

сохранность источников и возможности реконструкции состава библиотек;

определение местных скрипториев я их особенностей в оформлении кодексов и подборе переписываемых текстов;

установление круга летописных и литературных памятников, основанных на местных сшетах и своим появлением связанных с исследуемыми книжными центрами;

реконструкция состава библиотек РАД и Спасо-Ярославского монастыря;

книгописание, книгохранение и книгоисдользова-ние в РАЛ, Спасском монастыре и Ярославском архиерейской доме (далее - ЯАД);

идеологическая направлзнность ростовской митрополичьей библиотеки а начале ХУШ в.;

изучение рукописных коллекций духовных корпораций Ярославского Поволжья археографами ХУШ-ПХ вв.

Методология, источники и методика исследования. Методологической основой диссертации являются представления о социальной природе исторического источника в свете учения об информации.

Специфика средневековых книяных собраний различных регионов монет быть установлена только при обследовании большого комплекса источников, в котором можно выделить три основные группы.

Во-первых, это собственно книги, которые отражаю особенности рукописно-юдашой традиции, присущей данной локально-определенной местности. К сожалению, сами кодексы, в большинстве случаев, не несут открытой информации о своем происхоадении и бытовании, и их история может быть восстановлена только исследовательскими путями.

Вторую группу составляют памятники деловой письменности - это описи имущества церковных учреждений, библиотечные каталоги, вкладные и приходо-расходные книги, конкретные фрагменту писцовых книг и т.п. Все эти документы содержат сведения о составе, путях комплектования и эволюции книжных фондов древних библиотек.

К третьей группе источников можно отнести нарративные материалы, а именно, те литературные и исторические памятники, которые основаны на местных сшетах и своим происхождением связаны с определенный! книжными центрами. Текстологический анализ подобных сочинений позволяет определить те произведения, которые в виде прямых цитат или пересказов присутствовали на страницах писаний местных книжников, и, следовательно были известны и имели хождение в читательской среде данного региона.

Среди названных источников первостепенное значение при работе по реконструкции состава средневековых рукописных собраний имеют книжные описи. Будучи частью церковного имущества, библиотеки на общих основаниях подвергались на протяжении веков достаточно систематическим переписям, которые преследовали, в первую очередь, охранные цели. Наиболее ранние описи древнерусских библиотек известны только с конца ХУ в. 3 пределах Северо-Зосточной Руси инвентарная каталогизация особенно интенсивно начала развиваться под влиянием системы церковно-государственной отчетности, установленной на Стоглавом соборе. Так составлялись переписные монастырские книги, в них ревизия проводилась правительственными чиновниками, Кроме того, существовали опшс-ные или сдаточные книги, т.е. внутрпмонастырские описи имущества, которые появлялись обычно при смене властей.

ризничьих или книгохранителей. Те и другое, т.е. "переписи" и "отписи", по своей форме друг от друга не отличаются: только прочитав причину составления описи (обычно указанную в^ на чале документа) можно заключить: инеем ли ми дело с "переписью" или "отписью", т.е. с ревизией или вкутримонастырской передачей.

С ХУШ столетия в практику вошли "единовременные" описи монастырей и их вотчин; впервые такое мероприятие выло проведено в 1701 г. по указу Петра I. В 1775 г. вышло специальное распоряжение Синода о порядке хранения имущества духовных корпораций. Этот документ оговаривал форму составления описей, называл лиц, которые должны были проводить ревизии "церковного достояния". Кроме того, предписывалось копии описей представлять в местные консистории и духовные правления.

В следующем XIX столетии порядок хранения и описания церковного имущества был усовершенствован. Указом Синода от 31 мая 1853 г. била введена новая единая форма составления описей. Согласно "Предложениям" митрополита Филарета (Дроздова) опись делилась на три части, последняя "ведала книгохранилищем и письменностью". Теперь "для сохранности рукописей" в опись должны были включаться следующие характеристики книг: время написания кодекса, количество.листов, а также роспись содержания сборников. На всех рукописях надлежало проставить на листах 1,10 и 20-м записи о принадлежности их определенному книжному собранию.

Кроме инвентарной описи, монастырская документация сохранила и примеры самостоятельных библиотечных описей. С конца ХУ в. они составлялись в крупных книжных центрах. В ХУЛ в. появление самостоятельных библиотечных описей знаменовало собой зарождение интереса уже не охранного порядка, а справочного (опись книгам.

в степенных монастырях находившимся), а в следующей ХУШ столетии - научного характера.

Разработка методики работы о источниками, раскрывающими истории древних книжных собраний, началась еде в дореволюционной историографии. В IS02 г. академик Н.К.Никольский выступил за "скорейшее введение в научный оборот всех описей" монастырских и церковных библиотек, поскольку содержащиеся в них сведения позволили бы судить о деятельности "главных средоточия русского просвещения", состоянии церковно-учителького дела на местах, о времени появления древнейиих списков и их передвижении. Н.К.Никольским была обоснована и методика работы с описями, которая легла в основу современных опытов воссоздания состава преяких книяных собраний. Он предлагал "путем сопоставления старинных описей с наличными рукописями ... восстановить истории отдельных местных библиотек . Позднее, в 20-30-х гг., описи достаточно широко использовал в своих работах Н.К.Зарубин6. Приемы, которые оч применил для реконструкции Соловецкого рукописного собрания7, имеют много общего с приемами анализа описей средневековых архивов, методика извлечения информации из которых активно разрабатывается в последнее время. Зарубинская методика, основанная на источниковедческом анализе последовательного ряда разновременных библиотечных описей, позволяет создать своего рода "поисковые образы" конкретных

^Никольский Н.К. Ближайшие задачи изучения древнерусской книжности. Спб., 1902.

:блиотечного дела в бличной библио-

Э.

70РРК Ш СССР, собрание авторских материатов, й І,

рукописей. Такие "поисковые образы" несут информацию об утраченных рукописях или дают возможность исследователю зыделитъ из современных фондов те рукописи, о которых идет речь в описях.

В настоящее время проблема реконструкции состава древнерусских библиотек в методическом отношении приобрела несколько аспектов - в соответствии с ними ставятся следующие исследовательские задачи.

Первоочередная задача состоит в систематизации всего наличного сохранившегося рукописного материала по принципу бывшей владельческой принадлежности и составлении полного каталога древнерусских рукописей, локализованных по местам их бытования. -

На втором этапе должно быть проведено систематическое изучение описей книжных собраний (на различных хронологических этапах) и установление соответствия сохранившегося рукописного материала данным описей.

На третьем этапе встает задача собственно восстановления истории формирования того или иного рукописного собрания. Дошедшие до нас описи книжных собраний, как правило, не старше середины ХУІ в., поэтому судить о начальных.этапах создания крупных церковных хранилищ невозможно без проведения кодихо- -логического анализа,- без выявления продукции различных древнерусских скоипториев. В соответствии о этим возникает необходимость составления справочника образцов почерков наиболее известных русских писцов и книжников, а также образцов графики письма и особенностей оформления книг в различных книгописных мастерских.

В настоящей работе реконструкция состава ростовской владычной библиотеки и библиотеки Спасского монастыря осуществлена по методике Н.Н.Зарубина и представлена в Приложениях I и Ш.

, Научная новизна диссертационной работа состоит в том, что в ней на материалах ярославского региона впервые был осуществлен анализ состава крупнеііпих библиотек местных духовных корпорації в ХУ-лУШ вв., на конкретна» материале выяснено их реальное культурное и историческое значение. Диссертационное исследование выполнено на основе изучения оирокого круга неопубликованных источников из фондов ОР ГЕН, ЦГДДА, ЦГИАЛ, ГИБ да.Салтыкова-Щэдрина, ОРРК БАН СССР, Государственного архива Ярославской области (далее - ГАЯО) и его филиалов в гг.Ростове (далее - РФ), Ркбинске, Угличе, а такие Ростовского, Угличского и Ярославского музеев. Больжксгво из использованных автором архивных материалов впервые вводятся в научный оборот. 3 результате проведенной работы были выявлены центры местного Книгописания, определены кх особенности, врекя функционирования. Привлечение к исследованию новых источников по истории библиотек РАД и Спасского монастыря позволили внести ряд существенных уточнений в истории открытия рукописи со "Словом о полку Игореве".

Праатическоз зііачение работы состоит в том, что конкретные наблэдения и выводы автора могу? быть исполь-зозаны при создании обобзащлх трудов по истории отечественной книжноіі культуры ХУ-ХУП вв. Материалы диссертации могут наііти применение при издании каталогов геобпблиогра-фического-характера, а такяе при подготовке спеїдаальнкх курсов по истории культурной .етзни Ярославских земель в ХУ-ХУІІІ зв. Результаты реконструкции рукописных собраний РАД и Спасского монастыря будут полезны в практической работе ОЕА Ярославского музея-заповедника (далее - ЯШ). Кроме того, данные, полученные в хода исследования, могут быть использованы при строительстве музейных экспозиций.

Апробацией результатов диссертационной работы стало их обсуждение на заседаниях Отдела источниковедения

отечественной истории дооктябрьского периода Института истории СССР АН СССР, Отдела древнерусской литературы ИРЛИ АН СССР (Путинского Дома). По теме диссертации опубликованы специальные работы, сделаны доклады и сообщения на 3-й и 4-й Всесоюзных научных конференциях "Книга в России до середины XIX в. (г.Ленингрьд, 1985 и 1390 гг.), Чтениях по истории литературы и культуры Древней Руси ИРЛИ АН СССР в Ярославле в 1986 и 1990 гг., конференциях колодах ученых Ярославского государственного университета в 1984, 1986 и 1988 гг., научно-практических конференциях, посвященных 120-летию и 125-летию Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника в IS84 и 1990 гг., научной конференции "История и культура Ростоеской земли" (Ростов Великий, 1991 г.)

Структура работы. Во Введении к диссертации содержатся постановка проблемы, обоснование хронологических у. географических рамок исследования, историографический обзор работ дореволюционных и советских историков по теме, определена методика исследования. В первой главе изучены вопросы формирования и эволюции состава ростовской владычной библиотеки в ХУЛ и ХУШ вв. Глава П посвящена исследованию истории Спасского книжного собрания в ХУ-ХУШ вв. В третьей главе прослежзц процесс формирования коллекции рукописей ЯАД в конце ХУШ в. В Заключении подведены итоги исследования. В Приложении к диссертации пйлещены: Материалы для реконструкции рукописных собраний РАД и Спасского монастыря; Югюч к Описанию рукописей ЯАД, составленному П.М.Строевым; Опись библиотеки ростовского митрополита Арсенъя Мацеевича 1763 г.; Описание рукописных книг, связанных с собирательской деятельностью архиепископа Ярославского . Антония Знаменского (1806-1820 гг.); Ключ к Описанию рукописей Ростовского Спасс-Яковлевского монастыря, изданному А.А.Титовым; Иллюстрации.